Методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: Конспект занятия «Насекомые»
Конспект занятия «Насекомые»
Цель занятия:-расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;
-обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;
-уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
-продолжать учить отгадывать загадки.
-способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;
-активизировать и расширять словарный запас;
-развивать связную речь.
-прививать бережное отношение ко всему живому.
Ход занятия
На доске картинки с изображениями насекомых
Воспитатель — Ребята, внимательно посмотрите на доску Что вы там видите? Как вы думаете , о чем мы сегодня с вами будем разговаривать?(о пчеле ,кузнечике, божьей коровке, мухе, бабочке , стрекозе, комаре)
Воспитатель – Правильно, ребята. А как их можно назвать одним словом? (насекомые)
Воспитатель — Молодцы! А что же общего у всех насекомых?
(дети — Голова, грудь, брюшко, 6 ног)
Воспитатель — Верно, и когда же появляются насекомые?
(дети — Весной)
Воспитатель — Почему весной?
(ответы детей Солнце начинает греть ,появляются растения, появляются насекомые )
Воспитатель — Молодцы! Все правильно рассказали . Сегодня, я хочу вас пригласить в одно очень интересное место. Какое не скажу, я думаю, что вы сами догадаетесь. Закройте глаза и медленно покружитесь на месте.
Шум леса, пение птиц, стрекот кузнечиков.
Воспитатель — Открывайте глаза. Ребята как вы думаете, куда мы с вами попали, послушайте, как поют птицы это вам что- то напоминает?
Дети-В лес, наступает весна.
Воспитатель: Расскажите, а как вы догадались о ее приходе? По каким признакам?
Дети- Тает снег и лед, день становиться длиннее, прилетают птицы.
Воспитатель: А раз вернулись птицы, значит, кого мы можем увидеть?
(дети — Насекомых)
Воспитатель — Я собрала в коробку часть насекомых, которых мы можем увидеть весной. Хотите узнать, что это за насекомые?
(дети — Хотим)
Воспитатель — Я буду загадывать загадки, а вы старайтесь отгадать.
Одевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко,
Это …
(дети — Божья коровка)
Воспитатель — Какая она?
(дети — Красная, желтая. В горошек, яркая)
Воспитатель — Значит и мы и птицы могут ее заметить на зеленом листе. Как же она защищается от врагов? Выделяет желтую жидкость, Эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом. А что означает красный цвет божьи коровки?
(дети — Я не съедобная! Не прикасайтесь ко мне!)
Воспитатель — Божья коровка — это полезное насекомое или нет?
(дети — Полезное)
Воспитатель: Верно, она поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.
Воспитатель — Отгадайте следующую загадку.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(дети — Бабочка)
Воспитатель — Чем питается бабочка?
(дети — Соком растений, нектаром)
Воспитатель – Бабочка пьет нектар длинным носиком , который называется хоботок. Можно ли ловить бабочек? Почему?
(дети — Нет, мы можем поранить бабочку)
Воспитатель — Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Если мы схватим бабочку за крылья, то чешуйки облетят, и бабочка не сможет летать. Что с ней случится?
(дети — Погибнет)
Воспитатель — Как вы думаете, пользу или вред приносят бабочки?
(дети — Пользу, опыляют растения)
Воспитатель — Следующее насекомое.
Он работник настоящий,
Очень — очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
(дети — Муравьи)
Воспитатель — Муравьи живут большими семьями. Как называется их дом? Из чего строят?
Дети-Муравейник .Строят из веточек, листиков, соломинок, травинок.
Воспитатель:Правильно.В самом начале весны муравейник похож на большую кучу, ссора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут, погреются на солнышке. Пройдет несколько дней, и муравьи примутся за работу. Питаются муравьи сухими насекомыми (гусеница, стрекоза, жуки, тля). Когда им угрожает опасность, они выпрыскивают едкую муравьиную кислоту
Воспитатель — Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом. Есть строители, что они делают?
(дети — Строят муравейники, ремонтируют ходы и переходы)
Воспитатель — Есть уборщики, добытчики, солдаты, чем они занимаются?
(дети — Чистят муравейники, добывают корм, защищают муравейник)
Воспитатель — Муравьи полезные или вредные насекомые?
(дети — Полезные, они поедают гусениц, тлю)
Воспитатель — Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Их называют санитарами леса.
Воспитатель — Эта загадка про кого?
Прыгает пружинка —
Зеленая спинка,
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.
(дети — Кузнечик)
Воспитатель — Кузнечика мы заметим в траве? Почему?
(дети — В траве его не видно, он зеленый, под цвет травы)
Воспитатель — А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет?
(дети — Мы услышим, как он поет)
Воспитатель — Верно, он трет одно крылышко о другое и получается такая песня кузнечика. Мы говорим, что он не поет, а стрекочет. Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми.
Воспитатель — Каких полезных насекомых еще знаем?
(дети – Пчела — дает нам мед; стрекоза — уничтожает комаров, мух)
Воспитатель — Назовите вредных насекомых?
(дети — Муха, комар )
Воспитатель — Верно, мухи и комары переносят грязь .Теперь мы с вами поиграем и узнаем кто из вас самый внимательный. Нужно угадать какое насекомое улетело или уползло.
Игра «Кого не стало»
( Выкладываются насекомые: божья коровка, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, муха, бабочка. Дети рассматривают, называют, запоминают. По команде воспитателя отворачиваются. Убирается одно насекомое. Дети поворачиваются и угадывают, кого не стало).
Воспитатель — Замечательно, теперь пора возвращаться домой. Закроем глаза и медленно покружимся.
Открываем глаза. Мы снова в нашей группе. Понравилась вам прогулка, кого мы там видели?
(дети — Насекомых)
Воспитатель — Каких полезных насекомых знаем? Какую пользу приносят?
(дети — Божья коровка, муравей, стрекоза — уничтожают тлю, вредных насекомых, помогают растениям. Пчела дает мед, бабочка — опыляет растения.)
Воспитатель — Назовите вредных насекомых. Какой вред от них?
(дети — Комар и муха разносят разные болезни, они могут нас заразить.)
Воспитатель — Молодцы! Все верно рассказали.
nsportal.ru
Занимательные факты (средняя группа) на тему: Расскажите детям о насекомых
Расскажите детям о насекомых
Юных исследователей мира, несомненно, привлекает многочисленное царство насекомых. Как известно, дети могут долго рассматривать жука, бабочку или гусеницу. Они задают много вопросов и удивляются такому неповторимому поведению насекомых. Маленьких эрудитов интересует все, что ползает, летает или жужжит. Помогите своему малышу разобраться в этом огромном мире маленьких существ.
Что рассказать?
Расскажите ребёнку, что, не смотря на маленький размер, насекомые такие же живые, как животные. Насекомые такие разные, их так много, больше, чем весь животный мир, включая рыб, птиц и зверей. Ученые каждый год открывают новые виды насекомых.
Насекомые умеют говорить!
Только это они делают не с помощью слов, как люди, а через прикосновения, звуки, запахи, зрительные сигналы. Оказывается, что пчела исполняет в своем улье танец, после того, как найдет поляну с цветами. Её движения расскажут другим пчелам о том, где находится полянка и какие там растут растения. Муравьи передают информацию с помощью своих усиков.
Насекомые умеют играть в прятки!
Чтобы спрятаться от врагов, защититься от хищников, насекомые одеваются в разные цвета. Зелёные кузнечики, прячутся в зелёной травке. Саранча – серого цвета, она становится совершенно незаметной на серой земле. Яркие цветные бабочки кажутся нам такими пестрыми, когда летают в воздухе. Но когда они садятся на цветок, их трудно найти. Многие насекомые похожи на части растения – листья или веточки. Самые умелые мастера пряток – это палочники. Их название говорит о том, как они маскируются. Эти насекомые живут на деревьях, имеют коричневую или зеленую окраску и похожи на тонкие стебельки.
Чудесные превращения.
Малыш удивится рассказу о гусенице, которая превращается в красавицу-бабочку. Можно собрать гусениц в огороде и проследить этот процесс дома.
Насекомых можно найти практически повсюду. Нужно приложить совсем немного усилий, чтобы обнаружить несколько насекомых, которые можно сделать своими друзьями. Рассказать детям о насекомых, прочитать о них интересные стихотворения, и ещё – очень важный совет. Когда ваш ребёнок перестанет интересоваться своим любимцем-насекомым, пожалуйста, не убивайте их – выпустите на волю.
Ваш ребёнок познает мир каждый день. Вы станете для него лучшим учителем, если разнообразите его знания информацией о животном и растительном мире. Вокруг много прекрасного и удивительного. Цель взрослого – показать это детскому взору.
МУХА
Села муха на окошко,
Съела муха хлеба крошку,
Тряпкой муху мы прогнали:
«В гости мы тебя не звали».
Т. Шорыгина
Вы, конечно, не раз видели муху. Очень часто мухи прилетают к нам в гости без приглашения. У них два больших глаза, которые состоят из множества мелких глазков-фасеток. Каждый большой глаз состоит из четырех тысяч фасеток. Каждый такой глазок дает собственное маленькое изображение. У мухи хорошее обоняние благодаря ее коротким, но пушистым усикам.
Мухи бывают черные, иногда рыжие с синим или зеленым блеском. Всего насчитывается около пяти тысяч видов мух. Обычно мы встречаемся с комнатной мухой. Она очень опасна и переносит много разных инфекций: кишечные, яйца глистов, брюшной тиф, холеру и туберкулез. Одна муха несет на себе до 6 миллионов микробов.
В сутки муха съедает столько, сколько она весит – это примерно 20 миллиграммов. Интересно, что мухи некоторых видов могут сообщать другим мухам о том, что обнаружена пища. Муха, найдя какой-либо предмет, сначала пробует его ногой и определяет, съедобно оно или нет. Если предмет годится в пищу, муха улетает и с помощью специального вещества передает эту информацию другим мухам.
Ползать по гладким поверхностям мухе помогают специальные подушечки на лапах. Живет муха всего 30–45 дней.
Ученые подсчитали: если бы потомство одной мухи полностью выживало, то за год оно бы могло покрыть всю землю слоем в полтора метра! К счастью, этого не происходит, потому что у мух в природе много врагов: птицы, различные животные, например, лягушки.
ЗАГАДКИ
Летом много их бывает,
А зимой все вымирают
Прыгают, жужжат над ухом.
Как они зовутся? – … (муха)
Как жужжу я жарким днем,
Слышало любое ухо.
Я влетаю в каждый дом,
Знают все меня! Я – … (муха)
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
• Муха на хвосте лошади тысячу верст одолеет.
• Зима страшна волками, а лето – мухами и комарами.
• Где сладкий сок, там и муха скок.
КОМАР
Комар – насекомое серого цвета с двумя крыльями. На нашей планете обитает более двух тысяч видов комаров.
На голове у комара есть хоботок, которым он протыкает место укуса и пускает под кожу животного ядовитую слюну. Вот почему кожа после укуса зудит и чешется. Обычно активность комаров наступает вечером.
Многие думают, что комары пищат, но писк возникает из-за дребезжания комариных крылышек. Дрожанием крылышек они даже могут общаться друг с другом. Обыкновенный комар делает около 500 взмахов крылышек в секунду.
Многие комары, кусая людей, переносят очень опасные болезни. Малярийные комары названы так потому, что переносят возбудителей малярии.
Людям в борьбе с комарами помогают животные. Самые известные охотники на комаров – лягушки и жабы. Не прочь закусить комариком и птицы: трясогузки, синицы, воробьи. Есть враги у комаров и среди насекомых. Самый грозный среди них – стрекоза.
ЗАГАДКА
Летит – пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит,
Сядет и укусит.
(Комар)
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
• Комары запищали – запасайся плащами.
• За семь верст комара искали, а комар на носу.
• Комар поет тонко, да звонко.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
• Комары и мошки столбом – к хорошей погоде.
• Если много комаров – готовь короб для ягод.
СТРЕКОЗА
Стрекоза, стрекоза,
Любопытные глаза,
То летит она вперед,
То висит, как вертолет,
Над водой голубой,
Над травой луговой,
Над поляной лесной…
М. Шаповалов
Стрекозы – одни из самых красивых насекомых. Их можно увидеть солнечным летним днем над водой. Они бывают разных цветов: синие, зеленые, черные… В Японии стрекозы считались признаком победы, о них слагали стихи и изображали на картинах.
У стрекозы четыре сетчатых крыла, это помогает ей быстро летать, а удлиненное, словно руль, тело направляет её в полете. Скорость полета стрекозы – 96–144 километров в час. Ее большие глаза переливаются всеми цветами радуги! Они занимают почти всю голову и состоят из 28 тысяч мелких глазков.
Стрекоза прожорлива и постоянно охотится. Она питается мелкими насекомыми: комарами, жуками, мухами, мотыльками. За час стрекоза может съесть 40 мух.
Стрекозы активны всё лето, а осенью впадают в спячку. Эти насекомые могут даже предсказывать погоду. Если она не портится, они ведут себя спокойно, а перед непогодой собираются в стайки и начинают издавать громкие звуки, трепеща крыльями.
Самая большая стрекоза, которая водится в нашей стране, – коромысло. Обычно она коричнево-красного цвета, но встречаются и синие стрекозы. Размах крыльев стрекозы коромысло составляет 10, а длина их тела 8 сантиметров.
Все ты видишь, стрекоза,
Телевизоры-глаза!
Твой стрекочущий полет,
Будто в небе вертолет,
А при «экстренной» посадке
Выставляешь смело лапки.
Е. Корюкин
Личинки стрекоз – их еще называют наяды – очень много едят. С помощью сильно вытянутой вниз губы они хватают мальков, головастиков и маленьких жуков. За сутки личинка может съесть до 50 мальков. Через год из неказистой личинки вылетит глазастая красавица. Она пока еще слабая, мягкие крылья и покров тела, но через два часа она уже может прекрасно летать.
ЗАГАДКА
Маленький вертолет
Летит назад и вперед.
Большие глаза,
Зовут – … (стрекоза)
БОЖЬЯ КОРОВКА
С моей ладошки очень ловко
Взлетает маленький жучок.
За что зовут его коровкой,
Никто ответить мне не смог!
Божья коровка – распространенное насекомое. Наверняка каждый летом сажал божью коровку на руку и приговаривал: «Божья коровка, лети на небо, принеси нам хлеба, черного, белого, только не горелого». Жук божья коровка – любимец всех детей, потому что она ярка, красивая. Расскажите ребёнку, какую огромную пользу приносит это маленькое существо. Божья коровка – неутомимый хищник, ежедневно одна божья коровка съедает 150-200 особей тли, она является врагом также для других вредителей сада. Польза божьей коровки известна издревле, земледельцы бережно развозили и расселяли божьих коровок по всему миру для спасения своих плантаций и полей. Из истории известно, как божьи коровки спасали цитрусовые, кофейные, тутовые деревья. Опытные садоводы и сейчас собирают пригоршню жучков, и переносят на зараженные вредителями деревья и кустарники.
Консультацию подготовила воспитатель Байдалина И. Ю.
Литературный материал взят из книги Э. Л. Емельяновой
«Расскажите детям о насекомых».
nsportal.ru
Насекомые картинки для детей детского сада
Мир насекомых очень разнообразен. С его представителями мы сталкиваемся каждый день. Трудолюбивый муравей, разноцветная бабочка, трудяги пчелки, разнообразные жуки и другие насекомые должны быть знакомы ребенку с самого детства. Чтобы узнать имеет ли представление ваш ребенок об окружающем мире стоит его попросить нарисовать их. В детских рисунках можно увидеть знания своих детей.
Детские рисунки насекомых.
Картинка насекомых в детском саду.
Майский жук.
Крапивница.
Стрекоза.
Махаон.
Атлас определитель жуков.
Паук с паутиной.
Короед.
Муравей.
Простой рисунок карандашом.
Раскраска улитка.
Мир глазами кузнечика.
Таракан.
Насекомые с подписями.
Гусеница.
Основные признаки насекомого.
Строение насекомых.
Бабочка.
Окружающий мир.
В траве.
Комар.
Божья коровка.
Паучок.
Светлячок.
Улитка.
Светлячок.
Кузнечик.
Муха.
Оса.
Пчела.
Внешнее строение насекомого.
Шмель.
pickimage.ru
Роль насекомых в природе Насекомые составляют около 80% всех животных на Земле. Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе — везде. Активно участвуя в круговороте веществ, насекомые играют глобальную планетарную роль в природе. Более 80% растений опыляются насекомыми, и можно с уверенностью сказать, что цветок — результат совместной эволюции растений и насекомых. Насекомые — важнейший элемент пищевых пирамид. Огромную роль насекомые играют в почвообразовании (разрыхление почвы, обогащение ее перегноем почвенными насекомыми и их личинками, санитарная роль и круговорот веществ в природе). Если соблюдать правила поведения с насекомыми, то можно сохранить здоровье и им и себе! Уважаемые родители, помните, что от качества соблюдения вами профилактических и предохранительных мер зависит безопасность вашего ребенка! Детей привлекает все живое, движущееся, они хотят познать этот мир и часто берут в руки разных насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Многие насекомые переносят опасные болезни, и просто досаждают человеку. Примеры переносчиков: мухи – переносчики кишечных инфекций, яиц глистов. Для защиты от них принимаются профилактические и истребительные меры. С помощью сеток и иных приспособлений предотвращается попадание мух в жилые помещения. В местах, где обильны взрослые насекомые, расставляются отравленные приманки и липкие ленты-ловушки. комары – переносчики малярии, жёлтой лихорадки, лихорадки денге; блохи – переносчики чумы, туляремии; москиты – переносчики лейшманиозов, лихорадки паппатачи, бартонеллёза. | Ребенок должен запомнить правила поведения при встрече с опасными насекомыми!
Если вокруг кружит насекомое… Укусы насекомых не только болезненны, но и опасны! Объясните ребенку, что если вокруг него кружит насекомое, то нужно замереть на месте и присесть. Ни в коем случае нельзя размахивать руками или убегать. Наиболее опасен укус пчелы. Она оставляет жало в теле человека, а сама потом погибает. Оса, в отличие от пчелы, жала в теле человека обычно не оставляет, но укусы ее не менее болезненны. Шмель может ужалить, только если взять его в руки. | Что нужно знать О насекомых ____________________________ (сокращенное наименование ДОУ) ____________________________ (адрес) ____________________________ (контактный телефон) Если тебя ужалила пчела… Если пчела все же ужалила, необходимо, прежде всего, аккуратно вытащить жало, затем смазать место укуса каким-либо антисептическим средством (например, соком одуванчика или подорожника). Если самостоятельно удалить жало не получается — следует обратиться к врачу. Если после укуса появится припухлость можно сделать примочку из раствора борной кислоты (1 чайную ложку на 1 стакан воды) или свинцовую. У многих людей укусы пчел и ос вызывают сильную аллергическую реакцию. Место вокруг укуса краснеет, опухает и начинает «гореть». В таких случаях необходимо положить на опухоль прохладный компресс из настоя ромашки и принять лекарство против аллергии. Если после укуса у ребенка резко поднялась температура, нужно обязательно обратиться к врачу! |
nsportal.ru
№ 2667 Конспект развлечения «Внимание! Опасные насекомые!» — Воспитателю.ру
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32 «Березка»
Конспект развлечения
«Внимание! Опасные насекомые!»Старшая группа
Воспитатели: Голушко О.С.
Яценко Д.А
П.Персиановский
Цель: Дать детям представление о разнообразных опасных и полезных насекомых.
Задачи:
- Формировать представление о разных насекомых, об их необходимости для человека.
- Закрепить знания детей об опасных для жизни и здоровья насекомых,
С которыми они встречаются в природе. Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
- Формировать представление о том, что свою жизнь надо беречь и не подвергать опасности.
- Развивать интерес к познанию окружающей природы, соблюдая осторожность, осмотрительность.
Словарная работа:
Материал к занятию: предметные картинки разнообразных насекомых и среды их обитания. Кукла, игрушки насекомых.
Предварительная работа:
- Беседы о насекомых.
- Знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
- Подвижные игры.
- Рассматривание иллюстраций насекомых.
Методы и приемы:
- Беседа с детьми, вопросы к детям.
- Рассказ воспитателя, загадывание загадок.
- Рассматривание иллюстраций.
- Игры.
Ход занятия:
Воспитатель. Где бы мы ни находились – в лесу, на лугу, около реки, — мы всегда встречаемся с насекомыми.
Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок.
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.
Детям предлагается рассмотреть выставленные иллюстрации.
— Ребята, кого из насекомых вы узнали? ( Оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка).
— Чем все насекомые похожи друг на друга, что у них есть общего?
Воспитатель обобщает ответы детей:
Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела, оса – это все насекомые. Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трех частей — головы, на которой находятся два ушка, средней части и брюшка.
— Но насекомые отличаются друг от друга. Подскажите, по каким признакам вы смогли узнать комара? (У комара …….)
— Как вы определили, что это оса? (У осы…………).
— Как вы узнали муравья? (У муравья…..).
Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Да и не всех заметит можно. Попробуйте спрятать листочек цветной бумаги на столе. Каждый ребенок берет небольшой квадрат зеленого, желтого или коричневого цвета (разных оттенков). На столе лежат большие листы таких же цветов и оттенков.
— Почему насекомые легко прячутся? Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться.
— Зачем им такая окраска? Для защиты от врагов. (Покажите детям изображение кузнечика на зеленой траве, жука-короеда на стволе дерева.).
— Посмотрите, кто это? Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по три ноги. Это божья коровка.
Подошла к травинке и начала ест небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это тля.
— Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред? Божья коровка уничтожает различных вредителей сада и полей.
— А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов. Поэтому божья коровка несъедобна для птиц
Не найдешь у нас пилы,
Не рубили мы стволы,
Не стучали топором,
А под елью вырос дом.
Про какой дом говорится в загадке? (Муравейник.)
— Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту. В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно.
Показ картинки с изображением пчелы:
— Кто это? Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»
Показ картинок с изображением различных бабочек:
— Посмотрите на крылья бабочек. Они всегда покрыты мелкими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет, если взять бабочку в руки, то вы увидите пыльцу, которая останется на пальцах.
У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьёт сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.
— А где дом у бабочки?
У муравья дом — …(муравейник)
У пчелы — …(улей)
Дидактическая игра «Кто где живёт?»
Дети делятся на две группы. Одни держат картинки с изображением среды обитания насекомых, другие – с изображением насекомых. По сигналу « В дома!» каждое насекомое должно «залететь» в свой «дом».
Динамическая пауза «Гусеница»
( координация речи с движением)
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо — (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)
— Гусеница – это злостный вредитель. У неё много врагов. Она является особым лакомством для птиц, но с помощью различных уловок им удается спасаться от гибели. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка. Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спине шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг…полетит.
— У этого насекомого полосатое брюшко и пара прозрачных крыльев. Оса – хищное насекомое. Она выкармливает своих личинок белковой пищей – мухами, пчелами, пресмыкающимися и млекопитающими. Сама же питается нектаром цветов и спелыми сочными плодами. Не редко нам приходится отгонять этих навязчивых насекомых от варенья, компотов, фруктов, а также дынь, арбузов и ягод.
— Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка).
— Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
— Назовите полезных насекомых.(бабочка, пчела, муравей.)
— Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
— Назовите вредных насекомых.(Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар, клещ-опасное насекомое для человека.)
Показ картинки клеща
— Опасное насекомое — клещ. Обязательно просматривайте свое тело, так как клещ впивается под кожу и является разносчиком инфекционной болезни. Клещи — это мелкие паукообразные. Они очень малы по своим размерам и их обычно бывает трудно заметить до тех пор, пока они не насосутся крови. Но тогда бывает уже поздно. Попадая на тело человека, клещ не сразу впивается в его кожу, а долго ползает, отыскивая наиболее нежные места (где тонкая кожа). Чаще всего он впивается в области паха, подмышками, на шее, в области ключиц, на животе и спине. Укус его совершенно нечувствителен, т. к. в слюне клеща содержится обезболивающее вещество.
Но мы можем защитить себя от укусов клещей (рассказ воспитателя-памятка)
В отличие от комаров, которые, насосавшись крови, сразу же улетают, клещи присасываются на три-четыре дня. От выпитой крови клещи сильно раздуваются, увеличиваясь в размерах в три-четыре раза, и только потом отпадают.
— Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, за их внешним видом, повадками. Часто дети берут в руки насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Насекомые приносят пользу, и поэтому относиться к ним надо бережно. Все насекомые по-своему полезны.
— Вы увидели этих насекомых, определили их внешние отличия. А теперь внимательно послушайте загадки. О ком они?
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар.)
Целый день летает,
Всем надоедает.
Ночь настанет-
Тогда перестанет.
(Муха.)
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит-будет плохо.
(Оса.)
Не птица, а с крыльями.
Над цветами летает,
Медок собирает.
(Пчела.)
Я работаю в артели у корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно – больше плотника оно.
(Муравей.)
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее…
(стрекоза).
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
(Бабочка).
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки.
(Божья коровка).
Рассказ о правилах поведения при встрече с насекомыми.
— Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать, поэтому необходимо знать, как защищаться от насекомых.
Открытые части тела надо смазывать средствами, отпугивающими насекомых.
Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор.
Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить.
Если около вас летит пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место.
Если при укусе осталось жало пчелы, то его надо удалить, а ужаленное место протереть содовым раствором.
Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте, что он тащит по дорожке к муравейнику, каковы размер, окраска этого муравья. Наблюдая за муравьями, можно понять, какие удивительные существа эти маленькие муравьишки. Не будешь им мешать, они тебя не укусят.
От комаров надо защищаться, используя мази, отпугивающие насекомых. Наибольшее количество комаров летает вечером, после захода солнца, или утром, после его восхода. Днём комары сидят в густой растительности, дуплах деревьев, трещинках и других убежищах. Но в лесу комары нападают в течении всего дня.
Чтобы избавиться от мух, нельзя оставлять гниющие продукты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух. Надо соблюдать правила поддержания чистоты дома и на улице.
Опасное насекомое – клещ: он впивается под кожу, и человек может заболеть.
Обязательно осматривайте своё тело, вернувшись с прогулки по лесу или лугу.
Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, но не берите в руки: вы можете навредить насекомому и сами пострадать от его укусов.
Итог занятия.
— Расскажите, пожалуйста, каких насекомых вы знаете?
— Где живут насекомые?
— Чем отличаются насекомые от птиц?
— Что случится, если не будет насекомых?
— Как защищаться от насекомых?
(Ответы детей.)
— В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасное для нас, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы. А чтобы не ошибиться, мы с вами будем изучать детскую энциклопедию живых обитателей растительного и животного мира.
2.vospitately.ru