2 класс работа над текстом – Дидактический материал «Работа с текстом» 2 класс

Учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему: Работа с текстом 2 класс

Работа 1.

                 Рассказ Василия Сухомлинского «Бабушка отдыхает» 
   Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:
– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.
   Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.
Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:
– Галинка, слушай…
Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:
– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.
Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.
А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.
Когда бабушка встала, Галинка спросила:
– Бабушка, почему Вы во сне плакали?
Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.

1. Кто автор рассказа? ____________________________________________________

2. Выпиши последнее предложение, подчеркни в нём основу

________________________________________________________________________

3. Выпиши из текста все имена собственные _________________________________ _______________________________________________________________________

4. Во втором предложении красным карандашом подчеркни слова, которые обозначают предмет.

5. Почему бабушка легла отдыхать днём? Найди ответ в тексте, подчеркни зелёным карандашом.

6. Как ты думаешь, почему бабушка плакала во сне?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Раскрась картинку.

Работа 2.

    В маленькой сельской школе на высоком столбе посреди двора стоит красивый деревянный домик. С оконцами и дверью, как будто настоящий. Живут в нем голуби.
   Каждый день дети приносят голубям корм: кто пшеницу, кто хлеб, а кто и гречку. Кормят голубей по очереди.
   Тот, чья очередь подошла голубей кормить, зовет их к себе: гуль-гуль. Голуби едят корм, но боятся приблизиться к детям.
– Почему они боятся? Почему к рукам не идут? – удивляются дети.
   В последний день занятий учитель сказал, чтобы летом тоже по очереди приходили дети в школу и кормили голубей.
   Прошло лето. Наступило первое сентября. Каждый школьник, собираясь в школу, подумал: как там голуби живут? Каждый взял полный карман корма.
Вот и школьный двор. Учитель предложил:
– Разойдитесь, дети, по двору, станьте по одному. Хочу увидеть, кто кормил голубей летом.
   Дети разбежались по двору, стали по одному. Каждый начал звать: гуль-гуль… – и корм на землю сыпать.
   Поднялись голуби со своего домика и полетели все к Олегу. Клюют близко-близко, один даже на плечо сел, другой – на руку. А остальных детей голуби будто бы и не замечают.                                                                  Василий Сухомлинский

1. Спишите первое предложение, подчеркните в нём основу. ____________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Придумай своё название тексту. __________________________________________

3. Как звали дети птиц? ___________________________________________________

4. Чем кормили дети голубей? _____________________________________________ ________________________________________________________________________

5. Подчеркни в тексте зелёным карандашом, как автор описывает домик птиц.

6. Как учитель решил увидеть, кто из детей кормил голубей летом? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Кто из детей кормил птиц летом? _________________________________________

8. Напиши, как ты догадался об этом. _______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Каких птиц подкармливаешь ты? _________________________________________ ________________________________________________________________________

10. Раскрась картинку.

                                                           Работа 3.  
               Андрейка и Нина возвращались из школы. На их пути был овражек.
Пригрело солнце, растаял снег, и в овраге побежала вода.
           Шумит в овражке бурливый ручеек. Стоят перед ручейком Андрейка и Нина.
Андрейка быстро перешел через ручеек и стал на противоположном берегу.                

           Посмотрел мальчик на Нину, и ему стало стыдно. Ведь он в сапожках, а Нина – в туфлях. Как же она перейдет?
«Ой, как нехорошо я сделал, – подумал Андрейка. – Почему я сразу не увидел, что Нина в туфлях?»
Мальчик вернулся назад, подошел к Нине и говорит:
– Это я хотел узнать, глубоко ли. Ведь переправляться будем вдвоем.
– Как? – удивилась Нина. – Ведь я в туфлях.
– Садись мне на спину, – сказал Андрейка. Нина села Андрейке на спину, и мальчик перевез ее.                                                                   Василий Сухомлинский

1. Напиши имена главных героев. __________________________________________

2. Откуда шли дети? ______________________________________________________

3. Как ты понимаешь слово «овражек», что это? ______________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Выпиши из текста четвёртое предложение, подчеркни в нём основу. _______________________________________________________________________

5. Почему мальчику стало стыдно? _________________________________________ ________________________________________________________________________

6. Какой выход из ситуации предложил мальчик? Подчеркни в тексте зелёным карандашом.

7. Напиши автора рассказа ________________________________________________

8. Придумай и напиши своё название для рассказа. ____________________________

________________________________________________________________________

9. Над каждым словом подпиши количество букв, звуков:

Мальчик,    растаял,    солнце,    говорит,    ручеёк,    садись,    удивилась.

10. Подели слова на слоги для переноса (на 2 части) : Андрейка, овражек, бурливый, подумал, перевёз.  ______________________________________________ ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

11. Как ты думаешь, чему учит этот рассказ? _________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Раскрась картинку.

                                                     

                                                      Работа 4.

                                                   Петрик и ваза.
    Маленького Петрика мама оставила дома, а сама отправилась в булочную.
Петрик подошёл к открытому окну. На окне стояла ваза. Большая разноцветная бабочка села на край вазы.
    Петрику захотелось поймать бабочку. Он размахнулся… и ударил по вазе. Ваза упала и разбилась.
      Петрик испугался: «Что теперь будет? Что скажет мама?» Мальчик собрал осколки, отнёс на огород и закопал их в землю маленькой лопаткой. Потом сел около окна и стал ждать маму.
Только мама открыла дверь, Петрик подбежал к ней и сказал:
— Мама, это ведь не я разбил вазу, не я отнёс осколки на огород и закопал их там маленькой лопаткой.
В глазах мамы Петрик почувствовал тревогу.
— Кто же разбил вазу?- спросила мама.
— Бабочка… — тихо ответил Петрик.
Мама усмехнулась.
— Как бабочка разбила вазу — понятно… — сказала она. — Но как она отнесла осколки на огород и там их закопала — этого я понять не могу!
 Петрик посмотрел на маму и заплакал.

                                                                                         Василий Сухомлинский

1. Спиши четвёртое предложение, подчеркни в нём главные члены.

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

2.  Над каждым словом подпиши количество букв, звуков:

Маленький,      открытое,      бабочка,      дверь,      стояла,      осколки.

3. Куда ушла мама мальчика? ______________________________________________

4. Зачем мальчик ударил по вазе? ___________________________________________ ________________________________________________________________________

5. Чего испугался мальчик? Подчеркни ответ в тексте красным карандашом.

6. Куда Петрик дел осколки? _______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Кто разбил вазу по версии мальчика? _____________________________________

8. Почему Петрик заплакал? _______________________________________________ ________________________________________________________________________

9. Расставь цифры по порядку происходившего (составь план).

_____ Признание мальчика.

_____ Слёзы Петрика.

_____ Бабочка на вазе.

_____ Ваза разбилась.

_____ Непонятливая мама.

_____ Петрик остался один.

_____ Осколки закопаны.

10. Какая пословица подходит к рассказу:

А) Правде нигде нет места.

Б) В ком добра нет, в том и правды мало.

В) Как ни жаться, а в правде признаться.

11. Раскрась картинку.

nsportal.ru

Работа с текстом (2 класс)

Фамилия, имя______________________________________ класс 2 « »

Прочитай внимательно текст.

Лесные дома.

Оказывается, весь лес сверху донизу занят под жильё. Каждый дом хорош по-своему. Не так просто решить, какой дом лучше всех.

Самое большое гнездо у орла. Оно сделано из толстых сучьев и помещается на громадной толстой сосне. Самое маленькое гнездо у желтоголового королька. У него весь дом с кулачок, да и сам-то он ростом меньше стрекозы.

В доме у крота столько запасных ходов и выходов, что трудно найти его в подземной норе. Его дом самый хитрый.

Самый искусный дом у слоника-листовёрта — жучка с хоботком. Слоник перегрыз жилки у берёзовых листьев и, когда листья начали вянуть, скрутил их в трубочку и склеил слюной.

Самый красивый домик у пеночки. Она свила себе гнёздышко на берёзовой ветке, убрала его лишайником и вплела для украшения кусочки разноцветной бумаги, что валялись в саду какой-то дачи.

Самое уютное гнёздышко у долгохвостой синицы. Её гнездо свито изнутри из пуха, перьев и шерстинок, а снаружи — изо мха и лишайников. Оно всё круглое, как тыквочка, и вход в него круглый, маленький, в самой середине гнезда.

Самый удивительный дом у водяного паука-серебрянки. Этот паук растянул паутину под водой между водорослями, а под паутинку на мохнатом брюшке натаскал пузырьки воздуха. Так и живёт паук в домике из воздуха.

По В. Бианки.

Выполни задания.

1.Какого размера гнездо у желтоголового королька?

а) с тыквочку

б) с кулачок

в) с тарелочку

2. Из чего состоит гнездо долгохвостой синицы? Дополни предложение словами из текста.

Гнездо долгохвостой синицы свито изнутри из _______________________, __________________и _____________________, а снаружи – изо ________________ и _________________.

3.О каких птицах идет речь в рассказе?

а) о воробье, кукушке, ласточке, дятле

б) о зяблике, снегире, клесте

в) об орле, корольке, пеночке, синице

4.Из чего делает своё гнездо орёл?

а) из лишайника

б) из листьев

в) из толстых сучьев

5. Выбери верное, на твой взгляд, значение слова искусный в данном тексте.

а) сделан с большим умением

б) сделан очень быстро

в) сделан с большим трудом

6.Почему у пеночки самый красивый дом? Запиши ответ своими словами.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Чей дом состоит из множества ходов и выходов? Выпиши предложение из текста.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. С помощью стрелок установи соответствие, кто из чего делал свой дом:

кто?

из чего?

слоник — листовёрт

долгохвостая синица

орёл

Изо мха и лишайника

Из толстых сучьев

Из берёзовых листьев

9. Восстанови последовательность действий, как слоник-листовёрт строит свой дом.

а) скрутил _____

б) перегрыз _____

в) склеил _____

Таблица ответов

задания

ответы

1

б

2

Гнездо синицы свито изнутри из пуха, перьев и шерстинок, а снаружи — изо мха и лишайников.

3

в

4

в

5

а

6

Она украшает свой дом полосками цветной бумаги

7

В доме у крота столько запасных ходов и выходов, что трудно найти его в подземной норе.

8

Из толстых сучьев — орёл

Изо мха и лишайника — синица

Из берёзовых листьев — слоник — листовёрт

9

2 1 3

9 правильных ответов – «5»

8-7 правильных ответов-«4»

6 правильных ответов – «3»

5 и менее – «2»

Анализ проверки читательских умений во 2 « » классе

от ________________2018 года

Количество в классе________уч.

Количество, выполнивших работу______уч.

Отсутствующие:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Получившие «2»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Результативность:

На «5»______________уч.

На «4»______________уч.

На «3»______________уч.

На «2»______________уч.

Успеваемость:

Количество______________уч.

Процент_________%

Количество работ, выполненных на «5» и «4»:

Количество______________уч.

Процент_________%

Анализ допущенных ошибок:

  1. Нахождение ответов на вопросы в тексте(вопросы № 1,3,7, 8)__________уч.

  2. Умение выписывать из текста ответы на вопросы (вопрос № 2,7)____________уч.

  3. Способность делать самостоятельные выводы(вопросы№5,6)_______________уч.

  4. Выстраивание последовательности событий (вопросы №9)____________уч.

Учитель____________________________________________________________

infourok.ru

Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему: Дидактический материал по развитию речи во 2 классе. Работа с текстом.

           Дидактический материал по развитию речи для 2 класса.

                        (Работа с текстом)                                        

1 вариант.  Подумай, в каком порядке надо записать предложения, чтобы получился текст.

                                Ландыши.

Это ландыши. В стакане нежные, чудесные цветы. Ландыши хорошо пахнут. Сестра Катя часто меняет водичку цветам. На столе стоит стакан.

2 вариант.  Подумай, в каком порядке надо записать предложения, чтобы получился текст.

                                        Часы.

Нельзя брать чужие вещи. Брат отнес часы часовщику. Скоро пружина лопнула. Маленький Коля взял часы и стал их крутить. У брата Саши красивые часы.

3 вариант.  Подумай, в каком порядке надо записать предложения, чтобы получился текст.

                                    Рыбак.

Все хвалили папу. Вчера он поймал большую щуку и жирного леща. Чудесный был ужин. Мой папа часто ходит на рыбалку. На ужин была уха.

4 вариант.  Подумай, в каком порядке надо записать предложения, чтобы получился текст.

                                Дружная работа.

Молодцы! Дружно и хорошо работают ребята. Ребята бегут на пруд. Снег покрыл  белым ковром землю, дома, деревья.  Лопатами чистят снег. На дворе сильный мороз. Каток готов.

5 вариант.  Подумай, в каком порядке надо записать предложения, чтобы получился текст.

                                Осень.

Вчера они долго кружились над полями и холмами. Уже улетели из садов грачи. На нашем дворе лужи.  Идут часто дожди.  В садах и полях тихо. Осень. Это грачи прощались с родными местами.

 

6 вариант.  Подумай, в каком порядке надо записать предложения, чтобы получился текст.

                                Осень.

В саду тишина. Рыжий кот Васька спит на печке. Улетели чижи, стрижи и другие птицы.  Малыши играют дома. Весь день идет дождь. Уже пришла осень

 Составь текст.   Ответы:

                                Текст.

1 вариант.

                                Ландыши.

На столе стоит стакан.  В стакане нежные, чудесные цветы.  Это ландыши. Ландыши хорошо пахнут. Сестра Катя часто меняет водичку цветам.

2 вариант.  

                                        Часы.

У брата Саши красивые часы. Маленький Коля взял часы и стал их крутить. Скоро пружина лопнула.  Брат отнес часы часовщику. Нельзя брать чужие вещи.

3 вариант.  

                                    Рыбак.

Мой папа часто ходит на рыбалку. Вчера он поймал большую щуку и жирного леща.  На ужин была уха. Чудесный был ужин. Все хвалили папу

4 вариант.

                                Дружная работа.

На дворе сильный мороз. Снег покрыл  белым ковром землю, дома, деревья.  Ребята бегут на пруд. Лопатами чистят снег.  Дружно и хорошо работают ребята. Каток готов. Молодцы!

5 вариант.  

                                Осень.

Осень. Идут часто дожди.  На нашем дворе лужи. Уже улетели из садов грачи. Вчера они долго кружились над полями и холмами. Это грачи прощались с родными местами. В садах и полях тихо.

 6 вариант.  

Осень.

Уже пришла осень. Улетели чижи, стрижи и другие птицы. В саду тишина. Весь день идет дождь. Малыши играют дома. Рыжий кот Васька спит на печке

           Дидактический материал по развитию речи для 2 класса.

 

                         (Раздели текст на части).

1 вариант.  Раздели текст на части.

                              Конец октября.

Давно ли было лето. Цвели липы. Цвели и жужжали – столько на них было пчел. И вот уже осень. Небо все в тучах. Голы ветки деревьев. Нет цветов на клумбах. А  по мостовой холодный ветер гонит  сухие листья. ( По С.Могилевской.)

2 вариант.  Раздели текст на части

                        Осень.

        Уже давно скосили и убрали луга и поля. Деревья и травы высыпали в землю свои семена и крепко заснули. Ярко зеленеет на дальних полях свежая, молодая озимь. А над опустевшими полями уже ходят низкие, осенние тучи.  (И.Соколов- Микитов.)

3 вариант. Раздели текст на части

                        Начало осени.

        Сад уже пожелтел. Сухой лист трепал на ветках и, опадая, кружился в воздухе. Листья покрывали землю пестрым, мягким ковром. Казалось, лес задумался, смотрел в бледное небо, слушал, как текут соки деревьев, как погибают листья и вянет трава. Тишину нарушал треск ветки под ногами и сердитый крик вороны.  (Гусев.)

4 вариант. Раздели текст на части.

                        Весна – красна.

        Жарче и жарче светит солнце. Днем с крыш капают капели, тают на солнце длинные сосульки. Лед на реке посинел. Весело скачут на дворе воробьи: проводили зиму, рады — радешеньки.  Прилетели белоносые грачи. Важные, черные, ходят они по дорогам.

                                                                        .  (И.Соколов- Микитов.)

5 вариант. Раздели текст на части.

                        Над рекой.

        По берегам реки — сосновый бор. Дует над рекой ветер. Плещут в берег шумные волны. Гуляют по волнам седые барашки-беляки. Взлетел над волнами огромный                орлан — белохвост. Держит в когтях живую, трепещущую рыбину.  (И.Соколов- Микитов.)

6 вариант. Раздели текст на части.

                        Лето в лесу.

        Хорошо и привольно летом в лесу. Зеленой листвой одеты деревья. Пахнет грибами, спелой, душистой земляникой. Громко поют птицы. Пересвистываются иволги, кукуют, перелетая с дерева на дерево, неугомонные кукушки. В кустах над ручьями заливаются соловьи.   (И.Соколов- Микитов.)

 Раздели текст на части.     Ответы:

1 вариант.

                              Конец октября.

Давно ли было лето. Цвели липы. Цвели и жужжали – столько на них                          было пчел.

И вот уже осень. Небо все в тучах.  Голы ветки деревьев. Нет цветов                               на клумбах.

А  по мостовой холодный ветер гонит  сухие листья. ( По С.Могилевской.)

2 вариант.

                        Осень.

          Уже давно скосили и убрали луга и поля. Деревья и травы высыпали в землю свои семена и крепко заснули.                                                                                                                                            Ярко зеленеет на дальних полях свежая, молодая озимь.                                                                          

            А над опустевшими полями уже ходят низкие, осенние тучи.                                                                                                          (И. Соколов- Микитов.)

3 вариант.

                        Начало осени.

Сад уже пожелтел. Сухой лист трепал на ветках и, опадая, кружился в воздухе. Листья покрывали землю пестрым, мягким ковром.                                                                    

Казалось, лес задумался, смотрел в бледное небо, слушал, как текут соки деревьев, как погибают листья и вянет трава.

Тишину нарушал треск ветки под ногами и сердитый крик вороны.  (Гусев.)

4 вариант.

                        Весна – красна.

        Жарче и жарче светит солнце. Днем с крыш капают капели, тают на солнце длинные сосульки.

Лед на реке посинел.

Весело скачут на дворе воробьи: проводили зиму, рады — радешеньки.  

Прилетели белоносые грачи. Важные, черные, ходят они по дорогам. (И.Соколов- Микитов.)

5 вариант.

                        Над рекой.

        По берегам реки — сосновый бор.

Дует над рекой ветер. Плещут в берег шумные волны. Гуляют по волнам седые барашки-беляки.

             Взлетел над волнами огромный   орлан — белохвост. Держит в когтях живую, трепещущую рыбину.   (И.Соколов- Микитов.)

6 вариант.

                        Лето в лесу.

        Хорошо и привольно летом в лесу.

Зеленой листвой одеты деревья. Пахнет грибами, спелой, душистой земляникой.

Громко поют птицы. Пересвистываются иволги, кукуют, перелетая с дерева на дерево, неугомонные кукушки. В кустах над ручьями заливаются соловьи.  (И.Соколов- Микитов.)

                                                                        МАОУ  СОШ № 62  г. Краснодар

 учитель начальных классов

                                                                        Олейникова Алевтина Анатольевна

nsportal.ru

Работа с текстом на уроках русского языка 2 класс

_____________________________________________________

Узоры на окнах.

Утром на окне появилась необычная картина. Там длинная пушистая ветка. Здесь странный цветок. Тут перья сказочной птицы. Откуда на стекле взялись снежные узоры?

Эти узоры рисует мороз. В воздухе всегда есть водяной пар. Тёплые пары садятся на холодные стёкла. Они становятся кристаллами льда. Их очень много. Постепенно на окне вырастает ледяной сад.

Задания.

  1. Определи вид текста: повествование, описание или рассуждение? (подчеркни верный ответ)

  2. В какой части текста дается объяснение явления: в первой или во второй? (подчеркни верный ответ)

  3. Подчеркни вопросительное предложение.

  4. Выпиши предложение, в котором сообщается, кто нарисовал снежные узоры на стекле. ____________________________________________________

  5. В этом предложении подчеркни главные члены.

  6. Соедини проверяемые и проверочные слова.

мороз цвет

ветка морозы

цветок стёкла

стекло веточка

окно сады

сад холод

пары пар

холодные окна

ледяной лёд

  1. В словах первого столбика подчеркни проверяемую букву.

  2. Выпиши слова с удвоенными согласными:_______________ ____________________________________________________

  3. Выпиши слово с разделительным Ь: ____________________

  4. Спиши текст, обозначь орфограммы.

_____________________________________________________

Узоры на окнах.

Утром на окне появилась необычная картина. Там длинная пушистая ветка. Здесь странный цветок. Тут перья сказочной птицы. Откуда на стекле взялись снежные узоры?

Эти узоры рисует мороз. В воздухе всегда есть водяной пар. Тёплые пары садятся на холодные стёкла. Они становятся кристаллами льда. Их очень много. Постепенно на окне вырастает ледяной сад.

Задания.

  1. Определи вид текста: повествование, описание или рассуждение? (подчеркни верный ответ)

  2. В какой части текста дается объяснение явления: в первой или во второй? (подчеркни верный ответ)

  3. Подчеркни вопросительное предложение.

  4. Выпиши предложение, в котором сообщается, кто нарисовал снежные узоры на стекле. ____________________________________________________

  5. В этом предложении подчеркни главные члены.

  6. Соедини проверяемые и проверочные слова.

мороз цвет

ветка морозы

цветок стёкла

стекло веточка

окно сады

сад холод

пары пар

холодные окна

ледяной лёд

  1. В словах первого столбика подчеркни проверяемую букву.

  2. Выпиши слова с удвоенными согласными:_______________ ____________________________________________________

  3. Выпиши слово с разделительным Ь: ____________________

  4. Спиши текст, обозначь орфограммы.

__________________________________________________

Волк.

Волк – крупное животное.

Тело волка покрыто серой шерстью. У него длинные лапы. Хвост опущен вниз. Глаза у волка очень зоркие. Уши торчком. В большой пасти зверя острые зубы. У хищника отличный нюх. Он легко выслеживает добычу.

Волк – опасный зверь для многих животных леса.

Задания.

  1. Определи вид текста: повествование, описание или рассуждение? (подчеркни верный ответ)

  2. Какая часть речи является основной для данного типа текста: имя существительное, имя прилагательное или глагол? (подчеркни верный ответ)

  3. Вспомни схему текста данного типа. Подчеркни предложение-тезис прямой чертой.

  4. Вспомни схему текста данного типа. Подчеркни предложение-оценку волнистой линией.

  5. Выпиши имена прилагательные:

шерсть (какая?) _________________________

лапы (какие?) ___________________________

пасть (какая?) ___________________________

глаза (какие?) ___________________________

зубы (какие?) ___________________________

нюх (какой?) ____________________________

  1. Выпиши слова, по-разному называющие главного героя:

______________________________________________________

  1. Почему волк опасен для животных леса: некрасивый, страшный на вид, хищный? (подчеркни верный ответ)

  2. Спиши текст, подчеркни имена прилагательные.

__________________________________________________

Волк.

Волк – крупное животное.

Тело волка покрыто серой шерстью. У него длинные лапы. Хвост опущен вниз. Глаза у волка очень зоркие. Уши торчком. В большой пасти зверя острые зубы. У хищника отличный нюх. Он легко выслеживает добычу.

Волк – опасный зверь для многих животных леса.

Задания.

  1. Определи вид текста: повествование, описание или рассуждение? (подчеркни верный ответ)

  2. Какая часть речи является основной для данного типа текста: имя существительное, имя прилагательное или глагол? (подчеркни верный ответ)

  3. Вспомни схему текста данного типа. Подчеркни предложение-тезис прямой чертой.

  4. Вспомни схему текста данного типа. Подчеркни предложение-оценку волнистой линией.

  5. Выпиши имена прилагательные:

шерсть (какая?) _________________________

лапы (какие?) ___________________________

пасть (какая?) ___________________________

глаза (какие?) ___________________________

зубы (какие?) ___________________________

нюх (какой?) ____________________________

  1. Выпиши слова, по-разному называющие главного героя:

______________________________________________________

  1. Почему волк опасен для животных леса: некрасивый, страшный на вид, хищный? (подчеркни верный ответ)

  2. Спиши текст, подчеркни имена прилагательные.

Странная кошка.

Наша Мурка – стран…ая кошка. Она любит л…зать сла…кий мё….

Однажды л…жит Мурка на крыл…це. Ч…ет м…довый зап…х. Он привёл кошку к ул…ю. Сл…стёна встала на зад…ние ла…ки и сунула мордоч…ку в пч…линый дом…к.

Вдру… раздался ре…кий к…шачий крик. Пч…ла ужалила лакомку. Мурка стр…лой умч…лас… прочь.

Задания.

  1. Вставь пропущенные буквы.

  2. Определи вид текста: повествование, описание или рассуждение? (подчеркни верный ответ)

  3. Объясни, почему Мурку считают странной кошкой.

______________________________________________________

  1. Выпиши слова, по-разному называющие главного героя:

______________________________________________________

  1. Запиши, как ты понимаешь значение слов и фраз:

чует — _____________________________________________

улей — _____________________________________________

сластёна — __________________________________________

умчалась стрелой — __________________________________

  1. Прочитай назывной план текста. Составь вопросный план.

    Напиши изложение текста.
  2. Спиши текст, обозначь орфограммы.

Странная кошка.

Наша Мурка – стран…ая кошка. Она любит л…зать сла…кий мё….

Однажды л…жит Мурка на крыл…це. Ч…ет м…довый зап…х. Он привёл кошку к ул…ю. Сл…стёна встала на зад…ние ла…ки и сунула мордоч…ку в пч…линый дом…к.

Вдру… раздался ре…кий к…шачий крик. Пч…ла ужалила лакомку. Мурка стр…лой умч…лас… прочь.

Задания.

  1. Вставь пропущенные буквы.

  2. Определи вид текста: повествование, описание или рассуждение? (подчеркни верный ответ)

  3. Объясни, почему Мурку считают странной кошкой.

______________________________________________________

  1. Выпиши слова, по-разному называющие главного героя:

______________________________________________________

  1. Запиши, как ты понимаешь значение слов и фраз:

чует — _____________________________________________

улей — _____________________________________________

сластёна — __________________________________________

умчалась стрелой — __________________________________

  1. Прочитай назывной план текста. Составь вопросный план.

    Напиши изложение текста.
  2. Спиши текст, обозначь орфограммы.

________________________

Мартышка стояла на поляне. Из-за дерева вышел слонёнок. Из травы выполз удав. Из-под кустов вылез попугай.

Животные доброжелательно посмотрели друг на друга. Все стали знакомиться. Мартышка пожала попугаю крылышко. Попугай пожал слоненку хобот. Слонёнок пожал удаву хвост.

Очень приятное вышло знакомство!

Задания.

  1. Озаглавь текст.

  2. Назови главных героев: ____________________________________________________

  3. Определи вид текста: повествование, описание или рассуждение? (подчеркни верный ответ)

  4. Перечитай начало текста. Запиши краткие ответы.

Где стояла мартышка? __________________________

Откуда вышел слонёнок? ________________________

Откуда выполз удав? ___________________________

Откуда вылез попугай? _________________________

  1. Задай один вопрос, объединяющий предыдущие.

_____________________________________________________

  1. Выпиши предложение, отражающее главную мысль второй части текста.________________________________________

  2. Запиши значение слова доброжелательно: _______________

  3. Составь цепочку – кто с кем здоровался:

Мартышка Слонёнок Удав Попугай

  1. Как они здоровались? Выпиши слово: ___________________

  2. Прочитай итог текста. Как сказать короче?

______________________________________________________

11. Напиши изложение текста, пользуясь смешанным планом, который у тебя получился.

________________________

Мартышка стояла на поляне. Из-за дерева вышел слонёнок. Из травы выполз удав. Из-под кустов вылез попугай.

Животные доброжелательно посмотрели друг на друга. Все стали знакомиться. Мартышка пожала попугаю крылышко. Попугай пожал слоненку хобот. Слонёнок пожал удаву хвост.

Очень приятное вышло знакомство!

Задания.

  1. Озаглавь текст.

  2. Назови главных героев: ____________________________________________________

  3. Определи вид текста: повествование, описание или рассуждение? (подчеркни верный ответ)

  4. Перечитай начало текста. Запиши краткие ответы.

Где стояла мартышка? __________________________

Откуда вышел слонёнок? ________________________

Откуда выполз удав? ___________________________

Откуда вылез попугай? _________________________

  1. Задай один вопрос, объединяющий предыдущие.

_____________________________________________________

  1. Выпиши предложение, отражающее главную мысль второй части текста.________________________________________

  2. Запиши значение слова доброжелательно: _______________

  3. Составь цепочку – кто с кем здоровался:

Мартышка Слонёнок Удав Попугай

  1. Как они здоровались? Выпиши слово: ___________________

  2. Прочитай итог текста. Выпиши главные слова:

______________________________________________________

11. Напиши изложение текста, пользуясь смешанным планом, который у тебя получился.

Ёжик проснулся.

Пришла в_сна. Солнце согрело землю. В л_су в ложбинке поб_жал ручей. Вот на пути он заметил под к_рнями старой б_рёзы норку. Ёжик ещё с ос_ни разыскал это укромное м_стечко. Х_лодный ручеёк забрался в постельку ёжика и разбудил его. Зв_рёк выбрался из своего убежища. Свежий в_терок разн_сил по лесу в_сенние зап_хи. Ёжик лёг на спинку и подставил солнышку св_ё брюшко.

(По Г.Скребицкому)

Задания.

  1. Вставь пропущенные безударные гласные.

  2. Подчеркни в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

  3. Выпиши слова, по-разному называющие жилище ёжика:

______________________________________________________

  1. Закончи предложение. Холодный ручеёк ________________

______________________________________________________

5. В этом предложении подчеркни глаголы двумя чертами.

6. Выпиши слово с Ь: ___________________________________

Какой это знак: разделительный или смягчающий? (подчеркни)

7.Выпиши слово с удвоенным согласным, раздели черточкой для переноса:__________________________________________

8.Подчеркни главные члены в первых трёх предложениях.

9.В предпоследнем предложении подчеркни имена прилагательные волнистой линией.

10.Из последнего предложения выпиши существительные:

______________________________________________________

11.Найди пары родственных слов: солнце — _____________;

ёжик — ______; весна — _______________.

12.О наступлении какого времени года говорится в тексте?

Запиши название противоположного времени года: __________

Ёжик проснулся.

Пришла в_сна. Солнце согрело землю. В л_су в ложбинке поб_жал ручей. Вот на пути он заметил под к_рнями старой б_рёзы норку. Ёжик ещё с ос_ни разыскал это укромное м_стечко. Х_лодный ручеёк забрался в постельку ёжика и разбудил его. Зв_рёк выбрался из своего убежища. Свежий в_терок разн_сил по лесу в_сенние зап_хи. Ёжик лёг на спинку и подставил солнышку св_ё брюшко.

(По Г.Скребицкому)

Задания.

  1. Вставь пропущенные безударные гласные.

  2. Подчеркни в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

  3. Выпиши слова, по-разному называющие жилище ёжика:

______________________________________________________

  1. Закончи предложение. Холодный ручеёк ________________

______________________________________________________

5. В этом предложении подчеркни глаголы двумя чертами.

6. Выпиши слово с Ь: ___________________________________

Какой это знак: разделительный или смягчающий? (подчеркни)

7.Выпиши слово с удвоенным согласным, раздели черточкой для переноса:__________________________________________

8.Подчеркни главные члены в первых трёх предложениях.

9.В предпоследнем предложении подчеркни имена прилагательные волнистой линией.

10.Из последнего предложения выпиши существительные:

______________________________________________________

11.Найди пары родственных слов: солнце — _____________;

ёжик — ______; весна — _______________.

12.О наступлении какого времени года говорится в тексте?

Запиши название противоположного времени года: __________

________________________________

Я отправился за гор_д в лес погл_деть, заметно ли прибл_жение в_сны. Как х_р_шо в л_су в эту пору. По небу плывут лё_кие _бл_ка. Пригр_вает яркое со_нце. А з_мля ещё покрыта л_дом и снегом. Д_рев_я и кусты пока тоже в сн_жных н_рядах.

Я ш_л по тр_пинке и см_трел по сторонам. Вот ш_рокая п_ляна. Скол_ко здес_ заяч_их сл_дов. Тепер_ зайцы и днём ч_сто выскакивают на п_лянку и греются на солнышке. Они ч_вствуют в_сну. А вот ок_ло старого п_ня уже по_вилась крох_тная проталинка. Этот кл_чок оттаявшей з_мли покрыт сухой тр_вой. В ней копош_лись жуч_ки. _ни проспали под к_рой пня всю зиму, а теперь выбралис_ на проталинку.

Я сел на пен_ отдохнуть. Кругом было тих_. Тол_ко где-то д_леко в л_су звенел г_л_сок с_ницы. Это первая пес_ня в_сны.

Задания.

  1. Вставь пропущенные буквы.

  2. Озаглавь текст.

  3. Запиши, что такое «проталинка» (словами текста).

______________________________________________________

  1. С какого слова начинается каждая часть текста? __________

  2. Найди в каждой части восклицательное предложение, поставь нужный знак в конце предложения.

  3. Перечитай первую часть текста. С какой целью автор отправился за город? _________________________________

___________________________________________________

  1. Перечитай вторую часть текста. Перечисли признаки весны: ____________________________________________________

____________________________________________________

8. Перечитай третью часть текста. Как автор называет пение синицы? _________________________________________________

9. Выпиши по одному слову на указанные правила.

Проверяемый безударный гласный: _______________________

Непроверяемый безударный гласный: _____________________

Проверяемый парный согласный: _________________________

Ь показатель мягкости: _________________________________

Разделительный Ь: ______________________________________

Сочетания ЧК-ЧН: ______________________________________

10.Выпиши из второй части текста по три слова на указанные части речи.

Сущ. — ________________________________________________

Прил. — ________________________________________________

Гл. — __________________________________________________

  1. Выпиши третье предложение и выполни его разбор.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

  1. Какие пары родственных слов встречаются в тексте?

Снегом — _________________. Зайцы — _____________________

  1. Спиши вторую часть текста. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.

Самый лучший рисунок

Мама подм_тала пол, а Петя р_совал маму с вен_ком в руках. П_том мама выбивала к_вры, мыла п_суду, чистила к_ртошку. Всё это Петя нар_совал и раскрасил цв_тными к_р_нд_шами. Кр_сивая получилас_ мама!

Приш_л _тец с р_боты. Петя похвастался св_ими р_сунками. Сын спр_сил, какой из них самый лу_ший.

В _твет папа ск_зал, что самый лу_ший р_сунок Петя не нар_совал. Там Петя пом_гает маме убират_ кв_ртиру, мыт_ п_суду, чистит_ к_ртошку.

Задания.

  1. Вставь пропущенные буквы.

  2. Из первой части выпиши словарные слова. ________________

________________________________________________________

  1. Из первой части выпиши действия мамы: _________________

________________________________________________________

Из первой части выпиши действия Пети: ____________________

________________________________________________________

Какой частью речи являются эти слова? _____________________

  1. Из предложений второй части выпиши главные члены.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

  1. Из предложений третьей части выпиши словосочетания:

помогает (кому?) __________; убирать (что?) _______________;

мыть (что?) _______________; чистить (что?) _______________.

  1. Выпиши родственные слова: рисунок, ____________________

________________________________________________________

  1. Придумай продолжение рассказа и запиши.

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

Самый лучший рисунок

Мама подм_тала пол, а Петя р_совал маму с вен_ком в руках. П_том мама выбивала к_вры, мыла п_суду, чистила к_ртошку. Всё это Петя нар_совал и раскрасил цв_тными к_р_нд_шами. Кр_сивая получилас_ мама!

Приш_л _тец с р_боты. Петя похвастался св_ими р_сунками. Сын спр_сил, какой из них самый лу_ший.

В _твет папа ск_зал, что самый лу_ший р_сунок Петя не нар_совал. Там Петя пом_гает маме убират_ кв_ртиру, мыт_ п_суду, чистит_ к_ртошку.

Задания.

  1. Вставь пропущенные буквы.

  2. Из первой части выпиши словарные слова. ________________

________________________________________________________

  1. Из первой части выпиши действия мамы: _________________

________________________________________________________

Из первой части выпиши действия Пети: ____________________

________________________________________________________

Какой частью речи являются эти слова? _____________________

  1. Из предложений второй части выпиши главные члены.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

  1. Из предложений третьей части выпиши словосочетания:

помогает (кому?) __________; убирать (что?) _______________;

мыть (что?) _______________; чистить (что?) _______________.

  1. Выпиши родственные слова: рисунок, ____________________

________________________________________________________

  1. Придумай продолжение рассказа и запиши.

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

Самое страшное.

Вова рос кре_ким мальч_ком. Все б_ялис_ его. Т_вар_щей он бил. В дев_чек из р_га_ки стр_лял. С_баке (П?п)ушку (на) хвост наступал. К_ту (М?м)урзею усы выдёргивал. К)люче_о ёж_ка (по_) шка_ заг_нял. Даже св_ей бабу_ке грубил. Нико_о не б_ялся (В?в)ова. И этим он оч_нь г_рдился.

Но н_стал такой ден_, к_гда мал_чики и девоч_ки не зах_тели с ним _грать. Кинулся т_гда Вова к Пушку, а тот на ул_цу уб_жал. Х_тел Вова с к_том Мурзеем (по)играт_, а кот на шка_ з_брался и с_рдитыми з_лёными гл_зами (на) мал_ч_ка смотрит. Р_шил Вова из-под шкафа ёж_ка вым_нить, но тот д_вно в другой дом ж_ть п_р_брался. Подош_л было Вова к бабу_ке. Но _на даже гла_ не подн_ла на внука. С_дит старен_кая (в) уг_лке, ч_лок вяжет да сл_зинки утирает.

Наступило самое страшное, какое только бывает на свете для человека: Вова остался ______________.

Задания.

  1. Вставь пропущенные буквы.

  2. Из первой части выпиши глаголы, которые показывают действия Вовы по отношению к окружающим: ____________

_______________________________________________________

________________________________________________________________.

  1. Расскажи, как герои реагировали на поведение Вовы?

  2. Допиши последнее слово в рассказе.

  3. Придумай такое продолжение рассказа, чтобы у мальчика появились друзья. _____________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Самое страшное.

Вова рос кре_ким мальч_ком. Все б_ялис_ его. Т_вар_щей он бил. В дев_чек из р_га_ки стр_лял. С_баке (П?п)ушку (на) хвост наступал. К_ту (М?м)урзею усы выдёргивал. К)люче_о ёж_ка (по_) шка_ заг_нял. Даже св_ей бабу_ке грубил. Нико_о не б_ялся (В?в)ова. И этим он оч_нь г_рдился.

Но н_стал такой ден_, к_гда мал_чики и девоч_ки не зах_тели с ним _грать. Кинулся т_гда Вова к Пушку, а тот на ул_цу уб_жал. Х_тел Вова с к_том Мурзеем (по)играт_, а кот на шка_ з_брался и с_рдитыми з_лёными гл_зами (на) мал_ч_ка смотрит. Р_шил Вова из-под шкафа ёж_ка вым_нить, но тот д_вно в другой дом ж_ть п_р_брался. Подош_л было Вова к бабу_ке. Но _на даже гла_ не подн_ла на внука. С_дит старен_кая (в) уг_лке, ч_лок вяжет да сл_зинки утирает.

Наступило самое страшное, какое только бывает на свете для человека: Вова остался ______________.

Задания.

  1. Вставь пропущенные буквы.

  2. Из первой части выпиши глаголы, которые показывают действия Вовы по отношению к окружающим: ____________

_______________________________________________________

________________________________________________________________.

  1. Расскажи, как герои реагировали на поведение Вовы?

  2. Допиши последнее слово в рассказе.

  3. Придумай такое продолжение рассказа, чтобы у мальчика появились друзья. _____________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_____________________________

Выплыло на небо ласковое солнышко. Стало _но р_ссылать по_сюду св_и з_л_тые лучи. Первый луч_ п_пал на жав_р_нка. Встр_пенулся он, вып_рхнул из гнёздышка и запел пес_нку. Вт_рой луч п_пал на зайч_ка. П_р_дернул ушами к_сой и вес_ло запрыгал по р_систому лугу. Поб_жал он добыват_ с_бе соч_ной тра_ки на за_тр_к. Третий луч п_пал в курят_ник. П_тух з_хлопал крыл_ями и запел. Куры закудахтали, стали ч_рв_ч_ков искат_. Ч_твёртый луч п_пал в ул_й. Вып_лзла пч_лка из в_сковой кел_и, села на _кошеч_ко, р_справила крыл_я и пол_тела собират_ м_док с душ_стых цв_тов. Пятый луч п_пал в де_скую, на п_стел_ку к мален_кому л_нтяю: светит _му прям_ в гл_за. А он _______________________________________.

Задания.

  1. Вставь пропущенные буквы.

  2. Озаглавь текст.

  3. Допиши последнее предложение.

  4. Соедини столбики стрелками, пользуясь текстом:

Первый луч лентяй

Второй луч жаворонок

Третий луч пчела

Четвёртый луч петух

Пятый луч зайчик

  1. Раздели текст на части. Сколько частей получилось? ______

  2. В первом предложении подчеркни главные члены.

  3. Из первого предложения выпиши словосочетания.

_______________________________________________________

________________________________________________________

8. Спиши текст. Каждую часть пиши с красной строки!

_____________________________

Выплыло на небо ласковое солнышко. Стало _но р_ссылать по_сюду св_и з_л_тые лучи. Первый луч_ п_пал на жав_р_нка. Встр_пенулся он, вып_рхнул из гнёздышка и запел пес_нку. Вт_рой луч п_пал на зайч_ка. П_р_дернул ушами к_сой и вес_ло запрыгал по р_систому лугу. Поб_жал он добыват_ с_бе соч_ной тра_ки на за_тр_к. Третий луч п_пал в курят_ник. П_тух з_хлопал крыл_ями и запел. Куры закудахтали, стали ч_рв_ч_ков искат_. Ч_твёртый луч п_пал в ул_й. Вып_лзла пч_лка из в_сковой кел_и, села на _кошеч_ко, р_справила крыл_я и пол_тела собират_ м_док с душ_стых цв_тов. Пятый луч п_пал в де_скую, на п_стел_ку к мален_кому л_нтяю: светит _му прям_ в гл_за. А он _______________________________________.

Задания.

  1. Вставь пропущенные буквы.

  2. Озаглавь текст.

  3. Допиши последнее предложение.

  4. Соедини столбики стрелками, пользуясь текстом:

Первый луч лентяй

Второй луч жаворонок

Третий луч пчела

Четвёртый луч петух

Пятый луч зайчик

  1. Раздели текст на части. Сколько частей получилось? ______

  2. В первом предложении подчеркни главные члены.

  3. Из первого предложения выпиши словосочетания.

_______________________________________________________

________________________________________________________

8. Спиши текст. Каждую часть пиши с красной строки!

infourok.ru

Работа над текстом для учащихся 2 класса

Учебные тексты для 2 класса на тему: «Тема текста»

1. У бабушки был пароходик. У него была труба: жёлтая и на ней два чёрных пояса. И две мачты. А от мачт шли к бортам верёвочные лесенки. А совсем на корме — медное рулевое колесо.

По Б. Житкову «Как я ловил человечков»

2. Поздней осенью, с первой порошей пришли к нам из северных лесов снегири. Пухлые и румяные, уселись они на яблонях, как будто заместо упавших яблок. А наши коты уж тут как тут. Тоже залезли на яблони и устроились на нижних ветвях. Дескать, присаживайтесь к нам, снегири, мы тоже вроде яблоки. Снегири хоть целый год и не видели котов, а соображают. Всё-таки у котов хвост, а у яблок хвостик.

По Ю.Ковалю «Снегири и коты»

3. В самом глубоком месте стоит дворец морского царя – стены его из кораллов, высокие стрельчатые окна из самого чистого янтаря. А крыша сплошь раковины. Они то открываются, то закрываются. И это очень красиво, ведь в каждой лежат сияющие жемчужины. И любая была бы великим украшением в короне самой королевы.

По Г.Х.Андерсену «Русалочка»

4. Коле отец достал очень красивого щенка — стройного, подвижного. И не просто щенка, а с родословной, в которой назывались по именам все его предки: дедушки, бабушки. И у всех у них были золотые и серебряные медали, полученные на собачьих выставках.

По Е.Пермяку «Шарик и Торик»

5. Принесли нам ребята небольшого сорочонка… Летать он ещё не мог, только прыгал. Кормили мы его творогом, кашей, мочёным хлебом, давали маленькие кусочки варёного мяса; он всё ел, ни от чего не отказывался. Скоро у сорочонка отрос длинный хвост и крылья обросли жёсткими чёрными перьями. Он быстро научился летать и переселился на житьё из комнаты на балкон.

По Г.Скребицскому «Сиротка»

Учебные тексты для 2 класса на тему: «Основная мысль текста»

1. На следующее утро кот совершил благородный и неожиданный поступок. Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга, начали клевать из тарелок гречневую кашу. Кот прокрался к курам и с коротким победоносным криком прыгнул на стол. Куры взлетели с отчаянным воплем. С тех пор куры опасались воровать.

По К.Паустовскому «Кот-ворюга»

2. Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком. Подула зима холодом, сорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться. Стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.

По К.Ушинскому «Проказы старухи-зимы»

3. Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала. Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.

По Е.Пермяку «Как Маша стала большой»

4. Один раз в сто лет самый добрый из всех самых добрых стариков — Дед-Мороз — в ночь под Новый год приносит семь волшебных красок. Этими красками можно нарисовать всё, что захочешь, и нарисованное оживёт.

Хочешь — нарисуй корабль и плыви на нём. Волшебными красками можно нарисовать что угодно, даже мыло, и оно будет мылиться. Дед-Мороз приносит волшебные краски самому доброму из всех самых добрых детей.

По Е.Пермяку «Волшебные краски»

5. Однажды нам подарили молодую белку. Она очень скоро стала совсем ручная, бегала по всем комнатам, лазила на шкафы, этажерки, да так ловко никогда ничего не уронит, не разобьёт. В кабинете у отца над диваном были прибиты огромные оленьи рога. Белка часто по ним лазила: заберётся, бывало, на рог и сидит на нём, как на сучке дерева. Нас, ребят, она хорошо знала. Только войдёшь в комнату, белка прыг откуда-нибудь со шкафа прямо на плечо. Это значит — она просит сахару или конфетку.

По Г.Скребицкому «Воришка»

Учебные тексты для 2 класса на тему: «Ключевые слова»

1. Особенно хороши горные леса около моря. В ни слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман. От обилия влаги буйно разрастается мох. Кроме того, в горных лесах живёт, как птица пересмешник, весёлое эхо.

По К.Паустовскому «Корзина с еловыми шишками»

2. Дворец был из светло-жёлтого блестящего камня. Одна из мраморных лестниц спускалась прямо к морю. Великолепные позолоченные купола высились над крышей. Между колоннами стояли мраморные статуи, совсем как живые люди.

По Г.Х.Андерсену «Русалочка»

3. Неподалёку от нашего дома росло старое дерево. И вот однажды ранней весной на него прилетел и уселся аист. А на следующее утро мы увидели, что на дереве хлопотали уже два аиста. Они устраивали гнездо. Аистиха снесла туда яйца и стала их насиживать. А аист то улетал за кормом на болото, то стоял около гнезда на суке, поджав под себя одну ногу. Так, на одной ноге, он мог простоять очень долго, даже мог немного вздремнуть.

По Г.Скребицкому «Аистята»

4. Январь — самый холодный месяц, середина зимы. Пруды и реки скованы льдом, занесены снегом поля и леса. Ночи стоят длинные. В восемь часов утра еще темно, к девяти только солнышко встает. А дни зимою совсем короткие.

По Г.Скребицкому и В.Чаплиной «Кто как зимует»

5. Последняя молния разрубила тучу сабельным ударом. На землю хлынули влажные от дождя солнечные лучи. Им навстречу взлетел с поля жаворонок. В небе отозвалась ему семиструнная радуга.

По Ю.Ковалю «После грозы»

Учебные тексты для 2 класса на тему: «Опорные слова»

1. Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу. Дом был завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями.

По К.Паустовскому «Кот-ворюга»

2. Самые главные бабочки — это, конечно, лимонницы.

Они и появляются раньше всех. В оврагах ещё снег, а уж над тёплой поляной кружат лимонницы. Их жёлтые крылья спорят со старым снегом и смеются над ним.

По Ю.Ковалю

3. Перед домом стояла будка, и на цепи огромный пес. Мохнатый, весь в черных пятнах, — Рябка. Он стерег дом. Кормил я его рыбой. Рябка привык, что мы с ним разговаривали, и очень простое он понимал. Спросишь его: «Рябка, где Володя?» Рябка хвостом завиляет и повернет морду, куда Володька ушел.

По Б.Житкову «Беспризорная кошка»

4. Солнечные ягоды, оранжевые и жёлтые, рассыпались по моховой поляне. Ягода морошки немного похожа на белую малину. Но морошка не такая сладкая и душистая, как малина. Северный, таёжный у неё вкус, и сравнить его не с чем — разве со вкусом росы. Морошка вобрала в себя всю свежесть сырого леса, всю сладость мохового.

По Ю.Ковалю «Морошка»

5. И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червячками и хлебом с молоком. Живёт воробей у Никиты. И день, и другой, и всё время он кричит – есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется – он зачирикает, всех разбудит.

По Е.Чарушину «Воробей»

infourok.ru

Тест по литературному чтению. Работа над художественным текстом о природе. 2 класс

Литературное чтение, 2 класс.
Тема теста. Художественный текст о природе
Автор и составитель учитель ГБОУ СОШ №924 Тонких Ольга Валерьевна

117405 г. Москва, ул. Газопровод, д.1, корп.3, кв.57.

СПЕЦИФИКАЦИЯ диагностической работы

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ для 2 класса

Цель работы – определение уровня осознанности чтения у учащихся 2-го класса в процессе самостоятельного чтения текста и ответов на вопросы по содержанию текста, а также сформированности некоторых общеучебных умений – правильного восприятия учебной задачи, контроля и корректировки собственных действий в процессе выполнения заданий.

Содержание работы соответствует обязятельному минимуму содержания начального общего образования и требованиям программ к знаниям, умениям и навыкам начальной школы в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Минобразования России от 5 марта 2004г. №1089).Содержание работы ориентировано на нормативные требования к уровню осознанности чтения к середине 2-го класса, который должен достигаться учащимися при обучении по любому учебно-методическому комплекту, включённому в Федеральный перечень учебников для начальной школы.

Проверка степени осознанности чтения включает в себя следующие параметры:

  1. Проверка умения извлечь фактическую информацию, т.е. информацию, заданную в явном виде.

  2. Проверка умения извлечь информацию, содержащуюся в тексте в неявном виде, проверка умения формулировать простые выводы.

  3. Проверка умения интерпретировать и обобщать полученную из текста информацию. Проверяется умение понять общий смысл текста, подойти к пониманию основной мысли текста.

Работа содержит текст рассказа и 12 заданий к тексту. Все задания можно разделить на четыре группы в зависимости от их назначения.

  • 1 группа заданий направлена на проверку общего понимания содержания прочитанного текста, на проверку умения находить информацию, заданную в явном виде.

  • 2 группа заданий направлена на проверку умения извлечь из текста информацию, данную в неявном виде, сформулировать на основе прочитанного несложные выводы.

  • 3 группа заданий направлена на проверку понимания последовательности смысловых частей текста.

  • 4 группа заданий направлена на проверку умения понять общий смысл текста, приблизиться к пониманию авторского замысла, определить на основе проведённого смыслового анализа чувства главного героя.

При отборе заданий в силу специфики первого класса предпочтение было отдано заданиям первой группы, т.к. именно нахождение информации, содержащейся в тексте в явном и неявном виде, находится в центре внимания в 1-2 классах.

Распределение заданий в соответствии с выделенными группами:

Группа заданий

заданий

Общее количество заданий

1 группа заданий

2, 3, 4, 5, 7,

5

2 группа заданий

6, 9, 10

3

3 группа заданий

8

1

4 группа заданий

1, 11, 12

3

Структура работы

Проверочная работа представляет собой тест, который состоит из художественного текста для чтения и 12 заданий к нему.

8 из 12 заданий к тексту – задания с выбором единственного правильного ответа из предложенных вариантов (ВО), 2 задания с кратким ответом (КО) и 1 задание с развёрнутым ответом (РО), требующего аргументации в письменной форме личного мнения с привлечением прочитанного текста.

17 % заданий теста имеют повышенный уровень сложности (П), остальные – базовый (Б). К базовым относятся задания, обязательные для освоения всеми обучающимися.

План проверочной работы

№ задания

Контролируемые умения

Тип задания

Уровень сложности

Максимальный балл

Время выполнения

Чтение текста про себя

5 мин.

1

Умение определять жанр и тематику литературного произведения

ВО

Б

1

1 мин.

2

Умение осуществлять поиск информации, фактов, заданных в тексте в явном виде

ВО

Б

1

1 мин.

3

Умение осуществлять поиск информации, фактов, заданных в тексте в явном виде

ВО

Б

1

1 мин.

4

Общее понимание содержания текста Умение осуществлять поиск информации, фактов, заданных в тексте в явном виде

ВО

Б

1

1 мин.

5

Умение осуществлять поиск информации, фактов, заданных в тексте в явном виде

ВО

Б

1

1 мин.

6

Умение сделать на основе прочитанного несложные выводы

ВО

Б

1

2 мин.

7

Умение осуществлять поиск информации, фактов, заданных в тексте в явном виде

КО

Б

1

3 мин.

8

Умение выделять последовательность событий, описанных в рассказе

КО

Б

1

4 мин.

9

Умение осуществлять поиск информации, фактов, заданных в тексте в неявном виде

КО

П

2

5 мин.

10

Умение осуществлять поиск в тексте примеров, доказывающих приведённое утверждение; умение выстроить речевое высказывание в письменной форме

РО

П

2

5 мин.

11

Умение определить авторский замысел, понять общий смысл текста

ВО

Б

1

2 мин.

12

Умение определить авторский замысел, понять общий смысл текста, озаглавить его

ВО

Б

1

4 мин.

Итого 35 мин.

Рекомендации по проведению и оценке выполнения работы по чтению

Чтобы избежать трудностей и вопросов детей при проведении проверочной работы, связанных с оформлением ответов, накануне рекомендуется провести тренировочное занятие. На конкретных примерах показывается, как записывать и исправлять ответы на задания различного типа.

Для выполнения работы по чтению каждый ученик должен получить листы с текстом для чтения и задания к тексту.

До начала работы на верхней строке листа с заданиями каждый учащийся записывает данные (школа, класс, фамилия, имя). Проверьте, чтобы на парте у каждого ученика была только ручка для записи ответов.

Инструкция перед началом выполнения работы

«Ребята, сегодня вы будете выполнять работу по чтению. Сейчас я раздам вам лист с текстом и заданиями к этому тексту. Не начинайте работу до моего разрешения. Когда я попрошу начать работу, вы сначала самостоятельно прочитайте текст, а потом выполните задания к этому тексту. Ждать указаний о выполнении заданий не нужно, каждый начинает выполнять задания тогда, когда прочтёт текст. Помните, что выполняя задания, вы можете постоянно обращаться к тексту, перечитывать его, просматривать и находить в нём ответы на вопросы. Начинайте работу.

infourok.ru

Материал по чтению (2 класс) на тему: Работа с текстом. 2 класс

Фамилия ____________________________

Осень.

И. Соколов-Микитов

Давно улетели на юг щебетуньи-ласточки, а ещё раньше, как по команде, исчезли быстрые стрижи.

В осенние дни слышали ребята, как, прощаясь с милой родиной, курлыкали в небе пролетные журавли. С каким-то особым чувством долго смотрели им вслед, как будто журавли уносили с собой лето. Тихо переговариваясь, пролетели на теплый юг гуси…

Готовятся к холодной зиме люди. Давно скосили рожь и пшеницу. Заготовили корма скоту. Снимают последние яблоки в садах. Выкопали картошку, свёклу, морковь и убирают их на зиму.

Готовятся и звери к зиме. Проворная белка накопила в дупле орехов, насушила отборных грибов. Маленькие мыши-полевки натаскали в норки зёрен, наготовили душистого мягкого сена.

Поздней осенью строит своё зимнее логово трудолюбивый еж. Целый ворох сухих листьев натаскал он под старый пень. Всю зиму спокойно будет спать под тёплым одеялом.

Всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко. Скоро, скоро начнутся первые морозы. До самой весны застынет земля-матушка. Все от нее взяли всё, что она могла дать.

ВОПРОСЫ:

  1. Синим цветом подчеркнуть описание того, как к зиме готовятся люди.
  2. Зелёным цветом подчеркнуть описание того, как к зиме готовятся звери.
  3. Перечисли птиц (из текста), которые улетели на юг:_______________________
  4. Как готовится к зиме  ёж?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как животные к холодам готовятся

Ветры-листодёры срывают с леса последние отрепья. Дождь.

Скучает на заборе мокрая ворона. Ей ведь тоже скоро в путь: летовавшие у нас серые вороны незаметно откочёвывают к югу, на их место также незаметно перемещаются вороны, родившиеся на севере. Выходит, и ворона птица перелётная. Там, на дальнем севере, ворона — первая прилётная, как у нас грач, и последняя отлётная.

Покончив с первым своим делом — раздеванием леса,— осень принимается за второе: студит и студит воду. Всё чаще по утрам лужи покрываются хрупким ледком. Как воздух, вода уже оскудела жизнью. Те цветы, что красовались в ней летом, давно уронили свои семена на дно, утянули под воду длинные свои цветоножки. Рыбы забиваются в ямы — ятови — зимовать там, где не замёрзает вода. Мягкий хвостатый тритон-харитон всё лето прожил в пруду, а теперь выполз из воды, пополз зимовать на суше, где-нибудь во мху под корнями. Льдом покрываются стоячие воды.

Стынет и на суше нежаркая кровь. Прячутся куда-то насекомые, мыши, пауки, многоножки. Забравшись в сухие ямы, переплетаются, застывают змеи. Забиваются в тину лягушки, прячутся за отставшую кору пней ящерки — обмирают там… Звери — кто одевается в тёплые шубки, кто набивает свои кладовки в норах, кто устраивает себе берлогу. Готовятся…

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крушит, мутит, рвёт и льёт и снизу метёт.

В лесу каждый готовится к зиме по- своему.

Кому положено, улетел от голода и холода на крыльях.

Кто остался — торопится набить свои кладовые, заготовляет запасы пищи впрок.

Особенно усердно таскают её короткохвостые мышки-полёвки. Многие из них вырыли себе зимние норы прямо в стогах и под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно.

К норе ведёт пять или шесть дорожек, каждая дорожка — в свой вход.

Под землёй — спальня и несколько кладовых.

Зимой полёвки собираются спать только в самые сильные морозы. Поэтому они делают большие запасы хлеба. В некоторых норах собрано уже по четыре-пять килограммов отборного зерна.

Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнёзд на деревьях. Там у неё сложены лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собрала грибы — маслята и берёзовики. Их она насадила на обломанные сучочки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям деревьев и подкрепляться сушёными грибами.

А многие звери так никаких особых кладовых не устраивают. Они сами себе кладовые. Просто наедятся хорошенько за осенние месяцы, станут толстые-претолстые, жирные- прежирные — и всё тут. Жир ведь тоже запас пищи.

Так устраиваются медведь, барсук, летучие мыши и все другие зверьки, что крепко спят всю зиму. Набьют брюхо потуже — и на боковую.

Да ещё и греет их жир: он холода не пропускает.

(В. Бианки)

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *