Психологическая манипуляция это: Психологическая манипуляция | это… Что такое Психологическая манипуляция?

Содержание

Психологическая манипуляция | это… Что такое Психологическая манипуляция?

Психологическая манипуляция — тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен[1], представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики[2][3]. Поскольку такие методы продвигают интересы манипулятора, часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными.

Социальное воздействие не во всех случаях бывает отрицательным. Например, доктор может пытаться убедить пациента изменить нездоровые привычки. Социальное воздействие обычно считается безвредным, когда оно уважает право человека принять его или отклонить и не является чрезмерно принудительным. В зависимости от контекста и мотивации, социальное воздействие может являться скрытой манипуляцией.

Содержание

  • 1 Условия успешной манипуляции
  • 2 Как манипуляторы управляют своими жертвами
    • 2. 1 Согласно Брейкер
    • 2.2 Согласно Саймону
  • 3 Уязвимости, эксплуатируемые манипуляторами
  • 4 Мотивы манипуляторов
  • 5 Психологические состояния манипуляторов
  • 6 Базовые манипулятивные стратегии психопатов
    • 6.1 1. Фаза оценки
    • 6.2 2. Фаза манипуляции
    • 6.3 3. Фаза расставания
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
    • 9.1 Академические журналы
  • 10 Ссылки

Условия успешной манипуляции

Согласно Джорджу Саймону (George K. Simon)[4], успех психологической манипуляции прежде всего зависит от того, насколько манипулятор:

  • скрывает агрессивные намерения и поведение;
  • знает психологические уязвимости жертвы, чтобы определить какая тактика будет наиболее эффективной;
  • имеет достаточный уровень жестокости, чтобы не беспокоиться о том, что нанесёт жертве ущерб в случае необходимости.

Следовательно, манипуляция остаётся чаще всего скрытой — реляционно-агрессивной (англ.  relational aggression) или пассивно-агрессивной.

Как манипуляторы управляют своими жертвами

Согласно Брейкер

Харриет Брейкер (Harriet B. Braiker)[2] идентифицировала следующие основные способы, которыми манипуляторы управляют своими жертвами:

  • положительное подкрепление — похвала, поверхностное очарование, поверхностное сочувствие («крокодиловы слёзы»), чрезмерные извинения; деньги, одобрение, подарки; внимание, выражения лица, такие как притворный смех или улыбка; общественное признание;
  • отрицательное подкрепление — ворчание, вопли, тихое обращение, запугивание, угрозы, брань, эмоциональный шантаж, чувство вины, обида, плач, изображение жертвы;
  • неустойчивое или частичное подкрепление — может создавать эффективный климат страха и сомнения. Частичное или неустойчивое положительное подкрепление может поощрить жертву упорствовать — например, в большинстве форм азартных игр игрок может выигрывать время от времени, но в сумме всё равно окажется в проигрыше;
  • наказание;
  • травмирующий одноразовый опыт — словесное оскорбление, взрыв гнева или другое пугающее поведение с целью установить господство или превосходство; даже один инцидент такого поведения может приучить жертву избегать противостояния или противоречия манипулятору.

Согласно Саймону

Саймон[4] идентифицировал следующие методы управления:

  • Ложь — трудно определить лжёт ли кто-либо во время высказывания, и зачастую правда может открыться впоследствии, когда будет слишком поздно. Единственный способ минимизировать возможность быть обманутым состоит в том, чтобы осознать, что некоторые типы личностей (особенно психопаты) — мастера в искусстве лжи и мошенничества, делают это систематически и, нередко, тонкими способами.
  • Обман путём умолчания — очень тонкая форма лжи путём утаивания существенного количества правды. Эта техника также используется в пропаганде.
  • Отрицание — манипулятор отказывается признать, что он или она сделал что-то не так.
  • Рационализация — манипулятор оправдывает своё неуместное поведение. Рационализация тесно связана со «спином» — формой пропаганды или пиара, см. Spin (public relations).
  • Минимизация — разновидность отрицания в совокупности с рационализацией. Манипулятор утверждает, что его или её поведение не является настолько вредным или безответственным, как полагает кто-то другой, например заявляя, что насмешка или оскорбление были только шуткой.
  • Избирательное невнимание или избирательное внимание — манипулятор отказывается обратить внимание на что-либо, что может расстроить его планы, заявляя нечто вроде «Я не хочу этого слышать».
  • Отвлечение — манипулятор не даёт прямой ответ на прямой вопрос и вместо этого переводит разговор на другую тему.
  • Отговорка — подобна отвлечению, но с предоставлением неотносящихся к делу, бессвязных, неясных ответов, с использованием неопределённых выражений.
  • Скрытое запугивание — манипулятор заставляет жертву выполнять роль защищающейся стороны, используя завуалированные (тонкие, косвенные или подразумеваемые) угрозы.
  • Ложная вина — особый вид тактики запугивания. Манипулятор намекает добросовестной жертве, что она недостаточно внимательна, слишком эгоистична или легкомысленна.
    Это обычно приводит к тому, что жертва начинает испытывать негативные чувства, попадает в состояние неуверенности, тревоги или подчинения.
  • Пристыжение — манипулятор использует сарказм и оскорбительные выпады, чтобы увеличить в жертве страх и неуверенность в себе. Манипуляторы используют эту тактику, чтобы заставить других чувствовать себя малозначимыми и поэтому подчиниться им. Тактика пристыжения может быть очень искусной, например, жесткое выражение лица или взгляд, неприятный тон голоса, риторические комментарии, тонкий сарказм. Манипуляторы могут заставить испытывать чувство стыда даже за дерзость оспаривать их действия. Это эффективный способ воспитать чувство неадекватности в жертве.
  • Осуждение жертвы — по сравнению с любыми другими тактиками эта является наиболее мощным средством вынудить жертву быть защищающейся стороной, одновременно маскируя агрессивное намерение манипулятора.
  • Игра роли жертвы
    («я несчастный») — манипулятор изображает себя жертвой обстоятельств или чьего-либо поведения, чтобы добиться жалости, сочувствия или сострадания и таким образом достичь желаемой цели. Заботливые и добросовестные люди не могут не сочувствовать чужому страданию, и манипулятор зачастую легко может играть на сочувствии, чтобы добиться сотрудничества.
  • Игра роли слуги — манипулятор скрывает корыстные намерения под видом служения более благородному делу, например утверждая, что действует определенным способом из-за «повиновения» и «служения» Богу или подобной авторитетной фигуре.
  • Соблазнение — манипулятор использует очарование, похвалу, лесть или открыто поддерживает жертву, чтобы снизить её сопротивляемость и заслужить доверие и лояльность.
  • Проецирование вины (обвинение других) — манипулятор делает жертву козлом отпущения, зачастую тонким, труднообнаружимым способом.
  • Симуляция невиновности — манипулятор пытается внушить, что любой причинённый им вред был неумышленным, или что он не делал того, в чём его обвиняют. Манипулятор может принять вид удивления или негодования. Эта тактика заставляет жертву подвергнуть сомнению своё собственное суждение и, возможно, своё благоразумие.
  • Симуляция путаницы — манипулятор пытается прикинуться глупцом, притворяясь, что не знает о чём ему говорят, или что перепутал важный вопрос, на который обращают его внимание.
  • Агрессивный гнев — манипулятор использует гнев с целью достичь эмоциональной интенсивности и ярости, чтобы шокировать жертву и заставить подчиняться. Манипулятор в действительности не испытывает чувство гнева, лишь разыгрывает сцену. Он хочет то, что хочет, и становится «сердитым» когда не получает желаемого.

Уязвимости, эксплуатируемые манипуляторами

Манипуляторы обычно тратят немалое время на изучение особенностей и уязвимостей своей жертвы.

Согласно Брейкер[2], манипуляторы эксплуатируют следующие уязвимости («кнопки»), которые могут существовать в жертвах:

  • страсть к удовольствиям
  • склонность к получению одобрения и признания окружающих
  • эмотофобия (Emotophobia) — страх перед отрицательными эмоциями
  • нехватка самостоятельности (ассертивности) и способности сказать «нет»
  • неясное самосознание (с расплывчатыми личными границами)
  • низкая уверенность в своих силах
  • внешний локус контроля

Уязвимости согласно Саймону:[4]

  • наивность — жертве слишком трудно согласиться с идеей, что некоторые люди хитры, нечестны и безжалостны, или она отрицает, что находится в положении преследуемого,
  • сверхсознательность — жертва слишком сильно желает предоставить манипулятору презумпцию невиновности и принимает его сторону, то есть точку зрения преследующего жертву,
  • низкая уверенность в себе — жертва не уверена в себе, ей недостаёт убеждённости и настойчивости, она слишком легко оказывается в положении защищающейся стороны.
  • чрезмерная интеллектуализация — жертва слишком сильно пытается понять манипулятора и полагает, что у него есть некоторая понятная причина приносить вред.
  • эмоциональная зависимость — жертва обладает подчинённой или зависимой индивидуальностью. Чем более жертва эмоционально зависима, тем более она уязвима для эксплуатации и управления.

Согласно Мартину Кантору (Martin Kantor)[5], следующие люди уязвимы для психопатических манипуляторов:

  • слишком доверчивые — честные люди зачастую предполагают, что и все остальные честны. Они доверяются людям, которых едва знают, не проверяя документы и т. п. Они редко обращаются к так называемым экспертам;
  • слишком альтруистичные — противоположность психопатическим; слишком честные, слишком справедливые, слишком чуткие;
  • слишком впечатлительные — чрезмерно поддающиеся чужому обаянию. Например, они могли бы голосовать за обманщика-политика, который целует детей;
  • слишком наивные — которые не могут поверить, что в мире существуют нечестные люди, или которые полагают, что если такие люди есть, им бы не позволили действовать;
  • слишком мазохистские — нехватка чувства собственного достоинства и подсознательный страх позволяют использовать их в своих интересах. Они думают, что заслуживают этого из чувства вины;
  • слишком самовлюбленные — склонные к тому, чтобы влюбляться в незаслуженную лесть;
  • слишком жадные — жадные и нечестные могут стать жертвой психопата, который может легко соблазнить их действовать безнравственным способом;
  • слишком незрелые — имеют неполноценные суждения и слишком доверяют преувеличенным рекламным обещаниям;
  • слишком материалистичные — легкая добыча для ростовщиков и предлагающих схемы быстрого обогащения;
  • слишком зависимые — нуждаются в чужой любви и поэтому легковерны и склонны сказать «да» тогда, когда следует ответить «нет»;
  • слишком одинокие — могут принять любое предложение человеческого контакта. Психопат-незнакомец может предложить дружеские отношения за назначенную цену;
  • слишком импульсивные — принимают поспешные решения, например, о том что купить или на ком жениться без консультации с другими людьми;
  • слишком экономные — не могут отвергнуть сделку даже если знают причину, почему предложение настолько дешево
  • пожилые — могут быть утомлёнными и менее способными к выполнению многих задач одновременно. Слыша рекламное предложение они с меньшей вероятностью будут предполагать мошенничество. Пожилые чаще склонны к финансированию неудачливых людей.

Мотивы манипуляторов

Возможные мотивы манипуляторов:[2]

  • потребность фактически любой ценой продвинуть свои собственные цели и личную выгоду,
  • необходимость в приобретении чувства власти и превосходства над другими,
  • желание и потребность чувствовать себя диктатором,
  • получение господства над другими для того, чтобы поднять собственное самоуважение.

Психологические состояния манипуляторов

Манипулятор может иметь следующие личностные расстройства:[2]

  • макиавеллизм,
  • нарциссическое расстройство личности,
  • пограничное расстройство личности,
  • тревожное расстройство личности,
  • зависимое расстройство личности,
  • истерическое расстройство личности,
  • пассивно-агрессивное расстройство личности,
  • диссоциальное расстройство личности,
  • нервозность Типа А,
  • психологическая аддикция.

Базовые манипулятивные стратегии психопатов

Согласно Роберту Хейру (Robert Hare) и Полу Бабяку (Paul Babiak)[6], психопаты всегда в поисках жертв для своего мошенничества или обмана. Психопатический подход включает три фазы:

1. Фаза оценки

Некоторые психопаты — беспринципные, агрессивные хищники, которые обманут почти любого, кого встречают. В то же время другие более терпеливы, ожидая идеальную, наивную жертву, чтобы пересечь её путь. Некоторым психопатам нравится решать любые проблемы, в то время как другие охотятся только на тех, которые уязвимы. В каждом случае психопат постоянно оценивает потенциальную пригодность человека как источника денег, власти, секса или влияния. Во время фазы оценки психопат в состоянии определить слабые места потенциальной жертвы и будет их использовать с целью осуществления своего замысла.

2. Фаза манипуляции

Как только психопат определил свою жертву, начинается фаза манипуляции. Во время фазы манипуляции психопат может создать маску, специально предназначенную, чтобы «работать» на достижение цели манипулятора. Психопат будет лгать, чтобы получить доверие своей жертвы. Отсутствие сопереживания и чувства вины позволяет психопату лгать безнаказанно; он не видит важности того, чтобы говорить правду, если это не поможет достичь желаемой цели.

По мере развития взаимоотношений с жертвой, психопат тщательно оценивает её личность. Личность жертвы дает психопату картину оцениваемых черт и особенностей. Проницательный наблюдатель может обнаружить ненадёжности или уязвимости, которые жертва хотела бы минимизировать или скрыть от посторонних глаз. Как знаток человеческого поведения, психопат начинает осторожно проверять внутреннюю сопротивляемость и потребности жертвы, и в конечном счёте строит личные отношения с жертвой.

Маска психопата — «личность», которая взаимодействует с жертвой — изготовлена из лжи, тщательно сотканной, чтобы завлечь жертву. Эта маска, одна из многих, создана с целью соответствия индивидуальным психологическим потребностям и ожиданиям жертвы. Преследование жертвы является по сути хищническим; оно нередко приводит к серьёзному финансовому, физическому или эмоциональному вреду для человека. Здоровые, реальные отношения строятся на взаимоуважении и доверии, на разделяемых честных мыслях и чувствах. Ошибочное мнение жертвы, что у психопатической связи есть любая из этих особенностей, является причиной успешности манипуляции.

3. Фаза расставания

Фаза расставания начинается, когда психопат решает, что жертва далее бесполезна. Психопат её покидает и переходит к следующей жертве. В случае романтических связей психопат обычно гарантирует себе отношения со следующей целью, прежде чем покинуть свою текущую жертву. Иногда у психопата бывает одновременно три человека, с кем он имеет дело — первый был недавно покинут и сохраняется лишь на случай неудачи с двумя другими; второй в настоящий момент является жертвой, и его в ближайшее время планируется покинуть; и третий, за кем ухаживает психопат, в ожидании расставания с текущей жертвой.

См. также

  • Контроль сознания
  • Манипуляция массовым сознанием

Примечания

  1. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — 3-е изд. — М.: Речь, 2003. — 304 с. — ISBN 5-09-002630-0
  2. 1 2 3 4 5 Braiker H. B. Whos Pulling Your Strings? How to Break The Cycle of Manipulation. — McGraw-Hill Prof Med/Tech, 2004. — 256 с. — ISBN 9780071446723
  3. По определению Е. Л. Доценко,

    «Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями»

    См. Волков Е. Н. «Критерии и признаки психологического ущерба и психологического насилия» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. №1, 2002, стр. 84—95. (Серия: Социальные науки) ISSN 1811-5942
  4. 1 2 3 Simon G. K. In Sheep’s Clothing: Understanding and Dealing with Manipulative People. — испр.. — Parkhurst Brothers Publishers Inc., 2010. — 176 с. — ISBN 9781935166306
  5. Kantor M. The Psychopathy of Everyday Life: How Antisocial Personality Disorder Affects All of Us. — Greenwood Publishing Group, 2006. — 208 с. — ISBN 978-0275987985
  6. Babiak P., Hare R. D. Snakes in Suits: When Psychopaths Go to Work. — HarperCollins, 2006. — 352 с. — ISBN 9780060837723

Литература

  • Alessandra T. Non-Manipulative Selling, 1992.
  • Barber B. K. Intrusive Parenting: How Psychological Control Affects Children and Adolescents, 2001.
  • Bowman R. P., Cooper K., Miles R., Carr T. Innovative Strategies for Unlocking Difficult Children: Attention Seekers, Manipulative Students, Apathetic Students, Hostile Students, 1998.
  • Bursten B. Manipulator: A Psychoanalytic View, 1973.
  • Crawford C. The Politics of Life: 25 Rules for Survival in a Brutal and Manipulative World, 2007.
  • Forward S. Emotional Blackmail, 1997.
  • Klatte B., Thompson K. It’s So Hard to Love You: Staying Sane When Your Loved One Is Manipulative, Needy, Dishonest, or Addicted, 2007.
  • McCoy D. The Manipulative Man: Identify His Behavior, Counter the Abuse, Regain Control, 2006.
  • McMillan D. L. But He Says He Loves Me: How to Avoid Being Trapped in a Manipulative Relationship, 2008.
  • Sasson J. E. Stop Negotiating With Your Teen: Strategies for Parenting Your Angry, Manipulative, Moody, or Depressed Adolescent, 2002.
  • Stern R. The Gaslight Effect: How to Spot and Survive the Hidden Manipulation Others Use to Control Your Life, 2008.
  • Swihart E. W. Jr., Cotter P. The Manipulative Child: How to Regain Control and Raise Resilient, Resourceful, and Independent Kids, 1998.

Академические журналы

  • Aglietta M, Reberioux A, Babiak P. Psychopathic manipulation in organizations: pawns, patrons and patsies / Cooke A, Forth A, Newman J, Hare R (Eds) International Perspectives and Psychopathy // British Psychological Society, Leicester, 1996. pp. 12–17.
  • Aglietta, M.; Reberioux, A.; Babiak, P. Psychopathic manipulation at work / Gacono, C.B. (Ed) The Clinical and Forensic Assessment of Psychopathy: A Practitioner’s Guide.— Erlbaum, Mahwah, NJ, 2000. pp. 287–311.
  • Bursten B. The Manipulative Personality // Archives of General Psychiatry, 1972. Vol 26 No 4, pp. 318-321.
  • Buss D. M., Gomes M., Higgins D. S., Lauterback K. Tactics of Manipulation // Journal of Personality and Social Psychology, 1987. Vol 52, No 6, pp. 1219-1279.
  • Hofer P. The Role of Manipulation in the Antisocial Personality // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology, 1989. ol. 33 No 2, pp. 91-101.

Ссылки

  • Манипуляция // Блог Киевской ассоциации практикующих психологов и психотерапевтов

Психологическая манипуляция | это… Что такое Психологическая манипуляция?

Психологическая манипуляция — тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен[1], представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики[2][3]. Поскольку такие методы продвигают интересы манипулятора, часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными.

Социальное воздействие не во всех случаях бывает отрицательным. Например, доктор может пытаться убедить пациента изменить нездоровые привычки. Социальное воздействие обычно считается безвредным, когда оно уважает право человека принять его или отклонить и не является чрезмерно принудительным. В зависимости от контекста и мотивации, социальное воздействие может являться скрытой манипуляцией.

Содержание

  • 1 Условия успешной манипуляции
  • 2 Как манипуляторы управляют своими жертвами
    • 2.1 Согласно Брейкер
    • 2.2 Согласно Саймону
  • 3 Уязвимости, эксплуатируемые манипуляторами
  • 4 Мотивы манипуляторов
  • 5 Психологические состояния манипуляторов
  • 6 Базовые манипулятивные стратегии психопатов
    • 6.1 1. Фаза оценки
    • 6.2 2. Фаза манипуляции
    • 6.3 3. Фаза расставания
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
    • 9.1 Академические журналы
  • 10 Ссылки

Условия успешной манипуляции

Согласно Джорджу Саймону (George K. Simon)[4], успех психологической манипуляции прежде всего зависит от того, насколько манипулятор:

  • скрывает агрессивные намерения и поведение;
  • знает психологические уязвимости жертвы, чтобы определить какая тактика будет наиболее эффективной;
  • имеет достаточный уровень жестокости, чтобы не беспокоиться о том, что нанесёт жертве ущерб в случае необходимости.

Следовательно, манипуляция остаётся чаще всего скрытой — реляционно-агрессивной (англ. relational aggression) или пассивно-агрессивной.

Как манипуляторы управляют своими жертвами

Согласно Брейкер

Харриет Брейкер (Harriet B. Braiker)[2] идентифицировала следующие основные способы, которыми манипуляторы управляют своими жертвами:

  • положительное подкрепление — похвала, поверхностное очарование, поверхностное сочувствие («крокодиловы слёзы»), чрезмерные извинения; деньги, одобрение, подарки; внимание, выражения лица, такие как притворный смех или улыбка; общественное признание;
  • отрицательное подкрепление — ворчание, вопли, тихое обращение, запугивание, угрозы, брань, эмоциональный шантаж, чувство вины, обида, плач, изображение жертвы;
  • неустойчивое или частичное подкрепление — может создавать эффективный климат страха и сомнения. Частичное или неустойчивое положительное подкрепление может поощрить жертву упорствовать — например, в большинстве форм азартных игр игрок может выигрывать время от времени, но в сумме всё равно окажется в проигрыше;
  • наказание;
  • травмирующий одноразовый опыт — словесное оскорбление, взрыв гнева или другое пугающее поведение с целью установить господство или превосходство; даже один инцидент такого поведения может приучить жертву избегать противостояния или противоречия манипулятору.

Согласно Саймону

Саймон[4] идентифицировал следующие методы управления:

  • Ложь — трудно определить лжёт ли кто-либо во время высказывания, и зачастую правда может открыться впоследствии, когда будет слишком поздно. Единственный способ минимизировать возможность быть обманутым состоит в том, чтобы осознать, что некоторые типы личностей (особенно психопаты) — мастера в искусстве лжи и мошенничества, делают это систематически и, нередко, тонкими способами.
  • Обман путём умолчания — очень тонкая форма лжи путём утаивания существенного количества правды. Эта техника также используется в пропаганде.
  • Отрицание — манипулятор отказывается признать, что он или она сделал что-то не так.
  • Рационализация — манипулятор оправдывает своё неуместное поведение. Рационализация тесно связана со «спином» — формой пропаганды или пиара, см. Spin (public relations).
  • Минимизация — разновидность отрицания в совокупности с рационализацией. Манипулятор утверждает, что его или её поведение не является настолько вредным или безответственным, как полагает кто-то другой, например заявляя, что насмешка или оскорбление были только шуткой.
  • Избирательное невнимание или избирательное внимание — манипулятор отказывается обратить внимание на что-либо, что может расстроить его планы, заявляя нечто вроде «Я не хочу этого слышать».
  • Отвлечение — манипулятор не даёт прямой ответ на прямой вопрос и вместо этого переводит разговор на другую тему.
  • Отговорка — подобна отвлечению, но с предоставлением неотносящихся к делу, бессвязных, неясных ответов, с использованием неопределённых выражений.
  • Скрытое запугивание — манипулятор заставляет жертву выполнять роль защищающейся стороны, используя завуалированные (тонкие, косвенные или подразумеваемые) угрозы.
  • Ложная вина — особый вид тактики запугивания. Манипулятор намекает добросовестной жертве, что она недостаточно внимательна, слишком эгоистична или легкомысленна. Это обычно приводит к тому, что жертва начинает испытывать негативные чувства, попадает в состояние неуверенности, тревоги или подчинения.
  • Пристыжение — манипулятор использует сарказм и оскорбительные выпады, чтобы увеличить в жертве страх и неуверенность в себе. Манипуляторы используют эту тактику, чтобы заставить других чувствовать себя малозначимыми и поэтому подчиниться им. Тактика пристыжения может быть очень искусной, например, жесткое выражение лица или взгляд, неприятный тон голоса, риторические комментарии, тонкий сарказм. Манипуляторы могут заставить испытывать чувство стыда даже за дерзость оспаривать их действия. Это эффективный способ воспитать чувство неадекватности в жертве.
  • Осуждение жертвы — по сравнению с любыми другими тактиками эта является наиболее мощным средством вынудить жертву быть защищающейся стороной, одновременно маскируя агрессивное намерение манипулятора.
  • Игра роли жертвы («я несчастный») — манипулятор изображает себя жертвой обстоятельств или чьего-либо поведения, чтобы добиться жалости, сочувствия или сострадания и таким образом достичь желаемой цели. Заботливые и добросовестные люди не могут не сочувствовать чужому страданию, и манипулятор зачастую легко может играть на сочувствии, чтобы добиться сотрудничества.
  • Игра роли слуги — манипулятор скрывает корыстные намерения под видом служения более благородному делу, например утверждая, что действует определенным способом из-за «повиновения» и «служения» Богу или подобной авторитетной фигуре.
  • Соблазнение — манипулятор использует очарование, похвалу, лесть или открыто поддерживает жертву, чтобы снизить её сопротивляемость и заслужить доверие и лояльность.
  • Проецирование вины (обвинение других) — манипулятор делает жертву козлом отпущения, зачастую тонким, труднообнаружимым способом.
  • Симуляция невиновности — манипулятор пытается внушить, что любой причинённый им вред был неумышленным, или что он не делал того, в чём его обвиняют. Манипулятор может принять вид удивления или негодования. Эта тактика заставляет жертву подвергнуть сомнению своё собственное суждение и, возможно, своё благоразумие.
  • Симуляция путаницы — манипулятор пытается прикинуться глупцом, притворяясь, что не знает о чём ему говорят, или что перепутал важный вопрос, на который обращают его внимание.
  • Агрессивный гнев — манипулятор использует гнев с целью достичь эмоциональной интенсивности и ярости, чтобы шокировать жертву и заставить подчиняться. Манипулятор в действительности не испытывает чувство гнева, лишь разыгрывает сцену. Он хочет то, что хочет, и становится «сердитым» когда не получает желаемого.

Уязвимости, эксплуатируемые манипуляторами

Манипуляторы обычно тратят немалое время на изучение особенностей и уязвимостей своей жертвы.

Согласно Брейкер[2], манипуляторы эксплуатируют следующие уязвимости («кнопки»), которые могут существовать в жертвах:

  • страсть к удовольствиям
  • склонность к получению одобрения и признания окружающих
  • эмотофобия (Emotophobia) — страх перед отрицательными эмоциями
  • нехватка самостоятельности (ассертивности) и способности сказать «нет»
  • неясное самосознание (с расплывчатыми личными границами)
  • низкая уверенность в своих силах
  • внешний локус контроля

Уязвимости согласно Саймону:[4]

  • наивность — жертве слишком трудно согласиться с идеей, что некоторые люди хитры, нечестны и безжалостны, или она отрицает, что находится в положении преследуемого,
  • сверхсознательность — жертва слишком сильно желает предоставить манипулятору презумпцию невиновности и принимает его сторону, то есть точку зрения преследующего жертву,
  • низкая уверенность в себе — жертва не уверена в себе, ей недостаёт убеждённости и настойчивости, она слишком легко оказывается в положении защищающейся стороны.
  • чрезмерная интеллектуализация — жертва слишком сильно пытается понять манипулятора и полагает, что у него есть некоторая понятная причина приносить вред.
  • эмоциональная зависимость — жертва обладает подчинённой или зависимой индивидуальностью. Чем более жертва эмоционально зависима, тем более она уязвима для эксплуатации и управления.

Согласно Мартину Кантору (Martin Kantor)[5], следующие люди уязвимы для психопатических манипуляторов:

  • слишком доверчивые — честные люди зачастую предполагают, что и все остальные честны. Они доверяются людям, которых едва знают, не проверяя документы и т. п. Они редко обращаются к так называемым экспертам;
  • слишком альтруистичные — противоположность психопатическим; слишком честные, слишком справедливые, слишком чуткие;
  • слишком впечатлительные — чрезмерно поддающиеся чужому обаянию. Например, они могли бы голосовать за обманщика-политика, который целует детей;
  • слишком наивные — которые не могут поверить, что в мире существуют нечестные люди, или которые полагают, что если такие люди есть, им бы не позволили действовать;
  • слишком мазохистские — нехватка чувства собственного достоинства и подсознательный страх позволяют использовать их в своих интересах. Они думают, что заслуживают этого из чувства вины;
  • слишком самовлюбленные — склонные к тому, чтобы влюбляться в незаслуженную лесть;
  • слишком жадные — жадные и нечестные могут стать жертвой психопата, который может легко соблазнить их действовать безнравственным способом;
  • слишком незрелые — имеют неполноценные суждения и слишком доверяют преувеличенным рекламным обещаниям;
  • слишком материалистичные — легкая добыча для ростовщиков и предлагающих схемы быстрого обогащения;
  • слишком зависимые — нуждаются в чужой любви и поэтому легковерны и склонны сказать «да» тогда, когда следует ответить «нет»;
  • слишком одинокие — могут принять любое предложение человеческого контакта. Психопат-незнакомец может предложить дружеские отношения за назначенную цену;
  • слишком импульсивные — принимают поспешные решения, например, о том что купить или на ком жениться без консультации с другими людьми;
  • слишком экономные — не могут отвергнуть сделку даже если знают причину, почему предложение настолько дешево
  • пожилые — могут быть утомлёнными и менее способными к выполнению многих задач одновременно. Слыша рекламное предложение они с меньшей вероятностью будут предполагать мошенничество. Пожилые чаще склонны к финансированию неудачливых людей.

Мотивы манипуляторов

Возможные мотивы манипуляторов:[2]

  • потребность фактически любой ценой продвинуть свои собственные цели и личную выгоду,
  • необходимость в приобретении чувства власти и превосходства над другими,
  • желание и потребность чувствовать себя диктатором,
  • получение господства над другими для того, чтобы поднять собственное самоуважение.

Психологические состояния манипуляторов

Манипулятор может иметь следующие личностные расстройства:[2]

  • макиавеллизм,
  • нарциссическое расстройство личности,
  • пограничное расстройство личности,
  • тревожное расстройство личности,
  • зависимое расстройство личности,
  • истерическое расстройство личности,
  • пассивно-агрессивное расстройство личности,
  • диссоциальное расстройство личности,
  • нервозность Типа А,
  • психологическая аддикция.

Базовые манипулятивные стратегии психопатов

Согласно Роберту Хейру (Robert Hare) и Полу Бабяку (Paul Babiak)[6], психопаты всегда в поисках жертв для своего мошенничества или обмана. Психопатический подход включает три фазы:

1. Фаза оценки

Некоторые психопаты — беспринципные, агрессивные хищники, которые обманут почти любого, кого встречают. В то же время другие более терпеливы, ожидая идеальную, наивную жертву, чтобы пересечь её путь. Некоторым психопатам нравится решать любые проблемы, в то время как другие охотятся только на тех, которые уязвимы. В каждом случае психопат постоянно оценивает потенциальную пригодность человека как источника денег, власти, секса или влияния. Во время фазы оценки психопат в состоянии определить слабые места потенциальной жертвы и будет их использовать с целью осуществления своего замысла.

2. Фаза манипуляции

Как только психопат определил свою жертву, начинается фаза манипуляции. Во время фазы манипуляции психопат может создать маску, специально предназначенную, чтобы «работать» на достижение цели манипулятора. Психопат будет лгать, чтобы получить доверие своей жертвы. Отсутствие сопереживания и чувства вины позволяет психопату лгать безнаказанно; он не видит важности того, чтобы говорить правду, если это не поможет достичь желаемой цели.

По мере развития взаимоотношений с жертвой, психопат тщательно оценивает её личность. Личность жертвы дает психопату картину оцениваемых черт и особенностей. Проницательный наблюдатель может обнаружить ненадёжности или уязвимости, которые жертва хотела бы минимизировать или скрыть от посторонних глаз. Как знаток человеческого поведения, психопат начинает осторожно проверять внутреннюю сопротивляемость и потребности жертвы, и в конечном счёте строит личные отношения с жертвой.

Маска психопата — «личность», которая взаимодействует с жертвой — изготовлена из лжи, тщательно сотканной, чтобы завлечь жертву. Эта маска, одна из многих, создана с целью соответствия индивидуальным психологическим потребностям и ожиданиям жертвы. Преследование жертвы является по сути хищническим; оно нередко приводит к серьёзному финансовому, физическому или эмоциональному вреду для человека. Здоровые, реальные отношения строятся на взаимоуважении и доверии, на разделяемых честных мыслях и чувствах. Ошибочное мнение жертвы, что у психопатической связи есть любая из этих особенностей, является причиной успешности манипуляции.

3. Фаза расставания

Фаза расставания начинается, когда психопат решает, что жертва далее бесполезна. Психопат её покидает и переходит к следующей жертве. В случае романтических связей психопат обычно гарантирует себе отношения со следующей целью, прежде чем покинуть свою текущую жертву. Иногда у психопата бывает одновременно три человека, с кем он имеет дело — первый был недавно покинут и сохраняется лишь на случай неудачи с двумя другими; второй в настоящий момент является жертвой, и его в ближайшее время планируется покинуть; и третий, за кем ухаживает психопат, в ожидании расставания с текущей жертвой.

См. также

  • Контроль сознания
  • Манипуляция массовым сознанием

Примечания

  1. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — 3-е изд. — М.: Речь, 2003. — 304 с. — ISBN 5-09-002630-0
  2. 1 2 3 4 5 Braiker H. B. Whos Pulling Your Strings? How to Break The Cycle of Manipulation. — McGraw-Hill Prof Med/Tech, 2004. — 256 с. — ISBN 9780071446723
  3. По определению Е. Л. Доценко,

    «Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями»

    См. Волков Е. Н. «Критерии и признаки психологического ущерба и психологического насилия» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. №1, 2002, стр. 84—95. (Серия: Социальные науки) ISSN 1811-5942
  4. 1 2 3 Simon G. K. In Sheep’s Clothing: Understanding and Dealing with Manipulative People. — испр.. — Parkhurst Brothers Publishers Inc., 2010. — 176 с. — ISBN 9781935166306
  5. Kantor M. The Psychopathy of Everyday Life: How Antisocial Personality Disorder Affects All of Us. — Greenwood Publishing Group, 2006. — 208 с. — ISBN 978-0275987985
  6. Babiak P., Hare R. D. Snakes in Suits: When Psychopaths Go to Work. — HarperCollins, 2006. — 352 с. — ISBN 9780060837723

Литература

  • Alessandra T. Non-Manipulative Selling, 1992.
  • Barber B. K. Intrusive Parenting: How Psychological Control Affects Children and Adolescents, 2001.
  • Bowman R. P., Cooper K., Miles R., Carr T. Innovative Strategies for Unlocking Difficult Children: Attention Seekers, Manipulative Students, Apathetic Students, Hostile Students, 1998.
  • Bursten B. Manipulator: A Psychoanalytic View, 1973.
  • Crawford C. The Politics of Life: 25 Rules for Survival in a Brutal and Manipulative World, 2007.
  • Forward S. Emotional Blackmail, 1997.
  • Klatte B., Thompson K. It’s So Hard to Love You: Staying Sane When Your Loved One Is Manipulative, Needy, Dishonest, or Addicted, 2007.
  • McCoy D. The Manipulative Man: Identify His Behavior, Counter the Abuse, Regain Control, 2006.
  • McMillan D. L. But He Says He Loves Me: How to Avoid Being Trapped in a Manipulative Relationship, 2008.
  • Sasson J. E. Stop Negotiating With Your Teen: Strategies for Parenting Your Angry, Manipulative, Moody, or Depressed Adolescent, 2002.
  • Stern R. The Gaslight Effect: How to Spot and Survive the Hidden Manipulation Others Use to Control Your Life, 2008.
  • Swihart E. W. Jr., Cotter P. The Manipulative Child: How to Regain Control and Raise Resilient, Resourceful, and Independent Kids, 1998.

Академические журналы

  • Aglietta M, Reberioux A, Babiak P. Psychopathic manipulation in organizations: pawns, patrons and patsies / Cooke A, Forth A, Newman J, Hare R (Eds) International Perspectives and Psychopathy // British Psychological Society, Leicester, 1996. pp. 12–17.
  • Aglietta, M.; Reberioux, A.; Babiak, P. Psychopathic manipulation at work / Gacono, C.B. (Ed) The Clinical and Forensic Assessment of Psychopathy: A Practitioner’s Guide.— Erlbaum, Mahwah, NJ, 2000. pp. 287–311.
  • Bursten B. The Manipulative Personality // Archives of General Psychiatry, 1972. Vol 26 No 4, pp. 318-321.
  • Buss D. M., Gomes M., Higgins D. S., Lauterback K. Tactics of Manipulation // Journal of Personality and Social Psychology, 1987. Vol 52, No 6, pp. 1219-1279.
  • Hofer P. The Role of Manipulation in the Antisocial Personality // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology, 1989. ol. 33 No 2, pp. 91-101.

Ссылки

  • Манипуляция // Блог Киевской ассоциации практикующих психологов и психотерапевтов

7 смертных грехов психологического манипулирования | Карен Ниммо | на диване

7 смертных грехов психологической манипуляции | Карен Ниммо | на диване | Medium

Mastodon

Изображение Free-Photos с Pixabay

Дома или на работе — вас разыгрывают?

Опубликовано в

·

5 минут чтения

·

24 мая 2020 г.

«Я должен помнить, что это не любовь причинила мне боль; но кто-то, кто не мог любить меня правильно». ― R. YS Perez

Вы чувствуете, что что-то не так в ключевых отношениях?

Автор Карен Ниммо

57 тысяч подписчиков

·Редактор

Клинический психолог, автор 4 книг. Редактор журнала «На диване: практическая психология в повседневной жизни». [email protected]

Еще от Карен Ниммо и On The Couch

Карен Ниммо

в

Простой секрет жизни, которую все хотят

Вы не можете иметь все это, но можете иметь это

·Чтение за 4 минуты·1 мая

Карен Ниммо

в

Хотите улучшить свои отношения? Перестаньте говорить о своих чувствах

Эмоции — это двигатель отношений.

·5 мин чтения·18 мая

Карен Ниммо

в

Чтобы стать счастливее и психологически здоровее, сделайте 6 простых шагов

Не спускайте глаз на лету

·5 минут чтения·24 апреля

Карен Ниммо

в

Чтобы стать сильнее, бросьте эти 7 разрушительных привычек

Чтобы стать лучше, вам нужно бросить плохое.

·4 мин чтения·8 мая

Просмотреть все от Карен Ниммо

Рекомендовано на Medium

Мария Димитропулоу

12 черт нарцисса, которые нужно сразу заметить и избежать привязанности 9000 5

Вначале это сказка  — вы даже думаете, что это слишком хорошо, чтобы быть правдой.

·15 минут чтения·6 декабря 2022 г.

May Pang

in

Не позволяйте людям жить без арендной платы в ваших мыслях — Вот как их выселить

Вы бы не выбрали арендаторов на основе от того, насколько сильно они вас напрягают, поэтому не делайте того же с мыслями, которые вы допускаете в своем уме.

·9 мин чтения·16 мая

Списки

Самосовершенствование 101

20 историй·92 сохранения

Истории, которые помогут вам жить лучше

21 рассказ · 75 сохранений

Некоторые из моих любимых личных эссе

16 рассказов · 42 сохранения

Как дать трудный отзыв

7 рассказов · 43 сохранения

Энни Танасугарн, доктор философии 9000 3

в

Реальность Жизнь в состоянии истощения от сложной детской травмы

Аллостатическая нагрузка и повышенный риск развития синдрома хронической усталости

·6 мин чтения·5 дней назад

Е.Б. Джонсон

в

Вот почему ваше беспокойство усиливается, когда вы находитесь в отношениях

Правды, которые скрываются за нервами.

·Чтение через 10 мин·26 апреля

Над серединой

в

Будьте осторожны: ваш мозг не знает разницы между реальностью и воображением

Чем больше я исследую психологию и мозг , тем больше я понимаю, что мозг одновременно удивительно сложен и обманчиво прост…

·6 мин чтения·5 дней назад

Брэд Стеннерсон, доктор философии

в

Постыдные детские воспоминания могут определить вас как взрослого

Момент стыда может иметь жизнь долгие последствия.

·Чтение через 6 мин·17 мая

См. другие рекомендации

Статус

Карьера

Текст в речь

Психологическая манипуляция — Psynso

Психо логическое манипулирование — это вид социального воздействия, целью которого является изменение восприятия или поведения других с помощью закулисных, обманных или даже оскорбительных тактик. Продвигая интересы манипулятора, часто за счет другого, такие методы можно считать эксплуататорскими, оскорбительными, коварными и вводящими в заблуждение.

Социальное влияние не обязательно отрицательно. Например, врачи могут попытаться убедить пациентов отказаться от нездоровых привычек. Социальное влияние обычно воспринимается как безвредное, если оно уважает право находящегося под влиянием принять или отвергнуть его и не носит чрезмерного принуждения. В зависимости от контекста и мотивов социальное влияние может представлять собой закулисную манипуляцию.

 

Требования для успешной манипуляции

Согласно Джорджу К. Саймону, успешная психологическая манипуляция в первую очередь связана с манипулятором:

  • сокрытие агрессивных намерений и поведения.
  • , зная психологические уязвимости жертвы, чтобы определить, какая тактика, вероятно, будет наиболее эффективной.
  • , обладающий достаточным уровнем безжалостности, чтобы не сомневаться в причинении вреда жертве в случае необходимости.

Следовательно, манипуляция, скорее всего, будет скрытой (реляционно-агрессивной или пассивно-агрессивной).

 

Как манипуляторы контролируют своих жертв

Согласно Брайкеру

Брайкер выделил следующие основные способы, с помощью которых манипуляторы контролируют своих жертв:

  • положительное подкрепление – включает похвалу, поверхностное обаяние, поверхностное сочувствие (крокодиловы слезы), чрезмерное извинение; деньги, одобрение, подарки; внимание, мимика, например натянутый смех или улыбка; общественное признание.
  • негативное подкрепление – включает нытье, крик, молчаливое обращение, запугивание, угрозы, ругань, эмоциональный шантаж, ловушку вины, дуться, плакать и играть в жертву.
  • прерывистое или частичное подкрепление. Частичное или прерывистое негативное подкрепление может создать эффективную атмосферу страха и сомнений. Частичное или прерывистое положительное подкрепление может побудить жертву упорствовать — например, в большинстве форм азартных игр игрок, вероятно, время от времени выигрывает, но в целом все равно теряет деньги.
  • наказание
  • травматическое обучение с одной попытки – использование словесных оскорблений, взрывного гнева или другого запугивающего поведения для установления доминирования или превосходства; даже один случай такого поведения может обусловить или обучить жертву избегать огорчения, конфронтации или противоречия манипулятору.

 

По словам Саймона

Саймон определил следующие манипулятивные техники:

  • Ложь: трудно сказать, лжет ли кто-то в то время, когда он это делает, хотя часто правда может быть очевидна позже, когда это слишком поздно. Один из способов свести к минимуму шансы быть обманутым — это понять, что некоторые типы личности (особенно психопаты) являются экспертами в искусстве лжи и обмана, делая это часто и зачастую изощренно.
  • Ложь по умолчанию: это очень тонкая форма лжи, заключающаяся в сокрытии значительной части правды. Этот прием также используется в пропаганде.
  • Отрицание: Манипулятор отказывается признать, что он или она сделали что-то не так.
  • Рационализация: оправдание неподобающего поведения со стороны манипулятора. Рационализация тесно связана с вращением.
  • Минимизация: это тип отрицания в сочетании с рационализацией. Манипулятор утверждает, что его или ее поведение не так вредно или безответственно, как предполагал кто-то другой, например, говоря, что насмешка или оскорбление были всего лишь шуткой.
  • Избирательное невнимание или избирательное внимание: Манипулятор отказывается обращать внимание на что-либо, что может отвлечь от его или ее планов, говоря что-то вроде «Я не хочу это слышать».
  • Отвлечение: манипулятор не дает прямого ответа на прямой вопрос и вместо этого отвлекается, переводя разговор на другую тему.
  • Уклонение: похоже на отвлечение, но дает неуместные, бессвязные, расплывчатые ответы, ласковые слова.
  • Скрытое запугивание: Манипулятор заставляет жертву защищаться, используя завуалированные (тонкие, косвенные или подразумеваемые) угрозы.
  • Чувство вины: особый вид тактики запугивания. Манипулятор внушает добросовестной жертве, что она недостаточно заботится, слишком эгоистична или легко справляется. Обычно это приводит к тому, что жертва чувствует себя плохо, держит ее в неуверенном в себе, тревожном и покорном положении.
  • Позор: манипулятор использует сарказм и оскорбления, чтобы усилить страх и неуверенность в себе у жертвы. Манипуляторы используют эту тактику, чтобы заставить других чувствовать себя недостойными и поэтому подчиняться им. Тактика пристыжения может быть очень тонкой, например, свирепый взгляд или взгляд, неприятный тон голоса, риторические комментарии, тонкий сарказм. Манипуляторы могут заставить человека стыдиться даже того, что он осмеливается бросить им вызов. Это эффективный способ вызвать у жертвы чувство неполноценности.
  • Игра в роли жертвы («бедный я»): Манипулятор изображает себя жертвой обстоятельств или чьего-то поведения, чтобы вызвать жалость, сочувствие или вызвать сочувствие и тем самым получить что-то от другого. Заботливые и добросовестные люди не выносят чужих страданий, а манипулятору часто легко играть на сочувствии, чтобы добиться сотрудничества.
  • Очернение жертвы: больше, чем любая другая, эта тактика является мощным средством заставить жертву защищаться, одновременно маскируя агрессивные намерения манипулятора.
  • Игра в роли слуги: маскировка корыстных целей под видом служения более благородному делу, например, говоря, что он действует определенным образом для «повиновения» и «служения» Богу или подобной авторитетной фигуре.
  • Соблазнение: Манипулятор использует обаяние, похвалу, лесть или открытую поддержку других, чтобы заставить их ослабить свою защиту и выразить свое доверие и преданность ему или ей.
  • Проецирование вины (обвинение других): манипуляторы становятся козлами отпущения часто тонкими, трудно обнаруживаемыми способами.
  • Симуляция невиновности: Манипулятор пытается предположить, что любой нанесенный вред был непреднамеренным или не делал того, в чем его обвиняли. Манипулятор может изобразить удивление или негодование. Эта тактика заставляет жертву сомневаться в своих собственных суждениях и, возможно, в своем здравомыслии.
  • Имитация замешательства: Манипулятор пытается притвориться тупицей, притворяясь, что он или она не понимает, о чем вы говорите, или запутался в важном вопросе, доведенном до его сведения.
  • Размахивание гневом: Манипулятор использует гнев, чтобы размахивать достаточной эмоциональной интенсивностью и яростью, чтобы потрясти жертву и заставить ее подчиниться. Манипулятор на самом деле не злится, он просто притворяется. Он просто хочет того, чего хочет, и «сердится», когда ему отказывают.

 

Уязвимости, используемые манипуляторами

Согласно Брейкеру, манипуляторы используют следующие уязвимости (кнопки), которые могут существовать у жертв:

  • «болезнь в угоду»
  • пристрастие к получению одобрения и признания других
  • Эмотофобия (боязнь отрицательных эмоций)
  • отсутствие напористости и умения говорить нет
  • размытое чувство идентичности (с размытыми личными границами)
  • низкая самостоятельность
  • внешний локус контроля

По словам Саймона, манипуляторы используют следующие уязвимости, которые могут существовать в жертвах:

  • наивность – жертве слишком трудно принять мысль о том, что некоторые люди хитры, коварны и безжалостны, или «отрицает», если он или она становится жертвой
  • чрезмерная добросовестность — жертва слишком хочет дать манипулятору презумпцию невиновности и увидеть свою сторону вещей, в которой они обвиняют жертву
  • низкая уверенность в себе – жертва сомневается в себе, не уверена в себе и настойчива, склонна слишком легко защищаться.
  • чрезмерная интеллектуализация — жертва слишком сильно пытается понять и считает, что у манипулятора есть какая-то понятная причина причинять вред.
  • эмоциональная зависимость – жертва имеет покорную или зависимую личность. Чем более эмоционально зависима жертва, тем более уязвима она или она для эксплуатации и манипулирования.

Манипуляторы обычно не торопятся, чтобы изучить характеристики и уязвимости своей жертвы.

Согласно Кантору, уязвимы для психопатов-манипуляторов:

  • слишком доверчивы – честные люди часто предполагают, что все остальные честны. Они связываются с людьми, которых едва знают, не проверяя документы и т. д. Они редко задают вопросы так называемым экспертам.
  • слишком альтруистичный – противоположность психопатическому; слишком честный, слишком справедливый, слишком чуткий
  • слишком впечатлителен – чрезмерно соблазнен очаровашками. Например, они могут проголосовать за фальшивого политика, который целует младенцев.
  • слишком наивен – не верится, что в мире есть нечестные люди, а если бы и были, им бы не разрешили работать.
  • слишком мазохистский — отсутствие самоуважения и бессознательное использование психопатами. Они думают, что заслужили это из-за чувства вины.
  • слишком самовлюбленный — нарциссы склонны поддаваться незаслуженной лести.
  • слишком жадный – жадный и нечестный человек может стать жертвой психопата, который может легко склонить его к безнравственному поступку.
  • слишком незрелый — имеет слабое суждение и верит преувеличенным рекламным заявлениям.
  • слишком материалистичный – легкая добыча для ростовщиков или схем быстрого обогащения
  • слишком зависимы — зависимые люди нуждаются в любви, поэтому они легковерны и склонны говорить «да» тому, чему они должны были бы сказать «нет».
  • слишком одинок – одинокие люди могут принять любое предложение человеческого контакта. Незнакомец-психопат может предложить человеческое общение за определенную цену.
  • слишком импульсивен – принимает поспешные решения, например, о том, что купить или за кого выйти замуж, не посоветовавшись с другими.
  • слишком экономны – не могут отказаться от сделки, даже если знают, почему она такая дешевая
  • пожилых людей — пожилые люди могут устать и менее способны к многозадачности. Услышав рекламное предложение, они с меньшей вероятностью сочтут, что это может быть афера. Они склонны давать деньги кому-то с неудачной историей. См. Жестокое обращение с пожилыми.

 

Мотивы манипуляторов

У манипуляторов есть возможные мотивы, в том числе:

  • Потребность продвигать свои собственные цели и свою выгоду практически любой ценой для других
  • У манипулятора есть сильная потребность в достижении чувства власти и превосходства в отношениях с другими
  • Манипуляторы хотят и должны чувствовать себя под контролем – причудливые контроли
  • Ощутить власть над другими, чтобы поднять самооценку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *