Урок самопознания «О достоинстве человека»
План урока «Самопознание»
Школа: СШЛ им. Н. Островского
Дата: __________________________ № урока: 9
Тема: О достоинстве человека
Ценность: Праведное поведение
Качества: Совесть, Управление желаниями, Сотрудничество, Дружба, Сила духа, мужество, Помощь и взаимопомощь, Благодарность, Правильные поступки, Уверенность в своих силах
Педагог: Кузнецова Е.Н. Класс: 7 «Б», 7 «В»
Цель: раскрыть ценностный смысл достоинства в становлении человека как личности. Задачи: • Расширение представлений о понятии «достоинство»; • Развитие потребности в самоуважении и уважении достоинства окружающих; • Воспитание чувства собственного достоинства. | Ресурсы: Диск со спокойной музыкой, цитата на листе А4, учебник, рабочая тетрадь, диск, лист А4, маркеры. |
Ход урока:
Позитивный настрой – «Мысленная прогулка по лесу» Звучит музыка Учитель: Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны , когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохновите его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливым и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощной, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!
Желающие ученики демонстрируют задание. | Диск со спокойной музыкой |
«Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достигнет ли он ее» Абай Вопросы: — Объясните смысл изречения. Хоровое проговаривание. Запись цитаты в тетрадь. | Цитата на листе А4 |
Притча о недостатках и достоинстве Один старец призвал однажды своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла черная точка. — Что вы здесь видите? — спросил старец. — Точку. — ответил один. — Черную точку. — подтвердил другой. — Жирную черную точку, — уточнил третий. И тогда их любимый учитель сел в угол и заплакал. — Скажи нам, о чем ты так горько плачешь? — удивились ученики. — Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку, и никто из них не заметил чистого белого листа… Как часто мы судим о человеке только по его маленьким недостаткам, забывая о достоинствах. | Учебник |
Выполнение задания 3 в рабочей тетради Тест «Самооценка» | Тетрадь ученика |
Олег Газманов «Каждый выбирает по себе» Каждый выбирает для себя Каждый выбирает по себе Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя. | Диск |
Прочитать стихотворение «Заповедь» Р.Киплинга | |
Звучит тихая, спокойная музыка: Пусть всё хорошее останется в вашем сердце, дарите друг другу любовь и понимание. Урок закончен. До свидания. |
План урока «Самопознание»
Школа: СШЛ им. Н. Островского
Дата: __________________________ № урока: 10
Тема: О достоинстве человека
Ценность: Праведное поведение
Качества: Совесть, Управление желаниями, Сотрудничество, Дружба, Сила духа, мужество, Помощь и взаимопомощь, Благодарность, Правильные поступки, Уверенность в своих силах
Педагог: Кузнецова Е. Н. Класс: 7 «Б», 7 «В»
Цель: раскрыть ценностный смысл достоинства в становлении человека как личности. Задачи: • Расширение представлений о понятии «достоинство»; • Развитие потребности в самоуважении и уважении достоинства окружающих; • Воспитание чувства собственного достоинства. | Ресурсы: Диск со спокойной музыкой, цитата на листе А4, учебник, рабочая тетрадь, диск, лист А4, маркеры. |
Ход урока:
Позитивный настрой – «Мысленное путешествие в подводное царство» Звучит музыка Учитель: Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря. Представьте, что вы идете по берегу моря (вдоль берега). Послушайте (прислушайтесь) к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя в безопасности и удобно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких красивых, рыбок, скользящих как радуга туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда … это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд). А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Посмотрите как следует вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие. Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.
| Диск со спокойной музыкой |
Достоинство человека есть драгоценные камни, которые красивее играют в оправе скромности. Л. Вовенарг Вопросы: — Объясните смысл изречения. Хоровое проговаривание. Запись цитаты в тетрадь. | Цитата на листе А4 |
Учитель читает рассказ «Подделка», О. Стыкалина Вопросы для обсуждения: | Учебник |
Задание 3 – стр.50 Подберите синонимы к слову достоинство (вес, важность, значение, качество, сила, авторитет, компетентность, престиж, величие, величавость, высота, благородство, заслуга, ценность, (нарицательная) стоимость, добротность, степень, цена, чин; превосходство, преобладание, преимущество, сильная сторона, совершенство, добродетель, плюс, предпочтение, козырь, первенство, пальма первенства, амбиция, апломб, самоуверенность) Придумайте жизни, в котором были бы отражены идеалы человека, обладающего чувством собственного достоинства. Расскажите классу о чем ваш девиз | Тетрадь ученика А4, карандаши |
Замыкая круг. Сл. М. Пушкиной, муз. К. Кельми Вот одна из тех историй О которых люди спорят, И не день, не два, а много лет. Началась она так просто Не с ответов, а с вопросов, До сих пор на них ответа нет. Почему стремятся к свету Все растения на свете, Отчего к морям спешит река, Для того мы в школу ходим, Что свой путь мы здесь находим Нам хотелось знать наверняка Замыкая круг ты назад посмотришь вдруг, Там увидишь в школе свет, сияющий нам вслед. Пусть идут дожди, в школу ты всегда иди, Пригодится в прок заученный урок Открывались в утро двери И тянулись вверх деревья, Обещал прогноз то снег, то зной. И мы в школу все спешили Вместе песню сочинили и решили спеть её с тобой Замыкая круг ты назад посмотришь вдруг, Там увидишь в школе свет, сияющий нам вслед. Пусть идут дожди, в школу ты всегда иди Пригодится в прок заученный урок Если солнце на ладони, Если сердце в звуках тонет, Ты зовешь своих школьных друзей. Рано утром или в полночь друг всегда придет на помощь вместе все решать быстрей. | Диск |
Работа в тетрадях, урок №5-6, упр.3 | |
Учитель подводит учащихся к осмыслению вывода по теме урока: «Состояние внутреннего мира и его гармония с окружающей действительностью определяют физическое здоровье и духовную красоту человека. » |
Урок по самопознанию «О достоинстве человека»
План урока самопознания
Школа КГУ «Калугинская НСШ»
Тема О достоинстве человека.
Ценность Внутренний покой
Качества достоинство, самоуважение, спокойствие(умение сдерживать гнев) .
Педагог: Григоренко Н.В.
Класс 7
Цель: раскрыть ценностный смысл достоинства человека, через обретение внутренней гармонии души.
Задачи:
— расширение представлений о понятиях «внутренний покой», «достоинство»
— развитие потребности в самоуважении и уважении достоинства окружающих
— воспитание чувства состояния покоя и собственного достоинства.
Ресурсы: (материалы, источники)
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой. «Подводное царство», композиция «Осеннее дыхание» Учитель: Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.
Представьте, что вы идете по берегу моря (вдоль берега). Послушайте (прислушайтесь) к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя в безопасности и удобно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких красивых, рыбок, скользящих как радуга туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда … это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд).
А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Посмотрите, как следует вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.
Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.
Вопросы для обсуждения:
— Что вы почувствовали? Поделитесь своими впечатлениями.
Проверка домашнего задания. «Подделка» О. Стыкалина.
ПОДДЕЛКА
О. Стыкалина
Дело было на самом последнем уроке четверти. Шел классный час — раздавали дневники. Саша не особенно волновалась — троек вроде быть не должно. По геометрии, правда, она съехала, но все равно тройка никак выйти не могла… Наконец, дошла очередь и до Саши. Результат и удивил, и обрадовал: четверок — и тех всего три. Захотелось с кем-то поделиться радостью, Саша повернулась к Лене, соседке.
— Представляешь… — начала было она, но осеклась. Очень уж не вязались Ленины слезы с ее, Сашиными успехами. Настроение, еще минуту назад такое праздничное, сразу испортилось. Что бы такое придумать, чтобы Лена не плакала?
— Я знаю, что надо делать, — твердо сказала Саша. — Сейчас от этих троек ничего не останется. Она потянулась к ластику.
Лена молчала. Колебалась. Потом вздохнула, видимо, что- то решила.
— Спасибо, не надо.
Добрая у нее мама. Ну, пожурит, может, огорчится. Но главное — поймет, поможет. А обманывать… Лена поежилась. Представила расстроенные, ставшие чужими мамины глаза. Нет, пусть уж лучше тройки будут, чем такое спокойствие.
Но кто-то думал по-другому. Сашино предложение в классе услышали. Выстроилась очередь, потянулись руки с дневниками. Саша так и не успела положить на место ластик, которым собиралась помочь Лене. Первой была Таня. Потом Ира, Света, Наташа… Саша едва успевала стирать тройки, ставить на их место четверки и расписываться в одном дневнике, как перед ней ложился другой. Когда появился седьмой дневник, до Саши вдруг дошло: что же это происходит?
… Почти до дыр протертая бумага, корявая подпись. Секундного взгляда достаточно, чтобы отличить фальшивые четверки от настоящих. И тогда она испугалась.
Учитель сказал, увидев дырку вместо тройки: «И стоило ради этого стараться?»
Действительно, ради чего?.. Ответы были почти одинаковые.
Чтобы дома не ругали, — сказала Наташа.
Еще попрекать начнут, — добавила Ира.
И в кино не пустят,- уточнила Таня.
Выходит, так просто можно избавиться от всех трудностей? — спросил учитель. — Вот он, выход: контрольная заболеть, тройка — замазать, трудный урок — сбежать?. .
Их не вызывали к директору, не обсуждали поступок па классном собрании. «Пронесло», — говорят они. Но пронесло, не задев ни одного чувства, кроме страха, не затронув ничего в душе. Так обошлось ли?
— Как вы ответили бы на вопрос автора?
— На какие действия натолкнула Саша ребят?
— Как вы думаете, что было на душе у ребят, после этого поступка?
— Можно ли уважать себя после такого поступка? Почему?
— Что такое чувство собственного достоинства?
— Можно ли сказать, что у героев данного рассказа все обошлось?
— Как вы думаете, у ребят сложилось правильное представление о достоинстве? Почему?
Анализ хода урока
Позитивное высказывание (цитата).
Всякое достоинство, всякая сила спокойны именно потому, что уверены в самих себе
В. Белинский
— Как вы понимаете смысл данной цитаты?
Рассказывание истории (беседа).
Притча «Спокойный человек — счастливый человек»
Однажды старый Мудрец шел через лес по направлению к городу. По дороге он встретил холодный ручей. Он искупался в нем и сел отдохнуть под деревом.
Когда он погрузился в медитацию, мимо проезжал на коне король. Основным занятием короля была война с другими королями. А так как это очень беспокойное и нервное дело, его сердце всегда было полно страха и ненависти.
Увидев спокойно сидящего под деревом человека, король закричал:
-Открой глаза и посмотри, кто стоит перед тобой! Даже я, король, не сижу без дела! Такие как вы, бродяги и отшельники, бездельничают сами и проповедуют безделие другим!
Долго король обрушивал на Мудреца гневные слова, пока сам не устал от них.
Мудрец же был спокоен всё это время. Наконец, он открыл глаза и с улыбкой сказал королю:
— Садись, сын, мой. Ты, наверное, устал и испытываешь жажду.
Хочешь, я поднесу тебе холодной воды из ручья?
Король изумился этим приятным словам, полным любви. Он понял, что перед ним сидит самый великий Мудрец, который оставил все удовольствия жизни дворца ради поиска смысла жизни. Упав к его ногам, король сказал с мольбой:
-Прости меня за грубость, я был не прав. И скажи мне, как, несмотря на мои оскорбления, ты так спокоен, и даже искренне любишь меня?
— Мой сын, — сказал Мудрец,- представь себе. Что ты предлагаешь кому- то тарелку, полную конфет, а он не принимает ее. Что произойдёт потом?
— Наверное, тарелка вернётся назад ко мне.
— Ты видишь, что я не принял ни единого слова из сказанных тобой? Как же они могут обидеть меня?
Вновь поклонившись Мудрецу, король произнёс:
— О, Просветлённый, укажи мне путь к истинному счастью!
— Сын мой, — ответил Мудрец,- злость, жадность, зависть, страх и другие страсти отнимают у человека его покой, а значит, и его счастье. Удовлетворённость, спокойствие и любовь являются основой подлинного счастья и жизни. Тот, у кого нет удовлетворённости и спокойствия, становится попрошайкой. Тот, кто не помогает и не служит другим с любовью,- бездельник. Тот, кто несёт корону удовлетворённости, спокойствия и любви всем,- король из королей, потому что обладает истинным счастьем.
Король пал ниц перед Мудрецом и сказал:
— Прими меня своим учеником. Отныне ты- мой учитель.
Вопросы:
— Как себя чувствует мудрец в то время, когда король повышал на себя голос?
— Почему король назвал мудреца учителем?
— Чему нас учит притча?
— Как вы считаете, в чем сила спокойствия. Можно ли сказать, что спокойный человек- это человек достойный? Почему?
Творческая деятельность, групповая работа.
1. Делимся на группы по ценностям. При включенной музыке, с помощью красок и ватмана, изобразите покой.
(развешать плакаты)
— Почему именно так нарисовали?
Групповое пение. Текст песни «Замыкая круг»
Замыкая круг — Замыкая круг текст песни
Вот одна из тех историй
О которых люди спорят,
И не день, не два, а много лет.
Началась она так просто
Не с ответов, а с вопросов,
До сих пор на них ответа нет.
Почему стремятся к свету
Все растения на свете,
Отчего к морям спешит река,
Как мы в этот мир приходим,
В чем секрет простых мелодий,
Нам хотелось знать наверняка.
Замыкая круг ты назад посмотришь вдруг,
Там увидишь в окнах свет, сияющий нам вслед.
Пусть идут дожди, прошлых бед от них не жди,
Камни пройденных дорог сумел пробить росток.
Открывались в утро двери
И тянулись вверх деревья,
Обещал прогноз то снег, то зной.
Но в садах рожденных песен
Ветер легок был и весел,
И в дорогу звал нас за собой.
Замыкая круг ты назад посмотришь вдруг,
Там увидишь в окнах свет, сияющий нам вслед.
Пусть идут дожди, прошлых бед от них не жди,
Камни пройденных дорог сумел пробить росток.
Если солнце на ладони,
Если сердце в звуках тонет,
Ты потерян для обычных дней.
Для тебя сияет полночь,
И звезда спешит на помощь,
Возвращая в дом к тебе друзей.
Замыкая круг ты назад посмотришь вдруг,
Там увидишь в окнах свет, сияющий нам вслед.
Пусть идут дожди, прошлых бед от них не жди,
Камни пройденных дорог сумел пробить росток.
Свой мотив у каждой птицы,
Свой мотив у каждой песни,
Свой мотив у неба и земли.
Пусть стирает время лица,
Нас простая мысль утешит,
Мы услышать музыку смогли.
Замыкая круг ты назад посмотришь вдруг,
Там увидишь в окнах свет, сияющий нам вслед.
Пусть идут дожди, прошлых бед от них не жди,
Камни пройденных дорог сумел пробить росток.
Замыкая круг ты назад посмотришь вдруг,
Там увидишь в окнах свет, сияющий нам вслед.
Пусть идут дожди, прошлых бед от них не жди,
Камни пройденных дорог сумел пробить росток.
Домашнее задание.
Прочитать рассказ М. Миане «Главный вопрос жизни» с. 34
Заключительная минута урока.
Сядьте поудобнее, закройте глаза и вспомните всё хорошее, о чём мы говорили на уроке. Будьте всегда добрыми и уверенными в себе!
Понимание человеческого достоинства в правах человека | Человеческое достоинство и права человека
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЧеловеческое достоинство и права человекаМеждународные отношенияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЧеловеческое достоинство и права человекаМеждународные отношенияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Gilabert, Pablo,
‘Понимание человеческого достоинства в правах человека’
,
человеческое достоинство и права человека
(
Oxford,
2018;
Online Edn,
Oxford Academar
, 20 декабря 2018 г.
), https://doi.org/10.1093/oso/9780198827221.003.0005,
, по состоянию на 18 декабря 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЧеловеческое достоинство и права человекаМеждународные отношенияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЧеловеческое достоинство и права человекаМеждународные отношенияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе предлагается интерпретация идеи человеческого достоинства, которая объясняет, как оно может играть определенную важную роль в дискурсе прав человека. Идея способствует артикуляции своеобразного набора норм, носящих универсалистский и гуманистический характер, обоснованию конкретных прав человека, обоснованию большой нормативной силы этих прав, сочетанному порождению соотносимых им как негативных, так и позитивных обязанностей, объяснение значения политической борьбы против их нарушения и освещение дуги гуманистической справедливости, идущей от основных требований, обуславливающих доступ людей к достойной жизни, к максимальным требованиям, обеспечивающим доступ людей к процветающей жизни. Идея человеческого достоинства артикулируется через концептуальную сеть, включающую органический набор более конкретных идей. Эти идеи включают статус-достоинство, условно-достоинство, нормы достоинства, основу достоинства, обстоятельства достоинства и достоинство достоинства.
Ключевые слова: человеческое достоинство, права человека, роли человеческого достоинства, статус-достоинство, состояние-достоинство, основа достоинства, сословные нормы, обстоятельства достоинства, сословная добродетель, дуга гуманистической справедливости
Тема
Международные отношения
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти с помощью личного кабинета
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.
д.Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Является ли понятие человеческого достоинства философски верифицируемым? | Church Life Journal
Поддается ли философской проверке концепция человеческого достоинства?
Что такое человеческое достоинство и как понять это понятие, чтобы способствовать его уважению в наши дни? Ниже я покажу, что аргументы в пользу человеческого достоинства, основанные на теологических обоснованиях или на метафизических концепциях человечества, не будут услышаны на публике. Мы должны искать другой путь. Я полагаю, что один из жизнеспособных путей можно найти в философии Бернара Лонергана, которая предлагает людям встретиться с собой как с личностью, открывая свои
Мы можем проникнуть в суть недавних католических богословских и философских основ человеческого достоинства, если мы обратимся к Компендиуму Социальной Доктрины Церкви . Компендиум определяет достоинство с точки зрения Творца, с которым человеческая личность существует в уникальных отношениях. « Поскольку что-то от славы Божией сияет на лице каждого человека, достоинство каждого человека перед Богом есть основа достоинства человека перед другими людьми
» (§144). Таким образом, достоинство — это не качество, заложенное в индивидууме, как цвет глаз. Скорее, «иметь достоинство» означает относиться к себе с достоинством, за достоинство в конечном счете относительный термин . И то, как Бог возвеличивает человека, дарует ему Свою славу. Это делает человеческое достоинство неприкосновенной реальностью, потому что Бог дарует людям; оно врожденное и не может быть отменено, поскольку обращение Бога к человеческой личности, то обращение, которое составляет каждый момент существования человека, необратимо (ср. Римлянам 11:29). В горизонтальном плане человеческое достоинство обязывает одного человека к определенному моральному ответу другому: отношения взаимного признания
Открытый бесконечности и всем сотворенным существам . Он открыт прежде всего бесконечному — Богу, — потому что своим разумом и волей он возвышается над всем сотворенным порядком и над собой, он становится независимым от тварей, свободен по отношению к тварным вещам и стремится к полной истине и абсолютному. хорошо (§130).
Здесь философское определение личности и теологическое определение совпадают: только потому, что человеческая личность фундаментально ориентирована на Бога , всеобщую истину и абсолютное благо, человеческая личность никогда не должна рассматриваться как средство для достижения какой-либо другой цели. чем их собственная, которая в конечном счете является той трансцендентной реальностью, которая отныне и навсегда призывает их к общению.
Вопрос об основании
Эти суждения о человеческом достоинстве, содержащиеся в католическом социальном учении, столь же возвышенны, сколь и оспариваются во многих публичных дискуссиях сегодня. Не секрет, что концепция врожденного человеческого достоинства и сопутствующая ей идея «прав человека» сегодня подвергаются нападкам после своего расцвета во второй половине двадцатого века[1]. Во-первых, богословские обоснования больше не признаются многими в качестве достаточного основания для установления реальности человеческого достоинства: доводы в пользу врожденного достоинства человеческой личности путем обращения к авторитету священных текстов или церковных документов послужат лишь убеждению. те, кто уже убежден.
Философские основания понятия врожденного человеческого достоинства столь же неубедительны, особенно те философские обоснования, которые идут по пути метафизики, а именно устанавливают сущность или природу человеческой личности, а затем пытаются вывести моральные обязательства из этого метафизического знания о человечество. Этот подход сталкивается с таким же количеством препятствий, как и первый. С двух сторон сама возможность критически обоснованной метафизики отрицается не только значительной частью постмодернистской мысли, которая, несмотря на свое разнообразие, находит общую нить в суждении о провале современного проекта обеспечения эпистемологических оснований, но также и материалистической и редукционистской теорией. наука, которая не может эмпирически обнаруживают такие способности, как «свободная воля», которые исторически были центральными элементами в метафизическом определении человека. Тем не менее, эта метафизическая точка зрения по-прежнему используется большей частью католического социального учения, которое черпает вдохновение из томистской метафизики, хотя и дополняет ее ресурсами, почерпнутыми из персоналистской философии двадцатого века.[2]
Поворот к внутреннему
Есть ли какой-нибудь способ обойти только что названные препятствия, какой-нибудь способ продемонстрировать внутреннюю ценность человеческой личности, не прибегая к теологическим или метафизическим обоснованиям? Я полагаю, что ответ лежит в обращении к внутреннему, к феноменологическому постижению конститутивных актов человеческого сознания. По моему мнению, ни один католический мыслитель двадцатого века не дал нам более строгого и всестороннего описания человеческого внутреннего в его познавательных и волевых процессах, чем иезуитский философ и теолог Бернар Лонерган. Внутреннее для Лонергана двояко: это то, что мы являются спонтанными в наших сознательных операциях, и это также знание наших сознательных операций, полученное, когда мы обращаем внимание на то, что мы делаем в нашем знании и в нашем выборе. Обнаружить наше собственное внутреннее — значит открыть врожденную структуру нашей сознательной интенциональности, поскольку она неотвратимо стремится к истине и добру (как учит Компендиум ), даже в отсутствие явного знания этих трансцендентных терминов или понятий.
Выгода от такого подхода, утверждает Лонерган, состоит в том, что, повышая осведомленность о своих сознательных операциях, можно прийти к познанию этих операций и, таким образом, критически обосновать эпистемологические, метафизические и этические позиции, исследуя, противоречит ли их содержание или нет. соответствуют «сознательному исполнению»[3], благодаря которому они пришли к их утверждению. Это сознательное действие обнаруживается с помощью анализа интериорности, и Лонерган называет любые философские позиции, которые согласуются с анализом Лонергана, «позициями», а те, которые ему противоречат, — «контрпозициями». Вот почему концепция «перформативного внутреннего противоречия» играет такую важную роль в философии Лонергана. Дело не в том, что определенные эпистемологические, метафизические или этические положения противоречат сами себе на логическом уровне, поскольку это не единственный и даже не самый важный способ, которым философская позиция может быть непоследовательной.
Скорее, Лонерган подчеркивает то, что Аристотель заметил много столетий назад, когда писал, что для опровержения скептика достаточно заставить его или ее говорить, тем самым раскрывая перформативное самопротиворечие, присутствующее в конфликте между содержанием их философское суждение и познавательные операции, связанные с этим высказыванием.[4] Как говорит Эндрю Бердс, чтобы продемонстрировать собеседнику, что она перформативно опровергла себя, достаточно обратить внимание собеседника на противоречивое ситуация подразумевается в ее высказывании контрпозиции.[5] Так, например, во фразе «я не говорю» нет ничего логически противоречащего, ибо между «я» и «не говорю» нет необходимого исключения (как было бы в таком утверждении, как «этот холостяк женат»). »). Но в тот момент, когда кто-либо произносит такую фразу , вынося суждение, намереваясь высказать истину — одну из основных когнитивных операций в нашей сознательной интенциональности — он вступает в область перформативного внутреннего противоречия.
Во второй половине Insight Лонерган приводит многочисленные примеры эпистемологических, метафизических и этических позиций, которые противоречат тому, что, как он утверждает, является универсальной структурой человеческих познавательных и волевых операций.[6] Благодаря такой процедуре выявления перформативного внутреннего противоречия мы можем критически оценивать позиции, которые соответствуют нашему внутреннему миру, и позиции, противоречащие ему. Таким образом, прогресс в философии становится возможным, когда внутреннее открывается как арена для оценки различных философских позиций, подчиняя их этому лонергановскому 9.0173 экспериментум крестис .
Существует ли подобная линия вопросов, основанная на анализе интериорности, которую мы могли бы провести, чтобы найти перформативное внутреннее противоречие в отрицании внутреннего достоинства человеческой личности, ценности, с которой не следует обращаться с человеческой личностью? как средство, а только как самоцель? Если бы это было так, это показывает, что отрицание человеческого достоинства является этическим противопоставлением, которого было бы неразумно придерживаться.
Анализ волевой интенциональности
Мы можем обнаружить нечто подобное, читатель.[7] Для начала я прошу вас выполнить со мной небольшое упражнение. Я называю это упражнение анализом волевой интенциональности, хотя название не имеет значения. [8] Этот анализ интенциональности состоит в том, чтобы спросить себя, с какой целью человек сделал тот или иной выбор. Инструментом исследования здесь является вопрос телеологии: «зачем?» В целях иллюстрации давайте возьмем простой выбор, такой как мой собственный выбор написать это эссе. Если вы спросите меня, почему я написал это эссе, ответ будет таким: я хотел представить читателям кое-что по интересующей меня теме.
Этого ответа достаточно, но мы также понимаем, что это не полный ответ. Откуда нам это знать? Потому что еще актуальный вопрос (имеется в виду не вопрос о цене чая в Китае, а вопрос, связанный с вашим запросом) может возникнуть в ходе вашей попытки полностью понять мои действия. Другими словами, имеет смысл для вас спросить меня, в свою очередь, почему я вообще хотел изложить вам свои мысли; какой-то внятности в моем действии все же не хватает. Ответ на этот дополнительный вопрос заключается в том, что я хочу проверить некоторые из своих идей, чтобы убедиться, что они хороши.
Но и этот ответ не самодостаточен: он вызывает дополнительный вопрос. Почему я хочу знать, хороши ли мои идеи? Потому что я хочу достичь истины о критическом обосновании концепции человеческого достоинства. Но зачем мне это, спросите вы? Потому что открытие истины удовлетворяет внутреннее напряжение исследования, которое создает чувство беспокойства. И я всегда ищу такой отдых.[9] Но зачем искать такого рода интеллектуальный отдых? Потому что этот отдых наполняет меня, делает меня счастливым, удовлетворяет меня, заставляет меня процветать таким, какой я есть: человеком, ищущим истину.
И я хочу сделать себя счастливым таким образом, потому что я нахожу это ценным , потому что я нахожу ценным удовлетворять свое стремление к истине, потому что я нахожу себя ценным. Но что, если вы спросите меня, для чего я ищу такого счастья, такого достоинства себя как ценного и достойного удовлетворения таким образом? Что ж, в этот момент я затрудняюсь дать дальнейший ответ. Кажется, я достиг дна. Здесь уже не найти «потому что» или понятности; счастье — это собственное «почему».
Многие читатели увидят в этом упражнении вариацию аргумента Аристотеля в Никомаховой этике о том, что eudaimonia , или процветание, представляет собой конечную причину всех человеческих выборов[10], или вы увидите в предыдущем абзаце расширенное иллюстрация утверждения Фомы Аквинского о том, что формальным объектом человеческой воли является добро.[11] Однако сегодня мы говорим не столько о конечных причинах в способности воли в человеческой природе, сколько о ценностях, движущих человеческими субъектами. И поэтому, когда мы сталкиваемся с человеческим решением, мы спрашиваем: какая ценность преследуется в том или ином выборе?
Этот краткий анализ волевой интенциональности показывает, что ценность, однако, заключается в том, что любая конкретная ценность или благо, которые ищутся в выборе, например, благо написания для образованной аудитории или проверки идей, в конечном счете объясняется и только умопостигаемой в рамках функционально конечной ценности, которая всегда является действующей в моем сознательном выборе, а именно моим желанием моего процветания, которое я спонтанно идентифицирую как осуществление определенных желаний во мне. Дело не в том, что я ценю «счастье» как в какой-то абстракции или что у меня есть идея «процветания» как определенное понятие, засевшее в глубинах моего разума; скорее это то, что я всегда действовать , чтобы способствовать моему процветанию, каким бы образом я ни задумал это, и не могу сознательно поступать иначе. И при этом я возвышаю себя , я воздаю должное своему достоинству , рассматривая себя как цель, а не как средство.
Таким образом, человеческое достоинство существует как действующая норма человеческого действия до того, как оно существует как эксплицитное понятие, произведенное посредством человеческого размышления . Это особенно очевидно, учитывая тот факт, что разговоры о «человеческом достоинстве» именно в этих терминах имеют поддающуюся идентификации историю; как справедливо отмечает Лонерган, концепции имеют даты . Если бы понятие человеческого достоинства никогда не возникало в человеческих обществах, мы тем не менее до сих пор проявляли бы свое достоинство, рассматривая себя как цель, а не как средство; мы бы еще относились к себе с таким достоинством! (Хотя, к сожалению, мы все равно не смогли бы последовательно относиться к другим таким образом. ) Таким образом, здесь основополагающими являются не понятия или идеи, а действия или операции, которые являются истинными априорными в корне. познавательной и волевой деятельности человека.
Этот поворот к нашему внутреннему миру показывает, что мы спонтанно, при каждом выборе относимся к себе как к цели, а не как к средству, именно потому, что стремимся к собственному счастью. Это желание нашего процветания как цели является структурой каждого нашего сознательного выбора, независимо от того, узнаем мы об этом или нет (фактически, большинство из них никогда этого не сделает). Но в том, что это правда, может убедиться любой человек, просто задав вопросы о своем выборе и тем самым попытавшись раскрыть разумность этого выбора, обращая внимание на сознательный процесс, который их вызвал.
Перформативное внутреннее противоречие в отрицании человеческого достоинства
Как это краткое упражнение может помочь нам найти перформативное внутреннее противоречие в том, кто отрицает врожденное человеческое достоинство? Следующее. Учтите, что если я отрицаю утверждение о том, что исполнение моего достоинства составляет мою сознательную интенциональность, то я непреднамеренно выполняю свое обязательство по отношению к своему достоинству в самом этом отрицании. Если это отрицание является сознательным и целенаправленным актом, тогда можно поставить под сомнение его осмысленность, точно так же, как выше было поставлено под сомнение мое решение написать это эссе. Хотя я не могу здесь подробно описать все причины, по которым человек может отрицать свое врожденное достоинство (я предлагаю читателям подставить свои собственные причины и провести на них анализ интенциональности), если этот человек — допустим, это я — будет отрицать это, Я бы определенно сделал это для причина .
Вот одна причина, которая кажется наиболее вероятной для произнесения такого отрицания: может быть, я отрицаю это утверждение, что я проявляю свое врожденное достоинство, потому что я не убежден в его истинности . Но если я отвергаю утверждения, которые не считаю правдивыми, я тем самым свидетельствую о своей приверженности истине как ценности. И все же даже моя привязанность к этой высокой ценности подвергается дальнейшему сомнению: почему я так ценю истину? Потому что я верю, что знание правды поможет мне процветать как жаждущее правды существо. То, что я отношусь к себе как к достойному истины, я сообщаю, отвергая все, что считаю ложью, или воздерживаясь от суждений о том, что, как я боюсь, может оказаться ошибочным мнением.
Мое сознательное действие указывает на то, что я стремлюсь к истине, чтобы прославить себя как человека, который является самоцелью, и поэтому утверждение истины представляет для меня средство для достижения этой оперативной цели. Таким образом, отрицание того, что я обладаю врожденным достоинством по причинам неспособности увидеть истинность этой позиции, приводит меня к перформативному внутреннему противоречию: я проявляю это самое достоинство, отрицая его. Мы не можем не относиться к себе как к цели, а не как к средству, даже если и особенно когда мы пытаемся этого не делать.
Особое значение имеет то, что в этой иллюстрации мое стремление к истине я перформативно и спонтанно определяю как средство для своего процветания. Этот факт показывает, что проявление моего достоинства в обращении с собой как с целью не может быть сведено просто к разумному эгоизму, ищущему материальную или социальную выгоду, не может быть сведено еще более существенно к животному инстинкту выживания, к моему стремлению к истине как к цели. и мое отвращение ко лжи (св. Августин хорошо напоминает нам, что даже обманщик ненавидит быть обманутым!)[12] указывает на то, что в моей сознательной интенциональности я не внутренне ограничен биологической моделью опыта, присущей мне как млекопитающее, [13] и что я не неизбежно связан социальной неразберихой общественной оценки и сравнения эго,[14] но вместо этого преследую другой класс объектов в целом для своего удовлетворения, для моего процветания и отдыха.
И истина, как можно понять после минутного размышления, является самым универсальным, самым обширным классом объектов, которые существуют, ибо то, что есть , в принципе может считаться истинным , и поэтому нет ничего вне пределы истины — ибо «кроме области бытия [то, что есть ] просто нет ничего»[15]. в моем стремлении расцвести и привести меня к последнему отдыху, бесконечно. И с этим мы прошли полный круг к определению человеческой личности, сформулированному в Компендиум : человеческая личность,
Открытый бесконечности и всем сотворенным существам . Он открыт прежде всего бесконечному — Богу, — потому что своим разумом и волей он возвышается над всем сотворенным порядком и над собой, он становится независимым от тварей, свободен по отношению к тварным вещам и стремится к полной истине и абсолютному. хорошо (§130).
Благодаря нашему внутреннему анализу мы получили критическое обоснование это определение человека, привлекая наше внимание к сознательному действию, которое служит его эмпирическим коррелятом. Только через такое феноменологическое схватывание нашего внутреннего, достигаемое посредством нашего волевого анализа внутреннего и раскрытия перформативного внутреннего противоречия в отрицании нашего врожденного достоинства, — которое тем самым вскрыло тот факт, что эта позиция на самом деле является этической контрпозицией , — Можем ли мы философски проверить 9 Компендиума ?0174 обучение.
Обнаружено достоинство
Если читатель проследил за аргументом до сих пор и подтвердил его истинность для себя, что они действительно всегда проявляют свое достоинство, стремясь к своему процветанию, тогда они поняли, что их достоинство как бесконечная открытость Богу, которая конституирует их как самоцель, молчаливо провозглашается в каждом их сознательном выборе. То относительное ядро понятия достоинства, которому учит католическая церковь, находится в отношении Бога к человеческим личностям, с которыми Он разделяет Свою славу, сотворив их как бесконечную открытость и стремление к Нему, — отражается в нашем собственном отношении к самим себе, когда мы относиться к нашему процветанию как к концу всего, что мы делаем.
Мы обнаружили это достоинство в нашем анализе внутреннего мира и перформативное внутреннее противоречие, присущее отрицанию этого достоинства. Такая процедура может стать основой диалога с другими людьми, стремящимися понять христианские рассуждения о «врожденном человеческом достоинстве». Если наши собеседники открыты для того, чтобы узнать что-то о себе с помощью этого способа исследования, такой разговор может принести плоды в том, чтобы привести людей к более глубокому столкновению с достоинством другого, облегчая встречу с собой и, таким образом, с их врожденным достоинством. 16]
ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКЦИИ: Это эссе является вкладом в конференцию «Лонерган и человеческое сознание», которая пройдет в Университете Нотр-Дам 3–4 декабря 2021 года (дополнительная информация и бесплатная регистрация доступны здесь).
[1] См. документ Эндрю Клэпхэма Human Rights: A Very Short Introduction (Oxford, 2016).
[2] Роберт П. Крайнак «Влияние Канта на христианское богословие: дебаты о человеческом достоинстве», Journal of Markets & Morality 7:2 (2004): 517–525, дает полезный и краткий обзор этого союза томизма и персонализма в католическом социальном учении двадцатого века.
[3] См. книгу Марка Д. Морелли « Самообладание: быть дома в сознательном исполнении » (Институт Лонергана, 2015 г.), где представлена недавняя потрясающая феноменология сознательного выполнения нашей интенциональности по отношению к истине и добру.
[4] Метафизика , 4.41006a.
[5] Эндрю Бердс, «Самоопровержение и самопознание», Gregorianum, 1995, Том. 76, No. 3 (1995), 564.
[6] Зрелая позиция Лонергана состоит в том, что люди намереваются получить истинное и хорошее посредством процесса снятия, в котором мы обращаем внимание на переживания, спрашиваем («что означает этот опыт?») в них, иметь акты понимания этих переживаний в результате исследования, выносить суждения относительно обоснованности наших актов понимания («истинно ли мое понимание?»), а затем, когда требуется действие или оценка, спрашивать совещательного вопрос, вытекающий из наших суждений о положении дел («что мне делать из-за того, что я понял? как мне оценить то, что я открыл?»). Это четырехступенчатое развитие сознательной интенциональности является инвариантным и универсальным, но то, что это так, можно обнаружить, только обращая внимание на свои собственные операции (поэтому, если вы читаете это и задаетесь вопросом, правда ли, что оно является инвариантным и универсальным, вы в данный момент действуют на том, что Лонерган называет третьим уровнем познания, уровнем рационального суждения, поскольку вы запрашиваете достаточные доказательства, чтобы оценить истинность того, что вы поняли на основе своего опыта, а именно, читая мое описание позиции Лонергана). Для краткого изложения точки зрения Лонергана без труда прочесть большую часть 9 работ Лонергана.0173 Insight , я рекомендую короткую работу Терри Текиппе, Что Лонерган замышляет в «Insight»? (Литургический, 1996).
[7] Насколько мне известно, Лонерган никогда не предпринимал такой демонстрации человеческого достоинства посредством внутреннего анализа, предназначенного для демонстрации перформативного внутреннего противоречия.
[8] Я впервые столкнулся с такого рода анализом интенциональности в книге Дэвида Бентли Харта, The Experience of God: Being, Consciousness, Bliss (Yale, 2013), в главе «Блаженство (Ананда)».
[9] «Теперь Аристотель определял природу как имманентный принцип движения и покоя. В человеке таким принципом является человеческий дух, как постановка и ответ на вопросы. Как постановка вопросов, это имманентный принцип движения. Отвечая на вопросы и делая это удовлетворительно, это имманентный принцип покоя». Лонерган, «Естественное право и историческое мышление», 166, в Собрание сочинений Бернарда Лонергана: Третье собрание (Торонто, 2017).
[10] Никомахова этика , 1.7
[11] Summa Theologiae , I.82.
[12] «Это та счастливая жизнь, которой все желают; эта жизнь, которая одна счастлива, все желание; к радости в истине все желание. Я встречал многих, кто хотел бы обмануть; кто будет обманут, никто». Признания X.