Леонгард акцентуации характера: Акцентуации характера по Леонгарду

📖 Акцентуированные личности. Леонгард К. Читать онлайн

Карл Леонгард

Правообладателям

Скачать:›fb2›doc


Монография состоит из двух частей. В первой части дан психологический и клинический анализ акцентуированных личностей, т. е. людей со своеобразным заострением свойств личности и особым реагированием. Вторая часть является как бы иллюстрацией к первой, т. е. в ней проводится характеристический анализ героев классических произведений мировой литературы свыше тридцати писателей: Толстого, Достоевского, Гоголя, Шекспира, Сервантеса, Бальзака, Гете, Стендаля и др.

Для врачей-психиатров, студентов старших курсов медицинских институтов, психологов, педагогов.


  • Предисловие ко второму русскому изданию
  • Предисловие
    • Приложение
      • Типы личностей
      • Производственник-организатор
      • Производственник-исполнитель
      • Представители домашнего круга
      • Представители общественного круга
  • Предисловие к русскому переводу
  • Предисловие ко второму изданию
  • Введение
  • Часть I. Типология личности
    • Человек как индивидуальность и как акцентуированная личность
    • Методика диагностики личности
    • Акцентуированные черты личности
      • Демонстративные личности
      • Педантические личности
      • Застревающие личности
      • Возбудимые личности
      • Сочетание акцентуированных черт характера
      • Гипертимические личности
      • Дистимические личности
      • Аффективно-лабильный темперамент
      • Аффективно-экзальтированный темперамент
      • Тревожные (боязливые) личности
      • Эмотивные личности
      • Сочетание акцентуированных черт характера и темперамента
      • Экстравертированная акцентуация личности и ее комбинации
      • Интровертированная акцентуация личности и ее комбинации
  • Часть II. Личность в художественной литературе
    • Художественные произведения с психологической основой без выделения индивидуальности личности
    • Индивидуальность в художественной литературе
      • Индивидуальные особенности в сфере влечений
      • Индивидуальные особенности в сфере направленности интересов и склонностей
      • Индивидуальные особенности в сфере чувств и воли
      • Индивидуальные особенности ассоциативно-интеллектуальной сферы
    • Акцентуированные личности в художественной литературе
      • Демонстративные личности
      • Педантические личности
      • Застревающие личности
      • Демонстративно-застревающие личности
      • Возбудимые личности
      • Застревающе-возбудимые личности
      • Тревожные (боязливые) личности
      • Тревожно-застревающие личности
      • Эмотивные личности
      • Дистимические личности
      • Дистимически-застревающие личности
      • Гипертимические личности
      • Гипертимически-демонстративные личности
      • Аффективно-лабильные личности
      • Экзальтированные личности
      • Экзальтированно-демонстративные личности
      • Интровертированные личности
      • Интровертированно-гипертимические личности
      • Экстравертированные личности
  • Список художественных произведений, анализируемых и цитируемых в книге
  • Список использованной литературы

Читайте еще:

Фабриканты чудесЛьвов Владимир

ФАБРИКАНТЫ ЧУДЕС

«Самое большое чудо, — с горькой иронией замечает врач-гигиенист Оливиери, — то, что больные умирают не сразу после того, как наглотались воды, кишащей микробами и миазмами».

Любовь по правилам и без, или Как организовать свою личную жизньРом Наталья

Женщины и «узы»

Чтобы ездить на машине, о которой вы мечтаете, надо делать то, что вы еще никогда не делали. Меняйте свое поведение и образ жизни!

Книга о счастьеЛоргус Андрей

Счастье и любовь

А взрослый человек во влюбленности вдруг открывает для себя возможность найти это понимание, но для этого надо открыться. Открыться – и тебя поймут. Это великое счастье! И часто оно начинается во влюбленности, но полностью расцветает только в браке, в интимных отношениях. Уточню: под интимными я…

Внушение и мыЛипецкий Михаил

Глава III. Слово- полководец человечьей силы.

На ранних стадиях сна, когда еще сохраняется способность к произвольным движениям, основной ритм электрических колебаний такой же, как в спокойном бодрствовании, — 8-10 в секунду.

Его называют альфа-ритмом.

Педагогика: конспект лекцийШарохина Е.

ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения

Процесс обучения отличает три группы свойств. Знание свойств процесса обучения помогает определить сферу поисков закономерностей воспитывающего обучения, область возможных педагогических инноваций, пути повышения эффективности обучения и качества образования и устранения недостатков.

Преобразующие диалогиФанч Флемминг

Абстракции

Хорошие ощущения, способности и желательные качества ценнее всего, когда они есть. Они полезнее всего прямо «здесь», а не «там». Вы ощущаете что-то прямо там, где вы находитесь, и скорее всего вы хотите приятных ощущений.

27 законов экономного ведения хозяйстваОгарёв Георгий

ЗАКОН 14. НАЙДИ СВОЙ СТИЛЬ – МОДА ТЕБЯ НЕ РАЗОРИТ

Как бы там ни было, но каждый человек, избирающий собственный стиль, вступает на невероятно увлекательный, пусть и непростой путь. Выбор стиля производится в четкой согласованности с внутренними ощущениями, а потому только те люди, которые понимают самих себя, создают принципиально новые и…

Духовное сообществоКалинаускас Игорь

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Но мало этого. У нас есть еще такая же не менее грандиозная часть под названием я как Мы – это как раз то, что в книжках, которыми многие из вас увлекаются, называется Эго, т.е. эго – это не Я как Я и даже не Я как другой. Эго – это как раз Я как Мы. Что это означает?

Секреты женской логикиМедведев Александр

ПРИПИСЫВАНИЕ ДРУГОЙ ПРИЧИНЫ

Объективности ради следует заметить, что мужская логика тоже далеко не безупречна.# Из-за подтасовки мужчиной фактов, извращения смысла высказываний и других используемых мужчинами трюков, мужская логика далеко не всегда дает объективные результаты и становится основой для правильных действий.

Ключи к благополучию. Что может позитивная психологияБонивелл Илона

Этот сдвиг произошел во многом благодаря Барбаре Фредриксон

*® Keyes, C.L.M., Shmotkin, D. & Ryff, C.D. (2002). Optimizing wellbeing: the empirical encounter of two traditions. Journal of Personality and Social Psychology, 82, 1007~1022.

Франсуа Антон МесмерБелоусов Роман

ПАРИЖ. ПОКЛОНЕНИЕ И ТРИУМФ

Все как бы впадают под влиянием жезла или упорного взгляда Месмера в обморочное состояние или гипнотический сон. В этот момент Месмер торжественно произносит: «Кризис наступил».

Экология разумаБейтсон Грегори

Металоги

О: Да, полагаю, это так… по крайней мере, для некоторых людей. На языке протестантов мы могли бы сказать, что напоминающие лебедя костюм и движения танцовщицы являются «внешними и видимыми знаками некоторой внутренней и духовной благодати» женщины. Но на языке католиков это сделало бы балет…

Акцентуации характера: классификация по Леонгарду

Главная » Саморазвитие

Опубликовано

Попытки предсказать поведение окружающих люди делают с давних времен. Во-первых, это обусловлено эволюцией и потребностью к выживанию в кругу врагов, во-вторых, сегодня человеческие взаимоотношения выходят на новый уровень. Разбираться в особенностях личности стало модным трендом. Успешные компании даже нанимают специалистов в этом вопросе, чтобы попытаться предугадать, как будет вести себя оппонент, и состоится ли, к примеру, сделка с этим конкретным человеком. В таких вопросах эксперты предпочитают опираться на целый набор признаков, определяющих тот или иной тип личности.

Ещё одно название этих типов – акцентуации.

Что такое акцентуации характера

Термин «акцентуация» в 60-х годах 20 века ввел известный немецкий психолог Карл Леонгард. Он занимался разработкой различных методик личностной диагностики. И в конце концов выявил целый список акцентуаций, то есть, типов проявления ярко выраженных черт личности. Как сильных её сторон, так и наиболее уязвимых. В качестве примера Леонгард предложил рассматривать типы акцентуаций на примере литературных героев.

В теории Леонгарда акцентуация проявляется во время формирования личности человека. Увидеть ее можно чаще всего у подростков. Во зрелом же возрасте для того, чтобы увидеть ту или иную форму проявления акцентуаций нужны особые условия, реакции на определенные жизненные обстоятельства. В этот момент проявляются три основных признака, по которым ее можно отличить:

  • воздействие на все сферы жизни
  • непрерывность во времени
  • социальная дезадаптация.

В зависимости от темперамента человека, акцентуации можно разделить на явные и скрытые.

Латентные почти не проявляются в реальной жизни. А явные можно заметить лишь во время из ряда вон выходящих и форс-мажорных ситуациях. В своей теории Леонгард рассмотрел 12 наиболее часто проявляющихся акцентуаций. Их можно разделить по темпераменту, характеру и личностному уровню.

Акцентуации, связанные с темпераментом

Леонгард выделяет 6 типов, которые можно отнести к акцентуациям темперамента.

  1. Гипертимическая акцентуация. Проявляется в позитивном настрое и абмициозности личности. Люди с такой акцентуацией проявляют лидерские качества в коллективе, характеризуются, как решительные и уверенные в себе. Они фонтанируют нестандартными идеями. Их часто можно встретить в крупных, шумных компаниях. Причем, гипертимы всегда будут в центре внимания. Монотонная работа и однообразие их угнетает. А оппозиция и вынужденное подчинение другим их угнетает и злит. Главные черты акцентуации:
  • Оптимизм
  • Энергичность
  • Неординарность
  • Бодрость
  • Жизнерадостность
  1. Гипотимная акцентуация (дистимическая). Это полная противоположность гипертимам. Такие люди спокойные, отчасти апатичные и малоподвижные. Они мыслят негативно и часто заостряют внимание на трагических воспоминаниях и неудачах. Кроме того, такие люди имеют высокую нравственность. Они доверяют лишь узкому кругу люде. А за неудачи всегда винят себя. Главные черты гипотимной акцентуации:
  • отсутствие коммуникабельности
  • низкая самооценка
  • неразговорчивость
  • замкнутость
  • неуверенность в себе
  1. Циклотимическая акцентуация (аффективно-лабильная). Такой тип личности склонен к постоянной смене настроения. Бодрость духа у них сменяется апатией, а мыслительная активность может быстро перерасти с медлительность и меланхолию. Крайняя нестабильность характера превращают циклотимов в личностей, не способных к коллективной работе. Они предпочитают работать индивидуально и даже удалённо. Характерные черты типа:
  • нестабильность
  • отсутствие креативности
  • быстрая утомляемость
  • частая смена деятельности
  1. Экзальтированная акцентуация (аффективно-экзальтированный тип). Характеризуется крайней чувствительностью к событиям, происходящим в жизни. Положительные события вызывают у них чувство бодрости и радости. А проблемы, наоборот, портят настроение. Правда, до депрессии это обычно не доходит. Все эмоции проявляются лишь потому, что экзальтированные личности все принимают слишком близко к сердцу. Для этого типа акцентуации характерны:
  • Впечатлительность
  • Увлеченность
  • Искренность
  • Любвеобильность
  • Высокая коммуникабельность
  1. Боязливая акцентуация (тревожно-боязливый тип). Основные черты этого типа – крайняя нерешительность и мнительность. Такие люди часто беспокоятся из-за пустяков, придумывают себе лишние проблемы и переживают за свое будущее. Они продумывают каждый свой шаг, склонны к аналитике и дотошности. Главные свойства личности:
  • Самокритика
  • Повышенное чувство справедливости
  • Высокая нравственность
  • Пунктуальность
  1. Эмотивная акцентуация. Представители этого типа проявляют к окружающим такие высокие чувства, как добродушие, отзывчивость и человечность. При этом эти же люди очень сентиментальны и имеют тонкую душевную организацию, что делает их схожими с экзальтированным типом. Однако эмотивные личности более тщательно скрывают эмоции. При этом они нуждаются в понимании и защите окружающих, и часто не способны защищать свои интересы.

Классификация типов характера

В отличие от темперамента, Леонгард представил классификацию характеров всего из 4 типов. Однако они достаточно ярко выражены, чтобы их распознать.

  1. Истерический (демонстративный). Эта акцентуация выражается в желании личности приукрашать реальность и откровенно фантазировать. То есть, человек вместо реальной жизни входит в некий образ и действует в соответствии со своими фантазиями. Один из главных мотивов демонстративной акцентуации – попытка получить признание от окружающих. При этом у истерика часто отсутствуют тормоза и в своих фантазиях они часто нарываются на проблемы и совершают необдуманные поступки.
  2. Педант. Представители этого типа не способны быстро делать выбор в каком-либо решении. Они тщательно обдумывают каждый шаг, скрупулёзно выполняют работу и проявляют крайнюю нерешительность в большинстве жизненных вопросов.
  3. Застревающая акцентуация. Этот тип личности склонен застревать в грандиозных идеях, и полностью им поддаваться. Особенно ярко застревание проявляется в случае, когда затронуты личные интересы. Также характерными чертами такого типа являются подозрительность, враждебное отношение к окружающим, собственничество и ревность.
  4. Эпилептоидный (возбудимый тип). Такие личности склонны следовать сиюминутным импульсам – низшим проявлениям инстинкта. Часто такие люди игнорируют голос разума, и совершают необдуманные поступки. Даже если это происходит в ущерб себе. Такие личности обычно крайне конфликты и вспыльчивы, не сдержанны в выражениях и нетерпимы к окружающим.

Акцентуации личного уровня

Дополнительно со свойствами темперамента и характера Леонгард выделил отдельную типологию личностного уровня. Всего он рассмотрел два типа – экстровертированную личность и интровертированную.

  • Экстраверт по Леонгарду – это личность, имеющая высокую степень адаптированности в окружающим мире. Это открытые люди, легко меняющие свое мнение и часто попадающие под чужое влияние. Они способны быстро и эффективно усваивать новую информацию и также легко знакомятся с новыми людьми.
  • Интроверт по Леонгарду – это противоположный экстраверту тип личности. Их взгляд устремлён в личный внутренний мир. Такие люди предпочитают опираться на личный опыт, рассуждать, философствовать и лишь за редким исключением – действовать. Такие люди часто проявляют консерватизм во всех жизненных сферах, ведут замкнутый и нелюдимый образ жизни и не позволяют кому-либо вмешаться в свою жизнь.

Сравнение классификации Леонгарда с другими теориями

Психологи всего мира уже много лет работают с классификацией, созданной Леонгардом. Они рассматривают акцентуации не как патологию, но в качестве крайней степени нормы поведения.

Часто эту типологию используют для анализа взаимоотношений в коллективе. Современные психологи также сделали попытку переделать и дополнить теорию акцентуации. Так, например, ученый Андрей Личко создал дополненную таблицу добавив в общее представление об акцентуации еще и патологические состояния.

п/п

К.Леонгард

(опросник Х.Смишека)

А.Е.Личко

(опросник ПДО)

1.Астено-невротический
2.Дистимический
3.ДемонстративныйИстероидный
4.Неустойчивый
5.Застревающий
6.ПедантичныйПсихастенический
7.Шизоидный
8.ГипертимическийГипертимный
9.
10.ВозбудимыйЭпилептоидный
11.Тревожно-боязливыйСензитивный
12.ЦиклотимическийЦиклоидный
13.Аффективно-экзальтированныйЛабильный истероид
14.ЭмотивныйЛабильный
15.Конформный
Итого1012

И хотя акцентуации характера на первый взгляд больше напоминают расстройство личности, на самом деле они словно иллюстрации, показывают недостатки и крайние состояния в поведении человека. В своей классификации Леонгард указал на самые ярко проявляемые крайности, к которым способна личность. Акцентуацию нельзя считать отдельным психиатрическим диагнозом. Однако, знать о негативных формах проявления характера стоит и руководителям коллективов, и самим людям, хотя бы, чтобы понимать, на чем стоит потрудиться в процессе саморазвития.

ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ НА НАРКОМАННОСТЬ СТУДЕНТОВ | Американский журнал фармакологии и токсикологии

Исследовательская статья Открытый доступ

Елена Александровна Чеверекина 1 , Андрей Васильейвич Лейфа 2 , Наталия Алексееевна Кора 3 , Юлия Валеревна БАДАЛЕВА 3 , Елена Анатоливна Бюрдуква 3 , Elena Anatolyevna Burdukovskaya 3 . и психологии профессионального образования РАО, Россия

  • 2 Благовещенский государственный педагогический университет, Россия
  • 3 Амурский государственный университет, Россия
  • Реферат

    Выявление акцентуаций характера у студентов, склонных к аддикции, позволит скорректировать процесс их социализации в период обучения с целью повышения его эффективности, а также будет способствовать созданию эффективных психообразовательных программ, направленных на снижение уровень их зависимости от наркотиков. Цель: выявить влияние экспериментальной акцентуации характера на склонность к наркомании у студентов. В основу исследования положена концепция акцентированных личностей К. Леонгарда и типология акцентированных личностей А. Е. Личко. Психологическое тестирование выступало в качестве эмпирического метода исследования. Обработку данных проводили с помощью пакета Statistical Package for Social Sciences (SPSS) v.17. Выявлено, что у студентов высшей школы по сравнению со студентами среднего профессионального образования выявлена ​​склонность к наркомании, связанная с меньшей акцентуацией характера. Это можно объяснить тем, что те, кто едет учиться в вузы, более социально адаптированы, обладают более высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины, способны в силу возраста и воспитания контролировать всплески эмоций и поведения. . Выводы данных исследования позволят скорректировать психолого-педагогические программы, направленные на снижение склонности к аддикции у студентов с учетом выявленных акцентуаций характера у студентов высших и средних специальных учебных заведений.

    Американский журнал фармакологии и токсикологии

    Том 9 № 2, 2014 г., 168-173

    DOI: https://doi.org/10.3844/ajptsp.2014.168.173

    Подано: 15 мая 2014 г. Опубликовано: 27 июня 2014 г.

    Образец цитирования: Чеверикина Е. А., Лейфа А. В., Кора Н. А., Бадалян Ю. В., Бурдуковская Е. А., Павлова Е. В. (2014). ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ НА НАРКОМАННОСТЬ СТУДЕНТОВ. Американский журнал фармакологии и токсикологии , 9 (2), 168-173. https://doi.org/10.3844/ajptsp.2014.168.173

    Copyright: © 2014 Елена Александровна Чеверикина, Андрей Васильевич Лейфа, Наталия Алексеевна Кора, Юлия Валерьевна Бадалян, Елена Анатольевна Бурдуковская и Екатерина Викторовна Павлова. Это статья в открытом доступе, распространяемая на условиях Лицензия Creative Commons Attribution, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии указания оригинального автора и источника.

    • 2 813 просмотров
    • 2 595 загрузок
    • 0 Цитаты

    Скачать

    Ключевые слова

    • Студенты
    • Предрасположенность к наркомании
    • Акцентуация характера
    • Снижение зависимости
    • Психолого-педагогическая работа со студентами

    Симпозиум ЛАУ — Гуманитарный университет — Личностные особенности людей, склонных к интернет-зависимости — Сборник статей 2019— Указатель

    Симпозиум ЛАУ — Гуманитарного университета — Личностные особенности людей, склонных к интернет-зависимости — Сборник статей 2019 — Указатель

    Симпозиум

    года
    Название Личностные особенности людей, склонных к интернет-зависимости
    Автор(ы) Карина В. Шакура и Анна В. Гизуллина
    Об авторе(ах)

    Шакура Карина Викторовна , студентка 5 курса кафедры клинической психологии факультета психологии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия.
    Гизуллина Анна Васильевна , канд. науч. Кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психофизиологии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия.

    ДОИ 10.35853/ЛАУ.WS.2019.SP21
    Секция Социально-психологическая секция
    Год 2019 Индекс УДК 159,9 страниц 203 — 210
    Аннотация

    В связи с быстрым распространением интернет-технологий и ростом интернет-зависимости среди молодежи актуально изучение личностных конструктов, которые могут быть определяющими факторами этого расстройства. Эта проблема поставила цель нашего исследования – изучить связь между склонностью к интернет-зависимости у молодых людей с разными типами акцентуации характера и копинг-стратегиями. Выборка из 102 респондентов в возрасте 20–27 лет ответила на следующие психологические тесты: классификацию акцентуаций характера К. Леонгарда, опросник Folkman & Lazarus Ways of Coping, шкалу интернет-зависимости. Обработку данных произвели ранговый коэффициент корреляции Спирмена и Крускал и Уоллис. По результатам пилотного исследования, люди с такими типами акцентуаций, как демонстративный, аффективно-экзальтированный, эмотивный, циклотимический и педантичный, более склонны к интернет-зависимости. Среди стратегий преодоления, предпочитаемых молодыми людьми, были дистанцирование, поиск социальной поддержки, бегство-избегание, позитивная переоценка. Авторы также диагностировали специфические симптомы зависимости; толерантность, компульсивность, плохая способность управлять временем, внутриличностные проблемы. Полученные результаты могут быть использованы для оказания профилактической помощи людям, подверженным риску интернет-зависимости.

    Ключевые слова интернет-зависимость, акцентуации характера, копинг-стратегии, молодежь, профилактические мероприятия.
    Для цитирования

    Шакура К.В., Гизуллина А.В. Личностные особенности людей, склонных к интернет-зависимости. В: Перелыгина Е.Б., Зотова О.Ю., Дроздова А.В., Тарасова Л.В. (ред.) Благополучие и безопасность перед лицом социальных трансформаций: сборник научных трудов 10-го Международного симпозиума (Екатеринбург, 9 июля).–10, 2019). Екатеринбург: Гуманитарный университет Гуманитарных наук; 2019. с. 203–210. Доступно по адресу: doi:10.35853/LAU.WS.2019.SP21.

    Лицензия
    Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.
      Полная текстовая версия статьи Язык статьи: русский
    Ссылки

    1. Бердин РД. Исследование доминантных копинг-стратегий у подростков с виртуальной зависимостью. Paradigmata poznani = Парадигмы знания. 2015;1: 119–120. (на рус. ).
    2. Битютская Е.В. Опросник способов копинга. Москва: Информационно-издательский факультет Московского государственного областного университета; 2015. 80 с. (на рус.).
    3. Егоров АЮ. Нехимические (поведенческие) зависимости. Аддиктология = Исследования зависимости. 2005;1: 65–77. (на рус.).
    4. Короленко ЦП. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. Общая характеристика и закономерности развития. Обозрение психиатрии и медицинской психологии = Обзор психиатрии и медицинской психологии. 1991; 39: 8–15. (на рус.). 90–119 5. Леонхард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону: Феникс; 2000. 316 с. (на рус.).
    6. Малыгин В.Л., Феклисов К.А., Искандирова А.С., Антоненко А.А., Смирнова Е.А., Хомерики Н.С. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики [Интернет-аддиктивное поведение. Критерии и методы диагностики. Москва: МГМСУ; 2011. 32 с. (на рус.).
    7. Муртазина П.П. Психология и лечение зависимого поведения. Москва: Класс; 2000. 240 с. (на рус.).
    8. Рассказова Е.И., Гордеева ТО. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследования. Психологические исследования = Психологические исследования. 2013;1: 82–118. (на рус.).
    9. Шагивалеева ГР, Борисова ОВ, Игнатьева АА. Взаимосвязь акцентуаций характера и интернет-зависимого поведения у подростков. Международный журнал экспериментального образования. 2014;6: 75–75. (на рус.).
    10. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Днепропетровск: Пороги; 2006. 108 с. (на рус.).
    11. Янг К. Диагноз – интернет-зависимость. Мир Интернета = Мир Интернета. 2000;2: 24–29. (на рус.).
    12. Эггер О. Интернет-поведение и зависимость. Журнал личности и социальной психологии. 1996; 68: 653–663.

    Финансирование
    Подано 20.10.2019
    Принято 30.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *