Адаптация это в психологии: Психологическая адаптация как междисциплинарный предмет исследования

Адаптация это в психологии | Точка покоя для семьи

Родителям, которые перепробовали все известные методы воспитания, но результат до сих пор не радует. Предлагаю познакомиться с новейшими исследованиями по детской психологии. Хотите быть родителем, который в курсе последних научных открытий о детском поведении? Адаптация человека это процесс. Именно он меняет  детей, когда они не могут жить как прежде. Процесс, который затрагивает и психологию и биологию.

Адаптация это в биологии  приспособление организма к внешним условиям в процессе развития, включая поведенческую составляющую. Адаптация может обеспечивать выживаемость в условиях конкретного местообитания, устойчивость к воздействию факторов   биологического характера. Каждый человек имеет собственную способность к адаптации, ограниченную физиологией и психологией. Адаптация заложена природой. У каждого ребёнка есть механизм адаптации, но не у каждого он работает. Работающая адаптация это возможность учиться на ошибках и неудачах, извлекать пользу из исправлений (основного механизма нашего школьного обучения), быть находчивым, извлекать пользу из трудностей, принимать запреты и ограничения, отказываться от неразумных требований, уметь справляться со стрессом, уметь сдерживать вспышки эмоций, восстанавливаться после психических и физических травм.

В современном мире много сил наука отдает изучению процесса восстановления — адаптации. Доказано, чем больше возможностей у человека адаптироваться, тем незаметнее для его жизни будут полученные травмы.

Адаптации нельзя обучить и наглядно показать что надо делать. Умение адаптироваться не передается по наследству генетически. Ребёнок не рождается с готовыми качествами адаптации и поэтому у него нет автоматически всех благ адаптации, которые перечислены выше. А вот задатки уметь прекрасно адаптироваться всегда находятся у нас внутри. Есть возможность быть таким, но часто она выключена.

Адаптация человека это процесс

Первое большое событие, в котором ребёнку нужны процессы адаптации — это жизнь, жизнь вне утробы матери. И уже тогда видно, что кто-то адаптируется с пары баллов шкалы Апгар до 10, а кто-то не включает на всю мощь адаптацию.

Далее каждый день у ребёнка множество причин, чтобы призвать на помощь адаптацию. Мама не рядом, мама сказала “нет мультикам”, печенье перед обедом нельзя, папа уходит на работу, игрушка потерялась, бегемота не купили. Сад отвратителен, собака пропала. Бабушка умерла, уехали в другой город. Школьная учительница не говорит молодец и вообще любит только девочек или восхищается только мальчиками. Первая любовь закончилась, за контрольную тройка, мир несправедлив, мир нестабилен и непредсказуем.

1 шаг к адаптации. Вот ребёнок столкнулся с одним из этих моментов жизни. Далее он нуждается в замедлении и остановке. В точке покоя.

Чтобы понять эту свою потребность надо согласиться, что невозможно повлиять на ситуацию. Поэтому сначала идут торги, требование, хитрость, часто истерики и злость от краха влияния на ситуацию. Хочется любыми способами преодолеть препятствие.

Ошибкой считать, что можно заранее показать ребёнку как правильно и дать много знаний. Адаптация запустится только, если придёт признание, что бороться за прежнее не эффективно, не помогает. Мозг постоянно работает над своей эффективностью и все знания, которые не подкрепляются нейронными дорожками к действиям — стираются. А вот если ребёнок упирается в стену того, что он не может изменить, то он может запустить адаптацию. И родители могут ему помочь. Помочь остановиться и увидеть, что ничего нельзя поделать, остается только адаптироваться. Тут слёзы ребёнка меняются с истерики на  слёзы грусти. Наступает точка покоя и работа нервной системы меняется со стресса и борьбы на отдых и переваривание ситуации. Эти слёзы приносят облегчение физического состояния ребёнка, т.к. выводят гормоны стресса. Внешне это именно слёзы всхлипывания, грусти, освобождения, они отличаются от слез капризов и требований.

2 шаг адаптации. Отпустить. Чтобы пришло новое — старое отпускают. Чтобы поймать в жонглировании мячик, прежний надо отпустить.  Чтобы в новом городе появились радости, надо адаптироваться к тому, что прежние радости остались в прежнем городе. И это горько.

Теперь надо дать волю эмоциям, которые запускает процесс адаптации. Эти  переживания связаны с телесным расслаблением, отпусканием, выдохом. В тот момент, когда ребёнок заметил, что сделать уже ничего нельзя, хорошо бы обратить внимание на дыхание. Это наблюдение способствует  погружению в переживания. В ощущение точки покоя. Здесь могут быть слёзы, грусть.

3. Помогите ребёнку, посочувствуйте ему. Ребёнку сложно самому выйти на процесс адаптации самостоятельно, в одиночестве.

Направьте с желания найти виноватых. Поиск виноватых снова выдергивает из процесса адаптации, мешает ему. Ребёнок уходит в злость на кого-то. Эмоции адаптации меняются на агрессию, происходит застревание. И снова нужно вспомнить о первом шаге и признать, что ничего не изменить. Найти эмоции грусти, ощущение остановки и поплакать.

Помогите ребёнку найти в себе силы и мужество пережить эти очень непростые эмоции. Не будьте ему спасателем, не транслируйте, что он жертва. Он должен быть в центре процесса: я смог справиться с тем, что мне не нравится. Я смог справиться с неприятными переживаниями.

Родители часто хотят спрятать ребёнка от любых невзгод. Всеми силами отворачиваемся от неугодных  нам вопросов. Отвлекаем, делаем вид, что не слышим или собираемся подумать об этом. Только не сказать Нет. Но именно “нет” подведет ребёнка к процессу адаптации к неизбежной ситуации. адаптация произойдет и ребёнок в силах будет справиться с ситуацией. Кстати, здесь будет и наша сила прирастать, мы ведь тоже сможем адаптироваться к таким неугодным и ломающим нас вопросам. Наш мозг запомнит, что справились с протестом ребёнка, что у адаптации есть начало и есть конец. Нам не бесконечно терпеть протест ребёнка.

Как сказать ребёнку нет

Здесь одни вопросы. Ставить ли четкий запрет. Не навредит ли это психике. Не погубит ли это контакт и отношения. Важно ли постоянно объяснять свою позицию. А может просто завести правило, что раз взрослый сказал — отрезал. Что делать, когда ребенок в истерике в слезах от отказа?  А если он уговаривает и приводит цепляющие аргументы, разумные доводы и армию защитников своего желания?

В ситуациях, когда мы ставим запрет и границу детям, в нас вспыхивает неприятное чувство вины. Оно дискомфортное, хочется быстрее куда-то его деть, отвлечься и вообще не сталкиваться.

Возможно, это вызовет удивление, но именно вина нам даёт силы и мудрость правильно заботиться о детях. Оно указывает, что где-то в отношениях надо загладить вину — позаботиться лучше.

Вот и весь секрет. Сказали “нет”, т.к. была необходимость запрета и границ.  Чувствуете  сострадание, вину? Ну так и загладьте: помогите справиться с обидой, горечью отказа. Вам ведь и правда жаль, что пришлось сказать “нет”. При этом  острые чувства, которые испытывает ребенок в момент столкновения с границей, не травмируют его, а помогают измениться там, где невозможно изменить ситуацию. Эти две воспитательные ситуации не связаны. Вы правы, что поставили запрет, и вы правы, что поддерживаете ребёнка в выражении его эмоций и его слезах.

Слезы служат взрослению  ребёнка, благодаря им он не останавливается в развитии при малейших сложностях. Давайте выработаем правило детских  слез. Родителю нужно разрешить плакать,  горевать, сопереживать ребёнку, жалеть его и поддерживать. Даже если именно вы только что поставили запрет или отказали. На отказ бывают такие реакции: четкое, твердое “нет”  вызовет  слезы, злость и это естественная детская реакция на запрет. Раздражительное “нет” : вызывает тревогу, глухоту к запретам, проблемы в поведении. И тогда приходится искать ответы на запрос: “плохой ребёнок”.

Плохой ребёнок

Или проблемы с адаптацией. Ребёнок не видит своих ошибок, не признаёт свои неудачи, не готов проигрывать, легко провоцируется, отказывается видеть свои несовершенства, его зацикливает на получении того, что невозможно,  не видит границ.

С таким ребёнком тяжело. Ему кажется, что он идеален и отказывается признавать, что вселенная не вращается вокруг него и не всё в жизни так, как придумалось.

Ребёнок, у которого проблемы с процессами адаптации никогда не признает свой проигрыш, желает быть лучшим другом, всеми любимым, самым умным и просто замечательным. И если это малыш, то и проблем нет, все признают, что так должно быть, но чем старше ребёнок тем больше такая позиция  тормозит психологическое развитие, заставляет останавливаться перед малейшим препятствием.

Чтобы ребёнок не стал плохим, нам надо эти препятствия, пусть и малейшие, но ставить перед ребёнком. Дайте ему  опыт неудач, проигрыша, не спекулируйте словом молодец.  Пусть ребёнок перестанет быть психологически хлипким. Наступит время, когда ребёнок окажется в школе или просто кружке. И тут окажется, что он не самый умелый, не самый любимый, не самый успешный, модный, обеспеченный! Эту боль кто сможет пережить? Ребёнок начинает вести себя неадекватно, исправлять ситуацию сложнее. Невозможно же адаптацию к таким горьким ситуациям пройти через мамины уговоры. должно будет пройти время, за которое ребенок завоюет для себя не лучшую славу, а мама горечь от слов окружающих:

У вас невыносимый ребёнок, совсем от рук отбился, скоро на голове сидеть будет, надо же его воспитывать, он агрессивный, грубит, совсем никого не слушает.

Эту ситуацию быстро не исправить и маме придётся самой столкнуться с тем, что воспитание пошло не так. И прочувствовать на себе процесс адаптации. Возможно и не с первого раза, сначала будут протесты и обвинения, но затем признание ситуации, остановка на этом пункте, затем отпускание. И только тогда, адаптировавшийся, направить свое воспитание на другой путь.

Нарушение адаптации

Когда мы говорим про процессы адаптации и тренировку на неприятных для ребёнка ситуациях, то это только про небольшие и точно переносимые нервной системой ребёнка моменты. Даже не каждый проигрыш в настольной игре сюда подойдёт, а уж адаптация к детскому саду или первому классу или остаться на лето у бабушки — это просто огромный стресс.

Сейчас разберем самую распространенную проблему детской адаптации — адаптация в детском саду.

Что делать,если ребёнок не остается в саду, долго плачет, начиная с просыпания утром непрерывно требует не идти в сад.

Часто вы можете услышать советы, что пусть поплачет и привыкнет. Это категорически не правильно. Вам медсестра может рассказать научно обоснованную историю, что дети, у которых рвота на сад просто показывают нормальную реакцию на стресс.   Ответ тут один — да это нормально, точно так же как нормально, что при открытом переломе торчат кости иначе он был бы закрытым.  А  с точки зрения жизнеспособности и выживания? Можно дать поплакать по поводу того, что папа ушёл на работу и забыл попрощаться, над неудачной попыткой обогнать старшего брата, по потерянному колечку. Поплачет, адаптируется рядом с поддержкой мамы и привыкнет, что не всё в мире вокруг тебя.

Адаптация в саду это разлука с близкими. Мозг ребёнка оценивает такую разлуку как угрозу выживанию. Конечно он всеми силами хочет выжить и сопротивляется разлуке.

Когда ребёнок смирился и стал тихо ходить в сад, то это не настоящая адаптация. Просто смирился внешне, а внутри сидит стресс. Стресс повышает уровень гормонов и  подавляет работу других систем жизнеобеспечения и в том числе иммунную.

Ломается весь механизм реагирования на стресс. Сильный стресс от неправильной адаптации  не может быть эффективно отработан в гиппокампе и в левом полушарии. Происходит дефомация. Защитные механизмы психики подавляют эмоции ребёнка, чтобы боль была не такой острой. И мы имеем ребёнка, который меньше чувствует, но получил психологическую травму.

Детский сад вынужденная мера для семьи и без него никак? Тогда постоянно поддерживайте ребёнка в его разговорах и жалобах на сад. Рассказывайте, что вам жаль, что потом будет легче. Обязательно утром передавайте ребёнка воспитателю или няне, которые хотят его видеть, радуются ему. Сделайте все, чтобы между вами и сотрудниками сада было полное доверие. Ребёнок должен ощущать, что о нем позаботятся. Дома говорите ребёнку, что его в группе любят и ждут, показывайте сделанные фотографии с воспитателем, передавайте привет от воспитателя, носите рисунки сделанные для воспитателя. Просите, чтобы  воспитатель активно помогал вам, не ругал за слёзы, утешался на руках воспитателя.

Детский сад просто для того, чтобы место не пропало, все ходят, наряды выгулять, на утренники походить или псевдо социализация?  Тогда вашему ребенку легче и есть варианты. Забрать ребенка из сада и еще год провести с ним дома, дав ему вырасти и созреть. Он сможет развить в себе способность помнить, что мама его любит без мамы в поле зрения. Многие дети полностью готовы к саду в 5.

Если вы сделали все возможное для создания привязанности ребенка в этом саду, но адаптация сложная, а вам нужен сад, то поменяйте сад.  Особенно, если  ребенок категорически отказывается переступать порог, не идет на контакт, не заинтересован играми в саду. Попробуйте сад с меньшим количеством детей, с другим воспитателем, сад с мамой или организуйте мини детский сад с несколькими мамами.

Продолжать изо дня в день ходить с ребенком в сад на час, если есть такая возможность. Продолжать , показывать положительные стороны сада, знакомить с детьми  из сада, помогать освоиться в пространстве и наблюдать. Ребенок играет пока вы сидите в дальнем уголочке, рисует со всеми детками за столиком, пока вы отошли в соседнее помещение? Ребенок смотрит на воспитателя, слушает и готов дать руку, тогда как раньше отворачивался и вжимался в вас? Тогда можно говорить о том, что процесс идет и скоро можно будет положиться на няню или воспитателя, к которому ребенок привязан и быть уверенным в том, что этот взрослый утешит вашего малыша, когда тот загрустит.

В 5 лет ребёнке легче привыкать к саду и ещё и по причине того, что он способен свои слёзы принести домой и поплакать о грустном в саду. Многие взрослые не переносят слёз детей. А если детей и слёз много, то вообще запрет. Слёзы это хорошо для адаптации, пока ребёнок плачет о том, что ему не нравится, психика работает правильно. Через слёзы мы взрослеем.

Травму детского сада можно не видеть и держать в себе долго..Если вы проходили психотерапию, то можете вспомнить удачные для терапевта моменты, когда он вас удерживал на территории слёз. Это была точка остановки, точка покоя, которая в психологии тоже есть как и в других сферах, которые изучают человека и помогают ему. После таких слёз или глубокой грусти появляется психологическая устойчивость и наконец то проходит процесс адаптации к разобранной сложной ситуации:

“ Я не вижу  глаз психолога, знаю только, что она терпеливо ждет, когда я смогу заговорить. Но мое горло заполнено слезами и тихими рыданиями, которые я пока не пускаю, просто стараюсь унять.

⠀⠀

До сих пор не могу свободно реветь, даже на психотерапии, «надо держать марку». Я так привыкла быть сильной, что уже не могу позволить себе быть слабой, даже когда безопасно. Я знаю, что психолог это знает. Она не пытается помочь, просто ждет…⠀

⠀⠀

У меня в голове пульсирует ее вопрос (я уже и не помню точно какой), я знаю ответ, но не могу произнести:⠀

«Я не могу расслабиться, потому что мне больше нельзя быть маленькой…»⠀

⠀⠀

Только маленькие могут рыдать от того, что умерла улитка, только маленькие могут творить не ради результата, а потому что просто любопытно и классно, только маленькие могут безответственно тратить время жизни просто так…⠀

⠀⠀

Когда закончилось мое детство, а это точно было где-то в районе детского сада, мне⠀ стало нельзя плакать,⠀) творчество должно было стать осмысленным и ради оценки⠀

время стало ужасно ценным, его нужно было занимать только полезными вещами. ⠀

⠀⠀⠀

Раз за разом я нахожу новые вершины и новые точки изменений. Что исправить и что улучшить. Но каждый раз за пределами не просто досягаемости, даже видимости, находится какая-то часть меня, которая точно была мной. И даже больше — я очень сильно была ей, и от этого моя жизнь была хоть и сложной от ранимости и накрывающих большими волнами чувств, но была целой и полной.⠀

⠀⠀

Запрет на то, чтобы быть маленькой, почему-то посадил в глубокое подземелье моей психики тот вид творчества, который близок к глубинам души и сути мира, которому не нужно объяснений, аргументов и рамок. И я решила, что у меня и нет этой части. Что я рационал.⠀ Я умею достигать цели и многого добилась в жизни: взрослый — значит ответственный. Вот и всё. В детство вернуться невозможно. Приятно и грустно иной раз о нем вспоминать. Но всему своё время.

Но за этим наступает момент и я понимаю, что  не собираюсь останавливаться на достигаторстве, а собираюсь вернуться к себе.”

Бывает, чтобы адаптироваться нужны годы. Можно знать и понимать, что больше никогда не увидите человека и не заговорите с ним. Если же вам эмоционально не удалось прожить это понимание, то адаптации нет. Вы застряли. Это мешает жить.

Психологическая зависимость у подростков

Зависимость от гаджетов, дурных компаний, странных книг, сериалов и более страшные зависимости — это всегда проблемы с адаптацией к жизненным ситуациям, уязвимости и нестабильности.

Невозможность прожить адаптацию организовывает в психике пустоту. Эту пустоту заполняют дети зависимостью, ведь она невыносима. Родители могут эту пустоту заполнить сначала контактом с собой, ценностью хороших отношений. Вот почему — отношения важнее поведения. Банально выбирайте любовь. Станьте родителем, в котором нуждается ваш ребёнок. Чувствуете, что контакт есть? Приступайте к помощи и поддержке в проживании того в жизни ребёнка с чем он не справился, ошибся и не смог адаптироваться. Что ему больно, каких эмоций избегает. Просто ваш ребёнок не выдержал борьбы с тем , что невозможно изменить. И раз за разом помогает себе справиться с жизнь при помощи зависимости. Помогите ему показать, что ничего нельзя поделать, старое закончилось, делай по новому. Плакать, грустить, горевать — выход из зависимости в разрешении уязвимых чувств.

Вполне возможно, что ребенок будет возмущатся, устроит протест, потребует от вас изменить его жизнь до желаемой. Можно один раз объяснить и призвать к разуму, но не очень на это надеятся. Пока процесс адаптации с его эмоциями не прожит —  мысли не будут детям в помощь. Поддержите, сообщите, что будете рядом или признайте, что ему лучше побыть одному. Будьте авторитетны и покажите, что он сможет справиться с эмоциями. Устройте минитерапию. Ведь психолог создаёт именно обстановку для работы эмоций, давать советы эмоциям — не работает.

В детстве у нас много ситуаций, на которые без слёз не отреагировать. Теперь вы знаете, что слёзы это неплохо. Нам всем в детстве хотелось всегда выигрывать, иметь маму рядышком, не иметь в семье малышей-любимчиков, быть самым успешным и самым умным, без неудач, все под контролем и много волшебных таблеток.

Все мы сталкивались с этими или другими горестями и смогли адаптироваться. Наш мозг выяснил и уже знает, что мы сможем прожить эмоции и эти эмоции болезненные, но не смертельные. Проиграл и выжил!  Высказал начальнику и выжил! И дальше это не страшно — вот и адаптация!

Что ещё хорошего даёт ребёнку не загубленная возможность адаптироваться? Ребёнок будет находчивым и изобретательным. Его жизнестойкость будет нарастать, он будет быстро приходить в норму после неудачи, сможет справляться с фрустрацией. Справляться с тем, что я не лучший в школе и не всегда молодец, но я такой как есть и главное, что я справлюсь с трудностью. Да, жизнь бывает грустной, важно уметь скорбеть и горевать. Если это отрицать, то копятся слёзы и страдает адаптация. Такие дети уже не способны учиться на ошибках, на провалах, на последствиях своих неверных действий. Таким детям приходится постоянно злится,  они переполнены агрессией. Много обид, постоянное настаивание на своем.

Организуйте таким детям место, где он может безопасно плакать и грустить, выделите на это время в плотном расписании. Уберите запрет на слёзы, не стыдите за них. Детям легче плакать со взрослыми, не пугайтесь этих слёз. Представьте, что вы психотерапевт.

Читайте с главной

Понятие социально-психологической адаптации.

Содержание

Введение

  1. Теоретические подходы к пониманию адаптации

    1. Понятие социально-психологической адаптации.

    2. Проблемы адаптации курсантов-первокурсников.

  2. Эмпирическое исследование социально-психологической адаптации курсантов 1 курса психологического факультета

    1. Организация и методы исследования.

    2. Результаты исследования и их интерпретация.

    3. Выводы

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Успешная адаптация в высшем учебном заведении служит фактором оптимизации жизни и деятельности первокурсников.

Неэффективная адаптация, напротив, приводит к ряду негативных явлений: возникновению у первокурсника отрицательных психических состояний, напряженности отношений внутри коллектива и др.

Наиболее тяжело первокурсники переживают начальный период адаптации. С момента начала обучения первокурсник переживает сложный период адаптации к новой среде, к непривычным условиям труда и быта, новому социальному окружению, специфическим требованиям режима проживания на казарме, комплексу социально-экономических явлений.

Проблема социально-психологической адаптации у студентов первокурсников изучается в рамках различных разделов психологии: социальной психологии, психологии личности и др.

Социально-психологическая адаптация – это сложное явление, связанное с индивидуальными особенностями человека и с позицией личности в обществе. В зарубежной психологии, данную проблему изучали Г. Айзенк, Л. Филипс, Г. Гартман и другие.

1

В отечественной психологии изучению социально-психологической адаптации посвящены исследования А. А. Налчаджяна, Д. А. Андреевой,

А. В. Петровского, И. К. Кряжевой и многих других исследователей.

Данная проблема имеет широкое освещение в научной литературе. Изучение данного феномена поможет увидеть проблемы негативной адаптации первокурсников, что, в свою очередь, может стать перспективой развития психокоррекционных программ для оптимизации процесса адаптации курсантов первого курса. Все это обусловило выбор темы и ее актуальность.

Цель данной курсовой работы – дать характеристику социально-психологической адаптации курсантов.

Объектом исследования является адаптация курсантов 1 курса психологического факультета. Предмет исследования – это особенности социально-психологической адаптации первокурсников.

Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования, решались следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие социально-психологической адаптации.

  2. Определить проблемы адаптации курсантов-первокурсников.

  3. Провести исследования на предмет определения особенностей социально-психологической адаптации первокурсников.

  4. Сравнение результатов исследования групп курсантов.

Стоящие перед нами задачи, мы пытались решить с помощью следующих методов:

  • Теоретические методы: анализ научной литературы.

  • Эмпирические методы: диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

  • Методы математической обработки данных: анализ данных первичной статистики.

1. Теоретические подходы к пониманию социально-психологической адаптации

В самом общем виде адаптация – это процесс приспособления человека к условиям внешней и внутренней среды. Понятие адаптации происходит от лат. adapto – приспособляю. Оно заимствовано из биологии и означает прилаживание, приспособление к окружающей среде.

Адаптация — это свойство человека, которое характеризует его устойчивость к условиям среды, выражая уровень приспособленности к ней. Здесь важно видеть взаимный характер адаптации человека и той среды, с которой он вступает в регулярные адаптационные связи. Устойчивая психическая адаптация (адаптированность), уровень психической деятельности, определяющий адекватное заданным условиям среды поведение человека, его эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения.

2

В отечественной психологии изучением данного феномена занимался А. А. Налчаджан. Он определяет социальную адаптацию как состояние взаимоотношений личности и группы, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои социогенные потребности и свободно выражает свои творческие способности. 3 В связи с этим автор выделяет нормальную, девиантную и патологическую виды адаптации.

Нормальная адаптация приводит к устойчивой адаптивности личности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений её структуры, а так же без нарушения норм той социальной группы, в которой протекает активность личности.

Девиантная адаптация — это те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей индивида в данной группе при том условии, что ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.

Патологическая адаптация — это такой социально-психический процесс, который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов. Патологизирующее поведение, однако, может быть и адаптивным тогда, когда в группе ожидается именно такое поведение, т.

е. когда группа имеет патологизированные нормы.

В качестве специфических особенностей социальной адаптации отмечается активное участие сознания, влияние трудовой деятельности человека на среду, активное изменение человеком результатов своей социальной адаптации в соответствии с социальными условиями бытия, а «успешный» характер адаптация носит при сохранении устойчивости объекта, приобретении нового качества в результате изменчивости и развитии адаптивных механизмов.4

Сложным является вопрос о показателях социально-психологической адаптации. В наиболее общем виде такими показателями являются состояние психического здоровья человека и степень биологического воспроизводства определенной этносоциальной группы. Это значит, что показатели адаптации определяют жизнеспособность и выживаемость, как индивида, так и группы. Также отмечаются показатели, связанные с переосмысление ситуации, эффективности решения трудных ситуаций, в том числе в учебной и профессиональной деятельности.

А. В. Петровский выделяет три фазы развития личности при вхождении ее в относительно стабильную социальную сферу: адаптация – индивидуализация — интеграция. В ходе адаптации человек осваивает действующие в группе нормы, усваивает приемы и средства деятельности, которыми владеют все члены группы.5

Субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность, пока он не освоил действующие в группе нормы и ценности, не овладел приемами и средствами деятельности.

Эффективная адаптация достигается индивидом за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий.

Процесс индивидуализации порождается обостряющимися противоречиями между результатами первой фазы «быть как все» и стремлением к максимальной персонализации.

Индивид вынужден искать способы для достижения своей цели, то есть персонализации, мобилизовать для этого все внутренние ресурсы.

Третья фаза — интеграция — характеризуется противоречием между стремлением субъекта и его способностью быть идеально представленным в других, а также потребностью группы принять его индивидуальные качества, соответствующие групповым ценностям.

В процессе интеграции происходит формирование новообразований личности, которые отвечают потребностям группового развития и потребности индивида осуществлять значимый вклад в жизнь группы. Об интеграции можно говорить и в том случае, когда не столько индивид приводит в соответствие свою потребность в персонализации потребностям общности, сколько общность трансформирует свои потребности в соответствии с потребностями индивида, который в этом случае занимает позицию лидера.

Для формирования устойчивой структуры личности необходимо многократное воспроизведение успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции, что и происходит на протяжении жизни человека, так как он входит не в одну, а во многие группы. Закономерности, открытые и изученные А.В. Петровским, могут рассматриваться как характерные не только для периодов детства и ранней юности, но и для последующего возрастного развития и могут стать основой для периодизации всего развития личности.

С точки зрения развития личности интерес представляют работы А. В. Петровского, который ввел понятие неадаптивности. Это понятие теряет свойственный ему смысл болезненных отклонений от «нормы» и рассматривается как феномен роста и развития возможностей человека. Возникает неадаптивная активность субъекта, которая образует ядро развивающейся личности.

При анализе категорий «адаптивность-неадаптивность» раскрываются тенденции функционирования целеустремленной системы, определяющиеся соответствием-несоответствием между ее целями и достигаемыми результатами в процессе деятельности.6

Адаптивность — это согласование целей и результатов функционирования целеустремленной системы. Неадаптивность — противоречие между целью и результатом активности индивида: намерение не совпадает с деянием, замысел — с воплощением и т.д. Это противоречие — источник существования и развития индивида.7

Следующий ученый, И. К. Кряжева подчеркивает активность личности в процессе социальной адаптации. Она рассматривают социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы. Адаптация происходит тогда, когда социальная среда  способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности.8

В описании процесса адаптации фигурируют такие понятия, как «преодоление», «целенаправленность», «развитие индивидуальности», «самоутверждение».

В зависимости от структуры потребностей и мотивов личности формируются следующие типы адаптационного процесса:

— тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду;

— тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы.

Д. А. Андреева рассматривает адаптацию и социализацию как единый процесс взаимодействия личности и общества. При этом адаптация выражает приспособление человека к новой для него предметной деятельности, являясь условием социализации, понимаемой как процесс становле­ния личности.9

Социальная адаптация, определяется как процесс приспособления личности к существующим общественным отношениям, нормам, ценностям, традициям общества, в котором человек действует и живет.

Адаптация человека имеет два аспекта – психологический и биологический. Психологический аспект адаптации – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными требованиями, мотивами, интересами. Психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Основные проявления психологической адаптации – взаимодействие (в том числе и общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. 10

Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически.

Адаптивный процесс имеет определенные стадии развития и протекает фазно. Обычно выделяют фазы кратковременного повышения резистентности и ее снижения, после чего развивается состояние устойчивого приспособления. В общем виде эта схема описывает адаптивные изменения при действии на организм самых разнообразных факторов внешней среды — холода, гипоксии и т. д.

Этапы социально-психологической адаптации:

  1. Подготовительный этап имеет место в том случае, когда человек

предполагает или знает о предстоящих изменениях. Содержание этой стадии носит познавательный характер. В зависимости от индивидуальных свойств и качеств личности познавательное поведение будет либо активно целенаправленным, либо пассивным.

  1. Этап стартового психического напряжения – пусковой момент включения механизма переадаптации. Содержание данного этапа состоит в нарастании эмоционального напряжения, формирование состояния внутренней и внешней напряженности, являющейся психофизиологическими детерминантами активизации деятельности организма. Происходит внутренняя мобилизация психических ресурсов человека для последующего из использования в целях организации нового уровня психической деятельности в измененных условиях существования.

  2. Этап острых психических реакций входа (первичная дезадаптация) – личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов измененных условий существования. Основные факторы: измененная афферентация, резкое изменение набора раздражителей, которые действовали на психику и органы чувств человека ранее.11

Любые экстремальные или нестандартные условия являются фрустрирующими. Фрустрация есть неизбежное следствие конфликтов между потребностями человека и ограничениями, налагаемыми средой (обществом, условиями деятельности и др.)

Последствия фрустрации различаются по их влиянию на личность и ее поведение, могут быть конструктивными и разрушительными. Конструктивный момент – эмоциональная напряженность, вызванная фрустрацией, активирует психическую деятельность человека на поиск выхода из конфликтной ситуации. Конструктивная сторона фрустрации носит характер успешной переадаптации. Если уровень напряжения, вызванный сценическими эмоциями, переживаемыми человеком в измененных условиях, продолжает расти и превышает индивидуальный порог толерантности к фрустрации, то в этом случае возможен деструктивный выход из ситуации. Успешная переадаптация здесь невозможна, более того, на фоне преобладания тревожных эмоций возрастает дезорганизация психической деятельности человека, истощая его психические ресурсы. Нервно-психическая деятельность приобретает неустойчивый характер, когда старые привычные комплексы нервно-психических реакций уже не в состоянии обеспечить эффективное взаимодействие со средой, а новые комплексы еще не выработаны.

В данном случае, психическая деятельность, должна найти разрядку на высоком уровне активации, но так как ее направленность для личности будет деструктивной, то в результате произойдет инерция дезадаптивных состояний.

Деструктивные последствия фрустрации конфликта между потребностями личности и ограничениями в их удовлетворении проявляются в двух формах – агрессии и бегстве от ситуации.

Агрессивный – как бы атака на препятствие или барьер. При осознании возможной или явной опасности агрессии, она направляется на любой случайный объект, на посторонних людей, сослуживцев, не причастных к самой причине агрессии. Это могут быть ярость, вспышки гнева по ничтожным поводам, недовольство всем, особенно требованиям, предъявляемым к данной личности.

Бегство от ситуации – это «уход» человека в свои переживания, обращение психической энергии на генерацию собственных негативных состояний, самокопание, самообвинение. Развиваются тревожные депрессивные симптомы. Этот тип людей характеризуется замкнутостью, отрешенностью, погруженностью в мир внутренних разрушений.12

  1. Этап завершающего психического напряжения – если адаптационный процесс развивается успешно. В содержании этой стадии наблюдается подготовка психи человека к возвращению старых режимов функционирования реакций и их подготовка к заново моделируемым сознанием личности условиям. В этот период вновь появляются симптомы тревожности, волнительности.

  2. Этап острых психических реакций «выхода» — завершающая стадия, по своим функциям аналогична стадиям «выхода».

Под «выходом» подразумевается выход из экстремальных условий, в которых личность находилась некоторое время. Здесь возможны поведенческие реакции типа эйфории, «почти полной свободы».

Далее наступает реадаптация к привычной жизни (относительно), в обычную среду деятельности и обитания. 13

Таким образом, адаптация в широком смысле означает приспособление к окружающим условиям. Выделяют биологический (психофизиологический) и психический аспекты адаптации. Причем качественное своеобразие адаптационных процессов у человека состоит в их активном, личностно и социально опосредованном характере, дающем возможность произвольного контроля, в том числе ряда психофизиологических адаптационных реакций.

Сенсорная адаптация

Сенсорная адаптация – это процесс, при котором происходят изменения чувствительности сенсорных рецепторов по отношению к раздражителю. Считается, что все органы чувств испытывают сенсорную адаптацию. Однако некоторые психологи-экспериментаторы говорят, что чувство боли не испытывает этого явления.

Откройте для себя еще 31 статью по этой теме

Не пропустите эти статьи по теме:

  1. Обработка сверху вниз и снизу вверх
  2. Ощущение и восприятие
  3. Типы иллюзий
  4. Гештальт-законы: сходство, близость и замыкание
  5. Избирательное восприятие

Зрение

С точки зрения зрения, сенсорная адаптация включает адаптацию к темноте и адаптацию к свету. Темновая адаптация относится к изменениям чувствительности рецепторов в ответ на снижение интенсивности света. Процесс темновой адаптации проявляется через три изменения в зрительной системе. Во-первых, зрачок расширяется сразу после ощущения уменьшения световых раздражителей (по интенсивности). Расширение зрачка необходимо для того, чтобы больше доступного света могло проникнуть и стимулировать сетчатку. Во-вторых, цветовые рецепторы или колбочки становятся все более чувствительными. В течение 5-10 минут при слабом освещении колбочки полностью адаптируются к темноте. Наконец, рецепторы ночного видения или палочки становятся все более чувствительными.

Как и колбочки, палочки содержат светочувствительный химикат, который больше концентрируется в условиях низкой освещенности. Палочки медленнее адаптируются к темноте по сравнению с колбочками, в течение от 20 до 30 минут. Адаптация к свету также включает изменения размера зрачка, чувствительности колбочек и чувствительности палочек.

В целом изменения противоположны темовым при адаптации. Зрачок становится меньше сразу при адаптации к свету, чтобы меньше света попадало в глаз. Колбочки, как и палочки, становятся менее чувствительными к свету. Адаптация к свету занимает всего несколько секунд и происходит быстрее, чем адаптация к темноте, из-за того, что фотоны быстро попадают в глаз при повышенной интенсивности света и разрушают излишки светочувствительных химических веществ.

Слух

С точки зрения слуха, наши уши адаптируются к громкому звуку, когда он попадает в мелкие косточки, расположенные во внутреннем ухе. Громкий звук приводит к тому, что косточки внутреннего уха сокращаются. Это сокращение вызывает уменьшение или задержку передачи звуковых колебаний во внутреннее ухо. Далее следует обнаружение вибраций. Однако этот процесс слуховой адаптации обычно не очень хорошо работает с внезапными или мгновенными громкими звуками. Примерами этих звуков являются выстрелы или взрывы.

Вкус и запах

Низкие концентрации нескольких химических веществ, присутствующих в воздухе, могут быть обнаружены сенсорными рецепторами в носу. Эти химические вещества, которые мы быстро обнаруживаем, включают те, что содержатся в парфюмерии или освежителях воздуха.

Прикосновение

Люди способны адаптироваться к горячей и холодной стимуляции за долю секунды, если стимулы не слишком экстремальные, такие как теплая ванна или холодное озеро. Однако очень горячие или очень холодные раздражители могут разрушить тактильные рецепторы, и эта интенсивная стимуляция может интерпретироваться как ощущение боли.

 

Полная ссылка: 

Вам разрешено копировать текст

Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).

Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье, если вы указываете соответствующий кредит и предоставляете ссылку/ссылку на эту страница.

Вот и все. Вам не нужно наше разрешение для копирования статьи; просто включите ссылку/ссылку обратно на эту страницу. Вы можете использовать его свободно (с какой-либо ссылкой), и мы также согласны с тем, что люди перепечатывают его в таких публикациях, как книги, блоги, информационные бюллетени, учебные материалы, статьи, википедия и презентации (с четким указанием авторства).

Статьи по теме

Страницы по теме: 

users.ipfw.edu

Хотите быть в курсе? Подписывайтесь на нас!

Подписаться на @ExplorableMind

Психологическая адаптация к урбанизации, технологии, отраженные в употреблении слов за последние два века – Ассоциация психологических наук – APS доступность формального образования — такова человеческая психология. Результаты ожидаются через

Psychological Science , журнал Ассоциации психологических наук.

«Это исследование показывает, что в течение двух столетий произошел исторический сдвиг в сторону индивидуалистического психологического функционирования, адаптированного к городской среде, и отказа от психологического функционирования, адаптированного к сельской среде», — говорит психолог Патриция Гринфилд из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Анхелес, автор нового исследования.

Гринфилд измерил общекультурные психологические изменения за два столетия с помощью Google Ngram Viewer, изучив частотность конкретных слов в корпусе из более чем 1 160 000 англоязычных книг, изданных в США в период с 1800 по 2000 год.0003

Опираясь на свою теорию социальных изменений и человеческого развития, Гринфилд выдвинула гипотезу о том, что использование определенных слов будет усиливаться и ослабевать как отражение психологической адаптации к социокультурным изменениям. Данные из корпуса книг подтвердили ее гипотезу.

Например, слова «выбирать» и «получать» — маркеры индивидуализма и материалистических ценностей, которые адаптируются в более богатых городских условиях, — возросли по частоте между 1800 и 2000 годами. Слова, отражающие социальную ответственность, которые адаптируются в сельской местности — например, «обязан» и «дать» — за тот же период было отклонено.

Интересно, что имело место краткосрочное отклонение от этой общей тенденции: использование «get» снизилось между 1940 и 1960-ми годами, а затем снова возросло в 1970-х. Гринфилд считает, что это отклонение может отражать снижение корыстной мотивации во время Второй мировой войны и движения за гражданские права.

Гринфилд также наблюдал постепенный рост использования «чувств» и сопутствующее снижение использования «действия», что предполагает поворот к внутренней психической жизни и отказ от внешнего поведения.

Корпус также выявил растущую направленность на себя, при этом использование слов «ребенок», «уникальный», «индивидуальный» и «я» увеличилось с 1800 до 2000. За тот же период важность подчинения авторитету , социальные отношения и религия в повседневной жизни, похоже, пришли в упадок, о чем свидетельствует упадок «послушания», «авторитета», «принадлежности» и «молитвы».

Те же модели употребления слов появились и в корпусе книг, изданных в Соединенном Королевстве за последние 200 лет. Кроме того, Гринфилд смог воспроизвести результаты, используя синонимы для каждого целевого слова как в корпусе США, так и в корпусе Великобритании.

«Эти репликации указывают на то, что основные понятия, а не только частотность слов, менялись в своей важности с течением времени», — говорит Гринфилд.

Она отмечает, что десять лет назад эмпирическая проверка гипотез о психологической адаптации к долгосрочным культурным изменениям была бы невозможна: меньше секунды. Мало того, это общедоступный инструмент. Любой может зайти на сайт Google Ngram и воспроизвести все мои результаты!»

Возможность изучить изменения в масштабах всей культуры за сотни лет позволяет получить более широкое представление о том, как меняются культурные ценности, говорит Гринфилд.

«Это исследование показывает, что обсуждаемый в настоящее время рост индивидуализма не является чем-то недавним, а продолжается веками, поскольку наше общество перешло от преимущественно сельской, низкотехнологичной среды к преимущественно городской, высокотехнологичной среде», — сказала она. примечания.

Поскольку социально-демографические изменения, вызывающие культурные и психологические изменения, носят глобальный характер, Гринфилд надеется воспроизвести эти выводы, используя базы данных Google Books на испанском, французском, русском и китайском языках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *