Понятие возраста в психологии развития. Абсолютный и условный возраст. Возраст развития. Возрастные свойства — Студопедия
Поделись с друзьями:
Возраст — одна из центральных категорий психологии развития, которая имеет два значения.
Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это — чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.
Хронологический возраст — это возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия (фактически, с момента образования яйцеклетки) и до конца жизни. Хронологический возраст каждого человека есть личный факт его жизни. Хронологические возрасты двух разных людей сопоставимы в двух системах измерения: с одной стороны, по абсолютной шкале времени (временное смещение) и, с другой, по тем психическим изменениям,
Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста — элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.
Эволюционно-генетические ряды развития при рассмотрении развития человека могут быть представлены, прежде всего, биологическими, психологическими и социальными изменениями. В соответствии с этим выделяются условный биологический, условный психологический и условный социальный возраст человека.
Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста.
В понятии биологического возраста за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Ввиду их измеряемости (биология располагает статистическими данными о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить) установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, наоборот, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, тогда говорят, что его биологический возраст превышает его хронологический возраст.
Психологический возраст
Здесь за основу взяты те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике каждого человека. Общая картина здесь та же, что и с биологическим возрастом: если психические изменения отстают от хронологического возраста, то говорят, что психологический возраст меньше хронологического, и, наоборот, при опережении ими хронологического возраста психологический возраст превышает хронологический.
Социальный возраст измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.
В понятии социального возраста за основу взяты те социальные изменения, которые происходят в жизни среднестатистического человека, а также изменения, характеризующие его личностное развитие (принятие социальных норм и ценностей, задач развития соответствующего возрастного этапа и т.п.). Следовательно, это, с одной стороны, жизненные события, которые происходят с каждым из нас в определенном возрасте (мы поступаем в школу, делаем профессиональный выбор, вступаем в брак, начинаем трудовую деятельность и т.д.), и, с другой, возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни. Если они отстают от нормативных, говорят, что социальный возраст меньше хронологического, если опережают — то больше.
Все указанные категории подразумевают какое-то объективное, внешнее измерение. Но существует еще и субъективно-переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности.
Здесь за основу взято самоощущение человека, т.е. к какому хронологическому возрасту он сам себя приписывает, в какую точку на хронологической оси проецирует. Соответственно, его субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту (Сапогова, с. 34).
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Возраст – что это такое? Возраст в психологическом словаре на testometrika.com
Возраст (англ. age) – объективная, культурно-исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе. Абсолютный (календарный, паспортный, хронологический) возраст датируется в единицах измерения времени (гг., мес., дни и т. д.). В науке (психологии) используется условный возраст, определяемый методом периодизации для структуризации онтогенеза человеческой жизни.
Обычно выделяются:
- от зачатия до рождения (пренатальный возраст),
- младенческий возраст (от рождения до 1 года),
- раннее детство, или ранний В. (1–3 года),
- дошкольный (3–6/7 лет),
- младший школьный (6/7–11/12 лет),
- отрочество, или подростковый (11/12–15/17 лет),
- юношеский (15/17–19/21 год),
- молодость (19/21–25/30 лет),
- зрелость (25/30–55/60 лет),
- старость (55/60 лет и выше).
Периодизация позволяет не только разбить жизненный путь индивида на отрезки, но и придать возрасту содержательное значение. Для каждого возраста определяются нормативы развития (психофизического, мыслительного, эмоционального, личностного и т.
Стабильные возраста чередуются с кризисами возрастного развития (см. Кризисы возрастные), переходными периодами от одного возрастного этапа к другому (чаще в детстве, чем во взрослости). Иногда специально выделяются биологический, психомоторный, социальный и психологический возраст, определяемые соотнесением определенной суммы биологических, социологических и психологических параметров индивида с некоторым нормативным (среднестатистическим) симптомокомплексом. См. также Периодизация психического развития, Пренатальное развитие, Новорожденность, Акме. (А. В. Толстых.)
Добавление: Прежде всего можно и нужно разделить объективный и субъективный подходы к определению возраста. Последний включает в себя стихию и многообразие человеческих установок (в т. ч. стереотипов и предрассудков), действующих при качественной и количественной оценке собственного и чужого возраста, в процессе применения тех или иных возрастных категорий. Такое понятие, как эйджизм, репрезентирует как раз один из итогов научного изучения субъективных возрастных норм.
Термином «эйджизм» обозначаются весьма распространенные в современном обществе негативные и позитивные стереотипы в отношении разных возрастных категорий людей (особенно пожилого возраста). Изучение субъективных «норм» необходимо для понимания и предсказания поведения людей.
Объективно-нормативный подход к определению возраста. основан на исследовании текущего состояния (определяемого по референтным показателям) в биологическом, психологическом или социальном развитии человека и сравнении данного состояния с нормативными характеристиками, установленными для разных хронологических возрастных категорий в массовых обследованиях с использованием научных методов и статистических показателей.
Наконец, существует особый пласт возрастных норм (назовем их «формальными»), которые являются достоянием традиционной культуры, законодательства, административного аппарата. Их изучают этнографы, историки, правоведы, культурологи, педагоги, отчасти социологи, социолингвисты и т. д.
К сожалению, нередко именно разнообразие формальных норм служит единственным основанием для суждений психологов об историчности и культурной относительности тех или иных возрастных периодов в психическом развитии. Формальные нормы являются важным фактором, сложным и неоднозначным образом влияющим на жизнь и развитие тлюдей, но особенно они эффективны в понимании поведения тех людей, которые в силу своего социального положения должны следовать формальным нормам.
Теоретически, конечно, и сами формальные нормы находятся под некоторым обратным влиянием как регулируемой ими жизни, так и научных исследований, в которых применяется объективно-нормативный подход, но чаще всего это влияние оказывается крайне избирательным. (Б. М.)
Восприятие относительного и абсолютного возраста на фотографиях лица
Восприятие относительного и абсолютного возраста на фотографиях лица
Скачать PDF
Скачать PDF
- Опубликовано:
- Джон Б. Питтенджер 1 nAff2 и
- Роберт Э. Шоу 1
Восприятие и психофизика том 18 , страницы 137–143 (1975)Цитировать эту статью
672 доступа
35 цитирований
Сведения о показателях
Аннотация
Продольные серии фотографий лиц учащихся средних школ использовались для оценки способности наблюдателей воспринимать возраст. Информация в отдельных стимулах манипулировалась путем маскирования частей фотографий, а информация, представленная отношениями между стимулами, манипулировалась условиями задачи. Способность воспринимать относительный возраст оценивалась в двух заданиях, требующих от испытуемых упорядочивать фотографии по возрасту. Восприятие абсолютного возраста изучалось в третьем задании, требующем оценки возраста в годах для фотографий, предъявляемых по одной. В то время как суждения были за пределами случайной точности во всех комбинациях маскировки и условий задачи, уменьшение любого типа информации обычно приводило к снижению точности.
Скачайте, чтобы прочитать полный текст статьи
Литература
Кросс Дж. Ф., Кросс Дж., Дэйли Дж. Пол, раса, возраст и красота как факторы распознавания лиц Восприятие и психофизика , 1971, 10 , 393–396 .
Google Scholar
Дарвин, К. Выражение эмоций у человека и животных . Нью-Йорк: Эпплтон. 1859 г.. (Перепечатано — Чикаго: University of Chicago Press. 1965.)
Google Scholar
Экман П. (ред.) Дарвин и выражение лица Век исследований и обзоров . Нью-Йорк: Академическая пресса. 1973.
Google Scholar
Enlow, D. H. Человеческое кружево, описание постнатального роста и развития черепно-лицевого скелета . Нью-Йорк: Медицинское отделение Хобера. Харпер и Роу. 1968.
Google Scholar
Гальтон, Ф. Общие изображения. Труды Королевского института . 1879, 9 , 161–170.
Google Scholar
Гарднер, Б. Т., и Уоллах, Л. Формы фигур, идентифицированных как голова ребенка. Перцептивные и моторные навыки , 1965, 20 , 135–142.
ПабМед Google Scholar
Илифф, А. Х. Исследование предпочтений в женской красоте. Британский журнал психологии , 1960, 51 , 267–273.
Google Scholar
Лэндис, К. и Фелпс, Л. В. Предсказание по фотографиям успеха и профессиональных способностей. Journal of Experimental Psychology , 1928, 11 , 313–324
Статья Google Scholar
Марки, Ф. В. Изменения в суждении. Журнал прикладной психологии , 1934, 18 , 297–303.
Артикул Google Scholar
Mooney, C.M. Возраст в развитии способности к закрытию у детей Canadian Journal of Psychology , 1957, 11 , 219–227.
Артикул пабмед Google Scholar
Пек Х. и Пек С. Концепция эстетики лица. Угловой ортодонт , 1970, 40 , 284–317.
ПабМед Google Scholar
Пинтнер, Р. Интеллект по фотографиям. Психологический обзор , 1918, 25 , 286–296.
Артикул Google Scholar
Питтенгер Дж. Б. и Шоу Р. Э. Восприятие возраста по профилям лица. В JM Scandura, JH Durin. WH Wulfeck II (ред.). 1974 г. Материалы Пятой ежегодной междисциплинарной конференции по структурному обучению . Нарбет. Исследовательский институт Pa Merge. 1974.
Google Scholar
Siegei, S. Непараметрическая статистика для поведенческих наук . Нью-Йорк. Макгроу-Хилл. 1956.
Google Scholar
Thompson, D.A.W. О росте и форме (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1942.
Google Scholar
Инь, Р. К. Глядя на перевернутые лица. Журнал экспериментальной психологии , 1969, 81 , 141–145.
Артикул Google Scholar
Скачать ссылки
Информация об авторе
Примечания автора
Джон Б. Питтенгер
Текущий адрес: Факультет психологии, Арканзасский университет, 72204, Литтл Рок, Арканзас
Авторы и филиалы
Центр исследований в области обучения человека, Миннесотский университет, 205 Elliott Hall, 55455, Миннеаполис, Миннесота
Джон Б. Питтенгер и Роберт Э. Шоу
Авторы
- John B. Pittenger
Просмотр публикаций автора
Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar
- Robert E. Shaw
Посмотреть публикации автора
Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar
Дополнительная информация
Подготовка этого документа была частично поддержана Премией развития карьеры Роберту Э. Шоу из Национального института детского здоровья и развития человека (1 K04-HD 24010) и грантами Университет Миннесоты, Центр исследований человеческого обучения, Национальный научный фонд (GB-35703X), Национальный институт детского здоровья и развития человека (HD-01136 и HD-00098) и аспирантура Миннесотского университета.
Права и разрешения
Перепечатка и разрешения
Об этой статье
Абсолютный возраст — НАУКА ВОСЬМОГО КЛАССА
Ученые, изучающие древнюю Землю, в течение сотен лет работали над построением точной хронологии формирования планеты и эволюции всего живого. Это не простая задача! Чтобы построить и улучшить эту временную шкалу, ученые должны иметь несколько типов точных методов, которые они могут использовать для определения возраста материалов. Есть две основные категории, с помощью которых они это делают: датирование относительного возраста и датирование абсолютного возраста.
Абсолютный возраст земного материала является мерой его фактического возраста в годах. При датировании по абсолютному возрасту вы получаете реальный возраст в фактических годах. Знакомство с абсолютным возрастом — это все равно, что сказать, что вам 13 лет, а вашему дедушке 77 лет. Поскольку ученые работают со многими различными типами земных материалов (горные породы, окаменелости и т. д.), существует также много типов определения абсолютного возраста. Некоторые типы полезны в определенных ситуациях и для определенных материалов. Например, в то время как один тип датирования абсолютного возраста может быть идеальным для определения возраста ископаемой кости динозавра, другой метод датирования может быть идеальным для определения возраста образца горной породы. Давайте рассмотрим несколько известных типов датирования абсолютного возраста.
Радиометрическое датирование (часто называемое радиоактивное датирование ) — это способ узнать, сколько лет тому или иному объекту. Метод использует известные скорости затухания. Это наиболее часто используемый метод определения возраста горных пород и других искусственных или природных материалов, включая возраст самой Земли. Окаменелости можно датировать, взяв образцы горных пород сверху и снизу от исходного положения окаменелости.
Важно иметь как можно больше информации о датируемом материале и проверять возможные признаки изменения. Измерения необходимо проводить на образцах из разных частей породы. Различные методы датирования также необходимы для подтверждения возраста образца. Например, при исследовании гнейсов Амитсок из западной Гренландии использовались пять различных методов радиометрического датирования для изучения двенадцати образцов и было получено согласие с точностью до 30 миллионов лет при возрасте 3 640 миллионов лет. | Гнейсы Amitsoq возрастом 3,6 миллиарда лет, Западная Гренландия |
Методы радиометрического датирования используются для установления геологической шкалы времени. Среди наиболее известных методов — радиоуглеродное датирование, калий-аргоновое датирование и уран-свинцовое датирование.
Радиоуглеродное датирование: Радиоуглеродное датирование (также называемое просто радиоуглеродным датированием) является одним из наиболее широко используемых и известных типов определения абсолютного возраста. Этот метод датирования полезен для материалов, которые когда-то были живыми, но имеет существенное ограничение: углеродный анализ надежен только для материалов, возраст которых не превышает 75 000 лет. Если бы ученые столкнулись с чем-то более старым, им пришлось бы использовать другой метод. |
Калий-аргоновое датирование: Этот тип датирования очень похож на радиоуглеродное датирование, в котором используются практически те же методы. Однако преимущество калий-аргонового датирования заключается в том, что можно тестировать гораздо более старые образцы. С помощью калий-аргонового датирования ученые могут определить возраст образцов, возраст которых составляет миллиарды лет.
Видеоруководство:
| |