Адаптация в психологии понятие: Психологическая адаптация как междисциплинарный предмет исследования

Социально-психическая адаптация и её уровни – каковы её формы и особенности

Легко ли ты входишь в новый коллектив? Спокойно ли привыкаешь к новым условиям жизни или испытываешь тревогу? Боишься ли ты перемен? Если ты ответила на эти вопросы «да», то у тебя слабые адаптивные способности. Эта статья посвящена социально-психологической адаптации личности, тебе пригодится эта информация, если перемены приводят тебя в ужас.

В этой статье:

Понятие социально-психологической адаптацииФормы психологической адаптацииОсобенности протекания социально-психологической адаптацииПонятие о дезадаптация личностиВиды дезадаптированностиОбщий адаптационный синдром – синдром Селье

Новости СМИ2

Понятие социально-психологической адаптации

Фото автора cottonbro: Pexels

Впервые тему адаптации поднял древнегреческий философ Аристотель. Наблюдая факторы приспособления организмов к условиям окружающей среды, он пришел к выводу, что в их взаимодействиях существует всеобщая целесообразность.

Изначально термин «адаптация» использовался в биологии. В дальнейшем термин проник и в иные науки: психологию, социологию, педагогику и многие другие.

Адаптация — сложное многофакторное явление, которое имеет свои собственные механизмы и закономерности.

Социально-психологическая адаптация — это процесс психологической включенности личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций.

Социально-психологическая адаптация — это приспособление индивида к группе и взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения. Социально-психологическая адаптация человека осуществляется в следующих сферах его жизни и деятельности:

  • В социальной сфере со всем многообразием ее содержательных сторон и компонентов (нравственных, политических, правовых и многих других).

Адаптация к взаимодействию с новыми людьми, к новым политическим или социальным условиям. Вспомни, как ты адаптировалась к условиям жизни в ситуации пандемии короновируса.

  • В системах психологических связей и отношений личности, включения ее в исполнение различных социально-психологических ролей.

Адаптация к новой социальной роли и действиям в рамках этой роли. Согласись, если ты стала мамой, женой или начальником – твоя жизнь кардинально меняется и к этим условиям нужно адаптироваться.

  • В сфере профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений личности.

Здесь речь идет именно к приспособлению к новым коллективам в профессиональной деятельности или учебной. Сюда можно отнести адаптацию ребенка к детскому саду и школе, адаптацию к новой работе и так далее.

Формы психологической адаптации

В психологии различают три формы адаптации: формальную, общественную и дидактическую.

  • Формальная адаптация — это познавательно-информационное приспособление к новому окружению, новым требованиям и обязанностям. Например, ты привыкаешь к новым трудовым обязанностям.

Адаптация на новом рабочем месте

  • Общественная адаптация — это процесс внутренней интеграции (объединения) групп и интеграция этих же групп в целом. Например, ты привыкаешь к новым людям в коллективной деятельности (учеба, работа, хобби).
  • Дидактическая адаптация — это подготовка студентов к новым формам и методам учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Здесь идет речь именно о привыкании к новой социальной роли – студента.

Особенности протекания социально-психологической адаптации

Адаптация имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при осуществлении контроля за ее ходом. Период социально-психической адаптации, связан с ломкой прежних стереотипов и установок. В процессе социально-психологической адаптации ты можешь испытать следующие трудности:

  • Негативные переживания, связанные с новыми условиями;
  • Неопределенность мотивации, недостаточная психологическая подготовка к ней;
  • Неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности;
  • Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
  • Налаживание быта и самообслуживания в новых условиях;
  • Отсутствие навыка к выполнению новой деятельности;
  • Повышенная тревожность и эмоциональность;
  • Стресс;
  • Наличие страхов.

Уровень адаптированности личности является результатом процесса адаптации. Обрати на них внимание:

  • Высокий. Ты успешно адаптировалась к новым условиям;
  • Средний. Ты адаптировалась к ряду изменений, но все еще есть трудности, с которыми ты сталкиваешься;
  • Низкий. Новые условия создают ситуацию эмоционального выгорания.

Понятие о дезадаптация личности

Иногда происходит так, что человек в силу каких-то препятствий так и не смог адаптироваться к новым условиям. Процесс дезадаптации личности является противоположным процессу адаптации. Дезадаптация – это разрушающий и деструктивный процесс.

У тебя дезадаптация, если не происходит разрешения проблемной ситуации, связанной с новыми условиями, а наоборот происходит ее усугубление, усиление трудностей и ты чувствуешь стойкое переживание неприятных переживаний и чувств.

Дезадаптация может иметь патологический и непатологический характер. Непатологическая адаптация характеризуется отклонениями в поведении и переживаниях субъекта, связанных с недостаточной социализацией, социально-неприемлемыми установками личности, резкой сменой условий существования, разрывом значимых межличностных отношений. В патологическом случае дезадаптационные состояния и конфликты могут стать истоком рискованного и аутоагрессивного поведения человека.

Будь осторожнее, если ты чувствуешь, что с тобой происходит дезадаптация, обратись к психологу, либо выйди из этой ситуации. Стоит задуматься, если есть следующие признаки:

  • Изменение поведения в социальной сфере;
  • Несоответствие поведения своим социальным функциям;
  • Психические сдвиги;
  • Состояние психологического тупика, возникающее в результате долгого нахождения личности в конфликте (внешнем или внутреннем) и отсутствия необходимых адаптивных механизмов для выхода из этого состояния.

Виды дезадаптированности

Выделяют три вида дезадаптированности личности:

  • Временная дезадаптированность;
  • Устойчивая ситуативная дезадаптированность;
  • Общая устойчивая дезадаптированность.

Временная дезадаптированность характеризуется нарушением баланса между личностью и средой, порождающим адаптивную активность личности. Устойчивая ситуативная дезадаптированность личности отличает ее отсутствием механизмов адаптации, наличием желания, но неумением адаптироваться. Общая устойчивая дезадаптированностъ проявляется состоянием перманентной фрустрированности, активизирующей патологические механизмы и приводящей к развитию неврозов и психозов.

Как видишь, дезадаптация является тем самым состоянием, которое может навредить психике человека. Если возникают трудности с социально-психической адаптацией – обратись за помощью.

Общий адаптационный синдром – синдром Селье

Проблема стресса в современном мире занимает особое значение. Стресс как явление многократное стало объектом пристального изучения со стороны многих наук – социологии, медицины, психологии, психиатрии и пр.

Социализация человека в обществе предполагает некий процесс адаптации, в ходе которого психика человека привыкает к новым условиям. Здоровая психика каждого из нас должна обеспечивать нормальное привыкание.

Но в последнее время все чаще возникают ситуации, когда в процессе адаптации наблюдаются психические изменения разного рода, возникновение большого нервного напряжения, эмоциональной нестабильности, тревожных состояний, страха. Всем этим явлениям канадский ученый Селье дал определение стресс.

В своих исследованиях он пришел к выводу, что стресс – это специфическая реакция на новые условия существования, для которой характерны изменения в поведении, мышлении человека. Прежде чем адаптироваться к новым условиям организм человека претерпевает ряд адаптативных процессов.

В результате вырабатывается новая модель поведения в обществе. Кто-то требует больше времени, чтобы адаптироваться, кто-то меньше, ну а кто-то впадает в длительный или кратковременный стресс.

Важно уяснить, что стресс – это специфический ответ организма на процесс приспособления в новых условиях.

Никто не знает, как психика человека сработает в определенных условиях, поэтому каждый из нас должен быть готов к борьбе со стрессовыми ситуациями. Особенность данных психических состояний заключается в том, что стресс запускает различные биохимические процессы в организме человека и играет решающую роль в развитии многих заболеваний.

Однако сам Селье видел в стрессе не только зло или величайшую беду для человека, но и положительный эффект. Стресс является отличной тренировкой для организма, средством его психологической закалки, методом формирования защитных функций, повышения уровня сопротивляемости.

Существование человека в современном обществе всегда сопряжено с состоянием стресса. Многие психологи считают, что стрессовые ситуации – одно из нормальных состояний человека. Каждый из нас может столкнуться с двумя видами стресса:

  • Системным, когда происходит влияние на организм на уровне биологических структур. Например, значительный стресс человек испытывает при отравлении, переохлаждении, ожогах, диете и пр.
  • Психическим, когда организм вынужден приспосабливаться к новым условиям реальности. Например, когда ребенок идет в школу, человек устраивается на работу, студент отправляется в вуз на учебу в чужой город и пр.

Период преодоления стресса у каждого человека имеют разную продолжительность, которая зависит от личностных особенностей психики.

Страшно не столько само состояние стресса, сколько его запущенная форма.

Селье определил следующие физиологические признаки стресса:

  • Активная работа коры надпочечников, селезенки, тимуса, лимфоузлов.
  • Сбои в работе кишечно-желудочного тракта.
  • Нарушение метаболических процессов, как правило, возникают изменения в микроциркуляции крови.

Любой стресс проходит три стадии развития, о которых должен знать каждый, чтобы суметь вовремя справиться с собственными стрессовыми состояниями:

  • Аларм-тревога представляет собой первичную реакцию тревоги организма. Начинается она с фазы шока, которую определяют физические нарушения в теле человека – снижается давление, температура тела, дыхательные движения, тонус мышц, сгущается кровь. В среднем данная фаза длится от 6 до 48 часов.

Затем она сменяется противотоком. Включаются защитные механизмы. Начинается борьба за восстановление всех функций организма, работа всех органов медленно возвращается в норму. Вырабатывается адекватный ответ организма на изменение условий.

  • Стадия адаптации. Продолжается процесс восстановления организма. Положение организма может ухудшиться при повторном воздействии инородных факторов.

Важно знать, что устойчивость организма к «вредным» воздействиям изменяется, становится значительно ниже.

Это создает благодатную почву для развития множества соматических  заболеваний – гастритов, язв, аллергий.

На этой стадии необходимо принять соответствующие действия, которые должны работать на упреждение развития патологий – например, обеспечить себе покой, ограничить круг общения, избегать лишних, необдуманных действий, конфликтов, навязчивых вопросов и пр.

  • Стадия истощения. Представляет собой самый сложный этап в преодолении стресса. Возникает при длительном воздействии внешних вредных факторов. Происходит истощение организма, физиологические, психологические барьеры полностью аннулируются.

Со стороны врачей такая реакция организма рассматривается как призыв о помощи, потому как самостоятельно справиться со стрессом у него уже не хватит ресурсов.

Симптомы стресса

Стресс выражается не только на физиологическом уровне, но имеет и ярко выраженные поведенческие и эмоциональные симптомы, а именно:

  • Нерешительность, неуверенность.
  • Раздражительность
  • Эмоциональная нестабильность.
  • Чувство тревоги, страха, беспокойства, паники
  • Проблемы в межличностных отношениях – меня никто не понимает, меня не слушают, мной не интересуются и пр.
  • Нарушение речи
  • Неудовлетворенность работой, учебой, друзьями, отношениями и вообще всем окружением.
  • Анти-социальное поведение – алкоголь, наркотики.

Не существует какого-то определенного метода лечения, который бы действовал на всех безотказно. Но все же некоторые советы помогут с ним справиться самостоятельно:

  • Здоровый сон
  • Достаточный, полноценный отдых. Отдых должен занимать ровно столько же времени, сколько и работа.
  • Правильное питание.  Важно включить в свой рацион как можно больше витаминов, полезной пищи – фруктов, овощей, бобовых, зерновых. Использование данных продуктов помогут усилить защитные функции организма.
  • Личная жизнь. Важно наладить свою личную жизнь и находить поддержку у своего партнера.
  • Работа с психологом. Регулярный поход к психологу поможет сделать глубокий анализ твоих страхов и переживаний, снизить уровень тревожности, выработать соответствующую модель взаимоотношений с людьми и контролировать свои чувства и эмоции.

Твоя первостепенная задача – определить признаки симптома и начать сразу же действовать. Обозначь для себя критерии нормальности/ненормальности поведения твоего организма. При подозрении на патологии любого рода, важно вовремя обратиться к врачу или психологу.

И важно помнить, что позитив – наиважнейший компонент в деле преодоления стресса. Необходимо настроиться на лучший исход, осуществлять любую деятельность с радостью, не терять присутствия духа в любой группе людей или компании, проявлять активность. Отсутствие негатива в твоей жизни лишь ускорит процесс избавления от стресса.

1.2.3. Понятие и сущность адаптации. Социально-психологическая адаптация

Перечень всех учебных материалов

Государство и право

Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.2.3. Понятие и сущность адаптации. Социально-психологическая адаптация

  Понятие “адаптация” используется в настоящее время в разных областях знания (биология, философия, социология, социальная психология, этика, педагогика, экология и др.). Первоначально термин “адаптация” (от лат. “приспособление”) использовался в биологии (приспособление строения и функций организма к условиям существования и привыкания к ним). В частности, в теории “естественного отбора” Ч. Дарвина подчеркивалось возникновение новых видов путем изменения и приспособления организмов к соответствующим условиям среды. Человек, как часть животного мира, унаследовал от животных приспособительные способности, которые запрограммированы в генетическом коде биологических систем и являются важным фактором самосохранения человека.
  Адаптация организма к среде, взаимодействие организма и внешней среды носит динамический характер, т.е. постоянно меняется, но в определенных пределах (например, t° человеческого тела меняется в пределах — от 36 до 36,8 или 36,9°). Это динамическое равновесие организма и среды называется гомеостазом. На основе гомеостаза осуществляется главный смысл адаптационного процесса — выживание человека через гармоничное приспособление его организма к процессам природной среды.
  Адаптация человека — это процесс активного взаимодействия человека с природой, способствующий не только оптимальной жизнедеятельности, но и дальнейшему нормальному биологическому и социальному развитию человечества. Адаптация человека включает несколько уровней: биологический, физиологический, психологический, социальный. Биологическая адаптация человека является элементарным низшим и в то же время фундаментальным уровнем, который оказывает существенное влияние на все вышележащие и более сложные уровни и виды адаптации человека к среде и к себе самому. Человек является сложной природно-биологической и социально-духовной системой, что определяет особенности его адаптации на различных уровнях. Так, биологическая адаптация человека в отличие от биологической адаптации животных обладает рядом существенных особенностей.
  Во-первых, для человека характерна большая универсальность биологической адаптации. Биологически человек в отличие от животных приспособлен к любой экологической нише, — именно в силу того, что он жестко не связан и не приспособлен ни к одной из них, в частности. Если животные специализированны к какой-то определенной нише, которая ограничивает их миграцию и обитание и при смене условий среды может привести к их гибели, то человек может свободно мигрировать из одних природных условий в другие, не меняя своих основных качеств социально-биологического существа.
  Человек имеет наследственно закрепленную в генотипе наиболее широкую норму реакции на воздействия среды, которые меняются в течение его индивидуальной жизни.
  Норма реакции — понятие, которое выражает весь комплекс реакций, заключенных в генотипе и частично реализуемых в фенотипах в зависимости от взаимодействия со средой. Норма реакции включает все возможные реагирования без качественной характеристики с точки зрения полезности или вредности для живой системы; чем шире норма реакции особи, тем большими оказывается возможности для онтогенетической адаптации при смене условий существования и развития живых систем.
  Главное отличие биологической адаптации человека в том, что человек — это единственный из всего живого вид, который не только приспосабливается к природным факторам среды, но и приспосабливает среду без изменения своих основных биологических свойств. Эта активная преобразовательная деятельность человека обуславливает отличия человека от животных: а) наличие сознания и труда как осознанной деятельности, б) социальный характер жизнедеятельности человека. Универсальность сущности человека как социального существа в том, что он является и самосознающим и чувствующим субъектом, и одновременно практическим, предметно — действующим, преобразующим и среду и себя.
  Превращая природное в социальное, создавая искусственную природу — культуру — человек создает, формирует фундамент социальной адаптации. Таким образом, на основе универсальности биологической адаптации у человека возникают механизмы социальной адаптации, формирующиеся на базе его видовых особенностей — наличия сознания, социальной среды обитания, трудовой деятельности, социального общения. Отсюда — универсальность адаптации человека как социально — биологического существа, который и приспосабливается к среде и приспосабливает ее к себе, являясь тем самым, “адаптивно — адаптирующей системой” (Маркарян). Это выражает активный и двуединый характер человеческой деятельности, которая, благодаря возникновению культуры, является универсальным преобразующим механизмом.
  Культура выступает как надбиологический регулятивный, жизнеобеспечивающий и воспроизводящий механизм человеческой деятельности, то есть как особый адаптивный механизм общества. Специфика социальной адаптации человека в том, что приспособление к окружающей среде осуществляется внебиологическим способом — путем универсального преобразования внешнего мира. Адаптивно — адаптирующая система человека включает в себя не только биологические механизмы адаптации, но и в первую очередь социальные механизмы адаптации — они позволяют либо изолировать от вредного воздействия среды, либо преобразовать данную среду так, чтобы она соответствовала рациональному биологическому и социальному развитию человека.
  Все отмеченные выше уровни (виды) адаптации человека тесно взаимосвязаны, но имеют в ряде случаев относительную независимость. Отдельные могут доминировать в определенных условиях или на определенном этапе жизни человека.
  В отличие от социальной адаптации под психологической адаптацией понимается “принятие социально-полезных стандартов поведения и ценностных ориентации, сближение установок и направленности личности с ожиданиями социальной среды”. “Социальная и психологическая адаптация находятся в неразрывном единстве хотя иногда могут не совпадать”. Учитывая эту теснейшую взаимосвязь и единство основного содержания социального и психологического уровней адаптации целесообразно говорить о единой социально — психологической адаптации личности.
  Социально — психологическая адаптация является важнейшим механизмом социализации и определяется взаимодействием личности и социальной среды. При этом возможны ряд вариантов социально — психологической адаптации в зависимости от особенностей этих взаимодействующих систем:
  1. Успешная адаптация в итоге взаимодействия положительной среды (микросреды) и положительно направленной личности;
  2. При несоответствии микросреды и личности по установкам, требованиям — ожиданиям, нормам отношений и поведения возникают 2 типа адаптации: а) В случае если личность с негативной направленностью (антиобщественные установки), а микросреда с позитивной направленностью, личность, входя в данную среду, может преодолеть свой негативизм, усвоить положительные социальные нормы, идеалы, ценности; б) В случае если личность имеет положительную направленность, а микросреда антиобщественные нормы и установки, последняя может сформировать у индивида соответствующие негативные антиобщественные установки и интересы.
  В данном случае имеет место псевдоадаптация, поскольку, адаптируясь, приспособляясь к негативной микросреде, личность находится в состоянии дезадаптации к макросреде — к общепринятым гуманистическим нормам, ценностям, формам поведения большинства людей в обществе. В этом смысле псевдоадаптация личности, то есть ее приспособление к антиобщественной или даже криминальной микросреде, объективно означает отсутствие подлинной социализации и адаптации. Псевдоадаптация характерна для переломных критических периодов в развитии общества (в частности, в современной России), когда разрушены старые позитивные ценности и взамен не созданы или еще не устоялись, не утвердились в должной мере новые положительные установки, ценности и нормы поведения.
  Психологическая адаптация как основной механизм социализации личности сама по себе представляет сложную систему и включает следующие элементы: 1) когнитивные, психические процессы — ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение и пр. ;2) эмоционально — чувственные процессы и состояния; 3) волевые процессы, имеющие выход в практику поведения.
  Процесс социально-психологической адаптации включает 2 стороны — объективную и субъективную. Объективная — в том, что человек со дня своего рождения приобретает различные социальные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. С детства и до самой смерти идет непрерывный процесс развития механизмов адаптации. В нем принимают активное участие окружающая социальная среда (родители, друзья и т. д.), а так же различные социальные институты (система образования, воспитания, средства массовой информации и пр.). Субъективная — в том, что процесс социально — психологической адаптации человека связан с его половозрастными особенностями, личными качествами, взглядами, убеждениями и т. д.
  И здесь во многом проявляется активная роль личности, ее желание или нежелание изменить или усвоить существующие социальные ценности.
  Отсюда эффективность социальной и психологической адаптации человека зависит от взаимодействия объективных условий (социальное происхождение, образовательный уровень, природные задатки, непосредственная среда — семья, школа, трудовой коллектив, неформальное окружение и т. д.) и субъективных индивидуальных особенностей (сама личность, ее активная или пассивная позиция, ее способности к творческой деятельности и т.п.).

Назад

Содержание

Вперед


 

© www.txtb.ru

Адаптация — IResearchNet

Психология > Консультативная психология > Мультикультурное консультирование > Адаптация

Термин «адаптация» первоначально заимствован из биологических наук как феномен приспособления человека к окружающей среде. В психологии адаптация — это процесс, посредством которого отдельные лица или группы вносят необходимые или желаемые изменения — когнитивные, поведенческие и аффективные — в ответ на новые условия или требования окружающей среды, чтобы удовлетворить основные потребности, функционировать и поддерживать хорошее качество жизни. Адаптация является неотъемлемой частью изучения и практики мультикультурного консультирования. В быстро меняющемся мире с усилением межкультурного взаимодействия люди должны участвовать в непрерывном процессе преодоления внутренних и внешних препятствий, чтобы выжить и процветать. Неспособность адаптироваться оставляет людей в длительном состоянии культурного шока, который может нанести долгосрочный ущерб психическому и физическому благополучию.

Важные различия

Несколько различий важны для понимания адаптации в контексте поликультурного консультирования. Хотя кросс-культурная адаптация похожа на адаптацию к другим серьезным жизненным изменениям (например, к потере любимого человека), Линда Андерсон говорит об уникальности кросс-культурной адаптации; то есть человек, переживающий новую культуру, автоматически становится аутсайдером, адаптирующимся к доминирующей культуре. Работа Джона Берри описывает этот процесс аккультурации как шаг к адаптации. В ответ на новую среду люди вносят изменения, чтобы «подходить», используя стратегию ассимиляции или интеграции, или «не соответствовать», используя стратегию разделения или маргинализации.

Коллин Уорд проводит важное различие между психологической адаптацией и социокультурной адаптацией. Психологическая адаптация возникает из парадигмы стресса/копинга и относится к эмоциональным изменениям, которые меняются с течением времени, пока не будет достигнуто равновесие (например, терпимость к неоднозначным ситуациям). Социокультурная адаптация исходит из парадигмы социального обучения и относится к когнитивным и поведенческим изменениям, которые следуют более линейной прогрессии (например, принятие новых культурных нравов). Хотя эти способы адаптации связаны теоретически и статистически, они также представляют собой разные процессы с разными предикторными переменными.

Эндрю Гаррисон рассматривает адаптацию как цель всей психотерапии. Он утверждает, что внутренняя проблема этой цели заключается в том, что она исходит из индивидуалистической точки зрения, предвзятости западной культуры. Использование индивидуума в качестве единицы анализа при изучении и практике психологии игнорирует понятие взаимозависимости и целей адаптации, которые хороши для всех людей (например, справедливое распределение ресурсов). Более того, хорошее психическое здоровье часто рассматривается как способность человека приспосабливаться к окружающей среде, и эта концепция игнорирует нездоровые аспекты культур, к которым приспосабливаются люди (например, несправедливые социальные условия). Неотъемлемой частью мультикультурного консультирования является предоставление клиентам возможности не только адаптироваться в новых культурных контекстах, но и воздействовать на окружающую среду (например, управлять глобальным потеплением), чтобы человечество могло адаптироваться в целом.

Направления будущего

Изучение межкультурной адаптации является сложным. Это процесс, который происходит в течение длительного периода времени и поэтому требует лонгитюдных исследований с использованием как качественных, так и количественных методологий. Кроме того, каждое межкультурное взаимодействие уникально. Таким образом, работа Берри требует систематических сравнительных исследований. Наконец, исследования были сосредоточены на том, как люди адаптируются к окружающей среде. Приходится также рассматривать воздействие индивидов на окружающую среду как процесс адаптации.

Ссылки:

  1. Андерсон, Л. (1994). Новый взгляд на старую конструкцию: кросс-культурная адаптация. Международный журнал межкультурных отношений, 18, 293-328.
  2. Берри, Дж. В., и Сэм, Д. (1997). Аккультурация и адаптация. В JW Berry, MH Segall, & C. Kagiticibasi (Eds.), Справочник по кросс-культурной психологии: Vol. 3. Социальное поведение и приложения (стр. 291-326). Бостон: Аллин и Бэкон.
  3. Гаррисон, А. (1997). Адаптация, психическое здоровье и терапевтический результат. Психотерапия: теория, исследования, практика, обучение, 34, 107-114.
  4. Уорд, К., Бохнер, С., и Фурман, А. (2001). Психология культурного шока (пересм. ред.). Хоув, Восточный Сассекс, Великобритания: Рутледж.

См. также:

  • Консультативная психология
  • Мультикультурное консультирование

← Разрыв в достижениях Позитивное действие →

Сенсорная адаптация: определение и примеры

Мир вокруг нас полон информации. Наш мозг должен усердно работать, чтобы обработать всю эту информацию, а также определить, какая информация наиболее важна для нас, чтобы выжить, общаться с другими или принимать решения. Один из лучших инструментов, который у нас есть для достижения этой цели, — сенсорная адаптация.

  • В этой статье мы начнем с определения сенсорной адаптации.
  • Тогда давайте рассмотрим несколько примеров сенсорной адаптации.
  • Продолжая, мы будем сравнивать сенсорную адаптацию с привыканием.
  • Затем мы рассмотрим ослабление сенсорной адаптации у людей с аутизмом.
  • Наконец, мы закончим изучением преимуществ и недостатков сенсорной адаптации.

Определение сенсорной адаптации

Чтобы обрабатывать всю информацию о раздражителях в нашем мире, наши тела имеют несколько датчиков, которые могут обрабатывать эту информацию. У нас есть пять первичных чувств:

  • Запах

  • Вкус

  • Touch

  • Помол. обработать все это. Поэтому он использует несколько методов для выбора наиболее важной информации для обработки. Одна из этих техник называется сенсорной адаптацией.

    Сенсорная адаптация — это физиологический процесс, при котором обработка неизменной или повторяющейся сенсорной информации в мозге со временем снижается.

    После того, как стимул возник несколько раз или остался неизменным, нервные клетки в нашем мозгу начинают срабатывать реже, пока мозг не перестанет обрабатывать эту информацию. Несколько факторов влияют на вероятность и интенсивность сенсорной адаптации. Например, сила или интенсивность стимула может повлиять на вероятность возникновения сенсорной адаптации.

    Сенсорная адаптация к звуку тихого звонка происходит быстрее, чем к звуку громкого будильника.

    Сенсорная адаптация в поле зрения. Freepik.com

    Другим фактором, который может повлиять на сенсорную адаптацию, является наш прошлый опыт. В психологии это часто называют нашим набором восприятия.

    Набор восприятия относится к нашему личному набору ментальных ожиданий и предположений, основанных на нашем прошлом опыте, который влияет на то, как мы слышим, ощущаем вкус, видим и ощущаем.

    Перцептивный набор новорожденного очень ограничен, потому что у него не так много опыта. Они часто подолгу смотрят на вещи, которых никогда раньше не видели, например, на банан или слона. Однако по мере того, как их набор восприятия расширяется и включает этот предыдущий опыт, начинается сенсорная адаптация, и они с меньшей вероятностью будут смотреть или даже замечать банан в следующий раз, когда увидят его.

    Примеры сенсорной адаптации

    Сенсорная адаптация происходит у всех нас в течение всего дня, каждый день. Мы уже обсуждали один пример сенсорной адаптации к слуху. Давайте взглянем на несколько примеров сенсорной адаптации, которые вы, вероятно, испытали на других наших чувствах.

    Вы когда-нибудь брали у кого-то ручку, а потом уходили, потому что забыли, что ручка была в вашей руке? Это пример сенсорной адаптации с касанием . Со временем ваш мозг привыкает к ручке в руке, и эти нервные клетки начинают срабатывать реже.

    Или, может быть, вы вошли в комнату, в которой пахнет тухлой едой, но со временем вы почти не замечаете этого. Вы думали, что это пройдет через некоторое время, но когда вы выходите из комнаты и возвращаетесь, вы попадаете в запах сильнее, чем раньше. Запах не исчез, скорее, сенсорная адаптация была задействована, поскольку ваше постоянное воздействие этого запаха заставляло ваши нервные клетки срабатывать реже.

    Первый кусочек заказанной вами еды был восхитительным! Вы могли попробовать так много вкусов, которых вы никогда не пробовали раньше. Однако, несмотря на то, что каждый кусочек по-прежнему вкусен, вы не замечаете всех ароматов, которые изначально заметили при первом же укусе. Это результат сенсорной адаптации, когда ваши нервные клетки адаптируются, и новые вкусы становятся все более и более знакомыми после каждого укуса.

    Сенсорная адаптация происходит реже в нашей повседневной жизни для зрения , потому что наши глаза постоянно двигаются и приспосабливаются.

    Сенсорная адаптация вкуса. Freepik.com

    Чтобы проверить, происходит ли сенсорная адаптация для зрения, исследователи разработали способ перемещения изображения на основе движений глаз человека. Это означало, что изображение оставалось неизменным для глаза. Они обнаружили, что части изображения действительно исчезали или появлялись и исчезали у некоторых участников из-за сенсорной адаптации.

    Сенсорная адаптация и привыкание

    Еще один способ фильтрации мозгом всей сенсорной информации, которую мы получаем, — это привыкание. Привыкание очень похоже на сенсорную адаптацию в том смысле, что они оба связаны с повторным воздействием сенсорной информации.

    Привыкание происходит, когда наша поведенческая реакция на повторяющийся стимул со временем ослабевает.

    Привыкание – это тип научения, который происходит путем выбора , в то время как адаптация считается a.

    Просто в природе можно найти несколько примеров привыкания. Улитка быстро заползет в свою раковину, как только ее ткнет палкой в ​​первый раз. Во второй раз он уползет обратно, но не будет оставаться в своей скорлупе так долго. В конце концов, через некоторое время улитка может даже не доползти до своей раковины после того, как ее ткнули, потому что она поняла, что палочка не представляет угрозы.

    Сенсорная адаптация Аутизм

    Сенсорная адаптация происходит у всех нас. Однако некоторые могут быть более чувствительны к нему, чем другие. Например, у людей с аутизмом снижена сенсорная адаптация.

    Аутизм Спектральное расстройство (РАС) — это мозговое или неврологическое состояние и нарушение развития, которое влияет на социальные коммуникации и поведение человека.

    Люди с аутизмом обладают как высокой, так и низкой чувствительностью к сенсорным раздражителям. Высокая чувствительность возникает из-за того, что сенсорная адаптация не так часто происходит у людей с аутизмом. Когда сенсорная адаптация происходит реже, этот человек с большей вероятностью останется высокочувствительным к любому сенсорному входу. Сенсорная адаптация может происходить реже, потому что они не так часто, как другие, получают доступ к своему набору восприятия для обработки сенсорной информации. Как мы обсуждали ранее, наш набор восприятия может влиять на то, как быстро происходит сенсорная адаптация. Если к этому перцептивному набору обращаются не так часто, сенсорная адаптация происходит с меньшей вероятностью.

    Если вы находитесь в большой толпе, сработает сенсорная адаптация, и в конце концов вы станете менее чувствительны к звуку. Тем не менее, люди с аутизмом часто испытывают трудности в большом скоплении людей из-за сниженной сенсорной адаптации.

    Сенсорная адаптация Преимущества и недостатки

    Сенсорная адаптация имеет несколько преимуществ и недостатков. Как мы упоминали ранее, сенсорная адаптация позволяет мозгу фильтровать сенсорную информацию вокруг нас. Это помогает нам экономить время, энергию и внимание, чтобы мы могли сосредоточиться на самой важной сенсорной информации.

    Сенсорная адаптация слуха. Freepik.com

    Благодаря сенсорной адаптации вы можете отключить звук класса в другой комнате, чтобы сосредоточиться на том, что говорит ваш учитель. Представьте, если бы вы никогда не смогли их выделить. Учиться будет крайне сложно.

    Сенсорная адаптация — невероятно полезный инструмент, но он не лишен недостатков. Сенсорная адаптация не является идеальной системой. Иногда мозг может стать менее чувствительным к информации, которая в конце концов оказывается важной. Сенсорная информация возникает естественным образом, и иногда мы не можем контролировать или полностью осознавать, когда это происходит.

    Сенсорная адаптация — основные выводы

    • Сенсорная адаптация — это физиологический процесс, при котором обработка неизменной или повторяющейся сенсорной информации в мозге со временем снижается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *