Функции мотивировки в психологии: Функции мотива

Функции мотива

18.10.2014

Мотивам приписываются различные функции. Сначала выделили побуждающую и направляющую функции. Первая отражает энергетику мотива, вторая — направленность этой энергии на определенный объект, на определенную, активность. Побуждающая функция мотива связана с возникновением потребностного состояния, которое вызывает мобилизацию энергии. Этот процесс мобилизации энергии в случае возникновения биологических потребностей хорошо показан В. М. и И. В. Ривиными (1978), которые, исходя из эндокринной природы биологических потребностей человека и животных и генетического характера программы функционирования каждого из эндокринных органов («органов потребностей»), связывают изменения, происходящие в организме при появлении потребности, с повышенной секрецией определенных гормонов; эти гормоны становятся стрессорами, активизирующими мозговые структуры, через которые в реакцию на раздражитель вовлекаются другие физиологические системы (вегетатика, сенсорика — повышение чувствительности и т.

д.), т. е. происходит мобилизация энергетического потенциала. Возникающее возбуждение может носить и спонтанный характер, без направленности на определенный объект. Поэтому наличие в мотиве цели и позволяет ему осуществлять направляющую функцию.

Говоря о побуждающей функции мотива и ее связи с энергетикой, нельзя не выделить и другую функцию мотива — стимулирующую, которая связана с продолжением побудительности и при осуществлении намерения. Дело в том, что мобилизуемая при возникновении потребностного состояния энергетика не исчезает до тех пор, пока не будет удовлетворена потребность, а во многих случаях процесс удовлетворения потребности занимает определенное время; пока длится это удовлетворение (до момента насыщения), сохраняются и состояние напряжения (желания), и возбуждение вегетативных отделов центральной нервной системы, мобилизующих энергию. Спад напряжения и возбуждения происходит постепенно, в связи с чем в ряде случаев для окончания деятельности требуется дополнительная волевая стимуляция (проявление силы воли).

Стимулирующая функция мотива, отражающая напряжение потребности, наряду со значимостью цели позволяет говорить о силе мотива.

М. Ш. Магомед-Эминов и ряд других психологов считают, что побуждающей и направляющей функции мотива недостаточно для объяснения детерминации деятельности, ибо такой подход ограничивается рассмотрением лишь «пусковой» функции мотива (которую П. А. Рудик обозначает как директивную: делать или не делать, быть или не быть). При этом, замечает М. Ш. Магомед-Эминов, непонятно, как деятельность дальше детерминируется, разворачивается, управляется и как трансформируются указанные выше функции мотива. С его (и других психологов) точки зрения, за пределами внимания остается регулятивная функция, являющаяся центральной в процессах мотивации.

Если быть точными, то следовало бы ставить вопрос об управляющей функции мотива, поскольку в последнюю входит и планирование действия (результата и способа), в то время как регуляция является частью управления и направлена на стабилизацию функционирующей системы с помощью контроля. В связи с этим можно говорить об организующей функции мотива и мотивации (деятельность мысленно организуется, но внешне еще не проявляется; это еще замысел, а не его осуществление). Близко к этому пониманию организующей функции мотива и представление О. К. Тихомирова о структурирующей функции мотива: важность конечного результата (цели) приводит к более тщательному анализу ситуации, элементов задачи, к большей вербализации ходов (путей решения задачи) и критической их оценке и т. д.

К частному проявлению управляющей функции мотива следует отнести и контролирующую его функцию, о которой говорил А. В. Запорожец. Правда, как полагает он, эта функция осуществляется не прямо, а через механизм «эмоциональной коррекции»: эмоции оценивают личностный смысл происходящих событий и в случае несоответствия этого смысла мотиву изменяют общую направленность деятельности личности. По своему содержанию эта функция близка смыслообразующей Функции мотива, о которой писал А. Н. Леонтьев.

Функция мотивов, взятая со стороны сознания, писал он, состоит в том, что они как бы «оценивают» жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах, придают им личностный смысл (советский разведчик Д. Быстролетов писал, что за всю зарубежную жизнь для себя он не сделал ни одного глотка алкоголя, не выкурил ни одной сигары и сигареты, не спустился ни разу в ночной кабак, но он научился делать это для них и делал хорошо, совершенно естественно). А. Н. Леонтьев подчеркивает, что

личностный смысл прямо не совпадает с понимаемым объективным его значением. Он отмечает, что при определенных условиях несовпадение смыслов и значений в индивидуальном сознании может приобретать характер настоящей чуждости между ними, даже их противопоставленности.  
            
Надо сказать, что обоснование А. Н. Леонтьевым смыслообразующей функции мотива не безупречно, в связи с чем ее наличие рядом авторов отрицается. Так, В. И. Ковалев пишет:

«Выделение смыслообразующей функции нам представляется нецелесообразным, малообоснованным, ибо «личностный смысл» относится к самой сущности мотива (в нашем понимании этого термина), а не к одной из его функций» (1988, с.

40).

Заметим, что это не мешает, с нашей точки зрения, приписывать мотиву смыслообразующую функцию, так как, являясь основанием действия, поступка, он должен давать ответ на вопросы «для чего,?», «ради чего?», «какой смысл?». Однако дальнейшая критика В. И. Ковалевым самого понятия «личностного смысла» (по А. Н. Леонтьеву) правомерна. Так, далее он пишет:

«Личностный смысл рассматривается А. Н. Леонтьевым как отношение мотива к цели… Психологическое содержание этого отношения мотива (объекта потребности, или предмета потребности, или предмета деятельности по А. Н. Леонтьеву) к цели (предполагаемому результату деятельности) представить довольно трудно, особенно отношение мотива-цели к цели. Еще труднее выделить основание деления мотивов на смыслообразующие и стимулирующие. Кроме того, поскольку деятельность обычно связана с целой совокупностью мотивов, это должна быть и совокупность «личностных смыслов». Деятельность, следовательно, должна быть и «многосмысловой».

Но у А. Н. Леонтьева этого не обнаруживается, а наоборот, все время предполагается строгая определенность (единственность) смысла той или иной деятельности» (там же, с. 40).

Можно сомневаться и в обоснованности разведения понятий «смысл» и «значение»; ведь говорят же о личном и общественном значении (смысле) для человека осуществляемой им деятельности.

Философы и криминалисты рассматривают еще отражательную функцию мотива. Это отражение в сознании человека потребностей и целей, средств их достижения и своих возможностей, последствий для себя и нравственного самочувствия. Именно через эту функцию формируются структура и содержание мотивационной сферы личности. Мотивация, с этой точки зрения, отражает все предшествовавшие влияния социальной среды, т. е. по сути — личность. Отсюда, зная структуру мотива, ведущие мотиваторы, можно судить и о степени социальной зрелости личности.

Н. Е. Ерошина (1973), Е. И. Головаха (1979) и другие выделяют объяснительную функцию мотива, под которой понимается сознательно формулируемый личностью источник ее поведения. Выделение этой функции указанными авторами справедливо, так как мотив является основанием (обоснованием) действия или поступка.

Наконец, К. Обуховский говорит о защитной функции мотива и о защитных мотивах, в которых истинная цель подменяется «официальной версией», необходимой для сохранения требуемого решения, для создания видимости рациональной деятельности. В связи с этим выделяют мотивационный феномен, который принято называть мотивировкой.

Ключевые слова: Мотивы

Источник: Мотивация и мотивы, Ильин Е.П

Материалы по теме

Цель и мотивы деятельности

Максименко С.Д., Общая психология

Мотивы поведения людей в сфере экономики

Липсиц И.В. — Экономика (Бакалавриат) — 2016

Мотив как потребность

Мотивация и мотивы, Ильин Е. П

Мотивы преступлений

Криминальная психология: курс лекций / под науч. ред. О. Д. Ситковской: 2016

Мотив как побуждение

Мотивация и мотивы, Ильин Е.П

Мотивация труда: мотивы и стимулы

Кошелев А.Н. — «Управление персоналом. Шпаргалка»

Мотив как намерение

Мотивация и мотивы, Ильин Е.П

Мотив и мотивация: признаки, виды, законы

Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное…

Функции мотивов (1 классификация)

1) побуждение;

2) смыслообразование;

Функции мотивов (2 классификация)

Смыслообразующая

Направляющая

Структурирующая

Человеческая деятельность полимотивирована.

Мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл. Смыслообразующие мотивы (ведущие мотивы) – мотивы, которые, побуждая деятельность, придают деятельности личностный смысл. Мотивы-стимулы – положительные или отрицательные факторы, дополнительно побуждающие деятельность.

Иерархия мотивов

Иерархия мотивов НЕ строится по шкале побудительности.

Смыслообразующие мотивы всегда выше, чем мотивы стимулы.

Деятельность человека полимотивирована. Ведущие мотивы занимают в иерархии более высокое положение, чем все остальные.

 

5. Мотивы и цели деятельности. Функции мотивов и виды мотивационных образований.

Общее строение деятельности.

Идея анализа деятельности была заложена Выготским. Ввёл понятие орудия, цели, мотива.

Главное, что отличает одну деятельность от другой – состоит в различии их предметов. Мотив – предмет деятельности. За ним всегда стоит потребность. Деятельности без мотива не бывает.

Основными составляющими деятельности – являются действия. Действия – процесс подчинённый представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. процесс, подчинённый сознательной цели. Деятельность участников совместного труда побуждается их продуктом, причём существую промежуточные результаты, которым подчиняются трудовые процессы человека, это и есть цели.

Выделение целей и формирование подчинённых им действий приводит к расщеплению функций.



Функции мотивов.

  1. Функция побуждения;
  2. Функция направления, т.е. действия являются направленными на цель;
  3. Смыслообразования;
  4. Структурирование.

То, что побуждало деятельность и то, на что направлены действия, могут не совпадать между собой. Так как деятельность не делима (!!!), то действие это не особые отдельности, которые включаются в деятельность, хотя деятельность и действия представляют собой подлинные несовпадающие между собой реальности.

Различение мотивов и целей.

Осуществляя деятельность, направляемую мотивом, человек ставит перед собой цели, достижения которых ведёт к удовлетворению потребностей. Мотивы стоят за целями, побуждая к достижению целей, в том случае, когда цели прямо не даны в ситуации, они побуждают к целеобразованию, однако, они не порождают целей. Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей их совпадение это вторичное явление, когда, либо цель приобретает собственную побудительную силу, либо результат осознания мотивов превращает их в мотив – цель.

Деятельность обычно осуществляется совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели, роль общей цели выполняет осознанный мотив – мотив-цель.

В отличие от целей, которые всегда осознаются, мотивы, как правило, не осознаются.

Однако всегда человек может дать мотивировку деятельности.

Мотивировка – объяснение оснований действия, которое не всегда содержит указание на действительный мотив (гипноз, Фрейд, зонтик). Но даже когда мотивы не сознаются субъектом, они входят в его сознание, придают сознательному отражению субъективную окрашенность, которая выражает личностный смысл – значение отражаемого для самого субъекта.

Целеобразование.

Цели не изобретаются, они даны в объективных обстоятельствах.

1) Выделение и осознание целей – не автоматический акт, а длительный процесс.

2) Конкретизация цели – выделение условий её достижения. Осуществляющиеся действия отвечают задаче. Задача– цель, данная в определённых условиях. Операция– способ осуществления действия. Действия соотносительны целям, а операции условиям.

Формирование операций происходит иначе, чем целеобразовение.

Данные единицы деятельности образуют единую макроструктуру.

Переходы.

ü Деятельность может утратить мотив, тогда она превратиться в действие

ü Действие может приобрести самостоятельную побудительную силу, и стать особой деятельностью.

ü Действие может трансформироваться в способ достижения цели – операцию (когда действие включается в другое действие).

В ходе достижения общей цели может происходить выделение промежуточных целей.

Процесс формирования цели.

Центральный процесс, опосредующий влияние мотивации на результаты деятельности – это процесс выбор цели.

Объектом – целью мотивации человека часто оказывается не материальный объект, а определённый уровень исполнения или результатов:

В экспериментальном плане процесс формирования целей исследовался параллельно с изучением уровня притязаний (уже 80% 5-ти летних детей составляют предварительный план рисунка). Деятельность индивида не носит исключительно исполнительный характер, предполагая постановку цели.

 

(виды мотивационных образований см. вопрос № 19)

СИТУАЦИОННАЯ ДИНАМИКА МОТИВАЦИИ. КОГНИТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МОТИВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ. ЦЕЛИ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Общая характеристика теории поля Левина.

Ситуативная мотивация – понятие тесно связано с исследованиями К.Левина, образовал школу. Исследования проводились в рамках теоретического контекста – общие представления Левина о предмете и задачах психологии.

Основные теоретические положения К.Левина о предмете и задачах психологии.

Задачи психологии

1. Основная задача состоит в том, чтобы, в конечном счете, создать такую теорию, с помощью которой можно было бы объяснить поведение любого человека в любой конкретной ситуации.

2. Теории должна быть такой, что бы на ее основе можно было предсказывать поведение человека и управлять им.

Предмет психологии.

Для того, чтобы создать такую теорию, человек должен рассматриваться в контексте того окружения, в котором человек в каждый данный момент времени находится.

Этот тезис выражается формулой:

V = f (P, U)

V – поведение

P – особенности человека

U — особенности его окружения

 

С помощью этой формулы Левин стремится подчеркнуть, что мы должны изучать поведение человека в конкретной ситуации — это есть функция двух переменных: конкретных особенностей человека и конкретных особенностей окружения.

Совокупность взаимовлияющих друг на друга особенностей человека и его окружения, определяющих поведение человека в конкретной ситуации в данный момент времени, Левин обозначает термином ПОЛЕ.

Отсюда происходит название его теории — «теория поля», опираясь на которую с точки зрения Левина можно решить три благородные задачи.

Блюма Вульфовна Зейгарник (1900 – 1988), ученица К.Левина исследовала ситуативное запоминание человеком собственных намерений.

Феномен был продемонстрирован Левиным в ресторане, когда официант мог не заглядывая в блокнот перечислить блюда, заказанные ими в ресторане. При воспроизведении по памяти списка блюд, заказанных уже расплатившимися людьми, – результат был иной, низкая продуктивность воспроизведения. Ситуативное запоминание происходит вследствие возникновения квазипотребности осуществить эти намерения, пока человека из не осуществил, он о них помнит.

Эксперимент.

Зейгарник предлагала выполнить последовательно от 18 до 22 коротких заданий, как можно лучше и быстрее. Пример заданий:

— вылепить из пластилина любое животное

— нарисовать вазу с цветами;

— написать название 12 городов, начинающихся на букву К;

— сосчитать количество крестиков.

При этом испытуемым не давали выполнить некоторые задания до конца, они убирались со стола, чтобы испытуемый их больше не видел. В конце испытуемого просили перечислить все задания, которые они выполняли. Вначале перечисление шло быстро, далее – заминка, неохотное воспроизводство. Подсчитывались до заминки.

Основной результат – количество воспроизведенных заданий, которые не были завершены, превышало количество решенных заданий почти в 2 раза.

Воспроизведенные незавершенные задания / Воспроизведенные завершенные задания = 1,9 – эффект Зейгарник.

Н.З. запоминаются лучше, т.к. намерения их выполнить не реализованы, а, следовательно, не удовлетворены и связанные с ними квазипотребности.

Далее Зейгарник искала дополнительные подкрепления, результаты, указывающие на существование важные факторов, влияющих на степень выраженности эффекта Зейгарник.

Факторы, влияющие на степень выраженности эффекта Зейгарник:

1. Истинные потребности испытуемого.

Испытуемые были в разной степени мотивированы участвовать в эксперименте. Некоторые – из чувства долга, другие – честолюбивые (воспринимали ситуацию, как проверка способностей, стремились показать наилучшие результаты). У честолюбивых испытуемых эффект Зейгарник составил 2,75. А у другой группы – 1,5.

2. Валентность или привлекательность заданий.

По наблюдениям за испытуемыми и по их субъективным отчетам задания разделялись на очень интересные и совсем неинтересные. Среди завершенных заданий, интересные задания запоминались в 1,7 раза больше, чем неинтересные. Факты окружения могут обладать побудительной силой, полной разрядки квазипотребности не происходит, интересное задание побуждает снова его выполнять.

3. Степень близости испытуемых к завершению заданий.

Сопоставила результаты заданий, где прерывание наступало ближе к началу с теми, где осуществлялось прерывание ближе к концу. Задания, прерванные на завершающей стадии, запоминались в 1,4 раза лучше. Этот результат связывается: Интенсивность квазипотребности может меняться в зависимости от близости человека к достижению желанной цели.

Исследования С.Фаянс об изменении квазипотребности в зависимости от близости достижения. Фаянс предлагала дошкольникам игрушки. Чем ближе располагались игрушки, тем дольше они пытались осуществлять целеполагающие действия.

4. Установка на воспроизведение.

Испытуемые по-разному относились к просьбе перечислить выполняемые задания. Одни относились к просьбе, как не имеющей для них особого значения, рассказывали об этом без особых усилий и стараний на большее воспроизводство (2,8). Другие воспринимали просьбу, как проверку памяти, – старались воспроизвести максимально возможное число заданий (1,5).

Появление в данной ситуации нового дополнительного намерения может существенно повлиять на результаты эксперимента.

У Зейгарник перечисляются другие факторы: неудовлетворенность выполненным заданием, четкость выполнения заданий и др.

Зейгарник стремится к тому, чтобы выявить все факторы поля, в которых находится каждый испытуемый, тогда можем решать задачи по предсказанию и управлению поведением человека.

А.Н.Леонтьев.Потребность – состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его.

Потребность (с общебиологической точки зрения) представляет собой такую нужду живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами ее обнаружения и устранения. В принципе эти механизмы и составляют основу потребности, определяют ее тип и содержание.

Одной из характеристик потребности является ее предметность. Потребность в чем-то и это что-то и есть ее предмет. Еще одна характеристика потребностей — их специфическая динамика: способность актуализироваться и изменять свою напряженность, способность угасать и воспроизводиться вновь.

Динамика потребностей отражается на поведенческом уровне. При отсутствии предмета потребности во внешнем поле – активизируется поисковое поведение. У животных поисковое поведение имеет форму внешней активности, не направленной на тот или иной наличный предмет (это выражается в гиперкинезе). Потребность, которая еще не обнаружила своего предмета (этот предмет еще отсутствует или не выделен во внешнем поле) – активизирует поведение направленное на опредмечивание этой потребности. Существует несколько этапов: возникновение нужды; обнаружение нужды (актуализация потребности), поисковое поведение. Следующий этап: узнавание объекта потребности. Субъект должен как бы идентифицировать данный объект относительно актуализированной потребности (т.е. открыть, может ли данный объект удовлетворить данную потребность). Если этот вопрос получил положительный ответ, то срабатывает механизм закрепления данного объекта за данной потребностью.

Существует несколько механизмов непосредственного опредмечивания потребностей.

1. На стадии инстинктивного поведения: проявляется механизм запечатления

2. Импринтинг. Особенность: признаки объекта, удовлетворяющего какой-то потребности заложены генетически. На основе, запечатления этого объекта происходит так же быстро и легко, мгновенно, необратимо, при этом существует сензитивный период. Ключевые признаки размыты.

3. Обуславливание – формирование мотивационного отношения к новому раздражителя (при этом содержание этого отношения не совпадает с мотивационным значением безусловного раздражителя). Обуславливание обеспечивается специальными процессами эмоциональной природы (переключение эмоций с безусловного раздражителя на условный). Отмечается свойство генерализации – когда схожесть с обусловленным фактором, другого фактора, тоже вызывает реакцию. В отличии от механизмов инстинктивного опредмечивания обуславливание подвергается угашению при отсутствии подкрепления.

Все вышеприведенные механизмы проявляются у человека. Импринтинг наблюдается при влюбленности, при контакте матери и ребенка, половое запечатление.

Очень большое значение имеет механизм обуславливания при развитии мотивационной сферы человека (отмечается роль процессов познания, которые влияют как на скорость обуславливания, так и в принципе на результат (будет или не будет происходить обуславливание). Так же при формировании мотивационной сферы человека пользуются механизмом мотивационного опосредования (когда на основе мотивационно значимых элементов пытаются сформировать мотивационное отношение к другим элементам). Отличие в том, что в первом случае мотивацию формируют реально воспринимаемые события жизни, в другом – ожидания, обещания, прадвосхищения, угрозы.


Мотивы: Классификация, функции и модификации

РЕКЛАМА:

В этой статье мы обсудим:- 1. Классификация мотивов 2. Функции мотивов 3. Модификация 4. Важные ситуационные детерминанты.

Классификация мотивов :

Она разделена на два общих класса:

1. Физиологические:

Реклама:

Первичные побуждения:

:

Первичные побуждения:

:

Первичные побуждения:

:

Первичные побуждения:

:

Первичные побуждения:

:

.0008

Состоит из незаученных влечений, возникающих в процессе созревания. Физиологический драйв.

2. Социальные:

Вторичный диск:

РЕКЛАМА:

Те, которые приобретаются в процессе обучения. Эти побуждения включают в себя большой элемент обучения.

1. Физиологическое влечение или первичное влечение :

Три причины физиологического влечения:

(i) Стимулы

(ii) Ткани и

(iii) Гормональные вещества в крови.

Гомеостаз:

Это тенденция организма поддерживать баланс между внутренними физиологическими состояниями. Это необходимо для выживания человека.

Температура тела, давление, кровообращение, пульс и сердцебиение. Многие гомеостатические механизмы участвуют в поддержании состояния в пределах нормы. Поведение, имеющее эффект регуляции внутреннего физиологического состояния для поддержания баланса физиологических механизмов поддержания баланса в организме.

РЕКЛАМА:

Голод тепло, холод и боль физиологические влечения, жажда, голод и секс. Жажда побуждает пить. Сон — типичный физиологический драйв. Потребность во сне реальна. Сексуальная мотивация уникальна среди биологической мотивации.

Сексуальная привычка гораздо важнее в сексуальном поведении человека и высших животных, чем среди низших животных.

В основе материнского влечения лежит комбинация гормонов, выделяемых во время беременности.

2. Вторичные влечения — психологические и социальные :

Многие виды поведения мотивированы психологическими влечениями:

i. Активность:

Один из влечений, который вообще характерен для всех видов влечения к телесной деятельности. Но физиологические потребности более активны. Активность также может иметь своим источником сенсорную стимуляцию. Активность — это побуждение показывает, что активность сама по себе может быть наградой за воспитание.

ii. Страх:

Его следует считать влечением просто потому, что оно мотивирует поведение. Это побуждает человека попытаться избежать вызывающей страх ситуации или негативной цели. Это мощный драйв. Многим страхам можно научиться, но некоторым не научиться.

iii. Любопытство:

Интерес к новой стимуляции называется влечением к любопытству. Это характерно для удовлетворения всех влечений. Любопытство, как и физиологическое влечение, представляет собой необученные влечения, которые усиливаются при лишении и ослабевают при удовлетворении.

iv. Манипулятивный драйв:

Это довольно сложно, если не невозможно; отделить то, что делается при изучении новой ситуации, от того, что пережито. Мы еще не определили, задействованы ли разные приводы. Управляемые влечения не отличаются от влечения любопытства или исследовательского влечения. Он манипулирует объектами.

v. Нежное влечение:

Любовь — мощный мотив в человеческих делах. Если не принимать во внимание сексуальный компонент, привязанность к другим по-прежнему является очень важным побуждением. Он возникает в ходе нормального созревания. Привязанность в значительной степени узнала.

Страх, любопытство и привязанность могут противоречить друг другу. Необычная ситуация может вызвать как страх, так и любопытство. Аффективное стремление к утешению в контакте с объектом, похожим на мать, кажется необученным стремлением. Его удовлетворение может облегчить страх, поддержать выражение любопытства.

При сравнении первичных влечений у животных материнское влечение сильнее жажды, голода и полового влечения; они, в свою очередь, сильнее, чем любопытство или исследовательские побуждения.

VI. Депривация:

Когда влечение сильно лишено, оно доминирует над другими влечениями, и деятельность направлена ​​на его удовлетворение. Снижение сенсорной стимуляции до минимума вызывает беспокойство и потерю способности концентрироваться. Обычно люди не могут терпеть его очень долго.

Функции мотивов :

(i) Три функции мотива:

(a) Мотив активизирует поведение

(b) Мотив вызывает активность,

(c) Мотив высвобождает энергию

(ii) Избирательная функция мотива:

Выберите мотив в соответствии с потребностью.

(iii) Мотив направляет поведение:

Все мотивы и стимулы не равносильны. Они меняются в зависимости от времени и окружающей среды. Человеческая природа хочет избавиться от напряжения, поэтому познавательный опыт всегда полезен.

Модификация мотивов :

Побуждения, которые обсуждались, такие как голод, жажда, любопытство и привязанность, все присутствуют в человеке.

1. Приобретенный страх:

Один из них называется обусловливанием большинства вещей, которых мы теперь боимся, будучи взрослыми, и которых не боялись в младенчестве. Мы научились бояться их в процессе обусловливания. Эти выученные страхи во многих случаях сильно мотивируют и заставляют вырабатывать новые привычки.

2. Вторичная цель:

Посредством обусловливания мы также можем научиться позитивным целям. Процесс тот же, но знак другой. Мы приобретаем новые цели, называемые вторичными, которых раньше у нас не было.

Например, мать берет своего ребенка на руки каждый раз, когда он плачет (из-за голода), чтобы накормить его, ребенок со временем приобретает цель взять его на руки и может плакать, чтобы его взяли, даже если он не голоден.

3. Социальные ценности:

Некоторые ценности, приобретаемые таким образом, связаны с другими людьми, а некоторые, заметьте, называются социальными ценностями.

Человек стремится к приобретению социальных ценностей, потому что с момента его рождения другие люди так много делают для удовлетворения его потребностей в еде, в тепле, в сухости или в удобном положении.

4. Обобщение и фиксация:

Есть тенденция реагировать одинаково.

Сложные мотивы:

Мотивированное поведение может быть изменено в процессе старения и обучения. Принадлежность, социальное одобрение, статус, безопасность.

Достижение:

Достижение — мощный мотив. Это мотив совершить что-то, чтобы добиться успеха в том, что предпринимается, и избежать неудачи. Сила мотива достижения, как и другого сложного мотива, варьируется от человека к человеку. У некоторых людей стремление к успеху в том, за что они берутся, чрезвычайно сильно, у них очень высокий уровень стремления.

Уровень устремления – Уровни достижения = Несоответствие цели

Между уровнем стремления и уровнем достижения есть большое или малое расхождение, люди ставят свои цели немного выше, чем они уверены в достижении, и это нормально. Несоответствие часто возникает из-за того, что люди научились бояться неудач. Они не ставят перед собой высоких целей, опасаясь их достижения.

В последние годы мотив достижения изучался внутри компании. Это считается уровнем устремления.

Важные ситуационные детерминанты достижения Мотив :

1. Стремление к достижению успеха.

2. Склонность избегать неудач.

T f = M af x P f x l f

4. Конфликт приближения-избегания в ситуациях достижения.

Главная ›› Психология ›› Мотивация ›› Мотивы

Значение, определение, характер, виды и функции мотивации

Что такое мотивация?

Мотивация в той или иной форме всегда присутствует в основе всей человеческой деятельности, поскольку человеческое поведение в той или иной форме направляется мотивами или влечениями. В любой сфере жизни и на различных этапах деятельности мотивация играет важнейшую роль. Так что наш успех и достижения в жизни зависят от мотивации.

Мотивация считается сердцем обучения, «непременным условием обучения», «золотой дорогой к обучению» и мощным фактором обучения, поскольку любое обучение является мотивированным обучением. Обучение не может быть успешным, эффективным или действенным без настойчивых, целенаправленных и избирательных усилий.

Значение мотивации

Мотивация происходит от слова « movere », что означает двигаться. Это процесс возбуждения действия, поддержания активности в ее развитии, регуляции и направления паттерна активности посредством энергетических преобразований в тканях организма. Это искусство привития и стимулирования интереса к учебе и другим подобным видам деятельности. Некоторые из аспектов мотивации подчеркнуты терминами: побуждение, намерение, побуждение, желание, побуждение, решимость, потребность, побуждение, желание, желание, воля, страстное желание, отношение, предубеждение, предубеждение, установка, готовность, цель и цель. как.

Определения мотивации

Некоторые из хорошо известных определений мотивации приведены ниже:

(1) конец, т. е. отношение, предубеждение, побуждение, импульс, тяга, побуждение, желание, желание, интерес, воля, намерение, стремление, цель».

(2) Согласно Guilford , «Мотивация — это внутренний фактор или условие, которое имеет тенденцию инициировать и поддерживать деятельность».

(3) Согласно Johnson , «Мотивация – это влияние общей модели деятельности, указывающее и направляющее поведение организма.

(4) внутри личности характеризуется эффективным возбуждением и предвосхищающими целевыми реакциями.

(5) Определение Скиннера , «Мотивация в школьном обучении включает в себя побуждение, сохранение, поддержание и направление желаемого поведения».

Процесс мотивации

Элементами процесса мотивации являются: (1) мотивы, (2) поведение, (3) цель, (4) обратная связь.

(1) Мотив:- Мотив побуждает учащегося к действию. Мотивы определяют общую направленность поведения учащегося.

(2) Поведение:- Поведение представляет собой ряд действий человека. Как правило, мотивируется стремлением к достижению цели.

(3) Цель:- Мотивы направлены на достижение целей. Цели – это цели, которые приносят удовлетворение учащимся.

(4) Обратная связь:- Обратная связь может быть в виде уменьшения или увеличения напряжения.

Цикл мотивации

Мы установили, что термины потребность, побуждение, напряжение, цель, стимул являются различными аспектами мотивации. Мотивация – это состояние организма, инициируемое какой-либо потребностью, которая движет или движет организмом изнутри и направляет его деятельность на цель, которая может привести к удовлетворению этой потребности. Таким образом, мотивация представляет собой цикл, состоящий из различных стадий:

(1) Потребность:- В начале есть потребность. желание или желание.

(2) Побуждение:- Потребность, желание или потребность порождают побуждение или мотив.

(3) Мотивация к действию:- Побуждение или побуждение, возникающее таким образом, побуждает организм действовать для ослабления побуждения или побуждения.

(4) Целенаправленный:- Таким образом, поведение организма становится целенаправленным.

(5) Достижение и цель:- На заключительном этапе мотивационного цикла организм достигает желаемой цели, и его побуждение или мотив удовлетворяются.

Когда организм достигает желаемой цели, он получает немедленное подкрепление или поощрение. Другими словами, он дополнительно мотивирован. играть. Термин «стимул» часто используется для этой стадии мотивационного цикла. Таким образом, стимулы — это цели или ситуации, удовлетворяющие желаемые мотивы и усиливающие мотивацию человека. Предоставление работнику надбавки за сверхурочную работу является примером поощрения.

Источники мотивации

Существует четыре основных источника мотивации: (1) потребности, (2) побуждения, (3) стимулы и (4) мотивы.

(1) Потребности:- Каждый человек, существующий в этом мире, должен стремиться к удовлетворению своих потребностей или желаний. По словам Боринга, Лангфельда и Велда, «потребность — это напряжение внутри организма, которое имеет тенденцию организовывать поле организма в отношении определенных стимулов или целей и побуждать к деятельности, направленной на их достижение».

Потребности – это относительно постоянные тенденции, которые ищут своего удовлетворения в достижении определенных конкретных целей. Когда эти цели будут достигнуты, на данный момент больше не будет нужды. Потребность отличается от потребности в том смысле, что я могу хотеть машину. Это может быть желание или желание, но не потребность. Но потребность всегда востребована. Потребности можно разделить на две категории:

  1. Физиологические потребности:- Физиологические потребности – это потребности, необходимые для выживания индивидуума, например, потребность в еде, отдыхе, сне, сексе, свете, разного рода выделениях и потребность в деятельности.
  2. Психологические потребности:- Психологические потребности включают потребность в принадлежности, потребность в безопасности, потребность в статусе и престиже, потребность в уверенности в себе, потребность в достижениях, потребность в независимости, потребность в самореализации и т. д.

(2) Драйв:- Драйв – это оригинальный источник энергии, активизирующий человеческий организм. Это внутриорганная активность или состояние ткани, обеспечивающее стимуляцию определенного типа поведения. По словам Шаффера и других, «драйв — это сильный стойкий стимул, требующий дополнительной реакции».

Все накопители создаются по потребностям. Побуждения активизируются, когда есть какая-то потребность. Например, когда есть потребность в еде, воде и сексе, мы чувствуем голод, жажду и сексуальность соответственно, и это называется влечениями. Термин «драйв» используется для обозначения физиологических потребностей. Потребность рождает драйв. Драйв обусловлен потребностями. Влечение направляет поведение в определенное русло в соответствии с потребностями.

(3) Стимул:- Экологические вещи, которые удовлетворяют потребности живого существа, называются стимулами. Например, влечение к голоду удовлетворяется едой, поэтому пища называется стимулом. Но потребности и движущие силы являются внутренними требованиями, тогда как стимулом является вещь или существо, которое находится в окружающей среде. Стимулы подстрекают, пробуждают и побуждают к действию, когда они связаны с определенными стимулами, сигнализирующими об их присутствии.

Согласно Расточной , Langfeld и Weld , «Стимул может быть определен как объект, ситуация или действие, которое возбуждает, поддерживает и направляет поведение». По словам Хилгарда, «в целом подходящим стимулом является тот, который может снизить интенсивность влечения». Стимул активизирует деятельность. Поощрения могут быть двух видов:

  1. Положительные поощрения включают похвалу, приз, улыбку, деньги.
  2. Негативные стимулы включают боль, наказание и т. д.

(4) Мотивы:- Мотивы принимают различные формы и обозначаются многими различными терминами, такими как потребности, желания, напряжения, установки, определяющие тенденции, отношения, интересы, постоянные стимулы и так далее. Некоторые психологи называют мотивы врожденными или приобретенными энергиями, а некоторые психологи называют их физиологическими или психологическими состояниями.

Типы мотивации

Ниже приведены типы мотивации:

1. Положительная мотивация

Положительная мотивация или стимулирующая мотивация основана на вознаграждении. Рабочим предлагаются стимулы для достижения желаемых целей. Стимулы могут быть в форме большей оплаты, продвижения по службе, признания работы и т. д. Сотрудникам предлагаются стимулы, и они стараются охотно улучшить свою работу.

По словам Питера Дранкера, настоящие и позитивные мотиваторы отвечают за размещение, высокий уровень производительности, информацию, достаточную для самоконтроля, и участие работника в качестве ответственного гражданина в сообществе завода. Положительная мотивация достигается сотрудничеством сотрудников, и у них возникает чувство счастья.

2. Негативная мотивация

Негативная мотивация или страх основаны на силе или страхе. Страх заставляет сотрудников действовать определенным образом. В случае, если они не действуют соответствующим образом, они могут быть наказаны понижением в должности или увольнением. Страх действует как толкающий механизм. Сотрудники не охотно сотрудничают, а хотят избежать наказания.

Несмотря на то, что сотрудники работают на таком уровне, чтобы избежать наказания, такой тип мотивации вызывает гнев и разочарование. Этот тип мотивации обычно становится причиной производственных волнений. Несмотря на недостатки отрицательной мотивации, этот метод обычно используется для достижения желаемых результатов. Вряд ли найдется менеджмент, который в тот или иной момент не использовал отрицательную мотивацию.

Роль мотивации в учебно-воспитательном процессе

(1) Мотивы направляют поведение , т. е. как бы направляют поведение индивида таким образом, что он получает удовлетворяющее чувство. Султан Колер был направлен голодом, чтобы получить бананы. Учитель должен сделать своих учеников активными и мотивированными, чтобы направлять их энергию на четко определенные и достижимые цели.

(2) Мотивы активизируют поведение , т. е. обеспечивают учащегося энергией в его учебной деятельности. Награда побуждает к дальнейшему успеху, а наказание за неудачу побуждает к действию для достижения. Таким образом, такие мотивы, как вознаграждение, наказание и т. д., очень полезны в процессе обучения.

(3) Мотивы выбирают поведение , т. е. выбираются только те акты обучения, которые поддерживаются нашими мотивами. Они располагают учащегося реагировать на одни ситуации и игнорировать другие, т. е. помогают учащемуся в достижении правильных ответов и в устранении неправильных ответов.

(4) Помогает привлечь внимание:- Мотивация помогает привлечь внимание. Учитель может помочь учащимся сконцентрировать свое внимание на учебе, мотивируя их.

(5) Способствует развитию интереса:- Мотивация – это искусство прививать интерес учащимся. Следовательно, учитель может вызвать у учащихся интерес к работе, мотивируя их.

(6) Приобретение знаний:- Мотивация способствует быстрому получению знаний. Таким образом, учитель может мотивировать учащихся к скорейшему получению большего количества знаний, используя лучшие методы обучения.

(7) Полезно в формировании характера: — Учитель может мотивировать учеников на приобретение благородных ценностей и идеалов. Таким образом, он может помочь им в формировании характера.

(8) Развитие социальных качеств:- Мотивация помогает в развитии социальных качеств. Учитель может мотивировать учащихся на развитие чувства общности и социальных качеств, поощряя их к участию в групповых мероприятиях.

(9) Развитие чувства дисциплины:- Учитель может мотивировать учащихся на желаемую деятельность. Он может решить проблему недисциплинированности, развивая в учениках чувство дисциплины.

(10) Прогресс в соответствии с индивидуальными различиями:- Учитель может помочь учащимся в выполнении работы в соответствии с индивидуальными различиями, используя соответствующую мотивацию. Таким образом, он может предоставить студентам возможности для достижения прогресса в соответствии с индивидуальными различиями.

(11) Фундамент личности:- Мотивация играет важную роль в физическом, интеллектуальном, эмоциональном, социальном, академическом, профессиональном и т. д. развитии личности. Она считается краеугольным камнем личности. Учитель должен время от времени мотивировать учащихся с целью оказания им помощи в лучшем развитии личности.

Воздействие мотивации

Любой, у кого когда-либо была цель (например, желание сбросить 20 фунтов или пробежать марафон), вероятно, сразу понимает, что просто иметь желание чего-то достичь недостаточно. Достижение такой цели – способность упорно преодолевать препятствия и выносливость, чтобы продолжать идти, несмотря на трудности.

Есть три основных компонента мотивации: активация, настойчивость и интенсивность.

  1. Активация включает в себя решение инициировать поведение, например записаться на занятия по психологии.
  2. Настойчивость — это непрекращающееся стремление к цели, несмотря на наличие препятствий. Примером настойчивости может быть посещение дополнительных курсов психологии, чтобы получить степень, хотя это требует значительных затрат времени, энергии и ресурсов.
  3. Интенсивность можно увидеть в концентрации и энергичности, необходимых для достижения цели. Например, один студент может обходиться без особых усилий, в то время как другой студент будет регулярно учиться, участвовать в дискуссиях и пользоваться исследовательскими возможностями вне класса. Первому ученику не хватает интенсивности, а второй с большей интенсивностью преследует свои образовательные цели.

Природа мотивации

Мотивация – это психологический феномен, возникающий внутри человека. Человек ощущает нехватку определенных потребностей, для удовлетворения которых он чувствует себя работающим больше. Потребность, удовлетворяющая эго, побуждает человека действовать лучше, чем обычно. Из определений, данных ранее, можно сделать следующие выводы:

  1. Мотивация – это внутреннее чувство, которое побуждает человека работать больше.
  2. Эмоции или желания человека побуждают его к выполнению той или иной работы.
  3. Неудовлетворенные потребности человека, нарушающие его равновесие.
  4. Человек движется к удовлетворению своих неудовлетворенных потребностей, обусловливая свои энергии.
  5. В человеке есть дремлющие энергии, которые активизируются путем направления их в действия.

Методы мотивации

Методы мотивации относятся к различным методам мотивации сотрудников. Все такие методы основаны на применении различных теорий мотивации. Вот некоторые из важных методов или типов:

1. Участие

Участие относится к деятельности, вовлекающей сотрудников в процесс принятия управленческих решений и планирования деятельности. Участие сотрудников в формулировании корпоративных планов и политик обеспечивает чувство принадлежности, признания, принятия, достижений и ответственности. В результате сотрудники будут мотивированы на более высокий уровень производительности.

2. Поведенческая мотивация

Процесс улучшения поведения сотрудника с помощью различных инструментов и методов. Потому что измененное поведение сотрудников может мотивировать их на более высокий уровень производительности. Это также повышает их трудовую ответственность.

3. Деньги и финансовые выгоды

Деньги и финансовые выгоды генерируются извне. Они предоставляются в виде заработной платы, поощрений, льгот и других материальных услуг. Это работает как «пряник» для мотивации сотрудников.

4. Рабочая группа

В соответствии с ней сотрудники подразделяются на разные рабочие единицы для удовлетворения различных социальных потребностей. Затем сотрудники допускаются к работе в группе, и они обсуждают качество и производительность, тем самым выясняя причины недостатков. Следовательно, сотрудники самомотивированы и самонаправлены на достижение организационных должностей и обязанностей.

5. Планы участия в прибылях

Это еще один способ мотивации сотрудников, позволяющий им получать определенный процент от прибыли. Когда сотрудники непосредственно участвуют в прибыли компании, они могут быть мотивированы на получение большей прибыли.

6. Оплата на основе навыков

Этот метод мотивации связан с оплатой труда сотрудников на основе навыков, которыми они обладают при выполнении задач. Таким образом, высококвалифицированные сотрудники будут напрямую мотивированы на более высокий уровень производительности труда. Точно так же сотрудники с более низкими навыками побуждаются улучшать свои навыки и знания.

7. Гибкий возврат

Это означает назначение системы оплаты или плана поощрения, основанного на попытках, показанных работниками на реальном рабочем месте. более высокий уровень производительности.

8. Похвала и порицание

Это тоже внешнее побуждение. Прекрасная работа и правильное поведение хвалятся учителем, что повышает вероятность желательного поведения. Они получают поощрения за хорошую работу.

Выговор или критика за неправильную работу также является методом мотивации. Правильное использование этой методики дает положительный эффект, и вероятность нежелательного поведения может быть снижена. Этот метод наиболее эффективен и полезен для способных учеников, и его не следует использовать при плохой учебе. Его следует использовать в форме заявления.

9. Поощрение и наказание

Это важный метод мотивации в учебной ситуации в классе. Поощрение выдается за хорошую и правильную работу студентов. Это внешний тип мотивации. Студенты получают поощрение за свою работу.

10. Соревнование и сотрудничество

Это социальная мотивация, поэтому она более полезна при обучении в классе. Мы наблюдаем чувство соперничества и сотрудничества среди учащихся в школах. Один ученик намеревается работать лучше, чем другие. Учитель поощряет ученика этим приемом.

11. Успехи и неудачи

Бернар говорит, что успех развивает у учащихся уверенность в себе. Успех наиболее эффективен для среднего студента, но мотивирует всех.

Функции мотивации в классе

Основные функции мотивации в классе:

  1. Организует поведение учащихся.
  2. Инициирует и поддерживает деятельность и поведение в процессе обучения.
  3. Регулирует и контролирует поведение учащихся.
  4. Ускоряет скорость активности и поведение учащихся.

Эти функции мотивации служат в образовании следующей цели.

  • Опишите изменения в поведении учеников.
  • Формирование характера учащихся.
  • Активные и внимательные ответы учащихся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *