Осязательное восприятие это – —

Осмысленность

Высшей формой предметного восприятия является осмысленное восприятие. Благодаря осмысленности наше восприятие перестает быть биологическим процессом, каким оно было у животных. Усваивая в процессе развития общественно-исторический опыт, человек отражает также значения предметов, выработанные в практической деятельности предшествующих поколений. Поэтому вместе с восприятием предмета происходит осознание его функций, благодаря чему восприятие становится обобщенным и категорированным.

Осмысленное восприятие дает возможность познать действительность глубже, чем это возможно с помощью отражения отношений между объектами, воздействующими на органы чувств. На стадии осмысленного восприятия достигается высшая ступень объективации перцептивного образа. Большую роль в становлении осмысленности восприятия играет речь, с помощью которой происходит обобщение и категоризация получаемой органами чувств информации.

Примером могут служить опыты А.А. Любилинской, в которых у ребенка дошкольного возраста вырабатывалась дифференцировка на тонкие, малозаметные зрительные признаки. Выработка такой дифференцировки протекала очень медленно и с большим трудом. Однако стоило лишь назвать нужные зрительные признаки определенным словом, как выделение их оказалось доступным.

Восприятие человека, таким образом, неразрывно связано с мышлением, оно выступает как активный поиск наиболее осмысленной интерпретации данных.

3.Виды восприятия

Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют осязательное, зрительное и слуховое восприятие.

Четыре анализатора – кожный, мышечный, зрительный, слуховой – чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Осязательное восприятие

Осязание является сложной формой чувствительности, включая в свой состав как элементарные, так и сложные компоненты. К первым относятся ощущение холода, тепла и боли, ко вторым – собственно осязательные ощущения (прикосновение и давление). Периферическими аппаратами ощущения тепла и холода являются «луковички», разбросанные в толще кожи. Аппаратом болевых ощущений являются свободные окончания тонких нервных волокон, воспринимающих болевые сигналы, периферическим аппаратом ощущений прикосновения и давления – своеобразные нервные образования, известные как тельца Лейснера, тельца Фатер-Паччини, также расположенные в толще кожи. Только что перечисленные рецепторные аппараты распределены по поверхности кожи неравномерно: чем более тонкая чувствительность требуется от работы того или иного органа, тем более густо расположены на его поверхности соответствующие рецепторные компоненты и тем более низки пороги различения тех сигналов, которые до них доходят, иначе говоря, тем более высока их чувствительность. Тонкость чувствительности различных поверхностей тела обеспечена не только густотой распределения периферических рецепторов в соответствующих участках кожи, но и относительной площадью тех областей постцентральных отделов коры головного мозга, куда приходят волокна от соответствующих участков периферии. Чем более тонкую функцию выполняет тот или иной участок кожи, тем большую площадь занимает его проекция в коре головного мозга. Наиболее сложные формы осязательной чувствительности – ощущение локализации прикосновения, различительная чувствительность (ощущение расстояния между двумя прикосновениями к близким участкам кожи), ощущения направления натяжения кожи (если кожу предплечья ведут к кисти или от нее), ощущения формы, которая наносится прикосновением острия делающего на коже фигуру круга или изображение цифры. К сложным формам относится и глубокая чувствительность, позволяющая опознать, в каком положении находятся пассивно огибаемая рука или придать правой руке то положение, которое пассивно придается левой руке. В осуществлении этих видов чувствительности принимают участие сложные вторичные зоны постцентральных отделов коры. Для исследования различных видов чувствительности используют разные приемы, например: опыт Тэйбера, при котором исследующий одновременно прикасается к двум симметричным точкам груди или лица. Поражение одного из полушарий выявляется в том, что больной, хорошо улавливающий каждое отдельное прикосновение, игнорирует одно из прикосновений к симметричным точкам, если оба прикосновения даются одновременно.

При этом обычно выпадает ощущение прикосновения к точке, противоположной пораженному полушарию. Исследование «двумерно-пространственного чувства» производится следующим образом: исследующий рисует острием иглы фигуру на коже предплечья и предлагает определить, какая фигура была нарисована. Невозможность выполнить эту задачу указывает на поражение вторичных отделов теменной коры противоположного полушария.

Однако существуют и более сложные формы осязательного восприятия, при котором человек на ощупь может определить формы предмета, а иногда и узнать сам предмет. Чтобы перейти от оценки отдельных признаков к осязательному восприятию целого предмета, необходимо, чтобы рука находилось в движении, то есть пассивное осязательное восприятие заменилось активным ощупыванием предмета. Наиболее интересным в осязательном восприятии предмета является факт постепенного превращения последовательно (сукцессивно) поступающей информации об отдельных признаках предмета в его целостный (симультанный) образ.

Например, при ощупывании ключа сначала мы получаем впечатление о том, что мы имеем дело с чем-то холодным, гладким и длинным. На этой фазе возникает предположение, что мы ощупываем металлический стержень или трубку; или металлический карандаш. Затем наша рука ощупывает кольцо ключа; первая группа предположений сразу отбрасывается. Ощупывание продолжается, и ощупывающий палец перемещается к бородке ключа с характерной для нее изрезанностью. Тут происходит выделение наиболее информационных точек, объединение всех последовательно воспринимавшихся признаков, и возникает гипотеза «это ключ!». Видно, что процесс узнавания образа предмета, который в зрении происходит сразу, в осязании носит развернутый характер, и происходит путем последовательной цепи проб, с выделением отдельных признаков, созданием ряда альтернатив и формированием окончательной гипотезы. Процесс осязательного восприятия был подробно изучен советскими психологами Б.Г. Ананьевым, Б.Ф. Ломовым, Л.М. Веккером. Исследования этих авторов показали ряд факторов. Рука испытуемого должна активно ощупывать предмет. Пассивное проведение предметом по руке или руки по предмету, не приводит к нужному результату. Активное ощупывание предмета производится, как правило, при участии обеих рук. По мере упражнения процесс ощупывания может постепенно сокращаться, и если на первых его этапах для узнавания было необходимо слияние многих выделенных признаков, то при повторном ощупывании число признаков, необходимых для опознания предмета, сокращается, так что под конец одного наиболее информативного признаке достаточно, чтобы предмет мог быть опознан.

studfiles.net

§4. Природа, формы и способы осязательного восприятия

Органом осязательного восприятия у человека является рука. Осязание в полном смысле этого слова как способность кожно-механического и двигательного анализаторов отражать многочисленные пространственные и физические свойства и качества объектов присуще только человеку и является результатом его общественно-трудового развития. Отряжая окружающий человека (стр. 184) мир и воздействуя на него, рука является органом познания и труда.

В работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” Ф. Энгельс раскрыл объективные условия, которые создали предпосылки для развития руки и осязательного восприятия. Ими были переход к прямохождению, в результате чего произошло высвобождение рук, и включение в трудовую деятельность, которая начинается с изготовления орудий труда. Благодаря этому, писал Ф. Энгельс, “рука стола свободной и могла теперь усваивать себе всё новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая .гибкость передавалась но наследству и возрастала от поколения к ;. поколению. Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его”*. (Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс Ф., Энгельс Ф. Соч. 1; 20. С.487-488).

Развиваясь в процессе трудовой деятельности, рука человека меняет свое анатомическое строение — большой палец противопоставляется остальным, происходят и другие изменения, делающие руку очень сложным но анатомическому устройству органом. Однако наиболее важным является возникновение в процессе трудовой деятельности новых функций, которыми, кроме человека, не обладает ни одно живое существо.

Вместе с появлением в процессе труда новых функций происходит их разделение для правой и левой руки. Возникновение функциональной асимметрии (различных функций) рук объясняется тем, что в процессе труда человек оперировал двумя предметами:

предметом труда и орудием труда. Необходимость удерживать предмет труда в определенном положении для успешной обработки привела к специализации левой руки как естественной опоры. Кроме того, левая рука выполняла также функцию контроля. Правая же рука специализировалась на манипуляциях с орудиями труда.

В трудовых актах, помимо разделения функций рук, происходит специализация пальцев рук. В качестве примера можно привести процесс чтения и письма слепыми рельефною шрифта, где разделение функций рук и специализация пальцев проявляются с предельной отчетливостью. Указательный палец правой руки выполняет поисковую функцию, предварительно различая группировки рельефных точек — букв, слогов, слов; указательный палец левой руки уточняет полученные впечатления; пальцы правой руки (стр. 185) читают строку, в то время как пальцы левой руки находят следующую; большие пальцы выполняют опорную функцию и т.д.

Благодаря разделению и специализации функции становится возможным отражение кривизны контура и разнородной структуры осязательно воспринимаемых предметов. Усложнение функции рук в процессе трудовой деятельности сопровождается повышением кожной и мышечно-суставной чувствительности.

В осязательном восприятии могут одновременно участвовать различные пилы ощущении: тактильные, температурные, болевые, мышечно-суставные. В зависимости от того, какие анализаторы включены и процесс осязательного восприятия, определяются формы осязания, различающиеся между собой степенью полноты и точности отражения объективной действительности.

В психологии принято выделять пассивное и активное; непосредственное и инструментальное, иди опосредствованное, осязание.

Пассивное осязание. Эта форма осязания образуется при сочетании различных видов кожной чувствительности, В его основе лежит деятельность кожно-механического анализатора. Пассивное осязание наблюдается при покое рецепторной поверхности (кожною покрова ладони руки или любой другой части тела), и соприкасающегося с ней предмета. Возникающие в результате соприкосновения ощущения отражают целый ряд физических, пространственных и временных свойств к отношений предметов: вес, температуру, протяженность, длительность прикосновения, в некоторых случаях форму и т.д. Однако целостный образ предмета при пассивном осязании не возникает, так как оно, за редким исключением, не может отразить ни их формы, ни ограничивающих Предмет контуров, без чего формирование целостного образа невозможно. Поэтому изображения, возникающие при пассивном осезательном ознакомлении с объектом, имеют в отличие от образов восприятия не целостный, а дробный характер.

В связи с тем что пассивное осязание не отражает признаков предметов во всей совокупности, то есть не дает целостного образа, оно может быть определено как ассоциированное онтутиение (Б Г. Ананьев). По той же причине пассивное осязание как самостоятельный процесс играет в познавательной и других вилах деятельности весьма незначительную роль. (186)

Активное осязание, или гаптика. Эта форма осязания возникает в результате активного ощупывания объектов. В ее основе лежит совместная, интегративная деятельность кожно-механического и двигательного анализаторов. Активное осязание как совместно со зрением, так и при его утрате является ведущим способом отражения пространственных признаков и отношений и физических свойств материального мира.

Благодаря активным ощупывающим движениям рук становится возможным не только отражение отдельных свойств и качеств, но и вычленение формы и контуров объектов, на основе чего формируется целостный образ восприятия.

Включение двигательного анализатора вызывает значительное понижение пространственных порогов кожной чувствительности. Пространственные пороги активного осязания слепых значительно ниже, чем при осязании пассивном. Повышение осязательной чувствительности является результатом взаимодействия тактильного и двигательного анализаторов. И хотя острота осязания не имеет решающего значения для целостного восприятия объектов (острота осязания языка, например, гораздо выше, чем пальцев рук, однако лишь ручное осязание способно дать адекватный образ объекта), повышение чувствительности не может не отразиться на полноте и точности осязательных образов.

Активное осязание лежит в основе чувственного познания слепых, является ведущим в овладении трудовыми навыками, играет незаменимую роль в пространственной ориентировке. Все это становится возможным в результате того, что гаптическое восприятие отражает многочисленные пространственные и физические свойства объектов в их совокупности.

Опосредствованное, или инструментальное, осязание. Опосредствованной называется такая форма осязания, при которой процесс ощупывания объекта производится рукой при помощи какого-либо инструмент или орудия.

Примером инструментального осязания может служить ощупывание дороги тростью при ориентировке слепых на местности, использование всевозможных щупов при обследовании недоступных для глаза или руки объектов (например, инструментальная пальпация при обследовании врачом внутренних органов), чтение слепыми рельефно-точечного шрифта при помощи грифеля. Опосредствованное осязательное восприятие может осуществляться и (стр. 187) другими частями тела, например осязание рельефа почвы через подошвы обуви при ориентировке слепых, протезное осязание и т.д.

Инструментальное осязательное восприятие отражает все свойства предметов, воспринимаемые при непосредственном ощупывании, за исключением их температуры. И хотя по точности инструментальное осязание во многих случаях уступает активному, более грубо различая поверхность предметов, их формы и контуры и другие свойства и признаки, оно имеет свои преимущества. К ним в первую очередь относится особенно важное для слепых расширение осязательного поля руки, когда ряд объектов, недоступных по своей величине, удаленности или труднодоступности и для непосредственного ощупывания, оказывается в зоне восприятия. Кроме того, инструментальное осязание более точно, нежели непосредственное гантическое, отражает размеры фигуры, а также некоторые подробности контура объекта, не замечаемые при непосредственном осязательном или зрительном восприятии: неровности контура, незначительные округления углов и т.п.

В тифлопсихологии делались попытки свести инструментальное осязание к кожно-суставной чувствительности. Однако, как показывают многочисленные исследования, тактильные ощущения при опосредствованном осязании полностью исключить невозможно. Опосредствованное осязание является актом, в котором совместно участвуют кожно-механический и двигательный анализаторы при ведущей роли последнего.

Ведущая роль двигательного анализатора в процессе ощупывания предметов рукой, вооруженной каким-либо инструментом, является основой для адекватною отражения формы, величины и удаленности предметов, а также ряда физических свойств: веса, упругости и др. Поскольку с помощью инструментального осязания можно отражать форму и вычленять контур объекта из фона, образы, формирующиеся при опосредствованном ощупывании, являются целостными образами восприятия.

Перечисленные формы осязательного обследования могут осуществляться различными способами: одной рукой (мономануальное) и двумя руками (бимануальное осязательное восприятие). Как при том, так и при другом способе в сознании возникает образ, адекватный ощупываемому предмету, однако двуручное осязание имеет перед одноручным неоспоримые преимущества. (стр. 188)

Наиболее существенными преимуществами бимануального ощупывания является расширение осязательного поля и повышение скорости и точности осязания. В исследованиях Б.Г. Ананьева и его сотрудников установлено, что необходимость одноручного осязания определяется величиной и сложностью объекта: при обследовании больших, а также незначительных по размерам, но сложных объектов одной рукой осязательные сигналы становятся неустойчивыми, что вызывает искажение образа: нарушается пропорциональность и соотношение частей объекта. Кроме того, бимануальное осязание значительно (в 1,5-2 раза) выигрывает в скорости восприятия, а также отражает не только физические и пространственные свойства одного объекта, как мономануальное осязание, но и пространственные отношения между несколькими объектами одновременно.

Процесс осязательного обследования предметов, наиболее продуктивно протекающий при бимануальном ощуныванни, подчиняется концентрическому принципу — вначале предмет обследуется в целом, затем ощупываются детали и, наконец, вновь осязательно воспринимается обогащенный деталями объект в целом. Более позднее исследование, проведенное Б.Ф. Ломовым, выявило три основные фазы обследования: I) ориентировочные движения рук, которые способствуют определению положения объекта в осязательном поле; 2) первичное ощупывание, при котором происходит анализ деталей контура предмета; 3) повторное ощупывание, при котором синтезируются осязательные сигналы и фиксируется целостный пространственный образ; Причем при ощупывании симметричных предметов движения рук синхронны, а при восприятии асимметричных — асинхронны, В ходе ощупывания совершается огромное количество разнообразных движений — микродвижения пальцев, которые, как полагает Б. Ф. Ломов, способствуют сохранению определенного уровня тактильной чувствительности и производят детальный анализ фактуры ощупываемого предмета, а также возвратные движения рук, обеспечивающие тонкую дифференцировку отдельных деталей.

В случае необходимости обследования особо мелких предметов при слепоте используется ротовое осязание. Осязательное ознакомление со строением цветка, нахождение отверстия в игле и вдергивание в него нитки и тому подобные операции производятся слепыми при помощи языка. При выпадении зрительных функций ротовое осязание достигает очень высокого уровпя развития, (стр. 189) например, слепоглухие, по данным А.В. Ярмоленко, различали при помощи языка толшину ниток близких размеров (М» 50 и 60). Ротовое осязание дополняет и уточняет образы, формирующиеся в процессе ощупывания, делая возможным восприятие микродеталей.

Слепые с частичной ампутацией рук для осязательного обследования используют кожную и мышечно-суставную чувствительность культей, а при полной ампутации — чувствительность других частей тела (пальцев ног, подбородка, носа). Между прочим, осязание с помощью ног широко используется слепыми при ходьбе, информируя их о характере поверхности, по которой они передвигаются.

Таким образом, существование различных форм и способов осязательного восприятия, и в особенности активного бимануального ощупывания, в значительной мере возмещает отсутствие или недостаточность зрительных образов восприятия и способствует успешному развитию психики слепых, их адаптации к новым условиям жизни, а в конечном итоге социально-трудовой реабилитации и интеграции.

studfiles.net

§5. Осязательное восприятие пространства

Как известно, восприятие пространства складывается из восприятия формы, величины, объемности и удаленности. У нормально видящих различение пространственных свойств и отношений происходит в результате совместной зрительной, двигательной деятельности, кожного и вестибулярного анализаторов. Этот же способ отражения пространства сохраняется и при резких снижениях остроты зрения у слабовидящих и значительной части частичнозрячих. Конечно, точность и полнота отражения при этом существенно страдают, что влечет за собой искажение образа (иногда до полного несоответствия объекту), однако зрительное пространственное различение остается основным в различных видах деятельности и пространственной ориентировки. В тех случаях, когда с помощью имеющегося остаточного зрения нет возможности адекватно отразить пространственные свойства и отношения объектов вследствие их малых размеров, сложности форм и пр., пространственное различение осуществляется осязательно. Наиболее же часто отражение пространства частичнозрячими происходит на основе совместной деятельности осязания и зрения, причем то одно. то (стр. 190) другое выступает как ведущий вид восприятия в зависимости от особенностей объекта и состояния зрительного анализатора. В чистом виде осязательное пространственное различение имеет место только при полной слепоте.

Возможность адекватного отражения пространства при отсутствии зрения исходит из общности механизма его восприятия для всех анализаторных систем. Им является образование условных рефлексов на пространственные сигналы. Практически общность нервных механизмов различных видов восприятия пространства проявляется в том, что пространственно различительная деятельность присуща всем анализаторным системам.

В тифлопсихологии конца XIX — начала XX в. существовала концепция, согласно которой отражение пространства происходит исключительно зрительно. На этом основании некоторые психологи (Дюнан, Платнер и др.) утверждали, что “чувство осязания, как таковое, решительно недостаточно для того, чтобы вызнать в нас знание протяженности или пространства, оно не дает нам даже представления внеположности, словом, человек, лишенный зрения, совершенно не воспринимает внешнего мира… Для слепорожденного время заступает место пространства (курсив наш. — А.Л.). (Цит. по кн.: Крогиус А.А. Из душевного мира слепых. Ч. I. — СПб., 1909. С. 306) По мнению других (Джемс, Руднев), слепые не отражают, а конструируют пространство в своем сознании, и “у слепого есть только идея пространства, но реального образа пространства нет”2. (2 Руднев В.И. Психология слепого. — Казань, 1909. С. 15.)

Подобные умозрительные выводы полностью опровергаются практикой слепых, а также специальными экспериментами (Ф.Н. Шемякин, В.С. Сверлов и др.), доказывающими адекватность осязательного отражения пространства и возможность правильной ориентировки в нем при отсутствии зрения.

Выше уже упоминалось, что отражение пространства происходит в результате восприятия формы, величины, объемности и удаленности. Рассмотрим, как протекает этот процесс у слепых.

Восприятие формы, то есть процесс вычленения фигуры из фона, определение контуров объекта без участия зрения может быть осуществлено наиболее адекватно при помощи активного осязания. Человек при помощи инструментального осязания способен к распознаванию форм, однако, как уже отмечалось, в этом случае наблюдается искажение образа. (стр. 191)

В осязательном восприятии формы, которое осуществляется на основе совместной деятельности кожно-механического и двигательного анализаторов, ведущим является последний. При ощупывании объекта руками в мозг поступают импульсы, информирующие о происходящих в этой связи изменениях в мышечной ткани. В результате возникает кинестетическое изображение ощупывающего движения, его скорости и траектории. Дополняясь кожными ощущениями, оно адекватно отражает форму ощупываемого предмета.

Исследования осязательного восприятия формы слепыми показывают их высокую способность к тонкой дифференцировке форм, которая возрастает по мере накопления чувственного опыта и овладения приемами осязательного обследования. Ю.А. Кулагин установил, что гаптическое различение форм протекает от генерализованного, способного отличать только резко разнящиеся друг от друга формы, к высокодифференцированному восприятию, способному отразить минимальные изменения в форме объекта. Например, по данным М.И. Земцовой, при известном навыке осязательного обследования слепые легко различают по форме треугольники при незначительном изменении угла (5″), круг и эллипс — при разности одного из диаметров всего в 1 мм и т.п. Помимо тонкого различения сходных форм, слепые достигают высокой степени точности их воспроизведения в памяти, что в лепке, рельефном рисунке, моделировании.

Процесс восприятия величины объектов происходит также на основе активного осязания. Выше уже упоминалось, что части человеческого тела могут выступать в качестве измерительных инструментов. Величина того или иного объекта определяется слепыми по степени взаимного удаления пальцев или рук в процессе ощупывания. Таким образом, в основе восприятия величины лежит измерение движений, совершаемых при осязательном обследовании предмета. Необходимо подчеркнуть, что отражение этой пространственной характеристики у слепых, так же как и у нормально видящих, осуществляется при ведущей деятельности двигательного анализатора.

Точность осязательного восприятия величины может достигать очень высокого уровня. Так, воспроизводя длину осязательно воспринятых отрезков, слепые (по данным разных авторов) допускают ошибки, колеблющиеся между 6-10% от исходной величины. (стр. 192) Нужно отметить, что при осязательном восприятии, так же как и при визуальном, наблюдается тенденция к переоценке малых и недооценке больших величин, что еще раз подтверждает общность зрительного и осязательного пространственного различения.

Восприятие объемности объекта незрячими протекает принципиально так же, как и при нормальном зрения, а различие состоит в том, что зрячие воспринимают ее дистантно, а незрячие — контактно.

Диспарантным (не вполне соответствующим) точкам сетчатки, во время раздражения которых возникает ощущение объемности, при ощупывании соответствует разность раздражений, получаемых в процессе ощупывания правой и левой рукой, а также разными пальцами. Возможность осязательного различения объемности непосредственно связана с функциональной асимметрией и специализацией рук и пальцев. Точность осязательного восприятия объемности хорошо иллюстрируется экспериментами М.И. Земцовой с набором шаровых тел. В этих опытах незрячие дифференцировали шаровые объемы при различии в диаметре, равном 1 мм. По данным того же автора, слепые токари после восьмимесячного обучения различали цилиндрические объемы с разницей в диаметре от 0,03 до 0,05 мм.

Восприятие удаленности осуществляется незрячими двояко: в зоне действия рук — в процессе активного осязания, а в большом пространстве — путем перемещения в нем. Однако и в том и в другом случае отражение степени удаленности объекта происходит в результате осознания мышечно-суставных ощущений, возникающих при ощупывании предметов и перемещении в пространстве. О том, насколько точно слепые воспринимают удаленность объектов, свидетельствуют топографические представления, правильно отражающие расположение объектов в пространстве и позволяющие им правильно ориентироваться в быту, на рабочем месте и на местности. Все сказанное убедительно показывает несостоятельность утверждений о замещении у слепых пространственных представлений временными (Платнер), о том, что слепые не отражают, а конструируют пространство в своем сознании (Джемс) и, наконец, что у слепых есть только идея пространства (Руднев).

Практика слепых и многочисленные психологические исследования доказывают, что отсутствие зрения хотя и затрудняет, но не лишает человека способности адекватно отражать форму, величину, объемность и удаленность объектов. Эти пространственные (стр. 193) признаки синтезируются благодаря работе мышления, и у слепых формируются более или менее правильные и целостные образы определенного замкнутого пространства.

studfiles.net

Осязательное восприятие

Количество просмотров публикации Осязательное восприятие — 382

Классификация восприятий

Отличие восприятия от ощущений

Общее понятие о восприятии

Глава 5. Восприятие

Восприятие – отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их отличительных признаков при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Восприятие связано с узнаванием предметов или явлений по их характерным чертам и с отнесением их к определœенному классу. Для этого предмет должен быть уже знаком человеку, ему должна быть известна определœенная группа предметов, к которой относится данный, должно быть известное слово, обозначающее эту группу предметов. Восприятие человека всœегда связано с деятельностью второй сигнальной системы. Восприятие предмета как сложного объекта требует аналитико-синтетической функции коры. Предмет как целое должен быть выделœен на фоне всœех других вещей.

Важно заметить, что для совершения акта восприятия необходимыми являются двигательные процессы (движение глаза, движение руки, речевого аппарата).

Восприятие, так же как и ощущение, связано органами чувств человека, принимающих информацию об окружающем мире. Но оно имеет два коренных отличия:

1. Восприятие – предполагает комплекс ощущений. К примеру, можно увидеть овальную форму, желтый цвет, ощутить слегка шершавую поверхность и почувствовать кислый вкус, а можно воспринять целиком лимон со всœеми его характеристиками.

2. При этом восприятие не сводится к простой сумме ощущений, оно связано с называнием предмета определœенным словом. Благодаря слову воспринимаемые предметы приобретают смысл.

Существуют различные классификации видов восприятия.

I. Учитывая зависимость отучастия воли восприятие делится на непроизвольное (заранее не запланированное) и произвольное (целœенаправленное).

II. Учитывая зависимость отспецифики объекта отражения могут выделяться восприятие величины и формы предмета͵ объёмности и удаленности, восприятие человека человеком, восприятие речи и т.п.

III. Восприятия классифицируются исходя из наиболее активного рецептора. В большей степени информативными являются осязательное, зрительное и слуховое восприятие.

Осязание является сложной формой чувствительности. К элементарным компонентам относятся ощущение холода, тепла и боли, к сложным – прикосновение и давление.

Сложные формы осязательного восприятия предполагают определœение на ощупь формы предмета͵ и даже узнавание самого предмета. Осязательное восприятие имеет ряд специфических черт:

Только активное ощупывание предмета приводит к нужному результату.

Участие обеих рук дает большую информацию.

По мере упражнения сокращается количество необходимых признаков для узнавания предмета.

referatwork.ru

4.1 Осязательное восприятие. Физиологические основы восприятия

Похожие главы из других работ:

Восприятие, представление, мышление в психологии

2. Восприятие

Ощущение и восприятие — это краеугольный камень, на котором строятся все наши представления о внешнем мире. Вся информация окружающего мира поступает к нам через ощущения и обрабатывается нашим восприятием для дальнейшего использования…

Зрительное восприятие, его особенности и функции

2. Восприятие

Зрительное восприятие, его особенности и функции

3. Зрительное восприятие

Игрушка как средство развития восприятия детей старшего дошкольного возраста

1.1 Понятие восприятие

Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир, в виде образов наделены только человек и высшие животные…

Изменение восприятия женщиной своего тела во время беременности

3. Восприятие тела

Телесное самовосприятие изучается в женских исследованиях, отделяющим телесные вещи от социально навязанных. Беременность рассматривается как уникальный опыт телесности…

Общее понятие психологии

VI. Восприятие

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой…

Основные психологические процессы

2.2 Восприятие

Восприятие — это отражение целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. В отличие от ощущений…

Ощущение и восприятие

2. Восприятие

Восприятие — это отражение целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. В отличие от ощущений…

Психические процессы и их содержание

2. Восприятие

Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметным миром. Предметы опознаются нами по совокупности их характерных признаков. Восприятие — непосредственное…

Психологические особенности искажения восприятия времени при работе за персональным компьютером

1. Восприятие последовательности

Человек воспринимаем стимулы лишь с того момента, когда его рецепторных центрах коры головного мозга возникает возбуждение. Таким образом, можно допустить, что одновременным возбуждениям центров соответствуют одновременные восприятия…

Рекламное воздействие

1.2 Восприятие

Другим важным элементом когнитивной деятельности человека является восприятие. В отличие от ощущений, восприятие представляет собой целостное отражение в коре головного мозга предметов и явлений…

Сущность восприятия

5. Осязательное восприятие

Осязание является сложной формой чувствительности, включая в свой состав как элементарные, так и сложные компоненты. К первым относятся ощущение холода, тепла и боли, ко вторым — собственно осязательные ощущения (прикосновение и давление)…

Уровень представления, его специфика

1.1.1.Восприятие.

Восприятие — сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого…

Факторы и психологические механизмы восприятия

2.1 Восприятие удаленности

Человек способен зрительно различать удаленность предметов на расстоянии до 2,5 километров. Все, что расположено дальше этого предела, воспринимается нами как размещенное на одной плоскости. Так…

Характеристика познавательных процессов и их роль в формировании картины мира человека

2.ВОСПРИЯТИЕ

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вы-зывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию…

psy.bobrodobro.ru

Осязательное восприятие

Производство Осязательное восприятие

просмотров — 702

Слуховое восприятие

Слуховое восприятие у детей дошкольного и школьного возраста принимает участие в компенсации слепоты и слабовидения. Слепой, еще будучи ребенком, учится использовать звуковые признаки

предметов, голос родителœей для ориентировки, узнавания и формирования образов окружающего его мира. Ориентировка слепого на звуки становится более точной и определœенной при восприятии различных звуков по мере того, как они связываются с предметами и их действиями. Согласно исследованиям М. И. Зем-цовой развитие ориентировки на звуки имеет несколько этапов. Тонкая и точная дифференцировка слухового восприятия у незрячих детей формируется в младшем дошкольном, возрасте. В то же время соотносимость звуков с предметностью восприятия в раннем возрасте еще низка по сравнению с восприятием детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Развитие слуха при отсутствии зрения по-разному сказывается на познавательной деятельности, ориентировке и поведении детей.

При снижении слуха дети чаще переходят от слуховой опоры восприятия на осязательный самоконтроль как в ориентировке, так и в своем поведении. Компенсаторные возможности незрячих детей крайне важно строго строить с учетом сохранности того или иного анализатора, в соответствии с этим и вести программу обучения. Недооценка слухового восприятия в вопросах обучения может отрицательно отразиться на развитии детей (М. И. Земцова, Л. И. Солнцева).

Слуховое восприятие играет важную роль для слепых и слабовидящих при ориентации в пространстве и их движении. Слепые, пользуясь слуховым восприятием, могут не только ориентироваться во времени и пространстве, но они могут по звуку воспроизводить своеобразный звуковой пейзаж местности, близкий к природному пейзажу. При ориентации на местности слепые преодолевают препятствия при выборе направления движения по звукам, которые обычно не воспринимаются зрячими (В. С. Свер-лов). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, у незрячих и слабовидящих детей слуховое восприятие является важной опорой восприятия окружающего мира, крайне важного для их психического развития. У детей с нарушением зрения слуховое восприятие крайне важно всячески развивать и оберегать.

Под осязательным восприятием понимают способность кожного и двигательного анализаторов отражать пространственные и физические свойства предметов. В осязательном восприятии принимают участие различные виды чувствительности: тактильная, болевая, температурная, мышечно-суставная.

/Различают одноручное (мономануальное) и двуручное (бимануальное) осязательное восприятие. При любом способе восприятия возникает образ, -адекватный осязательному ощупыванию предмета. При осязании сложных объектов одной рукой наблюдается неустойчивость сигналов, нарушается пропорциональность и соотношение частей объекта и между другими объектами,

снижается скорость восприятия по сравнению с двуручным осязанием (Б. Г. Ананьев и др.).

Более эффективный процесс осязательного обследования предметов— двуручный. Он имеет три основные фазы: 1) ориентировочную фазу, когда движения определяют положение объекта в осязательном поле; 2) фазу ощупывания объекта͵ при которой происходит анализ деталей контура; 3) фазу ощупывания объекта͵ во время которой синтезируются осязательные сигналы и формируется целостный пространственный образ.

Проиллюстрируем это на примере восприятия слепыми рельефных изображений. Анализ движений, осуществляемых пальцами рук при восприятии рельефных изображений, показывает, что имеется несколько видов движений. Первые из них направлены на ориентировку в зоне рабочего места и нахождения изображения на листе бумаги. Эти движения характеризуются, относительно большой скоростью. Οʜᴎ, как правило, непрерывны. Обе руки движутся синхронно и симметрично, то сближаясь, то удаляясь друг от друга. Пальцы рук легко скользят по рабочему листу и полю рисунка. Тактильная информация, получаемая в это время, минимальная и отрывочная» Состоит она из данных, характеризующих рабочее место и нахождение листа бумаги с изображением. Заканчиваются эти движения установлением контакта рук с изображением. Последующие движения пальцев рук сканируют изображение, его форму, размер, пропорциональные отношения, т. е. те исходные данные, на основе которых формируется соответствующее представление.

Пользуясь терминологией Б. Г. Ананьева, Л, М. Веккера, Б. Ф. Ломова, движения, связанные с ориентировкой на поле изображения и отысканием собственно изображения, можно определить как поисковые, а движения, связанные с его опознанием,— как прослеживающие.

Поисковые движения учащиеся обычно осуществляют успешно. Объясняется это тем, что они часто пользуются этими движениями при ориентировке в пределах осязательного поля. Что касается прослеживающих движений, то их рациональность зависит от знания правил чтения изображений, уровня представлений о форме и размерах изображения.

В ряде случаев незрячие для восприятия особо мелких деталей используют ротовое осязание, к примеру для вдевания нитки в ушко иголки, определœения толщины нитки и т. д. Используя, высокую осязательную чувствительность, слепые с частичной ампутацией рук пользуются чувствительностью культей, пальцев ног, подбородка, носа и других частей тела.

Виды осязательного восприятия.В общей психологии и тифлопсихологии различают три вида (формы) осязательного восприятия: пассивное осязание, активное (гаптика) и опосредованное L( инструментальное).

Пассивная форма осязания наблюдается при сочетании различных видов кожной чувствительности в условиях относительного

покоя рецепторной поверхности и соприкасающегося с ней предмета. В результате соприкосновения возникают ощущения, отражающие в восприятии ряд физических, пространственных и временных свойств и отношений предметов. Пассивное осязание не отражает полную совокупность признаков предметов и не воссоздает целостный образ.

Активное осязание (гаптика) формируется в результате активного ощупывания объектов. В основе активного осязания — совместная деятельность кожно-мышечного и двигательного анализаторов. В процессе движения рук происходит вычленение контуров и форм предметов слепыми и слабовидящими. Активное осязание совместно с остаточным зрением у частичновидящих детей является основным способом отражения пространственных признаков и свойств предметного мира. Активное осязание составляет основу чувственного познания незрячих и является основным в учебной и трудовой деятельности.

Опосредованное (инструментальное) осязание — это такая форма осязательного восприятия, при которой ощупывание объекта происходит с помощью инструмента или орудия, к примеру ощупывание дороги тростью, чтение слепым рельефно-точечного шрифта при помощи грифеля, осязание через подошвы обуви рельефа дороги. Опосредованное восприятие может иметь преимущество в условиях, когда предметы труднодоступны для прямого ощупывания (А. Г. Литвак).

В связи с этим в последнее время, чтобы существенно расширить пределы чувственного познания, используют различные приборы, позволяющие лицам с нарушенным или отсутствующим зрением опосредованно воспринимать недоступную для восприятия информацию. Восприятие слепыми и слабовидящими с помощью тифлотехнических средств получило название приборного восприятия. Для этого созданы фотоэлектрические сигнализаторы, измерительные приборы, устройства для ориентировки в пространстве с тактильной индикацией. В будущем приборное восприятие займет более значительное место в процессе познавательной и компенсаторной деятельности слепых и слабовидящих и расширит их возможности, приблизив к возможностям зрячих людей.

Осязательное восприятие пространственных свойств предметов. Как было выше сказано, восприятие пространства складывается из восприятия величины, формы, глубины и удаленности, В отличие от зрячих у слепых различение пространственных свойств происходит не визуально, а контактно. В основном осязательное восприятие пространства происходит при совместной деятельности кожно-мышечного и двигательного анализатора с участием периферического, проводникового и центрального отделов осязательной системы.

В результате специального обучения у слепых детей может в совершенстве развиться осязательное восприятие пространственных признаков (форма, величина и др.) и пространственных

отношений. Так, под влиянием обучения они легко дифференцируют и опознают предметы, близкие по форме к кругу и овалу (овощи, фрукты, ягоды и др.), прямоугольнику и квадрату (конверт, линœейка, блокнот и др.). Несколько труднее они дифференцируют и опознают предметы, включающие в себя сложные геометрические формы (технические игрушки, предметы быта и др.), поскольку это предполагает знание конструктивных особенностей и принципа их действия. Значительные сложности для восприятия представляют динамические изменения в форме, размерах, взаимоотношениях частей объекта (птицы, животные, человек и др.).

В условиях обучения осязательное восприятие у слепых детей развивается, становится более тонким и расчлененным, что позволяет им при приближенных оценках величины и размеров пользоваться своеобразным осязательным «глазомером».

На большие возможности измерительных действий слепых, производимых с помощью осязания, указывали М. И. Земцова, Г. Н. Роганов и др. Для измерения и сравнения предметов они используют пальцы, кисти рук, размеры между разведенными пальцами. Обычно мерками служат ширина ладони, длина и толщина пальцев, расстояние между ними.

У слепых отмечаются особенности пространственных преобразований, что наиболее рельефно проявляется при изучении изобразительного искусства и черчения. Οʜᴎ успешно осуществляют пространственные (масштабные) преобразования малых величин. Особенно это проявляется при масштабе уменьшения 1:2, 1:5, 1:10. Объясняется это тем, что у слепых имеются более богатые представления о небольших объектах и пространствах, которые находятся в поле осязательного восприятия. Значительно труднее производятся пространственные (масштабные) преобразования и формирование представлений о предмете по рисунку и чертежу при масштабе уменьшения 1:20, 1:50. Это связано с тем, что слепым детям трудно представить большие размеры предмета͵ поскольку они выходят за пределы осязательного восприятия, а опыта обследования и измерения больших предметов у них нет.

В этой связи крайне важно, чтобы дети чаще осуществляли пространственные преобразования, производили измерения предметов и делали соответствующие вычисления.

ЛИТЕРАТУРА

Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания.— М., 1960.

Ананьев Б. Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмоленко А. В. Осязание в процессах познания и труда.—М., 1959.

Григорьева Л. П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников.—М., 1983.

Дети с глубокими нарушениями зрения/Под ред. М. И, Земцовой, А. И. Каплан, М. С. Певзнер.—М., 1967.

Запорожец А. В. и др. Восприятие и действие.— М., 1967.

Земцова М. И. Пути компенсации слепоты.— М., 1956.

, — Зинченко В. П., Зинченко Т. В. Восприятие//0бщая психология/Под ред, акад. АПН СССР А. В. Петровского.—М., 1986.

Кравков С. В.Глаз и его работа.— 4-е изд.—М.; Л., 1950.

Кулагин Ю. А.Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых.—М., 1969.

Литвак А. Г.Восприятие слепых и слабовидящих//Тифлопсихология.— М., 1985.

Роганов Г. Н.Организация труда слепых и их обучение работе на металлорежущих станках.— М., 1946.

Сверлов В. С.Ощущение препятствия и его роль в ориентировке слепых.—М., 1949.

Сверлов В. С.Пространственная ориентировка слепых.— М., 1951.

Сеченов И. М.Участие органов чувств в работе рук у зрячего и слепо-го//Избранные философские и психологические произведения.— М., 1947.

Солнцева Л. И.Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста.— М., 1980.

Глава 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Понятие о представлениях

Представления — это образы, отраженные в памяти в результате предшествовавшего восприятия предметного мира и возникающие после его воздействия на различные анализаторы. Представления являются более высокой ступенью психического отражения, чем образы восприятия. Обладая образностью, наглядностью и высокой обобщенностью предметного мира и явлений природы, представления являются переходной ступенью к мышлению. Эти основные и другие особенности представлений организуют его структуру.

Структура представлений формируется на основе существующих восприятий у детей как с нормальным, так и с нарушенным зрением благодаря деятельности анализаторов. Представления как образы предметов, сцен и событий возникают на основе припоминания или же продуктивного воображения. В отличие от восприятия представления могут носить обобщенный характер. В случае если восприятия относятся только к настоящему, то представления относятся к прошлому и возможному будущему.

Представления отличаются от восприятия значительно меньшей степенью ясности и отчетливости. Тем не менее чувственно-предметный характер представлений позволяет классифицировать их на зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др.


Читайте также


  • — Осязательное восприятие

    Простые формы осязательного восприятия Как уже было сказано выше, осязание является сложной формой чувствительности, включающей в свой состав как элементарные (протопатические), так и сложные (эпикритические) компоненты. К первым относятся ощущение холода и тепла и… [читать подробенее]


  • — Осязательное восприятие

    Слуховое восприятие Слуховое восприятие у детей дошкольного и школьного возраста участвует в компенсации слепоты и слабовидения. Слепой, еще будучи ребенком, учится использовать звуковые признаки предметов, голос родителей для ориентировки, узнавания и… [читать подробенее]


  • — Осязательное восприятие энергетической оболочки другого человека

    Осязательное восприятие собственной энергетической оболочки наверх Сядьте на стул в удобной, свободной, ненапряженной позе. Поставьте руки перед собой на колени ребром — так, чтобы ладони смотрели друг на друга и были параллельны друг другу. Между ладонями должно… [читать подробенее]


  • oplib.ru

    Сравнительная характеристика зрительного и осязательного восприятия


    ТОП 10:

    Зрительное и осязательное восприятие сходны не толь­ко по своим физиологическим механизмам. В образах, возникающих в процессе этих видов перцепции, отража­ются многочисленные различные свойства и качества ма­терии, движущейся в пространстве и времени. Причем, и это наиболее важно, человек с помощью зрения и осяза­ния фиксирует ряд одних и тех же физических, простран­ственных и временных характеристик объектов.

    Возможность отражать в восприятиях различной мо­дальности одни и те же свойства и качества предметов

    впервые в русской психологии была отмечена И.М. Сече­новым. Он, первым показав сходство зрительного и ося­зательного восприятия, многократно подчеркивал роль осязания в процессе отражения действительности, назы­вая его наряду со зрением и слухом «высшим органом чувств» и моделью всякого восприятия.

    Глаза и руки, по Сеченову, способны самостоятельно и вполне адекватно отражать следующие категории при­знаков: форму, величину, направление, удаление, теле­сность, покой и движение. Помимо перечисленных кате­горий, человек только при помощи зрения различает цвет, а при помощи осязания — сдавливаемость, вес, теп­ло и холод. Таким образом, зрительное восприятие отра­жает восемь категорий признаков, а осязательное — одиннадцать, хотя, конечно, большее количество призна­ков, различаемых осязательно, еще не означает, что сле­пой в осязательных образах более полно и точно отража­ет действительность, так как здесь решающее значение имеет способ перцепции — дистантный и одномоментный (симультанный) при зрительном и контактный и последо­вательный во времени (сукцессивный) при осязательном восприятии. Многочисленность признаков, различаемых при помощи осязания, свидетельствует лишь о возмож­ности относительно полного и правильного отражения действительности при полной или частичной утрате зре­ния. «Рука, — писал И.М. Сеченов, — ощупывающая внешние предметы, дает слепому все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки»1. Отражением одних и тех же категорий признаков предметов сходство зрительного и осязательного восприятия не исчерпывается и не может быть полностью объяснено.

    Их решающее и основное сходство И.М. Сеченов видел в двигательном поведении руки и глаза: «Идет ли речь о

    1Сеченов ИМ. Избранные философские и психологические произведе­ния. М., 1947. С. 396—397.

    контурах или величине или об удалении и относительном расположении предметов, двигательные реакции глаз при смотрении и рук при ощупывании совершенно равно­значны по смыслу: и там и здесь определителем являются показания мышечного чувства, сопровождающие двига­тельные реакции восприятия впечатлений»1.

    Движения глаз (конвергенция, дивергенция, аккомода­ция), благодаря которым становится возможным отраже­ние многочисленных пространственных свойств объектов, идентичны движениям ощупывающей руки. «Способность глаз видеть ясно предметы на разных удалениях совер­шенно равнозначна способности слепого узнавать ощупью формы различно удаленных от него предметов что делает при этом укорачивающаяся и удлиняющаяся рука слепо­го, то делает механизм приспособления глаз зрячего»2.

    Весьма важным для установления сходства отража­тельных возможностей и поведения руки и глаза являет­ся установленная И.М. Сеченовым эквивалентность по степени насыщенности нервными окончаниями осязаю­щей поверхности ладони и сетчатки глаза. Согласно Сече­нову, рабочая поверхность пальцев — ладонная сторона первых фаланг, «наиболее густо усеянная осязательными тельцами, соответствует желтым пятнам сетчатки». Следствием этого, писал далее И.М. Сеченов, является то, что «ладонная поверхность руки, подобно сетчатке глаза, дает сознанию форму предметов — слепые читают по вы­пуклым буквам рукою, а двигатели руки, подобно двига­телям глазного яблока, дают величину и положение поко­ящихся предметов относительно нашего тела»3.

    Кроме перечисленных, существенным является и то обстоятельство, что образы осязательного восприятия, так же как и зрительного, объективируются. Это значит,

    1Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведе­ния. М., 1947. С. 394. 1 Там же С. 555. 3 Там же. С. 396.

    что образам той и другой модальности свойствен феномен проекции, что выражается в способности анализатора вы­носить впечатления наружу. Вынесение наружу или объ­ективирование ощущений и восприятий проявляется в том, что их внешнюю причину (раздражитель) мы ощуща­ем не на сетчатке глаза при зрительном восприятии, не в области расположения осязательных телец при восприя­тии осязательном и не в соответствующих участках коры больших полушарий, а выносим ее в зону действия раздра­жителя. Иначе говоря, мы локализуем зрительные и ося­зательные образы не в области воспринимающих нервных механизмов, а в зоне действительного местонахождения вызвавшего их объекта, то есть выносим их наружу.

    Сходство осязательных и зрительных восприятий про­является также и в том, что в результате восприятия каждой из упомянутых модальностей вычленяется кон­тур объектов, названный И.М. Сеченовым «раздельной гранью двух реальностей». При этом нужно помнить, что вычленение контура объекта является первым и непре­менным условием возникновения целостного образа.

    Итак, в основе зрительного и осязательного восприя­тия лежат двигательное поведение руки и глаза, способ­ность мозга объективировать, то есть выносить наружу впечатления, возможность отражать одни и те же катего­рии признаков объектов и, наконец, идентичность физио­логических механизмов зрительного и осязательного вос­приятия.

    Наиболее полно возможности осязания раскрываются лишь при абсолютной слепоте, несмотря на то что этот вид восприятия играет важнейшую роль в процессах чувствен­ного познания даже при наличии полноценного зрения. Не­достаточное развитие осязания, не соответствующее его действительным возможностям, объясняется тем, что зре­ние, контролирующее различные виды человеческой дея­тельности, тормозит развитие осязательного восприятия не только у нормально видящих, но и у слабовидящих и час-тичнозрячих, что в высшей степени неблагоприятно сказы-

    вается на их познавательной и трудовой деятельности. «Зрячий избалован зрением в деле познания формы, вели­чины, положения и передвижения окружающих его пред­метов, — писал И.М. Сеченов, — поэтому он не развивает драгоценной способности руки давать ему те же самые (что и зрение. — А. Л.) показания, а слепой к этому вынужден, и у него чувствующая рука является действительным замес­тителем видящего глаза. У зрячего контрольный аппарат лежит вне работающей руки, а у слепого — в ней самой»1.

    Выявление И.М. Сеченовым сходства зрительного и осязательного восприятия и последующие эксперименты советских психологов, подтвердившие и развившие взгляды И.М. Сеченова, помогли преодолеть широко рас­пространенное в тифлопсихологии мнение о принципи­альном различии этих видов восприятия и их результа­тов, то есть зрительных и осязательных образов.

    Противопоставление зрительного восприятия осяза­тельному вытекало из ложной трактовки первого как вос­приятия исключительно симультанного (одномоментно­го), а второго — как исключительно сукцессивного (последовательного во времени) и их противопоставле­ния. Многие психологи (Джемс, Дюнан, Крогиус, Руднев, Платнер и др.), считавшие симультанное (зрительное) и сукцессивное (осязательное) восприятие диаметрально противоположными, утверждали, что целостный образ может возникнуть только при одномоментном зритель­ном восприятии. Образы же, возникающие у слепых в процессе последовательного во времени осязательного восприятия, по их мнению, лишены целостности, фраг­ментарны, сукцессивны и не могут правильно отразить пространственных свойств и отношений внешнего мира.

    Несостоятельность подобного противопоставления, в котором абсолютизируется симультанность зрительного и сукцессивность осязательного восприятия, совершенно

    Сеченов ИМ. Избранные философские и психологические произведе­ния. М., 1947. С. 396- 397.

    очевидна, так как зрительное восприятие в ряде случаев, например при восприятии больших объектов с близкого расстояния, может выступать как сукцессивное точно так же, как и осязание при повторном восприятии хоро­шо знакомых объектов может быть симультанным.

    Разумеется, осязание гораздо в большей степени, чем зрение, отличается сукцессивностью и обусловленной этим фрагментарностью, однако указанные недостатки в значительной степени преодолеваются благодаря работе человеческого мышления и воображения, в результате чего у слепых формируется целостный, осознанный и обоб­щенный образ осязательно воспринимаемого предмета.

    § 3. Особенности зрительного восприятия слабовидящих и частичнозрячих

    При наличии остаточного зрения у частичнозрячих и слабовидящих процессы познавательной и трудовой дея­тельности протекают, а точнее, должны протекать при совместной работе осязания и зрения. Ведущая роль той или иной анализаторной системы в отражении мира и кон­троля над деятельностью должна при этом определяться состоянием зрительных функций, свойствами отражае­мых предметов и характером производимой операции. Только в случае взаимодействия зрения и осязания, детер­минированного объективными условиями, возможно адекватное отражение действительности. Однако в силу того что человек в ходе общественно-исторического разви­тия сформировался как «существо оптическое», наличие даже незначительных остатков зрения тормозит развитие культуры осязания. В некоторых тифлологических рабо­тах можно даже встретить, правда, экспериментально не доказанные утверждения, что осязание слабовидящих развивается хуже, чем при нормальном зрении. Наблюдая за детьми с аномалиями зрения, нетрудно заметить, что во всех видах деятельности они пытаются использовать в

    первую очередь зрение, причем даже в операциях, практи­чески недоступных и вредных для дефектного зрительного анализатора. Примером тому может служить чтение час-тичнозрячими брайлевского шрифта глазами, рассматри­вание рельефных, приспособленных для осязательного восприятия пособий и т. п. Результатом полного или час­тичного выключения осязания из сферы восприятия час­тичнозрячих является искажение формирующихся у них образов объективной действительности.

    Необходимость совместной деятельности зрения и ося­зания диктуется особенностями зрительного восприятия частичнозрячих и слабовидящих.

    Зрительное восприятие при снижении остроты зрения, нарушении цветоощущения, сужении поля зрения резко отличается от восприятия нормально видящих по степе­ни полноты, точности и скорости отображения.

    Скорость и правильность зрительного восприятия час­тичнозрячих и слабовидящих зависят в первую очередь от остроты зрения. Эксперименты показывают, что у час­тичнозрячих и слабовидящих зрительное восприятие имеет весьма существенные различия в скорости. Так, у частичнозрячих скорость восприятия кольца Ландольта с угловым размером, равным 10°, увеличивается в сред­нем от 5,81 секунды при остроте зрения 0,005 до 0,04 се­кунды при остроте зрения, равной 0,04, то есть почти в 100 раз. У слабовидящих острота зрения также суще­ственно влияет на скорость восприятия: снижение остро­ты зрения влечет за собой снижение скорости восприя­тия. Так, для сложных асемантических буквосочетаний скорость восприятия при остроте зрения менее 0,1 со­ставляет 3 секунды, а при остроте зрения, равной 0,2, — 0,6 секунды. Однако зависимость скорости восприятия от остроты зрения имеет место только до величины остроты зрения 0,2 , являющейся для данного процесса критичес­кой. При более высокой остроте зрения изменения скорос­ти восприятия незначительны. Установлено также, что скорость восприятия зависит от характера заболевания:

    при равной остроте зрения наиболее низкая скорость на­блюдается при поражениях нейрозрительных путей, на­пример при атрофии зрительного нерва.

    Скорость зрительного восприятия не является величи­ной постоянной, она изменяется под воздействием разно­образных факторов: величины и сложности объектов, уровня освещенности, утомления и т. д.

    На восприятие объектов влияет также состояние поля зре­ния. В.А. Феоктистовой удалось установить, что оптималь­ными для восприятия слабовидящими с нарушенным полем зрения являются размеры объектов (рисунков, схем и т. п.) площадью около 500 см2 на расстоянии 33 см от глаза.

    Как мы уже неоднократно отмечали, нарушения зре­ния влияют не только на скорость, но и на качество вос­приятия — его точность, полноту, дифференцирован-ность и другие свойства.

    Снижение тонкости зрительных дифференцировок от­четливо проявляется у частичнозрячих и слабовидящих в процессе зрительного узнавания объектов. Частичноз-рячие и слабовидящие плохо узнают знакомые им пред­меты. Но данным М.К. Земцовой, количество правиль­ных узнаваний возрастает у слабовидящих по сравнению в частичнозрячими примерно в 1,5 раза. Низкий уровень дифференцированности визуального восприятия при се­рьезных нарушениях зрительных функций проявляется в том, что частичнозрячие и слабовидящие в той или иной мере (в зависимости от остроты зрения) недостаточ­но точно различают или не различают вовсе не только сходные, но и существенно различающиеся между собой объекты: по данным того же автора, частичнозрячие и слабовидящие называют свеклу сливой, луком, редькой, яблоко — огурцом и т.п. Невозможность тонкой зритель­ной дифференцировки создает характерную для данного контингента особенность — неспецифичность узнавания. Одним из важнейших условий правильного отражения пространственных свойств и отношений объективного мира является бинокулярное зрение. Среди частичнозря-

    чих и слабовидящих довольно часто встречаются лица с абсолютной слепотой на один глаз или некорригируемой разницей в остроте зрения правого и левого глаза. Наруше­ние бинокулярного зрения затрудняет восприятие перс­пективы, ухудшает восприятие^глубины пространства.

    Дефекты зрения приводят к тому, что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые, ча­сто второстепенные признаки объектов, в связи с чем воз­никающие образы искажаются и часто бывают неадек­ватны действительности.

    Несмотря на отмеченные выше специфические особен­ности, зрительное восприятие частичнозрячих и слабови­дящих в своих основных закономерностях протекает принципиально так же, как и в норме.

    Процесс становления зрительного образа у слабовидя­щих, как и у нормально видящих, проходит через ряд фаз от видения нерасчлененного пятна, сливающегося с фоном, к вычленению контура из фона и затем к узнаванию объек­та. Тот факт, что при низкой остроте остаточного зрения или неблагоприятных условиях восприятия (малый угол зрения, недостаточная освещенность, контрастность и т. п.) образы у людей с дефектами зрения зачастую не достигают высших фаз своего развития, не опровергает только что приведенного положения об идентичности протекания ви­зуального восприятия при аномалиях зрения и в норме, а только свидетельствует о наличии серьезных затруднений, возникающих при снижении остроты зрения в процессе зрительного отражения, и необходимости возмещения воз­никающих при этом пробелов в чувственном опыте.

    Для полного, правильного и быстрого восприятия слабо­видящими и частичнозрячими объективной действительно­сти во всем ее разнообразии необходимыми условиями яв­ляются, во-первых, взаимодействие зрения и осязания, что может осуществиться при условии целенаправленного воспитания культуры осязания в учебном процессе, и, во-вторых, разработка и использование специально приспо­собленных для частичнозрячих наглядных пособий, кото-


     
     

     

    рые могут восприниматься и осязательно, и визуально. При­мером таких пособий могут служить контрастно раскрашен­ные рисунки, контуры которых выполнены рельефно.

    Для слабовидящих необходимым условием правильно­го восприятия является достаточная угловая величина объектов, их контрастность, яркость, необходимый уро­вень освещенности и пр., что достигается за счет приме­нения оптических средств коррекции и использования наглядных пособий, соответствующих требованиям ано­мального зрительного восприятия.

    § 4. Природа, формы и способыосязательного восприятия

    Органом осязательного восприятия у человека является рука. Осязание в полном смысле этого слова как способ­ность кожно-механического и двигательного анализаторов отражать многочисленные пространственные и физические свойства и качества объектов присуще только человеку и является результатом его общественно-трудового разви­тия. Отражая окружающий человека мир и воздействуя на него, рука является органом познания и труда.

    В работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельс раскрыл объективные условия, ко­торые создали предпосылки для развития руки и осязатель­ного восприятия. Ими были переход к прямохождению, в результате чего произошло высвобождение рук, и включе­ние в трудовую деятельность, которая начинается с изго­товления орудий труда. Благодаря этому, писал Ф. Энгельс, «рука стала свободной и могла теперь усваивать себе всё новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поко­ления к поколению. Рука, таким образом, является не толь­ко органом труда, она также и продукт его»1.

    1Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс Ф., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 487— 488.

    Развиваясь в процессе трудовой деятельности, рука че­ловека меняет свое анатомическое строение — большой палец противопоставляется остальным, происходят и другие изменения, делающие руку очень сложным по анатомическому устройству органом. Однако наиболее важным является возникновение в процессе трудовой де­ятельности новых функций, которыми, кроме человека, не обладает ни одно живое существо.

    Вместе с появлением в процессе труда новых функций происходит их разделение для правой и левой руки. Воз­никновение функциональной асимметрии (различных функций) рук объясняется тем, что в процессе труда че­ловек оперировал двумя предметами: предметом труда и орудием труда. Необходимость удерживать предмет тру­да в определенном положении для успешной обработки привела к специализации левой руки как естественной опоры. Кроме того, левая рука выполняла также функ­цию контроля. Правая же рука специализировалась на манипуляциях с орудиями труда.

    В трудовых актах, помимо разделения функций рук, происходит специализация пальцев рук. В качестве при­мера можно привести процесс чтения и письма слепыми рельефного шрифта, где разделение функций рук и специа­лизация пальцев проявляются с предельной отчетливос­тью. Указательный палец правой руки выполняет поиско­вую функцию, предварительно различая группировки рельефных точек — букв, слогов, слов; указательный па­лец левой руки уточняет полученные впечатления; паль­цы правой руки читают строку, в то время как пальцы ле­вой руки находят следующую; большие пальцы выполняют опорную функцию и т. д.

    Благодаря разделению и специализации функций ста­новится возможным отражение кривизны контура и раз­нородной структуры осязательно воспринимаемых пред­метов. Усложнение функций рук в процессе трудовой деятельности сопровождается повышением кожной и мы-шечно-суставной чувствительности.

    В осязательном восприятии могут одновременно уча­ствовать различные виды ощущений: тактильные, тем­пературные, болевые, мышечно-суставные. В зависимос­ти от того, какие анализаторы включены в процесс осязательного восприятия, определяются формы осяза­ния, различающиеся между собой степенью полноты и точности отражения объективной действительности.

    В психологии принято выделять пассивное и активное, непосредственное и инструментальное, или опосредство­ванное, осязание.

    Пассивное осязание. Эта форма осязания образуется при соче-тании различных видов кожной чувствительнос­ти. В его основе лежит деятельность кожно-механического анализатора. Пассивное осязание наблюдается при покое рецепторнои поверхности (кожного покрова ладони руки или любой другой части тела) и соприкасающегося с ней предмета. Возникающие в результате соприкосновения ощущения отражают целый ряд физических, пространст­венных и временных свойств и отношений предметов: вес, температуру, протяженность, длительность прикоснове­ния, в некоторых случаях форму и т. д. Однако целостный образ предмета при пассивном осязании не возникает, так как оно, за редким исключением, не может отразить ни их формы, ни ограничивающих предмет контуров, без чего формирование целостного образа невозможно. Поэтому изображения, возникающие при пассивном осязательном ознакомлении с объектом, имеют в отличие от образов вос­приятия не целостный, а дробный характер.

    В связи с тем что пассивное осязание не отражает при­знаков предметов во всей совокупности, то есть не дает це­лостного образа, оно может быть определено как ассоции­рованное ощущение (Б.Г. Ананьев). По той же причине пассивное осязание как самостоятельный процесс играет в познавательной и других видах деятельности весьма не­значительную роль.

    Активное осязание, или гаптика. Эта форма осязания возникает в результате активного ощупывания объектов.

    В ее основе лежит совместная, интегративная деятель­ность кожно-механического и двигательного анализато­ров. Активное осязание как совместно со зрением, так и при его утрате является ведущим способом отражения пространственных признаков и отношений и физических свойств материального «мира.

    Благодаря активным ощупывающим движениям рук становится возможным не только отражение отдельных свойств и качеств, но и вычленение формы и контуров объектов, на основе чего формируется целостный образ восприятия.

    Включение двигательного анализатора вызывает зна­чительное понижение пространственных порогов кожной чувствительности. Пространственные пороги активного осязания слепых значительно ниже, чем при осязании пассивном. Повышение осязательной чувствительности является результатом взаимодействия тактильного и двигательного анализаторов. И хотя острота осязания не имеет решающего значения для целостного восприятия объектов (острота осязания языка, например, гораздо выше, чем пальцев рук, однако лишь ручное осязание способно дать адекватный образ объекта), повышение чувствительности не может не отразиться на полноте и точности осязательных образов.

    Активное осязание лежит в основе чувственного позна­ния слепых, является ведущим в овладении трудовыми навыками, играет незаменимую роль в пространственной ориентировке. Все это становится возможным в резуль­тате того, что гаптическое восприятие отражает много­численные пространственные и физические свойства объектов в их совокупности.

    Опосредствованное, или инструментальное, осязание. Опосредствованной называется такая форма осязания, при которой процесс ощупывания объекта производится рукой при помощи какого-либо инструмента или орудия.

    Примером инструментального осязания может слу­жить ощупывание дороги тростью при ориентировке сле-


     

     

    пых на местности, использование всевозможных щупов при обследовании недоступных для глаза или руки объек­тов (например, инструментальная пальпация при обсле­довании врачом внутренних органов), чтение слепыми рельефно-точечного шрифта при помощи грифеля. Опо­средствованное осязательное восприятие может осуще­ствляться и другими частями тела, например осязание рельефа почвы через подошвы обуви при ориентировке слепых, протезное осязание и т. д.

    Инструментальное осязательное восприятие отражает все свойства предметов, воспринимаемые при непосредст­венном ощупывании, за исключением их температуры. И хотя по точности инструментальное осязание во мно­гих случаях уступает активному, более грубо различая поверхность предметов, их формы и контуры и другие свойства и признаки, оно имеет свои преимущества. К ним в первую очередь относится особенно важное для сле­пых расширение осязательного поля руки, когда ряд объектов, недоступных по своей величине, удаленности или труднодоступности для непосредственного ощупыва­ния, оказывается в зоне восприятия. Кроме того, инстру­ментальное осязание более точно, нежели непосредствен­ное гаптическое, отражает размеры фигуры, а также некоторые подробности контура объекта, не замечаемые при непосредственном осязательном или зрительном вос­приятии: неровности контура, незначительные округле­ния углов и т. п.

    В тифлопсихологии делались попытки свести инстру­ментальное осязание к кожно-суставной чувствительнос­ти. Однако, как показывают многочисленные исследова­ния, тактильные ощущения при опосредствованном осязании полностью исключить невозможно. Опосредст­вованное осязание является актом, в котором совместно участвуют кожно-механический и двигательный анали­заторы при ведущей роли последнего.

    Ведущая роль двигательного анализатора в процессе ощупывания предметов рукой, вооруженной каким-либо

    инструментом, является основой для адекватного отра­жения формы, величины и удаленности предметов, а так­же ряда физических свойству веса, упругости и др. По­скольку с помощью инструментального осязания можно отражать форму и вычленять контур объекта из фона, образы, формирующиеся при опосредствованном ощупы­вании, являются целостными образами восприятия.

    Перечисленные формы осязательного обследования могут осуществляться различными способами: одной ру­кой (мономануальное) и двумя руками (бимануальное осязательное восприятие). Как при том, так и при другом способе в сознании возникает образ, адекватный ощупы­ваемому предмету, однако двуручное осязание имеет пе­ред одноручным неоспоримые преимущества.

    Наиболее существенными преимуществами бимануально­го ощупывания являются расширение осязательного поля и повышение скорости и точности осязания. В исследованиях Б.Г. Ананьева и его сотрудников установлено, что необходи­мость двуручного осязания определяется величиной и слож­ностью объекта: при обследовании больших, а также незна­чительных по размерам, но сложных объектов одной рукой осязательные сигналы становятся неустойчивыми, что вы­зывает искажение образа: нарушается пропорциональность и соотношение частей объекта. Кроме того, бимануальное осязание значительно (в 1,5—2 раза) выигрывает в скорости восприятия, а также отражает не только физические и про­странственные свойства одного объекта, как мономануаль­ное осязание, но и пространственные отношения между не­сколькими объектами одновременно.

    Процесс осязательного обследования предметов, наи­более продуктивно протекающий при бимануальном ощупывании, подчиняется концентрическому принципу — вначале предмет обследуется в целом, затем ощупыва­ются детали и, наконец, вновь осязательно воспринима­ется обогащенный деталями объект в целом. Более по­зднее исследование, проведенное Б.Ф. Ломовым, выявило три основные фазы обследования: 1) ориентировочные

     

    8 Зак. 4450

    движения рук, которые способствуют определению поло­жения объекта в осязательном поле; 2) первичное ощу­пывание, при котором происходит анализ деталей конту­ра предмета; 3) повторное ощупывание, при котором синтезируются осязательные сигналы и формируется це­лостный пространственный образ. Причем при ощупыва­нии симметричных предметов движения рук синхронны, а при восприятии асимметричных — асинхронны. В ходе ощупывания совершается огромное количество разнооб­разных движений — микродвижения пальцев, которые, как полагает Б.Ф. Ломов, способствуют сохранению опре­деленного уровня тактильной чувствительности и произ­водят детальный анализ фактуры ощупываемого предме­та, а также возвратные движения рук, обеспечивающие тонкую дифференцировку отдельных деталей.

    В случае необходимости обследования особо мелких предметов при слепоте используется ротовое осязание. Осязательное ознакомление со строением цветка, нахож­дение отверстия в игле и вдергивание в него нитки и тому подобные операции производятся слепыми при помощи языка. При выпадении зрительных функций ротовое ося­зание достигает очень высокого уровня развития. Напри­мер, слепоглухие, по данным А.В. Ярмоленко, различали при помощи языка толщину ниток близких размеров (№ 50 и 60). Ротовое осязание дополняет и уточняет образы, фор­мирующиеся в процессе ощупывания, делая возможным восприятие микродеталей.

    Слепые с частичной ампутацией рук для осязательного обследования используют кожную и мышечно-суставную чувствительность культей, а при полной ампутации — чувствительность других частей тела (пальцев ног, подбо­родка, носа). Между прочим, осязание с помощью ног ши­роко используется слепыми при ходьбе, информируя их о характере поверхности, по которой они передвигаются.

    Таким образом, существование различных форм и спо­собов осязательного восприятия, и в особенности актив­ного бимануального ощупывания, в значительной мере

    возмещает отсутствие или4 недостаточность зрительных образов восприятия и способствует успешному развитию психики слепых, их адаптации к новым условиям жизни, а в конечном итоге — к социально-трудовой реабилита­ции и интеграции.

    § 5. Осязательное восприятие пространства

    Как известно, восприятие пространства складывается из восприятия формы, величины, объемности и удаленно­сти. У нормально видящих различение пространственных свойств и отношений происходит в результате совместной зрительной, двигательной деятельности, кожного и вести­булярного анализаторов. Этот же способ отражения про­странства сохраняется и при резких снижениях остроты зрения у слабовидящих и значительной части частичноз-рячих. Конечно, точность и полнота отражения при этом существенно страдают, что влечет за собой искажение об­раза (иногда до полного несоответствия объекту), однако зрительное пространственное различение остается основ­ным в различных видах деятельности и пространственной ориентировки. В тех случаях, когда с помощью имеюще­гося остаточного зрения нет возможности адекватно отра­зить пространственные свойства и отношения объектов вследствие их малых размеров, сложности форм и пр., пространственное различение осуществляется осязатель­но. Наиболее же часто отражение пространства частичноз-рячими происходит на основе совместной деятельности

    сязания и зрения, причем то одно, то другое выступает ведущий вид восприятия в зависимости от особеннос­тей объекта и состояния зрительного анализатора. В чис-

    ом виде осязательное пространственное различение имеет место только при полной слепоте.

    Возможность адекватного отражения пространства при отсутствии зрения исходит из общности механизма его восприятия для всех анализаторных систем. Им явля­ется образование условных рефлексов на пространствен-

    ные сигналы. Практически общность нервных механиз­мов различных видов восприятия пространства проявля­ется в том, что пространственно-различительная дея­тельность присуща всем анализаторным системам.

    В тифлопсихологии конца XIX — начала XX в. сущест­вовала концепция, согласно которой отражение простран­ства происходит исключительно зрительно. На этом основа­нии некоторые психологи (Дюнан, Платнер и др.) утверждали, что «чувство осязания, как таковое, реши­тельно недостаточно для того, чтобы вызвать в нас знание протяженности или пространства, оно не дает нам даже представления внеположности, словом, человек, лишенный зрения, совершенно не воспринимает внешнего мира… Для слепорожденного время заступает место пространства (курсив наш. — А. Л.)» \ По мнению других (Джемс, Руднев), слепые не отражают, а конструируют пространство в своем сознании, и «у слепого есть только идея пространства, но ре­ального образа пространства нет»2.

    Подобные умозрительные выводы полностью опровер­гаются практикой слепых, а также специальными экспе­риментами (Ф.Н. Шемякин, B.C. Сверлов и др.), доказы­вающими адекватность осязательного отражения пространства и возможность правильной ориентировки в нем при отсутствии зрения.

    Выше уже упоминалось, что отражение пространства происходит в результате восприятия формы, величины, объемности и удаленности. Рассмотрим, как протекает этот процесс у слепых.

    Восприятие формы, то есть процесс вычленения фигу­ры из фона, определение контуров объекта без участия зрения может быть осуществлено наиболее адекватно при помощи активного осязания. Человек при помощи инструментального осязания способен к распознаванию

    1 Цит. по кн.: Крогиус А. А. Из душевного мира слепых. Ч. I. СПб., 1909. С. 206.

    2 Руднев В. И. Психология слепого. Казань, 1910. С. 15.

    форм, однако, как уже отмечалось, в этом случае наблю­дается искажение образа.

    В осязательном восприятии формы, которое осуществ­ляется на основе совместной деятельности кожно-меха-нического и двигательного анализаторов, ведущим явля­ется последний. При ощупывании объекта руками в мозг поступают импульсы, информирующие о происходящих в этой связи изменениях в мышечной ткани. В результате возникает кинестезическое изображение ощупывающего движения, его скорости и траектории. Дополняясь кожны­ми ощущениями, оно адекватно отражает форму ощупы­ваемого предмета.

    Исследования осязательного восприятия формы сле­пыми показывают их высокую способность к тонкой диф-ференцировке форм, которая возрастает по мере накоп­ления чувственного опыта и овладения приемами осязательного обследования. Ю.А. Кулагин установил, что гаптическое различение форм протекает от генерали­зованного, способного отличать только резко разнящие­ся друг от друга формы, к высокодифференцированному восприятию, способному отразить минимальные измене­ния в форме объекта. Например, по данным М.И. Земцо-вой, при известном навыке осязательного обследования слепые легко различают по форме треугольники при не­значительном изменении угла (5°), круг и эллипс — при разности одного из диаметров всего в 1 мм и т. п. Помимо тонкого различения сходных форм, слепые достигают высокой степени точности их воспроизведения в памяти, лепке, рельефном рисунке, моделировании.

    Процесс восприятия величины объектов происходит так­же на основе активного осязания. Выше уже упоминалось, что части человеческого тела могут выступать в качестве измерительных инструментов. Величина того или иного объекта определяется слепыми по степени взаимного удале­ния пальцев или рук в процессе ощупывания. Таким обра­зом, в основе восприятия величины лежит измерение дви­жений, совершаемых при осязательном обследовании

    

    infopedia.su

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о