Агрессия как защитная реакция – 10. агрессия как вид психологической защиты

Содержание

10. агрессия как вид психологической защиты

10. Агрессия как вид психологической защиты личности.

Агре́ссия — это поведение, направленное на умышленное причинение вреда себе и (или) другим людям

Агрессия — физическое или вербальное нападение на противника.

Она уменьшает внутреннее напряжение, но часто усугубляет ситуацию. Известно, что агрессия рано или поздно обязательно возвращается к проявившему её человеку через других людей, часто при этом оставаясь неузнанной.

Конструктивный подход к использованию этого состояния — в более активном стремлении к успеху. Как, например, бывает в футболе, когда на откровенную грубость соперника, энергия, ощутимая внутри как возмущение, даёт силы для молниеносного продвижения и точного удара в ворота. Опытный в энергетической работе человек, заметивший своё агрессивное состояние, может использовать его энергию по своему усмотрению, например, трансформировать в любовь и подарить людям (см. технику Атиши).

В момент фрустрации агрессивный импульс направлен, в общем виде, на источник этой фрустрации. Этот импульс усиливается с увеличением фрустрации или ужесточением барьера. Однако не все люди реагируют агрессивно: для этого нужна первичная склонность к деструкции или некоторая инфантильность психики.

Основные разновидности агрессии:

Прямая агрессия – как правило, обращена на других. Может проявляться в поведении (нападение, драка, физическое воздействие, убийство) или в вербальной форме (брань, унижающие шутки или высказывания, сарказм, грубые замечания). Возможно обращение агрессии на себя (аутоагрессия): самообвинения, глубокое переживание вины, самоубийство, измождение себя голодом, «умерщвление плоти». Эта форма защиты основана на повышенной значимости социальных эталонов (или восприятии их как слишком жестких), на восприятии барьеров как полностью непроходимых или ситуации как абсолютно безысходной.

Косвенная (смещенная) агрессия – направлена не непосредственно на нежелательный или неприятный объект (лицо), а на доступный объект. Этот доступный объект может быть связан с источником фрустрации (или с барьерами), но может и не иметь к ним никакого отношения. Так, человек может просто «вылить» плохое настроение на первое попавшееся лицо. Агрессия может проявляться по отношению к тем, кто не может ответить, к беззащитным, преследуемым; это могут быть слабый человек, покорная жена или национальные меньшинства.

Вымещение – защитный механизм, направляющий негативную эмоциональную реакцию не на психотравмирующую ситуацию, а на объект, не имеющий к ней отношения. Этот механизм создает как бы «замкнутый круг» взаимовлияния людей друг на друга.

Например, людей, на которых направлено действие механизма вымещения, в народе называют «козлами отпущения». Обычно это люди, которые слабее, обязаны или зависят от личности, находящейся в психологической защите.

Механизм вымещения отражен в одной из картин Битсрупа – босс пришел в плохом настроении в контору и как следствие этого «сорвал» его, отругав заместителя, заместитель – клерка, клерк – рассыльного, рассыльный, выходя из офиса, пнул собаку, собака укусила выходящего в то время из офиса босса.

Эта форма психологической защиты широко растространена в различного типа взаимоотношений и ее профилактика может заключаться в развитии и формировании умений находить компромиссы в конфликте, сохранять консенсус или спокойно отказываться от взаимоотношений с кем-то, если они уже изжиты. В современной психологии и конфликтологии разработаны разнообразные системы превенции, профилактики и разрешения межличностных конфликтов, с помощью которых личность может нейтрализовать, а то и вовсе отказаться от такого защитного механизма как вымещение.

Пассивная агрессия . В этом случае субъект объединяет себя с внешним агрессором и «принимает на себя» его роль. Пример этой разновидности агрессии – измена, предательство или «потакание» жестокостям другого.

<<<10Будасси С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998

studfiles.net

Агрессивное поведение как проявление психологической защиты

Агрессивное поведение в ряде случаев может выступать как проявление работы защитных механизмов и служить сигналом интенсификации психологической защиты. Как определяет это понятие словарь, «психологическая защита — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта». Функцией психологической защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность, переживаний. Таким образом, и само агрессивное поведение может быть защитным, и механизмы психологической защиты могут активизироваться для оправдания агрессивного поведения. В то же время работа зрелых видов психологической защиты может предотвратить или уменьшить интенсивность агрессивных проявлений.

Пока поступающая извне информация не расходится со сложившимся у человека представлением об окружающем мире, о себе, человек не испытывает дискомфорта. Но как только намечается какое-либо расхождение, перед человеком встает проблема: либо изменить идеальное представление о самом себе, либо каким-то образом переработать информацию. Именно при выборе последней стратегии начинают действовать механизмы психологической защиты. Психологическая защита определяется субъективной значимостью события для человека. В традиционном понимании психологической защиты ее основной чертой является интраличностная локализация. С. Л. Рубинштейн говорил, что внешние причины действуют через внутренние условия, и внешнее воздействие дает тот или иной психический эффект, лишь преломляясь через психическое состояние субъекта, через сложившийся у него строй мыслей и чувств. Человек нуждается в гарантах неизменности своего «Я». По мнению Р. М. Грановской, с накоплением жизненного опыта у человека формируется специальная система, которая ограждает человека от информации, нарушающей его внутреннее равновесие, — система защитных психологических барьеров (Грановская Р. М., 1997). Однако психологические механизмы при защите могут иметь более сложные конструкции.

По мнению Э. Киршбаума и А. Еремеевой, психологическая защита является не нормальным, а необычным способом разрешения ситуации и психологической регуляции поведения (Киршбаум Э. и Еремеева А., 2000). Данный способ применяется в ситуациях затруднения или некой невозможности, и, следовательно, психологическая защита инициируется исключительными, острыми ситуациями. По мнению этих авторов, главная задача психологической защиты — устранение психологического дискомфорта, а не реальное решение ситуации.
Общая черта всех видов психологической защиты в том, что судить о ней можно только по косвенным проявлениям. Осознаются субъектом только некоторые из воздействующих на него стимулов, прошедшие через так называемый «фильтр значимости» (Бассин Ф. В., 1971) , а отражается на поведении и многое из того, что было воспринято неосознаваемым образом. Когда человек получил неприятную информацию, отреагировать он на нее может различными способами. Он может уменьшить значимость информации, отрицать факты, которые другим кажется совершенно очевидными или забыть «неудобную» информацию. Психологическая защита является важной регулятивной системой стабилизации личности. По мнению Л. И. Анцыферовой, психологическая защита интенсифицируется тогда, когда при попытке преобразить травмирующую ситуацию все ресурсы и резервы оказываются почти исчерпанными. Тогда в поведении человека центральное место занимает саморегуляция и человек отказывается от конструктивной деятельности (Анциферова Л. И., 1994). О действии психологической защиты можно говорить тогда, когда, например, вместо выявления причин проблемной ситуации человек начинает искать «виновного» и продумывает способы отмщения.

Теории психологической защиты
Изначально исследование механизмов психологической защиты осуществлялось в рамках психоанализа. Впервые термин «защита» появился в 1894 году в работе 3. Фрейда «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы «Я» против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Во фрейдизме психологическая защита была истолкована исходя из примата бессознательного, инстинктивного, главным образом сексуального начала, которое в результате столкновения с защитными механизмами сознательного «Я» подвергается различным преобразованиям (вытеснение, сублимация и т. д.). С точки зрения психоанализа, возможно, вытеснение используется главным образом при борьбе с сексуальными желаниями, тогда как другие способы могут быть более пригодными для борьбы против инстинктивных импульсов. Эти другие способы лишь завершают то, что оставило несделанным вытеснение, или имеют дело с нежелательными мыслями, возвращающимися в сознание при неудавшемся вытеснении. А. Фрейд указывала, что каждый защитный механизм вначале формируется для овладения конкретными инстинктивными побуждениями и связан, т. о. с конкретной фазой детского развития. Возможно, что до расщепления на «Я» и «Оно» и до формирования «Сверх-Я» психический аппарат использует разные способы защиты из числа тех, которыми он пользуется уже после достижения этих стадий организации. По мнению А. Фрейд, защитные механизмы вытеснения и сублимации могут быть использованы относительно поздно в процессе развития, тогда как время использования проекции зависят от принятой теоретической точки зрения. Такие процессы, как регрессия, по-видимому, не зависят от стадии, достигнутой психической структурой, и являются столь же древними, как сами инстинкты, или «по меньшей мере столь же древними, как конфликт между инстинктивными импульсами и любыми препятствиями, с которыми они могут встретиться на пути к удовлетворению». По мнению А. Фрейд, источником защитных процессов на ранней стадии развития являются защитные физиологические рефлексы. Психологическая защита — это идеаторная форма первичных сенсомоторных актов, выполняющих защитную функцию. А. Фрейд приводит следующие предположительные этапы развития защиты;

• предстадия защиты — конец первого года жизни;
• проекция и интроекция — от одного года до двух лет;
• реактивное образование и сублимация — от трех до пяти лет.
Можно сделать предположение, что в случае нормального развития личности ребенка наблюдается определенная гетерохронность функционирования конкретных видов психологической защиты. Так, например, проекция и отрицание играют решающую роль в раннем детстве, причем влияние отрицания сказывается в более раннем возрастном периоде. Идентификация включается при сформированном сознании с участием вербально-логического мышления. В отличие от отрицания и проекции, формирование зрелой формы идентификации возможно при наличии модели, снятой со значимого другого. Поэтому очень важно в детстве и в подростковый период общение с более старшими людьми. Дефицит или отсутствие такого общения может привести к недоразвитию этого вида защиты и, как следствие, к большей выраженности примитивных форм защиты. С. Р. Мадди, сравнивая различные теории психологической защиты, отмечал, что большинство связывают психологическую защиту с чувством тревоги, которая могла бы возникнуть из-за боязни наказания, чувства вины или понижения самооценки. Основы такой тревоги лежат в конфликтных детско-родительских отношениях. Р. А. Зачепицкий также указывал, что неправильное воспитание (полное удовлетворение всех потребностей или воспитание в духе полных запретов) подавляет поисковую активность и определяет в дальнейшем пассивно-оборонительные формы защиты. В настоящее время большинство психологов, изучающих проблему психологической защиты, разделяют мнение о том, что защитное поведение индивида зависит от того, сумел ли он на определенных этапах онтогенеза реализовать свои базисные потребности, или они были блокированы.
В. Ф. Бассин отмечал, что основным недостатком трактовки психологической защиты в психоанализе является рассмотрение ее как средства предотвращения клинических последствий конфликта между «Я» и «бессознательного». Взгляд В. Ф. Бассина на природу возникновения психологической защиты отличается от взгляда Ю. С. Савенко, который считал, что защитные механизмы возникают в процессе самоактуализации в ситуациях, осложняющих этот процесс, и Ф. Е. Василюка, который говорил о включении психологической защиты в «ситуациях невозможности». По мнению Ф. В. Бассина, психологическая защита является нормальным механизмом, который служит для предупреждения расстройств поведения не только в рамках конфликта между осознаваемым и неосознаваемым, но и в рамках конфликта между разными эмоционально окрашенными установками. Он предлагает рассматривать психологическую защиту как «специфическое преобразование системы установок». Эта система включает отношения субъекта к самому себе и к окружающему миру и выражается в форме оценок, намерений, влечений, истолкований. Это преобразование возникает как реакция на психическую травму и нейтрализует тягостные эмоциональные переживания. В результате восприятие окружающего изменяется, и значимость психической травмы снижается. Такое толкование психологической защиты представляется нам весьма обоснованным, и мы на него также ориентировались в своей работе.
Э. А. Костандов предложил интересное и убедительное представление физиологического компонента психологической защиты. Он считает, что отрицательные эмоциональные переживания формируют устойчивую рефлекторную связь в коре головного мозга. Она повышает пороги чувствительности и тормозит сигналы, связанные с отрицательно значимыми событиями, препятствуя их осознанию. Временные связи между неосознаваемыми стимулами могут запечатлеваться в долговременной памяти. Э. А. Костандов признает существование в мозге «чувствительного механизма, реагирующего на физически очень слабые, но психологически для данной личности весьма значимые раздражители» (Костандов Э. А., 1978). Несмотря на то, что эти раздражители не осознаются человеком, они могут вызывать у него вегетативные реакции, приводящие к изменению психологического и физиологического состояний. В то же время, как нам представляется, рассматривая это «бессознательное», может быть, следует учитывать, что когда-то, в предшествующей деятельности, оно могло осознаваться с разной степенью глубины. Отсюда и механизмы психологической защиты даже у подростков одного возраста часто проявляются по-разному. Кроме того, несмотря на то, что механизмы развиваются в области бессознательного, их использование не остается полностью неосознаваемым. Многим людям удается различать свои типичные защитные стратегии при помощи психотерапевта или путем собственного жизненного опыта.
В экспериментах было показано, что мозг даже у полностью бодрствующего человека способен изменить порог восприятия: все зависит от того, важна ли для него получаемая информация или нет. Испытуемым предлагалось опознать и как можно быстрее отреагировать на ряд слов, предъявляемых в написанном виде с помощью тахистоскопа. Среди слов были слова-табу (бранные, неприличные) и нейтральные. Было отмечено, что слово-табу распознавалось труднее, чем нейтральное слово, хотя в них одинаковое количество букв и их общая структура сходна. Можно предположить, что некоторые слова просто менее употребительны и потому воспринимаются труднее, чем другие. Исходя из этих позиций, трудно объяснить явную физиологическую реакцию: учащение ритма сердца, капельки пота, изменение кожно-гальвани-ческой реакции. У некоторых испытуемых эти слова узнаются намного раньше, чем другие. Это явно говорит о наличии в мозге какою-то механизма защиты.
В. К. Мягер предлагает делать различие между нормальной защитой, профилактической, постоянно присутствующей в нашей повседневной жизни и патологической защитой.
До сих пор не существует единого мнения по поводу общего числа механизмов защиты (оно колеблется от 10 до 23).

Наряду с внутриличностными защитами выделяются также межличностные защиты. Интересное рассмотрение видов психологических защит (эго-защит) предложили Р. Плут-чик, X. Келлерман, X. Р. Конте (Плутчик Р., Келлерман X., Конте Х.Р., 1979). Рассмотрев всю историю развития видов психологических защит, обнаружили, что, несмотря на особую важность теории психологической защиты, существует мало попыток дать теоретическую базу для понимания некоторых особенностей, которые они установили, работая над теориями психологической защиты. Эти авторы установили, что существуют связи между определенными видами психологической защиты; существуют также отношения между видами психологической защиты и определенными эмоциями. Эти отношения способствуют приспособлению индивида к окружающей среде, способствуют разрешению эмоциональных конфликтов.
Некоторые авторы указывают на связь видов защиты и личностных характеристик, которая представлена в таблице 1.

Таблица 1
Взаимосвязи личностных черт, эмоций и механизмов защиты

Эмоция

Черта личности

Защитный процесс

Страх

Застенчивость

Вытеснение

Уверенность в себе

Самонадеянность

Отрицание

Удивление

Наивность

Регрессия

Гнев

Агрессивность

Замещение

Уныние

Депрессивность

Компенсация

Восторг

Ж из нерадостность

Реактивное образование

Отвращение

Подозрительность

Проекция

Удовлетворение

Контролирование

Рационализация

Плутчик, Келлерман и Конте предложили строить модель механизмов защиты, основываясь на модели эмоций, предложенной Плутчиком. Он предложил модель из 4 пар биполярных эмоций, которые являются основными: страх-гнев, веселость-печаль, принятие-отвращение и надежда-удивление. Он предполагает, что все остальные эмоции — лишь смесь базисных. Плутчик, Келлерман и Конте полагают, что базисные эмоции связаны с отдельными защитными механизмами, в свою очередь зависящими от некоторых личностных черт. Эти авторы предположили, что индивид с сильными характеристиками личности имеет тенденцию выбирать определенные защитные механизмы.
Далее авторы предположили, что, так же как и среди эмоций, среди видов психологической защиты существует лишь небольшое число базисных защитных механизмов и что различные другие механизмы являются либо разными названиями одних и тех же, либо комбинацией базисных.
На основании экспериментальных данных эти авторы делают несколько выводов:
• конкретные виды психологической защиты служат для уменьшения тревожных чувств, связанных с определенными эмоциями;
• существует 8 основных защитных механизмов, которые служат для уменьшения тревожности, связанной с 8 основными эмоциями;
• среди 8 основных видов психологической защиты есть виды сходные между собой, а есть противоположные;
• главные диагностические личностные типы производятся от особых защитных стилей;
• для уменьшения тревожности, устранения конфликта индивид может использовать любую комбинацию защитных механизмов.
Плутчик считает, что в течение жизни индивид сталкивается с большим числом ситуаций, которые вызывают определенные эмоциональные состояния, такие, как гнев, страх, уныние и т. д. Довольно часто выражение эмоционального состояния создает дальнейший конфликт и дополнительную опасность. Результатом является то, что ребенок развивает защитные стратегии, которые представляют косвенные пути разрешения эмоциональных конфликтов. Однако специфические защитные стратегии развиваются в зависимости от специфических эмоций, вовлеченных в конфликт. Замещение, например, представляет защитный механизм, применяемый для разрешения конфликта, связанного с эмоцией гнева. Проекция — для совладания с чувством самоотвержения. Аналогичную идею высказывают Э. Киршбаум и А. Еремеева, которые считают, что целью защиты является снятие остроты психологического переживания. При этом эмоциональная окраска ситуации всегда негативна, переживается как психологический дискомфорт. При использовании конкретной защитной техники происходит снятие негатива, некоторое облегчение. При переживании наступления облегчения при действии определенного защитной техники эта техника закрепляется как навык поведения. После этого аналогичные ситуации решаются аналогичным способом, и с каждым разом минимизируется расход энергии. Поскольку эта защитная техника приобрела тенденцию к самовоспроизводству и переносу на схожие ситуации и состояния, она начинает приобретать статус устойчивого образования. Таким образом, психологическая защита при нормальном формировании позволяет уменьшить агрессивные проявления. Но защитные техники, которые использует ребенок, могут сами по себе являться агрессивными, тогда агрессивное поведение закрепляется в качестве устойчивой бессознательной реакции.
Плутчик, Келлерман, Конте выделили 8 достаточно крупных видов психологической защиты, связанных с основными эмоциями:

• отрицание;
• компенсация;
• регрессия;
• проекция;
• реактивное образование;
• рационализация;
• вытеснение;
• замещение. По мнению этих авторов, защитные механизмы обладают
своими характеристиками. Виды защиты имеют особое словесное выражение. Далее приводятся характеристики, предложенные Плутчиком, Келлерманом и Конте, и то, как различные виды психологической защиты могут скрыть или трансформировать некоторое чувство или эмоцию. Ситуация такова: подростка достаточно обидно отчитал учитель за невыполнение задания (работа защиты идет с эмоцией гнева), вместо ответного агрессивного действия возможны следующие защитные реакции.
• Замещение — «Нападай на что-нибудь, что представляет это». Реакция: «Вон идет дочь учителя, надо поставить ей подножку».
• Проекция — «Порицай это». Реакция: «Мой учитель просто ненавидит меня», «Мы все не в восторге от нашего учителя».
• Компенсация — «Попытайся вновь приобрести это». Реакция: «Ничего, что я задание не выполнил, зато я вчера на спортивном соревновании победил».
• Идентификация — «Будь как это». Реакция: «По окончании школы я тоже буду учителем».
• Регрессия — «Плачь об этом или вернись к старому». Реакция: «Давайте подложим кнопку нашему учителю».
• Фантазия — «Мечтай об этом». Реакция: «Как было бы хорошо, если бы моего учителя уволили».
• Импульсивное поведение — «Делай что-нибудь». Реакция: «Я думаю, что угощу моего учителя яблоком».

• Вытеснение — «Не помни этого». Реакция: «Я попытаюсь быть любезным с ним».
• Интроекция — «Не признавайся, где ты получил это». Реакция: «Учитель сам мне никогда не помогал».
• Изоляция — «Не чувствуй этого». Реакция: «Мне только кажется, что я сердит на него или что-то вроде этого».
• Отрицание — «Не замечай этого». Реакция: «Я вовсе не сердит на него».
• Реактивное образование — «Переверни это». Реакция: «Я думаю, что он действительно великолепен».
• Интеллектуализация — «Переопредели это». Реакция: «Эта ситуация напоминает мне то, как Ницше сказал, что гнев — это онтологическая безысходность».
• Рационализация — «Оправдай себя». Реакция: «Он так сердится, потому что у него плохое настроение».
• Уничтожение содеянного — «Отмени это». Реакция: «Попробую поговорить с учителем».
• Сублимация — «Трансформируй это». Реакция: «Я собираюсь написать поэму о гневе».

Источник: Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. — СПб.: Речь, 2006.— 336 с.

 

www.vashpsixolog.ru

Агрессия как защитная реакция

Агрессия: защита или нападение?

Агрессия и насилие

Агрессия — это форма поведения, при которой преднамеренно наносится вред объекту (одушевлённому или неодушевлённому).

Существует два подхода к взаимоотношению насилия и агрессии. Согласно одному, по мнению, например, Л. Берковица, насилие есть крайняя форма агрессии. Приверженцы другой точки зрения понятия насилия и агрессии разводят. По их мнению, насилие — это как раз то, что может быть применено и без нанесения вреда человеку. Например, когда родители заставляют маленького Ваню есть манную кашу, это насилие, а когда бьют одноклассники — агрессия.

С самой агрессией тоже не всё просто: выделяют активную и пассивную агрессию. Активная агрессия — нанесение вреда человеку самим обидчиком, а пассивная — не сообщение человеку о возможно подстерегающей его опасности. То есть если кто-то из одноклассников, не участвовавший в избиении Вани, не предупредил его об опасности, он всё равно агрессор, только пассивный.

Истоки

Изживать агрессию очень трудно, так как она заложена в наших психике и поведении матушкой природой. Закон природы гласит, что если одно существо агрессивнее и победило другое, именно оно будет жить и развиваться дальше. Это работает как на межвидовом, так и на внутривидовом уровнях. Природа же определяет и то, что агрессия — результат биохимических процессов, подчас протекаемых в нашем организме помимо нашей воли: тестостерон, адреналин, алкоголь и даже пептиды из сочного стейка делают нас более агрессивными.

Однако человек сложное существо, поведение которого определяется не только природными факторами: степень нашей агрессивности определяется также воспитанием и окружением. Огромную роль здесь играют семья (первичные образцы поведения), кино, телевидение и культура в целом (модели поведения, прививаемые нам в течение жизни).

Так, если если человеку с детства говорят, что добро должно быть с кулаками, а его любимый герой фильма палит направо и налево из пистолета и крушит челюсти злодеям, то определённая модель поведения, в которой агрессия выступает нормой, прочно закрепляется в сознании.

Как говорил один из выдающихся философов 20 века Джидду Кришнамурти, вся современная культура основана на конфликтах, которые решаются исключительно агрессией (на самом деле не устраняющей конфликт, а просто его трансформирующей).

Ряд исследователей считает, что агрессия как в природе, так и в обществе неизменно является защитной реакцией, включающейся у субъекта агрессии в случае нарушения его личностных границ. С другой стороны, в литературе по психологии отмечается, что агрессия в обществе и в межличностном общении — результат дефекта коммуникации ( когда человеку проще «поднажать», чем объяснять, что ему конкретно нужно) и осознания уязвимости собственных личностных границ (которые нарушили или вот-вот нарушат).

Мнение Фрейда

Зигмунд Фрейд считал, что агрессия неизбежна как следствие одной из главных движущих сил человека тонатоса (стремления к смерти). Если человек не будет периодически использовать механизмы выхлопа негативной энергии вовне, в конечном итоге это неизбежно приведёт к саморазрушению личности. Другое дело, что агрессия — не единственный способ «выхлопа» этой самой энергии тонатоса: её можно без проблем сублимировать в творчество или работу.

Агрессия и средний класс

Считается, что наиболее подвержены агрессии представители среднего класса. Необходимость поддерживать своё благосостояние на определённом уровне выливается в постоянную и напряжённую работу, оборачивающуюся в свою очередь физическим и моральным истощением и, как следствие, стрессом, конфликтами и агрессией.

Одной из распространённых форм такой агрессии сегодня является офисный моббинг, встречающейся, как говорят учёные, и в природе. Стая птиц, прогоняющая крупного хищника со своей территории, совершает защиту своей территории точно так же, как и группа коллег защищает свой пошатнувшийся статус, вытравливая из коллектива нетривиального новичка. Другое дело, что с моральной точки зрения это выглядит не очень красиво.

Агрессия как средство

Таким образом получается, что агрессия — вполне нормальная реакция человеческой психики на внешние раздражители. Нет смысла подавлять агрессию, но важно уметь вовремя останавливаться и перенаправлять негативную энергию в русло какой-либо полезной деятельности. Психологи советуют научиться управлять агрессией, ведь в умеренных количествах агрессия не просто полезна, но и элементарно необходима для отстаивания своих личных интересов. С другой стороны, не стоит забывать, что агрессия — оружие сильнодействующее и прибегать к нему нужно только в самом крайнем случае, когда все другие возможности отстоять свои интересы уже использованы и оказались безрезультатными.

Как бороться с агрессией в других?

Чтобы бороться с агрессией в других, нужно, в первую очередь, научиться на неё реагировать и давать отпор агрессору, ибо по тому, как мы реагируем на агрессию окружающих, другие люди судят о том, как можно обращаться с нами.

При этом не стоит уподобляться агрессору и доказывать свою точку зрения эмоционально. Гораздо эффективнее спокойно и аргументированно изложить, чем вы конкретно не довольны, и вежливо попросить больше так не делать.

Кстати, чтобы, не скатываясь до персональных взаимных обвинений по типу «сам дурак», четко формулировать свои претензии, нужно не напрямую указывать на агрессора, а сообщать о причинах своего недовольства в безличной форме.

Источник:
Агрессия: защита или нападение?
Агрессия и насилие Агрессия — это форма поведения, при которой преднамеренно наносится вред объекту (одушевлённому или неодушевлённому). Существует два подхода к взаимоотношению
http://www.cablook.com/blognote/agressiya-zashhita-ili-napadenie/

Агрессия или защита

Агрессия-от латинского слова «нападать». Как не удивительно,но агрессия помогала выживать людям многие тысячилетия. Если она есть,значит она нужна,для нашей же защиты. У каждого человека есть инстинкт самосохранения и эта агрессия формируется по мере накопления негативных чувств. Гнев,обида,страх-очень энергетические чувства.

Но с детства нас учат не проявлять их и даже запрещают. «Ну ка ,возьми себя в руки!»,»Не обращай внимания!». Став взрослыми,мы сами себе начинаем говорить:»Нужно взять себя в руки. не реагировать». И вот начинает накапливаться эта разрушительная энергия,потому как,не защитил себя,не проявил свою естественную реакцию,поселил внурти себя то,что начинает приживаться и расти.

Накопленная негативная энергия опасна для самого человека,она может привести к различным заболеваниям. Примеров можно привести массу. Сноха живет в одной квартире со свекровью.Отношения,мягко говоря,плохие. На каждый новый выпад свекрови,сноха молча уходит в свою комнату,подавляя в себе обиду и гнев. Так продолжается какое то время,пока сноха, доведенная до морального истощения не впадает в депрессию. Она просто заблокировала невыраженную агрессию.

А что стоило один раз и навсегда обменяться негативной энергией с обидчиком?Да,даже не одиножды!Пока человек не понял,здесь не получится питаться энергией. И тогда бы не пришлось вытаскивать молодую женщину из за- тяжной депрессии.

Р.С.Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости. Реан А.А., Бютнер К. и другие рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги.

С другой стороны,подавленная агрессия,опасна не только для человека,но и для окружающих. Учитель оскорбил ученика, пришел отец в школу, при разговоре,он не позволил себе высказать все, что хотел. Прийдя домой,начал винить себя за свою мягкотелость. Вина перешла в необходимость, во что бы то не стало отомстить обидчику,план вынашивался круглосуточно,раздражение и гнев нарастали и ,в один день,он просто пошел и избил учителя,то есть,выплеснул свою накопившуюся агрессию.

Человек уже не имеет чувства,а чувства имеют человека,захватывая его целиком и полностью. Живя в этих чувствах, человек снова и снова притягивает новых обидчиков.

Поэтому, вовремя, не «выплеснутая» негативная энергия, начинает разрушать человека,вместо того,чтобы его защитить. Я не имею ввиду опускаться до хамства, тем более физического воздействия, но поставить на место обидчика и дать ему понять,что вы не позволите в дальнейшем выпады различного негативного характера в ваш адрес,это залог вашего эмоционального и психического здоровья.

Источник:
Агрессия или защита
Агрессия-от латинского слова нападать . Как не удивительно,но агрессия помогала выживать людям многие тысячилетия. Если она есть,значит она нужна,для нашей же з …
http://www.b17.ru/article/35222/

Агрессия как защитная реакция

10. Агрессия как вид психологической защиты личности.

Агре?ссия — это поведение, направленное на умышленное причинение вреда себе и (или) другим людям

Агрессия — физическое или вербальное нападение на противника.

Она уменьшает внутреннее напряжение, но часто усугубляет ситуацию. Известно, что агрессия рано или поздно обязательно возвращается к проявившему её человеку через других людей, часто при этом оставаясь неузнанной.

Конструктивный подход к использованию этого состояния — в более активном стремлении к успеху. Как, например, бывает в футболе, когда на откровенную грубость соперника, энергия, ощутимая внутри как возмущение, даёт силы для молниеносного продвижения и точного удара в ворота. Опытный в энергетической работе человек, заметивший своё агрессивное состояние, может использовать его энергию по своему усмотрению, например, трансформировать в любовь и подарить людям (см. технику Атиши).

В момент фрустрации агрессивный импульс направлен, в общем виде, на источник этой фрустрации. Этот импульс усиливается с увеличением фрустрации или ужесточением барьера. Однако не все люди реагируют агрессивно: для этого нужна первичная склонность к деструкции или некоторая инфантильность психики.

Основные разновидности агрессии:

Прямая агрессия – как правило, обращена на других. Может проявляться в поведении (нападение, драка, физическое воздействие, убийство) или в вербальной форме (брань, унижающие шутки или высказывания, сарказм, грубые замечания). Возможно обращение агрессии на себя (аутоагрессия): самообвинения, глубокое переживание вины, самоубийство, измождение себя голодом, «умерщвление плоти». Эта форма защиты основана на повышенной значимости социальных эталонов (или восприятии их как слишком жестких), на восприятии барьеров как полностью непроходимых или ситуации как абсолютно безысходной.

Косвенная (смещенная) агрессия – направлена не непосредственно на нежелательный или неприятный объект (лицо), а на доступный объект. Этот доступный объект может быть связан с источником фрустрации (или с барьерами), но может и не иметь к ним никакого отношения. Так, человек может просто «вылить» плохое настроение на первое попавшееся лицо. Агрессия может проявляться по отношению к тем, кто не может ответить, к беззащитным, преследуемым; это могут быть слабый человек, покорная жена или национальные меньшинства.

Вымещение – защитный механизм, направляющий негативную эмоциональную реакцию не на психотравмирующую ситуацию, а на объект, не имеющий к ней отношения. Этот механизм создает как бы «замкнутый круг» взаимовлияния людей друг на друга.

Например, людей, на которых направлено действие механизма вымещения, в народе называют «козлами отпущения». Обычно это люди, которые слабее, обязаны или зависят от личности, находящейся в психологической защите.

Механизм вымещения отражен в одной из картин Битсрупа – босс пришел в плохом настроении в контору и как следствие этого «сорвал» его, отругав заместителя, заместитель – клерка, клерк – рассыльного, рассыльный, выходя из офиса, пнул собаку, собака укусила выходящего в то время из офиса босса.

Эта форма психологической защиты широко растространена в различного типа взаимоотношений и ее профилактика может заключаться в развитии и формировании умений находить компромиссы в конфликте, сохранять консенсус или спокойно отказываться от взаимоотношений с кем-то, если они уже изжиты. В современной психологии и конфликтологии разработаны разнообразные системы превенции, профилактики и разрешения межличностных конфликтов, с помощью которых личность может нейтрализовать, а то и вовсе отказаться от такого защитного механизма как вымещение.

Пассивная агрессия . В этом случае субъект объединяет себя с внешним агрессором и «принимает на себя» его роль. Пример этой разновидности агрессии – измена, предательство или «потакание» жестокостям другого.

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Источник:
Агрессия как защитная реакция
10. Агрессия как вид психологической защиты личности. Агре?ссия — это поведение, направленное на умышленное причинение вреда себе и (или) другим людям Агрессия — физическое или вербальное
http://studfiles.net/preview/3235098/

Проявление агрессии — способ защиты

Проявление агрессии — способ защиты. Как защитить себя от агрессии?

Последнее обновление: 25.12.17

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:

Проявление агрессии — способ защиты. Как защитить себя от агрессии?

Механизм агрессии и проявление агрессии заложены в животной ипостаси человека генетически — это защитно-оборонительная реакция человека на опасность его телу и жизни.

Но, так как у человека к этому телу прилагается ещё и его человеческая сущность — его духовный мир — его личность, то, естественным образом, механизм агрессии перешёл, внедрился и в чисто человеческие отношения между людьми.

В самом деле, если мы посмотрим на своё проявление агрессии к другим и на проявление агрессии к нам, то отчётливо увидим её причину:

Это защита себя или от нас, в том случае, если проявляется, в той или иной мере, пренебрежение к личности человека — его духовному миру — убеждениям, взглядам, представлениям, чувствам, и так далее.

«Меня не трогай — не покушайся на моё тело и душу!» — это один из важнейших принципов в отношениях людей — суть и причина агрессии, и объяснение проявления агрессии.

К сожалению, такой простой и понятный алгоритм в своих отношениях, большинством людей не понимается. В особенности, когда касается своего проявления агрессии.

А, отсюда, и все, мягко говоря, недоразумения в этих отношениях.
Притом, во всех без исключения.

Проявление агрессии человека при покушении на его личность и её последствия

По сути дела, есть только две формы проявления агрессии:

— открытая, когда она не скрывается и проявляется как явная и не окультуренная, — в грубой форме (мат, крик, резкие телодвижения, и тому подобное),

— как латентная — скрытая форма агрессии, когда человек, по той или иной причине, боится проявлять свою агрессию в открытой форме.

Тогда он держит её внутри себя, выжидая, даже не осознавая этого, того момента, когда эту агрессию можно излить — отомстить не только за факт (факты) предыдущего унижения своей личности, но и за то, что приходилось это унижение (пренебрежение к себе) терпеть.

ОК, дамы и господа, лично я, считаю, что понимание этого механизма возникновения нашей агрессии, и проявления агрессии, направленной на нас, очень важно во всех аспектах нашей жизни.

Начиная от проявления агрессии во время элементарного, случайного и кратковременного общения на улице, и заканчивая нашими серьёзными, глубокими отношениями с близкими людьми.

В самом деле, если мы имеем на своей работе, на которой мы проводим половину своей жизни, пренебрежение, а, тем более, насилие в виде диктатуры к себе или оскорбления своей личности, со стороны начальников или коллег, то, впадая в латентную или открытую форму агрессии, мы, совершенно очевидно, начинаем «палить» свою жизнь — сжигать нервы, переваривая негатив к себе и в себе, подрывая своё здоровье и укорачивая свою жизнь — делая её некачественной и невыносимой.

В самом деле, если отношения, скажем, между мужем и женой перешли в форму агрессии по причине перманентного унижения друг друга — проявления пренебрежения или просто не понимания личности друг друга (а, ведь, это, в этих отношениях, тоже, есть оскорбление), то, — это не жизнь, извините, а борьба за жизнь — отстаивание на право существования своей личности.

Ведь, везде, где бы не было проявление агрессии к нам или со стороны нас, есть обострение отношений с людьми, которое неизбежно ведёт к деградации — разрушению личности.

А, если понимать, что проявление агрессии — это проявление животного начала в человеке, то, проявление агрессии в отношениях с людьми — это, буквально, убиение человеческого и в людях, и в их отношениях.

Резюме: Ищите такие отношения с людьми, в особенности, серьёзные, где к вам, к вашей личности, не будет проявляться пренебрежение в той или иной форме. Про серьёзные и не серьёзные отношения читать: Серьёзные и несерьёзные отношения. Весы отношений

Даже, если человек не будет понимать вас: ведь, непонимание — не обязательное условие неприятия и пренебрежения к личности другого. А уж тем более, непонимание, само по себе, не вызывает проявление агрессии.

Проявление или не проявление агрессии — это, всего лишь, вопрос культуры человека — его понимания, что он не «пуп земли» и что вокруг есть люди всякие разные, которые имеют право, как и он, на свою жизнь — на свои мнения, чувства, представления, и так далее, — на право быть личностью.

Избегайте тех личностей, по всякой имеющейся возможности, которые, по той или иной причине, не способны относиться уважительно и доброжелательно к вашей личности. Ибо, проявление агрессии к вам с их стороны — неизбежно — это вопрос времени и обстоятельств.

А как вы думаете, дамы и господа? Проявление агрессии к себе и проявление нашей агрессии к другим. Какие причины, и как этого избежать?

Источник:
Проявление агрессии — способ защиты
Проявление или не проявление агрессии — это, всего лишь, вопрос культуры человека — его понимания, что он не «пуп земли» и что вокруг есть такие же люди.
http://love-family-life.info/agressiya-v-otnosheniyah/

(Visited 80 times, 1 visits today)

notoffended.ru

Проявление агрессии — способ защиты Как защитить себя от агрессии

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:

Проявление агрессии — способ защиты. Как защитить себя от агрессии?

Проявление агрессии — способ защиты

Механизм агрессии и проявление агрессии заложены в животной ипостаси человека генетически — это защитно-оборонительная реакция человека на опасность его телу и жизни.

Но, так как у человека к этому телу прилагается ещё и его человеческая сущность — его духовный мир — его личность, то, естественным образом, механизм агрессии перешёл, внедрился и в чисто человеческие отношения между людьми.

В самом деле, если мы посмотрим на своё проявление агрессии к другим и на проявление агрессии к нам, то отчётливо увидим её причину:

Это защита себя или от нас, в том случае, если проявляется, в той или иной мере, пренебрежение к личности человека — его духовному миру — убеждениям, взглядам, представлениям, чувствам, и так далее.

«Меня не трогай — не покушайся на моё тело и душу!» — это один из важнейших принципов в отношениях людей — суть и причина агрессии, и объяснение проявления агрессии.

К сожалению, такой простой и понятный алгоритм в своих отношениях, большинством людей не понимается. В особенности, когда касается своего проявления агрессии.

А, отсюда, и все, мягко говоря, недоразумения в этих отношениях.
Притом, во всех без исключения.

Проявление агрессии человека при покушении на его личность и её последствия

По сути дела, есть только две формы проявления агрессии:

— открытая, когда она не скрывается и проявляется как явная и не окультуренная, — в грубой форме (мат, крик, резкие телодвижения, и тому подобное),

— как латентная — скрытая форма агрессии, когда человек, по той или иной причине, боится проявлять свою агрессию в открытой форме.

Тогда он держит её внутри себя, выжидая, даже не осознавая этого, того момента, когда эту агрессию можно излить — отомстить не только за факт (факты) предыдущего унижения своей личности, но и за то, что приходилось это унижение (пренебрежение к себе) терпеть.

ОК, дамы и господа, лично я, считаю, что понимание этого механизма возникновения нашей агрессии, и проявления агрессии, направленной на нас, очень важно во всех аспектах нашей жизни.

Начиная от проявления агрессии во время элементарного, случайного и кратковременного общения на улице, и заканчивая нашими серьёзными, глубокими отношениями с близкими людьми.

В самом деле, если мы имеем на своей работе, на которой мы проводим половину своей жизни, пренебрежение, а, тем более, насилие в виде диктатуры к себе или оскорбления своей личности, со стороны начальников или коллег, то, впадая в латентную или открытую форму агрессии, мы, совершенно очевидно, начинаем «палить» свою жизнь — сжигать нервы, переваривая негатив к себе и в себе, подрывая своё здоровье и укорачивая свою жизнь — делая её некачественной и невыносимой.

В самом деле, если отношения, скажем, между мужем и женой перешли в форму агрессии по причине перманентного унижения друг друга — проявления пренебрежения или просто не понимания личности друг друга (а, ведь, это, в этих отношениях, тоже, есть оскорбление), то, — это не жизнь, извините, а борьба за жизнь — отстаивание на право существования своей личности.

Ведь, везде, где бы не было проявление агрессии к нам или со стороны нас, есть обострение отношений с людьми, которое неизбежно ведёт к деградации — разрушению личности.

А, если понимать, что проявление агрессии — это проявление животного начала в человеке, то, проявление агрессии в отношениях с людьми — это, буквально, убиение человеческого и в людях, и в их отношениях.

Как защитить себя от агрессии?

Резюме: Ищите такие отношения с людьми, в особенности, серьёзные, где к вам, к вашей личности, не будет проявляться пренебрежение в той или иной форме. Про серьёзные и не серьёзные отношения читать: Серьёзные и несерьёзные отношения. Весы отношений

Даже, если человек не будет понимать вас: ведь, непонимание — не обязательное условие неприятия и пренебрежения к личности другого. А уж тем более, непонимание, само по себе, не вызывает проявление агрессии.

Проявление или не проявление агрессии — это, всего лишь, вопрос культуры человека — его понимания, что он не «пуп земли» и что вокруг есть люди всякие разные, которые имеют право, как и он, на свою жизнь — на свои мнения, чувства, представления, и так далее, — на право быть личностью.

Избегайте тех личностей, по всякой имеющейся возможности, которые, по той или иной причине, не способны относиться уважительно и доброжелательно к вашей личности. Ибо, проявление агрессии к вам с их стороны — неизбежно — это вопрос времени и обстоятельств.

А как вы думаете, дамы и господа? Проявление агрессии к себе и проявление нашей агрессии к другим. Какие причины, и как этого избежать?

love-family-life.info

БОЯЗНЬ АГРЕССИИ И ЗАЩИТНАЯ АГРЕССИЯ


⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 7Следующая ⇒

Помимо уровня собственной агрессивности в рисунке несуществующего животного проявляется отношение к возможной агрессии со стороны окружающих. Боязнь нападения приводит к стремлению защитить придуманное животное. В качестве защиты может быть изображен панцирь, чешуя, броня, особо толстая кожа (ее может не быть на рисунке, но ее описывают в рассказе). Очень широко распространено изображение игл, как у дикобраза, или колючек. Примером может служить животное под названием дракон (рис. ниже). У него две руки, шесть ног, на теле — колючки, «чтоб его никто не кусал», и многочисленные укусы, изображенные в виде кругов с точкой в центре.

 

Об образе жизни животного Гриша рассказал так: «Он живет в горах, в пещере. Только он уже умер. Это динозавр. Он любит мясо, много мяса, он любит кушать». На вопрос о том, что кушает это животное, мальчик ответил: «Других драконов и человеков, что были давным-давно». Когда его попросили описать размер животного, он сказал, что дракон «страшный, и большой, и огромный; как три дома». На вопрос о друзьях последовал однозначный ответ: «Нету. Один живет». В качестве врагов были названы динозавры. Когда проверяющий спросил, что это животное любит делать, Гриша ответил: «Кушать». По просьбе назвать еще какие-либо любимые занятия животного, мальчик сообщил: «Драться, кусаться», а на вопрос о том, чего оно не любит, сказал: «Камни кушать». Выяснилось также, что «дракон» боится, «чтоб его съели и чтоб бросали на него камни огромные». Проверяющий поинтересовался, кто может это делать, и Гриша объяснил: «Есть динозавры еще больше его».

Три желания «дракона»: «Быть большим»; «Чтоб его не кушали, чтоб на него не бросали камни»; «Чтоб у него были друзья».

По поводу первого желания проверяющий выразил некоторое удивление: «Он ведь и так очень большой». «Нет, маленький, — ответил Гриша. — Надо, чтоб был больше всех».

Состояние тревоги диагностируется и по изображению несуществующего животного (сильно увеличенный размер). Депрессивная симптоматика не проявилась в рисунке, но отразилась в рассказе: это тема смерти («только он уже умер»).

По рисунку и рассказу можно более конкретно определить характер тревожных опасений, свойственных Грише. Это, в первую очередь, страх агрессии: животное боится, «чтоб его съели и чтоб бросали на него камни»; его желание — «чтоб его не кушали, чтоб на него не бросали камни»; несмотря на колючки, оно все покусано. Изображение укусов, как и любых ран, — выразительный признак невротического состояния.

По-видимому, Гришина боязнь агрессии связана с его неумением общаться со сверстниками. Оно отражается в широко расставленных руках с очень большими кистями (высокая неудовлетворенная потребность в общении), пустых глазах. «Дракон» живет один в пещере, у него нет друзей, одно из желаний — чтобы были друзья. Тема поедания камней тоже типична при нарушениях общения.

Для боязни агрессии характерны описание гигантских размеров животного (у Гриши оно «огромное, как три дома») и желание стать еще больше («надо, чтоб был больше всех»). При этом сам рисунок может быть большим (как в данном случае), а может быть маленьким, так что тема гигантских размеров проходит только в рассказе.

В рассказе Гриша неоднократно пытается противопоставить внешней угрозе агрессию самого изображенного им дракона. Он «страшный», ест «других драконов и человеков», любит «драться, кусаться». В этом проявляется тенденция к защитной агрессии (стремление защититься посредством нападения). Однако, судя по отсутствию подлинно агрес-сивных аксессуаров в рисунке и по чрезвычайной сжатости агрессивной темы в рассказе (она звучит только в ответах на вопросы), эта тенденция не реализуется.

Более выраженная склонность к защитной агрессии проявляется у четырнадцатилетнего Ильи Р. (рис. ниже). Изображенное им «трехрогое чудовище» все сплошь покрыто колючками. Наряду с этим у него на спине имеется пять больших острых шипов, которые могли бы использоваться не только для защиты, но и для нападения. Сами шипы тоже защищены колючками.

 

В рассказе темы, связанные с боязнью агрессии, сочетаются с собственно агрессивной тематикой и с высказываниями, отражающими чувство одиночества: «Это трехрогое чудовище. Оно очень злое и съедает всех.

Оно очень большое, приблизительно со слона. Его защищают колючки от того, чтобы никто на него не нападал. У него есть еще один рот с зубами на теле». Из ответов на вопросы выясняется, что трехрогое чудовище живет в лесу, одно. Ни друзей, ни врагов у него нет. На вопрос о том, от кого оно защищается колючками, если у него нет врагов, Илья ответил: «Например, от тигра».

Илья сообщил, что животное высказало бы следующие желания:

«Чтобы к нему пришли все животные, которые ему нравятся; например, он любит кроликов съедать»; «Выглядеть не страшным, чтобы его не боялись; приходит к нему кто-нибудь — и он съедает»; «Чтобы ему сделали глаз сзади».

На вопрос о том, зачем трехрогому чудовищу глаз сзади, мальчик ответил: «Чтобы видеть добычу». Стремление к повышению чувствительности — характерный признак тревоги, опасений. Мотивировка, указанная Ильей («чтобы видеть добычу»), отражает попытки преодолеть опасения, используя один из механизмов психологической защиты — рационализацию.

Родители привели Илью на психологическую консультацию с жалобой на то, что он ни с кем не общается. Если, идя по улице, он видит кого-либо из соучеников, то старается спрятаться, чтобы с ним не встретиться, хотя, по мнению родителей, одноклассники относятся к нему неплохо. Нарушено не только общение со сверстниками, но и общение с учителями. В частности, Илья не отвечает на уроках, хотя хорошо справляется со всеми письменными работами. Все эти жалобы могут быть объяснены сильно повышенной тревожностью и боязнью агрессии, на основе которой развилась боязнь вообще любого общения. В поведении Ильи родители не замечали склонности к защитной агрессии, проявившейся в тестовых материалах. Это может объясняться либо тем, что она подавляется опасениями, либо просто отсутствием конфликтных ситуаций, в которых она могла бы реализоваться. Отсутствие конфликтов обеспечивается тенденцией Ильи к исключению контактов в сочетании с неплохим отношением к нему со стороны одноклассников.

Защитная агрессия не всегда оказывается столь безобидной. Нередки случаи, когда она активно проявляется на поведенческом уровне. Несмотря на то, что сам человек воспринимает ее как защитную, в действительности она может становиться опережающей: ожидая нападения (возможно, безо всяких оснований), человек спешит заранее напасть первым.

НЕВРОТИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ

Невротическая агрессия, как и защитная, представляет собой ответную реакцию на неблагоприятную внешнюю ситуацию. Однако это значительно более обобщенная реакция, чем защитная агрессия: она направлена не непосредственно на источник потенциальной угрозы, а на все окружение. В таких случаях говорят, что человек из-за своих неудач зол на весь мир. Признаком невротической агрессии в тесте «Несуществующее животное» служит сочетание невротических и агрессивных проявлений. При этом очень распространен случай, когда в исходном варианте теста (просто несуществующее животное) присутствует только невротическая симптоматика, а агрессия проявляется в рисунке злого и страшного животного (рис. ниже).

Штриховка с сильным нажимом говорит о высокой тревожности и эмоциональной напряженности. Особая тщательность штриховки позволяет предположить, что Валера отличается также высоким уровнем ригидности. Тщательно подчеркнутый контур — свидетельство высокого уровня контроля. Показателем хорошего контроля принято считать также изображение длинной шеи.

Следовательно, невротическая симптоматика не должна быть особенно заметна в поведении мальчика, так как на уровне внешних проявлений она тормозится благодаря повышенному самоконтролю.

В написанном им рассказе сообщается: «Мое несуществующее животное живет на болотах. Это летающая черепаха. Она питается червями и водорослями. Ее враги — это змеи и некоторые люди, а друзья — это рыбы и птицы. Спасаясь от опасности, она взлетает в воздух и в мгновение ока исчезает из виду».

В этом рассказе присутствует типично невротическая тематика. Это, во-первых, эмоционально неприятное место жизни — болото (так же трактуется указание на то, что животное живет в грязи, в тине). Во-вторых, это упоминание неприятной пищи — червей (аналогично трактуется питание слизняками, мусором, гадостью и т.п.). И, наконец, для невротического состояния типичны определенные виды страхов — невротические страхи. К ним относятся, в частности, страх перед мелкими животными (насекомыми, мышами и т.п.) и боязнь змей. Наличие таких страхов может проявиться при ответе на вопрос, чего животное боится, или (как в данном случае) при описании его врагов. В рассказе Валеры отражены также неконкретизированные тревожные опасения («спасаясь от опасности…»).

Самое злое и страшное животное Валера изобразил в виде морского змея с разинутой пастью (рис. выше). Дать ему название он отказался. В рисунке присутствуют признаки как защитной, так и активной агрессии. Первые представлены шипами (или гребнями) на спине животного, вторые — разинутой зубастой пастью (признак вербальной агрессии) и острыми бивнями. Сохраняются также признаки тревожности, эмоциональной напряженности, ригидности и высокого контроля, отмеченные в первом рисунке.

В рассказе есть агрессивная тематика, но в довольно умеренном выражении: «Мое животное живет в глубинах океана. Оно питается акулами и прочими крупными рыбами. В длину достигает 20 метров. Иногда нападает на корабли. Его друзья — такие же, как и он, а врагов у него нет (еще не нашлось такое животное, которое преодолело бы его)».

Создается впечатление, что Валера склонен скорее не к реальной агрессии, а к демонстрации агрессивной позиции с целью отпугнуть возможного противника. Эта его позиция связана с невротическим состоянием, создающим общее ощущение дискомфорта и неопределенной угрозы, исходящей от окружающего мира.

Существенно другое впечатление производит рисунок «злого и страшного» животного, названия которому автор девочка не придумала название(рис. ниже).

 

Об этом животном она написала: «Питанием это чудовища являются земельные животные. Своими длинными руками он достает их из-под земли. Также представляет опасность для животных. Оно высасывает из них кровь своими острыми жалами».

На этот раз явственно проявились как невротизация, так и агрессия. Весь рисунок закрашен ровным серым тоном, отдельные части рисунка стерты и переделаны. Это признаки высокой тревоги. Наблюдается стремление защититься от возможной угрозы (шипы на теле и на хвосте).

Грубое искажение формы глаз (в данном случае — превращение их в агрессивные острия) — один из показателей невротизации. Невротизация проявилась также в резком изменении стиля описания. Если описание просто несуществующего животного сделано вполне литературно, развернутыми фразами, то при описании злого и страшного животного используются рубленые, предельно упрощенные фразы; нарушается согласование, появляются грубые ошибки внимания («питанием это чудовища являются…»).

Описание такого способа питания, как высасывание крови жертв, часто встречается у людей, склонных к невротической агрессии. Агрессивная символика представлена также острыми жалами, заостренными глазами, раздвоенными клешнями на концах рук. Острием заканчивается также хвост. Как уже отмечалось, массивный задранный вверх хвост является сексуальным символом. Поэтому можно предположить, что в восприятии девушки сексуальность тесно связана с агрессией. В рисунке просто несуществующего животного хвост, хотя и имеется, но отнюдь не столь массивен, как у злого и страшного животного. Проявления агрессивности в Людином рисунке злого и страшного животного существенно превосходят уровень, типичный для девочек ее возраста. Они сочетаются с признаками невротизации, что позволяет квалифицировать агрессивность как невротическую. Подобные проявления отсутствуют в рисунке, сделанном по стандартной инструкции. Это говорит о том, что невротическая агрессия у Люды не постоянна, а возникает в ответ на эмоциональную нагрузку.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Бытует мнение, что психология агрессии свойственна слабым личностям. Так ли это? Почему человек иногда уподобляется разъяренному зверю? Что заставляет его причинять боль ближнему? Почему в ходу у него столько обидных, ранящих душу слов?

Откуда такое неизбывное стремление человечества к войнам, экстремизму и фанатизму? Почему поднятый еще Сенекой и Плутархом вопрос, как справиться с гневом, остается актуальным и в XXI веке? Попробуем разобраться.

Глубинные причины психологии агрессии

Агрессивное поведение человека имеет инстинктивную природу и свойственно каждому из нас – утверждают многие корифеи психологической науки. З. Фрейд, например, пришел к выводу, что агрессия – это не что иное, как проявление инстинкта смерти. А основатель этологии К. Лоренц утверждал, что агрессивность у человека, как и у многих животных, — либо защитная реакция, либо демонстрация сексуальности.

Многие ученые рассматривают агрессию как способ адаптации, освоенный человеком в процессе эволюции. Так, Х. Кауфман считал, что она дает шансы на победу в естественном отборе, позволяя индивиду заполучить необходимую долю ресурсов. Э. Фромм видел в агрессии инструмент превосходства, дающий право одному человеку господствовать над другим.

Есть и менее популярные теории. Одни из них трактуют агрессию как «драйв», другие – как средство психической саморегуляции, третьи – как ответную реакцию на форс-мажор, четвертые – как стремление к власти. Такое множество моделей агрессии можно объяснить неоднозначностью и богатой вариативностью данного явления.

Проявления психологии агрессии по Э.Фромму

1. Игра как демонстрирование проворности и бойкости ее участников при отсутствии даже намека на ненависть или разрушение.

2. Реакция на угрозу жизни, достоинства, свободы, имущества. Может проявляться в виде фрустрации потребностей, ревности, зависти, мести, разочарования.

3. Анахроническая жажда крови.

4. Компенсаторная агрессия — ненависть и насилие, которыми человек пытается восполнить продуктивное существование. Может выражаться в хронической депрессии, садизме или некрофилии.

По мнению Джорджа Саймона, агрессия бывает явной и скрытой. Последнюю часто можно обнаружить в межличностных манипуляциях. Скрыто-агрессивный стиль поведения свойственен людям властным и лицемерным, использующим для подчинения себе подобных приемы маскировки своих агрессивных стремлений. Коварство они прячут под личиной обходительности.

Личностные качества, способствующие развитию агрессивности:

• импульсивность;

• впечатлительность;

• вдумчивость – подруга инструментальной агрессии;

• рассеянность – сестра агрессии эмоциональной;

• подозрительность.

Психология агрессии: 7 советов, как от нее избавиться

1. Научитесь жалеть агрессора

Злое слово или испепеляющий взгляд ранят тех, кто не умеет отражать психическую атаку. Хладнокровность в подобных ситуациях нужно культивировать в себе так же, как спортсмены тренируют нечувствительность к физической боли.

Тогда любое колкое слово не будет задевать за живое и вызывать бешенство. Тогда бранящийся человек будет восприниматься как слабак или больной. А раз так, то его стоит пожалеть, а не воспринимать всерьез. Ведь нельзя же злиться на дразнящегося ребенка или пациента психдиспансера. Мало ли что им взбредет в голову?

2. Не позволяйте собой манипулировать

Нужно быть хозяином своей души. Нельзя давать другим людям играть на самой тонкой ее струнке – самолюбии. Психология агрессии – это сосуд, переполненный негативом. Ему необходимо выплеснуть из себя всю накопившуюся нечисть.

Поэтому агрессор часто ведет ловкую игру. Он умеет надавить на самую болевую точку. Он знает, как сильней уколоть, чтобы вызвать негодование. Ему плевать на последствия: его распирает от злости. Однако это его проблемы. Не стоит ввязываться в бой, когда это не в ваших интересах.

3. Давайте выход только здоровой агрессии

Энергия задора необходима для победы над самим собой. Она может стать решающим стимулом психологии саморазвития. Вступив в альянс с жаждой успеха, здоровая агрессия мобилизует все силы организма на достижение поставленных целей.

А если к этому альянсу добавятся еще и уважение к людям, умение с ними взаимодействовать, то успеха просто не миновать. Так, подстегивая свою лень, наступая на горло своей инертности, приструнивая свою робость, вы добьетесь исполнения самых нереальных желаний.

4. Не настраивайтесь на неприятие чужих идей

Часто разногласия между людьми возникают на почве недоверия. Чужая точка зрения априори кажется какой-то подозрительной, неполноценной. Так мы заранее настраиваемся на неприятие чужого мнения. В результате закипаем уже в начале завязавшегося спора и вызываем на себя ответный огонь.

Эту тактику можно заранее считать проигрышной. Даже если вы уверены на сто процентов, что правы, а оппонент заблуждается – не стоит вразумлять его ударом энциклопедии по голове. Он имеет право на свое мировоззрение и не обязан его менять вам в угоду.

Разумно поступит в этой ситуации тот, кто первым разрубит гордиев узел недопонимания. Если вашу точку зрения упорно не разделяют – оставьте споры и постарайтесь понять мнение упрямца. Возможно, вы заметите, что ему просто свойственно называть черное белым. Это наблюдение должно привести вас в равновесие: такому субъекту бесполезно что-либо втемяшивать.

Если вдуматься, то верных и ошибочных мнений нет. В любой высказанной глупости можно найти зерно мудрости. Есть мнения полезные и вредные, привычные и нестандартные, обоснованные и неаргументированные. Это уже совсем другой подход к оценке чужого мнения, отличного от нашего.

5. Выдавливайте из себя по капле агрессора

Все наши психодрамы родом из детства. Там нас любили и баловали. Но там же мы не раз были биты и обруганы. Последнее запомнилось, конечно, лучше. Ведь чувство обиды, желание отомстить никуда не делись. Они по сей день гнездятся в душе и стремятся на волю.

Взращенная таким образом психология агрессора заставляет нас всем на свете доказывать, что мы не лузеры. Однако все счеты с минувшим – напрасные душевные мытарства. Нужно не пережевывать прошлые огорчения, а отпустить их и жить настоящим.

6. Познайте самих себя

Чаще всего нападают на людей те, кто потерял себя. Они не знают, кто они, не понимают, зачем пришли на эту землю. Отсюда и агрессия на окружающих, как будто участвующих в заговоре против них.

Таким людям можно пожелать перенаправить свою разрушительную энергию на самопознание и саморазвитие. Эти созидательные процессы гармонизируют жизнь, внесут в нее стабильность. Занявшись собой, не надо будет много думать о других. Приняв себя со всеми потрохами, легче будет понять и полюбить окружающих.

7. Сопротивляйтесь агрессивной культуре

Кровь, боль, смерть, страх, секс – это боги, которым молятся сегодняшние масс-медиа. Постоянно смакуя прелести «клубнички» и описывая ужасы «малины», они пытаются увеличить армию своих приверженцев. Так нас приучают к тому, что жестокость – норма в этом мире.

Психология агрессора, которую сеют СМИ, пускает корни в наших душах и давит зачатки разумного, доброго, вечного. Даже у последних романтиков опускаются крылья. Состояние беспокойства овладевает массами. В атмосфере общего психоза все постоянно ждут только плохого. И неминуемо притягивают его. А зло за свои неудачи вымещают на других.

Для успеха нужна другая настройка. Нужно надеяться на лучшее – и оно настанет. Верьте в то, что все у вас получится – так ведет себя победитель. Включите свою здоровую агрессию – она не позволит никому вас зазомбировать, лишить разума и доброты, сбить с пути к успеху и счастью.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Pinterest

LiveJournal

LinkedIn

Мой мир

E-mail


 

« Предыдущая запись Следующая запись »

rostduha.ru

Оборонительная (защитная) агрессия. Воспитание собаки-защитника

Оборонительная (защитная) агрессия

Жизнь такова, что все так и норовят воспользоваться тобой как пищевым объектом или устранить тебя как возможного конкурента. Поэтому, для того чтобы жить, надо уметь себя защищать. Это знаем не только мы, это знают и наши собаки.

Для целей самозащиты природа предусмотрела несколько форм оборонительного поведения. Например пассивно-оборонительную реакцию – это когда чувствуешь опасность, ложишься в ямку и прикидываешься ветошью – может, и пронесет! Активно-оборонительная реакция заключается в том, что мы уходим из сферы действия опасного раздражителя. Нет, мы не трусим, но по некоторым причинам у нас нет желания именно сейчас вступать в непосредственный контакт с опасностью. Но опасности можно избежать, уничтожив ее или напугав! В этом и заключается смысл агрессивно-оборонительной реакции.

То, какую форму оборонительного поведения выбрать, определяется несколькими причинами и прежде всего наследственностью. В одной и той же конфликтной ситуации служебные собаки, например, выбирают агрессивно-оборонительный путь чаще, чем декоративные. Очень большое значение в частоте проявления и выраженности агрессивно-оборонительной реакции играют воспитание и дрессировка. Именно во время воспитания закладываются представления об опасности, как по отношению к живым объектам в процессе социализации, так и по отношению к факторам неживой природы, благодаря экологическому импринтингу. А во время дрессировки собаку обучают бороться и побеждать. Если собаку выращивали и содержали изолированно (может быть на территории, окруженной забором), да еще и «травили», она может все незнакомое ей живое рассматривать как врагов и вести себя по отношению к ним соответственно своему опыту.

Собака, у которой в результате наследственных причин сила ЦНС невысока, может вести себя трусливо-агрессивно. Она всегда преувеличивает реальную опасность, очень боится и демонстрирует позу подчинения (уши обращены назад, голова опущена, она избегает прямого взгляда, старается казаться меньше, прячет хвост между ногами, часто мочится), лижет руки и переворачивается на спину, подставляя живот. Такая собака не любит, чтобы ее касались руками, например, во время ветеринарных процедур, боится, когда касаются ее лап, не любит ласк и шарахается от протянутой руки. Такая собака кусается от страха, защищаясь, то же делает, когда попадает в безвыходное положение (с ее точки зрения) или когда человек поворачивается к ней спиной и уходит.

Иногда собаки, воспитываемые женщинами, могут быть агрессивными к мужчинам – это называется неполной социализацией.

Оборонительная агрессия может инициироваться болью. В этом случае боль вызывает инстинктивную оборонительную реакцию. Мы, например, если не можем прекратить боль отдернув руку, отталкиваем то, что служит источником боли. В сходной ситуации так же ведут себя собаки.

Оборонительная агрессия может возникнуть не только в результате самообороны. Часто собаки защищают членов своей стаи, т. е. нас. Замечено также, что чем ближе находится собака от владельца, тем ее реакция более агрессивна. Смелость собак зависит, даже больше чем у людей, от наличия группы («эффект группы»), особенно если владелец взволнован. По мере удаления от владельца такие собаки становятся менее агрессивными.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

pets.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *