Адаптация в психологии – Определение сути адаптации в психологии

Содержание

Адаптация. Психология

Что это?

Адаптация человека имеет два спектра: биологический и психологический.

Биологический уровень, общий для человека и животных, включает в себя приспособление к постоянным и изменяющимся условиям среды: температуре, давлению, освещенности, влажности, а также к изменениям в организме: заболеванию, изменениям в организме, ограничению каких-либо функций.

Психологический аспект адаптации состоит в приспособлении личности к существованию в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями и интересами. Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (или, по крайней мере, ближайшего окружения: семьи, определенной социальной группы).

Основные проявления

Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие (в том числе и общение) человека с окружающими и его активная деятельность. Социальная адаптация означает, что человек способен обучаться, работать, адекватно выстроить систему отношений с окружающими, менять свое поведение в соответствии с ожиданиями других.

Адаптация и научение

Жизнь любого организма – это непрерывная адаптация к изменяющимся условиям внешней среды. Один из видов адаптации – это научение. Существует три вида научения:

  • Реактивное научение: когда организм реагирует на какие-то внешние факторы, привыкая к ним.

  • Оперантное научение: более сложный тип научения, при котором необходимо, чтобы организм «экспериментировал» с окружающей средой и таким образом устанавливал связи между различными ситуациями. К оперантному научению относятся: научение путем проб и ошибок, методом формирования реакций и способом наблюдения.

  • Когнитивное научение. Для него необходимо не просто уловить связь между двумя ситуациями, а оценить их с учетом своего предшествующего опыта и возможных последствий. К когнитивному научению относятся: латентное научение, выработка психомоторных навыков, инсайт и, наконец, научение путем рассуждений.

Виды научения

Метод проб и ошибок. Встречается у животных и людей и состоит в том, что индивидуум, встретившись с каким-либо препятствием, совершает попытки преодолеть его. Постепенно отказываясь от неэффективных действий, он находит решение задачи.

Формирование реакций. Своеобразный метод «дрессировки», в котором правильная реакция подкрепляется эмоциональным или физическим вознаграждением. Считается, что быстрота обучения детей первым происходит именно путем формирования реакций. Как только ребенок начинает произносить какие-то членораздельные звуки, лепет «ме-ме-ме» вызывает восторг окружающих и особенно матери, которой кажется, что малыш зовет именно ее.

Научение путем наблюдения. Множество форм социальной активности человека основано на наблюдении за поведением окружающих. Подражание – это способ научения, при котором действия окружающих воспроизводятся без понимания их значения. А при викарном научении индивидуум полностью усваивает ту или иную форму поведения, включая понимание его последствий. Так люди подражают знаменитостям, героям фильмов и людям из реальной жизни.

Латентное научение. К нам постоянно поступают сигналы из окружающей среды, часть которых мы осознаем, часть воспринимаем менее четко, а часть не осознаем вообще. Таким образом в мозгу создаются своего рода карты окружающей среды (или когнитивные карты), при помощи которых организм определяет, какие реакции будут наиболее адекватной в новой ситуации или при изменении привычных обстоятельств. Это подтверждает эксперимент на крысах, наученных в лабиринте находить дорогу к пище. Однако когда лабиринт залили водой, крысы добирались к пище тем же путем, но уже вплавь (то есть, используя совершенно другие двигательные реакции).

Инсайт. Определенные фрагменты информации, полученные в разное время и как бы разбросанные в памяти в определенный момент объединяются и применяются в новой ситуации. Инсайт сходен с творчеством в том, что решение приходит спонтанно и является оригинальным.

Научение путем рассуждений. Рассуждения используются в том случае, когда у человека нет готового решения, а использовать метод проб и ошибок неэффективно. Как и при любых других формах научения, результат, полученный путем рассуждения, обычно использует во всех последующих жизненных ситуациях.

medportal.ru

Психологическая адаптация — это… Определение, методика, факторы и особенности процесса

Психологическая адаптация – это процесс, в ходе которого человек приспосабливается к новым или непривычным для него ценностям и системам профессиональных или социальных связей, принятых в том или ином обществе. С ним сталкивается абсолютно каждый, причем в самых разных жизненных сферах. Поскольку данная тема представляет собой определенный интерес с психологической точки зрения, стоит сейчас уделить ее рассмотрению чуть больше внимания.

Социально-психологическая адаптация

Это первый вид рассматриваемого процесса, который принято выделять отдельно. Под данным термином подразумевается целенаправленное, активно осуществляемое человеком усвоение ценностей, правил и норм общества. Причем как глобального, так и того, в котором он живет. Имеется в виду ближайшее окружение – семья, детский сад, школа, лицей, группа в университете, компания товарищей, трудовой коллектив.

Социальная психологическая адаптация – это процесс, невозможный без общения и взаимодействия с другими людьми. Выстраивается он на таких «столпах», как:

  • воспитание;
  • общее образование;
  • профессиональная и трудовая подготовка.

Процесс занимает разное время. Все зависит от ситуации, к которой человеку необходимо приспособиться, а также от его индивидуальных особенностей. Можно утверждать, что он успешно социализировался, если по итогам данного процесса у него получается:

  • согласовывать свои цели с общественными ценностями;
  • сосуществовать с другими людьми, оставаясь самим собой;
  • принимать правильные решения;
  • строить планы на будущее;
  • проявлять инициативу;
  • обретать новые навыки, умения и знания, развивать уже имеющиеся;
  • устанавливать с другими людьми эмоционально насыщенные и близкие отношения.

Все это помогает человеку не только благополучно функционировать в социуме, но и приспосабливать окружающую его среду под себя. Он без труда изменяет, создает и преобразовывает условия таким образом, чтобы они удовлетворяли имеющиеся у него потребности и способствовали достижению тех или иных целей.

Проблемы с адаптацией в социуме

Они возникают у многих людей. И это называется дезадаптацией. Она случается в тех ситуациях, когда человеку не удается справиться с трудностями новых для него условий, самоутвердиться и наладить отношения с окружающими. Ему сложно занять комфортную позицию.

Проблемы возникают по двум причинам. Это либо внешние, средовые факторы (само общество), либо личностные особенности человека (неуверенность, отсутствие коммуникабельности и т.д.).

Первая причина не зависит от воли человека. А вот внутренние факторы – это в большинстве случаев вполне конкретная психологическая проблема. И человек, как правило, знает о ее наличии. Но либо не хочет, либо не может устранить.

Также сложности с адаптацией испытывают личности, которых общество систематически ущемляет, подавляет и предъявляет к ним завышенные требования. Из-за этого многие люди «ломаются», что зачастую приводит к психопатологии.

Самым явным признаком дезадаптации является болезненное переживание внутриличностных или межличностных конфликтов. И это становится причиной, из-за которой человек оказывается неспособен удовлетворять свои потребности или отвечать требованиям, предъявляемым социумом.

Почему появляются проблемы?

Дать ответ на этот вопрос необходимо. Психологическая адаптация – это очень сложный процесс. Проблемы, связанные с ней, изучали многие отечественные и зарубежные специалисты. Среди них Дж. Келли, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А. Адлер, З. Фрейд, К. Роджерс и многие другие.

Особый интерес представляют взгляды и методика социально-психологической адаптации Абрахама Харольда Маслоу. Он утверждает, что проблемы с данным процессом у человека возникают из-за наличия у него метапатологий. Это психические расстройства, которые развиваются из-за реальной или предполагаемой невозможности удовлетворить свои метапотребности.

Данная теория внесла значительный вклад в понимание темы, касающейся дезадаптации, поэтому ее стоит рассмотреть отдельно.

Метапотребности и метапатологии

Эти понятия имеют прямое отношение к теме, касающейся проблем психологической адаптации. Метапотребности – это высшие человеческие нужды. К ним относятся:

  1. Свобода.
  2. Целостность.
  3. Красота.
  4. Справедливость.
  5. Самоуважение.
  6. Благодарность.
  7. Самореализация.
  8. Творческая самоактуализация.
  9. Честь.
  10. Самотрансценденция.

Если человек не получает чего-то из перечисленного (того, что является для него очень важным и ценным), то формируются метапатологии:

  1. Гнев и ненависть.
  2. Неспособность любить и проявлять чувства.
  3. Апатия.
  4. Потеря интереса к жизни.
  5. Эгоцентризм.
  6. Депрессивность.
  7. Отчаяние.
  8. Привычка перекладывать ответственность на других.
  9. Нетерпеливость.
  10. Вульгарность.

Естественно, что метапатологии мешают процессу психологической адаптации. Потому что они становятся причиной искажения ценностного развития. Многие люди лишены справедливости, честности, доброты, а потому им чуждо сострадание, благородство, уважение других людей, их взглядов, ценностей и чувств.

Человек идеальным не рождается. Но нужно стремиться к самосовершенствованию. Чем гармоничнее и целостнее становится человек, тем легче ему дается психологическая адаптация. А это существенно облегчает жизнь в обществе.

Как адаптироваться?

Этим вопросом задаются многие люди. Адаптация – это сложный и непрерывный процесс. Практически каждый человек постоянно находится в изменяющихся условиях. Детский сад, школа, университет, армия, одна работа, другая, перевод на новое место… Человек просто вынужден искать способы «разместить» себя в той или иной ситуации и обстановке максимально комфортно и удобно.

А адаптироваться помогают отношения с другими людьми. Это способ получить поддержку. Завязывать отношения стоит с теми людьми, которые человеку кажутся похожими на него. Если ему кто-то нравится, то есть вероятность, что это окажется взаимно – так устроены люди. Ненавязчиво проявляя доброжелательность, человек получает ее в ответ.

У многих проблемы с адаптацией возникают именно из-за того, что им сложно находить общий язык с другими, привыкать к новым людям, знакомиться. В наше время научиться общаться не так сложно – есть интернет и социальные сети, где можно завести виртуальных друзей и попробовать для начала строить отношения с ними.

Но как быть в действительности? Говорят, чтобы получить расположение людей, даже говорить не нужно. Достаточно просто внимательно слушать других. Хороший слушатель на вес золота, поскольку в наше время большинство людей лишь говорят о себе.

Рано или поздно у такого человека начинают спрашивать советы, узнавать мнение, просить оценку. И таким образом происходит интеграция в общество. Главное — не быть слушателем в ущерб себе, то есть тратить на это лишь какую-то часть свободного времени.

Адаптация в детстве

Один из самых ответственных этапов в жизни любого человека. Психологическую адаптацию к школе прошел каждый из нас.

Поступление в это учебное заведение – волнительный и трудный период, причем как для первоклассника, так и для его родителей. Меняется все: начиная от социальной ситуации и заканчивая кругом общения ребенка. К нему возрастают требования, существенно расширяется круг обязанностей. И то, насколько успешной будет психологическая адаптация к обучению, определит его успеваемость, самочувствие и даже здоровье.

Психологи возраст 6-7 лет называют кризисным. Именно на этот этап приходится формирование потребностей в инициативе, активности и самостоятельности. Ребенок теряет свою непосредственность, у него начинает формироваться самооценка, он пробует себя в роли школьника, ученика. Игровая деятельность отходит на задний план, на передний выходит учеба. Естественно, что ребенок начинает стремиться к независимости. К тому же именно в этот период активно развивается словесно-логическое мышление, внимание и память.

Вдобавок ко всему этому ему приходится еще и приспосабливаться к непривычным условиям. Знакомство с одноклассниками, выстраивание отношений с учителем, необходимость терпеливо сидеть на месте в течение длительного времени и соблюдать дисциплину. Для ребенка это очень сложно, поскольку все перечисленное требует организованности и ответственности.

Неудивительно, что трудности выливаются в такие последствия, как плохой аппетит, повышенная утомляемость, головные боли, капризность, подавленность, частые перепады настроения, случается даже злоба и отрицательное отношение к учебе.

Чтобы этого не случилось, родители и учителя должны помочь ребенку. Уважение, любовь, поддержка, а также грамотное объяснение происходящего простыми словами – это очень важно. Как правило, в течение двух-трех месяцев дети вливаются в школьную жизнь.

Противоречивость

Это слово как нельзя лучше характеризует процесс адаптации. Почему? Потому что с одной стороны человек должен «вливаться» в общество. Но с другой – обосабливаться от него, чтобы оставаться самим собой.

Равновесие удержать очень сложно, поскольку в наше время в условиях всеохватывающих перемен оно нарушается. Из-за кардинальных изменений в практических всех жизненных сферах стали другими и функции институтов социализации.

Современные люди часто просто не успевают за таким стремительным ходом событий. Многие даже не могут понять, на что им ориентироваться – жизненные ценности меняются, а жизнь идет в таком ритме, что у некоторых не получается остановиться и поразмышлять над тем, ради чего они на самом деле существуют.

Социальные институты

Именно через них осуществляется процесс социализации. Это их задача – корректировать и формировать социальные качества, активизировать или ограничивать воздействие на людей тех или иных факторов.

Так как многие старые институты утрачены, необходимо выработать новые технологии социализации. Их внедрение не только удовлетворит потребности общества, отдельных его групп и личностей. Это поспособствует тому, что человек начнет учиться «обрабатывать» принципы своего поведения, соотносить его с теми или иными ситуациями и условиями.

Профессиональная адаптация

Это еще одно понятие, заслуживающее внимания. В данном случае выделяют другие психологические особенности адаптации. Это обусловлено обстоятельствами внутреннего и внешнего характера. Ведь в данном случае рассматривается процесс вхождения человека в профессиональную среду и взаимодействие с ней.

Что именно включают в себя факторы психологической адаптации:

  1. Особенности целей и содержания организации, используемые ею средства и технологии.
  2. Своеобразие социальных и трудовых условий, в которых люди работают.

Внутренние обстоятельства являются уровнем адаптационного потенциала. Внешние же, к которым относятся профессиональные сферы и предметные области, являются своеобразным «полем», на котором человеку и приходится себя реализовывать. Какие именно перед ним стоят задачи:

  1. Привыкнуть к «ритму» организации: к режиму, интенсивности деятельности, целям, средствам, технологиям.
  2. Адаптироваться к требованиям трудовой и производственной дисциплины, усвоить организационные правила и нормы.
  3. Освоить профессионально-ролевые социальные функции.
  4. Начать соответствовать своему социально-профессиональному статусу (педагог, медик, юрист и т.п.).
  5. Принять социально-психологические ролевые функции, неписаные нормы, ценности, правила, отношения в организации и трудовом коллективе.
  6. Влиться в те социальные обстоятельства, в которых и происходит профессиональная деятельность (политическая, правовая, этническая, религиозная сфера).

Все перечисленное требует определенного уровня подготовленности. Как правило, осуществление этих задач не представляют большого труда для человека, так как он уже знаком с социально-психологической адаптацией. Методика, конечно, несколько иная, поскольку обстановка отличается, но он как минимум знает, что его ждет.

Экологическая адаптация

Данную тему тоже необходимо затронуть вниманием. Экологическая адаптация является психофизиологической реакцией человека и его организма на меняющиеся условия внешней среды, в которой задействованы биолого-генетические особенности высших регуляторных функций.

Теоретический анализ показал, что изучение данной темы является самой сложной проблемой взаимодействия людей с окружающей средой с точки зрения клинической физиологии. Эта тема остается актуальной до сих пор.

Главная особенность социально-психологической адаптации к воздействию исходящих из окружающей среды факторов (социальных и эмоциональных) зависит от гендерной идентичности (ролевых отношений в социуме) и так называемого психологического пола (андрогинность, маскулинность, феминность). Но ни инверсия, ни полное совпадение не являются гарантией того, что человек быстро привыкнет к постоянно меняющимся внешним условиям.

В результате диагностики психологической адаптации в экологии ясно лишь одно – данный процесс имеет непосредственное отношение как к биологическому, так и к психофизиологическому уровню.

fb.ru

Общее представление о понятии адаптации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮЖДЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. Герцена»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Реферат

Крыловой Ольги Александровны

(Ф.И.О.)

Отделение психолого-педагогического факультета

Кафедра __клинической психологии____________________________________________

Тема __Адаптация в психологии _______________________________________________

Санкт-Петербург

2014 г.

Содержание

  • Введение

  • Общее представление о понятии адаптация

  • Адаптация в различных науках

  • Адаптация в психологии

  • Факторы, определяющие эффективность адаптационного процесса

  • Расстройство адаптации

  • Выводы

Введение

Жизнедеятельность человека не может происходить в отрыве от внешней среды. Объекты и явления внешней среды постоянно оказывают определенное воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности, причем часто их воздействие носит отрицательный, вредоносный характер.     Условия нормального функционирования человека весьма жестки. Изменение температуры тела всего на один градус приводит к ощущению значительного дискомфорта. Изменение температуры на пять-шесть градусов могут привести к гибели организма. Человек, как и другие животные, в своей эволюции прошел суровый естественный отбор, но все равно остается довольно ранимым существом.   Адаптация организма позволяет сгладить многие неприятные последствия резкого изменения физических и физиологических параметров существования.

Начиная с рождения и до самой смерти человеку приходиться адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни.

Так и психическое здоровье населения России не остается без внимания обеспокоенных экспертов уже в течение нескольких лет. Около 30% россиян на сегодняшний день нуждаются в лечебной или консультативной помощи психиатра или психолога, так как не могут адекватно адаптироваться. Именно поэтому тема адаптации является поистине актуальной на сегодняшний день.

Понятие адаптации — одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «человек—среда».     Французский физиолог К. Бернар выдвинул гипотезу о том, что любой живой организм, в том числе и человеческий, существует благодаря возможности постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды организма. Это сохранение происходит благодаря работе сложных механизмов саморегулирования (которые впоследствии были названы гомеостатическими). Бернар первый сформулировал идею о том, что постоянство внутренней среды — условие любой жизни. В дальнейшем американский физиолог У. Кэннон развил эту теорию и назвал идеальное состояние гомеостазом.     Гомеостаз — это подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внутренним и внешним факторам.    Одним из центральных моментов учения о гомеостазе является представление о том, что всякая устойчивая система стремится к сохранению своей стабильности. По мнению У. Кэннона, получая сигналы об угрожающих системе изменениях, организм включает устройства, продолжающие работать до тех пор, пока не удастся возвратить ее в равновесное состояние.     Если нарушить равновесие процессов и систем организма, то параметры внутренней среды нарушаются, живой организм начинает страдать. Болезненное состояние будет сохраняться на протяжении всего времени восстановления параметров, обеспечивающих нормальное существование организма. Если прежних параметров достичь не удается, то организм может попытаться достичь равновесия при других, измененных параметрах.     Организм, таким образом, не только способен вернуть идеальные параметры, но и будет пробовать приспособиться к новым, не идеальным. В этом случае общее состояние организма будет отличаться от идеального. Хроническое заболевание — характерный пример временного равновесия.     Жизнедеятельность человека обеспечивается не только за счет стремления к внутреннему равновесию всех систем, но и за счет постоянного учета факторов, воздействующих на этот организм извне. Организм не просто окружен средой, он обменивается с ней. Он вынужден постоянно получать из внешней среды необходимые для жизни компоненты (например, кислород). Полная изоляция живого организма от внешней среды равносильна его гибели. Поэтому живой организм старается всеми доступными средствами не только вернуть свое внутреннее состояние к идеальному, но и приспособиться к среде, сделав процесс обмена наиболее эффективным. Другими словами адаптация есть процесс приспособления внутренней среды организма к внешним условиям его жизнедеятельности, то есть оптимизация взаимодействия «внешнего» и «внутреннего» в целях сохранения и поддержания жизни.

studfiles.net

Психологическая Адаптация — это… Что такое Психологическая Адаптация?


Психологическая Адаптация
Психологическая адаптация — приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества.

Психологический словарь. 2000.

  • Психологизм
  • Психологическая Акустика

Смотреть что такое «Психологическая Адаптация» в других словарях:

  • психологическая адаптация — Этимология. Происходит от греч. psyche душа + logos учение и лат. adaptare приспособлять Категория. Приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ — приспособление одного или обоих супругов к индивидуальным особенностям друг друга или к сложившимся условиям семейной жизни …   Словарь терминов по психологическому консультированию

  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ — приспособление личности к условиям социальной сферы …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • адаптация психологическая — Приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценок за счет присвоения норм и ценностей данного общества. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. адаптация психологическая …   Большая психологическая энциклопедия

  • Адаптация психическая — Приспособление психической деятельности человека к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды путем сохранения психического гомеостаза. Одним из её вариантов является социально психологическая адаптация, осуществляющая преобразовательную,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • адаптация — Состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психологическая помощь — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе или организации. Это непосредственная работа с… …   Википедия

  • Адаптация персонала — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок …   Википедия

  • Психологическая служба в органах прокуратуры — Впервые психологи были зачислены в штат управления кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 1991 г. Основным направлением их работы служила психологическая оценка кандидатов на должности руководителей прокуратур субъектов Российской… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Психологическая служба в юридических образовательных учреждениях МВД — Основы развития психологической службы заложены в приказах МВД РФ от 25.06.1990 г. №42 «О создании в учебных заведениях МВД СССР групп психофизиологического обеспечения и от 17.05.1995 г. №185 «Об утверждении Правил приема в учебные заведения… …   Энциклопедия современной юридической психологии


dic.academic.ru

Проблема адаптации в педагогической психологии

Библиографическое описание:

Зеленая Л. В. Проблема адаптации в педагогической психологии [Текст] // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 43-45. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/236/11143/ (дата обращения: 17.10.2019).



Данная статья является результатом анализа исследований в области педагогической психологии по теме адаптация. Рассмотрено понятие «адаптация», его значение в педагогической психологии, перспективы дальнейшего изучения адаптации, и научное развитие данного явления в модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Ключевые слова: адаптация, личностный адаптационный потенциал, адаптационная модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Тема адаптации актуальна на протяжении многих десятилетий, исследуется в различных науках и отраслях психологии. В педагогической психологии эта тема также имеет место быть.

В психологии адаптация рассматривается в различных психологических школах. В рамках гуманистической психологии, А. Маслоу адаптация рассматривается как динамический процесс взаимодействия личности и среды, и важным критерием успешности адаптации выступает степень интегрированности личности со средой.

Г. А. Балл ссылаясь на понятие адаптации Ж. Пиаже, рекомендует рассматривать адаптацию в широком смысле, как единство взаимообусловленных противоположно направленных процессов уравновешивания субъекта со средой [2; с. 100] (по Ж. Пиаже — единство противоположных процессов: аккомодации и ассимиляции). В результате приспособления личности к новым условиям среды, происходит усвоение ею нового культурно-исторического опыта. Можно предположить, что адаптация является движущей силой развития личности.

В. И. Медведев рассматривал адаптацию как процесс приспособления организма к окружающей среде. В ходе изучения периодизации адаптации условно выделил три стадии адаптационного процесса: 1) разрушение старых поведенческих паттернов, программы гомеостаза; 2) формирование новых поведенческих программ и механизмов гомеостатического регулирования; 3) стадия стабилизации, достижения гомеостаза.

А. Н. Жмыриков рассматривал адаптацию как результат, и выделил четыре шкалы определения результатов адаптации: высокая избыточная, высокая оптимальная, низкая, дезадаптация.

А. А. Реан предлагает двумерное измерение результата социальной адаптации: соответствие реального поведения человека требованиям социального окружения («внешний критерий»), и отсутствие ощущения угрозы, наличие внутренней комфортности («внутренний критерий»).

А. А. Налчаджян выделяет нормальную, девиантную и патологическую адаптацию. Под «нормальной» адаптацией автор подразумевает устойчивую адаптивность организма при воздействии разрушающих факторов среды. «Девиантная» адаптация понимается как достижение гомеостаза организмом с помощью форм поведения, противоречащих нормам поведения социума и ведущих к внутригрупповым конфликтам. При «патологической» адаптации подразумевается развитие у личности неврозов и психозов, которые выполняют адаптивную функцию.

Некоторые учёные рассматривают адаптацию как совокупность новообразований в психике личности, сформировавшихся в процессе адаптации. Под новообразованиями в данном контексте подразумеваются не только знания, умения и навыки, полученные в процессе ассимиляции личности, но и качество сформированности взаимодействия субъекта с профессиональным и социальным окружением. В рамках данного подхода, адаптацию можно описать следующим образом: в результате воздействия среды происходит актуализация уже имеющихся адаптивных механизмов субъекта и схем взаимодействия, затем происходит их количественное или качественное преобразование, изменение функциональной системы организма, с помощью чего восстанавливается гомеостаз. Важное место в данном подходе изучения адаптации занимают личностные характеристики, способствующие установлению гомеостаза. А. А. Реан в своих трудах пишет, что «личностные характеристики во многом определяют успешность и неуспешность адаптации, и в то же время сама эта адаптация является мощным стимулом для развития личности» [7].

Изучая различные определения адаптации, Н. Н. Мельникова выделяет следующие условия возникновения адаптации:

1) процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух объектов;

2) это взаимодействие разворачивается в особых условиях — условиях дисбаланса, несогласованности между системами;

3) основной целью такого взаимодействия является некоторая координация между системами, степень и характер которой могут варьироваться в достаточно широких пределах;

4) достижение цели предполагает определённые изменения во взаимодействующих системах [6; с. 11].

Таким образом, в психологии адаптация рассматривается в нескольких формах: как свойство, процесс, результат и движущая сила в формировании новообразований в процессе онтогенеза.

В педагогической психологии адаптация рассматривается в трёх аспектах: социальном, психологическом и учебном. Э. М. Александровская и С. М. Тромбах предлагают определять уровень адаптации по успешности обучения (усвоение образовательной программы), степени принятия социальных норм поведения в школе, успешность социальных контактов и эмоциональное благополучие. То есть, адаптированный обучающийся принимает социальные нормы поведения и действует в соответствии с требованиями, предъявляемым к учащемуся, имеет адекватную самооценку, бесконфликтно общается со сверстниками и взрослыми, имеет в классе друзей, усваивает образовательную программу.

Я. Л. Коломинский и Е. А. Панько в качестве критериев адаптации к успешному обучению и положению в структуре социальных взаимоотношений добавляют общественную активность обучающегося.

Т. В. Дорожевец [4] выделяет академическую, социальную и личностную адаптацию в школе. Под академической адаптацией понимается степень соответствия ребёнка школьным нормам (выполнение требований учителя, принятие школьных норм поведения, освоение школьной программы). Социальная адаптация представляется как степень развития у обучающихся коммуникативных навыков, умение решать конфликтные ситуации и достаточное количество социальных связей. Личностная адаптация — степень принятия роли обучающегося, выражающейся в адекватной самооценке, достаточном уровне притязаний, сформированности учебной мотивации.

Л. А. Ясюкова критерием адаптации предлагает считать эмоциональное состояние обучающегося [8]. В своём исследовании причин эмоциональной дестабилизации обучающихся начальной школы автор выявила, что достаточно большая учебная нагрузка в гимназиях и слабое здоровье детей способствуют дезадаптации обучающихся. Также, учёная разделяет физиологическую и психологическую адаптацию. У детей с высоким уровнем тревожности при физиологической адаптации в школе может быть психологическая дезадаптация. На психологическую адаптацию в школе, кроме семейной ситуации и особенностей взаимодействия с взрослыми, влияют состояние здоровья ребёнка, качество формируемых у него школьных навыков. Это исследование показывает необходимость первичной диагностики детей при поступлении в школу с целью определения готовности дошкольников к обучению в школе и профилактики школьной успеваемости и успешности.

По мнению Григорьевой М. В., проблема адаптации поднимается в случае кардинального изменения деятельности индивида [3]. Однако, нами полагается, что индивид постоянно адаптируется не только к кардинальным изменениям в его жизни, но и к объективно незначительным изменениям. Так, например, в 7–8 классах у обучающихся добавляются новые учебные предметы, и, соответственно, новые педагоги, также при сдаче ЕГЭ и ГИА необходима адаптация к новым условиям социальной ситуации развития и т. п.. В результате этого нового опыта у обучающихся формируются новообразования, позволяющие с меньшими энергетическими затратами решать подобные ситуации (сдача экзаменов в ВУЗе, обучение у новых преподавателей). Рассматривать же адаптацию в узком ракурсе, будет не совсем верным, так как это не позволяет нам рассмотреть механизмы адаптации к менее ярко выраженным изменениям среды, на которые также тратятся адаптационные ресурсы организма и происходят изменения личности.

Если рассматривать адаптацию как постоянный процесс на протяжении всего обучения, то возможно создание новой «адаптационной» модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. В основу деятельности педагога-психолога будет положено формирование и развитие адаптационных характеристик обучающихся (личностный адаптационный потенциал), а также интеллектуальное развитие. В концепцию личностного адаптационного потенциала Г. А. Маклаковым положены такие характеристики, как нервно-психическая устойчивость, самооценка личности, социальная поддержка, уровень конфликтности, наличие опыта общения, степень ориентации на общественные нормы поведения и требования коллектива [5; с. 199]. Новая модель психолого-педагогического сопровождения не будет противоречить федеральным государственным стандартам, так как одними из необходимых критериев развития личности обучающегося, является формирование таких универсальных учебных действий, как усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, коммуникабельность, сформированность внутренней позиции школьника, адекватная рефлексивная самооценка, самоконтроль и саморегуляция, адаптивность и социализация и др. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса будет соответствовать новым потребностям современного образования и способствовать дальнейшему развитию личности обучающегося за пределами образовательной организации.

Проблема адаптации является по-прежнему актуальной в педагогической психологии, нуждается в дальнейших научных исследованиях, и может занять одно из центральных мест педагогической психологии в области социализации и развитии личности обучающегося в разные периоды его обучения. Теория личностного адаптационного потенциала может стать методологическим обоснованием новой модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Литература:

  1. Александровская Э. М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. — М.: Медицина. — 1998. — С.35–37
  2. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. — 1989.- № 1 — С.92–100.
  3. Григорьева М. В. Теоретические и прикладные аспекты проблемы адаптации в психологии // Проблемы cоциальной психологии личности. — Изд.: Саратовский гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. — 2008 –
  4. Дорожевец Т. В. Психологические особенности школьной адаптации воспитанников детского сада: Дис. … канд.психол. наук.- Москва, 1994
  5. Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: диссертация …д-ра психол. наук. — СПб, 1996. — 392с.
  6. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). — Ереван, 1988. — 264с.
  7. Реан А. А. Психология адаптации личности / А.А, Реан, А.Р, Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 479с.
  8. Ясюкова Л. А. Изучение адаптации и развития младших школьников // Вестник СПб Госуниверситета, 2004, сер. 6, вып. 3.

Основные термины (генерируются автоматически): адаптация, психолого-педагогическое сопровождение, педагогическая психология, образовательный процесс, личностный адаптационный потенциал, образовательная программа, личностная адаптация, психологическая адаптация, адекватная самооценка, социальная адаптация.

Похожие статьи

Социальнопсихологическая адаптация | Статья в журнале…

Основные термины (генерируются автоматически): адаптация, социальнопсихологическая адаптация, процесс адаптации, период адаптации, адаптация личности, социальная среда, социальная психология

Психологопедагогические аспекты адаптации студента в вузе.

Психологопедагогическое сопровождение детей…

ранний возраст, психологопедагогическое сопровождение детей, период адаптации, ребенок, успешная адаптация, психологопедагогическое сопровождение, образовательный процесс

Психологопедагогические условия адаптации пятиклассников…

Проблема адаптации в педагогической психологии. Ключевые слова: адаптация, личностный адаптационный потенциал, адаптационная модель психологопедагогического сопровождения образовательного процесса.

Повышение адаптационного потенциала личности студентов…

Психологопедагогическое сопровождение… 1) социальнопсихологическая адаптация студентов в учебно-профессиональной деятельности и формирование у них позитивной жизненной перспективы.

Психологопедагогическое сопровождение младших…

школа, ребенок, родитель, период адаптации, уровень адаптации, адаптация ребенка, классный руководитель, психологопедагогическая помощь, Проективный рисунок, школьная жизнь. Социальнопсихологическая адаптация первоклассников…

Психологическое содержание адаптации к профессиональной…

Проблема адаптации в педагогической психологии. Ключевые слова: адаптация, личностный адаптационный потенциал, адаптационная модель психологопедагогического сопровождения образовательного процесса.

Социальная адаптация первоклассников | Статья в журнале…

Психологопедагогические аспекты проблемы адаптации младших…

Социальнопедагогическое сопровождение учащихся начальной школы является главным инструментом в деятельности современной образовательной организации в период адаптации.

Социальнопсихологическая адаптация иностранных студентов…

социальнопсихологическая адаптация, адаптация, студент, социальная среда, учебное заведение, начальный этап обучения

Адаптационный потенциал личности значительно влияет на процесс социальнопсихологической адаптации студентов к учебной деятельности.

Социальнопсихологическая адаптация подростков в новых…

Психологопедагогическое сопровождение адаптации направлено на сочетание внутренних процессов развития личности ребенка и внешних условий, типичных для данного вида учреждений.

moluch.ru

Адаптация (в психологии развития) — это… Что такое Адаптация (в психологии развития)?


Адаптация (в психологии развития)
(лат. adaptare — приспосабливать) — заимствованное из биологии представление о процессе развития (в частности, психического) как все более совершенном уравновешивании организма со средой. Это представление является общепринятым применительно к развитию психики в филогенезе; ряд исследователей переносит его и на развитие психики в онтогенезе. Применительно к онтогенетическому развитию оно наиболее последовательно разработано в концепции Ж. Пиаже. Для Пиаже интеллект есть А., т.е. то, «что обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды». Согласно его взглядам, А. достигается благодаря взаимодействию двух взаимодополняющих процессов: ассимиляции (т.е. применения имеющихся у индивида схем действия к новым объектам) и аккомодации (видоизменения схем в соответствии с особенностями объектов). Сведение онтогенетического развития к процессам А. неоднократно подвергалось критике со стороны представителей других психологических направлений. А.Л.Венгер

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Адаптационный синдром
  • Адаптация аллопластическая и аутопластическая

Смотреть что такое «Адаптация (в психологии развития)» в других словарях:

  • Адаптация социальная (в психологии развития) — [лат. adaptare приспосабливать; socialis общественный] процесс и результат приспособления ребенка к жизни в обществе. Первоначально (в младенческом возрасте) общество представлено для ребенка непосредственным семейным окружением. Этот этап А. с.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • адаптация — Состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • АДАПТАЦИЯ —         (от позднелат. adaptatio приспособление) социальная, вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент А. согласование… …   Философская энциклопедия

  • АДАПТАЦИЯ — (позднелат. adaptatio приспособление, прилаживание) термин первоначально использовался в биологической науке для обозначения процесса приспособления строения и функций организмов (популяций, видов) и их органов к определенным условиям внешней… …   Новейший философский словарь

  • Адаптация — Феномен виртуализации (см.: Виртуальная реальность) психологии эстетического восприятия. Гиперреалистичность виртуального мира, создающая иллюзию реальности, его компьютерная гладкопись, а также реабилитация фабульности, нарративности чреваты А.… …   Энциклопедия культурологии

  • Адаптация — – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и… …   Словарь-справочник по социальной работе

  • Адаптация — 1. в эволюционной теории любое структурное или поведенческое изменение, имеющее значение для выживания особи и вида; 2. в социальной психологии изменение системы отношений индивида в социально психологическом и культурном плане, служащее цели… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Развития личности обобщенная модель — предложенная А.В. Петровским характеристика последовательно сменяемых основных этапов восхождения индивида к социальной зрелости. Весь дошкольный и школьный возраст может быть отнесен к единой эре восхождения к социальной зрелости. Эта эра не… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Группа: общение и адаптация личности — Адаптация (А.) социально психологическая процесс взаимной активности личности и группы, связанный с усвоением человеком групповых целей, ценностей и норм, его стремлением занять опр. место и статус в системе межличностных отношений и выполнять… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • женевская школа генетической психологии — (от греч. genesis происхождение) направление в исследовании психического развития (см. развитие психики) ребенка, созданное Ж. Пиаже и его последователями. Предмет изучения происхождение и развитие интеллекта у ребенка; главная задача …   Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья. Учебник, Т. Г. Богданова, Н. А. Степанова, К. Б. Вовненко, Т. М. Попова. Учебник создан в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ… Подробнее  Купить за 938 руб
  • Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды, Сараева Н.М.. В сборнике представлены материалы участников II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблемам психологической адаптации, психологического здоровья и психического… Подробнее  Купить за 788 руб
  • Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды, Сараева Н.М.. В сборнике представлены материалы участников II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблемам психологической адаптации, психологического здоровья и психического… Подробнее  Купить за 632 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «Адаптация (в психологии развития)» >>

psychology_pedagogy.academic.ru

Что такое адаптация в психологии

Самое простое определение термина «адаптация» будет звучать как «приспособление ради выживания». С развитием человеческого вида способность к адаптации у человека сформировалась сильная и всегда врожденная, без нее мы попросту не смогли бы выживать в современных условиях.

Человек достиг вершины эволюции благодаря тому, что организм и психика его могут приспосабливаться к окружающей среде и ее особенностям. Как физическая, так и психологическая адаптация – это способность человека приспособиться к тем условиям, в которых он оказывается. Осуществляется она с помощью ряда физиологических и психологических особенностей, а также генетических факторов.

Классификация адаптаций выделяет:

  • Биологическую (физиологическую).
  • Психологическую.
  • Этническую.
  • Социальную.

Адаптироваться человек может как пассивно, ничего не предпринимая и просто привыкая к новым факторам, так и активно, выполняя определенные действия, направленные на достижение результата.

Физиологическая адаптация напрямую связана с рядом сложных химических процессов, происходящих в организме. Часто этот термин используется в повседневной жизни, когда мы говорим о смене климата или часового пояса.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

К примеру, когда человек отправляется на отдых в экзотическую страну, уезжая из заснеженной России, ему понадобится пара дней для того, чтобы организм адаптировался к резкой смене климата, температуры и других факторов. Это процесс обратимый – испытывая некоторый дискомфорт поначалу, человек постепенно привыкает и приспосабливается. Но по возвращении на родину ему приходится еще некоторое время адаптироваться к прежним условиям.

Если физиологическая адаптация – процесс, мало зависящий от воли человека, и он происходит по большей части сам собой, то психологическая адаптация – понятие более сложное. Это процесс преобразования, включенности и вовлечения в ту сферу, где оказывается человек.

Рекомендуем: Как преодолеть свои комплексы?

Иными словами, это тоже приспособление, только в социальной среде. При перемене условий жизни или деятельности человек всегда испытывает стресс, ему необходима перестройка, трансформация, и этот процесс зависит от адаптивных способностей личности.

Раннее детство

Задача успешной социальной адаптации ребенка – это адекватное поведение и взаимодействие в социальной среде, гармоничное сосуществование с социумом и окружающим миром. Именно социальная адаптация детей является наиболее важным и наиболее сложным процессом, который неразрывно связан с формированием здоровой личности.

Если сам термин означает приспособление к новым условиям, то для ребенка новые условия – это абсолютно все, потому что он рождается и растет в безопасных условиях дома и семьи, а со временем вынужден выходить в социум – в детский сад, школу и так далее.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Для ребенка стадии адаптации – это наблюдение, взаимодействие и привыкание, поиск своего места в той или иной среде. Наблюдение является здесь важнейшим фактором, и если он будет упущен, то адаптация в новом коллективе будет болезненной и может не увенчаться успехом, что повлечет за собой страх, асоциальность и социофобию.

Также именно в детстве формируются механизмы адаптации личности, и от того, насколько успешно и гармонично будет адаптироваться ребенок к окружающей среде и социуму, зависит то, насколько разовьются его адаптивные способности, которые будут в дальнейшем определять качество жизни человека.

Ребенок, особенно в раннем возрасте, не способен к самостоятельной адаптации, и он испытывает большой уровень стресса, отрываясь от матери и от привычных, безопасных жизненных условий. Для того чтобы помочь ребенку привыкнуть к новым условиям и начать гармонично взаимодействовать в новом коллективе и в новых условиях, применяются различные методы:

1. Подготовка. Чем больше ребенок изолирован, тем ниже его адаптивные способности, и тем сложнее будет проходить процесс адаптации. Поэтому с ранних лет ребенку необходимо не только читать книги, но и рассказывать о жизни, ее устройстве, формировать модель здорового социального сценария, показывать примеры. Таким образом ребенок будет психологически подготовлен к переменам.

2. Демонстрация (наблюдение). Социокультурная адаптация – процесс не быстрый и не простой для несформировавшейся личности ребенка. Поэтому прежде чем поместить ребенка в новую среду, необходимо чтобы он с ней ознакомился, смог рассмотреть, изучить с безопасного расстояния, внутренне подготовиться и не чувствовать эту среду для себя опасной и неизведанной.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Как родители влияют на своего ребенка?

3. Поддержка. Крайне важно поддерживать ребенка на первых стадиях, не оставлять его одного. Адаптация в коллективе или в новом месте сопряжена с рядом страхов, а родители являются для ребенка надежной защитой, и рядом с ними он чувствует себя в большей безопасности.

Например, впервые оказавшись на детской площадке, ребенок должен держать маму за руку, а затем постепенно отходить от нее на пару шагов, имея возможность в любой момент вернуться. Период адаптации может быть длительным, его нельзя форсировать, но и «затягивать» не следует, так как защитные механизмы детской психики могут взять верх, и ребенок не сможет находиться в коллективе один, без матери.

4. Благоприятная среда – наиважнейший фактор, без которого психологическая адаптация у ребенка не сможет состояться. Это логично: если человеку плохо на новом месте, он не захочет там находиться.

Если ребенка обижают в группе детского сада, он будет изо всех сил сопротивляться, так устроена его психология. Увлекательные игры, красивая и доброжелательная обстановка, здоровая среда –необходимое условие для того, чтобы ребенок адаптировался.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Все фазы адаптации маленького ребенка должны проходить без давления и без форсирования, с поддержкой и защитой взрослых, в благоприятных условиях. Детская психика не окрепла для преодоления стресса, поэтому чтобы не произошло нарушение адаптации, необходимо стараться создавать максимально благоприятные условия.

Подростки и социум

Социальная адаптация подростков – отдельное понятие, которому психология уделяет большое внимание, так как этот момент играет огромную роль в формировании взрослой личности. Период адаптации у подростков может быть продолжительным или коротким, и это зависит от множества факторов, прежде всего – от атмосферы в новой среде и от мотивированности самого подростка.

Подросток – личность с несформировавшейся, а также нестабильной психикой, он наиболее всего подвержен стрессам, а защитные механизмы подростковой психики невероятно сильны. Они проявляются в отрицании, отчуждении, агрессии.

При переезде на новое место, переходе в новый класс, вступлении в новый коллектив, при переменах в семье подросток должен адаптироваться, и в этом ему нужно помочь. От чего зависят уровни адаптации у подростков? Это ряд таких факторов:

1. Опыт – главный фактор, от которого зависит, как будут протекать этапы адаптации у подростка и как долго они продлятся. Чем ярче, активнее и насыщеннее жизнь подростка, тем сильнее его адаптивные способности, тем легче и гармоничнее будет протекать его социокультурная адаптация в новом месте или коллективе.

Если ребенок закрыт в четырех стенах, не выходит из дома и не общается со сверстниками, не путешествует и не посещает культурных, спортивных и других мероприятий, у него высокий уровень изолированности, физиология адаптации сильно ограничена, такому подростку будет трудно и болезненно.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

2. Психологический климат в семье. Как уже говорилось, социальная адаптация личности сильно зависит от поддержки близких.

Если в доме царит напряженная атмосфера, а подросток живет в постоянном стрессе и отчуждении, он не будет открыт окружающему миру, в нем не будут развиваться социальная активность и человеколюбие, а напротив, будут крепнуть страхи, защитные механизмы, агрессивность. Атмосфера в семье должна способствовать тому, чтобы подросток чувствовал себя защищённым, ощущал безопасность и был смелым, не боялся выходить в мир и был открыт к новому.

3. Самооценка играет огромную роль в социально-психологической адаптации личности подростка. Если он уверен в себе и адекватно воспринимает собственные личностные качества, то не будет испытывать чрезмерного стресса и дискомфорта при внедрении в новую среду.

Рекомендуем: Виды и причины агрессии

4. Фактор интеллекта редко учитывается при рассмотрение вопроса о формировании адаптации в психологии подростка, однако именно интеллектуальные особенности личности имеют большое влияние. Чем более интеллектуально развит подросток, тем выше его мотивация, самооценка и способность воспринимать новые обстоятельства адекватно и осмысленно.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

5. Мотивация и целеполагание. Всегда срочная и долговременная адаптация подростка нуждается в правильной мотивации. Если у человека есть конкретно сформированная цель, он мотивирован и способен на преодоление сопротивлений психики, страхов и защитных механизмов – в этом случае адаптация человека к окружающей среде происходит быстро и безболезненно.

У подростков существуют свои возрастные особенности адаптации, и это стоит учитывать как родителям, так и педагогам. Крайне важно формировать у ребенка живой интерес к окружающему миру, любознательность и жажду познания, это даст ему огромный стимул узнавать новое, а страх перед неизведанным будет отступать. Благодаря этому и механизмы адаптации подростка будут работать наилучшим образом.

Мир взрослых

Для взрослого человека понятие адаптации – привычное и часто актуальное, в связи с ним возникает масса жизненных противоречий, дискомфорт и стресс. Приспосабливаться приходится часто, но выходить из привычной зоны комфорта и подстраиваться под новые обстоятельства – сложно.

Стоит понимать, что от степени адаптации личности во многом зависит ее развитость, а сама по себе психологическая приспособляемость может выступать одним из механизмов личностного развития и роста. Факторы адаптации зависят от эмоционального интеллекта, степени осознанности, умения видеть сложные взаимоотношения в социуме, понимать и выстраивать социальные сценарии, гармонично в них взаимодействуя и находя свою роль.

Рекомендуем: Что значит: агорафобия?

Показателем адаптированности выступает ощущение внутреннего комфорта, спокойствия и гармонии, цель человеческой адаптации заключается в здоровом, гармоничном и психически стабильном существовании. Адаптационный период у человека может сильно варьироваться, так что наиболее правильный метод – это активная адаптация в новых условиях и социализация в новом коллективе. Активные способы могут быть такими:

  • Работа над усилением эмоционально-волевых качеств.
  • Определение зерна и причин стресса, работа над преодолением стрессового состояния.
  • Постановка четкой цели, фокусировка на конкретных задачах, а не на дискомфорте.
  • Подробное знакомство с новой средой, ее изучение, формирование заинтересованности.
  • Укрепление эмоциональных связей, формирование дружелюбного, позитивного отношения к окружению, открытости к новому.

С любым дискомфортом можно справиться усилием воли, достаточно лишь желания. Поскольку самые разные формы адаптации свойственны человеку с рождения, то не стоит забывать, что каждому подвластно управлять этим процессом, облегчать его, делать осознанным и подконтрольным.

Стремление к комфорту, состоянию внутреннего спокойствия, чувству безопасности и гармонии с окружающей средой – это естественные и здоровые человеческие потребности, так устроена человеческая сущность. Преградой на пути к этим состояниям иногда встает стресс, форс-мажорные обстоятельства, резкая перемена окружающей среды, множество ситуаций, которые требуют от человека подстраиваться и приспосабливаться.

Если развивать в себе ряд навыков и качеств, способствующих усилению воли и развитию эмоционального интеллекта, такие вопросы, как адаптация и дезадаптация, если и будут тревожить, то редко и минимально. Автор: Василина Серова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *