Статья «Методика Савенкова А.И.
Исследовательское обучение в детском саду с использованием методики Савенкова А.И.
Все мы знаем, что на современном этапе дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.
Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Исследовательская деятельность — это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;
— это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Основой исследовательской деятельности являются:
Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности.
Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.
Исследовательская активность — естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить — значит сделать шаг в неизведанное.
С введением федерального государственного стандарта в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, и к методам обучения и воспитания дошкольников.
Следовательно, необходимо искать новые пути для полноценного развития познавательной активности детей. Для решения этого вопроса в нашем детском саду мы решили освоить методику Савенкова.Александр Ильич Савенков: директор института педагогики и психологии образования, профессор департамента психологии, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор.
Александр Ильич — ученый и писатель, специалист в области диагностики и развития детской одарённости, обучения одарённых детей, психологии исследовательского обучения, создатель научной школы «Психология одарённости и творчества» У него более 150 различных трудов и публикаций.
Мы с вами знаем, что современное общество нуждается в людях, способных к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве, формируя предпосылки этой самой исследовательской активности.
Нередко слова «исследование» и «проектирование» в образовании используются как синонимы. На самом деле это не так. И исследование, и проектирование, при всей своей несомненной важности для современного образования, принципиально разные виды деятельности. Давайте разберемся в этом вопросе
Исследование — бескорыстный поиск истины. Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была. Исследование — творчество в чистом виде.
Проектирование — решение определенной четко сформулированной задачи. Неслучайно иноязычное слово «проект» прямо переводится на русский язык как — «брошенный вперед». В отличие от исследователя проектировщик предельно прагматичен, он твердо знает что делает, ясно понимает, к чему должен придти.
Проектирование – творчество по плану.
Современного ребенка следует обучать и исследованию и проектированию.
Методика Савенкова оригинальна, интересна, результативна и дает возможность способствовать развитию одаренности ребенка.
Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но и включает в себя полный цикл исследовательской деятельности — от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребенка наиболее рациональному варианту поиска информации.
Для того чтобы познакомить детей с методикой, потребуется одно-два тренировочных занятия.
Рассмотрим специфику тренировочных занятий.
Для проведения тренировочных занятий понадобятся карточки с символическим изображением «методов исследования». Образцы карточек представлены на слайде. (Подумать, прочитать в книге, спросить у другого человека, найти информацию в сети «Интернет», провести эксперимент, понаблюдать).
Сделать такие карточки можно из обычного тонкого картона или из бумаги и заламинировать. Оптимальный размер карточки — половина обычного альбомного листа (1/2 формата А4). На обратной стороне каждой карточки надо написать словесное обозначение каждого метода.
Также надо заготовить картинки — темы будущих исследований.
Кроме того, для занятий понадобятся ручки, карандаши, фломастеры.
Савенков рекомендует следующие этапы исследования
1. Выбор темы
2. Составление плана исследования
3. Сбор материала
4. Обобщение полученных данных
5. Доклад
1. Выбор темы
Самым первым этапом этой большой работы является определение темы исследования. На слайде представлены картинки, предложенные Савенковым.
Он предлагает проводить это таким способом.
Как только все удобно устроились, раскладываем все приготовленные материалы и объявляем: сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования — так же, как это делают взрослые ученые.
Для исследовательской работы понадобится два «добровольца». Им предстоит вместе с педагогом выполнять работу от первого до последнего этапа.
В качестве добровольцев лучше выбирать энергичных, активных детей, с хорошо развитой речью. Все остальные дети на первом занятии будут участвовать только как активные зрители и помощники.
После короткого обсуждения, направляемого взрослым, дети обычно останавливают свой выбор на какой-либо теме — выбирают ту или иную карточку. В обсуждение по поводу выбора темы надо включить всех участвующих в занятии детей.
При выборе темы надо склонять детей к тому, чтобы они выбирали то, что им действительно интересно и что интересно исследовать. А интересное исследование возможно, если предмет исследования позволяет применить большую часть методов.
Карточку с изображением, обозначающим выбранную тему, кладем на середину круга. Остальные аналогичные карточки (с «темами исследования») пока убираем.
Работая по этой методике, мы с детьми темы обсуждали до занятий. Выбирали по очереди, какая тема нам интереснее, потом готовился материал, и через какое-то время проводилось само занятие.
2. Составление плана исследования
Объясним исследователям: их задача — получить как можно больше новых сведений по теме. И для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?
Начнем с обычных проблемных вопросов: «Что мы должны сделать в начале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?». Естественно, что эти вопросы обращены не только к выделенной нами паре детей. Они адресованы всем детям, участвующим в занятии.
В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы: «прочитать в книге», «понаблюдать» и др. Каждый такой ответ должен быть обязательно отмечен, ответившего ребенка следует непременно поощрить. После того как, например, кто-то из детей сказал, что новое можно узнать из книг, положите перед детьми карточку с изображением этого метода исследования. Как только названы такие методы, как наблюдение или эксперимент, положите в круг карточки, обозначающие эти методы.
Как правило, дети часто называют методы: наблюдение, эксперимент, посмотреть в книгах, обратиться к компьютеру и даже задать вопросы специалисту, но нередко забывают о том, что «надо подумать самостоятельно». Это естественно и нормально. На первом этапе особенно важно такое педагогическое умение, как способность подвести детей к нужной идее — сделать так, чтобы они сами высказали то, что требуется в данной ситуации.
Карточки с обозначением методов исследования, лежащие перед нами, — не что иное, как план нашего будущего исследования. Но мы их раскладывали бессистемно, по мере случайного поступления предложений от детей. Теперь нам надо сделать наш план более строгим и последовательным.
Для этого вновь обратимся к коллективной беседе с детьми. Начнем с вопросов о том, что нам следует сделать в самом начале. С чего начать наше исследование? А что делать во вторую, третью очередь и далее.
Вновь дети начнут предлагать самые разные варианты.Надо подвести их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно. Как только с этим все согласились, кладем на первое место карточку с символом, обозначающим действие «подумать самостоятельно». У детей должно сохраняться ощущение, что они все делают сами.
«Что нам следует сделать после этого?». Так, отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «понаблюдать», «провести эксперимент». Итак, план проведения исследования составлен. Начинается его реализация.
3. Сбор материала
Поговорим о сборе материала.
Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Мы можем использовать пиктографическое письмо. На маленьких листочках бумаги (мы заготовили их заранее) ручкой, карандашом или фломастерами можно делать заметки — рисунки, значки, символы.
Это могут быть несложные изображения, отдельные буквы или слова, а также специальные, изобретенные «на ходу» значки и различные символы.
При проведении первого занятия, как показывает опыт, приходится неизбежно сталкиваться с тем, что потребность «письменно» фиксировать информацию у детей выражена слабо. Они еще не могут понять значимость этой фиксации. Но по мере участия в занятиях эта потребность у них будет возрастать, а вместе с ней будет расти и мастерство символического изображения фиксируемых идей.
4. Обобщение полученных данных
Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем на ковре, столе, доске наши записи и пиктограммы так, чтобы их все видели. Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования?
На первых занятиях, естественно, надо активно помогать исследователям обобщать полученные разрозненные данные. Для ребенка это очень сложная задача. Но вместе с тем на этом материале, как ни на каком другом, можно развивать мышление, творческие способности, речь ребенка.
Выделим главные идеи, отметим второстепенные, а затем и третьестепенные. Сделать это несложно — надо, посоветовавшись с нашими исследователями, разложить пиктограммы в определенной последовательности. Слева, на первом месте кладем пиктограмму с самой важной информацией, затем то, что на втором, на третьем месте…
В ходе анализа пиктограмм случается и так, что какая-то из них не читается. Нарисовали значок, но что он означает, исследователи уже не помнят. Ничего страшного: откладываем этот листок в сторону и продолжаем работать с тем, что мы можем расшифровать.
Конечно, начать лучше всего с попытки дать определения основным понятиям. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего ученого. Только не следует требовать от ребенка строгого соблюдения правил логики. Вполне достаточно и того, что он будет пытаться пользоваться приемами, сходными с определением понятий. Например, такими как описание, характеристика, описание посредством примера и др.
С одной стороны, для детей это очень трудная задача, с другой, если не сковывать их инициативы, они часто делают высказывания весьма близкие к существу дела. Конечно, многие известные специалисты вполне справедливо утверждали, что дети дошкольного возраста не могут давать определения понятиям, но не менее очевидна и другая мысль: это неумение — не повод для того, чтобы их этому не обучать. Ведь если не делать пропедевтическую работу на доступном ребенку уровне сейчас, он этому никогда не научится.
5. Доклад
Как только информация обобщена, занятие надо продолжить. Автор рекомендует надеть на исследователей академические головные уборы и мантии. Это требуется для того, чтобы усилить значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной.
Практически доклад выглядит так: выбранные нами в начале занятия два добровольца-исследователя по очереди, дополняя друг друга, подглядывая в свои записи-пиктограммы, делают доклад.
По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и обязательно тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.
Мы рассмотрели методику проведения тренировочных занятий. Эти занятия готовят ребенка к следующему шагу, основной сути методики Савинкова — к самостоятельному исследованию.
Методика проведения самостоятельных исследований
Подготовка
Нам вновь понадобятся карточки с изображениями тем для будущих исследований. Их количество должно равняться (либо превышать) количеству детей в группе.
Из новых средств потребуется только специальная «папка исследователя». Она должна быть у каждого. Устройство папки-исследователя: на лист картона формата А4 наклеены небольшие (3х3 см) кармашки из плотной белой бумаги. На каждом кармашке схематическое изображение «метода исследования». В эти кармашки нужно вкладывать свои пиктографические записки. На них, как и в ходе тренировочного занятия, будет фиксироваться собираемая информация.
Проведение занятия
В активный исследовательский поиск вовлекаются все участники занятия. Каждый участник в ходе тренировочных занятий познакомился с общим планом действий и потенциально готов к собственному исследованию. В ходе занятия дети должны иметь полную свободу перемещений по комнате. Это надо сразу учесть.
Выбор темы. Начинается занятие так же: выбираем тему исследования. Карточки с изображениями «тем» будущих исследований раскладываем на невысоком столике (или на ковре). И каждый участник выбирает то, что хочет.
Выбрав тему, каждый участник получает специальную «папку исследователя», листочки для сбора информации и ручку, карандаш и фломастеры. План исследования в данном случае проговаривать необязательно. Этот план у нас изложен и уже зафиксирован на кармашках нашей папки.
Сбор материала. Вооружившись всем необходимым, каждый участник начинает действовать самостоятельно: включается в собственный исследовательский поиск. Задача — собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить доклад. Все это нужно сделать, не затягивая время, в рамках одного занятия.
Каждый участник работает самостоятельно, они сами изучают все, что связано с выбранной ими темой. Задача педагога — выполнять обязанности активного помощника, консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.
Во время сбора материала каждый участник работает над своей темой, делает это в своем темпе, перемещается по группе так, как ему хочется. Это вносит элемент необычности в процесс работы, но никаких непреодолимых сложностей обычно не возникает.
Доклады. Как только подготовлены первые сообщения, прослушиваются доклады. Заслушать все доклады на одном занятии обычно не удается. Поэтому часть можно прослушать индивидуально — пока остальные завершают свои исследования, часть докладов перенести на другое время, а на данном занятии коллективно заслушать два-три доклада.
Надеваем на докладчика мантию и специальный головной убор. В качестве кафедры может служить небольшой столик. Предоставляем исследователю слово. Наши доклады следует рассматривать как вариант взаимного обучения. Докладчик вынужден структурировать информацию, выделить главное, дать определения основным понятиям и не просто рассказать, а обучить этим сведениям других.
Мы в своей работе попробовали использовать методику именно в формате тренировочных занятий. Сделали вывод: на одном занятии все охватить не реально. Можно использовать методику как минимум для недельного проекта.
Потом мы познакомились с опытом других коллег и разработали на его основе карточки для исследования.
Исследовательскую деятельность по этим карточкам вполне реально уместить в формат одного занятия. Опираясь на карточки, ребята могут определить такие качества изучаемого вещества как: цвет, прозрачность, форма, растворяет ли другие оно вещества, вкус, запах, какое на ощупь. При этом они зарисовывают эти свойства и потом описывают вещество, глядя на карточку, как на опорный сигнал.
Для того чтобы подтвердить эффективность методики Савенкова, мы провели исследование, опираясь на диагностическую ситуацию «Выбор деятельности» Л.Н.Прохоровой.
Диагностическая ситуация заключается в следующем: ребенку предлагается на выбор 6 картинок с различной детской деятельностью (играют, рисуют, строят, ухаживают за растениями, читают, экспериментируют). Он должен сделать 3 выбора. Все 3 выбора фиксируют в протоколе цифрами 1, 2, 3. Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Нами было обследовано 20 детей: первый раз в начале октября, когда мы только начинали работать по методике Савинкова, второй раз в конце декабря.
За три месяца работы по методике Савинкова А.И. произошел рост числа выборов экспериментальной деятельности.
Таким образом, работая по методике Савинкова, мы сделали вывод: эта методика вполне применима для дошкольного образования и в виде тренировочных занятий и в переработанном виде. Детям она интересна и доступна.
Мы планируем продолжать работу в данном направлении и с удовольствием поделимся с коллегами наработанным материалом.
Практика исследовательского обучения в детском саду (методика А.И. Савенкова) презентация, доклад
«Практика исследовательского обучения в детском саду»
(методика А.И. Савенкова)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 18 муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан
(МАДОУ Детский сад № 18 МР Учалинский район РБ)
Нелли Камиловна Клызбаева
Модель обучения исследовательскому поиску в ДОУ
Развитие у детей исследовательских умений и навыков
Детская исследовательская практика
Мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.
«Тренинг»
«Детская исследовательская
Деятельность»
«Мониторинг»
1. «Тренинг»
В ходе тренингов дошкольников обучают специальным знаниям, умениям, развивают навыки исследовательских способностей. Сюда мы относим:
Умение увидеть проблему;
Умение формулировать вопросы;
Выдвигать гипотезы;
Давать определения понятиям;
Классифицировать;
Наблюдать;
Проводить эксперименты
Делать умозаключения, выводы;
Структурировать собранный материал;
Готовить собственные доклады;
Защищать свою работу
Принцип концентрических кругов
Программирование данного учебного материала, следует осуществлять по принципу «Концентрических кругов».
Дети осваивают полный цикл обозначенных проблем, например во второй младшей группе, а затем всё ещё раз повторяется в средней.
1. Блок
«Учимся задавать вопросы»
Задание детям: придумайте как можно больше вопросов от имени совы.
Чтобы научить ребёнка пользоваться вопросительными словами, можно применить такую технику как: «Фантастический рассказ», т.е. предложить детям придумать сказочные, полусказочные, захватывающие ситуации, рассказы.
Кто….?
Что….?
Где…?
Упражнение «Опиши предмет
Кто (что) это такое? Чем отличается от других? На что (кого) похож?
Что или кого описывать может предлагать педагог, а можно предоставить выбор объекта ребёнку.
Назовите пять неправдоподобных, сказочных причин почему поют птицы. И пять реальных причин пения птиц.
2. Блок
«Учимся выдвигать гипотезы»
Может быть…
Предположим…
Допустим….
Возможно…
Что если….
Представьте себе, что слон стал маленьким как воробей, а воробей большим, как слон. Почему так случилось? Придумайте несколько гипотез,.
Гипотеза, предполагающая обратное действие
При каких условиях эти предметы могут быть бесполезны, и даже вредны?
Матрица для оценки гипотез
Упражнение
«Учимся видеть проблемы»
4.Умение классифицировать
Упражнение «Дерево»
Бывает большим, маленьким, хвойным, лиственным, высоким, низким и т.д.
Упражнение «Животные»
Мы делим животных на : больших, маленьких, диких, домашних, рыжих, белых, умеющих плавать, грызущих морковку, с длинными и короткими ушами, хвостами, лапами и т.д.
Деление осуществляется только по одному основанию;
Деление должно быть соразмерным.
5. Учимся наблюдать
Упражнение «Автомобиль»
Детям предлагается рассмотреть детский автомобиль, внимательно и спокойно. Затем дети закрывают глаза, а игрушку убираем.Предлагаем детям вспомнить и назвать все детали автомобиля. Затем вновь предъявим детям этот предмет и коллективно побеседуем о том, что мы не назвали, не заметили и что мы назвали, что осталось за пределами внимания детей.
Упражнение «Нарисуем изученную вещь»
Воспроизведите по памяти на рисунке все детали изученного предмета (вещи)
Упражнение следует повторять периодически, постоянно меняя предметы. Подбирать предметы, содержащие много деталей и несложные для детского восприятия.
6. Умение проводить эксперименты
Мысленный эксперимент:
Что можно сделать из песка (глины, пластилина, песка)
Что можно сделать, чтобы птицы зимой не гибли от голода?
Эксперименты с реальными объектами
С кляксой, с водой, с воздухом, с игрушкой, с магнитом, с зеркалом и т. д.
Упражнение «Отражение»
Поискать в комнате предметы, где можно увидеть собственное отражение (полированная мебель, зеркало, фольга, вода и т.д.Разглядывая собственное отражение попробуем определить, всегда ли отражение ясное и чёткое? Дети в ходе работы должны придти к выводу, что: предметы имеющие гладкое покрытие дают хорошее отражение, а шероховатые хуже. Эксперимент можно продолжить и выяснить, а как реагируют на собственное отражение животные?
7. Суждения
Упражнение «Так ли это?»
Все деревья имеют ствол и ветви, следовательно тополь – дерево.
Все волки серые, пёс Рекс серый, следовательно он волк?
Все котята умеют мяукать, Лёша тоже научился мяукать, следовательно, он котёнок?
Все дети из нашей группы приходят в детский сад утром, Маша из нашей группы, следовательно Маша приходит в детский сад утром.
8. Учимся анализировать. Находить главное и второстепенное
2. Исследовательская практика
Основное содержание работы в рамках действий этой подпрограммы – проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Эта подпрограмма основная, центральная. Занятия в этой подпрограмме выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе учебно – исследовательского поиска постепенно возрастает
Методика проведения самостоятельных исследований
Составление плана исследования
ЗАДАЧА –ПОЛУЧИТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СВЕДЕНИЙ ПО ТЕМЕ
Темы» будущих исследований
Карточки с изображением предметов
плана исследования
— посмотреть в книге
— понаблюдать
— задать вопрос взрослому
— посмотреть в интернете
—
-провести
эксперимент
-подумать самостоятельно
Подумать самостоятельно
Спросить у другого человека
Узнать из книг
1. ПРОСМОТР ИЛЛЮСТРАЦИИ;
2.ПОПРОСИТЬ ПРОЧИТАТЬ
Наблюдение.
Чем питается?
Как роет землю?
Враги крота
Среда обитания
Обобщение полученных данных
ВАЖНАЯ ЗАДАЧА ОБУЧЕНИЯ —НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СМЕЛО ВЫСКАЗЫВАТЬ СВОИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Доклад
-определения основных понятий,
-сказать, кто такой крот,
-рассказать, где он живет и чем питается,
— продолжить свое повествование, опираясь на собранный материал.
3. Мониторинг
Мониторинг исследовательской деятельности детей
Создавая систему мониторинга, следует обратить внимание на критерии оценки результатов детских учебных исследований. Один из главных критериев, это безусловно – степень самостоятельности. К числу важных критериев относится: познавательная ценность темы (исследовательское мастерство (подпрограмма «тренинг»), и конечно, логичность изложения и умение отвечать на вопросы.
Мне всё равно!
Замечательно!
Есть темы и поважнее!
«Сделай выбор»
Спасибо за внимание!
Всем желаю удачи!
ВЕСТНИК Серия педагогических наук
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
Г. Майлыбаева ◽
◽
Жолтаева Г. ◽
Д. Калдияров ◽
А. Мейрамбек ◽
…
Профессиональное развитие ◽
Дистанционное обучение ◽
Профессиональная подготовка ◽
Онлайн общение ◽
Цифровые технологии ◽
Образовательный процесс ◽
Цифровые инструменты ◽
Образовательные технологии ◽
Успешная реализация ◽
Цифровая компетентность
В статье рассматривается проблема повышения уровня компетентности педагогов, связанная с использованием цифровых образовательных технологий в образовательном процессе школы путем организации курсов повышения квалификации. Также описаны эффективные цифровые образовательные технологии для организации дистанционного обучения. Формирование цифровой компетентности возможно в процессе реализации образовательных программ высшего образования, а также программ повышения квалификации и профессиональной подготовки. Авторы на основе анализа эмпирических данных, полученных в ходе опроса действующих учителей и будущих учителей — студентов педагогического направления по вопросам использования дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе, выявляют проблемы и трудности использования цифровых технологий, виды компетентности. совершенствование для успешного внедрения дистанционного обучения. На основе анализа ИКТ-компетентности в сфере образования авторами разработана программа курса повышения квалификации по теме «Кашыктыктан окытудаги цифрык билим беру технологиялары» и проведено обучение учителей. Опрос выявил степень готовности и желания педагогов использовать цифровые инструменты и сервисы в образовательном процессе. Это говорит о необходимости дальнейшего развития организации эффективного онлайн-общения участников образовательного процесса, продуктивной обратной связи со студентами с использованием цифровых технологий; формирование критической оценки поведения обучающихся и корректировка их действий при работе в цифровой образовательной среде, контроль за самостоятельностью выполнения обучающимися учебных заданий; использование потенциала цифровых инструментов и сервисов при организации групповой работы и проектной деятельности школьников и другие.
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ ОДАНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
К.К. Жанабаева ◽
◽
Г.Э. Санай ◽
А.Ж. Еримова ◽
◽
…
Междисциплинарный подход ◽
Одаренные дети ◽
Школьники ◽
Проблемы развития ◽
Родители и дети ◽
Методологические подходы ◽
Методологические принципы ◽
Творческий талант ◽
Диагностическая работа ◽
Значение
В статье рассматриваются некоторые вопросы развития творческих способностей младших школьников. В его основе лежит определение сущности (диагностика, исторические аспекты, проблемы развития), типа (творческая, математическая, художественная, художественная одаренность, спортивная, музыкальная, академическая и т. д.). Из ряда философских анализов делаем вывод, что природные черты и природные способности людей были созданы могущественным богом. В статье анализируются психолого-педагогические аспекты творческой одаренности и предлагается контент-анализ понятий одаренность и творческая одаренность в работах исследователей. Выявлены функции системного подхода, междисциплинарного подхода, индивидуального подхода, синергетического подхода, рефлексивного подхода к методологической значимости развития творческой индивидуальности младших школьников. В зависимости от сущности методологических подходов в статье анализируются основные методологические принципы. К ним относятся: принцип опоры и стремления, принцип субъективности, принцип творчества и успеха. В данной статье анализируется процесс диагностики творческой одаренности. Всего 129Студенты приняли участие в диагностике. Диагностическую работу проводили по А.И. Савенкова «Карта интересов младших классов» (для родителей и детей), «Описание воспитанника» (для учителей с целью систематизации представлений о развитии одаренных детей), методика общей оценки одаренности (для родителей и детей). педагогов), «Карта талантов» (для родителей). Представлены результаты его статистического анализа.
Эффективность игрового обучения английскому языку как иностранному: метаанализ
К.Т. Кударова ◽
◽
Бимашева Г.С. ◽
Ш.Г. Искакова ◽
◽
…
Иностранный язык ◽
Знание языков ◽
Положительное влияние ◽
Метаанализ ◽
Изучение иностранных языков ◽
Комбинированный эффект ◽
Обучение на основе игры ◽
Математические методы ◽
Владение иностранным языком ◽
Влияние
Это исследование было направлено на обобщение данных о влиянии игрового обучения на английский как результат обучения иностранному языку. Для достижения цели был проведен поиск релевантных исследований в электронной базе данных Google Scholar с последующим извлечением результатов и их метаанализом с использованием статистического программного обеспечения Meta-Essentials. Поскольку в большинстве соответствующих публикаций для оценки эффективности вмешательства использовался тест по английскому языку для международного общения (TOEIC), в настоящий метаанализ для унификации шкалы эффективности были включены только те исследования, в которых использовался TOEIC или тест, основанный на TOEIC. Окончательный анализ включал четыре экспериментальных вмешательства с участием 148 человек. Согласно результатам, комбинированный эффект (Hedges g = 0,56) игрового обучения на послетестовые баллы TOEIC превышает контрольные, но разница не является статистически значимой. Таким образом, в отношении исследуемой выборки следует сказать, что геймификация не оказывает положительного влияния на овладение английским языком. Результаты следует интерпретировать с осторожностью из-за риска неоднородности между включенными исследованиями (I2 = 33,81%) и их небольшого количества. Тем не менее, насколько известно авторам, текущий метаанализ является одним из немногих исследований на сегодняшний день, в которых используются математические методы для получения комбинированного эффекта игрового обучения на владение английским языком как иностранным.
ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ МЕДИАПЕДАГОГИКИ В СРЕДНИХ ШКОЛАХ КАЗАХСТАНА
С.К. Алимбаева ◽
◽
К.Б. Сматова ◽
А.К. Мажибаев ◽
◽
…
Средние школы ◽
Медиаграмотности ◽
Образовательный процесс ◽
Социологическое исследование ◽
Медиапедагогика ◽
Общественное сознание ◽
Профессиональное самообслуживание ◽
Республика ◽
Человек ◽
Развитие педагогики
В статье представлены результаты социологического исследования развития медиаобразования в общеобразовательных школах Республики Казахстан. Авторы отмечают, что в современных условиях медиаграмотность играет важнейшую роль в системе образования. Актуальными становятся такие важные объекты исследования медиапедагогики, как: клиповое мышление школьников, влияние гаджетов на процесс обучения, медиасоциализация, кибербезопасность, искаженная реальность, манипулирование общественным сознанием. Эти процессы оказывают влияние на подрастающее поколение и их родителей, а, следовательно, требуют изучения. Исследование проведено в рамках социологического опроса субъектов образовательного процесса – обучающихся, их родителей и педагогов, по выборке 16 357 респондентов, в том числе обучающихся – 4 860, родителей – 7,919, учителей – 3 578 чел. Изучение процессов развития медиапедагогики показало, что необходимо обеспечить не только успешность социализации студентов, но и развитие медиаграмотности, обеспечение кибербезопасности, использование психолого-педагогической поддержки студентов, а также как использование цифровых ресурсов образовательной среды для самореализации и дальнейшего профессионального самоопределения. Развитие медиапедагогики обеспечивает успешное социальное развитие личности в современных условиях.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАЗАХСТАНА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.А. Байтасов ◽
◽
К. Саркыткан ◽
К.К. Муздыбаева ◽
◽
…
Высшее образование ◽
Система образования ◽
Профессиональная подготовка ◽
Поисковая работа ◽
Болонский процесс ◽
Жизненно важная роль ◽
Глобальная конкурентоспособность ◽
Система высшего образования ◽
Текущее состояние ◽
Болонский процесс
С момента обретения независимости Казахстан проводит активные реформы в сфере высшего образования. Это, в свою очередь, привело к планомерной политике перехода к рыночной экономике. Исследовательская работа будет включать текущее состояние сектора высшего образования в Казахстане и дальнейшее развитие, предусмотренное Болонским процессом. В ходе исследования будет выявлено несколько типологий, чтобы визуализировать, как система образования в Казахстане претерпела революцию. Аналитические методы, такие как круговые диаграммы и графики, также используются для анализа данных исследований. В исследовании рассматривается необходимость повышения качества человеческого капитала за счет совершенствования и модернизации системы высшего образования. Отечественное высшее образование играет важнейшую роль в профессиональной подготовке компетентных и конкурентоспособных на мировом рынке специалистов для всех отраслей экономики Казахстана.
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА В ОБУЧЕНИИ СЛАБОСЛУХОВЫХ ДЕТЕЙ
Г.А. Абаева ◽
Язык знаков ◽
Нарушение слуха ◽
Преподаватели иностранных языков ◽
Глухие дети ◽
Образовательные организации ◽
Специальные образовательные потребности ◽
Вербальная форма ◽
Статус ◽
Много времени ◽
Дети с нарушениями
При обучении детей с нарушением слуха с давних пор в Казахстане используется в основном словесная форма обучения, основанная на развитии слухового восприятия. В последующем, наряду с относительно небольшим количеством положительных случаев, мы имеем ряд поколений глухих граждан, не умеющих правильно читать и писать, выражать свои мысли и т. д. Выросшие дети с нарушениями слуха, несмотря на усилия знаков преподаватели языка и преподаватели, до сих пор общаются друг с другом на языке жестов и используют письменную речь при общении со слышащими людьми. В то же время роль языка жестов в обучении глухих невозможно переоценить, так как он отвечает особым образовательным потребностям детей с нарушением слуха. В данной статье рассматриваются традиционные и альтернативные подходы к обучению глухих; дан краткий обзор действующих нормативных правовых актов, регулирующих статус жестового языка; представлены результаты опроса педагогов по использованию жестового языка в обучении глухих детей; определяет стратегические аспекты и условия использования жестового языка в образовательных организациях.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ДИСКУССИИ КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Абдуллина Т. Т. ◽
◽
З. Баданбеккызы ◽
Иностранный язык ◽
Навыки коммуникации ◽
Новые технологии ◽
Интерактивные методы ◽
Образовательные учреждения ◽
Интерактивное обучение ◽
Публика ◽
Новые методы ◽
Времена ◽
Новое образование
Данная статья посвящена интерактивным методам обучения, направленным на развитие коммуникативных навыков при обучении иностранному языку, в частности исследование проводилось на базе преподавания английского языка в общеобразовательных учреждениях. Интерактивные методы повсеместно используются в новом образовании как средство совершенствования навыков говорения посредством различных игр и занятий, которые, в свою очередь, помогают учащимся и студентам лучше понимать и говорить на заданном языке, а также выражать свое мнение, работать в группах, строить аргументы и говорить на публике. Методы обсуждения считаются одними из самых эффективных интерактивных методов, но в ногу со временем разрабатываются новые методы, и учителя задаются вопросом об их эффективности в применении в обучении иностранному языку. Поднимаются вопросы относительно их реализации, организации, возможности достижения цели путем выполнения этих задач, а также интеграции новых технологий. В данной статье раскрываются вышеперечисленные вопросы и представлены результаты использования современных методов обсуждения на уроках английского языка.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧИТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
А.Н. Галиева ◽
◽
Ж.Т. Калиева ◽
Нарушения развития ◽
Средняя школа ◽
Общее образование ◽
Инклюзивное образование ◽
Личное развитие ◽
Методы диагностики ◽
Практическая работа ◽
Интегрированное образование ◽
Профессиональная деятельность ◽
Деревня
В статье рассматривается необходимость формирования профессиональной квалификации педагогов, работающих в общеобразовательных организациях, в условиях интегрированного обучения детей с особенностями развития и какие требования могут предъявляться к их профессиональной деятельности, что может и должно измениться в их профессиональном и личностном развитии. В исследовании педагогами СОШ №11 имени Э. Берлыкожаулы поселка Эркин Талдыкорганского района Алматинской области проведена практическая работа, направленная на совершенствование опыта инклюзивного образования, формирование компетентности в связи с неготовность педагогов к осуществлению своей профессиональной деятельности в новых условиях. По результатам этой работы даются рекомендации. Практическая ценность результатов исследования заключается в том, что комплекс разработанных и апробированных диагностических методик позволяет преподавателям высшей школы проводить диагностику уровней сформированности инклюзивных компетенций будущих педагогов.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «STEM» В НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛАХ
С. Нишанбаева ◽
◽
С.З. Нишанбаева ◽
Алимбекова Л. ◽
◽
…
Начальные школы ◽
Образовательный процесс ◽
Самоуправление ◽
Электронная инженерия ◽
Научная технология ◽
Третий этап ◽
История ◽
Личные качества ◽
и математика ◽
Творческое Я
В статье объясняется содержание, структура аббревиатур, ключевые компоненты. «КОРЕНЬ». История развития STEM-образования делится на три периода. Прежде всего Steam (наука, технология, инженерия, искусство и математика) — появился в 1990 году; второй — поток (наука, технологии, робототехника, инженерия и математика) — реализован в 2000 г., а третий этап — 2016 г., поток основан на том, что art Science планирует работы по искусственному интеллекту. Это интегратор четырех компонентов STEM. В статье описывается эффективность компонентов с-наука, научное понимание (наука), Т-технология (технология), Электронная техника (инженерия), м-математика (математика) в организации учебного процесса в начальных классах. Также в статье мы предлагаем правила выполнения заданий «STEM». Это: обучение, постановка сложных целей, анализ, выбор, самоуправление, личностные качества, траектория. Основное внимание уделяется творческому самоуправлению студентов с помощью заданий «STEM».
АНКЕТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗА ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ
А. С. Ахметова ◽
◽
Ш.Д. Имангалиева ◽
Система образования ◽
Мобильные приложения ◽
Мобильное приложение ◽
Дети школьного возраста ◽
Школьный возраст ◽
Практическое применение ◽
Культурные изменения ◽
Исчерпывающая информация ◽
Экспресс-анализ ◽
Психологические знания
Сегодня общество требует от системы образования соответствия экономическим, социальным и культурным изменениям. Возрастание значения средств массовой информации в системе образования обусловлено их глубоким и разнообразным воздействием на повседневную жизнь. Различные мобильные приложения играют важную роль в психолого-педагогической поддержке родителей в воспитании детей дошкольного и школьного возраста. В связи с этим был проведен опрос родителей на территории Кызылординской области, чтобы определить, какие конкретно проблемы возникают в воспитании детей дошкольного и школьного возраста и насколько необходима психолого-педагогическая поддержка. По шестнадцати критериям, выделенным в анкете, родители высказали собственное мнение о воспитании детей. На основе полученных данных был проведен математический и статистический анализ. Практическое применение анкеты в рамках оценки педагогико-психологических знаний родителей в воспитании детей позволит получить оперативную исчерпывающую информацию о полезности мобильных приложений для родителей, тем самым повысив эффективность принимаемых решений на следующих этапах. и открытие пути к разработке педагогического мобильного приложения для родителей. А результаты анализа исследования будут применены для разработки мобильного приложения для дальнейшей педагогической и психологической поддержки родителей в воспитании детей.
Ведущий исследователь говорит, что пришло время переосмыслить весь наш подход к pre-K: NPR
Л.А. Джонсон/NPR
LA Johnson/NPR
Дейл Фарран занимается дошкольным образованием уже полвека. Тем не менее, ее последняя научная публикация заставила ее подвергнуть сомнению все, что, как она думала, она знала.
«Действительно потребовалось много самоанализа, много чтения литературы, чтобы попытаться придумать правдоподобные причины, которые могли бы объяснить это.»
И под «этим» она имеет в виду результат исследования, длившегося более десяти лет. В него вошли 2990 детей из малообеспеченных семей в Теннесси, которые подали заявки на участие в бесплатных государственных программах дошкольного образования. Некоторые были приняты по лотерее, а другие были отклонены, что создало самое близкое, что вы можете получить в реальном мире, к рандомизированному контролируемому испытанию — золотой стандарт в демонстрации причинно-следственной связи в науке.
Фарран и ее соавторы из Университета Вандербильта наблюдали за обеими группами детей вплоть до шестого класса. В конце первого года дети, которые ходили в подготовительные классы, показали более высокие баллы по готовности к школе — как и ожидалось.
Но после третьего класса у них дела шли хуже, чем у контрольной группы. А к концу шестого класса у них дела шли еще в раз хуже. У них были более низкие результаты тестов, они чаще получали специальное образование и чаще попадали в неприятности в школе, включая серьезные проблемы, такие как отстранение от занятий.
«В то время как в третьем классе мы наблюдали негативное влияние на один из трех государственных тестов достижений, в шестом классе мы увидели его на всех трех — математике, естественных науках и чтении», — говорит Фарран. «В третьем классе, где мы наблюдали влияние на один тип отстранения, а именно незначительные нарушения, к шестому классу мы видим это на обоих типах отстранения, как серьезных, так и незначительных».
Верно. Общегосударственная программа pre-K в масштабах штата, проводимая лицензированными учителями в государственных школах, оказала измеримое и статистически значимое отрицательное влияние на детей в этом исследовании.
Фарран этого не ожидал. Ей это не понравилось. Но ее план исследования был необычайно сильным, поэтому она не могла легко его объяснить.
«Это все еще единственное рандомизированное контролируемое исследование pre-K в масштабах штата, и я знаю, что люди расстроены этим и не хотят, чтобы это было правдой».
Почему сейчас неподходящее время для плохих новостейДля защитников дошкольного образования сейчас неподходящее время, чтобы получать плохие новости о государственных дошкольных учреждениях. Финансируемый из федерального бюджета всеобщий детский сад для 3- и 4-летних детей был краеугольным камнем социальной программы президента Байдена, и ведутся разговоры о его возрождении из застопорившегося плана «Восстановить лучше, чем было». В последние годы дошкольные учреждения расширялись и в настоящее время в той или иной степени финансируются государством в 46 штатах. Примерно 7 из 10 четырехлетних детей сейчас посещают какую-либо академическую программу.
Л.А. Джонсон/NPR
Этот энтузиазм отчасти основан на исследованиях, проводившихся еще в 1970-х годах. Лауреат Нобелевской премии экономист Джеймс Хекман, среди прочих, продемонстрировал значительную долгосрочную отдачу от инвестиций в специально разработанные и тщательно реализованные программы.
Грубо говоря, политики и эксперты уже несколько десятилетий заявляют, что если дать 4-летнему ребенку, который растет в бедности, хорошую дозу сказок и блокировок, он, скорее всего, вырастет до стать высокооплачиваемым, продуктивным гражданином.
Что пошло не так в Теннесси
Последнее слово — это не исследование. Исследования pre-K по-прежнему неоднозначны. В мае 2021 года вышел рабочий документ (еще не прошедший экспертную оценку), в котором рассматривалась бостонская программа pre-K. Исследование было того же размера, что и исследование Фаррана, использовало аналогичный квази-экспериментальный план, основанный на случайном распределении, а также наблюдало за студентами в течение многих лет. Это исследование показало, что у детей дошкольного возраста были лучшие дисциплинарные показатели, и у них было гораздо больше шансов окончить среднюю школу, сдать SAT и поступить в колледж, хотя их результаты тестов не показали разницы.
Фарран считает, что в общегородской программе больше возможностей для контроля качества, чем в ее общегосударственном исследовании. Программа Бостона тратила больше на одного учащегося, и она также была смешанной, тогда как программа Теннесси предназначена только для детей с низким доходом.
Так что же пошло не так в Теннесси? У Фаррана есть некоторые идеи, и они бросают вызов почти всему, что касается нашей школьной жизни. Как готовят учителей, как финансируются программы и где они находятся. Даже что-то такое простое, как, где находятся ванные комнаты.
Короче говоря, Фарран переосмысливает свои собственные предубеждения, которые являются предубеждениями всей области, о том, что представляет собой качество pre-K.
Заслуживают ли бедные дети того же обучения, что и богатые дети?
«Одним из предубеждений, которые я не исследовал в себе, является идея о том, что дети из бедных семей нуждаются в другой подготовке, чем дети из семей с более высоким доходом».
Л.А. Джонсон/NPR
Она говорит об обучении детей базовым навыкам. Рабочие листы для отслеживания букв и цифр. Учитель, читающий 10-минутные лекции всему классу из 25 детей, которые должны сидеть, сложа руки, и слушать, но только пятеро из них могут обращать внимание.
«Семьи с более высокими доходами не выбирают такой вид подготовки», — объясняет она. «А почему мы предположили, что нам нужно обучать детей из малообеспеченных семей раньше?»
Фарран отмечает, что состоятельные семьи склонны выбирать дошкольные программы, основанные на играх, с искусством, движением, музыкой и природой. Детям задают открытые вопросы, и их слушают.
Это не то, что Фарран видит в классах, полных детей из бедных семей, где «учителя много говорят, но редко слушают детей». Она считает, что отчасти проблема заключается в том, что учителя во многих штатах сертифицированы для обучения детей дошкольного возраста до 5-го класса, а иногда даже до K-8. Очень мало их обучения сосредоточено на самых младших учениках.
Итак, еще одно серьезное предубеждение, с которым она борется, — это идея о том, что сертификация учителей равна качеству. «Было проведено три очень крупных исследования, последнее в 2018 году, которые не показывают никакой связи между качеством и лицензией».
Положить пузырь в рот
В 2016 году Фарран опубликовала исследование, основанное на ее наблюдениях за финансируемыми государством дошкольными классами Теннесси, подобными тем, которые включены в эту статью. Затем она обнаружила, что большая часть дня уходит на переходный период. Это означает просто перемещать детей по зданию.
Л.А. Джонсон/NPR
Отчасти это архитектурная проблема. Частные дошкольные учреждения, даже детские сады на дому, как правило, планируются с учетом маленьких тел. Рядом с классными комнатами есть ванные комнаты. Дети также едят в классе или очень близко к нему. Рядом есть открытая игровая площадка с оборудованием, подходящим для невысоких людей.
Использование тех же самых программ в государственных школах может сделать целый день более неудобным.
«Значит, если вы учитесь в старшей начальной школе, туалет будет дальше по коридору. Вы должны вывести своих детей, выстроить их в очередь, а затем они будут ждать», — говорит Фарран. «А потом, если вам придется воспользоваться столовой, это то же самое. Вы должны пройти по коридорам, вы знаете: «Не трогайте соседа, не трогайте стену, положите пузырь в рот, потому что ты должен вести себя тихо. »
Одна из самых интригующих догадок Фарран состоит в том, что эта потребность в контроле может объяснить дополнительные проблемы с дисциплиной, обнаруженные позже в ее последнем исследовании.
«Я думаю, что дети не учатся внутреннему контролю. И если уж на то пошло, они учатся своего рода почти аллергической реакции на тот объем внешнего контроля, который у них есть, который они испытывают в школе. »
Другими словами, регулярный выговор детям за то, что они делают нормальные детские вещи в 4 года, даже отстранение от занятий может иметь неприятные последствия в будущем, поскольку дети воспринимают школу как место необоснованных ожиданий.
Из других исследований мы знаем, что контроль над детским телом в школе может иметь разрозненные расовые последствия. Другие исследования показали, что чернокожих детей чаще наказывают в дошкольных учреждениях, чем в более поздних классах. Исследование Фаррана, в котором 70% детей были белыми, обнаружило взаимосвязь между расой, полом и проблемами с дисциплиной, но никакого дополнительного эффекта от посещения дошкольного учреждения обнаружено не было.
Что делать дальше
В США кризис ухода за детьми, который COVID-19 усугубил и подчеркнул. Прогрессивные политики и защитники в течение многих лет пытались расширить государственную поддержку ухода за детьми, «отодвигая» ее из существующей системы государственных школ, используя учителей и здания.
Л.А. Джонсон/NPR
Фарран хвалит направление, которое вместо этого выбрал Нью-Йорк: программа «смешанного обучения» с местами для 3- и 4-летних детей. Некоторые дети посещают бесплатные государственные дошкольные учреждения в существующих некоммерческих детских садах, некоторые — по программам Head Start, а некоторые — в традиционных школах.
Но самый важный урок, который Фарран извлекла из своего исследования, заключается в том, что мы просто слишком многого требовали от дошкольных учреждений, основываясь на первых результатах, которые, по сути, представляли собой демонстрационные пилотные программы. «Нам обычно нужна волшебная пилюля», — говорит она.
«Кто бы ни подумал, что можно обеспечить 4-летнему ребенку из бедной семьи 5 1/2 часов в день, девять месяцев в году дошкольного образования, сократить разрыв в успеваемости и отправить его в колледж по более высокой ставке ?» она спрашивает.