Адлер ученый – Адлер, Альфред — Википедия

Содержание

Альфред Адлер — Психологос

Альфред Адлер (1870-1937) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.

Смотри Альфред Адлер: биография

Примыкал сначала к сторонникам Фрейда, затем основал собственную школу, получившую наибольшее влияние в 20-е гг., с созданием Международной ассоциации индивидуальной психологии.

Концепция индивидуальной теории личности

В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин).

Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы — люди невысокого роста (Наполеон, А. В. Суворов).

Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).

Главные ключевые принципы его теории можно разделить на:

  1. чувство неполноценности и компенсация;
  2. стремление к превосходству;
  3. стиль жизни;
  4. социальный интерес;
  5. творческое Я;
  6. порядок рождения;
  7. фикционный финализм.

Стиль жизни и комплекс неполноценности

Адлер, в целом принимая структурную модель психики, разработанную Зигмундом Фрейдом, заменяет крайне абстрактные движущие силы личности Эрос и Танатос на более конкретные. Он предположил, что жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе. Центральным для концепции Адлера стало понятие «компенсации». Маленький ребенок переживает свою неполноценность, ущербность по сравнению со старшими (отсюда термин «комплекс неполноценности»). Стремление преодолеть комплекс неполноценности запускает процесс развития человека. По мнению Адлера, именно стремление к сверхкомпенсации, возникающее в ответ на ярко выраженный дефект, приводит к выдающимся успехам (например, мальчик, которого все дразнят за субтильное телосложение, становится знаменитым спортсменом). Адлер придерживался мнения, что нормальный человек способен достичь баланса между стремлением к превосходству и стремлением к социальной привязанности. Таким образом, человек старается достичь первенства, но в тех областях, которые полезны обществу. Адлер вводит понятие «стиль жизни». Стиль жизни – это уникальный способ, которым индивид преодолевает свой комплекс неполноценности и достигает общности с людьми.

Основные работы

  • «Практика и теория индивидуальной психологии»
  • «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации»
  • «Невротическая конституция»
  • «Смысл жизни»
  • «Постижение человеческой природы»
  • «Наука жизни»
  • «Социальный интерес: вызов человечеству»
  • «Образ жизни».

www.psychologos.ru

Альфред Адлер: биография — Психологос

Детство и юность

Альфред был третьим из шести детей в небогатой еврейской семье. Адлер упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред бегал и играл с другими детьми, которые всегда с удовольствием принимали его в свою компанию. Казалось, он находил среди друзей то чувство равенства и самоуважения, которого был лишен дома. Влияние этого опыта можно видеть в последующей работе Адлера, когда он подчеркивает важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом, благодаря которому, по его мнению, личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества.

В детстве Адлер несколько раз был близок к смерти. Когда Альфреду было 3 года, его младший брат умер в кроватке, где они спали вместе. Кроме того, дважды Адлер едва не был убит в уличных происшествиях, а в пять лет переболел тяжелой пневмонией. Семейный врач считал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика. После этой истории Адлер решил стать врачом.

В юности Адлер очень любил читать. Впоследствии хорошее знакомство с литературой, Библией, психологией и немецкой классической философией принесло ему популярность в венском обществе, а позднее и всемирную известность в качестве лектора.

В 18 лет Адлер поступил в Венский университет на отделение медицины. В университете он заинтересовался идеями социализма и участвовал в нескольких политических собраниях. На одном из них он встретил свою будущую жену Раису, русскую студентку, которая училась в университете. К концу обучения Адлер стал убеждённым социал-демократом. В 1895 году Адлер получил медицинскую степень. Он начал практику сперва как офтальмолог, затем в качестве врача общего направления. Позже, по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и адаптацией, профессиональные устремления Адлера переместились в сторону неврологии и психиатрии.

Участие в деятельности Венской Психоаналитической Ассоциации и конфликт с Фрейдом.

В 1901 году Адлер, подающий надежды молодой врач, активно защищал в печати новую книгу Фрейда «Толкование сновидений». Хотя Фрейд раньше не был знаком с Адлером, он был глубоко тронут смелой защитой Адлером его работы и прислал ему письмо с благодарностью и приглашением участвовать в только что сформированной дискуссионной группе по психоанализу. Будучи врачом-практиком, в 1902 году примкнул к кружку Фрейда. Тем не менее Адлер никогда не был сторонником фрейдистского тезиса об универсальной роли детской сексуальности в развитии человеческой психики. В 1907 году Адлер опубликовал книгу «Исследование неполноценности органов» (Studie ber die Minderwertigkeit von Organen), в которой изложил свои взгляды на формирование человеческой психики, что вызвало негативную реакцию Фрейда. Адлер заявил о том, что «психоанализ не должен быть ограничен только одним способом», в ответ на это Фрейд резко высказался о «своеволии отдельных психоаналитиков». В 1910 году Адлер был избран президентом Венского Психоаналитического общества. Тем временем отношения между Фрейдом и Адлером резко ухудшились. Фрейд, ещё в ноябре 1910 года в своих письмах к Юнгу называвший Адлера «вполне приличным и очень умным человеком», к концу года объявил его «параноиком», а его теории — «непонятными».

«Суть дела — и это меня действительно тревожит — в том, что он сводит на нет сексуальное желание, и наши оппоненты вскоре смогут заговорить об опытном психоаналитике, выводы которого радикально отличаются от наших. Естественно, в своем отношении к нему я разрываюсь между убеждением, что его теории однобоки и вредны, и страхом прослыть нетерпимым стариком, который не дает молодежи развиваться.» — писал Фрейд Юнгу.

Фрейд часто называл своих врагов «параноиками». Он считал, что причиной паранойи являются подавленные гомосексуальные чувства. Фрейд сделал ретроспективный анализ применительно к своему утраченному другу, Вильгельму Флису, и назвал Адлера «маленьким рецидивом Флиса». Он даже признался Юнгу, что его так расстраивает ссора с Адлером, потому что «от этого открываются старые раны дела с Флисом».[1] 8 февраля 1911 года на очередном собрании Венского психоаналитического общества Фрейд подверг резкой критике взгляды Адлера. В ответ Адлер и вице-президент Штеклер, так же являвшийся сторонником взглядов Адлера, сложили с себя полномочия. В июне Адлер покинул Венское психоаналитическое общество. В октябре того же года оставшиеся последователи Адлера получили приказ выбрать один из двух лагерей. Всего вместе с Адлером ушли десять членов движения, которые решили образовать свой собственный кружок — «Общество свободных психоаналитических исследований», впоследствии переименованный в «Ассоциацию индивидуальной психологии». Фрейд в своём письме Юнгу писал об этом событии: «Я очень рад что наконец-то избавился от банды Адлера». По решению Фрейда между членами Венского психоаналитического общества и отколовшейся «бандой Адлера» не допускалось контактов.

Дальнейшая жизнь

В 1912 году Адлер опубликовал работу «О нервном характере», обобщавшую основные концепции индивидуальной психологии. В том же году Адлер основал «Журнал индивидуальной психологии», выпуск которого вскоре был прерван Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил военный госпиталь. В 1919 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Подобные клиники вскоре появились в Голландии и Германии, затем — в США, где функционируют и поныне. В 1922 году была возобновлена ранее прерванная войной публикация журнала под новым названием — «Международный журнал индивидуальной психологии». С 1935 года под редакцией Адлера выходит журнал на английском языке (с 1957 года — «Journal of Individual Psychology»).

В 1926 году Адлер получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке. В 1928 году он побывал в США, где читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Став сотрудником Колумбийского университета, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов. С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись репрессиям и вынуждены были эмигрировать. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 году Оскаром Шпилем и Ф.Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938 году. Тогда же был запрещён «Международный журнал индивидуальной психологии». В 1946 году, после окончания второй мировой войны экспериментальная школа открылась вновь, в то же время возобновилась и публикация журнала.

В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США. В последние годы своей жизни он активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях Запада. 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет.

Двое из четверых детей Адлера, Александра и Курт, стали, как и отец, психиатрами.

www.psychologos.ru

Краткая биография Альфреда Адлера

Маленький мальчик решает преодолеть свой страх, для этого ему нужно пересечь заброшенное кладбище, по мнению его одноклассников – самое страшное место в городе. Важно, что ребенок делает это не «на спор» с друзьями и не для того, чтобы утвердить свой авторитет. Мальчик хочет справиться со своим ужасом перед этим местом. Он решается и несколько раз пересекает это таинственное пространство, до тех пор, пока страх его окончательно не покидает. И хотя, как позже выяснилось, кладбища там никогда и не было, ребенок смог победить свое чувство страха. Идеи преодоления комплекса неполноценности, стремления к саморазвитию стали краеугольными камнями учения знаменитого психотерапевта Альфреда Адлера, который и был этим маленьким, храбрым мальчиком. «Чтобы быть полноценным человеком, надо обладать комплексом неполноценности» – так писал А. Адлер – создатель теории «индивидуальной психологии». Его идеи оказали огромное влияние на современную теорию и практику психотерапии. Сам ученый не раз подчеркивал, что истоки его учения находятся в его далеких детских впечатлениях.

Каждый человек приходит к конкретной цели преодоления трудностей с помощью творческой энергии, которая идентична его «Я».

Детство: преодоление физической немощи

Альфред Адлер был болезненным ребенком, в возрасте трех лет его сильно мучил рахит. Будущий психотерапевт вспоминал, что ему очень хотелось бегать, играть так же, как его старший брат, но он не мог. Ребенку было очень обидно и его охватывал сильнейший гнев. И тогда Альфред пообещал себе больше никогда не злиться. Спустя тридцать лет это его решение воплотилось в учение о человеческой жизни как активном стремлении к совершенству.

Движение от минуса к плюсу бесконечно.
Стремление снизу вверх никогда не прекратится.

Альфред Адлер появился на свет в 1870 году в семье коммерсанта, который занимался торговлей зерном. Он был третьим ребенком в семье, у него было пять братьев и сестер. Родина Адлера — Вена, европейский центр художественной жизни, столица Австрийской империи. В середине XIX века император Франц-Иосиф разрешил евреям селиться в столице, и семья Адлеров поселилась в пригороде Вены. Среди детских впечатлений мальчика, одно из самых ярких — музыка. Мать Адлера была прекрасной пианисткой, а Альфред обладал красивым голосом и уже во взрослой жизни ему не раз предлагали попробовать свои силы в опере. А один из его братьев стал преподавателем по классу скрипки.

Будущий великий ученый в детстве страдал от болезней, он пережил пневмонию и чудом избежал смерти. Некоторые детские события и впечатления стали одной из причин, по которой Адлер выбрал карьеру врача. Он старался преодолеть свою физическую слабость, был очень общительным и дружелюбным ребенком. У Альфреда было много друзей. Мальчик находил в их кругу взаимоотношения равенства, уважения и внимания к его личности, которых, как ему казалось, он был лишен дома. На самом деле добрая и заботливая мать была занята заботами о младших детях, отец же всегда был внимателен к своему сыну. Позже Адлер писал:

Насколько я себя помню в детстве, меня всегда окружали друзья. Родившееся тогда чувство солидарности с возрастом привело меня к пониманию необходимости сотрудничества даже в самых серьезных научных спорах.

В своих трудах ученый всегда обращал внимание на необходимость сопереживания, наличия общих ценностей с другими людьми. Он называл это «социальным интересом» и полагал, что именно эта черта способствует проявлению потенциала личности, помогает стать достойным членом общества.

Отрочество и юность: от самого слабого ученика до блестящего студента Венского Университета

В 1879 году Альфред Адлер поступил в гимназию, которую несколько раньше окончил его будущий учитель Зигмунд Фрейд. Учеба с большим трудом давалась болезненному ребенку, особенно сложно ему было справиться с заданиями по математике. Все было настолько плохо, что пришлось остаться на второй год. Состоялся серьезный разговор с отцом, который пригрозил отдать Альфреда в ученики к сапожнику, если уж он совсем не в состоянии справиться с учебой. Этот разговор оказался очень сильным импульсом, и мальчик начал упорно и серьезно работать на занятиях, в итоге он стал не только лучшим учеником по математике в классе, но и во всей гимназии. Со временем Альфред настолько изменился, что в этом сильном, здоровом и уверенном юноше трудно было узнать прежнего робкого и болезненного ребенка. В одной из своих известнейших работ «Смысл жизни» Адлер обращал внимание на следующее обстоятельство:

Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности.

Детство человека впоследствии стало для известного психолога и психотерапевта Адлера наиболее важным и любимым полем исследования. В восемнадцатилетнем возрасте он становится студентом Венского университета. Его привлекает медицина и он поступает на медицинское отделение университета. В студенческие времена Адлер увлекался идеями социализма, он активно посещал политические собрания и на одном из них познакомился со своей будущей женой — студенткой из России Раисой Эпштейн. Девушку интересовали идеи феминизма настолько, что она увлекла ими и Альфреда. Адлер ведет активную общественную деятельность, становится одним из организаторов студенческой организации «Свободный союз». В 1895 году он оканчивает университет, получает степень доктора медицины, а через два года Альфред Адлер и Раиса Эпштейн решают соединить свои судьбы.

Для того, чтобы содержать семью, молодому врачу пришлось стать практикующим офтальмологом, хотя его гораздо больше интересовала неврология и психиатрия. Но вскоре Адлеру удается устроиться на работу психиатром. В 1898 году выходит его первая книга, она называется «Учебник здоровья для портных». Врач описывает причины, влияющие на здоровье представителей этой профессии, предлагает способы преодоления негативных последствий и улучшений условий труда портных. Уже в этой ранней работе врач формулирует одну из основных своих идей — нельзя рассматривать заболевание в отрыве от образа жизни и социальной среды, окружающей больного. В 1901 году Адлер пишет несколько восторженных рецензий на книгу Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». В тот период теория основателя психоанализа подвергалась жесткой критике. Фрейд был очень тронут смелой и умной защитой его книги, он написал письмо молодому, подающему надежды врачу и пригласил его принять участие во встрече дискуссионной группы по проблемам психоанализа.

Мастерство: главный оппонент

Строго говоря, Адлер не был учеником Фрейда. В отличие от Карла Юнга, давшего клятву верности учителю, хоть Адлер и был сторонником его теории о влиянии бессознательного на неврозы человека, он был слишком независим, полон своих идей и амбиций, чтобы безоговорочно принимать теории мэтра. Но какое-то время Адлер входил в группу единомышленников Фрейда, а в 1910 году его даже избрали президентом Психоаналитического общества, он был также соредактором профессионального журнала, издаваемого Фрейдом. Благодаря нему, Адлер делает блестящую карьеру. Но уже в следующем 1911 году они стали непримиримыми противниками, поскольку их взгляды слишком разошлись.

Для Адлера была неприемлема чрезмерная биологичность воззрений оппонента. Он не считал сексуальность и неосознанное стремление к смерти определяющим мотивом в поведении человека, по его мнению, именно стремление к власти – вот тайный двигатель судьбы людей. Социальное окружение, стремление к реализации своих возможностей в обществе были определяющими, по мнению Адлера, в жизни человека, а не темные бессознательные инстинкты.

Характер человека складывается под воздействием его жизненного стиля, в котором реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации комплекса неполноценности.

В пылу полемики Адлер прилюдно называет мэтра нетерпимым старикашкой, а Фрейд того — просто параноиком. Адлер отказывается от поста президента Общества и вместе с девятью единомышленниками выходит из его состава. Они создают «Ассоциацию индивидуальной психологии». Члены нового объединения психотерапевтов особенно много внимания уделяют работе с преподавателями гимназий и школ, для них чрезвычайно важно образование тех людей, кто формирует молодое поколение. Их начинания поддерживает министр образования, благодаря поддержке которого врачам удалось открыть консультационные центры при многих государственных школах, в которых и дети, и их родители могли получить помощь и консультацию психолога. К началу 30-х годов только в столице Австрии насчитывалось около 30 таких консультационных центров.

Жить — значит развиваться.

Альфред Адлер вел чрезвычайно активную научную, лекционную, просветительскую деятельность. Один из современников вспоминал, что личность ученого была настолько популярна в Вене, что не было такого врача, который, побывав в столице, не посетил бы его лекции. Адлер много путешествует, посещает европейские страны, в 1927 году становится штатным преподавателем Колумбийского университета в США. С приходом к власти Гитлера он со своей семьей покидает Австрию и переезжает в Соединенные Штаты Америки. Его очень ценят, как ученого, преподавателя, прекрасного лектора и психотерапевта. Единственное, что очень огорчало и беспокоило ученого — так это то, что он ничего не знал о судьбе своей дочери. Она со своим мужем уехала из гитлеровской Германии в Советский Союз. Адлеру не суждено было узнать о трагической судьбе дочери — она погибла в сталинских лагерях. Альфред Адлер не смог узнать об этом, потому что сам неожиданно умер в 1937 году во время поездки с лекциями по Европе.

Стремление к совершенствованию является врожденным в том смысле, что оно — часть жизни, побуждающая сила, нечто, без чего жизнь была бы немыслима.

ЗЗа свою жизнь Адлер написал более 300 книг и статей. Он сделал для людей то, что не смог сделать Фрейд – дал им надежду. В тревожном, полном войн, революций, кризисов и восстаний ХХ веке Адлер вернул людям веру в себя. Он доказал, что нами руководят не темные инстинкты, неосознанные Эрос и Танатос, которые так трудно преодолеть. Он говорил, что мы не игрушки темных страстей, а сознательные творцы своей судьбы. Психолог Юрий Кузнецов, подчеркивая значение индивидуальной психологии Адлера для современности, писал: «Он как раз тот человек, который в своей жизни применял всё то, чему обучал и других, а это дорого стоит…».

Библиография Альфреда Адлера

Works on English language:

Adler, A. (1927). Menschenkenntnis. Leipzig.
Adler, A. (1927). The neurotic constitution. New York: Moffat, Yard.
Adler, A. (1928). Understanding human nature. London: Alien & Unwin.
Adler, A. (1928-1930). Die Technik der Individual psychologie. München: Bergmann
Adler, A. (1929). The practice and theory of individual psychology. London: Routledge & Kegan Paul.
Adler, A. (1930). The science of living. London: Alien & Unwin.
Adler, A. (1931). What life should mean to you. Boston: Little, Brown.
Adler, A. (1956). The individual psychology of Alfred Adler: A systematic presentation in selections from his writings H. L. Ansbacher & R. R. Ansbacher, Eds.). New York: Harper & Row.
Adler, A. (1964a). Problems of neurosis: A book of case-histories. New York: Harper Torchbooks.
Adler, A. (1964b). Social interest: A challenge to mankind. New York: Capricorn Books.
Adler, A. (1964c). Superiority and social interest: A collection of later writings (H. L. Ansbacher & R. R. Ansbacher, Eds.). New York: Viking Press.
Adler, K., & Deutsch, D. (Eds.). (1959). Essays in individual psychology. New York: Grove Press.
Ansbacher, H. L. (1971). Alfred Adler and humanistic psychology. Journal of Humanistic Psychology, 2, 53-63.
Ansbacher, H. L. (1974). The Adlerian and Jungian schools. [Part] A: Individual psychology. In S. Arieti (Ed.), American handbook of psychiatry. New York: Basic Books.
Ansbacher, H. L. (1990). Alfred Adler’s influence on the three leading cofounders of humanistic psychology. Journal of Humanistic Psychology, 30, 45-53.
Bottome, P. (1957). Alfred Adler: A portrait from life. New York: Vanguard Press.
Carlson, J. (1995). Adlerian parent consultation. In A. Dougherty (Ed.), Case studies in human services consultation. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.
Dreikurs, R. (1950). Fundamentals of Adlerian psychology. New York: Greenbcrg.
Dreikurs, R. (1957). Psychology in the classroom: A manual for teachers. New York: Harper & Row.
Dreikurs, R. (1964). Children: The challenge. New York: Dutton.
Ellenberger, H. (1970). The discovery of the unconscious: The history and evolution of dynamic psychiatry. New York: Basic Books.
Ellis, A. (1970). Tributes to Alfred Adler on his hundredth birthday. Journal of Individual Psychology, 26, 11-12.
Essays in Individual Psychology: Contemporary Application of Alfred Adler’s Theories. Ed. Adler K.A., Deutsch D. N.Y., 1959.
Frankl, V. (1970). Tributes to Alfred Adler on his hundredth birthday. Journal of Individual Psychology, 26, 12.
Grey, L. (1998). Alfred Adler, the forgotten prophet. Westport, CT: Praeger.
Hall, C., & Lindzey, G. (1957). Theories of personality. New York: Wiley.
Hoffman, E. (1994). The drive for self: Alfred Adler and the founding of individual psychology. Reading, MA: Addison-Wesley.
Kawulich, В., & Curlettc, W. (1998). Life tasks and the Native American perspectives. Journal of Individual Psychology, 54, 359-367.
Kern, C. (1993). Adlerian counseling. TCA Journal, 21, 85-95.
Kottman, T. (1995). Partners in play: An Adlerian approach to play therapy. Alexandria, VA: American Counseling Association.
Lakein, A. (1974). How to get control of your time and your life. New York: New American Library.
Manaster, G. J., & Corsini, R. J. (1982). Individual psychology. Itasca, IL: F. E. Peacock.
Martinex, D. (1998). Transcending cultures: the American process. Journal of Individual Psychology, 54, 346-358.
Maslow, A. (1970). Tributes to Alfred Adler on his hundredth birthday. Journal of Individual Psychology, 26, 13.
May, R. (1970). Tributes to Alfred Adler on his hundredth birthday. Journal of Individual Psychology, 26, 13.
Mosak, H. (1989). Adlerian psychotherapy. In R. Corsini & D. Wedding (Eds.), Current psychotherapies (4th ed.). Itasca, IL: F. E. Peacock.
Mosak, H., & Maniacci, M. (1993). Adlerian child psychotherapy. In R. Kratochwill & J. Morris (Eds.), Handbook of psychotherapy with children and adolescents. Boston: Allyn & Bacon.
Mosak, H., & Mosak, B. (1975a). A bibliography of Adlerian psychology (Vol. 1). Washington, DC: Hemisphere.
Mosak, H., & Mosak, B. (1975b). A bibliography of Adlerian psychology (Vol. 2). Washington, DC: Hemisphere.
Nystui, M. (1995). A problem solving approach to counseling. Elementary School Guidance and Counseling, 29, 297-302.
Orgler, H. (1963). Alfred Adler: The man and his work. London: Daniel.
Pryor, D. & Tollerud, T. (1999). Applications of Adlerian principles in school settings. Professional School Counseling, 2, 299-304.
Roberts, R., Harper, R., Tuttle-Eagle-Bull, D., Heideman, P., & Heideman, L. (1998). The Native American medicine wheel and Individual Psychology. Journal of Individual Psychology, 54, 135-145.
Scott, C., Kelly, F., & Tolbert, B. (1995). Realism, constructivism, and the individual psychology of Alfred Adler.
Individual Psychology Journal of Adlertan theory, Research and Practice, 51, 4-20.
Sweeney, T. (1998). Adlerian counseling: A practitioner’s approach (4th ed.). Philadelphia: Accelerated Development.
Watts, R. (1998). The remarkable parallel between Rogers’s core conditions and Adler’s social interest. Journal of Individual Psychology, 54, 4-9.
Way, L. (1956). A. Adler: An Introduction to His Psychology. Harmondsworth.
Way, L. (1950). Adler’s place in psychology. London: Alien & Unwin.
Wilder, J. (1959). Introduction. In K. Adler & D. Deutsch (Eds.), Essays in individual psychology. New York: Grove Press.
Wittels, F. (1939). The neo-Adlerians. American Journal of Sociology, 45, 433-445.

Работы, переведенные на русский язык:

1. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности (1970). Глава 4. «Социально-психологические теории: Адлер, Фромм, Хорни, Салливан». – М.: КСП+, 1997. – 720 с.
2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (1976). Глава 4. «Результаты пересмотра психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг». – СПб.: Питер-Пресс, 1997. – 608 с.
3. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 128 с.
4. Адлер А. Индивидуальная психология. // История зарубежной психологии. Тексты. Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М., 1986, с. 131 – 140
5. Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Выпуск 2-й. – М.: Российский открытый университет, 1992.
6. Адлер А. Индивидуальная психология: теория и практика. – СПб.: Изд-во ЛГУ, 1993. – 107 с.
7. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995.
8. Адлер А. Индивидуально-психологические данные относительно расстройств сна. / Ассаджиоли Р. Трансформация и сублимация сексуальной энергии. Психоаналитические очерки. – М., 1996, стр.75 – 84
9. Адлер А. Сифилофобия. К вопросу о значении фобий и ипохондрии в динамике невроза. // Ассаджиоли Р. Трансформация и сублимация сексуальной энергии. Психоаналитические очерки. – М., 1996, с. 85 – 92
10. Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии: Методика персонального и социального роста. – М., 1996. – 432 с.
11. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов // Серия «Выдающиеся мыслители». – Ростов-на-Дону, Феникс, 1998. – 416 с.
12. Адлер А. Наука жить. – Киев: Port-Royal, 1997. – 286 с.
13. Адлер А. О нервическом характере. // Серия: «Классики зарубежной психологии». – Изд-во: СПб. – М.: Университетская книга, АСТ, 1997. – 388 с.
14. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. // Серия: «Классики психологии». – М.: «Когито-центр», 2002. – 220 с.
15. Адлер А. Понять природу человека. – СПб., 1997. – 256 с.
16. Ридлер Б. Шесть основных сил (Индивидуальная психология А. Адлера). – СПб.: Изд-во «ДЕАН», 2000. – 160 с.
17. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг в концепции Альфреда Адлера. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 347 с.
18. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 214 с.
19. Энциклопедия глубинной психологии. Т.4. Индивидуальная психология. Аналитическая психология. Под ред. А.М. Боковикова. – М.: Изд-во «Когито-центр», 2004. – 780 с.
20. Малкина-Пых И.Г. Техники психоанализа и терапии Адлера. Серия: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 352 с.

Литература:
  • 1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей / пер. с англ. Боровикова А. — М.: Академический проект, 2011. — 240 с.
  • 2. Адлер А. Понять природу человека. — СПб.: Академический проект, 1997. – 88 с.
  • 3. Адлер, А. Очерки по индивидуальной психологии. //Классики психологии. — М.: Когито-центр, 2002. — 219 с.
  • 4. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности. — СПб.: Питер, 2003. — 608 с. 5. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост. 4-е изд. Пер. с англ. — М.: Мир, 2004. — 2095

Автор статьи: Нелли Громова
Историк, искусствовед

Редактор: Бибикова Анна Александровна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

psychosearch.ru

Альфред Адлер, психолог: биография, книги

Альфред Адлер – знаменитый психолог, психиатр и мыслитель. Обрел всемирную известность благодаря развитию своей концепции о том, что каждый человек должен стремиться выражать свои неповторимые стремления, таланты и способности. Альфред Адлер является создателем индивидуальной психологии. Это был настоящий прорыв в истории научной мысли. Он разработал теорию, благодаря которой человек начал рассматриваться с позиции индивидуального существа, имеющего собственные привычки и потребности.

Альфред Адлер. Биография

Будущий ученый родился 7 февраля 1870 года в многодетной еврейской семье. Детство и юность его прошли в борьбе за собственное здоровье: Альфред рос слабым и хилым мальчиком. Постоянные недомогания нередко препятствовали общению со сверстниками. Именно тогда, в детстве, Альфред Адлер учился понемногу себя преодолевать, работать над своим внутренним состоянием. Он намеренно закалял характер, усилием мысли тренировал волю. Однажды ребенок даже оказался близок к смерти, но победил ее. Большим увлечением мальчика являлось чтение. Он изучил большое количество книг, которые оказали существенное влияние на формирование его индивидуального мировоззрения.

После достижения совершеннолетнего возраста Адлер поступил в Венский университет на медицинский факультет. Позже всерьез заинтересовался психиатрией и неврологий. Альфред хотел объяснить себе причины многих болезней и потому в своих исследованиях обращался к психологии. После окончания университета молодой человек получил ученую степень и смог продолжить карьеру. Сегодня он известен как автор многочисленных книг и научных трудов. Рассмотрим в данной статье некоторые из них.

Альфред Адлер «Понять природу человека»

Одна из самых известных книг, оказавших сильное воздействие на развитие психологии индивидуальности. В этом труде основная мысль такая: каждый человек в жизни осуществляет свой выбор. То, какой именно дорогой он пойдет, в дальнейшем определяет отношение к жизни в целом и ее проявлениям в частности. Каждая личность должна стремиться понять свою природу.

В противном случае ей придется всю жизнь бороться за свои идеалы, выступать против общественных организаций и установленных канонов. Вот о чем говорит в книге Альфред Адлер. «Понять природу человека» — это замечательная книга, которую стоит прочитать каждому. Автор делает упор на том, что мы сами отвечаем за принятое когда-то решение: оно может неожиданным образом сказаться на всей последующей жизни.

«Наука жить»

По сути, ее следовало бы преподавать в средних школах и университетах. Науке жить необходимо обучиться, находясь в юношеском возрасте. Альфред Адлер подчеркивает, что искусством правильного и гармоничного существования владеет далеко не каждый. Множество людей вообще никогда не задумываются о причинах своих поступков, не умеют анализировать настоящее и принимать уроки судьбы. Адлер раскрывает перед читателем истинные мотивы внутренних конфликтов, затяжных стрессов, приводящих к депрессиям.

В «Науке жить» объясняется, почему одни люди никак не могут достичь счастья, хотя стремятся к нему много лет, а другие даже при отсутствии важных составляющих финансового благополучия находятся в состоянии гармонии с самим собой и внутренней сущностью. Такую мысль подчеркивает в тексте Альфред Адлер. Психология индивидуальности получает в этой книге максимальное раскрытие.

«Воспитание детей. Взаимодействие полов»

Адлер в своих исследованиях затрагивал тему становления личности у ребенка. Он настаивал на том, что с самых малых лет необходимо воспитывать в детях индивидуальность. Как этого достичь на практике? Прежде всего, необходимо научиться уважать личность, считаться с ее мнением. В противном случае такой человек не сможет в будущем стать успешным, достичь высокого профессионального развития.

«Очерки по индивидуальной психологии»

В этой книге Адлер приводит практические примеры того, как происходит становление индивидуальности у конкретных личностей. Он мастерски и захватывающе описывает весь тот опыт, с которым людям приходится сталкиваться, раскрывает всю внутреннюю систему глубинных переживаний.

Прежде чем стать индивидуальностью, человеку, как правило, приходится пройти большой путь, побороть множество конфликтов, определиться с целями и задачами на будущее, иметь смелость воплотить их в реальность.

«Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека»

Адлер рассматривал науку о душе как неотъемлемую составляющую личностного развития. Познание в целом осуществляется только путем индивидуального выбора. Каждый человек сам при этом делает выбор, на что направлять ему собственные усилия. Самопознание невозможно без развитой рефлексии и умения распознавать свои истинные мотивы.

В данной книге автор рассматривает вопрос о том, как личность начинает осознавать свою внутреннюю природу, какие усилия для этого прикладывает. «Индивидуальная психология» подчеркивает важность человеческого выбора в каких-то сложных ситуациях. Множество людей при этом теряются и не знают, как им следует поступить. Лишь единицы продолжают действовать уверенно и с энтузиазмом.

«Психология индивидуальных различий»

Известно, что все мы разные. У каждой личности имеются свои привычки и предпочтения. Индивидуальные различия между людьми часто и становятся причинами внешних конфликтов, приводящих к непониманию. В данной книге автор обращается к мыслительной способности личности осознать отличительные характеристики своего оппонента, постараться понять его.

Таким образом, большим мастером психологии индивидуальности был Альфред Адлер. Книги его и по сей день остаются невероятно востребованными, актуальными. Они помогают личности, желающей найти свое истинное «я», отыскать духовную природу, понять причины многочисленных внутренних конфликтов и барьеров на пути к счастью. Самопознание здесь выступает значимым и неотъемлемым звеном, которое и способствует стремительному продвижению вперед.

fb.ru

Адлер, Альфред — это… Что такое Адлер, Альфред?

Альфред А́длер (7 февраля 1870, Рудольфсхайм, Вена, Австро-Венгрия — 28 мая 1937, Абердин, Шотландия, Великобритания) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.

Биография

Детство и юность

Альфред был третьим из шести детей в небогатой еврейской семье. Он упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред бегал и играл с другими детьми, которые всегда с удовольствием принимали его в свою компанию. Казалось, он находил среди друзей то чувство равенства и самоуважения, которого был лишен дома. Влияние этого опыта можно видеть в последующей работе Адлера, когда он подчеркивает важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом, благодаря которому, по его мнению, личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества.

В детстве Адлер несколько раз был близок к смерти. Когда Альфреду было 3 года, его младший брат умер в кроватке, где они спали вместе. Кроме того, дважды Адлер едва не был убит в уличных происшествиях, а в пять лет переболел тяжелой пневмонией. Семейный врач считал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика. После этой истории Адлер решил стать врачом.

В юности Адлер очень любил читать. Впоследствии хорошее знакомство с литературой, Библией, психологией и немецкой классической философией принесло ему популярность в венском обществе, а позднее и всемирную известность в качестве лектора.

В 18 лет Адлер поступил в Венский университет на отделение медицины. В университете он заинтересовался идеями социализма и участвовал в нескольких политических собраниях. На одном из них он встретил свою будущую жену Раису Эпштейн, русскую студентку, которая училась в университете. К концу обучения Адлер стал убеждённым социал-демократом. В 1895 году Адлер получил медицинскую степень. Он начал практику сперва как офтальмолог, затем в качестве врача общего направления. Позже, по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и адаптацией, профессиональные устремления Адлера переместились в сторону неврологии и психиатрии.

Участие в деятельности Венской психоаналитической ассоциации и конфликт с Фрейдом

В 1901 году Адлер, подающий надежды молодой врач, активно защищал в печати новую книгу Фрейда «Толкование сновидений». Хотя Фрейд раньше не был знаком с Адлером, он был глубоко тронут смелой защитой Адлером его работы и прислал ему письмо с благодарностью и приглашением участвовать в только что сформированной дискуссионной группе по психоанализу. Будучи врачом-практиком, в 1902 году примкнул к кружку Фрейда. Тем не менее Адлер никогда не был сторонником фрейдистского тезиса об универсальной роли детской сексуальности в развитии человеческой психики. После женитьбы принял протестантство[1]. В 1907 году Адлер опубликовал книгу «Исследование неполноценности органов» (Studie ber die Minderwertigkeit von Organen), в которой изложил свои взгляды на формирование человеческой психики, что вызвало негативную реакцию Фрейда. Адлер заявил о том, что «психоанализ не должен быть ограничен только одним способом», в ответ на это Фрейд резко высказался о «своеволии отдельных психоаналитиков». В 1910 году Адлер был избран президентом Венского психоаналитического общества. Тем временем отношения между Фрейдом и Адлером резко ухудшились. Фрейд, ещё в ноябре 1910 года в своих письмах к Юнгу называвший Адлера «вполне приличным и очень умным человеком», к концу года объявил его «параноиком», а его теории — «непонятными». «Суть дела — и это меня действительно тревожит — в том, что он сводит на нет сексуальное желание, и наши оппоненты вскоре смогут заговорить об опытном психоаналитике, выводы которого радикально отличаются от наших. Естественно, в своем отношении к нему я разрываюсь между убеждением, что его теории однобоки и вредны, и страхом прослыть нетерпимым стариком, который не дает молодежи развиваться.» — писал Фрейд Юнгу.

Фрейд часто называл своих врагов «параноиками». Он считал, что причиной паранойи являются подавленные гомосексуальные чувства. Фрейд сделал ретроспективный анализ применительно к своему утраченному другу, Вильгельму Флису, и назвал Адлера «маленьким рецидивом Флиса». Он даже признался Юнгу, что его так расстраивает ссора с Адлером, потому что «от этого открываются старые раны дела с Флисом».[2]8 февраля 1911 года на очередном собрании Венского психоаналитического общества Фрейд подверг резкой критике взгляды Адлера. В ответ Адлер и вице-президент Штеклер, так же являвшийся сторонником взглядов Адлера, сложили с себя полномочия. В июне Адлер покинул Венское психоаналитическое общество. В октябре того же года оставшиеся последователи Адлера получили приказ выбрать один из двух лагерей. Всего вместе с Адлером ушли десять членов движения, которые решили образовать свой собственный кружок — «Общество свободных психоаналитических исследований», впоследствии переименованный в «Ассоциацию индивидуальной психологии». Фрейд в своём письме Юнгу писал об этом событии: «Я очень рад что наконец-то избавился от банды Адлера». По решению Фрейда между членами Венского психоаналитического общества и отколовшейся «бандой Адлера» не допускалось контактов.

Популярно мнение, согласно которому А.Адлер являлся учеником З.Фрейда. Однако, согласно Г.Элленбергеру: «Вопреки распространенному мнению, ни Адлер, ни Юнг не являются психоаналитиками, отклонившимися от общепринятого пути („psychoanalytic deviant“), и их системы не вносят „искажения“ в психоанализ. У обоих еще до встречи с Фрейдом были собственные идеи; сотрудничая с ним, они сохраняли свою независимость, а покинув его, создали системы, коренным образом отличные как от фрейдовского психоанализа, так и друг от друга.»[3]. Об этом же говорят Р. Фрейджер и Д. Фэйдимен: «Адлер вошел в группу (позднее превратившуюся в Венское психоаналитическое общество) сформировавшимся молодым профессионалом, уже разрабатывавшим собственное научное мировоззрение. Он не был ни последователем, ни „учеником“ Фрейда и никогда не подвергался тренировочному анализу.»[4].

Дальнейшая жизнь

В 1912 году Адлер опубликовал работу «О нервном характере», обобщавшую основные концепции индивидуальной психологии. В том же году Адлер основал «Журнал индивидуальной психологии», выпуск которого вскоре был прерван Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил военный госпиталь. В 1919 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Подобные клиники вскоре появились в Голландии и Германии, затем — в США, где функционируют и поныне. В 1922 году была возобновлена ранее прерванная войной публикация журнала под новым названием — «Международный журнал индивидуальной психологии». С 1935 года под редакцией Адлера выходит журнал на английском языке (с 1957 года — Journal of Individual Psychology).

В 1926 году Адлер получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке. В 1928 году он побывал в США, где читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Став сотрудником Колумбийского университета, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов. С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись репрессиям и вынуждены были эмигрировать. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 году Оскаром Шпилем и Ф. Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938 году. Тогда же был запрещён «Международный журнал индивидуальной психологии». В 1946 году, после окончания второй мировой войны экспериментальная школа открылась вновь, в то же время возобновилась и публикация журнала.

В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США. В последние годы своей жизни он активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях Запада. 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет. Похоронен в Абердине.

Двое из четверых детей Адлера, Александра и Курт, стали, как и отец, психиатрами.

Концепция индивидуальной теории личности

В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин). Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы — люди невысокого роста (Наполеон, А. В. Суворов).

Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).

Главные ключевые принципы его теории можно разделить на: 1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3) стиль жизни; 4) социальный интерес; 5) творческое Я; 6) порядок рождения; 7) фикционный финализм.

Одним из основополагающих трудов теории личности Адлера является «Практика и теория индивидуальной психологии». Среди других его значительных работ можно отметить «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации», «Невротическая конституция», «Смысл жизни», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни», «Социальный интерес: вызов человечеству», «Образ жизни».

Примечания

Сочинения

Ссылки

См. также

dic.academic.ru

Альфред Адлер – биография, книги, отзывы, цитаты

Альфред А́длер (7 февраля 1870, Рудольфсхайм, Вена, Австро-Венгрия — 28 мая 1937, Абердин, Великобритания)— австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.

Детство и юность

Альфред был третьим из шести детей в небогатой еврейской семье. Он упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред бегал и играл с другими детьми, которые всегда с удовольствием принимали его в свою компанию. Казалось, он находил среди друзей то чувство равенства и самоуважения, которого был лишен дома. Влияние этого опыта можно видеть в последующей работе Адлера, когда он подчеркивает важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом, благодаря которому, по его мнению, личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества.

В детстве Адлер несколько раз был близок к смерти. Когда Альфреду было 3 года, его младший брат умер в кроватке, где они спали вместе. Кроме того, дважды Адлер едва не был убит в уличных происшествиях, а в пять лет переболел тяжелой пневмонией. Семейный врач считал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика. После этой истории Адлер решил стать врачом.

В юности Адлер очень любил читать. Впоследствии хорошее знакомство с литературой, Библией, психологией и немецкой классической философией принесло ему популярность в венском обществе, а позднее и всемирную известность в качестве лектора.

В 18 лет Адлер поступил в Венский университет на отделение медицины. В университете он заинтересовался идеями социализма и участвовал в нескольких политических собраниях. На одном из них он встретил свою будущую жену Раису, русскую студентку, которая училась в университете. К концу обучения Адлер стал убеждённым социал-демократом. В 1895 году Адлер получил медицинскую степень. Он начал практику сперва как офтальмолог, затем в качестве врача общего направления. Позже, по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и адаптацией, профессиональные устремления Адлера переместились в сторону неврологии и психиатрии.

Участие в деятельности Венской Психоаналитической Ассоциации и конфликт с Фрейдом.

В 1901 году Адлер, подающий надежды молодой врач, активно защищал в печати новую книгу Фрейда «Толкование сновидений». Хотя Фрейд раньше не был знаком с Адлером, он был глубоко тронут смелой защитой Адлером его работы и прислал ему письмо с благодарностью и приглашением участвовать в только что сформированной дискуссионной группе по психоанализу. Будучи врачом-практиком, в 1902 году примкнул к кружку Фрейда. Тем не менее Адлер никогда не был сторонником фрейдистского тезиса об универсальной роли детской сексуальности в развитии человеческой психики. В 1907 году Адлер опубликовал книгу «Исследование неполноценности органов» (Studie ber die Minderwertigkeit von Organen), в которой изложил свои взгляды на формирование человеческой психики, что вызвало негативную реакцию Фрейда. Адлер заявил о том, что «психоанализ не должен быть ограничен только одним способом», в ответ на это Фрейд резко высказался о «своеволии отдельных психоаналитиков». В 1910 году Адлер был избран президентом Венского Психоаналитического общества. Тем временем отношения между Фрейдом и Адлером резко ухудшились. Фрейд, ещё в ноябре 1910 года в своих письмах к Юнгу называвший Адлера «вполне приличным и очень умным человеком», к концу года объявил его «параноиком», а его теории — «непонятными». «Суть дела — и это меня действительно тревожит — в том, что он сводит на нет сексуальное желание, и наши оппоненты вскоре смогут заговорить об опытном психоаналитике, выводы которого радикально отличаются от наших. Естественно, в своем отношении к нему я разрываюсь между убеждением, что его теории однобоки и вредны, и страхом прослыть нетерпимым стариком, который не дает молодежи развиваться.» — писал Фрейд Юнгу.

Фрейд часто называл своих врагов «параноиками». Он считал, что причиной паранойи являются подавленные гомосексуальные чувства. Фрейд сделал ретроспективный анализ применительно к своему утраченному другу, Вильгельму Флису, и назвал Адлера «маленьким рецидивом Флиса». Он даже признался Юнгу, что его так расстраивает ссора с Адлером, потому что «от этого открываются старые раны дела с Флисом».[Пол Феррис. Зигмунд Фрейд] 8 февраля 1911 года на очередном собрании Венского психоаналитического общества Фрейд подверг резкой критике взгляды Адлера. В ответ Адлер и вице-президент Штеклер, так же являвшийся сторонником взглядов Адлера, сложили с себя полномочия. В июне Адлер покинул Венское психоаналитическое общество. В октябре того же года оставшиеся последователи Адлера получили приказ выбрать один из двух лагерей. Всего вместе с Адлером ушли десять членов движения, которые решили образовать свой собственный кружок — «Общество свободных психоаналитических исследований», впоследствии переименованный в «Ассоциацию индивидуальной психологии». Фрейд в своём письме Юнгу писал об этом событии: «Я очень рад что наконец-то избавился от банды Адлера». По решению Фрейда между членами Венского психоаналитического общества и отколовшейся «бандой Адлера» не допускалось контактов.

Популярно дилетантское мнение, что А.Адлер являлся учеником З.Фрейда. Однако, согласно Г.Элленбергеру: «Вопреки распространенному мнению, ни Адлер, ни Юнг не являются психоаналитиками, отклонившимися от общепринятого пути («psychoanalytic deviant»), и их системы не вносят «искажения» в психоанализ. У обоих еще до встречи с Фрейдом были собственные идеи; сотрудничая с ним, они сохраняли свою независимость, а покинув его, создали системы, коренным образом отличные как от фрейдовского психоанализа, так и друг от друга.» [Г.Ф.Элленбергер, «Открытие бессознательного», 2004]. Об этом же говорят Р. Фрейджер и Д. Фэйдимен: «Адлер вошел в группу (позднее превратившуюся в Венское психоаналитическое общество) сформировавшимся молодым профессионалом, уже разрабатывавшим собственное научное мировоззрение. Он не был ни последователем, ни «учеником» Фрейда и никогда не подвергался тренировочному анализу.» [Р.Фрейджер, Д.Фэйдимен «Теории личности…», 2009].

Дальнейшая жизнь

В 1912 году Адлер опубликовал работу «О нервном характере», обобщавшую основные концепции индивидуальной психологии. В том же году Адлер основал «Журнал индивидуальной психологии», выпуск которого вскоре был прерван Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил военный госпиталь. В 1919 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Подобные клиники вскоре появились в Голландии и Германии, затем — в США, где функционируют и поныне. В 1922 году была возобновлена ранее прерванная войной публикация журнала под новым названием — «Международный журнал индивидуальной психологии». С 1935 года под редакцией Адлера выходит журнал на английском языке (с 1957 года — «Journal of Individual Psychology»).

В 1926 году Адлер получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке. В 1928 году он побывал в США, где читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Став сотрудником Колумбийского университета, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов. С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись репрессиям и вынуждены были эмигрировать. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 году Оскаром Шпилем и Ф.Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938 году. Тогда же был запрещён «Международный журнал индивидуальной психологии». В 1946 году, после окончания второй мировой войны экспериментальная школа открылась вновь, в то же время возобновилась и публикация журнала.

В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США. В последние годы своей жизни он активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях Запада. 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет.

Двое из четверых детей Адлера, Александра и Курт, стали, как и отец, психиатрами.

www.livelib.ru

Альфред Адлер — Медицинская википедия

Альфред Адлер, австрийский врач-психиатр и психолог, автор оригинальной теории личности, основатель индивидуальной психологии, родился 7 февраля 1870 года в Пенциге, предместье Вены. Здесь же окончил медицинский факультет и работал врачом-психиатром. Во время Первой мировой войны он служил в австрийской армии в качестве врача. После войны стал интересоваться педагогическими вопросами, подверг резкой критике систему Венского школьного образования. Основал в Вене Институт психопрофилактики, где читал лекции для родителей.

Альфред Адлер рос в богатом пригороде Вены. Все его приятели и друзья были христианами. Будучи иудеем, он принял протестантскую веру в раннем возрасте. В годы учебы Адлер примкнул к группе студентов Венского университета для обсуждения «Капитала» Маркса. Он не стал марксистом, его отвращение к доктринерству ограждало его от полного принятия системы, но годы обучения привлекли его к вопросам социальной справедливости и политических реформ.

Выросший в состоятельной семье зерноторговцев, он сознательно связал свою судьбу с «обычными» гражданами, открыв свой кабинет на Пратерштрассе для обслуживания бедняков и служащих Пратера. Жена Адлера, русская, была близким другом русских революционеров; Троцкий и Иоффе, например, часто посещали ее дом. При первых встречах с Фрейдом Адлер пытался навязать ему книги Маркса, Энгельса, Сореля, но Зигмунд сухо ответил: «Доктор Адлер, классовой борьбой заниматься не могу. Нужна вся жизнь, чтобы выиграть борьбу полов».

Доктор Адлер в 1901 году выступил в печати с рядом статей против нападок на «Толкование сновидений» Фрейда, которое было опубликовано 4 ноября 1899 года. За этими выступлениями последовало приглашение от Фрейда вступить в руководимый им кружок, состоящий тогда всего из 5 членов, включая самого Фрейда и Адлера.

Членом кружка Адлер становится в 1902 году. Через пять лет, в 1907 году, выходит его первая психоаналитическая публикация «Inferiority of Organs». В ней содержалась первая формулировка теории комплексов. 12 октября 1910 года Адлер избирается президентом Венского психоаналитического общества и соредактором (редактором был Фрейд) психоаналитического журнала «Zeitschrift fur Psychoanalyse».

Альфред Адлер был лидером, мыслителем и слишком творческим человеком, чтобы довольствоваться ролью подчиненного. Всю свою жизнь он страдал, бунтуя против старшего брата, болезненного и потому пользовавшегося особым вниманием матери. Быть вторым было для него подобно анафеме. Он последовательно стремился отмежеваться от фрейдистского анализа, от лежавшего в его основе эдипова комплекса и сексуальной этиологии неврозов, старался заменить их теорией неполноценности органов и реакцией мужского протеста.

Зигмунд Фрейд знал, что в этом не было заносчивости. Каждую среду, когда Адлер читал свой доклад или выступал с критикой какого-то члена Венского психоаналитического общества, он причинял огорчение Зигмунду. Еще до приглашения Фрейда участвовать в обсуждении Адлер стал психологом, интересовавшимся вопросами, которые, как он полагал, далеки от медицины. Сделавшись постоянным участником вечерних встреч, он с самого начала дал понять, что, несмотря на молодость (Адлер был моложе Фрейда на четырнадцать лет), в психологии неврозов он — равный, коллега и сотрудник.

Признавая, что исследования Фрейда открыли новые пути, Адлер в то же время по-своему толковал психоанализ и подсознание, отказываясь принять теорию Зигмунда полностью. Он предпочитал рассматривать либидо как чисто психическую энергию, не обязательно связанную с инстинктами. Кончилось тем, что он ушел с поста президента Венского общества психоаналитиков и редактора журнала.

У Адлера были небольшие усы, волосы гладко зачесаны назад с высокого лба. На лице, слегка одутловатом, с раздваивающимся подбородком, отражались все его чувства. У Адлера был настолько красивый голос, что друзья советовали ему попробовать себя в опере; его немецкий язык выдавал венский говор, но речь была выдержанной, почти литературной. Когда доктор Адлер спорил, его глаза сверкали, поэтому он прятал свой взгляд за тяжелыми веками и пенсне. Создавалось впечатление об Адлере как о мрачном и придирчивом человеке, поведение которого суть сварливость и угрюмость.

Альфред Адлер явно был крайне честолюбив и постоянно ссорился с другими относительно приоритета своих идей. Его невротическая гордость взбунтовалась, он не хотел работать под началом Фрейда. Адлер и его сторонники покинули Венское психоаналитическое общество и основали собственное Общество свободного психоанализа.

В 1911 году Адлер опубликовал три статьи в «Центральблатт» по вопросу о сопротивляемости и женском неврозе, «Садизм в жизни и неврозы» и работал над книгой «Невротическая конституция», намеченной к публикации в Висбадене в следующем году. В книге предпринималась попытка разгромить фрейдовский психоанализ. В 1917 году выходит его работа «Познание людей», а через три года – программный труд «Практика и теория индивидуальной психологии».

Реформируя фрейдизм, Адлер назвал свою теорию «индивидуальной психологией», чтобы отделить ее от классического психоанализа. «Индивидуальная психология» отвергает три фундаментальных принципа Фрейда: биологический детерминизм, сексуальную этиологию психических расстройств и доминирующую мотивационную роль бессознательного в жизни индивида. Из адлеровской концепции вытекает, что деятельность человека обусловлена будущим, а не прошлым, как полагает ортодоксальный психоанализ. Работа Адлера «Об исследовании органической недостаточности» смещала объяснение человеческого характера от рассудка к отдельным органам человеческого тела.

В детстве Альфред Адлер болел рахитом, рос хилым ребенком. Он очень поздно начал ходить, чуть не умер в возрасте пяти лет. Вероятно, это событие явилось той призмой, в которой сфокусировались его теоретические воззрения. Размышляя над своей немощностью, Адлер очень рано заинтересовался вопросами влияния физических недостатков на человеческую психику. В работе «О неполноценности органов» (1907) Адлер формулировал концепцию болезни как нарушение баланса в отношениях органа с его средой, которое организм стремится компенсировать. Главным источником мотивации он считал стремление к самоутверждению как компенсацию возникающего в раннем детстве чувства неполноценности.

Принцип компенсации — один из центральных в концепции Адлера. В основе всей человеческой деятельности Адлер усматривает стремление к личному превосходству, реализуемое через механизм компенсации первичного чувства неполноценности. Эта идея-цель, хотя она лишь смутно осознается индивидом, становится центром формирования личности, детерминируя ее психику. Характер цели и способы ее реализации создают специфический для человека «жизненный стиль».

Побуждение, по Адлеру, компенсировать чувство неполноценности подкрепляется врожденной агрессивностью. Вначале Адлер связывал эти побуждения с женским началом в людях, обозначая последующую компенсацию своим знаменитым «мужским протестом». Однако вскоре он впал в другую крайность и интерпретировал все вещи в терминах воли к власти Ницше. Даже сам половой акт побуждался не столько сексуальным желанием, как чистой агрессивностью. Узнав, что Адлера пригласили в Америку читать лекции, Фрейд съязвил: «Наверное, цель этого — спасти мир от сексуальности и построить его на агрессии».

Отмежевавшись от психоаналитической школы в ее понимании методов психологического лечения, Адлер не отказался от взглядов фрейдистов на невроз как на своеобразную защитную, стратегическую жизненную установку больного неврозом. Он, так же как и чистые психоаналитики, утверждает, что никакими обычными разъяснениями и общими эмоциональными толчками невротика не сдвинешь с его болезненной позиции, которую тот яростно отстаивает. Так же как и фрейдисты, Адлер требует предварительного ознакомления с корнями своеобразных стратегических маневров больного, но с этого пункта и начинается расхождение Адлера с основной школой.

Адлер не считает, что конфликтные желания больного обязательно вытесняются в подсознание. Он вообще не признает особого по качеству подсознательного мира, где будто бы гнездятся и живут своей напряженной жизнью особые желания, фантазии и т.п. Адлер убежден, что вся личность больного, весь его характер полностью пронизаны этой оригинальной стратегией, этими хитрыми уловками и что в области болезненного маневрирования нет никакой качественной разницы между тем, что больной ясно сознает, и тем, что временно остается в тени его сознания.

Суть болезни вовсе не в том, что часть неудовлетворенных желаний человека оттеснилась в подсознание и оттуда производит свои попытки прорваться наружу вопреки запретам со стороны реальности. «Нет, — говорит Адлер, — вся личность больного со всей ее жизненной установкой находится в конфликтных отношениях с окружающей средой. При этом суть дела отнюдь не в любовном голоде, не в половых вытеснениях, на которых настаивали в первую очередь фрейдисты, а в ненасытном влечении к властвованию. Всякому человеку свойственно это влечение к властвованию, к подчинению себе других, но при некоторых обстоятельствах это качество приобретает болезненный уклон, и тут-то разыгрывается невроз».

При каких же обстоятельствах, считает Адлер, возникает невроз? Представим себе, что родился человек с чертой той или иной социально-биологической малоценности (с дефектами фигуры, зрения, слуха, с некоторой общей хрупкостью, низкого роста и т.д.). Эти недостатки лишают его возможности полностью приспособиться к жизни, и тогда-то начинаются, по Адлеру, своеобразные стратегические маневры, цель которых — одобрить свою собственную личность. Как человек низкого роста старается иногда ходить на цыпочках, носит высокие каблуки, тянет кверху голову, пытается говорить звучным голосом, только бы казаться выше, внешне значительнее в сравнении со своими возможностями, так и наш малоценный субъект взбирается на особые жизненные ходули. Будучи слабым, надо ни себе, ни другим не показывать этого, надо казаться сильным, устрашающим. И робкий, слабый человек компенсаторно, для возмещения своих дефектов, начинает усиленную борьбу за то, чтобы казаться сильным, — своеобразную борьбу за власть: «быть наверху жизни, а не внизу ее». Таков девиз всякого человека, тем более человека, дефекты которого устремляют его именно вниз. Чем сильнее, ярче декорировать свою силу, сложнее маскировать свою слабость, тем больше шансов на победу. И, не ведая того, его компенсация становится сверхкомпенсацией.

Человек с раннего детства делается тираном окружающих, близких, старается подчинить себе других то лаской, то своими страданиями. Во всех функциях, во всех органах, во всех накапливаемых им навыках содержатся элементы особой боевой целеустремленности: властвовать. И здесь все средства хороши. Подойдет и головная боль, и рвота, и расстройство желудка, удушье или прямое устрашающее давление на близких. Только бы властвовать, только бы оказаться в центре общего внимания. Пусть меня боятся, пусть меня жалеют, пусть я окажусь для всех сложной загадкой, — все равно, только бы не очутиться на сером, нейтральном фоне жизни, только бы считались с моими желаниями и подчинялись им. И подобная индивидуальность, по Адлеру, идет на ряд сложных жертв — жертв нелепых с нашей, здоровой, точки зрения, — только бы защитить свою позицию, свою жажду власти. Пусть будет бессонница, головная боль, расстройство кишечной и сердечной деятельности, если это дает мне право подчинять, если это реально делает меня менее ответственным. Плевать на мои убытки и страдания, выигрыш от высокого наслаждения властью несоизмерим в сравнении с пустяковыми потерями в области ничтожно-серого приспособления к идиотской реальности.

И у Адлера в конечном счете тот же, что и у Фрейда, основной конфликт между влечением к самодовлеющему наслаждению и между приспособлением к реальности. Защищая наслаждение в качестве орудия борьбы, человек использует самые разнообразные расстройства организма, которые он и противопоставляет требованиям реальности (аналогично защитным болезненным симптомам у фрейдистов). Пожалуй, в этой области Адлер оказывается большим абсолютистом, чем Фрейд, так как, если последний указывает на ряд полукомпромиссных позиций невротика в отношении к реальности, адлеровские больные проявляют максимальную агрессивность и не очень-то склонны идти на уступки.

Как видим, Адлер совсем не нуждается в признании особого психического качества — так называемого подсознания, так как для истолкования невроза он использует весь психофизиологический аппарат человека в целом. Это не значит, что Адлер настаивает на полной сознательности всей сложной психоневротической системы маневрирования. Конечно, проделывать подобные «трюки» человек в здоровом сознании не может, — это отнюдь не притворство, не злостная нарочитость. Мы здесь, по Адлеру, имеем дело со своеобразной эмоциональной ограниченностью психики, с односторонне целеустремленным ее состоянием. Однако суженность эта наблюдается не отдельными участками, «не комплексами» (согласно Фрейду), а по всей личности полностью — во всех ее проявлениях.

Отсюда и различие в оценке Фрейдом и Адлером значения психологических методов лечения. Адлер не нуждается в специализированных подходах к ущемленным участкам подсознания, он не ведет тонкой дешифровочной работы, он не старается преодолевать отдельных сопротивлений больного, которые тот обнаруживает, как только пытаются подойти к его подспудному, ущемленному пункту. Для Адлера структура болезни ясна с самого начала без анализа отдельных моментов из прошлого. Здесь всегда борьба за власть, принявшая столь острые формы в результате некоей малоценности личности. Поэтому задача лечения — в «укрощении строптивой», в доведении больного до уровня нормальной социальной позиции.

Доктор Адлер говорит: «Чтобы быть полноценным человеком, надо обладать комплексом неполноценности. Неполноценность — нормальное, естественное для человека чувство. Я потратил 40 лет, — продолжает Адлер, — чтобы сделать мою психологию понятной. Я мог бы сделать ее еще более простой, сказав, что неврозы — от тщеславия. Но и это могло бы оказаться слишком сложным для понимания многих».

По поводу нападок Адлера и Юнга на свою теорию Фрейд говорит: «В науке весьма принято выхватывать часть истины, ставить ее на место целого и бороться в ее пользу со всем остальным, не менее верным. Таким путем от психоаналитического направления откололось уже несколько направлений, одно из которых признает только эгоистические влечения, но отрицает сексуальные, другое же отдает должное только влиянию реальных жизненных задач, не замечая индивидуального прошлого, и т.п.».

Созданные Адлером группы индивидуальной психологии и объединенные в «Интернациональную Ассоциацию Индивидуальной Психологии», действующую с 1922 года, продолжали действовать в Англии, Швейцарии, Голландии, Франции, Австрии.А

Альфред Адлер в 1935 году эмигрировал в США, где продолжил свою клиническую практику, читал лекции в Колумбийском университете. Здесь были опубликованы его произведения «Наука жить», «Смысл жизни», в которых его «индивидуальная психология» получила свое завершение. Он много путешествовал, читал лекции в разных странах мира.

28 мая 1937 года Альфред Адлер умер от сердечного приступа в Абердине в Шотландии.

medviki.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *