Аффекты в психологии: Состояние аффекта – что это. Его виды и вред

Содержание

Судебно-психологическая экспертиза аффекта обвиняемого. Большая российская энциклопедия

Суде́бно-психологи́ческая эксперти́за аффе́кта обвиня́емого, предметный вид судебно-психологической экспертизы, направленный на диагностику эмоциональных реакций и состояний обвиняемого, которые возникают внезапно в ответ на действия потерпевшего и на высоте своего развития резко ограничивают его способность к осознанно-волевой регуляции своих криминальных действий. Экспертный вывод о том, что обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния находился в состоянии аффекта, может быть использован судом для квалификации внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего, как одного из признаков состава преступлений, предусмотренных ст. 107, 113 Уголовного кодекса РФ (УК РФ).

История судебно-психологической экспертизы аффекта

Понятие аффекта, начиная с работ Р. фон Крафт-Эбинга, В. Ф. Чижа, Я. А. Боткина (конец 19 в.), Я. М. Калашника (середина 20 в.), рассматривалось в дифференциально-диагностическом плане: различались физиологический (нормальный) и патологический аффекты. Эти работы составляли 1-е направление исследований аффективных реакций и состояний – судебно-психологическое. 2-е, параллельно развивающееся направление можно обозначить как общепсихологическое. В отечественной психологии оно представлено работами С. Л. Рубинштейна, А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева, Н. И. Наенко, В. К. Вилюнаса. Отличающим от судебно-психологических исследований признаком этого направления явилась разработка проблематики, связанной с аффектами, в контексте общепсихологических вопросов определения эмоций, соотношения аффекта с чувствами, настроениями, страстями. Интерес к проблематике судебной экспертизы аффекта возобновился в 1970-х гг. в связи с развитием судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертиз. Проблемы экспертизы аффекта рассматривались Б. В. Сидоровым, М. М. Коченовым, О. Д. Ситковской, Т. П. Печерниковой, В. В. Гульданом, В. В. Остришко, И. А. Кудрявцевым. В 2004 г. коллективом авторов (Ф. С. Сафуанов, Е. Г. Дозорцева, Т. П. Печерникова, С. Н. Шишков, Е. И. Сулимовская) было составлено пособие для врачей и медицинских психологов «Судебно-психологические экспертные критерии диагностики аффекта у обвиняемого». В нём аффект впервые проанализирован не как общепсихологическое, а как «экспертное» понятие и сформулированы критерии судебно-психологической экспертной оценки аффекта.

Юридическое значение судебно-психологической экспертизы аффекта

Впервые причинно-следственная связь действий потерпевшего и возникающего у правонарушителя эмоционального состояния в виде «сильного раздражения» установлена как обстоятельство, уменьшающее вину подсудимого, в п. 5 ст.  140 «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. Физиологический аффект в конце 20 в. стали соотносить с «сильным раздражением». Понятие «сильное душевное волнение» как смягчающее уголовную ответственность обстоятельство появилось в Уголовном уложении в 1903 г., причиной возникновения этого состояния являлись противозаконность действий потерпевшего или тяжкое оскорбление (ст. 458 и 470). В УК РСФСР начиная с 1922 г. убийство, а впоследствии и нанесение телесных повреждений в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения были выделены в отдельные составы преступления (в последней редакции – ст. 104 и 110), а само состояние сильного душевного волнения рассматривалось как смягчающее вину обстоятельство (п. 5 ст. 38). Все эти нормы подразумевали, что сильное душевное волнение возникало вследствие противозаконных (неправомерных) действий потерпевшего. Введение в действие УК РФ (1996) ознаменовалось включением в ст. 107 и 113 понятия «аффект» в значении, тождественном «внезапно возникшему сильному душевному волнению», а также расширился круг обстоятельств, связанных с поведением потерпевшего (потерпевших), являющихся поводом для квалификации преступлений по указанным статьям. Сама конструкция привилегированных составов преступлений, связанных с «аффектированным» умыслом, принципиально не изменилась – основными признаками являются: сильное душевное волнение, внезапность его возникновения в ответ на противоправное или аморальное поведение потерпевшего или связанную с таким поведением потерпевшего длительную психотравмирующую ситуацию. Юридическое значение имеет ответ на вопрос судебно-следственных органов к эксперту-психологу: «Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?»

Современные представления об аффекте

Из множества видов и признаков аффектов и иных эмоциональных состояний, описанных в общей психологии, в судебно-психологическое экспертное понятие аффекта входят только те, которые могут быть прямо использованы при квалификации судом внезапно возникшего сильного душевного волнения. Во-первых, из всех разновидностей аффектов как особого класса эмоциональных состояний, с «сильным душевным волнением» у обвиняемого соотносятся только аффекты гнева и ярости (хотя диапазон дополнительных переживаний может быть шире – страх, обида, глубокое унижение и др. ). Во-вторых, уголовно-релевантный аффект должен содержать признак «внезапности», прямо указанный в ст. 107 и 113 УК РФ. В-третьих, такой аффект должен вызываться психотравмирующими для обвиняемого действиями потерпевшего – либо непосредственно перед содеянным, либо в условиях длительной стрессовой ситуации. В-четвёртых, указание законодателя, что «душевное волнение» обвиняемого должно быть «сильным», а также привилегированность составов преступлений по ст. 107 и 113 УК РФ определяют экспертную квалификацию как аффекта только тех эмоциональных реакций и состояний, которые сопровождаются выраженными нарушениями осознанно-волевой регуляции криминальных действий.

Понятие «аффект» – это судебно-психологическое экспертное понятие, имеющее двухступенчатую структуру. Родовым является понятие «аффект», а его разновидностями, т. е. промежуточными экспертными понятиями, – категории физиологического аффекта и кумулятивного аффекта. Физиологический аффект – стремительно и бурно протекающая эмоциональная реакция взрывного характера, возникающая у обвиняемого внезапно в ответ на психотравмирующее воздействие со стороны потерпевшего, сопровождающаяся резким ограничением его способности к осознанно-волевой регуляции своих криминальных действий. Кумулятивный аффект – выраженная эмоциональная реакция, возникающая у обвиняемого внезапно в длительной психотравмирующей ситуации, связанной с поведением потерпевшего, представляющая собой разрядку накопленного эмоционального напряжения в виде аффективного взрыва или резкого нарастания эмоционального напряжения, сопровождающаяся частичным сужением сознания и нарушениями произвольной регуляции действий.

Сафуанов Фарит Суфиянович

Аффект: психологический и юридический аспекты

Авторы: Денисова Анастасия Максимовна, Захарова Юлия Алексеевна, Русских Елизавета Алексеевна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 25.04.2022 2022-04-25

Статья просмотрена: 252 раза

Скачать электронную версию

Скачать Часть 6 (pdf)

Библиографическое описание:

Денисова, А. М. Аффект: психологический и юридический аспекты / А. М. Денисова, Ю. А. Захарова, Е. А. Русских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 423-425. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90686/ (дата обращения: 05.06.2023).



В статье авторы анализируют психологическое состояние аффекта, рассматривают особенности этого состояния и его юридическое значение, а также выделяют квалифицирующие признаки статей 107 и 113 Уголовного кодекса РФ

Ключевые слова: состояние аффекта, сильное душевное волнение, смягчающее обстоятельство.

По данным статистики Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за первое полугодие 2021 года за убийство, совершенное в состоянии аффекта одного лица (ч.1 ст.107 Уголовного кодекса РФ) осуждено 20 человек. По ч.2 ст.107 УК — убийство в состоянии аффекта двух и более лиц — не осужден ни один. По ст.113 УК — Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта — осуждено 2 человека [1]. На первый взгляд, такое количество осужденных кажется незначительным, однако необходимо отметить, что ввиду сложного протекания состояния аффекта и, следовательно, трудности его доказывания при проведении судебно-психологической экспертизы, многие лица, совершившие убийство в состоянии аффекта, привлекаются к уголовной ответственности по ст. 105 УК РФ — Убийство. Исходя из этого, мы считаем, что проблема аффекта в психологии и юриспруденции требует глубокого изучения.

В психологии и советском и российском законодательстве понятие аффекта имеет существенные различия.

Советский психолог и лауреат Сталинской премии, Рубинштейн С. Л. определял аффект как стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчинённую сознательному волевому контролю разрядку в действии. Анализируя аффективное состояние, С. Л. Рубинштейн выделял такие признаки, как дезорганизация деятельности в плане собственно действия, её заторможенность, нарушение сознательного контроля [2, С.550]. В своей работе Рубинштейн делает отсылку к действующему на то время Уголовному кодексу РСФСР 1926 года. В нем состояние аффекта определяется как состояние сильного душевного волнения и является смягчающим обстоятельством [3].

Следующий кодекс в РСФСР был принят в 1960 году. В нем дается более широкая трактовка понятию аффекта — сильное душевное волнение, вызванное неправомерными действиями потерпевшего. Совершение преступления под влиянием данного психологического состояния рассматривалось как смягчающее обстоятельство. Кроме того, статья 104 УК РСФСР 1960 года имела следующее содержание: «Умышленное убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного насилием или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего, а равно вызванного иными противозаконными действиями потерпевшего, если эти действия повлекли или могли повлечь тяжкие последствия для виновного или его близких» [4].

В современной России действует Уголовный кодекс, принятый в 1996 году. Необходимо отметить, что УК РСФСР, предусматривавшие ответственность за преступления, совершенные в состоянии аффекта, отличаются по содержанию от статей УК РФ, которые содержат те же составы.

Статья 61 Уголовного кодекса РФ содержит перечень обстоятельств, смягчающих наказание. Среди прочих, законодатель называет такое обстоятельство, как противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления [5]. Данное обстоятельство, согласно мнению Ситковской О. Д., является одной из причин возникновения аффекта [6].

Статья 107 и 113 Уголовного кодекса РФ отличаются от иных статей наличием в конструкции не только юридических аспектов, но и психологическим. В названных статьях особое психологическое состояние виновного — аффект — является криминообразующим признаком, который позволяет отграничить преступления, совершенные в состоянии сильного душевного волнения (аффекта), от иных составов преступления.

О. Д. Ситковская, анализируя посвященные аффекту статьи выделяет следующие квалифицирующие признаки:

  1. Возникло внезапно;
  2. Вызвано насилием, издевательством или тяжким оскорблением, иными противоправными или аморальными действиями потерпевшего;
  3. Вызвано длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего.

Проанализировав развитие законодательства в РФ приходим к выводу: Уголовный кодекс использует психологическое понятие аффекта, перечисляя в диспозициях статей признаки данного психологического состояния, установленные психологами. Хотим отметить, что с развитием уголовного законодательства произошло существенное сближение юристов и психологов в части квалификации деяния, которое совершено в состоянии аффекта: в современной России для определения состояния аффекта привлекаются специалисты-психологи, проводится судебно-психологическая экспертиза, цель которой обоснованный и объективный вывод о состоянии виновного в момент совершения преступления. Такой вывод должен быть обоснован динамикой протекания аффективного состояния, наличием предшествующих унижений, оскорблений и т. д.

При проведении экспертизы необходимо тщательным образом детально проанализировать все поведение субъекта, до, после и в момент совершения преступления, ориентируясь при этом на следующие признаки:

  1. Изменение сознания, которое проявляется в совершении действий, обращенных на ближайшие объекты и цели, без учета возможных последствий;
  2. Двигательное возбуждение, беспорядочные действия, наличие в них автоматизмов;
  3. Постаффективное состояние, которое характеризуется расслабленностью, усталостью, сниженной активностью, апатией, субъективным чувством облегчения;
  4. Постаффективные нарушения памяти;
  5. Внешние признаки аффекта: изменения голоса, мимики, всего внешнего вида.

Литература:

  1. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 1 полугодие 2021 года.
    Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации// Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
  2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: 2002. — 720 c. — Текст: непосредственный.
  3. Уголовный кодекс РСФСР 1926 года. Официальный текст с изменениями по состоянию на 1 марта 1957 года// URL: https://docs.cntd.ru/document/901757374 (дата обращения: 19.04.2022 года)
  4. Уголовный кодекс РСФСР 1960 года// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2950/ (дата обращения: 19.04.2022 года)
  5. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  6. Ситковская, О. Д. Уголовный кодекс Российской Федерации. Психологический комментарий / О. Д. Ситковская. — 1-е изд. — Москва: Волтерс Клувер, 2009. — 180 c. — Текст: непосредственный.

Основные термины (генерируются автоматически): состояние аффекта, сильное душевное волнение, Уголовный кодекс РФ, смягчающее обстоятельство, аффективное состояние, психологическое состояние, современная Россия, судебно-психологическая экспертиза, тяжкое оскорбление, Уголовный кодекс.

Ключевые слова

состояние аффекта, смягчающее обстоятельство, сильное душевное волнение

состояние аффекта, сильное душевное волнение, смягчающее обстоятельство

Похожие статьи

Уголовно-правовая и психологическая характеристика…

Кочина, П. О. Уголовно-правовая и психологическая характеристика состояния аффекта / П. О. Кочина.

В настоящей статье рассматривается развитие понятия «Аффект», признаки аффекта как психологического состояния и какие процессы протекают в теле человека. ..

Особенности

состояния аффекта в уголовно-правовом аспекте

Ключевые слова: состояние аффекта, убийство, преступление, Уголовный кодекс Российской Федерации, противоправное поведение, потерпевший,

смягчающее обстоятельство . Говоря о состоянии аффекта, прежде всего следует отметить про статью 107 Уголовного кодекса

Проблематика квалификации убийства, совершенного…

Гаджиев, З. Ш. Проблематика квалификации убийства, совершенного в состоянии аффекта / З. Ш

Аффективное состояние является важной категорией для правовой сферы, так как именно оно

Вплоть до принятия ныне действующего Уголовного кодекса РФ в 1996 году, «сильное. ..

Проблемы

уголовно-правовой регламентации преступлений…

 Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) предусматривает ответственность за

уголовно-правовых оценках выше и весомее (рецидив преступлений, ст. 68 УК РФ), чем

Сильное душевное волнение подразумевает не только различного рода аффекты, но и…

Значение эмоциональных

состояний субъекта в его поведении

Аффектв уголовном праве — сильное душевное волнение, выражающееся

Эмоциональный стресс бывает кратковременным, насыщенным яркими аффективно окрашенными

Уголовно — процессуальный кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 22. 11.2001г…

Субъективные признаки убийства, совершенного в

состоянии

Находясь в состоянии аффекта, виновный не может в это же время находиться в состоянии покоя, так как этому противоречит сама психологическая природа аффекта. Следовательно, умысел подлежит незамедлительной реализации, что исключает стадию приготовления.

Об установлении момента возникновения

аффекта при…

 Убийство в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), спровоцированного противоправным или аморальным поведением потерпевшего, традиционно относится к привилегированным, менее опасным видам преступлений против жизни.

Убийство в

состоянии аффекта в истории уголовного права

Впервые указание на состояние сильного душевного волнения как смягчающее обстоятельство появилось в Руководящих принципах уголовного права РСФСР 1919 года, хотя они были не законом, а всего лишь указаниями Народного комиссариата.

Убийство в

состоянии аффекта | Статья в журнале…

Убийство в состоянии аффекта является привилегированным видом в силу особого психического состояния лица, виновного в

Судебно-медицинская экспертиза должна проводить комплексные психолого-психиатрические экспертизы для того, чтобы точно четко…

Похожие статьи

Уголовно-правовая и психологическая характеристика…

Кочина, П. О. Уголовно-правовая и психологическая характеристика состояния аффекта / П. О. Кочина.

В настоящей статье рассматривается развитие понятия «Аффект», признаки аффекта как психологического состояния и какие процессы протекают в теле человека. ..

Особенности

состояния аффекта в уголовно-правовом аспекте

Ключевые слова: состояние аффекта, убийство, преступление, Уголовный кодекс Российской Федерации, противоправное поведение, потерпевший, смягчающее обстоятельство . Говоря о состоянии аффекта, прежде всего следует отметить про статью 107 Уголовного кодекса

Проблематика квалификации убийства, совершенного…

Гаджиев, З. Ш. Проблематика квалификации убийства, совершенного в состоянии аффекта / З. Ш

Аффективное состояние является важной категорией для правовой сферы, так как именно оно

Вплоть до принятия ныне действующего Уголовного кодекса РФ в 1996 году, «сильное. ..

Проблемы

уголовно-правовой регламентации преступлений…

 Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) предусматривает ответственность за

уголовно-правовых оценках выше и весомее (рецидив преступлений, ст. 68 УК РФ), чем

Сильное душевное волнение подразумевает не только различного рода аффекты, но и…

Значение эмоциональных

состояний субъекта в его поведении

Аффектв уголовном праве — сильное душевное волнение, выражающееся

Эмоциональный стресс бывает кратковременным, насыщенным яркими аффективно окрашенными

Уголовно — процессуальный кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 22. 11.2001г…

Субъективные признаки убийства, совершенного в

состоянии

Находясь в состоянии аффекта, виновный не может в это же время находиться в состоянии покоя, так как этому противоречит сама психологическая природа аффекта. Следовательно, умысел подлежит незамедлительной реализации, что исключает стадию приготовления.

Об установлении момента возникновения

аффекта при…

 Убийство в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), спровоцированного противоправным или аморальным поведением потерпевшего, традиционно относится к привилегированным, менее опасным видам преступлений против жизни.

Убийство в

состоянии аффекта в истории уголовного права

Впервые указание на состояние сильного душевного волнения как смягчающее обстоятельство появилось в Руководящих принципах уголовного права РСФСР 1919 года, хотя они были не законом, а всего лишь указаниями Народного комиссариата.

Убийство в

состоянии аффекта | Статья в журнале…

Убийство в состоянии аффекта является привилегированным видом в силу особого психического состояния лица, виновного в

Судебно-медицинская экспертиза должна проводить комплексные психолого-психиатрические экспертизы для того, чтобы точно четко…

Динамика сложных аффектов добавляет ограниченную информацию к прогнозированию психологического благополучия метаанализ.

Психолог. Бык. 141 , 901–930 (2015).

ПабМед Google Scholar

  • Дэвидсон, Р. Дж., Джексон, Д. К. и Калин, Н. Х. Эмоции, пластичность, контекст и регулирование: перспективы аффективной неврологии. Псих. Бык. 126 , 890–909 (2000).

    ПабМед Google Scholar

  • «>

    Frijda, NH The Laws of Emotion (Erlbaum, Hillsdale, 2007).

  • Куппенс, П. Самое время: специальный раздел о динамике аффектов. Эмоция. 7 , 297–300 (2015).

    Google Scholar

  • Ларсен, Р. Дж. На пути к науке о регуляции настроения. Псих. Инк. 11 , 129–141 (2000).

    Google Scholar

  • Шерер, К. Р. Динамическая архитектура эмоций: доказательства для модели компонентного процесса. Познан. Эмот. 23 , 1307–1351 (2009).

    Google Scholar

  • Коваль, П., Сюттерлин, С. и Куппенс, П. Эмоциональная инерция связана с более низким уровнем благополучия при контроле различий в эмоциональном контексте. Фронт. Психол. 6 , 1–11 (2015).

    Google Scholar

  • «>

    Куппенс П., Аллен Н. Б. и Шибер Л. Б. Эмоциональная инерция и психологическая дезадаптация. Психолог. науч. 21 , 984–991 (2010).

    ПабМед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Куппенс, П. и др. Эмоциональная инертность проспективно предсказывает начало депрессивного расстройства в подростковом возрасте. Эмоция 12 , 283–289 (2012).

    ПабМед Google Scholar

  • van de Leemput, I.A. et al. Критическое замедление как раннее предупреждение о начале и прекращении депрессии. Проц. Натл акад. науч. США 111 , 87–92 (2014).

    ПабМед Google Scholar

  • Куппенс, П., Оравец, З. и Тюрлинкс, Ф. Изменение чувств: учет индивидуальных различий во временной динамике аффекта. Дж. Перс. соц. Психол. 99 , 1042–1060 (2010).

    ПабМед Google Scholar

  • Рассел, Дж. А. Основной аффект и психологическая конструкция эмоций. Психолог. Ред. 110 , 145–172 (2003).

    ПабМед Google Scholar

  • Шерер, К. Р. в Введение в социальную психологию: европейская перспектива 3-е изд. (ред. Хьюстон, М. и Стробе, В.) 151–191 (Блэквелл, Оксфорд, 2000).

  • Dejonckheere, E. et al. Биполярность аффекта и депрессивные симптомы. Дж. Перс. соц. Психол. 114 , 323–341 (2018).

    ПабМед Google Scholar

  • Грюн, Д., Ламли, М.А., Диль, М. и Лабуви-Вьеф, Г. Показатели эмоциональной сложности, основанные на времени: взаимосвязи и корреляты. Эмоция 13 , 226–237 (2013).

    ПабМед Google Scholar

  • Джанг, С., Вуд, П. К. и Трулл, Т. Дж. Анализ аффективной нестабильности в экологической мгновенной оценке: индексы с использованием последовательных различий и группового сравнения посредством многоуровневого моделирования. Психолог. Методы 13 , 354–375 (2008).

    ПабМед Google Scholar

  • Коваль, П., Пе, М.Л., Меерс, К. и Куппенс, П. Динамика влияния на депрессивные симптомы: переменная, нестабильная или инертная? Эмоция 13 , 1132–1141 (2013).

    ПабМед Google Scholar

  • Ван дер Гухт, К. и др. Выборочное исследование опыта, в котором изучается потенциальное влияние вмешательства, основанного на осознанности, на дифференциацию эмоций. Эмоция 19 , 123–131 (2018).

    ПабМед Google Scholar

  • Thompson, R. J. et al. Повседневный эмоциональный опыт взрослых с большим депрессивным расстройством: изучение эмоциональной нестабильности, инертности и реактивности. Дж. Ненормальный. Психол. 121 , 819–829 (2012).

    ПабМед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Местдаг, М. и др. Индекс относительной изменчивости как общая мера изменчивости с поправкой на среднее для ограниченных переменных. Псих. Методы 23 , 690–707 (2019).

    Google Scholar

  • Браун, Н. Дж. Л. и Койн, Дж. К. Эморазнообразие: надежный предиктор результатов или статистический артефакт?. Дж. Экспл. Психол. Быт. 146 , 1372–1377 (2017).

    ПабМед Google Scholar

  • «>

    Кларк, Л. А. и Уотсон, Д. Трехсторонняя модель тревоги и депрессии: психометрические данные и таксономические последствия. Дж. Аном. Психол. 100 , 316–336 (1991).

    КАС пабмед Google Scholar

  • Ларсон Р. М., Чиксентмихайи М. и Греф Р. Изменчивость настроения и психосоциальная адаптация подростков. J. Юношеский подростковый возраст. 9 , 469–490 (1980).

    КАС пабмед Google Scholar

  • фон Мизес Р. Математическая теория, теория вероятностей и статистика (Академическое издательство, Нью-Йорк, 1964).

  • Динер, Э., Сандвик, Э., и Павот, В. в Субъективное благополучие: междисциплинарная перспектива (ред. Страк, Ф., Аргайл, М. и Шварц, Н.) 119–139 (Пергамон, Нью-Йорк, 1991).

  • Dejonckheere, E. , Bastian, B., Fried, E.I., Murphy, S. & Kuppens, P. Восприятие социального давления, чтобы не чувствовать негатива, предсказывает депрессивные симптомы в повседневной жизни. Депрессия. Тревога 34 , 836–844 (2017).

    ПабМед Google Scholar

  • Heininga, V.E., et al. Динамический признак ангедонии при большом депрессивном расстройстве: динамика положительных эмоций, реактивность и выздоровление. BMC Психиатрия 19 , 59 (2019).

  • Houben, M. et al. Эмоциональное переключение при пограничном расстройстве личности: исследование повседневной жизни. Дж. Перс. Беспорядок. 7 , 50–60 (2016).

    Google Scholar

  • Dejonckheere, E., Kalokerinos, E.K., Bastian, B., & Kuppens, P. Плохая способность регулировать эмоции опосредует связь между депрессивными симптомами и аффективной биполярностью. Познан. Эмот. https://doi.org/10.1080/02699931.2018.1524747 (2018).

  • Пе, М. Л., Броуз, А., Готлиб, И. Х. и Куппенс, П. Способность к обновлению эмоций и стрессовые события взаимодействуют для проспективного прогнозирования усиления симптомов депрессии с течением времени. Эмоция 16 , 73–82 (2016).

    ПабМед Google Scholar

  • Шмидек, Ф., Лёвден, М. и Линденбергер, У. Сотни дней когнитивных тренировок улучшают широкие когнитивные способности во взрослом возрасте: результаты исследования COGITO. Фронт. Стареющие нейроски. 2 , 1–27 (2010).

    Google Scholar

  • Sels, L., Ceulemans, E. & Kuppens, P. Ожидаемый эффект от партнера: то, как вы себя чувствуете сейчас, предсказывается тем, как, по мнению вашего партнера, вы чувствовали себя раньше. Эмоция 17 , 1066–1077 (2017).

    ПабМед Google Scholar

  • Селс Л., Сеулеманс Э. и Куппенс П. Все хорошо, что хорошо кончается? Проверка правила пика-конца в дискуссиях о конфликте пар. евро. Дж. Соц. Психол. https://doi.org/10.1002/ejsp.2547 (2018 г.).

  • Trull, T. J. et al. Аффективная нестабильность: измерение основного признака пограничного расстройства личности с экологической мгновенной оценкой. Дж. Аном. Психол. 117 , 647–661 (2008).

    ПабМед Google Scholar

  • Чиксентмихайи, М. и Ларсон, Р. Валидность и надежность метода выборки опыта. Дж. Нерв. Мент. Дис. 175 , 526–536 (1987).

    КАС пабмед Google Scholar

  • Болджер, Н., Дэвис, А. и Рафаэли, Э. Дневниковые методы: запечатление жизни такой, какой она проживается. год. Преподобный Психолог. 54 , 579–616 (2003).

    ПабМед Google Scholar

  • Динер Э., Сух Э. М., Лукас Р. Э. и Смит Х. Л. Субъективное благополучие: три десятилетия прогресса. Психолог. Бык. 125 , 276–302 (1999).

    Google Scholar

  • Уотерман, А. С. Две концепции счастья: контрасты личной выразительности (эвдемония) и гедонистического наслаждения. Дж. Перс. соц. Психол. 64 , 678–691 (1993).

    Google Scholar

  • Vuillier, L. et al. Количество и разнообразие цифрового эмоционального выражения предсказывает счастье. Гарвардская школа бизнеса 18 , 2–42 (2018).

    Google Scholar

  • Дэвис М.С., Заутра А.Дж. и Смит Б. Хроническая боль, стресс и динамика аффективной дифференциации. Дж. Перс. 72 , 1133–1159 (2004).

    ПабМед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Сантанджело, П. и др. Специфика аффективной нестабильности у пациентов с пограничным расстройством личности по сравнению с посттравматическим стрессовым расстройством, нервной булимией и здоровым контролем. Дж. Ненормальный. Психол. 123 , 258–272 (2014).

    ПабМед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Койфман К.Г., Беренсон К.Р., Рафаэли Э. и Дауни Г. От негативного к позитивному и обратно: поляризованный аффективный и реляционный опыт при пограничном расстройстве личности. Дж. Ненормальный. Психол. 121 , 668–679 (2012).

    ПабМед Google Scholar

  • «>

    Демиралп, Э. и др. Чувствуете себя голубым или бирюзовым? Эмоциональная дифференциация при большом депрессивном расстройстве. Психолог. науч. 23 , 1410–1416 (2012).

    ПабМед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Wolff, S., Stiglmayr, C., Bretz, HJ, Lammers, C.H. & Auckenthaler, A. Идентификация эмоций и напряженность у пациенток с пограничным расстройством личности. руб. Дж. Психол. 46 , 347–360 (2007).

    Google Scholar

  • Пе, М. Л. и др. Плотность сети эмоций при большом депрессивном расстройстве. клин. Психол. науч. 3 , 292–300 (2015).

    Google Scholar

  • Quoidbach, J. et al. Эморазнообразие и эмоциональная экосистема. Дж. Экспл. Психология.Общ. 143 , 2057–2066 (2014).

    ПабМед Google Scholar

  • Эрбас Ю., Сеулеманс Э., Коваль П. и Куппенс П. Роль валентного фокуса и оценки перекрываются в дифференциации эмоций. Эмоция 15 , 373–382 (2015).

    ПабМед Google Scholar

  • Майнсхаузен, Н. и Бюльманн, П. Выбор стабильности. JR Stat. соц. 72 , 417–473 (2010).

    Google Scholar

  • Тибширани, Р. Регрессионное сокращение и отбор с помощью лассо. JR Stat. соц. 58 , 267–288 (1996).

    Google Scholar

  • Гейссер, С. Метод повторного использования предиктивной выборки с приложениями. Дж. Ам. Стат. доц. 70 , 320–328 (1975).

    Google Scholar

  • «>

    Эбнер-Пример, У. В. и Савицки, Г. Амбулаторная оценка аффективной нестабильности при пограничном расстройстве личности: влияние частоты выборки. евро. Дж. Психол. Оценивать. 23 , 238–247 (2007).

    Google Scholar

  • Мурс, А. О причинной роли оценки эмоций. Эмоция. 5 , 132–140 (2013).

    Google Scholar

  • Frijda, N.H., Kuipers, P., & ter Schure, E. Отношения между эмоциями, оценкой и готовностью к эмоциональным действиям. Дж. Перс. соц. Психол. 57 , 212–228 (1989).

  • Фрид, Э. И. Проблемные предположения замедлили исследования депрессии: почему симптомы, а не синдромы — это путь вперед. Фронт. Психол. 6 , 1–11 (2015).

    Google Scholar

  • Fried, E. I. & Nesse, R. M. Суммарные баллы депрессии не складываются: почему так важен анализ конкретных симптомов депрессии. БМС Мед. 13 , 1–11 (2015).

    Google Scholar

  • Шмуэли Г. Объяснить или предсказать?. Стат. науч. 25 , 289–310 (2010).

    Google Scholar

  • Linehan, M. Когнитивно-поведенческое лечение пограничного расстройства личности (Guilford Press, New York, 1993).

  • Ebner-Priemer, U.W. et al. Раскрытие аффективной дисрегуляции при пограничном расстройстве личности: теоретическая модель и эмпирические данные. Дж. Аном. Психол. 124 , 186–198 (2015).

    ПабМед Google Scholar

  • Бултил К., Местдаг М., Тюрлинкс Ф. и Сеулеманс Э. Модели на основе VAR(1) не всегда предсказывают модели AR(1) в типичных психологических приложениях. Психолог. Методы https://doi.org/10.1037/met0000178 (2018 г.).

  • Chow, P. I. et al. Использование мобильного зондирования для тестирования клинических моделей депрессии, социальной тревожности, государственного аффекта и социальной изоляции среди студентов колледжей, J. Med. Интернет Рез. 19 , e62 (2017).

  • Каррейро, С. и др. Мобильное обнаружение употребления наркотиков в режиме реального времени с помощью носимых биосенсоров: пилотное исследование. J. Med. Токсикол. 11 , 73–77 (2014).

    Центральный пабмед Google Scholar

  • Trull, T. J. & Ebner-Priemer, U. W. Использование методов отбора проб/экологической мгновенной оценки (ESM/EMA) в клинической оценке и клинических исследованиях: введение в специальный раздел. Псих. Оценивать. 21 , 457–462 (2014).

    Google Scholar

  • «>

    Erbas, Y. et al. Почему я не всегда знаю, что чувствую: роль стресса во внутренних колебаниях дифференциации эмоций. Дж. Перс. соц. Психол. 115 , 179–191 (2018).

    ПабМед Google Scholar

  • Bringmann, L. F. et al. Сетевой подход к психопатологии: новое понимание клинических лонгитюдных данных. PloS One 8 , e60188 (2013).

    КАС пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Онг, А.Д., Заутра, А.Дж. и Финан, П.Х. Меж- и внутрииндивидуальные различия в эмоциональной сложности: методологические соображения и теоретические выводы. Курс. мнение Поведение науч. 15 , 22–26 (2017).

    ПабМед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Erbas, Y., Ceulemans, E., Pe, M.L., Koval, P. & Kuppens, P. Дифференциация негативных эмоций: их корреляция личности и благополучия и сравнение различных методов оценки. Познан. Эмот. 28 , 1196–1213 (2014).

    ПабМед Google Scholar

  • Динер Э., Эммонс Р. А., Ларсен Р. Дж. и Гриффин С. Шкала удовлетворенности жизнью. Дж. Перс. Оценивать. 49 , 71–75 (1985).

    КАС пабмед Google Scholar

  • Radloff, L. S. Шкала CES-D: шкала депрессии для самоотчетов для исследования среди населения в целом. Заяв. Психол. Изм. 1 , 384–401 (1977).

    Google Scholar

  • Кроенке, К., Спитцер, Р. Л. и Уильямс, Дж. Б. PHQ-9: достоверность краткого показателя тяжести депрессии. J. Ген. интерн. Мед. 16 , 606–613 (2001).

    КАС пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • «>

    Rush, A.J. et al. Оценка быстрой инвентаризации депрессивной симптоматики и рейтинговой шкалы Гамильтона для депрессии: последовательный отчет об испытаниях альтернатив лечения для облегчения депрессии. биол. Психиатрия 59 , 493–501 (2006).

    ПабМед Google Scholar

  • Бек, А. Т., Стир, Р. А. и Браун, Г. К. Руководство по инвентаризации депрессии Бека – II (Психологическая корпорация, Сан-Антонио, 1996).

  • First, MB, Spitzer, R.L, Gibbon, M. & Williams, JBW в структурированном клиническом интервью для DSM-IV-TR Axis I Disorders Research Version, Patient Edition. (Биометрические исследования: Нью-Йорк, 2002 г.).

  • Шотте, С. К. В., де Донкер, Д., Ванкеркховен, К., Вертоммен, Х. и Косинс, П. Самостоятельная оценка расстройств личности по DSM–IV. Измерение признаков и характеристик дистресса: ADP-IV. Псих. Мед. 28 , 1179–1188 (1998).

    КАС пабмед Google Scholar

  • Дистель, М. А., де Моор, Х. М. и Бумсма, Д. И. Перевод на голландский язык шкалы пограничных характеристик инвентаря для оценки личности (PAI-BOR): нормы, факторная структура и надежность. Психолог. Здоровье 37 , 38–46 (2009).

    Google Scholar

  • Мори, Л. К. Опросник оценки личности: профессиональное руководство (Ресурсы психологической оценки, Одесса, 1991).

  • First, M.B., Gibbon, M., Spitzer, R.L., Williams, J.B.W. & Benjamin, L.S. ).

  • Катнер, М., Нахтсхайм, К., Нетер, Дж. и Ли, В. Прикладные линейные статистические модели , 5-е изд. (Макгроу-Хилл, Нью-Йорк, 2004 г.).

  • Nakagawa, S. & Schielzeth, H. Общий и простой метод получения R ² из обобщенных линейных моделей смешанных эффектов. Методы Экол. Эвол. 4 , 133–142 (2013).

    Google Scholar

  • Johnson, PCD. Расширение R ² GLMM Nakagawa & Schielzeth для моделей случайных уклонов. Методы Экол. Эвол. 5 , 944–946 (2013).

    Google Scholar

  • Уотсон, Д., Кларк, Л. А. и Теллеген, А. Разработка и проверка кратких показателей положительного и отрицательного влияния: шкалы PANAS. Дж. Перс. соц. Психол. 54 , 1063–1070 (1988).

    КАС пабмед Google Scholar

  • Эйд, М. и Динер, Э. Индивидуальная изменчивость аффекта: надежность, достоверность и личностные корреляты. Дж. Перс. соц. Психол. 76 , 662–676 (1999).

    Google Scholar

  • Бэрд, Б. М., Ле, К. и Лукас, Р. Э. О характере внутрииндивидуальной изменчивости личности: надежность, достоверность и связь с благополучием. Дж. Перс. соц. Психол. 90 , 512–527 (2006).

    ПабМед Google Scholar

  • Kalmijn, W. & Veenhoven, R. Измерение неравенства счастья в странах: в поисках надлежащей статистики. Дж. Стад Счастья. 6 , 357–396 (2005).

    Google Scholar

  • Каудри Р. В., Гарднер Д. Л., О’Лири К. М., Лейбенлуфт Э. и Рубинов Д. Р. Изменчивость настроения: исследование четырех групп. утра. J. Psychiatry 148 , 1505–1511 (1991).

    КАС пабмед Google Scholar

  • Барретт, Л. Ф., Гросс, Дж. , Кристенсен, Т. С. и Бенвенуто, М. Знание того, что вы чувствуете, и знание того, что с этим делать: картирование взаимосвязи между дифференциацией эмоций и регуляцией эмоций. Познан. Эмот. 15 , 713–724 (2001).

    Google Scholar

  • Кашдан, Т. Б., Барретт, Л. Ф. и Макнайт, П. Е. Распаковка дифференциации эмоций: преобразование неприятного опыта путем восприятия различий в негативе. Курс. Реж. Психол. науч. 24 , 10–16 (2015).

    Google Scholar

  • Фельдман, Л. А. Фокус валентности и фокус возбуждения: индивидуальные различия в структуре аффективного опыта. Дж. Перс. соц. Психол. 69 , 153–166 (1995).

    Google Scholar

  • Бенсон Л., Рам Н., Алмейда Д., Заутра А. и Онг А. Д. Использование показателей биоразнообразия в исследованиях повседневной жизни: иллюстрации и рекомендации по эморазнообразию. Дж. Геронтол. В 15 , 75–86 (2017).

    Google Scholar

  • Скачать ссылки

    15 примеров и определений (2023)

    Термин «аффект» относится к основному состоянию или чувству человека, которое связано с его эмоциями. Аффективные состояния обычно описываются по двум параметрам: валентность (от положительного к отрицательному) и возбуждение (от высокого к низкому).

    В просторечии термины влияют на и эмоции часто используются взаимозаменяемо. Даже ученые используют эти два термина взаимозаменяемо, но они немного отличаются. Как правило, эмоция — это наше непосредственное сознательное чувство: страх, гнев и т. д., тогда как аффект — это наше базовое состояние в данный момент: раздражительность, удовольствие, меланхолия и т. д.

    Эти термины, конечно, очень тесно связаны. Ознакомьтесь с примерами аффекта ниже, чтобы увидеть некоторые отдельные случаи аффекта в отличие от эмоции .

    Аффект и эмоция

    Различие между аффектом и эмоцией неуловимо. Во-первых, я представлю сводную таблицу своих мыслей о различиях между концепциями, чтобы попытаться добиться для вас некоторой ясности, прежде чем погрузиться в заведомо мутную литературу по этой теме.

    Аффект Эмоция
    Определение Основные, часто бессознательные состояния чувств, которые ощущаются в нашем «ядре» (именно поэтому Рассел и Барретт (1999) называют это « основной аффект). Сложные психологические состояния, которые часто более осознанно и остро ощущаются, но затем быстрее угасают.
    Отношение к раздражителям Не может быть привязан к конкретным раздражителям – т. е. целый день с чувством меланхолии. Часто привязан к конкретным внешним раздражителям. Как только раздражители будут удалены, эмоция, скорее всего, быстро исчезнет.
    Интенсивность Обычно менее интенсивно, но более продолжительно. Обычно более интенсивное, но более короткое по продолжительности.
    Продолжительность Повсеместные и непрерывные, длящиеся весь день, всю неделю или даже дольше, вплоть до крайних случаев, когда они могут быть идентифицированы как отражающие темперамент или личность человека (например, «они оказывают негативное влияние»). Эпизодические и мгновенные, при которых могут последовательно возникать множественные острые эмоции, например, при просмотре фильма.
    Сознание Часто в бессознательном состоянии, если только нас не попросят поразмышлять над нашим аффективным состоянием (т.
    Физиологическая реакция Может наблюдаться или не наблюдаться. Типично наблюдаемый и идентифицируемый всеми.
    Примеры Удовольствие, неудовольствие, тоска. Счастье, гнев, печаль, страх.

    Чтобы узнать больше о разнице, я представлю более подробный отчет о литературе по сравнению с двумя темами позже в этой статье.

    Примеры аффектов

    Аффект может быть выражен по измерениям валентности (от положительного к отрицательному) и возбуждения (от высокого к низкому), что дает нам диапазон аффективных состояний, которые можно описать в терминах этих измерений:

    1. Содержание: Это аффективное состояние связано с чувством покоя и удовлетворения, например, давнее чувство удовлетворенности в старости из-за вашей веры в то, что вы достигли того, чего хотели в жизни. Размеры: положительная валентность, низкое возбуждение.
    2. Расслабление: Расслабление характеризуется чувством спокойствия и легкости, которое вы, возможно, достигли, проведя время на ретрите по медитации, и которое может сохраняться до тех пор, пока вы не вернетесь к работе, когда это аффективное состояние нарушается суетой рабочее место. Размеры: положительная валентность и низкое возбуждение.
    3. Горький: Чувство горечи характеризуется длительной обидой или неудовлетворенностью, часто из-за воспринимаемой несправедливости. Например, мы можем столкнуться с человеком, который, как правило, огорчен своим местом в жизни, ощущением, что мир против него и т. д. Измерения: негативная валентность, низкое возбуждение.
    4. Беспокойство: Состояние беспокойства характеризуется чувством беспокойства и беспокойства, таким как постоянное беспокойство родителей о ребенке, который испытывает трудности в школе. Размеры: отрицательная валентность, высокое возбуждение.
    5. Депрессия: Состояние депрессии характеризуется глубоким чувством грусти, безнадежности и незаинтересованности. Кто-то может проявлять депрессивный аффект после значительной потери, например, смерти любимого человека, или из-за проблемы с психическим здоровьем, которая удерживает его в депрессивном состоянии в течение длительного времени. Размеры: отрицательная валентность, низкое возбуждение.
    6. Апатичный: Апатия характеризуется отсутствием интереса или мотивации. Например, у сотрудника, застрявшего на бесперспективной работе, может развиться апатичное отношение к своей работе. Размеры: отрицательная валентность, низкое возбуждение.
    7. Раздражительность: Раздражительность характеризуется нетерпением и раздражением, например, общее состояние раздражительности, которое может испытывать человек, когда он переутомлен или недосыпает. Хотя это может выражаться в их эмоциях, таких как гнев и разочарование, раздражительность является основным аффектом. Размеры: отрицательная валентность, высокое возбуждение.
    8. Меланхолик: Меланхолик характеризуется глубокой задумчивой грустью. Кто-то может испытать меланхолический аффект в период одиночества или после прочтения глубоко трогательной книги. Размеры: отрицательная валентность, низкое возбуждение.
    9. Рассеянность: Рассеянность характеризуется общим недостатком концентрации или внимания, например ощущением, когда вы мечтаете или погружены в мысли, пренебрегая неотложными задачами. Некоторые люди, вроде рассеянного профессора из клише, кажется, способны воплощать это влияние на всю свою жизнь. Размеры: нейтральная валентность, низкое возбуждение.
    10. Отчаяние: Отчаяние характеризуется глубоким чувством безнадежности и поражения, например, длительные чувства, которые кто-то может испытать после серьезной личной неудачи или катастрофы, или если они смирились с негативной судьбой. Размеры: отрицательная валентность, высокое возбуждение.
    11. Неугомонный: Неугомонность характеризуется чувством беспокойства или неспособности расслабиться, например, когда молодой взрослый испытывает бурлящее желание отправиться в поход по Европе, что он обещает себе сделать, как только закончится университетский семестр. Размеры: отрицательная валентность, высокое возбуждение.
    12. Оптимист: Оптимизм характеризуется позитивным взглядом и ожиданием будущих событий, которые некоторые люди могут ощущать в зависимости от времени года (часто весной) или как общее расположение, по которому мы можем сказать, что у кого-то есть «положительный аффект». Размеры: положительная валентность, высокое возбуждение.
    13. Спокойствие: Спокойствие характеризуется чувством умиротворения и умиротворения, которое является аффективным состоянием, которым некоторым людям удается овладеть как частью своей личности, например, когда мы говорим: «У него спокойное поведение». Размеры: положительная валентность, низкое возбуждение.
    14. Отчужденность: Отчужденность характеризуется состоянием отдаленности, отстраненности или незаинтересованности и похожа на рассеянность, описанную выше. Например, человек может проявлять отчужденный аффект в социальных ситуациях, когда он не чувствует себя комфортно или не заинтересован в общении с другими. Это состояние иногда можно интерпретировать как отсутствие интереса или признак уверенности в своих силах. Размеры: нейтральная валентность, низкое возбуждение.
    15. Пессимист: Пессимизм характеризуется тенденцией видеть худшие стороны вещей или верить, что худшее произойдет. Человек может проявлять пессимистический аффект при обсуждении будущих событий, часто предвидя негативные результаты. Это может быть затяжным состоянием для того, кто обычно ожидает неблагоприятных результатов. На самом деле, этот аффект настолько распространен, что часто именно его мы имеем в виду, когда говорим о ком-то с генерализованной предвзятостью негативной атрибуции (см. здесь). Размеры: отрицательная валентность, низкое возбуждение.

    Измерения аффекта

    Можно рассматривать аффект как включающий три измерения. Первые два могут располагаться на плоскости поперечного сечения, тогда как третий (мотивация) отражает силу, с которой переживается аффективный модус.

    1. Валентность: Это относится к субъективному переживанию аффекта, который существует в континууме от положительного к отрицательному. В действительности многие сложные аффективные состояния, такие как смущение или гордость, имеют больше нюансов, чем чисто положительные или отрицательные.
    2. Возбуждение: относится к уровню физиологической активации, связанной с аффектом. Его можно измерить непосредственно с помощью оборудования, которое оценивает частоту сердечных сокращений и кожно-гальваническую проводимость, или с помощью бумажных и карандашных измерений, таких как опросник.
    3. Мотивационные: аффективных состояний могут быть сильными или слабыми движущими силами поведения. Вообще говоря, стимулы, вызывающие положительный аффект, приводят к поведению приближения, в то время как стимулы, вызывающие негативный аффект, приводят к поведению избегания. Каждое направление может различаться по силе воздействия.

    Исследования аффектов и эмоций

    Хорошо, мы собираемся углубиться в сорняки. Пристегнитесь.

    1. Russell and Barrett (1999) – Core Affect

    Russell and Barrett (1999) отмечают, что даже среди исследователей трудно провести четкую грань между терминами «аффект» и «эмоция».

    Как утверждают Рассел и Барретт (1999):

    «Эксперты не согласны в том, что является эмоцией, а что нет» (с. 805).

    Чтобы внести еще больше путаницы, Рассел (2003) предпочитает термину основной аффект термин аффект , который, как он последовательно утверждает, состоит из двух измерений: удовольствие-неудовольствие, которое варьируется от экстаза до агонии, и уровень активации, который варьируется от сна до «неистового возбуждения».

    «Ядерный аффект — это то нейрофизиологическое состояние, доступное сознанию в виде простейших необработанных (нерефлексивных) чувств, проявляющихся в настроениях и эмоциях» (стр. 148).

    2. Клор и Ортони (2008)

    Clore and Ortony (2008) считают, что эмоция представляет собой когнитивную оценку ситуационных факторов, которые активируют физиологию, связанную с аффектом.

    Впоследствии эмоции маркируются и определяются с помощью более описательных терминов, таких как гнев или страх.

    Эти ярлыки основаны на нашем восприятии ситуационных параметров, которые служат для классификации и обозначения эмоционального состояния, а не предшествуют ему.

    Однако Джеймс (1890) не согласен:

    «Наш естественный способ думать о … эмоциях состоит в том, что ментальное восприятие некоторого факта возбуждает ментальное состояние, называемое эмоцией, и что это последнее состояние ума порождает телесное выражение. Моя теория, напротив, состоит в том, что телесные изменения следуют непосредственно за восприятием возбуждающего факта», что означает, что мы «боимся, потому что дрожим» (стр. 743).

    Как измерять аффект  

    Изучение аффекта с научной точки зрения требует надежного и достоверного измерения. На сегодняшний день существует множество бумажно-карандашных самоотчетных мер, которые обычно концептуализируют его как положительно-отрицательное состояние.

    Список положительных и отрицательных эмоций (PANAS) (Watson et al., 1988) содержит список из 20 слов, описывающих либо положительные (возбуждение, бдительность, решительность), либо отрицательные эмоции (расстроенность, вина, нервозность).

    Несмотря на споры о различных психометрических свойствах шкалы (Crawford & Henry, 2004), она оказалась популярным инструментом измерения.

    Шкала была укорочена, удлинена, приспособлена для межкультурного контекста (Thompson, 2007) и изменена для детей (Hughes & Kendall, 2009).).

    Применение аффективных исследований

    1. В межличностных отношениях

    Проявление аффекта играет решающую роль в межличностной динамике. Он представляет собой высокоэффективный невербальный канал коммуникации, который играет центральную роль в широком спектре психологических явлений.

    Например, аффективные состояния и последующие модели поведения формируют основу эмоциональной привязанности между матерью и младенцем (Bowlby & Ainsworth, 2013).

    Эмоциональные обмены внутри организации также влияют на лидерство и динамику коллег.

    Исследования показали, что аффективные проявления могут влиять на мотивацию и принятие решений (Forgas & George, 2001), быть источником информации о групповой динамике (Magee & Tiedens, 2006) или запускать цикл обмена эмоциями между коллегами (Smith & Конри, 2007).

    2. Поведение потребителей

    Согласно Cohen et al. (2018), «исследования поведения потребителей, связанные с аффектом, резко возросли, что сделало его одной из центральных тем исследований в этой области» (стр. 2).

    Некоторые направления исследований изучали роль положительного и отрицательного влияния, которое было вызвано вне сознательного восприятия предпочтений. Например, Страхан, Спенсер и Занна (2002) обнаружили, что аффективные стимулы могут влиять на оценки участников, даже если манипуляция не повлияла на сообщаемые ими чувства.

    Исследователи в этой области проводят различие между интегральным аффектом, случайным аффектом и аффектом, связанным с задачей.

    Интегральный аффект относится к переживанию чувств посредством непосредственного контакта с самим продуктом, например, при дегустации хорошего вина. Он также включает аффект, вызванный телевизионной рекламой.

    Случайный аффект относится к аффективным переживаниям, когда источник настроения не связан с оцениваемым продуктом. Это может происходить из-за личностных склонностей, темперамента или аспектов ситуации, таких как наличие фоновой музыки в магазине.

    Аффект, связанный с заданием, относится к ситуации, когда эмоциональное состояние человека вызывается процессом принятия суждения или решения. Это может включать стресс, который возникает, когда приходится выбирать между двумя очень привлекательными вариантами.

    Как Cohen et al. (2018) резюмируют в своем обширном обзоре литературы:

    «Многочисленные исследования в различных дисциплинах показывают, что интегральные аффективные реакции на целевой объект — будь то продукт, человек или компания — часто включаются в итоговую оценку объекта» (стр. 27).

    Большое количество исследований выявило прямую связь между интегральной аффективной реакцией на рекламу и отношением потребителей к рекламе и косвенным влиянием на отношение к бренду.

    Результаты по случайному аффекту, аффекту, связанному с заданием, и потребительскому отношению более сложны.

    Заключение

    Аффект — это субъективное переживание, с которым мы все знакомы. Мы ощущаем его разнообразие и значимость почти ежесекундно.

    И все же четкое определение этой конструкции десятилетиями ускользало от научных исследователей. Хотя его роль в различных психологических явлениях широко изучалась, есть некоторые разногласия с его наиболее подходящей концептуализацией.

    Несмотря на это затруднительное положение, аффективное состояние занимает центральное место в межличностных отношениях. Он служит коммуникативным сигналом для других и играет роль в формировании эмоциональной связи между матерью и младенцем.

    Это также влияет на то, как сотрудники работают в организациях, влияя на их продуктивность, принятие решений, групповую динамику и взаимодействие с другими.

    Изучение аффекта широко изучалось в исследованиях потребителей. Вообще говоря, аффективная валентность потребителя будет влиять на его отношение к продукту и бренду и, в более широком смысле, также, возможно, влиять на покупательское поведение.

    Ссылки

    Боулби, Дж., и Эйнсворт, М. (2013). Истоки теории привязанности. Теория привязанности: социальные, эволюционные и клинические перспективы , 45 (28), 759-775.

    Коэн, Дж. Б., Фам, М. Т., и Андраде, Э. Б. (2018). Природа и роль аффекта в потребительском поведении. В Handbook of Consumer Psychology (стр. 306-357). Рутледж.

    Клор, Г.Л., и Ортони, А. (2008). Теории оценки: как формы познания влияют на эмоции. В М. Льюис, Дж. М. Хэвиленд-Джонс и Л. Ф. Барретт (ред.), Справочник эмоций (стр. 628–642). Гилфорд Пресс.

    Кроуфорд, Дж. Р., и Генри, Дж. Д. (2004). График положительного и отрицательного воздействия (PANAS): Постройте валидность, свойства измерения и нормативные данные в большой неклинической выборке. Британский журнал клинической психологии , 43 (3), 245-265.

    Экман, П. (1992). Аргумент в пользу базовых эмоций. Познание и эмоции , 6 (3-4), 169-200.

    Экман П. (1999). Базовые эмоции. Справочник по познанию и эмоциям , 98 (45–60), 16.

    Форгас, Дж. П. и Джордж, Дж. М. (2001). Аффективные влияния на суждения и поведение в организациях: точка зрения обработки информации. Организационное поведение и процессы принятия решений человеком, 86 (1): 3–34.

    Дьоллай, А., Симор, П., Котелес, Ф., и Деметрович, З. (2011). Психометрические свойства венгерской версии оригинала и краткой формы Таблицы положительных и отрицательных воздействий (PANAS). Neuropsychopharmacologia Hungarica , 13 (2), 73-79.

    Хьюз, А.А., и Кендалл, П.К. (2009). Психометрические свойства Детской шкалы положительного и отрицательного влияния (ПАНАС-С) у детей с тревожными расстройствами. Детская психиатрия и развитие человека , 40 , 343-352.

    Харели, С., и Рафаэли, А. (2008). Эмоциональные циклы: О социальном влиянии эмоций в организациях. Исследования в области организационного поведения , 28 , 35-59.

    Маги, Дж. К. и Тиденс, Л. З. (2006). Эмоциональные узы, которые связывают: роль валентности и согласованности групповых эмоций в выводах о сплоченности и общей судьбе. Бюллетень личности и социальной психологии, 32 , 1703-1715.

    Рассел, Дж. А., и Барретт, Л. Ф. (1999). Основной аффект, прототипические эмоциональные эпизоды и другие вещи, называемые эмоциями: препарирование слона. Журнал личности и социальной психологии , 76 (5), 805.

    Рассел, Дж. А. (2003). Ядро аффекта и психологическая конструкция эмоции. Психологический обзор, 110 (1), 145–172.

    Рассел, Дж. А. (2009). Эмоция, основной аффект и психологическая конструкция. Познание и эмоции , 23 (7), 1259-1283.

    Смит, Э. Р. и Конри, Ф. Р. (2007). Агентное моделирование: новый подход к построению теории в социальной психологии. Обзор личности и социальной психологии, 11 , 87-104.

    Страхан, Э. Дж., Спенсер, С. Дж., и Занна, М. П. (2002). Подсознательная подготовка и убеждение: ковать железо, пока горячо. Журнал экспериментальной социальной психологии , 38 (6), 556-568.

    Томпсон, Э. Р. (2007). Разработка и проверка достоверной на международном уровне краткой формы графика положительных и отрицательных воздействий (PANAS). Журнал межкультурной психологии , 38 (2), 227-242.

    Уотсон, Д., Кларк, Л. А., и Теллеген, А. (1988). Разработка и валидация кратких показателей положительного и отрицательного аффекта: шкалы PANAS. Журнал личности и социальной психологии , 54 (6), 1063.

    Вундт, В. (1897). Очерки психологии. Томмес Пресс (публикация 1998 г.). п. 2.

    Дэйв Корнелл (доктор философии)

    + посты

    Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.

    Крис Дрю (доктор философии)

    + сообщения

    Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *