Аффекты в психологии это: признаки, причины, виды и состояние аффекта

признаки, причины, виды и состояние аффекта

Аффект — это эмоциональные, сильные переживания, которые возникают при невозможности найти выход из критических, опасных ситуаций, сопряженные с выраженными органическими и двигательными проявлениями. В переводе с латинского языка аффект означает страсть, душевное волнение. Данное состояние способно привести к торможению других психических процессов, а также реализации поведенческих соответствующих реакций.

В состоянии аффекта сильное душевное волнение сужает сознание и ограничивает волю. После пережитых волнений возникают аффективные особые комплексы, запускающиеся без осознания вызвавших реакцию причин.

Причины аффекта

Важнейшей причиной возникновения аффекта выступают обстоятельства, которые угрожают существованию человека (косвенная или прямая угроза жизни). Причиной также может выступить конфликт, противоречие между сильным желанием, влечением, стремлением к чему-либо и невозможностью объективно удовлетворить побуждение. Для самого человека существует невозможность осознания этой ситуации. Конфликт может выражаться также в повышенных требованиях, которые предъявляются к человеку именно в данный момент.

Аффективная реакция может быть спровоцирована поступками окружающих, которые затронули самооценку человека и этим травмировали его личность. Наличие конфликтной ситуации выступает обязательным, однако не достаточным для возникновения аффективной ситуации. Большое значение имеют устойчивые индивидуально-психологические особенности личности, а также временное состояние субъекта, который попал в конфликтную ситуацию. У одного человека обстоятельства вызовут нарушение стройной системы поведения, а у другого нет.

Признаки

К признакам относят внешние проявления в поведении лица, которого обвиняют в преступлении (двигательная активность, внешний вид, особенность речи, мимики), а также переживаемые обвиняемым ощущения. Эти ощущения зачастую выражаются словами: «смутно помню, что со мной было», «во мне словно что-то сорвалось», «ощущения как во сне».

Позже в трудах уголовного права возникшее внезапно душевное волнение стали отождествлять с психологическим понятием аффект, для которого свойственны следующие признаки: взрывной характер, внезапность возникновения, глубокие и специфически психологические изменения, сохраняющиеся в пределах вменяемости.

Аффект относят к чувственному, эмоционально возбужденному состоянию, переживаемому индивидом в процессе всей жизнедеятельности. Существуют разные признаки, по которым выделяют эмоции, чувства, аффективные реакции. Современное употребление понятия аффект, обозначающее душевное волнение имеет три концептуальных уровня:

1) клинические проявления чувств, связанные со спектром переживаний удовольствия или неудовольствия;

2) сопутствующие нейробиологические феномены, которые включают секреторные, гормональные, вегетативные или соматические проявления;

3) третий уровень связан с психической энергией, инстинктивными влечениями и их разрядкой, сигнальными аффектами без разрядки влечений.

Аффект в психологии

Эмоциональная сфера человека представляет особые психические процессы, а также состояния, которые отражают переживания индивида в разных ситуациях. Эмоции являются реакцией субъекта на действующий раздражитель, а также на результат действий. Эмоции в течение жизни влияют на психику человека, проникая во все психические процессы.

Аффект в психологии — это сильные, а также кратковременные эмоции (переживания), которые наступают после определенных раздражителей. Состояние аффекта и эмоции отличаются друг от друга. Эмоции воспринимаются человеком как неотъемлемая часть себя — «Я», а аффект — это состояние, появляющееся мимо воли человека. Аффект возникает при неожиданных стрессовых ситуациях и характеризуется сужением сознания, крайней степенью которого выступает патологическая аффективная реакция.

Душевное волнение осуществляет важную адаптивную функцию, готовя человека к соответствующей реакции на внутренние и внешние события, и отмечается высокой выраженностью эмоциональных переживаний, приводящих к мобилизации психологических, а также физических ресурсов человека. Одним из признаков выступает частичная утрата памяти, отмечающаяся не в каждой реакции. В отдельных случаях индивид не помнит событий, которые предшествуют аффективной реакции, а также событий, которые произошли во время душевного волнения.

Психологический аффект отмечается возбуждением психической деятельности, что снижает контроль над поведением. Это обстоятельство приводит к преступлению и влечет за собой правовые последствия. Лица, находящиеся в состоянии душевного волнения ограничены в способности осознавать свои действия. Психологический аффект оказывает существенное влияние на человека, при этом дезорганизуя психику, задевая ее высшие психические функции.

Виды аффекта

Выделяют такие виды душевного волнения — физиологический и патологический.

Физиологический аффект – это неконтролируемая сознанием разрядка, появляющаяся в аффектогенной ситуации при эмоциональном напряжении, но не выходящая за границы нормы. Физиологический аффект — это неболезненное эмоциональное состояние, которое представляет стремительную и кратковременно протекающую взрывную реакцию без психотического изменения психической деятельности.

Патологический аффект — это психогенное болезненное состояние, которое возникает у психически здоровых людей. Психиатрами такое волнение воспринимается как острая реакция на психотравмирующие факторы. Высота развития имеет нарушения по типу сумеречного состояния. Для аффективной реакции характерна острота, яркость, трехфазность течения (подготовительная, фаза взрыва, заключительная). Склонность к патологическим состояниям говорит о нарушении балансирования процессов торможения и возбуждения в ЦНС. Для патологического аффекта присущи эмоциональные проявления, часто в виде агрессии.

В психологии выделяют также аффект неадекватности, под которым понимают устойчивое отрицательное переживание, спровоцированное неспособностью добиваться успеха в любой деятельности. Зачастую аффекты неадекватности появляются у маленьких детей, когда не сформирована произвольная регуляция поведения. Любое затруднение вызвавшее неудовлетворение потребностей ребенка, а также любой конфликт провоцирует возникновение душевного волнения. При неправильном воспитании склонность к аффективному поведению закрепляется. У детей при неблагоприятных условиях воспитания проявляется подозрительность, постоянная обида, склонность к агрессивным реакциям и негативизму, раздражительность. Длительность такого состояния неадекватности провоцирует формирование, а также закрепление отрицательных черт характера.

Аффект в уголовном праве

Признаки аффекта в уголовном праве — это утрата гибкости в мышлении, снижение качества мыслительных процессов, приводящие к осознанию ближайших целей своих поступков. У человека внимание сосредоточено на источнике раздражения. По этой причине у индивида из-за эмоционального напряжения утрачивается возможность выбирать модель поведения, что провоцирует резкое понижение контроля над своими действиями. Такое аффективное поведение нарушает целесообразность, целенаправленность, а также последовательность действий.

Судебная психиатрия, а также судебная психология относит состояние аффекта к ограничивающей способности индивида осознавать фактический характер, а также социальную опасность своего деяния и невозможности руководить им.

Психологический аффект обладает минимальной свободой. Преступление, совершенное в состоянии аффекта считается судом смягчающим обстоятельством, если имеются определенные условия.

Понятия аффекта в уголовном праве и в психологии не совпадают. В психологии нет конкретики отрицательных раздражителей, которые провоцируют состояние аффективной реакции. Имеется четкая позиция в УК, говорящая об обстоятельствах, которые способны вызвать данное состояние: издевательство, насилие, оскорбление со стороны потерпевшего или длительная психотравмирующая ситуация, аморальные и противоправные действия потерпевшего.

В психологии аффект и сильное возникшее душевное волнение не относятся к тождественным, а уголовное право между этими понятиями ставит знак равенства.

Аффект как сильное кратковременное душевное волнение формируется у человека очень быстро. Это состояние возникает внезапно для окружающих и самого человека. Доказательством наличия душевного волнения выступает внезапность его возникновения, что является органическим свойством. Сильное душевное волнение способно вызываться действиями потерпевшего и нуждается в установлении связи между аффективной реакцией и деянием потерпевшего. Данное состояние должно внезапно возникнуть. Внезапность его появления тесно взаимосвязана с возникновением мотива. Появившемуся внезапному душевному сильному волнению предшествуют следующие ситуации: издевательство, насилие, тяжкое оскорбление, аморальные и противоправные действия. В данном случае аффективная реакция возникает под воздействием разового, а также значимого для самого виновного события.

Состояние аффекта и его примеры

Аффективные реакции отрицательно отражаются на деятельности человека, понижают уровень организованности. В таком состоянии человек совершает неразумные действия. Чрезвычайно сильное возбуждение сменяется торможением и в результате заканчивается усталостью, упадком сил, ступором. Нарушения сознания приводят к частичной или полной амнезии. Несмотря на внезапность, душевное волнение имеет свои этапы развития. В начале аффективного состояния, можно остановить душевное эмоциональное волнение, а на конечных этапах, утрачивая контроль, человек не может самостоятельно остановиться.

Чтобы отстрочить аффективное состояние, необходимы огромные волевые усилия по сдерживанию себя. В одних случаях аффект ярости проявляется в сильных движениях, бурно и с криками, в яростном выражении лица. В других случаях примерами аффективной реакции выступает отчаяние, растерянность, восторг. В практике наблюдаются случаи, когда слабые физически люди, испытывая сильное душевное волнение, совершают поступки, на которые неспособны в спокойной обстановке.

Примеры состояния аффектов: супруг неожиданно вернулся из командировки и обнаружил лично факт супружеской измены; тщедушный человек избивает в состоянии аффективной реакции нескольких профессиональных боксеров или одним ударом выбивает дубовую дверь, или наносит множество смертельных ранений; пьяница-муж совершает на почве принятия алкоголя постоянные скандалы, драки, дебоши.

Лечение

Лечение аффективного состояния включает экстренные мероприятия, к которым относят установление надзора за человеком и обязательное направление к врачу психиатру. Депрессивным больным склонным к суициду показана госпитализация с усиленным надзором, а сама транспортировка таких людей осуществляется под наблюдением медперсонала. В амбулаторных условиях пациентам при ажитированной депрессии, а также депрессии с суицидальными попытками показаны инъекции 5 мл 2,5% раствора Аминазина.

Лечение аффекта при психозе включает медикаментозную терапию, воздействующую на маниакальные и депрессивные фазы болезни. При депрессии назначаются антидепрессанты разных групп (Леривол, Анафранил, Амитриприлин, Лудиомил). В зависимости от вида аффективной реакции назначаются атипические антидепрессанты. Электросудорожная терапия применяется при невозможности осуществить медикаментозное лечение. Состояние мании лечат такими нейролептиками как Азалептин, Клопиксол, Тизерцин. В лечении хорошо зарекомендовали соли Натрия, если аффективная реакция принимает монополярный вариант.

Маниакальных больных зачастую госпитализируют, поскольку их неправильные и неэтичные поступки могут навредить окружающим и самим больным. В лечении маниакальных состояний используют нейролептические средства — Пропазин, Аминазин. Больные с эйфорией также нуждаются в госпитализации, поскольку это состояние означает или наличие интоксикации, или же органического заболевания мозга.

Агрессия у больных эпилептической дисфорией снимается госпитализацией. Если депрессивное состояние выступает фазой циркулярного психоза, то в лечении эффективны психотропные средства — антидепрессанты. Наличие ажитации в структуре депрессии и тревоги нуждается в комплексной терапии антидепрессантами и нейролептическими средствами. При психогенной неглубокой депрессии госпитализация не является обязательной, поскольку ее течение регредиентно. Лечение включает антидепрессивные и седативные средства.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии аффекта обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Сильное душевное волнение (аффект) — оценочные признаки, научное и судебное толкование

Все посты

Экспертиза

Психиатрический диагноз

Временная непатологическая дезорганизация сознания, его «сужение», вызванное внезапным сверхсильным эмоциогенным воздействием, сопровождающееся интенсивными импульсивными действиями и функциональными изменениями эндокринной системы; конфликтное эмоциональное состояние, вызванное острым противоречием действительности личностным позициям индивида.

Аффект возникает в критических обстоятельствах при неспособности субъекта найти адекватный выход из острой, неординарной ситуации.

Аффектогенный образ доминирует над всей психической деятельностью индивида, блокирует все не связанные с ним процессы и навязывает «аварийные» способы поведения (агрессия, бегство, оцепенение), сложившиеся в процессе биологической эволюции. Состояние аффекта формирует аффективные следы, проявляющиеся при последующем столкновении индивида с отдельными элементами прошедшей аффектогенной ситуации.

В юриспруденции аффект (сильное душевное волнение) рассматривается как обстоятельство, смягчающее ответственность и влияющее на квалификацию преступления, если это состояние было спровоцировано неправомерными действиями потерпевшего (Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. М., 1997. С. 15).

В доктрине уголовного права принято считать, что термин «сильное душевное волнение» соответствует принятому в психологии термину «аффект». Однако эти понятия в процессе развития уголовного права и психологии приобрели несколько разный смысл.

В психологии на смену термину «аффект», широко распространенному в прошлом и означавшему любое волнение, пришел общепринятый в настоящее время термин «эмоция». Термин «аффект» приобрел более узкое значение особого эмоционального состояния, реакции на чрезвычайный раздражитель.

Таким образом, принятому уголовным правом термину «сильное душевное волнение» в психологии соответствуют оба термина — как «эмоция», так и «аффект», которые относятся друг к другу как общее и частное (Бородин С.В. Преступления против жизни. М., 1999. С. 181).

Кумулятивный аффект (в отличие от классического аффекта) в качестве подготовительной стадии имеет накопительную фазу длительностью до нескольких месяцев и даже лет, в течение которых складывается психотравмирующая ситуация и возрастает аффектогенное воздействие психотравмирующих факторов. Повторное возникновение таких факторов в виде побоев, издевательств, оскорблений, придирок и скандалов ведет к длительному накоплению эмоционального напряжения. Вторая стадия — аффективный взрыв — наступает в ряде случаев по незначительному поводу, который динамизирует накопившееся психическое напряжение подобно детонатору.

Психологи сравнивают действие такого повода с последней каплей, переполнившей чашу терпения. Третья стадия — психофизиологическое истощение — не отличается от соответствующей фазы классического аффекта (Назаренко Г.

В. Уголовно-релевантные психические состояния лиц, совершивших преступления и общественно опасные деяния. М., 2001. С. 184).

В уголовном праве аффектированное преступление относится к преступлениям с привилегированным составом.

Считается, что его общественная опасность значительно ниже, чем аналогичных преступлений, совершаемых в обычном состоянии. Особенностью состояния аффекта является сужение сознания. Внимание субъекта целиком поглощается породившими аффект обстоятельствами и навязанными ими действиями. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего этот аффект события.

Закон называет шесть обстоятельств, при наличии которых преступление может быть признано совершенным в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта). Это:

1) насилие;
2) издевательство;
3) тяжкое оскорбление;
4) противоправное действие;
5) аморальное действие;
6) психотравмирующая ситуация, вызванная противоправным или аморальным поведением потерпевшего (Попов А.

Н. Преступления против личности при смягчающих обстоятельствах. СПб., 2001. С. 136, 143).

Ответственность за убийство, совершенное в состоянии аффекта, наступает и в тех случаях, когда сильное душевное волнение возникает в результате неоднократных противоправных действий потерпевшего, последнее из которых явилось непосредственной причиной такого состояния (Назаренко Г.В. Невменяемость: уголовно-релевантные психические состояния. СПб., 2002. С. 168).

Данная статья предусматривает значительно более мягкое наказание за отдельные виды преступлений (убийство, причинение вреда здоровью). Анализ и квалификация этих непатологических состояний не входят в компетенцию судебного психиатра. Наиболее адекватно в таких случаях проведение комплексной психолого-психиатрической экспертизы, когда эксперт-психиатр констатирует или исключает болезненное состояние (в частности, патологический аффект), а эксперт-психолог оценивает эмоциональное состояние лица с точки зрения наличия или отсутствия физиологического аффекта (Судебная психиатрия.

М., 2009. С. 483 (автор — Г.В. Морозов)).

Состояние сильного душевного волнения у виновного в психологии и психиатрии носит название физиологического аффекта.

Физиологический аффект характеризуется эмоциональной вспышкой высокой степени. Он выводит психику человека из обычного состояния, тормозит сознательную интеллектуальную деятельность, в известной степени нарушает избирательный момент в мотивации поведения, затрудняет самоконтроль и критическую оценку поступков, лишает человека возможности твердо и всесторонне взвесить последствия своего поведения.

В состоянии аффекта способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, а также руководить ими в значительной степени понижена, что является одним из оснований для признания совершенного в таком состоянии преступления менее общественно опасным, чем преступление, совершенное при относительно спокойном состоянии психики.

Состояние сильного душевного волнения у виновного в психологии и психиатрии носит название физиологического аффекта.

Временная непатологическая дезорганизация сознания, его «сужение», вызванное внезапным сверхсильным эмоциогенным воздействием, сопровождающееся интенсивными импульсивными действиями и функциональными изменениями эндокринной системы; конфликтное эмоциональное состояние, вызванное острым противоречием действительности личностным позициям индивида.

Аффект возникает в критических обстоятельствах при неспособности субъекта найти адекватный выход из острой, неординарной ситуации.

Аффектогенный образ доминирует над всей психической деятельностью индивида, блокирует все не связанные с ним процессы и навязывает «аварийные» способы поведения (агрессия, бегство, оцепенение), сложившиеся в процессе биологической эволюции. Состояние аффекта формирует аффективные следы, проявляющиеся при последующем столкновении индивида с отдельными элементами прошедшей аффектогенной ситуации.

В юриспруденции аффект (сильное душевное волнение) рассматривается как обстоятельство, смягчающее ответственность и влияющее на квалификацию преступления, если это состояние было спровоцировано неправомерными действиями потерпевшего (Еникеев М. И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. М., 1997. С. 15).

В доктрине уголовного права принято считать, что термин «сильное душевное волнение» соответствует принятому в психологии термину «аффект». Однако эти понятия в процессе развития уголовного права и психологии приобрели несколько разный смысл.

В психологии на смену термину «аффект», широко распространенному в прошлом и означавшему любое волнение, пришел общепринятый в настоящее время термин «эмоция». Термин «аффект» приобрел более узкое значение особого эмоционального состояния, реакции на чрезвычайный раздражитель.

Таким образом, принятому уголовным правом термину «сильное душевное волнение» в психологии соответствуют оба термина — как «эмоция», так и «аффект», которые относятся друг к другу как общее и частное (Бородин С.В. Преступления против жизни. М., 1999. С. 181).

Кумулятивный аффект (в отличие от классического аффекта) в качестве подготовительной стадии имеет накопительную фазу длительностью до нескольких месяцев и даже лет, в течение которых складывается психотравмирующая ситуация и возрастает аффектогенное воздействие психотравмирующих факторов. Повторное возникновение таких факторов в виде побоев, издевательств, оскорблений, придирок и скандалов ведет к длительному накоплению эмоционального напряжения. Вторая стадия — аффективный взрыв — наступает в ряде случаев по незначительному поводу, который динамизирует накопившееся психическое напряжение подобно детонатору.

Психологи сравнивают действие такого повода с последней каплей, переполнившей чашу терпения. Третья стадия — психофизиологическое истощение — не отличается от соответствующей фазы классического аффекта (Назаренко Г.В. Уголовно-релевантные психические состояния лиц, совершивших преступления и общественно опасные деяния. М., 2001. С. 184).

От физиологического аффекта следует отличать так называемый патологический аффект, который представляет собой временное расстройство психики.

При нем наступает глубокое помрачение сознания, человек утрачивает способность отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Лицо в таких случаях признается невменяемым (Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под общ. ред. В.М. Лебедева; отв. ред. А.В. Галахова. М., 2009. С. 26 (автор — Э.Ф. Побегайло)).

Сильное душевное волнение представляет собой исключительно сильное, быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, которое может быть охарактеризовано как «взрыв» эмоций в ответ на противоправное поведение потерпевшего, затрудняющее адекватное восприятие действительности и выбор лучшего варианта поведения в сложившейся ситуации. Аффект является высшим проявлением сильного душевного волнения.

В судебной психиатрии аффект классифицируется на патологический, который исключает вменяемость, и физиологический, о котором речь идет в ст. ст. 107, 113 УК РФ. Эта градация основана на характере и степени влияния психического состояния на сознание и волю субъекта (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Бриллиантова. М., 2010. С. 399 (автор — Ю.Е. Пудовочкин)).

Физиологический аффект — это исключительно сильное, быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, существенно ограничивающее течение интеллектуальных и волевых процессов, нарушающее целостное восприятие окружающего и правильное понимание субъектом объективного значения вещей. Это состояние возникает внезапно как реакция на непосредственный раздражитель. Убийство в состоянии аффекта совершается обычно непосредственно после воздействия раздражающего фактора (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Чучаева. М., 2012. С. 161 (автор — Ю.В. Грачева)).

Аффект — судебное толкование

Для преступлений, совершенных в состоянии сильного душевного волнения, характерно причинение вреда потерпевшему не с целью защиты и, следовательно, не в состоянии необходимой обороны. Кроме того, обязательным признаком преступлений, совершаемых в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного действиями потерпевшего, является причинение вреда под влиянием именно указанного волнения, тогда как для преступлений, совершенных при превышении пределов необходимой обороны, этот признак (наличие аффекта) не обязателен.

Если оборонявшееся лицо превысило пределы необходимой обороны в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), его действия надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 108 или ч. 1 ст. 114 УК РФ (п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 27 сентября 2012 г. N 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление» (БВС РФ. 2012. N 11)).

По приговору областного суда Р. осужден по п. «н» ч. 2 ст. 105 УК РФ за убийство П. Между Р. и его сожительницей П. возникла ссора, в ходе которой П. ударила Р. кухонным ножом в грудь. В ответ Р. нанес П. не менее четырех ударов молотком по голове, причинив ей черепно-мозговую травму в виде вдавленных переломов костей свода черепа, в результате чего П. скончалась на месте происшествия.

В надзорной жалобе Р. просил переквалифицировать его действия с п. «н» ч. 2 ст. 105 на ч. 1 ст. 107 УК РФ по тем основаниям, что П. внезапно нанесла ему удар ножом, причинив тяжелое ранение, и он, находясь в состоянии аффекта, убил ее.

По мнению Президиума ВС РФ, Р. совершил убийство в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения в связи с противоправными действиями потерпевшей и причиненным ею тяжелым ранением, а не из мести, как это указано в приговоре областного суда. О совершении Р. убийства в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения свидетельствует то, что после совершения П. покушения на его убийство и причинения ему тяжкого ранения он запамятовал последующие события, находясь в тот момент в состоянии аффекта. Президиум ВС РФ изменил приговор областного суда и определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ и переквалифицировал действия Р. с п. «н» ч. 2 ст. 105 на ч. 1 ст. 107 УК РФ (БВС РФ. 2004. N 1. С. 5).

источник:
«Оценочные признаки в Уголовном кодексе Российской Федерации: научное и судебное толкование: Научно-практическое пособие»
(под ред. А.В. Галаховой)
(«Норма», 2014)

Недавние посты

Плоский аффект при шизофрении, депрессии, аутизме и др. Плоские симптомы аффекта

  • Что означает эмоциональное притупление?
  • Плоский аффект и шизофрения
  • Плоский аффект и депрессия
  • Плоский аффект и черепно-мозговая травма (ЧМТ)
  • Плоский аффект и болезнь Паркинсона
  • Плоский аффект и расстройство аутистического спектра (РАС)
  • Лечение плоского аффекта и притупленного аффекта
  • ваш тон голоса, выражение лица и тому подобное. Если вы счастливы или расстроены, люди обычно видят это на вашем лице и слышат в вашем голосе. Но иногда ваши эмоции и то, как вы их выражаете, не совпадают — между ними существует разрыв. Вы можете быть в приподнятом настроении или в депрессии, но другие этого не заметят. Вы можете казаться безразличным и невосприимчивым, но вы все еще испытываете эмоции. Это называется плоским аффектом. Плоский аффект может быть результатом различных неврологических и психологических состояний. Существуют разные степени того, сколько эмоций вы не проявляете — плоская эмоция — это самый высокий уровень интенсивности.

    Плоский аффект отличается от «эмоционального притупления», когда вы чувствуете эмоциональное оцепенение или с трудом чувствуете эмоции.

     

     

     

    Притупленный аффект против плоского аффекта

    Возможно, вы слышали термины плоский аффект и притупленный аффект. Они различаются в зависимости от того, сколько эмоций вы проявляете.

    Плоский аффект — это когда чувствуешь эмоции, но визуально практически ничего не показываешь.

    Притупление аффекта относится к ощущению эмоций, но показывает только часть того, что вы чувствуете. (Это менее интенсивная форма плоского аффекта, потому что вы по-прежнему проявляете некоторую реакцию.)

    Существует еще одна степень плоского аффекта, меньшая из двух вышеперечисленных. Ограниченный (или ограниченный) аффект — это когда вы чувствуете эмоции, но в какой-то степени проявляете их.

    Существуют и другие типы аффекта, связанные с плоским аффектом: 

    Лабильный аффект относится к внезапным изменениям в том, как вы выражаете эмоции.

    Неуместный аффект — это когда эмоциональная реакция кажется не соответствующей ситуации (улыбка, когда вы слышите, что кто-то умер).

    Симптомы плоского аффекта

    Если у вас плоский аффект, у вас могут быть:

    • Отсутствие языка тела и жестов
    • Минимальное выражение лица или его отсутствие
    • Отсутствие изменений в тоне речи

    Обратитесь к специалисту по психическому здоровью, если вы думаете, что можете испытывать плоский или притупленный аффект. Они могут использовать различные инструменты, чтобы увидеть, есть ли он у вас и что может быть его причиной.

     

    Что означает эмоциональное притупление?

    Если вы чувствуете эмоциональное оцепенение — показываете вы это или нет — это называется «эмоциональное притупление». Это один из наиболее распространенных побочных эффектов приема антидепрессантов, из-за которого некоторые люди прекращают их прием. Эмоциональное притупление означает, что вы можете не испытывать ни положительных, ни отрицательных эмоций.

    Встречается у людей с депрессией, шизофренией и посттравматическим стрессовым расстройством.

    Когда мы не воспринимаем положительные эмоции, но не отрицательные, это называется ангедония. Это распространенный симптом депрессии и других психических расстройств.

     

    Плоский аффект и шизофрения

    Это серьезное длительное психическое заболевание. Некоторые симптомы включают:

    • Вера в то, что нереально (бред)
    • Видение или слух несуществующего (галлюцинации)
    • Дезорганизованное мышление или речь
    • Внезапное возбуждение, спутанность сознания и другие необычные действия

    Плоский аффект может быть негативным симптомом шизофрении, означающим, что ваши эмоциональные выражения не проявляются внешне. Вы можете говорить глухим, ровным голосом, и ваше лицо может не измениться. У вас также могут возникнуть проблемы с пониманием эмоций других людей. Вы можете спутать счастье и грусть или неверно оценить, насколько счастлив или печален другой человек.

    Шизофрения — пожизненная болезнь. Даже если ваши симптомы исчезли, вам нужно продолжать принимать лекарства и получать терапию. Если у вас серьезные симптомы, вам может потребоваться обратиться в больницу для вашей безопасности или безопасности других людей.

    Обучение социальным навыкам может помочь изменить плоское аффект. Это когда вы работаете с терапевтом или другим экспертом в области психического здоровья, чтобы научиться общаться, взаимодействовать с другими и управлять повседневными делами.

    Плоский аффект и депрессия

    Плоский аффект может быть одним из симптомов этого расстройства настроения. Исследователи использовали видеоклипы для изучения плоского аффекта и депрессии. В одном небольшом исследовании они обнаружили, что люди, находящиеся в депрессии, меньше реагируют на позитивные сцены, чем люди, страдающие шизофренией. Депрессивные люди также несколько больше реагировали на негативные ролики.

    Эксперты точно не знают, почему депрессия приводит к плоскому аффекту. Они думают, что это может быть связано с такими вещами, как проблема с химией вашего мозга, вашими генами и физическими изменениями в вашем мозгу.

    Некоторые люди считают, что антидепрессанты приводят к эмоциональному притуплению, но другие говорят, что это симптом депрессии, вызванной неполным лечением. Многое еще неизвестно об эмоциональном притуплении и антидепрессантах. Исследователи призвали к дополнительным исследованиям, чтобы узнать о механизмах обоих и о том, как они могут влиять друг на друга.

    Плоский аффект и эмоциональное притупление могут повлиять на лечение, особенно если люди отказываются от лекарств, которые могут им помочь. В другом исследовании почти 75% из более чем 750 человек в острой фазе депрессии (и около 25% в стадии ремиссии) заявили, что у них серьезное эмоциональное притупление. Около 56% считают, что депрессия вызывает эмоциональное притупление, а 45% считают, что антидепрессанты негативно влияют на их эмоции. Более трети думали о прекращении приема лекарств или уже сделали это.

    Плоский ушиб и черепно-мозговая травма (ЧМТ)

    Это повреждение головного мозга может произойти после автомобильной аварии, падения или любой другой травмы, которая вызывает сильный удар по голове.

    От удара ваш мозг раскачивается взад-вперед внутри черепа. Травма вызывает синяки и кровотечения, а также разрывы нервных волокон.

    ЧМТ может повредить часть вашего мозга, называемую лобной долей. Вот где начинаются эмоциональные выражения. Поврежденная лобная доля может стоить вам способности распознавать или чувствовать разные эмоции. В результате может получиться плоский аффект. Вы также можете пропустить сигналы языка тела других людей. Черепно-мозговая травма может даже изменить вашу личность.

    ЧМТ может варьироваться от легкой до тяжелой. Ваши симптомы могут исчезнуть через несколько месяцев или остаться на всю оставшуюся жизнь.

    Ваш врач порекомендует комбинацию методов лечения. Логопед или нейропсихолог могут помочь вам справиться со своим плоским аффектом и улучшить отношения с семьей и друзьями.

     

    Плоский аффект и болезнь Паркинсона

    Основным симптомом этого заболевания является уменьшение выражения лица. В мире болезни Паркинсона это известно как «лицо в маске», «маскировка лица» или гипомимия. Отсутствие выражения лица является результатом симптомов болезни Паркинсона, при которой напрягаются мышцы лица, что может повлиять, например, на ваши брови или улыбку.

    Если у вас болезнь Паркинсона, вам может потребоваться больше времени, чтобы двигаться. У вас также могут быть нарушения речи. Это может затруднить общение.

    Но существуют процедуры, помогающие с маскировкой лица, если у вас или у вашего близкого есть болезнь Паркинсона. Помочь может логопедическая терапия, а также лекарства, снижающие ригидность.

    Плоский аффект и расстройство аутистического спектра (РАС)

    Ученые знают, что аутизм и связанные с ним расстройства частично связаны с генетикой, а также с различиями в мозге.

    Люди с РАС взаимодействуют, ведут себя и общаются по-разному. Они могут испытывать плоский аффект. Если у вас аутизм и плоский аффект, ваше лицо часто может казаться пустым. Ваш голос может не менять тон или звучать как робот. Вам может быть трудно читать голоса других людей и язык тела.

    Диагностировать такие состояния, как тревога или депрессия, может быть сложно, если у вас (или у вашего близкого) есть РАС, потому что внешних признаков может быть немного. Вот почему лицам, осуществляющим уход, и врачам важно следить за изменениями сна, аппетита и общего настроения.

    Нет лекарства от РАС. Но лекарства могут помочь с уровнем энергии, концентрацией внимания, депрессией и судорогами. Работа с психотерапевтом может помочь вам лучше общаться с другими людьми.

    Лечение плоского аффекта и притупленного аффекта

    Лечение основного заболевания может помочь в лечении плоскостного аффекта. То есть, если вы не проявляете эмоций, попытка заставить себя показать эмоции может не сработать. Но лечение основного заболевания может помочь больше. Некоторые люди могут реагировать на лечение, а другие нет.

    Лечение плоского аффекта включает лечение, направленное на устранение причин (таких как депрессия, шизофрения и другие, упомянутые выше). Эти методы лечения могут включать лекарства. Он также может включать речевую и физическую терапию. Лечение психических заболеваний, такое как когнитивно-поведенческая терапия, также может помочь при симптомах плоского аффекта.

    Статьи о психологии аффективного сценария и моральных эмоциях

    Психология аффективного сценария, стыда, вины, эмпатии и моральных эмоций ~
    [Вернуться к статьям]

    Что такое психология сценариев аффекта?

    американский психолог/философ Сильван Томкинс разработал структуру, которая решает биологические основы всех человеческих эмоций и мотиваций, которые помогают нам лучше понять себя, свое поведение и свои отношения дома, в школе, на работе и в обществе в целом. Психология сценария аффекта (ASP) Tomkins помогает нам понять, почему и как работает RP, чтобы изменить поведение и почему RP так эффективен при ремонте и восстановлении поврежденных отношения.

    Проще говоря, это доступная информативная основа для понимания человеческих эмоций, мотивация и поведение. Она дает нам средства не только для понимания немного улучшает нашу личность и личность окружающих нас людей, но также дает понимание того, как мы можем изменить те модели поведения, которые, возможно, не хорошо служили нам. Сталкиваться с жизненными трудностями может быть немного легче с пониманием факторов и сил, управляющих нашим эмоциональным миром. Знание — сила, и, вооружившись пониманием ASP, мы можем научиться распознавать наши эмоциональные паттерны и, если это необходимо или желательно, работать над измените эти модели на более живительные и питательные.

    Девять основные эмоциональные реакции ( аффекты ) так же свойственны всем нам, как и наши потребности в кислороде, воде и пище. На биологическом уровне мы все испытывать одни и те же эмоциональные триггеры в ответ на положительные и отрицательные раздражители в нашем окружении и к радостям и неприятностям в наших отношениях друг с другом. При этом мы интуитивно понимаем, что это наша уникальный жизненный опыт, который находит выражение в наших индивидуальных эмоциональных жизнь ( наши скрипты ). Это то, что делает каждого из нас тем, кто мы есть – и как наши истории окрашивают и влияют на нашу эмоциональную жизнь.

    С этими основные строительные блоки – из влияют на (биологические или физиологические ответ) и сценариев (уникальное влияние нашей конкретной жизни опыт, обучение и социализация) — ASP Томкинса дает представление в то, как мы, люди, функционируем индивидуально, со значительным других и во многих группах, к которым мы принадлежим. Это помогает нам понять наши эмоциональные реакции, а также наши желания и потребности во многих различные отношения, которые мы формируем, и на многих стадиях этих отношения. Это помогает нам понять себя… и других. Что может быть больше важный?

    Для учителей ASP также дает глубокое понимание процесса обучения. процесса и эмоциональной динамики в классе. В то время как мы проводим большую часть нашего времени, думая о познавательной сфере в школах — что цели, результаты и стандарты, к которым мы стремимся — мы на самом деле живем и любить и учить каждый день в эмоциональной сфере. Это биологическая реальность, которую мы можем распознать и лучше понять. АСП дает нам доступ к этой области и позволяет нам разрабатывать преподавание и обучение процессы, которые могут быть по-настоящему эффективными — в учебе и для жизни.

    Биологические основы наших эмоций и мотиваций Джордж, ГБ и Маршалл, PR (2014)

    • Эта статья знакомит читателя с теория аффекта и психологии сценариев, разработанная на основе работ Сильвана. С. Томкинс, американский психолог и философ позднего Двадцатое столетие. Работа Томкинса исследует биологическую основу аффекты и эмоции и дает поразительное понимание того, что мотивирует человека поведения как индивидуально, так и в группах. Центральное место в этом понимании это описание Томкинсом девяти врожденных аффектов и то, как наши эмоциональные жизнь строится из них в сценарии, которые определяют наше поведение. Семейство эмоций стыда особенно актуально для человека. отношения.

    A Primer of Affect Psychology   Kelly, V (2009)

    • Цель этого учебника — познакомить читателя с работой Сильвана С. Томкинса, который посвятил свою жизнь разработке нового, более всеобъемлющего понимания биологические и эволюционные корни человеческой мотивации, чтобы установить более точную картину личности, которую он назвал теорией человеческого существа. В то время как формальное образование Томкинса включало изучение драматургии, философии и психологии, из четырех томов его великого опуса «Влияние на образное сознание» становится ясно, что он также хорошо разбирался во многих других областях, включая анатомию, дарвиновскую эволюцию, историю, литературу. , религия и искусственный интеллект, все это он преследовал, чтобы ответить на вопрос «Чего на самом деле хотят люди?»

    Аффекты и эмоции в восстановительной практике Келли, В. (2011)

    • Эмоции являются краеугольным камнем мотивации всех человеческих усилий. Постоянно расширяющаяся международная литература, связанная с практикой восстановительного правосудия, представляет практикам головокружительное множество моделей эмоций.

    Пролог к ​​воздействию на образное сознание Натансон, Д. (2008) Воздействие на образное сознание , Комбинированное издание, Springer, 2008

    • Доктор Натансон, в прологе к переизданию магнума opus представляет собой краткое изложение далеко идущего, дальновидного подхода Томкинса к человеческая мотивация и сознание.

    Аффекты и эмоции в Восстановительная школа Джордж, Г. (2013) [pdf] Бумага представлен на Четвертой биеннале Restorative Practices International Конференция, MCG Мельбурн, июнь 2013 г.

    • В этой статье исследуется роль теории аффектов в понимании мотивация и поведение учащихся и основывается на этом, чтобы включить недавние психологические и образовательные исследования в области сплоченного описание эмоций восстановительных процессов в школах и в сам процесс обучения. Важнейшие роли стыда, вины и эмпатия как в управлении поведением, так и в преподавании и обучении. исследовал. Модель для понимания процесса обучения с точки зрения предложены фундаментальные мотивы. См. фактический файл презентации здесь.

    От сочувствия к сообществу Натансон, Д. Л. (1997). В Дж. А. Винере (ред.), Ежегодник психоанализа (Том 25). Чикаго: Чикагский институт психоанализа.

    • Безвременная смерть Михаэля Франца Баша заставляет обратить внимание на количество, глубину и важность его вклада. Из его ранних попыток объяснить наблюдение Кохута (1971) о том, что заботящаяся мать способна настроиться на мир бессловесного младенца, переживая что-то внутри себя, мы разработали науку эмпатии, которая помогает восстанавливать самые интимные человеческие отношения. и связь с обществом его наиболее беспокойных и наименее близких членов. Т

    Название игры — позор  Nathanson, D.L. (2003). [pdf] Вашингтон, округ Колумбия: отчет для Академического консультативного совета Национальной кампании против насилия среди молодежи.

    • Очень кратко я опишу изменения, которые произошли в нашем понимании эмоций за последние 25 или более лет, но которые еще не были приняты во внимание социальными науками, которые представляет большинство из вас. Первичные нейрофизиологические и нейропсихологические исследования, проведенные Томкинсом, Панксеппом, Эдельманом, Леду, Экманом, Штерном и многими другими, заставили признать тот факт, что в основе сложных и весьма изменчивых эмоций, которые мы, взрослые люди, более или менее постоянно испытываем, лежит довольно небольшой и фиксированный набор физиологических механизмов.

    Аффект и сценарий: построение отношений и сообществ Деппе, С. Л. (2008)

    • Опираясь на парадигму аффекта и сценария Сильвана С. Томкинса, этот семинар, состоящий из двух частей, покажет, как работают восстановительные практики. Участники научатся определять девять врожденных аффектов, биологических программ, запускаемых паттернами нервной стимуляции, и узнают, как они мотивируют всех нас. Аффекты в сочетании с жизненным опытом формируют сценарии, мощные эмоциональные правила, о которых мы обычно не знаем. Мы рассмотрим язык эмоций, развитие личности, эмпатию, близость и некоторые сценарии, с помощью которых люди управляют аффектами, такими как стыд. Схема эмоционального здоровья Томкинса объяснит, почему восстановительные практики работают.

    Моральные эмоции на конференциях по восстановительному правосудию: управление стыдом, разработка эмпатии ван Стокком, Б. (2002). Теоретическая криминология, 6 (3), 339-360.

    • В этой статье рассматривается эмоциональная динамика восстановительных совещаний с упором на функции стыда, изложенные в теориях Мура, Шеффа и Ретцингера. По мнению этих исследователей, конференции по восстановительному правосудию направлены на то, чтобы перенаправить агрессивные эмоции и вызвать стыд и другие эмоции, раскрывающие боль, которые могут привести к сочувствию. Эти подходы противоречат взглядам теоретиков вины Тангни и Баумайстера, которые утверждают, что вина связана с сочувствием и возмещением ущерба, тогда как стыд имеет тенденцию провоцировать уклонение от ответственности или отказ от нее. Представление о том, что вина является более моральной эмоцией, похоже, переворачивает теорию Брейтуэйта о реинтегративном стыде с ног на голову. В соответствии с результатами последних исследований группы Брейтуэйт делается вывод, что вина является важным аспектом восстановительного процесса. Но чувство вины имеет ограниченные возможности аффективного резонанса, упускает из виду аспекты раскаяния, касающиеся других, и, по-видимому, не побуждает преступника пересмотреть свою идентичность. В заключение утверждается, что (реинтегративный) «стыд» является сомнительной концепцией.

    Эмоциональная динамика на восстановительных конференциях Harris, N; Брейтуэйт, Дж.; Уолгрейв, Л. (2004). Теоретическая криминология. 8(2): 191-210.

    • Меры восстановительного правосудия, направленные на возмещение вреда, причиненного правонарушением, согласуются с подходом, отстаиваемым теорией реинтегративного стыда (Braithwaite, 1989; Braithwaite & Braithwaite, 2001). Однако некоторые утверждают, что раскаяние и сочувствие играют более важную роль в восстановлении и что сосредоточение внимания на неодобрении и чувстве стыда может быть ошибочным. В этой статье анализируются теоретические различия между стыдом и виной, прежде чем обсуждать их роль в восстановительных вмешательствах. Утверждается, что такие эмоции, как сочувствие, раскаяние и вина, перерастают в чувство стыда, и что именно разрешение этих эмоций имеет решающее значение для успешного вмешательства правосудия.

    Психология общественных конференций. Абрамсон, Л. и Мур, Д. (2002). В: (Дж. Перри, ред.) Восстановительное правосудие: восстановление сообществ посредством восстановительного Правосудие . Американская исправительная ассоциация, 123-140.

    Возвышение и позитивная психология морали Хайдт, Дж. (2003), в Процветание: позитивная психология и благополучная жизнь , Американское психологическое общество, Вашингтон, округ Колумбия.

    • Сила положительных нравственных эмоций возвышать и преображать людей давно известна, но не психологам. В 1771 году друг Томаса Джефферсона Роберт Скипвит написал ему письмо с просьбой посоветовать, какие книги купить для его библиотеки и для его собственного образования. Джефферсон прислал длинный список названий по истории, философии и естествознанию. Но в дополнение к этим явно учебным произведениям Джефферсон посоветовал включить некоторые произведения художественной литературы.

    Моральные эмоции Хайдт, Дж. (2003), в Справочник по аффективным наукам , издательство Оксфордского университета, Оксфорд.

    • Эта глава включает в себя перечень моральных эмоций и обсуждение того, как моральные эмоции и моральное мышление работают вместе в создании человеческой морали.

    Навигация за пределами компаса: стыд, вина и сочувствие в RP в школьной обстановке Джордж, Г. (2011). [pdf] Документ, представленный на 5-й Национальной конференции по восстановительному правосудию Аотеароа и 3-й Международной конференции по восстановительной практике, 23–27 ноября 2011 г., Веллингтон, Новая Зеландия.

    • В этой статье рассматриваются некоторые новейшие исследования в области психологии на предмет потенциального вклада, который они могут внести в наше понимание восстановительных практик. Документ начинается с очень краткого обзора существующей теории аффекта и компаса стыда, чтобы установить контекст перед изучением нового исследования, а затем попыткой связать воедино новые идеи с существующим мышлением. Также кратко исследуются потенциальные последствия этой недавно интегрированной работы для того, как школьные сообщества могут наилучшим образом способствовать надлежащему нравственному развитию своих учеников.

    Конструктивные и деструктивные аспекты стыда и вины Tangney, JP (2001), in Constructive Destructive Behavior Implications for Family School Society , Американское психологическое общество

    • 9016 в какой форме отрицательные моральные эмоции стыда и вины выполняют конструктивную, а не деструктивную функцию. В этой главе обобщаются исследования, показывающие, что стыд и вина представляют собой разные аффективные переживания с очень разными последствиями для адаптации как на индивидуальном, так и на межличностном уровне. В совокупности исследования автора показывают, что чувство стыда часто порождает целый ряд потенциально деструктивных мотивов, защит, межличностного поведения и психологических симптомов. В отличие от этого, вина представляется «основной» моральной эмоцией, выполняющей множество конструктивных функций, «укрепляющих отношения», без многих бремен и затрат, присущих чувству стыда. Утверждается, что негативно сбалансированные «моральные» эмоции, такие как стыд и вина, в самом прямом смысле высвечивают лучшие и худшие стороны человеческого эмоционального опыта.

    Моральные эмоции и моральное поведение Тангни, Дж. П., Стьювиг, Дж. и Машек, Д. Д. (2007), Ежегодный обзор психологии, стр. 58: 345-372.

    • Моральные эмоции представляют собой ключевой элемент нашего морального аппарата человека, влияя на связь между моральными нормами и моральным поведением. В этой главе рассматривается современная теория и исследования моральных эмоций. Сначала мы сосредоточимся на триаде отрицательно окрашенных «самосознательных» эмоций — стыде, вине и смущении. Как и в предыдущие десятилетия, многие исследования по-прежнему сосредоточены на стыде и вине. Мы рассмотрим современные представления о различии между стыдом и виной, а также об относительных преимуществах и недостатках этих двух моральных эмоций. Выделены несколько новых областей исследований: исследование специфического для предметной области феномена телесного стыда, стилей преодоления стыда, психобиологических аспектов стыда, связи между жестоким обращением в детстве и более поздней склонностью к стыду, а также явления заместительного или «коллективного» переживания стыда и вины. В последние годы понятие моральных эмоций было расширено за счет включения нескольких положительных эмоций — возвышения, благодарности и иногда морально значимого переживания гордости. Наконец, мы кратко обсудим морально значимый эмоциональный процесс — эмпатию, ориентированную на других.

    Эмоции самосознания Тангни, Дж. П. и Трейси, Дж. (2011), в Справочник по самосознанию и идентичности , Guilford Press, Нью-Йорк.

    • Все человеческие эмоции в широком смысле «самостоятельны». Эмоции возникают, когда происходит или вот-вот произойдет что-то важное для себя. Говоря языком теории оценки (Lazarus, 1966), мы испытываем эмоции, когда считаем, что события имеют положительное или отрицательное значение для нашего благополучия. Конкретный тип эмоциональной реакции формируется как такими первичными оценками положительных и отрицательных последствий событий для человека, так и вторичными оценками (например, своей способности справляться с событиями). Но все эмоции возникают из-за событий, которые каким-то образом имеют отношение к самому себе. Однако существует особый класс человеческих эмоций, которые имеют еще большее непосредственное отношение к себе. В этой главе основное внимание уделяется этим «самосознательным» эмоциям, которые напрямую связаны с самоанализом и самооценкой.

    Помещение себя в самосознательные эмоции: теоретическая модель Трейси, Дж. Л. и Робинс, Р. В. (2004), Психологическое исследование, стр. Том 15, № 2, 103–125.

    • Эмоции самосознания (например, стыд, гордость) принципиально важны для широкого круга психологических процессов, однако им уделялось относительно мало внимания по сравнению с другими, более «базовыми» эмоциями (например, грустью, радостью). В этой статье описываются уникальные особенности, которые отличают самосознательные эмоции от базовых, а затем объясняется, почему общепринятые модели базовых эмоций неадекватно отражают процесс самосознательных эмоций. Авторы представляют новую модель самосознательных эмоций, определяют набор прогнозов, полученных из модели, и применяют модель к регуляции нарциссической самооценки. Наконец, авторы обсуждают более широкие последствия модели для будущих исследований себя и эмоций.

    Дополнительные артикулы:

    Abramson & Moore 2002 Психология общественных конференций .pdf

    Burton et al 2011 Окно социального контроля — развитие эмоционального Разведка . pdf

    Burton, Curry & Gribben 2011 Социальное окно контроля — разработка Эмоциональный интеллект .pdf

    Eisenberg 2000 Эмоции, регулирование и моральное развитие .pdf

    Английский 1994 Новый взгляд на стыд и социальный контроль — транзакционный Аналитический журнал .pdf

    Gridlinger 1999 Изменение сценариев — плохо тормозится версия интереса-ажиотажа .pdf

    Hargreaves 1998 Эмоциональная практика обучения g.pdf

    Harris & Burton (nd) Надежность наблюдаемого реинтегративного Стыд, позор, неповиновение и другие ключевые концепции конференций Diversionay. pdf

    Hayward 2016 EL_ Отношения на первом месте_ Классы, которые ставят людей Первый. пдф

    Юнг 2010 «При чем тут стыд?» Концепция стыда в Восстановительная практика .pdf

    Kelly 2011 Аффект и эмоции в восстановительной практике . pdf

    Натансон 2003 Название игры — позор .pdf

    Национальная академия наук 2002 г. Смертельные уроки — понимание Смертельное школьное насилие .pdf

    Национальный центр права детей и молодежи 1999 Естественное правосудие и Процедурная справедливость. пдф

    Saufler 2011 Школьный климат, мозг и связь со школой .pdf

    Shane 1980 Стыд и обучение .pdf

    Шелтон (nd) Стыд, вызванный школой — Обзор исследования. пдф

    Tangney 1992 Ситуационные детерминанты стыда и вины у молодых Взрослость — Pers Soc Psychol Bull-1992 .pdf

    Tangney 1995 Конструктивные и деструктивные аспекты стыда и вины .pdf

    Tangney, Dearing & Stuewig 2005 О важности различения стыд от вины — Отношение к проблемному употреблению алкоголя и наркотиков. пдф

    Tangney et al (nd) Принятие вины и отказ от стыда — положительный результат Подход к обращению с моральными эмоциями среди групп высокого риска и множественных нужд .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *