Адаптация и дезадаптация в психологии: 13. Социальная адаптация и дезадаптация. Виды дезадаптации, причины и проявление дезадаптации.

Адаптация и дезадаптация в педагогической психологии

Проблема охраны психического здоровья детей, актуальность которой становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервносихических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения, требует широких профилактических мер в системе образования.

Понятие «Социализация» и «Социальная адаптация»

Социализация – это процесс и результат социального развития человека. Социализация непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера.

Социализацию имеет смысл рассматривать как двусторонний процесс не только из-за диалектического единства усвоения и воспроизводства социального опыта, но также из-за единства стихийного и целенаправленного влияния на все процессы становления человека как субъекта общественных отношений.

Современная социализация обусловлена быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни человека.

К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится ее длительность. Детство как первичный период социализации по сравнению с предшествующими эпохами значительно увеличилось. Современная социализация характеризуется гуманизацией детства, когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества.

Современные психологи выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию [23, 16].

На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направленно громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и др. людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями, усвоение простых форм деятельности.

Ребенок, не прошедший стадию адаптации и не усвоивший основ социальной жизни, практически не может быть обучен этому в последствии. Стадия адаптации в процессе социализации является важной, поскольку сенситивные периоды детства необратимы.

Социальная адаптация – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможность выполнять определенные биосоциальные функции, а именно:

  • адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
  • адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
  • изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Социальная адаптация представляетсобой:

  • постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды;
  • результат этого приспособления.

Социальная адаптация помогает человеку сблизить его цели, интересы, ценности с целями, интересами и ценностями той группы, в которой он находится, и войти в данную группу.

Проблему «адаптации» и «социальной адаптации» можно назвать часто исследуемой. Вообще вопросы адаптации личности интересуют большое количество психологов из различных областей науки. Первоначально проблематикой адаптации занимались естествоиспытатели. По мнению Ж.Б. Ламарка, «адаптация – это прямое приспособление организмов к среде». Ч. Дарвин считал, что эволюция организмов определяется не только изменчивостью, но и наследственностью, естественным и искусственным отбором. Он справедливо полагал, что адаптация бесконечна. Взгляды Ч. Дарвина легли в основу так называемого «адаптациогенеза», объясняющего эволюцию живой природы, что нашло отражение в теориях «дарвинизма», «теории отбора», «вероятностной теории адаптации». Сторонники организмоцентрического подхода показали, что адаптация является функцией не только организма, но и надындивидуальных образований (от популяции и вида до биогеоценозов и биосферы в целом).

Представители популяционноцентрического подхода обосновали представление об онтогенетической и филогенетической адаптации. Они исходили из утверждения, что приспособительные возможности популяции гораздо шире, чем у любого отдельного организма. Несоответствие организма и требований социальной среды были показаны в концепциях «социальной адаптации» Р. Delore, «социальной инадаптации» E. Huant и A. Dussort, теории Г. Селье, который открыл общий адаптационный синдром.

Социальные законы, нормы и помогают, и мешают человеку в достижении адаптации. Адаптация – это и следование нормам, и отказ от них, это и рациональное поведение, ведущее к достижению индивидуальных целей, и иррациональное поведение, мешающее достижению цели, это и сотрудничество с социумом, и бунт против него. Р.К. Мертон ввел понятия «норма–патология», которые идентичны понятиям «адаптация–дезадаптация». С его точки зрения, адаптация выступает как процесс, противоположный социальному прогрессу, им полностью игнорируется роль личности в процессе адаптации.

По существу, Р.К. Мертон понимал адаптацию как усвоение индивидом условий социальной среды, что соответствовало ламарковскому прямому приспособлению.

Намеченные различия в понимании адаптации попытался проанализировать Л.В. Корель. Он заключает: «Сущность социальной адаптации выражается многообразно и противоречиво, не разработана общая социологическая теория социальной адаптации, отсутствует общепризнанное социологическое определение, выделяется бесчисленное количество разновидностей адаптации, не определены единые критерии и показатели. Актуальность проблемы такова, что предпринимаются даже попытки создания новой отрасли социологического познания – социологии адаптаций, обосновывается своевременность и необходимость ее институализации».

В значительной степени преодоление понимания адаптации как пассивного процесса происходило под влиянием работ социальных психологов. А.Н. Леонтьев указывал, что личность как специфическое образование не может быть выведена из приспособительной деятельности, человеку требуется не равновесие, а борьба за какую-то цель.

Таким образом, рассмотрение социальной адаптации с точки зрения гомеостатического подхода не позволяет объяснить ее природу как природу социально-исторического процесса. С. Д. Артемов отмечал, что характер приспособления может быть пассивным (вынужденное изменение личности) и социально активным (воспитание личности и ее формирование социальной средой). Он пишет: «Под адаптацией мы понимаем не просто приспособление личности к окружающей среде, но и активный процесс воспитания личности в социуме, процесс, в котором и личность, и социум играют активную роль». Указание на общественно-историческую и потребностно-личную детерминацию помогают понять природу адаптации Социальными психологами социальная адаптация выводится из специфики социальной активности и рассматривается в качестве специфического механизма социализации в онтогенезе личности, единицы субъект-объектных отношений.

Обладая сложной и многоуровневой структурой и функциями, адаптация способна привести как к глубоким изменениям в сознании и поведении субъекта, так и к внесению существенных корректив в инновационную среду. Адаптационный потенциал – возможности субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой – накоплением человеком такого потенциала в процессе деятельности по приспособлению к социальным условиям. С нашей точки зрения, представляется оправданной позиция исследователя П.С. Кузнецова, который под социальной адаптацией понимает целостный, непрерывный, динамичный, относительно устойчивый социальный процесс установления соответствия между совокупным уровнем активности на данный момент (перспективу) конкретной личности и наличным (перспективным) уровнем удовлетворения потребностей, определяющих ее непрерывное развитие. Он рассматривает социальную адаптацию как процесс установления соответствия. Во-первых, социальная адаптация – процесс социальный, так как адаптация человека всегда социальна, она и субъект и объект процесса. Во-вторых, количество способов соответствия велико: взаимодействие, вживление, усвоение, включение, приспособление, формирование.

Чаще всего социальная адаптация – результат взаимодействия личности и среды. В-третьих, социальная адаптация определена как соответствие между уровнем приспособления и уровнем удовлетворения. Здесь понятийное ядро определения составляют имеющиеся потребности, которые удовлетворяются и затем формируют новые потребности более высокого уровня.

Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления его к изменившейся среде с помощью мероприятий по установлению соответствия своего поведения принятым в обществе правилам, нормам и ценностям или корректировки несоответствия такого поведения. Основным способом социальной адаптации ребенка является принятие норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, организации), сложившихся здесь форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, семейных и соседских отношений и т.д.), а также форм предметной деятельности.

Социальная дезадаптация

Шпак Л.Л. дает следующее определение социальной дезадаптации: «Социальная дезадаптация – это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.

Социальная дезадаптация имеет четыре уровня, отражающих глубину дезадаптированности человека:

  1. нижний уровень – скрытый, латентный уровень проявления признаков дезадаптации
  2. «половинный» уровень – начинают проявляться дезадаптивные «пертурбации». Некоторые отклонения становятся возвратными: то возникают, обнаруживают себя, то исчезают, чтобы вновь появиться.
  3. устойчиво входящий – отражает глубину, достаточную для разрушения прежних адаптивных связей и механизмов.
  4. закрепившаяся дезадаптация – имеет очевидные признаки результативности.

Но есть иные взгляды на социальную дезадаптацию. Так, по мнению Н. Е. Яценко социальная дезадаптация – это «частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Такое утверждение верно лишь отчасти. Во-первых, полная дезадаптированность означает для человека полную деградацию или невозможность выживания в любой социальной среде. Но человек, как известно, способен на некоторое время приспособиться даже к экстремальным условиям существования. Во-вторых, способность к приспособлению развивается на базе природных возможностей человека, мера проявления этой способности зависит не только от состояния и масштабов социальной среды, но и от степени соответствия этой среды личному опыту человека, его индивидуализированным практикам сосуществования и взаимодействия с другими людьми.

Детскую дезадаптацию можно отнести к числу глобальных проблем, вызванных развитием индустриальной цивилизации. У детей социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, ценностной ориентации, социальных установок. При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации детей. Социальная дезадаптация детей дошкольного возраста как правило выражается в неумении осуществлять присущие возрасту формы деятельности, причем это является результатом либо несформированности таких умений, либо их разложения под действием ряда факторов.


Психологические особенности проявления психической дезадаптации у людей пожилого возраста, проживающих вне семьи

Библиографическое описание:

Кузнецова, Л. Э. Психологические особенности проявления психической дезадаптации у людей пожилого возраста, проживающих вне семьи / Л. Э. Кузнецова, В. П. Чеботарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 452-455. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10171/ (дата обращения: 18.12.2022).

Проблема системной взаимосвязи процессов адаптации и дезадаптации личности принадлежит к числу наиболее актуальных для современного общества. Эта проблема синтезирует в себе множество неразрешенных вопросов, связанных с разными уровнями регуляции поведения человека в ответ на разнообразные воздействия окружающей среды. Наиболее ярко процессы дезадаптации проявляются в процессе переживания человеком трудных жизненных ситуаций. В нашей статье мы делаем попытку рассмотреть особенности психической дезадаптации людей, находящихся на пенсии. Необходимость психологической поддержки пожилых людей, не имеющих семьи или не имеющих возможности для общения с близкими людьми, находящихся вне активной жизни общества, испытывающих одиночество, не вызывает сомнения.

В последние годы в России наблюдается демографическое старение, то есть увеличивается доля пожилых и старых людей в общей численности населения. К сожалению, приходится говорить о том, что в обществе уважение к возрасту постепенно исчезает, уступая место в лучшем случае безразличию, в худшем — скрытой или открытой вражде по отношению к пожилым людям [4, с. 34]. Многие современные семьи отдают своих родителей в «Дома престарелых». Для пенсионеров, не имеющих поддержки близких, такая жизненная ситуация становится трудной, стрессовой, несомненно провоцирующей развитие дезадаптивных процессов.

Поэтому серьезной задачей психологических и социальных служб, является изменение отношения к пожилым людях современного общества, и прежде всего молодежи, активизация родительской функции семьи, о которой многие дети в погоне за карьерой совсем забыли. Уже сегодня нужно принимать действенные меры по психологической поддержке и помощи людям пожилого возраста.

Особенности проявления психической дезадаптации у людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, психологические факторы ее формирования исследовали как в отечественной (В. А. Абрамов, Ю. А. Александровский, С. А. Бадмаев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Е. Личко, А. К. Наприенко, С. Л. Рубинштейн и др.), так и в зарубежной психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, К. Юнг и др.).

Психическая дезадаптация — это нарушение процесса приспособления индивида к воздействующим на него факторам внешней среды и к первоначально непривычным для него особенностям функционирования организма, которые возникают в зависимости от характера деятельности и режима жизни. Дезадаптированность — состояние организма, его органов, систем, возникающее вследствие дезадаптации [1, с. 56].

Согласно Ю. А. Александровскому под психической дезадаптацией понимают ситуации, в которых психофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав свои резервы от воздействия психогенных факторов, не могут более обеспечивать адекватное отражение действительности и регуляторную деятельность человека. Его состояние при этом характеризуется преобладанием хронических отрицательных эмоций, дезорганизацией деятельности, утратой временной перспективы. Психическая дезадаптация проявляется в нарушениях восприятия пространства и времени, необычных психических состояниях и сопровождается ярко выраженными вегетативными реакциями [1, с. 57].

Дезадаптацию также определяют как результат внутренней, внешней или комплексной дисгармонизации взаимодействия личности с самим собой и с обществом, проявляющуюся во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения и взаимоотношений личности.

Нарушение процесса социально-психологической адаптации и развитие процессов дезадаптации происходит на психофизиологическом, психологическом и социальном уровнях и определяется влиянием как ситуативных, так и личностных факторов [1].

Несмотря на различный смысл понятия дезадаптации непосредственно определяющими ее факторами служат одни и те же психологические параметры. Различные исследователи, рассматривая процесс психической дезадаптации, в качестве содержательных психологических характеристик данного явления выделяли одни и те же свойства, качества, особенности: психофизиологические, индивидуально-типологические, личностные, поведенческие, ценностно-смысловые, мотивационные.

Выход на пенсию — событие объективного характера. Однако всякое событие приобретает субъективную значимость и индивидуально переживается личностью в зависимости от личностных особенностей, значимости данного события, готовности к переживанию данного события. Оно вызывает высокий накал переживаний человека, так как однозначно приводит к изменениям определенных аспектов его жизнедеятельности, в частности, к изменениям социальной роли, статуса, круга общения и т.  п. [3].

Пребывание на пенсии приводит к развитию процессов дезадаптации в случае оторванности пенсионеров от семьи, друзей, детей, внуков. Субъективное ощущение одиночества, ненужности, недоверие миру, потеря ценности своего «Я» приводят к снижению процесса социально-психологической адаптации пенсионеров. Очевидно, что выход на пенсию не только объективно меняет различные аспекты жизни и приобретает высокую субъективную значимость для человека, но и требует определенного преобразования личности: построения новых планов, принятия важных долговременных решений, переосмысления прежних отношений, ценностей [5].

Поэтому, проблема психологической готовности людей к выходу на пенсию с целью предотвращения развития у них дезадаптивных процессов становится актуальной для современного этапа развития российского общества. Можно однозначно утверждать, что люди, выходящие на пенсию, нуждаются в психологическом сопровождении и психологической поддержке.

Исследование проходило на базе частного пансионата для престарелых в г. Новошахтинске Ростовской области. В исследовании приняли участие 40 человек пенсионного возраста, проживающих в доме престарелых. В силу высокой занятости, родственники отдали их на попечение данной организации. Для изучения выраженности и особенностей психической дезадаптации испытуемых, отношения к себе, другим людям и окружающему миру использовались: методика «Оценка социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда, клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний К. К. Яхина, Д. М. Менделевича, методика «Качество жизни» Р. С. Элиот, методика «Социальная фрустрированность» Л. И. Вассермана.

У всех пенсионеров, проживающих в пансионате, выражены признаки психической дезадаптации (рис.1). Наблюдаются невротические расстройства, повышена тревога, присутствуют признаки невротической депрессии, обсессивно-фобических и вегетативных нарушений. Максимально выражена астения. Характерны быстрая утомляемость, снижение настроения, повышенная раздражительность, неуверенность в себе. У женщин проявляются ипохондризация на неприятных соматических ощущениях, страхи и тревога.

Проявляются значительные нарушения в системе отношений пенсионеров: неуверенность в себе; пассивное, пессимистическое отношение к разрешению возникающих проблем, внешний локус контроля. Прослеживаются нарушения в отношениях с другими людьми, снижена способность к установлению доверительных взаимоотношений, основанных на взаимопонимание. Наблюдается нарушение в показателе зависимость-доминирование. 46 % пенсионеров склонны к доминированию, 54 % проявляют зависимость, подчиняемость в поведении. Повышена чувствительность к оценке и мнению других людей.

Эмоционально-личностные особенности людей, проживающих в доме пенсионеров, характеризуются зависимостью, избирательной пассивностью, неустойчивой самооценкой, тревожностью, чувствительностью, подозрительностью, консерватизмом.

Рис. 1. Особенности проявления процессов дезадаптации у пенсионеров, проживающих в «Доме престарелых»

1 — Шкала «Тревоги».

2 — Шкала «Невротической депрессии».

3 — Шкала «Истерического типа реагирования».

4 — Шкала «Обсессивно-фобических нарушений».

5 — Шкала «Вегетативных нарушений».

6 — Шкала «Астении».

Индекс качества жизни пенсионеров, проживающих в доме престарелых, снижен. Выражены признаки снижения жизненного тонуса, настроения и удовлетворенности жизнью. Многим хотелось бы быть более полезными близким людям, прежде всего детям и внукам, многие хотели бы жить в семье.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что процесс психической дезадаптации пенсионеров обусловлен нарушениями в системе отношений личности. Для более успешной адаптации людей к ситуации выхода на пенсию, важна уверенность в себе, способность к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми, интернальность, оптимистичная, активная жизненная позиция в разрешении проблемных ситуаций.

Можно утверждать, что выявленные личностные особенности: зависимость, избирательная пассивность, неустойчивая самооценка, тревожность, чувствительность, подозрительность, консерватизм в определенной мере могут способствовать формированию ситуации вынужденного проживания пенсионерами в дали от дома и вне семьи и развитию процессов психической дезадаптации.

Развитию процессов психической дезадаптации у людей, выходящих на пенсию, способствует низкий индекс качества жизни и высокая социальная фрустрированность, проявляющаяся в неудовлетворенности социальным положением, достижениями в жизни, в профессиональной деятельности, в семье и сопровождающаяся стрессовым напряжением, вызванным нежелательной ситуацией.

Таким образом, пенсионерам, проживающим в пансионате для престарелых, необходима психологическая помощь. Психологи пансионата осуществляют индивидуальные психологические консультации для пенсионеров, проводят социально-психологические тренинги, направленные на обучение их навыкам саморегуляции и релаксационные занятия с целью нормализации психоэмоционального состояния: снятия нервно-психического напряжения, расслабления, повышения активности и жизненного тонуса, улучшения самочувствия и настроения. Используются методы саморегуляции психоэмоционального состояния: дыхательная гимнастики, аутогенная тренировка, медитация — визуализация, техника прогрессивной мышечной релаксации. Используются упражнения «Сведение рук», «Рамки, через которые мы смотрим на мир», «Телесно-ориентированные аффермации», «Центр тяжести», «Путешествие к центру своего Я…» и др., значительно улучшающие психоэмоциональное состояние пенсионеров, повышающие их активность, настроение и самочувствие.

Литература:

1.      Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / А. Ю. Александровский. — М.: Медицина, 1996. — 235с.

2.                Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства / А. Ю. Александровский. — М.: Медицина, 1998. — 380с.

3.      Дементьева Н. Ф., Устименко Э. В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей / Н. Ф. Дементьева, Э. В. Устименко. — М.: Наука, 1995. — 165с.

4.      Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми / Е. И. Холостова. — М.: Наука, 2003. — 255с.

5.      Щукина Н. П. Самопомощь и взаимопомощь в системе социальной поддержки пожилых людей / Н.  П. Щукина. — М.: Мир, 1999. — 182с.

Основные термины (генерируются автоматически): психическая дезадаптация, пенсия, жизненный тонус, избирательная пассивность, неустойчивая самооценка, психологическая поддержка, психоэмоциональное состояние, развитие процессов, современное общество, социально-психологическая адаптация.

Об адаптивных и дезадаптивных паттернах

Источник: Фото Джереми Бишопа на Unsplash

В чем суть психотерапии? Я задаюсь этим вопросом с начала 1990-х годов, когда я впервые познакомился со многими различными взглядами психотерапевтов на состояние человека, страдания и то, как терапия может помочь людям измениться.

Если и существует центральная точка консенсуса, в которой сходятся все различные психотерапии, то я считаю, что она находится в концепции адаптации. На самом базовом описательном уровне адаптация относится к тому, как люди приспосабливаются и реагируют на окружающую среду. В частности, это относится к тому, как отдельные лица и группы вкладывают средства в деятельность и ищут возможности и пути, которые, как они надеются, будут питательными и помогут им расти, а также пытаются избежать стрессоров, травм, рисков и разрушительных затрат.

По мере развития процессов обучения и развития появляются модели адаптации. Положительный адаптивный паттерн — это когда человек приспосабливается к ситуации таким образом, что это приводит к ценным результатам, например, он питается, растет и чувствует себя здоровым и счастливым.

Неадаптивные паттерны — это наоборот. Неадаптивный паттерн возникает, когда типичный способ реагирования приводит к краткосрочной выгоде, но к долгосрочным проблемам. Рассмотрим, например, то, что мы называем «тревожными расстройствами», обычно характеризуется паттернами (а) стрессовых событий, которые (б) вызывают тревожные чувства и угрожающие интерпретации, за которыми (в) затем следуют паттерны избегания.

Например, рассмотрим человека с социальной тревожностью, которого приглашают участвовать в деятельности с другими людьми, которых он плохо знает. У него возникает образ угрозы, за которым следуют негативные чувства, а затем негативные реакции на то и другое. Это чувство угрозы заставляет его желать безопасности, и он возвращается в свою спальню и чувствует некоторое облегчение, что означает, что его избегание усилилось в краткосрочной перспективе. Однако, к сожалению, конечным последствием является то, что его система адаптации усвоила, что это опасный мир, и лучше всего не рисковать. Скорее всего, это не приведет к формированию паттернов роста компетентности, мастерства или связей, но заставит его чувствовать себя истощенным, находящимся под угрозой и у него будет мало путей для подпитывающих инвестиций.

Поскольку они часто подкрепляют, неадаптивные паттерны могут укорениться. И такие укоренившиеся дезадаптивные паттерны развиваются не только в наших действиях или привычных способах реагирования, но и в наших паттернах чувств, мышления и отношений с другими.

Учтите, что у многих людей развивается «фобия аффекта», то есть страх негативных эмоций. В результате они стараются избегать чувств и страшных образов, которые давят на их сердце, и живут в состоянии хронической уязвимости. В своей прекрасной книге Therapeutic Communication , Пол Вахтель определяет, как центральная тревога и паттерны избегания являются трудностями здоровой психологической адаптации: сложности. В значительной степени люди обращаются за психотерапией, потому что они стали бояться аспектов мира или аспектов своего собственного опыта, которые большинству людей кажутся относительно безобидными. Задача психотерапевта в значительной степени состоит в том, чтобы помочь им преодолеть эти страхи и жить более полно, свободно и радостно.

Конечно, как подчеркивает реляционная модель циклической психодинамики Вахтеля, не все неадаптивные паттерны связаны с тем, как мы справляемся посредством действий или защищаемся от чувств. Скорее, как давно отмечали он и другие теоретики и терапевты межличностных и семейных систем, адаптация — это в значительной степени процесс отношений.

Теоретики привязанности ясно показывают, как лица, осуществляющие уход, и младенцы «совместно регулируют» эмоции в танце привязанности. Семьи будут пытаться достичь привычного гомеостаза, обеспечивающего предсказуемость и ясность ролей и границ, чтобы адаптация происходила на системном уровне. И, как отмечает брачный терапевт Джон Готтман, оптимальное или проблемное функционирование обнаруживается в паттернах общения и взаимоотношений. Он использует метафору четырех всадников апокалипсиса, чтобы описать, как способы, которыми люди пытаются заставить друг друга вести себя желаемым образом, часто приводят к отгораживанию, обвинению, защите или даже презрению. Когда появляются эти стратегии реляционной адаптации, следствием обычно являются порочные неадекватные циклы травм и фрустраций.

Идея неадаптивных паттернов также является центральной для более когнитивных терапевтов, которые исследуют интерпретации, объяснения и атрибуции, которые делают люди. Жесткие, упрощенные, чрезмерно обобщенные и экстремальные нарративы о себе, другом и мире приводят к чувствам и действиям, которые загоняют людей в ловушку проблемных циклов.

Когнитивные терапевты, нарративные терапевты и те, кто делает упор на психологическую внимательность, помогают людям понять, как жесткое мышление или критические внутренние голоса приводят к неадекватным результатам. Они помогают людям реконструировать новые нарративы или разработать рефлексивные стратегии, которые позволяют им выйти за пределы потока проблемного мышления.

Психотерапия — это сложное направление, имеющее дело с некоторыми глубокими вопросами, касающимися человеческого состояния, страданий и изменений. Тем не менее, кажется, существует полезный способ определить ядро ​​предприятия, разделяемое многими точками зрения. По своей фундаментальной основе психотерапия может рассматриваться как направленная на развитие способов понимания и оценки неадекватных паттернов мышления, чувств, действий и отношений, а также на укрепление здоровых, безопасных, исцеляющих отношений, которые позволяют пациентам развивать более адаптивные способы существования.

Согласны ли вы с тем, что психотерапия фокусируется на том, чтобы помочь дезадаптивным паттернам стать адаптивными?

— Грегг Энрикес, доктор философии.

___________________

Члены SEPI, присоединяйтесь к специальной группе по интересам, чтобы получить больше информации о последних достижениях в области психотерапии!

Чтобы найти психотерапевта, посетите справочник Psychology Today Therapy.

Информация об адаптации и дезадаптации на основе пластичности мозга

Обзор

. 2011;191:177-94.

doi: 10.1016/B978-0-444-53752-2.00005-9.

Елена Нава 1 , Бриджит Рёдер

принадлежность

  • 1 Кафедра биологической психологии и нейропсихологии Гамбургского университета, Гамбург, Германия. [email protected]
  • PMID: 21741552
  • DOI: 10.1016/В978-0-444-53752-2.00005-9

Обзор

Елена Нава и др. Прог Мозг Res. 2011.

. 2011;191:177-94.

дои: 10.1016/B978-0-444-53752-2.00005-9.

Авторы

Елена Нава 1 , Бриджит Рёдер

принадлежность

  • 1 Кафедра биологической психологии и нейропсихологии Гамбургского университета, Гамбург, Германия. [email protected]
  • PMID: 21741552
  • DOI: 10.1016/В978-0-444-53752-2.00005-9

Абстрактный

Эволюционные концепции, такие как адаптация и дезадаптация, использовались нейробиологами для объяснения свойств и механизмов мозга. В частности, одна из наиболее убедительных характеристик мозга, известная как нейропластичность, обозначает способность мозга постоянно адаптировать свою функциональную и структурную организацию к изменяющимся требованиям. Хотя пластичность мозга эволюционировала в пользу адаптации, бывают случаи, когда те же самые механизмы, лежащие в основе адаптивной пластичности, могут превратиться в неадекватные изменения. Здесь мы рассмотрим пластичность мозга и ее функциональные и структурные последствия с точки зрения эволюции, обсуждая случаи адаптивной и дезадаптивной пластичности и используя примеры типичного и атипичного развития.

Copyright © 2011 Elsevier B.V. Все права защищены.

Похожие статьи

  • Неадекватная пластичность, память на боль и фантомные боли в конечностях: обзор и предложения по новым методам лечения.

    Флор Х. Флор Х. Эксперт преподобный Нейротер. 2008 май;8(5):809-18. дои: 10.1586/14737175.8.5.809. Эксперт преподобный Нейротер. 2008. PMID: 18457537 Рассмотрение.

  • Адаптивные и дезадаптивные нервные компенсаторные последствия сенсорной депривации — с точки зрения фантомного восприятия.

    Мохан А., Ваннесте С. Мохан А. и др. Прог Нейробиол. 2017 июнь; 153:1-17. doi: 10.1016/j.pneurobio.2017.03.010. Epub 2017 11 апр. Прог Нейробиол. 2017. PMID: 28408150 Рассмотрение.

  • Измененная возбудимость моторной коры у пациентов с шумом в ушах: намек на кроссмодальную пластичность.

    Ланггут Б., Эйххаммер П., Зове М., Кляйнджунг Т., Джейкоб П., Биндер Х., Санд П., Хаджак Г. Ланггут Б. и соавт. Нейроски Летт. 2005 г. 3 июня; 380 (3): 326-9. doi: 10.1016/j.neulet.2005.01.069. Epub 2005, 12 февраля. Нейроски Летт. 2005. PMID: 15862911

  • Адаптивный мозг: нейрофизиологическая перспектива.

    Куяла Т., Няятанен Р. Куджала Т. и др. Прог Нейробиол. 2010 май;91(1):55-67. doi: 10.1016/j.pneurobio.2010.01.006. Epub 2010 29 января. Прог Нейробиол. 2010. PMID: 20117165 Рассмотрение.

  • Фантомная боль в конечностях: случай дезадаптивной пластичности ЦНС?

    Флор Х., Николайсен Л., Стэхелин Дженсен Т. Флор Х. и др. Нат Рев Нейроски. 2006 ноябрь;7(11):873-81. doi: 10.1038/nrn1991. Нат Рев Нейроски. 2006. PMID: 17053811 Рассмотрение.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Обеспокоенность размытыми границами между медицинскими и потребительскими нейротехнологиями.

    Паек А.Ю., Брантли Дж.А., Эванс Б.Дж., Контрерас-Видаль Дж.Л. Пэк А.Ю. и соавт. IEEE Syst J. 2021 Jun;15(2):3069-3080. doi: 10.1109/jsyst.2020.3032609. Epub 2020 18 декабря. IEEE Syst J. 2021. PMID: 35126800 Бесплатная статья ЧВК.

  • Нейропластичность и двигательная реабилитация при рассеянном склерозе: систематический обзор МРТ-маркеров функциональных и структурных изменений.

    Тавацци Э., Каццоли М., Пирастру А., Блази В., Роварис М., Бергсланд Н., Баглио Ф. Тавацци Э. и др. Фронтальные нейроски. 2021 6 окт; 15:707675. doi: 10.3389/fnins.2021.707675. Электронная коллекция 2021. Фронтальные нейроски. 2021. PMID: 34690670 Бесплатная статья ЧВК.

  • Вставка новых синаптических связей в поврежденные нейронные цепи: к синаптической терапии?

    Рабинович И. Рабинович И. Нейронная регенерация Res. 2022 Февраль; 17 (2): 300-301. дои: 10.4103/1673-5374.317964. Нейронная регенерация Res. 2022. PMID: 34269191 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.

  • Современная модель дисфункции суставов позвоночника и влияние высокоскоростных низкоамплитудных контролируемых позвоночных толчков на нервно-мышечную функцию.

    Хаавик Х., Кумари Н., Холт К., Ниязи И.К., Амджад И., Пуджари А.Н., Тюркер К.С., Мерфи Б. Хаавик Х. и др. Eur J Appl Physiol. 2021 окт;121(10):2675-2720. doi: 10.1007/s00421-021-04727-z. Epub 2021 23 июня. Eur J Appl Physiol. 2021. PMID: 34164712 Бесплатная статья ЧВК. Рассмотрение.

  • Влияние Vibrant Soundbridge на шум в ушах, сопровождающийся нейросенсорной тугоухостью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *