Адаптация социальная это в психологии: Адаптация социальная. Что такое «Адаптация социальная»? Понятие и определение термина «Адаптация социальная» – Глоссарий

Содержание

Социальная адаптация детей, инвалидов — проблемы, диагностика

Социальная адаптация – это форма взаимодействия субъектов с социальной средой, активное приспособление личности к ее условиям, требованиям социума. Также данный процесс можно назвать интеграцией человеческого субъекта в общество, следствием которого является достижение развития самосознания, выработка ролевого поведения, формирование способности к самообслуживанию и самоконтролю, создание адекватных взаимосвязей с окружающим социумом. Процесс социальной адаптации охватывает также непосредственную связь с преобразованием функций различных органов, переустройством систем, выработкой обновленных умений, привычек, качеств, способностей, что ведет к адекватности личности среде.

Социально-психологическая адаптация

Важнейшим и необходимым условием нормального функционирования социума в качестве неделимого социального организма является соответствующая норме адекватная социально-психологическая адаптация. Ведь она предполагает интеграцию субъекта в социальные условия посредством приобретения статуса, положения в социальном устройстве общества.

Социальная адаптация человека демонстрирует процесс присваивания предписаний и ценностных ориентиров конкретного общества.

Психологическая адаптация проявляется перестройкой динамического шаблона личности соответственно новым требованиям окружающего мира. В психологической науке процессы адаптации означают трансформации, происходящие в реактивной либо чувствительной сфере сенсорного органа чувств или рецептора, которые имеют временный характер.

Под адаптацией в социальной психологической науке понимается модифицирование системы взаимоотношений в культурном или социальном плане. Любые структурные трансформации либо поведенческая перестройка, обладающие жизненно важной значимостью рассматриваются в качестве социализации.

Социальная адаптация личности обуславливает, определенное состояние личности, при котором ее потребности и условия среды полностью удовлетворены, с одной стороны, а с другой – являет собой процесс, через который достигается такая гармония. Адаптация в качестве процесса приобретает форму трансформации среды и модификаций в организме субъектов посредством применения действий, которые будут соответствовать конкретной ситуации.

Существует две диаметрально противоположные классификации социально-психологического адаптационного процесса, предложенные А. Налчаджяном и И. Калайковым.

Ниже представлена классификация адаптации по А. Налчаджяну. Социальная адаптация человека может проходить соответственно норме, может отклоняться от нормы, тогда следует говорить о девиантной адаптации. Также он выделил патологическую адаптацию. Нормальный адаптационный процесс приводит личность к стабильной приспособленности в типичной проблемной обстановке без анормальных трансформаций ее структуры, также как и без нарушений предписаний, требований социального объединения, в которой проходит активность личности.

Девиантная или отклоняющаяся от нормы социализация характеризуется удовлетворением личностных потребностей в конкретной социальной обстановке или группе, однако наряду с этим ожидания других членов социального процесса не воплощаются в реальность вследствие поведения личности. Процесс, который целиком или отчасти реализуется при помощи анормальных механизмов и вариаций поведения, ведет к выработке патологических комплексов, черт характера, которые образуют невротическую симптоматику и психопатические синдромы. Такой процесс называется патологической адаптацией.

Классификация, предложенная И. Калайковым, в себе содержит три формы прохождения адаптации: внешнюю, внутреннюю и реадаптацию. Внешняя адаптация выражается в процессе, через который субъект приноравливается к объективным внешним проблемным ситуациям. Внутренней адаптацией он называл процесс трансформации внутренних качеств личности, образование новых вследствие воздействия внешних обстоятельств. Реадаптацию он характеризовал в качестве приспособления в новой общественной среде, коллективе, где превалируют иные ценности, правила, требования и способы поведения, где абсолютно другая ведущая деятельность. Реадаптации сопутствует пересмотр либо отказ частично или целиком от норм, предписаний, ценностей, социальных ролей, форм поведения, а также от отдельных адаптивных механизмов. Такой процесс сопровождается серьезными личностными модификациями.

Процесс социальной адаптации довольно тесно связан с формированием индивидуальности. Социальная адаптация индивидов обладает рядом индивидуально-психологических характеристик, вследствие чего она не может совершаться одновременно и с одинаковой силой в разных областях бытия субъектов.

Социально-психологической адаптацией называют процесс вживления индивидуумов в определенную группу, которая включает их в систему взаимоотношений, образовавшихся в ней. В социально-психологическом адаптационном процессе следует выделить два компонента. Первый содержит в себе рост количества неопределенных социальных событий, в которых определенное социальное объединение субъектов еще не обладает нормативными предписаниями о задачах и плодах собственной деятельности. Причем таких предписаний не существует еще ни со стороны групп, находящихся на более высоком социальном уровне, ни основанных на собственном групповом опыте. Второй компонент заключается в преобразованиях социальной реальности, которые сопровождаются зарождением новых форм социальной деятельности и социальных ролей, что ведет к соответственным многовариантным проявлениям на уровне коллективного сознания, появлению специфических, ранее не существовавших групповых предписаний, включающих и противоположные по своей направленности нормы.

Социальная адаптация личности служит связующим элементом между общественной деятельностью и социальным естеством индивида, при этом способствует развитию и содержательно обогащает социальную среду и природу индивида. Стержневым компонентом адаптационного процесса считается соотнесение самооценок, притязаний и желаний личности с ее потенциалом и действительностью социальных условий, также включающее тенденции формирования среды и индивида. Среда влияет на субъект или коллектив, который избирательно усваивает или преобразует такие воздействия согласно с собственным внутренним естеством, а субъект или коллектив активно воздействует на окружающие условия. Такой механизм адаптации, образуясь в ходе социализации личности, делается фундаментом ее деятельности и основой поведенческих реакций.

Социальная адаптация детей

Процесс социальной адаптации является составной частью социализации. Социализация служит для обучения, а адаптация – изменения того, чему научили. Социум навязывает индивидам определенные социальные роли, но их принятие, выполнение или отрицание всегда обусловлено личностным характером. Социальная адаптация детей имеет свои определенные уровни социальной адаптации: общественный, групповой и индивидуальный.

Для малыша поступлению в дошкольное образовательное заведение всегда сопутствуют определенные психологические трудности. Такие трудности появляются вследствие того, что родительское чадо переходит из привычной для него семейной обстановки в условия дошкольного заведения. Обстановка дошкольных учреждений может казаться малышу несколько специфичной. Ведь детский сад является особым микросоциальным мирком, который условиям семьи не может быть противопоставлен. К таким специфическим особенностям детских дошкольных учреждений следует отнести продолжительное пребывание в одном месте довольно большего числа сверстников одновременно, что ведет к росту вероятности инфицирования и быстрому утомлению детей.

Следующей специфической особенностью можно считать определенные педагогические приемы в подходах к малышам, которые провоцируют сковывание проявления индивидуальности детей. При неправильном воспитании это может привести к негативным реакциям и проявлениям со стороны детского поведения. Новая социальная обстановка требует от детей соответствующих такой обстановке форм поведения.

Способность субъектов модифицировать собственное поведение в соответствии изменениями социальной среды называется социальной адаптацией.

Понятие адаптация дословно означает приспособление. Способностью приспосабливаться к меняющейся обстановке обладают все живые существа на планете. Это универсальное явление. Так, например, растения адаптируются к почве и климату, а животные к среде обитания.

Для наиболее оптимального и комфортного существования организма создаются определенные условия благодаря свойствам адаптации. Если индивид полностью здоров, обладает хорошей эмоциональной реакцией, доволен собственной жизнью, то такое состояние называется физиологической адаптацией. Однако при возникновении необходимости какого-либо изменения, участвующие в этом системы начинают трудиться более интенсивно, ведь любое переустройство реакций требует усиление процессов напряжения. Например, когда индивид поднимается вверх, у него учащается дыхание и ускоряется сердцебиение. Такое состояние называется напряженной адаптацией. В случае такой перестройки, если при этом не наблюдается превышение возможностей адаптационных механизмов, то эта перестройка и вызванное ею напряжение приведут к следующему уровню физиологической адаптации, другими словами вызовут реакции, наиболее оптимально отвечающие потребностям конкретной ситуации.

В ходе превышения адаптационного потенциала функциональные системы принимаются трудиться в неблагоприятных нагрузках, что будет являться формой патологической адаптации. Типичным проявлением патологии адаптации считается болезнь. Стрессовые состояния возникают вследствие превышения возможностей адаптационных механизмов. В соответствии с тем, какая система организма более заинтересована в стрессовых реакциях, можно выделить болевой, эмоциональный или психический стресс.

Итак, каким образом формируются у малышей способности к адаптационным процессам? В какой мере это качество является врожденным, а что завоевывается в ходе развития? Ярчайшим проявлением биологической адаптации является рождение малыша. Переход из внутриутробного существования к внеутробному требует от крохотного человеческого организма перестройки коренным образом деятельности всех его стержневых систем, таких как система кровообращения, пищеварения, дыхания. К моменту рождения перечисленные системы должны обладать возможностью осуществления функционального преобразования, другими словами должен иметься в наличии соответственная врожденная степень готовности адаптационных инструментов. Здоровый новорожденный малыш обладает должной степенью готовности и довольно быстро адаптируется к бытию во внеутробной обстановке.

Система адаптационных механизмов аналогично другим функциональным системам продолжает собственное формирование и совершенствование на протяжении многих лет постнатального онтогенетического развития. У ребенка непосредственно после рождения формируется возможность к социальному адаптационному процессу постепенно по мере овладения ребенком окружающей его социальной обстановкой. Зарождение возможности к адаптации, с одной стороны, проистекает одновременно с развитием функциональной системы нервной деятельности, а с другой, тесно связано с выработкой поведенческих реакций, типичных для условий семьи.

Итак, для малыша меняются абсолютно все ключевые параметры среды, когда он зачисляется в детское учреждение. Все дети могут совершенно по-разному переносить сложности, связанные с эмоциональным напряжением в ходе приспособления к условиям детского дошкольного заведения. Здесь можно выделить легкий адаптационный процесс, средней тяжести и тяжелый.

При легкой форме адаптации ребенок выражает напряжение, которое у него присутствует, в виде кратковременного негативного эмоционального состояния. Часто у детей после вступления в дошкольное заведение в первое время наблюдается ухудшение сна и аппетита, им не хочется играть с остальными малышами. Все вышеперечисленные проявления проходят после поступления в течение месяца.

Адаптация средней тяжести характеризуется более медленно протекающей нормализацией эмоционального состояния малыша. Ребенок может в первый месяц перенести заболевание, которое будет длиться до 10 дней и не вызовет никаких осложнений.

Тяжелая адаптация характеризуется довольно продолжительным течением (временами может длиться несколько месяцев). Она может проходить в двух вариациях: либо будут случаться частые рецидивы заболеваний, которые нередко протекают с осложнениями, такими как отиты, бронхиты и т.п., либо будут наблюдаться стойкие нарушения поведенческих реакций, граничащих с предневрозным состоянием.

Проведенные исследования обнаружили, что такие малыши в старшем возрасте оказываются на учете в психоневрологических диспансерах. При сходных стрессовых ситуациях, таких как переход в старшую группу, в школу, у детей повторно наблюдаются неадекватные поведенческие реакции.

Если социальная адаптация детей и подростков, протекает в тяжелой форме, то таких детей следует обязательно направлять к психоневрологу на консультацию. Так как обе вариации тяжелой адаптации негативно воздействуют не только на детское формирование, но и на общее состояние здоровья. Именно поэтому первостепенной задачей родителей и воспитателей является предупреждение появления тяжелой адаптации вследствие поступления малыша в дошкольное или школьное заведение. Ведь в дальнейшем трудности адаптации остро станут перед детьми и в пубертатном периоде. С целью облегчения прохождения адаптации и помощи детям, испытывающим трудности в ходе адаптации, сегодня разработана программа социальной адаптации, содержащая в себе объем, формы и порядок осуществления мероприятий, целенаправленных на преодоление сложных жизненных ситуаций подростками.

Трудность адаптации может быть обусловлена следующими факторами: состоянием здоровья малыша, уровнем его развития, возрастом, обстоятельствами социального и биологического анамнеза, уровнем тренированности адаптационного потенциала. Более тяжело переносится разлука с родителями и изменения в условиях жизни в возрасте от 11 месяцев и до полутора лет. От получения психического стресса в этом возрасте довольно трудно уберечь малыша. В старшем возрастном периоде периодическая разлука с родителями постепенно утрачивает свое стрессовое воздействие.

К биологическим причинам относят токсикозы и перенесенные заболевания женщиной во время беременности, родовые осложнения, заболевания малыша до трех месяцев жизни. Постоянные болезни детей до прихода в дошкольное заведение также влияют на степень сложности адаптации. Также существенным значением обладают неблагоприятные влияния социальной сферы. Они появляются после рождения крохи и обнаруживаются в не обеспечении малышу правильного режима, соответствующего его возрасту. Несоблюдение режима ведет к быстрой утомляемости малышей, задержке развития психики, торможению процессов формирования навыков и личностных качеств, соответствующих возрасту.

Адаптационный потенциал не формируется сам по себе. Данная способность требует определенной тренировки, усложняющейся в процессе взросления, но превышающей возможностей конкретного возрастного периода. Формирование этого качества в норме происходит параллельно с социализацией малышей и развитием их психики. Ребенка нужно ставить в условия, при которых ему будет необходимо менять устоявшееся поведение, даже если принято решение не отдавать его в дошкольное заведение.

Социальный адаптационный процесс в школьной среде также характеризуется своими особенностями. Особенно сложным считается первый год школьного обучения. Это связано с видоизменением места ребенка в системе социальных взаимоотношений, со сменой всего его жизненного уклада, с возрастанием психоэмоциональной нагрузки. Беззаботное времяпровождение в виде игр сменяется учебной деятельностью, которая требует от детей напряженной умственной работы, активизации внимания, концентрации и практически неподвижного положения тела на уроках. Школьные уроки, увлечение детей просмотром телевизионных передач, занятиями музыкой, шахматами, иностранным языком ведут к снижению двигательной активности детей практически в два раза в сравнении с детсадовским периодом. Наряду с этим потребность в движении у них остается высокой.

Ребенку в школе приходится устанавливать межличностные контакты с одноклассниками и учительским составом, следовать требованиям школьной дисциплины, выполнять новые обязанности, диктуемые учебной работой. Далеко не все малыши могут быть готовы к этому. Психологи утверждают, что многим первоклассникам-шестилеткам довольно трудно социально адаптироваться. Причиной этого является несформированность личности, которая будет способна подчиняться режиму учреждения, усваивать нормы поведения, выполнять школьные обязанности. Поэтому многие ученые считают, что для адекватной социальной адаптации в школьной сфере, необходимо отдавать детей в школу не раньше, чем они достигнут возраста семи лет. В течение года, который отделяет шестилеток от семилеток, у ребенка вырабатывается произвольная регуляция собственного поведения, ориентировка на социальные предписания и требования.

Часто дети-первоклассники с собой берут в школу любимые игрушки. Это не стоит запрещать. Нужно лишь объяснить детям, что играть ими можно только лишь на перемене. Ведь малыш, беря с собой игрушку, ощущает себя защищенным.

Поступление в школу является очень серьезным шагом для детей. Это своеобразный переход от беззаботного и веселого детства к периоду, где главным будет чувство ответственности. Облегчить такой переход помогает процесс адаптации к школьному обучению и обязанностям.

Итак, социальная адаптация детей и подростков связана, главным образом, с их рождением, когда они окунаются в социум и адаптируются в нем. Следующими важными периодами адаптации являются поступление в дошкольное заведение и учебное учреждение.

Проблемы социальной адаптации

Социум считает нормальной личность, способную адаптироваться. Однако такой подход к пониманию в различных общностях и коллективах может разниться. Поэтому проблемы социальной адаптации, главным образом, могут появиться вследствие правил, которые приняты в этом конкретном обществе. К примеру, у иностранных граждан они могут появиться, как результат различий доминирующих норм в разнообразных культурах. Проблемы адаптации могут появляться вследствие поведения, несоответствующего предписаниям из-за индивидуальных личностных особенностей индивида. Так, например, робкий индивид просто не способен активно конкурировать с более пробивными коллегами.

В связи с разным реагированием людей на преобразования в собственной деятельности и всевозможные стрессоры, сегодня наиболее приоритетными задачами становятся изучение и разработка системы оптимизации этой способности с целью результативного воздействия на него. Поэтому рассматриваются возможности включения данной способности в качестве одной из основополагающих в требования к профессиональной пригодности специалиста и, главным образом, руководителя.

Если развитие считать жизненной стратегией, то исходя из этого, адаптация будет тактикой, позволяющей индивиду удерживаться в установленных эволюционных границах, тем самым обеспечивая возможность прогресса. Эффективная адаптация является одной из предпосылок успешной профессиональной самореализации.

Каждый индивид, в процессе жизненного развития вступает в новые для себя условия, вследствие чего неизбежно преодолевает более или менее длительные процессы адаптации.

С проблемами адаптации в процессе жизнедеятельности сталкиваются многие возрастные категории людей, наиболее тяжело проходит адаптация в дошкольном, пубертатном и пенсионном возрасте.

Проблемы адаптации людей в предпенсионном и пенсионном возрасте часто связаны с так называемой возрастной депрессией. В этом возрасте индивиды переживают тяжелый психологический кризис, связанный с множеством конфликтов, происходящих в их жизни. В этом периоде на субъектов оказывают воздействие различные факторы: этапов жизни, здоровья, социальные факторы. Факторы этапов жизни заключаются в анализе индивидом собственной жизни. Именно поэтому очень важным является его оценка своего прошлого, настоящего и будущего. Факторы здоровья заключаются в психологическом преодолении индивидом естественного или вызванного болезнью ослабления физических сил. К социальным факторам следует отнести степень тяжести перенесения индивидом ухода детей во взрослую жизнь и другие социальные проблемы.

Проблемы с адаптацией появляются вследствие несовпадения ролей субъекта в разнообразных социальных группах. Поэтому для нормализации прохождения адаптации сотрудниками социальных служб была разработана программа социальной адаптации. Ведь стресс, порожденный адаптационными проблемами, бывает настолько серьезным, что его следствием и постоянными спутниками становятся нервозность и различные недомогания. Также были разработаны методики социально-психологической адаптации, целью которых является определения показателя уровня адаптации среди различных категорий населения.

Социальная адаптация инвалидов

Сегодня одной из самых серьезных проблем психологии остается проблема психосоциального развития лиц с инвалидностью в семье и социуме. Ведь травмы психологического характера получает не только сам больной, но и участники семейных отношений. Понятие «инвалид» имеет латинское происхождение и в дословном переводе означает неполноценный или непригодный. К сожалению, люди с инвалидностью даже в наш просветленный век, наиболее относятся к незащищенной группе населения. У них гораздо меньше возможностей получения достойного образования или профессии с высоким материальным доходом. Многие из них не в состоянии реализовать себя в межличностных взаимоотношениях. Все это свидетельствует о произвольной дискриминации инвалидов.

Социальная реабилитация и адаптация представляет собой комплекс мероприятий, целенаправленных на возрождение ранее разрушенных или потерянных индивидом социальных связей и взаимоотношений вследствие инвалидности. Люди с инвалидностью испытывают сложности с профессиональной реализацией, ростом и самосовершенствованием, таким необходимым любой личности. Отсутствие у них достаточных практических умений для самостоятельной жизни ведет к тому, что они становятся обузами для родственников. Сегодня для социума должна вызывать предельную тревогу катастрофическая динамика роста детской инвалидизации, их социальная неустроенность и туманность жизненной перспективы.

Социальная реабилитация и адаптация подразумевает под собой реализацию следующих задач: защиту прав и охрану интересов лиц с инвалидностью, получение ими равных с остальными членами общества возможностей для участия во всех областях жизнедеятельности социума, их интеграцию в социальную среду, формирование позитивного общественного мнения относительно лиц с инвалидностью, информирование социума о положении инвалидов и выполнение иных мер, направленных на реабилитацию и социальную защиту лиц с инвалидностью.

Диагностика социальной адаптации

Исследование характеристик процессов адаптации и связанных с ними свойств личности сегодня является одной из остро стоящих проблемных вопросов современности. Поэтому сейчас стали очень востребованными методики социально-психологической адаптации. Так, например, опросник, разработанный К.Роджерсом и Р.Даймондом, позволяет диагностировать особенности протекания социальной адаптации. Его стимульный материал представлен сто одним утверждением, сформулированным в единственном числе третьего лица, без употребления местоимений. Такая форма, по всей вероятности, используется авторами с целью избегания воздействия «прямого отождествления». Другими словами, чтобы испытуемые в некоторых ситуациях сознательно, напрямую не соотносили утверждения опросника с собственными особенностями. Такой прием считается формой «нейтрализации» установок испытуемых на социально-ожидаемые или подходящие ответы.

Определяющим фактором в физическом формировании индивида является его социальность. Любые социальные роли требуют использование определенных физических параметров, причем, чем тяжелее социальная деятельность индивида, тем выше будет степень дифференциации проявлений физического. В связи с ускоренными темпами социальных, технологических и даже климатических модификаций среды, от индивида требуется быстрая адаптация к среде и жизнедеятельности. Именно поэтому на современном этапе формирования социума по-новому видится задача воспитания гармонично развитых индивидуумов, имеющих высокую интеллектуальную и физическую работоспособность. С этой целью разработаны методики, объектом исследования которых являются уровни социальной адаптации индивидов, которые могут выступать в качестве как процесса адаптации и в качестве результата.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

📖 22. Социализация и адаптация. Шпаргалка по социальной психологии. Челдышова Н. Б. Страница 22. Читать онлайн

Процесс социализации обычно рассматривают как процесс вхождения человека в социальную среду путем усвоения и воспроизводства в особенностях своей личности и поведения опыта, накопленного человечеством. Однако социализация это в первую очередь адаптация (приспособление) к культурным, психологическим и социальным факторам.

Адаптация — процесс приспособления и эффективного взаимодействия организма со средой, который осуществляется на биологическом, психологическом и социальном уровнях.

Процесс биологической адаптации наблюдается при изменении условий существования и служит целям сохранения гомеостаза.

Целью психической адаптации является установление оптимального соответствия личности и окружающей среды входе осуществления свойственной человеку деятельности, позволяющей индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели.

Под социальной адаптацией понимается процесс эффективного приспособления и взаимодействия личности с социальной средой.

В процессе социализации происходит социально-психологическая адаптация личности.

Социально-психологическая адаптация — это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:

1) адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;

2) адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

3) изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Процессы социализации и социально-психологической адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Адаптацию можно рассматривать как составную часть. Социализацию часто связывается только с общим развитием, а адаптацию — с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Процесс социализации понимается как процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. В ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе.

В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социально-психологическая адаптация является одним их основных механизмов социализации, она служит более полной социализации.

Таким образом, социально-психологическая адаптация является одновременно и постоянным процессом активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды, и результат этого процесса.

Социально-психологическая адаптация по свои результатам может быть позитивной, приводящей к устойчивой социализации личности и негативной, ведущей к нарушению процесса социализации.

По механизму осуществления выделяют добровольную и принудительную социально-психологическую адаптацию.

Стадии процесса социально-психологической адаптации:

а) ознакомление;

б) ролевая ориентация;

Психология bookap

в) самоутверждение.

В процессе социально-психологической адаптации происходит формирование социальных качеств общения, поведения и предметной деятельности, принятых в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. В результате чего личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность.

Психологические особенности социальной адаптации студентов в условиях дистанционного обучения

Реферат

В статье рассмотрены особенности социальной адаптации студентов первого курса Самарского государственного технического университета. Описаны социально-психологические условия образовательного процесса студентов в дистанционной форме. Анализируются фундаментальные концепции рассмотрения феномена социальной адаптации. Подробно исследуются виды социальной адаптации конструктивный и деструктивный и их содержательные компоненты, результаты исследовательского эксперимента по выявлению стратегий социального взаимодействия в образовательном процессе студентов с разными типами социальной адаптации. Экспериментальные исследования показали, что у студентов-первокурсников высокая тревожность и ригидность, средний и низкий уровень адаптации, носящий адаптивный характер, и только 28,5 % студентов с конструктивным типом социальной адаптации, характеризующимся активным взаимодействием и направленностью личности.

к развитию. Определено влияние типа адаптации на академическую успешность студентов. Описаны особенности внутриличностного содержания, формирующие поведение студентов в социальном взаимодействии. Приведены результаты наблюдений за стратегиями социального общения студентов обоих типов адаптации, показаны формы взаимодействия студентов с деструктивным типом. В статье отражен феномен социальной адаптации, который констатирует ее состоятельность по тестовым показателям и в то же время демонстрирует внутриличностные проблемы при использовании стратегий деструктивного типа. Представлен прогноз влияния типа адаптации на риск возникновения психоэмоциональных расстройств.

Ключевые слова: Социальная адаптация, стратегии, дистанционное обучение

Введение

В жизни каждого человека бывали ситуации, из которых казалось, что выхода нет. В некоторых случаях такие ситуации могут перерастать в периоды, которые могут длиться неопределенно долго. Стремление изменить ход событий побуждает человека к выбору различных стратегий поведения, планирования и отношения к проблемной ситуации. Мышление о решении проблем основано на бессознательном опыте. Чем богаче опыт, тем ближе решения человека к оптимальным. Но всегда ли оптимальные решения можно назвать правильными и что именно определяет их оптимум? В этом аспекте оптимизации решений способствует социальная адаптация. Это очень сложный феномен параллельных событий социализации, ассимиляции и внутриличностной трансформации, основанный на опыте, полученном при решении проблем, возникающих в социальном взаимодействии.

Постановка проблемы

Будучи актуальной проблемой в условиях изменений в различных сферах деятельности человека, социальная адаптация представляет научный интерес для многих исследователей. Фундаментальные представления об адаптации показывают ее присутствие во всех процессах, связанных с жизнедеятельностью всех живых организмов – от биологических до психосоциальных. В биологическом определении условия среды запускают процесс приспособления к ним строения и функций организмов (Налчаджян, 2010).

Адаптация также рассматривалась как одна из предпосылок выживания в обществе – как среда обитания (Парсонс, 1971). Теория адаптационного синдрома, разработанная Г. Селье, описывает закономерности возникновения неспецифической резистентности организма к действию стрессорного раздражителя. Эти реакции характерны для всех адаптационных процессов, в том числе и для социальной адаптации. Интеракционистский подход позволил рассмотреть адаптацию личности с точки зрения набора способов преодоления трудностей, которые отличаются от обычной адаптации к требованиям среды характерным для личности набором стратегий решения. проблемы (как цитируется в Shibutani, 1961).

Исследовательские вопросы

Развивая авторскую концепцию социально-психологической адаптации (СПА), в предыдущих исследованиях (Двойникова, 2015, 2019) мы рассматривали формирование способности к адаптации как онтогенетический процесс и выделяли два его вида – конструктивный и деструктивный. Содержанием конструктивного типа является направленность на поиск решений проблем социального взаимодействия, нормальную самооценку и отсутствие фрустраций. Деструктивный тип характеризуется внутриличностными конфликтами и напряженностью, низкой самооценкой и направленностью на решение внутриличностной напряженности в ущерб решению социальных проблем. Таким образом, в результате исследования при сравнительном анализе можно было увидеть положительные показатели социальной адаптации людей; однако их успех в социальном взаимодействии зависел от типа SPA. Также нами установлено, что типы СПА формируются в зависимости от социально-психологических условий развития личности (ведущее значение имеют семейное воспитание и образовательная среда). В них формируются основные представления о правилах и нормах социального взаимодействия, морально-этических ценностях, смысле жизни, стратегиях решения трудностей социального взаимодействия. В настоящее время актуальность темы социальной адаптации получила новое развитие в связи с затянувшимся мировым экономическим кризисом, внезапно усугубленным ситуацией пандемии, что исключает миграционные процессы населения для поиска работы, посещения учебных заведений из-за жесткие рамки социального взаимодействия.

Комплекс этих проблем дополняет представление людей о грядущих социально-экономических изменениях, связанных с последствиями пандемии. Все эти факторы представляют собой будущие трудности социальной адаптации населения. В связи с этим уже возникают различные социально-психологические деструкции социальных процессов и психоэмоциональных состояний людей. Результаты последних расследований о влиянии COVID-19на неврологическое и психическое здоровье населения свидетельствуют об увеличении потребности в психотерапевтической помощи (Ощепкова, Миронченков, 2021).

Эти проблемы актуализируют весь адаптационный потенциал человека для самоопределения, выбора сферы деятельности и планирования жизни. Однако тип СПА личности может влиять на развитие личностного роста (Двойникова, 2019). В современных условиях первокурсники находятся в системе разнонаправленных ориентиров, которые не всегда соответствуют фундаментальным в контексте общечеловеческих, нравственно-этических и культурных традиций (Андриенко, 2021; Андриенко, Зубкова, 2021).

Формирование направленности деятельности, опора на ценностные ориентации, формирование личности способствуют снижению внутриличностной напряженности при решении ряда проблем социального взаимодействия. В этом аспекте преподаватели несут ответственность за создание «условий для успешного проявления способностей и личностных качеств обучающегося в адаптационный период с целью его самореализации» (Мюллер, Ротова, 2020, с. 19).). Психолого-педагогическое сопровождение адаптации к обучению в вузе позволяет создать студентам комфортные и безопасные условия для самореализации в образовательном процессе (Абакумова, Кагермазова, 2016). Вузы «возлагают на студентов требования самостоятельного и чрезвычайно динамичного освоения новых компетенций, новых форм и методов их развития и саморазвития, новых способов социальных взаимодействий» (Григорьева, Шамионов, 2017, с. 24). Дистанционное обучение предполагает самостоятельное изучение материала курса и онлайн-взаимодействие с преподавателями и сокурсниками (Елисеева, Исакова, 2021).
Технически и организационно онлайн-обучение достаточно прогрессивно; однако социальная адаптация в этих условиях не может быть реализована в полной мере и формируется в иной форме, с привлечением в большей степени навыков квазиреальных отношений, что не может способствовать успеху социальной адаптации.

Цель исследования

Цель исследования — выявить взаимосвязь успеваемости обучающихся в условиях дистанционного обучения с разными типами их социальной адаптации.

Методы исследования

В эксперименте приняли участие первокурсники разных факультетов. В качестве инструмента измерения показателей адаптации мы использовали методику диагностики СПА К. Роджерса и Р. Даймонда (цит. по: Райгородский, 2011). Диагностическая методика предназначена для измерения содержательных компонентов СПА личности. Для определения типа адаптации использовали методику диагностики самооценки психических состояний по Г. Айзенку, определяющую уровни показателей агрессии, тревожности, фрустрации и ригидности.

В авторском диагностическом подходе мы используем два указанных метода, поскольку они позволяют диагностировать не только количественные, но и качественные особенности содержания адаптации разных типов (цит. по: Райгородский, 2011).

Наш эксперимент, проведенный в Самарском государственном техническом университете, показал особенности социальной адаптации студентов-первокурсников в период дистанционного обучения.

Для определения особенностей социальной адаптации студентов был организован констатирующий этап работы. Объем эмпирической выборки составил 340 студентов первого курса инженерно-экономического и электротехнического факультетов (рис. 1).

Выводы

Получены следующие результаты: 28,5 % студентов имели показатели социальной адаптации конструктивного типа; 71,5% студентов – деструктивные. (Таблица 1).

Рисунок 1: Рисунок 1. Уровень СПА конструктивного и деструктивного типа Посмотреть полный размер > Таблица 1 — Результаты исследования SPA (К. Роджерс и Р. Даймонд) (Райгородский, 2011) (средние значения по выборке) Посмотреть полный размер >

В приведенной ниже таблице 2 отражены результаты тестирования студентов с целью определения уровня их социальной адаптации. Так, у студентов с адаптацией конструктивного типа высокие результаты самопринятия; принятие других и эмоциональный комфорт; низкий уровень эскапизма. У студентов с деструктивным типом социальной адаптации доминируют показатели неприятия себя, принятия других и низкий уровень комфортности при высоких показателях эскапизма.

Таблица 2 — Результаты измерений по методике диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) (Райгородский, 2011) (средние значения по выборке) Посмотреть полный размер >

Самооценка психических состояний выявила особенности сочетания показателей тревожности, фрустрации и ригидности, составляющих характерные черты типов СПА студентов. Так, у студентов конструктивного типа СПА низкие показатели тревожности и фрустрации при среднем уровне показателя ригидности. В отличие от них студенты с деструктивным типом СПА демонстрируют высокий и средний уровень тревожности и фрустрации при высоком уровне ригидности.

Проведенные тесты показали достоверные различия в характеристиках адаптации студентов с разными типами СПА. Студенты с конструктивным типом не имели внутриличностных напряжений, были активны в общении, участвовали в групповых процессах. Студенты с деструктивным типом имели внутриличностные напряжения и старались уйти от переживаний, приспосабливаясь к изменяющимся условиям.

Дальнейший сценарий эксперимента сопровождался наблюдением за поведением студентов в поисках решения учебных задач психологических дисциплин. Наблюдение за стратегиями социального взаимодействия студентов с разными типами адаптации выявило комплекс специфических вариаций коммуникативных приемов. Так, учащиеся с конструктивным типом СПА всегда посещали онлайн-занятия с включенными камерами и не выходили из кадра, использовали развернутые ответы, проявляли активность в поиске решений учебных задач и вовлекали в коммуникативный процесс других учащихся и преподавателя. По окончании сеанса у них не было признаков усталости или угасания интереса к обсуждаемой теме.

Студенты с деструктивным типом СПА чаще других выключали камеры, жалуясь на их отсутствие или дефект, заменяли развернутую речь краткими ответами или сленгом из социальных сетей. Они использовали электронные устройства для поиска ответов даже на те вопросы, которые предполагали формирование личного мнения или касались впечатлений из личного опыта. В отличие от студентов с конструктивным типом адаптации, в общении с учителем они проявляли тревогу по поводу возможности неправильного ответа, отказывались от поиска решений. Высокая динамика взаимодействия приводила к состоянию утомления, они «выходили» из процесса общения, отключая микрофоны и камеры.

Способность к социальной адаптации является необходимым условием целостности развития личности. Обогащение вариативности стратегий определяет широту возможностей самореализации. Формирование типа СПА определяет направленность деятельности личности либо на решение внешних задач, поставленных жизненными событиями, либо на избавление от внутриличностных переживаний при сохранении вопросов задач, которые впоследствии могут привести к состоянию психологического кризиса.

Качество жизни человека во многом определяется его адаптивностью. Литературные персонажи ярко демонстрируют стратегии социальной адаптации. Например, в сказке «Младший и Карлсон», в которой главный герой, Младший, страдающий от недостатка внимания со стороны взрослых, испытывая страх перед домработницей Фрекен Хильдур Бок, оставшись наедине с потребностью в близком эмоциональном общении, просит взрослых подарить ему щенка, получив отказ, попадает в проблемную эмоционально-психологическую ситуацию, в которой адаптируется с помощью вымышленного друга Карлсона (Линдгрен, 2017). На первый взгляд, этот друг выполняет адаптивную функцию – создает фантазийные коммуникации, заменяя реальные отношения квазиреальными эмоциональными связями, снижает уровень тревожности в общении с Фрекен Хильдур Бок, пугая ее и показывая Младшему ее слабость, исполняет желания Младшего ешь варенье из баночки и сиди на шкафу, балуйся и по-детски шалишь. Однако этот воображаемый друг обладает неограниченными возможностями деятельности, недостижимыми для Джуниора, и, сопоставив два варианта социальных событий (реального и фантастического) и избегая реальных проблем, подвергает себя опасности. Достижение состояния эмоционального комфорта при когнитивном искажении действительности под влиянием СПА деструктивного типа может привести к депрессивным расстройствам и включению многих психологических защит, поддерживающих эти искажения. Таким образом, при деструктивном типе СПА человеку грозит развитие частых кризисов, психоэмоциональных и психосоматических расстройств. Деструктивный тип СПА является адаптивным к условиям внешней среды без участия личности в процессах ее изменения. Неизменные условия оказывают постоянное воздействие на личность и представляют трудности, фрустрируют и удерживают проблемную ситуацию на неопределенно долгое время. В этих условиях человек не чувствует себя в безопасности, не имеет возможности самореализации, а стремится избавиться от напряжения.

Конструктивный тип СПА не мотивирует релаксацию бегством от реальности, а предполагает активное взаимодействие с окружающей средой, воздействие на ее процессы, обогащение личностных качеств и умений.

Условия дистанционного обучения в ряде аспектов являются кризисной психологической нагрузкой для обучающихся, так как предполагают самостоятельную работу в процессе усвоения фундаментальных знаний; динамика течения учебного процесса. Высокий уровень конкуренции в социальном, ролевом и классовом статусе мотивирует многих студентов учиться на тех специальностях, которые в других условиях были бы им не интересны; отсутствие естественного формата социальных коммуникаций, взаимоотношений и связей, формирующих эмоциональную близость, дружеские и чувственные отношения.

Для качества образования в целом и развития личности в частности необходимо разработать новую концепцию программ психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов к обучению в вузе. В нем содержатся методы развития учебной самостоятельности, личностной компетентности, психологической грамотности студентов для сохранности психоэмоциональной сферы личности в условиях дистанционного обучения. Реализация таких программ в рамках развития государственной образовательной программы позволит сохранить интеллектуальный ресурс будущих специалистов.

Заключение

Условия дистанционного обучения могут способствовать развитию личности обучающегося, если он овладел конструктивным типом СПА, так как именно конструктивный тип позволяет приступить к решению задачи, не беспокоясь о возможных ошибочных решениях, активно участвовать в обсуждение тем на уроках. Они также могут без колебаний и нерешительности участвовать в творческой работе. Студенты с деструктивным типом СПА показали более низкие результаты успеваемости, так как обращенные к ним просьбы о решении проблем выступают психоэмоциональной нагрузкой, повышая уровень тревожности. В нем они, пытаясь снизить напряжение, отказываются от решений или отключают связь с присутствующей на уроке группой, объясняя свой уход разрывом связи.

Таким образом, нам удалось выявить и проанализировать особенности социальной адаптации студентов с разными типами СПА и определить направления дальнейших исследований по заявленной проблеме, в частности в разработке принципиально новых подходов к принципам психолого-педагогической поддержка первокурсников в условиях дистанционного обучения.

Ссылки

  • Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц. (2016). Межкультурная социально-психологическая адаптация студентов в полиэтническом образовательном пространстве. Российский психологический журнал, 13(3), 53-72.

  • Андриенко О. А. (2021). Социально-психологическая адаптация первокурсников вуза в условиях дистанционного обучения. Гуманитарно-педагогические исследования, 5(1), 30-34.

  • Андриенко О. А., Зубкова С. Н. (2021). О проблеме психологического благополучия студентов в условиях дистанционного обучения, вызванного распространением COVID-19. Balkan Scientific Review, 5(2), (12), 16-19 (на русск.).

  • Двойникова Е.Ю. (2015). Девиантное поведение студентов в процессе социально-психологической адаптации в вузе Вестник Самарского государственного технического университета. Серия психолого-педагогических наук, 2(26), 43-49(на рус.).

  • Двойникова Е.Ю. (2019). Сравнительный анализ содержательных показателей социально-психологической адаптации студентов разных поколений. Мир науки. Педагогика и психология, 7(3), 32.

  • Елисеева Е.В., Исакова Л.С. (2021). Социально-психологическая адаптация студентов ИСМА в условиях дистанционного обучения. Биология и интегративная медицина, 47, 84-89.

  • Фрейд, С. (2018). Эго и механизмы защиты. Отпечаток группы Taylor&Francis. Рутледж.

  • Григорьева М.В., Шамионов Р.М. (2017). Роль рефлексии в процессе адаптации студентов к условиям обучения в вузе. Психологическая наука и образование, 22(5), 23-30.

  • Хартманн, Х. (1958). Эго-психология и проблема адаптации. International Universities Press Inc.

  • Линдгрен, А. (2017). Младший и Карлсон, который живет на крыше. Махаон. (на рус.).

  • Мюллер, О. Ю., и Ротова, Н. А. (2020). Социально-психологическая адаптация студентов к обучению в педагогическом вузе. Российский психологический журнал, 17(3), 18-29.

  • Налчаджян А. А. (2010). Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. Издательство «Эксмо». (на рус.).

  • Ощепкова С.Ю. и Миронченков М.В. (2021). Влияние новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на нервную систему человека. Психические и неврологические расстройства. Международный студенческий научный вестник, 2, 62-62. (на рус.).

  • Парсонс, Т. (1971). Система современных обществ. Прентис-Холл.

  • Райгородский Д.Я. (2011). Практическая психодиагностика. Методы и тесты. Издательство БАХРАХ.

  • Реан, А.А. (2004). Психология личности. Социализация, поведение, общение. Издательство «Прайм-Еврознак»; Издательство «Олма-Пресс».

  • Шибутани, Т. (1961). Общество и личность: интеракционистский подход к социальной психологии. Прентис-Холл.

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Об этой статье

Социальная адаптация и пять основных факторов личности.

  • Идентификатор корпуса: 204385463
 @inproceedings{Buss1996SocialAA,
  title={Социальная адаптация и пять основных факторов личности.},
  автор = {Дэвид М. Басс},
  год = {1996}
} 
  • Д. Басс
  • Опубликовано в 1996 г.
  • Психология

Изучение предрасположенности преподавателей музыки: теория психологии восприятия

  • Кэтлин Джоанн Попов
  • Психология

  • 2017

В этом исследовании изучаются характеристики характера двенадцати музыкальных педагогов с разным демографическим и профессиональным образованием. Основная цель исследования состоит в том, чтобы выявить расположение…

Прогнозирование среднего балла средней школы с использованием личностных доменов HEXACO и вступительного теста в среднюю школу

  • Джеффри Дюрсо-Финли
  • Психология

  • 2016

Прогностические исследования некогнитивных черт личности и SAT на средний балл колледжа хорошо известны, но гораздо меньше известно о связи между чертами личности и сопоставимыми вторичными… -бытие

  • Джейми С. Черчиярд
  • Психология, философия

  • 2014

II

Современные перспективы изучения личности в разных культурах

В этой статье рассматриваются точки зрения эволюционной, межкультурной, местной и культурной психологии, поскольку они касаются этих различных аспектов личности в разных культурах, и рассматривается, как может выглядеть интеграция этих точек зрения.

Пятифакторная модель описывает структуру социальных восприятий

  • С. Шривастава
  • Психология

  • 2010

Моя аспирантская группа, недавно поступившая на программы по социальной психологии и психологии. Это слияние и комбинация точек зрения, с которыми я столкнулся, оказались…

Разработка компьютерных агентов с индивидуальностью для улучшения взаимодействия человека и машины в сложных системах

  • Сасанка В. Прабхала
  • Психология

  • 2007
90,san Prabhala. Доктор философии, кафедра биомедицинской, промышленной и инженерной инженерии человеческого фактора, Государственный университет Райта, 2007 г. Разработка компьютерных агентов с личностями для улучшения взаимодействия человека и машины…

Мужской обман при краткосрочном спаривании как функция личности

  • К. Фрайер
  • Психология

  • 2007

Обман — это одно из решений, которое эволюционировало для решения адаптивной проблемы приобретения партнера. В этом исследовании изучалась природа обмана, используемого самцами при краткосрочном спаривании, и было ли использование этого…

Тактика удержания партнера в Испании: личность, половые различия и статус отношений.

Характеристики личности, особенно невротизм и доброжелательность, последовательно коррелировали с тактикой удержания партнера, подтверждая две гипотезы, основанные на эволюции.

Как самолидеры воспринимаются в Большой пятерке

  • Марко Фуртнер, Дж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *