Психология философия мудрость жизни: Мудрость жизни — Психология человека

что это такое и какое имеет значение?

Автор материала:

Игорь Лядский

ученый-генетик, писатель, бизнес-тренер, доктор философии (PhD).

С интеллектом, знаниями, умом вроде бы все понятно. Их объяснить смогут многие. Но когда спрашивают, что такое мудрость, ответят лишь единицы. Ведь она выходит далеко за рамки привычного образования или воспитания. Мудрость не преподают в школе или университете. Где же, в таком случае, ее взять? Можно ли это сделать своими силами, либо необходим наставник? В каком возрасте приходит мудрость, зависит ли она от прожитых лет? На все эти вопросы постараемся ответить вместе.

Что такое мудрость?

Мудрость — это интеллект, дополненный опытом. Мало что-то знать, важно еще уметь эти знания правильно применять. По большому счету, можно выделить несколько трактовок мудрости. С философской точки зрения этот навык отображает степень познания мира и усвоения информации. В религиях мудрость – качество, в абсолютной степени принадлежащее Создателю, и небольшими фрагментами открывающееся людям. В лексиконе широко распространено слово «София», как синоним мудрости. Отсюда происходит сам термин «философия», как «любомудрие».

На бытовом уровне можно говорить о мудрости жизни, которая появляется у людей в процессе их взросления. Она связана с различными пережитыми ситуациями. Таким образом, когда-то появились древние знания о законах и механизмах природы. Например, люди открыли лекарственные свойства некоторых трав, изучали поведение диких животных, предвидели сезонные изменения климата. Их этому никто не учил. Просто опыт и знания, полученные методом многочисленных проб и ошибок, помогали лучше понимать окружающий мир и самого себя.

Чаще всего, мудрость ассоциируется со зрелостью, но количество прожитых лет не может быть единственным ее мерилом. Дело в том, что важнее биологического возраста его психологический эквивалент. Кто-то может набраться столько же мудрости в тридцать лет, как другой в пятьдесят. Не обязательно этим качеством будет обладать седовласый старец, который живет за счет фамильного состояния своих аристократических предков. При этом молодая девушка, сменившая десяток работ и побывавшая в каких угодно перипетиях, будет отличаться настоящей жизненной мудростью. Многие уверены, что для женщин это качество намного важнее академических знаний.

Понимая всю многогранность мудрости, наши предки выделили целый ряд ее видов, о которых пойдет речь в следующем разделе.

Пройти тест на психологический возраст

Современная интерпретация рассматриваемого понятия

Мудрость – это умение грамотно применять свои знания. Также под данным понятием подразумевают глубокий ум, который подкрепляется жизненным опытом; способность отыскивать решения в самых сложных ситуациях; понимание сути происходящего.

Мудрость – это ценная способность человека как глубоко мыслить, так и действовать, согласно высоким жизненным целям, при этом быть выше ограниченных частных, преходящих интересов, включая свои собственные. Это начальный импульс эволюции философии, конечный синтез ее направлений.

Согласно М. Эпштейну, данное понятие трактуется следующим образом:

  1. Мудрость – это глубочайшие знания, требуемое умение с пользой, виртуозно ими пользоваться.
  2. Данный термин подразумевает умение отделять недостижимое от неизбежного; отказаться от первого, смириться со вторым. Постоянное балансирование на грани.
  3. Мудрость – это тяга к знаниям, мировым событиям, которая идет от сердца и души. Эпштейн считал, что мудрый человек обладает таким умом из-за того, что ему все интересно.
  4. Он называл ее отсутствием самолюбования, готовностью любоваться, восхищаться остальными, это взгляд дитя с взрослыми поступками.
  5. Мудрость человека – это его умение в другом, всяком явлении найти то, чему следует научиться. Обычно незнайки поучают других.
  6. Мудрость трактуется как правильное понимание ценностей жизни, интуитивное предвидение вероятного единственно правильного развития ситуации.

Виды мудрости.

В русскоязычном богословии выделяется классификация, основанная на приближении человека к божественному началу. Согласно этим взглядам, бывают такие виды:

  • Премудрость – высшая степень мудрости, присущая Творцу;
  • Мудрость – опыт человека, помноженный на открывшиеся ему знания;
  • Благоразумие – умения и навыки, приобретаемые человеком.

Согласно буддистским представлениям, известно пять видов мудрости, свойственных женщинам. При желании их может постичь мужчина:

  • Зеркальная – ясное и объективное восприятие вещей или событий;
  • Уравнивающая – ощущение тесной взаимосвязи и равенства между всем сущим;
  • Различающая – восприятие вещей по отдельности и как части целого;
  • Связанная с опытом – умение извлекать уроки из жизненных ситуаций;
  • Всепроникающая – понимание безграничности и универсальности мира, ощущение возможностей пространства.

Другие религии предлагают свои трактовки мудрости, но условно их можно разделить на две категории: Божественная (духовная) и человеческая (жизненная). Мудрость жизни – навык грамотного применения накопленных знаний. Она возникает только в процессе деятельности, поскольку зависит от ее результатов. Высшая мудрость может появиться в состоянии покоя, например, медитации, когда человек настолько очистит свой разум от всего лишнего, что начнет чувствовать голос Вселенной.

Первые трактовки рассматриваемого понятия

Они указаны в первых словарях русского языка 11 – 12 вв., а именно:

  • разум, благоразумие, ум – это умудренность;
  • ученость, совокупность знаний – великомудрие;
  • нравственное совершенство, душевная чистота – смиренномудрие;
  • религиозная благочестивость – это премудрость;
  • мастерство, совершенство, искусность – совершенномудрие;
  • лукавство, плутовство, хитрость – мудрствование.

В чем отличие Умного и Изворотливого человека от Мудрого?

Умный, изворотливый человек сможет «выкрутиться» из сложной ситуации, используя в своих решениях только тот опыт который он получил только за свою Жизнь.

Мудрость, обычно, не попадает в такие ситуации, заранее рассчитывая последствия своих действий. Мудрость – это способность принять единственно правильное решение на основе многочисленного опыта записанного в Подсознании. Принцип физической передачи такого опыта и информации, до сегодняшнего дня, никто из ученых объяснить не может. Эзотерика объясняет это проявлением Божъей воли — «уберегли Ангелы» , «Бог не дал», «Бог уберег» и другие объяснения.

По эзотерике, Мудрость – это проявленная в реалиях жизни связь с Богом. Для того, чтобы такая связь была прочной, нужно обладать чистым сознанием, духовностью и целостностью личности.

«Век живи, век учись» – это жизненный девиз Мудрости, крылатая фраза которую Вы многократно слышали. Так вот это фраза Мудрости.

Ссылки[править | править вики-текст]

  • Интеллигенция и власть

Ссылки на источники в статье «Мудрость» в «Новой философской энциклопедии»[править | править вики-текст]

  • Лосев А. Ф.
    История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития [Гл. IV). Кн. 2. М., 1994
  • Назаров В. Н.
    Феноменология мудрости: Образы мудреца в истории культуры. Тула, 1993
  • Проделки хитрецов: Мифы, сказки, басни и анекдоты о прославленных хитрецах, мудрецах и шутниках мирового фольклора. М., 1977
  • Соловьева. С.
    Философия начала цельного знания.— Соловьев В. С. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1988, с. 178-195.

Цитаты[править | править вики-текст]

  • Конфуций (551–479 до н.э.) — мыслитель и философ древнего Китая:
    «Безумец жалуется, что люди не знают его, мудрец жалуется, что не знает людей.»[3]
  • «Мудрый человек не делает другим того, чего он не желает, чтоб ему сделали.»[4]
  • «Не меняются только самые мудрые и самые глупые.»[4]
  • Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не мало, Два правила запомни для начала, Ты лучше голодай, чем что попало ешь, И лучше будь один, чем с кем попало. Омар Хайям (1048-1131), персидский поэт, математик, астроном, философ.
    [5]
  • «Несчастье умудряет человека, хотя и не обогащает его.» — Сэмюэл Джонсон (1709—1784), английский поэт и писатель.
    [6]
  • «Все дело в мыслях. Мысль начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслью.» — Лев Николаевич Толстой (1828-1910), русский писатель.
    [7]
  • «Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания.» – Уильям Джеймс (1842-1910), американский философ и психолог.
    [8][9][10]
  • «Умный знает, как выпутаться из трудного положения, а мудрый никогда в него не попадает.»» — Фаина Раневская (1896-1984), советская актриса.
    [11]
  • «Мудрость — это когда ты все понимаешь, но уже не огорчаешься.» — автор неизвестен.
  • Преодоление разрыва: превращение знаний в мудрость

    Гораздо легче искать и получать знания, чем мудрость. Следовательно, в мире существует гораздо больше «умных людей», чем «мудрецов». Однако обладая необходимыми знаниями, преодолеть разрыв между адекватной информацией и ее разумным применением довольно просто. Мудрость – это полезное, практическое применение знаний.

    Существует множество примеров преобразования информации и знаний в разумные действия, включая:

    • чтение блогов/статей и прослушивание лекций о лучших торговых стратегиях для диверсификации инвестиционного портфеля, а затем практика и освоение стратегий;
    • чтение статей или разговор с диетологом о лучших системах питания для похудения, а затем приготовление и потребление пищи;
    • просмотр видео о последних техниках Дзен-медитации для расслабления, а затем применение техник на практике.

    К примеру, в мире корпоративных финансов знания состоят из информации, содержащейся в финансовых документах компании. Мудрость включает способность оценивать эти знания – посредством использования таких навыков, как финансовое моделирование и прогнозирование – и определять стоимостную оценку, точно отображающую возможность компании работать как прибыльное коммерческое предприятие.

    (греч. sophia; лат. sapientia; инд. Prajna; перс. Mazda; кит. чже; евр. hokma) (Wisdom) 1. Благородный сплав способов духовного, интеллектуального, ценностного, интуитивного и практического постижения действительности.

    2. Всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью.

    3. Высшая духовная потенция человека, синтезирующая все виды познания и активного отношения человека к миру.

    4. Высшая духовная ценность, которая представляет собой органическое соединение любви к людям, к себе, к природе с глубокими общими и профессиональными знаниями.

    5. Высшая человеческая ценность и системная форма познания человека и мира, в которой органически сплавлены, слиты, соединены все уровни, формы, способы, аспекты познания.

    6. Высшее знание в его ценностном выражении.

    7. Высшее состояние умственного и нравственного совершенства.

    8. Высшее, целостное, духовно-практическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия и достигаемое через духовно-жизненный поиск истины субъектом знания.

    9. Доступное в конкретное время видение наиболее глубинных, возможно, еще не устоявшихся ценностей человеческого существования (не только этических, но и любых иных) и умение связать их с постоянно меняющимися обстоятельствами жизни.

    10. Душевная чистота, нравственное совершенство — смиренномудрие.

    11. Знание вечных истин, приложимых к жизни.

    12. Знание высшего блага.

    13. Знание добра и зла.

    14. Искусство жить согласно обретенному смыслу.

    15. Моральное знание, соединение любви, добра и истины.

    16. Основа и исток общечеловеческих ценностей, наиболее эмоционально окрашенных.

    17. Основной духовный фактор, главная ценность, идеал во всей жизни человечества.

    18. Постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия.

    19. Правильное понимание жизненных целей.

    20. Проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание.

    21. Редкое и с трудом достигаемое соединение знания, опыта и ценностей, позволяющее выносить взвешенные, глубокие и дальновидные суждения о человеке, обществе и мире.

    22. Самокритика разума, вечное движение вперед.

    23. Свойство воли согласовываться с высшим благом как конечной целью всех вещей.

    24. Свойство мудрого; премудрость.

    25. Слияние любви и истины.

    26. Совокупность знаний, ученость — великомудрие.

    27. Содержание суммы знаний, находящихся в разуме человека.

    28. Соединение истины и блага, высшая правда.

    29. Состояние высшей сверхличностной духовности, соотносящейся с различными сверхнормальными проявлениями ментальности: провидением и ясновидением, глубоким умом, широким знанием, богатым жизненным опытом, житейской находчивостью и хитростью и т.п.

    30. Способность ставить любое знание в связь с общим смыслом бытия, с достоинством, призванием и назначением человека, с духовно-нравственными основами его мысли и жизни.

    31. Способ осознания ценностей, понимания их иерархии, доминантности.

    32. Творческое воплощение идеи в бытии, истины в жизни, что определяет состояние идеально преображённой действительности и жизненно воплощённой идеальности.

    33. Ум, разум, благоразумие — умудренность.

    34. Хитрость, лукавство, плутовство — мудрствование.

    35. Целостная форма восприятия себя и мира, в которой органически сливаются: духовный опыт любви и добра с истинностью знаний человека, высокая степень развития его разума и интуиции, вера, высшая правда и ранимая совесть, здравый смысл и стремление к справедливости, совпадение мыслей, идеалов с поступками, с образом жизни.

    36. Этическая духовность, господствующее положение этики, как основного духовного фактора во всей жизни человечества.

    37. Этическое, духовное знание с одновременной его реализацией в повседневную жизнь.

    Народная мудрость и выживание этноса

    Народное творчество является важнейшим моментом в человеческой деятельности касательно овладения собственным внутренним, внешним миром. Когда представитель людской расы отделил себя от внешнего мира, именно тогда и начался поиск себя, своего места. Результат всего этого человек выражал посредством устного творчества: создания мудрых пословиц, хитрых загадок, веселых и печальных обрядовых песен, волшебных, бытовых сказок, торжественных былин о великих богатырских подвигах, которые исполнялись нараспев под завораживающий звон струн. Все они, можно сказать, пронизаны мудростью предков и содержат национальные, общечеловеческие ценности.

    Народная мудрость – это без преувеличения одна из главнейших составляющих народного творчества, сокровищница национальных, общечеловеческих ценностей, которые вырабатывались массами на протяжении многих поколений.

    Такая мудрость складывается из очень древних форм практико-духовного освоения мира. Одновременно с этим она — современный продукт общественной жизнедеятельности всего народа, своеобразный феномен общественного сознания, который обладает обособленной имманентной логикой, этикой и гносеологией.

    Часто народную мудрость приравнивают к разным разделам народного творчества, как правило, к фольклору и его жанрам. Эти два понятия («фольклор», «народная мудрость») на сегодняшний день в русском языке не совпадают, так как первое и шире по объему, и специфичнее второго.

    Мудрость — понятие неоднозначное и многогранное, каждый исследователь интерпретирует его своеобразно, так как этимология слова «философия» привязано к «любви к мудрости».

    Однако среди философской литературы можно выделить три основных направления в трактовке этого понятия. Так, слово «софия», несмотря на то, что переводится как «мудрость», означает и субъективное душевное состояние, и объективное (реальное) положение вещей: красота, гармония, совершенство. Оно также содержит достаточно ясное указание на творчество. На основании этого мудрость интерпретируется как «особая форма человеческой рефлексии над окружающим бытием, само собой, основывающаяся и, согласно словам Лосева, на мысленно-дискурсивном способе духовного бытового освоения (посредством категорий, понятий), и на интуитивном положении окружающего мира (с помощью символов, образов)».

    Цель за умственными пределами

    При анализе посредством самопознающего разума ничего не выявляется ввиду того, что наблюдатель с наблюдаемым – это неразделимое целое. Из-за того, что данная неразделимость не познается умом, ее можно постичь посредством такой ступени, как «цель за умственными пределами». Известен тот факт, что в Истинном состоянии крайние противоположности – нирвана и сансара — постигаются в качестве неразделимого целого, нельзя прикладывать никакие представления, которые исходят от рациональности. Также они пребывают за пределами существующих догм, теорий. Ни один из множества умственных аспектов либо его деятельности не отделяется от другого.

    Основная мысль

    Мудрость и знание тесно взаимосвязаны. Мудрость заключается в том, чтобы реализовать на практике информацию, полученную посредством поиска знаний. В любой сфере жизнедеятельности – особенно в бизнесе и финансах – владение и знаниями, и мудростью является ключом к успеху.

    Полезный инструмент Настольная коучинговая игра «Достижение» Мощный инструмент для групповой или индивидуальной работы коуча или бизнес-тренера. Узнайте детали

    Мудрая женщина

    Она для каждого мужчины феерически привлекательна. Мудрая женщина покоряет сильный пол снова и снова. Она осознает, что мужчина никогда не становится до конца взрослым. Его достаточно легко обидеть. Необходимо обладать и великодушием, и чувством юмора, и интуицией для того, чтобы понять его, а затем простить.

    Мужчине надо всегда чувствовать себя исключительным, единственным, незаменимым в своем роде. Он приходит в восторг, когда слышит лесть, комплименты и слова благодарности в свою сторону.

    Мудрая женщина всегда необходима окружающим ее коллегам, сослуживцам, они должны знать, что могут к ней прийти за советом, поделиться своими переживаниями. Значительную весомость для них будет иметь ее мнение. Рядом с такой женщиной даже в старости будут собираться внуки, дети и близкие люди.

    Как правильно использовать в жизни мудрость предков? | Психология

    Понятно, что далеко не всё, что было передано через поколения, понимается сегодня так, как раньше. Зачем далеко ходить? Вероучение Христа было настолько искажено и затемнено позднейшими правками и нарочитой ложью о Нём, Его Личности, его замыслах, что почти ничего достоверного, сохранившегося в чистом виде, не осталось… Бессознательно мы чувствуем эту ложь, какую-то духовную «неполноту» современного христианства, не говоря уже о внешнем виде иереев и их чудовищной жадности и безграмотности.

    Во всех религиях и разрозненных духовных источниках, не оформившихся в логически структурированное вероучение, потомки стали выделять определённые Знания, понемногу сужая смысл вещаний пророков, священных книг, постепенно утрачивая то, что помогло бы на более высоком уровне осознать главные замыслы.

    Слова остались, а сакральный смысл исчез.

    К тому же, межконфессиональные войны (я уже не говорю о противостоянии между основными мировыми религиями!) заметно ослабили фундамент каждого вероучения, превратив его в тугоподвижный конгломерат устарелых догм, часто вызывающих недоумение и внутренний протест своей явной неправдивостью и непомерными требованиями к неофитам. Томмазо Мазаччо, «Капелла Бранкаччи. Крещение неофитов» (фрагмент), 1425 г.
    Фото: artchive.ru

    Лучшим выходом в наше время является постепенное ознакомление со многими источниками мудрости без жесткого привязывания своих внутренних убеждений к одному из них.

    • Во-первых, Божественные Откровения запоминали, передавали устно и записывали люди, а память человеческая всегда имеет свои изъяны… Зачем вам наполнять душу до краёв чужими ошибками?
    • Во-вторых, не нужно зависеть целиком и полностью от какого-либо учения и от того, кто его теперь, в наши дни, несёт в массы. Часто такие вот лжеучителя намеренно используют «ищущих правды» в своих корыстных целях — достаточно ознакомиться с материалами судебных разбирательств по какой-нибудь крупной тоталитарной секте.
    • В-третьих, Мудрость Божественная — безгранична. А человеческая жизнь — коротка. Просто не хватит времени на то, чтоб как следует изучить каждый источник, опробовать на себе все те заповеди, которые в нём содержатся.

    Однако даже поверхностное рассмотрение каких-то духовных итогов развития культур, религий и мудрости народов даёт представление о правильном пути. Важно, чтобы фрагменты, выбранные нами, принятые как основа Жизни, были созвучны с нашим настоящим, с тем уровнем бытия, на котором мы начали кропотливую, порой мучительную и никогда не завершающуюся работу над собой. Доменико Беккафуми, «Моисей разбивает скрижали Завета», 1537 г.

    Фото: artchive. ru

    Ведь заповеди давались только для народов с определённым мировосприятием, живших в некий отрезок Мировой Истории. То, что было сказано и как было сказано одному народу — совершенно не подходило для другого. Заповеди попадали в подготовленную почву: они были понятными большинству людей данной эпохи именно в такой форме. Чтобы нам, современным людям, овладеть сохранённой мудростью, «услышать» её душой — нужно выразить Наследие предков на нашем современном языке. Тогда оно будет воспринято.

    Мне приходилось подолгу общаться с молодыми священниками (среди родственников есть иерей, и церковная среда для меня привычна и понятна), и вот многие из них говорили, что, несмотря на особое звучание и традиционность старого церковного языка, он почти не трогает души… слова безнадёжно устарели… Да, их заставляют учить в семинарии… Но отсутствие разговорной практики на этом языке, его труднопроизносимость — всё это порождает некоторое отчуждение от него.

    Как же быть?

    1. Проанализировать жизненную философию своей собственной семьи. На чём она основана? Какие «зёрна мудрости» содержит? Привлекают ли вас её принципы? Отлично. Выбор сделан.
    2. Конечно, «основой основ» должны стать Вселенские Законы. Ознакомиться с ними можно на страницах учебников философии (важно брать издания после 1990 года).
    3. Решив создать собственную философию жизни, идите вперед и не оборачивайтесь! Духовный мир таков, что каждый искатель Истины уже только одним своим намерением привлекает к себе внимание Высших Сил. Назад дороги нет.
    Винсент Ван Гог, «Добрый самаритянин», 1890 г.
    Фото: artchive.ru

    Если ваши предки были высокодуховными людьми, имели своих Небесных Покровителей (речь здесь не только о тех христианских угодниках, имена которых мы встречаем в святцах), свой Кодекс Чести и критерии «правильной жизни» — берегите это всё, не делайте достоянием толпы в угоду пустому тщеславию, не допускайте в свой духовный мир тех, кто может и хочет воспользоваться вашими духовными сокровищами.

    Нужно понимать, что целью многих организаций является разрушение таких семей — отсюда навязывание нелепых идей о ранней сепарации, призывы к толерантности в плане содомии и прочих, разрушающих человеческую норму, тенденций.

    А также сверхконтроль за всеми сторонами жизни и без того запуганных граждан. И не нужно кивать на Америку и «загнивающий Запад» — и здесь, рядом, достаточно тех, кто хочет «разделять и властвовать». Берегите храм вашей души!

    Теги: работа над собой, философия жизни, внутренние убеждения, мудрость, вероучение

    Как ученые-психологи нашли эмпирический путь к мудрости

    Мудрость полна парадоксов. Это одна из старейших тем в интеллектуальной истории человечества, и все же разговоры о мудрости могут показаться странными и неискренними. У людей, кажется, есть интуиция относительно того, кто мудр, а кто нет, но если вы заставите их дать определение мудрости, они будут колебаться. Мудрость с ее мистическими качествами возвышается на пьедестале, внушая благоговение и трепет, прибавляя немного приглушенного благоговения. Архетипы мудрости легко выявить в истории (друиды, суфийские мудрецы) или популярной культуре (9).0003 Звездные войны Йода или Гарри Поттер Дамблдор), но сложнее применить к человеку на улице. Большинство людей согласится с тем, что мудрость желательна, но что это такое?

    Заманчиво утверждать, что интерес к мудрости возник с появлением определенных дальневосточных философских традиций, таких как буддизм, индуизм, даосизм, каждая из которых делала упор на жизнь мудрецов и способы осмысления своего существования в постоянно меняющемся мире. Конечно, ни концепция мудрецов, ни процесс осмысления мира не являются специфическими для конкретной школы мысли — в большинстве религий и идеологий есть свои собственные мудрецы и святые, и они пытаются обеспечить определенное мировоззрение. Правда в том, что концепция мудрости невероятно древняя и не уникальна для какой-либо конкретной культуры или образа жизни.

    Например, более 5000 лет назад в древней Месопотамии бог Луны Нанна, Владыка Мудрости, символизировал совокупность сил всех других шумерских божеств, включая предвидение, справедливость, плодородие и любовь. Мудрость была важной темой в древнеегипетских и еврейских текстах и ​​фигурировала в качестве требования при консультировании по таким профессиям, как богословие, колдовство или при дворе фараона. В своих «Максимах» древнеегипетский визирь Птаххотеп описал принципы поддержания общественного порядка, достижения политического успеха и развития самоконтроля — другими словами, навыки мудрости. В ветхозаветной Книге Екклесиаста, где жизнь выше понимания, мудрость признает пределы знания.

    Если бы у нас была машина времени и мы могли бы отправиться в исторический момент примерно посередине между Древней Месопотамией и сегодняшним днем, мы бы оказались в Древней Греции во времена Пифагора, Платона и Аристотеля. Пифагор продвинул вперед математику и теорию музыки и является одним из возможных источников термина «философия» — любовь к мудрости ( philo sophia ). Для Пифагора числа были основополагающим признаком реальности, мистицизма, гармонического баланса противоположностей и самой мудрости. Основываясь на некоторых идеях Пифагора, Платон и его лучший ученик Аристотель считали мудрость важной человеческой добродетелью — «привычкой ума, находящейся в гармонии с разумом и порядком природы», как напишет несколько столетий спустя римский философ и государственный деятель Цицерон. . Для Аристотеля, как и для ближневосточных мыслителей за тысячелетия до него, мудрость была ключевым элементом на пути к хорошей жизни, пути, который требовал баланса и умеренности между крайностями.

    Являясь идеологической основой средневековой христианской философии, платоновские и аристотелевские идеи о мудрости продолжали доминировать в научных дебатах на протяжении столетий. Теологи, такие как Августин Гиппопотамский, а затем Фома Аквинский, интерпретировали греческие писания с точки зрения христианских идеалов, обсуждая основы разума, понимания или природу этики.

    Несмотря на все это, в эпоху Возрождения и Просвещения увлечение мудростью начало снижаться. С наступлением современности дискурс сместился от хорошей жизни к погоне за рациональным личным интересом и полезностью — идеям, которые были сосредоточены на немедленных выгодах и стремились свести сложные этические дилеммы к единому общему знаменателю, а не к балансу и умеренности.

    Тема мудрости не появлялась в основных философских кругах до 1970-х годов, наряду со стабильностью после Второй мировой войны и духом времени Новой Эры. Новый акцент на «оптимальном» счастье и психологическом удовлетворении привел к новому открытию как аристотелевских идей о добродетелях, так и незападных взглядов на процветание. В философии книга Аласдера Макинтайра « после добродетели » (1981) привела к возрождению интереса к теме мудрости с аристотелевской точки зрения.

    Ученые-бихевиористы довольно поздно включились в игру: первая скромная попытка эмпирического изучения мудрости всплыла на поверхность в 1970-х годах в диссертации Вивиан Клейтон. Сегодня гериатрический нейропсихолог из Калифорнии Клейтон задался целью изучить характеристики группы из 83 мирян, ассоциируемых с мудрым человеком, и пришел к трем общепринятым элементам: познанию, размышлению и состраданию.

    Подобно Аристотелю тысячелетия назад, психологи и социологи, пришедшие после Клейтона, согласились с тем, что мудрость направлена ​​на стремление к хорошей жизни. И все же, что влечет за собой такое стремление? Смысл хорошей жизни и способы ее достижения варьируются в зависимости от философской школы. Из-за долгой и разнообразной интеллектуальной истории мудрости ученые могли выбирать определения. В то время как одни ученые следовали платоническим и аристотелевским идеям, другие заимствовали идеи из буддизма, индуизма или даосизма, продвигая мировоззрения, которые относятся к окружающей среде совершенно по-разному, если не противоположно. Некоторые исследователи вообще обошли философию, оставив ярлык «мудрость» за зрелым уровнем развития взрослого человека. А некоторые предприняли донкихотские поиски мудрости в старости, не имея четкого определения ни мудрости, ни «старости». В конце концов, значение слова «старый» резко изменилось за последние несколько столетий, когда средняя продолжительность жизни человека увеличилась.

    Научный подход к мудрости начал набирать обороты только в последние несколько десятилетий, примерно в то время, когда мир начал сталкиваться с растущей социальной и климатической нестабильностью. Некоторые беспокоились, что этот импульс ведет к пропасти. Выбор и выбор различных философских традиций и разработка теорий без серьезных споров между ними поставили ученых-мудрецов в начале 21-го века в ссору: поле, полное слов, еще не говорило на одном языке. Недавний справочник мудрости включал столько определений этого понятия, сколько было глав. Как и в Вавилонской башне, ученые рисковали крахом медленно развивающейся научной области.

    Я был одним из многих ученых, искавших мудрость и ее значение, и меня беспокоили эти тенденции. Но, как и большинство ученых, я сначала промолчал. Затем смертоносная череда событий пробудила меня от моего академического сна. В пасхальное воскресенье 2019 года террористы-смертники на Шри-Ланке организовали одну из самых скоординированных террористических атак со смертельным исходом в мире за десятилетие, в результате чего в нескольких городах погибло более 250 человек. Какова ценность мудрости в поляризованном мире, полном насилия и ненависти? Как мы можем использовать мудрость для борьбы с этими тенденциями? Как и многие люди, пережившие трагические последствия взрывов бомб в Шри-Ланке, я задавался этими вопросами. Нападения коснулись и меня лично. Всего через месяц в Шри-Ланке должен был состояться первый паназиатский саммит по мудрости, в организации которого я участвовал.

    Работая над отменой конференций, у меня возникла идея: почему бы не привезти ученых мудрости на мою родную базу в Торонто? Поэтому я пригласил ученых-бихевиористов и социологов присоединиться к обсуждению, призванному прояснить язык и необходимые условия построения психологической мудрости. Я хотел деконструировать мудрость, установить общее понимание ее жизненно важных психологических составляющих, чтобы ее можно было использовать для общего блага.

    Некоторые из самых плодовитых и всемирно известных ученых-мудрецов откликнулись на этот призыв, сформировав ядро ​​Целевой группы мудрости Торонто. Еще больше исследовательских групп откликнулись на опрос, который я распространил по различным спискам рассылки, чтобы собрать мнения ученых о мудрости и способах ее измерения; мы анализировали их ответы до встречи и обсуждали их там. И так, солнечным, знойным июльским днем ​​2019 года, ученые мудрости из Австралии, Китая, Европы и Северной Америки собрались в Университете Торонто, а за прямой трансляцией последовала еще большая группа ученых из других стран.

    Нашей главной целью было изучить возможность научного консенсуса в отношении психологических характеристик мудрости и лучших практик ее измерения. Мы надеялись сбросить мудрость с ее мистического пьедестала и найти более прагматичную, конкретную основу, которая подойдет не только мудрецам и вымышленным персонажам, но и обычным людям.

    Заявления о том, что пожилые американцы более общительны и мудрее, могут быть связаны с культурными изменениями, а не со старением. Выявились три ошибки.

    Первый рассматривал качество мудрости как категорию «все или ничего», в первую очередь унаследованную или дарованную природой, концепция, известная как психологический эссенциализм. Это убеждение, изученное психологом Сьюзен Гельман и многими другими, состоит в том, что такое понятие, как мудрость, можно свести к какой-то истинной природе, которую вы не можете наблюдать напрямую. Психологический эссенциализм — это распространенный способ осмысления мира людьми. И как бы ученые ни притворялись в обратном, они тоже люди. Уже в дошкольном возрасте люди интуитивно учатся создавать абстрактные, даже социально сконструированные категории, такие как раса и пол, в отдельные группы с четкими границами. Это может быть полезным эмпирическим правилом для первоначального понимания мира. Но оно также склонно к ошибкам, увековечиванию неверных стереотипов и неверному истолкованию границ, которые человек искусственно создает в своей голове. Предыдущие исследования опирались на эссенциализм, ошибочно рассматривая мудрость в основном как воплощение фиксированных характеристик личности типа «иметь или не иметь», а не как черту, которая меняется в зависимости от ситуации и других факторов.

    Вторая ловушка, на которую часто натыкаются многие бихевиористы, — это экологическая ошибка, в которой они приравнивают индивидуальные различия между людьми или в зависимости от ситуации к более общим различиям между целыми группами или на протяжении всей жизни. Рассмотрим гипотетический сценарий: ученый А, назовем ее Инга, собирает данные от студентов колледжа и пожилых людей, выполняя задание на мудрость. Ученый Б, назовем его Игорь, смотрит на различия между этими группами и утверждает, что мудрость совершенствуется на протяжении всей жизни. Что не так с этим утверждением? Игорь совершает экологическую ошибку, потому что групповые различия между людьми, выросшими в разные эпохи, не обязательно говорят о внутриличностных изменениях с течением времени. Различия могут быть связаны со старением. Но они также могут быть связаны с уникальными экологическими условиями, в которых росли эти группы. Например, американская культура за последние полвека стала гораздо более индивидуалистичной. Таким образом, любые заявления о том, что пожилые американцы более общительны и, возможно, даже мудрее, чем их более молодые коллеги, могут быть вызваны культурными изменениями, а не старением. Логика подсказывает, что мы должны остерегаться необоснованных предположений о том, что то, что верно для целого, верно и для его частей, но, будучи людьми, ученые не всегда логичны.

    Третья ловушка связана с переосмыслением желательной характеристики в собственном образе с использованием личной интуиции, самоанализа или поведения в качестве эталона черты. Например, швейцарский исследователь когнитивного развития Жан Пиаже с раннего возраста был известен своими научными способностями и логическими рассуждениями. Он также рассматривал логическое мышление как завершающую стадию зрелого мышления. Лоуренс Кольберг, один из самых влиятельных моральных психологов 20-го века, называл Иисуса, Будду и… (согласно некоторым анекдотам) самого Лоуренса Кольберга людьми, достигшими высшей ступени морального мышления. Любопытно, что как мужчина Кольберг не думал, что женщины могут достичь высочайшего уровня нравственности. Эта тенденция, которую я называю ошибкой «я есть стандарт», частично ответственна за множество способов, которыми ученые определяли мудрость в прошлом.

    Чтобы пролить свет на наши предубеждения, Целевая группа заблаговременно нацелилась на заблуждение «Я стандартный», проанализировав результаты опроса рабочих определений мудрости и доминирующих теорий и методов, используемых для изучения этой черты среди наших сверстников. Учитывая заблуждение «я есть», я ожидал найти беспорядок. Но то, что мы обнаружили, было удивительно. Ученые, принадлежащие к разным философским традициям, часто использовали разные языки для описания того, что они измеряли. Но когда мы заглянули «под капот», разбив абстрактные термины на реальные психологические процессы, мы выявили высокую степень совпадения между исследователями мудрости.

    Например, мы обнаружили, что ученые, как и многие философы до них, считали мудрость морально обоснованной: желательное качество, помогающее понять, как поступить правильно в сложной ситуации и способствовать общему благу. Для группы мудрость в широком смысле включала такие идеи, как чувство общей человечности, стремление к истине, признание необходимости уравновешивать личные интересы с интересами других людей, а также общую готовность к сотрудничеству и состраданию к другим. Большинство ученых не настаивали на нравственном поведении как на предпосылке мудрости. Иногда ситуация мешает человеку действовать в соответствии со своими моральными импульсами. В других случаях люди ошибаются. Тем не менее, наша целевая группа согласилась с тем, что моральное обоснование было первым фундаментальным столпом модели здравого смысла в эмпирических науках.

    Вторым основополагающим столпом, к которому мы пришли, было метапознание — всеобъемлющие психические процессы, направляющие наши мысли. Человеческие мысли могут руководствоваться целым рядом эмоций, мотивов и внутренних реакций. Мысли управляются и другими мыслями, в чем и заключается метапознание. Мы задействуем метапознание, когда создаем напоминания об ингредиенте, который в противном случае могли бы забыть, готовя новый рецепт или следуя конкретным инструкциям по сборке стула Ikea. Мета-познание также помогает нам проверять себя, когда мы ошибаемся или когда мы собираем более широкий спектр точек зрения на сложные вопросы, получая общую картину. Вы задействуете метапознание, когда демонстрируете признаки интеллектуальной скромности, признавая пределы своих знаний. Или когда вы рассматриваете различные точки зрения тех, с кем вы не согласны.

    Когда моральные цели противоречат друг другу, нет простого морального правила, которое мог бы применить мудрец.

    В модели здравого смысла, разработанной оперативной группой, два столпа мудрости работают в тандеме. Мета-познание без моральных устремлений скорее отличало бы хитрого социопата, чем мудрого человека. Хорошая новость заключается в том, что социопатия встречается редко: моральные устремления обычно идут рука об руку с общей точкой зрения. В то же время исследования показывают, что метапознание способствует лучшему пониманию этических проблем и расширяет сотрудничество. Ведь нравственные устремления сами по себе являются абстрактными понятиями. Чтобы эффективно применять их в повседневной жизни, вам необходимо принять во внимание общую картину и сравнить ее с целым рядом других обстоятельств, с которыми вы сталкивались (или о которых узнали) в прошлом. Когда ситуация сложна и моральные цели противоречат друг другу, нет простого морального правила, которое мог бы применить мудрец. Вместо этого вам нужно само метапознание, чтобы сбалансировать различные моральные цели, основанные на деталях ситуации.

    Рассмотрим пример. Вы лучший мужчина или женщина на свадьбе своего брата, и ваша задача — принести обручальные кольца. Свадьба проходит в соседнем городе, и ваш единственный шанс успеть вовремя — сесть на ближайший поезд. Вы прибываете на вокзал. Когда вы идете покупать билет, вы понимаете, что ваш кошелек и мобильный телефон пропали. Времени на разговоры с полицией нет, а другие люди в участке отказываются от ваших просьб воспользоваться их телефоном или одолжить вам деньги, чтобы позвонить вашему брату. В отчаянии вы садитесь на скамейку в главном зале. Вы замечаете, что обеспеченный человек, сидящий рядом с вами, отвечает на телефонный звонок, встает и идет за угол, чтобы поговорить наедине. На скамейке оставлена ​​дорогая куртка человека. Вы замечаете билет на свой поезд, наполовину торчащий из кармана куртки. Вы можете легко взять этот билет, и никто этого не заметит. Этот человек выглядит так, будто может без проблем купить замену, так как поезд полупустой. Что вы должны сделать?

    Эта история сложна, потому что разные моральные принципы противоречат друг другу. Будет ли идея о том, что «кража в результате несправедливого преступления» важнее ваших соображений лояльности по отношению к вашей семье, или наоборот? Чтобы эффективно справиться с этой дилеммой, вам нужно взвесить различные моральные принципы, которые приходят вам на ум. Вы должны спросить себя, как вы относитесь к этим альтернативным решениям, что ваше культурное воспитание говорит вам о них и какова специфика вашей ситуации. Каждая из этих задач требует метакогнитивных способностей для построения общей картины, что делает ее неотъемлемой чертой мудрого суждения.

    Наша целевая группа обнаружила, что моральные устремления и метапознание обеспечивают мост через целый ряд философских позиций и психологических теорий. Например, как аристотелевская идея практической мудрости, так и представление о том, что мудрость связана с саморефлексией, общая для психологии развития, по-видимому, требуют сходных метакогнитивных строительных блоков: размышление о том, что изменчиво, рассмотрение своих пределов, признание различных точек зрения. , а некоторые пытаются сбалансировать и интегрировать эти точки зрения. И если это так, то теперь, наконец, можно систематически измерять эти строительные блоки. Также можно выяснить, как их культивировать — святой Грааль в классической философии и современной педагогике.

    Опираясь на фундаментальные столпы мудрости, мы вернулись к первым двум ловушкам: психологическому эссенциализму и экологическому заблуждению. Как мы могли избежать этого при измерении моральных устремлений и метапознания, чтобы наша наука оставалась строгой и последовательной от одной лаборатории к другой?

    В теории измерений современная наука о поведении рекомендует наблюдать за одним и тем же человеком в нескольких диагностических ситуациях. Я упоминаю диагностические ситуации, потому что не во всех случаях требуется мудрость. В отличие от приведенного выше примера с билетом на поезд, при обучении езде на велосипеде или подсчете финансового благосостояния требуется немного мудрости, если ни одна из задач не включает социальный компонент.

    Измеряя конкретные ситуации, ученые могут контекстуализировать мудрость. Вы можете избежать психологического эссенциализма и экологической ошибки, если не будете обобщать уникальное поведение в конкретных ситуациях на человека или целую группу в целом.

    Но что, если вы хотите измерить мудрость человека в целом? В данном случае современные методы означают многократное измерение людей. Таким образом, вы можете оценить, насколько мудр человек в целом (усреднив его ответы), и как он меняется от одной ситуации к другой. Этот подход изящно избегает экологической ошибки, когда отдельные находки обобщаются и значат больше, чем они есть на самом деле.

    В рабочей группе Toronto Wisdom Task Force мы подчеркнули, что выбор меры зависит от вопроса, на который нужно ответить. Мы провели различие между вопросами, касающимися действий в конкретных ситуациях (например, насколько вероятно, что вы будете учитывать разные точки зрения, сталкиваясь со сложной ситуацией?) и абстрактными вопросами самовосприятия (насколько хорошо вы оцениваете перспективу, по вашему мнению?). сильные и слабые стороны. Дело в том, что универсальной метрики мудрости не существует, и одной метрики никогда не бывает достаточно.

    Поскольку мудрость желательна, измерение ее моральных или метакогнитивных качеств представляет собой уникальную проблему. Самооценку таких метакогнитивных качеств, как интеллектуальное смирение, следует воспринимать с долей скептицизма. В конце концов, сказать кому-то, что вы скромнее других, будет противоречить понятию смирения. Вместо того, чтобы спрашивать людей об их самовосприятии смирения в целом, спросите о конкретных ситуациях, в которых человек мог проявить смирение, учитывая контекст ваших вопросов.

    Установив моральные устремления и метапознание в качестве центральных столпов модели здравого смысла и разработав передовой опыт для их измерения в свете подводных камней, целевая группа, наконец, была готова рассмотреть последний, критический вопрос: как эти столпы могут быть культивируемым? Первым шагом было понять, как мудрость меняется от одной ситуации к другой. Оказывается, он сильно различается.

    Соломон проявил великую мудрость в чужих проблемах, но большую глупость в своих личных

    В одном из моих первых экспериментальных исследований мудрости мой коллега Итан Кросс и я пригласили в нашу лабораторию людей, состоящих в моногамных романтических отношениях, случайным образом разделив их на две группы. Одна группа размышляла о ситуации, в которой их партнер признается в измене. Другая группа размышляла над похожей ситуацией, но на этот раз это был близкий друг, который изменил. Когда мы оценили степень, в которой участники осознали пределы своих знаний, были готовы рассмотреть различные точки зрения или найти разные пути развития ситуации, мы были удивлены. Несмотря на то, что участники размышляли об одном и том же типе ситуации, те, кто думал об измене партнера друга, были значительно более склонны к вовлечению в каждый аспект метапознания, чем люди, чей собственный партнер показал, что они были неверны. Этот вывод не является интуитивным: разве мы не знаем себя лучше, чем своих друзей? Разве мы не более мотивированы работать над проблемой, которая касается нас лично? Несмотря на, возможно, более глубокое понимание и большую мотивацию, когда ситуация касается нас самих, наша способность размышлять о межличностных проступках в нашей личной жизни снижается.

    С тех пор, как я провел это первое исследование, асимметрия мудрости была воспроизведена в других лабораториях не только из-за неверности, но и из-за предательства. Тем не менее, другие ученые наблюдали аналогичную асимметрию творчества и неприятия потерь при принятии решений. Я придумал термин «парадокс Соломона», чтобы описать эту асимметрию, названную в честь еврейского царя. Он проявлял большую мудрость, когда дело доходило до проблем других людей, но также и большую глупость, когда дело касалось его личных проблем.

    Как оказалось, мудрость различается не только между людьми, которые читают о гипотетических сценариях в лаборатории. Даже один и тот же человек обычно демонстрирует значительную изменчивость во времени. Несколько лет назад исследователи попросили группу жителей Берлина рассказать о своей самой сложной личной проблеме. Участники также сообщили, как они рассуждали о каждой проблеме, включая метакогнитивные стратегии, подобные описанным выше. Изучая результаты, ученые заметили своеобразную закономерность: по большинству характеристик у одного и того же человека с течением времени наблюдалась большая изменчивость, чем между людьми. Короче говоря, мудрость сильно менялась от одной ситуации к другой. Изменчивость также следовала систематическим законам. Оно усиливалось, когда участники фокусировались на близких людях и коллегах по работе, по сравнению со случаями, когда участники фокусировались исключительно на себе.

    Эти исследования показывают определенную иронию: в тех ситуациях, когда мы больше всего заботимся о том, чтобы вести себя разумно, мы реже всего поступаем так. Есть ли способ использовать данные, основанные на фактических данных, чтобы противостоять этой тенденции?

    Моя команда решила эту проблему, изменив наш подход к ситуациям, в которых мудрость усиливается или подавляется. Когда ситуация касается вас лично, вы можете представить себя отстраненным. Например, вы можете использовать язык от третьего лица («Что она/он думает?» вместо «Что я думаю?») или мысленно поместить некоторое временное пространство между собой и ситуацией (как бы я отреагировал на «год? отныне’?). Исследования показывают, что такие стратегии дистанцирования помогают людям мудрее размышлять о ряде социальных проблем. На самом деле, первоначальные исследования показывают, что ведение ежедневного дневника в режиме удаленного «я» не только повышает мудрость в краткосрочной перспективе, но и может привести к увеличению мудрости с течением времени. Сегодня Святой Грааль обучения мудрости становится на один шаг ближе.

    Когда солнце садилось над Торонто, первое совещание Целевой группы Мудрости подходило к концу. Мы сделали сильный старт, найдя единый голос о психологических столпах мудрости, установив общий язык и выявив лучшие практики для оценки. Учитывая краткость встречи, многие вопросы остались без ответа. Возможна ли искусственная мудрость (и чем она отличается от искусственного интеллекта)? Всегда ли желательны психологические столпы мудрости? Как именно можно применить понимание мудрости во времена неопределенности и гражданских беспорядков? В последующие месяцы члены целевой группы начали работать над отчетом о встрече, поскольку весь мир приближался к полуночи на атомных часах. Первая половина 2020 года принесла нам лесные пожары в Австралии, всемирную пандемию, социальные волнения, глобальные экономические последствия и подсчет. В такие времена мудрость кажется более необходимой, чем когда-либо прежде. Деконструируя его, ученые теперь могут обратить внимание на взращивание и поддержание мудрости в трудные времена.

    Чтобы узнать больше о мудрости, посетите дочерний сайт Aeon, Psyche , новый цифровой журнал, освещающий состояние человека через три призмы: психическое здоровье; вечный вопрос «как жить»; и художественные и трансцендентные грани жизни.

    Что такое мудрость? Философия и психология мудрости – Пытливый интеллект

    Что такое мудрость? Что характерно для мудрых людей? По словам философа Фомы Аквинского, «из всех человеческих занятий стремление к мудрости является самым совершенным, самым возвышенным, самым полезным, самым восхитительным». Мудрость — одна из высших добродетелей человека. Поэтому интересно проанализировать понятие мудрости и то, что его охватывает. Давайте проанализируем, что такое мудрость и каковы ее составляющие и какими характеристиками обладают мудрые люди. Мудрость можно рассматривать с философской и психологической точек зрения. Давайте проанализируем мудрость как с философской, так и с психологической точек зрения.

    Философия мудрости

    Учения философской мудрости восходят к шумерской и египетской цивилизациям около 5000 лет назад. Древние восточные цивилизации также содержат замечательные описания мудрых писаний, таких как учения Будды в Индии и Конфуция в Китае. Согласно Будде, мудрость — это знание чего-то путем наблюдения и опыта. Согласно Конфуцию, «знать то, что ты знаешь, и знать то, чего ты не знаешь, — это свойство того, кто знает». Древнегреческие философы были известны как «софисты», странствующие учителя мудрости. Согласно Сократу, люди не ищут мудрости, они лишь «любители мудрости», поскольку истинной мудростью обладает только Бог. Для Платона мудрость касается истинного смысла жизни и природы как вселенной, так и человечества. Аристотель считал мудрость высшей формой знания и одной из самых основных добродетелей человека, а дифференцированную мудрость — либо практической, либо умозрительной мудростью. Практическую мудрость называли «благоразумием», тогда как умозрительную мудрость называли просто «мудростью». Святой Августин разделил интеллект на две части: мудрость или «sapientia», которая вечна, и «scientia», которая представляет собой знание реального мира. Знаменитое высказывание Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую». По Канту, «идея мудрости должна быть основой философии, подобно тому как идея святости является основой христианства».

    Психология мудрости

    Психологическая литература игнорировала мудрость до конца 20 -го века. С тех пор многие психологи выдвинули различные определения мудрости без единого мнения. По словам психолога профессора Штернберга, «Мудрость — это метапознавательный стиль плюс проницательность, знание того, что нельзя знать всего, поиск истины в той мере, в какой она познаваема».

    Составляющие мудрости и характеристики мудрых людей

    Хотя единого мнения относительно определения мудрости еще не достигнуто, большинство предложенных определений мудрости включают следующие пять компонентов:

    Социальное принятие решений и прагматическое знание жизни -понимание

    Признание неопределенности и эффективное преодоление ее

    Эмоциональный гомеостаз

    Проанализируем каждую составляющую мудрости отдельно

    Принятие социальных решений и практическое знание жизни

    Этот компонент мудрости характеризует то, что мудрые люди обладают пониманием и знанием сложностей жизни. Мудрость возникает в результате преодоления критических жизненных ситуаций, и мудрые люди учатся на этом опыте и повышают свои знания и компетентность. Это также включает в себя то, что мудрые люди обладают способностями и компетенциями для принятия решений и решения проблем и готовы применять их для своего собственного и чужого оптимального функционирования. Мудрые люди обладают как подвижными, так и кристаллизованными аспектами интеллекта и способны хорошо рассуждать и логически мыслить о новых и сложных проблемах. Помимо знания фактов, которое является «описательным знанием», мудрые люди знают, как интерпретировать эти факты посредством «интерпретирующего знания». Это помогает им заново открывать вещи с более глубоким пониманием.

    Просоциальное отношение и поведение

    Мудрые люди обладают просоциальным отношением и поведением, которое включает сочувствие, сострадание, теплоту, альтруизм и чувство справедливости. Они могут общаться с людьми, понимая их чувства и эмоции, и готовы помогать, поддерживать и утешать других, таким образом работая над улучшением их благополучия. Они проявляют высокий уровень заботы о других людях и улучшают свое благополучие, преодолевая собственные интересы.

    Самоанализ и самопонимание

    Воспоминания, самоанализ, самоанализ и самопонимание являются основой мудрости и мудрых людей. Эта конструкция мудрости аналогична «познай самого себя». Мудрые люди обладают способностью размышлять и размышлять о прошлой жизни, что помогает им определять свои сильные и слабые стороны и ограничения и применять это понимание к новым и сложным ситуациям. Это дает им возможность смотреть на вещи с разных точек зрения, что позволяет им развивать более широкое представление о жизни. Это также помогает им найти смысл и цель в жизни.

    Признание неопределенности и эффективное преодоление ее

    Мудрые люди осознают неопределенность жизни и способны справляться с ней. Они осознают тот факт, что большинство вещей в жизни не являются определенными, и всегда нужно быть готовым к «сюрпризу».

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *