12 типов акцентуации характера по леонгарду: Акцентуации характера по Леонгарду

Акцентуация характера по Леонгарду

 
 

   

  Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования. Российский государственный  профессионально педагогический университет. Социальный институт.

            Факультет социальной работы и социальной педагогики.

                       Кафедра социальной педагогики и психологии. 
 
 
 
 
 
 
 

                                                          Реферат

                               По дисциплине общей психологии.

                                 Акцентуация характера по Леонгарду. 
 
 

                                                                                          

       

                                                                             Исполнила:студентка Спдо-103

                                                                                               Смирнова Н. С. 

                                                                            Проверила:Борщева Н.М. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                       

                                                   

                                              г. Екатеринбург

                                                               2010  
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ                                                    стр. 
 
 
 
 

Введение  ………………………………………………………………….        3      Глава 1  Акцентуация-не патология  . ………………………..…………………….         4                    Глава 2   «Методы диагностики»одна из работ Леонгарда  ……………..         6               

Типы акцентуаций  характера   …………………………..…………………………..         8

Выводы     ……………………………………………………………..…         11

Заключение     ……………………………………………………………          12

Список литературы     ………………………………………………..…          13 
 
 
 
 
 
 
 

            
       
       
       
       
       
       

ВВЕДЕНИЕ

       В данной теме рассматриваются различные черты характера и темперамента, формирующие человека как личность в тех случаях, когда он представляет собой отклонение от некоего стандарта.

       Карл  Леонгард — выдающийся немецкий психиатр, известный своим подходом к диагностике  и дифференциации самого распространенного психического заболевания — шизофрении. Он был продолжателем воззрений К.Клейста, который считал, что, как и при неврологических заболеваниях, психические расстройства следует объяснять патологическими процессами, имеющими свою локализацию в головном мозге, а сама природа шизофрении заключается в наследственной дегенерации. Но тем не менее, в истории психиатрии и психологии Леонгард остается,как автор концепции об акцентуированных личностях.   

Целью:

данного реферата является исследования акцентуации характера.    

Задачи:

  сделать обзор изучаемой проблемы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3

ГЛАВА  1 

                                         Акцентуация-не патология 

    Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни.

Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругу вращается. Два человека с натурами первоначально сходными, могут впоследствии иметь весьма мало общего между собой, а с другой стороны, сходство жизненных обстоятельств может выработать сходные черты, реакции у людей в корне различных.

       Люди  отличаются друг от друга независимо от того, каким путем такое отличие  возникает. Точно так же как по внешности один человек отличается от другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей.  

       Однако  индивидуальных черт не так много, как  кажется. Черты, определяющие индивидуальность человека, могут быть отнесены к  различным психическим сферам:

         1)  склонности и направленности интересов

              1. воли и чувств
              2. ассоциативно-интеллектуальная

 

       Чтобы понять сущность человека, необходимо пристально присмотреться к свойственным ему различным чертам названных  сфер.  

       Не  всегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека.

Понятие  «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологической  клиники Берлинского университета Карл Леонгард. Им же разработана и описана классификация акцентуаций личности.

В работах  К. Леонгарда используется как сочетание «акцентуированная личность», так  и «акцентуированные черты характера» К. Леонгард заменил              термин «психопат» на термин «акцентуированная личность». Акцентуация характера, по Леонгарду, это нечто промежуточное между психопатией и нормой. По его мнению акцентуированные личности – это не больные люди, это здоровые индивиды со своими индивидуальными особенностями. На вопрос, где же границы, отделяющие акцентуантов, с одной стороны, от психопатов, а с другой – от неакцентуантов, К.

Леонгард не дает четкого ответа.

                                                                    4                                                                                                                                                      

       Акцентуированные  характеры зависят не от природно-биологических  свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток  на образ жизни данного человека. 

       Акцентуация в общем предполагает усиление степени  определенной черты. Эта черта личности,становится акцентуированной. Акцентуированные черты  не многочисленны, как варьирующие  индивидуальные. Акцентуация – это,те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

        

 В работах К. Леонгарда специально подчеркивалось, что акцентуированные люди не являются ненормальными. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от неё рассматривать как патологию. К. Леонгард даже полагал, что человек без намека на акцентуацию, конечно, не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он как-нибудь отличается в положительную сторону. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному, т. е. как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию. Обобщая всё сказанное, очевидно, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.

       Сочетание различных типов акцентуаций  и психопатических и невротических  тенденций может приводить к различным исходам. Например, сочетание акцентуированных и психопатических личностных черт, в том или ином человеке не усиливает акцентуацию или психопатию, напротив оно ведет к выравниванию характера, т. е. к норме.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5

  ГЛАВА  2 

                               «Методы диагностики личности».  

Написаны  таким понятным, конкретным языком, что доступен не только профессионалу. 

В первой части монографии дан психологический  и клинический  анализ различных  ацентуированных  личностей, т.е. людей  со своеобразным заострением свойств личности и особым реагированием.

Вторая  часть является как  бы иллюстрацией к  первой, т.е. в ней  проводится характерологический  анализ героев классических произведений мировой  литературы свыше  тридцати писателей: Толстого, Достоевского, Гоголя, Шекспира, Сервантеса, Бальзак, Гете, Стендаля и других. В предисловии к своей работе автор объясняет свое стремление не быть «голословным ученым, а конкретно подтверждать теоретические рассуждения наглядными примерами, взятыми из жизни или из книг великих писателей — психологов».

 

Данный  труд посвящен личностям  не патологическим, а нормальным, хотя и акцентуированным. Если изображение  их порой так ярко и выразительно, что  создается впечатление  патологичности описываемых  людей, то это связано лишь с намерением того или иного автора как можно более резко подчеркнуть анализируемые личностные черты. Именно поэтому Леонгард ссылается на Достоевского и Толстого, объясняя, что у Достоевского с исключительной силой показаны различия в поведении разных людей. Акцентуированные личности, представляющие при деловом профессиональном описании не более чем научный интерес, благодаря Достоевскому делаются близкими нам, мы воспринимаем их более непосредственно, зримо. Некоторым критикам персонажи Достоевского представлялись патологическими. Однако, как утверждает автор, это мнение основано на недоразумении: именно в силу того, что Достоевский изображал психологию и поступки людей столь образно, столь захватывающе, им и приписывался патологический характер. На самом же деле поведение всех героев есть поведение людей совершенно нормальных.

В настоящей работе Леонгард не дает определения  введенному им термину  «акцентуация», более  того, он считает  акцентуацию характеристикой  темперамента, однако на этом стоит остановиться.  

                                                              6

Акцентуация — это чрезмерное заострение отдельных черт личности.  

Если  у нормальной личности все жизненные  трудности связана  с трудностями  внешней ситуации, а не с самой  собой, то при скрытой особенности, связанные с задатками или способностями, корригируются правильным воспитанием. И в общении признаков акцентуации не выявляется, но сама личность испытывает определенные трудности. Когда компенсаторные механизмы начинают сдавать, то признаки акцентуации могут выйти наружу. При неявной акцентуации особенности личности проявляются лишь в особых случаях, когда личность столкнется с препятствием. Если жизнь акцентуированной личности сложится неблагополучно, то может произойти полная деформация личности, трудно отличимая от психопатии. 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            

                          
 
 

                                                   7

                     Типы акцентуаций характера 

Рассматриваются различные черты характера и темперамента, формирующие человека как личность в тех случаях, когда он представляет собой отклонение от некоего стандарта.  

1. Гипертимический тип (ГП)

       Заметной  особенностью этого типа является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении. Оно может сочетаться с высокой активностью, жаждой деятельности. Характерны общительность, повышенная словоохотливость. На жизнь смотрят оптимистически, не теряя оптимизма и при возникновении трудностей. 

2. Циклотимический тип (ЦТ)

       Важнейшей особенностью этого типа является смена  гипертимических и дистимических  состояний. При этом такие перемены являются и не редкими, и не случайными. В гипертимической фазе поведение  типичное — радостные события вызывают не только радостные эмоции, но также и жажду деятельности, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика. 

Акцентуации характера — Онлайн библиотека

 Психология

Характер может проявляться в большей или меньшей степени. Это касается также и черт характера, каждая из которых имеет разный количественный степень проявления. Чрезмерное проявление отдельных черт характера и их сочетаний, крайние варианты нормы в психологии называют акцептуаціями характера.

У людей, акцентуации которых отклоняются от средней нормы, иногда могут возникать некоторые проблемы и трудности, а при определенных обстоятельствах — однотипные конфликты и нервные срывы. Для предотвращения неправильных поступков, перегрузок и осложнений на работе, в учебе и в быту каждому человеку положено знать слабые места своего характера.

Немецкий ученый К. Леонгард выделил 12 типов акцентуаций характера. Его классификация базируется на оценке стиля общения человека с окружающими. Типы акцентуаций характера подразделяются К. Леонгардом на две группы по принципу акцентуации рис или характера или темперамента. К акцентуации черт характера К. Леонгард относит демонстративный, педантичный, застрявший и возбуждающий типы.

Демонстративный тип. Для лиц этого типа акцентуации характерны склонность к «выдавливанию» из сознания тех оценок, которые являются неприятными для образа «Я»; стремление за любую цену всегда быть в центре внимания; завышенная самооценка, стремление принимать «желаемое за действительное».

Педантичный тип. Этот тип акцентуации присущи инертность психических процессов, склонность «погрязать в мелочах, наличие проблемы сложности принятия решения. В общении люди этого типа привлекают ровным настроением, надежностью в делах, добросовестностью и опрятностью.

Застрявший тип. Основная черта этого типа акцентуации-значительная устойчивость аффекта, «злопамятность», стремление и в главном и в мелочах отстаивать свою точку зрения, не учитывая позицию группы.

Возбудимый тип. Для таких людей характерна склонность к «взрыву эмоций, как средства периодической разрядки нервной системы.

К акцентуаций черт темперамента относятся гипертимный, дистимічний, тревожный, циклоидный, экзальтированный, екстравертований и інтравертований типы.

Гипертимный тип. Людям этого типа присущи высокий уровень оптимизма, а также жажда деятельности при возможной склонности к поверхностных выводов.

Дистимічний тип. Для этого типа акцентуации является характерной пессимистическая направленность личности, фиксация на мрачных сторонах жизни.

Тревожный тип. Главная черта — высокий уровень тревожности, сильно развит «комплекс неполноценности» — как подтверждение заниженной самооценки.

Циклотимічний тип. Ведущая признак — склонность к немотивированным резких изменений настроения в течение короткого временного интервала: от повышен-оптимистического к снижены-пессимистического и наоборот.

Экзальтированный тип. Для носителей этого типа акцентуации является характерным большой диапазон эмоциональных состояний, они увлекаются чем радостным и так же легко впадают в отчаяние.

Емотивний тип. Это чувствительные и впечатлительные люди, отличающиеся глубиной переживаний в области тонких эмоций.

Екстравертований тип. Люди этого типа открыты ко всякой информации, готовы выслушать и оказать помощь каждому, кто к ним обращается, способные к конформизму. Им присущи высокий уровень общительности, болтливости, уступчивость, исполнительность.

Інтровертований тип. Для таких людей характерны низкая общительность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Они ориентированы на свой внутренний мир, на свою оценку предмета или события, а не на предмет как таковой.

Указанные типы акцентуаций проявляются не всегда. Поскольку структура характера является динамичной и меняется в течение жизни человека, акцентуации характера могут быть уменьшены в процессе воспитания, самовоспитания или психокоррекции. Человеку следует знать свои характерологические особенности и совершенствовать их в случае необходимости.



Назад  

Особенности формирования психосоматического здоровья мальчиков-подростков

Реферат

Плохое психическое и соматическое здоровье подростков является актуальной проблемой. Актуальны комплексные исследования закономерностей формирования здоровья детей в школьные годы. Цель статьи — изучить психологические особенности и функциональные параметры сердечно-сосудистой системы мальчиков-подростков. Обследовано 430 магаданских юношей в возрасте 13–17 лет. В исследовании психологических показателей с учетом алекситимических черт приняли участие 80 подростков. Уровни алекситимии определяли с использованием алекситимической шкалы Торонто (TAS-26). У 25 мальчиков диагностирован алекситимический тип личности; переходный тип диагностирован у 27 мальчиков; неалекситимический тип диагностирован у 28 мальчиков. Данные были проанализированы для алекситимичных и неалекситимичных подростков. Структуру тревожности определяли методом многомерной оценки детской тревожности, типы акцентуаций характера определяли с помощью опросника Леонгарда-Шмишека. Показатели кардиогемодинамики определяли в покое (сидя) методом объемной компрессионной осциллометрии на основе показателей центральной гемодинамики (Глобус, Белгород). Регистрировали прямые и расчетные параметры центральной и периферической гемодинамики: систолическое и диастолическое артериальное давление, частоту сердечных сокращений, типы саморегуляции кровообращения. В ходе исследования выявлены достоверные различия показателей тревожности у мальчиков-подростков с алекситимическими чертами. У них более выражены показатели тревожности, психофизиологических и психовегетативных реакций, дистимические и экзальтированные характеристики. Преобладающим типом саморегуляции кровообращения является сердечный, что свидетельствует о снижении резервных возможностей сердечно-сосудистой системы. Сочетание тревожности и акцентуаций у подростков с алекситимией может повлиять на школьную адаптацию.

Ключевые слова: ПодросткиСалекситимияСердечно-сосудистая системаСевер

Введение

Исследования состояния здоровья детей и подростков свидетельствуют о наличии региональных особенностей, определяемых климатическими, экологическими и социальными факторами среды (Поварго и др., 2014). Данные литературы подчеркивают рост нервно-психических расстройств у подростков за счет пограничных невротических и личностных расстройств (Агарков, Скороходова, Погорелова, 2011). В подростковом возрасте онтогенез особенно чувствителен к различным неблагоприятным факторам внешней среды, влияющим на сердечно-сосудистую систему (Панкова, Алчинова, Черепов, Карганов, 2008; Гречкина, 2016). Таким образом, проблемой является неудовлетворительное психическое и соматическое здоровье подростков, проявляющееся в психопатологических расстройствах и преморбидных отклонениях (Баранов, Намазова-Баранова, Альбицкий, Терлецкая, Антонова, 2014).

Комплексное изучение закономерностей формирования здоровья, изучение психофизиологического и морфофункционального развития детей является одним из приоритетных направлений исследований в области возрастной физиологии, здоровья детей и подростков (Мукатаева, 2010; Баранов и др., 2014). ).

Одним из психологических факторов риска психосоматических расстройств, расстройств поведения и зависимости является алекситимия, которая может проявляться в структуре личности здоровых людей (Baiardini, Abbà, & Ballauri 2011). Алекситимия связана с трудностями в различении эмоций и телесных ощущений, понимании чувств других людей (Сифнеос, 1973). Лица с алекситимией склонны к соматическим жалобам и психическим расстройствам (Taylor, Bagby, & Parker, 1997; De Gucht & Heiser, 2003; Arruda & Bigal, 2012; Li, Zhang, Guo, & Zhang, 2015). Алекситимия развивается у подростков мужского пола (Levant, Hall, & Williams, 2009) и характерна для мужчин среднего возраста с сердечно-сосудистой патологией (Kauhanen, Kaplan, & Cohen, 1996). Среди факторов, влияющих на развитие психосоматических патологий сердечно-сосудистой системы мужчин, активную роль играют алекситимия и тревожность (Винокур, Симаненков, 2002). Нарастание алекситимии способствует тому, что высокая тревожность имеет психосоматические проявления и является механизмом развития сердечно-сосудистых заболеваний (Винокур, Симаненков, 2002). Подростки с соматоформными расстройствами имеют более высокий уровень алекситимии и тревожности (Burba, Oswald, Grigaliunien, Neverauskiene, & Jankuviene, 2006). Для алекситимичных подростков характерны более выраженные показатели тревожности, социальной фрустрированности и психической ригидности (Бартош, Бартош, Мычко, 2018). Нарушение нервно-психической адаптации сказывается на развитии акцентуированных черт характера (Леонхард, 19 лет).97). Наряду с алекситимией у 50-80% мальчиков развиваются акцентуации характера. Акцентуации характера и алекситимия могут быть следствием наследственности или воспитания детей (Жилина, 2008; Baughman, Schermer, Veselka, Harris, & Vernon, 2013). Акцентуации могут служить фоном для развития пограничных психических расстройств и психосоматических заболеваний (Cloninger, Bayon & Svrakic, 1998; Leonhard, 1997).

Сердечно-сосудистая система подростков особенно чувствительна к факторам внешней среды, физическим и умственным нагрузкам (Кривощеков, Гребнева, 2000; Михайлова, Кимяева, 2013).

Рисунок 1: Рисунок 01. Структура тревожности у подростков с разным уровнем алекситимии Посмотреть полный размер >

данные для мальчиков с алекситимическим типом серые; данные для неалекситимического типа белые

1.– общее беспокойство; 2.– тревожность в отношениях со сверстниками; 3. – тревожность при оценке других; 4.– тревожность в отношениях с учителями; 5.– тревожность в отношениях с родителями; 6. — тревога, связанная с успехами в обучении; 7. — тревога, возникающая в ситуациях самовыражения; 8.– тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний; 9. — снижение психической активности, связанное с тревогой; 10. — повышенная вегетативная реактивность, связанная с тревогой.

Рисунок 2: Рисунок 02. Профиль акцентуации у мальчиков с разным уровнем алекситимии Посмотреть полный размер >

1 — гипертимный, 2 — зацикленный, 3 — эмоциональный, 4 — педантичный, 5 — тревожный, 6 — циклотимный, 7 — демонстративный, 8 — возбудимый, 9 — отвлекающий, 10 — экзальтированный

Постановка проблемы

В северных условиях на организм подростков воздействуют большие психофизиологические нагрузки, связанные с обучением в школе и физическими нагрузками на занятиях по физической культуре и при проведении спортивных тренировок и соревнований (Гречкина, 2016). Поэтому вопросы саморегуляции кровообращения и психологического здоровья северного подростка с разной степенью алекситимии являются актуальными.

Исследовательские вопросы

Целью статьи является изучение структуры тревожности и акцентуаций у мальчиков с разным уровнем алекситимии и преобладающими типами саморегуляции кровообращения с целью определения функциональных резервов растущего организма в условиях Севера.

Цель исследования

Цель статьи — изучить психологические особенности и функциональные параметры сердечно-сосудистой системы у мальчиков-подростков.

Методы исследования

Обследовано

430 подростков мужского пола в возрасте 13–17 лет (учащиеся трех магаданских школ). В исследовании психологических показателей с учетом алекситимических особенностей приняли участие 80 мальчиков. Для оценки алекситимии использовалась торонтская алекситимическая шкала (TAS-26), адаптированная Психоневрологическим институтом им. В.М. Бехтерев был использован. По шкале ТАС-26 у 25 мальчиков выявлен алекситимический тип личности (74 балла и выше); переходный тип (63–73 балла) выявлен у 27 человек; неалекситимический тип личности (62 балла и ниже) выявлен у 28 мальчиков. Полученные данные были проанализированы. Структуру тревожности определяли с помощью Многомерной оценки детской тревожности (МЭДТ) (Ромицына, 2006), структура которой включает 10 шкал: 1 — общая тревожность; 2 — тревожность в отношениях со сверстниками; 3 — тревожность в отношениях с окружающим; 4 — тревожность в отношениях с учителями; 5 — тревожность в отношениях с родителями; 6 — тревога, связанная с учебой в школе; 7 — тревога, возникающая в ситуациях самовыражения; 8 — тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний; 9- снижение психической активности, связанное с тревогой; 10 – повышение вегетативной реактивности, связанное с тревогой. Общая оценка составила 0-10 баллов. Если параметр набрал 1-2 балла, качество не выражено, 4-5 баллов — ярко выражено. Для определения типов акцентуаций характера использовали характерологический опросник, разработанный Леонгардом и Шмишеком. Опросник содержит 88 вопросов по 10 шкалам и диагностирует типы акцентуаций. Если признак имеет 18 и более баллов, он акцентируется (Винокур, Симаненков, 2002). Показатели кардиогемодинамики определяли в покое (сидя) методом объемной компрессионной осциллометрии на основе показателей центральной гемодинамики (Глобус, Белгород). Регистрировали прямые и расчетные параметры центральной и периферической гемодинамики: систолическое и диастолическое артериальное давление (АД, мм рт. ст.), частоту сердечных сокращений (ЧСС, уд./мин), тип саморегуляции кровообращения (ТССК). Обследование проводилось в школе согласно Хельсинкской декларации, утвержденной Региональным комитетом по этике биомедицинских исследований (протокол № 3 от 4 декабря 2013 г.). Статистические данные обработаны в программах Microsoft Excel 2002 и Statista-6.0. Рассчитывали средние значения показателей (М) и их стандартные ошибки (±m). Статистическую значимость различий оценивали по критерию Стьюдента для независимых выборок при нормальном распределении. Уровень различий считался статистически значимым при p ≤ 0,05.

Находки

Исследование показало, что 31% подростков имели алекситимические черты. У 35% подростков не выявлено алекситимических черт, 34% подростков отнесены к переходным. Фигура 1 показывает, что общий профиль тревожности мальчиков с алекситимическими чертами значимо (p<0,05) превышает профиль сверстников, не имеющих алекситимических черт. Отличий нет только по шкале 8 - тревожность при проверке знаний. Пиковые проявления тревожности приходятся на шкалы 5 – тревожность в отношениях с родителями и 3 – тревожность в отношениях с окружающим миром. Повышенная тревожность в отношениях с родителями говорит о напряженности и неуверенности. Это может повлиять на социальную адаптацию и обучение. Такие подростки достаточно чувствительны к мнению других людей (Ромицына, 2006). У них более выражены психофизиологические и психовегетативные реакции в стрессовых ситуациях (по шкале 9).и 10) (р<0,05). Фигура 2 показаны показатели акцентуаций характера у подростков. Исследование показало, что у мальчиков с алекситимическими чертами более выражены (p<0,05) черты дистимического и экзальтированного типов. При этом среди алекситимичных мальчиков экзальтированный тип выражен у 48%. Они пессимистичны, глубоко реагируют на отдельные события, характеризуются резкими перепадами настроения (Leonhard, 1997). Выявлена ​​положительная корреляция между показателем алекситимии и дистимическим (r = 0,31, p < 0,05) и экзальтированным (r = 0,22, p < 0,05) типами акцентуаций. У неалекситимичных мальчиков средний показатель гипертимной акцентуации был выше нормы. оно было более выраженным (р<0,05). Они более активны, общительны. Исследование показало, что только 78% всех подростков имели нормальные показатели артериального давления. У 11% подростков значения показателей артериального давления были близки к верхней границе нормы - «высокая норма», а у 11% регистрировалось повышение артериального давления - «гипертония». К 16-17 годам доля мальчиков с нормальными значениями показателей артериального давления снижается. У 16-летних юношей отмечается значительная доля мальчиков с «высокими» показателями артериального давления (до 13%) и увеличение доли лиц с «гипертонической болезнью» (22%). Анализ частоты сердечных сокращений показал, что 74% подростков имели значения, соответствующие возрастной границе. Тахикардия диагностирована у 16% школьников, брадикардия – у 10%. У 16-летних снижается доля лиц с тахикардией и увеличивается доля лиц с брадикардией. Одним из информативных показателей, отражающих фенотипические особенности организма, является тип саморегуляции кровообращения, позволяющий оценить уровень напряжения в регуляции сердечно-сосудистой системы. Изменение саморегуляции кровообращения свидетельствует о повышении функциональных резервов сосудистой системы для обеспечения длительной адаптации. Изменение саморегуляции кровообращения в сторону сердечного компонента свидетельствует об адаптации к кратковременному воздействию возмущающих факторов внешней среды. ТБСР отражает наиболее сбалансированную саморегуляцию системы кровообращения. Средневозрастные значения показателей ТССР свидетельствуют о том, что кардиальный ТССР характерен для 15-летних, тогда как сердечно-сосудистый ТССР характерен для подростков 16-17 лет. Однако преобладающим типом саморегуляции кровообращения является сердечный, что свидетельствует о напряженности сердечно-сосудистой системы у магаданских подростков (Гречкина, 2016).

Заключение

Таким образом, исследование выявило достоверные различия показателей тревожности у мальчиков-подростков с алекситимическими чертами. У них более выражены показатели тревожности, психофизиологических и психовегетативных реакций. Среди них немало представителей дистимического и экзальтированного типов. Преобладающим типом саморегуляции кровообращения является сердечный, что свидетельствует о снижении резервных возможностей сердечно-сосудистой системы. Сочетание тревожности и акцентуаций характера у подростков с алекситимией под влиянием климатических и психосоциальных факторов может снижать функциональные резервы растущего организма, влиять на школьную адаптацию и вызывать психосоматические расстройства. Необходимо определить уровни в структуре личности. Следует учитывать тип саморегуляции кровообращения и способность организма реагировать на физические и умственные нагрузки.

Ссылки

  1. Агарков А. А., Скороходова Т. Ф., Погорелова Т. В. (2011). Факторы риска психических расстройств у подростков призывного и призывного возраста. Сибирский вестник психиатрии и наркологии, 4, 61–64.
  2. Арруда, Массачусетс, и Бигал, М.Э. (2012). Поведенческие и эмоциональные симптомы и первичные головные боли у детей: популяционное исследование. Кефалгия, 32, 1093–1100. DOI:
  3. Байардини И., Абба С. и Баллаури М. (2011). Алекситимия и хронические заболевания: современное состояние. итал. Мед. Лав. Эрг. Доп. А., Психология, 33(1), 47–52.
  4. Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С., Альбицкий В. Ю., Терлецкая Р. Н. и Антонова Е. В. (2014). Состояние и проблемы со здоровьем подростков в России. Проблемы социальной санитарной гигиены и истории болезни, 6, 10–14.
  5. Бартош, Т. П., Бартош, О. П., и Мычко, М. В. (2018). Психологические профили алекситимичных мальчиков-подростков Магадана. Психическое здоровье детей и подростков, 1, 65–71.
  6. Боуман, Х.М., Шермер, Дж.А., Веселка, Л., Харрис, Дж., и Вернон, П.А. (2013). Поведенческий генетический анализ черт эмоционального интеллекта и алекситимии: репликация. Твин рез. Гум. Жене, 16 лет, 554–559.. DOI:
  7. Бурба, Б., Освальд, Р., Григалиуниен, В., Невераускене, С., и Янкувене, О. (2006). Контролируемое исследование алекситимии у подростков с персистирующим соматоформным болевым расстройством. Психиатрия, 51, 468–471. DOI:
  8. Клонингер, Ч.Р., Байон, К., и Свракич, Д.М. (1998). Измерение темперамента и характера при расстройствах настроения: модель фундаментальных состояний как типов личности. Журнал аффективных расстройств, 51 (1), 21–32. http://dx.doi.org/10.1016/S0165-0327(98)00153-0 
  9. Де Гухт, В., и Хайзер, В. (2003). Алекситимия и соматизация: количественный обзор литературы. Дж. Психосома. Рез., 54, 425–434.
  10. Гречкина Л.И. (2016). Донозологическая характеристика показателей гемодинамики продемонстрирована у подростков мужского пола, родившихся в г. Магадане, имеющих разные типы саморегуляции кровообращения. Здоровье населения и среда жизни, 1(274), 22–26.
  11. Кауханен, Дж., Каплан, Г. А., и Коэн, Р. Д. (1996). Алекситимия и риск смерти у мужчин среднего возраста. Дж. Психосома. Рез, 41(6), 541–549.
  12. Кривощеков С.Г. и Гребнева Н.Н. (2000). Характерные морфологические особенности и функциональное состояние организма подростков в условиях адаптации к Северу. Физиология человека, 26(2), 93–98.
  13. Леонхард, К. (1997). Акцентированная личность. Ростов-на-Дону: Феникс.
  14. Левант, Р.Ф., Холл, Р.Дж., и Уильямс, Ч. М. (2009). Гендерные различия в алекситимии. Психология мужчин и мужественности, 10 (3), 190–203.
  15. Ли С., Чжан Б., Го Ю. и Чжан Дж. (2015). Связь между алекситимией по шкале торонто-алекситимии из 20 пунктов и депрессией: метаанализ. Психиатрия, 227, 1–9. DOI:
  16. Михайлова Л.А., Кимяева С.И. (2013). Показатели центральной гемодинамики у старшеклассников, имеющих повышенные тренировочные и двигательные нагрузки. Сибирское медицинское обозрение, 3, 55–58.
  17. Мукатаева, Дж. М. (2010). Морфофункциональные и психофизиологические особенности развития детей и подростков: монография. Павлодар.
  18. Панкова Н.Б., Алчинова И.Б., Черепов А.Б., Карганов М.Ю. (2008). Региональные особенности функциональных показателей сердечно-сосудистой системы у подростков. Российский педиатрический журнал, 1, 37–42.
  19. Поварго, Э. А., Зулькарнаева, А. Т., Зулкарнаев, Т. Р., Овсянникова, Л. Б., Агафонов, А. И., и Ахметшина, Р. А. (2014). Региональные особенности физического развития уфимских школьников. Гигиена и санитария, 4, 72–74.
  20. Ромицына Е.Е. (2006). Многомерная оценка детской тревожности. Образовательное учебное пособие. Санкт-Петербург: Реч.
  21. Сифнеос, ЧП (1973). Преобладание «алекситимических» характеристик у психосоматических больных. Психотерапия и психосоматика, 22, 255–262.
  22. Тейлор, Г. Дж., Бэгби, Р. М., и Паркер, Дж. Д. (1997). Нарушения регуляции аффекта: алекситимия при соматических и психических заболеваниях. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  23. Винокур В.А., Симаненков В.И. (2002). Психосоматические механизмы участия алекситимии в развитии заболеваний сердечно-сосудистой системы. Журнал экспериментальной и клинической психологии, 1, 56–60.
  24. Жилина Е. В. (2008). Генотипические и средовые детерминанты акцентуации характера. Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцен, 26(60), 369–377.

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Об этой статье

Акцентуации характера тревожного типа личности и типа реагирования. Что такое чувствительные отношения? Психопатия у детей

Псих личности

  1. Что это?
  2. Симптомы
  3. Особенности акцентуации характера
  4. Подходящие профессии
  5. Поведение в обществе
  6. Совместимость в браке

Мы все очень разные. У каждого человека есть свои индивидуальные черты, которые формируют его характер. Обычно они рождаются с характером, но многое формируется как в детстве, так и в подростковом возрасте. Тем не менее в психологии существует разделение на виды акцентуации. Подробнее об этом читайте в нашем материале.

Что это?

Психологи давно заметили, что нельзя подходить ко всем людям с одной меркой: то, что один считает нормальным, совершенно не вписывается во взгляды другого. Чувствительность — черта личности, проявляющаяся в повышенной чувствительности к определенным событиям. , информация, переживания свойственны только этому типу личности. Чувствительный ориентир для каждого психа. На основе общего представления о различии психологических типов личности была создана первая в мире типология, основанная на теории акцентуации. Это случилось в 1968. Немецкий психиатр Карл Леонхард предложил классифицировать всех людей по определенным типам в зависимости от их чувствительности.

Эта типология считается наиболее подробной на сегодняшний день.

Немецкий специалист утверждал, что примерно 50% населения являются акцентуантами, а вторая половина — нормальными. Таким образом, акцентуации Леонгард считал неким отклонением от нормы, однако никоим образом не мешающим человеку жить. В 1977 года советский психиатр Андрей Личко на основе типологии Леонгарда создал свою типологию, которая предназначалась для диагностики психопатии в подростковом возрасте. Современная психиатрия определяет акцентуацию как вариант нормы, но подчеркивает, что в каждом конкретном случае требуется индивидуальный подход и диагностика.

Леонгард выделил 12 типов акцентуаций, таких как:

  • гипертимный — люди жаждущие деятельности и деятельности, постоянно нуждающиеся в свежих ярких эмоциях и переживаниях, большие оптимисты, всегда нацеленные на достижение успеха;
  • дистимический — типы заторможенные, переживающие, пессимистичные, ожидающие подвоха и неудачи, часто апеллирующие к этическим нормам;
  • аффективно лабильный — сочетает в себе признаки оптимиста и пессимиста, они достаточно хорошо уравновешивают друг друга;
  • аффективный экзальтированный — возвышенный человек, высоко ценящий всю чувственную, эмоциональную сферу для себя на первом месте;
  • тревога — робкий, очень робкий, не желающий отстаивать точку зрения, скромный, податливый;
  • эмоциональный — очень сострадательный, чуткий, вовлеченный в переживания других, мягкий и искренний человек;
  • демонстративный — очень самоуверенный, тщеславный, хвастливый, часто — лжец и льстеец;
  • педантичный — человек, с трудом принимающий решения, но очень добросовестный, человек с высокими идеалами, личными планками и требованиями;
  • застрял — мнительный, обидчивый, ранимый, очень тщеславный с сильными и частыми перепадами настроения;
  • возбудимый — очень вспыльчивый человек, движимый инстинктами.

Важно! Кроме того, в классификации нашлось место для интровертов и экстравертов.

Что касается сензитивности, то к сенситивным типам обычно относят тревожные типы личности. Еще раз взгляните на представленную типологию Леонгарда, станет очевидным, что чувствительные люди — это очень тревожные люди, которые боятся нового, тревожно смотрят в будущее, часто застенчивы и очень впечатлительны, долго и болезненно переживают неудачи. К ним относятся застрявший, тревожный и частично дистимический тип акцентуации личности. Означает ли это, что чувствительный человек болен? Не всегда, просто у него особая чувствительность, которая при неблагоприятных обстоятельствах, впрочем, вполне может перейти в болезнь.

Симптомы

Чувствительного человека можно распознать еще в детстве: нарушение чувствительности может проявляться либо в виде ее обострения, либо в виде отсутствия чувствительности. Влиять на формирование чувствительности может что угодно или даже целый комплекс факторов, таких как наследственность, возможное органическое поражение мозговых структур, применяемые родителями воспитательные меры, а также определенные возрастные этапы жизни. Нарушения могут возникать на уровне темперамента, который, по сути, является лишь скоростью реакций на окружающий мир , по нервным возбудителям. Отсюда следует, что чувствительность нельзя считать болезнью. Меланхолики чаще других являются чувствительными личностями. Их мнительность и тревожность чрезвычайно высоки.

Очень тяжело переносить обиды, даже мелкие.

Сенситивная личность уже в детстве имеет склонность к заниженной самооценке, в дальнейшем она может перерасти в высокую требовательность к себе (требовательность к себе) на фоне сниженного уровня притязаний. В большинстве случаев дети перерастают это состояние без существенных последствий. В крайне выраженной форме сенситивность переходит в психопатию.

Особенности акцентуаций характера

Чувствительный человек тревожен, и об этом нельзя забывать, строя с ним отношения, беря такого человека на работу, поручая ему что-то важное или срочное. Сензитивность имеет тенденцию особенно ярко проявляться в определенные периоды жизни, например, у подростков. Но при отсутствии патологии как таковой у такого человека есть все шансы со временем избавиться от повышенной чувствительности, что заметно улучшит качество жизни как его самого, так и окружающих его людей. Если же признаки акцентуации характера (например, тревожность или сила негативной реакции на события) нарастают и стабилизируются, то с большой долей вероятности речь все же идет не о сензитивности как таковой, а о расстройстве личности. Вообще выделяют две степени акцентуации: явную и скрытую. Первая выражена на протяжении всей жизни, не компенсируется. Второй вариант нормы, есть вероятность компенсации и исчезновения симптомов.

Дети

У детей чувствительность обычно наблюдается уже в возрасте 2 лет и немного старше. Малыши с повышенной чувствительностью очень застенчивы, более застенчивы, чем их сверстники, они невероятно впечатлительны в самых незначительных, бытовых ситуациях, робки. Часто дети с сензитивностью чувствуют себя несостоятельными, начинает формироваться комплекс неполноценности. Долго переживают беды и печали, постоянно мысленно возвращаясь к неприятным воспоминаниям. Имеют психологические барьеры в общении с другими людьми. Часто такие дети шумному детскому коллективу предпочитают одиночную игру, очень четко и быстро чувствуют настроение окружающих, обращают внимание даже на их небольшие колебания в ту или иную сторону.

Взрослые

Взрослый чувствительный человек, независимо от пола и возраста, всегда оценивает речь, поведение другого человека, он интуитивно очень тонко чувствует других людей, их настроение и состояние в текущий момент. Для них не существует маловажных деталей — в одежде, прическе, работе — абсолютно во всем мужчина и женщина с чуткостью проявят особые способности. Природа наделила их редким чутьем: они могут предугадывать мысли и чувства других людей. заранее они часто знают, как другой поступит в той или иной ситуации.

Они очень чувствительны к индивидуальным особенностям других — родителей, супруга, друга.

Одним словом, описываемая модель является нормой, при которой чувствительность не будет превышать пределы допустимого. Если человек гиперчувствительный, безудержно плачет без видимой причины, истерит, не может заснуть перед важным событием и даже после важных событий у него возникают проблемы с расслаблением и засыпанием, так как нервная система перевозбуждается, если они повышены к категории вселенской трагедии по любому поводу необходимо обратиться к психотерапевту.

Если чувствительность находится на грани нормы и патологии, человеку будет очень сложно адаптироваться в обществе — получить профессию, работать в коллективе, строить личные отношения. Людям с необычной чувствительностью следует планировать свою жизнь с учетом тех личностных особенностей, которые им свойственны.

Подходящие профессии

Тревожные акцентуаты обычно интуитивно выбирают профессии, в которых они будут чувствовать себя наиболее комфортно. Обладают хорошими качествами, которые ценятся работодателями: ответственны и никогда не возьмутся за то, с чем не справляются, не станут рисковать и ставить все на кон, а если и будут что-то делать, то делать это кропотливо. , педантично, честно. Кроме того, чувствительные люди очень постоянны: менять работу, пускаться в авантюры не в их духе. Они вообще настороженно относятся ко всему новому и неизвестному. Им не нужен головокружительный карьерный рост, им нужна стабильность, пусть даже на одном месте.

Выбирая профессию, следует избегать сфер деятельности, в которых предусмотрена командная работа. , несмотря на особое чутье и настроение коллег, чувствительный человек предпочитает работать самостоятельно. Такие люди могут быть неуравновешенными, если что-то накаляется до предела их нервной системы, поэтому стоит держаться подальше от профессий, требующих выносливости, воли и высокой стрессоустойчивости. Таким образом, лучше избегать управления, менеджмента, работы в службе спасения, пожарной части, полиции, бизнеса на ключевых должностях, дипломатии и политики.

Система психологических тестов еще в школьные годы может выявить сферу, в которой ребенок с повышенной чувствительностью будет чувствовать себя наиболее востребованным и полезным. Лучше всего выбирать технические специальности, связанные с ремонтом, обслуживанием и эксплуатацией сложных технических устройств и устройств. Из чутких, чутких молодых людей получаются очень вдумчивые инженеры с высокой степенью ответственности и большими аналитическими способностями.

Чувствительные люди часто творческие люди.

При наличии обостренного восприятия действительности можно стать известным художником или фотографом, кинооператором, декоратором, писателем, поэтом, актером или искусствоведом, хранителем музея, архивариусом. Чуткие люди чутко чувствуют не только других людей, но и природу, животных поэтому им подходят такие профессии как ветеринар, зооработник, садовник, эколог, агроном, биолог, морской биолог, зоолог. Также из чувствительных людей получаются чуткие финансисты, бухгалтеры, переводчики (текстов и книг), математики и композиторы. Главное не работать там, где приходится иметь дело с большим количеством людей и внештатными ситуациями. Им противопоказаны медицина, педагогика, страхование, биржи, журналистика, военная и другие сферы, требующие тесного контакта с обществом и железных нервов.

Поведение в обществе

Самооценка чувствительных людей часто неадекватна. Они обидчивы и очень чувствительны, что мешает им стать лидерами, лидерами в обществе. Их восприятие действительности не предполагает приключений и отваги, острых ощущений, почти всегда они не любят алкоголь, а также довольно робки с противоположным полом. Довольно часто такие люди не могут определиться с собственным отношением к тому или иному человеку, потому что у них масса собственных тайных переживаний, которые занимают все их мысли. Не любят притворства и лжи, поэтому им проще держаться подальше от больших компаний, чем подстраиваться под правила коллектива, льстить, угождать и стараться казаться «душкой».

Очень чувствительны к насмешкам со стороны окружающих в их адрес, а также к безосновательным обвинениям.

Однако об отношениях с обидчиком они не узнают, предпочитают обиженно «забиться» в дальний угол собственной квартиры, чтобы «все обдумать». Однако склонны впадать в депрессию. Мысль о том, что кто-то может подумать о них что-то плохое, для них невыносима. Не думайте, что легко сможете подбодрить чувствительного человека. Он может вам вежливо улыбнуться, но на искреннюю радость не посмеет, вернее, будет стыдиться ее проявлений.

Совместимость в супружестве

Чувствительные люди меланхолического склада обычно имеют низкую или крайне низкую психосексуальную активность, поэтому у них в ухаживаниях ухаживания, перспективы построения семейных отношений. Но с удовольствием возьмут на себя инициативу партнера во многих вопросах организации собственной личной жизни. Есть один важный нюанс, о котором должен знать партнер чувствительного человека: с возрастом он может частично компенсировать свою повышенную чувствительность, о чем говорилось выше, но может начать вести «двойную жизнь»: вне дома он будет вежлив , вежливый, спокойный.

Но оказавшись дома, он тут же скинет «маску», против которой они выступают, и тогда партнеру придется долго и терпеливо слушать, как все раздражает и надоедает, какой несовершенный и неправильный мир, какой неприятный и несправедливые люди есть. Все, что накопилось из-за «маски», станет темой для разговоров на тихих семейных вечерах. От супруга чувствительный человек будет требовать понимания и всяческого сочувствия. Если даже жестом или взглядом партнер показывает, что он устал это слушать или устал или не интересуется им сейчас, то оскорбление обидчивого, чувствительного меланхолика, которого задевает такое «предательство» будет глобальным. Причин страданий и переживаний от него сразу прибавляется.

Стоит задуматься, с кем стоит пытаться строить семейную жизнь человеку с повышенной чувствительностью.

Можно попробовать сделать это с сангвиниками – представители этого типа темперамента довольно легко уживаются с любыми другими типами, им не составит труда установить достаточно тесный эмоциональный контакт с чувствительным партнером. Кроме того, Махровый Оптимист, являющийся сангвиником, с удовольствием поделится с чувствительным супругом толикой уверенности, подарит ему бодрость и толику веры в себя. Однако в потоке своей жизненной силы и оптимизма сангвиник может не заметить, как ненароком обидит чувствительного партнера, что может стать поводом для ссоры и непонимания. Двум чувствительным партнерам, которые, по сути, оба меланхолики, будет интересно дружить, общаться, но здесь их семейная жизнь будет напоминать тяжелую жизненную драму и очень затянутый сюжет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *