Козлова С.А. Анализ причин проявления агрессивности у современных дошкольников
Одним из негативных проявлений поведения современных детей стала агрессивность. Конечно, нельзя сказать, что в прежние времена агрессивности в поведении детей не было. Однако сегодня число детей с такими проявлениями значительно возросло. В чем причина возникновения агрессии и почему дети так часто проявляют агрессивность?
В науке существует несколько подходов к объяснению природы агрессии.
В психоаналитическом подходе (З. Фрейд) агрессия рассматривается как порождение инстинкта борьбы, наряду с инстинктами жизни, эроса, смерти, разрушения. З. Фрейд, исследуя природу агрессии, предположил, что в человеке непрерывно вырабатывается агрессивная энергия, которую он периодически «выбрасывает», даже иногда без видимого повода.
В этологическом подходе (К. Лоренц) утверждается, что агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы и берет свое начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание.
Согласно ситуативной теории агрессии (Дж. Доллард) к агрессии всегда приводит фрустрация (помеха, раздражение), однако агрессия не всегда проявляется в отношении фрустратора. Часто из-за боязни наказания, сильной ответной реакции человек переносит свои агрессивные действия на другого человека или объекты, которые не могут ответить ему тем же. Н. Е. Миллер выдвинул систематизированную модель, объясняющую появление такого феномена. Он предположил, что подобное поведение агрессивного индивидуума обусловлено тремя факторами: силой побуждения к агрессии; силой факторов, тормозящих данное поведение; сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрирующим фактором.
Заслуживает внимания и теория социального научения агрессии (А. Бандура), которая утверждает, что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного всестороннего научения. Человек должен наблюдать за социальными формами проявления агрессии и усваивать их.
Мы выделили далеко не все, а лишь ведущие теории, объясняющие такое явление, как агрессия. Уже само появление таких теорий свидетельствует о серьезности и неоднозначности обсуждаемого явления, а в самих теориях содержится мысль о том, что агрессия заложена в человеке от рождения, а агрессивность как социальное качество приобретается ребенком очень рано, если у него есть возможность наблюдать ее проявления в окружающей жизни.
Следовательно, первая причина появления признаков агрессивного поведения у дошкольников лежит в природе социализации: наиболее экономный для ребенка путь социализации – подражание взрослому. Ребенок, видя агрессию у взрослых, подражает им. Агрессивность пока еще не является чертой характера ребенка, она взята им на вооружение как «подсмотренный» у взрослых способ поведения. Если на этом этапе агрессия не пресекается, если взамен ребенка не учат другим способам поведения, если, более того, она поддерживается взрослыми, то очень скоро ребенок начинает проявлять агрессивность осознанно.
Агрессия может возникать и как механизм самозащиты, как проявление страха или тревоги в тех случаях, когда ребенок видит реальную или мнимую опасность. Проявляя агрессивность, ребенок стремится защитить себя, оградить от того, с чем он по-другому не может справиться. У него создается иллюзия смелости. Согласно Э. Эриксону, враждебность и агрессивность связывается у ребенка с несформированностью на первом году жизни базисного доверия к миру. Степень развития чувства доверия к людям и к миру зависит от качества получаемой им материнской заботы. Полноценная материнская забота обеспечивает ребенку уверенность в себе, не боязнь проявлять инициативу, допускать ошибки и т. д. Если же ребенок не получает полноценной материнской заботы, то у него вырабатывается и закрепляется собственная защитная реакция в виде агрессивных форм поведения.
Одной из причин возникновения агрессии у детей, как считает А. Адлер, является стремление к преодолению чувства неполноценности, которое ребенок переживает довольно долго. Незрелость, несамостоятельность, неуверенность приводят к болезненному переживанию своего подчиненного положения, появляется стремление во что бы то ни стало достичь превосходства над более сильными и умелыми (над взрослыми). Конечно, это причина социально-педагогического порядка. Взрослые, которые не умеют или не хотят понять чувства ребенка, которые унижают его, показывают свое превосходство, стимулируют возникновение агрессивного поведения.
Агрессивность, если она и заложена в человеке как механизм защиты, может приобретать отрицательные или относительно положительные формы проявления в зависимости от той социальной среды, в которой растет и развивается ребенок, от характера социального опыта, который он приобретает, живя среди людей.
Некоторые авторы указывают на определенную зависимость агрессивности детей от структуры семьи, от складывающихся в ней взаимоотношений. Так, большой процент агрессивных проявлений можно наблюдать у детей из семей, где родители разводятся или уже разведены. Ребенок тяжело переживает эту ситуацию, он зачастую не понимает ее: почему он не должен больше встречаться с папой? Почему папа больше не приходит домой, не ходит с ним гулять и т. д.? Почему мама так плохо говорит о папе? Ни папа, ни мама не могут быть плохими для ребенка. В борьбе за свое право быть с двумя родителями ребенок и проявляет агрессию. При этом дети проявляют агрессивность не только и не столько по отношению к кому-то из родителей, сколько переносят ее на какие-то нейтральные вещи, события. Повышенной агрессивностью в подобных ситуациях отличаются мальчики. У мальчиков чаще, чем у девочек, возникает враждебность, неподчинение взрослым, что в дальнейшем может привести к асоциальному поведению.
Ребенок может проявлять агрессивность и в полной семье, но когда он не один, а есть другие, как правило, младшие дети. Внимание родителей к малышу вызывает ревность у ребенка, ему недостает тепла и ласки родителей.
Благоприятным условием возникновения и проявления агрессии у детей могут служить и слишком жесткие рамки, в которые ставят ребенка взрослые, требование безоговорочного подчинения, соблюдения дисциплины, когда послушание возводится в ранг ведущей линии поведения ребенка. Послушание, которое не обязательно принимается и осознается ребенком как благо для него, а послушание ради подчинения воле взрослого. В этом случае происходит постепенное накопление протеста, который когда-то обязательно проявится в агрессивной форме.
Обобщая все сказанное, можно выделить главную социальную причину проявления агрессии в дошкольном возрасте: неверное поведение взрослых по отношению к ребенку, при ребенке, когда взрослый демонстрирует агрессивность.Неверное поведение взрослых можно классифицировать так:
- уделяют мало внимания ребенку, порождая дефицит тепла и ласки;• не допускают проявления детьми ини циативы;
- в воспитании опираются на негативные методы жестокого или жесткого обращения с детьми;
- не проявляют к ребенку уважения, не учитывают его мнения и желания, унижают ребенка;
- требуют безоговорочного выполненияправил и требований без разъяснения их детям;
- не обучают ребенка неагрессивным способам поведения;
- поддерживают и поощряют агрессивные формы поведения.
Современные родители мало уделяют внимания ребенку. С одной стороны, они озабочены тем, чтобы ребенок был одет и обут, чтобы у него были «крутые» игрушки, не такие, как у всех, с другой – они не задумываются над развитием внутреннего мира ребенка, его интересах, потребностях, не внимательны к тому, какой социальный опыт приобретает малыш, какие способы поведения постепенно становятся для него привычными. Дети часто остаются наедине с телепередачами далеко не того качества и содержания, которое необходимо дошкольнику. Ребенок впитывает из таких передач негативные формы поведения и реагирования на события, с удовольствием копирует их в своей реальной жизни.
В психологии существуют методы, выясняющие степень агрессивности и некоторой коррекции ее: тестовые материалы, «стул размышлений», сказкотерапия и др. Однако этого бывает недостаточно, чтобы излечить ребенка от агрессии. Педагогические методы, такие как вовлечение детей в интересную деятельность, создание ситуаций, демонстрирующих ребенку уважение к нему, его мнению, исключение наблюдения отрицательных форм поведения и оценка их в случае, если ребенок все же может их наблюдать, обучение малыша способам положительного неагрессивного поведения, а главное, постоянное внимание родителей и воспитателей к внутреннему миру ребенка – все это дает основания предполагать, что степень агрессивности будет снижена, если не совсем исключена.
Современные представления о генетике агрессивного поведения | Давыдова
1. Albaugh M.D., Harder V.S., Althoff R.R., Rettew D.C., Ehli E.A., Lengyel-Nelson T., Davies G.E., Ayer L., Sulman J., Stanger C., Hudziak J.J. COMT Val158Met genotype as a risk factor for problem behaviors in youth. J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 2010;49(8):841-849. DOI 10.1016/j.jaac.2010.05.015.
2. Avinun R., Davidov M., Mankuta D., Knafo-Noam A. Predicting the use of corporal punishment: Child aggression, parent religiosity, and the BDNF gene. Aggress. Behav. 2018;44(2):165-175. DOI 10.1002/ab.21740.
3. Baron R., Richardson D. (Eds.) Human Aggression. New York: Plenum Publ., 1994. Russ. ed.: Baron R., Richardson D. Aggression. St. Petersburg: Piter Publ., 2001. (in Russian)
4. Beden O., Senol E. , Atay S., Ak H., Altintoprak A.E., Kiyan G.S., Petin B., Yaman U., Aydin H.H. TPh2 A218 allele is associated with suicidal behavior in Turkish population. Leg. Med. (Tokyo). 2016;21:15-18. DOI 10.1016/j.legalmed.2016.05.005.
5. Bereczki E., Branca R.M., Francis P.T., Pereira J.B., Baek J.H., Hortobágyi T., Winblad B., Ballard C., Lehtiö J., Aarsland D. Synaptic markers of cognitive decline in neurodegenerative diseases: a proteomic approach. Brain. 2018;141(2):582-595. DOI 10.1093/brain/awx352.
6. Blanco E.A., Duque L.M., Rachamallu V., Yuen E., Kane J.M., Gallego J.A. Predictors of aggression in 3.322 patients with affective disorders and schizophrenia spectrum disorders evaluated in an emergency department setting. Schizophr. Res. 2018;195:136-141. DOI 10.1016/j.schres.2017.10.002.
7. Bragin A.O., Saik O.V., Chadaeva I.V., Demenkov P.S., Markel A.L., Orlov Yu.L., Rogaev E.I., Lavrik I.N., Ivanisenko V.A. Role of apoptosis genes in aggression revealed using combined analysis of ANDSystem gene networks, expression and genomic data in grey rats with aggressive behavior. Vavilovskii Zhurnal Genetiki i Selektsii = Vavilov Journal of Genetics and Breeding. 2017; 21(8):911919. DOI 10.18699/VJ17.312. (in Russian)
8. Brevik E.J., van Donkelaar M.M., Weber H., Sánchez-Mora C., Jacob C., Rivero O., Kittel-Schneider S., Garcia-Martínez I., Aebi M., van Hulzen K., Cormand B., Ramos-Quiroga J.A., Lesch K.P., Reif A., Ribasés M., Franke B., Posserud M.B., Johansson S., Lundervold A.J., Haavik J., Zayats T. Genome-wide analyses of aggressiveness in attention-deficit hyperactivity disorder. Am. J. Med. Genet. B Neuropsychiatr. Genet. 2016;171(5):733-747. DOI 10.1002/ajmg.b.32434.
9. Butovskaya M.L., Lazebny O.E., Vasilyev V.A., Dronova D.A., Karelin D.V., Mabulla A.Z., Shibalev D.V., Shackelford T.K., Fink B., Ryskov A.P. Androgen receptor gene polymorphism, aggression, and reproduction in tanzanian foragers and pastoralists. PLoS One. 2015;10(8):e0136208. DOI 10.1371/journal.pone.0136208.
10. Calcagnoli F., de Boer S.F., Beiderbeck D.I., Althaus M. , Koolhaas J.M., Neumann I.D. Local oxytocin expression and oxytocin receptor binding in the male rat brain is associated with aggressiveness. Behav. Brain Res. 2014;261:315-322. DOI 10.1016/j. bbr.2013.12.050.
11. Cherepkova E.V., Aftanas L.I., Maksimov N., Menshanov P. Frequency of 3′ VNTR polymorphism in the dopamine transporter gene SLC6A3 in humans predisposed to antisocial behavior. Bull. Exp. Biol. Med. 2016;162(1):82-85. DOI 10.1007/s10517-016-3551-7.
12. Cherepkova E.V., Maksimov V.N., Aftanas L.I., Menshanov P.N. Genotype and haplotype frequencies of the DRD4 VNTR polymorphism in the men with no history of ADHD, convicted of violent crimes. J. Crim. Justice. 2015;43(6):464-469. DOI 10.1016/j.jcrimjus.2015. 10.002.
13. Cicchetti D., Rogosch F.A., Thibodeau E. The effects of child maltreatment on early signs of antisocial behavior: genetic moderation by tryptophan hydroxylase, serotonin transporter, and monoamine oxidase-a-genes. Dev. Psychopathol. 2012;24(3):907-928. DOI 10.1017/S0954579412000442.
14. Dmitrieva T.B., Shostakovich B.V. Aggression and Mental Health. St. Petersburg: Yuridichesky Center Publ., 2002. (in Russian)
15. Gansler D.A., McLaughlin N.C., Iguchi L., Jerram M., Moore D.W., Bhadelia R., Fulwiler C. A multivariate approach to aggression and the orbital frontal cortex in psychiatric patients. Psychiatry Res. 2009;171(3):145-154. DOI 10.1016/j.pscychresns.2008.03.007.
16. Georgiev A.V., Klimczuk A.C.E., Traficonte D.M., Maestripieri D. When violence pays: a cost-benefit analysis of aggressive behavior in animals and humans. Evol. Psychol. 2013;11(3):678-699.
17. Gorodetsky E., Carli V., Sarchiapone M., Roy A., Goldman D., Enoch M.A. Predictors for self-directed aggression in italian prisoners include externalizing behaviors, childhood trauma and the serotonin transporter gene polymorphism 5-HTTLPR. Genes Brain Behav. 2016;15(5):465-473. DOI 10.1111/gbb.12293.
18. Guan X., Dong Z.Q., Tian Y.Y., Wu L.N., Gu Y. , Hu Z.Q., Zhang X. Lack of association between brain-derived neurotrophic factor Val66Met polymorphism and aggressive behavior in schizophrenia. Psychiatry Res. 2014;215(1):244-245. DOI 10.1016/j.psychres.2013.10.017.
19. Gurskaya I.Y. Methodological problems in the research of aggressive behavior. Uchenye Zapiski Pedagogicheskogo Instituta Saratovskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Ser. Psychologiya. Pedagogica = Scientific Reports of the Chernyshevskiy Pedagogical Institute, Saratov State University, Ser: Psychology. Pedagogics. 2008;1(34):13-17. (in Russian)
20. Gusev E.I., Konovalova A.N., Skvortsova V.I., Geht A.B. Neuro logy: The National Guide. Moscow: GJeOTAR-Media Publ., 2009. (in Russian)
21. Gutzler S.J., Karom M., Erwin W.D., Albers H.E. Arginine-vasopressin and the regulation of aggression in female Syrian hamsters (Mesocricetus auratus). Eur. J. Neurosci. 2010;31(9):1655-1663. DOI 10.1111/j.1460-9568.2010.07190.x.
22. Hemmings S.M.J., Xulu K., Sommer J. , Hinsberger M., MalanMuller S., Tromp G., Elbert T., Weierstall R., Seedat S. Appetitive and reactive aggression are differentially associated with the STin2 genetic variant in the serotonin transporter gene. Sci. Rep. 2018;8: 6714. DOI 10.1038/s41598-018-25066-8.
23. Holz N., Boecker R., Buchmann A.F., Blomeyer D., Baumeister S., Hohmann S., Jennen-Steinmetz C., Wolf I., Rietschel M., Witt S.H., Plichta M.M., Meyer-Lindenberg A., Schmidt M.H., Esser G., Banaschewski T., Brandeis D., Laucht M. Evidence for a sex-dependent MAOA × Childhood stress interaction in the neural circuitry of aggression. Cereb. Cortex. 2016;26(3):904-914. DOI 10.1093/cercor/bhu249.
24. Hong C.J., Liou Y.J., Tsai S.J. Effects of BDNF polymorphisms on brain function and behavior in health and disease. Brain Res. Bull. 2011;86(5-6):287-297. DOI 10.1016/j.brainresbull.2011.08.019.
25. Hovey D., Lindstedt M., Zettergren A., Jonsson L., Johansson A., Melke J., Kerekes N., Anckarsäter H., Lichtenstein P. , Lundström S., Westberg L. Antisocial behavior and polymorphisms in the oxytocin receptor gene: findings in two independent samples. Mol. Psychiatry. 2016;21(7):983-988. DOI 10.1038/mp.2015.144.
26. Hygen B.W., Belsky J., Stenseng F., Lydersen S., Guzey I.C., Wichstrøm L. Child exposure to serious life events, COMT, and aggression: Testing differential susceptibility theory. Dev. Psychol. 2015; 51(8):1098-1104. DOI 10.1037/dev0000020.
27. Ilchibaeva T.V., Tsybko A.S., Kozhemyakina R.V., Naumenko V.S. Expression of apoptosis genes in the brain of rats with genetically defined fear-induced aggression. Molecular Biology (Moscow). 2016;50(5):719-724. DOI 10.1134/S0026893316030079.
28. Jager A., Amiri H., Bielczyk N., van Heukelum S., Heerschap A., Aschrafi A., Poelmans G., Buitelaar J.K., Kozicz T., Glennon J.C. Cortical control of aggression: GABA signalling in the anterior cingulate cortex. Eur. Neuropsychopharmacol. 2017. DOI 10.1016/j.euroneuro.2017.12.007.
29. Kazantseva A. V., Khusnutdinova E.K. Genes vs Environment, or What Controls Our Behavior. Ufa: Bashkirian State University, 2017. (in Russian)
30. Kiive E., Laas K., Vaht M., Veidebaum T., Harro J. Stressful life events increase aggression and alcohol use in young carriers of the GABRA2 rs279826/rs279858 A-allele. Eur. Neuropsychopharmacol. 2017;27(8):816-827. DOI 10.1016/j.euroneuro.2017.02.003.
31. King A.R., Ratzak A., Ballantyne S., Knutson S., Russell T.D., Pogalz C.R., Breen C.M. Differentiating corporal punishment from physical abuse in the prediction of lifetime aggression. Agress. Behav. 2018;44(3):306-315. DOI 10.1002/ab.21753.
32. Koh K.B., Kim C.H., Choi E.H., Lee Y.J., Seo W.Y. Effect of tryptophan hydroxylase gene polymorphism on aggression in major depressive disorder and undifferentiated somatoform disorder. J. Clin. Psychiatry. 2012;73(5):e574-e579. DOI 10.4088/JCP.11m07342.
33. Kretschmer T., Vitaro F., Barker E.D. The association between peer and own aggression is moderated by the BDNF Val-Met polymorphism. J. Res. Adolesc. 2014;24(1):177-185. DOI 10.1111/jora.12050.
34. Laas K., Kiive E., Mäestu J., Vaht M., Veidebaum T., Harro J. Nice guys: Homozygocity for the TPh3 –703G/T (rs4570625) minor allele promotes low aggressiveness and low anxiety. J. Affect Disord. 2017;215:230-236. DOI 10.1016/j.jad.2017.03.045.
35. Lee R., Ferris C., Van de Kar L.D., Coccaro E.F. Cerebrospinal fluid oxytocin, life history of aggression, and personality disorder. Psychoneuroendocrinology. 2009;34(10):1567-1573. DOI 10.1016/j. psyneuen.2009.06.002.
36. Lopez-Castroman J., Jaussent I., Beziat S., Guillaume S., Baca-Garcia E., Genty C., Olié E., Courtet P. Increased severity of suicidal behavior in impulsive aggressive patients exposed to familial adversities. Psychol. Med. 2014;44(14):3059-3068. DOI 10.1017/S0033291714000646.
37. MacKenzie A., Quinn J. A serotonin transporter gene intron 2 polymorphic region, correlated with affective disorders, has allele-dependent differential enhancer-like properties in the mouse embryo. Proc. Natl. Acad. Sci. USA. 1999;96(26):15251-15255.
38. Malik A.I., Zai C.C., Berall L., Abu Z., Din F., Nowrouzi B., Chen S., Beitchman J.H. The role of genetic variants in genes regulating the oxytocin-vasopressin neurohumoral system in childhood-onset aggression. Psychiatr. Genet. 2014;24(5):201-210. DOI 10.1097/YPG.0000000000000044.
39. Meyer-Bahlburg H.F.L. Sex chromosomes and aggression in humans. In: Brain P.P., Benton D. (Eds.) The Biology of Aggression. Rockville: MD, 1981;109-123.
40. Mick E., McGough J., Deutsch C.K., Frazier J.A., Kennedy D., Goldberg R.J. Genome-Wide Association Study of proneness to anger. PLoS One. 2014;9(1):e87257. DOI 10.1371/journal.pone.0087257.
41. Miczek K.A., de Almeida R.M., Kravitz E.A., Rissman E.F., de Boer S.F., Raine A. Neurobiology of escalated aggression and violence. J. Neurosci. 2007;27(44):11803-11806. DOI 10.1523/JNEUROSCI.3500-07.2007.
42. Nagata T., Kobayashi N., Shinagawa S., Yamada H., Kondo K., Nakayama K. Plasma BDNF levels are correlated with aggressiveness in patients with amnestic mild cognitive impairment or Alzheimer disease. J. Neural. Transm. (Vienna). 2014;121(4):433-441. DOI 10.1007/s00702-013-1121-y.
43. Pappa I., St Pourcain B., Benke K., Cavadino A., Hakulinen C., Nivard M.G., Nolte I.M., Tiesler C.M., Bakermans-Kranenburg M.J., Davies G.E., Evans D.M., Geoffroy M.C., Grallert H., GroenBlok huis M.M., Hudziak J.J., Kemp J.P., Keltikangas-Järvinen L., McMahon G., Mileva-Seitz V.R., Motazedi E., Power C., Raitakari O.T., Ring S.M., Rivadeneira F., Rodriguez A., Scheet P.A., Seppälä I., Snieder H., Standl M., Thiering E., Timpson N.J., Veenstra R., Velders F.P., Whitehouse A.J., Smith G.D., Heinrich J., Hypponen E., Lehtimäki T., Middeldorp C.M., Oldehinkel A.J., Pennell C.E., Boomsma D.I., Tiemeier H. A genome-wide approach to children’s aggressive behavior: The EAGLE consortium. Am. J. Med. Genet. B Neuropsychiatr. Genet. 2015;171(5):562-572. DOI 10.1002/ajmg.b.32333.
44. Pardini D.A., Raine A., Erickson K., Loeber R. Lower amygdala volume in men is associated with childhood aggression, early psychopathic traits, and future violence. Biol. Psychiatry. 2014;75(1):73-80. DOI 10.1016/j.biopsych.2013.04.003.
45. Parrott A.M., Mathews M.B. Novel rapidly evolving hominid RNAs bind nuclear factor 90 and display tissue-restricted distribution. Nucleic Acids Res. 2007;35(18):6249-6258. DOI 10.1093/nar/gkm668.
46. Popova N.K., Ilchibaeva T.V., Naumenko V.S. Neurotrophic factors (BDNF and GDNF) and the serotonergic system of the brain. Biochemistry (Moscow). 2017;82(3):308-317. DOI 10.1134/ S0006297917030099.
47. Qadeer M.I., Amar A., Mann J.J., Hasnain S. Polymorphisms in dopaminergic system genes; association with criminal behavior and selfreported aggression in violent prison inmates from Pakistan. PLoS One. 2017;12(6):e0173571. DOI 10.1371/journal.pone.0173571.
48. Ragozinskaya V.G. Features of EEG spectral power in autoaggression. Izvestiya Vysshih Uchebnykh Zavedenij. Uralskij Region = Proceedings of Higher Educational Institutions. Ural Region. 2015; 2:97-104. (in Russian)
49. Rajender S., Pandu G., Sharma J.D., Gandhi K.P., Singh L., Thangaraj K. Reduced CAG repeats length in androgen receptor gene is associated with violent criminal behavior. Int. J. Legal Med. 2008; 122(5):367-372. DOI 10.1007/s00414-008-0225-7.
50. Rautiainen M.R., Paunio T., Repo-Tiihonen E., Virkkunen M., Ollila H.M., Sulkava S., Jolanki O., Palotie A., Tiihonen J. Genomewide association study of antisocial personality disorder. Transl. Psychiatry. 2016;6(9):e883. DOI 10.1038/tp.2016.155.
51. Rosstat: Russian Federal State Statistics Service. 2017. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ (in Russian)
52. Rujescu D., Giegling I., Mandelli L., Schneider B., Hartmann A.M., Schnabel A., Maurer K., Möller H.J., Serretti A. NOS-I and -III gene variants are differentially associated with facets of suicidal behavior and aggression-related traits. Am. J. Med. Genet. B Neuropsychiatr. Genet. 2008;147B(1):42-48. DOI 10.1002/ajmg.b.30569. S
53. chlomer G.L., Cleveland H.H., Vandenbergh D.J., Feinberg M.E., Neiderhiser J.M., Greenberg M.T., Spoth R., Redmond C. Developmental differences in early adolescent aggression: a gene × environment × intervention analysis. J. Youth Adolesc. 2015;44(3):581-597. DOI 10.1007/s10964-014-0198-4.
54. Schlüter T., Winz O., Henkel K., Eggermann T., Mohammadkhani-Shali S., Dietrich C., Heinzel A., Decker M., Cumming P., Zerres K., Piel M., Mottaghy F.M., Vernaleken I. MAOA-VNTR polymorphism modulates context-dependent dopamine release and aggressive behavior in males. Neuroimage. 2016;125:378-385. DOI 10.1016/j.neuroimage.2015.10.031.
55. Siddiqui T.J., Tari P.K., Connor S.A., Zhang P., Dobie F.A., She K., Kawabe H., Wang Y.T., Brose N., Craig A.M. An LRRTM4-HSPG complex mediates excitatory synapse development on dentate gyrus granule cells. Neuron. 2013;79(4):680-695. DOI 10.1016/j. neuron. 2013.06.029.
56. Singh J.P., Volavka J., Czobor P., Van Dorn R.A. A meta-analysis of the Val158Met COMT polymorphism and violent behavior in schizophrenia. PLoS One. 2012;7(8):e43423. DOI 10.1371/journal. pone.0043423.
57. Stochholm K., Bojesen A., Jensen A.J., Juul S., Gravholt C.H. Criminality in men with Klinefelter’s syndrome and XYY syndrome: a cohort study. BMJ Open. 2012;2:e000650. DOI 10.1136/bmjopen- 2011-000650.
58. Takeuchi H., Tomita H., Taki Y., Kikuchi Y., Ono C., Yu Z., Sekiguchi A., Nouchi R., Kotozaki Y., Nakagawa S., Miyauchi C.M., Iizuka K., Yokoyama R., Shinada T., Yamamoto Y., Hanawa S., Araki T., Hashizume H., Kunitoki K., Sassa Y., Kawashima R. Cognitive and neural correlates of the 5-repeat allele of the dopamine D4 receptor gene in a population lacking the 7-repeat allele. Neuroimage. 2015; 110:124-35. DOI 10.1016/j.neuroimage.2015.01.053.
59. Tielbeek J.J., Johansson A., Polderman T.J.C., Rautiainen M.R., Jansen P., Taylor M., Tong X. , Lu Q., Burt A.S., Tiemeier H., Viding E., Plomin R., Martin N.G., Heath A.C., Madden P.A.F., Montgomery G., Beaver K.M., Waldman I., Gelernter J., Kranzler H.R., Farrer L.A., Perry J.R.B., Munafò M., LoParo D., Paunio T., Tiihonen J., Mous S.E., Pappa I., de Leeuw C., Watanabe K., Hammer schlag A.R., Salvatore J.E., Aliev F., Bigdeli T.B., Dick D., Faraone S.V., Popma A., Medland S.E., Posthuma D. GenomeWide As sociation Studies of a broad spectrum of antisocial behavior. JAMA Psychiatry. 2017;74(12):1242-1250. DOI 10.1001/jamapsychiatry.2017.3069.
60. Tielbeek J.J., Medland S.E., Benyamin B., Byrne E.M., Heath A.C., Madden P.A., Martin N.G., Wray N.R., Verweij K.J. Unraveling the genetic etiology of adult antisocial behavior: a genome-wide association study. PLoS One. 2012;7(10):e45086. DOI 10.1371/journal. pone.0045086.
61. Tiihonen J., Rautiainen M.R., Ollila H.M., Repo-Tiihonen E., Virkkunen M., Palotie A., Pietiläinen O., Kristiansson K., Joukamaa M., Lauerma H., Saarela J. , Tyni S., Vartiainen H., Paananen J., Goldman D., Paunio T. Genetic background of extreme violent behavior. Mol. Psychiatry. 2015;20(6):786-792. DOI 10.1038/mp.2014.130.
62. Tkachenko O.N. Genetic correlations of a person’s aggression: literature review. Socialno-Ecologicheskie Tekhnologii = Environment and Human: Environmental Studies. 2016;3:68-86. (in Russian)
63. Tuvblad C., Narusyte J., Grann M., Sarnecki J., Lichtenstein P. The genetic and environmental etiology of antisocial behavior from childhood to emerging adulthood. Behav. Genet. 2011;41(5):629-640. DOI 10.1007/s10519-011-9463-4.
64. Tyuzikov I.A., Kalinchenko S.Yu., Vorslov L.O., Tishova Yu.A. Vasopressin: nonclassical effects and the role in the development of age-related diseases. Effectivnaya Pharmacotherapiya = Effective Pharmacotherapy. 2015;26:38-50. (in Russian)
65. United Nations Office on Drugs and Crime “UNODC”: Reports on world crime trends. 2017. Available at: https://www.unodc.org/docu ments/data-and-analysis/statistics/crime/reports-on-worldcrime-trends. html
66. Vaillancourt K.L., Dinsdale N.L., Hurd P.L. Estrogen receptor 1 promoter polymorphism and digit ratio in men. Am. J. Hum. Biol. 2012; 24(5):682-689. DOI 10.1002/ajhb.22297.
67. Van Donkelaar M.M.J., Hoogman M., Pappa I., Tiemeier H., Buitelaar J.K., Franke B., Bralten J. Pleiotropic contribution of MECOM and AVPR1A to aggression and subcortical brain volumes. Front. Behav. Neurosci. 2018;12:61. DOI 10.3389/fnbeh.2018.00061.
68. Van Ijzendoorn M.H., Belsky J., Bakermans-Kranenburg M.J. Serotonin transporter genotype 5HTTLPR as a marker of differential susceptibility? A meta-analysis of child and adolescent gene-by-environment studies. Transl. Psychiatry. 2012;2:e147. DOI 10.1038/tp.2012.73.
69. VanNess S.H., Owens M.J., Kilts C.D. The variable number of tandem repeats element in DAT1 regulates in vitro dopamine transporter density. BMC Genet. 2005;6:55. DOI 10.1186/1471-2156-6-55.
70. Vermeersch H., T’sjoen G., Kaufman J.M., Van Houtte M. ESR1 polymorphisms, daily hassles, anger expression, and depressive symptoms in adolescent boys and girls. Horm. Behav. 2013;63(3):447453. DOI 10.1016/j.yhbeh.2012.11.017.
71. Viding E., Blair R.J., Moffitt T.E., Plomin R. Evidence for substantial genetic risk for psychopathy in 7-year-olds. J. Child Psychol. Psy chiat- ry. 2005;46(6):592-597. DOI 10.1111/j.1469-7610.2004.00393.x.
72. Wagner S., Baskaya Ö., Dahmen N., Lieb K., Tadić A. Modulatory role of the brain-derived neurotrophic factor Val66Met polymorphism on the effects of serious life events on impulsive aggression in borderline personality disorder. Genes Brain Behav. 2010;9(1):97-102. DOI 10.1111/j.1601-183X.2009.00539.x.
73. Waleewong O., Laslett A.M., Chenhall R., Room R. Harm from others’ drinking-related aggression, violence and misconduct in five Asian countries and the implications. Int. J. Drug Policy. 2018;56:101-107. DOI 10.1016/j.drugpo.2018.03.015.
74. Waller R., Corral-Frías N.S., Vannucci B., Bogdan R., Knodt A.R., Hariri A.R., Hyde L.W. An oxytocin receptor polymorphism predicts amygdala reactivity and antisocial behavior in men. Soc. Cogn. Affect Neurosci. 2016;11(8):1218-1226. DOI 10.1093/scan/ nsw042.
75. Wendland J.R., Martin B.J., Kruse M.R., Lesch K.P., Murphy D.L. Simultaneous genotyping of four functional loci of human SLC6A4, with a reappraisal of 5-HTTLPR and rs25531. Mol. Psychiatry. 2006;11(3):224-226. DOI 10.1038/sj.mp.4001789.
76. Wersinger S.R., Ginns E.I., O’Carroll A.M., Lolait S.J., Young W.S. Vasopressin V1b receptor knockout reduces aggressive behavior in male mice. Mol. Psychiatry. 2002;7:975-984. DOI 10.1038/sj.mp. 4001195.
77. Willour V.L., Seifuddin F., Mahon P.B., Jancic D., Pirooznia M., Steele J., Schweizer B., Goes F.S., Mondimore F.M., Mackinnon D.F., Bipolar Genome Study Consortium, Perlis R.H., Lee P.H., Huang J., Kelsoe J.R., Shilling P.D., Rietschel M., Nöthen M., Cichon S., Gurling H., Purcell S., Smoller J.W., Craddock N., DePaulo J.R., Schulze T.G., McMahon F.J., Zandi P.P., Potash J.B. A genome-wide association study of attempted suicide. Mol. Psychiatry. 2012;17(4):433-444. DOI 10.1038/mp.2011.4.
78. Willour V.L., Zandi P.P., Badner J.A., Steele J., Miao K., Lopez V., MacKinnon D.F., Mondimore F.M., Schweizer B., McInnis M.G., Miller E.B., Depaulo J.R., Gershon E.S., McMahon F.J., Potash J.B. Attempted suicide in bipolar disorder pedigrees: evidence for linkage to 2p12. Biol. Psychiatry. 2007;61(5):725-727. DOI 10.1016/j. biopsych.2006.05.014.
79. Yang L., Wang F., Wang M., Han M., Hu L., Zheng M., Ma J., Kang Y., Wang P., Sun H., Zuo W., Xie L., Wang A., Yu D., Liu Y. Association between oxytocin and receptor genetic polymorphisms and aggression in a northern Chinese Han population with alcohol de pendence. Neurosci. Lett. 2017;636:140-144. DOI 10.1016/j.neulet. 2016.10.066.
80. Yoon H.K., Lee H.J., Kim L., Lee M.S., Ham B.J. Impact of tryptophan hydroxylase 2 G-703T polymorphism on anger-related personality traits and orbitofrontal cortex. Behav. Brain Res. 2012;231(1):105-110.
81. Young S.E., Smolen A., Corley R.P., Krauter K.S. , DeFries J.C., Crowley T.J., Hewitt J.K. Dopamine transporter polymorphism associated with externalizing behavior problems in children. Am. J. Med. Genet. 2002;114(2):144-149.
82. Zai C.C., Muir K.E., Nowrouzi B., Shaikh S.A., Choi E., Berall L., Trépanier M.O., Beitchman J.H., Kennedy J.L. Possible genetic association between vasopressin receptor 1B and child aggression. Psychiat ry Res. 2012;200(2-3):784-788. DOI 10.1016/j.psychres.2012. 07.031.
83. Zhang Y., Ming Q., Wang X., Yao S. The interactive effect of the MAOA-VNTR genotype and childhood abuse on aggressive behaviors in Chinese male adolescents. Psychiatr. Genet. 2016;26(3):117123. DOI 10.1097/YPG.0000000000000125.
Признаков Агрессии | Lakeland Behavioral Health System
Понимание агрессии
Узнайте об агрессии
Агрессия в широком смысле определяется как агрессивное, враждебное или атакующее поведение или склонность. Такое поведение может проявляться как форма возмездия или даже происходить без провокации. Агрессия может принимать различные формы, такие как вербальное общение через крик на другого человека или физическое насилие в том или ином виде. Агрессия может быть прямым поведением, таким как удары, пинки, укусы и толчки, и это лишь некоторые из них. Кроме того, агрессия может принимать косвенную форму, такую как поддразнивание, запугивание, распространение слухов, обзывание или игнорирование кого-либо.
Статистика
Статистика агрессии
Для некоторых групп населения агрессия является обычным способом действия. Уровень неадаптивной агрессии среди молодежи с диагнозом расстройства поведения оценивается примерно в 20%, причем у мальчиков этот показатель значительно выше, чем у девочек. По оценкам, у пожилых людей, страдающих деменцией, уровень агрессии достигает 96%.
У лиц с задержкой развития агрессия является частым явлением, при этом уровень направленной на самого себя агрессии оценивается в 4-5%, деструктивной агрессии против собственности оценивается в 7%, по отношению к себе (4-5%) и по отношению к собственности (7%). %). Более половины всех видов поведения, оцененных как проблемные, включали компоненты агрессии по отношению к себе или другим, а одна треть включала уничтожение собственности.
Причины и факторы риска
Причины и факторы риска агрессии
Генетический: Хотя точный механизм, посредством которого передается это поведение, неизвестен, если нет соответствия для определенного расстройства, было признано, что люди с родственники первой степени родства, имеющие проблемы с агрессивным поведением, более склонны к их развитию, чем те, у кого нет подобного семейного анамнеза.
Связь между мозгом и поведением – Агрессивное поведение проявляется, когда возникают события, провоцирующие гнев, и лобные доли обрабатывают эту информацию. Лобные доли связаны с такими функциями, как контроль импульсов, торможение поведения, рассуждение и принятие решений. Если есть повреждение лобной доли, может возникнуть агрессивное поведение.
Моделирование – Когда дети растут в семье, где агрессия является обычным выражением дистресса или импульсивной реакцией на неправильное толкование, воображаемое пренебрежение или преувеличение реальных обстоятельств, они имитируют этот образец поведения, пока он не усвоится.
Другие расстройства – В дополнение к ранее перечисленным расстройствам существуют дополнительные состояния, которые могут привести к агрессии, включая опухоли головного мозга и закрытые травмы головы. Некоторые из этих расстройств могут включать биполярное расстройство, расстройство поведения, шизофрению и СДВГ.
Опасные для жизни причины агрессии – Поскольку существуют опасные причины агрессии, следует немедленно оценивать любые внезапные изменения поведения, которые включают эти симптомы. Конкретные состояния включают гипогликемию, острый делирий, манию, менингит, инсульт, передозировку алкоголем или наркотиками или абстиненцию или черепно-мозговую травму.
Признаки и симптомы
Признаки и симптомы агрессии
Агрессия может быть связана с другими симптомами, которые определяются основным расстройством или болезнью.
Заболевания, которые влияют на поведение, часто также имеют психологические, когнитивные и физические симптомы. Некоторые дополнительные признаки и симптомы могут включать:- Беспокойство
- Капризность
- Агитация
- Дезориентация или проблемы с памятью
- Депрессия или плоский аффект
- Проблемы с концентрацией и вниманием
- Проблемы с организованным мышлением,
- Плохие коммуникативные навыки из-за явного негативного аффекта
- Проблемы с пониманием языка, письмом или чтением
- Галлюцинации
- Заблуждения
- Повышенное возбуждение или острое осознание окружающей среды
- Флуктуации личности
- Нарушение суждений и принятия решений
- Бессонница
- Социальный уход
- Быть опасным для себя или других
- Угрожающее поведение
- Изменения психического состояния
- Спутанность сознания, дезориентация, делирий, вялость,
- Травмы, такие как деформация костей, ожоги, рубцовая ткань, повреждение глаз или ушей и другие травмы
Эффекты
Эффекты Агрессии
Агрессия может быть следствием множества причин, некоторые из них — серьезные заболевания. Таким образом, оставление агрессии без лечения может привести к серьезным осложнениям и необратимым физическим, юридическим и психологическим последствиям. Некоторые из потенциальных осложнений, которым подвержены лица с серьезными агрессивными тенденциями, включают:
- Трудности при надлежащем взаимодействии на работе, в школе и в социальной среде
- Потеря социальной сети
- Проблемные отношения между родителями и детьми
- Исключение из школы
- Безработица
- Употребление наркотиков и алкоголя и злоупотребление ими
- Передозировка наркотиков или отравление алкоголем
- Повышенный риск травм
- Нарушения закона и проблемы с законом
- Членовредительство
- Самоубийство или насилие
В Лейкленде мы можем помочь вам определить, какое состояние или расстройство скрывается за вашими агрессивными симптомами. Как только это будет определено, мы будем работать с вами, чтобы создать индивидуальный план лечения для ваших конкретных трудностей и целей. Наш сострадательный и квалифицированный персонал будет рядом с вами, чтобы помочь вам определить свой собственный личный путь, который приведет вас и тех, кто пострадал от вашего состояния, к более счастливой жизни.
Узнать о лечении агрессии
Начать процесс приема
Агрессивное поведение и агрессивность | Study&Score
ВведениеКогда мы наблюдаем за миром вокруг нас, мы видим столько насилия. Это насилие из-за агрессивного поведения. Является ли агрессивное поведение врожденным или истинной природой животных?
Различные философы и психологи по-разному относятся к агрессивному поведению людей.
По мнению философа Томаса Гоббса, люди, безусловно, злы по своей природе, и только общество способно ограничить агрессивность людей.
С другой стороны, философ Жан-Жак Руссо считал, что люди очень нежны по своей природе и что агрессивное поведение прививается людям обществом.
Другой известный психолог Зигмунд Фрейд высказал мнение, что у людей есть как «инстинкт жизни», так и «инстинкт смерти». Инстинкт жизни — это желание жить и защищать себя и других, тогда как инстинкт смерти — это желание погубить себя и других.
Определение агрессии
Агрессия – это набор действий, которые наносят вред не только окружающей среде и другим животным, но и самому себе. Это может привести как к физиологическому, так и к физическому повреждению себя и других. Агрессивное поведение жестоко и непредсказуемо.
- Агрессия является частью агонистического поведения, которое включает в себя все, что ведет к разрешению конфликта между людьми.
- Используется для урегулирования меж- и внутриконфликтных ситуаций. Конфликт возникает, когда два или более человека соревнуются за один и тот же объект, такой как пища, вода, пространство и т. д.
- Агрессия может принимать физическую, вербальную, ментальную и эмоциональную формы.
- Агрессия выражена в зависимости от ее интенсивности от легкой до средней. Выражение лица, выбор, хватание, толкание и, наконец, борьба и укусы — все это разные формы агрессии.
- Агрессивное поведение состоит из 4 компонентов, а именно: Агонизм (угроза), Конфликт (борьба), Умиротворение (подчинение), Бегство (бегство)
- Агрессия состоит из сложных реакций нервной и эндокринной систем животного.
Конфликт без оружия не смертелен и не ослабляет, но в конфликте с оружием люди могут убить друг друга. Агрессивное поведение генетически контролируется с высокой степенью наследуемости и адаптивной ценности.
Цель агрессии
Агрессивные личности отстаивают свои права и в то же время игнорируют права других. Они могут доминировать и унижать чувства других. Хотя такое поведение является выразительным, оно также носит оборонительный, недружелюбный и саморазрушительный характер.
На агрессию влияют внутренние и внешние раздражители, социальные обстоятельства, генетические факторы, процессы обучения и разочаровывающие воспоминания.
Ниже приведены цели Агрессии,
- Выражение Владения
- Чтобы выразить гнев
- Чтобы показать превосходство
- Угрожать
- Чтобы конкурировать с другими
- Чтобы ответить на страх
- Показать боль
Ниже приведены некоторые типы агрессии с примерами:
Агрессия давки: Агрессия толпы также известна как непосредственная агрессия. Это происходит, когда животные объединяются, чтобы бороться за что-то. Например, в мышиную колонию не пускают постороннего человека. Кроме того, самки игуан собираются сотнями и дерутся за песчаное пространство между камнями, чтобы зарыть яйца.
Территориальная агрессия: Космическая агрессия также известна как территориальная агрессия. Он включает в себя сигналы, подаваемые животными, чтобы не допустить злоумышленников на территорию. Большинство животных-самцов сигнализируют другим злоумышленникам-самцам держать их подальше от территории, но эти самцы остаются терпимыми к злоумышленникам-самкам. Например, когда незнакомец входит в колонию муравьев, другие муравьи поднимают тревогу с помощью феромона. Африканские бабуины дерутся за спящие деревья, а тюлени дерутся за скалистую местность.
Агрессия размножения: Агрессия сезонных изменений также известна как агрессия размножения. Эта агрессия носит сезонный характер и возникает в период размножения. Самцы животных угрожают и нападают на самцов-конкурентов во время сезона размножения. Интересно отметить, что самцы бабуинов угрожают и используют молодых самок для размножения в своих гаремах.
Животные любят демонстрировать свою силу и оружие, чтобы показать свою агрессию. Например, Олени показывают рога, Тигры ревут и показывают клыки, волки тянут и показывают весь свой набор зубов.
Болевая агрессия: Агрессивное поведение, возникающее из предыдущего опыта, называется болевой агрессией. Животные ведут себя и становятся агрессивными в ответ на боль и предыдущий опыт. Например, собаки, воспитанные поодиночке, становятся свирепыми, когда их ругают или приковывают. Болезненные переживания сделают собаку более агрессивной.
Агрессия доминирования: Агрессия, возникающая из-за доминирования над другими животными, называется агрессией доминирования. Доминантная агрессия проявляется доминирующими животными по отношению к субдоминантным членам группы животных. Например, Лев доминирует над другими субдоминантными животными.
Пищевая агрессия: Пищевая агрессия обычно наблюдается при групповом кормлении животных. Многие животные борются за такие ресурсы, как еда и кров. Например, Стервятники и гиены дерутся за еду. Кормовая агрессия более заметна для источника, который ограничен или доступен сезонно. Например, сезонные фрукты и водный оазис
Родительская агрессия: Гнездовая агрессия также известна как родительская агрессия. Животные проявляют умеренные формы агрессии по отношению к своим детенышам, чтобы предостеречь их от опасности, борьбы, охотников, во время отъема. Самки животных проявляют родительскую агрессию, когда становятся матерями, чтобы защитить детенышей от злоумышленников. Например, лангур кусает при малейшем раздражении, а самка крокодила свирепо охраняет своего детеныша. Раки-отшельники дерутся за пустые раковины
Генетическая агрессия: Инстинктивная агрессия также известна как генетическая агрессия. Животные агрессивной линии остаются агрессивными независимо от среды, в которой они выращены.
Например, исследовали две окраски мышей, штамм А и штамм В. Штамм А был агрессивным, а штамм В был неагрессивным. Оба детеныша содержались в противоположных условиях. Штамм А содержали с менее агрессивными матерями, а Б — с более агрессивными матерями. Другими словами, их среда обитания поменялась местами. Они были обеспечены достаточным укрытием, пищей и водой.
Позже было обнаружено, что мыши агрессивной линии оставались агрессивными даже в мирной среде, а мыши неагрессивной линии оставались неагрессивными даже в агрессивной среде. Следовательно, агрессивное поведение не является патологией, а является частью нормального поведения всех видов животных.
Агрессивное поведение необходимо для выживания животного. Это может быть
- Случайный (как в случае с рычащей на хозяина расстроенной собакой) или
- Преднамеренно (как в случае, если родитель сердится на невнимательного ребенка)
- Физический (проявляется преследованием, укусами, шлепками)
- Ментальный (как в случае человека, улыбающегося даже в гневе)
В 1953 году Гесс исследовал гипоталамус и обнаружил, что в латеральном и заднем гипоталамусе есть центры агрессии, нападения, борьбы, эмоций или подчинения.