5 органов чувств у человека какие: Органы чувств — урок. Окружающий мир, 3 класс.

наблюдай за собой и за другими

Правила этикета регулируют не только вербальное общение, но и невербальное. Точнее то, что мы не говорим другим людям, а показываем: мимику, жесты, дистанцию, позы и т.д. О языке тела (позах, мимике) мы поговорили в прошлом номере. В этой статье разберем другие проявления невербальной коммуникации: запахи, одежда, переписка, прочие звуки, кроме речи. Вы удивитесь, как много можно сообщить о себе и узнать об окружающих без слов.

В прошлой статье мы разобрались с тем, что такое невербальная коммуникация, рассмотрели, как эту сферу регулирует этикет[1]. Также изучили жесты, позы и мимику.

 

Но невербальная коммуникация – это гораздо больше, чем мимика и жесты. Она затрагивает все сферы нашей жизни и опирается на все пять чувств. Именно воздействие на органы чувств и позволяет нам производить на других людей желаемое впечатление, добиваться поставленных целей, создавать хорошие отношения. Пренебрежение этим видом коммуникации может привести к провалу, даже если речь идет о профессионалах своего дела, сплоченных общей целью.

Мы получаем информацию о мире и окружающих нас людях, используя слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. Когда говорим о слухе, обычно подразумеваем, что воздействуем на него с помощью речи. Но звуков гораздо больше, и все они могут нести информацию и оказывать на нас свое воздействие.

Посторонние звуки 

Любой человек, хочет он того или нет, вносит свой вклад в шумовое загрязнение, даже когда молчит. Мы перебираем бумаги, размешиваем сахар в кофе, можем почесать нос, начать что-то искать в сумке, двигать стулья и т.д. Это фоновый шум, на который большинство людей привыкли не обращать внимания. Но те же звуки могут стать раздражающим триггером или использоваться для выражения своего отношения в том случае, когда обозначить его словами нельзя. Порой мы даже делаем это неосознанно, однако на производимое впечатление это никак не влияет: оно все равно будет испорчено.

Чай или кофе недаром предлагают до начала деловой встречи. Нужно, чтобы участники расслабились, настроились на беседу, почувствовали, что между ними есть общее. Секретарь приносит кофе еще на стадии обмена фразами вежливости. В этот момент уместно размешать сахар в чашке, развернуть конфету.

Теперь представьте ситуацию. Один из участников встречи что-то говорит, а другой в это время начинает избавлять конфету от обертки. Как правило, фантик сделан из фольги, шуршащей довольно громко. И этот звук сбивает говорящего с мысли, отвлекает от него внимание других участников.

Что при этом думать участнику встречи? Что любитель сладкого намеренно привлекает внимание к себе? Или что он хочет таким образом поставить спикера в неловкое положение? А может, он просто плохо воспитан и не привык думать об окружающих? В любом случае никто из присутствующих не подумает о нем хорошо.

К подобным приемам можно отнести щелканье авторучкой, рисование в блокноте (особенно интенсивное закрашивание какой-то области), постукивание пальцами по столу или туфлей по полу/стулу. Все эти жесты могут говорить о том, что человек сильно нервничает, или и о том, что он хочет заставить нервничать тех, кто его окружает, либо пытается показать им, что ему не терпится уйти. Причины такого поведения разные, а вот впечатление окружающих всегда будет одназначно плохим.

Смех

 

Мы привыкли считать, что смех – хороший признак. Если люди над чем-то хохочут, это их сближает. Смех означает доверие, раскрепощенность, свидетельствует о бодром настроении. И это действительно так.

Но если представить ситуацию, когда смеется только один из всех, кто находится в комнате, то впечатление складывается как раз обратное.

Над чем он смеется? Что-то прочел в телефоне? Вспомнил удачную шутку? То есть отвлекается от разговора, витает в своих мыслях. А может, он единственный сотрудник, который смеется неудачной шутке начальника? И это будет воспринято как заискивание, причем не только коллегами, но и руководителем.

Также имеет значение громкость. Заливистый смех мы подсознательно воспринимаем как желание доминировать, форму агрессии. На деловой встрече можно посмеяться удачной шутке, но хохотать громко и продолжительно, как на дружеской вечеринке, не стоит. Такой смех меняет деловую атмосферу на более близкую, что в свою очередь является односторонним сокращением дистанции. Другие участники хотели бы этого? Если вы не уверены, сдержите свои эмоции.

Слезы, вздохи, выражение негативных эмоций 

Сдерживать эмоции – обязанность любого взрослого человека, когда он находится на работе. Мы отличаемся от детей тем, что умеем контролировать свои проявления на публике, в том числе такие, как слезы, вздохи и прочие выражения глубокого внутреннего страдания.

Вы все знаете этих ребят, которые в ответ на отказ выполнить любую их просьбу ничего не говорят, но так громко и многозначительно вздыхают, что становится понятно: человек, который не захотел им помочь, обидел не их лично – он совершил преступление перед человечеством.

А хорошо ли будет выглядеть плачущий сотрудник? Сколько женщин прибегает к этому каждый раз, когда руководитель заводит речь о взыскании или увольнении? Порой даже достаточно только слез, чтобы босс-мужчина пошел на попятный. И не нужно объяснять, ни почему она просит очередного повышения зарплаты, ни почему пропустила сроки сдачи проекта (в очередной раз).


[1]Юдакова М.А. Позы, жесты и мимика в этикете делового общения. Как по языку тела угадать намерения собеседника, но не дать «считать» себя // Секретарь-референт. 2022. № 4. С. 88–94.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 5, 2022.

5 Элементов. Органы чувств и их действия

Июнь 19, 2009 | 01:26 | admin

На главную » ВЕДА » Аюрведа » 5 элементов. Органы чувств и их действия

5 элементов проявляются в функциях пяти чувств человека, так же как и в его физиологии. Эти элементы непосредственно связаны со способностью человека воспринимать окружающий его мир. Через органы чувств они также связаны с пятью действиями, соответствующими функциям сенсорных органов.

Основные элементы – эфир, воздух, огонь, вода и земля – связаны со слухом, осязанием, зрением, вкусом и обонянием, соответственно.

Эфир является посредником, передающим звук

Этот эфирный элемент связан с функцией слуха. Ухо, орган слуха, выражает действие через органы речи, которые придают смысл человеческому звуку.

Воздух связан с чувством осязания

Органом осязания является кожа. Органом, передающим чувство осязания, является рука. Кожа на руке очень чувствительна, рука наделена способностью держать, давать и принимать.

Огонь, проявленный как свет, тепло и цвет, связан со зрением

Глаз, орган зрения, управляет ходьбой и таким образом связан с ногой. Слепой человек может ходить, но без выбора направления. Глаза дают направление действиям при ходьбе.

Вода связана с органом вкуса – без воды язык не может ощущать вкус

Язык тесно связан с функциями гениталий (пенис и клитер). В Аюрведе пенис или клитер считаются низшим языком, а язык во рту – высшим языком. Человек, контролирующий высший язык, естественно контролирует и низший язык.

Элемент земля связан с чувством обоняния

Нос, орган обоняния, функционально связан с действиями ануса, органа выделения. Эта связь проявляется у человека, имеющего запор или нечистую прямую кишку, – у него дурное дыхание, его обоняние притуплено.

Аюрведа относится к телу человека и его чувственным ощущениям как к проявлению космической энергии, выраженной в пяти основных элементах. Древние риши постигли, что эти элементы берут начало из чистого Космического Сознания. Аюрведа стремится дать возможность каждой индивидуальности привести свое тело в совершенную и гармоничную связь с этим Сознанием.

Элемент

Чувства

Органы чувств

Действие

Органы действия

1 – Эфир

 Слух

 Ухо

 Речь

 Органы речи

2 – Воздух

 Осязание

 Кожа

 Держание

 Рука

3 – Огонь

 Зрение

 Глаза

 Ходьба

 Стопа

4 – Вода

 Вкус

 Язык

 Воспроизведение

 Гениталии

5 – Земля

 Обоняние

 Нос

 Выделение

 Анус

Ощущения и перцептивная деятельность. Ощущения суть субъективные образы объективного мира. Однако для возникновения ощущения недостаточно, чтобы организм подвергался соответствующему воздействию материального раздражителя, необходима и некоторая работа самого организма. Эта работа может выражаться или только во внутренних процессах, или также и во внешних движениях, но она всегда должна быть. 

Ощущение возникает в результате преобразования специфической энергии раздражителя, воздействующего в данный момент на рецептор, в энергию нервных процессов. Таким образом, ощущение — это не только чувственный образ, или, точнее, компонент его, но также деятельность или компонент ее. Многочисленные и разносторонние исследования об участии эффекторных процессов в возникновении ощущения привели к выводу, что ощущение как психическое явление при отсутствии ответной реакции организма или при ее неадекватности невозможно. В этом смысле неподвижный глаз столь же слеп, как неподвижная рука перестает быть орудием познания.
Органы чувств теснейшим образом связаны с органами движения, которые выполняют не только приспособительные, исполнительные функции,’ но и непосредственно участвуют в процессах получения информации. Так, очевидна связь осязания и движения. Обе функции слиты в одном органе — руке. Вместе с тем очевидно различие между исполнительными и ощупьшающими движениями руки. ИЛ. Павлов назвал последние ориентировочно-исследовательскими реакциями, относящимися к особому типу поведения — поведения перцептивного, а не исполнительного. Подобное перцептивное регулирование направлено на то, чтобы усилить ввод информации, оптимизировать процесс ощущения.

Анализатор. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.

Анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела (рецептора), являющегося специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс; 2) афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов — проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным; 3) подкорковых и корковых отделов (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов (рис. 2).

Анализатор В корковом отделе каждого анализатора находится ядро, т.е. центральная часть, где сконцентрирована основная масса рецеп-торных клеток, и периферия, состоящая из рассеянных клеточных элементов, которые в том или ином количестве расположены в различных областях коры. Рецепторные клетки ядерной части анализатора находятся в той области коры головного мозга, куда входят центростремительные нервы от рецептора. Рассеянные (периферические) элементы данного анализатора входят в области, смежные с ядрами других анализаторов. Тем самым обеспечивается участие в отдельном акте ощущения значительной доли коры головного мозга. Ядро анализатора выполняет функцию тонкого анализа и синтеза, например, дифференцирует звуки по высоте. Рассеянные элементы связаны с функцией грубого анализа, например, различение музыкальных звуков и шумов.

Определенным клеткам периферических отделов анализатора соответствуют определенные участки корковых клеток. Так, пространственно разными точками в коре представлены, например, разные точки сетчатки; пространственно разным расположением клеток представлен в коре и орган слуха. То же самое относится и к другим органам чувств.

Многочисленные опыты, проведенные методами искусственного раздражения, позволяют в настоящее время довольно определенно установить локализацию в коре тех или иных ввдов чувствительности. Так, представительство зрительной чувствительности сосредоточено главным образом в затылочных долях коры головного мозга. Слуховая чувствительность локализуется в средней части верхней височной извилины. Осязательно-двигательная чувствительность представлена в задней центральной извилине и т.д.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по центростремительному нерву достигает ядерной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение. Мы ощущаем свет, звук, вкус или другие качества раздражителей.

Анализатор составляет исходную и важнейшую часть всего пути нервных процессов, или рефлекторной дуги. Рефлекторное кольцо состоит из рецептора, проводящих путей, центральной части и эффектора. Взаимосвязь элементов рефлекторного кольца обеспечивает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире, деятельность организма в зависимости от условий его существования.

Отбор полезной информации в ощущениях. Процесс зрительного ощущения не только начинается в глазу, но и завершается в нем. То же самое характерно и для других анализаторов. Между рецептором и мозгом существует не только прямая (центростремительная), но и обратная (центробежная) связь. Принцип обратной связи, открытый И.М. Сеченовым, требует признания того, что орган чувств является попеременно рецептором и эффектором. Ощущение не есть результат центростремительного процесса, в его основе лежит полный и притом сложный рефлекторный акт, подчиняющийся в своем формировании и протекании общим законам рефлекторной деятельности.

Динамика процессов, происходящих в подобном рефлекторном кольце, есть своеобразное уподобление свойствам внешнего воздействия. Например, осязание является именно таким процессом, в котором движения рук повторяют очертания данного объекта, как бы уподобляясь его форме. Глаз действует по такому же принципу благодаря сочетанию деятельности своего оптического «прибора» с глазодвигательными реакциями. Движения голосовых связок также воспроизводят объективную звуковысот-ную природу. При выключении вокально-моторного звена в экспериментах неизбежно возникало явление своеобразной звуковысотной глухоты. Таким образом, благодаря сочетанию сенсорных и моторных компонентов сенсорный (анализаторный) аппарат воспроизводит объективные свойства воздействующих на рецептор раздражителей и уподобляется их природе.

Органы чувств представляют собой, по сути дела, фильтры энергии, через которые проходят соответствующие изменения среды. По какому принципу осуществляется отбор полезной информации в ощущениях? Было сформулировано несколько гипотез.

Согласно первой гипотезе, существуют механизмы для обнаружения и пропускания ограниченных классов сигналов, причем сообщения, не соответствующие этим классам, отвергаются. Это можно уподобить обычной редакторской практике: одно периодическое издание публикует, например, только информацию о спорте и спортсменах, тогда как другое отвергает все, кроме оригинальных научных статей. Задачу такой селекции выполняют механизмы сличения. Например, у насекомых эти механизмы включены в решение нелегкой задачи — отыскания партнера своего вида. Перемигивания светлячков, «ритуальные танцы» бабочек и т.п. — все это генетически закрепленные цепи рефлексов, следующих один за другим. Каждый этап такой цепи последовательно решается насекомым в двоичной системе: «да» — «нет». Не то движение самки, не там цветовое пятно, не тот узор на крыльях, не так она ответила в танце — значит, самка чужая, другого вида. Этапы образуют иерархическую последовательность: начало нового этапа возможно только после того, как на предыдущий вопрос отвечено «да».

Рисунок 5 Органов — иллюстрация Und Vektorgrafiken

26grafiken

  • Bilder
  • Fotos
  • Grafiken
  • Vektoren
  • Videos 9006

DEKTEREN 2618

. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr faszinierende Stock-Bilder und Vektorarbeiten zu entdecken.

меньший символ греха. organe sehen, hören, schmecken, riechen, beruhrungssymbol. знак людей вектор плоский. — рисунок 5 органов чувств сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Мужской символ греха. Organe Sehen, Hören, Schmecken,…

menschlicher sinn fünf typen. sehen durch das auge, riechen mit der nase, schmecken mit der zunge. символ gezeichnetes символ. isolierte flache vektorillustration auf weißemhintergrund — рисунок 5 органов чувств, графика, клипарт, мультфильмы и символы

Menschlicher Sinn fünf Typen. Sehen durch das Auge, Riechen mit…

menschliche nase. иллюстрация анатомии органов греха. gravierte handzeichnung in alter skizze und vintage-stil. gesicht detailliert. — рисунок 5 органов чувств сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Menschliche Nase. Иллюстрация анатомии Sinnesorgans….

sinnesorgane im skizzenstil. векториллюстрация. стокбилд. — рисунок 5 органов чувств, графика, клипарт, мультфильмы и символы

Sinnesorgane im Skizzenstil. Векториллюстрация. Стокбилд.

passendes kinder-lernspiel. ратсель. übereinstimmung von sinnesorganen und objekten. — рисунок 5 органов чувств, графика, клипарт, мультфильмы и символы

Passendes Kinder-Lernspiel. Ратсель. Übereinstimmung фон…

Aktivität für Kinder und Kleinkinder im Vorschulalter. Vektor-Illustration

spiel für kinder, um logik zu entwickeln. fünf sinne illustrationen. sehen, hören, riechen, schmecken, berühren. übereinstimmung von sinnesorganen und objekten. — рисунок 5 органов чувств: графика, клипарт, мультфильмы и символы Fünf Sinne…

Aktivität für Kinder und Kleinkinder im Vorschulalter.

spiel für kinder, um logik zu entwickeln. fünf sinne illustrationen. sehen, hören, riechen, schmecken, berühren. übereinstimmung von sinnesorganen und objekten. — рисунок 5 органов чувств сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Spiel für Kinder, um Logik zu entwickeln. Fünf Sinne…

Aktivität für Kinder und Kleinkinder im Vorschulalter.

spiel für kinder, um logik zu entwickeln. fünf sinne illustrationen. sehen, hören, riechen, schmecken, berühren. übereinstimmung von sinnesorganen und objekten. — рисунок 5 органов чувств: графика, клипарт, мультфильмы и символы Fünf Sinne…

fünf arten menschlichen sinnes. sicht durch auge, geruch mit nase, geschmack mit zunge. Sensorische — рисунок 5 органов чувств сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Fünf Arten menschlichen Sinnes. Sicht durch Auge, Geruch mit Nase,

Fünf Arten von menschlichem Sinn. Sehen durch das Auge, Riechen mit der Nase, Schmecken mit der Zunge. Sinneswahrnehmung durch Handberührung. Isolierte flache Vektorillustration

nahtloses fünf-sinn-muster — рисунок 5 органов чувств сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -symbole

Nahtloses Fünf-Sinn-Muster

handgemalte ikone der menschlichen sinn des hörens im gravierte stil. вектор-иллюстрация фон Манс Ор — рисунок 5 органов чувств сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Handgemalte Ikone der menschlichen Sinn des Hörens im gravierte…

Handgezeichnete Ikone des menschlichen Hörsinns im einggravierten Stil. Vektorillustration де Орс де Манн.

рука gezeichnet fünf menschlichen sinn illustration mit doodle linie kunststil — рисунок из 5 органов чувств stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole органы чувств сток-графика,-клипарт,-мультфильмы и-символ

Sense Organe nahtloses Muster

Sinnesorgane nahtloses Schwarz-Weiß-Muster, Hintergrund fünf Sinnesorgane, Sehen, Hören, Fühlen, Riechen, Schmecken. Vektor-Endlosmuster

sinnesorgane im stil der linien auf weißemhintergrund — рисунок из 5 органов чувств, графика, -клипарт, -мультфильмы и -symbole

Sinnesorgane im Stil der Linien auf weißem Hintergrund

каракули sinnesorgane. мультфильм-символ мит sinnesorgane. liniensymbol. стокбилд. вектор-иллюстрация. eps 10. — рисунок 5 органов чувств сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Дудл Синнесорган. Cartoon-Symbol mit Sinnesorgane….

hintergrund fünf sinnesorgane — изображение 5 органов чувств, графика, -клипарт, -мультфильмы и -symbole

Hintergrund fünf Sinnesorgane

spiel für kinder, um logik zu entwickeln. fünf sinne illustrationen. sehen, hören, riechen, schmecken, berühren. übereinstimmung von sinnesorganen und objekten. — рисунок 5 органов чувств: графика, клипарт, мультфильмы и символы Фюнф Синне…

Aktivität für Kinder und Kleinkinder im Vorschulalter.

spiel für kinder, um logik zu entwickeln. fünf sinne illustrationen. sehen, hören, riechen, schmecken, berühren. übereinstimmung von sinnesorganen und objekten. — рисунок 5 органов чувств: графика, клипарт, мультфильмы и символы Fünf Sinne…

Aktivität für Kinder und Kleinkinder im Vorschulalter.

spiel für kinder, um logik zu entwickeln. fünf sinne illustrationen. sehen, hören, riechen, schmecken, berühren. übereinstimmung von sinnesorganen und objekten. — рисунок 5 органов чувств сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Spiel für Kinder, um Logik zu entwickeln. Fünf Sinne…

Aktivität für Kinder und Kleinkinder im Vorschulalter.

spiel für kinder, um logik zu entwickeln. fünf sinne illustrationen. sehen, hören, riechen, schmecken, berühren. übereinstimmung von sinnesorganen und objekten. — рисунок 5 органов чувств: графика, клипарт, мультфильмы и символы Fünf Sinne…

Aktivität für Kinder und Kleinkinder im Vorschulalter.

nahtloses fünf-sinn-muster — рисунок 5 органов чувств сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Nahtloses Fünf-Sinn-Muster

hand gezeichnet fünf menschlichen sinn illustration mit doodle linie kunststil — рисунок 5 органов чувств сток -grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole

Ручной рисунок для мужчин Sinn Illustration mit Doodle…

Ручной рисунок для мужчин sinn illustration mit doodle linie kunststil — рисунок 5 органов чувств сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Hand gezeichnet fünf menschlichen Sinn Illustration mit Doodle…

nahtloses fünf-sinn-muster — рисунок 5 органов чувств stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole

Nahtloses Fünf-Sinn-Muster

Nahtloses Fünf-Sinn -Собрать. Hintergrund mit Bildern von Nase, Zunge, Augen, Fingern und Ohren. Vektor-Illustration

hand gezeichnet fünf menschlichen sinn illustration mit doodle linie kunststil — рисунок из 5 органов чувств — графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Hand gezeichnet fünf menschlichen Sinn Illustration mit Doodle. ..

nahtloses fünf-sinn-muster — рисунок 5 органов чувств stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole

Nahtloses Fünf-Sinn-Muster

из 1

На какой смысл люди полагаются больше всего?

Найдите минутку и представьте себе банан. Вероятно, это было довольно легко, и большинство из нас, вероятно, описали бы изображение как довольно яркое. А теперь попробуйте представить, как пахнет банан.

Скорее всего, вы менее уверены в своей способности представить и описать его запах, чем в том, как он выглядит.

Аристотель мог бы считать это свидетельством иерархии чувств, предложенной им в четвертом веке до нашей эры. Его рейтинги были основаны на том, какие чувства были наиболее важны для нас, чтобы мы могли их испытать и выжить в этом мире. Высшим чувством было зрение, затем слух, обоняние, вкус и осязание. Зрение и слух позволяют нам ощущать вещи на расстоянии и поэтому считались критически важными для выживания, в то время как вкус и осязание требуют контакта. Запах упал где-то посередине.

На протяжении веков многие другие ученые и философы принимали иерархию Аристотеля. Нелегко определить важность смысла, не говоря уже о том, чтобы найти научные способы его ранжирования, и иерархия великого мыслителя, казалось, имела смысл. Тем не менее, современные исследователи начали обнаруживать, что важность, которую мы придаем каждому из наших чувств, не так универсальна, как мы могли бы подумать. Наряду с биологией и эволюцией наши отдельные культуры, привычки и окружающая среда могут влиять на то, насколько люди полагаются на каждое из своих чувств, чтобы получить информацию об окружающей среде.

Добро пожаловать в Sense Central

Некоторые ученые изучают этот вопрос, оценивая, сколько места мозг отводит для обработки каждого чувства. Зрение, например, занимает около трети мозга, в то время как обонятельная луковица — наш центральный процессор запахов — сравнительно мала, занимая всего 0,01 процента мозгового вещества у людей.

Пока кажется, что древняя иерархия Аристотеля может выстоять, хотя нам еще многое предстоит узнать о том, как наш мозг воспринимает внешний мир. Конечно, мы можем тренировать наши чувства, чтобы они работали по-другому, и эта тренировка отражается в той площади, которую наш мозг отводит задействованным чувствам. «Например, у пианистов, если составить карту их мозга, можно увидеть, что их пальцы имеют большее представительство в мозге, чем те, кто не играет на пианино», — говорит Марк Эрнст, физик, ставший когнитивным психологом из Ульмского университета в Германии.

Даже если использовать аристотелевские критерии того, насколько мы полагаемся на каждое чувство для выживания, его первоначальная оценка может оказаться несостоятельной. В современном мире слепота обычно не подвергает вашу жизнь такой опасности, как это могло быть несколько столетий назад. С другой стороны, говорит Эрнст, «практически нет людей без осязания, и причина в том, что вы не можете выжить без осязания».

Говорящий смысл

Совсем недавно появилась еще одна стратегия ранжирования чувств: анализ языка. Асифа Маджид, психолог, изучающий языки в Йоркском университете Великобритании, говорит, что одна из причин того, что иерархия Аристотеля так долго выдерживает споры, заключается в том, что английский язык, кажется, подтверждает ее. У нас гораздо более обширный словарный запас для описания вещей, которые мы видим, таких как цвета и формы, чем для описания того, что мы обоняем или ощущаем на вкус. Несколько лет назад она решила проверить, верно ли это и для других языков. Маджид подозревала, что найдет немного вариаций: «Может быть, один или два языка могут делать что-то другое», — говорит она.

Например, Тед Гибсон, психолог из Массачусетского технологического института, который изучает, как отдаленные племена используют язык для описания цвета, говорит, что у некоторых племен есть всего несколько слов для описания белого, черного и красного. Это не потому, что они не видят больше цветов, а потому, думает он, что их меньше нужно обсуждать. «Они видят то же, что и мы, — тот же закат, тот же огромный спектр цветов, что и мы. Им просто не нужно и не хочется говорить об этом так, как мы. Вероятно, причина в том, что у них не так много пар одинаковых предметов, кроме цвета. Именно тогда нам нужно цветное слово, чтобы иметь возможность сказать, о какой из двух вещей мы говорим», — говорит Гибсон. «В промышленно развитых культурах у нас есть индустриальные товары, которые идентичны, за исключением цвета».

Вместо случайных нюансов в особенно уникальных культурах (например, племенных сообществах) Маджид обнаружила, что из 20 языков, которые она исследовала, английский был единственным, который соответствовал иерархии чувств. Остальные 19 языков, которые включали три различных типа языка жестов, предлагали разные иерархии.

Затем она и ее команда попытались предсказать, какие культурные аспекты могут влиять на различия. «Мы смогли предсказать некоторые аспекты данных», — говорит она. «Похоже, что если в сообществе есть музыканты, все — не только музыканты, но все — проявляют больше согласия в том, как они говорят о звуках».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *