2.1.Абстрагирование и идеализация. Мысленный эксперимент
Процесс познания всегда начинается с рассмотрения конкретных, чувственно воспринимаемых предметов и явлений, их внешних признаков, свойств, связей. Только в результате изучения чувственно-конкретного человек приходит к каким-то обобщенным представлениям, понятиям, к тем или иным теоретическим положениям, т.е. научным абстракциям. Получение этих абстракций связано со сложной абстрагирующей деятельностью мышления.
В процессе абстрагирования происходит отход (восхождение) от чувственно воспринимаемых конкретных объектов (со всеми их свойствами, сторонами и т. д.) к воспроизводимым в мышлении абстрактным представлениям о них.
Абстрагирование, таким образом, заключается в мысленном отвлечении от каких-то — менее существенных — свойств, сторон, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением, формированием одной или нескольких существенных сторон, свойств, признаков этого объекта.
В научном познаний широко применяются, например, абстракции отождествления и изолирующие абстракции. Абстракция отождествления представляет собой понятие, которое получается в результате отождествления некоторого множества предметов (при этом отвлекаются от це-
22
лого ряда индивидуальных свойств, признаков данных предметов) и объединения их в особую группу. Примером может служить группировка всего множества растений и животных, обитающих на нашей планете, в особые виды, роды, отряды и т. д. Изолирующая абстракция получается путем выделения некоторых свойств, отношений, неразрывно связанных с предметами материального мира, в самостоятельные сущности («устойчивость», «растворимость», «электропроводность» и т. п.).
Переход от чувственно-конкретного к абстрактному всегда связан с известным упрощением действительности. Вместе с тем, восходя от чувственно-конкретного к абстрактному, теоретическому, исследователь получает возможность глубже понять изучаемый объект, раскрыть его сущность.Конечно, в истории науки имели место и ложные, неверные абстракции, не отражавшие ровным счетом ничего в объективном мире (эфир, теплород, жизненная сила, электрическая жидкость и т. п.). Использование подобных «мертвых абстракций» создавало лишь видимость объяснения наблюдаемых явлений. В действительности же никакого углубления познания в этом случае не происходило.
Развитие естествознания повлекло за собой открытие все новых и новых действительных сторон, свойств, связей объектов и явлений материального мира. Необходимым условием прогресса познания стало образование подлинно научных, «не вздорных» абстракций, которые позволили бы глубже познать сущность изучаемых явлений. Процесс перехода от чувственно-эмпирических, наглядных представлений об изучаемых явлениях к формированию определенных абстрактных, теоретических конструкций, отражающих сущность этих явлений, лежит в основе развития любой науки.
Мысленная деятельность исследователя в процессе научного познания включает в себя особый вид абстрагирования, который называют идеализацией. Идеализация представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований.
В результате таких изменений могут быть, например, исключены из рассмотрения какие-то свойства, стороны, признаки объектов. Так, широко распространенная в меха-
23
нике идеализация, именуемая материальной точкой, подразумевает тело, лишенное всяких размеров. Такой абстрактный объект, размерами которого пренебрегают, удобен при описании движения. Причем подобная абстракция позволяет заменить в исследовании самые различные реальные объекты: от молекул или атомов при решении многих задач статистической механики и до планет Солнечной системы при изучении, например, их движения вокруг Солнца.
Изменения объекта, достигаемые в процессе идеализации, могут производиться также и путем наделения его какими-то особыми свойствами, в реальной действительности неосуществимыми. Примером может служить введенная путем идеализации в физику абстракция, известная под названием абсолютно черного тела. Такое тело наделяется несуществующим в природе свойством поглощать абсолютно всю попадающую на него лучистую энергию, ничего не отражая и ничего не пропуская сквозь себя. Спектр излучения абсолютно черного тела является идеальным случаем, ибо на него не оказывает влияния природа вещества излучателя или состояние его поверхности. А если можно теоретически описать спектральное распределение плотности энергии излучения для идеального случая, то можно кое-что узнать и о процессе излучения вообще. Указанная идеализация сыграла важную роль в прогрессе научного познания в области физики, ибо помогла выявить ошибочность некоторых существовавших во второй половине XIX века представлений. Кроме того, работа с таким идеализированным объектом помогла заложить основы квантовой теории, ознаменовавшей радикальный переворот в науке.
Целесообразность использования идеализации определяется следующими обстоятельствами.
Во-первых, идеализация целесообразна тогда, когда подлежащие исследованию реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств теоретического, в частности, математического, анализа. А по отношению к идеализированному случаю можно, приложив эти средства, построить и развить теорию, в определенных условиях и целях эффективную, для описания свойств и поведения этих реальных объектов. (Последнее, в сущности, и удостоверяет плодотворность идеализации, отличает ее от бесплодной фантазии).24
Во-вторых, идеализацию целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо исключить некоторые свойства, связи исследуемого объекта, без которых он существовать не может, но которые затемняют существо протекающих в нем процессов. Сложный объект представляется как бы в «очищенном» виде, что облегчает его изучение.
На эту гносеологическую возможность идеализации обратил внимание Ф. Энгельс, который показал ее на примере исследования, проведенного Сади Карно: «Он изучил паровую машину, проанализировал ее, нашел, что в ней основной процесс не выступает в чистом виде, а заслонен всякого рода побочными процессами, устранил эти безразличные для главного процесса побочные обстоятельства и сконструировал идеальную паровую машину (или газовую машину), которую, правда, также нельзя осуществить, как нельзя, например, осуществить геометрическую линию или геометрическую плоскость, но которая оказывает, по-своему, такие же услуги, как эти математические абстракции.
В-третьих, применение идеализации целесообразно тогда, когда исключаемые из рассмотрения свойства, стороны, связи изучаемого объекта не влияют в рамках данного исследования на его сущность. Выше уже упоминалось, например, о том, что абстракция материальной точки позволяет в некоторых случаях представлять самые различные объекты — от молекул или атомов до гигантских космических объектов. При этом правильный выбор допустимости подобной идеализации играет очень большую роль. Если в ряде случаев возможно и целесообразно рассматривать атомы в виде материальных точек, то такая идеализация становится недопустимой при изучении структуры атома. Точно так же можно считать материальной точкой нашу планету при рассмотрении ее вращения вокруг Солнца, но отнюдь не в случае рассмотрения ее собственного суточного вращения.
Будучи разновидностью абстрагирования, идеализация допускает элемент чувственной наглядности (обычный процесс абстрагирования ведет к образованию мысленных абстракций, не обладающих никакой наглядностью). Эта особенность идеализации очень важна для реализации такого специфического метода теоретического познания, како-
25
вым является мысленный эксперимент (его также называют умственным, субъективным, воображаемым, идеализированным).
Мысленный эксперимент предполагает оперирование идеализированным объектом (замещающим в абстракции объект реальный), которое заключается в мысленном подборе тех или иных положений, ситуаций, позволяющих обнаружить какие-то важные особенности исследуемого объекта. В этом проявляется определенное сходство мысленного (идеализированного) эксперимента с реальным. Более того, всякий реальный эксперимент, прежде чем быть осуществленным на практике, сначала «проигрывается» исследователем мысленно в процессе обдумывания, планирования. В этом случае мысленный эксперимент выступает в роли предварительного идеального плана реального эксперимента.
Вместе с тем мысленный эксперимент играет и самостоятельную роль в науке.
При этом, сохраняя сходство с реальным экспериментом, он в то же время существенно отличается от него. Эти отличия заключаются в следующем.Реальный эксперимент — это метод, связанный с практическим, предметно-манипулятивным, «орудийным» познанием окружающего мира. В мысленном же эксперименте исследователь оперирует не материальными объектами, а их идеализированными образами, и само оперирование производится в его сознании, т. е. чисто умозрительно.
Возможность постановки реального эксперимента определяется наличием соответствующего материально-технического (а иногда и финансового) обеспечения. Мысленный эксперимент такого обеспечения не требует.
В реальном эксперименте приходится считаться с реальными физическими и иными ограничениями его проведения, с невозможностью в ряде случаев устранить мешающие ходу эксперимента воздействия извне, с искажением в силу указанных причин получаемых результатов. В этом плане мысленный эксперимент имеет явное преимущество перед экспериментом реальным.
В научном познании могут быть случаи, когда при исследовании некоторых явлений, ситуаций проведение реальных экспериментов оказывается вообще невозможным.
26
Этот пробел в познании может восполнить только мысленный эксперимент.
Научная деятельность Галилея, Ньютона, Максвелла, Карно, Эйнштейна и других ученых, заложивших основы современного естествознания, свидетельствует о существенной роли мысленного эксперимента в формировании теоретических идей. История развития физики богата фактами использования мысленных экспериментов. Примером могут служить мысленные эксперименты Галилея, приведшие к открытию закона инерции.
Реальные эксперименты, в которых невозможно устранить фактор трения, казалось бы, подтверждали господствовавшую в течение тысячелетий концепцию Аристотеля, утверждавшую, что движущееся тело останавливается, если толкающая его сила прекращает свое действие. Такое утверждение основывалось на простой констатации фактов, наблюдаемых в реальных экспериментах (шар или тележка, получившие силовое воздействие, а затем катящиеся уже без него по горизонтальной поверхности, неизбежно замедляли свое движение и в конце концов останавливались). В этих экспериментах наблюдать равномерное не прекращающееся движение по инерции было невозможно.
Галилей, проделав мысленно указанные эксперименты с поэтапным идеализированием трущихся поверхностей и доведением до полного исключения из взаимодействия трения, опроверг аристотелевскую точку зрения и сделал единственно правильный вывод. Этот вывод мог быть получен только с помощью мысленного эксперимента, обеспечившего возможность открытия фундаментального закона механики движения.
Метод идеализации, оказывающийся весьма плодотворным во многих случаях, имеет в то же время определенные ограничения. Развитие научного познания заставляет иногда отказываться от принятых ранее идеализированных представлений. Так произошло, например, при создании Эйнштейном специальной теории относительности, из которой были исключены ньютоновские идеализации «абсолютное пространство» и «абсолютное время». Кроме того, любая идеализация ограничена конкретной областью явлений и служит для решения только определенных проблем. Это хорошо видно хотя бы на примере вышеуказанной идеализации «абсолютно черное тело».
27
Сама по себе идеализация, хотя и может быть плодотворной и даже подводить к научному открытию, еще недостаточна для того, чтобы сделать это открытие. Здесь определяющую роль играют теоретические установки, из которых исходит исследователь. Рассмотренная выше идеализация паровой машины, удачно осуществленная Сади Карно, подвела его к открытию механического эквивалента теплоты, которого, однако, «…он не мог открыть и увидеть лишь потому, — отмечает Ф. Энгельс, — что верил в теплород. Это является также доказательством вреда ложных теорий»5.
Основное положительное значение идеализации как метода научного познания заключается в том, что получаемые на ее основе теоретические построения позволяют затем эффективно исследовать реальные объекты и явления. Упрощения, достигаемые с помощью идеализации, облегчают создание теории, вскрывающей законы исследуемой области явлений материального мира. Если теория в целом правильно описывает реальные явления, то правомерны и положенные в ее основу идеализации.
Читать онлайн «Основные понятия и методы», Александр Александрович Богданов – Литрес, страница 10
Высшие ступени исследования достигаются методом абстрактно-аналитическим. Он устанавливает основные законы явлений, выражающие их постоянные тенденции. Средством для этого служит «абстрагирование», т.-е. отвлечение, удаление осложняющих моментов; оно обнаруживает в чистом виде основу данных явлений, т.-е. именно ту постоянную тенденцию, которая скрыта под их видимой сложностью. Абстрагирование выполняется иногда реально, как это бывает в точных «экспериментах» естественных наук; иногда же только идеально, т. -е. мысленно, чем в огромном большинстве случаев принуждены ограничиваться науки социальные. Напр., когда физики исследовали превращение механического движения в теплоту, они старались с помощью специальных аппаратов устранить всякие потери получающейся теплоты за пределы точного контроля и всякий ее случайный приток извне; или, что равносильно тому же, они стремились установить полное равновесие таких потерь и такого притока. Этим способом они воспроизводили явление «в чистом виде», т.-е. реально упрощали его, освобождая от усложняющих моментов, делали доступной наблюдению его основу – в научном, а не метафизическом смысле, разумеется, – и находили ее закономерность: определенное количество механического движения переходит в определенное, строго пропорциональное ему, количество теплоты.
Точно так же химики, отыскивая законы соединений между веществами, стараются получить исследуемые вещества в чистом виде, на деле «отвлекая» от них всякие примеси путем разных процессов разложения или «анализа»; а затем, вызывая реакции между этими «абстрагированными» веществами, систематически устраняют или нейтрализуют все побочные, затемняющие основу явления, моменты, напр. , уход образующихся газообразных продуктов из поля наблюдения, и т. под. На примере химии особенно ясно, почему абстрактный метод называется также «аналитическим»: сущность его заключается именно в разложении, в анализе сложных объектов и сложных условий, и в оперированьи с упрощенными объектами и упрощенными условиями, как результатами анализа.
Легко видеть, что, напр., астрономы находятся в ином положении, чем физики или химики. Наблюдая запутанные движения какой-нибудь планеты или кометы на небесном своде, они лишены возможности реально анализировать это движение, на деле упрощать его, устранять такие усложняющие условия, как, положим, движение самой Земли с ее обсерваториями, как пертурбации от притяжения разных других космических тел, как неравномерное преломление лучей в атмосфере, и т. под. Тем не менее без упрощения, абстрагирования исследовать сколько-нибудь точно и здесь нельзя; оно и выполняется, но не в реальном эксперименте, а мысленно. Один за другим, привходящие моменты устраняются в расчетах и вычислениях, пока не останется основа исследуемого – орбита планеты или кометы по отношению к центру системы, для нас обычно – Солнцу. Самое начало новейшей астрономии лежит в могучем усилии абстрагирующей мысли Николая Коперника, который нашел главный усложняющий момент видимого движения планет в движении самой Земли и сумел «отвлечь» его, идеально поместив наблюдателя на Солнце. Это был первый шаг астрономического абстрагирования; затем уже легче было находить и устранять анализом другие составляющие наблюдаемых астрономических фактов.
В общественных науках, при колоссальной сложности их предмета, реальный упрощающий эксперимент возможен разве лишь в исключительных до сих пор случаях. Поэтому и здесь решающая роль принадлежит мысленной абстракции, образцы которой дала сначала буржуазная классическая экономия, а затем, в гораздо более совершенной и обоснованной форме – исследования Маркса[7].
В какой форме должна применять абстрактный метод организационная наука? Ответ дают факты. Дело в том, что хотя этой науки формально еще не существовало, но организационные эксперименты уже имеются.
Известны опыты Квинке и особенно Бючли над «искусственными клетками». Они приготовлялись путем составления коллоидных смесей, по своему физическому, но не химическому строению подходящих к живой протоплазме; и в них удавалось воспроизвести главнейшие двигательные реакции одноклеточных организмов: передвижение посредством выпускаемых ложноножек, наподобие амеб; захватывание и обволакивание твердых частиц, копуляция, и т. под. К какой области науки следует отнести эти опыты? К биологии? Но ее предмет – живые тела, жизненные явления, которых здесь нет. К физике коллоидных тел? Но весь смысл и цель опытов лежат вне ее задач: дело идет о новом освещении, новом истолковании процессов жизни. Ясно, что опыты эти принадлежат той науке, задачи и содержание которой охватывают одновременно то и другое, – науке об общем строении живого и неживого в природе, об основах организации всяких форм. Перед нами эксперимент, в котором от жизненной функции «отвлекается» как раз то, что мы привыкли считать собственно «жизнью», все специфически-частное в ней, и остается только ее общее строение, основа ее организации.
7. Более элементарные и частью более подробные разъяснения о трех фазах индуктивного метода даны в «Политич. экономии» А. Богданова и И. Степанова, т. I, стр. 5 – 11 (2 изд.) и в «Науке об обществ. сознании» А. Богданова, стр. 10–21 (2 изд.).
Что такое синтетическая биология?
Что такое синтетическая биология?Что такое синтетическая биология?
Синтетическая биология использует молекулярные методы конструирования устройств на основе ДНК, выполняющих новые функции.
Синтетика биологи:
- Проектирование, моделирование и создание новых биологических частей,
устройства и системы.
- Перепроектировать существующие естественные биологические системы для полезных целей.
- Слушай час обзор синтетической биологии и системной биологии лауреатом Нобелевской премии Сидней Бреннер
- Краткое содержание YouTube
5-минутное определение синтетической биологии (интервью с Дрю
Энди).
- Часовая лекция Дрю Энди.
- Джордж Черч (Гарвард) и Крейг Вентер дает Шесть, 1-часовые лекции, а также несколько новостей по теме и этим лекциям.
- Длинная статья в The Житель Нью-Йорка (сентябрь 2009 г.)
- 2-х минутный звук слайд-шоу, в котором доктор Кармелла Хейнс объясняет для старшеклассников.
Синтетическая биология делится на две области :
- Полная инженерия генома, особенно способы производства и манипулировать ДНК размером с целый геном и помещать их в новые клетки. Читать один пример.
- Ютуб 8-минутный BBC история (интервью с Крейгом Вентером)
- 20 минутная лекция TED Крейга Вентера.
- 20 минутная лекция TED Хуана Энрикеса (от экономики 2009 года к эволюции человека в Homo evolutis , люди v 2.0)
Исследователи из Института Дж. Крейга Вентера разрабатывают
целые геномы и «перезагрузка» клеток как биоинженерного шасси.
Видеть
статья о синтезе генома здесь.
Геном
бумага для трансплантации здесь.
- Малые устройства и системотехника
Синтетические биологи из UT Austin разработали
первая в мире бактериальная фотография. Направьте свет на клетки, и они
стать черным.
Прочитать профиль
художников, работающих с синтетическими биологами.
Синтетическая биология — беспроигрышное исследование
- Выигрыш №1: ваш дизайн работает так, как вы ожидаете.
- Джей Кислинг 2006 Ученый года, Откройте для себя журнал (2 минуты интервью).
Разработано E. coli Импульсные индикаторы включаются и выключаются в соответствии с проектом.
Читайте о репрессилаторе.
- Победа № 2: ваш дизайн терпит неудачу, но вы раскрываете основы биологии
Разделение GFP и RFP дало большее разнообразие цветов, чем ожидалось. Читать
более.
Чем отличается синтетическая биология? Синтетика
биология использует четыре принципа, которые обычно не встречаются в генетике, геномике или
молекулярная биология: абстракция, модульность, стандартизация и дизайн
и моделирование.
Абстракция : не фокусируйтесь на ДНК последовательности, но думайте о частях как о единицах электрической схемы. Абстракция означает, что вы можете использовать детали/устройства/системы, не беспокоясь о том, как они работают. ДНК используется для изготовления деталей. Детали собираются в устройства. Устройства связаны, чтобы сделать системы. Читать далее.
Схема для мембранного потенциала.
Модульность : детали, устройства и системы могут быть подключены как автономные блоки и объединены в любую комбинацию вы хотите.
Модульный логический элемент И, созданный Крисом
Андерсон в Калифорнийском университете в Беркли.
Читать
бумага.
Почитайте про логические вентили.
Стандартизация : по соглашение, многие аспекты конструкции стандартизированы для улучшения общего функция. Одним из примеров является стандартный способ изготовления деталей, устройств и систем. связаны так, чтобы новые конструкции соответствовали старым конструкциям. Повседневный пример в том, что все лампочки подходят к любому патрону!
Сборка BioBrick позволяет пользователям соединять друг с другом детали, устройства и системы. Читать далее.
Проектирование и моделирование : перед построением построить модель и проверить емкость устройств. Это не только улучшает дизайн, но и проверяет основные биологические предположения, которые могут быть ложными.
Модели клеточного хемотаксиса, разработанные студентами Бристольского университета, Великобритания. Читать
более.
Реестр стандартных деталей BioBrick : http://partsregistry.org/Main_Page
Детали, разработанные и изготовленные студентами с 2004 года. Подробнее.
Что такое iGEM?
Международный генетический Джамбори/конкурс инженерных машин. Встреча лучших студентов синтетической биологии со всего мира в дружеском соревновании учиться и делиться.
Сделай сам Биология (1 час лекции Натали Кулделл и Решма Шетти)
Международный Джамбори/Конкурс генно-инженерных машин 2008 фото. Читать далее.
Дополнительные ресурсы и информация
Посмотрите слайд-шоу PowerPoint, которое включает два научно-исследовательских проекта магистрантов. В слайд-шоу также представлены новый подход к вводной биологии под названием Интегрированная системная биология как способ улучшить бакалавриат по биологии, который лучше подготовит студентов к биологии вообще и биологии в частности.
Чтение открытого доступ к опубликованной статье о проблеме сгоревших блинов магистрантами. Вы также можете прочитать другой открытый доступная статья студентов, посвященная проблеме гамильтонового пути.
Ссылка на некоторые статьи по синтетической биологии.
топ
© Copyright 2011
Факультет биологии, Колледж Дэвидсона, Дэвидсон, Северная Каролина, 28035
Присылайте комментарии, вопросы и предложения по адресу: macampbell@davidson. edu
Преобразование абстрактных концепций генетики в конкретные, доступные знания
Теги: прикладные знания, концептуальные знания, экспериментальное обучение, решение проблем, методы опроса, опыт учащихся, визуальное обучение Эссе, 2018
Вызов: Генетика является сложным предметом для многих учащихся из-за абстрактных понятий. В других классах MCB учащиеся часто изучают биологию с помощью описательных рассказов — каждый шаг клеточного процесса вытягивается, сравниваются морфологии организмов или подробно описывается кристаллическая структура белка. Однако классические генетические «правила» работают как математическая логика; они позволяют группировать вещи, выводить порядок событий и строить модели, но не имеют конкретных форм или образов. Нашим студентам-биологам и биологам, которые привыкли к принципу «увидеть — значит поверить», правила генетики кажутся неосязаемыми и запутанными, особенно с точки зрения того, что эти правила означают и как их следует применять. Неудивительно, что я часто слышу, как студенты кричат: «Я в замешательстве, но я не знаю, в чем я запутался». Учитывая абстрактный характер генетики, трудная часть состоит в том, чтобы помочь учащимся «увидеть» концепции, чтобы они могли лучше их понять.
Решение и оценка: За два года проб и ошибок в преподавании генетики я остановился на стратегии «ААА»: (сделать) аналогию-применить-собрать. На первом этапе я использовал визуальные аналогии из реальной жизни, чтобы представить концепции. Хорошая аналогия исходит от повседневных предметов или сценариев, знакомых учащимся. Например, чтобы объяснить, чем отличается «активатор» от «репрессора», я нарисовал автомобиль в разрезе и объяснил, что активатор действует как двигатель, приводя автомобиль в движение (т. е. запуская биологический процесс), в то время как репрессор работает, как набор тормозов, чтобы заставить машину остановиться. Мне нравятся эти аналогии из реальной жизни, потому что изображения автомобиля, самолета или баскетбольного матча контекстуализировали концепцию и позволяли учащимся трансформировать новую концепцию генетики в знакомые концепции. Это знакомство привлекло их и вызвало моменты «ага», которые помогли им — особенно тем, кто чувствовал себя потерянным — обрести уверенность в том, что они могут изучать генетику. Действительно, когда я спросил студентов, имеет ли смысл эта аналогия, многие с улыбкой кивнули. Некоторые также отметили в моих оценках преподавания, что «концепции стали более понятными».
Второй шаг — применить концепции. Хотя правила генетики не являются физическими объектами, они обретают форму в нашем уме, когда мы применяем их для решения конкретных вопросов, потому что процесс решения проблем основан на самих правилах. Поэтому я тщательно разработал практические вопросы, чтобы они варьировались от простых до сложных, и использовал несколько правил, которые ученики легко запутали. В разделах я сначала направлял класс к решению основных вопросов приложения и просил студентов обсудить сложные вопросы (например, сравнить/сопоставить понятия) в группах, пока я ходил. Затем я предложил каждой группе подвести итоги обсуждения и записал ключевые моменты на доске. Как рассказали мне студенты в рабочее время, они лучше поняли концепции, увидев, как они применяются — и по-разному — применяются в конкретных биологических контекстах. В моих педагогических оценках 36 из 38 студентов поставили оценку 7/7, согласившись с тем, что «концепции были объяснены ясно»; более 10 студентов отметили, что материалы раздела были полезными.
Наконец, физик Ричард Фейнман однажды сказал: «То, что я не могу создать, я не понимаю». Другими словами, один из лучших способов что-то понять — это создать или собрать это. Я задал каждой группе домашнее задание, чтобы создать свои собственные вопросы для концепции. Здесь я сделал акцент на творчестве (например, на странных символах/организмах), чтобы учащиеся могли придать этой концепции разные формы. Их вопросы меня поразили! Например, одна группа «изобрела» фермент под названием «медвежья аза», который метаболизирует сахар «оски-озу», создала таблицу признаков для двух мутантов (А- и В-) и спросила, какие типы регуляторов А и В были.