Психофизиологии предмет – Тема 1. Предмет, задачи и методы психофизиологии

Тема 1. Предмет, задачи и методы психофизиологии

Психическая реальность не есть нечто обособленное от процессов мозга. Мы говорим, что психический процесс и мозговой процесс неотделимы друг от друга, а потому, изучая мозговой процесс в его высших проявлениях, мы изучаем вместе с тем ход и развитие психического процесса. В. М. Бехтерев

Предмет, задачи методы психофизиологии

Психофизиология — наука, изучающая физиологические механизмы субъективных явлений, состояний и индивидуальных психических различий. Предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Сложнее определить объект, который изучает психофизиология, поскольку им оказывается та часть физиологии человека, которая непосредственно связана с психическими проявлениями (например, инстинкты, динамические стереотипы) и та часть психических процессов, которые связаны и могут быть объяснены с точки зрения физиологии (стрессовые состояния, эмоции и др.)

Термин «психофизиология» появился в начале 19-го века, его использовал французский философ Н.Массиас для обозначения тех исследований психики, которые опирались на точные объективные физиологические методы. Очень похожий термин «физиологическая психология» использовал в своих работах в конце 19-го века В.Вундт. Наш выдающийся соотечественник А.Р. Лурия в своих работах, опубликованных в 70-е году прошлого века, развел эти два понятия, определив, что физиологическая психология изучает физиологию отдельных сложных психических процессов и функций, а психофизиология ищет физиологические основы целостных форм поведения человека и животного.

Имея одну дисциплину в учебном плане «Психофизиология», мы будем говорить и об отдельных психических процессах и о целостных формах поведения.

Значительный вклад в развитие психофизиологии внесли работы Л.С. Выготского, который впервые сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем. Эти идеи развил П.К.Анохин в своей теории функциональных систем, базирующейся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, объединенных в комплексы, действие которых направлено на достижение полезного, приспособительного результата. Одну из главных составляющих это сложного процесса составляет принцип саморегуляции физиологических функций, сформулированный в отечественной физиологии Н.А. Бернштейном. В процессе изложения материала мы встретим ещё немало имен отечественных и зарубежных ученых, которые подарили свои научные открытия миру и, конечно, нам с Вами, уважаемые коллеги, желающие глубже понять механизмы и рычаги психики человека.

Становление психофизиологии как одной из ветвей нейронауки связано с успехами, достигнутыми в области изучения нейронной активности. В 20-х годах в Англии (Кембридж) сложилась сильная школа электрофизиологов во главе с А. Эдрианом. Она внесла большой вклад в изучение электрической активности нейронов и в общую теорию ЭЭГ. Термин «психофизиология» появился в начале 19-го века, его использовал французский философ Н.Массиас для обозначения тех исследований психики, которые опирались на точные объективные физиологические методы. Очень похожий термин «физиологическая психология» использовал в своих работах в конце 19-го века В.Вундт. Эта была дань тому самому спору о первенстве психики или тела, который продолжается и сейчас. Наш выдающийся соотечественник А.Р. Лурия в своих работах, опубликованных в 70-е году прошлого века, попытался развести предметы психофизиологии и физиологической психологии, определив, что физиологическая психология изучает физиологию отдельных сложных психических процессов и функций, а психофизиология ищет физиологические основы целостных форм поведения человека и животного. В любом из контекстов понятно, что психофизиология является междисциплинарной наукой, объединяющей в себе концепции нейрофизиологии и высшей нервной деятельности и той части психологии, которая оперирует объективными критериями.

Главной задачей П. является причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Успехи современной П. связаны с тем, что наряду с традиционными методами (регистрация сенсорных, моторных, вегетативных реакций, анализ последствий повреждения и стимуляции мозга) в исследовательской практике получили широкое распространение электрофизиологические методы (электроэнцефалография и др.) а также математические способы обработки экспериментальных данных. Значительное влияние на развитие психофизиологии оказала теория нервных сетей, сформулированная У. Мак Каллахом и У. Питсом. Ее экспериментальное обоснование было представлено в их публикации совместно с Дж. Летвиным, X. Матураной под названием «Что говорит глаз мозгу лягушки» (1959).

Исследователями впервые был описан особый тип нейронов сетчатки, избирательно реагирующих на некоторые физические свойства зрительных стимулов. Для обозначения этих нейронов они ввели новый термин — детектор. В сетчатке лягушки они открыли несколько групп нейронов-детекторов: движущего угла, контраста, границы и др. Успех этой группы исследователей в значительной мере был обусловлен введением ими новой методики для изучения свойств нейронов. Вместо стандартных точечных раздражителей (пятен света) или включения и выключения диффузного освещения они применили стимулы, встречающиеся в естественной среде обитания лягушки: светлые или темные фигуры разной формы и размера (движущиеся линии, полоски, углы). Кроме того, при регистрации электрической активности отдельных нейронов исследователи отказались от стандартной формы эксперимента с наркозом и обездвиживанием животного.

На развитие детекторной теории сильное влияние оказали работы Д. Хьюбела и Т. Визеля, которые в 60-х годах сформулировали модульный принцип организации нейронов коры больших полушарий, показав

существование «колонок» — объединения нейронов в группы со сходными функциональными свойствами (Хьюбел Д., 1990).

Были открыты многие новые классы нейронов, специфически связанных с различными психическими процессами. Среди них — особый тип сенсорных нейронов — гностические единицы, кодирующие целостные образы. Концепция гностических единиц

принадлежит Ю. Конорскому, который предположил, что узнаванию знакомого лица с первого взгляда, знакомого предмета, знакомого голоса по первому произнесенному слову, знакомого запаха, характерного жеста и т.п. соответствует возбуждение не клеточного ансамбля, а единичных нейронов, отвечающих отдельным восприятиям. Прямое изучение нейронной активности коры высших животных подтвердило его концепцию гностических нейронов.

В нижневисочной коре обезьяны найдены нейроны, избирательно отвечающие на появление лица конкретного человека, обезьяны, на мимику, выражающую определенную эмоцию, на положения руки (жесты), а также на различные неодушевленные предметы.

Описан особый класс нейронов, получивший название нейронов цели. Эти нейроны избирательно реагируют на появление целевого объекта: на вид или запах пищи. Нейроны цели найдены в гипоталамусе, височной коре, хвостатом ядре обезьяны. А.С. Батуев обнаружил у обезьяны нейроны цели в теменной и лобной коре. Их реактивность зависела от мотивационного возбуждения животного (голода). Только у голодной обезьяны нейроны цели реагируют на вид пищи, с насыщением животного их реакция исчезает.

Нейроны новизны, активирующиеся при действии новых стимулов и снижающие свою активность по мере привыкания к ним, обнаружены в гиппокампе, неспецифическом таламусе, ретикулярной формации среднего мозга и других структурах. В гиппокампе найдены также нейроны тождества, опознающие знакомые (многократно повторяющиеся) стимулы. В.Б. Швырковым выделена группа нейронов поискового поведения, которые становятся активными только во время ориентировочно-исследовательского поведения кролика.

Особую группу составляют нейроны среды, избирательно возбуждающиеся при нахождении животного в определенной части клетки. Нейроны среды найдены Ю.И. Александровым в моторной, соматосенсорной и зрительной коре у кролика. Нейроны среды в коре сходны с нейронами места, найденными О’Кифом в гиппокампе кролика. Нейроны места также активируются лишь при определенном расположении животного в экспериментальном пространстве.

   Данные в психофизиологии могут быть получены в процессе применения множества различных математических, физических, химических, физиологических, психологических, социологических методик. Методика — конкретное воплощение метода в виде частной его реализации при решении конкретной научной теоретической или практической задачи, совокупность конкретных практических приемов выполнения чего-либо. Примеры методик, которые могут использоваться в психофизиологии.

Наука начинается там, где есть определенная проблема. Психофизиологическая проблема — вопрос об активном системном взаимодействии тела и психики. Существуют различные взгляды на то, как соотносятся тело и психика, однако, данный спор до сих пор не решён окончательно. История научного спора о роли тела и психики в жизни человека, а также их взаимосвязи насчитывает не одно столетие. Начавшись с 17-го века с работ Р.Декарта, этот спор привлек таких выдающихся ученых как Т.Гоббс, Г.Лейбниц, Б.Спиноза, Л. Бюхнер, К. Фогт, Я. Молешотт. В середине 20-го века в спор включились ученики И.П.Павлова, пытавшиеся объяснить самые сложные психические процессы простой суммой условных рефлексов. Рациональное непротиворечивое решение психофизиологической проблемы хорошо сформулировано известным отечественным психологом и психофизиологом Ю. Б. Гиппенрейтер: «Имеется единый материальный процесс, и то, что называется физиологическим и психическим, — это просто две различные стороны единого процесса». Однако, проблема полностью не исчерпана и сейчас споры о первенстве психики или телесности вспыхивают с новой силой.

Трудами И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, А. А. Ухтомского были заложены основные представления о движущих факторах поведения. Значительный вклад в развитие психофизиологии внесли работы Л.С. Выготского, который впервые сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем. Эти идеи развил П.К.Анохин в своей теории функциональных систем, базирующейся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, объединенных в комплексы, действие которых направлено на достижение полезного, приспособительного результата. Одним из главных составляющих этого сложного процесса является принцип саморегуляции физиологических функций, сформулированный в отечественной физиологии Н.А. Бернштейном. Современные тенденции в психофизиологии заложили в своих работах А. Р. Лурия, И. С. Бериташвили, Л. В. Крушинский, М. Н. Ливанов, В. С. Русинов, Е. Н. Соколов. В процессе изложения материала мы встретим ещё немало имен отечественных и зарубежных ученых, которые подарили свои научные открытия миру и, конечно, нам с Вами, уважаемые коллеги, желающие глубже понять механизмы и рычаги психики человека.

Итак, объектом изучения психофизиологии, в конечном счете, является деятельность головного мозга и, связанное с этой деятельностью, поведение человека и животного.

Предмет психофизиологии: физиологические корреляты психической деятельности человека и животного.

Цель изучения психофизиологии: глубокое понимание физиологических механизмов поведения человека и использование их для психодиагностики и психокоррекции.

Задачами психофизиологии как учебной дисциплины являются:

  • Изучение физиологических механизмов получения, передачи и анализа центральной нервной системой информации о внешней и внутренней средах организма

  • Изучение механизмов принятия решений и их реализации на уровне головного мозга и организма в целом

  • Знание физиологических основ внимания, мотивации, памяти, мышления, движения

  • Знание физиологических основ эмоциональных реакций в обычных и стрессовых ситуациях

  • Знание механизмов нарушения физиологических функций, связанных с психикой человека

  • Умение использовать наблюдение динамики физиологических параметров для целей психодиагностики

  • Умение оказывать корректирующее влияние на психику и поведение пациента, используя знания физиологических коррелятов психических процессов.

  • Умение использовать психокоррекцию для положительного влияния на измененные физиологические параметры и состояния организма пациента.

Структурно психофизиология подразделяется на психофизиологию органов чувств, поведения, дифференциальную и возрастную. Фактический и теоретический базис для психофизиологии органов чувств и психофизиологии поведения составляют смежные дисциплины: анатомия центральной нервной системы, нейробиология, нейрофизиология, физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем, психосоматика, психофармакология, нейропсихология, дифференциальная и возрастная психофизиология.

При изучении психофизиологии мы столкнемся с целым рядом научных дилемм. Вот только некоторые из них:

  1. Физиологические раздражения — психическое ощущение;

  2. Физиологические реакции — психическое состояние;

  3. Движения — действие;

  4. Свойства нервной системы — темперамент;

  5. Задатки — способности.

Окажутся ли они истинными или ложными, попробуем разобраться, используя факты, накопленные к настоящему времени физиологией и психологией.

Традиционно психофизиология включает несколько областей исследования.

  • Психофизиология ощущений и восприятий изучает нервные процессы в сенсорных системах, начиная с рецепторов и кончая ассоциативными корковыми центрами.

  • Психофизиология речи и мышления изучает функциональную роль разных областей мозга и их взаимосвязей в осуществлении речевых процессов. Принципиально важным является то, что вербальные функции тесно связаны с мыслительными процессами.

  • Психофизиология эмоций исследует нервные и нейрогуморальные механизмы возникновения эмоциональных состояний. Открыты нервные «центры» удовольствия и неудовольствия, расположенные в промежуточном мозге и других подкорковых структурах. Установлена важная роль в эмоциональном поведении гормонов и биологически активных веществ.

  • Психофизиология внимания исследует нейрофизиологические корреляты внимания (изменение ЭЭГ и вызванных потенциалов, изменение кожно-гальванической и др. реакций).

  • Психофизиология биологических ритмов, сна и бодрствования.

  • Психофизиология памяти

  • Психофизиология произвольных действий вскрывает физиологическую структуру и механизмы их осуществления.

  • Дифференциальная психофизиология изучает зависимость индивидуальных особенностей психики и поведения от индивидуальных и возрастных различий в деятельности мозга.

  • Клиническая психофизиология раскрывает особенности проявления физиологических и психических коррелятов при различных заболеваниях и состояниях организма.

Психофизиология – надежная научная опора для психолога, который отважится вторгнуться в душевный мир пациента, понять его проблемы, помочь ему понять самого себя, совместно найти правильное решение проблемной ситуации. Умение восстановить и сохранить психофизиологический гомеостаз, то есть постоянство и гармонию психических и физиологических компонентов, свойственных пациенту, свидетельствует о высокой компетентности практикующего психолога.

 

studfiles.net

Что является предметом изучения психофизиологии?

Стр 1 из 3Следующая ⇒

Что является предметом изучения психофизиологии?

Психофизиология— наука, изучающая физиологические механизмы субъективных явлений, состояний и индивидуальных психических различий.Предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

Термин«психофизиология» появился в начале19-го века, его использовал французский философ Н.Массиас для обозначения тех исследований психики, которые опирались на точные объективные физиологические методы.

Объектом изучения психофизиологии, в конечном счете, является деятельность головного мозга и, связанное с этой деятельностью,поведение человека и животного.

Предмет психофизиологии: физиологические корреляты психической деятельности человека и животного.

Цель изучения психофизиологии: глубокое понимание физиологических механизмов поведения человека и использование их для психодиагностики и психокоррекции.

Задачами психофизиологии как учебной дисциплины являются:

Изучение физиологических механизмов получения, передачи и анализа центральной нервной системой информации о внешней и внутренней средах организма

Изучение механизмов принятия решений и их реализации на уровне головного мозга и организма в целом

Знание физиологических основ внимания, мотивации, памяти, мышления, движения

Знание физиологических основ эмоциональных реакций в обычных и стрессовых ситуациях

Знание механизмов нарушения физиологических функций, связанных с психикой человека

Умение использовать наблюдение динамики физиологических параметров для целей психодиагностики

Умение оказывать корректирующее влияние на психику и поведение пациента, используя знания физиологических коррелятов психических процессов.

Умение использовать психокоррекцию для положительного влияния на измененные физиологические параметры и состояния организма пациента.

В чем суть основной проблемы психофизиологии?

Психофизиологическая проблема—вопрос об активном системном взаимодействии тела и психики. Существуют различные взгляды на то, как соотносятся тело и психика, однако, данный спор до сих пор не решён окончательно. История научного спора о роли тела и психики в жизни человека, а также их взаимосвязи насчитывает не одно столетие. Начавшись с 17-го века с работ Р.Декарта, этот спор привлек таких выдающихся ученых как Т.Гоббс, Г.Лейбниц, Б.Спиноза, Л. Бюхнер,К. Фогт, Я. Молешотт. В середине 20-го века в спор включились ученики И.П.Павлова,пытавшиеся объяснить самые сложные психические процессы простой суммой условных рефлексов. Рациональное непротиворечивое решение психофизиологической проблемы хорошо сформулировано известным отечественным психологом и психофизиологом Ю. Б. Гиппенрейтер: «Имеется единый материальный процесс, и то, что называется физиологическим и психическим, — это просто две различные стороны единого процесса». Однако, проблема полностью не исчерпана и сейчас споры о первенстве психики или телесности вспыхивают с новой силой.

Трудами И. М.Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева,А. А. Ухтомского были заложены основные представления о движущих факторах поведения. Значительный вклад в развитие психофизиологии внесли работы Л.С.Выготского, который впервые сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем. Эти идеи развил П.К.Анохин в своей теории функциональных систем, базирующейся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем,объединенных в комплексы, действие которых направлено на достижение полезного, приспособительного результата.Одним из главных составляющих этого сложного процесса является принцип саморегуляции физиологических функций,сформулированный в отечественной физиологии Н.А. Бернштейном. Современные тенденции в психофизиологии заложили в своих работах А. Р. Лурия, И. С. Бериташвили,Л. В. Крушинский, М. Н. Ливанов, В. С.Русинов, Е. Н. Соколов.

В чем суть подхода к решению психофизиологической проблемы , обозначаемого как «психофизиологическое взаимодействие?»

Психофизиологическая проблема заключается в решении вопроса о соотношении между психическими и нервными процессами в конкретном организме (теле). В такой формулировке она составляет основное содержание предмета психофизиологии. Первое решение этой проблемы можно обозначить как психофизиологический параллелизм. Суть его заключается в противопоставлении независимо существующих психики и мозга (души и тела). В соответствии с этим подходом психика и мозг признаются как независимые явления, не связанные между собой причинно-следственными отношениями.

В то же время наряду с параллелизмом сформировались еще два подхода к решению психофизиологической проблемы:

1) психофизиологическая идентичность, которая представляет собой вариант крайнего физиологического редукционизма, при котором психическое, утрачивая свою сущность, полностью отождествляется с физиологическим. Примером такого подхода служит известная метафора: «Мозг вырабатывает мысль, как печень — желчь»;

2) психофизиологическое взаимодействие, представляющее собой вариант паллиативного, т.е. частичного, решения проблемы. Предполагая, что психическое и физиологическое имеют разные сущности, этот подход допускает определенную степень взаимодействия и взаимовлияния.

Психофизиологическое взаимодействие – вариант решения психофизиологической проблемы, компромисс между точками зрения психофизиологического параллелизма и психофизиологической идентичности.

Или, другими словами, психическое и физиологическое находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние друг на друга. Подобный подход получил название принципа психофизиологического взаимодействия.

в XVII в. сложилась механистическая картина мира, исходя из которой Р. Декарт предпринял попытку объяснить поведение живых существ по образцу механического взаимодействия. Необъяснимые, исходя из этой трактовки природы, акты сознания были отнесены к бестелесной непространственной субстанции. Вопрос об отношении этой субстанции к работе “машины тела” привел Декарта к концепции психофизического взаимодействия: хотя тело только движется, а душа только мыслит, они могут влиять друг на друга, соприкасаясь в определенной части мозга.

Какие отделы нервной системы включаются в понятие периферической нервной системы?

К периферическому отделу, или периферической нервной системе, относят все нервы, то есть все периферические проводящие пути, которые состоят из чувствительных и двигательных нервных волокон. Соматический отдел, или соматическая нервная система, включает черепномозговые и спинномозговые нервы, связывающие центральную нервную систему с органами, воспринимающими внешние раздражения — с кожным покровом и аппаратом движения. Вегетативный отдел, или вегетативная нервная система, обеспечивает связь центральной нервной системы со всеми внутренними органами, железами, сосудами и органами, в составе которых есть гладкая мышечная ткань. Вегетативный отдел делится на симпатическую и парасимпатическую части, или симпатическую и парасимпатическую нервную систему.

 

В чем специфичность функций задних отделов коры больших полушарий?

Функция затылочной доли связана с восприятием и переработкой зрительной информации, организацией сложных процессов зрительного восприятия. При этом в области клина проецируется верхняя половина сетчатки глаза, воспринимающая свет от нижних полей зрения; в области язычковой извилины находится нижняя половина сетчатки глаза, воспринимающая свет от верхних полей зрения.

Что является предметом изучения психофизиологии?

Психофизиология— наука, изучающая физиологические механизмы субъективных явлений, состояний и индивидуальных психических различий.Предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

Термин«психофизиология» появился в начале19-го века, его использовал французский философ Н.Массиас для обозначения тех исследований психики, которые опирались на точные объективные физиологические методы.

Объектом изучения психофизиологии, в конечном счете, является деятельность головного мозга и, связанное с этой деятельностью,поведение человека и животного.

Предмет психофизиологии: физиологические корреляты психической деятельности человека и животного.

Цель изучения психофизиологии: глубокое понимание физиологических механизмов поведения человека и использование их для психодиагностики и психокоррекции.

Задачами психофизиологии как учебной дисциплины являются:

Изучение физиологических механизмов получения, передачи и анализа центральной нервной системой информации о внешней и внутренней средах организма

Изучение механизмов принятия решений и их реализации на уровне головного мозга и организма в целом

Знание физиологических основ внимания, мотивации, памяти, мышления, движения

Знание физиологических основ эмоциональных реакций в обычных и стрессовых ситуациях

Знание механизмов нарушения физиологических функций, связанных с психикой человека

Умение использовать наблюдение динамики физиологических параметров для целей психодиагностики

Умение оказывать корректирующее влияние на психику и поведение пациента, используя знания физиологических коррелятов психических процессов.

Умение использовать психокоррекцию для положительного влияния на измененные физиологические параметры и состояния организма пациента.




infopedia.su

Введение

ГБОУ ВПО Саратовский государственный медицинский университет им. В.И Разумовского

Минздрав социального развития России

Реферат на тему:

«Предмет и задачи психофизиологии»

Выполнила: студентка 2курса 2группы факультета клиническая психология Колозина Юлия

Саратов 2014

Содержание

Введение

  1. Предмет психофизиологии

  2. Основные цели и задачи психофизиологии

Заключение

Список литературы

Психофизиология человека — дисциплина, изучающая поведение человека посредством исследования духовных психических и физических функций организма в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Главными целями психофизиологии являются:

а) Получение данных о физических и психических механизмах поведения в целом, обогащающих теоретическую основу психофизиологии.

б) Использование теоретической информации для предсказания поведения человека (коллектива) в будущем, для оптимизации управления человека своим поведением и для эффективного внешнего управления его поведением.

Психофизиология использует как физиологические, так и психологические методы. Независимыми переменными (переменными, произвольно изменяемыми исследователем) в психофизиологическом исследовании являются переменные, предъявляемые в ходе физиологических или психологических исследовательских процедур. Это может быть предъявление дозированной физической нагрузки, определенной сенсорной стимуляции, задание вопросов, предъявление задач, применение физиологических или психологических тестов, моделирование эмоциональной стрессовой ситуации и т.д. Зависимые переменные — это физиологические показатели, регистрируемые в виде электродермограммы (ЭДГ), электромиограммы (ЭМГ), электрокардиограммы (ЭКГ), электроэнцефалограммы (ЭЭГ), давления, объема, температуры и т.д., и психологические показатели.

  1. Предмет психофизиологии

Предметом психофизиологии, как подчеркивал А.Р. Лурия, служит поведение человека или животного. При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы. По Лурии, психофизиология — это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности.

      Современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, «нормальную» нейропсихологию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.

          Предмет общей психофизиологии — физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний.

          Предмет возрастной психофизиологии — онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека.

          Дифференциальная психофизиология — раздел, изучающий естественно-научные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.

С точки зрения Лурия, физиологическая психология акцентируется на отдельных физиологических процессах, лежащих в основе  психологических явлений, тогда как центральной задачей психофизиологии является анализ целостных форм психологической деятельности.

    Главная задача — причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов.

studfiles.net

Раздел I. Предмет, задачи и методы психофизиологии тема 1. Предмет и задачи психофизиологии

  • 1.1. Определение психофизиологии

  • 1.2. Проблемы соотношения мозга и психики

  • 1.3. Современные представления о соотношении психического и физиологического

  • 1.4. Системные основы психофизиологии

1.1. Определение психофизиологии

Психофизиология(психологическая физиология) —научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.           Термин «психофизиология» был предложен в начале XIX века французским философом Н.Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.).

  • Психофизиология — естественно-научная ветвь психологического знания, поэтому необходимо определить ее положение по отношению к другим дисциплинам той же ориентации:

    • физиологической психологии;

    • физиологии высшей нервной деятельности;

    • нейропсихологии.

Наиболее близка к психофизиологии — физиологическая психология, наука, возникшая в конце XIX века как раздел экспериментальной психологии. Термин «физиологическая психология» был введен В. Вундтом для обозначения психологических исследований, заимствующих методы и результаты исследований у физиологии человека. В настоящее время физиологическая психологияпонимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации(см.Психологический словарь, 1996). Таким образом, задачи психофизиологии и физиологической психологии практически совпадают, и в настоящее время различия между ними носят в основном терминологический характер.           Однако был период в истории отечественной психофизиологии, когда терминологические различия были использованы для того, чтобы обозначить продуктивность складывающегося в физиологии функционально-системного подхода к изучению психики и поведения человека. Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины по отношению к физиологической психофизиологии было проведено А.Р. Лурией (1973).           Согласно представлениям А.Р. Лурии, физиологическая психология изучает основы сложных психических процессов — мотивов и потребностей, ощущений и восприятия, внимания и памяти, сложнейших форм речевых и интеллектуальных актов, т.е. отдельных психических процессов и функций. Она образовалась в результате накопления большого объемаэмпирическогоматериала о функционировании различных физиологических систем организма в разнообразных психических состояниях.           В отличие от физиологической психологии, где предметом является изучение отдельных физиологических функций, предметом психофизиологии, как подчеркивалА.Р. Лурия, служит поведение человека или животного. При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы. По Лурии,психофизиология— это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности(см. Хрестомат. 1.1),(см. Хрестомат. 1.2).           Истоки этих представлений можно найти в трудах Л.С. Выготского, который первым сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем, предвосхитив таким образом основную перспективу развития психофизиологии. (Л.С. Выготский, 1982).           Теоретико-экспериментальные основы этого направления составляет теория функциональных системП.К. Анохина(1968), базирующаяся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, в которых отдельные механизмы объединены общей задачей в целые, совместно действующие комплексы, направленные на достижение полезного, приспособительного результата. С идеей функциональных систем непосредственно связан и принцип саморегуляции физиологических процессов, сформулированный в отечественной физиологии Н.А. Бернштейном (1963) задолго до появления кибернетики и открывший совершенно новый подход к изучению физиологических механизмов отдельных психических процессов. В итоге развитие этого направления в психофизиологии привело к возникновению новой области исследований, именуемой системной психофизиологией (В.Б. Швырков, 1988; Ю.И. Александров, 1997). Особо следует обсудить соотношение психофизиологии и нейропсихологии.           По определению,нейропсихологияэто отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке нескольких дисциплин: психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии, — и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.Теоретической основой нейропсихологии является разработанная А.Р. Лурией теория системной динамической локализации психических процессов.           Наряду с этим, в последние десятилетия появились новые методы (например, позитронно-эмиссионная томография), которые позволяют исследовать мозговую локализацию высших психических функций у здоровых людей. Таким образом, современная нейропсихология, взятая в полном объеме своей проблематики, ориентирована на изучение мозговой организации психической деятельности не только в патологии, но и в норме. Соответственно этому круг исследований нейропсихологии расширился; появились такие направления, как нейропсихология индивидуальных различий, возрастная нейропсихология (см.Хрестоматия по нейропсихологии, 1999). Последнее фактически приводит к стиранию границ между нейропсихологией и психофизиологией.           Наконец, следует указать на соотношение физиологии ВНД и психофизиологии.Высшая нервная деятельность(ВНД) — понятие, введенное И.П. Павловым, в течение многих лет отождествлялось с понятием «психическая деятельность». Таким образом, физиология высшей нервной деятельности представляла собой физиологию психической деятельности, или психофизиологию.           Хорошо обоснованная методология и богатство экспериментальных приемов физиологии ВНД оказали решающее влияние на исследования в области физиологических основ поведения человека, затормозив, однако, развитие тех исследований, которые не укладывались в «прокрустово» ложе физиологии ВНД. В 1950 г. состоялась так называемая «Павловская сессия», посвященная проблемам психологии и физиологии. На этой сессии речь шла о необходимости возрождения павловского учения. За уклонение в сторону от этого учения резкой критике подвергся создатель теории функциональных систем П.К. Анохин и некоторые другие видные ученые.           Последствия Павловской сессии оказались весьма драматичны и для психологии. В начале 50-х гг. ХХ в. имело место насильственное внедрение павловского учения в психологию. По утверждению А.В. Петровского (1967), фактически наблюдалась тенденция к ликвидации психологии и замене ее павловской физиологией ВНД.           Официально положение дел изменилось в 1962 г., когда состоялось Всесоюзное совещание по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии.           Оно было вынуждено констатировать существенные изменения, которые произошли в науке в послевоенные годы. Кратко характеризуя эти изменения, необходимо подчеркнуть следующее.           В связи с интенсивным развитием новой техники физиологического эксперимента, и прежде всего с появлением электроэнцефалографии, стал расширяться фронт экспериментальных исследований мозговых механизмов психики и поведения человека и животных. Метод ЭЭГ дал возможность заглянуть в тонкие физиологические механизмы, лежащие в основе психических процессов и поведения. Развитие микроэлектродной техники, эксперименты с электрической стимуляцией различных образований головного мозга с помощью вживленных электродов открыли новое направление исследований в изучении мозга. Возрастающее значение вычислительной техники, теории информации, кибернетики и т.д. требовали переосмысления традиционных положений физиологии ВНД и разработки новых теоретических и экспериментальныхпарадигм.           Благодаря послевоенным новациям существенно преобразилась и зарубежная психофизиология, которая до этого на протяжении многих лет занималась исследованием физиологических процессов и функций человека при различных психических состояниях (Хэссет, 1981). В 1982 г. в Канаде состоялся Первый международный психофизиологический конгресс, на котором была создана Международная психофизиологическая ассоциация и учрежден журнал «Международный журнал психофизиологии» (International Journal of Psychophisiology).           Интенсивному развитию психофизиологии способствовал и тот факт, что Международная организация по исследованию мозга провозгласила последнее десятилетие ХХ в. «Десятилетием мозга». В рамках этой международной программы проводились комплексные исследования, направленные на интеграцию всехаспектовзнания о мозге и принципах его работы. Например, в 1993 г. при Институте ВНД и НФ РАН был создан Международный исследовательский центрнейробиологиисознания «Светлое пятно».           Переживая на этой основе период интенсивного роста, наука о мозге, и в том числе психофизиология, вплотную подошла к решению таких проблем, которые ранее были недоступны. К их числу относятся, например, физиологические механизмы и закономерности кодирования информации,хронометрияпроцессов познавательной деятельности и др.           Пытаясь представить облик современной психофизиологии, Б.И. Кочубей (1990) выделяет три новых характеристики: активизм, селективизм и информативизм.Активизмпредполагает отказ от представлений о человеке как существе, пассивно реагирующем на внешние воздействия, и переход к новой «модели» человека — активной личности, направляемой внутренне заданными целями, способной к произвольной саморегуляции.Селективизмхарактеризует возрастающую дифференцированность в анализе физиологических процессов и явлений, которая позволяет ставить их в один ряд с тонкими психологическими процессами.Информативизмотражает переориентацию физиологии с изучения энергетического обмена со средой на обмен информацией. Понятие информации, войдя в психофизиологию в 60-е гг., стало одним из главных при описании физиологических механизмов познавательной деятельности человека.           Таким образом, современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, «нормальную» нейропсихологию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.           Предметобщей психофизиологии— физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний.           Предметвозрастной психофизиологии— онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека.Дифференциальная психофизиология— раздел, изучающий естественно-научные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.

studfiles.net

1. Предмет и задачи общей психофизиологии.

Психофизиология(психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологииПредмет— физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Наиболее близка к психофизиологии – физиологическая психология – наука, возникшая в конце XIX в. Как раздел экспериментальной психологии. Предметов физиологической психологии явл. Изучение отдельных физиологических функций. Теоретико-эксперементальные основы этого направления представляет теория функциональных систем Анохина (1968)(см. билет 8), в соответствии с которой единстве психических и физиологических процессов в функциональных системах организма обеспечивает достижение полезного, приспособительного результата его деятельности. С идеей функциональных систем непосредственно связан принцип саморегуляции психологических процессов, сформулированной Бернштейном (1963). В итоге развитие этого направления в психофизиологии привело к возникновению новой области исследований, иминоемой системной психофизиологией. Таким образом ясно, что изучение психофизиологии в отличие от физиологической психологии тесно связана идеями системности психики.Сознание – эмерджентное свойство мозга. То есть оно является результатом взаимодействия множества нервных процессов, образующих систему. Задача психофизиологии – изучить физиологические проявления психики в контексте мозга каксистемы.

2. История становления психофизиологии как науки.

1. в начале XIX века Н.Массиас предложил термин «психофизиология». Термин использовался обозначения исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.) 2. В. Вундт ввел термин «физиологическая психология» для обозначения психологических исследований, заимствующих методы и результаты исследований у физиологии человека. В настоящее время физиологическая психология понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации. 3. 1973 г. Лурия выделил психофизиологию как самостоятельную науку. Предметом психофизиологии по Лурии служит поведение человека или животного (но в отличие от этологии поведение в экспериментальных услоавиях). При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы. По Лурии, психофизиология — это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности 4. В 1982 г. в Канаде состоялся Первый международный психофизиологический конгресс, на котором была создана Международная психофизиологическая ассоциация 5. Интенсивному развитию психофизиологии способствовал и тот факт, что Международная организация по исследованию мозга провозгласила последнее десятилетие ХХ в. «Десятилетием мозга» Интенсивное развитие новой техники физиологического эксперимента (в основном ЭЭГ) открыло широкие перспективы для экспериментальных исследований мозговых механизмов психики и поведения человека и животных. Стали также чаще использовать микроэлектродную технику. Совеременнаяпсихофизиология как наука о физиологических основах псих деятельности и поведения представляет область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, нейропсихологию и системную психофизиологию. Она включает 3 самостоятельные части: общую, возрастную и дифференциальную.

studfiles.net

2. Разделы психофизиологии.

Вопросы к зачёту по психофизиологии.

  1. Предмет и задачи психофизиологии

  2. Разделы психофизиологии

  3. Психофизиологическая проблема и варианты её решения

  4. Теория функциональных систем Анохина П.К., схема организации поведенческого акта (этапы)

  5. Метод электроэнцефалографии: ритмы ЭЭГ, их частотные характеристики, функциональное значение, связь с патологическими процессами

  6. Клинический и статистический методы анализа ЭЭГ. Спектральный анализ, когерентность.

  7. Томографические методы: КТ, МРТ, ПЭТ

  8. Метод вызванных потенциалов

  9. Методы анализа ритма сердца: ЭКГ, индекс напряжения Баевского

  10. Методы изучения сосудистых реакций: артериальное давление, плетизмография.

  11. Электрическая активность кожи (кожно-гальваническая реакция)

  12. Электромиография

  13. Электроокулография

  14. Исследование дыхания

  15. Полиграфическая регистрация физиологических показателей (полисомнография, детекция лжи).

  16. Биологическая обратная связь

  17. Подходы к определению функциональных состояний. Понятие об оптимальном ФС, роль ретикулярной формации

  18. Стадии сна, их отличие по ЭЭГ, вегетативным показателям, психической активности

  19. Стресс. Учение Г. Селье об общем адаптационном синдроме (ОАС). Нейрогуморальные процессы во время стресса.

  20. Теории сознания, механизмы осознания стимулов

Ответы к зачёту по психофизиологии.

  1. Предмет и задачи психофизиологии.

Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Это наука о связи Ψ-х переживаний с физиологическими процессами, лежащими в основе этих переживаний, изучает поведение и внутренний мир человека ч/з призму физиологических изменений. Современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, «нормальную» нейропсихологию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.      

      Предметом психофизиологии, как подчеркивал А.Р. Лурия, служит поведение человека или животного. При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы. По Лурии, психофизиология — это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности. Предмет общей психофизиологии — физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний.                  

Задачей психофизиологии является анализ целостных форм Ψ-ой деят-ти.

    Главная задача — причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов.

Разделы или прикладные области психофизиологии: клиническая психофизиология, педагогическая психофизиология, социальная психофизиология, эргономическая психофизиология, экологическая психофизиология, онтогенетическая психофизиология, психофизиология диагностики и компенсации когнитивных нарушений, психофизиология алкоголизма и наркомании.

Основные направления теоретической психофизиологии: психофизиологические механизмы кодирования и декодирования информации; психофизиология восприятия; психофизиология внимания; психофизиология памяти и научения; психофизиология движений и управления вегетативными реакциями; психофизиология воли; психофизиология мышления и речи; психофизиология эмоций; психофизиология функциональных состояний, стресса, сна; дифференциальная психофизиология; психофизиология тревожности, агрессивности, депрессии; системная психофизиология; психофизиология сознания и его измененных состояний; возрастная психофизиология.

3. Психофизиологическая проблема и варианты её решения.

Психофизиологическая проблема — проблема соотношения между психическими и нервными процессами в конкретном организме (теле), составляет основное содержание предмета психофизиологии. Первое решение этой проблемы можно обозначить как психофизиологический параллелизм. Суть его заключается в противопоставлении независимо существующих психики и мозга (души и тела). В соответствии с этим подходом психика и мозг признаются как независимые явления, не связанные между собой причинно-следственными отношениями.

В то же время наряду с параллелизмом сформировались еще два подхода к решению психофизиологической проблемы: психофизиологическая идентичность и психофизиологическое взаимодействие. Первое представляет собой вариант крайнего физиологического редукционизма, при котором психическое, утрачивая свою сущность, полностью отождествляется с физиологическим. Примером такого подхода служит известное выражение: «Мозг вырабатывает мысль, как печень — желчь».

Психофизиологическое взаимодействие представляет собой вариант паллиативного, т.е. частичного решения проблемы. Предполагая, что психическое и физиологическое имеют разные сущности, этот подход допускает определенную степень взаимодействия и взаимовлияния.

Несмотря на многие достижения психофизиологии, особенно в последние десятилетия, психофизиологический параллелизм как система взглядов не ушел в прошлое. Известно, что выдающиеся физиологи XX века Шерингтон, Эдриан, Пенфилд, Экклс придерживались дуалистического решения психофизиологической проблемы. Целью психофизиологического исследования, по их мнению, должно быть выявление закономерностей параллельности протекания психических и физиологических процессов.

Исследователи не оставляют попыток проникнуть в суть проблемы, предлагая иногда очень необычные варианты решения. Например, такие выдающиеся физиологи как Экллс и Барт считают, что мозг не «продуцирует дух», но «обнаруживает его». Получаемая органами чувств информация «материализуется» в химические субстанции и изменения в состоянии нейронов, которые физически накапливают символические значения чувственных ощущений. Так происходит взаимодействие внешней материальной реальности с духовным субстратом мозга. При этом возникают новые вопросы: что является «носителем» духа вне мозга, с помощью каких рецепторов воспринимается организмом человека внешний «дух» и т.д.

Современные варианты решения психофизиологической проблемы можно систематизировать следующим образом:

1. Психическое тождественно физиологическому, представляя собой не что иное, как физиологическую деятельность мозга. В настоящее время эта точка зрения формулируется как тождественность психического не любой физиологической деятельности, но только процессам высшей нервной деятельности. В этой логике психическое выступает как особая сторона, свойство физиологических процессов мозга или процессов высшей нервной деятельности

2. Психическое — это особый (высший) класс или вид нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной системе, в том числе процессам ВНД. Психическое — это такие особые (психонервные) процессы, которые связаны с отражением объективной реальности и отличаются субъективным компонентом (наличием внутренних образов и их переживанием).

3. Психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) деятельностью мозга, тем не менее НЕ ТОЖДЕСТВЕННО ей. Психическое не сводимо к физиологическому как идеальное к материальному или как социальное к биологическому.

Ни одно из приведенных решений не получило общего признания, и работа в этом направлении продолжается. Наиболее существенные изменения в логике анализа проблемы «мозг — психика» повлекло за собой внедрение в психофизиологию системного подхода.

studfiles.net

Предмет психофизиологии профессиональной деятельности

Физиологические

основы психической

деятельности и

поведения человека

Исследование

физиологических механизмов

психических

процессов и

состояний на

различных

уровнях

организации

Рисунок 3. — Предмет и задачи психофизиологии.

На современном этапе в связи с постоянным изменением характера труда, насыщением его интеллектуальным содержанием и увеличением напряженности, существенными направлениями гуманизации и повышения надежности труда становятся психофизиологический анализ деятельности человека, оптимизация его психофизиологических состояний, решение задач профессионального отбора и профессиональной пригодности, определение и формирование индивидуально-психофизиологических качеств человека, важных для выполнения той или иной конкретной деятельности, и оптимизация неблагоприятных психических состояний.

Прогрессивное развитие человечества связано с повышением роли человеческого фактора в системе профессиональной деятельности. Повышение информационной, психической и социальной нагрузки на человека-труженика предъявляет особые требования к организации как процесса труда, так и субъекта трудовой деятельности. Это ставит перед наукой задачу исследования особенностей психофизиологических и личностных факторов человека.

Генетика

Философия

Биохимия

Биология

Психология

и педагогика

Нейробиология

поведения

Психофизиология профессиональной деятельности

Психология

Рисунок 4. — Связь психофизиологии профессиональной деятельности с системой естественнонаучных и гуманитарных знаний.

Предметом психофизиологии профессиональной деятельности являются психофизиологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.

Цель психофизиологии профессиональной деятельности состоит в том, чтобы показать человека во всей совокупности его биологических, психических и социальных проявлений. Сфера психофизиологии профессиональной деятельности очень широка, а ее границы с другими дисциплинами достаточно условны. К числу основных исследовательских задач психофизиологии профессиональной деятельности относят:

  • исследование особенностей психических процессов (внимания, представления, памяти, мышления и др.) как регуляторов трудовой деятельности личности;

  • изучение основных психофизиологических свойств субъекта труда и их структуры как факторов организации трудовой деятельности и ее эффективности;

  • изучение особенностей и структуры функциональных состояний в трудовой деятельности, а также их связи с динамикой трудового процесса и его эффективностью;

  • раскрытие и учет индивидуальных психофизиологических особенностей субъекта труда (Карпов А.В.).

Указанные задачи не исчерпывают всей проблематики психофизиологии профессиональной деятельности, всех ее направлений и целей, а лишь являются основными. Наряду с ними, существует, и категория традиционных задач, в частности, это разработка основ специального направления — профессиографического,суть которого — психофизиологическая характеристика основных профессий, определение требований профессий к личности, изучение мира профессий в целом. Это и так называемаякарьеровая психология,точнее — та ее часть, которая рассматривает психофизиологические закономерности процесса профессионализации личности, начиная от этапов профессиональной ориентации и обучения и кончая завершающими этапами профессиональной биографии (Карпов А.В.).

Вывод по первому вопросу:

Таким образом, психофизиология (от греч. psyche–«душа»,physis– «природа» иlogos- «учение» — наука, изучающая физиологические механизмы психических процессов и состояний. Основными задачами психофизиологии являются: исследование физиологических механизмов психических процессов и состояний на различных уровнях организации; изучение нейрофизиологических механизмов организации высших психических функций человека.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *