Глава 2. Аффективность. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения
Глава 2. Аффективность
С самого начала необходимо изложить некоторые замечания по поводу глубинной природы аффективности. Работы Брентано, Гуссерля и Шелера утвердили в Германии определенное понимание чувственности, знакомство с которым пошло бы на пользу французским психологам. По правде говоря, в рубрике, посвященной аффективности, французская психология остается современницей Рибо.[59] Если мы откроем новое исследование Дюма, то найдем в нем старые напыщенные дискуссии о периферическом и интеллектуалистском тезисах. Со времен Джемса и Нагловского в психологии аффективности достигнуты некоторые успехи. Но само понятие чувственности не стало более понятным.[60] Двелсховерс верно резюмирует общее мнение, говоря о том, что аффективное состояние «есть некое переживание». Это выражение, как и комментарии к нему, имеет своим следствием радикальное отделение чувства от его объекта. Чувство представляется чем-то вроде чисто субъективного и невыразимого потрясения, которое, хотя и имеет весьма индивидуальную окрашенность, остается сосредоточенным в субъекте, который это потрясение испытывает.
На самом деле не существует аффективных состояний, то есть неких инертных содержаний, влекомых потоком сознания и время от времени, в силу случайного сопряжения, закрепляющихся в представлениях. Рефлексия говорит нам об аффективных
«Говорил все время один и тот же человек. Он был молод, его большие, сверкающие глаза, черные и живые, искоса разглядывали ее. На смуглом лице приятно выделялись черные усы и редкая курчавая бородка. Его длинные, черные, полные жизни волосы свободно ниспадали на плечи. У него была такая темная кожа, что складывалось впечатление, будто он давно не мылся».[61]
Репрезентативный аспект сохраняет некую первичность. Белые и тонкие руки, их оживленные движения появляются сначала как чисто репрезентативный комплекс, а затем определяют аффективное сознание, которое придает им новое значение. В этих обстоятельствах может возникнуть вопрос, что происходит, когда мы производим аффективное сознание в отсутствие объекта, на который оно нацелено.
Поначалу возникает искушение преувеличить первичность репрезентативного аспекта. Многие станут утверждать, что, для того чтобы вызвать какое-либо чувство, всегда необходимо представление. Нет ничего более ошибочного. Прежде всего, чувство может быть вызвано другим чувством.
Кроме того, даже в том случае, когда именно представление пробуждает чувство, ничто не говорит о том, что чувство будет нацелено на это представление. Если я вхожу в комнату, где жил мой друг Пьер, вид хорошо известной мебели, несомненно, может дать мне повод к тому, чтобы у меня возникло аффективное сознание, направленное непосредственно на нее. Но этот вид может спровоцировать и такое чувство, которое будет нацелено на самого Пьера, исключив все другие объекты. Проблема остается во всей своей полноте.Таким образом, я полагаю, что в случае, когда упомянутая особа отсутствует, у меня вновь возникает чувство, которое некогда вызвали во мне ее прекрасные белые руки. Для пущей ясности предположим, что оно свободно от всякого знания. Очевидно, речь здесь идет о пограничном случае, но у нас есть возможность такой случай вообразить.
Это чувство не является чисто субъективным содержанием, оно не может не подчиняться закону всякого сознания — оно трансцендирует себя, при анализе его содержания мы обнаружили бы первоначальное содержание, которое призваны оживить весьма особые интенциональности; короче говоря, это чувство есть аффективное сознание этих рук. Только руки, на которые оно нацелено, это сознание не полагает таковыми, то есть как синтез представлений. Знание и чувственные представления совершают ошибку (согласно гипотезе). Это, скорее, сознание чего-то тонкого, грациозного, чистого, со строго индивидуальным оттенком тонкости и чистоты. Без сомнения, все, что мне представляется уникальным в этих руках и что не могло бы выразиться в знании, будь оно знанием образным, — цвет кожи на кончиках пальцев, форма ногтей, морщинки вокруг фаланг — все это мне является. Но эти детали не выступают в своем репрезентативном аспекте: я сознаю их как неразличенную и не поддающуюся никакому описанию массу. И эта аффективная масса характеризуется тем, чего недостает самому ясному и самому полному знанию: она наличествует. В самом деле, чувство наличествует, и аффективная структура объектов конституируется, коррелируя с определенным аффективным сознанием. Таким образом, чувство не является пустым сознанием; оно уже кое-чем обладает. Эти руки даны мне в своей аффективной форме.
Предположим теперь, что мое чувство не является просто аффективным напоминанием об этих руках; кроме этого, допустим, что я их желаю. Желание, естественно, есть прежде всего сознание желаемого объекта, ведь я не могу желать как-нибудь иначе. Однако, — если предположить, что оно свободно от какого бы то ни было знания, — оно не может повлечь за собой познание своего объекта, оно не может само по себе полагать его как представление. Таким образом, желание должно примешиваться к аффективному сознанию своего объекта в новом синтезе. Следовательно, желание в каком-то смысле уже есть обладание; для того чтобы оно желало
Одним словом, желание есть слепое усилие, направленное на то, чтобы в репрезентативном плане обладать тем, что мне уже дано в аффективном плане; посредством аффективного синтеза оно нацеливается на нечто потустороннее, что оно предчувствует, не имея возможности познать; оно направляется на аффективное «нечто», данное ему в настоящее время, и схватывает его как репрезентант желаемого. Таким образом, в случае желания структура аффективного сознания уже оказывается структурой образного сознания, поскольку, как и в случае образа, наличный, осуществленный синтез замещает собой отсутствующий репрезентативный синтез.
Одна из психологических теорий, называемая «теорией констелляций» или «законом интереса» и постоянно встречающаяся вплоть до сочинений Рибо, говорит о том, что чувство осуществляет выбор среди образных констелляций и вовлекает в сознание ту из них, которая послужит его фиксации. Поэтому Энар мог написать: «Всякая волна аффектов у существа, обладающего сознанием, стремится породить образ, в котором она получит свое оправдание; всякое чувство, связанное с внешним объектом, стремится получить оправдание и выразить себя благодаря внутреннему представлению этого объекта».
В таком случае образ был бы психическим образованием, в корне инородным аффективным состояниям, но большинство аффективных состояний сопровождались бы образами, притом что в случае желания в образе представлено то, чего мы желаем. Эта теория полнится ошибками: тут и смешение образа с его объектом, и иллюзия имманентности, и отрицание аффективной интенциональности, и полное непонимание природы сознания. В действительности, как мы только что видели, образ представляет собой для чувства что-то вроде идеала, для аффективного сознания он представляет собой некое предельное состояние, то, в котором желать в то же время означало бы и познавать. Образ, выступающий в качестве нижнего предела, к которому стремится вырождающееся знание, предстает и в качестве высшего предела, к которому направлена стремящаяся познать себя аффективность. Быть может, образ как раз и является синтезом аффективности и знания?
Чтобы хорошо понять природу такого синтеза, надо отказаться от сравнений, руководствующихся представлениями о физической смеси: в сознании знания, которое было бы в то же время и аффективным сознанием, не могут иметь места, с одной стороны, знание, а с другой — чувства. Сознание всегда прозрачно для самого себя; следовательно, оно должно в одно и то же время в полной мере быть и знанием, и аффектив-ностью.
Вернемся к прекрасным белым рукам: если вместо чистого аффективного сознания я произвожу когнитивно-аффективное сознание, то эти руки в одно и то же время оказываются объектом и знания и чувства, или, скорее, они полагаются эффективностью, которая является знанием, и познанием, которое является чувством. Желание полагает объект, который является аффективным эквивалентом этих рук: нечто трансцендентное, нечто, что не есть я, что дано как коррелят моего сознания. Но в то же время это нечто появляется для того, чтобы наполнить образное знание, и я постигаю, что оно вполне соответствует этим «двум рукам». Такая уверенность появляется внезапно: по отношению к этому аффективному объекту я нахожусь в установке квази-наблюдения. Эти руки действительно присутствуют здесь: проникающее в них знание полагает их для меня «как руки такой-то особы, как белые руки и т. д.»; в то же время чувство в аффективном плане воспроизводит все, что есть невыразимого в ощущении белизны, тонкости и т. д.; оно придает этому пустому знанию ту непрозрачность, о которой мы говорили в предыдущей главе. Я знаю, что трансцендентный объект, присутствующий здесь, перед моим сознанием, соответствует двум белым и тонким рукам; в то же время я чувствую эту белизну и эту тонкость и, самое главное, эту всегда столь своеобразную природу рук. Но одновременно я осознаю, что эти руки еще не достигли уровня существования. Передо мной лишь замещающий их эквивалент, конкретный и наполненный, но неспособный существовать сам по себе. Когда этот эквивалент присутствует, он в полной мере сообщает мне об этих руках, но в то же время его природе свойственно требовать, чтобы присутствовали руки, которые он полагает, и я сознаю, что нацеливаюсь на них через него. Следует вспомнить, чем характеризуется сущность ментального образа.[62] это определенный способ, которым обладает объект, для того чтобы отсутствовать в самой глубине своего присутствия. Мы вновь обнаруживаем здесь эту характерную черту; и в самом деле, только что описанный нами аффективно-когнитивный синтез есть не что иное, как глубинная структура сознания образа. Несомненно, нам еще встретятся и более сложные образные сознания, у которых аффективный элемент, напротив, почти полностью исключен, но если мы хотим постичь образ в его истоке, то исходить нужно именно из этой структуры. Впрочем, многие образы больше ничего и не содержат. Это имеет место во всех тех случаях, когда объектом образа является цвет, вкус, какой-нибудь пейзаж, выражение лица, короче говоря, когда образ в принципе нацелен на иные чувственные качества, нежели на форму и движение. «Я не могу, — говорит Стендаль, — видеть физиономии вещей. У меня есть лишь моя детская память. Я вижу образы, я вспоминаю, как они действовали на мое сердце, но не знаю причин этих физиономий. Я вижу череду образов, очень четких, но лишенных физиономии. Более того, я вижу эту физиономию, лишь припоминая то действие, которое она на меня произвела».
ГЛАВА II
ГЛАВА II Пятьдесят два года назад Доколумбовские письменные источники Центральной Америки рассказывают нам, что за пятьдесят два «года до катастрофы, которая очень напоминает ту, что произошла во время Иисуса Навина, случилась еще одна катастрофа мирового масштаба. [86]
ГЛАВА III
ГЛАВА III Ураган Быстрое перемещение атмосферы под воздействием газообразных частей кометы, воздушный поток, притянутый телом кометы, и воздушный толчок, вызванный инерцией после прекращения вращения Земли, или смещения ее полюсов — все это способствовало появлению
ГЛАВА IV
ГЛАВА IV Кипящие земля и море Два небесных тела приблизились друг к другу. Недра земного шара рванулись наружу. Земля, вращение которой было нарушено, раскалялась. Почва становилась горячей. Разнообразные письменные источники многих народов описывают таяние земной
Глава XIV Глава ангелов
Глава XIV Глава ангелов Пречистая Дева Мария играет важнейшую роль не только в христианском культе, но и в христианской метафизике. Данный аспект, как, впрочем, и другие фундаментальные вопросы этой метафизики, часто описывается в символических терминах, и выяснение его
Глава 25
Глава 25 Действие самогона не замедлило сказаться. Поэтому, когда Сакуров завалился спать без чего-то девять вечера, он без лишних проволочек очутился там, где решил прикорнуть после памятной прогулки в компании чайникообразного домового. Вернее, так Сакуров почему-то
Глава 43
Глава 43 Потом Сакуров ушёл на работу. По пути он заскочил к себе. У себя всё было тихо, только коза сновала по своему закутку, норовя выщипывать крапиву, заготовленную для кур на зиму. Константин Матвеевич набросал охапки сухой крапивы на жерди условного потолка сарая, но
Глава 44
Глава 44 Пятого марта Жорка снова поехал за пенсией. Вернулся он десятого, пьяный и злой. Сакуров как раз вернулся с работы и кормил подросших поросят. Мироныч в это время прятался в своём дровяном сарае, куда его загнал Дик. Дело в том, что Жорка придумал не просто так
Глава 45
Глава 45 Жорка пил дня три, а потом завязал. Во-первых, у него кончились деньги, во-вторых, он не хотел переходить на самогон Мироныча в обмен на натуральные продукты или, ещё хуже, в долг под будущую свинину. Семёныч, правда, намекал Жорке по пьяной лавочке, что можно
Глава 46
Глава 46 В конце апреля Жорка с Сакуровым получили расчёт, потому что наступило календарное тепло, и для приятелей пришла скучная пора обходиться без вспомогательных денег в виде зарплаты от Министерства новых русских путей и сообщений. Впрочем, поросята к тому времени
Глава 47
Глава 47 Май проскочил мухой. Суетясь как проклятый по хозяйству и в огороде, Сакуров и не заметил наступления лета со всеми вытекающими из этого похвального явления подробностями. Такими, как полная комплектация перелётного птичьего состава на исторической родине,
Глава 48
Глава 48 Летние дни, озабоченные деревенской действительностью в виде неистребимого сорняка, неунывающих вредителей и коварной погоды, полетели в прошлое с не меньшей скоростью, чем весенние. Трезвый Сакуров вертелся, как уж на сковородке, и только диву давался на своих
Глава 50
Глава 50 А мотаться в столицу становилось всё накладней и трудней. Во-первых, билеты дорожали, а контролёры свирепели. Во-вторых, стало сбоить расписание. И Сакуров, планируя попасть домой после поездки в столицу хотя бы на следующее утро, иногда бывал на месте только через
Глава 51
Глава 51 Сначала Сакуров сделал из добытого молока двадцать килограммов замечательного сулгуни. Пришлось, правда, повозиться с сычугом, но он справился. Потом Константин Матвеевич оттаранил сулгуни в Москву и нашёл забегаловку под управлением грузина, убежавшего в своё
Глава 52
Глава 52 О том, как отечественный механизатор Кулёк отремонтировал импортный «фолькс», Сакуров даже не стал задумываться. Потому что не хотел лишний раз расстраиваться. Потому что читал «Левшу» Лескова и знал про русских умельцев, что они могут взяться за любое дело и
это что такое и его виды, процесс, состояние
В бытовом общении под аффектом часто понимают излишнее проявление агрессии без видимой причины. Часто его используют как оправдание совершенного преступления, но определить, действительно ли человек находился в состоянии измененного сознания, может только специалист. Аффект в психологии — специфическое снижение работы функций психики, характеризующееся полной потерей самоконтроля, его можно сымитировать, но точно воспроизвести по своему желанию нельзя.
Что такое аффект
Состоянием аффекта называют острое эмоциональное переживание, возникшее в ответ на опасную ситуацию. Аффект проявляется различными реакциями: мимикой, двигательной активностью и другими. Находясь в данном состоянии, человек испытывает сильное эмоциональное напряжение, его психические процессы, отвечающие за контроль поведения, притормаживаются. Поведенческая реакция на ситуацию может быть непредсказуемой и опасной. Во время аффекта волевые процессы человека ограничены, он не осознает свое поведение и не способен себя контролировать.
Главная причина возникновения аффективного поведения — потенциально опасная ситуация. Угроза для жизни может быть реальной или надуманной, это не имеет значения. Реакция возникнет в любом случае, если человек посчитает угрозу настоящей. Острое эмоциональное переживание, чаще всего, краткосрочное: его длительность не превышает нескольких минут. При наличии психических расстройств оно может длиться до нескольких часов. Все это время человек не осознает свои действия. Когда психические процессы нормализуются, человек, как правило, не помнит свои действия.
Аффективной реакции подвержены все люди. У тех, чьи волевые и моральные качества достаточно развиты, реакции краткосрочны и протекают легко, не выходя за границы нормального поведения. У агрессивных людей резкие приступы деструктивного поведения случаются гораздо чаще и могут приводить к разрушительным последствиям.
Виды аффекта
Краткосрочный аффект — психологический процесс, который может быть как нормальной реакцией на стрессовый фактор, так и патологической. Выделяют следующие виды аффекта:
- Физиологический. Является нормальным ответом на стрессовый фактор. Появляется в ситуации эмоционального напряжения. Проявления умеренные, не выходящие за рамки социальных норм. Возникает стремительно и протекает очень быстро. Психическая деятельность остается без особых изменений. Часто человек не придает значения изменению своего состояния и не испытывает неудобств.
- Патологический. Болезненное состояние психики, которое возникает у здорового человека в ответ на психотравмирующую ситуацию. Развивается стремительно, быстро переходя из подготовительной фазы в фазу взрыва. Активность психических проявлений зависит от особенностей личности человека. К патологическому аффекту склонны люди с нарушениями работы ЦНС, разбалансированному циклу процессов возбуждения и торможения. Основная форма патологического аффекта — вербальная и физическая агрессия.
- Аффект неадекватности. От других видов отличается длительностью — аффект неадекватности является устойчивым переживанием. Оно возникает из-за неспособности индивида осуществить желаемое действие. Является нормальной реакцией детей младшего дошкольного возраста, у которых еще не сформированы волевые процессы. Если ребенок не может удовлетворить свои потребности, он начинает волноваться, паниковать, злиться или огорчатся. В старшем возрасте он постепенно учится управлять своей эмоциональной реакцией. Но если этого не происходит, аффективное поведение закрепляется, как единственный эмоциональный ответ. Дети, воспитанию которых не уделяется должного внимания, становятся агрессивными, обидчивыми, склонными к негативизму.
Формирование и закрепление у человека отрицательных черт характера является основным условием проявления патологических аффективных реакций. Таким образом, осознание своих отрицательных черт и последующая терапия может снизить интенсивность проявления патологической реакции. А отрицание своей ответственности за собственное эмоциональное состояние усугубляет ситуацию.
Функции и фазы протекания
Каждый аффект проходит 3 стадии развития:
- Подготовительная. Эта стадия может развиваться стремительно, а может длиться достаточно долго. Она возникает непосредственно после ситуации раздражения в виде эмоциональной реакции. Человек практически утрачивает самоконтроль, но все еще в состоянии осознавать действительность. На этом этапе он еще может справиться со своими эмоциями и не перейти в ситуацию нападения. Но если человек не успевает или даже не пытается остановиться, эмоциональная реакция переходит на вторую стадию.
- Эмоциональный взрыв. Стадия непосредственной неконтролируемой вспышки эмоций. На этом этапе человек уже не может осознавать свои действия и способен на крайне деструктивные поступки, включая нападение и убийство.
- Заключительная. На этой стадии человек ощущает сильное опустошение, вызванной предыдущим эмоциональным взрывом. Произошедшее стирается из памяти или заменяется ложными воспоминаниями, человек еще не осознает свои действия, его психика нуждается в отдыхе и «перезагрузке».
Состояние аффекта может проявиться даже у человека, не склонного к агрессии и негативизму. Все зависит от степени опасности ситуации и дополнительных факторов, например, потребности защитить не только свою жизнь, но и жизнь других людей. В этом случае протекание физиологических процессов изменяется настолько, что человек становится способен на чрезвычайные действия. Например, мать ребенка, на которого наехала машина, может поднять ее голыми руками и удерживать, пока ребенку не окажут необходимую помощь.
Признаки состояния аффекта
Определить человека в предаффективном состоянии можно по его мимике и двигательной активности. Его тело как будто не подчиняется ему, и двигается самостоятельно. Выражение лица становится отстраненным, взгляд стекленеет и пустеет. Когда психика восстанавливается, человек не может вспомнить и описать, что с ним происходило. Он чувствует себя так, словно действовал под чьим-то внешним руководством.
Аффект — состояние крайнего возбуждения. Отличить адекватную эмоциональную реакцию от патологической можно по отдельным признакам. В психиатрии выделяют трехуровневое развитие эмоциональной реакции, на каждом из которых происходят определенные изменения в самочувствии и поведении:
- Клинические чувственные реакции, которые зависят от удовлетворения или неудовлетворения потребностей.
- Нейробиологические проявления: гормональная, соматическая и вегетативная реакция.
- Психические проявления, связанные инстинктивными реакциями, которые не получают своевременной разрядки.
Способность распознать и вовремя определить человека, близкого к эмоциональной вспышке, может помочь предупредить совершение преступления. Поскольку эмоциональная реакция не поддается контролю, лучшее, что могут сделать люди, находящиеся радом с потенциально опасным человеком — постараться прекратить любую коммуникацию и обеспечить своевременную психологическую помощь.
Причины возникновения
Термин аффективность в психологии имеет четкое определение. Исходя из него, можно определить причины, которые вызывают изменение в псих-эмоциональных реакциях. К таким причинам относятся:
- значимый для конкретного человека конфликт;
- прямая или косвенная угроза жизни;
- завышенные требования или неоправданные ожидания;
- невозможность достичь желаемого;
- угроза самоопределению человека, сомнение в ценности, затрагивание самооценки.
Для каждого человека интенсивность проявления эмоций будет индивидуальной. В одной и той же ситуации одни люди способны контролировать себя, другие теряют самообладание в первые минуты. Их гнев не укротим: в обычном состоянии такие люди доброжелательны, но аффект убирает все моральные устои и превращает их в монстров. Когда они возвращаются к нормальному состоянию, то не могут поверить, что они были способны на такое поведение. Чем слабее развита структура нервной системы человека, тем быстрее он поддается влиянию ситуации.
Понимание в психологии
Чтобы понимать структуру аффекта и причины его возникновения, следует иметь четкое представление об особенностях психических процессов, в частности, эмоций.
Эмоции — ответ личности на внешний или внутренний раздражитель и результат действий раздражителя. Действие может быть длительным и регулярным, или разовым и скоротечным. Эмоциональный ответ в норме не вызывает разрушительных последствий. Психически здоровый человек способен различать свои эмоции и предупреждать их появление или сублимировать в социально приемлемом виде.
В психологии аффект — кратковременное эмоциональное переживание, которое отличается от нормального проявления эмоций. Свои эмоциональные проявления человек осознает, воспринимает как неотъемлемую часть своей личности. Аффективное состояние — чужеродное, оно происходит против воли. Возникая неожиданно, оно нарушает работу сознания и может привести к патологическим последствиям для психики.
Аффективное состояние — одна из возможностей психики справляться со стрессовой ситуацией. Главная задача сознания — сохранение жизни и здоровья человека. В ситуации, которая расценивается как опасная, оно включает «аварийный режим» и мобилизует психологические и физические ресурсы. Поэтому после завершения аффективной реакции человек чувствует опустошение и часто не может понять, что с ним произошло. Частичная амнезия — способ психики защитить сознание от обработки травмирующей информации.
Снижение работы высших психических функций приводит к дезадаптированному поведению: если человек совершает преступление, подвергаясь аффекту, он не способен отвечать за свои действия. Суд рассматривает аффективное состояние, как смягчающее обстоятельство.
В уголовном праве
Для уголовного права состояние аффекта расценивается как частичная атрофия лабильности мышления, ослабевание мыслительного процесса. Человек не способен контролировать свои поступки, поскольку все его внимание сосредотачивается на триггере. В таком состоянии он способен совершить любой алогичный поступок. Если судебно-медицинская экспертиза сможет доказать, что человек действительно не был способен отвечать за свои действия, суд признает это смягчающим обстоятельством.
В уголовном праве причины, приводящие к неадекватным проявлениям, четко регламентированы. К ним относятся:
- издевательства и оскорбления, направленные на третьих лиц;
- длительное пребывание в психотравмирующей ситуации;
- эмоциональное или физическое насилие;
- аморальное поведение потерпевшего.
Аффект невозможно предсказать. От его проявления может пострадать сам человек и другие люди, невольно ставшие провокаторами. Поскольку жертва не способна предугадать заранее, что может привести к проявлению эмоциональной вспышки, а преступник —спрогнозировать свою реакцию, аффективное состояние является разовой реакцией на конкретное действие и не может расцениваться, как умышленное действие.
Видео-пояснение
Не все понимают, что такое состояние аффекта и как его определить. Чтобы разобраться можно посмотреть короткое видео:
Положительная аффективность | Психология Вики
в: Эмоциональный, Личность, Позитивная психология
Посмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Личность: Я-концепция · Тестирование личности · Теории · Проблема разума и тела
Положительная аффективность — это характеристика, описывающая, как животные и люди испытывают положительные эмоции и взаимодействуют с другими людьми и своим окружением. [1] Люди с высокой положительной аффективностью обычно полны энтузиазма, энергичны, уверены в себе, активны и бдительны. Те, у кого низкий уровень положительной аффективности, могут характеризоваться грустью, вялостью, дистрессом и неприятным участием (см. Негативная аффективность).
Содержание
- 1 Положительная и отрицательная аффективность
- 2 Тестирование на положительную аффективность
- 3 Эффекты положительной аффективности
- 4 Дополнительная литература
- 5 Каталожные номера
Положительная и отрицательная аффективность
Несмотря на резкое различие в названиях, положительная аффективность (PA) и негативная аффективность (NA) почти не зависят друг от друга; [1] может быть высокий уровень как PA, так и NA, высокий уровень одного и низкий уровень другого или низкий уровень обоих. Было обнаружено, что аффективность умеренно стабильна с течением времени и в разных ситуациях (например, работа по сравнению с отдыхом). [1] Позитивная аффективность может влиять на выбор человека в целом, особенно на его ответы на вопросы анкеты.
Счастье, чувство благополучия и высокий уровень самооценки часто связаны с высоким уровнем положительной аффективности, но на каждое из них также влияет и негативная аффективность. [1] Черта ПА примерно соответствует доминирующим личностным факторам экстраверсии; [2] [3] Однако на эту конструкцию также влияют межличностные компоненты. [1]
Тестирование на положительную аффективность
Поскольку не существует жесткого правила для определения определенных уровней позитивной аффективности, в различных самооценках используются разные шкалы измерения. [1] Несколько известных тестов перечислены ниже; в каждом из них респондент определяет, в какой степени данное прилагательное или словосочетание точно его характеризует.
• Шкала дифференциальных эмоций (DES): Шкала PA, которая оценивает удовольствие (счастливые или радостные чувства) и интерес (возбуждение, настороженность, любопытство). [1]
• Пересмотренный контрольный список множественных аффективных прилагательных (MAACL-R): измеряет PA по шкале DES и по дополнительной шкале, оценивающей поведение, направленное на поиск острых ощущений (насколько смелым или авантюрным может быть человек). [1]
• Профиль состояний настроения (POMS): использует шкалу бодрости для оценки области PA. [1]
• Расширенная форма шкалы позитивных и негативных влияний (PANAS-X): В этом тесте используются три основные шкалы – веселость (насколько веселый, счастливый или живой), уверенность в себе (насколько уверенный и сильный ) и внимательность (настороженность и сосредоточенность). [1]
Краткая форма международного перечня положительных и отрицательных воздействий (I-PANAS-SF) представляет собой краткую версию PANAS, состоящую из 10 пунктов, которая была разработана и тщательно проверена для использования на английском языке как с носителями языка, так и с другими языками. — носители английского языка [4] . Сообщается, что надежность внутренней согласованности для шкалы PA из 5 пунктов находится в диапазоне от 0,72 до 0,78 [4] .
Последствия положительной аффективности
Позитивная аффективность является неотъемлемой частью повседневной жизни. PA помогает людям точно и эффективно обрабатывать эмоциональную информацию, решать проблемы, строить планы и зарабатывать достижения. Теория расширения и построения PA [5] [6] предполагает, что ФА расширяет мгновенный репертуар мысли-действия людей и создает их устойчивые личные ресурсы.
Исследования показывают, что ФА связана с различными классами переменных, таких как социальная активность и частота приятных событий. [2] [7] [8] [9] ФА также тесно связана с удовлетворенностью жизнью. [10] Высокая энергия и вовлеченность, оптимизм и социальный интерес, характерные для людей с высоким PA, позволяют предположить, что они с большей вероятностью будут удовлетворены своей жизнью. [2] [3] На самом деле сходство содержания между этими аффективными чертами и удовлетворенностью жизнью побудило некоторых исследователей рассматривать как PA, NA, так и удовлетворенность жизнью как конкретные индикаторы более широкой конструкции субъективного благополучия. [11]
PA может влиять на отношения между переменными в организационных исследованиях. [12] [13] PA увеличивает концентрацию внимания и поведенческий репертуар, и эти расширенные личные ресурсы можно использовать для преодоления или преодоления стрессовых ситуаций. Этими ресурсами являются физические (например, лучшее здоровье), социальные (например, сети социальной поддержки), а также интеллектуальные и психологические (например, устойчивость, оптимизм и креативность). PA обеспечивает психологический перерыв или передышку от стресса, поддерживая постоянные усилия по восполнению ресурсов, истощенных стрессом. [14] [15] Его буферные функции обеспечивают полезное противоядие от проблем, связанных с негативными эмоциями и ухудшением здоровья из-за стресса. [6] Точно так же счастливые люди лучше справляются с проблемами. McCrae и Costa [16] пришли к выводу, что ПА связана с более зрелыми усилиями по преодолению стресса.
Дополнительная литература
Бушман, Б. Б., и Кроули, С. Л. (2010). Одинакова ли структура аффекта у детей младшего и старшего возраста? Поперечные различия в отрицательной и положительной аффективности. Журнал психообразовательной оценки, 28, 31–39.. doi:10.1177/0734282909337584
Конгар А., Довье Б., Антуан П. и Жиль П. (2011). Интеграция личности, событий повседневной жизни и эмоций: роль беспокойства и положительного аффекта в динамике регуляции эмоций. Журнал исследований личности, 45, 372–384.
- doi:10.1016/j.jrp.2011.04.004
Графтон, Б. (2012). Взлеты и падения когнитивной предвзятости: диссоциация характеристик внимания положительной и отрицательной аффективности. Журнал когнитивной психологии, 24 (1), 33-53.
Лопес, С.Дж. (2008). Позитивная психология: изучение лучшего в людях. (Том 2). Вестпорт, Коннектикут: Публикации Praeger.
Лопес, С., и Снайдер, Ч.Р. (2009). Оксфордский справочник по позитивной психологии. (2-е изд.). Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Томкинс, С.С. (1962). Аффект, образы, сознание. (Том I). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Springer Publishing Company, Inc.
Ссылки
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Naragon, K. & Watson, D. (2009). Положительная аффективность. В С. Лопес (ред.), Энциклопедия позитивной психологии (стр. 707-711). Хобокен, Нью-Джерси: Уайли-Блэквелл.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Уотсон, Д., и Кларк, Л. А. (1984). Отрицательная аффективность: склонность испытывать негативные аверсивные эмоциональные состояния. Психологический вестник, 96, 465–490.
- ↑ 3,0 3,1 Теллеген, А. (1985). Структуры настроения и личности и их значение для оценки тревоги с акцентом на самоотчет. В AH Tuma & JD Maser (Eds. ), Тревога и тревожные расстройства, (стр. 681–706), Hilssdale, NJ: Erlbaum.
- ↑ 4.0 4.1 Томпсон, Э. Р. (2007). Разработка и проверка достоверной на международном уровне краткой формы графика положительных и отрицательных воздействий (PANAS). Journal of Cross-Cultural Psychology 38 (2): 227-242.
- ↑ Фредриксон Б.Л. (1998). Что хорошего в положительных эмоциях? Обзор общей психологии, 2, 300-319.
- ↑ 6,0 6,1 Фредриксон, Б.Л. (2001). Роль положительных эмоций в позитивной психологии. Расширить и построить теорию положительных эмоций. Американский психолог, S6, 218–226.
- ↑ Бейсер, М. (1974). Компоненты и корреляты психического благополучия. Журнал здоровья и социального поведения, 15, 320-327.
- ↑ Брэдберн, Нью-Мексико (1969). Структура психологического благополучия. Чикаго: Альдин.
- ↑ Уотсон Д., Кларк Л. А. и Теллеген А. (1988). Разработка и проверка кратких показателей положительного и отрицательного аффекта: шкалы PANAS. Журнал личности и социальной психологии, S4, 1063–1070.
- ↑ Джадж, Т. А., Локк, Э. А., Дарем, К. С., и Клюгер, А. Н. (1998). Диспозиционное влияние на работу и удовлетворенность жизнью: роль основных оценок. Журнал прикладной психологии, 83, 17–34.
- ↑ ДеНев, К. М., и Купер, Х. (1998). Счастливая личность: метаанализ 137 личностных черт и субъективного благополучия. Психологический бюллетень, 124, 197–229.
- ↑ Jex, S.M., & Spector, PE (1996). Влияние отрицательной аффективности на стрессорно-напряженные отношения: репликация и расширение. Работа и стресс, 10, 36–45.
- ↑ Уильямс, Л.Дж., и Андерсон, С.Е. (1994). Альтернативный подход к эффектам метода с использованием моделей латентных переменных: приложения в исследованиях организационного поведения. Журнал прикладной психологии, 79, 323–331.
- ↑ Лазарь, Р. С. (1991). Эмоции и адаптация. Нью-Йорк: Оксфордский ун-т. Нажимать.
- ↑ Хосла, М. (2006 c). Нахождение выгоды в невзгодах. Рукопись в печати.
- ↑ Маккрей Р. Р. и Коста П. Т. мл. (1986). Личность, совладание и эффективность совладания во взрослой выборке. Журнал личности, S4, 385-405.
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Аффект (психология) — wikidoc
Аффект , как и прилагательное аффективный , относится к переживанию чувства или эмоции. [1] Аффект – ключевая часть процесса взаимодействия организма со раздражителями. Это слово также иногда относится к проявлению аффекта, которое представляет собой «поведение лица, голоса или жестов, которое служит индикатором аффекта». (АПА 2006)
Аффективная область представляет собой один из трех классических разделов психологии: когнитивный, волевой и аффективный. Одна современная психологическая теория, латерализация функций мозга, утверждает, что одна половина мозга имеет дело в основном с аффективными или эмоциональными, а другая половина имеет дело в основном с когнитивными или рациональными. В некоторых взглядах конатив можно рассматривать как часть аффективного, [2] или аффективное как часть когнитивного. [3] .
В этой статье обсуждаются теоретические аспекты, история и психологические значения термина, а также различия между настроением и эмоциями.
Содержание
- 1 Теоретическая перспектива
- 2 История
- 3 Бессознательный аффект и восприятие
- 4 Возбуждение
- 5 Аффект и настроение
- 6 Аффект и настоящий момент
- 7 Социальное взаимодействие
- 8 Значений в статье
- 9 Каталожные номера
- 10 сносок
- 11 внешних ссылок
- 12 См. также
Теоретическая перспектива
Термин «аффект» может использоваться для обозначения инстинктивной реакции на стимуляцию, происходящей до типичных когнитивных процессов, которые считаются необходимыми для формирования более сложной эмоции. Роберт Б. Зайонц утверждает, что эта реакция на раздражители является первичной для людей и доминирующей реакцией для низших организмов. Zajonc предполагает, что аффективные реакции могут возникать без обширного перцептивного и когнитивного кодирования и могут быть сделаны раньше и с большей уверенностью, чем когнитивные суждения (Zajonc, 19).80).
Многие теоретики (например, Lazarus, 1982) считают аффект посткогнитивным. То есть считается, что аффект возникает только после определенного объема когнитивной обработки информации. С этой точки зрения, аффективная реакция, такая как симпатия, неприязнь, оценка или переживание удовольствия или неудовольствия, основана на предшествующем когнитивном процессе, в ходе которого производится различение различных содержаний и идентифицируются характеристики, исследуются их ценность, и взвешены за их вклад (Бревин, 1989).
Отход от узкой модели подкрепления для эмоций позволяет по-новому взглянуть на то, как аффект влияет на эмоциональное развитие. Таким образом, темперамент, когнитивное развитие, модели социализации и особенности семьи или субкультуры взаимодействуют друг с другом нелинейным образом. Например, темперамент ребенка с высокой реактивностью/низким самоуспокоением может «непропорционально» влиять на процесс регуляции эмоций в первые месяцы жизни (Griffiths, 19).97).
История
Был проведен ряд экспериментов по изучению социальных и психологических аффективных предпочтений (т. е. того, что людям нравится или не нравится). Были проведены специальные исследования предпочтений, отношения, формирования впечатления и принятия решений. Это исследование сопоставляет результаты с памятью узнавания (старые-новые суждения), что позволяет исследователям продемонстрировать надежные различия между ними. Суждения, основанные на аффектах, и когнитивные процессы были изучены с указанием отмеченных различий, и некоторые утверждают, что аффект и познание находятся под контролем отдельных и частично независимых систем, которые могут влиять друг на друга различными способами (Zajonc, 19).80). И аффект, и познание могут представлять собой независимые источники эффектов в системах обработки информации. Другие предполагают, что эмоция является результатом ожидаемого, переживаемого или воображаемого результата адаптационных взаимодействий между организмом и окружающей средой, поэтому процессы когнитивной оценки являются ключом к развитию и выражению эмоции (Lazarus, 1982).
Бессознательный аффект и восприятие
Что касается восприятия, то тип бессознательного аффекта может быть отделен от когнитивной обработки стимулов окружающей среды. Моноиерархия восприятия, аффекта и познания рассматривает роли возбуждения, тенденции внимания, аффективного первенства (Zajonc, 19).80), эволюционные ограничения (Shepard, 1984; 1994) и скрытое восприятие (Weiskrantz, 1997) в восприятии и обработке предпочтений и различий. Эмоции — это сложные цепочки событий, запускаемые определенными раздражителями. Невозможно полностью описать эмоцию, зная только некоторые ее компоненты. Вербальные сообщения о чувствах часто неточны, потому что люди могут не знать точно, что они чувствуют, или они могут испытывать несколько разных эмоций одновременно. Также возникают ситуации, когда люди пытаются скрыть свои чувства, и есть люди, которые считают, что публичные и личные события редко точно совпадают и что слова, обозначающие чувства, обычно более двусмысленны, чем слова, обозначающие предметы или события.
Аффективные ответы, с другой стороны, являются более простыми и могут быть менее проблематичными с точки зрения оценки. Брюин предложил два эмпирических процесса, которые формируют некогнитивные отношения между различными аффективными переживаниями. Те, которые представляют собой предустановленные диспозиции (т. е. бессознательные процессы), способные «выбирать из общего массива стимулов те стимулы, которые имеют случайное значение, используя такие критерии, как перцептивная значимость, пространственно-временные сигналы и прогностическая ценность по отношению к данным, хранящимся в памяти. (Бревин, 1989, p.381), и те, которые являются автоматическими (т.е. подсознательными процессами), характеризуемыми как «быстрые, относительно негибкие и трудно модифицируемые… (требующие) минимального внимания для возникновения и… (способные быть) активированными без намерения или осознания (1989 с. 381).
Возбуждение
Возбуждение является основной физиологической реакцией на предъявление раздражителей. Когда это происходит, бессознательный аффективный процесс принимает форму двух механизмов контроля; одно мобилизационное, а другое иммобилизирующее. В человеческом мозгу миндалевидное тело регулирует инстинктивную реакцию, инициирующую этот процесс возбуждения, либо замораживая человека, либо ускоряя его мобилизацию.
Реакция возбуждения проиллюстрирована в исследованиях, посвященных системам вознаграждения, которые контролируют поведение, связанное с поиском пищи (Balliene, 2005). Исследователи сосредоточились на процессах обучения и модуляторных процессах, которые присутствуют при кодировании и извлечении целевых значений. Когда организм ищет пищу, ожидание награды, основанное на событиях окружающей среды, становится еще одним фактором, влияющим на поиск пищи, отличным от награды самой пищи. Следовательно, получение вознаграждения и ожидание вознаграждения являются отдельными процессами, и оба они создают возбуждающее влияние сигналов, связанных с вознаграждением. Оба процесса диссоциированы на уровне миндалины и функционально интегрированы в более крупные нервные системы.
Аффект и настроение
Настроение, как и эмоция, является аффективным состоянием. Однако эмоция, как правило, имеет четкую направленность (т. е. ее причина самоочевидна), в то время как настроение имеет тенденцию быть более расфокусированным и рассеянным. Настроение, согласно Бэтсону, Шоу и Олесону (1992), включает в себя тон и интенсивность, а также структурированный набор убеждений относительно общих ожиданий будущего опыта удовольствия или боли или положительного или отрицательного аффекта в будущем. В отличие от мгновенных реакций, которые вызывают аффект или эмоцию и которые меняются в зависимости от ожидания будущего удовольствия или боли, настроения, будучи рассеянными и несфокусированными, и поэтому с ними труднее справиться, могут длиться дни, недели, месяцы или даже годы (Шукман, 19).75). Настроения — это гипотетические конструкции, отражающие эмоциональное состояние человека. Исследователи обычно делают выводы о наличии настроения на основе множества поведенческих референтов (Blechman, 1990).
Положительный аффект и негативный аффект представляют собой независимые области эмоций у населения в целом, а положительный аффект тесно связан с социальным взаимодействием. Положительные и отрицательные повседневные события демонстрируют независимые отношения к субъективному благополучию, а положительный аффект тесно связан с социальной активностью. Недавние исследования показывают, что высокая функциональная поддержка связана с более высоким уровнем положительного аффекта. Точный процесс, посредством которого социальная поддержка связана с положительным аффектом, остается неясным. Этот процесс может происходить из предсказуемого, упорядоченного социального взаимодействия, из досуга, где основное внимание уделяется расслаблению и позитивному настроению, или из удовольствия от совместной деятельности.
Аффект и настоящий момент
В книге Спокойствие разума Экхарт фокусируется на самосознании и восприятии настоящего, что ведет к когнитивному, сознательному аффективному состоянию человеческого состояния. Это текущее осознание аффекта включает в себя различные стимулы, обрабатываемые в рамках культур, организаций и сред, которые способствуют развитию эмоционального состояния человеческого организма (Толле, 19).99, 2003).
Социальное взаимодействие
Аффект, эмоция или чувство отображаются на других через выражение лица, жесты рук, позу, характеристики голоса и другие физические проявления. Эти аффективные проявления различаются между культурами и внутри них и проявляются в различных формах, начиная от самых дискретных выражений лица и заканчивая самыми драматическими и многочисленными жестами (Batson, 1992). Аффективное отображение является важным аспектом межличностного общения. Психологи-эволюционисты выдвинули гипотезу о том, что в ходе эволюции гоминиды обладали сложной способностью читать аффекты и обнаруживать обман. [ citation required ]
Значения в искусстве
Различие между внешне наблюдаемым аффектом и внутренним настроением неявно принимается в искусстве и, более того, в самом языке. Слово «головокружение», например, несет в себе коннотацию того, что характеризуемый индивидуум может демонстрировать счастье, которое говорящий/наблюдатель считает либо неискренним, либо недолговечным. [ ссылка необходима ]
Ссылки
- АПА (2006 г.). ВанденБос, Гэри Р., изд. Психологический словарь APA Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация, стр. 26.
- Balliene, BW (2005). Диетическое влияние на ожирение: окружающая среда, поведение и биология. Физиология и поведение , 86 (5), стр. 717-730
- Batson, C.D., Shaw, L.L., Oleson, K.C. (1992). Дифференциация аффекта, настроения и эмоций: к функционально обоснованным концептуальным различиям. Эмоция . Ньюбери-Парк, Калифорния: Sage
- Блехман, Э.А. (1990). Настроения, аффекты и эмоции . Lawrence Erlbaum Associates: Hillsdale, NJ
- Брюин, Ч. Р. (1989). Процессы когнитивных изменений в психотерапии. Психологический обзор , 96(45), стр. 379-394
- Гриффитс, ЧП (1997). Что такое эмоции на самом деле: проблема психологических категорий . Издательство Чикагского университета: Чикаго
- Лазарь, Р. С. (1982). Мысли об отношениях между эмоциями и познанием. Американский физиолог , 37(10), стр. 1019-1024
- Шукман, Х., Тетфорд, К. (1975). Курс чуда . Нью-Йорк: Пингвин-викинг
- Шепард, Р. Н. (1984). Экологические ограничения на внутреннее представление. Психологический обзор , 91, стр. 417-447
- Шепард, Р. Н. (1994). Перцептивно-познавательные универсалии как отражения мира. Psychonomic Bulletin & Review , 1, стр. 2-28.
- Толле, Э. (1999). Сила настоящего . Ванкувер: Издательство Намасте.
- Толле, Э. (2003). Неподвижность говорит . Ванкувер: издательство Намасте
- Вейскранц, Л. (1997). Потеря сознания . Оксфорд: Оксфордский ун-т. Нажимать.
- Зайонц, Р. Б. (1980). Чувства и мышление: предпочтения не нуждаются в выводах.