Понятие социально-психологической адаптации в клинической психологии
Перепост:http://www.1.simplex.z8.ru/clinical-psychology/29-ponatia/59-psy-adaptation.html
Социально-психологическая адаптация
3.09.2009 12:46 |
Автор: Velichko M.A.
Клиническая психология — Основные понятия
«Представление об уровне психологической адаптации лежит в основе концепции здоровья человека, так как диагноз психическое расстройство основывается не на субъективном мнении врача, а на объективных признаках низкой адаптации. Проблемные ситуации, возникающие в процессе социализации, становятся пусковым механизмом для формирования защитных механизмов и запуска адаптационных процессов. Соответственно, потребность в интервенции возникает лишь в случаях напряжения адаптационных возможностей индивидуума. Наличие компенсаторных способностей, позволяет относить к разряду здоровых людей.
Социализация- это процесс формирования конкретных социально-психологических типов личности, как результата онтогенетического развития. Личность может быть социализированной, но дезадаптированной. Более того, дезадаптированный человек может стать следствием высокой степени социализированности.
Адаптация (adaptation) — это системная реакция организма или личности к изменяющимся условиям и требованиям окружающей среды. Речь идет о приспособительных реакциях, а не о поддержании равновесия, гомеостаза, которые ближе относятся к копинг-поведению.
Механизм адаптации имеет определенную структуру, включающую ряд уровней:
-психо-физиологическая адаптация,
-психологическая адаптация,
-социальная адаптация.
Психо-физиологическая адаптация — это совокупность физиологических реакции организма. Данный вид адаптации нельзя рассматривать отдельно от психического и личностного компонентов.
Психологическая адаптация — это способность к сохранению целостности и адекватному реагированию на различные ситуации окружающей среды. Термин морально устарел, иногда используется в клинической психологии.
Все уровни адаптации одновременно в различной степени участвуют в процессе регулирования. Регулирование (adjustment) определяется двояко (по Г.Айзенку):
-как состояние, в котором сталкиваются потребности индивида с одной стороны, и требования среды с другой;
-как процесс, посредством которого достигается состояние баланса.
В процессе психологической адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности.
Аллопластическая адаптация – осуществляется изменениями внешнего мира под существующие потребности личности.
Аутопластическая адаптация – осуществляется изменениями структуры личности под условия среды.
Различают общую и ситуативную адаптацию, общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций.
Социальную адаптацию можно описать, как отсутствие переживания конфликта со средой.
Социально-психологическая адаптация — это процесс преодоления проблемных ситуаций личностью, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития навыки социализации, что позволяет ей взаимодействовать с группой без внутренних или внешних конфликтов, продуктивно выполнять ведущую деятельность, оправдывать ролевые ожидания, и при всем этом, самоутверждаясь, удовлетворяя свои основные потребности.
Социальная уступчивость -это исправления нарушений адаптации со стороны социальной среды таким образом, что неприемлемые формы поведения в одних ситуациях, становятся приемлемыми для других. Социальная уступчивость направлена в первую очередь на детей, а также лиц страдающих нервно-психическими расстройствами.
С активизацией и использованием психологических адаптивных механизмов изменяется и психическое состояние личности. По завершению адаптационного процесса оно имеет качественные отличия от состояния психики до адаптации.
Психоаналитические концепции отмечают адаптацию как процесс, осуществляемый при помощи механизмов психологических защит. Но, не всякая адаптация через развитие и процесс научения является конфликтной, требующей включения механизмов психологической защиты.
Важнейший принцип теории социально-психологической адаптации, заключается в том, что защитные процессы адаптации, в сложившейся проблемной ситуации, протекают не изолированно, а в виде комплексов. Различают три разновидности комплексов:
-Незащитные адаптивные комплексы, используемые в нефрустрирующих проблемных ситуациях, и направлены на разрешение внешних конфликтов.
-Защитные адаптивные комплексы, являются устойчивым сочетанием механизмов защит, и направлены на разрешение внутренних конфликтов.
-Смешанные комплексы, состоят их защитных и незащитных механизмов.
Следует отличать жизненный успех и адаптированность личности. Не верно считать каждую неудачу признаком отсутствия адаптированности. Необходимо учитывать, что не все потребности человека способствуют его правильному функционированию и социально-психологической адаптации.
Первой составляющей в структуре личности, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты. Инстинктивное поведение индивида можно охарактеризовать, как поведение с опорой на естественные потребности организма. Но, существуют потребности адаптивные в данной социальной среде, и потребности, приводящие к дезадаптации. Адаптивность или дезадаптивность потребности зависит от личностных ценностей и объекта-цели, куда они направлены.
Дезадаптивность личности выражается в неспособности ее адаптации к собственным потребностям и притязаниям. Дезадаптированная личность не в состоянии отвечать требованиям, предъявляемым социумом, выполнять свою социальную роль. Признаком возникающей дезадаптации становится переживание личностью длительных внутренних и внешних конфликтов. Причем, пусковой механизм для адаптивного процесса — не наличие конфликтов, а факт того, что ситуация приобретает значение проблемной.
Для понимания особенностей адаптивного процесса следует знать тот уровень дезадаптированности, отталкиваясь от которого личность начинает свою адаптивную активность.
Адаптивная активность осуществляется двумя видами:
-адаптацией путем преобразования и устранения проблемной ситуации;
-адаптацией с сохранением ситуации — приспособлением.
Адаптивное поведение характеризуется:
-успешным принятием решений,
-проявлением инициативы и ясным представлением своего будущего.
Основными признаками эффективной адаптации являются:
-в сфере социальной активности — приобретение индивидом знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства;
-в сфере личностных отношений — установление интимных, эмоционально насыщенных связей с желаемым человеком.
Критерии, указывающие на адаптивный процесс:
-адекватность когнитивных механизмов обработки информации;
-показатели личностной зрелости;
-показатели социальной зрелости;
-клинический критерий (по Братусю) — отсутствие клинически выраженной психопатологии;
-статистический критерий, адаптированная — личность наиболее чаще встречаемая в популяции;
-социальный критерий — это социальная адаптация.
Адаптационный потенциал — это копинг поведение, копинг ресурсы и способность вырабатывать копинг стратегии…»(1).
_______________________
» Копинг-поведение (coping behavior — совладающее поведение) — осознанное поведение субъекта, направленное на психологическое преодоление стресса. Автор термина — американский психолог А. Маслоу (1987). Понятие «coping» происходит от англ. «to соре» (справиться, выдержать, совладать). В российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление стресса»(2).
______________________
«…Санкции со стороны общества ставят под удар адаптационный потенциал. Общество:
-подавляет,
-ущемляет,
-предъявляет требования,
-является источником конфликта с другими.
Все санкции, воздействуют на человека стрессогенно, вызывая, при этом, состояние активации. Если человек не можем справиться, то возникает дистресс. Состояние активации — это весы на одной чаше лежат когнитивные механизмы обдумывания, совладания, а на другой чаше находится переживаемые фрустрации. Человек держит психологическую устойчивость до тех пор, пока в голове происходит обдумывание ситуации. Но, если когнитивные механизмы не справляются — возникает психопатология. Если говорить о патологии, то необходимо отметить, что в психике происходят изменения качественного характера.
Санкции со стороны общества – состояние активации – эмоциональный дистресс – биохимические изменения, запускающие механизмы психопатологии – депрессия.
Этот процесс характеризуется не плавным течением, а изменениями переломного характера, щелчком, состоянием качественно нового уровня.
Чаще понятий «адаптация-дезадаптация» в психиатрии и медицинской психологии, можно встретить градацию «компенсация-декомпенсация». Полярности предлагают рассматривать психические расстройства в связи с их влиянием на социально-психологические функции. Они позволяют оценивать степень совладания с имеющимися нарушениями, что позволяет определять тактику психиатрического воздействия и выбор методов реабилитации и профилактики. Адаптация и компенсация — это не полностью идентичные понятия, разница заключается в том, что при адаптации происходит приспособление — «смирение», выработка положительного отношения к имеющимся нарушениям. В свою очередь, при компенсации происходит замещение утраченной психической функции, более приемлемой для данного состояния организма способностью»(1).
Источники:
1.http://www.1.simplex.z8.ru/clinical-psychology/29-ponatia/59-psy-adaptation.html
2.http://slovari.yandex.ru/~книги/Клиническая%20психология/Копинг-поведение/
Публикации по ключевому слову «социально-психологическая адаптация»
Педагогика
Дата публикации: 26.08.2022 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Тихих Екатерина Владимировна , преподаватель
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева», Красноярский край
«Социально-психологическая адаптация студентов СибГУ им. М.Ф. Решетнева в иноязычной образовательной среде»
Данная статья посвящена анализу социально-психологической адаптации студентов в условиях иноязычной образовательной среды. Рассматриваются проблемы адаптации и мероприятия, целью которых является решение данных проблем.
Педагогика высшей профессиональной школыДата публикации: 10.03.2021 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Яценко Оксана Юрьевна , канд. пед. наук , доцент
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», Свердловская обл
«Проблемы адаптации иностранных студентов к иноэтнической среде в российском вузе»
В статье раскрыты вопросы адаптации иностранных студентов как часть проблемы академической мобильности, в частности учебной миграции, определены понятия, особенности, виды и формы адаптации, социализации студентов-иностранцев в стране пребывания, рассмотрены некоторые виды адаптационных барьеров.
ПсихологияДата публикации: 15.01.2021 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Одиночкина Елена Викторовна , аспирант
УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины», Беларусь
«Социально-психологический тренинг как инструмент коррекции антивитальных переживаний у студентов-первокурсников»
В статье рассматриваются подходы к пониманию антивитальных переживаний, их актуализация у студентов-первокурсников в процессе адаптации к обучению в вузе. Актуальность работы обусловлена нарастающей проблемой дезадаптации студентов первого курса, в том числе, из-за частого проявления антивитальных переживаний; анализируется эмпирическое исследование эффективности социально-психологического тренинга, построенного с учетом индивидуальных результатов диагностики антивитальных переживаний и жизнестойкости. Тренинг, построенный с учетом индивидуальных результатов диагностики антивитальных переживаний и жизнестойкости, определяет новизну исследования.
Дошкольная педагогикаДата публикации: 27.11.2020 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Горбачева Светлана Николаевна , заведующий
Царева Светлана Владимировна , воспитатель
МДОУ «Д/С №22», Белгородская обл
«Формирование основ игровой деятельности дошкольников в рамках реализации ФГОС»
Статья посвящена актуальной проблеме гармоничного воспитания и развития личности дошкольника посредством игровой деятельности в рамках реализации ФГОС.
Коррекционная педагогика, дефектологияДата публикации: 13.12.2019 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Бардецкая Кристина Александровна , магистрант
Черенёва Елена Александровна , канд. пед. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», Красноярский край
«Современная журналистика как средство социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта»
Статья посвящена анализу теоретико-методологических аспектов проблемы социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта с позиции расширения спектра средств достижения цели повышения адаптационных ресурсов. Автором отмечается противоречие между признанием высокого развивающего потенциала журналистики и неразвитостью практики использования современной журналистики в качестве средства повышения адаптивных способностей детей с нарушениями интеллекта. Приводится пример положительного опыта использования журналистики в качестве средства успешной социализации детей с ОВЗ.
Психолого-педагогические аспекты образованияДата публикации: 26.11.2019 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Аксенова Алёна Олеговна , воспитатель
Детский центр «Рябинка», Красноярский край
«Анализ социально-психологической адаптации молодых людей с инвалидностью к условиям проживания в доме-интернате»
Проблема социально-психологической адаптации молодых инвалидов, проживающих в домах, актуальна для нашего общества. В статье рассмотрены особенности социально-психологической адаптации молодых людей с инвалидностью, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания населения.
Общая педагогикаДата публикации: 04.07.2019 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Игнатова Наталья Петровна , воспитатель
ГКУ СО КК «Ейский СРЦН », Краснодарский край
«Инклюзивная образовательная среда как условие развития и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями»
В данной статье отражён положительный опыт деятельности социально- реабилитационного центра по развитию и адаптации детей со сложными дефектами развития. Существующие проблемы изложены последовательно. Акцентированное внимание уделяется понятиям «инклюзивное образование» «социальные пробы», как вариантам адаптации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Материал статьи даст возможность педагогам осмыслить проблемы организации инклюзивного образования и возможные пути их решения, а также нацелен на педагогических работников социально-реабилитационных центров, педагогов общего и дополнительного образования, студентов педагогических учебных заведений.
ПедагогикаДата публикации: 05.07.2018 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Шкурла Елена Алексеевна , учитель начальных классов
МБОУ «Ялтинская СОШ №12 с углубленным изучением иностранных языков», Крым Респ
«Адаптация ребенка ученика 1 класса к школе»
В данной статье рассмотрены основные теоретические и практические вопросы адаптации ребенка ученика 1 класса к школе, а также психологические особенности младших школьников. Актуальность темы обусловлена переориентацией системы образования в Республике Крым в сторону личностно-ориентированного подхода.
ПсихологияДата публикации: 16.05.2017 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Долгова Наталья Юрьевна , канд. психол. наук , доцент
Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Башкортостан Респ
«Регуляторный опыт студентов в процессе социально-психологической адаптации к условиям вузовского обучения»
Как отмечает автор, проблема адаптации личности к новым условиям в настоящее время является не до конца разработанной, многие частные вопросы, касающиеся отдельных адаптивных механизмов, еще не решены. Для выявления взаимосвязи адаптированности студентов к вузовскому обучению и уровня развития у них регуляторного опыта было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 187 студентов. В процессе исследования использовались методика «Саморегуляция» А.К. Осницкого, опросник социально-психологической адаптированности (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда в редакции А.К. Осницкого, опросник приспособленности Х. Белла. Было установлено, что индивидуальные особенности опыта субъектной активности и его составляющие, мера их согласованности, сформированные регуляторные умения и навыки являются важными детерминантами успешности адаптации студентов к вузовскому обучению. Рефлексивный анализ сформированных в опыте субъектной активности умений саморегуляции, их последующее развитие и коррекция, позволит сделать процесс адаптации студентов к вузовскому обучению наиболее эффективным.
Социологические наукиДата публикации: 14.12.2016 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Лукина Сардаана Аркадьевна , студентка
Финансово-экономический институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Саха /Якутия/ Респ
«Адаптация новых сотрудников»
В данной статье рассматривается адаптация нового сотрудника в филиалах якутского отделения №8603 ОАО «Сбербанка России». Проведен тест «Социально-психологическая адаптация работника» Р.Х. Исмаилова, который представляет с собой модифицированную форму опросника Р.Х. Исмаилова и предназначен для оценки уровня адаптации новых сотрудников.
Психологические наукиДата публикации: 07.07.2016 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Зотова Любовь Сергеевна , студентка
ФГБОУ ВО «Челябинский государственный педагогический университет», Челябинская обл
«Исследование экзаменационного стресса у студентов педагогического университета»
В статье представлены результаты эмпирического исследования экзаменационного стресса у студентов педагогического университета. Выявлено, что более 80% студентов испытывают выраженный экзаменационный стресс, показатель которого имеет положительную корреляционную связь с успеваемостью. Однако среди студентов с высоким уровнем экзаменационного стресса достоверно выше удельный вес лиц с признаками нарушений социально-психологической адаптации.
Дата публикации: 07.07.2016 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Белякова Виктория Александровна , студентка
ФГБОУ ВО «Челябинский государственный педагогический университет», Челябинская обл
«Развод родителей как фактор психической травматизации ребенка»
В статье представлены результаты исследования признаков психической травмы у детей и подростков из благополучных семей и тех, кто пережил развод родителей. Выявлено, что среди детей, переживших развод родителей, статистически достоверно больше тех, у кого проявляются признаки психической травмы.
Психолого-педагогические аспекты образованияДата публикации: 06.01.2017 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Акимова Александра Николаевна , студентка
Пронина Елена Викторовна , канд. психол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых», Владимирская обл
«Адаптация первокурсников к учебно-профессиональной деятельности в средних учебных заведениях»
Вопрос адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности остается актуальной проблемой для среднего профессионального образования. В данной статье рассматривается возможность использования метода тренинга как эффективного метода для повышения адаптации.
Общая психология и психология личностиДата публикации: 25.10.2016 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Ткаченко Анастасия Сергеевна , студентка
Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Татарстан Респ
«Социально-психологическая адаптация студентов первого курса в вузе»
В данной статье говорится о психологической адаптации, о том, какие этапы включает в себя полноценная адаптации, а также приведены результаты исследования.
Менеджмент и его разновидности, диверсификация, маркетинг, ценообразованиеДата публикации: 26.11.2015 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Дровникова Кристина Олеговна , студентка
Череповская Наталья Анатольевна , канд. экон. наук , доцент
Институт управления ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгородская обл
«К проблеме трудовой адаптации новых сотрудников»
Данная статья посвящена трудовой адаптации как важному этапу для новых сотрудников организации. В работе рассмотрены проблемы, возникающие в разных видах адаптации, а также рекомендации по их устранению.
ПсихологияДата публикации: 16.10.2015 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Василенко Елена Анатольевна , канд. психол. наук , доцент
Толстова Мария Сергеевна , студентка
ФГБОУ ВО «Челябинский государственный педагогический университет», Челябинская обл
«Проблемы социально-психологической адаптации молодых педагогов в образовательных организациях»
В данной статье представлены результаты эмпирического исследования социально-психологической адаптации молодых педагогов в образовательных организациях. У значительной части молодых педагогов обнаружены состояния тревоги и депрессии. С помощью множественного регрессионного анализа выявлены факторы, влияющие на показатели адаптации молодых педагогов.
Дата публикации: 16.06.2015 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Василенко Елена Анатольевна , канд. психол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Челябинский государственный педагогический университет», Челябинская обл
«Особенности социально-психологической адаптации детей и подростков, воспитывающихся в неполных семьях»
В статье представлено эмпирическое исследование особенностей социально-психологической адаптации детей и подростков, воспитывающихся в неполных семьях. Выявлены достоверные различия в распределении по уровню адаптированности между детьми из полных и неполных семей по внутреннему критерию. По внешнему критерию различия достигают уровня статистической значимости только на выборке детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Педагогическая и коррекционная психологияДата публикации: 10.06.2015 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Адашкевич Татьяна Анатольевна , педагог-психолог
Шерина Инна Олеговна , педагог-психолог
ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности», Кемеровская обл
«Актуальные проблемы и перспективы взаимодействия педагога-психолога с участниками образовательно-воспитательного процесса в период социально-психологической адаптации первоклассников в рамках ФГОС НОО»
В данной статье автором рассматриваются актуальные проблемы при психолого-педагогическом сопровождении первоклассников в период социально-психологической адаптации. Поднимаются вопросы о возможных перспективах взаимодействия педагога-психолога с педагогами школы: о перемещении акцентов взаимодействия через учителя к обучающимся, а не сопровождении и охвате всех обучающихся школы, и о возможностях реализации такого взаимодействия через поддержку администрации школы, руководствуясь Законом об образовании, Этическим кодексом психолога, Профессиональным стандартом педагога, вооружившись стратегическими ориентирами ФГОС.
ПсихологияДата публикации: 14.05.2015 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Тюрина Наталья Алексеевна , магистрант
Фадина Ангелина Геннадьевна , канд. психол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Астраханская обл
«Толерантность общества как условие успешной социальной адаптации иностранных студентов»
Все возрастающие темпы интернационализации образования ставят на первый план вопросы о том, как же адаптируются иностранные студенты к новым условиям жизни и учебы в российском регионе и какие факторы влияют на успешность социально‐психологической адаптации. В данной работе авторами рассмотрен такой внешний фактор как толерантность населения региона, с помощью психологического опросника выявлен ее уровень и сопоставлен с ответами иностранных студентов об удовлетворенности пребыванием в российском вузе. Сделали вывод, что эти показатели определенным образом коррелируют, и что в многонациональном регионе достаточно высокий уровень толерантности общества. Это является благоприятным условием для оптимизации адаптационного процесса иностранцев.
Дата публикации: 13.02.2015 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Луговой Александр Сергеевич , магистрант
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», Башкортостан Респ
«Особенности социально-психологической адаптации детей в приемных семьях»
Статья посвящена вопросам адаптации детей-сирот в приемных семьях. Рассмотрены особенности и факторы, влияющие на характер социально-психологической адаптации. Автором сделан вывод о необходимости подготовки родителей к воспитанию приемного ребенка.
Дата публикации: 28.11.2014 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Морозова Ольга Васильевна , канд. психол. наук, доцент , зав. кафедрой общей и педагогической психологии
ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых», Владимирская обл
«Исследование особенностей социально-психологической адаптации студентов первокурсников к условиям обучения в вузе»
Статья посвящена исследованию особенностей адаптации студентов – первокурсников к вузу, студенческому коллективу. Выделяются различия в адаптированности студентов-горожан и студентов-сельчан. Основываясь на полученных результатах, сделан вывод о том, что между студентами-сельчанами и горожанами существуют различия в особенностях адаптации, прежде всего, в уровнях эмоционального комфорта и дискомфорта, ситуативной тревожности, субъективного ощущения одиночества.
Дата публикации: 17.10.2014 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Луговой Александр Сергеевич , магистрант
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», Башкортостан Респ
Разумова Елена Михайловна , канд. психол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Челябинская обл
«Социально-психологическая адаптация заключенных к местам лишения свободы»
В статье рассматриваются вопросы адаптации заключенных к местам лишения свободы. Рассмотрены факторы, влияющие на характер адаптации к условиям изоляции. Приводится описание и анализ методик, изучающих адаптацию. По мнению авторов статьи, изучение адаптации заключенных к условиям исправительных учреждений позволяет исследовать факторы, влияющие на уровень и характер преступности в пенитенциарных учреждениях.
Психолого-педагогические аспекты воспитательно-образовательного процессаДата публикации: 27.01.2021 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Комарова Екатерина Сергеевна , магистрант
ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП)», Татарстан Респ
«Психолого-педагогические аспекты адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада»
В статье раскрываются психолого-педагогические факторы, обуславливающие успешную и безболезненную адаптацию детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
МенеджментДата публикации: 22.03.2017 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Долгова Наталья Геннадьевна , магистрант
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростовская обл
«Разработка программы адаптации новых сотрудников как составляющая системы мотивации коммерческого банка»
В данной статье, на основе анализа профессионального опыта и сложившейся практики, представлена программа профессиональной и социально-психологической адаптации сотрудников, принимаемых в банковские организации.
определение психологической+адаптации по Медицинскому словарю
Психологическая+адаптация | определение психологической+адаптации по Медицинскому словарюПсихологическая+адаптация | определение психологической+адаптации по Медицинскому словарю
Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.
Возможно, Вы имели в виду:
Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:
психологический приспособление
Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:
Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.Полный браузер ?
- ▲
- Психологические теории
- Психологические теории
- Психологическая теория делового цикла
- Комитет по управлению психологической терапией
- психологическая терапия
- психологическая терапия
- Психологический триллер
- Психологическая черта
- Психологическая травма
- Центр психологической травмы
- Психологические типы
- Психологическая война
- Психологическая война
- Психологическая война
- Психологическая война
- психологическая война
- психологическая война
- психологическая война
- психологическая война
- психологическая война
- психологическая война
- психологическая война
- Отдел психологической войны
- Отдел психологической войны
- Отдел психологической войны
- Служба психологической войны
- Общество психологической войны
- психологическое благополучие
- Шкала психологического благополучия
- Специалист по психологическому благополучию
- психологическая+адаптация
- психологически
- психологически
- психологически
- психологически
- психологически
- Психологическая зависимость
- Психологическая зависимость
- Психологическая зависимость
- Награда за психологически здоровое рабочее место
- психологически индуцированный колит
- психологически индуцированный колит
- психологически индуцированный колит
- Психологически информированная запланированная среда
- Когнитивная и эргономическая психология
- психологии
- психологии
- психологии
- психологический
- психологический
- психологизированный
- психологизированный
- психологи
- психологи
- психологизация
- психологизация
- психологизм
- психологизм
- психологизм
- психологизм
- психолог
- ▼
Делиться:
Открыть / Закрыть
Что такое физиологическая адаптация? Обзор
Поскольку мы, люди, приспосабливаемся к климатическим изменениям и другим погодным условиям, другие живые существа также реагируют и приспосабливаются к условиям окружающей среды.
Что такое адаптация?
Термин «адаптация» в основном относится к тому, как живой организм приспосабливается и реагирует или как он меняет свое тело и поведение, чтобы лучше соответствовать условиям своей естественной среды.
В мире существует от 8 до 10 миллионов живых видов, включая растения, животных и птиц, которые приспособились к окружающей среде.
Например: Верблюды, кактусы и другие виды, обитающие в жарких пустынных районах, давно приспособились к сухой и жаркой погоде. Точно так же белые медведи приспособились к холодным поверхностям, а густой мех защищает их от морозной погоды.
Узнайте больше: Что такое адаптация?
Типы приспособлений
На основании реакций, наблюдаемых у растений и животных, адаптации подразделяются на следующие типы:
- Структурные адаптации
- Поведенческие адаптации
- Физические адаптации
Структурные модификации
Этот тип адаптации в основном основан на уникальных атрибутах, которые включают части тела, такие как форма тела, текстура и цвет кожи и т. д. Этот тип адаптации помогает организмам выжить в их естественной среде обитания.
Камуфляж — одна из распространенных структурных адаптаций, наблюдаемых у животных.
Примеры структурных изменений включают:
- Китовый ус представляет собой фильтрующую систему питания, находящуюся во рту китов, которая функционирует как сито, фильтруя криль и другую мелкую рыбу для их пищи.
- У дятла острый и заостренный клюв, который помогает им строить гнезда в стволах деревьев и находить насекомых для еды.
Поведенческие адаптации
Животные и птицы обычно используют этот тип адаптации, чтобы выжить в окружающей среде.
Покой, камуфляж, гибернация и миграция — это различные типы поведенческих адаптаций, практикуемые как растениями, так и животными.
Примеры поведенческих адаптаций включают:
- Медведи, летучие мыши, шмели, медоносные пчелы и другие виды впадают в зимнюю спячку, чтобы избежать низких температур и сохранить пищу и энергию.
- Некоторые виды птиц и животных мигрируют в разные места в поисках пищи и убежища.
- Некоторые растения находятся в состоянии покоя, когда рост и другие процессы временно прекращаются из-за неблагоприятных факторов окружающей среды. Покой семян — это пример растения, демонстрирующего поведенческие адаптации. Этот тип адаптации наблюдается как у растений, так и у животных.
См. также: Адаптация полета в Birds.
Рассмотрим подробнее физиологические адаптации.
Что такое физиологические адаптации?
Этот тип адаптации присутствует у всех живых организмов, включая человека, птиц, животных и растения. Согласно своему названию, физиологическая адаптация относится к внутренним органам, тканям и клеткам. При этом типе адаптации особенности клеток, внутренних органов, изменения гормонального фона, перепады настроения и другие особенности помогают организму выживать, приспосабливаться и реагировать на изменения окружающей среды.
Существует множество примеров физиологической адаптации. Некоторые из них обсуждались ниже:
- Ядовитые животные производят яд, чтобы поймать добычу, защитить себя или отогнать хищников .
- Толстая кожа и мех помогают и защищают животных от сильного холода и предотвращают потерю тепла их телом.
- Во время спячки животные остаются без пищи и воды. Это возможно, так как их клетки помогают им накапливать энергию. У некоторых животных фекалии и другие продукты выделения сохраняются в организме в течение более длительного периода времени, не отравляя их самих и не причиняя вреда другим органам.
- Животные, такие как верблюды и другие обитатели пустыни, имеют хорошо развитую клеточную систему. Они функционируют, сохраняя достаточное количество воды и предотвращая набухание клеток, когда они пьют много воды. Они сжимают и утолщают клетки при обезвоживании у животных.
- Помимо животных, этот тип приспособления наблюдается и у некоторых видов растений.