В классификацию игр, как древнейшей формы организации физического воспитания, по двигательным навыкам входит: воспроизводство трудового процесса; обучение навыкам; владение навыками совместной деятельности, доминирования и подчинения; Важнейшая особенность физической культуры в первобытном обществе: Важнейшая особенность физической культуры в странах Древнего Востока: Охарактеризуйте физическую культуру в первобытном обществе. В 1861 году в Англии: |
test-the-best.ru
Сравнительный анализ Спартанской и Афинской систем физического воспитания
Предмет и задачи истории физической культуры. Методы изучения. Источники. Периодизация
ИФК изучает происхождение, закономерности и специфич. принципы развития ИФК. Включает в себя: историю и систему ФВ, историю ведущих идей, факторов, категорий и понятий в области ФК, историю методов, форм организации и средств ФВ, историю спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, историю ФО.
ИФК включает в себя знания из гражданской и военной истории, истории педагогики, культуры, медицины, ТиМФВ, спортивно-педагогический и медико-биологических дисциплин. В задачу предмета ИФК входит не только накопление и описание факторов из области ИФК, но и их интерпретация.
Ведущий метод познания истории ФК и спорта – исторический. И ее правомерно рассматривать как отрасль исторической науки. Специфика ИФК: она находится на стыке 2х наук – истории и ФК. Объектом науки истории в данном случае является ФК. Источники: официальный док-ты правительственных и неправительственных организаций, архивные материалы, летописи, письм.источники (книги, газеты, журналы), археологические и этнографические данные), памятники изобразительных искусств, кино и фотоматериалы.
Знание ФК позволяет лучше понять процессы, происходящие в физкультурном движении в наст. время, позволяет предвидеть тенденции его развития, прогнозировать его будущее. Структура: история ФК за рубежом, история Отечественной ФК, история международного спортивного движения. Периоды: первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический.
Возникновение и первоначальное развитие физической культуры в первобытном обществе.
Возникновение физической культуры историческая наука относит к начальному периоду развития первобытной общины. Самой ранней формой физического воспитания были коллективные игры, носившие натуралистический, подражательный характер. Они почти полностью повторяли трудовой процесс. Играя, первобытные люди учились охотиться, подражая действиям охотников. В этих играх использовались предметы охотничьего инвентаря и живые цели.
Позже, в связи с начавшимся разделением труда по возрастным и половым признакам, происходила дальнейшая эволюция игр. Они постепенно теряли подражательный характер, становились имитационными, символическими. Игры по-прежнему имитировали трудовой процесс, но живые цели заменялись движущимися мишенями — чучелами, мячами сделанными из шкуры животного и набитыми шерстью, а охотничий инвентарь заменялся специальным, игровым. Например, появилось копье с тупым наконечником, вместо палки стали использоваться клюшки и т.п. На последней ступени развития первобытного общества возникли игры, которые почти полностью абстрагировались от труда. Игравшие стали делиться на команды, появились специальные площадки для игр, совершенствовался игровой инвентарь. Игры стали регламентироваться простейшими правилами, появились спортивные судьи и зрители. Процесс развития физической культуры постепенно привел к выделению из игр и обособлению в качестве самостоятельных физических упражнений — бег, метание, прыжки, плавание и другие виды движений. Все они так или иначе были связаны с подготовкой членов общины к труду.
Возникли специальные приемы обучения физическим упражнениям подростков и молодежи, т.е. появилось физическое воспитание.
Сравнительный анализ Спартанской и Афинской систем физического воспитания
Спарта: занимались исключительно военным делом, получали военно-физ. подготовку с раннего детства. Спартанец отец обязан был показать ребенка старейшинам, которые оставляли его в живых, если он был абсолютно здоров. До 7 лет — в семье воспитывались, где основное внимание уделялось закаливанию. После 7 лет — в специальных общественных домах, где разбив на группы, с ними занимались государственные воспитатели из вольных граждан. Воспитание было суровым. Ходили босиком и без верхней одежды. При упражнениях царапались, кусались и били друг друга ногами, это допускалось. Иногда провоцировались раздоры и драки. Каждый год завершался состязанием в беге, прыжках, метании копья и диска, при этом использовались различные мистификации. В 15 лет был обычай криптий (сокрытие). Группами из 30-40 человек проводились налеты на деревни, ночью. После 15 попадали в группу эйренов, здесь обучения: строевые занятия и овладевания оружием. Базу физ.подготовки составлял пентатлон и кулачные бои. В 20 — снова испытания, потом в группу эфебов. Систематически военное обучение до 30 лет. До 20 лет девушек подобно юношам. Когда мужчины уходили в походы, женщины охраняли правопорядок. Баба-мужик, сильные и крепкие. Спартанское воспитание направлено на улучшение военно-физ подготовки.
Афины. Имелась целая система различных школ. Мусические ( 7-15 мальчики обучались чтению, письму и т.д) Палестры (мальчики 12-16 лет занимались бегом, борьбой, метанием, гимнастическими упражнениями, плаванием). Занятия происходили параллельно, эти школы были частные, мальчики жили дома. Богатые дети в 16 лет отправлялись в гимназии ( физ.подготовка и философия). Военно-физическое воспитание заканчивалось в эфебии (после 18 лет), 3 года в лагере. В конечном счете каждый афинянин становился воином, но воспитание не столь разнообразно, как в Спарте. Родители много значат. Девочки обучались в основном ведению домашнего хозяйства
megaobuchalka.ru
Развитие физической культуры в Древней Греции. Особенности спартанской и афинской систем физического воспитания рабовладельцев в классический период
Наивысшего развития физическая культура и спорт достигли в VIII – IV вв. до н.э. во время расцвета рабовладельческих отношений в Греции. В зависимости от экономического, политического и культурного развития, военной организации и системы воспитания в том или ином греческом государстве определялись задачи, средства, формы и методы физического воспитания. Наиболее типичными в этом отношении были Спарта и Афины. Физическая культура Спарты, упорно державшейся за племенные традиции, достигла апогея в VI в. до н.э. Центральной задачей физического воспитания было формирование подрастающего поколения, способного победить в любых условиях, отважного, настойчивого и слепо подчиняющегося взрослым. Спартанец-отец должен был показать новорожденного ребенка совету старейшин. Растить его дальше разрешалось только в случае, если совет находил его жизнеспособным. Слабых детей сбрасывали в ущелье с горы Тайгет. Детей с рождения не пеленали, чтобы они выросли закаленными. Систему физического воспитания Спарты освещают заметки Платона (427 – 347 гг. до н.э.). Детей, достигших 7-летнего возраста, отнимали у родителей и передавали в распоряжение государственных воспитателей. Воспитатели закаляли детей, приучали переносить холод, голод, жажду, выносить боль, осуществляли общую физическую подготовку. В этих условиях к 14 годам каждый ребенок привыкал к физическим и душевным испытаниям и получал представление об основах гимнастики и орхестрики. Чтобы убедиться в том, что дети растут удальцами, устраивались состязания перед открытыми могилами героев прошлого, воспитывая тем самым чувство ответственности перед свершениями предков. Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки в 15-летнем возрасте был выработан обычай криптий. Он означал испытательный год, в течение которого 30-40 будущих посвящаемых проходили боевые учения в районе мятежных деревень. В ходе таких акций молодежь вместе с руководителем совершала ночные налеты, убивая и уводя намеченные жертвы. По истечении испытательного срока подростки попадали в группы эйренов. В основу их обучения были положены строевые занятия по овладению оружием, пятиборье, кулачный бой (спартанская гимнастика). Достигших 20-летнего возраста снова подвергали испытаниям и переводили в группу эфебов. Систематическое военное обучение длилось до 30 лет. До достижения 20-летнего возраста девушек обучали, как и юношей, чтобы они в отсутствие мужчин обеспечивали порядок, а также для того, чтобы от них рождалось крепкое потомство. По иному осуществлялось физическое воспитание в Аттике с центром в Афинах. Воспитательная и образовательная системы в Афинах в V – VI вв. до н.э. не ограничивались только военно-физической подготовкой молодежи, как в Спарте, а давали разностороннее воспитание. Афиняне
считали, что гармоническое развитие человека должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Дети до 7 лет воспитывались в семье под наблюдением раба или рабыни. После 7 лет девочки продолжали воспитываться дома, а юноши до 16 лет посещали государственную или частную школу. Они проходили обучение в мусической (от слова «муза»; давала умственное, эстетическое и нравственное воспитание) и гимнастической школах (гимнос – обнаженный). В гимнастических школах – палестрах (пале – борьба) – обучались с 12 лет, с 14 лет и продолжали обучение в мусической школе.
С16 лет – 18 лет юноши после гимнастических и мусических школ определяли в гимнасии. В Афинах было три гимнасии: Академия, Ликей и Киносарг, где помимо занятий физической культурой изучались политика, философия и литература.
С 18 лет молодые людей определяли в государственную военную организацию, где они несли военную службу.
Содержание греческой гимнастики и агонистики.
В Древней Греции различали два метода применения физических упражнений: гимнастику, или общефизическое воспитание, и агонистику – специальную подготовку и участие в состязаниях.
Гимнастика состояла из палестики, орхестики и игр. В палестику входили разнообразные упражнения, обеспечивающие всестороннюю физическую подготовку. Основу палестики составляло пятиборье (пентатлон), которое включало: бег на стадию – стадиодром (около 200 метров), прыжки в длину, метание копья и диска, борьбу. В палестрику также входили: панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), плавание, кулачный бой, верховая езда, фехтование, стрельба из лука и др.
В орхестрику входили различные ритуальные упражнения и танцы для развития пластики и грации, формирования осанки, красивые формы тела, красивых телодвижений, выполняемых обычно под музыку.
Игры, в основном подвижные, использовались главным образом при занятиях с детьми. Были с мячом (сферистика), колесом, клюшкой, палкой, в кости, перетягивания, игры с преодолением сопротивления партнера, удерживанием равновесия, качели и др.
С юных лет эллины познавали вкус победы в состязаниях. Однако из задач физического воспитания было привитие навыков борьбы, состязания в силе, ловкости, быстроте, выносливости. Этот подход лежал в основе стройной системы соревнований, которую греки называли агонистикой.
Агонистика распадалась на гимнастические игры и состязания, а также мусические соревнования (музыка, танцы, поэзия).
Соревнования – агоны – проводились ежегодно во всех греческих полисах. Они были непременной частью любого праздника и всегда проводились в присутствии зрителей. Некоторые из агонов переросли местное значение и преобрели общегреческий – панэллинский – статус.
4. Особенности спартанской и афинской систем физического воспитания рабовладельцев в классический период. Содержание греческой гимнастики и агонистики.
Наивысшего развития физическая культура и спорт достигли в VIII — IV вв. до н.э. во время расцвета рабовладельческих отношений в Греции.
В зависимости от экономического, политического и культурного развития, военной организации и системы воспитания в том или ином греческом государстве определялись задачи, средства, формы и методы физического воспитания. Наиболее типичными в этом отношении были Спарта и Афины.
Физическая культура Спарты, упорно державшейся за племенные традиции, достигла апогея в VI в. до н.э. Центральной задачей физического воспитания было формирование подрастающего поколения, способного победить в любых условиях, отважного, настойчивого и слепо подчиняющегося взрослым. Спартанец-отец должен был показать новорожденного ребенка совету старейшин. Растить его дальше разрешалось только в случае, если совет находил его жизнеспособным. Слабых детей сбрасывали в ущелье с горы Тайгет. Детей с рождения не пеленали, чтобы они выросли закаленными. Систему физического воспитания Спарты освещают заметки Платона (427 — 347 гг. до н.э.). Детей, достигших 7-летнего возраста, отнимали у родителей и передавали в распоряжение государственных воспитателей. Воспитатели закаляли детей, приучали переносить холод, голод, жажду, выносить боль, осуществляли общую физическую подготовку. В этих условиях к 14 годам каждый ребенок привыкал к физическим и душевным испытаниям и получал представление об основах гимнастики и орхестрики.
Чтобы убедиться в том, что дети растут удальцами, устраивались состязания перед открытыми могилами героев прошлого, воспитывая тем самым чувство ответственности перед свершениями предков.
Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки в 15-летнем возрасте был выработан обычай — криптий. Он означал испытательный год, в течение которого 30-40 будущих посвящаемых проходили боевые учения в районе мятежных деревень. В ходе таких акций молодежь
вместе с руководителем совершала ночные налеты, убивая и уводя намеченные жертвы. По истечении испытательного срока подростки попадали в группы эйренов. В основу их обучения были положены строевые занятия по овладению оружием, пятиборье, кулачный бой (спартанская гимнастика).
Достигших 20-летнего возраста снова подвергали испытаниям и переводили в группу эфебов. Систематическое военное обучение длилось до 30 лет.
До достижения 20-летнего возраста девушек обучали, как и юношей, чтобы они в отсутствие мужчин обеспечивали порядок, а также для того, чтобы от них рождалось крепкое потомство.
По иному осуществлялось физическое воспитание в Аттике с центром в Афинах. Воспитательная и образовательная системы в Афинах в V — VI вв. до н.э. не ограничивались только военно-физической подготовкой молодежи, как в Спарте, а давали разностороннее воспитание. Афиняне считали, что гармоническое развитие человека должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Дети до 7 лет воспитывались в семье под наблюдением раба или рабыни. После 7 лет девочки продолжали воспитываться дома, а юноши до 16 лет посещали государственную или частную школу. Они проходили обучение в муси-ческой (от слова «муза»; давала умственное, эстетическое и нравственное воспитание) и гимнастической школах (гим-нос — обнаженный). В гимнастических школах — палестрах (пале — борьба) — обучались с 12 лет, с 14 лет продолжали обучение в мусической школе.
С 16 — 18 лет юношей после гимнастических и мусиче-ских школ определяли в гимнасий. В Афинах было три гимнасии: Академия, Ликей и Киносарг, где помимо занятий физической культурой изучались политика, философия и литература.
С 18 лет молодых людей определяли в государственную военную организацию эфебию, где они несли военную службу.
megaobuchalka.ru
Особенности спартанской и афинской систем физического воспитания рабовладельцев
Количество просмотров публикации Особенности спартанской и афинской систем физического воспитания рабовладельцев — 2132
Развитие физической культуры в Древней Греции.
в классический период
Наивысшего развития физическая культура и спорт достигли в VIII — IV вв. до н.э. во время расцвета рабовладельческих отношений в Греции.
Учитывая зависимость отэкономического, политического и культурного развития, военной организации и системы воспитания в том или ином греческом государстве определялись задачи, средства, формы и методы физического воспитания. Наиболее типичными в данном отношении были Спарта и Афины.
Физическая культура Спарты, упорно державшейся за племенные традиции, достигла апогея в VI в. до н.э. Центральной задачей физического воспитания было формирование подрастающего поколения, способного победить в любых условиях, отважного, настойчивого и слепо подчиняющегося взрослым. Спартанец-отец должен был показать новорожденного ребенка совету старейшин. Растить его дальше разрешалось только в случае, в случае если совет находил его жизнеспособным. Слабых детей сбрасывали в ущелье с горы Тайгет. Детей с рождения не пеленали, чтобы они выросли закаленными. Систему физического воспитания Спарты освещают заметки Платона (427 — 347 гᴦ. до н.э.). Детей, достигших 7-летнего возраста͵ отнимали у родителей и передавали в распоряжение государственных воспитателей. Воспитатели закаляли детей, приучали переносить холод, голод, жажду, выносить боль, осуществляли общую физическую подготовку. В этих условиях к 14 годам каждый ребенок привыкал к физическим и душевным испытаниям и получал представление об основах гимнастики и орхестрики.
Чтобы убедиться в том, что дети растут удальцами, устраивались состязания перед открытыми могилами героев прошлого, воспитывая тем самым чувство ответственности перед свершениями предков.
Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки в 15-летнем возрасте был выработан обычай — криптий. Он означал испытательный год, в течение которого 30-40 будущих посвящаемых проходили боевые учения в районе мятежных деревень. В ходе таких акций молодежь
вместе с руководителем совершала ночные налеты, убивая и уводя намеченные жертвы. По истечении испытательного срока подростки попадали в группы эйренов. В основу их обучения были положены строевые занятия по овладению оружием, пятиборье, кулачный бой (спартанская гимнастика).
Достигших 20-летнего возраста снова подвергали испытаниям и переводили в группу эфебов. Систематическое военное обучение длилось до 30 лет.
До достижения 20-летнего возраста девушек обучали, как и юношей, чтобы они в отсутствие мужчин обеспечивали порядок, а также для того, чтобы от них рождалось крепкое потомство.
По иному осуществлялось физическое воспитание в Аттике с центром в Афинах. Воспитательная и образовательная системы в Афинах в V — VI вв. до н.э. не ограничивались только военно-физической подготовкой молодежи, как в Спарте, а давали разностороннее воспитание. Афиняне считали, что гармоническое развитие человека должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Дети до 7 лет воспитывались в семье под наблюдением раба или рабыни. После 7 лет девочки продолжали воспитываться дома, а юноши до 16 лет посещали государственную или частную школу. Οʜᴎ проходили обучение в муси-ческой (от слова ʼʼмузаʼʼ; давала умственное, эстетическое и нравственное воспитание) и гимнастической школах (гим-нос — обнаженный). В гимнастических школах — палестрах (пале — борьба) — обучались с 12 лет, с 14 лет продолжали обучение в мусической школе.
С 16 — 18 лет юношей после гимнастических и мусиче-ских школ определяли в гимнасий. В Афинах было три гимнасии: Академия, Ликей и Киносарг, где помимо занятий физической культурой изучались политика, философия и литература.
С 18 лет молодых людей определяли в государственную военную организацию эфебию, где они несли военную службу.
referatwork.ru
Система физического воспитания в Афинах
Содержание
Введение
1. История становления Афин
2. Афинское общество и принципы воспитания
3. Система воспитания в Афинах
4. Система физического воспитания в Афинах
4.1 Физическое воспитание детей и юношей
4.2 Физическое культура в период завершения классической эпохи Афин
Заключение
Список литературы
Введение
Античная Греция вообще, и особенно Афины, служат ярким примером того, насколько сложен путь цивилизационного развития, как трудно было первобытному человеку избавиться от почти животного состояния и стать частью цивилизации.
Афинское государство развивалось, так же как и остальные, здесь нет никакого чуда. Просто сказался ряд благоприятных факторов, который сделал его эталоном. Расцвет Афин — это заслуга самих афинян, они достигли его повседневным трудом, широко внедряя в жизнь свои изобретения. Этот примитивный и легковерный поначалу народ своими руками создал ту цивилизацию, в которой живут сейчас европейские народы, которой не было равных на протяжении нескольких десятков веков и на которую равнялись многие народы мира.
Афины до сих пор являются объектом всестороннего изучения. В данной работе будет рассмотрена система физического воспитания и физкультуры Древних Афин.
1. История становления Афин
Афи́ны — столица Греции, нома Аттика и номархии (префектуры) Афин. Названы в честь богини Афины, которая была их покровителем. Афины имеют богатую историю; в классический период (V век до н. э) город-государство достигло вершины своего развития, определив многие тенденции развития позднейшей европейской культуры. Так с городом связаны имена философов Сократа, Платона и Аристотеля, заложивших основы европейской философии, трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида, стоявших у истоков драмы; политическим строем древних Афин была демократия.
Афины были важным городом на протяжении большого периода наивысшего расцвета греческой культуры. Во времена золотого века Греции (около 500 года до н.э. до 300 до н. э) был центром культуры и интеллигенции, и являлся колыбелью западной цивилизации. Именно идеи и практики Древних Афин, которые опираются и уходят корнями в культуру древнего города, мы называем сегодня — «западная цивилизация». После золотого века Афины по-прежнему оставались богатым городом и центром культуры и знаний до эпохи Римской империи.
Наивысший расцвет культуры произошел в условиях политического режима Афинской демократической республики. В этом смысле история Древних Афин уникальна и неповторима. Разложение родового строя и возникновение государства как такового в Спарте и Афинах относится к концу архаической эпохи (IХ-YIII вв. до н.е.). На рубеже VIII-VI вв. до н.е. в жизни племен, населяющих Южную часть Балканского полуострова, произошли крупные перемены. Увеличилось количество железных орудий, повысилась культура земледелия и ремесла, появилась своя письменность. Родовой строй уступал место классовому обществу. Все это свидетельствовало о начале новой эры в истории Древней Греции. Военная демократия явилась последней стадией родового строя. В эти времена населения Аттики делилось на филы (племена), фратрии и роды. Из-за долговой кабалы число полноправных членов рода, имеющих надел земли (клеры), постепенно уменьшилось. Земли многих общинников переходили в собственность родовой знати, которая эксплуатировала рабов, грабила соседние племена и занималась морским разбоем. Обездоленные общинники пополняли ряды батраков (фетов), нищих и бродяг. Имущественное неравенство еще более усилилось в конце периода военной демократии. Богатая верхушка родовой знати полностью контролировала деятельность патриархальных учреждений: из нее избирались военные вожди, знать подчинила себе совет старейшин, который формировался только из представителей знатных родов. Утратил реальную власть: базилевс (скипетродержатель), т.е. племенной царь, военачальник, главный жрец и судья. Племенная сходка — народное собрание — созывались в основном для одобрения криком решений Совета старейшин. Появление же частной собственности инициировало появление государства. Свободные граждане противостояли массе эксплуатируемых рабов. В результате глубоких изменений в греческом обществе VIII-XIX вв. до н.э. сформировались государства — полисы.
Таким городом-государством и стали Афины.
2. Афинское общество и принципы воспитания
Афинская демократия считается самой развитой формой демократического строя античных рабовладельческих государств. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода, начиная с реформ Солона.
В греческих полисах основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан. Кроме них в афинском обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана прежде всего для гражданина. Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя было записано в особом списке, ведущемся в демах. В такие списки заносились юноши и девушки, достигшие 18-летнего возраста.
Наиболее существенными правами гражданина были права на свободу и независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок и помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в Народном собрании и т.д. Гражданин был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис с оружием в руках, почитать отеческих богов.
Народное собрание было важнейшим государственным органом с широкими полномочиями. На нем принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними, избирались должностные лица, решались дела по продовольственному снабжению города, осуществлялся тщательный контроль за юношами, готовящимся получить гражданские права. Важнейшим делом было обсуждение и утверждение государственного бюджета. Каждый афинский гражданин имел право внести на обсуждение проект закона для того, чтобы привлечь к работе Народного собрания низший слой афинского гражданства, был принят закон, устанавливающий плату за посещение Народного собрания.
Наряду с Народным собранием действовал также и Совет 500. Важнейшими задачами Совета 500 были подготовка и организация работы Народного собрания и исполнение их функций в перерывах между заседаниями. В системе афинской демократии было множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутри самих Афин. Все магистратуры были коллегиальными, и возможность сосредоточения власти была исключена. В Афинах принята демократическая структура избрания: кроме военных магистратур, кандидаты на все другие должности избирались по жребию из представителей всех имущественных разрядов.
Афинская демократия заботилась об образовании и Воспитании граждан. Начиная с Перикла, т.е. с 40-30 гг. V в. до н.э., власти стали раздавать малоимущим гражданам специальные жетоны, по которым можно было пройти на театральное представление. Таким образом, афинская демократия базировалась на широком участии различных категорий граждан, обеспечивала ее общественную активность, создавала условия для развития политического самосознания афинского гражданина.
Однако и у афинской демократии существовали свои недостатки. Во-первых, афинская демократия была рабовладельческой, т.е. рабы, также как и метеки, постоянно живущие в Афинах, не имели гражданских прав и не принимали участия в управлении государством.
IV в до н.э. ознаменовался в Древней Греции, как век создания различных школ, хотя обучение стоило очень дорого. Например, обучение риторике, у виднейшего, наряду с Демосфеном, греческого оратора той эпохи, Сократа, стоило едва ли не дороже, чем обучение у софистов, и было доступно только состоятельной верхушке горожан. Все более многочисленные философские школы ориентировались также лишь на социальную элиту. Интенсивная интеллектуальная, творческая жизнь все больше сосредоточивалась на одном из полюсов общества. Характерно, что обращенное к широким массам искусство театра, получившее столь явное развитие в Афинах V в. до н.э., уже не играло в следующем столетии прежней социально — воспитательной роли. Трагедия переживала упадок, комедия претерпела существенные изменения. Но если поэзия спустилась с высот, достигнутых ею в Греции эпохи Перикла, то проза, напротив, поднялась на небывало высокий уровень. Ораторское искусство IV в. до н.э. вплоть до последних веков античности оставалось непревзойденным образцом литературного мастерства, правильности, чистоты и красоты стиля. Еще большее влияние оказала на последующие поколения, и не только в древности, философия IV в. до н.э., представленная именами Платона и Аристотеля.
Изобразительное искусство, особенно скульптуру, прославили в то время шедевры Праксителя и Скопаса, не уступавшие великим творениям Фидия, Поликлета Великолепный памятник античной культуры поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VI в. до н. э). Когда-то афинская молодежь заучивала их наизусть, что являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не только большое значения, как произведения искусства, им предавалось также важное государственное, социальное и нравственное значение. Эти поэмы о человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе и судьбе. Во все времена они читались, как глубоко современные.
Поэмы учат сп
www.studsell.com