Роли, которые мы играем: зачем они нам?
Человек среди людей
В какие игры мы играем
Люди живут в системе бессознательной игры, плавно перетекая из одной роли в другую. Этот процесс может закончиться, только если человек начнет осознавать происходящее.
«Разберем на примере отношений. Женщина начинает встречаться с мужчиной, но к этому моменту она психологически не вышла из состояния маленькой девочки, — рассказывает психолог Анна Авдеева. — Не получив в достаточной мере родительской любви, выстраивает отношения так, чтобы компенсировать этот недостаток. Мужчина может плавно встроиться в сценарий и играть роль отца. В итоге получаются не партнерские отношения, а детско-родительские».
Мужчина, желая доминировать и ощущать власть, выступает в роли взрослого. Отношения «зависнут» на одной стадии развития. Партнеры должны вместе развиваться и расти, ставить общие цели и идти к ним. В отношениях, где один играет роль ребенка, а другой — родителя, о развитии не может быть и речи. Их совместная жизнь строится на фундаменте эмоций: ребенок обиделся, взрослый его пожалел, и так далее. Поэтому такие отношения нездоровы.
Основная черта человека, занимающего позицию жертвы, это нежелание нести ответственность за свои поступки
Мы часто не честны с собой: при общении с людьми мы надеваем определенные маски. Например, чтобы удовлетворить внутреннюю потребность в чем-либо.
«В процессе общения мы всегда испытываем эмоции «для себя», хоть и преподносим эти переживания как желание помочь другим. Например, ко мне приходит подруга, жалуется на жизнь, работу, детей. Я слушаю ее и сочувствую. Хочу ли я помочь подруге или только играю роль спасителя, чтобы получить ответную реакцию — любовь, благодарность или что-то еще, чего мне не хватало в детстве?»
Роли спасителя и жертвы — одни из самых популярных в обществе. Основная черта человека, занимающего позицию жертвы, это нежелание нести ответственность за поступки. Жертва постоянно ищет жалости и сочувствия и порой сама провоцирует агрессию окружающих, чтобы получить возможность манипулировать ими.
В свою очередь тот, кто надевает маску спасителя, чувствует себя нужным, ощущает удовлетворенность. Человек, привыкший всех всегда спасать, постоянно находит себе объект для защиты.
Зачем мы это делаем
«За этими масками стоят переживания детства — потребность в принятии и любви, — комментирует Анна Авдеева. — В подобных играх люди часто бросаются на помощь другим: одалживают деньги, выслушивают рассказы о проблемах, берут на себя чужую ответственность. Но попытки стать хорошими для окружающих не всегда получают признание и удовлетворение. Это ведет к кризису, энтузиазм и силы пропадают. Спасителя это может перебросить на другую сторону, и он неосознанно превратится в жертву».
Семейные установки определенным образом влияют на то, какие роли для себя выберет человек. Он становится похожим на родителей, проживает их жизнь, повторяет пройденный ими опыт. Иногда люди намеренно выбирают тот же путь, что и родители, как будто возвращая их в свою жизнь.
Кто-то старается уйти от навязанных родительских правил, но по стечению обстоятельств оказывается в похожих ситуациях. Например, в семьях, где родители давили авторитетом и чрезмерно опекали, дети часто выстраивают созависимые отношения в своих семьях, в которых играют по заданным родителями правилам.
Как выйти из игры
Чтобы выйти из игры и снять маски, важно осознать, какую игру вы ведете и для чего. Осознание начинается с понимания того, что в жизни происходят повторяющиеся ситуации, события, встречаются похожие люди. Как будто по кругу проживается один и тот же сценарий. Как только мы его осознали, полезно понаблюдать: какая эмоция становится ведущей в жизни, какая внутренняя боль руководит действиями, настроением, словами? Обнаружив эти эмоции, их нужно нейтрализовать.
«Часто за масками стоят эмоциональные переживания, которые храним и не можем отпустить. Освобождение от навязанных родителями ролей возможно только тогда, когда человек начинает независимую жизнь, становится способен на осознание настоящего, отвечает за свои поступки. И при этом понимает, что именно из родительского наследия ему хочется сохранить».
Даже если человеку нравится его роль и он получает от ее отыгрывания выгоду и удовольствие, необходимо понимать, что это не делает его психически и эмоционально здоровым. Вечная игра изматывает и отнимает много энергии. А эту энергию можно направить на развитие и совершенствование.
Текст:Яна ВерзунИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«Я беременна в 17, и парень бросил меня. Как быть?»
«Годами не замечал жену, и она нашла другого. Как ее вернуть?»
Что нужно есть, чтобы сохранить молодость ума: 3 лайфхака против старения
Выражайте благодарность и проявляйте сочувствие: 5 шагов к улучшению отношений — попробуйте на практике
Что заставляет женщин выбирать женатых мужчин: 3 мотива
Беларусь вводит химическую кастрацию для педофилов: насколько эффективно такое наказание
«Свекровь бесит даже тем, что просто присутствует в нашей с мужем жизни»
Тревога во время беременности: какой она бывает
Какие социальные роли мы играем в жизни? Социальные роли и их влияние на человека
Поговорим сегодня о ролях, которые нам приходится играть в своей жизни. Что мы о них знаем? Какие мы актеры? И где среди этих ролей настоящий Я?
По своей сути «социальная роль» – это поведение человека, которое от него ожидается в соответствии с занимаемым статусом.
Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
В. Шекспир
Сюда относятся и профессиональная деятельность (ученик, бухгалтер, начальник), и социально-демографические роли (муж, жена, сын, мать), и межличностные роли (лидер, душа компании, изгой, королева класса) и гендерные социальные роли (мужчина и женщина).
Зачем нам нужны роли?
С одной стороны, роли призваны облегчить нам жизнь, задавая нормы и правила, по которым следует играть в определенном социальном контексте. С другой стороны современное общество требует постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. Но правила игры далеко не однозначны, они практически нигде не задекларированы, либо утверждения противоречат друг другу.
Нередко случаются ситуации, когда одни социальные роли противоречат другим. Например, жена разводится с мужем и обижена на него, при этом декларирует свой негатив ребенку, пытаясь выставить отца в дурном свете. Но реальность такова, что мужчина может быть хорошим и любящим отцом, но скверным мужем для этой женщины. Зачем же объединять контексты ролей «мужа и отца»? И чем больше мы времени проводим в той или иной роли, тем более привычной и естественной она для нас кажется. Но где мы за всеми этими ролями? Что мы о себе знаем?
Вот мы видим жесткого и авторитарного начальника, которого боится весь офис. Но почему он настолько суров? Вероятно он считает, что именно так себя должны вести хорошие руководители, и честно отрабатывает свою роль офисного пугала. А что в реальности происходит с этим человеком? Возможно, его собственная неуверенность и желание доказать свою значимость настолько велики, что собственный страх заставляет прятаться за ролью начальника и вселять ужас и трепет в души подчиненных.
Гендерные роли
Мы рождаемся с гендерными различиями – мужчины и женщины, но только социальные роли делают из нас действительно мужчин, и действительно женщин. Кто-то хорошо усвоил эту роль и нашел своего идеального партнера, которые прекрасно дополняют друг друга. А кто-то мечется из крайностей в крайности, так до конца не определившись: какая она женщина, и какой он мужчина.
Кто-то со школьных времен застрял в роли «хорошая и правильная девочка», и теперь всем демонстрирует свой перфекционизм, и доводит себя и окружающих до состояния невроза. Возможно, когда-то это был единственный способ получить родительскую любовь, добиваясь отличных оценок в школе. Но времена прошли, и неожиданно для себя можно открыть, что любовь и признание можно получить по-другому, и не обязательно что-то доказывать другим и себе.
Одна моя клиентка поделилась новостью со своей матерью о решении развестись. Первая реакция матери было причитание о том, как же теперь она будет жить, как ей будет сложно и т. п., а второй реакцией были слова: «А как женщина я тебя понимаю». Мне кажется прекрасная иллюстрация того, что наши слова и поступки, и даже наши чувства будут сильно отличаться от контекста того, в какой роли мы сейчас это ощущаем и говорим. Удивительно! Не правда ли? Как роли могут даже менять наши чувства.
А сколько вы знаете своих ролей? А вы хорошая актриса? А наблюдали за своими чувствами из разных ролей? А что вы знаете о себе вне относительно роли? А действительно ли вы себя знаете?
почитать другие статьи на этом сайте:
о запретных чувствах
о чувстве зависти
семейные сценарии
Ваши 10 обязанностей человека
Иудаизм — это образ жизни, основанный на принятии ответственности и выполнении обязательств. Возможно, самый важный личный наказ иудаизма — взять на себя полную ответственность за свою жизнь. Как сказал Гилель: «Если я не за себя, то кто?» Вот контрольный список десяти самых основных обязанностей человека.
1. Знай, ради чего ты живешь.
Возможно, высшая обязанность человека состоит в том, чтобы выяснить, ради чего он живет. Каждый успешный деловой человек живет с постоянным осознанием своей миссии. Было бы невообразимо спросить делового человека, какой продукт он продает, и получить ответ вроде: «Хммм, не уверен. Кажется, он меняется каждую неделю». То же самое и с точки зрения управления делами нашей личной жизни. Чтобы максимизировать наши инвестиции в жизнь, нам нужно жить с ясностью своей цели и постоянно помнить о ней в течение дня, как деловой человек.
Вопрос: Для чего ты живешь?
2. Познай себя.
Чтобы познать себя, нужно быть честным с собой и полностью владеть своими сильными и слабыми сторонами, недостатками характера, страхами и мечтами. Полезный путь к самопониманию — признать и исследовать свои чувства. Понимание того, почему вы чувствуете себя определенным образом в определенной ситуации, поможет лучше понять, как вы себя чувствуете. Кто-то, кто не в курсе того, что он чувствует, подобен авиадиспетчеру, который не смотрит на экран своего радара, невнимательность в обоих случаях неизбежно приводит к неприятным авариям.
Вопрос: Чего вы больше всего боитесь? Почему?
3. Возьмите на себя ответственность за свои эмоциональные проблемы
Жизнь трудна. Боль жизни часто оставляет нам эмоциональные раны, которые, как и физические раны, не проходят сами по себе. Их необходимо выявить и принять меры. То, что мы чувствуем, мы можем исцелить. То, что мы отвергаем, сохраняется. Бегство от нашей эмоциональной борьбы приведет только к большей боли и самоповреждению.
Вопрос: С какой болезненной проблемой вы избегали прямого столкновения?
4. Любите себя
Любовь к себе — это опыт уверенности и расширения возможностей. Противоположностью любви к себе является ненависть к себе. У ненавидящих себя нет жизни, потому что они живут в состоянии стыда, незащищенности и бессилия. Независимо от того, насколько сильно вы страдаете от заниженной или поврежденной самооценки, вы абсолютно обязаны найти способ полюбить себя. Люди, которые любят себя, более успешны во всех сферах жизни. Бог вложил в каждого из нас святую душу, наполненную благостью и потенциалом роста. Прикоснитесь к своим скрытым силам.
Вопрос: Опишите три достоинства, которые есть у вас внутри.
5. Определите и внесите свой уникальный вклад в мир.
Раз человек определил свою жизненную цель, то необходимо определить уникальный творческий способ, которым он выражает ее в мире. Каждый человек обладает уникальным творческим потенциалом и, следовательно, уникальным вкладом в мир. Когда человек не верит, что у него есть цель, у него нет будущего. А когда у человека нет будущего, он теряет и настоящее. Это потому, что радость в настоящем во многом зависит от способности представить будущее.
Вопрос: Какая деятельность заставляет вас чувствовать себя полностью живым?
6. Думай сам
В жизни есть две тенденции. Один из них — двигаться к независимости, думая о себе. Второй — следовать за толпой, поддаваясь социальному давлению и позволяя другим думать за вас. Думать самостоятельно означает прояснять и признавать свои ценности, приоритеты и цели. Когда вы сделаете это, вы будете жить на своих условиях, а не на чужих.
Вопрос: Как вы думаете, каким образом социальное давление заставляет вас делать то, во что вы на самом деле не верите?
7. Учись и развивайся
Цель жизни – постоянно расти, чтобы стать лучше. У каждого из нас очень большой потенциал. Чтобы развить наш огромный потенциал, нам нужно постоянно учиться, искать истину и мудрость. Вот почему самая важная заповедь в иудаизме – изучать Тору. Чтобы использовать наш огромный потенциал, нам нужна ясность. Одно из величайших удовольствий в жизни — познавать и вносить изменения, которые преображают нашу жизнь. Как можно терять время, когда столько возможностей для реализации?
Вопрос: Как я могу лучше использовать свое время, чтобы учиться и расти?
8. Будьте счастливы, будьте благодарны.
Жизнь прекрасна. Счастливый человек — это тот, кто доволен своей долей. И правда в том, что все наши порции богаты. Обязательство быть счастливым на самом деле подразумевается в последней из Десяти Заповедей. «Не завидуй и не желай того, что есть у других». Чтобы не желать и не ревновать, надо быть счастливым, т.е. довольным своей долей. Большим препятствием для того, чтобы чувствовать себя по-настоящему довольным, является наша склонность играть в игру «когда-тогда». Когда я смогу водить машину, я буду счастлив. Когда я выйду замуж, я буду счастлив и т. д. и т. д. Главный источник счастья — это то, что я называю «ощущением радости существования». Если вы сможете представить, как в последний раз оглядываетесь и прощаетесь с миром, вы начинаете понимать, что такое радость существования. Будем ли мы продолжать стонать и жаловаться до самой могилы?
Вопрос: Что вы можете делать каждый день, чтобы окунуться в радость существования?
9. Будьте дающим, а не берущим
Дарение определяется как сознательный выбор доставлять другим удовольствие и не причинять им боль. Конечно, мало на свете большего удовольствия, чем дарить. Давать — это опыт самопревосхождения, а брать — значит быть поглощенным собой. Давать или не давать – это окончательный выбор человека. Лучшее место, где можно оценить себя, — это семья. Видят ли они вас больше дающим или больше берущим?
Вопрос: Каким образом вы причиняете боль другим? Как вы можете доставить больше удовольствия самым важным людям в вашей жизни?
10. Будьте частью чего-то большего, чем вы сами
Людям необходимо объединяться с другими, чтобы совершить что-то великое. Один из способов сделать это — найти причину. Иудаизм утверждает, что мы обязаны строить мир и заботиться о нем. Раввины говорят: «Каждый день человек должен говорить, что мир создан для меня». Мир принадлежит мне, и не для того, чтобы его использовать или злоупотреблять, но чтобы взять на себя ответственность. Они также говорят: «Вы не должны завершить работу, но вы не освобождаетесь от попыток».
Высший опыт быть частью чего-то большего, чем ты сам, — это быть партнером Бога в созидании мира. Нет ничего более самопревосходящего, чем личные отношения с Вечным.
Вопрос: Какова ваша причина?
Изображение людей: роли в повседневной жизни и в театре
Роли, которые люди играют в жизни, являются важными строительными блоками их идентичности, и новые виды ролей могут даже в лучшем случае повысить качество их жизни и их возможности сделать разница в обществе. Исследовательский проект Искусство как работа и как рабочий инструмент изучали, как во время театрального проекта молодежи врастают в роли артистов и исполнителей и какие последствия этот процесс имеет для людей. Темы театрального проекта, за которым следили в исследовании, в центре были, среди прочего, о включении и исключении, принадлежности или непринадлежности к разным сообществам, участии и лишении, а также обращении с молодыми людьми в их трудовой жизни и их положениях. в обществе в целом.
Описание повседневного социального взаимодействия с помощью терминов, заимствованных из театра, является установившейся традицией во многих академических областях.
Роли являются необходимыми инструментами для всех человеческих сообществ: это способы координации сотрудничества, знания о подходящих и эффективных способах взаимодействия с другими людьми в различных ситуациях и средах. Роли, которые выполняют люди, также являются центральными строительными блоками их идентичности.
Но как научиться новым ролям? Возможно ли вообще распознать виды ролей, которые повышают гибкость индивидуальной идентичности
Летняя работа в качестве художников
Наш исследовательский проект «Искусство как работа и как рабочий инструмент», финансируемый Kone Foundation, имел уникальную возможность проследить, как молодые люди постепенно превращаются в художников и исполнителей, и как этот процесс влияет на отдельных людей. Мы изучали проект летней работы, в рамках которого каждое лето нанималось около десяти молодых людей (в возрасте 18–22 лет) для работы с профессиональными художниками в течение шести недель. Фестиваль городского искусства URB театра Kiasma запустил проект летней работы в 2011 году, а недавно организовал его в сотрудничестве с городом Хельсинки. Театральный режиссёр Элина Изарра Олликайнен вела его с ежегодно меняющимся партнёром. Каждое лето проект завершался сценическим представлением, которое было частью программы фестиваля URB. Участники внесли свой вклад в идеи этих произведений, подготовили большую часть материалов и сами сыграли сценические роли.
Единый голос группы
Типичной характеристикой групп летней работы было разнообразие этнического, языкового, культурного и социально-экономического происхождения. То есть они во многом представляли новую разновидность финскости. Опыт и повседневные роли участников создали темы и ингредиенты произведений искусства, например, посредством письменных заданий и групповых обсуждений. Многие из повторяющихся тем вращаются вокруг включения и исключения, принадлежности к сообществам и интеграции в них, обращения с молодыми людьми на рынке труда и в обществе в целом. В работах также затронуты более темные темы, такие как расизм, война, терроризм, смерть и проблемы с психическим здоровьем, но также и более яркие стороны жизни.
Художественные проекты предоставили участникам естественную возможность столкнуться с инаковостью: типами людей и типами людей, которых они иначе никогда бы не встретили из-за предрассудков или социальной дистанции. Мелкие расколы и конфликты, наверное, возникали каждый год, но работа всегда заканчивалась. Действительно, одним из самых важных достижений для участников, несомненно, стал реальный шанс посвятить себя группе и общему проекту — и сделать их совместный голос публично услышанным через сценические роли.
Традиции и техники
Под руководством профессиональных художников участники получили возможность глубоко изучить искусство. Постепенно роль художника позволяет участникам по-новому взглянуть на собственную жизнь и идентичность. Роль художника — это позиция, с которой можно рассмотреть даже самые болезненные переживания в новом свете и превратить их в сырье для художественного выражения. В роли художника можно также более аналитически и более критично наблюдать за собой как фигурой на общественных сценах и как объектом отношения других. В духе философа Джона Дьюи искусство можно рассматривать как инструмент для размышлений, который позволяет нам исследовать миры нашего опыта и освещать те нормы и ценности, которые лежат в основе сплоченности или конфликтов в различных сообществах.
Различные художественные традиции также предлагают весьма конкретные приемы отыгрывания ролей. Участники летних рабочих проектов научились, например, приемам письма и видеосъемки, а также чеховским приемам актерского мастерства. Приемы актерского мастерства усиливают и расширяют выразительные возможности личности, включая жесты, мимику, движения и голос. В то же время эти техники повышают осведомленность о своем теле, его возможностях и границах, а также о связанных с ними культурных значениях. С помощью этих средств участники также развивают навыки интерпретировать других, координировать свои действия с действиями других, опираться на идеи и импульсы, предлагаемые другими, и действовать под пристальным взглядом аудитории.
Другими словами, такие техники формируют людей в более гибком направлении как когнитивно, так и телесно. И эффекты не ограничиваются только театром. Учась изображать вымышленного персонажа, почти обязательно узнаешь что-то фундаментальное о ролях, которые люди играют в повседневной жизни. Чем более квалифицированным будет его выступление, тем больше путей, скорее всего, откроется.
На пути к новым ролям
По отзывам участников, летняя работа научила их новым социальным навыкам, избавила от страха перед сценой и дала им новые идеи и направления в жизни. Другими словами, художественное произведение имеет множественные и многоуровневые последствия в обществе помимо самих произведенных произведений искусства.