А маслоу пирамида: Пирамида Маслоу: 5 уровней потребностей человека

Пирамида потребностей А.Маслоу — Н.Нарицын, М.Нарицына

Случайная цитата

Этот человек стремится все разложить по полочкам, систематизировать. И даже поднимаясь по служебной лестнице, предпочитает делать это не скачком и не пинком, а именно постепенно, шаг за шагом.

Ошибка в тексте?

Выделите её «мышкой» и нажмите: Ctrl + Enter

Дата создания: 22.06.2018
Дата обновления: 22.06.2018

«Пирамида потребностей Маслоу», едва появившись, тут же начала жить своей жизнью и при этом обрела массу разноплановых и порой противоречивых трактовок. Чуть ли не каждый психолог, социолог и бизнес-консультант до сих пор пытается интерпретировать ее по-своему…


Н.Н.: — Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, иногда называемая «пирамидой» или «лестницей» Маслоу, является фундаментальной теорией, признанной специалистами по менеджменту во всем мире.

В 1954 году в работе «Мотивация и личность» Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому. Вершину этой пирамиды составляла так называемая потребность в самоактуализации, которую Маслоу считал врождённым человеческим стремлением, но прежде чем раскрыть свои задатки и способности, человек, по этой теории, должен полностью удовлетворить все остальные потребности более низких уровней пирамиды.

Но прежде чем начать разговор о «пирамиде потребностей», хотелось бы сказать несколько слов о её авторе. Абрахам Маслоу всю свою жизнь пытался применить математические методы к психологии: точнее, пытался из описательной отрасли сделать психологию измеряемой. Но по горькой иронии научной судьбы – самую известную его теорию, ту самую «иерархию потребностей», коллеги по выходе как раз и упрекали в излишней описательности.

Как указывали авторы «Истории современной психологии», супруги Шульц, «теория самоактуализации поддаётся лабораторным исследованиям довольно слабо, а в большинстве случаев и вовсе не подтверждается».

В 1962 году в работе «К психологии бытия» Маслоу подправил свою пирамиду кардинальным образом: он уходит от жёстко заданной иерархии и предполагает, что на самом деле все потребности людей делятся только на две группы. Первая группа — так называемые дефицитарные, или насыщаемые потребности: не в том смысле, что «один раз наелся и больше не надо» – а в том, что хотя бы на какое-то время эти потребности можно полностью удовлетворить. И вторая группа – потребности бытийные, ненасыщаемые: ориентированные на развитие и рост, а значит, изначально не ограниченные сверху.


— Согласны ли вы с постулатами об иерархическом положении групп потребностей? Каково, на ваш взгляд, их взаимоотношение и взаимодействие?

Н.Н.: — «Пирамида потребностей Маслоу», едва появившись, тут же начала жить своей жизнью и при этом обрела массу разноплановых и порой противоречивых трактовок. Чуть ли не каждый психолог, социолог и бизнес-консультант до сих пор пытается интерпретировать ее по-своему. Но главная проблема этой пирамиды – если хотите, именно ее иерархичность. Мол, «пока ты не удовлетворил потребности низшего уровня – ты не имеешь права стремиться к более высшим «. Это один вывод из данной теории; а второй – что якобы все должны стремиться к самой вершине этой пирамиды, а кто не стремится – тот слабак, тюфяк и ничтожество. На этом основано множество так называемых «тренингов личностного роста», понимающих этот самый рост как «содействие в преодолении всех уровней квеста для того, чтобы вы в итоге оказались на вершине. Даже если вы там ничего не забыли и вам самому туда совершенно не надо». Или надо, но другим способом.

А на самом деле иерархичность данной пирамиды – в том, что чем выше уровень – тем более сложно организована данная потребность, и тем меньшее количество людей в ее реализации нуждается.

Как уже приходилось озвучивать в нашем соавторском докладе, сам Маслоу в своих письмах отмечал, что теория, сделавшая его знаменитым, применима к пониманию потребностей человечества в целом, как философское обобщение, но никоим образом не может использоваться в отношении конкретного индивидуума.

Своим внешним видом пирамида Маслоу напоминает схему иерархических взаимоотношений в человеческом обществе, часто называемую пирамидой власти, что вероятно и сделало её столь популярной у людей с иерархическим мышлением. Эта система как бы навязывает каждой отдельной личности однонаправленную постановку жизненных целей, движение по жизни только по одному пути, к одной вершине. Сходящаяся в этой вершине пирамида как бы подталкивает людей к бессмысленной конкурентной борьбе. Более того, иерархия потребностей также напоминает и так называемое «списочное счастье»: некий перечень одинаковых критериев благополучия для всех. Кто достиг указанных в списке результатов (вырастил ребёнка, построил дом, посадил дерево и т.п.) — буквально должен считать себя счастливым. Кто не добился соответствия результатам, навязанным актуальным социумом – естественно ощущает себя несчастным.

— Встречается много разных переводов и трактовок содержания каждой из групп. Как бы вы сформулировали их (можно за исключением физиологии, с ней вряд ли возможны разночтения)?

Н.

Н.: — Честно говоря, я затрудняюсь ответить на этот вопрос: потому, что если автор теории сам в итоге признаёт, что теория не совсем состоятельна, есть ли смысл озадачиваться тонкостями ее формулировок? Да, согласен, в разных переводах названия уровней звучат по-разному. Более того, в разных трактовках их разное количество! Я со своей профессиональной точки зрения скорее готов присоединиться к итоговому выводу Абрахама Маслоу относительно насыщаемых и ненасыщаемых потребностей. А конкретное определение самих этих потребностей остаётся задачей конкретного человека. Ведь только ему, в конце концов, для себя лучше всех может быть понятно, чего он хочет достичь в жизни: принятия, уважения, причастности, принадлежности к группе (и какой конкретно группе) и т.п.

В уже упомянутом докладе предлагалась идея не пирамиды, а так называемого дерева потребностей. Удовлетворение основных, стволовых, прикорневых потребностей необходимо любому живому существу на нашей планете. Это в первую очередь – дышать, потреблять воду, пищу и выводить из организма продукты обмена.

Без этих функций живое перестанет называться живым.

Но уже с более сложными потребностями не всё так однозначно.

Например, возьмем стремление к безопасности. Мы все знаем массу примеров, когда люди рисковали жизнью, а то и погибали, ради неких далеко не витальных целей и задач. У людей вообще встречается, скажем так, сознательно рискованное поведение. Как пример – экстремальные виды спорта. При штурме Эвереста ежегодно погибают более 50 человек, при том, что за право рискнуть нужно заплатить довольно крупную сумму. Но без подобного риска те герои будут считать себя несчастными. Так что уже на этом уровне от основного ствола дерева потребностей начинают отходить отдельные ветви.

Далее — чем выше, тем более часто идёт ветвление, тем богаче и разнообразнее крона, тем больше вариантов понятий индивидуального, личного счастья. По сути получается, что, поднимаясь по иерархии потребностей, мы получаем не суживающуюся к вершине пирамиду, а постоянно ветвящуюся, расширяющуюся крону дерева.

Потребностей становится всё больше, и они становятся всё разнообразнее.

Здесь нужно сделать ещё одно важное дополнение. Организм живой. Новые потребности стимулируют поиски новых возможностей для их достижения – новые возможности порождают новые потребности. Остановка здесь, по сути, смерть. Именно динамичное развитие этого процесса даёт ощущение жизненного драйва, обращая взгляд человека в будущее.

— У Маслоу встречаются пассажи вроде «Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя.»(с) Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. Что вы скажете по этому поводу? У человека есть потребность в оценке?

Н.Н.: — Увы, многие цитаты из Маслоу невольно искажены плюс к изначальной сомнительной формулировке ещё и усилиями наших переводчиков и трактователей. Не зря же в разных вариантах изложения встречаются в обозначении одного и того же уровня такие разные термины, как «принятие, причастность, принадлежность, оценка» и т.п. Потому что для многих в нашем социуме, в том числе для тех, кто переводил и продвигал работы Маслоу в нашей стране, высокая оценка сверху – краеугольный камень причастности принятия и принадлежности. Иерархически мыслящему человеку ложно представить, что он станет равным в обществе равных: в его системе таких критериев нет. И поэтому для того, чтобы он оказался куда-то принятым – нужно с его точки зрения, чтобы его положительно оценили в том коллективе, в который он пытается влиться.

Кстати, идея Маслоу, что все люди родятся одинаковыми и потому имеют одинаковые потребности, невольно привела и к тому, что некоторые потребности навязываются родительским, жизненным сценарием по принципу «У всех эти потребности есть – и у тебя должны быть».


«Потребность в принадлежности и любви. После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности, и мотивационная спираль начинает новый виток. Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей. Он жаждет тёплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего.»(с)


А если человек не находит удовлетворения этой потребности? Если он нигде не ощущает себя «среди своих» в силу собственной нестандартности, что тогда? Фрустрации, неврозы, депрессии? Отчаянный поиск «своих»?

Н.Н.: — Здесь опять вспомним прежде всего, что пирамида Маслоу все-таки предназначена не для конкретной личности, а для больших социальных групп, в которых менее сложные потребности встречаются практически у всех (нижний, самый массовый уровень), а чем потребность сложнее – тем у меньшего количества людей она возникает. Так что – далеко не у каждой личности может встречаться «потребность в принадлежности и любви», особенно непременно в таком виде, как здесь описано. Она может и быть, но быть качественно другой. Потому что, как сейчас уже известно, помимо людей, которые строят гетеросексуальные семьи и обзаводятся потомством (как один из примеров), есть партнёры в однополых союзах, есть люди, которые создают семью и при этом добровольно бездетны, есть одиночки, не стремящиеся ни к семье, ни к детям, есть нуклеарные семьи (в том числе с детьми), которые дистанцируются от влияния и прессинга мегасемейного клана… и все эти люди находятся в границах той самой нормы, которую охватывает пирамида Маслоу.

Другое дело, если потребность в той же «принадлежности и любви» у человека есть (и именно так он ее формулирует для себя), но особенность ее реализации у него по тем или иным причинам затруднена. Вот тогда ситуация действительно может оказаться чреватой фрустрациями, неврозами и депрессиями – в том числе если человек не разберётся (с помощью той же психотерапии) в том, что он за личность, что у него за потребности, каким образом и как их желательно реализовывать, и будет упорно стараться двигаться по не подходящему лично для него «общепринятому стандартному пути». Должен сказать, что нередко в подобных ситуациях мешает так называемая «наведённая цензура»: «ты должен хотеть вон того, а не вот этого, иначе ты – ненормальный». Таким образом, множество совершенно адекватных людей с не менее адекватными личными потребностями считают себя «ненормальными» и буквально боятся искать решения своих проблем. Об этом даже пришлось говорить на недавнем международном психотерапевтическом конгрессе.

Собственно, теория пирамиды ещё и этим небезопасна: при схеме дерева потребностей все же легче представить и принять, что каждая ветка и каждый листочек могут быть непохожими на другие, да и сами деревья могут быть разными; а пирамида – структура однозначная, строгая, монументальная, чем-то напоминающая рельсы в перспективе, по которым едет один общий поезд и с которых сворачивать нельзя, потому часто это будет катастрофа.

— Как cегодня воспринимается пирамида Маслоу?

Современное отношение к пирамиде Маслоу напоминает отношение большинства людей к психоанализу Фрейда – либо на неё молятся, либо сразу и целиком отвергают. Но Маслоу жил в своё время, имел ограниченные источники изучения мотиваций человеческих потребностей, однако при этом он обозначил фактически тотальную иерархизацию цивилизованного общества и отразил иерархизацию мышления цивилизованного человека. 


Маслоу даже не допускает мысли, что может существовать нечто неиерархичное. Что, собственно, и определяет роль иерархии потребностей Маслоу в окончательной победе идеологии тотальной иерархичности. Каковая в свою очередь приводит к так называемому иерархическому неврозу: о нём и о том, как людям с не-иерархическим мышлением, ощущающим себя «нестандартными и неправильными» жить в этом невротизированном иерархическом обществе, мы как раз говорим в новом курсе скайп-конференций.

На вопросы отвечал врач-психотерапевт Нарицын Николай Николаевич
Записала Нарицына Марина

Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу вернуть любовь родителей
Я хочу вернуть любовь родных
Я хочу восстановить привязанность родных
Я хочу выяснить отношения с детьми
Я хочу выяснить отношения с дочерью
Я хочу выяснить отношения с матерью
Я хочу выяснить отношения с отцом
Я хочу выяснить отношения с родными
Я хочу выяснить отношения с сыном
Я хочу выяснить свой статус в семье

Темы:ЖЖ-интервью, иерархия, скайп-конференции в Мастер-классе.

© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
© Нарицына Марина
психолог, психоаналитик
г. Москва

Поделиться:

Отсутствующая вершина иерархии Маслоу может спасти нас всех

Личностный рост —

Маслоу так и не удосужился опубликовать последний уровень своей пирамиды: самопревосхождение.


Когда психолог Абрахам Маслоу умер, он еще не закончил свою знаменитую иерархию человеческих потребностей.

Абрахам Маслоу

Он представил свою пирамиду в статье «Теория мотивации человека», опубликованной в Psychological Review . Вот иерархия, какой она ему представлялась, когда она была опубликована в 1943.

Первоначальная иерархия человеческих потребностей Маслоу

Однако Маслоу жил до 1970 года, и приведенная выше пирамида не отражает его окончательные мысли по этому поводу. В более поздние годы он добавил к пирамиде новую вершину: самопревосхождение .

Пересмотренная иерархия человеческих потребностей Маслоу

Никол Брэдфорд, генеральный директор и основатель Willow Group, недавно провел лето в Университете Сингулярности, чья миссия состоит в том, чтобы быть «глобальным сообществом, использующим экспоненциальные технологии для решения самых больших мировых проблем». Находясь там, у нее была возможность услышать выступления множества экспертов и дальновидных людей. В конце концов, она ушла, убежденная, что самые серьезные проблемы, стоящие перед человечеством, не технические.0012 возможно , это не может произойти до тех пор, пока мы не превзойдем самих себя, не взглянув за пределы нашего личного благополучия на нужды всех нас.

Это то, о чем говорит заключительная стадия пирамиды Маслоу: Удовлетворив наши основные потребности в нижней части пирамиды, поработав над нашими эмоциональными потребностями в ее середине и работая над достижением нашего потенциала, Маслоу почувствовал, что нам нужно превзойти мысли о себя как острова. Мы должны были видеть себя частью более широкой вселенной, чтобы разработать общие приоритеты, которые могут позволить человечеству выжить как виду.

Маслоу рассматривал методы, с которыми многие из нас знакомы сегодня — осознанность, поток — как средства, с помощью которых люди могут достичь более широкой перспективы, которая приходит с самопревосхождением. Учитывая важность объединения в глобальном сообществе, его работа предполагает, что эти и подобные им методы являются не просто настройками, доступными для оптимизации нашего разума, но жизненно важными инструментами, если мы надеемся сохраниться как живой вид.


Родственные

Жизнь

Колбаса CRISPR получает зеленый свет от FDA для потребления

Первое в своем роде одобрение может изменить наше отношение к продуктам с измененными генами.

Узнайте свой «истинный возраст» и как его изменить

Ваш хронологический возраст и ваш биологический возраст — не одно и то же. Этот бывший профессор Йельского университета объясняет, как определить разницу.

Hard Science

Как тектоника плит породила жизнь

Циклы жизни зависят от динамизма земной коры.

Высокая культура

Познакомьтесь с фоссегримом, норвежским зеленым гоблином, играющим на скрипке и поедающим коз

Но не забудьте принести фоссегриму надлежащее подношение, иначе.

Физика: важные вопросы нашего существования менее чем за час

Сабина Хоссенфельдер рассказывает об Альберте Эйнштейне, умерших бабушках, физике старения и многом другом в этом полном интервью для Big Think.

Новая модель самоактуализации, которая заменяет пирамиду Маслоу

Освежающая самоактуализация

«Достичь самореализации» — причудливый термин, означающий что-то настолько простое, что Pepsi Max использовала его в качестве своего слогана: жить на полную катушку. Абрахам Маслоу описал это как : «Стать все более и более тем, кто ты есть, стать всем, чем ты способен стать».

Вы, я и все хотели бы получить бездонную бутылку этого в нашей жизни. К сожалению для Pepsi, это не поместилось на их этикетке.

Самореализация — это , — это на вершине пирамиды Маслоу, о которой вы, вероятно, уже слышали. Под ним еще четыре уровня. Каждая из них представляет собой потребность, которая мотивирует людей («иерархия потребностей»).

Но пирамида сейчас считается неправильным взглядом на нее. Есть новая модель. И есть новый уровень выше самореализации.

Психолог и поклонник Маслоу №1 Скотт Барри Кауфман подробно рассматривает это в своей превосходной новой книге «Трансценд: новая наука самоактуализации».

Вот краткий, классный и свежий обзор.

В этом посте о том, как достичь самоактуализации

  • Старая модель
  • Новая модель
  • Последствия для достижения самореализации
  • За пределами самоактуализации
Жизнь не видеоигра, так что мы придется убрать вашу пирамиду.

Старая модель: схема пирамиды

Модель пирамиды Маслоу необходимо снести по двум причинам:

Первые Задача

Пирамида Маслоу не пирамида Маслоу.

Это McKinsey. Или создание Bain, или BCG, или какой-нибудь другой консалтинговой фирмы. Они всегда стремятся упростить вещи с помощью красивых презентаций PowerPoint, за которые они могут брать большие деньги, они изобрели это где-то в 60-х годах.

По иронии судьбы, с Маслоу никто не консультировался по этому поводу.

Второй Проблема

Жизнь не видеоигра.

Пирамида создает впечатление, что цель состоит в том, чтобы перейти с одного уровня на другой, как в видеоигре.

Вам удалось раздобыть крышу, кровать, еду и одежду? Поздравляю! Вы прошли первый уровень и открыли следующий: Безопасность. Затем на следующий уровень и так далее, пока вы не присоединитесь к Ганди или Элеоноре Рузвельт на вершине таблицы лидеров.

Маслоу никогда не предполагал, что человеческую мотивацию следует рассматривать таким образом. И не только потому, что тогда еще не были изобретены видеоигры. Потому что так игра не работает. В жизни мы играем на всех уровнях одновременно.

Это понимает каждый, кто хоть раз в жизни смотрел боевик. Вполне возможно влюбиться (уровень 3), когда над головой свистят пули (что ставит уровень 2 в серьезную опасность).

Итак, пора оставить пирамиду «Маслоу» в прошлом. Пришло время для новой модели:

Новая модель: все на борту!

В Transcend Кауфман разрушает пирамиды и запускает новую модель, чтобы объяснить, как потребности Маслоу объединяются, чтобы помочь нам достичь самореализации:

Парусник.

Источник: Transcend Скотта Барри Кауфмана / Иллюстрация парусника Энди Огдена

(PowerPoint и , консультанты!)

Вместо нескольких уровней пирамиды наши потребности состоят из двух обязательных и взаимосвязанных частей:0005

  1. Корпус и,
  2. Парус .

Вот как заставить их работать вместе для достижения самореализации.

Корпус, чтобы оставаться на плаву

Корпус нашего S. S. Self состоит из трех наших «потребностей в безопасности»:

  • Безопасность: Комфорт от осознания того, что мы, вероятно, выживем, даже если дела пойдут плохо.
  • Связь: Потребность в принадлежности и близости. (И Wi-Fi.)
  • Самооценка: Чувствовать себя хорошо, не будучи при этом самовлюбленным придурком.

Все три компонента должны быть водонепроницаемыми, прочными и обтекаемыми, чтобы иметь хоть какую-то надежду на самореализацию. Если нет, вы никуда не пойдете, кроме как вниз.

Парус для движения

Корпус сам по себе — это не лодка. Это баржа.

Нам нужны паруса, чтобы отправиться на поиски самореализации. Эти паруса состоят из трех «потребностей роста»:

  • Исследование: Любопытство, приключения и непредубежденность (и бесплатная подписка на «Рассмотрите это»).
  • Любовь: Почувствуйте любовь независимо от того, что другие думают о вас, а затем источайте ее, как «роза источает аромат», как выразился Маслоу.
  • Назначение: «Почему» заставляет ветер дуть в паруса. Перефразируя психолога Кеннона Шелдона, делайте хорошие вещи по уважительным причинам.

Сплетите их вместе, поднимите над гладким и прочным корпусом, и вы готовы создавать волны.

Не сравнивайте свой корабль с другими и сосредоточьтесь на том, чтобы ваша лодка пошла под парусом.

Значение для достижения самореализации

Нет книги и определенно нет поста в блоге, содержит волшебное пошаговое решение для достижения самореализации. 1 У любого, у кого есть ответы, есть дела поважнее, чем писать сообщения в блогах.

Но вот несколько стратегий, с которыми вы не ошибетесь.

Жизнь несправедлива, и не все мы рождаемся с корпусом одинакового качества. Все, что мы можем сделать, это максимально использовать то, что у нас есть.

Держись вместе

Жизнь иногда бывает бурной. Нас бросают, увольняют, ранят и разоряют настоящие штормы [ОБНОВЛЕНИЕ: или пандемии] .

Когда это произойдет, забудьте о жизненных целях, излучайте любовь или предприимчивость. Сосредоточьтесь на том, чтобы сохранить свой корабль вместе — на «корпусе» потребностей в безопасности, самоуважении и общении.

Перегруппируйте и укрепите их, чтобы, когда все снова уляжется, мы были готовы отпустить наши паруса и самореализоваться, глупые.

Двигайтесь в правильном направлении

Мы боремся против ветра, когда нацеливаемся на социально желательные, но индивидуально неприемлемые конкурентные ценности, такие как богатство, власть, популярность и влияние.

Вместо этого попробуйте думать, что нельзя проиграть. Направляйтесь к ценностям, за которые не нужно соревноваться. Маслоу предлагал, среди прочего, поиск истины, подлинность, творческий дух и гуманизм. Кауфман сообщает о недавних исследованиях, которые показали, что эти ценности в большей степени способствуют благополучию, чем соревновательные ценности.

Да, неконкурентные ценности не так привлекательны. Но опять же, сексуальность — это не самоактуализирующаяся ценность, за которой можно гнаться.

Сосредоточьтесь на собственном корабле

Беспокойство о том, что о нас думают другие, о ценностях, которых мы придерживаемся, и о том, насколько хорошо мы это делаем, ни к чему нас не приведет.

Первый , бедные они, у них такая скучная жизнь, а у нас такая интересная.

Второй , беспокойство о том, что думают другие, не делает ничего, кроме того, что пробивает дыры в нашей самооценке и связи и отвлекает нас от более важных вещей.

Сотрудничайте, а не соревнуйтесь и сравнивайте. В любом случае невозможно самореализовать друг друга.

Наслаждайтесь поездкой, потому что у всех нас одна цель: переспать с рыбками.

Наслаждайтесь поездкой

«Хорошая жизнь — это процесс, а не состояние бытия. Это направление, а не пункт назначения».

Карл Роджерс

Мы все можем достичь самореализации, но не можем прикоснуться к ней. Это не пункт назначения; это действие.

Так что сосредоточьтесь на самой поездке, сделайте ее значимой и самоактуализируйте свое маленькое сердце, пока оно не перестанет биться.

Превзойдите свое маленькое Я С.С., чтобы выйти за пределы самореализации.

За пределами самореализации:


Зачем плыть, если можно летать?

Достижение самореализации может показаться немного эгоистичным. Буквально в этом термине есть «я».

Вот почему позже в карьере Маслоу, после того как консультанты ушли с его пирамидой, он понял, что есть совершенно новый уровень, к которому люди могут стремиться:

Превосходство.

Отсюда и название книги Кауфмана. Как он объясняет это, трансцендентность равна «использование всего, что у вас есть, для реализации лучшей версии себя, чтобы вы могли помочь поднять планку для всего человечества».

Это эгоистично и самоотверженно. Это выход за пределы нашего маленького эго, чтобы достичь гармонии с внешним миром.

Если вы думаете, что это становится немного ву-вуу, вы правы. Это своего рода. Например, быть под воздействием психоделиков может быть трансцендентным опытом. Но таковы и ощущения:

  • Подняться на гору и увидеть раскинувшуюся перед тобой природу,
  • Держите на руках новорожденного и цените чудесность жизни, или
  • Пробирает мурашки от того, что подросток останавливается, чтобы помочь инвалиду загрузить продукты в машину.

Это чувство — благоговение , «духовный опыт каждого человека», как выразился Дэвид Яден.

Наш мозг взорвался бы фейерверком красок для галстуков, если бы мы безостановочно испытывали трансцендентность в жизни, так что даже не пытайтесь. Просто будьте в поиске моментов этого в жизни.

И, плывя на своей лодке для самореализации, вы найдете их еще больше.

Более подробные инструкции по достижению самоактуализации

Чтобы получить более подробную информацию от тех, кто действительно знает, о чем говорит, прочитайте книгу Скотта Бэрри Кауфмана «Трансценд: новая наука о самоактуализации».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *