К проблеме истолкования гегелевского понимания «Абсолютной Идеи» как субстанции
Проблема истолкования гегелевского понимания «Абсолютной Идеи» как субстанции возникает перед нами, как только мы начинаем сравнивать высказывания отдельных авторов, рассматривающих «Абсолютную Идею» как субстанцию, с высказываниями Гегеля об «Абсолютной Идее» и субстанции. Если мы обратимся к литературе, посвящённой философии Гегеля, то увидим, что в ней сложилась и существует до сих пор устойчивая традиция рассматривать «Абсолютную Идею» как субстанцию. Истоки этой традиции можно найти у авторов, которые выступили с критикой гегелевской философии ещё в 60-е — 70-е годы X1X века 1.
Трактовка «Абсолютной Идеи» как «субстанции — субъекта» характерно и для марксистской философии. К. Маркс, например, считал, что Гегель соединил спинозовскую субстанцию с фихтеанским самосознанием в понятии «абсолютного духа» 2. Учитывая всё это, М.А. Киссель пишет: «Ключ к пониманию гегелевской системы даёт понятие “субстанции — субъекта”…» 3. Описание «Абсолютной Идеи» как субстанции характерно для советской философской литературы. Её придерживаются Т.И. Ойзерман, Е.П. Ситковский и некоторые другие авторы. Так, по мнению Т.И. Ойзермана, «слово «идея» служит у Гегеля для обозначения субстанции» 4, а по словам Е.П. Ситковского, «абсолютная идея Гегеля есть первоначало или субстанция всего сущего» 5. Аналогичной точки зрения придерживаются и такие современные исследователи философии Гегеля, как М.Ф. Быкова и А.В. Кричевский 6. Однако отождествление таких понятий, как «Абсолютная Идея» и субстанция, на первый взгляд, вступает в противоречие с тем, что Гегель использует категорию «субстанция» в учении о сущности (раздел второй), а категорию «Абсолютная Идея» — в учении о понятии (раздел третий) в его «Логики».
Читатель видит, что Гегель различает такие категории, как «Абсолютная Идея» и субстанция. Диалектика категорий чистой мысли, которая изображается в «Логике», завершается не категорией «субстанция», а категорией «Абсолютная Идея».
Говоря о «субстанциальном тождестве» как о «деятельности формы» и рассматривая «абсолютное отношение» как «отношение субстанциальности и акцидентальности», Гегель пишет: «Абсолютное тождество этого отношения с собой есть субстанция как таковая, которая как необходимость есть отрицательность этой формы внутреннего существования и, следовательно, полагает себя как действительность. Однако она точно также есть отрицательность того внешнего существования, согласно которому действительность как непосредственное есть лишь нечто акцидентальное, благодаря одной лишь возможности переходящее в некоторую другую действительность. Этот переход есть субстанциальное тождество как деятельность формы (§148,149)» 7. «Субстанция есть, таким образом, тотальность акциденций, в которых она открывается как их абсолютная отрицательность, т.е. какВ лекционном прибавлении к §151 «Энциклопедии философских наук» Гегель даёт понять, что в «Логике» речь идёт о спинозовском понимании субстанции. Он обращает внимание на то, что «в истории философии мы встречаем субстанцию как принцип спинозовской философии» и защищает эту философию от необоснованных, по его мнению, упрёков в атеизме и пантеизме 9. Рассматривая философию Спинозы как акосмизм («так как, согласно ей, мира в смысле положительного сущего, собственно говоря, не существует»), Гегель обращает внимание на то, что «Спиноза понимал бога как субстанцию, и только как субстанцию». Рассматривая то место, которое субстанция занимает в системе логической идеи, Гегель пишет: «Субстанция представляет собой существенную ступень в процессе (логического.— Н.А.) развитие идеи; она, однако, не есть абсолютная идея, но идея ещё в ограниченной форме необходимости. Бог, правда, есть необходимость, или, иначе, абсолютный предмет, но бог есть вместе с тем абсолютная личность, и это именно тот пункт, которого Спиноза не достиг и по отношению к которому следует признать, что спинозовская философия осталась позади истинного понятия бога — понятие, которое образует содержание христианского религиозного сознания» 10.
Указывая на недостатки спинозовского понимания субстанции, Гегель пишет: «Спиноза ставит субстанцию во главе своей системы и определяет её как единство мышления и протяжения, не показывая, каким образом он приходит к этому различию и к возвращению его в субстанциальное единство. В дальнейшем Спиноза рассматривает содержание по так называемому математическому методу, и соответственно этому он сначала даёт дефиниции и аксиомы, и за тем к ним присоединяет теоремы, единственное достоинство которых состоит в рассудочном сведении их к этим недоказанным предпосылкам. <…> Неудовлетворительность содержания спинозизма состоит в том, что в нём форма не осознана в её имманентности содержанию и поэтому присоединяется к нему лишь как внешняя, субъективная форма. Субстанция принимается Спинозой непосредственно, без предшествующего диалектического опосредствования; она поэтому как всеобщая отрицательная мощь есть как бы лишь та тёмная бесформенная бездна, которая поглощает в себя всякое определённое содержание как изначально ничтожное в самом себе и не порождает из себя ничего такого, что обладало бы в себе положительной устойчивостью» 11.
Из приведённых высказываний Гегеля можно сделать вывод, что усматривая определённые недостатки в спинозовском понимании субстанции, он стремится выработать новое понимание субстанции, которое и находит своё выражение в категории «Абсолютная Идея». Он тоже ставит её во главе своей системы и называет «Богом». Но в отличие от Спинозы, который использовал в своём учении о субстанции математический метод, Гегель создаёт своё учение об «Абсолютной Идее» как субстанции с помощью диалектического метода. Создавая «Науку логики», он стремится не к рассудочному, а к разумному обоснованию своих суждений. При этом форма рассмотрения «Абсолютной Идеи» как субстанции осознаётся им в её имманентности содержанию. Она («Абсолютная Идея» как субстанция) не принимается им как нечто непосредственно данное, а постигается с помощью диалектического метода. В целом она рассматривается им не как «всеобщая отрицательная мощь» или как «тёмная бесформенная бездна», которая поглощает в себя всякое определённое содержание как изначально ничтожное в самом себе, а как то, что диалектически порождает из себя нечто такое, что обладает положительной устойчивостью.
Впервые изложенная нами трактовка гегелевского понимания «Абсолютной Идеи» как субстанции нашла своё отражение в статье «Джон Мак-Таггарт как исследователь философии Гегеля (Критический очерк)» (1983) 12. За тем она была представлена в более развёрнутой форме в книге «Диалектика Гегеля в интерпретации Дж. Мак-Таггарта» (1998) 13.
Наше исследование показывает, что Гегель, не называя «Абсолютную Идею» субстанцией, обозначал её в своей «Логике» другим иностранным термином, имеющим то же самое значение. Желая, видимо, сохранить латинский термин “substantia” для характеристики точки зрения Спинозы, он, тем не менее, отождествляя «Идею» с «Богом», называл её «вечной сущностью» 14. Поэтому, исходя из того, что слово “substantia” в переводе с латинского означает сущность, мы используем эти термины как синонимы, имея в виду при этом, что речь идёт о вечной сущности бытия, которую Гегель называет «Абсолютной Идеей» («Богом»).
Всё сказанное позволяет сделать вывод, что Гегель, по сути дела, использует эти термины как синонимы. Но при этом термин «субстанция» он предпочитает использовать в своей «Логике» для обозначения точки зрения Спинозы, а термин «сущность» — для обозначения своей точки зрения. Однако в «Философии права» он отступает от принятой им условности и использует термин «субстанция» для обозначения своей точки зрения. Так, говоря о философском понимании «Идеи» и отмечая, что «ничто не действительно, кроме идеи», Гегель пишет: «Вся задача состоит затем в том, чтобы в видимости временного и преходящего познать имманентное, субстанцию, присутствующее в ней вечное» 15.
Мы рассмотрели лишь некоторые особенности гегелевского понимания «Абсолютной Идеи» как субстанции. Дальнейшее обсуждение этой темы будет связано с истолкованием гегелевского понимания отношения диалектики категорий чистой мысли к характеристике «Абсолютной Идеи» как субстанции.
Примечания
- [1] См., напр.: Hartmann E.V. Ueber die dialektische Methode. Berlin, 1868. S.61.
- [2] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т.2. М.:Гос.изд.полит.лит., 1955. С.154.
- [3] Киссель М.А. Учение о диалектике в буржуазной философии ХХ века. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. С.35.
- [4] Ойзерман Т.И. Диалектический материализм и история философии (Историко-философские очерки). М.: Мысль, 1979. С.236.
- [5] Ситковский Е.П. Философская энциклопедия Гегеля // Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В трёх томах. Т.1. Наука логики. М.: Мысль, 1974. С.10.
- [6] . Быкова М.Ф., Кричевский А.В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М.: Наука, 1993. С.63—99.
- [7] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В трёх томах. Т.1. Наука логики. М.:Мысль, 1974. С.328 (§150).
- [8] Там же (§151).
- [9] Там же. С.328—330 (§151,прибавление).
- [10] Там же. С.329.
- [11] Там же. С.330.
- [12] Антипин Н.А. Джон Мак-Таггарт как исследователь философии Гегеля (критический очерк) // Вестник Ленинградского университета. Экономика, философия, право. Л., 1983. №11.Вып.2 С.53—58.
- [13] Антипин Н.А. Диалектика Гегеля в интерпретации Дж. Мак-Таггарта. СПбЛТА, 1998 (2-е изд., испр. и доп. СПбЛТА, 2000).
- [14] См.: Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В трёх томах. Т.1. М.:Мысль, 1970. С.103.
- [15] Гегель Г.В.Ф. Философия права // Сочинения. Т. V11. М.; Л.: Изд-во соц. эк. лит., 1934. С.15.
Рациональность кризиса в философии раннего Просвещения (этика и политика в философии Спинозы)
Порядок бытия и мышления в системе Спинозы
Проблема дефиниции мышления в философии Спинозы
«Левогегельянское» истолкование философии Гегеля в русской философии XIX века
Спиноза: пантеизм как система
Монадология Лейбница: мир как представление
Место для свободы, или союз тела и души
Геометрический метод и геометрический объект в философии Спинозы
Онтологическая концепция В. П. Тугаринова
К вопросу о значении диалектического метода
Основные идеи и система философии Г. Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831 гг.) родился в Штутгарте в семье государственного чиновника. Учился вначале в теологической семинарии, а затем в Тюбингемском университете. В университете познакомился с Шеллингом, вместе с ним участвовал в создании республиканского клуба, в котором его участники дискутировали о значении Великой французской революции и ее влиянии на политическую жизнь Германии. После окончания университета в течение трех лет работал учителем во Франкфурте на Майне и позже характеризовал эти годы как наихудшие в его жизни.
Университетскую карьеру Гегель начал на должности приват-доцента в Берлинском университете по предложению, рекомендации и поддержке соратника по учебе в университете Шеллинга. В начале карьеры была интенсивная совместная работа с Шеллингом, однако позже он порвал со взглядами своего приятеля и сформулировал собственную философскую систему.
Подобно как и его коллега по учебе в университете, Гегель интересовался учением И. Канта, однако не как его сторонник, а как критик. Имел глубокие знания по античной философии. Его первое философское произведение — «Различие между системами Фихте и Шеллинга» — сразу продемонстрировало научному миру его исключительные аналитические способности.
Гегель хотя и интересовался политическими проблемами, однако принял решение посвятить свою жизнь научной карьере. Во время войны войск Наполеона против Германии и после поражения германской армии от армии Наполеона Гегель несколько лет жил в Нюрнберге. Работал учителем философии и директором местной гимназии. Эта работа в гимназии сказалась на стиле его письменной речи: он стал писать проще, менее витиевато. В 1816 году, как он сам отмечал, был освобожден от работы на «галере» (в гимназии). Был назначен профессором Гейдельбергского университета, а через два года принял предложение возглавить кафедру в Берлинском университете, которая была вакантной после смерти Фихте.
В Берлине Гегель работал тринадцать лет. Здесь была написана и издана «Энциклопедия философских наук», в которой он наиболее систематически изложил свою философскую доктрину. Целью этой книги, как заявил Гегель в предисловии, является критика субъективизма и романтизма, а также изложение собственной концепции философии. В этот период слава Гегеля выходит за пределы Германии, достигает европейского уровня. В «Философии права» он выступил как противник либерализма.
Умер Г. В. Ф Гегель в 1831 году во время эпидемии холеры в Берлине.
Годы работы в Берлинском университете — это наилучшие годы в жизни философа. Столица Пруссии в это время стала столицей европейской философии. Лекции, которые читал в университете Гегель, несмотря на сложность его философской терминологии, сухость и монотонность, пользовались необычайной популярностью, а профессор — славой. Гегель читал лекции по истории философии, истории и философии искусства, философии религии. Чтобы послушать лекции Гегеля, в Берлин приезжали молодые люди из многих европейских стран.
Философская система Гегеля — это философия объективного идеализма в его крайней форме. У Гегеля не было сомнений в том, что действительный мир существует объективно. Его философская система — это высшая ступень развития идеалистической диалектики. Наиболее основательно Гегель изложил свою философскую систему в «Науке логики».
Будучи объективным идеалистом, Гегель считал первичной мировую идею, безличный, оторванный от человека разум, а вторичным и следствием этой идеи считал весь действительный мир. Исходным пунктом его философии является идея тождества мышления и бытия, духа и природы, объекта и субъекта. Мировая идея существует вечно и содержит в себе в скрытом виде все явления природы и общества. Основные свойства мировой идеи (иногда Гегель называет ее Абсолютной идей, иногда — Абсолютом) — саморазвитие и стремление к самопознанию. Весь мир — это результат саморазвития и самопознания Абсолютной идеи.
Абсолютная идея — это единственно существующая подлинная реальность; причина всего окружающего мира, его предметов и явлений, это мировой дух, способный творить и обладающий самосознанием.
Объективный идеализм Гегеля имеет рациональный и диалектический характер. Поскольку абсолютная идея представляет собой чистый разум и именно она, будучи причиной, порождает мир вещей, объективный мир в целом, то и этот мир, и права развития всего в этом мире, и обществе, и истории, и культуры должны быть тоже разумны, рациональны и логичны. Этот же вывод следует из идеи тождества мышления и бытия.
Гегель выделил и рассмотрел три этапа развития Абсолютной идеи и этим этапам посвятил, соответственно, три части своей философской системы.
Первый этап развития Абсолютной идеи — этап логический. Здесь абсолютная идея развивается в сфере чистого мышления в форме чистых логических понятий, не имеющих ничего общего с какой-нибудь реальностью. Особенности и закономерности этого этапа развития Абсолютной идеи Г. В. Ф. Гегель описывает в своем труде «Наука логики».
Гегель отмечает, что на этом этапе Абсолютная идея развивается по законам логики. Он сформулировал и разработал три всеобщих закона:
- закон единства и борьбы противоположностей;
- закон взаимного перехода, количественных и качественных изменений;
- закон отрицания отрицания.
Развиваясь на этом этапе в соответствии с названными законами, Абсолютная идея познает самое себя и, познав себя до конца, перестает быт только логической идеей, превращаясь в природу (отчуждает себя в качестве природы). На этом этапе, который Гегель называет инобытием Абсолютной идеи, она реализует себя и развивается в качестве явлений неживой и живой природы.
Второй этап развития Абсолютной идеи Гегель описывает в трактате «Философия природы». Гегель декларирует, что этот этап развития характеризуется тем, что природа развивается только в пространстве, но не во времени. В природе нет ничего нового по сравнению с первым этапом развития Абсолютной идеи, она лишь повторяет то, что уже было. Однако, развиваясь, природа должна стремиться к самопознанию, и для этого появляется человек, обладающий сознанием. Природа развивается в соответствии с законами логики, т. е. разум диктует природе свои законы.
Третий этап развития Абсолютной идеи описал Г. В. Ф. Гегелем в произведении «Феноменологии духа». На этом этапе Абсолютная идея проявляет себя в различных формах человеческого сознания как в сознании человека, так и в сознании человечества, например в духовной культуре, в праве, в политике как результатах общественного сознания.
Это самая важная часть философской системы Гегеля, поскольку на этом этапе Абсолютная идея возвращается сама к себе в человеческой мысли, в познании и в продуктах человеческой мысли. Идея возвращается сама к себе, однако это уже не та идея, которой она была когда-то; она возвращается, будучи обогащенной различными формами, опытом и знанием, через которые прошла и которые приобрела в процессе развития.
Все это развитие, все три этапа развития Абсолютной идеи — это результат реализации конечной цели. На этапе духа Абсолютная идея достигает границ своего развития, здесь Абсолют реализует все свои потенции, все возможности, которые в нем находятся, достигает вершины самопознания или достигает абсолютной истины, полного и окончательного знания о самой себе. Для Гегеля важна именно эта цель —показать дорогу развития абсолютной идеи до самопознания, до достижения полного, совершенного и окончательного знания о самой себе.
Дух, считал Гегель, имеет три разновидности:
- субъективный дух;
- объективный дух;
- абсолютный дух.
Субъективный дух, или «дух для себя», — это индивидуальное сознание человека, его душа.
Объективный дух, или «дух общества в целом». Воплощением объективного духа является право, мораль, гражданское общество, государство. Все это дано свыше как изначально существующая идея свободы человека и регулирует взаимоотношения между людьми.
Абсолютный дух — высшее проявление духа, это вечно действительная истина. Воплощением Абсолютного Духа являются искусство, религия и философия.
Гегель, как это можно уже заметить из изложения его идей, привержен и развивает так называемую триаду в развитии всего сущего. Так, в своем развитии Абсолютная идея проходит три этапа; Гегель открыл три всеобщих закона диалектики, он выделяет три разновидности духа.
Следовательно, развитие — это бесконечный процесс движения от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному, от абстрактного к конкретному и т. д. и содержит в себе три взаимосвязанных этапа:
- тезис — существует определенное утверждение, форма бытия;
- антитезис — всегда находится нечто противоположное тезису;
- синтез — это результат взаимодействия противоположностей (тезиса и антитезиса), новое утверждение, которое, в свою очередь, становится новым тезисом, но на более высоком уровне.
Этот процесс повторяется снова и снова, и в результате синтеза противоположных тезиса и антитезиса появляется новый тезис более высокого уровня.
Гегель считает, что именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без противоречий, которые и находятся в единстве (тождество противоположностей), не существуют друг без друга; и исключают друг друга как противоположности (борьба противоположностей), развитие невозможно.
Развитие у Гегеля выступает как движение от «бытия в себе» к «бытию для себя», от логических возможностей, потенций к действительности, к их реализации, от незнания к знанию. Для этого Абсолютная идея не остается только идеей логической, перевоплощается в мир природы, и поскольку в природе нет субъекта познания, то для реализации свойства и стремления Абсолютной идеи к самопознанию она оставляет природу и переходит в мир человека, который Гегель определяет как «царство духа». Идея, находясь в сознании человека и человечества, в истории через различные действия и результаты этой деятельности стремится реализовать свои абсолютные цели.
Для характеристики этих закономерностей развития Абсолютной идеи Гегель использует понятие отчуждения. Абсолютная идея, развившись, познав себя до конца, на первом этапе отчуждает себя в природу, окружающий мир, а затем — в человека и его мышление, в его деятельность, переходя на этап духовный. Через это дух реализует самого себя и возвращается к самому себе.
Гегель в учении о человеке, т. е. в антропологии, трактует человека как орудие Абсолютной идеи, как «хитрость» Абсолютной идеи. Через человеческую деятельность Абсолютная идея опредмечивает самое себя.
Человек — это носитель Абсолютной идеи, и она использует человека, его способности и умения для реализации своих планов. Даже великие люди, такие как Александр Македонский, Цезарь и Наполеон, как считал Гегель, являются только исполнителями воли Мирового духа — Абсолютной идеи. Сознание каждого индивидуального человека — это частица Мирового духа.
Именно в человеке абстрактный и безличный Мировой дух приобретает волю, индивидуальность, характер, личность. Человек — это «конечный дух» Мирового духа. Именно через человека, через его речь, язык, жесты, действия, поступки, через ход истории, через познавательную деятельность человека Мировой дух познает себя и творит мир через артефакты, т. е. содеянные человеком предметы материальной и духовной культуры.
Возвращаясь к третьему этапу развития Абсолютной идеи, к объективному духу, заметим, что основным в этом воплощении Гегель считал государство. Именно через государство достигается главная цель современной жизни истории — достижение осознания свободы. История — это процесс самореализации Абсолютного духа, и вся история, поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, — это процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. Всю историю человечества Гегель делит на три эры:
- Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Древнего Китая и т. п.) — такой период, когда в обществе осознает и пользуется свободой лишь один человек — фараон, китайский император и т. д., а все остальные люди являются его рабами и слугами.
- Антично-средневековая эра — период, когда осознают и пользуются свободой группа людей (глава государства, его окружение, высшие чиновники, военачальники, аристократы, феодалы), но основная масса людей не свободна, зависит от избранной части общества и служит ей.
- Германская эра — это современная Гегелю эпоха и прежде всего государство, в котором он жил и творил, — Пруссия, где осознают себя свободными и являются свободными все люди.
Г. В. Ф. Гегель с позиций достигнутой Абсолютной идеей абсолютной истины очень высоко ценил свои собственные заслуги в философии. Он считал, что именно его философия воплотила в себе все позитивные результаты таких титанов истории философии, как Платон, Аристотель, Декарт, а также достижения таких представителей немецкой классической философии (которых он, к слову говоря, нещадно критиковал), как Фихте, Шеллинг, Кант. Он считал, что именно его философия выражает Абсолютную истину, которая ближе всего к Абсолютной идее.
В социально-политических взглядах Г. В. Ф. Гегеля можно выделить следующие основные идеи:
- государство — это воплощенный Бог, т. е. это форма существования Бога в мире;
- право — это воплощение и реализация в действительности идеи свободы;
- искусство — это непосредственное отображение человеком Абсолютной идеи. Однако отобразить Абсолютную идею могут только избранные, талантливые и гениальные люди — творцы подлинного искусства;
- религия — это Абсолютная идея, открытая человеку в Божественном откровении;
- философия — это высшая ступень в понимании Абсолютной идеи, это полное раскрытие всех истин познания Абсолютным духом самого себя, высшее знание, соединение начала Абсолютной идеи с ее завершением;
- общие (общественные) интересы выше интересов индивидуальных; интересы человека могут быть принесены в жертву интересам общества;
- богатство и бедность людей предустановлены свыше, они естественны, и с ними нужно смириться;
- войны, конфликты между государствами, противоречия между ними закономерны; как и всюду, они являются двигателем прогресса во всемирно-историческом масштабе. Гегель критикует идею И. Канта «о вечном мире» и считает, что такое состояние приведет к застою, загниванию, моральному разложению. Война — это средство очищения и подъема духа нации;
- одним из центральных тезисов, вокруг которого много спорили как современники Гегеля, так и представители последующих поколений, является утверждение «Все разумное действительное, а все действительное разумно». Противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием) не существует.
Гегель разработал диалектику как науку, он сформулировал законы диалектики, разработал систему категорий диалектики; он разработал диалектику как всеобщий философский метод. Именно диалектика является главным достижением гегелевской философии.
Диалектика, как утверждал Г. В.Ф. Гегель, — это основополагающий закон развития и бытия Абсолютной идеи, Мирового духа и сотворенного им действительного мира. Основное содержание диалектики Гегеля можно выразить так, что развитие мысли, развитие идеи, развитие всей действительности Гегель не трактовал как гармоничный, прямолинейный процесс. Сущность развития он видел в постоянной борьбе противоположностей, которые внутренне присущи всем без исключения предметам, процессам, явлениям и всем этапам развития Абсолютной идеи. Противоречие — это условие развития всего сущего.
Развитие, по Гегелю, характеризуется еще и взаимодействием качественных и количественных изменений, происходящих в мире. Постепенное нарастание количественных изменений не беспредельно, при переходе через определенную границу меры они неизбежно влекут за собой качественные изменения, которые выступают как перерывы постепенности, как скачки. Гегель характеризует эту взаимосвязь и взаимозависимость количественных и качественных изменений как всеобщую закономерность развития, и поэтому развитие — это еще и переход от состояний качественно низших к качественно высшим.
Наконец, еще одна всеобщая закономерность развития связана с открытым Гегелем законом отрицания отрицания, или двойного отрицания, или двойного противоречия. Закономерность борьбы противоположностей раскрывает источники всякого развития; закономерность взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает механизм всякого развития. Гегель показывает, что развитие никогда не является полным уничтожением старого, отрицанием этого старого, а является отрицанием, уничтожением только определенных элементов этого старого, которые препятствуют развитию, и одновременно сохранением таких элементов старого, которые являются ценными для перехода на новый этап развития.
Таким образом, Гегель говорит о преемственности старого и нового в развитии. Этот процесс Гегель характеризует с помощью триады: тезис-антитезис-синтез.
В ходе двойного отрицания (тезис (А) — антитезис (не-А) — синтез (не-не-А=А)) происходит формально возврат к исходному тезису, однако Гегель характеризует его как «якобы возврат» к старому; а самом деле это синтез (объединение) двух предшествующих этапов развития. Этот синтез является, в свою очередь, исходным пунктом — тезисом — для нового этапа в развитии. Этот закон отражает направление развития. Гегель показывает, что развитие есть всегда еще и единство двух тенденций — поступательности и повторяемости, что характеризует его как спиралевидный процесс.
В заключение отметим, что философия Гегеля внутренне противоречива. Основное ее противоречие — это противоречие между философской системой Гегеля и разработанным им же диалектическим методом.
Действительно, диалектика Гегеля требует признания того, что процесс развития — это бесконечный процесс, что мы только что продемонстрировали, рассматривая три открытых Гегелем закона развития. Однако, Гегелевская философская система ограничивает развитие всего сущего: и природы, и мышления, и общества.
В самом деле,
- природа, будучи инобытием Абсолютной идеи, как утверждал Гегель, только повторяет, то, чего достигла Абсолютная идея на первом этапе развития, она развивается только в пространстве, а не во времени, и в ней нет ничего нового по сравнению с первым этапом развития;
- мышление, познание тоже ограничено в философской системе Гегеля. Он утверждал, что в его философии Абсолютная идея возвращается к самой себе в форме Абсолютной истины. Следовательно, познана такая истина, которая уже неизменна, это знание, достигшее полноты и завершенности;
- наконец, гегелевская философская система ограничивает в развитии и общество. Поскольку именно представителю Прусского государства удалось постичь абсолютную истину, то это государство является самым совершенным типом государства, и все другие государства должны стремиться быть подобными Прусскому государству. По существу, этим выводом Гегель оправдывал деспотизм, полицейское государство, королевское судопроизводство, цензуру и т. п. И поэтому, возможно, философия Гегеля была объявлена философией Прусского государства и стала обязательной для учения во всех университетах, а ее критики преследовались и изгонялись из университетов, лишаясь кафедр. Так произошло, например, с Людвигом Фейербахом, к изучению философии которого мы переходим.
Однако прежде сделаем некоторые выводы относительно философского наследия Г. В.Ф. Гегеля. Главная заслуга Гегеля в философии заключается в следующем:
- в разработке им диалектического метода, в обосновании и разработке законов и категорий диалектики и необходимости рассмотрения всего сущего в развитии;
- в обосновании принципа историзма, благодаря которому человечество было представлено как закономерно развивающееся и совершенствующееся целое;
Гегель придал философии подлинно научный характер, он стал творцом философии как науки. Гегелевские науки:
- логика, которая содержит учение о бытие, учение о сущности и учение о понятии;
- философия природы (абсолютная идея в природе), здесь Гегель выделяет механику, физику и органическую физику;
- философия духа (абсолютная идея в сознании).
Эти три раздела науки Гегель излагает соответственно в «Науке логики», в «Философии природы» и в «Феноменологии духа», которые вместе составляют «Энциклопедию философских наук». Это интеллектуальный подвиг Гегеля, никто ни до него, включая и Аристотеля, ни после него не смог самостоятельно составить энциклопедию всех наук, но результатом гения Гегеля стала энциклопедия философских наук.
Гегель раскрыл проблематику философии, расширил и предмет, и структуру философии. Он считал, что философия должна включать в себя:
- философию природы;
- антропологию;
- психологию;
- логику;
- философию государства;
- философию права;
- философию гражданского общества;
- философию истории;
- диалектику.
Система Г. В. Ф. Гегеля была одной из последних идеалистических философских систем. Она стала очень популярной и имела многих сторонников в разных странах. Однако отношение к ней среди сторонников не было единым: они разделились на старогегелианцев, поддерживающих консервативные мотивы в его философской системе, а также на радикальных младогеге-лианцев, среди которых были и молодые Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Маркс и Энгельс критиковали философскую систему Гегеля и одновременно в своих учениях опирались на его диалектический метод, который, по их мнению, «стоял на голове», а их задача была в том, чтобы поставить диалектику «на ноги», т. е. обогатить ее материализмом.
Гегельянство | Определение, философия, примеры и факты
Вильгельм Дилтей
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Фердинанд Кристиан Баур Йохан Людвиг Хейберг В. Т. Стейс
- Похожие темы:
- неогегельянство Абсолютный идеализм Дух времени Абсолютный дух Гейст
Просмотреть весь связанный контент →
Гегельянство , собрание философских течений, возникших на основе мысли немецкого философа XIX века Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Термин здесь истолковывается так, чтобы исключить самого Гегеля и, следовательно, включить только последующие гегелевские движения. Таким образом, его мысль сосредоточена на истории и логике, на истории, в которой он видит с разных точек зрения, что «рациональное есть реальное», и на логике, в которой он видит, что «истина есть Целое».
Общие соображения
Проблемы гегелевского наследия
Гегелевская система, в которой немецкий идеализм достиг своего завершения, претендовала на единое решение всех проблем философии. Он считал, что спекулятивная точка зрения, которая выходит за пределы всех частных и отдельных точек зрения, должна схватывать единую истину, возвращая к своему истинному центру все проблемы логики, метафизики (или природы Бытия) и философий. природы, права, истории и культуры (художественные, религиозные и философские). По Гегелю, эта установка есть нечто большее, чем формальный метод, остающийся чуждым своему собственному содержанию; скорее, оно представляет фактическое развитие Абсолюта — всеобъемлющей тотальности реальности — рассматриваемой «как Субъект, а не просто как Субстанция» (т. е. как сознательный агент или Дух, а не просто как реальное существо). Этот Абсолют, считал Гегель, сначала выдвигает (или полагает) себя в непосредственность своего собственного внутреннего сознания, а затем отрицает это полагание, выражаясь теперь в особенности и определенности фактических элементов жизни и культуры, и, наконец, вновь обретает себя, через отрицание прежнего отрицания, конституировавшего конечный мир.
Такая диалектическая схема (непосредственность — отчуждение — отрицание отрицания) осуществила саморазрешение названных проблемных областей — логики, метафизики и т. д. Таким образом, эта панорамная система имела то достоинство, что привлекала философию к рассмотрению всех проблем истории и культуры, ни одна из которых уже не могла считаться чуждой ее компетенции. В то же время, однако, система лишила все имплицитные элементы и проблемы их автономии и особой аутентичности, сведя их к символическим проявлениям одного процесса — поиска и завоевания Абсолютным Духом самого себя. Более того, такое спекулятивное посредничество между противоположностями, направленное к более насущным проблемам того времени, таким, как проблемы религии и политики, приводило в конечном счете к уклонению от самых насущных и властных идеологических требований и едва ли могло избежать обвинения в двусмысленность и оппортунизм.
Этапы истории интерпретации Гегеля
Объяснение успеха гегельянства, отмеченного образованием школы, более 30 лет объединявшей лучшие силы немецкой философии, заключается в том, что никакая другая система не могла конкурировать с ней по богатству содержания или строгости ее формулировок или оспаривать ее притязания на выражение всего духа культуры своего времени. Более того, по мере распространения гегельянства вовне ему суждено было вызывать все более живые и захватывающие реакции и принимать различные артикуляции, поскольку в своем историческом развитии оно смешивалось с противоположными позициями.
В развитии гегельянства можно выделить четыре этапа. Первым из них был непосредственный кризис гегелевской школы в Германии в период с 1827 по 1850 год. Всегда вовлеченная в полемику со своими противниками, школа вскоре разделилась на три течения. (1) Право, в котором участвовали непосредственные ученики Гегеля, защищало его философию от обвинения в либеральности и пантеистичности (определяющей Бога как Все). Эти «старые гегельянцы» стремились отстоять совместимость гегельянства с евангельской ортодоксией и с консервативной политической политикой Реставрации (новый порядок в Европе, наступивший после поражения Наполеона). (2) Левые — сформированные из «молодых гегельянцев», по большей части косвенных последователей Гегеля, — рассматривали диалектику как «принцип движения» и рассматривали гегелевское отождествление рационального с реальным как команду изменить культурное и политическая реальность, что реакционизм просто оправдывает и делает его рациональным. Таким образом, молодые гегельянцы интерпретировали гегельянство в революционном смысле, т. е. как пантеистическое, а затем последовательно как атеистическое в религии и как либерально-демократическое в политике. (3) Центр, предпочитавший опираться на интерпретации гегелевской системы в ее генезисе и значении, с особым интересом к логическим проблемам.
На втором этапе (1850–1904), когда гегельянство распространилось в другие страны, произведения центра играли преобладающую роль; таким образом, на этом этапе истории толкования Гегеля, обычно называемом неогегелевским, основной интерес был к логике и реформе диалектики.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас
С другой стороны, в первом десятилетии 20-го века в Германии все еще возникло другое движение после того, как Вильгельм Дильтей, родоначальник критического подхода к истории и гуманистическим исследованиям, обнаружил неопубликованные работы того периода. юности Гегеля. Эта третья фаза, фаза возрождения Гегеля, характеризовалась интересом к филологии, публикацией текстов и историческими исследованиями; и он подчеркивал реконструкцию генезиса мысли Гегеля, особенно учитывая ее культурные матрицы — как Просвещения, так и романтизма — и степень, в которой она может представлять иррационалистические и так называемые доэкзистенциалистские взгляды.
На четвертом этапе, после Второй мировой войны, возрождение марксистских исследований в Европе окончательно выдвинуло на первый план интерес к отношениям между Гегелем и Карлом Марксом и к ценности гегелевского наследия для марксизма, особенно в отношении политической и социальные проблемы. Таким образом, эта четвертая фаза истории гегельянства восприняла многие полемические темы ранних лет существования школы.
Идеализм в определении Гегеля — 1120 слов
Содержание
- Введение. утверждает, что все, что мы называем реальностью, сконструировано духовно, нематериально или в основе своей ментально (Карденас , 2016). С философской точки зрения идеализм — это то, что возникает как скептическая мысль о понимании независимых от разума объектов, идей или вещей. На протяжении 19В -м -м веке ряд философов положили начало новой традиции, сосредоточившей внимание на идеальном (или ментальном) характере каждого явления. Эта новая волна мысли стала катализатором концепции идеализма. Эта концепция привела к созданию различных школ мысли, таких как экзистенциализм, материализм и феноменализм. Было замечено, что эти мысли влияют на различные области, такие как искусство, политика, музыка и психология. Эта дискуссия дает краткое определение идеализма с политической точки зрения Гегеля.
Гегелевское определение идеализма
Георг Вильгельм Фридрих Гегель — один из известных немецких философов, чьи идеи и концепции на протяжении десятилетий поддерживаются многими учеными. Согласно известному идеалисту, такие доктрины, как материализм, неуместны, потому что они склонны утверждать, что естественные (или конечные) цели обычно нереальны. Философ ясно указывает, что материальные объекты, как правило, обладают определенными конечными качествами. Однако некоторые цели будут зависеть от других конечных качеств, чтобы правильно их определить (Рамон, 2015). Используя концепции Платона, Гегель утверждает, что самоопределение, характеризуемое разумом, может привести человека к достижению более высокого уровня реальности, существенно отличающегося от физических вещей или объектов. Такого рода определение было определено многими философами как абсолютный идеализм.
Сформулированный Г. В. Ф. Гегелем, абсолютный идеализм — это политическая точка зрения, согласно которой должно существовать тождество бытия и мысли, чтобы человеческий разум мог понять природу природного мира. Без такой идентичности бытия или мысли человеческие знания и понимание были бы неопределенными (Cardenas, 2016). Было замечено, что аргументы и понятия, представленные Гегелем, многое заимствовали из работ Платона. Согласно Платону, решение использовать разум облегчает мыслителю (или человеку) примирение с реальностью. Такого рода разум Гегель называет «самоопределением». Когда у человека есть реальность самого себя, он или она сможет использовать силу разума. По мнению философа, такого рода реальность (или самоопределение) — это то, что не может быть достигнуто материальными (или физическими) объектами, такими как горы и скалы.
Философ с самого начала утверждает, что человеческий разум не способен познавать вещи сам по себе (Рамон, 2015). В этом случае душа и разум могут объединиться, чтобы реализовать сознание. По Гегелю, это индивидуальное сознание и станет абсолютным разумом. Примечательно также, что человек может не осознавать такого рода психическое состояние. Когда люди поймут, что они являются частью сознания, они смогут мыслить и действовать рационально. Следовательно, люди не будут беспокоиться о своих свободах. Вместо этого они будут усердно работать, чтобы достичь чего-то, известного как самореализация. Поступая таким образом, люди смогут пересмотреть свои политические модели и представления. Следовательно, люди могут в конечном итоге создавать новые общества и сообщества, которые поощряют разнообразие и отстаивают свободы для всех, чтобы усилить самоопределение.
Гегелевский анализ идеализма идет дальше, чтобы объяснить, как взаимодействие диалектов или противоположностей будет иметь тенденцию к порождению основных концепций, которые могут направлять людей к ясному пониманию окружающего мира и политических структур. Это то, что произойдет только в истории и в индивидуальном сознании (Рамон, 2015). Таким образом, состояние бытия, согласно определению, представляет собой мощную динамику. Динамика характеризуется сложным историческим процессом, который разворачивается непрерывно. Этот необходимый процесс разворачивается, чтобы представить каждую форму разнообразия во Вселенной. Появятся новые понятия, которые облегчат человеку понимание окружающего мира.
Из вышеприведенного анализа следует, что философское понятие идеализма приемлемо, поскольку оно служит кульминацией западной мысли, испытанной в Европе на протяжении многих лет. Он объединил культуру, гражданское общество, политику и традиции воедино. По мысли мыслителя, цивилизация была «выдающимся продуктом диалектики» (Карденас, 2016, с. 48).
Гегелевская концепция идеализма всегда вращалась вокруг государства. Используя представления Фихте и Канта, философ полагает, что человеческая личность есть нечто, основанное на самоопределении и просветлении (Карденас, 2016). Следовательно, людям было бы легче создать нацию со схожими политическими представлениями.
Кроме того, гегелевская концепция идеализма описывает, как «индивидуумы являются мимолетными моментами одной субстанции» (Рамон, 2015, стр. 62). В таком случае гражданское общество не должно диктовать людям приоритеты. С политической точки зрения Гегель идет еще дальше, указывая на то, что политическое общество — это то общество, которое способствует разнообразию и динамизму. Это мощный подход, который может поддерживать целостность всей неполитической сферы (Cardenas, 2016). Таким образом, роль идеализма состоит в том, чтобы содействовать свободе и развитию обществ, способствующих разнообразию и всеобщему благоденствию.
В таком случае идеализм Гегеля указывает на то, что мир есть нечто, что следует рассматривать с исторической точки зрения. При этом из процесса самосознания возникнет или проявит себя политическая рефлексия. Однако было замечено, что история следует логическому образцу или необходимости посредством использования диалектического подхода или движения. Это понятие объясняет, почему Гегель считал достижения и культурные атрибуты своего общества кульминацией каждого аспекта, испытанного за последние многие десятилетия (Simoniti, 2017).
Считается, что различные силы, такие как идеализм, протестантизм, романтизм и национализм, испытанные во времена Гегеля, привели к его философскому выражению. При таком варианте Гегель считал, что настало подходящее время для достижения политического доверия и сосредоточения внимания на силе просвещения (Simoniti, 2017). В этом случае аналитики ясно показали, что идеализм Гегеля стал модернистской и футуристической концепцией, которая меняет политические тона по всему миру.
Дискуссия ясно показывает, что политический идеализм, как он определен Гегелем, есть философия, утверждающая, что реализм — это то, что охватывает понятие духовного единства. Эта концепция дискредитирует материализм, поскольку утверждает, что конечные объекты или качества реальны. Хотя гегелевское описание идеализма подвергается критике со стороны многих философов, неоспоримым фактом является то, что ему удается представить истинную картину человечества, усердно работающего для достижения божественности и политической корректности (Cardenas, 2016).