Афинская система физического воспитания.
Подготовка рабовладельца в Афинах велась путем широкого использования не только физического, но и умственного и эстетического воспитания и заключалась в достижении «внешней и внутренней красоты».
До 7-летнего возраста афинские мальчики воспитывались в семье. Главной задачей домашнего воспитания было физическое развитие ребенка с помощью различных игр. С 7 до 14-16 лет дети проходили обучение в частных школах. В грамматической школе обучались грамоте, музыке и пению, а в гимнастической (палестре) – физическим упражнениям. В палестре главным средством физического воспитания было греческое пятиборье: бег, прыжки, метание диска, копья и молодежи, воспитания мужества и твердости духа, необходимые воину. Кроме того, больше внимания уделялось также формированию красивого тела, выработке ловких и изящных движений.
В возрасте от 14-16 до 18 лет дети рабовладельцев обучались в гимназиях, где занятиями руководили педотрибы и гимнасты. Гимнасты должны были привести в надлежащее состояние организм мальчиков, а педотрибы – развивать их занятиями атлетикой.
Завершающим этапом воспитания афинской рабовладельческой молодежи становилась эфебия – своеобразная государственная военная организация, в которую на два года (от 18 до 20 лет) зачислялись юноши из военнообязанных классов. В эфебии обучали фехтованию, стрельбе из лука, метанию дротика, применению катапульты. В течение первого года эфебы не порывали связи с гимназией, совершенствуя там свою физическую подготовку. Одновременно они тренировались в верховой езде, на колесницах, плавании и т. п. В начале второго года обучения молодые эфебы демонстрировали перед афинянами результаты своей подготовки, после чего направлялись в пограничные гарнизоны для несения военной службы. Этим и заканчивалось воспитание воина.
В системе физического воспитания древней Греции использовалось большое количество средств, в виде физических упражнений, которые назывались одним словом «гимнастика». Гимнастика подразделялась на три раздела:
Палестрика – упражнения пятиборья, состоявшие из бега, прыжков, метания копья, диска и борьбы. Беговые упражнения включали в себя: бег на 1 стадию (192 м), на 2 стадии, бег в вооружении. Бег с факелами.
Из прыжков чаще всего использовались прыжки в длину, через рвы и другие препятствия. На соревнованиях проводились также прыжки с гантелями в руках.
Борьба была распространена в двух вариантах. В первом из них победа присуждалась тому, кто, устояв на ногах, трижды бросал противника на землю. Второй вариант представляла борьба в различных положениях с конечной целью положить противника на спину.
Помимо основных упражнений в состав палестрики входили кулачный бой, панкратион (соединение элементов борьбы и кулачного боя), плавание, фехтование, верховая езда, стрельба из лука.
Орхестрика – включала упражнения для развития пластики и танцы.
Игры чаще всего использовались в занятиях с детьми. Сюда относились многообразные игры в мяч, перетягивание каната, удержание равновесия и т. п.
Значительным явлением в развитии древнегреческой культуры, были олимпийские игры, которые проводились каждые 4 года в Олимпии, начиная с 776 г. до н. э. (дата официального упоминания в документах) и связывались с празднованием в честь Зевса Олимпийского. Древнегреческие предания связывают возникновение Олимпийских игр с именами мифических героев Греции Пелопса и Геракла. Одно из преданий приписывает честь основания праздника правителю Элады Ифиту, который заключил с правителем Спарты Ликургом соглашение о периодическом проведении в Олимпии праздника дружбы, во время которых объявлялся «священный мир».
Вначале олимпийский праздник проводился в течение одного дня. Постепенно, программа его расширялась, и длительность его увеличилась до 5 дней.
Рабам, варварам (иностранцам), женщинам запрещалось участвовать и присутствовать на играх.
Наградой за победу был лавровый венок и всеобщее почитание.
Рабовладельческая Греция прекратила свое существование в 146 г. н. э. попав под римское владычество. Олимпийские игры были запрещены лишь в 394 г. н. э. византийским императором Феодосием.
studfiles.net
Система физического воспитания в Афинах
Система физического воспитания в Афинах
Содержание
Введение
1. История становления Афин
2. Афинское общество и принципы воспитания
3. Система воспитания в Афинах
4. Система физического воспитания в Афинах
4.1 Физическое воспитание детей и юношей
4.2 Физическое культура в период завершения классической эпохи Афин
Заключение
Список литературы
Античная Греция вообще, и особенно Афины, служат ярким примером того, насколько сложен путь цивилизационного развития, как трудно было первобытному человеку избавиться от почти животного состояния и стать частью цивилизации.
Афинское государство развивалось, так же как и остальные, здесь нет никакого чуда. Просто сказался ряд благоприятных факторов, который сделал его эталоном. Расцвет Афин — это заслуга самих афинян, они достигли его повседневным трудом, широко внедряя в жизнь свои изобретения. Этот примитивный и легковерный поначалу народ своими руками создал ту цивилизацию, в которой живут сейчас европейские народы, которой не было равных на протяжении нескольких десятков веков и на которую равнялись многие народы мира.
Афины до сих пор являются объектом всестороннего изучения. В данной работе будет рассмотрена система физического воспитания и физкультуры Древних Афин.
Афи́ны — столица Греции, нома Аттика и номархии (префектуры) Афин. Названы в честь богини Афины, которая была их покровителем. Афины имеют богатую историю; в классический период (V век до н. э) город-государство достигло вершины своего развития, определив многие тенденции развития позднейшей европейской культуры. Так с городом связаны имена философов Сократа, Платона и Аристотеля, заложивших основы европейской философии, трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида, стоявших у истоков драмы; политическим строем древних Афин была демократия.
Афины были важным городом на протяжении большого периода наивысшего расцвета греческой культуры. Во времена золотого века Греции (около 500 года до н.э. до 300 до н. э) был центром культуры и интеллигенции, и являлся колыбелью западной цивилизации. Именно идеи и практики Древних Афин, которые опираются и уходят корнями в культуру древнего города, мы называем сегодня — «западная цивилизация». После золотого века Афины по-прежнему оставались богатым городом и центром культуры и знаний до эпохи Римской империи.
Наивысший расцвет культуры произошел в условиях политического режима Афинской демократической республики. В этом смысле история Древних Афин уникальна и неповторима. Разложение родового строя и возникновение государства как такового в Спарте и Афинах относится к концу архаической эпохи (IХ-YIII вв. до н.е.). На рубеже VIII-VI вв. до н.е. в жизни племен, населяющих Южную часть Балканского полуострова, произошли крупные перемены. Увеличилось количество железных орудий, повысилась культура земледелия и ремесла, появилась своя письменность. Родовой строй уступал место классовому обществу. Все это свидетельствовало о начале новой эры в истории Древней Греции. Военная демократия явилась последней стадией родового строя. В эти времена населения Аттики делилось на филы (племена), фратрии и роды. Из-за долговой кабалы число полноправных членов рода, имеющих надел земли (клеры), постепенно уменьшилось. Земли многих общинников переходили в собственность родовой знати, которая эксплуатировала рабов, грабила соседние племена и занималась морским разбоем. Обездоленные общинники пополняли ряды батраков (фетов), нищих и бродяг. Имущественное неравенство еще более усилилось в конце периода военной демократии. Богатая верхушка родовой знати полностью контролировала деятельность патриархальных учреждений: из нее избирались военные вожди, знать подчинила себе совет старейшин, который формировался только из представителей знатных родов. Утратил реальную власть: базилевс (скипетродержатель), т.е. племенной царь, военачальник, главный жрец и судья. Племенная сходка — народное собрание — созывались в основном для одобрения криком решений Совета старейшин. Появление же частной собственности инициировало появление государства. Свободные граждане противостояли массе эксплуатируемых рабов. В результате глубоких изменений в греческом обществе VIII-XIX вв. до н.э. сформировались государства — полисы.
Таким городом-государством и стали Афины.
Афинская демократия считается самой развитой формой демократического строя античных рабовладельческих государств. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода, начиная с реформ Солона.
В греческих полисах основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан. Кроме них в афинском обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана прежде всего для гражданина. Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя было записано в особом списке, ведущемся в демах. В такие списки заносились юноши и девушки, достигшие 18-летнего возраста.
Наиболее существенными правами гражданина были права на свободу и независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок и помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в Народном собрании и т.д. Гражданин был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис с оружием в руках, почитать отеческих богов.
Народное собрание было важнейшим государственным органом с широкими полномочиями. На нем принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними, избирались должностные лица, решались дела по продовольственному снабжению города, осуществлялся тщательный контроль за юношами, готовящимся получить гражданские права. Важнейшим делом было обсуждение и утверждение государственного бюджета. Каждый афинский гражданин имел право внести на обсуждение проект закона для того, чтобы привлечь к работе Народного собрания низший слой афинского гражданства, был принят закон, устанавливающий плату за посещение Народного собрания.
Наряду с Народным собранием действовал также и Совет 500. Важнейшими задачами Совета 500 были подготовка и организация работы Народного собрания и исполнение их функций в перерывах между заседаниями. В системе афинской демократии было множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутри самих Афин. Все магистратуры были коллегиальными, и возможность сосредоточения власти была исключена. В Афинах принята демократическая структура избрания: кроме военных магистратур, кандидаты на все другие должности избирались по жребию из представителей всех имущественных разрядов.
Афинская демократия заботилась об образовании и Воспитании граждан. Начиная с Перикла, т.е. с 40-30 гг. V в. до н.э., власти стали раздавать малоимущим гражданам специальные жетоны, по которым можно было пройти на театральное представление. Таким образом, афинская демократия базировалась на широком участии различных категорий граждан, обеспечивала ее общественную активность, создавала условия для развития политического самосознания афинского гражданина.
Однако и у афинской демократии существовали свои недостатки. Во-первых, афинская демократия была рабовладельческой, т.е. рабы, также как и метеки, постоянно живущие в Афинах, не имели гражданских прав и не принимали участия в управлении государством.
IV в до н.э. ознаменовался в Древней Греции, как век создания различных школ, хотя обучение стоило очень дорого. Например, обучение риторике, у виднейшего, наряду с Демосфеном, греческого оратора той эпохи, Сократа, стоило едва ли не дороже, чем обучение у софистов, и было доступно только состоятельной верхушке горожан. Все более многочисленные философские школы ориентировались также лишь на социальную элиту. Интенсивная интеллектуальная, творческая жизнь все больше сосредоточивалась на одном из полюсов общества. Характерно, что обращенное к широким массам искусство театра, получившее столь явное развитие в Афинах V в. до н.э., уже не играло в следующем столетии прежней социально — воспитательной роли. Трагедия переживала упадок, комедия претерпела существенные изменения. Но если поэзия спустилась с высот, достигнутых ею в Греции эпохи Перикла, то проза, напротив, поднялась на небывало высокий уровень. Ораторское искусство IV в. до н.э. вплоть до последних веков античности оставалось непревзойденным образцом литературного мастерства, правильности, чистоты и красоты стиля. Еще большее влияние оказала на последующие поколения, и не только в древности, философия IV в. до н.э., представленная именами Платона и Аристотеля.
Изобразительное искусство, особенно скульптуру, прославили в то время шедевры Праксителя и Скопаса, не уступавшие великим творениям Фидия, Поликлета Великолепный памятник античной культуры поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VI в. до н. э). Когда-то афинская молодежь заучивала их наизусть, что являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не только большое значения, как произведения искусства, им предавалось также важное государственное, социальное и нравственное значение. Эти поэмы о человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе и судьбе. Во все времена они читались, как глубоко современные.
Поэмы учат спокойному отношению к смерти как естественной необходимости. Приводя много ценных наблюдений. Например, о том, что сильное чувство двулико: горе и разъединяет и сплачивает; плач одновременно несет просветленье и т.д.
Любопытно, что все греческое образование построено на передаче будущему гражданину ряда навыков, которые ему понадобятся опять же для личного участия в общественных делах. Это подразумевает Воспитание не профессионала в какой-либо области, а личности. Показательно, что часть навыков передается ребенку рабом, т.е. заранее не программируется их употребление по определенному образцу (ведь раб не мог быть образцом жизни для гражданина). В качестве важнейшего фактора общественной жизни личные способности граждан выделяет в своей речи Перикл. Солон проведенные им реформы оценивает как свое личное достижение.
Чтобы защитить свои интересы, члену полиса приходится считаться с многоплановостью условий гражданской деятельности.
Перед лицом закона все граждане находились в равном положении, в частные же дела государство не вмешивалось. Защитить собственные интересы, не участвуя в политической борьбе, не представлялось возможным. Сама же политическая борьба происходила на фоне единых полисных установлений, выражающих интересы всех граждан, объединенных законом.
Яростное желание победить противника, утвердить свое превосходство над ним теперь должно подчиняться духу общности; мощь индивида уступает место дисциплине. Описывая битву при Платеях, Геродот перечисляет людей, проявивших наибольшую доблесть. Пальму первенства он отдает Аристодему, “который один из 300 воинов спасся при Фермопилах и за это подвергся позору и бесчестию». Озабоченный тем, чтобы смыть позор, которым он покрыл себя в глазах спартанцев, Аристодем искал и нашел смерть при Платеях, совершив великие подвиги”. Однако именно спартанцы не удостоили его “великих почестей»: он “бился как исступленный, выйдя из рядов, и совершил великие подвиги потому лишь, что явно искал смерти из-за своей же вины».
Античное воспитание — это воспитание по Сократу, философа, поставившего знание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу учил он и своих учеников. Рассказывают, что он присматривался к одаренным юношам и из них готовил учеников. Сократ не писал книг, считал, что в них мысль мертвеет, становится правилом, а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по Сократу, состоит в том, чтобы не обольщаться своими знанием, не абсолютизировать его («Я знаю, что ничего не знаю»). Самое позорное невежество — «воображать что знаешь то, чего не знаешь». Сократ был постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал нападки, его били. Ученики возмущались и спрашивали, почему учитель не отвечает тем же. Сократ отвечал: «Разве я потащу в суд осла, если он меня лягнул?».
«Всякий человек, даровитый или бездарный, должен по Сократу, учиться и упражняться в том, в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо Воспитание и обучение политическому искусству для людей даровитых», — откуда делались и политические выводы: руководство государством — это тоже профессия, и необходимо, чтобы ею занимались тоже профессионалы. Эта концепция была абсолютно противоположна основополагающим принципам афинской демократии, согласно которой управление полисом — дело каждого гражданина. Тем самым учение Сократа создавало теоретическую базу для олигархов, что и привело его в конце концов к непримиримому конфликту с демосом, закончившемуся осуждением и смертью Сократа.
Особенностью античной культуры было стремление сделать культуру способом жизни (мы это видели на примере Сократа). Это относилось не только к философам, но и к искусству, поэзии. Греческая культура во многом основала дальнейшее развитие культуры. Основными символами ее были два бога: Аполлон и Дионис, породившие, как считали древние греки, два противоположных мироощущения и две культуры. Бог Аполлон — бог пластического искусства, умеренности, гармонии, красоты и покоя. Бог Дионис — бог раскованности и свободы, стихии природы и инстинктов, бог вина и виноделия, не покоя и чрезмерности. Почитание Аполлона привело к господству пластического искусства, искусства Гомера, эпохи Ренессанса, христианской религии. Почитание Диониса привело к рождению греческой трагедии с ее (часто нелицеприятной) правдой жизни, к философскому пессимизму и нигилизму.
Греки считали, что в культуре, как и в самой жизни, должно сочетаться аполлоновское ее качество и дионисийское, в противном случае возможна гибель культуры. Господство аполлоновского в культуре приведет в конце концов, к стагнации, застою. А возобладание дионисийского к разрушению, протесту ради протеста.
Воспитанию и обучению детей и юношества в Афинах придавалось большое значение. Афиняне стремились при этом к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Но в рабовладельческом обществе физический труд считался обязанностью лишь рабов. Общая направленность афинской воспитательной системы — презрение к физическому труду и рабам.
Цель воспитания и образования в афинском обществе определялось многозначным греческим понятием — калокагатия — совокупность «добродетелей», куда включалась красота внутренняя (готовность к исполнению гражданских обязанностей) и внешняя (культура тела). Правом обладания этими добродетелями имели только свободные граждане Афин, прежде всего — мужчины.
До 7 лет все дети воспитывались в семье, часто с помощью кормилиц. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания.
С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 13-14 лет — они учились в школе грамматиста и кифариста (одновременно или сначала в школе грамматиста, затем кифариста). В школе грамматиста учителя дидаскалы обучали детей чтению, письму, счету. Счету учили при помощи пальцев, использовали также и камешки, и специальную счетную доску, напоминающую счеты. Писали дети на вощеных досках тонкими палочками (стилем). В школе кифариста мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием — учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 13-14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы.
Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже — гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка.
Процесс воспитания в Афинах был пронизан принципом
соревновательности — агонистика — личное превосходство (индивидуализм).
Женщина в Афинах (по Еврипиду) — вещь для присмотра за хозяйством, с запретом выходить из дому без сопровождения рабыни. В домах состоятельных граждан имелись специальные женские отделения, куда вход посторонним был запрещен -гинекея. Стыд — вот главная добродетель женщины в афинском обществе.
Расцвет физической культуры Афин приходится на VI — начало IV вв. до н.э. Для осуществления функций власти в городе-государстве, живущем ремеслом и торговлей в условиях рабовладельческой демократии, требовались гораздо более сложные средства, чем в Спарте. Иначе складывался и состав населения. По приблизительным данным, в Афинах V в. до н.э. из 400 тыс. жителей насчитывалось 150 тыс. свободных граждан. Понятно, что при известных совпадениях, вытекающих из рабовладельческого базиса, физическое воспитание афинской молодежи существенно отличалось от обучения спартанской. Преподавание — за исключением содержания гимна сии — считалось частным делом. Кроме физической подготовки, принимались меры по развитию умственных способностей. Развитую систему эстетического и этического воспитания афиняне органически увязывали с физической культурой. В то же время физическая подготовка для женщин сводилась к орхестрике.
Физическое воспитание детей начиналось в возрасте семи лет в особом учреждении — палестре. Наряду с палестрами в период расцвета Афин на первый план вышли гимнасии.
«Направляют их и к учителю физических упражнений, — можно прочитать в «Протагоре» Платона, — чтобы тело их было обучено, слушалось их благородной души и чтобы из-за телесной слабости им не пришлось на войне или в ином случае брать на себя роль труса».
Наряду с подвижными детскими играми, известными с незапамятных времен, постепенно получают распространение орхестрика — выполняемые под музыку упражнения в танцах и беге, обязательные упражнения в прыжках, приседания и различные виды игры в мяч. В середине V в. до н.э., то есть одновременно с допуском детей на общегреческие соревнования, в обучение включаются в облегченном виде основные компоненты пятиборья. (Также в середине V в. до н.э. в Греции наблюдается стремление привести нагрузку в физических упражнениях в соответствие с потенциалом юного организма) Дети более состоятельных родителей до 15-18-летнего возраста продолжали занятия в гимнасиях. Здесь программа физической подготовки уже совпадала с требованиями пятиборья для взрослых, а затем была дополнена приемами кулачного боя и плаванием.
Юноши из семей наиболее богатых горожан и аристократов до 18-20-летнего возраста усваивали в группах эфебов познания из области управления государством, философии, а также командования войсками, изучали тактику, строевую подготовку, верховую езду, плавание, греблю, стрельбу из лука, фехтование и владение другими видами оружия.
К концу классической эпохи физическая культура Афин претерпела серьезные изменения, на первый план в системе двигательных упражнений вышли игры в мяч. В «Горгии» Платона учитель физического воспитания говорит о том, что желает сделать граждан, прежде всего красивыми, а уж затем сильными. При учебных заведениях создавались купальни, бани, бассейны. Появилась постоянная должность мастера игр в мяч. Те же, кого не удовлетворяли элементы движений, содержащиеся в орхестрике, могли брать частные уроки у учителей драматического танца.
Точку зрения древних греков на физическую культуру наиболее ясно выражали их философы, которые считали, что «образ жизни свободного человека» немыслим без занятий гимнастикой. «Было бы безобразием по собственному незнанию состариться так, — заявлял Сократ (469-399 гг. до н. э), — чтобы даже не видеть по самому себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красоты и силы». Человека, не умеющего писать и плавать, они именовали недвусмысленно «телесным и умственным калекой». Однако критерии системы человеческих ценностей, получившие законченное выражение в агонистике, в V веке до н.э. уже подвергались серьезным сомнениям, а софистами были отвергнуты.
Так как греки уделяли особое внимание воспитанию, это позволило им создать культуру, установившую эталон прекрасного в архитектуре, скульптуре, музыке, литературе, спорте полностью сохраняющийся и в наше время. Огромным влиянием в Греции пользовались философы Платон, Аристотель, Сократ и близкие к ним Пифагор, Евклид, Архимед, известные нам больше как математики. В греческой системе воспитания искусство, наука и спорт были неразрывно связаны. Хилое тело, отсутствие музыкального слуха и неграмотность осуждались, (это не касалось низших слоев населения и рабов). Воплощением эллинского духа были Олимпийские игры, проводившиеся в 8-4 веках до н.э. и включавшие спортивные состязания, театральные и религиозные действия.
Целью Афинского воспитания было воспитать целостную, разностороннюю личность. Немаловажную роль здесь играет и физическое воспитание.
Система физического воспитания помогала укрепить здоровье граждан, поддерживала физическое состояние людей, а также способствовала созданию боеготовного духа жителей, что вероятно и помогло Афинам поднятся выше других стран в плане военной подготовки и увеличить свои территории и влияние в мире.
1. История Европы. М. 1988 г., т. I.М. 1992 г., т. II. М. 1993 г., т. III
2. Боннар А. Греческая цивилизация. — М.: Искусство, 1992.
3. Культурология: Учебное пособие и хрестоматия для студентов. — Ростов-на-Дону, Феникс, 1997.
4. Пельман Р. История античного социального вопроса и социализма. — СПб., 1910.
5. Знаменитые греки и римляне. — СПб., 1993.
6. Исаева В.И. Античная демократия — феномен европейской цивилизации // Историко-культурные основы европейской цивилизации. — М., 1992.
7. Кондратюк М.В. Архэ и афинская демократия // Античная Греция: Проблемы развития полиса. Т.1. — М., 1983.
8. Строгецкий В.М. Полис и империя в классической Греции. — Н. Новгород, 1991.
9. Хрестоматия по истории Древней Греции. — М., 1964.
10. История и культура античного мира. / Под ред. Кобылина М.М. — М.: Наука, 1977.
11. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима — М.: Высшая школа, 1990.
12. Лурье С.А. История Греции. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993.
diplomba.ru
Афинская система физического воспитания — Мегаобучалка
ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Кафедра ТиМФК и педагогики
Лекция по Истории ФК и С
Лекция № 2
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ДРЕВНЕМ МИРЕ»
План:
1. ФК в Древней Греции. Спартанская и афинская системы ФВ.
2. Методы применения гимнастических упражнений (античная гимнастика и агонистика).
3. Олимпийские игры в Древней Греции.
4. Зарождение педагогической и научной теории ФВ в Древнем мире (Платон, Аристотель, Сократ, Гиппокра
1. Физическая культура в Древней Греции
Древнегреческая физическая культура и спорт стали складываться в условиях распада родового строя и образования рабовладельческого общества в крито-микенский (III—II тысячелетия до нашей эры) и гомеровский (XII—IX вв. до н.э.) периоды. Однако своего наивысшего развития физическая культура достигла в VIII—IV вв. до н.э. во время расцвета рабовладельческих отношений в Греции. Разделение труда между промышленностью и земледелием и рост торговли привели к изменениям в общественных отношениях и культурной жизни Греции. В зависимости от экономического, политического и культурного развития, военной организации и системы воспитания в том или ином греческом государстве определялись задачи, средства, формы и методы физического воспитания. Наиболее типичными в этом отношении были Спарта и Афины, в которых возникли два различных подхода к решению задач физического воспитания. Подчеркивая эту особенность, Ф.Энгельс в работе «Армия» пишет: «Если общее физическое воспитание афинян развивало ловкость наравне с физической силой, то спартанцы направляли свое внимание преимущественно на развитие силы, стойкости и выносливости воинов».
Спартанская система физического воспитания
Лаконика с главным городом Спартой образовалась в IX в. до н.э. Спарта имела натуральное хозяйство, внешней торговли почти не вела. Здесь жили около 9 тысяч семей рабовладельцев (спартиатов), 30 тысяч ремесленников, торговцев и землевладельцев, 200 тысяч рабов (илотов). Спартиаты как господствующий класс, опасаясь восстаний рабов и ведя многочисленные войны, создали суровую систему воспитания. До 7 лет дети воспитывались в семье. Уже в этом возрасте детей приучали не бояться темноты, не плакать, не быть разборчивыми в пище, хорошо закаляли. С 7 до 18 лет молодые спартиаты находились в государственных воспитательных учреждениях, в которых занимались в основном физическими упражнениями. Их закаляли, приучали переносить холод, голод, жажду и выносить боль. В воспитании юношей большое место занимали упражнения в метании копья и диска, в беге и борьбе, прыжках, а также военные игры, охота на диких зверей. На умственное воспитание обращалось мало внимания. Много времени отводилось пению хоровых песен, музыке, танцам. Руководители (педономы) юных спартиатов, назначаемые государством, особое внимание уделяли воспитанию мужества и находчивости, боевого, воинственного характера, презрения к рабам. В этих целях организовывались ночные облавы на рабов, называемые криптиями, во время которых спартиаты убивали илотов, казавшихся им подозрительными.
Юноши 18—20 лет зачислялись в отряды эфебов, где продолжали физическую и военную подготовку. Затем их определяли в разряд воинов, и они были обязаны нести военную службу до старости.
В Спарте большое внимание обращалось на физическое воспитание девушек. По сообщению древних писателей Ксенофонта, Павсания и Плутарха, девушки должны были для укрепления тела бегать, бороться, метать диск, копье, чтобы их будущие дети рождались и росли здоровыми. Им запрещалось вести изнеженный образ жизни. Нередко вооруженные спартанские женщины несли охрану и держали рабов в повиновении. Спартанская государственная воспитательная система и военная организация спартиатов создали одну из сильнейших армий в Греции, которая долгое время была непобедимой. Атлеты Спарты участвовали во многих Олимпийских, Пифийских и других играх и часто выходили победителями.
Афинская система физического воспитания
По иному осуществлялось физическое воспитание в Аттике, с центром в Афинах. В V—IV вв. до н.э. Афины представляли собой типичную рабовладельческую республику с резко выраженным классовым расслоением общества. Бурное развитие ремесел и торговли, культуры и науки сделали Афины центром всей греческой жизни. Каждый рабовладелец имел право и возможность активно заниматься общественной деятельностью. Воспитательная и образовательная система в этом обществе распространялась на полноправных состоятельных афинских граждан. Эта система не ограничивалась только военно-физической подготовкой молодежи, как в Спарте, а давала разностороннее воспитание. Афиняне считали, что гармоническое развитие человека должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. К этому они стремились. Но такое воспитание было доступно только полноправным гражданам Афин.
В Афинах дети до 7 лет воспитывались в семье под наблюдением раба или рабыни. Много внимания в этом возрасте уделялось играм. Затем мальчиков отправляли в школу, а девочек продолжали воспитывать дома.
С 7 до 16 лет юноши посещали государственную или частную школу. Они проходили обучение в мусической и гимнастической школах.
Гимнастическую школу, называемую палестрой (от слова «пале» — борьба), подростки начинали посещать с 12—14 лет. Начиная с 14 лет занятия в мусической школе отступали на второй план и на первое место выдвигалась школа гимнастическая.
В возрасте 16 лет юноши обеспеченных родителей после окончания занятий в мусической и гимнастической школах поступали в гимнасий. В Афинах насчитывалось три гимнасия, содержащихся за государственный счет: Академия, Ликей и Киносарг. В гимнасии наряду с занятиями физическими упражнениями молодые люди изучали политику, философию, литературу.
С 18 лет молодых афинян определяли в государственную военную организацию —
megaobuchalka.ru
Физическое воспитание и спорт в Древней Греции. Афинская система физического воспитания.
Афинскую демократию принято считать одной из наиболее развитых форм среди античных рабовладельческих государств. Интересно, что вся государственная деятельность была направлена на гражданина, его благо. Полноправным же гражданином мог считаться человек, достигший восемнадцатилетнего возраста и происходящий от свободных афинских граждан. Об этом свидетельствовала запись в демах — специальных списках молодых жителей Аттики.Особой привилегией каждого гражданина считалось его право на свободу и независимость. Носить оружие в Афинах мог только свободный человек. Подобно Спарте, в Афинах наивысшим почетом для воина считалось умереть на поле боя, защищая свою родину. Требовательная жертвенная эпоха войн и кровопролитий окрасила многие шлемы афинских воинов багряным румянцем.
Олимпийские боги, которым поклонялись афиняне, покровительствовали этому очень развитому для своего времени полису. Многочисленные статуи и храмы ярко свидетельствуют не только о большой религиозности греков, но также и о высокоразвитом искусстве: скульптуре, живописи и т.д.
Греческое образование было построено таким образом, чтобы выработать у молодых граждан определенные нравственные принципы и навыки, которые обеспечат успех при участии в общественных делах. Греческая система воспитания была нацелена на создание личности, а не высококвалифицированных кадров. Гражданская деятельность очень многопланова, с чем непременно необходимо считаться каждому гражданину полиса в целях защиты своих интересов.
Театр, живопись, архитектура… Основными символами греческой культуры стали олимпийские боги: Аполлон – покровитель пластического искусства, красоты, гармонии, покоя, умеренности. И Дионис – бог-виночерпий, сторонник раскованности и свободы, изобилия и веселья. Греки считали, что только гармоничное сочетание двух этих символов обеспечивает процветание и долголетие каждой культуры.
В противовес спартанскому воспитанию, греки основной упор в образовательном процессе делали именно на интеллектуальные качества человека. Вся система призвана была развить умственные, нравственные, эстетические и физические стороны характера молодых афинян. Идеалом признавалось гармоничное сочетание прекрасного тела и прекрасного разума. Обязанность трудиться была возложена только на рабов, отсюда и воспитание негативного отношения у афинского общества к физическому труду. Правом на образование пользовались только свободные жители – граждане Афин.
С самого рождения и до седьмого года жизни дети росли в семье и воспитывались кормилицами. В этом возрасте воспитание основывалось на чтении малышам различных сказок, литературных произведений. Использовались различные логические игры и задания. Жизнь каждого грека имела музыкальное сопровождение. Стихи читались под аккомпанемент флейты. Малышей часто водили на государственные праздники и спортивные соревнования.
После семи лет мальчикам разрешалось ходить на занятия в различные школы. Школу грамматиста и кифариста посещали до 13-14-летнего возраста. В школе грамматиста учителя-дидаскалы помогали детям научиться письму, чтению и счету. Для обучения счету использовали подручные средства (камешки, зерна и другие мелкие вещи) или пальцы рук. Существовала также специальная счетная доска издалека напоминающая современные счеты. Для письма использовались специальные восковые дощечки и стили (палочки). На занятиях в школе кифариста дети получали эстетическое воспитание. Мальчики учились правильно говорить, декламировать, петь и осваивали игру на музыкальных инструментах.
После успешного прохождения курса в этих двух школах приходила пора физического воспитания. Мальчики зачислялись в палестру физической культуры. Основными упражнениями были: бег, метание диска и копья, плавание, борьба. Ученики принимали участие в политических и нравственных беседах с наиболее достойными гражданами полиса. В Древней Греции существовали специальные школы для детей из богатых семей – гимнасии. В них изучалась философия, литература, управление государством.
После восемнадцатого дня рождения молодые афиняне зачислялись в эфебию для прохождения военно-физической подготовки в течение двух лет. Физическая культура в Афинах считалась не менее важной, чем нравственность и мораль. В VI – начале IV вв. до н.э. физическая культура в Афинах достигла своего апогея. Учитывая тот факт, что рабы к тому времени составляли уже две трети всего населения, воспитание греческой молодежи значительно отличалось от соседних государств.
Гимнасии оставались государственными образовательными учреждениями. В остальных случаях преподавание считалось частной деятельностью. Общее образование имело целью воспитать, в первую очередь, личные качества достойного гражданина, но и физическая подготовка не отодвигалась на последний план.
Женское физическое воспитание ограничивалось орхестрикой. Несмотря на высокие нравственные и моральные требования, физическое воспитание греческой образовательной системы также имело большой вес. Семилетние мальчики собирались в палестрах группами и проходили там специальную подготовку. Кроме различных подвижных, командных и индивидуальных, игр широко использовалась орхестрика. Это был особый вид физических упражнений, которые выполнялись под музыкальное сопровождение. Упражнения охватывали бег, танец, прыжки, приседания и игры с мячом. Несколько позже в программу включаются основные упражнения пятиборья.
Учителя и философы пытались сообща довести потребность юношеского организма в физической нагрузке до идеала. Мальчики из очень богатых семей могли продолжить обучение в гимнасиях до 15-18 лет. Такие занятия отличались увеличенной нагрузкой, которая соответствовала уже нормальному мужскому потенциалу. Дополнительными занятиями были: приемы кулачного боя и плавание.
Дальнейшее обучение могли осуществлять только самые богатые и знатные родители. До 18-20 лет юноши обучались основам управлению государством, философии, стратегии и основам командования войсками, тактике, строевой подготовке, верховой езде, плаванию, гребле, стрельбе из лука, фехтованию и владению другими видами оружия.
Классическая эпоха развития Афин принесла много полезного и нового. Физическая культура несколько изменилась в конце этого светлого времени. Основное предпочтение было отдано разнообразным играм с мячом. Но превосходство внутренней красоты над внешней все-таки не было забыто и продолжало вдохновлять многих творческих людей на создание произведений, которые сохранились до нашего времени.
Целью образования было создание внутренне красивого человека, а после его нравственного и психологического становления занимались внешней красотой. Около гимнасий строились бассейны и бани, различные купальни. Вместе с новомодными тенденциями была введена должность мастера игр в мяч. Орхестрика могла не удовлетворять требований и желаний многих молодых людей. В таких случаях, чтобы как можно более полно создать оптимальные условия для полноценного физического развития, молодые афиняне могли воспользоваться частными уроками драматического танца.
Усиленное внимание, направленное на создание и развитие особой полноценной образовательной системы в Афинах, стало предпосылкой, а позже и основой развития культуры, которая представила миру эталон прекрасного во всевозможных областях искусства: архитектуре, живописи, литературе, музыке, скульптуре, а также в спорте. Особым уважением и вниманием пользовались известные в те времена философы и ученые: Аристотель, Сократ, Платон, Евклид, Пифагор, Архимед.
Интересно, что греки попытались довести образовательную систему до совершенства, объединив нравственное и физическое воспитание в одной программе. Неразрывная связь физической культуры с развитием психологических и моральных качеств будущего гражданина полиса позволила воспитать нормальных полноценных людей.
В греческом обществе порицалось и осуждалось немощное и хилое тело, неграмотность и отсутствие музыкального слуха. Эллинский дух ярко воплощен в Олимпийских играх, которые стали проводиться в VIII-IV вв. до н.э.. По сути эти спортивные состязания являются торжеством физической культуры и интеллектуальных возможностей. Первоначально Олимпийские игры включали в себя не только спортивные соревнования, но также театральное действо и религиозные акты.
Афинское воспитание было основано на гармонии и единстве внутреннего мира и внешнего облика человека. Образовательная программа была нацелена на воспитание целостной, разносторонней личности. Физические упражнения помогали не только укрепить здоровье и повысить общий тонус человеческого организма. Военно-физическая подготовка помогала закалить также и боевой дух афинских юношей.
Олимпийские игры служили своего рода рычагом прогресса. Время проведения игр делало из Олимпии центр политической, экономической и культурной жизни Греции. Все разрозненные полисы сплачивались, прекращались все войны, приостанавливались осады. Агоны ярко демонстрировали физические и духовные возможности человека, красоту его тела.
Кроме спортсменов участие принимали также поэты и певцы, которые демонстрировали публике свое ремесло. Начиная с восемьдесят четвертых Олимпийских игр, в программу был включен конкурс искусств. Панэллинские игры были посвящены поэзии, музыке, пению, театру.
Пифийские игры проходили под покровительством бога Аполлона и прославляли его муз. Немейские и Истмийские игры, которым покровительствовал бог Посейдон, имели две официальные программы: атлетическую и музыкальную. Обязано это все той же идеализации человеческого развития, которое насквозь пронизывает всю жизнь греческого населения: гармоничное сочетание духовной и физической культуры.
Проводились все спортивные соревнования в Олимпии. Многие философы и ученые того времени откровенно сожалели, что награды удостаивались лишь спортсмены, которые проявили себя в физической культуре, а люди творческие (поэты, музыканты и другие) не получают наград и призов за свои достижения в искусстве.
Но нельзя сказать, что эллинская гармония и греческая атлетика были идеальны. До V в. до н.э. вся образовательная система Афин была подчинена гармонии духа и тела. Но правом на образование пользовались только граждане полиса, а в некоторых случаях, образование было доступно только богатым и знатным семьям.
topspinsport.ru
4. Особенности спартанской и афинской систем физического воспитания. Содержание античной гимнастики
Наивысшего развития физическая культура и спорт достигли в VIII – IV вв. до н.э. во время расцвета рабовладельческих отношений в Греции. В зависимости от экономического, политического и культурного развития, военной организации и системы воспитания в том или ином греческом государстве определялись задачи, средства, формы и методы физического воспитания. Наиболее типичными в этом отношении были Спарта и Афины.
Физическая культура Спарты, упорно державшейся за племенные традиции, достигла апогея в VI в. до н.э. Центральной задачей физического воспитания было формирование подрастающего поколения, способного победить в любых условиях, отважного, настойчивого и слепо подчиняющегося взрослым. Спартанец-отец должен был показать новорожденного ребенка совету старейшин. Растить его дальше разрешалось только в случае, если совет находил его жизнеспособным. Слабых детей сбрасывали в ущелье с горы Тайгет. Детей с рождения не пеленали, чтобы они выросли закаленными. Систему физического воспитания Спарты освещают заметки Платона (427 – 347 гг. до н.э.). Детей, достигших 7-летнего возраста, отнимали у родителей и передавали в распоряжение государственных воспитателей. Воспитатели закаляли детей, приучали переносить холод, голод, жажду, выносить боль, осуществляли общую физическую подготовку. В этих условиях к 14 годам каждый ребенок привыкал к физическим и душевным испытаниям и получал представление об основах гимнастики и орхестрики.
Чтобы убедиться в том, что дети растут удальцами, устраивались состязания перед открытыми могилами героев прошлого, воспитывая тем самым чувство ответственности перед свершениями предков. Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки в 15-летнем возрасте был выработан обычай — криптий. Он означал испытательный год, в течение которого 30-40 будущих посвящаемых проходили боевые учения в районе мятежных деревень. В ходе таких акций молодежь вместе с руководителем совершала ночные налеты, убивая и уводя намеченные жертвы. По истечении испытательного срока подростки попадали в группы эйренов. В основу их обучения были положены строевые занятия по овладению оружием, пятиборье, кулачный бой (спартанская гимнастика).
Достигших 20-летнего возраста снова подвергали испытаниям и переводили в группу эфебов. Систематическое военное обучение длилось до 30 лет. До достижения 20-летнего возраста девушек обучали, как и юношей, чтобы они в отсутствие мужчин обеспечивали порядок, а также для того, чтобы от них рождалось крепкое потомство. По иному осуществлялось физическое воспитание в Аттике с центром в Афинах. Воспитательная и образовательная системы в Афинах в V – VI вв. до н.э. не ограничивались только военно-физической подготовкой молодежи, как в Спарте, а давали разностороннее воспитание. Афиняне считали, что гармоническое развитие человека должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Дети до 7 лет воспитывались в семье под наблюдением раба или рабыни. После 7 лет девочки продолжали воспитываться дома, а юноши до 16 лет посещали государственную или частную школу. Они проходили обучение в мусической (от слова «муза»; давала умственное, эстетическое и нравственное воспитание) и гимнастической школах (гимнос – обнаженный). В гимнастических школах – палестрах (пале – борьба) – обучались с 12 лет, с 14 лет продолжали обучение в мусической школе.
С 16 – 18 лет юношей после гимнастических и мусических школ определяли в гимнасий. В Афинах было три гимнасии: Академия, Ликей и Киносарг, где помимо занятий физической культурой изучались политика, философия и литература.
С 18 лет молодых людей определяли в государственную военную организацию эфебию, где они несли военную службу.
В Древней Греции различали два метода применения физических упражнений: гимнастику, или общее физическое воспитание, и агонистику – специальную подготовку и участие в состязаниях. Гимнастика состояла из палестрики, орхестрики и игр. В палестрику входили разнообразные упражнения, обеспечивающие всестороннюю физическую подготовку. Основу палестрики составляло пятиборье (пентатлон), которое включало: бег на одну стадию – стадиодром (около 200 м), прыжки в длину, метание копья и диска, борьбу. В палестрику также входили: панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), плавание, кулачный бой, верховая езда, фехтование, стрельба из лука и др. В орхестрику входили различные ритуальные упражнения и танцы для развития пластики и грации, формирования осанки, красивых форм тела, красивых телодвижений, выполняемых обычно под музыку. Игры, в основном подвижные, использовались главным образом при занятиях с детьми. Были игры с мячом (сферистика), колесом, клюшкой, палкой, в кости, перетягивания, игры с преодолением сопротивления партнера, удерживанием равновесия, качели и др. С юных лет эллины познавали вкус победы в состязаниях. Одной из задач физического воспитания было привитие навыков борьбы, состязания в силе, ловкости, быстроте, выносливости. Этот подход лежал в основе стройной системы соревнований, которую греки называли агонистикой.
Агонистика распадалась на гимнастические игры и состязания, а также мусические соревнования (музыка, танцы, поэзия). Соревнования – агоны – проводились ежегодно во всех греческих полисах. Они были непременной частью любого праздника и всегда проводились в присутствии зрителей. Некоторые из агонов переросли местное значение и приобрели общегреческий – панэллинский – статус.
Древние греки были язычниками и посвящали агоны своим любимым богам. Из гимнастических агонов большой популярностью пользовались Истмийские игры (в Дельфах) в честь бога морей Посейдона, Панафинейские игры (в Афинах) посвящались богине Афине Палладе. Однако из всех игр наибольшее значение имели Олимпийские игры, проводившиеся в честь главного бога – Зевса Олимпийского.
Олимпийские игры проводились в Олимпии, расположенной в западной части Пелопоннесского полуострова. Здесь, у подножия горы Кронос, в долине реки Алфей, до сих пор зажигается олимпийский огонь современных Игр. Происхождение Олимпийских и других игр Древней Греции определялось материальными условиями жизни общества, его политическим, культурным, военным развитием. Одна из главных причин возникновения игр – потребность в воспитании воинов, демонстрация превосходства военной и аристократической знати в области военно-физической подготовки.
studfiles.net
4. Сравнительный анализ Спартанской и Афинской систем физического воспитания
Спарта: занимались исключительно военным делом, получали военно-физ. подготовку с раннего детства. Спартанец отец обязан был показать ребенка старейшинам, которые оставляли его в живых, если он был абсолютно здоров. До 7 лет — в семье воспитывались, где основное внимание уделялось закаливанию. После 7 лет — в специальных общественных домах, где разбив на группы, с ними занимались государственные воспитатели из вольных граждан. Воспитание было суровым. Ходили босиком и без верхней одежды. При упражнениях царапались, кусались и били друг друга ногами, это допускалось. Иногда провоцировались раздоры и драки. Каждый год завершался состязанием в беге, прыжках, метании копья и диска, при этом использовались различные мистификации. В 15 лет был обычай криптий (сокрытие). Группами из 30-40 человек проводились налеты на деревни, ночью. После 15 попадали в группу эйренов, здесь обучения: строевые занятия и овладевания оружием. Базу физ.подготовки составлял пентатлон и кулачные бои. В 20 — снова испытания, потом в группу эфебов. Систематически военное обучение до 30 лет. До 20 лет девушек подобно юношам. Когда мужчины уходили в походы, женщины охраняли правопорядок. Баба-мужик, сильные и крепкие. Спартанское воспитание направлено на улучшение военно-физ подготовки.
Афины. Имелась целая система различных школ. Мусические ( 7-15 мальчики обучались чтению, письму и т.д) Палестры (мальчики 12-16 лет занимались бегом, борьбой, метанием, гимнастическими упражнениями, плаванием). Занятия происходили параллельно, эти школы были частные, мальчики жили дома. Богатые дети в 16 лет отправлялись в гимназии ( физ.подготовка и философия). Военно-физическое воспитание заканчивалось в эфебии (после 18 лет), 3 года в лагере. В конечном счете каждый афинянин становился воином, но воспитание не столь разнообразно, как в Спарте. Родители много значат. Девочки обучались в основном ведению домашнего хозяйства
5. Гимнастика в древнегреческой системе физического воспитания.
Гимнастику, или общее физическое воспитание, и агонистику — специальную подготовку и участие в состязаниях. Гимнастика состояла из палестрики, орхестрики и игр. В палестрику входили разнообразные упражнения, обеспечивающие всестороннюю физическую подготовку. Основу палестрики составляло пятиборье (пентатлон), которое включало: бег на одну стадию — стадиодром (около 200 м), прыжки в длину, метание копья и диска, борьбу. В палестрику также входили: панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), плавание, кулачный бой, верховая езда, фехтование, стрельба из лука и др. В орхестрику входили различные ритуальные упражнения и танцы для развития пластики и грации, формирования осанки, красивых форм тела, красивых телодвижений, выполняемых обычно под музыку. Игры, в основном подвижные, использовались главным образом при занятиях с детьми. Были игры с мячом (сферистика), колесом, клюшкой, палкой, в кости, перетягивания, игры с преодолением сопротивления партнера, удерживанием равновесия, качели и др. С юных лет эллины познавали вкус победы в состязаниях. Одной из задач физического воспитания было привитие навыков борьбы, состязания в силе, ловкости, быстроте, выносливости. Этот подход лежал в основе стройной системы соревнований, которую греки называли агонистикой. Агонистика распадалась на гимнастические игры и состязания, а также мусические соревнования (музыка, танцы).
studfiles.net
Афинская система воспитания | Учитель немецкого
13 Октябрь 2016 admin Главная страница » Педагогика » Воспитание Просмотров: 1005С VII по IX века до н.э. в Древней Греции наибольшее влияние имели 2 города-полиса: Афины и Спарта. В каждом из них оформился собственный уклад жизни общества и своя система воспитания детей. Рассмотрим подробнее Афинскую систему воспитания. Несмотря на то, что афинская система воспитания канула в лету, у древних греков есть, чему поучиться.
Афинское общество
В Афинах социальное устройство имело черты демократии. Однако образование могли получить лишь дети обеспеченных родителей, поскольку школы были платными и частными. Дети малообеспеченных людей обучались ремеслу у своих родителей, которым зарабатывали всю жизнь. Дети рабов вообще не имели права на образование.
Афинская система воспитания
Основным принципом воспитания будущих афинских граждан являлась гармония между телесным и духовным развитием.
До 7 лет мальчики воспитывались в семье. Затем их отдавали в школу грамматиста, где изучались основы грамоты, математики. Чуть позже одновременно с первой посещали школу кифариста для занятий музыкой, пением, декламацией.
С 12 лет воспитание подростков продолжалось в школе палестра, где физическому воспитанию ребенка уделялось больше внимания, чем на низшей ступени образования, а также проводились беседы на темы политики и нравственности.
С 16 лет юноши переходили на средний уровень. В гимназиях, которые были государственными учебными заведениями, давали знания по философии, литературе, политике, продолжалось физическое развитие молодого человека.
Высшей ступенью образования и воспитания в древнегреческом обществе была эфебия, где, кроме прочего, изучалось правоведение и военное дело. По окончании полного курса такого обучения молодой человек считался полноправным гражданином.
Физическое воспитание детей и юношей
Физический труд был немыслим для богатых граждан, поэтому физическое развитие осуществлялось через гимнастические упражнения, которые на первом этапе преподавались в палестре педотрибом. К ним относились бег, борьба, прыжки, метание копья и диска. В процессе взросления воспитанников увеличивались нагрузки и сложность упражнений. Для укрепления духа соревнования с раннего возраста мальчики играли во все известные подвижные игры. С 18 лет спортивные упражнения постепенно заменяются военными. Последний год учебы посвящен прохождению службы на границе Афинского государства.
Женское воспитание полностью осуществлялось дома, поскольку женщины в древнегреческом обществе занимались лишь домашним хозяйством. Лишь единицы были знакомы с основами грамоты.
Древнегреческая культура во многом является базовой основой для последующей западноевропейской. Афинская система воспитания подтвердила свою состоятельность тем, что государство длительное время оставалось непобедимым, благодаря хорошо подготовленным воинам и образованным политикам.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку:
uchitel76.ru