Агония перед смертью что это такое: Статьи о ритуальных услугах, погребальных традициях и проведении похорон

Мозг занят — он умирает. Что видит и слышит человек в момент смерти? | Наука | Общество

Легенда гласит, что, находясь на смертном одре, знаменитый физиолог Иван Павлов созвал ближайших учеников и рассказывал им, собравшимся у постели, о своих ощущениях. Его свидетельства тщательно записывали, и это был последний эксперимент, проведённый великим русским учёным. Говорят, что прислуга вежливо сообщила очередному заглянувшему в дом посетителю: «Академик не сможет вас принять. Иван Петрович занят — он умирает».

Несмотря даже на такие самопожертвования во имя науки, у неё до сих пор нет внятного ответа на вопрос, что же испытывает человек в момент смерти. Тем не менее исследования на эту тему проводятся. Aif.ru рассказывает о некоторых.

«С умирающими надо разговаривать до конца»

Как недавно написало британское издание Mirror, международная группа учёных выяснила, какой орган чувств отказывает умирающему человеку в последнюю очередь. Это оказался слух. Мозг после смерти способен ещё какое-то время распознавать звуки вокруг, хотя тело уже перестало функционировать.

Исследование было проведено в 2020 году. Психологи из Университета Британской Колумбии (Канада) при помощи ЭЭГ измеряли электрическую активность в мозге 17 здоровых людей, 8 пациентов из хосписа и 5 человек, находящихся при смерти. Некоторые испытуемые прошли обе стадии эксперимента. Всем им включали короткие музыкальные композиции. В одной было всего пять повторяющихся нот, в другой постоянно менялась тональность.

Учёные установили, что сигналы мозговой активности у умирающих людей были аналогичны тем, которые наблюдаются у здоровых пациентов: приборы ЭЭГ во всех случаях фиксировали одинаковые импульсы. Иначе говоря, даже находясь в предсмертном состоянии, человек хорошо слышит, что происходит вокруг, и реагирует на эти звуки.

«Пока у нас нет ответа на вопрос, понимает ли человек при смерти то, что он слышит, или не понимает. Это остаётся загадкой, — призналась ведущий автор исследования Элизабет Блундон. — Но в то же время ясно, что с умирающими надо разговаривать до самого конца. Об этом хорошо знают медсёстры и врачи хосписов. Возможно, голоса близких приносят утешение умирающим в последние минуты их жизни».

Что происходит в мозге покойника?

Учёные давно подозревают, что человек после смерти может оставаться ещё… немного живым. На такую мысль их наталкивают и многочисленные рассказы людей, переживших клиническую смерть, и сам опыт наблюдения за покойниками. Бывали случаи, когда человек уже умер, но его грудная клетка ещё движется, создавая впечатление, будто он дышит. Причина в том, что нервная система ещё какое-то время «по инерции» посылает сигналы мышцам, управляющим дыханием. Или можно заметить, как после смерти тело дёргается пару секунд и в нём возникают спазмы. Затем мышцы расслабляются, возвращаясь в первоначальное состояние, и это может восприниматься как шевеление или подёргивание конечностей.

По медицинскому определению, смерть прежде всего связана с полной остановкой дыхания и кровообращения. Но на самом деле она может состоять из нескольких стадий и терминальных состояний. Когда процессы жизнедеятельности прекращаются, первыми умирают клетки нашего мозга, поскольку они наиболее чувствительны к нехватке кислорода. Но некоторые клетки периферической нервной системы могут оставаться жизнеспособными какое-то время.

Учёные из Каролинского института (Швеция), проведя исследования, пришли к выводу, что мозговая активность только что умершего человека сильно колеблется. То она близка к нулю, что фактически говорит о наступившей смерти, то вдруг подпрыгивает до значения, соответствующего состоянию бодрствования. А затем вновь падает. Что при этом происходит в мозге покойника? Никто не знает. Сказать он ничего не может, даже пошевелить бровью не в состоянии. Но вдруг он ещё о чём-то думает, вдруг переживает какие-то чувства?

«Единственные, кто может хоть что-то об этом рассказать — это те, кто пережил состояние, близкое к смерти, и вернулся к жизни, — говорит исследователь из Каролинского института Ларс Ульссон

. — Но маловероятно, что человек находится в сознании во время той активности мозга, которую мы отмечаем приборами».

Как считают учёные, эта посмертная активность мозга — последний импульс, который испускают его клетки. Он является реакцией на недостаток кислорода. Происходит мощный выброс нейромедиатора дофамина, возбуждаются зоны коры, ответственные за осознание собственного «Я», за озарения и переживания мистического опыта. Есть версия, что в процессе умирания наш мозг интенсивно вырабатывает эндогенный психоделик DMT, который вызывает галлюцинации.

Этим, по мнению физиологов, объясняются ощущения, о которых иногда рассказывают люди, пережившие клиническую смерть — чувство полёта, свет в конце туннеля, состояние эйфории и пр.

Похоже на сон или глубокую медитацию

В начале этого года ещё одна международная группа исследователей впервые представила непрерывную 15-минутную запись ЭЭГ умирающего мозга человека. Это был 87-летний мужчина, страдающий эпилепсией. Его сердце остановилось после неудачного падения, вызвавшего травму головы.

Врачи успели снять показания ЭЭГ до остановки сердца и после. Несмотря на резкий спад мозговой активности, вскоре после неё они наблюдали всплеск гамма-волн. Это состояние, говорят учёные, похоже на то, что мы переживаем во время сновидений или глубокой медитации. Поэтому они предположили, что в момент смерти мужчина вспоминал о важных событиях из своей жизни, видел какие-то визуальные образы. О таких ощущениях тоже часто сообщают люди, пережившие клиническую смерть.

«С помощью генерации колебаний, связанных с поиском памяти, мозг может воспроизводить последние воспоминания о важных жизненных событиях прямо перед смертью, — считает Аджмал Земмар

из Луисвиллского университета (США), ведущий автор исследования. — Это может изменить наши представления о том, когда заканчивается жизнь».

Авторы отмечают, что делать окончательные выводы о посмертной активности мозга рано — данных пока недостаточно, ведь в этом «исследовании» принимал участие один-единственный человек. Тем не менее они надеются, что их работа станет заделом для других исследователей, которые обратят внимание на изучение предсмертных и посмертных переживаний. К сожалению, серьёзных научных работ на эту тему очень мало.

А ведь это тот самый случай, когда результаты, полученные учёными, интересны не просто широким слоям населения — они касаются каждого. В самом деле, если мы будем знать, что смерть похожа на сон или медитацию, то и умирать, возможно, будет не так страшно?

Рядом с умирающим — Жизнь после смерти

  • 1. Последние часы умирающего
  • 2. Если близкий смертельно болен
  • 3. Переживания умирающего и тех, кто находится рядом

1. Последние часы умирающего
Когда священника приглашают прямо к умирающему; то при этом случается ему заметить нечто такое, чего не заметил бы он в другое время.
Последние часы умирающего часто представляют священнику поразительное и трогательное зрелище; эти часы с нравственной своей стороны могут обнимать все ступени возвышенного, страстного, низкого. Каждое состояние, каждый характер, каждая ступень образования бывают более или менее изумительны или по светлым чувствам или по тяжким мучениям души, усматривающей приближение смерти. Род болезни, возраст и пол, воспитание и должность, место, какое занимает каждый в обществе, тяжкое или свободное состояние духа – все это имеет влияние на последние часы и смерть человека, это такая катастрофа, которой самый высокий ум не может ни разгадать, ни отстранить ужасов ее. Все искусства цивилизации оставляют страждущую душу и ничего не умеют посоветовать ей в решительные часы, в которые только простота духа доставляет крепость и мужество.

Из книги “Православный священник при постели больных”, глава “Умирающий”

2. Если близкий смертельно болен.

 

Расшифровка видео священника Георгия Максимова.
Я хотел поговорить о такой ситуации, когда наш близкий человек заболел раком. Я не компетентен в том, что касается медицинской стороны вопроса, и об этом  говорить я не буду. Но я хотел говорить о том, что касается именно духовной стороны вопроса. Некоторые люди (или, может быть, многие, я не знаю) скрывают от своих близких их диагноз, либо же если не их диагноз, то реальное положение, насколько всё плохо. Может быть, некоторые не хотят, чтобы близкий человек, оказавшись в такой серьезной болезни, впал еще к тому же в уныние, может быть, кто-то не может набраться в себе просто сил сказать это.

Однажды меня пригласили к молодому человеку, болевшему раком, чтобы исповедовать и причастить его. И пригласившие меня люди сказали: «вы знаете, батюшка, врачи говорят, что ему осталось не больше двух дней, но мы просто не можем ему это сказать, скажите, пожалуйста, вы ему об этом!» И вот когда я вошел и прошел в комнату, где лежал этот молодой человек, который был очень истощённый и болезнью, и попытками лечения; мы начали разговаривать, я принял его исповедь, и я увидел, что этот человек, несмотря на очень тяжелое состояние, полон надежд выздороветь, полон планов о том, что он будет делать, когда он выздоровеет. И вот мне пришлось говорить ему о том, что на самом деле он не только не выздоровеет, но счёт уже идет на дни.

Но этому молодому человеку, по крайней мере, сказали, и по крайней мере, к нему пригласили священника, чтобы он мог исповедоваться и причаститься, подготовиться к смерти действительно по-христиански. Бывают, к сожалению, случаи, когда от человека скрывают до конца его состояние, и он умирает, так и не исповедовавшись, не причастившись. Если речь идёт о человеке, который регулярно исповедовался и причащался, если он непосредственно перед смертью не причастился, тут, можно сказать, ничего страшного. Но если речь идёт о человеке, который был, скажем так, за порогом Церкви, или только лишь на её пороге, но не пересекал его, и в этом состоянии ушёл, то это, конечно, самое-самое печальное для верующего родственника, что только может быть с его близким. И иногда спрашиваешь таких людей: «Ну а почему вы не сказали человеку?» Они говорят: «А мы надеялись, что Господь исцелит его, мы же молились об этом!» Молиться – это, конечно, хорошо, это правильно, однако любой человек рано или поздно умирает, любой наш близкий рано или поздно умрёт.

Мы, конечно, все надеемся, что мы, скажем так, уйдём раньше, чтобы не застать этого момента, но мы все прекрасно понимаем, что люди смертны, смерть ожидает каждого из нас. И самое главное, как мы её встретим, какими мы будем в момент смерти, какие будут у нас отношения с Богом в этот момент. Поэтому я могу сказать своё очень твёрдое убеждение, что нельзя скрывать от родственников их опасную болезнь, либо же их опасное состояние в этой болезни. И если есть угроза смерти, не нужно скрывать этого от человека, человек имеет право это знать.

В жизни каждого человека не так уж много крайне серьёзных вещей. Но завершение этой жизни – смерть, является вещью, о серьёзности которой для самого человека нет никаких сомнений. И если мы говорим о раке, то это ужасная болезнь, которая имеет огромное количество минусов, если можно так сказать. Единственный плюс у этой болезни, если можно так сказать, это то, что человек, который знает, что он, допустим, уже на последней стадии рака, и по медицинским показаниям нет надежды на исцеление, он может, по крайней мере, подготовиться к смерти.

Он может исправить в своей жизни всё то, что ещё не успел исправить, сделать то, что откладывал на потом. Эта болезнь позволяет ему это сделать, потому что человек находится в сознании, и нередко, несмотря на боли, все-таки может говорить и даже ходить, двигаться до определённой стадии болезни, в определенном состоянии.

Человек может уйти так, как он хочет, может подготовиться к своей смерти. Это касается очень многих вещей. Может примириться с теми, с кем не примирился, и самое главное, если он был далёк от Бога, он может прийти к Богу. Я такие примеры знаю, когда человек, который всю жизнь был атеистом, упорным атеистом, и уже ему за 80 или даже за 90 лет, он оказывается в тяжёлом состоянии неизлечимого рака, и близкий его, приезжая к нему, начинает говорить ему о Боге, и человек искренне принимает Бога, кается, исправляется, и хотя бы в последние дни своей жизни приносит Богу своё покаяние и исправление. Никто из нас, верующих воцерковлённых людей не хотел бы, чтобы наши неверующие близкие ушли без покаяния, без примирения с Богом.

И если мы скрываем от своих близких то, что смерть близко, мы лишаем их очень главного. Да, человек может быть в сильном стрессе, если он узнает про свой диагноз или про своё состояние, безусловно; но он имеет право знать. Это его жизнь, это то, что его жизни касается в самую первую очередь. Поэтому первое, что хочу сказать, что всё-таки нужно говорить, нужно быть честным с нашим близким, а его переживания и его стресс нужно помогать ему пережить вместе.

И второе, что хочу сказать. Если мы узнали, что у нашего близкого такой диагноз, а если это наш близкий далёк от Церкви, самое главное, что нужно делать – это говорить с ним о том, чтобы он пришёл к Богу, примирился с Богом. Молиться о его выздоровлении, безусловно нужно, но это не самое даже главное. Самое главное, чтобы он не ушёл без покаяния. И хотя я лично говорю, если ко мне приходят люди, у которых родственники их неверующие, – я не говорю, что там обязательно им что-то там так сказать, объясняйте, спорьте с ними, или ещё что-то. Я говорю, что пока человек жив, молитесь, ждите, пока может быть, человек будет готов открыт для этого, то есть действовать деликатно. Но если речь идет о смертельной болезни, в данном случае дело даже не только в раке, если речь идет о смертельной болезни, в данном случае дело даже не только в раке, — если речь идёт о смертельной болезни, – по моему убеждению, в этом случае нужно отбросить деликатность. Пусть даже и с дерзновением, пусть даже и с навязчивостью, но нужно в этом случае говорить, и говорить, и убеждать, и просить. И если наш близкий согласился: да, я готов поговорить со священником, да, я готов поисповедоваться, – не медлить, не откладывать, не откладывать на следующую неделю даже. Постараться завтра, а в некоторых случаях может быть и сегодня, если есть такая возможность, привести к нему священника. Мне кажется, это очень важно.

И не нужно бояться разговоров о смерти, потому что некоторые бояться говорить из-за суеверных причин, вот будто бы скажешь, и действительно человек умрёт, а если ты не скажешь, что он как будто будет жить вечно, ничего подобного. Я читал статью, в которой человек, который работает в хосписе, обращал внимание на то, что наоборот, люди страдающие от рака и понимающие, что их ждёт, нередко имеют желание обсудить это, поговорить с кем-то. А родственники наоборот: если больной начинает с ними говорить о смерти, они, наоборот, стараются перевести разговор на другую тему, но это совсем не помогает, получается, что человеку не с кем обсудить самое важное, что ему сейчас предстоит. Помню, меня пригласили поисповедовать человека, тяжело болеющего раком, и вот тот, кто меня пригласил, меня вёл к этому своему близкому человеку, мне, пока мы шли, сказал: батюшка, он не выздоровеет, врачи сказали, нет никакой надежды. Но когда мы с этим же человеком пришли к больному, то этот человек ему говорит: «О, привет, да ты сегодня лучше выглядишь, да мы там с тобой скоро на рыбалку поедем, давай поднимайся!» Я не осуждаю, я просто я понимаю, что этот человек не знает, как сказать, как найти слова. Конечно, я понимаю чувства этих родственников, я их нисколько не осуждаю. Им тяжело, они не знают, что сказать. Но я здесь могу вспомнить известную книгу – может быть, самую известную книгу отца Даниила Сысоева «Инструкция для бессмертных, или что делать, если вы всё-таки умерли». Мне кажется, вполне можно иметь в виду эту книгу, и в общем-то её можно читать не только людям, приближающимся к смерти, а вообще всем христианам её имеет смысл прочитать. Особенно она актуальна для тех людей, у которых есть угроза смерти. Если вдруг Господь даст исцеление этому человеку, продлит ему жизнь – такое возможно, такое бывает, у меня самого такое было, – слава Богу. Но если всё-таки наступит момент перехода из этой жизни, как можно не готовиться к этому самому важному моменту?

В заключение хочу рассказать историю одной женщины, её назвали Татьяна, я её знал лично. Она болела раком и умерла от этой болезни. Я не знал, что это случилось, мне позвонили, и человек незнакомый мне сказал, что Татьяна умерла, вот тогда-то будет отпевание, пожалуйста, приходите, она вас пригласила. Что значит «она меня пригласила»: она подготовила всё для своего погребения, она скопила заранее, заказала, оплатила – точнее, оставила распоряжения своим близким и конкретные суммы, и указала, в каком храме хотела бы, чтобы её отпели, кого пригласить, список имён с телефонами; где поминать; чем поминать, оплатила сами поминки. Разумеется, она как человек верующий, также и успела непосредственно перед смертью исповедоваться и причаститься, кроме этого, она сделала всё. Всё завершила, все свои дела, которые хотела завершить, и более этого – подготовила даже и само свое погребение, вплоть до того, что сама вышила себе подушку в гроб. И я вам скажу, что я ни у кого из мирян не видел так много людей на отпевании и похоронах, как у неё. Не знаю, как вас, а меня лично это очень впечатлило – то, с каким христианским спокойствием человек подготовился к своей смерти. Я это рассказал не в том смысле, что вот так нужно делать, а просто как пример того, что человек может правильно распорядиться знанием о своей скорой смерти, может распорядиться этим знанием так, как он сам хочет, и он имеет на это право, и лишать его права на это ни в коем случае нельзя.

3. Переживания умирающего и тех, кто находится рядом

Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии

Должен ли умирающий знать о том, что он умирает? Знание о близкой собственной смерти является серьезным стрессом для умирающего, однако в большинстве случаев – да, знать о приближающемся конце он должен. Исключением является выраженная реакция отрицания у больного: если он сам категорически не хочет ничего знать, не стоит навязывать ему это знание. И конечно, люди, которые в терминальной стадии (умирания) находятся под воздействием сильнодействующих препаратов или без сознания, могут умереть, не осознавая факта своего умирания.

Зачем человеку нужно знать о близком конце? Во-первых, это его жизнь, и он имеет право знать о том, что с ним происходит. Но важнее то, что знание об умирании дает человеку последнюю возможность сделать то, что он откладывал на последний момент – помириться с людьми, исправить то, что можно еще исправить. Знание о смерти дает возможность подготовиться к встрече с Богом: верующему человеку – исповедоваться, причаститься, а для далекого от Бога – приблизиться к Нему, поверить в Него, покаяться.

Есть одно важное правильно: больной и его семья должны знать о болезни в равной степени. Это объединяет родных, мобилизует семейные ресурсы и способствует проработке скорби у самого умирающего и его близких.

Задача тех, кто находится рядом с умирающим – не отвергать человека с его чувствами, поддержать, помочь справиться со страхом, печалью и чувством одиночества, возможно – вместе найти ответы на вопросы о смысле жизни, и главное — быть рядом до конца.

Для поддержки умирающего полезно знать динамику реакций человека на собственное умирание.

Психологические реакции умирающего можно разделить на 5 этапов (схема Элизабет Кюблер-Росс), которые в значительной степени пересекаются с фазами горевания об уже умершем.

  1. Отрицание болезни (анозогнозическая фаза).
  2. Протест (дисфорическая фаза).
  3. Торг (аутосуггестивная фаза).
  4. Фаза депрессии.
  5. Принятие смерти (апатическая фаза).

Каждая из этих фаз может длиться довольно долго, однако у некоторых больных те или иные этапы переживаний протекают совсем незаметно. Реакция людей уникальна. Один человек смиряется почти моментально, а другой растягивает принятие смерти на месяцы умирания.

Сначала больной отказывается принимать свою болезнь, не верит в смертельный диагноз. Эта реакция разума помогает ему выиграть время для формирования психологической защиты. Поэтому разумным будет не спорить с больным, не пытаться ему доказать опасность ситуации, лучше молчаливо согласиться с ним. Если эта фаза не затягивается, то она совершенно нормальна. Родственникам и тем, кто осуществляет уход за больным, не стоит форсировать события и пытаться просветить больного о болезни и прогнозах.

После того, как проходит достаточное время, и больной готов осознать свое состояние, у него появляется вопрос «Почему я?». Этот вопрос порождает возмущение и гнев – на окружающих, на здоровых людей, на бессильных врачей, даже на Бога. Фаза протеста предполагает выражение этих неразумных враждебных чувств вовне, и нельзя осуждать больного за такие реакции. Даже высказываемый ропот против Божией воли в такой момент не означает глобальный кризис веры: задавая вопрос «почему я», больной на самом деле не спрашивает об этом. По сути, говоря: «почему я?», человек думает: «как мне с этим справиться?», пытается понять, интуитивно нащупать выход из состояния паники и ужаса. Возмущение и недоумение – это защитные реакции. Выражая их словами, человек ищет точку опоры, пытается совладать с защитным гневом и страхом.

Потом наступает фаза «торга», когда человек пытается выторговать себе различные поблажки у близких и врачей (послабления режима, дополнительное обезболивающее, выполнение различных прихотей) и даже еще немного времени у Бога, давая ему различные обещания. У больного на этом этапе совладания с фактом своего неизлечимого заболевания резко сужается сознание, всё его внимание концентрируется на болезни и своем состоянии, а способность критически мыслить значительно ухудшается. Человек в этой фазе нередко хочет верить в чудесное выздоровление, тем самым он попадает в зону риска в плане мошенников: целителей, экстрасенсов, знахарей. Нужно оберегать больного от обращения к различным оккультистам, так как даже если он избежит шарлатанов – что вряд ли, и найдет реального колдуна, способного по наущению бесов временно отодвинуть смерть, «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16:26).

Постепенно самые яркие переживания притупляются, человека охватывает грусть и начинается фаза депрессии. Умирающий перестает активно сопротивляться самой мысли о болезни и смерти. Иногда больной реально пытается понять, чем же он это заслужил, и приходит к осознанию своей вины за какие-то события в жизни, тогда он может уклониться от спасительного покаяния, утонув в самобичевании.

Некоторые больные уже на этом этапе начинают оплакивать себя, своих близких из-за вынужденного расставания, саму свою жизнь. Такой человек может замкнуться в себе и своих переживаниях, любые попытки ободрить его будут вызывать недоумение и раздражение, он не способен воспринимать шутки и бодрый тон, ощущая личную катастрофичность происходящего как конец и бессмысленность всего вокруг. Плохо, когда близкие люди заранее «хоронят» больного и создают вокруг себя и него атмосферу безнадежности.

Тягостные переживания и нелюдимое, агрессивное, тревожно-отталкивающее поведение приводят к тому, что окружающие начинают избегать общения с больным. Это обусловлено их собственными защитными психическими механизмами. Наблюдение за чужими страданиями, сопереживание больному и так сильно выматывают человека, а если при этом приходится еще и мириться с постоянным негативизмом больного, не каждый человек способен выдержать такую эмоциональную нагрузку. Вдобавок у близких людей может возникнуть чувство вины за свою неспособность в полной мере помочь больному, разделить все его страдания, и порой и за мысли-пожелания больному более быстрой и легкой смерти. Необходимо преодолевать эти чувства и оказывать поддержку по мере своих сил. В этот период больной предельно нуждается в душевной теплоте, и даже простое присутствие рядом может быть полезным.

Несмотря на то, что больной может выдавать негативные реакции в адрес окружающих, ему обычно легче, когда кто-то рядом. Необходимо в такие моменты думать не исходя из своей гордыни, обижаясь на умирающего человека, а понимать, что его агрессия и пессимизм – следствие его тяжелого состояния. Нужно не обвинять его в душевной слабости, а пожалеть. По возможности желательно исполнять те желания больного, которые связаны с жизненной активностью: вывести в место, где он мечтает побывать, принести желанную книгу, накормить чем-то вкусным и т. п.

На финальном этапе принятия болезни наступает и принятие смерти. Это фаза называется апатической, потому что измученный болезнью человек впадает в состояние апатии, желает лишь отдохнуть и уснуть. Он прощается с жизнью и со своими желаниями. Многие больные на этой фазе находятся под постоянным воздействием обезболивающих, что оказывает сильное влияние на их состояние.

Бывает, что, приняв смерть, больной снова начинает отрицать ее на какое-то время, строить различные планы на будущее. Это проявление борьбы за жизнь естественно для агонии – финального процесса умирания.

В норме преодоление всех кризисных реакций в конце концов приводит к смирению с Божией волей. Но принятие своей тяжелой смертельной болезни — это динамический процесс, многие фазы которого связаны с ропотом на жизнь, на судьбу, на более благополучных людей, на самого Бога.

То, с каким настроением, в каком эмоциональном состоянии больной встречает свою болезнь и смерть, как он переносит боль, зависит от его духовного потенциала. Верующий человек будет прилагать все силы, чтобы смириться и принять происходящее без ропота (что вовсе не означает — сложить руки и умереть, ничего не делая). Вера позволяет не впасть в отчаяние, не поддаться унынию. Православный человек, даже узнав о приближающемся конце своей жизни, должен стремиться жить по совести: не озлобляться на окружающих, не завидовать более здоровым, а радоваться за них. Болезнь и скорую смерть принимать как неизбежность, а не как издевательство, в котором кто-то виноват.

Окружающим же людям стоит понимать, что если у человека не хватает душевных сил или веры на то, чтобы, даже будучи больным, оставаться добрым и терпеливым (если человек вообще когда-то был добрым и терпеливым), если человек в своей болезни становится невыносимым – это не повод бросить его на произвол судьбы.

Важно понимать, что негативные реакции (агрессия, сопротивление, проявляемая хитрость, отчуждение) несмотря на то, что они часто направлены на окружающих, на самом деле являются внутренними психическим процессами самого больного. Они являются естественными в ходе перестройки внутреннего мира больного, который старается совладать с ужасом перед болью, перед самой смертью, перед концом всего, и научиться жить (доживать) в новой реальности. Причем, страдания больного не только эмоциональные, часто умирающий человек испытывают сильную физическую боль или обессилен из-за своей болезни, и это усугубляет его негативное психическое состояние, провоцируя на негативные реакции.

Не нужно принимать агрессивные выпады на свой счет. Узнавший о смертельной болезни человек говорит и поступает из своего состояния огромной, удушающей боли. Он интуитивно пытается уменьшить эту боль, и его попытки не всегда разумны, оправданы, добры и конструктивны. Нельзя осуждать больного за подобное поведение, даже если оно неправильное, греховное. Господь учит нас ненавидеть грех, но любить самого человека. А смертельно больной особенно нуждается в сочувствии и поддержке.

Болезнь и приближающаяся смерть могут подтолкнуть человека к различным экзистенциальным вопросам – о смысле жизни, о Боге. Неверующие люди в болезни могут обрести Бога. Верующие – укрепить свою веру. Окружающие умирающего люди могут, испугавшись собственных переживаний, эмоционально отгородиться от страдающего, а могут научиться преодолевать свои страхи, не выгорая эмоционально, и поддерживать больного, не оставляя его наедине со своими страхами и с самой смертью. Все зависит от свободного выбора каждого человека.

Прежде чем я умру: Боль

Должен ли я умереть от боли?

P ain — наиболее распространенный симптом среди неизлечимо больных пациентов, и именно его они боятся больше всего. Эти опасения вполне обоснованы.

Исследования показали, что более половины больных раком, основная масса больных СПИДом, половина госпитализированных пациентов и треть обитателей домов престарелых неадекватно обезболивают в процессе болезни. По ряду причин больные раком женщины, представители меньшинств, дети и пожилые пациенты получают меньше обезболивающих средств, чем другие пациенты. Влияние на принятие решений в конце жизни значительно: почти 70 процентов американцев говорят, что подумали бы о самоубийстве, если бы у них была неконтролируемая боль, связанная с болезнью.

Страх зависимости необоснован

Лечение боли T стало трудной задачей для медицинского сообщества. Одним из наиболее стойких препятствий на пути к эффективному контролю боли было необоснованное убеждение, что введение пациентам наркотических болеутоляющих средств, таких как морфин, приведет к зависимости. За последние несколько лет это отношение изменилось как среди пациентов, так и среди врачей, но изменения происходят медленно.

Доктор Ричард Пейн, который руководит отделением лечения боли и симптомов в Онкологическом центре доктора медицины Андерсона в Хьюстоне и входил в состав комиссии частного сектора, разработавшей федеральные рекомендации по обезболиванию при раке, говорит, что риск того, что опиоиды превратят пациента в наркомана, составляет « практически ноль». Пациенты становятся физически зависимыми от морфина через несколько дней, если резко прекращают его прием. Но эксперты по боли сходятся во мнении, что у них не будет синдрома отмены, если прием препарата будет надлежащим образом снижен и прекращен.

Врачи сталкиваются с препятствиями

H Исторически практикующие врачи недолечивали боль, потому что они не были обучены распознавать и оценивать ее. В ходе опроса более 1000 врачей 75% из них, которые лечили больных раком в течение шести месяцев, признали, что недостаток знаний препятствует их способности контролировать боль.

Еще одно серьезное препятствие: врачи опасаются, что назначение наркотиков будет стоить им медицинской лицензии. Агентства по борьбе с наркотиками на уровне штата и на федеральном уровне активно контролируют рецепты на наркотики; по оценкам, ежегодно 100 врачей лишаются лицензии за чрезмерное назначение наркотиков. Большая часть врачей признает, что они недостаточно лечат пациентов от болевых симптомов, чтобы избежать проблем с законом.

Другие барьеры: убеждение как пациентов, так и врачей в том, что боль следует воспринимать как нормальную часть серьезного заболевания, такого как рак, и его лечения; и опасение, что слишком раннее введение лекарства снизит его последующую эффективность. Эксперты по обезболиванию говорят, что для большинства наркотиков не существует верхнего предела дозировки; у больных раком, например, то, что кажется толерантностью или снижением обезболивания при той же дозировке с течением времени, обычно является отражением прогрессирования заболевания.

У врачей нет единого мнения о том, как лечить боль. Преобладает недостаточное лечение, хотя большинство лечащих врачей в больницах согласны с тем, что иногда уместно облегчить страдания, когда это может привести к смерти пациента. Согласно статье в «Архивах внутренней медицины» за 1995 г., более трети опрошенных лечащих врачей и хирургов признали, что страх ускорить смерть пациента чаще всего является причиной недостаточного лечения боли. Тем не менее, три четверти этих врачей считают, что умирающие пациенты должны определить наилучший режим дозирования, чтобы контролировать свою боль.

Открытое обращение к боли

Д р. Кэтлин Фоули, заведующая центром боли и паллиативной помощи в Мемориальном онкологическом исследовательском центре Слоуна-Кеттеринга в Нью-Йорке, говорит, что для многих пациентов перспектива боли может быть такой же ужасной, как и сама болезнь. Доктор Фоли говорит, что у многих пациентов на поздних стадиях неизлечимой болезни симптом боли становится болезнью. Врачи «должны давать пациентам разрешение говорить о боли», спрашивая их об этом, говорит она. И пациенты должны признать, что они не должны испытывать боль, добавляет она.

Три года назад отделение медсестер в Sloan-Kettering стремилось разрушить барьеры на пути лечения боли, сделав его более заметным. Боль теперь считается пятым жизненно важным признаком, наряду с артериальным давлением, температурой, пульсом и состоянием дыхания, который заносится в медицинскую карту пациента. Пациентов просят два раза в день оценить свою боль по шкале от 0 до 10. Поставщик размещает эту оценку в медицинской карте рядом с врачами, медсестрами и социальными работниками, лечащими этого пациента. «Вам не нужно умирать, чтобы получить хороший контроль над болью; это должно быть до конца», — говорит Несса Койл, дипломированная медсестра, которая руководит программой поддерживающей терапии для отделения боли и паллиативной помощи в онкологической больнице.

Койл говорит, что спрашивать пациентов об их боли стало неотъемлемой частью прикроватной практики «точно так же, как вы спрашиваете пациента о тошноте и дефекации». Это важно для практикующих врачей и медсестер, а также для тех, кто проходит обучение. Фактически, всех пациентов, госпитализированных в Sloan-Kettering, теперь регулярно просят оценить их боль. Пациенты понимают, «что мы считаем боль очень важным и важным аспектом лечения», — говорит Койл. Повышение его авторитета в медицинском учреждении дало возможность пациентам выражать свои болевые симптомы; они учатся говорить, что это стреляет, горит или тупит. Это также облегчило врачам возможность оценивать и лечить боль и то, как она влияет на повседневную жизнь их пациентов. Как только пациенты оценивают свою боль, их спрашивают, как это влияет на их способность двигаться, ходить в туалет, есть и сидеть.

Распространение информации

T Больница также обращается к местному населению, чтобы помочь амбулаторным врачам адекватно реагировать на болевые симптомы у пациентов с запущенными стадиями рака или СПИДом. Перед выпиской пациентов из больницы Sloan-Kettering персонал отделения обезболивания и паллиативной помощи беседует с участковой медсестрой и лечащим врачом о лечении боли. В больнице также есть горячая линия для любого практикующего врача, которому требуется общий совет по лечению боли, даже для пациентов, не находящихся в больнице.

Между тем, эксперты по боли приветствуют действия Американской академии медицины боли и Американского общества боли, которые в марте опубликовали консенсусное заявление, рекламирующее использование опиоидов как «законную медицинскую практику» при симптомах хронической боли. Нет такого утверждения для заболеваний, не связанных с раком, и группы говорят, что нет оправдания недостаточному лечению боли. Руководящие принципы предназначены для того, чтобы вооружить врачей принципами, которым следует следовать, и призвать законодательные собрания штатов принять законы, которые не препятствуют медицинскому использованию опиоидов для лечения непреодолимой боли. Национальные группы по борьбе с болью надеются, что руководящие принципы будут приняты медицинскими советами штатов, которые, как правило, определяют уместность привычек, выписываемых врачами.

Уход за умирающими — Arnot Health

Процесс умирания — непростое время для тех, кто ухаживает за тяжелобольными. Мы надеемся, что эти предложения, мысли и идеи могут дать вам утешение и помочь утешить ваших близких.

  • Общение с любимым человеком
  • Будь чутким
  • Что не помогает
  • Варианты предложения
  • По мере приближения смерти
  • Скорбя о потере любимого

Общение с любимым человеком

Нам трудно разговаривать с неизлечимо больным человеком; особенно тот, у которого есть основания полагать, что он скоро умрет. Вот некоторые предложения, некоторые мысли, некоторые идеи, которые помогут вам начать работу:

  • Поговорите со своим близким, как вы говорили до того, как узнали, что он болен. Расскажите о своей любимой спортивной команде, новостях, церкви, друзьях и так далее.
  • Надежда важна. Поговорите с любимым человеком о завтрашнем дне, следующей неделе или следующем году.
  • Слушай любимого человека. Ей нужно поговорить с тобой.
  • Смейтесь с любимой, когда она смеется. Плачь, когда он плачет. Не бойтесь поделиться с любимым человеком своими чувствами — как вы относитесь к тому, через что он проходит.
  • Скажи: «Я люблю тебя». Он должен услышать это от вас. Ваш любимый человек хочет, чтобы вы знали, что он любит вас, и может говорить это довольно часто.
  • Свяжитесь с любимым человеком: посетите или позвоните, напишите или отправьте открытку. Не откладывай.

Будьте чувствительны к чувствам любимой

  • Если она говорит: «Мне нехорошо», не пытайтесь убедить любимую в обратном, говоря что-то вроде: «Но ты так хорошо выглядишь!» или «Ты слишком молод, чтобы быть таким больным».
  • Если он хочет поговорить о смерти, пусть это сделает ваш близкий. В конце концов, это будущее; это самое важное, чем он сейчас занимается.
  • Если это правда, что она умирает, не пытайтесь убедить любимую в обратном.
  • Если он умирает, помогите любимому человеку с любыми проблемами, которые могут у него возникнуть.
  • Если у нее возникнут вопросы типа: «Я умру от боли?» Пожалуйста, получите ответы вашего любимого.
  • Если его вера много значит для вашего близкого человека, у него могут возникнуть вопросы типа: «Что будет со мной после того, как я умру?» и «Увижу ли я снова свою семью и друзей?» Помогите своему близкому человеку ответить на них как можно лучше. Если не можете, позовите его служителя/священника/раввина.
  • Ваш любимый человек может захотеть принять участие в организации похорон. Спросите ее о похоронном бюро, церкви, кладбище. Ваш любимый человек может захотеть, чтобы друзья услышали любимые гимны.
  • Если он почувствует, что вот-вот умрет, и скажет вам, не говорите: «Нет, не умрешь».

Бесполезная информация

  • Не рассказывайте близкому человеку о том, как другие люди пережили то, через что он проходит.
  • Не говорите любимой, что она не должна себя жалеть.
  • Не спрашивайте любимого снова и снова, как он себя чувствует.
  • Не делайте ее болезнь центром вашего совместного времяпрепровождения.
  • Не говори любимому человеку: «Я знаю, что ты чувствуешь». Вы не знаете.
  • Действия часто говорят громче слов: Если у него нет заразной болезни, прикоснись к любимому человеку, возьми его за руку, обними любимого.
  • Не спрашивайте любимого человека: «Что я могу сделать?» Иногда она не может понять это.

Предложите любимому человеку варианты

  • Спросите любимого, можете ли вы пойти для него за покупками.
  • Если она может есть, принесите любимой немного еды (в одноразовых контейнерах).
  • Если он захочет, возьмите любимого человека с собой поесть или просто покататься, чтобы он мог осмотреть окрестности.
  • Семье вашего любимого человека нужно время, чтобы заняться своими делами. Будьте рядом с ними.
  • Предложите сходить с детьми на детскую площадку или на пляж.
  • Оставайтесь с любимым человеком, чтобы его супруга могла уйти.
  • Предложите выполнить поручения для семьи, чтобы они могли быть вместе.
  • Расскажите своему близкому человеку о группах поддержки для семьи или любимого человека. Она может уже знать о них или нет. Эта одна группа может иметь все значение в мире.

Наконец-то быть рядом с умирающими и их семьями очень помогает. Если время от времени ваши предложения и поддержка отклоняются, пожалуйста, не принимайте это на свой счет. Знайте, что ваша забота и забота ценятся. Попробуйте еще раз или выберите другой подход.

При приближении смерти

По мере приближения времени смерти вы заметите изменения в своем любимом человеке.
Будет меньше интереса к еде и питью. Для многих отказ от еды является признаком того, что они готовы умереть. Потребление жидкости может быть ограничено до такой степени, чтобы не было ощущения сухости во рту. Предложите, но не заставляйте любимого человека есть или пить.

Мочеотделение может уменьшиться. Это естественно. Если ваш близкий выражает желание помочиться и не может, предупредите медсестру.

По мере того, как тело ослабевает, ваш любимый человек будет все больше и больше спать и начнет отрываться от окружающей среды. Пусть он или она спит. Помните, что быть с любимым человеком важнее, чем делать для него.

Спутанность сознания может стать очевидной, поскольку для снабжения мозга доступно меньше кислорода. Вашего близкого человека могут беспокоить «странные» сны. По мере пробуждения от периодов сна напоминайте им дату и время, где они находятся, кто с ними. Не пытайтесь исправить их мечты.

Зрение и слух могут немного ухудшиться. Речь может стать трудной для понимания. Когда вы говорите, говорите четко, но не громче, чем необходимо.

Поддерживайте в палате столько света, сколько пожелает пациент, даже ночью. Помните, что слух, как правило, уходит последним, поэтому продолжайте делиться своими мыслями с любимым человеком.

Выделения могут скапливаться в задней части глотки и хрипеть или булькать, когда пациент дышит через рот. Они могут попытаться откашляться. Их рот и губы могут стать сухими. Положение человека на боку может способствовать оттоку выделений. Часто помогает увлажнение с помощью испарителя прохладного тумана. Очищение рта глицериновыми тампонами или небольшие глотки воды через соломинку могут уменьшить сухость во рту.

По мере того, как поступление кислорода в мозг уменьшается, ваш близкий человек может стать беспокойным — дергать одеяло, пытаться встать с постели. Вы можете заверить его спокойным голосом, что вы рядом. Мягкая музыка или поглаживание спины могут помочь ему успокоиться. Не позволяйте любимому человеку упасть, если он или она попытается встать с кровати.

Вашему близкому может быть жарко в одну минуту и ​​холодно в следующую, поскольку тело теряет способность контролировать свою температуру. По мере замедления кровообращения руки и ноги становятся холодными и синеватыми. Артериальное давление падает, а пульс учащается. Вы можете предоставлять и снимать одеяла по мере необходимости. Губка с прохладной тканью.

Сменить пропитанную потом одежду и белье.

Ваш близкий может потерять контроль над кишечником/мочевым пузырем. Держите под ним чукс или водонепроницаемые прокладки и меняйте их по мере необходимости, чтобы ему или ей было комфортно.
Дыхание может стать нерегулярным с периодами отсутствия дыхания или апноэ продолжительностью 20-30 секунд. Может показаться, что ваш любимый человек изо всех сил старается дышать, даже издавая стонущий звук. Стонущий звук — это просто звук воздуха, проходящего через очень расслабленные голосовые связки. Это указывает на то, что процесс умирания подходит к концу.

Скорбь о потере любимого человека

  • Почувствуйте свои эмоции . Самый здоровый способ справиться со своими эмоциями — чувствовать их, когда они возникают. Не пытайтесь отложить их. Они будут только усиливаться.
  • Выразите свою потерю . Дайте знать о своих чувствах. Это может помочь вам выздороветь быстрее и полнее.
  • Расскажите об этом . Часто эта потеря напоминает о других потерях. Расскажите и об этом.
  • Другое нормально . Вы можете вести себя по-другому в эти трудные времена. Все нормально. Это нормально.
  • Пусть вокруг вас сформируется чувство общности . Принимайте то, что предлагают другие, в знак уважения, что вы ценны для них. Позволив им помочь вам, вы поможете и им.
  • Ценю попытки помочь вам . У тех, кто пытается помочь вам, сложная роль. Они часто не знают, что сказать или что сделать. Будьте терпеливы с ними.
  • Прислушивайтесь к своим потребностям . Никто не понимает ваших потребностей, того, что происходит внутри вас, кроме вас самих. Позаботьтесь о себе с правильным питанием, питьем, отдыхом и физическими упражнениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *