А бандура психолог: Альберт Бандура биография психолога кратко

Содержание

Бандура Альберт


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Альберт Бандура

Бандура (Bandura) Альберт (1925-1988) — американский психолог, автор теории социального научения. Биография. В 1949 г. окончил университет в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956 г.), проходил обучение по клинической психологии в Университете Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953 г. работал в Стэнфордском университете в качестве профессора психологии, с 1973 г. — профессор социальных наук в области психологии. Здесь он познакомился с трудами Дж. Миллера и Дж. Долларда, значительное влияние на него оказал К. У. Спенс. Исследования. Начав с методологии «стимул—реакция», Бандура пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор.

Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди). Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это — и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения) и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения, попытался дать новую интерпретацию агрессии (Aggression: A Social Learning Analysis.
Englewood Cliffts, 1973). Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения, на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии (Adolescent Aggression. N. Y„ 1959 (et Walters R. H.)). Проводя исследование с участием маленьких детей, когда им показывали фильмы с поощрением вербальной агрессии, обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих изысканий пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций.
В рамках традиции изучения личности вклад А. Бандуры заключается прежде всего в том, что в экспериментальном исследовании он переместил внимание с обобщенных черт характера на ситуационно-специфические формы поведения (Principles of Behavior Modification. N. Y., 1969).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 54-55.


Сочинения:

The stormy decade: fact of fiction // Psychology in the School. 1964. N 1; Influence of models reinforcement contingencies on the acquisition of imitative responses //Journal of Personality and Social Psychology. 1965. N 1; Social Learning and Personality Development, N. Y., 1965 (совм. с Walters R. H.), в рус. пер. (част.): Принципы социального научения // Современная зарубежная социальная психология. М., 1984; Vicarious processes: a case of no-trial learning // Advances in experimental social psychology. N. Y., 1965. V. 2; Vicarious extinction of avoidance behavior (совм.

с Grusec J., Menlove F. L.) // Journal of Personality and Social Psychology. 1967. N 5; Social-learning theory of identificatory processes // Handbook of Socialization Theory and Research. Chicago, 1969; Principles of Behavior Modification. N. Y.: Holt, Rinehart & Winston, 1969; Psychotherapy based upon modeling principles // (Ed.) Berditi A. E. et al. Handbook of psychotherapy and Behavior change. N. Y., 1971; Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. 1977. N 84; Self-referent thought: A development analysis of self-efficacy // (Ed.) Flavell J. H., Ross L. Social cognitive development: Frontiers and possible futures. N. Y., 1981; Теория социального научения, СПб.: Алетейа, 2001.

Литература:

Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе: Теоретические направления. М., 1978; Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998; А.

Бандура // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Фрейджер Р., Фейдимен Дж, Личность: теории, эксперименты, упражнения, СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

 

 

Альберт Бандура (1925-). История современной психологии

Альберт Бандура (1925-)

Альберт Бандура родился в Канаде, в городке настолько маленьком, что в местной школе было всего двадцать учеников и два учителя. После окончания школы он работал с бригадой строителей на территории Юкона на починке дорог Аляски. Бандура искренне восхищался теми людьми, с которыми ему пришлось работать на Севере. «Оказавшись среди разношерстной компании интересных личностей, большинство которых составляли те, кто прятался от кредиторов или уплаты алиментов, или условно осужденные, у Бандуры быстро развились способности оценивать психопатологию повседневной жизни, которая пышным цветом цвела посреди суровой тундры» («Выдающиеся ученые» 1981.

P. 28).

Бандура получил степень доктора философии в университете штата Айова в 1952 году и поступил на факультет Стэнфордского университета. Еще в начале шестидесятых годов он предложил свою версию бихевиоризма, которую исходно определил как социальный бихевиоризм, а позднее назвал социальной когнитивной теорией (Banciura. 1986).

Социальная когнитивная теория

Социальная когнитивная теория Бандуры является менее экстремальной формой бихевиоризма, чем бихевиоризм Скиннера; она отражает возобновление интереса психологии к когнитивным факторам. Общий подход Бандуры основан на бихевиоризме. Его исследования базируются на наблюдении за поведением испытуемых людей в процессе их взаимодействия. Он не использует интроспекцию и отдает должное значению подкрепления в формировании или модификации поведения.

Однако система Бандуры является не только бихевиоральной, но и когнитивной. Он подчеркивает влияние на внешние схемы подкрепления таких установок, как вера, ожидания, инструкции. Согласно Бандуре, поведенческая реакция не включается автоматически внешним раздражителем, как это происходит у роботов или машин. Напротив, реакции на раздражители являются самоактивизирующимися. Человек сознательно воспринимает положительное подкрепление, он предвидит его получение в случае соответствующего поведения.

Несмотря на то, что Бандура соглашается со Скиннером, что человеческое поведение можно модифицировать посредством подкрепления, а также верит в то — и даже доказывает это эмпирическим путем, — что человек может освоить практически все виды поведения без непосредственного получения какого — либо подкрепления.

Нам далеко не всегда требуется подкрепление; мы можем учиться на чужом опыте, посредством

косвенного подкрепления[96], наблюдая за поведением других людей и последствиями этого поведения.

Такая способность обучаться на примерах и на основе косвенного подкрепления предполагает, что человек обладает способностью прогнозировать и оценивать последствия того, что он наблюдал у других людей, что еще не пережито им на личном опыте. Мы можем регулировать и направлять наше собственное поведение, представляя или воображая себе еще не пережитые его последствия. Бандура полагает, что связь между стимулом и реакцией, поведением и подкреплением не прямая, как это предусматривается системой Скиннера. Он вводит понятие промежуточного механизма между стимулом и реакцией, этим механизмом являются когнитивные процессы личности.

Таким образом, когнитивные процессы играют важнейшую роль в социальной когнитивной теории, их рассматривание является основным отличием взглядов Бандуры от системы Скиннера. Как полагает Бандура, не сама по себе схема подкрепления является эффективным фактором модификации поведения, а то, что именно человек думает об этой схеме подкрепления. Вместо того, чтобы учиться на собственном опыте полученных подкреплений, мы учимся при помощи моделирования, наблюдая за другими людьми и примеривая на себя их модели поведения. Согласно взглядам Скиннера, тот, кто контролирует подкрепление, контролирует и поведение.

Согласно взглядам Бандуры, тот, кто контролирует <модели> в обществе, контролирует и поведение.

Бандура провел широкомасштабные исследования характеристик тех моделей, которые оказывают влияние на наше поведение. Он обнаружил, что мы склонны моделировать поведение людей того же пола, примерно такого же возраста — то есть человека, равного нам, который с успехом решает проблемы, сходные с нашими. Кроме того, на нас производит сильное впечатление поведение «моделей», занимающих высокое положение в обществе. Различные типы поведения служат образцом для подражания в разной степени. Более простые типы поведения имитируются намного чаще, чем более сложные. Агрессивное и враждебное поведение имитируется с наибольшей готовностью, особенно детьми (Bandura.1986). Таким образом, то, что мы видим в реальной жизни и в средствах массовой информации, и определяет наше поведение.

Подход Бандуры получил название теории социального научения, поскольку он занимается изучением поведения на уровне его формирования и модифицирования в социальных ситуациях. Бандура критиковал исследования Скиннера, который использовал только отдельные виды подопытных животных, в основном крыс и голубей, а не людей, взаимодействующих друг с другом. Лишь немногие люди проживают в условиях полной социальной изоляции. Бандура утверждал, что не стоит ожидать новых научных открытий в психологии, если будет игнорироваться изучение социального взаимодействия, столь характерного для современного мира.

Эффективность личности

Бандура провел серьезные исследования такого понятия, как эффективность личности[97], которую он описал как чувства самоуважения и собственного достоинства, адекватность и проявление умения решать жизненные проблемы (Bandura.1982). Его работа показала, что люди, обладающие высокой личной эффективностью, считают, что они в состоянии справиться с неблагоприятными событиями и обстоятельствами жизни. Они ожидают от себя способности преодолевать препятствия. Они сами ищут испытаний, усложняют свои задачи и в своем стремлении к успеху поддерживают высокий уровень уверенности в своих силах.

Напротив, люди с низкой личной эффективностью при столкновении с различными жизненными ситуациями чувствуют свою беспомощность; они считают, что у них слишком мало или совсем нет сил для того, чтобы повлиять на сложившуюся ситуацию. Если они наталкиваются на проблему или препятствие, и первая попытка преодоления не увенчивается успехом, то они быстро отказываются от дальнейших попыток. Такие люди уверены в том, что от них ничего не зависит.

Исследования показали, что представления, связанные с эффективностью личности, оказывают существенное влияние на многие стороны человеческой деятельности. Люди с высокой личной эффективностью рассматривают больше вариантов выбора карьеры и чаще добиваются успеха; они получают более высокие оценки при обучении, ставят перед собой более высокие цели и в целом обладают лучшим физическим и душевным здоровьем, чем люди с низкой личной эффективностью. В общем случае, мужчины действуют с более высокой эффективностью, чем женщины. И у мужчин, и у женщин личная эффективность достигает максимального уровня в середине жизни и постепенно снижается после шестидесяти лет.

Модификация поведения

Задача, которую поставил перед собой Альберт Бандура при разработке социального когнитивного подхода к бихевиоризму, была чисто практической и прикладной: каким образом можно модифицировать те виды поведения, которые общество рассматривает как нежелательные или ненормальные. Согласно его рассуждениям, если все виды поведения — включая и ненормальное поведение — изучаются на основе наблюдений за другими людьми и моделирования их поведения, значит поведение можно <выучить заново> или хотя бы частично изменить его.

Подобно Скиннеру, Бандура сосредоточил свое внимание на внешних проявлениях ненормальности — то есть на поведении — а не на предполагаемых внутренних сознательных или подсознательных конфликтах. Лечение симптомов, по Бандуре, является одновременно и лечением самого расстройства, поскольку симптом и заболевание считаются единым целым.

При модификации поведения используется моделирование: испытуемые должны наблюдать за моделью в таких ситуациях, которые кажутся им пугающими или провоцируют у них чувство тревоги. Например, дети, которые боятся собак, наблюдают, как ребенок такого же возраста подходит к собаке и начинает играть с ней. С безопасного расстояния эти дети видят, как их сверстник постепенно приближается к собаке, гладит собаку сквозь прутья и наконец входит внутрь манежа и весело играет с ней. В результате такого обучения на наглядном примере страх, вызываемый у ребенка собакой, будет значительно ослаблен.

В качестве примера такого показательного обучения можно привести случай, когда испытуемые наблюдали игру с пугающей их змеей. Спустя какое — то время они постепенно приближались к змее и даже брали ее в руки.

Методы бихевиоральной терапии, разработанные Бандурой, широко применяются в клинической практике, в бизнесе, в сфере образования. Они получили подтверждение в сотнях экспериментальных исследований. Эти методы доказали свою эффективность при избавлении от различных фобий — страхов перед змеями, замкнутыми пространствами, открытыми пространствами, высотой. Кроме того, они полезны при лечении навязчивых неврозов, сексуальных дисфункций, некоторых форм тревожных состоянии, а также способствуют повышению эффективности личности.

Комментарии

Социально — когнитивный подход к бихевиоризму, разработанный Альбертом Бандурой, вызвал критику со стороны приверженцев традиционного бихевиоризма, которые утверждали, что когнитивные процессы не могут оказывать каузального воздействия на поведение. Бандура отвечал на это следующим образом: «Очень забавно видеть радикальных бихевиористов, которые верят в то, что мысль не оказывает каузального воздействия, и в то же время отдают столько времени и сил выступлениям, статьям и книгам в попытках обратить людей в свою веру» (цит. по: Evans. 1989. P. 83).

Социально — когнитивная теория получила широкое признание в психологии в качестве эффективного способа исследования поведения в лабораторных условиях и модификации поведения в клинических. Вклад Бандуры в современную психологию признается многими его коллегами. В 1974 году Альберт Бандура являлся президентом Американской психологической ассоциации и в 1980 году получил награду «За выдающийся вклад в науку». Разработанная им теория созвучна американской психологии XX века как с функциональной, так и с практической точки зрения. Его подход является объективным; он пригоден для применения в лабораторных исследованиях; соответствует нынешнему интеллектуальному климату, в котором большое значение придается изучению внутренних когнитивных процессов; и вполне применим к тем задачам, которые ставит реальная жизнь. По мнению многих психологов, работы Альберта Бандуры представляют собой интересное и плодотворное новое веяние в длительной истории бихевиоризма.

Бандура, Альберт — это… Что такое Бандура, Альберт?

Альберт Бандура (англ. Albert Bandura; род. 4 декабря 1925 в Мундаре, Альберта) — канадский психолог (украинец по происхождению), известный своими работами по теории социального обучения (или социального когнитивизма), а также экспериментом с куклой Бобо. Суть этого эксперимента заключалась в том, что дети копировали увиденные ими на экране телевизора агрессивные действия, следуя не командам, а лишь копируя эти действия.

Биография

Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в Манделе, небольшой деревне на севере Канады. Он был единственным сыном в большой семье, у него было пять старших сестер. Школьные годы Бандура провел в большой школе, весь курс которой вели всего два учителя, очень сильно перегруженные работой. Вся ответственность за получение знаний, фактически, лежала на самих учениках. Это, однако, не помешало многим выпускникам школы поступить в университеты по всему миру.

После окончания средней школы Бандура работал в Уайтхорсе в Юконе на восстановлении шоссе штата Аляска. Его товарищи по работе представляли собой пестрое сборище разного рода деликвентных личностей. Здесь, наверное, Бандура получил первые знания по психопатологии.

Проработав таким образом один год, Бандура переместился в более теплый климат и поступил в университет Британской Колумбии. Там он получил степень бакалавра по психологии. Свое образование Бандура продолжил в университете штата Айова. Здесь в 1951 году он защитил магистерскую, а в 1952 — докторскую диссертацию. Далее Бандура работал преподавателем в Стэнфордском университете, где получил профессорскую степень. Ещё будучи студентом в Айове Бандура познакомился с Вирджинией Варнс, после свадьбы у них родились две дочери — Кэрол и Мэри, подарившие ему внуков Энди и Тима.

11 августа 1969 была опубликована книга Альберта Бандуры «Принципы модификации поведения» («Principles of Behavior Modification»). К 1979 году эта книга была упомянута в более чем 1215 других работах, а журнал «Current Contents» отметил её, как «классику цитирования».

Научный вклад

В научном мире работы Бандуры по моделированию, самоэффективности и подростковой агрессии широко известны. Он — автор более 6 книг, создатель теории социального научения, обладатель множества почетных наград. В 1974 году Бандура был избран президентом Американской психологической ассоциации, являлся Почетным президентом канадской психологической ассоциации.

Альберт Бандура — автор одной из самых популярных теорий научения. Альберт Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Одно из проявлений имитации — идентификация — процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства. Теория Альберта Бандуры предполагает объяснение способов, которыми люди приобретают разнообразные виды сложного поведения в условиях социального окружения. Основная идея теории нашла выражение в понятии обсервационного научения или научения через наблюдение.

Основные понятия

Бандура говорит о наличии реципрокной (от лат. reciprocus — возвращающийся, обратный, взаимный) связи между поведением, субъектными и средовыми переменными: мы не приводимся в движение лишь внутренними силами, мы также не являемся пешками в игре, диктуемой сложившимся набором обстоятельств, на нас влияют, но и мы оказываем влияние на свое окружение.

Научение у людей в значительной степени определяется процессами моделирования, наблюдения и подражания.

Большая часть человеческого научения осуществляется без традиционного подкрепления, которого требуют принципы оперантного и классического обусловливания. Люди могут научаться в отсутствие как вознаграждения, так и наказания. Это не означает, однако, что подкрепление не имеет никакого значения. В действительности, как только поведение оказывается освоенным, подкрепление начинает играть важную роль в определении того, будет ли данное поведение возникать. Научение через наблюдение не является ни постоянным, ни автоматическим. На то, будет ли происходить в данной ситуации такое научение, оказывают влияние многочисленные факторы. К числу таких факторов относятся возраст модели и компетентность. Уровень мотивации человека также может улучшать или ухудшать моделирование, подражание и наблюдение. Людьми наблюдается и впоследствии осваивается широкое разнообразие социальных реакций, таких как агрессия, сексуальное поведение, способы эмоционального реагирования и многое другое.

Когнитивный акцент

В своей трактовке феноменов обсервационного научения Бандура исходит из широкого использования людьми символических репрезентаций событий в окружающей среде. Без признания такой символической активности чрезвычайно трудно объяснить невероятную гибкость человеческого поведения. Он формулирует тезис о том, что изменения в поведении, вызываемые вследствие классического и инструментального обусловливания, а также угашения и наказания, активно опосредуются когнициями[1]. Важную роль в человеческом поведении играют также процессы саморегуляции: люди регулируют свое поведение при помощи наглядного представления его последствий. Образование связей между стимулом и реакцией находится под влиянием этих процессов самоконтроля. Уолтер Мишел продолжил линию акцентирования когнитивных факторов в своем анализе ряда когнитивных переменных социального научения у людей. Он утверждает, что люди различаются в отношении нескольких субъектных переменных, и именно эти различия дают начало широкому разнообразию индивидуальных особенностей, которое может наблюдаться в других.

К ним относятся:

  • Различные виды компетентности. Они представляют собой наборы способностей, которые оказывают влияние на наши мысли и действия.
  • Люди различаются своими стратегиями кодирования — в том смысле, что они по разному репрезентируют или символизируют средовую стимуляцию.
  • Ожидания или субъективные вероятности, отражающие степень правдоподобия того, что определенные способы поведения или события приводят к определенным исходам.
  • Субъективные ценности: люди различаются по той цене, которую они придают различным исходам.
  • Существуют системы и планы саморегулирования: поведение регулируется на основе индивидуально устанавливаемых стандартов.

Изменение поведения

Работы Бандуры сыграли чрезвычайно важную роль в разработке новых подходов к терапевтическому вмешательству. Наиболее заметным здесь явилось применение процедур моделирования в целях формирования новой когнитивной и поведенческой компетентности.

Корни научения через наблюдение можно проследить в работах Джорджа Герберта Мида по подражанию и голосовым жестам. Последующий анализ подражания, осуществленный Нилом Миллером и Джоном Доллардом, послужил важной отправной точкой. Работы О. Хобарта Маурера по знаковому научению и научению за вознаграждение также оказали сильное влияние на научную деятельность А. Бандуры.

Ссылки

Альберт Бандура — биография и семья

Биография

Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в Манделе, небольшой деревне на севере Канады. Он был единственным сыном в большой семье, у него было пять старших сестер. Школьные годы Бандура провел в большой школе, весь курс которой вели всего два учителя, очень сильно перегруженные работой. Вся ответственность за получение знаний, фактически, лежала на самих учениках. Это, однако, не помешало многим выпускникам школы поступить в университеты по всему миру.

После окончания средней школы Бандура работал в Уайтхорсе в Юконе на восстановлении шоссе штата Аляска. Его товарищи по работе представляли собой пестрое сборище разного рода деликвентных личностей. Здесь, наверное, Бандура получил первые знания по психопатологии.

Проработав таким образом один год, Бандура переместился в более теплый климат и поступил в университет Британской Колумбии. Там он получил степень бакалавра по психологии. Свое образование Бандура продолжил в университете штата Айова. Здесь в 1951 году он защитил магистерскую, а в 1952 — докторскую диссертацию. Далее Бандура работал преподавателем в Стэнфордском университете, где получил профессорскую степень. Еще будучи студентом в Айове Бандура познакомился с Вирджинией Варнс, после свадьбы у них родились две дочери — Кэрол и Мэри, подарившие ему внуков Энди и Тима.

11 августа 1969 была опубликована книга Альберта Бандуры «Принципы модификации поведения» («Principles of Behavior Modification»). К 1979 году эта книга была упомянута в более чем 1215 других работах, а журнал «Current Contents» отметил её, как «классику цитирования».

Научный вклад

В научном мире работы Бандуры по моделированию, самоэффективности и подростковой агрессии широко известны. Он — автор более 6 книг, создатель теории социального научения, обладатель множества почетных наград. В 1974 году Бандура был избран президентом Американской психологической ассоциации, являлся Почетным президентом канадской психологической ассоциации.

Альберт Бандура — автор одной из самых популярных теорий научения. Альберт Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Одно из проявлений имитации — идентификация — процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства. Теория Альберта Бандуры предполагает объяснение способов, которыми люди приобретают разнообразные виды сложного поведения в условиях социального окружения. Основная идея теории нашла выражение в понятии обсервационного научения или научения через наблюдение.

Основные понятия

Бандура говорит о наличии реципрокной (от лат. reciprocus — возвращающийся, обратный, взаимный) связи между поведением, субъектными и средовыми переменными. Мы не приводимся в движение лишь внутренними силами, мы также не являемся пешками в игре, диктуемой сложившимся набором обстоятельств. На нас влияют, но и мы оказываем влияние на свое окружение.

Научение у людей в значительной степени определяется процессами моделирования, наблюдения и подражания.

Большая часть человеческого научения осуществляется без традиционного подкрепления, которого требуют принципы оперантного и классического обусловливания. Люди могут научаться в отсутствие как вознаграждения, так и наказания. Это не означает, однако, что подкрепление не имеет никакого значения. В действительности, как только поведение оказывается освоенным, подкрепление начинает играть важную роль в определении того, будет ли данное поведение возникать. Научение через наблюдение не является ни постоянным, ни автоматическим. На то, будет ли происходить в данной ситуации такое научение, оказывают влияние многочисленные факторы. К числу таких факторов относятся возраст модели и компетентность. Уровень мотивации человека также может улучшать или ухудшать моделирование, подражание и наблюдение. Людьми наблюдается и впоследствии осваивается широкое разнообразие социальных реакций, таких как агрессия, сексуальное поведение, способы эмоционального реагирования и многое другое.

Когнитивный акцент

В своей трактовке феноменов обсервационного научения Бандура исходит из широкого использования людьми символических репрезентаций событий в окружающей среде. Без признания такой символической активности чрезвычайно трудно объяснить невероятную гибкость человеческого поведения. Он формулирует тезис о том, что изменения в поведении, вызываемые вследствие классического и инструментального обусловливания, а также угашения и наказания, активно опосредуются когнициями. Важную роль в человеческом поведении играют также процессы саморегуляции: люди регулируют свое поведение при помощи наглядного представления его последствий. Образование связей между стимулом и реакцией находится под влиянием этих процессов самоконтроля. Уолтер Мишел продолжил линию акцентирования когнитивных факторов в своем анализе ряда когнитивных переменных социального научения у людей. Он утверждает, что люди различаются в отношении нескольких субъектных переменных, и именно эти различия дают начало широкому разнообразию индивидуальных особенностей, которое может наблюдаться в других.

К ним относятся: • Различные виды компетентности. Они представляют собой наборы способностей, которые оказывают влияние на наши мысли и действия.

• Люди различаются своими стратегиями кодирования — в том смысле, что они по разному репрезентируют или символизируют средовую стимуляцию.

• Ожидания или субъективные вероятности, отражающие степень правдоподобия того, что определенные способы поведения или события приводят к определенным исходам.

• Субъективные ценности: люди различаются по той цене, которую они придают различным исходам.

• Существуют системы и планы саморегулирования: поведение регулируется на основе индивидуально устанавливаемых стандартов.

Изменение поведения

Работы Бандуры сыграли чрезвычайно важную роль в разработке новых подходов к терапевтическому вмешательству. Наиболее заметным здесь явилось применение процедур моделирования в целях формирования новой когнитивной и поведенческой компетентности. Корни научения через наблюдение можно проследить в работах Джорджа Герберта Мида по подражанию и голосовым жестам (vocal gestures). Последующий анализ подражания, осуществленный Нилом Миллером и Джоном Доллардом, послужил важной отправной точкой для А. Бандуры. Работы О. Хобарта Маурера по знаковому научению (sign learning) и научению за вознаграждение (reward learning) также оказали сильное влияние.

Альберт Бандура — Теория социального научения читать онлайн

Альберт Бандура

Теория социального научения

Эффективность человеческого поведения: социальные корни, социальные последствия

Вот он подлинный бихевиоризм. «Теория социального научения» — это первый перевод на русский язык трудов известного ученого Альберта Бандуры, и первая же, основополагающая теория, систематически излагающая его взгляды на поведение человека. Дальнейшая работа в данном направлении привела его к более общим умозаключениям, постулированным в социально-когнитивной теории, которая существенно отличается от классического обусловливания по Павлову и от оперантного научения Скиннера.

Господствовавшие ранее в психологии точки зрения сводили объяснение поведения либо к личностным факторам, либо к ситуационным, исключая из поля зрения когнитивные структуры и процессы. Но человек не является абсолютно свободным от собственной природы. Наиболее важным оставался вопрос о том, является ли связь между ситуационным побуждением и последующим поведением примой (так, например, в теории научения Скиннера, которого часто критикуют за механистичность), или опосредована разного рода когнитивными процессами: оценкой актуальной ситуации, антиципацией событий и оценкой их последствий. Конечно, сложно наблюдать когнитивное переменные, можно лишь косвенно заключить об их существовании по отдельным признакам.

Бандура создал обоснованную теорию, в противовес-точке зрения, в которой индивидуум рассматривался как пассивный ответчик на внешние стимулы или жертва неосознанных побуждений. Автор показывает, что поведение объясняется в терминах непрерывной реципрокной интерактивности, в которой личностные, ситуационные и поведенческие факторы взаимодействуют между собой как взаимозависимые детерминанты. В рамках этого подхода наиважнейшую роль играют символические, косвенные и саморегуляционные процессы.

С самого начала своей научной деятельности Альберт Бандура уделял особое внимание огромной роли символического моделирования в формировании и распространении новых форм поведения и социальных отношений. С развитием коммуникационных технологий, символическое окружение играет все возрастающую роль в распространении идей, ценностей и стилей поведения.

С позиций социального научения моделирование влияет на научение главным образом через информативную функцию\Если бы люди руководствовались в повседневной жизни только методом проб и ошибок, то научение было бы очень трудоемким, не говоря уж рискованным процессом. Но, в большинстве случаев, наблюдая за другими, мы обучаемся на примерах пусть даже приблизительных, и поэтому избегаем многих ошибок. V Наиболее спорным вопросом в научении через наблюдение является вопрос о роли подкрепления. Предполагается, что последствия автоматически подкрепляют поведение, без участия когнитивных структур. Однако в процессе изучения ученые пришли к заключению, что когда научение происходит неосознанно, то оно крайне замедленно во времени и малоэффективно. Чаще всего подкрепление переживается непосредственно или опосредовано. Однако, кроме прямого и косвенного подкрепления, люди свое собственное поведение регулируют посредством самоподкрепления. Самоподкрепление осуществляется в том случае, если люди придерживаются высокого уровня исполнения и вознаграждают или наказывают себя за достижения и неудачи. Люди способны осуществлять некоторый когнитивный контроль над своим собственным поведением, мотивацией и окружающей их средой. В контексте самоподкрепления Альберт Бандура вводит термин саморегуляция и показывает, как человеческое поведение мотивируется и регулируется внутренними стандартами и самооценочными реакциями.

Самоэффективность занимает центральное место в размышлениях Бандуры. Когда люди осознают собственную эффективность в специфической ситуации, они начинают прилагать больше усилий, дольше могут противостоять препятствиям, выдерживают враждебные обстоятельства и неприятные переживания. Высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, обычно приводит к хорошему результату и повышает таким образом самоуважение. И, напротив, низкая самоэффективность приводит к неудаче и снижению самоуважения. Человек постоянно пытается контролировать непредсказуемые ситуации и таким образом пытается осуществлять контроль над разнообразными аспектами бытия.

Бандура считает поведение достаточно целенаправленной активностью, а эффективность намерений в регулируемом поведении определяется частично тем, насколько далеко цели устремлены в будущее.

Чубарь Н. Н.

Теория социального научения

В этой книге я предпринял попытку ввести анализ человеческого мышления и поведения в унифицированные теоретические рамки. Ведь то, какие именно аспекты психологического функционирования подвергаются более тщательному изучению, а какие остаются без внимания, во многом зависит от взглядов на человеческую природу. Теоретические концепции аналогичным образом определяют парадигмы, используемые для сбора доказательств каждой рассматриваемой теории. Так, например, теоретики, которые исключают из круга человеческих возможностей способность к самоуправлению, ограничивают исследования только внешними источниками влияния. И хотя подобные исследования предоставляют весьма убедительные доказательства, что поведение действительно подчиняется внешнему контролю — все же, если ограничивать диапазон научных исследований лишь узким кругом психологических процессов, пренебрегая прочими, можно прийти к крайне обедненному представлению о человеческом потенциале.

На протяжении многих лет самые разнообразные бихевиоральные теории и вносили свой вклад в наше понимание того, как поведение усваивается и изменяется под воздействием непосредственного опыта. Однако традиционные способы концептуализации и изучения человеческого поведения были слишком ограниченными и часто затруднялись механическими моделями более ранних периодов развития. В последние годы достигнут значительный прогресс в нашем понимании психологических процессов, что привело к необходимости пересмотра отдельных фундаментальных допущений о том, как человеческое поведение приобретается и регулируется. Эта книжная серия представляет некоторые важнейшие открытия в рамках основных работ по теории социального научения.

В теории социального научения особо подчеркивается роль косвенных, символических и саморегуляционных процессов в психологическом функционировании. Изменения в теоретических перспективах добавили к стандартным методам исследования новые парадигмы. Так, признание факта, что человеческие мысли, эмоции и поведение могут подвергаться значительному воздействию в результате наблюдения или непосредственного опыта, поспособствовало развитию парадигм наблюдения для изучения возможностей социально опосредованного опыта.

Читать дальше

Теория социального научения Альберта Бандуры

1. Теория социального научения Альберта Бандуры

Выполнила
студентка группы ЗПЛМ-117
Пичугина Д.

2. Альберт Бандура

канадский и американский психолог
украинского происхождения,
известный своими работами по
теории социального научения (или
социального когнитивизма), а также
экспериментом с куклой Бобо.

3. Проблемой социального научения занимались американские психологи А.

Бандура, Р. Сирс, Б. Скиннер и другие ученые. • Концепция социального научения показывает,
как ребенок приспосабливается в современном
мире, как он усваивает привычки и нормы
современного общества. Представители этого
направления считают, что наряду с
классическим обусловливанием и оперантным
научением существует также научение путем
имитации и подражания. Такое научение стало
рассматриваться в американской психологии
как новая, третья форма научения.
• А. Бандура считал, что для того чтобы сформировать новое
поведение, недостаточно награды и наказания. Поэтому он
выступал против переноса результатов, полученных на
животных, на анализ поведения человека. Он полагал, что
дети приобретают новое поведение благодаря наблюдению и
имитации, т. е. подражая значимым для них людям,
и идентификации, т. е. путем заимствования чувств и
действий другого авторитетного лица.
• Бандура проводил
исследования детской и
юношеской агрессивности.
Группе детей демонстрировали
фильмы, в которых были
представлены разные образцы
поведения взрослых
(агрессивные и
неагрессивные), имевшие
различные последствия
(вознаграждение или
наказание). Так, в фильме
показывали, как взрослый
агрессивно обращается с
игрушками.
• После просмотра фильма дети
оставались одни и играли с
игрушками, похожими на те,
которые они видели в фильме.
В результате агрессивное
поведение у детей,
смотревших фильм, усилилось
и проявлялось чаще, чем у
детей, не смотревших его.
Если в фильме агрессивное
поведение вознаграждалось,
агрессивность в поведении
детей также возрастала.

8. Выводы:

• Дети, наблюдавшие за агрессивными действиями, действовали по
отношению к кукле агрессивнее по сравнению с детьми из других
групп.
• Мальчики были более склонны к повторению физически
насильственных действий, чем девочки. При этом значительной
разницы между мальчиками и девочками в вербальной агрессии не
наблюдалось.
• Девочки больше повторяли модель поведения женщины, а
мальчики – мужчины (сходство с моделью для подражания).

9. Бандура выделил диаду «стимул – реакция» и ввел в эту схему четыре промежуточных процесса для объяснения того, как подражание

Стимул
Реакция

10. Альберт Бандура выделил четыре процесса, которые задействованы в социальном или викарном научении:

11. Внимание

• Необходимо,
чтобы
внимание наблюдающего
было сфокусировано на
модели, за которой он
наблюдает.
Любой
отвлекающий
фактор
прервёт задание.

12. Сохранение

• Важнейшую роль играет
память. Человек должен
сохранить в своей
памяти новый тип
поведения для того,
чтобы воспроизвести
его в дальнейшем.

13. Воспроизведение

• Кроме реализации на практике
определённого вида поведения
человек должен быть способен
воспроизвести это поведение
символически. Другими словами,
даже если ребёнок будет много
наблюдать за игрой любимого
теннисиста, он не сможет так же
бить по мячу, как он, поскольку для
этого нужны определённые
моторные навыки. Ребёнок может
воспроизводить тип движения и
действия, однако для корректного
вопроизведения нужны повторение
и тренировка.

14. Мотивация

• Даже если человек
запоминает наблюдаемое
им поведение, для того
чтобы повторить его, нужно
желание это сделать.

теория социального научения и развития личности

Бандура А., Уолтерс Р. Принципы социального научения // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 55-60.

Бандура (Bandura) Альберт (род. в 1925 г.) — американский социальный психолог, с 1953 г. — профессор психологии Стэнфордского университета. Основная проблематика: теория социального научения и развития личности.

Соч.: (соавт.) Adolescent Agression. N.Y., 1959, (соав.) Social learning and personality development. N.Y., 1963; Agression: social learning analysis. N. Y., 1973.

Уолтерс (Walters) Ричард (1913— 1968) американский социальный психолог, работал в различных американских университетах, активно сотрудничал с А. Бандурой.

Соч.: (соавт.) Adolescent agression. N. Y., 1959; Social learning and personality development. N. Y., 1963.


А. Вандуpa, P. Уолтерc

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ

1

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ ОТВЕТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЯ


Слабость подходов к научению, которые пренебрегают значением социальных переменных, нигде не раскрывается так ясно, как в вопросе возникновения новых ответов, центральной проблемы любой адекватной теории научения. Следуя, например, теории социального научения Роттера, вероятность возникновения данного поведения в конкретной ситуации определяется двумя переменными — субъективной вероятностью (ожиданием) того, что поведение в принципе будет подкреплено, и ценностью подкрепляющего стимула для субъекта: Мнение Роттера о процессе научения предполагает существование иерархии ответов, которые имеют тенденцию возникать в различных ситуациях с различной степенью вероятности; поэтому практически невозможно объяснить возникновение ответа, который еще не был выучен и, следовательно, имеет нулевую ценностную вероятность. Ребенок, не знающий польского языка, никогда не произнесет на польском языке фразу, даже если вероятность подкрепления будет 100% и подкрепляющий стимул будет необыкновенно привлекательным. Очевидно, что в этом частном примере введение важной социальной переменной — вербальной модели — является неоценимым аспектом процесса научения.

Хотя роттеровская теория социального научения, возможно, адекватна для предсказания возникновения и модификации ранее выученных образцов ответов, она оказала довольно незначительное влияние на теории социального поведения, так как зависимые переменные в экспериментах, вызванных этим подходом в целом не затрагивали социальных ответов. По большей части экспериментирование было ограничено границами ожидания и условий, которые приводят к их модификации, обобщению, исчезновению, но почти ничего не было сделано для того, чтобы связать переменную ожидания с типами социального поведения, что должна была бы сделать теория социального поведения.

Другие представления о путях возникновения новых ответов часто ограничивались описанием тех изменений поведения, которые были основаны на принципах оперантного и инструментального условных рефлексов (Бье и Бэр, 1961; Лундин, 1961, Скиннер, 1953). Скиннер (1953) создал подробное описание процедур оперантного условного рефлекса путем последовательного приближения; таким образом, могут возникать новые образцы поведения. Эта процедура включает позитивное подкрепление элементов ответов, отражающих окончательную форму того поведения, которое желательно воспроизвести, в то время как компоненты ответов, имеющие лишь очень маленькое или вообще никакого сходства с этим поведением, остаются неподкрепленными. Постепенным повышением требований к подкреплению в направлении той завершенности формы поведения, которую оно должно принять, из имеющихся ответов могут быть сформированы . образцы, не существовавшие до этого в репертуаре организма. С этой точки зрения новые ответы никогда не возникают вдруг, но всегда являются следствием довольно длительного процесса.

Оперантное подкрепление формирует поведение как скульптор оформляет глыбу мрамора. Хотя с определенной точки зрения скульптор создал совершенно новый объект, мы всегда можем проследить этот процесс в обратном порядке до естественной недифференцированной глыбы, и можем выделить последовательные стадии, с помощью которых можно вернуться к первоначальным условиям так близко, как захотим. Без всякого сомнения все то, что возникает, в значительной степени отлично от того, что предшествовало ему. Конечный продукт кажется обладающим особым единством или интегрированностью замысла, но мы не сможем найти тот момент, когда это внезапно возникло. В этом смысле, оперант не является чем-то, что полностью выросло из поведения организма. Это результат длительного процесса формирования (Скиннер, 1953). Оперантная условно-рефлекторная процедура может быть очень эффективной, особенно если стимул, который вызывает ответы, в некоторых отношениях отражает желаемое поведение, уже содержащееся в репертуаре обучающегося. Сомнительно тем не менее, что многие реакции, которые проявляются практически всеми членами нашего общества, были бы получены, если бы социальный тренинг совершался бы исключительно путем последовательного приближения. Это, в частности, правильно по отношению к поведению, для которого не существует валидных побуждающих стимулов, за исключением тех образцов, которые обеспечиваются другими, когда они демонстрируют поведение. Если у ребенка не было возможности слышать речь, например, или, в случае слепо-глухого человека (Келлер, 1927), не было возможности соотнести рот и сокращение лоринговых мускулов вербализующей модели, практически невозможно было бы обучить его тем типам вербальных ответов, которые составляют язык.

В таких случаях имитация является неоценимым аспектом обучения. Даже в случаях, где известны некоторые другие стимулы, способные вызвать приближение к желаемому поведению, процесс возникновения может быть значительно сокращен предъявлением социальных моделей (Бандура и Макдональд, 1963).

В «Социальном научении и имитации» (1941) Миллер и Доллард подчеркивали роль имитации в случае феномена социального научения; тем не менее в их дальнейших публикациях «Личность и психотерапия» (1950) имитация удостаивается лишь замечаний мимоходом. Этот парадокс может быть объяснен тем фактом, что авторы представляли имитацию как особый случай инструментального условного рефлекса, в котором социальные знаки служат в качестве дискриминирующих стимулов и ответы обучающегося по-разному подкрепляются или не подкрепляются в зависимости от того, подходят они или не подходят к тем, которые соответствуют модели. Так как эксперименты, на которых была основана их теория, не охватывали случаев возникновения новых ответов в отсутствии подкрепления наблюдателю за имитационное поведение, не удивительно, что Миллер и Доллард в конце концов опустили обучение при наблюдении как особый случай инструментального условного рефлекса.

Процесс имитации сейчас пользуется особым вниманием со стороны тех, кто занимается теорией научения, но до сих пор с ним обычно обходятся как с особой формой инструментального рефлекса, как было предположено Миллером и Доллардом. Тем не менее существует решительное подтверждение тому факту, что научение может возникать через наблюдение за поведением других, даже когда наблюдающий не повторяет модельные ответы при их предъявлении и поэтому не получает подкрепления (Бандура, 1962). Таким образом, очевидно, что принципы научения, выдвинутые Халлом (1943) и Скиннером (1938, 1953), должны быть переосмыслены и расширены для того, чтобы адекватно соотноситься с обучением при наблюдении. Более того, эти принципы имеют дело только с прямым подкреплением. Так как возникновение и создание имитирующего поведения в значительной мере зависит от последовательности ответов модели, адекватная теория социального научения должна также брать в расчет роль замещающего подкрепления, через которое поведение наблюдателя модифицируется в расчете на подкрепление, предъявляемое моделью.

ОБРАЗЦЫ ПОДКРЕПЛЕНИЯ


Имитирующее поведение часто вознаграждается моделью и, дополнительно, приносит вознаграждающие последствия, обеспечивающие модели демонстрацию социально эффективного поведения; следовательно, у большинства детей развивается генерализованная привычка выбирать ответы успешной модели. Действительно, образцы социального поведения наиболее быстро возникают благодаря совместному влиянию моделей и дифференцирующего подкрепления. В то время как принцип последовательного приближения имитации наиболее важен для понимания возникновения образцов социального поведения, создание этих образцов в течение длительного времени лучше всего может быть объяснено в терминах принципов, взятых из исследований эффектов подкрепления по схеме. В лабораторных условиях Можно разграничить подкрепляющие агенты для каждого желаемого ответа и привести их постепенно в соответствие с некоторой схемой или планом. Говоря в общем, длительное подкрепление приводит к более быстрому возникновению ответов, но однажды выученное поведение более стабильно и более устойчиво к расчленению, чем если бы оно возникло по промежуточной схеме.

Постепенное подкрепление может предъявляться по различным схемам. Экспериментатор может подкреплять ответы в соответствии с рационально-фиксированной схемой — он может подкреплять только каждый второй, каждый третий или каждый пятый ответ. Или он может подкреплять ответы по интервально-фиксированной схеме; в этом случае избранный интервал времени разделяет предъявление каждой последовательной пары подкрепляющих I аспектов. При рационально-фиксированной схеме устанавливаются очень стабильные величины ответов, где скорость ответов позитивно изменяется с частотой подкрепления. При интервально-фиксированной схеме величина ответов снижается сразу же после подкрепления, но значительно возрастает, когда приходит время следующего подкрепления. Примеры рационально-фиксированных схем подкрепления трудно найти в каждодневной жизни, особенно среди процедур, использующихся для воспитания детей. С другой стороны, в большинстве современных социальных систем, социализирующие агенты, которые распределяют подкрепление, должны организовывать свои жизни на основе временных схем других. Следовательно, в большинстве своем некоторые ответы детей подкрепляются по относительно неизменной интервально-фиксированной схеме: кормление, доступность отца, сестры или брата школьного возраста для социального взаимодействия, и, в общем, события, связанные с домашними и семейными заботами, могут служить в качестве подкрепляющих стимулов, положительных или отрицательных, которые распределяются по относительно фиксированным интервалам.

Исследование Маркуса (1941) демонстрирует влияние интер-вально-фиксированных схем кормления на поведение младенцев. Маркус сравнил активность младенцев, которых кормили через три часа, через четыре часа и тогда, когда они требовали. Младенцы с интервально-фиксированными схемами кормления демонстрировали возрастание активности, когда приближалось время кормления; более того младенцы, которые были переведены с трехчасового на четырехчасовое расписание (схему), демонстрировали быстрое возрастание количества активности к четвертому часу. Влияние интервально-фиксированного расписания (схемы) на поведение старших детей в семейных ситуациях не стало пока объектом систематического изучения. Неформальное наблюдение тем не менее дает возможность предположить, что оно контролирует поведение во многом так же, как в лабораторных, исследованиях на животных. Например, в семьях, в которых отец является положительным подкреплением, можно наблюдать, как дети (и мать) дают «предвосхищающие ответы», когда приближается время возвращения отца домой с работы.

В повседневной жизни большинство подкрепляющих стимулов, отдельно от тех, которые ассоциируются с повседневными заботами, распределены по различным схемам. В лабораторных исследованиях изучалось влияние обеих — и рационально-переменной и интер-вально-переменной схем. В последнем случае вместо подкрепления каждого n-ного ответа экспериментатор изменяет соотношение вокруг некоторого среднего значения таким образом, что изменяется количество неподкрепленных ответов, расположенных между предъявлениями последовательных подкреплений. В случае переменно-интервальных схем экспериментатор варьирует интервал между предъявлением последовательных подкреплений. Результатом переменных схем являются очень стабильные величины ответов и, говоря в общем, увеличение сопротивления к исключению части. Характерологически социальные подкрепления распределены по комбинированным схемам, в которых можно варьировать и количество неподкрепленных ответов, и временные интервалы между предъявлением подкрепляющего агента. Исследования животных свидетельствуют о том, что ответы, которые подкрепляются по переменному интервалу, но только тогда, когда субъект отвечает на высоком уровне, приводят к стабильно высокому уровню ответов; те же, кого подкрепляют по переменным интервалам, но только тогда, когда испытуемый отвечает на низком уровне, в результате демонстрируют стабильно низкий уровень ответов. Использование комбинированных расписаний (схем), таким образом, позволяет экспериментатору поддерживать поведение на любом желаемом уровне.

При воспитании детей использование комбинированных схем естественно преобладает. Возьмем для примера поведение, направленное на привлечение внимания к себе. Большинство маленьких детей пытаются много раз в течение дня вызвать внимание и ласку своих матерей. Иногда мать отвечает незамедлительно, но чаще она занята. В различные интервалы она будет награждать ребенка своим вниманием и интересом к нему. Многие матери склонны игнорировать незначительные формы поведения, направленного на поиск внимания, и отвечать только тогда, когда это поведение является частым и интенсивным. Можно предсказать, на основе лабораторных исследований, ссылка на которые была выше, что эти матери должны были бы иметь детей, которые демонстрируют постоянное поведение в поисках внимания, выражающееся на том уровне и с той интенсивностью, которая раньше уже приносила награду. Можно думать, что наиболее «тревожащее» поведение было подкреплено по комбинированной схеме, по которой нежелательные ответы большой сложности и частоты незамедлительно подкреплялись. Поведение, сформированное таким образом, устойчиво, с трудом поддается изменению и является оглушающим для родителей. Возможно, что генезис большей части агрессивного поведения можно обнаружить в использовании схем, которые подкрепляют ответы только большой интенсивности; в качестве такового выступает поведение, направленное на поиск внимания, требование пищи и на другие, так называемые «зависимые» ответы, так же как и ответы того типа, который обычно называется агрессивным.

В социальных ситуациях подкрепления обычно распределены по комбинированным схемам, с изменяющимся количеством неподкрепленных ответов и постоянно изменяющимися временными интервалами между подкреплениями. Тем не менее социальное подкрепление не настолько хаотический процесс, как предполагалось некоторыми авторами. Преобладание смешанных схем подкрепления в социальных ситуациях связано не только с тем фактом, что живые существа менее однозначны, чем программированные машины, или неспособны длительно демонстрировать поведение, которое они хотели бы контролировать. Это связано также со сложностью социальных требований. Если бы даже социализирующие агенты соответствовали их поведению и даже если бы они были способны опосредовать все ответы детей, схемы подкреплений зависели бы от формы, времени, интенсивности и объектов поведения детей.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Альберт Бандура, ведущий психолог теории социального обучения, умирает — Ассоциация психологических наук — APS

Альберт Бандура, известный психолог, чье имя стало почти синонимом его эксперимента с куклой Бобо 1961 года, умер 26 июля 2021 года в возрасте 95 лет в Стэнфорде, штат Калифорния. В течение почти 60 лет в Стэнфордском университете Бандура заложил основы теории самоэффективности и социального обучения и считается одним из самых влиятельных ученых-психологов в мире.

В своем знаменательном исследовании социального обучения Бандура представил детям один из двух сценариев с участием ставшей культовой надувной куклы, клоуна Бобо: один, в котором взрослый пинал, бил и швырял куклу, и другой, в котором взрослый манипулировал ею. кукла без агрессии. Дети, которые стали свидетелями нападения взрослого на куклу, сами значительно чаще проявляли агрессию, что указывает на то, что на детей можно сильно повлиять, наблюдая за поведением других людей без каких-либо явных указаний.

Бандура обсудил основополагающую роль, которую этот эксперимент сыграл в его исследовательской жизни, во время интервью 2014 года Inside the Psychologist’s Studio с сотрудником APS Джаном Витторио Капрарой на ежегодном съезде APS 2014 года. Его работе широко приписывают продвижение области психологической науки за пределы бихевиоризма, который позиционировал обучение как простой вопрос вознаграждения и наказания, к более сложной социально-когнитивной модели обучения. Эта работа внесла вклад не только в разработку таких методов лечения, как когнитивно-поведенческая терапия, но и во всемирные инициативы, связанные со всем — от грамотности взрослых до планирования семьи и предотвращения торговли детьми.

Являясь членом APS и получателем награды William James Fellow и James McKeen Cattell Fellow Award, Бандура получил множество других наград за жизненные достижения от организаций, работающих в этой области. Он был избран членом Американской академии искусств и наук в 1980 году, стал членом Института медицины Национальной академии наук в 1989 году и получил Национальную медаль науки от президента США Барака Обамы в 2016 году.

Бандура написал 11 книг, из которых Самоэффективность: осуществление контроля и Социальные основы мыслей и действий: социально-когнитивная теория являются одними из самых цитируемых.

Избранные исследования Альберта Бандуры в журналах APS

Психологические науки

Социокогнитивный анализ злоупотребления психоактивными веществами: агентная перспектива (1999)

Просоциальные основы успеваемости детей (2000)

Осуществление деятельности человека через коллективную эффективность (2000)

Перспективы психологической науки

К психологии человеческого действия: пути и размышления (2018)

Применение теории для улучшения человека (2019)

К психологии человеческого агентства (2006)

Фото: Райан К. Моррис и Национальный фонд медалей науки и технологий

Альберт Бандура получит Национальную медаль науки

Альберт Бандура, психолог из Стэнфордского университета, является одним из девяти ученых, которых президент Обама назвал награжденными Национальной медалью науки. Награды будут официально вручены на церемонии в Белом доме в начале 2016 года.

Бандура разработал теорию социального обучения и концепцию самоэффективности, которые оказали огромное влияние на социальную, когнитивную, развивающую, образовательную и клиническую психологию.

В своих ранних исследованиях Бандура сосредоточился на основах человеческого обучения, изучая склонность имитировать поведение других, особенно в отношении агрессии. На основе этого исследования он разработал теорию социального обучения, в которой подчеркивается важность наблюдения, моделирования и имитации в обучении. Эта теория представляла собой отход от общепринятого в то время мышления, согласно которому поведение направляется в основном ассоциациями и подкреплением.

В 1961 году Бандура провел свой самый известный эксперимент — исследование куклы Бобо.В ходе эксперимента группе детей был показан фильм, в котором взрослый кричал на куклу Бобо и бил ее. Позднее, играя в комнате, где находилась кукла Бобо, дети, которые видели фильм, с большей вероятностью мучили куклу и имитировали слова и действия, показанные им ранее.

Позже Бандура переработал свою теорию социального обучения как социальную когнитивную теорию, в которой он концептуализировал индивидов как самоорганизующихся, проактивных, саморефлексивных и саморегулирующихся.Он выдвинул идею сложной и взаимной связи между поведением человека и факторами окружающей среды и подчеркнул роль индивидуальных когнитивных, аффективных и биологических факторов. Его упор на способность к самоорганизации и саморегулированию послужил толчком к его последующей работе по самоэффективности, которую он первоначально изучал на людях, страдающих фобиями и травмами.

Работа Бандуры по самоэффективности оказала особое влияние на образование. Многочисленные исследования Бандуры и других показали, что студенты, которые верят в свои способности к обучению и саморегулированию, более успешны в учебе.Были разработаны мероприятия, направленные на то, чтобы учащиеся осознали свою самоэффективность.

Альберт Бандура получил докторскую степень в области клинической психологии в Университете Айовы в 1952 году и продолжил преподавать в Стэнфордском университете. Среди множества других наград он получил премию Американской психологической ассоциации за выдающийся научный вклад (1980), премию Джеймса МакКина Кэттелла от Ассоциации психологических наук (2003), выдающийся вклад в психологию APA (2004) и премию Гравемейера в области психологии. (2008).Бандура также был президентом АПА в 1974 году.

Национальная медаль науки была учреждена Конгрессом в 1959 году и ежегодно вручается президентом Соединенных Штатов. Это считается высшей наградой в науке, присвоенной правительством США.

Предыдущие обладатели медали, психологи: Нил Миллер (1964), Гарри Харлоу (1967), Б. Ф. Скиннер (1968), Герберт Саймон (1986), Энн Анастази (1987), Роджер Сперри (1989), Патрик Суппес (1990). , Джордж Миллер (1991), Элеонора Гибсон (1992), Аллен Ньюэлл (1992), Роджер Шепард (1995), Уильям Эстес (1997), Р.Дункан Люс (2003), Гордон Бауэр (2005), Майкл Познер (2008), Мортимер Мишкин (2010) и Энн Трейсман (2012).

Через свой Комитет по научным наградам APA номинировало различных психологов на Национальную медаль науки. APA номинировала Бандуру на медаль в 2013 году.

Альберт Бандура, ведущий психолог агрессии, умер по номеру 95

«Я начал чувствовать родство с потрепанной куклой Бобо», — написал он.

В конце концов, его работа победила, и его выводы стали еще более актуальными в мире, где социальные сети и круглосуточный новостной цикл сделали модели насилия гораздо более доступными.

Эксперимент с куклой Бобо стал одним из основных на уроках психологии во всем мире. Люди отправляли куклы Бобо доктору Бандуре с просьбой дать автографы и стучали в дверь его офиса в Стэнфордском Джордан-холле, надеясь сфотографироваться с известным психологом.

В интервью для этого некролога в 2018 году доктор Бандура сказал, что однажды он получил электронное письмо от некоторых старшеклассников.

«Профессор Бандура, — писали они, — у нас в классе огромная драка, и вы единственный, кто может на нее ответить: профессор Бандура, вы все еще живы?»

Он ответил студентам: «Это письмо отправлено с другой стороны.У нас там есть электронная почта, но нет Facebook ».

Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в прерийном городе Мундаре, примерно в 50 милях к востоку от Эдмонтона, Альберта. Его родители, как и большинство из 400 жителей поселка, были иммигрантами из Восточной Европы, его отец из Кракова, Польша, его мать из Украины. Его отец, Джозеф Бандура, проложил путь для трансканадской железной дороги и превратил усадьбу, поросшую лесом, в действующую ферму. Его мать, Юстина (Березанский) Бандура, руководила службой доставки, доставляя товары с вокзала в магазин.

Летом доктор Бандура помогал своему отцу на ферме или выполнял другие ручные работы. Когда ему было 7 лет, один из его многочисленных братьев и сестер умер, и его родители, обеспокоенные убитой горем атмосферой в доме, отправили его на год жить к старшей из его пяти старших сестер, учительнице в единственной школе Мундаре. Отсутствие у города образовательных ресурсов вынудило его взять на себя ответственность за собственное обучение и научило его ценным навыкам.

Альберт Бандура Биография и его влияние на социальную психологию

Руководствуясь своими выводами, основанными на эксперименте с куклой Бобо, Бандура предложил новые взгляды на то, как создается поведение.

Он считал, что классическая и операционная обусловленность неадекватны, поскольку предложенный ими поведенческий паттерн был неадекватным.

А именно, классическая обусловленность (Павловская обусловленность) утверждала, что два стимула создают новую, усвоенную реакцию.

Типичный пример — собаки пускают слюни каждый раз, когда они слышат звук колокольчика, поскольку именно этот звук они слышали во время кормления.

Джон Ватсон разработал идею, что этот процесс объясняет все аспекты психологии человека, т.е.е., начиная от речи и кончая эмоциями, все было системой стимулов и реакций.

Ни один из психологов, поддержавших это утверждение, не рассматривал когнитивные процессы.

Еще одна теория обучения, существовавшая в то время, была разработана Б. Ф. Скиннером. Этот метод обучения фокусируется на последствиях реакции как на условии, будет ли поведение сохраняться или нет.

Другими словами, через оперантное обусловливание любое подкрепленное (вознагражденное) поведение, вероятно, будет повторяться, в то время как наказуемое, скорее всего, подчинится.

Однако в своей книге «Агрессия: анализ социального обучения» (1973) Бандура дает подробное объяснение того, почему и как важны психические процессы и как они формируют чье-то решение приобрести определенное поведение.

Поскольку он ранее работал над теорией социального обучения и делал выводы из эксперимента с куклой Бобо, центральное положение книги состоит в том, что человеческое обучение основано на социальных факторах.

Наблюдая за социальными моделями, люди (дети) активируют психические процессы, которые становятся частью их личности.Бандура утверждает, что когнитивные функции в сочетании со стимулами и реакциями создают сложное аутентичное поведение.

Его взгляды указывают на тот факт, что телевидение и СМИ могут иметь огромное влияние на то, как дети принимают насилие и реагируют на него, и почему некоторые дети проявляют крайнюю склонность к насилию.

Альберт Бандура Биография

Альберт Бандура — современный психолог, специализирующийся на психологии развития и педагогической психологии. Большая часть его работы сосредоточена вокруг теории социального обучения.Он один из самых цитируемых психологов всех времен.

Ранняя жизнь

Альберт Бандура родился в Альберте, Канада, в небольшом городке Мундаре. Он был младшим из шести детей, двое из которых умерли в молодости, один от несчастного случая на охоте, а другой от пандемии гриппа. Родители Бандуры были трудолюбивыми и самоучками. Они внушали ему радость от того, что он прославлял жизнь и важность образования. Его начальное образование было исследовательским и практическим, так как школу, которую он посещал, возглавляли только два учителя, и ресурсы на учебные материалы были ограничены.Бандура видел в этом преимущество, поскольку он был вынужден полагаться на свою любознательность и окружающий мир, чтобы усвоить концепции, которые послужили бы его познанию.

После окончания школы Бандура отправился на Юкон, чтобы помочь защитить Аляскинское шоссе от провалов в грунте. По возвращении домой ему предоставили выбор между тем, чтобы остаться на ферме в отдаленном, социально ограниченном городке, и продолжить свое образование.

Профессиональная жизнь

Бандура поступил в Университет Британской Колумбии и сделал карьеру, выбрав курс психологии в качестве дополнения к своей учебной программе.Он сразу же влюбился в эту сферу и всего за три года получил степень бакалавра наук и был награжден Болоканской премией в области психологии. Он продолжил учебу в Университете Айовы, где получил степень магистра и докторскую степень.

Во время учебы в Университете Айовы Бандура учился у Кеннета Спенса и находился под влиянием своего предшественника Кларка Халла. Бандура начал экспериментировать с образами, взаимным детерминизмом и репрезентацией. Он начал развивать ряд теоретических и аналитических навыков и смог предложить психологам новый подход к оценке психического процесса, помимо традиционной модели психоанализа.Бандура некоторое время проходил стажировку в Уичито-Канзасском учебном центре, а в 1953 году начал преподавать в Стэнфордском университете, где и оставался с тех пор. В настоящее время он занимает должность профессора заслуженный .

Вклад в психологию

Бандура начал свои исследования, сосредоточив внимание на человеческих мотивах, действиях и мыслях. Он работал с Ричардом Уолтерсом, чтобы исследовать социальную агрессию. Их исследование подчеркнуло влияние моделирования поведения и уступило место исследованиям в области обучения с использованием наблюдений.

Его самое известное исследование — эксперимент с куклой Бобо. Это исследование познакомило детей с агрессивным поведением взрослых по отношению к кукле; он продемонстрировал, что дети ведут себя агрессивно, когда агрессия моделируется взрослыми. Однако, если взрослый наказывался за удар по кукле, дети с меньшей вероятностью ударили куклу. Противники насилия в СМИ часто цитировали этот эксперимент, но он также подвергался критике по этическим соображениям, поскольку подвергал детей насилию. Бандура подчеркивал, что дети учатся в социальной среде и часто имитируют поведение других — процесс, известный как теория социального обучения.

Бандура разработал свою социальную когнитивную теорию, исходя из целостного взгляда на человеческое познание в связи с социальным осознанием и влиянием. Он подчеркнул, что поведение определяется комбинацией побуждений, сигналов, реакций и вознаграждений. Например, у ребенка может быть желание съесть конфеты, и это желание может быть усилено, если родитель в ответ ест конфеты вместе с ребенком или вознаграждает ребенка похвалами за то, что он съел конфеты.

Его теория морального воздействия является ответвлением его социальной когнитивной теории.Моральное поведение является продуктом саморегуляции, но саморегулирование человека должно активироваться в социальном контексте. Бандура утверждает, что у людей есть два выбора: действовать гуманно или бесчеловечно. Бесчеловечное поведение становится возможным, когда человек может оправдать такое поведение. Это оправдание предполагает своего рода «когнитивную реструктуризацию», которая следует определенной схеме. Ключевым компонентом является очищающая лексика, снимающая с действия тяжесть жестокости. Например, обращение к геноциду как к ликвидации или расовой чистке устраняет беспорядочный и жестокий элемент поведения.Другие методы оправдания включают моральное оправдание; социальные сравнения, освобождающие участников от моральных обязательств и личной свободы воли; сведение к минимуму вреда, причиненного другому; и перекладывание ответственности на другого человека или целую группу. Обвинение или бесчеловечность жертвы часто является ключевым элементом бесчеловечных действий.

Бандура также разработал теорию самоэффективности. Самоэффективность — это вера человека в свои способности. Бандура обнаружил, что люди, которые считали, что могут преодолеть свои фобии, например, с большей вероятностью это сделают.Концепция самоэффективности также сыграла ключевую роль в педагогической психологии; студенты, которые верят, что могут усвоить концепцию, с большей вероятностью достигнут этой цели.

Он опубликовал несколько книг, в которых исследуются социальные когнитивные теории, самоорганизация и регулирование, а также самоэффективность. Он получил множество наград, в том числе Премию Гравемейера в области психологии в 2008 году. Он был назван одной из самых влиятельных фигур в современной психологии и занимает четвертое место после Скиннера, Фрейда и Пиаже.Его часто называют «величайшим из ныне живущих психологов».

Цитата Альберта Бандура

Определение Альберта Бандуры в психологии.

Примеры Альберта Бандуры в следующих темах:

  • Бандура и обучение с помощью наблюдений

    • Исходя из теории социального обучения Альберта Бандуры , обучение через наблюдение позволяет учиться без какого-либо прямого изменения поведения; из-за этого он использовался в качестве аргумента против строгого бихевиоризма, который утверждает, что для того, чтобы обучение имело место, должно иметь место поведение.
    • Одним из первых зафиксированных случаев обучения методом наблюдений в исследованиях было исследование 1961 года, проведенное Альбертом Бандура .
    • В своем эксперименте Bandura изучал реакцию детей дошкольного возраста на действия взрослых.
    • Эксперимент с куклой Бобо проводился Альбертом Бандура в 1961 году и изучал модели поведения, связанные с агрессией.
    • Bandura надеялся, что эксперимент докажет, что агрессию можно объяснить, по крайней мере частично, теорией социального обучения.
  • Социально-когнитивные теории личности Бандуры и Роттера

    • Социально-когнитивные теории личности Бандуры и Роттера делают упор на когнитивные процессы, такие как мышление и суждение.
    • Две главные фигуры в социальной когнитивной теории — это бихевиорист Альберт Бандура и клинический психолог Джулиан Роттер.
    • Альберт Бандура — поведенческий психолог, которому приписывают создание теории социального обучения.
    • Джулиан Роттер — клинический психолог, на которого повлияла теория социального обучения Бандуры после отказа от строгого бихевиористского подхода.
    • Бандура предложил идею взаимного детерминизма, в которой наше поведение, когнитивные процессы и ситуационный контекст влияют друг на друга.
  • Определение обучения

    • Альберт Бандура заметил, что дети часто учатся, подражая взрослым, и проверил свою теорию, используя свой знаменитый эксперимент с куклой Бобо.
    • В ходе этого эксперимента Bandura узнал, что дети будут атаковать куклу Бобо после того, как увидят, как взрослые бьют куклу.
  • Агрессия: причинение вреда

    • Некоторые люди предполагают, что агрессии можно научиться посредством наблюдения, например, в эксперименте , краеугольного камня Альберта Бандуры, где дети имитировали агрессивное поведение по отношению к кукле Бобо, которое первоначально демонстрировалось экспериментатором.
  • Психология личности

    • Скиннер, Уолтер Мишель, Альберт Бандура и Джулиан Роттер.
  • Поведенческая терапия и прикладной поведенческий анализ

    • Процесс основан на теории социального обучения Альберта Бандуры , которая подчеркивает социальные компоненты процесса обучения.
    • Во второй половине 20 века многие терапевты сочетали поведенческую терапию с когнитивной терапией Аарона Бека и Альберта Эллиса, создавая когнитивно-поведенческую терапию (КПТ).
  • Применение классического кондиционирования к поведению человека

    • Уотсон провел противоречивый классический эксперимент по обусловливанию на маленьком мальчике по имени «Маленький Альберт ».«
    • Альберт изначально не боялся ни одного из предметов.
    • Затем
    • Уотсон позволил Альберту играть с крысой, но когда играл Альберт , Уотсон внезапно ударил молотком по металлической планке.
    • Звук напугал Альберта и заставил его плакать.
    • Каждый раз, когда Альберт касался крысы, Ватсон снова ударял молотком по перекладине.
  • Поведенческая психология

    • Уотсон был американским психологом, наиболее известным своим спорным экспериментом «Маленький Альберт ».
  • Примеры из практики

    • Little Albert : В исследовании Джона Ватсона классической обусловленности у 9-месячного мальчика по имени Альберт изучалось, можно ли заставить эмоционально стабильного ребенка бояться стимула, который большинство детей не сочли бы пугающим.
  • Гуманистическая теория личности Маслоу

    • В своем исследовании Маслоу изучал личности людей, которых он считал здоровыми, творческими и продуктивными, включая Альберта, Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Томаса Джефферсона, Авраама Линкольна и других.

Альберт Бандура — IResearchNet

Альберт Бандура — бывший президент Американской психологической ассоциации (1973) и профессор Стэнфорда с 1953 года. Бандура родился в Альберте, Канада. Он получил степень бакалавра в Университете Британской Колумбии в 1949 году и докторскую степень по клинической психологии в Университете Айовы в 1952 году. После его окончания Бандура начал преподавать в Стэнфорде и продолжает там работать в качестве преподавателя по сей день.

Бандура был психологом по поведенческой традиции, считая, что изучать стоит только наблюдаемое. Однако по мере развития его карьеры он заинтересовался познаниями, включая мысленные образы и язык. В результате его интересов как поведенческими, так и когнитивными исследованиями, многие из его теорий содержат концепции обеих парадигм.

Одна из самых известных теорий Бандуры, социальное обучение, вытекает из его знаменитых исследований куклы Бобо. В этих исследованиях он показал детям видео, на котором женщина избивает надувную куклу (куклу Бобо).После просмотра видео их впустили в комнату, в которой были игрушки и кукла Бобо. Бандура заметил, что дети часто моделируют поведение женщины в видео и оскорбляют куклу вместо того, чтобы играть с другими игрушками. Было проведено множество вариантов этого исследования, и все они привели к одному и тому же выводу — что дети моделируют агрессивное поведение.

Согласно теории социального обучения Бандуры, моделирование состоит из четырех этапов: (1) внимание — чем внимательнее наблюдатель, тем лучше обучение; (2) удержание — способность запоминать наблюдаемое; (3) воспроизведение — воссоздание наблюдаемого; и (4) мотивация — причина моделировать поведение.Это представление о прошлом подкреплении стало важным для Бандуры; он считал, что причины мотивации включают обещанное подкрепление, косвенное подкрепление, прошлое наказание, обещанное наказание и заместительное наказание. Бандура считал, что наказание не стимулирует и не отрицает поведение, а не только подкрепление; следовательно, в развитии важнее подкрепление.

Из социального обучения пришла вера Бандура в то, что насилие в детях не является неотъемлемым, но усвоенным. Дети моделируют поведение других людей в своей жизни (в первую очередь членов семьи) и средств массовой информации.Поскольку он считал, что агрессия приобретается, Бандура утверждал, что потенциально преступного поведения можно избежать, если агрессия будет диагностирована на ранней стадии и другие обучающие формы поведения используются для исправления агрессивного поведения.

Еще один важный вклад Бандуры — теория самоэффективности. Самоэффективность — это вера человека в свою способность достигать определенных целей. Это убеждение происходит из различных источников и зависит от предметной области, что означает, что человек имеет убеждения в эффективности в отношении конкретной задачи в данной ситуации и не обязательно обобщает эти убеждения в отношении эффективности на другие ситуации.Самоэффективность развивается у людей на протяжении всей их жизни, и их прошлые ситуации влияют на их нынешние и будущие убеждения в эффективности.

Артикул:

  1. Бандура, (1977). Самоэффективность: к объединяющей теории изменения поведения. Психологический обзор , 84 , 191–215.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *