Матушевская М.Г. 1.Охарактеризуйте ведущие направления психотерапии. Основные направления психотерапии, основанные на одноименных теориях, это психодинамическая, когнитивно-поведенческая и гуманистическая. Психодинамическое направление в психотерапии — это направление в психотерапии основано на глубинной психологии — психоанализе. В его рамках существуют разнообразные течения и школы, имеющие собственную специфику. Однако общим, объединяющим взгляды всех представителей психодинамического подхода, являются представления о бессознательных психических процессах и психотерапевтических методах, которые используются для их анализа и осознания. И психоанализ, и психоаналитическая психотерапия основаны на теории Фрейда, на представлениях о бессознательном и психологическом конфликте. Их целью является помощь пациенту в осознании причины внутренних конфликтов, имеющих свои истоки в прошлом, в детстве, и проявляющихся у взрослых в виде симптоматики и определенных форм поведения и межличностного взаимодействия. Когнитивно-поведенческая терапия — это направление психотерапии, которое фокусируется на изменении поведения через обучение новым навыкам и развитие позитивных привычек. Поведенческие терапевты используют различные методы, такие как систематическая десенсибилизация и когнитивно-поведенческая терапия, чтобы помочь пациентам избавиться от различных психологических проблем, таких как фобии, тревожность и депрессия. Это направление также фокусируется на изменении негативных мыслей, убеждений и оценок, которые могут привести к психическим проблемам. Когнитивные терапевты помогают пациентам стать осведомленными об этих мыслях и научиться заменять их на более здоровые, конструктивные мысли. Гуманистическая психология, которую часто называют «третьей силой в психологии» (после психоанализа и бихевиоризма) сформировалась как самостоятельное направление в 50-х гг.XXв. В основе гуманистической психологии лежит философия европейского экзистенциализма и феноменологический подход. Экзистенциализм привнес в гуманистическую психологию интерес к проявлениям человеческого бытия и становлению человека. Феноменология — описательный подход к человеку без предварительных теоретических построений, интерес к субъективной (личной) реальности, к субъективному опыту, опыту непосредственного переживания («здесь-и-теперь») как основному феномену в изучении и понимании человека. 2. Распишите этапы групповой психотерапии. Обычно в групповой терапии можно выделить следующие основные этапы: Первый этап групповой психотерапии представляет собой период образования группы как таковой и совпадает с началом лечения и адаптацией пациентов к новым условиям. Пациенты имеют различные установки и ожидания относительно лечения. Эти установки проявляются в надежде на различного рода направляющие инструкции психотерапевта, пациенты ждут от него указаний, прямого руководства, активных действий. Типичны также приписывание психотерапевту роли учителя, вера в «магию белого халата». Второй этап групповой психотерапии: начинается борьба за лидерство, место и положение в группе, обостряются внутригрупповые конфликты, четко распределяются роли, растет сопротивление. Важной составляющей этой фазы является наличие у пациентов агрессивных чувств к психотерапевту. Третий этап групповой психотерапии характеризуется процессом структурирования группы, консолидацией ее норм, целей и ценностей. Проявляются активность, самостоятельность и ответственность каждого члена группы за себя самого, других участников и группы в целом. Формируется групповая сплоченность — важнейшее условие эффективности психотерапевтической группы. Совместная деятельность по разрешению кризисной ситуации, в которой большинство пациентов испытывали похожие чувства и которую решали сходным путем все вместе, совместная выработка групповых норм делают для пациентов более естественным процесс принятия групповой культуры. Таким образом, у больного развивается чувство принадлежности к группе, ответственность за ее работу. Четвертый этап групповой психотерапии представляет собой фазу активно работающей группы. Возникшие в предыдущей фазе сплоченность, заинтересованность участников, эмоциональная поддержка, искренность, чувство безопасности, спонтанность создают возможности для развития процесса, направленного на решение собственно психотерапевтических задач. Для этого периода характерно принятие решения и использование приобретенного опыта и вне клинических ситуаций. Психодинамическая психотерапия является одним из основных подходов в психотерапии, который основывается на теории психодинамики, разработанной Зигмундом Фрейдом. Структура психодинамической психотерапии может включать следующие этапы: Оценка: психотерапевт проводит начальную оценку пациента, чтобы определить его проблемы и цели терапии. Эта оценка может включать сбор медицинской и психологической истории, проведение клинических интервью и психологических тестов. Эксплорация: психотерапевт работает с пациентом, чтобы помочь ему понять и описать свои чувства, мысли и поведение. Это может включать исследование прошлых событий, взаимоотношений и травм, которые могут оказывать влияние на текущие проблемы. Раскрытие: психотерапевт может использовать техники, такие как свободная ассоциация, чтобы помочь пациенту раскрыть неосознаваемые мысли и чувства, которые могут приводить к его проблемам. Интерпретация: психотерапевт может предложить интерпретации и объяснения пациенту, которые помогут ему лучше понять его неосознаваемые процессы и поведение. Работа над отношениями: психотерапия может включать работу над отношениями пациента с другими людьми, в том числе с родными и близкими. Целью этого этапа является улучшение взаимоотношений и общения пациента с окружающими. Работа над трансфером: терапевт может помочь пациенту осознать и понять трансферные отношения, которые могут возникать между пациентом и терапевтом. Завершение: психотерапевт работает с пациентом, чтобы подготовить его к завершению терапии. Это может включать рефлексию над процессом терапии и оценку результатов. Завершение терапии может быть поэтапным и проводится постепенно, чтобы пациент мог убедиться, что он достиг необходимых целей и готов к самостоятельной работе над своими проблемами в будущем. Это может включать постепенное уменьшение частоты встреч с терапевтом и переход на режим поддерживающей терапии.
5. Ознакомьтесь с материалом «Формы психотерапии» и запишите видео-ответ. Перечислите формы психотерапии, выделите главные особенности данных направлений и кратко опишите цели каждого направления. Видео ответ по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/RL5T/ABc9jNjEf Скачать 23,49 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Как разобраться среди новых направлений психотерапии
Постукивание пальцами, движение глаз, массаж, сочинение истории — все это доказанные, современные и эффективные психотерапевтические методы. Мы собрались в мир психического здоровья без побочных эффектов — и поговорили со специалистами, практикующими разные подходы.
Внутренняя семейная система (Internal Family Sistem, IFS)
В основе подхода лежит представление о психике как о системе, состоящей из частей. Основатель подхода Ричард Шварц описывает части как субличности с разным опытом, темпераментом и даже воспоминаниями. Мы можем опознать эти субличности в себе в момент, когда говорим, например: «С одной стороны, я хочу этого, но с другой стороны, совсем не хочу и даже боюсь».
Части взаимодействуют между собой, и изменение в одной приводит к изменениям во всей системе. Кроме них есть селф — состояние, в котором человек может сочувствовать себе, принимать все свои субличности и исцелять их.
Целями терапии в IFS являются баланс и гармония во внутренней системе, лидерство селф по отношению к частям, присутствие всех частей, каждая из которых вносит свой уникальный вклад в благополучие системы.
В IFS есть представление об «изгнанниках», «менеджерах» и «пожарных». «Изгнанники» — юные части, пережившие травму и изолированные от остальной системы. Как появляются изгнанники? Если ребенок трех лет сталкивается с тем, что сам не может эмоционально переварить, а взрослых рядом нет, то ему приходится этот опыт «отщепить». Этот механизм описан в разных терапевтических школах. Вместе с отщеплением происходит и изоляция — не только не переживать эти чувства, но и специальными способами избегать встречи с ними.
Человек давно вырос, но защитные части психики об этом не знают: они продолжают сторожить травму.
В итоге травматичный опыт остается изолированным от сострадающего селф, и вход в саму систему ему закрыт. Где‑то внутри изгнанная часть оказывается обречена на постоянное повторение своей боли.
«Менеджеры» обеспечивают ежедневное функционирование и уклонение от триггеров. «Пожарные» включаются в тот момент, когда уже случился триггер и вытесненный опыт грозит затопить: они отвечают за экстремальное реагирование психической системы. Примеры действия «пожарных»: компульсивный шопинг, вспышки ярости, алкоголизация, селфхарм, избыточное потребление пищи. Им главное «обнулить» и отвлечь, они совсем не заботятся о последствиях. На практике терапия в этом подходе выглядит как обучение клиента распознавать разные части его внутренней системы и правильно с ними взаимодействовать: вернуть «изгнанников», договориться с остальными.
В России активно развивается психотерапевтическое направление IFS, исследования эффективности метода при ПТСР можно прочитать здесь.
Нарративная практика
В этом подходе принято считать, что люди организуют свои впечатления и переживания в виде историй. В психотерапии нарративные методы пользуются популярностью, исследования подтверждают их эффективность. Нарратив рассматривается как форма организации опыта, то есть человек всегда повествует, рассказывает истории о себе и о мире. Истории могут быть проблемными и предпочитаемыми, когда в повествовании человека появляется место для воплощения его ценностей и надежд.
Цель работы нарративного практика (так называются последователи этой школы) — создание условий для описания предпочитаемой истории человека.
Нарративный подход уделяет огромное внимание внешнему происхождению проблем и видит их истоки в доминирующих в обществе идеях, социальной несправедливости, угнетении одних групп другими.
В этом подходе помогающий практик не нейтрален, а открыто воплощает свою позицию, позволяет себе быть затронутым историями, которые рассказывают собеседники и собеседницы. Основная идея подхода — «проблема в проблеме, а не в человеке» — воплощается в практике экстернализации, то есть отделения проблемы от человека.
В нарративных беседах проблема обсуждается так, как если бы она была самостоятельной фигурой в жизни человека, обладающей характером, намерениями, целями. В результате таких бесед у человека появляется возможность пересмотреть свои отношения не только с проблемой, но и с поддерживающими ее идеями, навязанными культурой, социумом, религией или семьей. Нарративный подход считает некоторые идеиЭто разрушительные идеи о норме, преимущественно о красоте, об успехе, о правильном, о хорошем, о достаточном и прочем. Все те идеи, которые претендуют на звание безусловных истин на все времена. влияющими и порабощающими и стремится уменьшить их власть.
Еще одно важное понятие нарративного подхода — это авторство человека в его собственной истории. Это переживание своего могущества, агентностиАгентность — то, что можно было бы назвать активной и осознанной самостоятельностью, то есть позицией, установкой и убеждением, что человек может сам принимать и реализовывать свои решения, воплощать свои намерения. , активности, возможности выбирать. Проблемные истории крадут авторство, убеждая человека в его бессилии и никчемности.
Для возвращения своего авторства используются пересочиняющие беседы. Их цель — найти уникальные эпизоды (ситуации, в которых человеку удавалось воплощать свои ценности или действовать в ответ на насилие, принуждение, травмирующие обстоятельства) и объединить их в новую историю, конкурирующую с проблемной. Нарративный подход аккуратно и бережно обращается с травмой, поскольку сначала строится «твердый берег», а только с него клиент вместе с практиком начинают «считать крокодилов в реке».
Когнитивно-поведенческая терапия, КПТ (Сognitive behavioural therapy, CBT)
КПТ помогает людям научиться выявлять и изменять деструктивные или тревожные модели мышления, оказывающие негативное влияние на поведение, эмоции и состояние. С помощью когнитивно-поведенческой терапии негативные мысли выявляются, анализируются и заменяются более объективными, реалистичными.
КПТ имеет доказанную высокую эффективность, а на базе этого вида терапии развилось множество психотерапевтических направлений.
Когнитивная терапия на основе осознанности (Mindfulness Based Cognitive Therapy, MBCT)
Эта форма КПТ сочетает в себе когнитивно-поведенческую терапию с медитацией и помогает развивать непредвзятое, ориентированное на настоящее отношение к ситуации, которое называется осознанностью. Метод был создан для помощи и профилактики рецидивов у людей с депрессивными расстройствами, но он также хорошо подходит при работе с чувствами тревоги и беспокойства, а также в комплексном лечении депрессии и БАР.
Диалектическая поведенческая терапия, ДПТ (Dialectical Behavior Therapy, DBT)
Тип когнитивной терапии, основанный на фактических данных, который использует такие стратегии, как решение проблем и поиск признания. ДПТ предназначена для лечения сложных, трудно поддающихся терапии личностных и поведенческих расстройств. ДПТ помогает, если не хватает навыков преодоления трудностей и клиент обнаруживает, что переходит от одного кризиса к другому. В основном терапия нацелена на эмоциональные и социальные аспекты психики. Благодаря методам, которые используются для лечения пограничного расстройства личности, ДПТ помогает людям определить свои возможности и недостатки в жизни, повышает способность регулировать эмоции. Кроме того, ДПТ применяется у пациентов с высоким риском самоповреждений и суицида.
Терапия принятия и ответственности, ТПО (Acceptance and Commitment Therapy, ACT)
Этот поведенчески-ориентированный метод КПТ в значительной степени основан на положительном подкреплении и контробусловливанииПри контробусловливании ситуация, которая раньше вызывала страх, должна быть связана с чувством, со страхом несовместимого, например, с чувством спокойствия. Итогом применения методики контробусловливания является рефлекторная реакция обратного действия — ситуации, которые раньше вызывали страх нарастающей силы, должны начать вызывать нарастающей силы релаксацию. . Цель ACT — изменить то, как вы реагируете на свои внутренние переживания. Этот подход не пытается устранить трудные и некомфортные чувства; скорее, это «движение к ценному поведению».
Терапия побуждает клиента открыться неприятным эмоциям, научиться не реагировать на них слишком остро и не избегать ситуаций, которые их вызывают.
Терапия принятия и ответственности учит человека признавать более глубокие чувства. Это принятие позволяет спокойнее относиться к негативным явлениям и улучшить качество жизни.
Рационально-эмоциональная поведенческая терапия, РЭПТ (Rational Emotive Behavior Therapy, REBT)
Активно-ориентированный терапевтический подход, который помогает выявить иррациональные убеждения, такие как саморазрушающие чувства и мысли. Клиент учится активно бороться с иррациональными мыслями и в конечном итоге становится способным распознавать и изменять свои модели мышления. РЭПТ обучает заменять негативные мысли более здоровыми и продуктивными убеждениями.
Схемная терапия (Schema Therapy)
Метод объединяет компоненты когнитивно-поведенческой и гештальт-терапии с теорией психического развития.
Наиболее важное понятие в схема-терапии — это ранние дезадаптивные схемыДезадаптивное поведение — это особенность, при которой человек не может принять объективную реальность или, проанализировав ее, принять и адаптироваться. Дезадаптивное поведение формируется в детстве. Началом является дезориентация ребенка: не знает, как ему правильно поступить в ситуации, выполнить непосильное для него или непонятное требование. В итоге ребенок либо никак не реагирует, либо реагирует первым попавшимся способом. Это состояние усложняется, если родители в одной и той же ситуации непостоянны в своих реакциях на проступки ребенка: то не обращают внимания, то сурово наказывают. Возникают стойкий внутренний конфликт (недовольство собой, своим положением) и внешний конфликт (между ребенком и его родителями). Эти конфликты ведут к стойкому дезадаптивному поведению. . Эти дезадаптивные схемы — важные убеждения и впечатления о себе самом и окружающем мире, которые воспринимаются индивидом как должное. Они очень прочны и устойчивы к изменениям.
Цель терапии заключается в задействовании процессов, способных ослабить ранние неадекватные схемы, максимально преодолеть стресс и сформировать правильное поведение человека. Психотерапевт в процессе работы с клиентом борется со схемой.
Гештальт-терапия
Часто мы воспринимаем свою психическую жизнь как некий черный ящик, из которого неизвестно что выскочит: то сильный страх или злость, то неожиданное желание, то удивительная мысль. А может быть, апатия, слабость или какая‑то болезнь. Гештальт-терапия соединяет разрозненные пазлы наших психических и телесных процессов в единую картину. Становится понятно, почему по дороге на тяжелое совещание что‑то происходит и вы травмируетесь или ломается машина. И это не про мистику, а про работу нашего мозга буквально на уровне нейрофизиологии.
Не секрет, что наш мозг очень любит нас самих обманывать. В психологии это называется когнитивными искажениями. В гештальт-терапии есть техники и способы быстро и достаточно безболезненно добираться до правды, осознавать истинные желания, мотивы и ценности. Только совместная работа всех психических функций может дать ощущение собственной жизни, наполненности и целостности.
В гештальте очень важны контакт с терапевтом, отношения между двумя людьми.
В какой‑то степени терапевт оказывается тренажером, на котором клиент учится доверять, защищать свои границы, отстаивать свои интересы без страха потерять отношения.
В фокусе работы в гештальт-терапии всегда контакт между клиентом и терапевтом. Если клиент нервничает, к примеру, перед своей начальницей, то он обязательно проделает это и с терапевтом. Или в момент, когда ему неловко, клиент начинает шутить и сыпать комплиментами. Терапевт замечает все эти способы общения клиента с миром и людьми и помогает осознать их. Помогает понять, что именно происходит с клиентом в контакте с важным для него человеком.
Клиент получает честную обратную связь, поддержку и возможность изменить свои реакции и поведение изнутри.
Когда люди меняют поведение преднамеренно в других поведенческих методах, они часто делают это через стыд, неловкость, насилие над собой. И это приводит к еще более глубоким проблемам. А когда все чувства осознаются, то новые действия не встречают мощного сопротивления. Меняется сначала идентичность человека, а потом уже естественным образом и его поведение.
Десенсебилизация и переработка движением глаз, ДПДГ (Eye Movement Desensitization and Reprocessing, EMDR)
В основе терапии ДПДГ лежит идея, что у каждого из нас в нервную систему встроен механизм переработки информации. Его задача — любой жизненный опыт, даже самый пугающий, анализировать, перерабатывать до ослабления или полного исчезновения негативных эмоций. Чтобы в сухом остатке в памяти зафиксировалась только полезная, функциональная информация о себе и мире. Но, к сожалению, эта система не всегда справляется. Некоторые обстоятельства жизни мешают или препятствуют ее работе. Терапевт может помочь ей заработать вновь.
Психотерапевт сначала беседует с клиентом, выясняет все беспокоящие симптомы, расспрашивает о текущей жизни и важных событиях прошлого. Рассказывает побольше о методе, предлагает его опробовать при стабилизирующих и поддерживающих техниках. И только после этого на вторую или третью встречу дает выбрать что‑то мишенью переработки. Ею могут стать воспоминание о каком‑то событии, часто повторяющиеся ситуации, мысли или чувства, телесные симптомы.
Сама процедура работы сначала может показаться странной: сосредоточиться на каком‑то образе, одновременно двигать глазами и еще похлопывать себя руками.
Дискомфорт быстро проходит и вскоре становится удобно выполнять все рекомендации терапевта. Многочисленные исследования подтверждают эффективность такого подхода и стабильность результатов. На сегодняшний день ДПДГ является наиболее эффективным средством при борьбе с ПТСРПосттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — тяжелое психическое состояние, возникающее в результате единичного или повторяющихся событий, оказывающих сверхмощное негативное воздействие на психику. , а ее результаты даже эффективнее антидепрессантов группы СИОЗС.
ДПДГ применяется и как самостоятельный метод работы, и как часть комплексной терапии в сочетании с другими подходами.
Телесно-ориентированная психотерапия, ТОП
Основная идея телесно-ориентированной психотерапии заключается в том, что все, происходящее с телом, имеет отражение в психике и эмоциях, и наоборот: все, что происходит с психикой и эмоциями, обязательно проявляется телесно.
Поэтому, воздействуя на тело или действуя через него, мы можем повлиять на наше психическое и эмоциональное состояние. Например, на этом основана большая часть техник саморегуляции. С точки зрения ТОП человеческое тело — это материальное воплощение «я», и поэтому, работая с телом, возможно глубже изучить и понять себя, установить более тесный и тонкий контакт с собой, обрести большую целостность и внутреннюю гармонию.
Работа с телом в телесно-ориентированном подходе бывает контактной и бесконтактной. Бесконтактная работа с телом предполагает, что клиент выполняет упражнения без телесного контакта с терапевтом, а контактная предполагает прикосновения терапевта, которые имеют терапевтический эффект. Это интимный процесс, поэтому доверие между терапевтом и клиентом и их терапевтические отношения играют важную роль. Телесно-ориентированных терапевтов обязательно обучают деликатной работе, упражнения с прикосновениями используются, только когда контакт установлен и клиент готов к такой работе и дает свое согласие, а терапевт в любом случае еще дополнительно объясняет и предупреждает об этом.
расскажите друзьям
люди
Махмуд МахмудовНаталья ТерещенкоОбзор направлений исследований интеграции психотерапии
Арковиц, Х., и Мессер, С.Б. (ред.). (1984). Психоаналитическая терапия и поведенческая терапия: возможна ли интеграция? Нью-Йорк: Пленум.
Google Scholar
Арнкофф, Д. Б., Виктор, Б.Дж., и Гласс, Ч.Р. (1993). Эмпирическое исследование факторов психотерапевтических изменений. В G. Stricker & JR Gold (Eds.), Всеобъемлющее руководство по интеграции психотерапии (стр. 27–42). Нью-Йорк: Пленум.
Google Scholar
Баркхэм, М., Шапиро, Д. А., и Ферт-Козенс, Дж. (1989). Изменения личного вопросника в предписывающей и исследовательской психотерапии. Британский журнал клинической психологии, 28, 97–107.
Google Scholar
Барт К., Нильсен Г., Хавик О. Э., Хавер Б., Мёльстад Э., Рогге Х., Скотун М., Хейберг А. Н. и Урсин Х. (1988). Оценка трех различных форм краткосрочной динамической психотерапии: результаты Бергенского проекта. Психотерапия и психосоматика, 49, 153–159.
Google Scholar
Бенджамин, Л. С. (1974). Структурный анализ социального поведения. Psychological Review, 81, 392–425.
Google Scholar
Бенджамин Л.С. (1991). Краткая реконструктивная обучающая терапия, направленная на SASB. В P. Crits-Christoph & JP Barber (Eds.), Справочник по краткосрочной динамической психотерапии (стр. 248–286). Нью-Йорк: Основные книги.
Google Scholar
Бенджамин Л.С. (1995). Межличностная диагностика и лечение расстройств личности (2-е изд.). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
Google Scholar
Беннет Д. и Парри Г. (1998). Точность переформулировки в когнитивно-аналитической терапии: проверочное исследование. Исследования психотерапии, 8, 84–103.
Google Scholar
Beutler, LE (1991). Все ли выиграли и все должны получить призы? Пересматривая вердикт Луборского и др. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 59, 226–232.
Google Scholar
Beutler, LE (1995). Общие факторы и специфические эффекты. Клиническая психология: наука и практика, 2, 79–82.
Google Scholar
Beutler, LE (1998). Выявление эмпирически подтвержденных методов лечения: что, если бы мы этого не сделали? Journal of Consulting and Clinical Psychology, 66, 113–120.
Google Scholar
Beutler, L.E., & Clarkin, JF (1990). Систематический выбор лечения: к целенаправленным терапевтическим вмешательствам . Нью-Йорк: Бруннер/Мазель.
Google Scholar
Бейтлер, Л. Э., Энгл, Д., Мор, Д., Далдруп, Р., Берган, Дж., Мередит, К., и Мерри, В. (1991). Предикторы дифференциальной реакции на когнитивные, эмпирические и самостоятельные психотерапевтические процедуры. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 59, 333–340.
Google Scholar
Бейтлер, Л. Э., и Ходжсон, А. Б. (1993). Предписывающая психотерапия. В G. Stricker & JR Gold (Eds.), Всеобъемлющее руководство по интеграции психотерапии (стр. 151–163). Нью-Йорк: Пленум.
Google Scholar
Beutler, L.E., & Howard, K.I. (1998). Клинические полезные исследования: введение. Журнал клинической психологии, 54, 297–301.
Google Scholar
Beutler, L.E., Machado, PPPP, Engle, D., & Mohr, D. (1993). Дифференциальное поддержание лечения пациента X среди когнитивной, эмпирической и самостоятельной психотерапии. Журнал интеграции психотерапии, 3, 15–31.
Google Scholar
Beutler, L.E., Williams, R.E., Wakefield, P.J., & Entwistle, S.R. (1995). Сближение взглядов ученых и практиков в клинической психологии. Американский психолог, 50, 984–994.
Google Scholar
Бохарт, А.С., О’Хара, М., и Лейтнер, Л.М. (1998). Эмпирически нарушенные методы лечения: лишение права на гуманистическую и другие виды психотерапии. Исследования психотерапии, 8, 141–157.
Google Scholar
Брокман Б., Пойнтон А., Райл А. и Уотсон Дж. П. (1987). Эффективность ограниченной по времени терапии, проводимой стажерами: сравнение двух методов. Британский журнал психиатрии, 151, 602–609.
Google Scholar
Калхун, К.С., Морас, К., Пилконис, П.А., и Рем, Л.П. (1998). Эмпирически поддерживаемые методы лечения: значение для обучения. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 66, 151–162.
Google Scholar
Чамблесс, Д. Л., Бейкер, М. Дж., Бауком, Д. Х., Бейтлер, Л. Э., Калхун, К. С., Крит-Кристоф, П., Дайуто, А., Де Рубейс, Р., Детвайлер, Дж., Хаага, Д. А. Ф., Джонсон, С.Б., Маккарри, С., Мюзер, К.Т., Поуп, К.С., Сандерсон, У.К., Шохам, В., Стикл, Т., Уильямс, Д.А., и Вуди, С.Р. (1998). Обновление эмпирически проверенных методов лечения, II. Клинический психолог, 51(1), 3–16.
Google Scholar
Чамблесс Д.Л., Гольдштейн А.Дж., Галлахер Р. и Брайт П. (1986). Интеграция поведенческой терапии и психотерапии в лечении агорафобии. Психотерапия, 23, 150–159.
Google Scholar
Чамблесс, Д. Л., и Холлон, С. Д. (1998). Определение эмпирически подтвержденных методов лечения. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 66, 7–18.
Google Scholar
Чамблесс Д. Л., Сандерсон В. К., Шохам В., Джонсон С. Б., Поуп К. С., Критс-Кристоф П. , Бейкер М., Джонсон Б., Вуди С. Р., Сью С. , Beutler, L., Williams, D.A., & McCurry, S. (1996). Обновление эмпирически проверенных методов лечения. Клинический психолог, 49(2), 5–18.
Google Scholar
Дэнс, К.А., и Нойфельд, В.Дж. (1988). Исследование взаимодействия способностей и лечения в клинических условиях: обзор попыток развеять миф о «однородности пациентов». Психологический бюллетень, 104, 192–213.
Google Scholar
Дэвисон, Г.К. (1998). Быть смелее с моделью Боулдера: задача обучения и обучения эмпирически подтвержденным методам лечения. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 66, 163–167.
Google Scholar
Элькин И., Ямагучи Дж. Л., Арнкофф Д. Б., Гласс С. Р., Сотский С. М. и Крупник Дж. Л. (в печати). «Подбор пациента для лечения» и раннее вовлечение в терапию. Психотерапевтические исследования .
Эллиот Р. (1998). Введение редактора: Путеводитель по эмпирически подтвержденным противоречиям в лечении. Исследования психотерапии, 8, 115–125.
Google Scholar
Эллиот Р. и Морроу-Брэдли К. (1994). Развитие рабочего брака между психотерапевтами и исследователями психотерапии: выявление общих целей. В PF Talley, HH Strupp и SF Butler (Eds.), Psychotherapy Research and Practice: Bridging the Gap (стр. 124–142). Нью-Йорк: Основные книги.
Google Scholar
Feather, BW, & Rhoads, JM (1972). Психодинамическая поведенческая терапия: II. Клинические аспекты. Архив общей психиатрии, 26, 503–511.
Google Scholar
Fensterheim, H. & Raw, SD (1996). Эмпирически подтвержденные методы лечения, интеграция психотерапии и политика психотерапии. Journal of Psychotherapy Integration, 6, 207–215.
Google Scholar
Феске, У., и Гольдштейн, А. Дж. (1997). Десенсибилизация движениями глаз и переработка лечения панического расстройства: контролируемый результат и исследование частичного разбора. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 65, 1026–1035.
Google Scholar
Франк, Дж. Д. (1973). Убеждение и исцеление: сравнительное исследование психотерапии (пересмотренное издание). Нью-Йорк: Шокен Книги.
Google Scholar
Гарфилд, С.Л. (1980). Психотерапия: эклектичный подход . Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Гарфилд, С.Л. (1998). Некоторые комментарии к эмпирически подтвержденным методам лечения. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 66, 121–125.
Google Scholar
Гастон, Л., Томпсон, Л., Галлахер, Д., Курнуайе, Л.-Г., и Ганьон, Р. (1998). Альянс, техника и их взаимодействие в прогнозировании результатов поведенческой, когнитивной и кратковременной динамической терапии. Исследования психотерапии, 8, 190–209.
Google Scholar
Герлер, Э. Р., Дрю, Н. С., и Мор, П. (1990). Успех в средней школе: мультимодальный подход. Руководство и консультирование начальной школы, 24, 263–271.
Google Scholar
Гершефски, Дж. Дж., Арнкофф, Д. Б., Гласс, Ч. Р., и Элькин, И. (1996). Восприятие клиентами лечения депрессии: I. Полезные аспекты. Psychotherapy Research, 6, 233–247.
Google Scholar
Гласс, Ч.Р., и Арнкофф, Д.Б. (1982). Думайте когнитивно: избранные вопросы когнитивной оценки и терапии. В PC Kendall (Ed.), Успехи в когнитивно-поведенческих исследованиях и терапии (Том 1, стр. 35–71). Нью-Йорк: академический.
Google Scholar
Гласс, Ч.Р., и Арнкофф, Д.Б. (1988). Общие и специфические факторы в клиентских описаниях и объяснениях изменений. Журнал интегративной и эклектической психотерапии, 7, 427–440.
Google Scholar
Гласс, Ч.Р., Виктор, Б.Дж., и Арнкофф, Д.Б. (1993). Эмпирические исследования интегративной и эклектической психотерапии. В G. Stricker & JR Gold (Eds.), Всеобъемлющее руководство по интеграции психотерапии (стр. 9–25). Нью-Йорк: Пленум.
Google Scholar
Gold, JR (1993). Интегративный подход к тревожным расстройствам. В G. Stricker & JR Gold (Eds.), Всеобъемлющее руководство по интеграции психотерапии (стр. 293–302). Нью-Йорк: Пленум.
Google Scholar
Gold, JR (1996). Ключевые концепции интеграции психотерапии . Нью-Йорк: Пленум.
Google Scholar
Голдфрид, М. Р. (1980). К определению принципов терапевтических изменений. Американский психолог, 35, 991–999.
Google Scholar
Голдфрид, М. Р. (1991). Вопросы исследования психотерапевтической интеграции. Журнал интеграции психотерапии, 1, 5–25.
Google Scholar
Голдфрид, М. Р., Кастонгуэй, Л. Г., Хейс, А. М., Дрозд, Дж. Ф., и Шапиро, Д. А. (1997). Сравнительный анализ терапевтического фокуса в когнитивно-поведенческих и психодинамических межличностных сеансах. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 65, 740–748.
Google Scholar
Голдфрид, М. Р., и Вулф, Б. Э. (1998). К более клинически обоснованному подходу к терапевтическим исследованиям. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 66, 143–150.
Google Scholar
Голдман А. и Гринберг Л. (1992). Сравнение комплексного системного и эмоционально-ориентированного подходов к терапии пар. Журнал консалтинга и клинической психологии, 60, 962–969.
Google Scholar
Гринберг, Л.С., и Джонсон, С.М. (1988). Эмоционально-фокусированная терапия для пар . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
Google Scholar
Гринберг, Л.С., Райс, Л.Н., и Эллиотт, Р.К. (1993). Содействие эмоциональному изменению: ежемоментный процесс . Нью-Йорк: Гилфорд.
Google Scholar
Генри, WP (1998). Наука, политика и политика науки: использование и неправильное использование эмпирически подтвержденных исследований лечения. Psychotherapy Research, 8, 126–140.
Google Scholar
Джонсон, К.Л., и Тейлор, К. (1996). Работа с трудноизлечимыми расстройствами пищевого поведения с использованием интеграции двенадцатиэтапной и традиционной психотерапии. Психиатрические клиники Северной Америки, 19, 829–841.
Google Scholar
Джонсон С.М. и Гринберг Л.С. (1985). Дифференциальные эффекты эмпирических и проблемных вмешательств в разрешении супружеского конфликта. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 53, 175–184.
Google Scholar
Каздин А.Э. и Басс Д. (1989). Способность обнаруживать различия между альтернативными методами лечения в сравнительном исследовании результатов психотерапии. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 57, 138–147.
Google Scholar
Кви, М. Г.Т., Дуйвенворден, Х.Дж., Трийсбург, Р.В., и Тиль, Дж.Х. (1986). Мультимодальная терапия в стационарных условиях. Current Psychological Research & Reviews, 5, 344–357.
Google Scholar
Ламберт, М. Дж. (1992). Исследование результатов психотерапии: последствия для интегративных и эклектических терапевтов. В JC Norcross & MR Goldfried (Eds.), Справочник по интеграции психотерапии (стр. 94–129). Нью-Йорк: Основные книги.
Google Scholar
Лазарь А.А. (1981). Практика мультимодальной терапии . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
Google Scholar
Лазарь А.А. (1986). Мультимодальная терапия. В J. Norcross (Ed.), Handbook of Eclectic Psychotherapy (стр. 65–93). Нью-Йорк: Бруннер/Мазель.
Google Scholar
Лазарь А.А. (1997). Краткая, но всеобъемлющая психотерапия: мультимодальный подход . Нью-Йорк: Спрингер.
Google Scholar
Леви, Дж. А., Гласс, К. Р., Арнкофф, Д. Б., Гершефски, Дж. Дж., и Элькин, И. (1996). Восприятие клиентами лечения депрессии: II. Проблемные или мешающие аспекты. Психотерапевтические исследования, 6, 249–262.
Google Scholar
Linehan, MM (1987). Диалектическая поведенческая терапия пограничного расстройства личности. Бюллетень клиники Меннингера, 51, 261–276.
Google Scholar
Linehan, MM (1993). Когнитивно-поведенческое лечение пограничного расстройства личности . Нью-Йорк: Гилфорд.
Google Scholar
Линехан, М.М., Армстронг, Х.Е., Суарес, А., Оллмон, Д., и Херд, Х.Л. (1991). Когнитивно-поведенческая терапия хронически парасуицидальных пограничных пациентов. Архив общей психиатрии, 48, 1060–1064.
Google Scholar
Линехан, М.М., Херд, Х.Л., и Армстронг, Х.Е. (1993). Натуралистическое наблюдение за поведенческим лечением хронически парасуицидальных пограничных пациентов. Архив общей психиатрии, 50, 971–974.
Google Scholar
Линехан, М.М., Тутек, Д.А., Херд, Х.Л., и Армстронг, Х.Е. (1994). Межличностные результаты когнитивно-поведенческого лечения хронически суицидальных пограничных пациентов. Американский журнал психиатрии, 151, 1771–1776.
Google Scholar
Луборски Л. и Критс-Кристоф П. (1990). Понимание переноса: метод CCRT . Нью-Йорк: Основные книги.
Google Scholar
Махони, М. Дж. (1991). Процессы изменения человека: Научные основы психотерапии . Нью-Йорк: Основные книги.
Google Scholar
Мармор, Дж., и Вудс, С.М. (1980). Интерфейс между психодинамической и поведенческой терапией . Нью-Йорк: Пленум.
Google Scholar (1988). Кратковременная динамическая психотерапия для пациентов с физическими симптомами. Психотерапия и психосоматика, 50, 35–41.
Google Scholar
Нильсен Г., Хавик О. Э., Барт К., Хавер Б., Мёльстад Э., Рогге Х. и Скотун М. (1987). Бергенский проект по краткой динамической психотерапии: план. В W. Huber (Ed.), Progress in Psychotherapy Research (стр. 325–333). Лувен-ла-Нёв, Бельгия: Presses Universitaires de Louvain.
Google Scholar
Норкросс, Дж. К. (ред.). (1993). Направления исследований интеграции психотерапии: Круглый стол. Журнал интеграции психотерапии, 3, 91–131.
Google Scholar
Норкросс, Дж. К., и Голдфрид, М. Р. (ред.). (1992). Справочник по интеграции психотерапии . Нью-Йорк: Основные книги.
Google Scholar
Персонс, Дж. Б., и Зильбершатц, Г. (1998). Полезны ли результаты рандомизированных контролируемых исследований для психотерапевтов? Journal of Consulting and Clinical Psychology, 66, 126–135.
Google Scholar
Пинсоф, В. М. (1995). Интегративная проблемно-центрированная терапия: синтез биологической, индивидуальной и семейной терапии . Нью-Йорк: Основные книги.
Google Scholar
Прочаска, Дж. О., и ДиКлементе, К. (1984). Транстеоретический подход: преодоление традиционных границ терапии . Хоумвуд, Иллинойс: Доу-Джонс-Ирвин.
Google Scholar
Прочаска, Дж. О., и ДиКлементе, К. (1992). Транстеоретический подход. В JC Norcross & MR Goldfried (Eds.), Handbook of Psychotherapy Integration (стр. 300–334). Нью-Йорк: Основные книги.
Google Scholar
Прочаска, Дж. О., ДиКлементе, К., и Норкросс, Дж. К. (1992). В поисках того, как люди меняются: приложения к аддиктивному поведению. Американский психолог, 47, 1102–1114.
Google Scholar
Прочаска, Дж. О., ДиКлементе, К.С., Велисер, В.Ф., и Росси, Дж.С. (1993). Стандартизированные, индивидуальные, интерактивные и персонализированные программы самопомощи для отказа от курения. Психология здоровья, 12, 399–405.
Google Scholar
Прочаска, Дж. О., Норкросс, Дж. К., Фаулер, Дж. Л., Фолик, М. Дж., и Абрамс, Д. Б. (1992). Посещаемость и результаты программы контроля веса на рабочем месте: процессы и этапы изменений как переменные процесса и предикторы. Аддиктивное поведение, 17, 35–45.
Google Scholar
Руд С.С. и Рем Л.П. (1991). Ответ на лечение депрессии: роль исходного состояния в целевых когнитивных и поведенческих навыках. Clinical Psychology Review, 11, 493–514.
Google Scholar
Райл, А. (1990). Когнитивно-аналитическая терапия: активное участие в изменении . Чичестер, Англия: Wiley.
Google Scholar
Райл, А. (ред.). (1995а). Когнитивно-аналитическая терапия: развитие теории и практики . Чичестер, Англия: Wiley.
Google Scholar
Райл, А. (1995b). Исследования, касающиеся CAT. В А. Райле (ред.), Когнитивно-аналитическая терапия: развитие теории и практики (стр. 175–189). Чичестер, Англия: Wiley.
Google Scholar
Райл, А. , и Лоу, Дж. (1993). Когнитивно-аналитическая терапия. В G. Stricker & JR Gold (Eds.), Всеобъемлющее руководство по интеграции психотерапии (стр. 87–100). Нью-Йорк: Пленум.
Google Scholar
Сафран, Дж. Д., и Муран, Дж. К. (1994). На пути к рабочему альянсу между исследованиями и практикой. В PF Talley, HH Strupp и SF Butler (Eds.), Psychotherapy Research and Practice: Bridging the Gap (стр. 206–226). Нью-Йорк: Основные книги.
Google Scholar
Сафран, Дж. Д., и Сегал, З. В. (1990). Межличностный процесс в когнитивной терапии . Нью-Йорк: Основные книги.
Google Scholar
Скатуро, DJ (1994). Интегративная психотерапия панического расстройства и агорафобии в клинической практике. Journal of Psychotherapy Integration, 4, 253–272.
Google Scholar
Селигман, MEP (1995). Эффективность психотерапии: исследование Consumer Reports . Американский психолог, 50, 965–974.
Google Scholar
Шапиро, Д. А., и Ферт, Дж. (1987). Предписывающая и исследовательская психотерапия: результаты Шеффилдского психотерапевтического проекта. Британский журнал психиатрии, 151, 790–799.
Google Scholar
Шапиро, Ф. (1989). Эффективность процедуры десенсибилизации движением глаз при лечении травматических воспоминаний. Журнал травматического стресса, 2, 199–223.
Google Scholar
Шапиро, Ф. (1995). Десенсибилизация и обработка движением глаз: основные принципы, протоколы и процедуры . Нью-Йорк: Гилфорд.
Google Scholar
Шохам, В., и Рорбо, М. (1996). Обещания и опасности эмпирически поддерживаемой интеграции психотерапии. Журнал интеграции психотерапии, 6, 191–206.
Google Scholar
Шохам-Саломон, В., Авнер, Р., и Ниман, Р. (1989). Вы изменились, если делаете, и изменились, если нет: механизмы, лежащие в основе парадоксальных вмешательств. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 57, 590–598.
Google Scholar
Смит, К.Дж., Субич, Л.М., и Калоднер, К. (1995). Стадии и процессы изменения транстеоретической модели и их связь с преждевременным завершением. Журнал консультативной психологии, 42, 34–39.
Google Scholar
Штраус, Б.М., и Качеле, Х. (1998). Надпись на стене — комментарии к текущей дискуссии о эмпирически подтвержденных методах лечения в Германии. Psychotherapy Research, 8, 158–170.
Google Scholar
Стрикер, Г. (1996). Эмпирически подтвержденное лечение, руководства по психотерапии и интеграция психотерапии. Журнал интеграции психотерапии, 6, 217–226.
Google Scholar
Стрикер Г. и Голд Дж. Р. (ред.). (1993). Полное руководство по интеграции психотерапии . Нью-Йорк: Пленум.
Google Scholar
Целевая группа по продвижению и распространению психологических процедур. (1995). Обучение и распространение эмпирически подтвержденных психологических методов лечения. Клинический психолог, 48(1), 3–23.
Google Scholar
Wachtel, PL (1977). Психоанализ и поведенческая терапия: на пути к интеграции . Нью-Йорк: Основные книги.
Google Scholar
Wachtel, PL (1987). Действие и понимание . Нью-Йорк: Гилфорд.
Google Scholar
Wachtel, PL (1997). Психоанализ, поведенческая терапия и реляционный мир . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Google Scholar
Уилсон, С.А., Беккер, Л.А., и Тинкер, Р.Х. (1995). Десенсибилизация и переработка движений глаз (EMDR) для лечения психологически травмированных людей. Журнал консалтинга и клинической психологии, 63, 928–937.
Google Scholar
Уилсон, С.А., Беккер, Л.А., и Тинкер, Р.Х. (1997). Пятнадцатимесячное наблюдение за лечением десенсибилизацией и переработкой движений глаз (EMDR) при посттравматическом стрессовом расстройстве и психологической травме. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 65, 1047–1056.
Google Scholar
Вулф, Б. Э. (1992). Интегративная психотерапия тревожных расстройств. В JC Norcross & MR Goldfried (Eds.), Справочник по интеграции психотерапии (стр. 373–401). Нью-Йорк: Основные книги.
Google Scholar
Вулф, Б.Е., и Голдфрид, М.Р. (1988). Исследование интеграции психотерапии: рекомендации и выводы семинара NIMH. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 56, 448–451.
Google Scholar
Скачать ссылки
Удивительные новые направления в психотерапии
Я не думаю, что кто-то будет оспаривать тот факт, что искусственный интеллект (ИИ), как и во всех областях здравоохранения, в конечном счете в той или иной форме проникнет в психотерапию, возможно, сначала в качестве диагностического инструмент для терапевтов, но, возможно, позже как «говорящий терапевт».
Рано или поздно вы сможете перейти на веб-сайт и за определенную плату (или смириться с навязчивой рекламой) получить помощь от тревожного расстройства, депрессии и других распространенных расстройств у ИИ-терапевта. Или вы сможете загрузить терапевтическое приложение (например, ShrinkMe), чтобы носить его с собой в сумочке или кармане. Или, может быть, в Alexa, Siri или Google Home появится функция психотерапии. В конце концов, они слышат, что происходит в вашем доме 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, и знают о вас гораздо больше, чем любой терапевт из плоти и крови, так почему бы не использовать всю эту сочную информацию для вашего лечения?
Но такие гаджеты, как смарт-колонки или смартфоны с запущенными приложениями — боты, если хотите, — находятся в вашем пространстве и, таким образом, могут помочь вам так, как 1 час в неделю с терапевтом не может.
Например, если у вас есть проблемы с самоуверенностью, ваше приложение/бот может отслеживать ваши взаимодействия с начальником в режиме реального времени и шептать в незаметные беспроводные наушники о соответствующем поведении в данный момент. Если этот босс говорит что-то вызывающее тревогу, терапевтический бот может напомнить вам — снова в тот же момент — что вы не должны делать поспешных выводов, читать мысли или заниматься другими бесполезными, вызывающими тревогу познаниями.
Другими словами, терапевтические боты могут добавить практическую, реальную «лабораторию» к «лекциям», которые вы получаете от своего терапевта.
Я считаю, что, как и многие успешные новые технологии, роботы-терапевты не добьются успеха, полностью заменив то, что им предшествовало (терапевты плоти и крови), но помогая людям новыми важными способами, которые их предшественники никогда не могли. Как бывший психотерапевт, а ныне дизайнер бытовой электроники, позвольте мне предложить несколько уникальных способов, которыми терапевтические боты могут помочь людям с психическими/эмоциональными расстройствами.
- Повторный родитель: Настройте робота-гуманоида так, чтобы он выглядел и звучал как родитель (3D-печать сделает это возможным), но в отличие от родителя, который игнорировал, унижал или оскорблял вас, поддерживал, заботился и воспитывал
- Лечение социальной тревожности путем систематической десенсибилизации: Начните с маленьких, не угрожающих гуманоидных ботов размером с куклу и постепенно увеличивайте их до натуральных размеров. И снова эти боты, в отличие от многих реальных людей, будут заботливыми, заботливыми и чуткими.
- Эмоциональная поддержка «животные»: Собаки доставляют большое удовольствие, куда бы вы их ни брали, но собаку-бота никогда не нужно приучать к дому, кормить или везти к ветеринару. И вам не придется спорить с авиакомпанией о том, являются ли они законными служебными животными.
- Yoda-in-your-pocket: лайф-коуч/когнитивный поведенческий терапевт, предлагающий полезные когниции — в режиме реального времени и подходящие для различных стрессовых ситуаций — для замены бесполезных когниций
- Нейропсихологический бот: помогает пациентам с нарушениями развития, пациентам, перенесшим инсульт, и тем, кто выздоравливает от других видов черепно-мозговых травм, восстанавливать когнитивные навыки посредством круглосуточного вербального взаимодействия и игр (в отличие от настоящих нейропсихологов, которые принимают пациентов в течение часа или около того).