Агностицизм в философии: Агностицизм. Большая российская энциклопедия

Содержание

Агностицизм. Большая российская энциклопедия

Агностици́зм (от греч. ἄγνωστος – непознаваемый), в широком смысле – философская установка, акцентирующая различные аспекты непознаваемости сущего. Термин введён в 1869 г. биологом и философом Т. Гексли под влиянием идей Д. Юма, И. Канта и У. Гамильтона. Гексли утверждал, что нельзя «считать достоверными недоказанные и недоказуемые выводы». Сам термин «агностицизм» был избран им для того, чтобы подчеркнуть несогласие с познавательным оптимизмом, разделяемым, как он считал, большинством христианских теологов. Поэтому агностицизм нередко трактуется как допущение невозможности достоверного знания о Боге (или богах) и «невидимом мире» и иногда (особенно в англо-американской литературе) неоправданно смешивается с атеизмом как отрицанием Божественного.

Обычно термин «агностицизм» применяется для характеристики европейских учений, хотя сходные мотивы обнаруживаются и в восточных философиях. Так, Конфуций воздерживался от суждений о бытии и человеческой природе; оставлял без ответа вопросы о сущности мира и души и основатель буддизма Будда Шакьямуни. Первые европейские философы более оптимистично смотрели на познавательные возможности человека. Но уже Гераклит говорил об «ускользании от познания», а Сократ возвёл знание о собственном незнании в философский принцип. Впрочем, его формулировки не исключали возможности достоверного знания вообще, а лишь ограничивали его. Подвижность этих границ создавала предпосылки для самых разных трактовок соотношения познаваемого и непознаваемого. Крайности представителей «академического» скептицизма, отрицавших возможность знания как такового, и абсолютного идеализма Г. В. Ф. Гегеля, допускавшего логическую прозрачность бытия и утверждавшего причастность человека к абсолютному знанию, лишь оттеняют более умеренные воззрения большинства европейских мыслителей. Ограниченность человеческого познания обычно связывалась ими с несовершенством или конечностью человека. При таком понимании сфера непознаваемого естественным образом совмещалась с всесовершенным и бесконечным бытием, Богом: место знания могла занимать вера или мистический опыт. Но в период господства христианской философии так и не было выработано единой позиции по вопросу о степени незнания человеком Бога. Так, Ансельм Кентерберийский пытался рационально обосновать даже таинства христианской веры, Фома Аквинский ограничивал возможности рационального богопознания уяснением основных атрибутов и действий Бога, а У. Оккам отрицал возможность доказать само бытие высшего существа. Сомнения относительно возможностей постижения Бога человеческим разумом в схоластике 13–14 вв. сменились противоположными настроениями в эпоху Возрождения. Их иллюстрируют работы Николая Кузанского, допускавшего рациональное прояснение любых христианских догматов. Однако само это прояснение Николай Кузанский (модифицируя идеи апофатического богословия Дионисия Ареопагита) называл «учёным незнанием» (docta ignorantia), трактовавшимся им как метод уподоблений и предположений («конъектур»).

Р. Декарт писал, что изучение познавательных способностей должно предшествовать исследованию вещей, Дж. Локк предпринял попытку определить границы человеческого разума, анализируя источники человеческих идей в опыте, а Д. Юм в своем проекте «истинной метафизики», освобождаясь от большинства скрытых догматических допущений, в значительной степени обесценивавших усилия его предшественников, пришёл к выводу о том, что человеческое познание заключено в довольно узкие границы: достоверное знание не выходит за пределы математики и метафизики, понимаемой им как «науки о человеческой природе». Юм не отрицал, что мы можем познавать внешний мир в опыте, однако он подчёркивал, что экспериментальные науки основаны на допущении единообразия природы (тождества прошлого и будущего), которое не может быть доказано ни a priori, ни a posteriori. Он считал, что указанное допущение вытекает из изначальной склонности нашего воображения и имеет характер веры, а не знания. Эта вера питает также убеждение человека в универсальности принципа причинности и в том, что мир материальных вещей существует независимо от сознания воспринимающего субъекта.

Критические начинания Р. Декарта, Дж. Локка и Д. Юма были продолжены И. Кантом, попытавшимся опровергнуть ряд юмовских умозаключений и расширить границы познаваемого. Кант хотел доказать (а не просто принять на веру) существование внешнего мира и законы причинности и сохранения материи, отмечая вместе с тем, что законы эти могут быть удостоверены только по отношению к миру «возможного опыта». Чувственный опыт, по Канту, и задаёт границы познаваемого, вещи вне опыта, «сами по себе», скрыты для нас. Эти выводы были поддержаны позитивистами 19 и 20 вв., заявлявшими о бессмысленности утверждений, выходящих за пределы чувственного опыта. Но позиция Канта имела и другие следствия. Ведь именно отсутствие тотального знания о бытии, пронизывающего всё логической необходимостью, обеспечивает возможность существования свободной, а значит, и моральной личности. Т. о., ограниченность человеческого познания является, по Канту, необходимым условием человечности как таковой. Кантовская позиция близка многим современным философам: характерно, например, что большинство представителей аналитической философии отождествляют познаваемость с удостоверенностью методами экспериментальных наук. В целом в конце 20 – начале 21 вв. наблюдается большое разнообразие мнений относительно познаваемости мира. См. Теория познания.

Васильев Вадим Валерьевич

Агностицизм как свобода познания | Блог 4brain

Агностицизм – весьма оригинальная философская концепция, которая позволяет объяснить все, что угодно, не объясняя, по сути, ничего. Согласно этой концепции, окружающую действительность невозможно познать полностью в принципе, потому что на пути к объективности всегда будет стоять человеческий фактор – субъективное восприятие исследователя.

Субъективность – это данность, предопределенная физическими возможностями исследователя и доступными ему средствами ведения исследований, которые также не могут быть совершенны, потому что тоже сделаны человеком.

С этих позиций никакая концепция, касающаяся устройства внешнего мира, не может быть полностью достоверной, и ни одну из них нельзя проверить настолько, чтобы установить окончательную истину. В то же время, ни одну концепцию внешнего мироустройства нельзя опровергнуть, потому что установить истину невозможно, а значит, потенциально истинным может оказаться любое утверждение.

Данный концептуальный подход в теории познания существует давно, однако сам термин «агностицизм» был предложен только в 1869 году ученым Томасом Генри Гексли. Различают философский, религиозный и научный агностицизм. Рассмотрим каждое из направлений.

Религиозный агностицизм

Наиболее яркое применение данной концепции мы видим в теологии. Агностик считает невозможным установить факт существования бога, равно как и опровергнуть факт его существования. Поэтому мыслящий человек может верить в бога только в рамках допущения возможности его существования, но никак не в качестве приверженца какой-либо религии со всеми ее догмами и ритуалами.

Догматизм любой религии противоречит убеждениям агностика о непознаваемости окружающего мира, поэтому любые приписываемые божествам сверхспособности не могут быть взяты на веру, равно как и не могут быть опровергнуты. Соответственно, требование соблюдения религиозных ритуалов тоже ничем не обосновано, и уж точно не может быть объяснено, почему они должны быть такими, а не какими-то другими.

Сам факт попыток навязать некие догматы недопустим с точки зрения агностицизма, потому что любые приводимые доказательства существования или отсутствия бога не могут быть достаточными и убедительными ввиду субъективности самого процесса познания. Более того, нужно считать недопустимым и аморальным само требование принимать что-либо на веру, не требуя логических доказательств. Другими словами, само по себе познание агностицизм не отрицает, однако указывает на его субъективность.

Такой подход позволил философам прошлого противопоставить агностиков и верующим, и атеистам, потому что и верующие, и атеисты высказывались однозначно либо «за», либо «против» факта существования бога, однако никто не готов допустить, что не может знать, так ли это. Заметим, что сторонников агностицизма среди философов достаточно много.

Философский агностицизм

Зачатки агностицизма можно увидеть еще в учениях античных философов. Так, древнегреческий философ Протагор (485-410 гг. до н.э.) утверждал, что, цитируем: «человек есть мера всех вещей». Т.к. все люди разные и воспринимают окружающий мир по-разному, объективная истина как таковая не может существовать в принципе. В том или ином аспекте агностицизм представители разных философских направлений – позитивизма,  эмпиризма, эволюционизма и других – использовали в своих учениях и в более поздние периоды.

Наиболее знаменитые философы-агностики:

  • Джордж Беркли (1685-1753).
  • Дэвид Юм (1711-1776).
  • Иммануил Кант (1724-1804).
  • Герберт Спенсер (1820-1903).

Остановимся подробнее на взглядах некоторых наиболее ярких представителей этого направления в философии.

Джордж Беркли

Джордж Беркли утверждал, что «бытие – это то, что воспринимается, либо тот, кто воспринимает». Таким образом, весь окружающий мир опосредован восприятием человека, и существует в сознании человека лишь в том виде, в каком его воспринимают люди.

Соответственно, любое познание окружающего мира опосредовано восприятием человек, а значит, не может быть абсолютным. Таким образом, единственной реальностью для человека может быть только его собственное сознание и восприятие окружающего мира.

Дэвид Юм

Дэвид Юм высказывал во многом похожие идеи. В своем «Трактате о человеческой природе» Юм уделяет много внимания теме достоверности знания как такового и возможности убедиться в правильности того или иного посыла. Это не означает тотальный скептицизм, однако указывает на необходимость зачистки познавательного пространства как первого шага к знанию, хотя бы относительному.

По Юму, любое знание строится на опыте, полученном путем чувственного восприятия, и дополняется собственными выводами человека, сделанными в процессе получения опыта. Таким образом, процесс познания всегда связан с определенными предположениями и даже фантазиями, которые не всегда можно проверить опытным путем.

Иммануил Кант

Иммануил Кант полагал, что окружающий мир существует как «вещь в себе», т.е. независимо от нашего сознания, воздействуя на человека и его органы чувств. Поэтому ключевым становится вопрос исследования самого разума и его границ, т.к. от этого напрямую зависит, возможно ли чистое знание и как возможно чистое знание.

Кант  считал, что, пока мы этого не поняли, мы не можем знать, насколько «вещь для нас» (то, что мы видим) похожа на «вещь в себе» (то, что существует в реальности). В этом и заключается агностицизм Канта, фактически занявшего позицию невозможности абсолютного знания до тех пор, пока неизвестны возможности человеческого разума.

Герберт Спенсер

Герберт Спенсер в своей работе «Основные начала» утверждает, что человек ничего не может знать о так называемой «последней реальности», т.е. той, которая выходит за рамки возможностей познания человеческим разумом на данном этапе.

Этим пользуется религия, объясняя различные явления с помощью домыслов и метафор, которые, опять же, не представляется возможным проверить ввиду ограниченности человеческой способности к познанию. Однако такая ограниченность возможностей познания отнюдь не означает отсутствие эволюции, прогресса человеческого общества, человеческой мысли и науки.

Таким образом, агностицизм в философии – это понимание, что человек не может ничего знать о боге и прочих явлениях, которые нельзя исследовать опытным путем. Подобный подход представляет ценность и для науки.

Научный агностицизм

Выше мы уже упомянули о том, что термин «агностицизм» был предложен в 1869 году ученым Томасом Генри Гексли (1825-1895), который, к слову, даже не был философом, а прославился своими научными трудами в области зоологии и сравнительной анатомии.

Причем этот термин родился в ответ на вопрос, относит ли себя ученый к атеистам или верующим. Гексли отнес себя к свободно мыслящим людям и заявил, что, цитируем: «человек не должен думать будто знает то, чего не имеет никаких научных оснований знать».

Термин «агностик» – это симбиоз древнегреческого α (альфа), что значит «без», и γνῶσις (гнозис), что значит «знание». Так кратко одним словом была обозначена суть целого направления в философии, науке и теологии. Элементы агностицизма можно обнаружить в работах целого ряда ученых, которые у большинства людей никак не ассоциируются ни с философией, ни с теологией.

Известные ученые-агностики:

  • Чарльз Дарвин.
  • Альберт Эйнштейн.
  • Нил Деграсс Тайсон.

Чарльза Дарвина и Альберта Эйнштейна к агностикам отнесли биографы, исследовавшие их жизнь и взгляды, а вот американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон сам себя отнес к последователям данного направления после того как его обвинили в атеизме.

Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн, помимо физики, живо интересовался философией науки. Он писал, что окружающий мир – это огромная вечная загадка, лишь отчасти доступная нашему восприятию и нашему разуму. Однако то, что окружающую действительность нельзя полностью упорядочить разумом, и есть великое чудо науки.

Такое понимание относительности человеческого знания, вероятно, и сделало возможным создание Эйнштейном теории относительности. Для великого ученого то, что нельзя было полностью упорядочить разумом, являлось вовсе не препятствием для ведения научных исследований, а вызовом, который следовало принять.

Чарльз Дарвин

Чарльз Дарвин не скрывал, что его отношение к религии и познанию менялось на протяжении жизни. Ему приписывают фразу, гласящую, что, цитируем: «нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни».

В то же время сам Дарвин подчеркивал, что не атеист в общепринятом понимании, т.е. не отрицает возможность существования бога. И считал, что разработанная им теория эволюции никак не противоречит его взглядам на религию и процесс познания. Более того, Дарвин писал, что «чем больше мы познаем законы природы, тем более невероятными становятся для нас чудеса».

Нил Деграсс Тайсон

Нил Деграсс Тайсон прославился инициативой изменить классификацию планет и уйти от простого подсчета и присвоения порядкового номера. По его мнению, планеты следует группировать по общим присущим им признакам: планеты земной группы, газовые гиганты и т.д. В каком-то смысле Тайсон стал «безбожником» даже в мире науки, замахнувшись на привычные всем устои.

Неудивительно, что его часто обвиняли чуть ли не во всех смертных грехах, в том числе и в атеизме. На это Тайсон отвечал, что он ученый и думает своей головой, поэтому ему больше подходит определение «агностик», т.е. человек, который, цитируем: «готов принять доказательства, если они есть». Видимо, это относится и к доказательствам существования бога, если таковые найдутся.

А теперь подытожим основные постулаты агностицизма:

  1. Любое знание относительно.
  2. Любое утверждение может оказаться истинным.
  3. Любое утверждение может оказаться ложным.

Так что же все-таки такое агностицизм – путь к свободе познания или пережиток прошлого? Скорее, это путь к свободе познания и новым открытиям, если принять относительность человеческого знания не как ограничитель, а как вызов для дальнейшего движения вперед. А еще это возможность поставить под сомнение практически достаточность и окончательность любого из ранее сделанных открытий, что, в свою очередь, открывает путь к новым научным свершениям.

Что ж, теперь можете проверить себя и узнать, насколько хорошо вы разобрались в агностицизме, исходя из материала статьи:

Кстати, если вас интересует тема познания, приглашаем на нашу программу «Когнитивистика. Развитие мышления», где вы освоите порядка двух десятков техник мышления.

Желаем вам новых знаний и впечатляющих открытий!

Ключевые слова:1Когнитивистика

Что такое агностицизм? проясните неправильные представления об этой философской позиции | Алехандро Бетанкур | ILLUMINATION

Что такое агностицизм? проясните неправильные представления об этой философской позиции | Алехандро Бетанкур | ОСВЕЩЕНИЕ | Медиум

ФИЛОСОФИЯ

Подскажу: они не сидят на заборе.

Алехандро Бетанкур.0008 21 апреля 2022 г.

Фото Тима Маршалла на Unsplash

Агностицизм — это идея о том, что невозможно узнать, существует ли Бог. Это философская позиция, утверждающая, что невозможно что-либо доказать о Боге.

Автор Алехандро Бетанкур

709 подписчиков

·Писатель для

Предприниматель, инвестор, коуч. Основал две венчурные фирмы. Отец-одиночка пишет о мышлении, философии и самосовершенствовании.

Другие работы Алехандро Бетанкура и ILLUMINATION

Алехандро Бетанкур

в

Через день ваша жизнь изменится навсегда: день, когда Хуан Пабло Медина потерял ногу

90 047 Невероятная история силы и стойкости.

·4 минуты чтения·24 марта 2022 г.

Тим Деннинг

в

Вот как попасть в 1% лучших в любой области (не будучи умным, сексуальным или неприлично богатым)

9 0006

Быть невозможным объяснить

·5 минут чтения·30 мая

Джерри Кешка

в

7 бесплатных курсов Гарвардского университета, которые изменят вашу жизнь

Не упустите возможность получить бесплатные знания в Гарвардском университете

· 4 мин. Чтение · 27 февраля

Alejandro Betancourt

в

Психология, стоящая за опасанием отказа и как его преодолеть

Не позволяйте отказу определять, кто вы.

·8 мин. чтения·27 августа 2022 г.

Просмотреть все от Алехандро Бетанкура

Рекомендовано Medium

JP Brown

Что на самом деле происходит с человеческим телом на глубинах Титаника

Миллисекунда за- Миллисекунда Объяснение

·4 минуты чтения·22 июня

Zulie Rane

in

Если вы хотите стать творцом, удалите все (кроме двух) платформы социальных сетей

90 047 В октябре 2022 г. в течение всего Фиаско Илона Маска, я наконец-то удалил Твиттер со своего телефона. Примерно в то же время я также вышел из…

·8 минут чтения·19 апреля

Списки

Хорошее мышление о продукте

11 историй·154 сохранения

Истории, которые помогут вам жить лучше

21 история·204 сохранения 9 0007

Некоторые из моих любимых личных эссе

17 историй·114 сохранений

Самосовершенствование 101

20 историй·217 сохранений

Неподобающее

10 секунд, которые закончились моим 20-летним браком

В Северной Вирджинии август, жарко и влажно.

Я до сих пор не принял душ после утренней пробежки. Я ношу свою домохозяйку…

·4 минуты чтения·16 февраля 2022 г.

Тим Андерсен, доктор философии.

в

Мы можем подвергнуть сомнению существование Вселенной

Как основатель квантовой физики и философ 18-го века представил вселенную, созданную ответами на вопросы

·9 мин чтения·4 дня назад

90 006 Джеймс Кассен

в

Дионис против Будды

Как ницшеанская духовность предлагает третий путь между просветлением и продажностью

·13 min read·Jan 18

Линда Кэролл

in

Никто на самом деле не говорит вам, что самое сложное в старении

Чем старше я становлюсь, тем больше я понять, насколько я не знать. Но одно я знаю точно.

·Чтение 7 мин.·29 мая

См. другие рекомендации

Статус

Карьера

Текст в речь

Значение Агностицизм и прагматизм

%PDF-1. 5 % 1 0 объект > >> эндообъект 7 0 объект /CreationDate (D:20200622120017+08’00’) /Creator (LaTeX с пакетом гиперссылки) /Ключевые слова (агностицизм; теизм; атеизм; религиозный язык; истина; смысл; прагматизм) /ModDate (Д:20200908122207+03’00’) /PTEX.Fullbanner (Это pdfTeX, версия 3.14159265-2.6-1.40.18 \(TeX Live 2017/W32TeX\) kpathsea версия 6.2.3) /Производитель (pdfTeX-1.40.18) /Предмет /Название (имеется в виду агностицизм и прагматизм) /В ловушке /Ложь >

> эндообъект 2 0 объект > транслировать приложение/pdf
  • Сами Пильстрём
  • В этой статье предлагается переосмыслить агностицизм, сделав шаг на метауровень, исследуя агностицизм не как эпистемологическую позицию в отношении выбора между теизмом и атеизмом, а как позицию по вопросу о когнитивной осмысленности и/или истинности религиозный дискурс. Утверждается, что этот «метауровень», означающий агностицизм, на самом деле может быть привлекательным выражением определенного религиозного отношения. В то время как прагматики, такие как Уильям Джеймс, утверждали, что (эпистемический) агностицизм практически сводится к атеизму, это означает, что агностицизм на метауровне может фактически быть прагматической позицией, сосредоточенной на нашем человеческом состоянии и его пределах. Также кратко рассматриваются дополнительные вопросы, такие как отношения между агностицизмом и спорами о теодизме и антитеодизме относительно проблемы зла и страдания.
  • Значение Агностицизм и прагматизм
  • 2020-06-22T12:00:17+08:00LaTeX с пакетом Hyperref2020-09-08T12:22:07+03:002020-09-08T12:22:07+03:00агностицизм; теизм; атеизм; религиозный язык; правда; значение; pragmatismpdfTeX-1.40.18FalseЭто pdfTeX, версия 3.14159265-2.6-1.40.18 (TeX Live 2017/W32TeX) kpathsea версия 6.2.3uuid:0dea3335-6f87-4e98-808d-abefb528e33fuuid:49 8f523d-cc88-44cf-8306-71756bdad4db конечный поток эндообъект 3 0 объект >
    эндообъект 4 0 объект > эндообъект 5 0 объект > эндообъект 6 0 объект > эндообъект 8 0 объект > эндообъект 90 объект > эндообъект 10 0 объект >> эндообъект 11 0 объект >> эндообъект 12 0 объект > эндообъект 13 0 объект > эндообъект 14 0 объект > эндообъект 15 0 объект > эндообъект 16 0 объект > эндообъект 17 0 объект >
    эндообъект 18 0 объект > /Граница [0 0 0] /С [0 1 1] /ПРИВЕТ /Прямо [75,539 757,64 207,3 793,648] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 19 0 объект > /Граница [0 0 0] /С [0 1 1] /ПРИВЕТ /Rect [474,736 757,64 519,737 793,648] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 20 0 объект > /Граница [0 0 0] /С [0 1 1] /ПРИВЕТ /Прямо [466,564 640,527 518,801 659.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *