Альфред Адлер
Skip to contentАльфред Адлерadmin2021-08-23T21:00:06+03:00
Альфред Адлер основатель психологического направления, индивидуальной психологии. Именно развивая свои идеи, он окончательно разошелся с Фрейдом и смог стать самостоятельным и оригинальным мыслителем. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности.
Альфред Адлер родился 7 февраля 1870 г. в Пенцинге (Австрия). Он с раннего детства мечтал стать врачом-офтальмологом и позже, по окончании медицинского факультета Венского университета, начал карьеру врача. Однако вскоре его интересы переключаются на психиатрию и неврологию. В 1902 г. после прочтения знаменитого «Толкования сновидений» Адлер становится одним из членов кружка, организованного Фрейдом. Но вскоре Адлер начал развивать такие идеи, которые шли вразрез с основными идеями Фрейда.
В 1911 г. Альфред Адлер вышел из психоаналитического общества с группой единомышленников, тем самым разорвав свои связи с Фрейдом.
С приходом к власти нацистов деятельность его последователей в Германии приостанавливается. В Австрии после аншлюса в 1938 г. закрывается его клиника. Он начинает ездить по Европе и выступает с лекциями во многих учебных заведениях. В апреле 1937 г. он переносит сердечный приступ, а 28 мая того же года, находясь в шотландском городе Абердин, куда он приехал для чтения лекций, умирает от повторного приступа.
Адлер отрицал положение Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в поведении человека. Инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют человека от последнего. Он считал, что самая важная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, — это чувство общности и сплоченности с другими людьми, стимулирующее различные социальные контакты.
Однако Адлер не полностью опровергал теорию Фрейда. Он соглашался, что человек имеет некоторую внутреннюю природу, присущую ему одному, которая оказывает влияние на формирование его личности. Фрейд при этом придавал решающее значение факторам сексуальным, Адлер же подчеркивал роль общественных интересов.
В то же время Альфред Адлер — единственный психолог, который считал важнейшей тенденцией в развитии личности — стремление сохранить свою индивидуальность в целостности без каких бы то ни было изменений, и развивать ее. Мысль о целостности и уникальности личности — неоценимый вклад Адлера в развитие психологии. Также его огромной заслугой является то, что он ввел в психологию понятие «творческое Я».
«Творческое Я» Альфреда Адлера представляет собой индивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Более того, «Я» само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить каждому человеку осуществление его уникального стиля жизни.
Свою теорию личности Альфред Адлер хорошо структурировал и объяснил. Она основывается на нескольких положениях, в частности на фиктивном финализме, на стремлении к превосходству, на чувстве неполноценности, на чувстве общности, на стиле жизни и «творческом Я». Идею фиктивного финализма он заимствовал у немецкого ученого Ганса Файгингера. Она означает, что все люди в жизни ориентируются посредством конструкций, которые систематизируют реальность, организуя поведение каждого человека.
Также Адлер развивал идею о том, что мотивы человеческих поступков определяются в большей степени надеждами на будущее, а не на опыт прошлого Конечная цель может быть слишком идеальной, и ее нельзя реализовать, но, тем не менее, она оказывается тем стимулом, который заставляет человека действовать. Вполне здоровый человек может освободиться от фиктивных надежд и увидеть жизнь такой, какая она есть на самом деле. Для людей же с более тонко организованной нервной системой эта задача часто оказывается невыполнимой.
Адлер утверждал, что стиль жизни определяет и систематизирует опыт человека. Он тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру «Я». Чувство общности — стержень, на котором держится вся конструкция стиля. Хотя это чувство и врожденное, оно может остаться неразвитым. Следствие этого — вызывающее поведение, неврозы и конфликты.
Чтобы развить это чувство общности, с самого рождения ребенка важно окружить его вниманием и заботой, дать почувствовать ему, что он любимый и желанный. У брошенных и отверженных детей это чувство практически не развивается. Слабо развито оно также и у слишком избалованных детей. Уровень развития чувства общности определяет систему собственных представлений, которая создается каждым человеком, и неадекватность этой системы препятствует росту человека как личности и провоцирует развитие неврозов и депрессии.
По Адлеру, человек сам является творцом своей личности, формируя свой жизненный стиль. Творческое «Я» — это своеобразный фермент, который факты окружающей действительности трансформирует в личность человека — единую, динамичную, индивидуальную и обладающую уникальным стилем. «Творческое Я» — это смысл жизни человека. Таким образом, для Адлера процессы формирования стиля жизни являются актами творчества, которые придают человеку уникальность и возможность управлять своей судьбой.
Адлер подчеркивал, основываясь на богатом личном опыте, что люди не пешки, а сознательные целостные личности, которые самостоятельно создают свою жизнь. Если чувство общности определяет направление жизни, то два других врожденных чувства — неполноценности и стремления к превосходству — являются своеобразными носителями энергии, необходимой для развития личности. Эти чувства стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, — компенсация.
Адлер выделял четыре вида компенсации: неполная компенсация, полная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация (уход в болезнь). Соединение этих видов дало возможность Адлеру создать одну из первых типологий личности детей. Он считал, что развитое чувство общности позволяет детям с неполной компенсацией меньше чувствовать свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других людей. Это особенно важно при сильно выраженных физических недостатках, которые часто не дают возможности полной компенсации и тем самым могут остановить личностный рост ребенка.
Невозможность преодолеть свои дефекты, особенно физические, часто приводит к мнимой компенсации, при которой ребенок, а позже — взрослый человек начинает спекулировать своим недостатком, стараясь изо всех сил, чтобы его приласкали и пожалели. Такой вид компенсации останавливает личностный рост, формируя эгоистическую личность.
В случае сверхкомпенсации человек старается принести пользу людям при помощи своих знаний и умений. Его стремление к превосходству не превращается в агрессию. Для Альфреда Адлера таким примером сверхкомпенсации служили Демосфен и Франклин Рузвельт. Если у человека не развито чувство общности, то в случае сверхкомпенсации формируется невротический комплекс доминирования и власти. Эти люди подозревают окружающих в желании отнять у них эту власть и потому становятся подозрительными, жестокими и мстительными. Для Адлера примерами такой личности были Наполеон и Гитлер.
Таким образом, одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах и преодолеть трудности, является умение сотрудничать с другими людьми. Адлер считал, что, если человек умеет сотрудничать, он никогда не станет невротиком, способным на безрассудные поступки. Теория Адлера явилась своеобразной антитезой фрейдовской концепции человека и оказала огромное влияние на психотерапию и психологию личности.
- Библиотека
- Абрахам Маслоу
- Альфред Адлер
- Зигмунд Фрейд
- Ирвин Ялом
- Карл Густав Юнг
- Ролло Мэй
- Эрик Берн
- Эрих Фромм
Go to Top
1.
2 Теория личности а. АдлераТеория личности А. Адлера известна как индивидуальная теория личности или индивидуальная психология. Эту теорию также традиционно относят к психоаналитическому направлению (Адлер — один из первых и любимых учеников Фрейда), хотя в действительности большинство положений индивидуальной психологии развивались как антитезисы теории Фрейда. Теория А. Адлера, как это ни парадоксально звучит, по своему духу и основным концептуальным положениям может быть рассмотрена как предвестник и предтеча современной гуманистической психологии.
Сущностные основы теории Адлера связаны с такими понятиями, как 1) фиктивный финализм; 2) стремление к превосходству; 3) чувство неполноценности и компенсация; 4) социальный интерес; 5) стиль жизни; 6) креативное «Я».
Фиктивный финализм. По Адлеру, основные цели человека, т.е. те цели, которые и определяют направление жизни личности, представляют собой фиктивные цели — их соотнесенность с реальностью невозможно проверить. Но, несмотря на фиктивность, именно наличие таких финальных целей является реальным стимулом активности человека и объясняет его поведение.
Некоторые люди, например, могут выстраивать свою жизнь, исходя из представления о том, что напряженная работа и только немного удачи позволяют достичь почти всего. Это утверждение (по Адлеру) — лишь фикция, так как многие из тех, кто напряженно работает, не получают того, что они заслуживают. Другими примерами фиктивных убеждений, которые способны оказывать влияние на жизнь человека, являются следующие: «честность — лучшая политика», «все люди созданы равными». Вера в то, что праведники попадут в рай, а грешников ждет ад, несомненно, также оказывает влияние на поведение человека. И эта вера тоже является примером фиктивного финализма. Финальная цель, являясь фикцией, неким идеальным представлением, несмотря на это, играет роль реального стимула, мотива вполне конкретного устойчивого поведения человека.
Индивидуальная психология решительно настаивает на том, что психологические феномены невозможно понять, не основываясь на принципе финализма. Причины, силы, инстинкты, побуждения не могут быть основой для объяснения. Только финальные цели могут объяснить человеческое поведение.
Стремление к превосходству. Первоначально в качестве конечной цели, к которой стремятся все люди, Адлер называл стремление к власти. Позднее он отказался от термина «воля к власти» в пользу термина «стремление к превосходству». Стремление к превосходству при этом не сводится лишь к достижению высокого социального статуса или лидерства. Стремление к превосходству — это общее стремление к росту, движение в направлении «снизу вверх». Таким образом, стремление к превосходству может выражаться огромным числом различных способов, и каждый человек по-своему реализует это стремление.
Чувство неполноценности и компенсация. Чувство неполноценности — это чувство, возникающее в связи с переживанием собственной социальной или психологической несостоятельности. Оно возникает из ощущения дефектности или несовершенства в любой жизненной сфере. Чувство неполноценности присуще практически всем людям. По существу, в основе всего, что делают люди, лежит стремление к преодолению ощущения собственной неполноценности и к упрочению чувства превосходства. Следовательно, чувство неполноценности не является признаком патологии. Напротив, оно является причиной совершенствования человека. Вместе с тем чувство неполноценности при определенных обстоятельствах (например, связанных с неправильным воспитанием) может усиливаться и достигать аномального уровня.
В этом случае говорят о формировании комплекса неполноценности. Адлер выделял три вида страданий, испытываемых в детстве, которые могут привести к развитию комплекса неполноценности: неполноценность органа, чрезмерная опека, отвержение со стороны родителей. Стремление к компенсации неполноценности ведет человека к развитию — либо в той сфере, в которой ощущается неполноценность, либо в другой. В качестве классического примера компенсации неполноценности органа можно вспомнить Демосфена, который в детстве страдал заиканием, а впоследствии стал одним из величайших ораторов. Однако в определенных случаях компенсация может уступить место гиперкомпенсации, в результате чего развитие может пойти по аномальному пути и привести к формированию компенсаторного комплекса превосходства.
Теория личности Адлера — Психология безопасности
- Автор сообщения: РАЗИЯ РАШИД
- Сообщение опубликовано: 22 июня 2020 г.
- Категория сообщения: личность
Теория личности Адлера называется индивидуальной психологией. Адлер был коллегой Фрейда и Юнга. Однако его теория приняла другую точку зрения. Адлер определял личность как индивидуальный стиль жизни или характерную манеру реагирования на жизненные проблемы.
Прежде чем мы сосредоточимся на теории Адлера, давайте посмотрим на историю, которую Адлер рассказывал своему клиенту, которая сформировала его теорию:
… трое детей … попали в зоопарк впервые. Когда они стояли перед клеткой со львом, один из них сжался под кожу своей матери и сказал: «Я хочу домой». Второй ребенок стоял на месте, очень бледный и дрожащий, и сказал: «Я ничуть не испугался». Третий свирепо посмотрел на льва и спросил его мать. «Мне плюнуть на это?». Трое детей действительно чувствовали себя неполноценными, но каждый выражал это чувство по-своему, созвучному его стилю жизни.
(Adler, 1931, p.50)
История Адлера проливает свет на некоторые ключевые различия между его теорией и теорией Фрейда и Юнга. Они составляют основу индивидуальной психологии и поэтому являются важным понятием в теории Адлера. Вот они:
- Комплекс неполноценности
- Стиль жизни
- Порядок рождения
Комплекс неполноценности
По мнению Адлера, каждый человек страдает от чувства неполноценности и вины, т. е. комплекса неполноценности, возникающего с детства. Преодоление этого комплекса необходимо для оптимального развития личности. Когда кто-то постоянно не может достичь мастерства или уделяет гораздо больше внимания какой-то конкретной слабости, это может привести к комплексу неполноценности. Адлер считал, что люди вечно пытаются преодолеть чувство неполноценности.
Адлер также предложил концепцию «компенсации и сверхкомпенсации», которая в основном означает, что люди занимаются деятельностью, которая может преодолеть их чувство неполноценности. Например, в приведенной выше истории ребенок хотел плюнуть в льва, так как это компенсировало бы его чувство неполноценности.
Стиль жизни
Адлер считал, что каждый из нас создает свой собственный смысл или подход к жизни. У нас есть Личные цели, которые являются нашим постоянным источником мотивации. Эти цели обеспечивают нам безопасность и помогают преодолеть чувство неполноценности. Например, в приведенной выше истории каждый ребенок по-разному реагировал на страх перед львом. Морган и Кинг в своей книге «Введение в психологию» утверждают, что этот в высшей степени индивидуализированный стиль вырастает из уникального ощущения человеком своей собственной неполноценности и стратегий, которые он или она разрабатывает для их преодоления.
Порядок рождения
источник: unsplash.comТеория Адлера также делает акцент на окружающей среде и порядке рождения. Адлер считал, что первый ребенок получает все внимание своих родителей, но когда рождаются их братья и сестры, они не получают такого же внимания. В результате ребенок может почувствовать себя обманутым и стать несколько неподходящим. Более позитивный подход, который признал Адлер, заключается в том, что первенцы могут стать ответственными взрослыми, занимать то же место и вести себя по отношению к своим братьям и сестрам, как их родители. Адлер также связывал следующие характеристики людей с их рождением:
- Первенец: прирожденные лидеры, отличники, организованные, властные, пунктуальные, взрослые — пожалуйста, соблюдайте правила.
- Среднерожденные: гибкие, легкие на подъем, общительные, миротворцы, независимые, великодушные и сильные переговорщики.
- Последний ребенок: Рискованный, общительный, творческий, эгоцентричный, конкурентоспособный, легко заскучавший, любит, чтобы его баловали, и с хорошим чувством юмора.
- Единственный ребенок: близкий к родителям, самоконтроль, лидер, зрелый, надежный, неумолимый, закрытый, чувствительный.
Заключение
Основное предположение теории Адлера состоит в том, что человеческое поведение целенаправленно и целенаправленно. У каждого из нас есть возможность выбирать и творить. Наши личные цели являются источником мотивации. Цели, которые обеспечивают нам безопасность и помогают преодолеть чувство неполноценности, важны для развития нашей личности. Теория Адлера также формирует адлерианскую терапию, чтобы помочь людям с их психическими заболеваниями. Он целостный, целенаправленный и социально ориентированный в своем подходе.
Теги: Личность, теории личности
РАЗИЯ РАШИД
Разия Рашид — основатель компании Psychology To Safety и фрилансер. Она интересуется изучением психологии, женщинами в конфликте и миростроительством.
Теория Альфреда Адлера | в Главе 11: Личность
Теория Альфреда Адлера
Альфред Адлер родился в 1870 году, был вторым из шести детей в семье, жившей в пригороде Вены. Адлер был приглашен присоединиться к кружку Фрейда (группа, которая обсуждала идеи Фрейда) после защиты Фрейда на лекции. Как и Юнг, он позже порвал с Фрейдом из-за того, что Фрейд настаивал на том, чтобы члены Венского кружка поддержали сексуальную теорию Фрейда.
Фрейд всегда смотрел на Адлера свысока, в то время как Фрейд считал Юнга сильным мыслителем. Адлера, естественно, это возмущало, и он всегда быстро исправлял тех, кто называл его последователем Фрейда. Он сказал, что был просто знакомым, а не последователем.
Адлер считал, что личность формируется в раннем возрасте. Он считал, что положительные и отрицательные переживания в раннем детстве могут привести к реакциям, которые определят ориентацию или цели личности на всю жизнь.
Например, брат Адлера умер рядом с ним в постели, когда ему было три года. В результате, по словам Адлера, Адлер решил «преодолеть то, что называется смертью». В конечном итоге это привело его к тому, что он стал врачом.
Что побудило Адлера в детстве решить стать врачом?
Адлер сообщил, что его мать была добродушной, правдивой, доброй и полностью преданной детям. Однако, «когда родился мой младший брат, она перенесла на него свое внимание, и я почувствовал себя свергнутым и обратился к отцу, любимцем которого я был».
Это иллюстрирует две фундаментальные концепции Адлера: свержение с престола и соперничество между братьями и сестрами . Свержение с престола происходит, когда маленький ребенок, изначально находившийся в центре внимания, заменяется в привязанностях матери вновь прибывшим младенцем.
Результатом является одна из форм соперничества между братьями и сестрами. Соперничество между братьями и сестрами в целом представляет собой соревнование между братьями или сестрами за родительское внимание и одобрение.
Как появление младшего брата повлияло на теорию Адлера?
Альфред Адлер
Альфред плохо учился в школе. Он был неуклюж, неуклюж и плохо учился. Он завалил математику в средней школе и должен был повторить ее. Это привело к еще одному эпизоду, ставшему образцом принципиальности в его теории.
Адлер слышал, как его учитель советовал отцу забрать его из школы и отдать в ученики к сапожнику. Вместо этого его отец призвал его остаться в школе и удвоить свои усилия. Молодой Альфред боролся со своей неудачей, усердно изучая математику.
Через некоторое время учитель написал на доске математическую задачу, которую не смогли решить ни ученики, ни сам учитель. Адлер внезапно встал и сказал: «Я могу решить проблему».
Не обращая внимания на саркастическое замечание учителя: «Конечно, если никто другой не сможет, то ты обязательно сможешь», он под смех одноклассников подошел к доске и решил задачу. С этого времени он был лучшим учеником в классе математики.
Как Адлер боролся с чувством неполноценности?
Эта виньетка иллюстрирует еще одну концепцию Адлера. (Каждая часть легенды об Адлере иллюстрирует ключевую концепцию теории Адлера.) В данном случае триумф на уроке математики иллюстрируется адлеровской концепцией компенсации в ответ на чувство неполноценности .
Адлер считал, что у всех иногда бывает чувство неполноценности. Это универсальная часть человеческого опыта. То, как вы реагируете на чувство неполноценности, может сформировать человека, которым вы станете.
Вы можете потерпеть поражение и потерять надежду, или вы можете дать отпор или изменить то, что вы делаете, чтобы преодолеть трудности. Компенсировать , в теории Адлера, означает реагировать на трудности или невзгоды, давая отпор или разрабатывая новую тактику, вместо того, чтобы поддаваться отчаянию и сомнениям.
Человек, который компенсирует то, что Адлер назвал чувством неполноценности (ситуации, которые заставляют вас чувствовать себя неполноценным), — это человек, который вносит коррективы, чтобы преуспеть. Это может означать, что нужно стараться изо всех сил, несмотря на первоначальные неудачи, или преодолевать трудности, чтобы найти другой способ добиться успеха.
Чувство неполноценности
Большинство людей слышали о комплексах неполноценности . Адлер был удивлен, обнаружив, что это понятие выделяется из всей его теории. Куда бы он ни пошел, люди спрашивали его о комплексах неполноценности.
Адлер объяснил, что существует важное различие между чувством неполноценности , которые универсальны и служат положительной мотивирующей силой, и комплексами неполноценности , которые относительно редки и имеют тенденцию парализовать людей, а не мотивировать их.
Что Адлер говорил о чувстве неполноценности в детстве?
Адлер считал, что в детстве чувство неполноценности было нормальным и универсальным, потому что все начинают с малого и безрезультатно. Большинство людей реагируют на это развитием навыков, позволяющих почувствовать себя более сильными и эффективными.
У других развиваются модели зависимости или самоограничения, которые причиняют им неудобства или вредят другим. Для Адлера эти неприятные модели поведения были комплексами. Поэтому Адлер использовал слово комплекс отличается от Юнга.
Для Юнга комплекс был наполненной эмоциями темой на фоне человека. Для Адлера комплекс был неприятным паттерном поведения. Обычно это связано с отношением человека к другим: модель социального поведения.
Как Адлер использовал слово «комплекс» в отличие от Юнга?
Чувство неполноценности зарождается в детстве и продолжает возникать время от времени на протяжении всей жизни. Они возникают, когда кто-то поступает лучше вас, критикует вас, проявляет власть над вами, причиняет вам боль или иным образом получает над вами преимущество.
Чувство неполноценности нормально и даже полезно. Они мотивируют человека стремиться к самосовершенствованию и делать все необходимое, чтобы избежать подобных чувств в будущем. Изменения в ответ на ощущаемую неполноценность — это то, что Адлер называл компенсациями.
В чем разница между чувством неполноценности и комплексом неполноценности?
Комплекс неполноценности, напротив, не мотивирует людей; это парализует их. Люди с комплексом неполноценности убеждены, что они бесполезны или что они потерпят неудачу, поэтому они не предпринимают никаких действий, чтобы улучшить себя.
Адлер считал, что люди проявляют свою общую личностную ориентацию несколькими способами, образуя непротиворечивое целое. Человек, страдающий комплексом неполноценности, проявит его в выражении лица, тоне голоса, позе, выборе одежды, выборе занятий.
Человек с комплексом неполноценности, скорее всего, избегает проблем, потому что уверен, что потерпит неудачу. Они будут интерпретировать трудности как вызванные их собственными недостатками, которые считаются всепроникающими. (Это напоминает модель мышления, которую Селигман назвал выученной беспомощностью много лет спустя.)
В чем заключалась концепция «самообучения» Адлера?
Адлер считал, что каждая личность является результатом самообучения (одна из его отличительных фраз). Самообучение означало формирование эволюции вашего поведения или вашей личности на основе того, что помогает вам предотвратить чувство неполноценности или добиться более позитивных чувств.
Адлер сказал, что люди постоянно стремились перейти от «чистого минуса» к «чистому плюсу». Мы ищем то, что защищает нас, делает нас счастливыми или что нравится людям, которые важны для нас.
Мы замечаем, что заставляет нас чувствовать себя неполноценными или компетентными, а затем применяем эти уроки на практике. Мы делаем все возможное, чтобы сделать нашу жизнь лучше. Мы пытаемся устранить наши слабости и увеличить нашу силу.
Это побудило некоторых авторов сказать, что Адлер подчеркивал мотив власти. Они говорили, что Фрейд был всецело о сексе, в то время как Юнг был одержим бессознательным, а Адлер — властью.
Не совсем так; Адлер рассматривал стремление к превосходству как всепроникающую мотивацию, но стремление к превосходству означало работу над любым улучшением своего положения; речь не шла о доминировании над другими людьми.
Адлер заметил, что люди иногда чрезмерно компенсируют раннее чувство неполноценности, впадая в большие крайности в своем стремлении победить невзгоды. У Вильмы Рудольф был полиомиелит, из-за которого она в детстве стала инвалидом, но она стала спринтером, завоевавшим олимпийскую золотую медаль. О.Дж. У Симпсона в детстве был рахит, и ему сказали, что он больше никогда не сможет бегать, но он стал отличным футболистом, бегущим назад.
Как О. Дж. Симпсон и Вилма Рудольф показали компенсацию?
Чрезмерная компенсация иногда приводит к проблемам. Это (по определению) довольно экстремально: вся жизнь человека может вращаться вокруг сверхкомпенсации какого-то детского чувства незащищенности, такого как бедность. Однако в некоторых случаях это приводит к большим достижениям.
Стиль жизни
Адлер считал, что личность формируется в первые 5-6 лет жизни, и часто личность ребенка формировалась как непосредственная реакция на семейные ситуации. Маленький ребенок очень старается угодить родителям и избежать чувства неполноценности.
Определенные модели поведения «работают» в контексте определенного общества или семьи. Другие нет.
Например, некоторые дети всегда добиваются своего, будучи милыми, и это может закрепиться в общительном стиле жизни. Другие дети могут научиться быть жесткими и безразличными. Адлер сказал бы, что эти паттерны, сформированные в детстве, перейдут во взрослую жизнь.
Адлер назвал привычный подход человека к другим людям стилем жизни . Для Адлера стиль жизни был ключом ко всему поведению человека.
Сегодня слово образ жизни относится к окружению и занятиям человека, таким как жизнь в Палм-Бич, наличие двух автомобилей или ежедневные пробежки. Однако под стилем жизни Адлер имел в виду привычную социальную ориентацию .
Образ жизни для Адлера — это то, как человек реагирует на других людей и социальные ситуации. Ребенок, который был хитрым, делал плохие вещи, а затем пытался отговорить себя от неприятностей, вероятно, сохранит эту ориентацию во взрослой жизни.
Образ жизни тоже может быть положительным. Некоторые дети неизменно добродушны и готовы помочь. Это дает им социальное подкрепление в детстве, и (в результате, как сказал бы Адлер) они, вероятно, сохранят эту социальную ориентацию во взрослой жизни.
Адлер считал, что стиль жизни, как правило, постоянен и по-разному отражается на протяжении всей жизни человека.
Почему «стиль жизни» был так важен?
Особый акцент Адлер делал на том, что в переводе с немецкого означает «избалованные» дети. Это люди, которые в детстве научились манипулировать опекунами, чтобы они выполняли их желания, ныть, жаловаться и суетиться, пока не добьются своего. По словам Адлера, если бы родители уступили, эта модель могла бы стать стилем жизни.
Адлер считал, что избалованный ребенок превращается во взрослого, который чувствует себя «имеющим право», как мы говорим в эти дни. Человек с таким отношением считает, что хорошие вещи должны быть предоставлены другими без каких-либо обязательств, и если что-то идет не так, лучшая тактика — поднять шум, пока кто-нибудь не решит проблему.
Адлер определил множество невротических стилей, которые он назвал комплексами. Используя терминологию из начала этой главы, их можно было бы назвать типами .
Примером может служить Комплекс Искупителя. Это образ жизни, при котором человек достигает удовлетворения (или чувства превосходства), пытаясь улучшить других или изменить их заблудшие пути. Другим примером был комплекс «Нет»: чувство силы, обретаемое за счет постоянного несогласия с другими.
Это примеры типов, потому что они представляют собой группы черт, которые формируют узнаваемую ориентацию личности. Некоторые из них по-прежнему звучат правдоподобно в современном мире: возможно, вы знаете тип Искупителя или человека без комплексов.
Другие адлерианские типы кажутся странными и устаревшими в современном мире. Это обычная судьба типов личности, описанных в одну эпоху, потому что они (в конце концов) являются стереотипами и имеют тенденцию становиться более или менее распространенными по мере изменения культур.