Агрессия причины: ПРИЧИНЫ АГРЕССИИ У ЧЕЛОВЕКА: В ЧЕМ КОРЕНЬ ЗЛА?

Содержание

Скрытая угроза: как распознать пассивную агрессию

11.03.2021

© depositphotos.com

По данным исследования Brand Analytics, распределение агрессивности в соцсетях и в комментариях на сайтах отличается в зависимости от пола и возраста пользователя. На высоком уровне у мужчин и женщин она находится в юности (14-19 лет) и молодости (25-35 лет – уже только мужчин). Затем у мужчин агрессивность постепенно спадает, а у женщин, наоборот, имеет ещё один пик – в области 55-65 лет.

 

Агрессия не всегда ярко выражена. Её бывает сложно распознать в колких высказываниях, двойственных комментариях, сарказме и даже в игнорировании собеседника. О том, почему пассивная агрессия может оказаться опаснее открытой и как можно её преодолеть, рассказала сотрудникам АНО «ЦИСМ» клинический психолог, психотерапевт, старший преподаватель факультета психологии ИОН РАНХиГС 

Анна Зуфман.

 

– Что такое скрытая агрессия и как её распознать?

 

– Скрытая или пассивная агрессия – это собирательное название для разных форм враждебного поведения, при котором человек не совершает тех действий, которые легко можно было бы идентифицировать как агрессивные (не говорит грубостей, не совершает насильственных действий), но при этом нарушает границы партнёра по коммуникации, создаёт дискомфорт или демонстрирует негативное отношение, не выказывая его напрямую.

 

Это унижающие или дискриминирующие шутки, проявление пренебрежения, комплименты с завуалированным обесцениванием, непрошенные советы, игнорирование просьб и невыполнение обещаний, замаскированные обвинения и даже агрессивная забота, приобретающая насильственный характер. Пассивная агрессия может не осознаваться человеком, а может быть вполне намеренной.

 

– По каким маркерам можно определить скрытую агрессию?

 

– Основная характеристика скрытой агрессии – отсутствие однозначных маркеров. Если человек «ничего такого не делает», а собеседник в процессе коммуникации без особых причин чувствует себя униженным, отвергнутым или виноватым, то, скорее всего, это и есть проявление пассивно-агрессивных действий. Скрытая агрессия – это действие «с двойным дном», когда формально никакие правила общения не нарушаются, но собеседник явно даёт понять, что с оппонентом что-то не так.

 

– Что может послужить причиной такого поведения?

 

– Самая распространённая причина – неспособность признавать и выражать негативные эмоции. Обычно люди прибегают к пассивной агрессии в ситуациях, когда не могут выразить свои чувства напрямую. Например, из-за социальных стереотипов («злиться нельзя», «девочка должна быть доброй», «обижаются только слабые»). Из-за среды, где существует запрет на проявления недовольства (в семье, где есть миф о том, что любящие люди не должны ссориться, или в коллективе, где не принято сообщать о своих чувствах напрямую).

Из-за ожидания слишком тяжёлой реакции на слова (обиды, обвинения, отказ в праве испытывать негативные эмоции). У каждого человека случались ситуации, когда невозможно было выразить гнев или фрустрацию напрямую и проще было отпустить колкость в адрес собеседника. Это также единичные проявления пассивной агрессии. Однако такое поведение может стать системой и основным способом реагирования на проблемы.

 

Иногда пассивная агрессия бывает не связана с подавленными чувствами, а используется как метод манипуляции. Цели могут быть разными: заставить партнёра чувствовать себя «плохим», добиться чего-то с помощью давления на чувство вины или спровоцировать собеседника на проявление открытой агрессии, чтобы потом обвинить его в этом. Причины, по которым человек использует такого рода действия, могут крыться как в структуре его личности, так и в особенностях среды, в которой он растёт. Если в семье принято использовать пассивную агрессию для коммуникации, ребёнок, скорее всего, тоже будет к ней прибегать.

 

– Какие виды скрытой агрессии существуют?

 

– Обычно различают вербальную пассивную агрессию и поведенческую. К вербальной относят высказывания, содержащие скрытые обесценивания, завуалированную критику, насмешки, обвинения. К поведенческой относят действия, которые формально нельзя назвать насильственными, но они так или иначе наносят вред оппоненту (включая «ненамеренную» порчу его вещей) или заставляют его сомневаться в своей адекватности. Составить конечный список способов проявления скрытой агрессии невозможно, потому что пассивно-агрессивным может стать любое действие в определённом контексте.

 

– Возможно ли распознать пассивную агрессию на ранней стадии и как предотвратить её последствия?

 

– Это становится проблемой, когда пассивно-агрессивное поведение регулярно повторяется: если человек делает это намеренно в манипулятивных целях или пассивная агрессия становится его основным способом взаимодействия с окружающими. Склонность к пассивной агрессии стоит рассматривать не как отдельную проблему, а как симптом, свидетельствующий, что коммуникация в семье или коллективе нарушена, и это начинает отражаться на всех. Если есть опасения, что агрессия начинает закрепляться, важно понять, что мешает человеку проявлять свои эмоции в более прямой, но при этом корректной форме. Необходимо помочь человеку правильно определить и назвать свои переживания, сообщить окружающим о своих потребностях без страха быть наказанным или отвергнутым.

 

– Как правильно работать с пассивно-агрессивными подростками?

 

– В первую очередь важно понять, умеет ли ребёнок правильно идентифицировать собственные чувства и состояния, насколько развит его эмоциональный интеллект. Часто причиной пассивно-агрессивного поведения в подростковом возрасте становится неумение справляться с накопившимся напряжением. Подросток сам не может объяснить, почему он совершает те или иные разрушительные действия.

Задача психолога – научить его осознавать негативные эмоции, понимать, какие переживания стоят за поведением, и вместе поискать другие способы воздействия на окружающих.

 

Необходима работа не только с самим подростком, но и с его семьёй: если на ребёнка оказывают слишком сильное давление, у него нет возможности высказать своё недовольство открыто, обсудить без страха неприятные темы, то пассивная агрессия становится единственным выходом. Часто родители, которые жалуются на скрытую агрессию подростков, не замечают, что сами используют этот метод коммуникации в семье. Важно, чтобы ребёнок имел право говорить открыто о том, что его беспокоит, показать ему социально-приемлемые способы выражения гнева или обиды. При этом он должен быть уверен, что в ответ на недовольство его не накажут и не лишат родительской поддержки.


Причины агрессии | Блог 4brain

Мы сталкиваемся с агрессией постоянно. Порою и мы сами испытываем вспышки гнева и теряем самообладание.

Почему это происходит? Чем обусловлено агрессивное поведение человека? В статье вы познакомитесь с основными причинами агрессии, что поможет вам управлять ей и жить более осознанно. Чтобы научиться справляться с агрессией и сильными эмоциональными реакциями, приходите на нашу онлайн-программу «Психическая саморегуляция».

1

Биологические факторы

Существуют теории, что человек склонен к агрессии по самой своей природе, с самого рождения. Но социальные психологи активно критикуют эту позицию, т.к. исследования показывают, что в различных странах уровень агрессии заметно отличается.

Они допускают, что человек может иметь врождённую склонность проявлять различные формы агрессии, но эта склонность подавляется культурными и социальными факторами.

Но социальные психологи ни в коем случае не игнорируют другие биологические факторы. Например, на агрессивность влияют следующие гормоны:

  1. Серотонин. Это вещество, регулирующее силу человеческого гнева. При его нехватке человек теряет способность к эффективному контролю эмоций. Поэтому следует поддерживать его уровень в норме.
  2. Тестостерон. Раньше считалось, что чем выше уровень тестостерона, тем более агрессивен человек. Но последние исследования показали, что к агрессии приводят слишком низкие или слишком высокие его показатели. Т.е. за его уровнем тоже важно следить.

В целом, социальные психологи считают, что биологические факторы имеют влияние на агрессивность человека, но далеко не решающее.

2

Теория социального научения

Теория социального научения объясняет многие психические явления, в том числе и агрессию. Суть теории заключается в том, что люди не имеют врождённых агрессивных реакций, но приобретают их в процессе наблюдения за другими людьми.

Также имеет значение прошлый опыт человека. Например, если в его социальной среде агрессия поощряется, это способствует её развитию.

Отсюда следует, что если порицать агрессию, сформировать у людей мнение, что это архаизм, животное поведение и т. д. и т.п., они станут менее агрессивными. Изменяя отношение людей к агрессии и сокращая количество её проявлений, мы делаем общество менее агрессивным.

3

Когнитивные факторы

Первый когнитивный фактор, который мы рассмотрим – это сценарии. Рассмотрим два примера:

Вы едете в переполненном автобусе, и вам кто-то наступает на ногу. Поскольку вы не планировали драться в автобусе, ваш сценарий выступит против проявления этой формы агрессии.

У какого-то молодого человека, что называется «руки чешутся», и он идёт в ночной клуб с целью померяться с кем-нибудь силами и бойцовской подготовкой. Естественно, при таком настрое, при таком сценарии, любая мелочь может спровоцировать крайне агрессивную реакцию.

Важным когнитивным фактором является оценка. Возьмём тот же пример: вам наступили на ногу в автобусе. Если он переполнен, люди стоят вплотную, то это, конечно, неприятно, но очевидно, что человек сделал это случайно. Такая оценка снизит уровень вашей агрессии.

Но если автобус будет почти пустой, и кто-то специально наступит вам на ногу, очевидно, что вы отреагируете более агрессивно. Также может следовать повторная оценка: изменение отношение ввиду новых наблюдений. Например, вы можете заметить, что человеку стало плохо, он не удержал равновесия и поэтому наступил вам на ногу, то есть всё-таки нечаянно. В этом случае повторная оценка снизит уровень агрессии.

Ещё один когнитивный фактор – прошлый опыт. Какое-то событие может вызвать прошлый негативный опыт, заставить вас вспомнить прошлые эмоции, и в таком случае уровень вашей агрессии возрастёт.

Также на уровень агрессии влияет текущее настроение.

4

Фрустрация

Несоответствие ожидаемого и действительного – это ещё одна причина агрессии. Поскольку фрустрация вызывает неприятные переживания, она может перерасти в раздражительность и даже в агрессию.

Но стоит прояснить два пункта в отношении фрустрации. Во-первых, она не всегда ведёт к агрессии. Иногда фрустрация переживается абсолютно без нее. Во-вторых, хотя фрустрация является одним из возможных факторов агрессии, она не имеет центрального значения и точно не является самым важным из всех факторов.

5

Теория переноса возбуждения

Повышенное возбуждение является одним из важных факторов агрессивного поведения. Во-первых, возбуждение не проходит быстро, поэтому при переходе из одной ситуацию в другую оно может сохраняться. Во-вторых, не имеет значения, что вызвало повышенное возбуждение, и если оно есть, вероятность агрессии возрастает.

Допустим, вы едете на машине. Вас опасно подрезает другой водитель. Вы резко ударили по тормозам, чуть не попали в ДТП. Естественно, это вызывало повышенное возбуждение у вас, и это вполне нормально. После этого вам звонит ваш друг и что-то спрашивает, а вы в ответ срываетесь и грубите ему.

Почему это произошло? Социальные психологи уверяют, что в вашем резком ответе другу виноват именно водитель-лихач, который только что вас подрезал. Все просто.

Рекомендуем вам научиться выполнять несколько упражнений для релаксации, чтобы снизить роль этого фактора.

Желаем успехов!

Причины раздражения и агрессии: временные и хронические факторы

Автор: Стивен Л. Нюберг (Steven L. Neuberg), профессор социальной психологии государственного университета в Аризоне (Arizona State University). Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

 

Какие внутренние факторы побуждают людей к агрессии? Мы исследовали два набора факторов агрессии: один — связанный с состояниями временного возбуждения, а другой — с хронической раздражительностью.

 

Леонард Берковиц (Berkowitz, 1989, 1993a) предполагает, что агрессия может подпитываться любой формой неприятного возбуждения — неважно, является это результатом фрустрации или нет. Долф Зиллманн (Zillmann, 1983, 1994) утверждает, что любое состояние внутреннего волнения, включая возбуждение, вызванное выполнением физических упражнений или даже просмотром эротического фильма, способно повысить агрессивную активность.

Согласно теории переноса возбуждения Зиллманна, эмоциональная реакция гнева имеет такие же симптомы, какие ощущают люди во время любого вызванного эмоционального состояния, часто сопровождаемого учащенным сердцебиением, потными ладонями и повышенным артериальным давлением. Если по какой-то причине человек эмоционально возбуждается, а позже раздражается, остаточное волнение могут ошибочно принять за гнев.

В одной экспериментальной проверке теории переноса возбуждения женщины подвергались раздражающему воздействию со стороны другой женщины, а затем некоторым из них был показан эротический фильм, не связанный с насилием (Cantor, Zillmann & Einseidel, 1978). Когда позже они получили возможность отомстить своей мучительнице, женщины, которые смотрели эротику, были агрессивнее женщин, которые смотрели нейтральный контрольный фильм.

Исследователи предположили, что в соответствии с теорией переноса возбуждения физиологическое возбуждение трансформировалось в гнев. В другом эксперименте студенты, старательно крутившие педали на велотренажере, мстили провокатору сильнее, чем это делали студенты, которые сидели спокойно и не были физиологически возбуждены (Zillmann, Katcher & Milavsky, 1972).

 

Можете ли вы вспомнить кого-либо из знакомых, кто особенно склонен к раздражению, когда его дела начинают отставать от намеченного напряженного графика, когда ему приходится томиться в ожидании заказа в ресторане или когда он застревает в дорожной пробке?

Личности типа А — эта определенный тип людей, работающих по напряженному рабочему графику в атмосфере сильной конкуренции и поэтому имеющих повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний. Личностей типа А часто отличают от личностей типа Б, допускающих более спокойный подход к срокам исполнения работы и к конкуренции, а значит, подвергающихся меньшему риску сердечных заболеваний.

Из-за стремления к конкуренции личности типа А склонны работать усерднее и чаще поднимаются выше по служебной лестнице. С другой стороны, их враждебность может иногда препятствовать карьере.

Роберт Барон (Baron, 1989) наблюдал за поведением менеджеров и технических служащих в одной из крупных компаний пищевой промышленности, сравнивая типы личностей А и Б. Он обнаружил, что личности типа А имеют больше конфликтов с подчиненными и сослуживцами.

Другое исследование показало, что водители автобусов типа А, работающие на запруженных машинами улицах Индии, более склонны к агрессивной езде — они чаще обгоняют другие машины, с силой нажимают на тормоза и сигналят. По сравнению с водителями типа Б, водители типа А имеют больше дорожно-транспортных происшествий и получают больше выговоров за плохую езду.

Тот факт, что люди типа А чаще умирают от инфаркта, согласуется с тем, что они более склонны к физиологическому возбуждению, когда их раздражают (Matthews et al., 1992). С годами физиологические корреляты гневного возбуждения явно сказываются на их сердечно-сосудистой системе.

Исследования утверждают, что враждебность является компонентом личности типа А, в наибольшей степени ассоциирующейся с сердечными заболеваниями. Например, Редфорд Уильямс (Williams, 1984) обнаружил, что врачи, отличающиеся враждебным и циничным отношением к людям, умирали от инфаркта или имели сердечный приступ в течение последующих после учебы 25 лет в пять раз чаще, чем их менее антагонистически настроенные коллеги.

 

В одном из исследований почти тысяча шведских подростков описали ситуации, в которых они сердились. Исследователь Бертил Торстад (Torestad, 1990), классифицируя ситуации, вызывающие гнев, обнаружил, что большинство из этих ситуаций напрямую были связаны с фрустрацией и тревожными ситуациями. Так, обширной была категория «Расстроенные планы» (например, «Мои родители не разрешают мне выходить вечером на улицу»).

В другую категорию были занесены «фрустрации, связанные с окружающей средой» (например, «Я иду смотреть фильм, но когда прихожу в кинотеатр, его там не показывают»). Многие из раздражающих подростков ситуаций были социальными — в их число входили фрустрации, вызванные другими людьми.

Исследователи обнаружили, что многие неприятные ситуационные факторы — от физической боли и изнуряющей жары до длительных экономических лишений — могут разжигать враждебность.

 

Леонард Берковиц и его коллеги провели серию экспериментов со студентами, которым была поручена роль «надзирателей», наказывающих и поощряющих других студентов, работающих под их наблюдением (Berkowitz, 1993b). Надзирателей попросили опустить руку в бак с водой (по-видимому, для того, чтобы исследовать влияние суровых неприятных условий на осуществление контроля).

В одних случаях вода была ледяной до боли, в других температура была ближе к комнатной. Испытуемые, которых заставили почувствовать себя некомфортно, стали агрессивнее — они рекомендовали больше наказаний и меньше поощрений для тех студентов, за которыми надзирали. Это исследование подтверждает народную мудрость, говорящую о том, что когда у начальника плохой день, лучше держаться от него подальше.

 

Все формы поведения, связанные с насилием, чаще проявляются в жаркую погоду (Anderson, Bushman & Groom, 1997). Например, Алан Райфман, Ричард Ларрик и Стивен Фейн (Reifman, Larrick & Fein, 1991) задались вопросом, сколько раз в играх главной бейсбольной лиги подающие игроки попадали мячом в игроков, отбивающих мяч. Иногда подающие били в противников умышленно — например, чтобы запугать их.

Это может быть опасно, поскольку профессионалы бьют по мячу очень сильно, мяч летит со скоростью, достигающей 160 км. в час. Райфман и его коллеги обнаружили, что чем жарче становилось, тем больше игроков, принимающих мяч, попадали под удар.

Можем мы отнести эту схему попадания мячом в игроков к агрессии? Ведь могло быть так, что когда температура воздуха поднималась, подающие просто становились менее аккуратными, или же причиной такого поведения могло служить то, что игры, приходящиеся на жаркую пору, считались очень ответственными.

Чтобы исключить эти альтернативные объяснения, Райфман и его коллеги статистически контролировали такие факторы, как число подач, сделанных наугад, проходов и ошибок (связанных с неточностью), а также посещаемость матча (связанная со степенью ответственности игры).

Но ни один из этих факторов не смог объяснить наличие связи между температурой воздуха и числом задетых мячом игроков. Страдающие от жары подающие не просто посылали мяч куда-нибудь, они целились точно в принимающих, и чем становилось жарче, тем точнее был их прицел.

Влияние жары на агрессию не ограничивается бейсбольными подачами. К примеру, нападения на прохожих, избиения жен, изнасилования, убийства и даже городские беспорядки чаще происходят при жаркой погоде (Anderson & DеNeve, 1992). Одно из возможных объяснений заключается в том, что неприятно жаркая погода сама по себе разжигает агрессивные чувства.

Даже в пределах одного и того же города агрессивных преступлений становится больше, чем преступлений, не связанных с агрессией, по мере того как поднимается ртутный столбик. Аналогичным образом, взаимосвязь жары и враждебности сохраняется даже среди испытуемых, которые при проведении лабораторного эксперимента случайным образом распределяются в различных температурных условиях.

Другим вносящим вклад фактором может быть то, что когда становится тепло, на улице появляется просто больше людей (включая склонных к насилию преступников и их потенциальных жертв). Это могло бы служить объяснением, почему количество преступлений, согласно заслуживающим доверия данным, снижается, когда становится очень холодно.

Хотя люди действительно находят холодную погоду неприятной, большинство из них остается дома, греется возле камина. Это также могло бы объяснить, почему, по крайней мере при некоторых обстоятельствах, обнаруживается, что при очень высоких температурах агрессивная преступность снижается снова: агрессоры и потенциальные жертвы в такую погоду предпочитают оставаться в комфортных условиях.

 

По аналогии с первоначальной гипотезой «фрустрация—агрессия» Карл Ховланд и Роберт Сирс (Hovland & Sears, 1940) высказали мнение, что экономические лишения, предположительно ассоциирующиеся с долговременной фрустрацией, могут привести к повышенной агрессии.

Чтобы проверить эту гипотезу, они исследовали связь между ценой хлопка и количеством линчеваний в четырнадцати штатах американского Юга за период с 1882 по 1930 год. Как и предсказывалось, была обнаружена негативная связь: чем ниже цена (что означало худшие времена для экономики сельского хозяйства), тем больше количество линчеваний.

Пользуясь более сложными статистическими методами, появившимися четыре десятилетия спустя, Джозеф Хэпуэрт и Стефен Уэст (Hepworth & West, 1988) повторно исследовали эти данные, контролируя при этом зашумляющие переменные. Этот новый анализ подтвердил правильность сделанных ранее открытий: экономические лишения действительно сопровождались увеличением числа линчеваний.

Уровень линчеваний был самым высоким тогда, когда за периодом растущего экономического благосостояния следовал спад, то есть когда опрометчивые надежды на непрерывный рост экономики в целом оказывались несостоятельными. Дополнительное изучение показало наличие связи между экономическими угрозами и насильственными преступлениями многих видов.

 

В одном исследовании канадским студентам был предоставлен выбор между различными условиями работы (Westra & Kuiper, 1992). Студенты типа А, похоже, выходили из рамок привычной жизни и выбирали те ситуации, которые заставляли работать их в напряженном режиме и бороться с конкурентами.

Получили бы вы удовольствие от работы на фондовой бирже, где продавцам акций постоянно приходится «держать ухо востро», чтобы не упустить шанс выиграть и не потерять сотни тысяч долларов? Или вы предпочли бы держать магазин, торгующий товарами для сноубординга, где имели бы дело со спокойными клиентами и на вас не давили бы никакие сроки?

Если вы относитесь к типу А, результаты исследований предполагают, что вы выберете работу с нереальными сроками выполнения и нехваткой времени. Кажется, что выискивая соревновательные и стрессовые ситуации, люди типа А сами создают ситуации, способные вызвать их собственные враждебные тенденции.

Аналогичным образом люди, склонные действовать агрессивно, могут сами провоцировать переживания, которые прибавят им разочарований. Последние, в свою очередь, могут вызвать большую агрессивность. Играя на площадке, агрессивные дети от случая к случаю вызывают ответную агрессивность сверстников.

Враждебно настроенный ребенок за считанные минуты способен превратить спокойную игру в открытую войну. В долгосрочном плане у мальчиков с горячим нравом проявляется тенденция к плохой успеваемости в школе. Отстранившись от учителей, враждебно настроенные дети упускают возможность освоить основы математики и навыки правописания и, как следствие, позднее они имеют более низкую рабочую квалификацию и сильнее страдают от безработицы.

Случаи проявления насилия в подростковом возрасте могут привести к другим бесповоротным последствиям — например, обезображивающим ранениям или к тюремному заключению. Отчасти из-за устойчивых характерных особенностей личности, отчасти из-за окружения, которое они создают вокруг себя, агрессивные дети попадают в ловушку замкнутого цикла фрустрации, которая, в свою очередь, ведет к большей агрессивности.

Дискуссии о взаимосвязи личности и ситуации должны прояснить одну вещь. Фрустрация не обязательно ведет к агрессии. Некоторые люди способны справиться со стрессовыми ситуациями, не прибегая к агрессии, в первую очередь избегая этих ситуаций или принимая меры с целью погашения конфликта, когда они сталкиваются с раздражением.

К примеру, люди типа Б, похоже, сторонятся выходить за рамки привычной жизни, стараются охладить потенциально враждебные взаимодействия (Baron, 1989). Точно так же, как фрустрация не обязательно во всех случаях ведет к агрессии, и фрустрация не обязательно вызывает агрессию. Некоторые люди действуют агрессивно даже в тех случаях, когда они не испытывают фрустрации.

 

Одной из причин агрессии является борьба с чувством раздражения. Внутренняя агрессия человека, инициированная раздражением, может провоцироваться кратковременными состояниями возбуждения или хронической склонностью к конкурентной борьбе у людей типа А. С агрессией могут быть связаны кратковременные источники раздражения (такие как боль или жара) или длительные периоды фрустрации (например, бедность).

Раздражение или наличие оружия могут привести к когнитивным ассоциациям, которые приведут к еще большим агрессивным и неприятным чувствам. На протяжении всей жизни склонные к агрессии люди могут наполнять свою собственную жизнь раздражающими моментами, которые заставляют их действовать агрессивно.

 

Научитесь справляться с агрессией изучив курсы «Развитие уверенности в себе» и «Конфликтология»:

Развитие уверенности в себе: практический интерактивный дистанционный курс

АГРЕССИЯ • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 194

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: С. Н. Ениколопов

АГРЕ́ССИЯ (от лат. aggressio – на­па­де­ние, на­сту­п­ле­ние), мо­ти­ви­ро­ван­ное де­ст­рук­тив­ное по­ве­де­ние, на­прав­лен­ное на на­не­се­ние вре­да объ­ек­там на­па­де­ния (в т.  ч. с це­лью выз­вать от­ри­ца­тель­ные пе­ре­жи­ва­ния, со­стоя­ния на­пря­жён­но­сти, стра­ха, по­дав­лен­но­сти и т. п.).

А. мо­жет быть фи­зи­че­ской (на­па­де­ние) или вер­баль­ной (напр., крик вы­ра­жа­ет не­га­тив­ные чув­ст­ва че­рез фор­му, а уг­ро­за – че­рез со­дер­жа­ние вер­баль­ных ре­ак­ций). Пря­мая А. не­по­сред­ст­вен­но на­прав­ле­на про­тив к.-л. объ­ек­та или субъ­ек­та, а кос­вен­ная А. околь­ным пу­тём на­прав­ле­на на др. ли­цо (злоб­ные сплет­ни, шут­ки) или со­сто­ит из не­на­прав­лен­ных, не­упо­ря­до­чен­ных дей­ст­вий (взры­вы яро­сти – крик, то­па­нье но­га­ми и т. п.). Ау­то­аг­рес­сия про­яв­ля­ет­ся в са­мо­об­ви­не­нии, са­мо­уни­же­нии, на­не­се­нии се­бе те­лес­ных по­вре­ж­де­ний вплоть до са­мо­убий­ст­ва.

Аг­рес­сив­ное по­ве­де­ние – од­на из форм реа­ги­ро­ва­ния на не­бла­го­при­ят­ные жиз­нен­ные си­туа­ции, вы­зы­ваю­щие стресс, фру­ст­ра­цию и т. п. со­стоя­ния. Пси­хо­ло­ги­че­ски аг­рес­сив­ное по­ве­де­ние слу­жит ре­ше­нию про­блем, свя­зан­ных с сохра­не­ни­ем ин­ди­ви­ду­аль­но­сти, с за­щи­той и рос­том чув­ст­ва соб­ст­вен­ной цен­но­сти, са­мо­оцен­ки, уров­ня при­тя­заний, а так­же с со­хра­не­ни­ем и уси­ле­ни­ем кон­тро­ля над су­ще­ст­вен­ным для субъ­ек­та ок­ру­же­ни­ем. Аг­рес­сив­ные дей­ст­вия вы­сту­па­ют в ка­че­ст­ве сред­ст­ва дос­ти­же­ния к.-л. зна­чи­мой це­ли (ин­стру­мен­таль­ная А.), спо­со­ба пси­хо­ло­гич. раз­ряд­ки или удов­ле­тво­ре­ния по­треб­но­сти в са­мо­реа­ли­за­ции и са­мо­ут­вер­ж­де­нии.

Со­глас­но это­ло­гии (К. Ло­ренц) и пси­хо­ана­ли­зу, аг­рес­сив­ное по­ве­де­ние име­ет ин­стинк­тив­ный ис­точ­ник и за­ви­сит от ко­ли­че­ст­ва на­ко­п­лен­ной в ор­га­низ­ме аг­рес­сив­ной энер­гии и си­лы внеш­не­го раз­дра­жи­те­ля. Для то­го что­бы не про­изош­ла не­кон­тро­ли­руе­мая аг­рес­сив­ная ре­ак­ция, не­об­хо­ди­мо, что­бы аг­рес­сив­ная энер­гия раз­ря­жа­лась. Эта мо­дель объ­яс­ня­ет фе­но­мен «сме­ще­ния А.», ко­гда А. на­прав­ля­ет­ся не на вы­звав­шие её объ­ек­ты (ес­ли А. про­тив них не мо­жет быть ус­пеш­ной в си­лу разл. при­чин), а на объ­ек­ты, про­тив ко­то­рых ус­пеш­ная реа­ли­за­ция аг­рес­сив­ных дей­ст­вий об­ла­да­ет вы­со­кой ве­ро­ят­но­стью. Со­цио­био­ло­гия рас­смат­ри­ва­ет аг­рес­сив­ное по­ве­де­ние, на­прав­лен­ное на со­пер­ни­ков при вы­бо­ре парт­нё­ра, как адап­тив­ное, т.  к. оно уве­ли­чи­ва­ет ве­ро­ят­ность ос­та­вить по­том­ст­во. Все тео­рии ин­стинк­тив­ной при­ро­ды А. ис­хо­дят из на­ли­чия в ор­га­низ­ме «за­про­грам­ми­ро­ван­ных» аг­рес­сив­ных ре­ак­ций, стре­мя­щих­ся к про­яв­ле­нию во­вне.

Од­на­ко ре­зуль­та­ты мн. ис­сле­до­ва­ний по­ка­зы­ва­ют, что сре­да и со­ци­аль­ная си­туа­ция ока­зы­ва­ют боль­шое влия­ние на аг­рес­сив­ное по­ве­де­ние. Фру­ст­ра­ци­он­ная кон­цеп­ция (Дж. Дол­лард) объ­яс­ня­ет воз­ник­но­ве­ние А. со­стоя­ни­ем, при ко­то­ром це­ле­на­прав­лен­ные по­бу­ж­де­ния че­ло­ве­ка стал­ки­ва­ют­ся с пре­пят­ст­вия­ми. Ког­ни­тив­ный не­оас­со­циа­низм (Л. Бер­ко­виц) рас­смат­ри­ва­ет А. как по­ве­де­ние, ко­то­рое ак­ти­ви­зи­ру­ет­ся или по­дав­ля­ет­ся эмо­цио­наль­ным пе­режи­ва­ни­ем, вы­зван­ным не­бла­го­при­ят­ным со­бы­ти­ем. Мо­дель пе­ре­но­са воз­бу­ж­де­ния (Д. Зил­манн) рас­смат­ри­ва­ет со­че­та­ние фи­зио­ло­гич. воз­бу­ж­де­ния и ког­ни­тив­ной оцен­ки (ин­тер­пре­та­ции) это­го со­стоя­ния как пус­ко­вой ме­ха­низм и ре­гуля­тор аг­рес­сив­но­го по­ве­де­ния. Со­циаль­но­го на­уче­ния тео­рия (А. Басс, А. Бан­ду­ра) ак­цен­ти­ру­ет вни­ма­ние на том, что че­ловек учит­ся аг­рес­сив­но­му по­ве­де­нию. Обу­че­ние про­ис­хо­дит ли­бо че­рез под­кре­п­ле­ние и на­ка­за­ние (см. Обу­слов­ли­ва­ние), ли­бо че­рез на­блю­де­ние за мо­де­ля­ми (см. Под­ра­жа­ние). Со­ци­аль­но-ког­ни­тив­ный под­ход (К. Додж) изу­ча­ет ин­ди­ви­ду­аль­ные раз­ли­чия в агрес­сив­ном по­ве­де­нии как функ­цию раз­ли­чий в ког­ни­тив­ных схе­мах, управ­ляю­щих про­яв­ле­ни­ем А., и в спо­со­бах об­ра­бот­ки со­ци­аль­ной ин­фор­ма­ции. Мо­дель со­ци­аль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия (Дж. Те­де­ши, Р. Фел­сон) рас­смат­ри­ва­ет А. как ин­ст­ру­мен­таль­ную функ­цию дей­ст­вий, со­вер­шае­мых ра­ди кон­тро­ля над по­ве­де­ни­ем др. лю­дей, вос­ста­нов­ле­ния спра­вед­ли­во­сти, за­щи­ты сво­ей ре­пу­та­ции и т. п. Об аг­рес­сив­ном по­ве­де­нии у жи­вот­ных см. в ст. По­ве­де­ние жи­вот­ных.

Причины детской агрессии.

Памятка для родителей часть 3

7 причин детской агрессии.

1. Причина. Негативная самооценка («Я плохой и веду себя как плохой»).

Ваши действия. Как можно чаще хвалить ребенка, не стесняться проявлять любовь к нему. Никогда не осуждать самого ребенка («Ты плохой, потому что так делаешь»), а только его действия («Мне не нравится, что ты поступил плохо, поскольку сделал кому-то больно»).

2.Причина.  Страх (защитная агрессия).

Ваши действия. Научите ребенка защищать себя, словесно выражая свою агрессивность, определяя собственное эмоциональное состояние (это полезно и во всех других ситуациях).

3. Причина. Реакция на запрет (ребенок не получает то, что ему нужно).

Ваши действия. В разумных пределах необходимо разрешать ребенку быть независимым. В случае отказа аргументировано объясните причину запрета. Если желание ребенка несвоевременно, переключите его внимание на что-то другое или предложите компромисс. Устанавливайте правила поведения. Заранее обговаривайте с ребенком правила поведения.

4. Причина. «Не могу!» Ребенок понимает, что ведет себя плохо, но не может справиться со своими чувствами.

Ваши действия. Остановите ребенка. Для него очень важно, что бы вы справились с его агрессией: тот, кто тебя защитил от себя самого, сможет защитить и от внешних опасностей. Агрессивность ребенка возросла до высокой степени и угрожает увечьями ему самому или окружающим? Примените силу: подойдите сзади и прижмите его руки, обхватите его ноги своими и берегите свой подбородок от его головы. У малыша должно создаться впечатление: вы сдерживаете его, поскольку хотите успокоить, а не нападаете, проявляя агрессивность.

5. Причина. Усталость (разбалансирование нервных процессов).

Ваши действия. Когда дети устают, их возбуждение начинает нарастать. От этого они устают еще больше, и дело кончается срывом. В таком состоянии ребенок не может успокоиться сам, помогите ему: обнимите, усадите на колени, начните качать, как маленького, нашептывайте на ушко что-то ласковое и спокойное. Все подвижные игры прекращайте за два часа до сна. Старайтесь соблюдать режим дня и строго придерживаться введенных правил.

6. Причина. Переадресация агрессии («Как обращались со мной, так и я буду обращаться с другими»).

Ваши действия. Если в семье дерутся, кричат друг на друга или ребенок оказывается крайним в ссорах родителей, он перенимает этот стиль поведения. В таких семьях детей наказывают часто и несправедливо. Чем более жестокие требования предъявляются ребенку дома, тем более агрессивным он будет в своих проявлениях.

7. Причина. Жажда власти. Речь идет о детях с так называемыми нарушенными привязанностями («Я никому не нужен, ну и не надо!»). Они научились выживать, нападая на всех, нарушая правила.

Ваши действия. Нужно завоевать авторитет: значимыми качествами для такого ребенка являются справедливость и сила. Когда ваш авторитет не вызывает сомнений, следует вовремя твердо сказать ребенку: «Я не позволю тебе это делать».

Агрессия подростка — закономерность — Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы

Агрессия подростков — крайне неприятное, но при этом закономерное и естественное явление. Не зря подростковый возраст называют переходным, в этот период ребенок переходит из детства во взрослую жизнь, меняется не только физиологически, но и психологически. Агрессия подростков — это признак внутреннего дискомфорта и неумения владеть своими эмоциями. Разобраться в причинах агрессивного поведения ребенка и способах его преодоления поможет психолог семейного центра Истоки Наталья Овинникова.

Многие считают и даже сами родители, что именно они виноваты в агрессивном поведении ребенка. Да, бесспорно многое зависит от семьи, но почему именно в современном мире агрессия стала очень явной проблемой, которая раньше встречалась не так часто. Потому, что влияние извне оказывает огромную роль. Это и то, что показывают по телевизору и интернет и гаджеты, на почве которых возникают конфликты и с маленькими детьми. Ведь если отобрать телефон/планшет/ноутбук даже у 6-летнего ребенка вы столкнетесь с истерикой, которая является своего рода проявлением агрессии.

Существует несколько внутрисемейных причин проявления агрессии:

— Гиперопека. В подростковом возрасте ребенок хочет, чтобы ему давали как можно больше свободы. Конечно не нужно пускать все на самотек, но и давить и опекать не нужно. Отпустите немного!

— Попытка привлечь к себе внимание. Мама и папа часто заняты на работе, а в подростковом возрасте совершенно по-другому ощущается чувство одиночества и ненужности.

— Переключение внимания, уход от проблем. Проблемы в школе, с учителями, конфликты дома, неумение выстраивать отношения со сверстниками, первая несчастная любовь? Простой способ переключиться (или переключить внимание другого человека на свое агрессивное поведение).

— Появление второго ребенка. Ревность.

— Насилие в семье, как физическое, так и психическое. Встречаются семьи, где все должно быть четко так, как говорит один из родителей, он использует авторитарный стиль воспитания, говорит, как стоит делать, как одеваться, куда поступать учиться, но не понимает, что ребенок достигший подросткового возраста может этого не хотеть.

— Нехватка/отсутствие денежных средств в семье. В подростковом возрасте ребенок особенно зависит от мнения окружающих, а отсутствие у него нового мобильного, красивых вещей и мощного компьютера, приводит к сильным внутренним конфликтам. Обратная сторона такой причины агрессии — богатство, которое сопровождается вседозволенностью, и также может провоцировать нарушения поведения.

Методы решения проблем, связанных с агрессивным поведением ребенка, разнятся в зависимости от возраста ребенка. В младшем возрасте агрессия ребенка находит выход в основном в семье: у маленького ребенка просто нет иного окружения. Агрессия подростков направлена не только на членов семьи, но и на сверстников, и даже на «чужих» взрослых (например, учителей). Последнее встречается в современном мире все чаще и чаще к сожалению.

Итак, первое и основное правило, которое поможет справиться с данной проблемой — не проявлять агрессию самому или же не отвечать агрессией на агрессию. Вместо того, чтобы успокоить ребенка, родительская агрессия зачастую вызывает эффект «снежного кома», только усугубляя ситуацию. Так что возьмите себя в руки.

Постарайтесь выработать оптимальный стиль воспитания (если вы по какой-то причине не сделали этого раньше). Одинаково плохи и авторитарный стиль (чрезмерно жесткий, не учитывающий мнение и желания ребенка), и попустительский (когда родителям, грубо говоря, плевать на ребенка, и он растет сам по себе), и непоследовательный (родители накладывают запреты, а потом забывают о них, дают ребенку обещания, но не выполняют). Оптимальным является принимающий стиль воспитания: несмотря на то, что окончательные решения принимают взрослые, они учитывают мнение и желания ребенка. Если родители и накладывают запреты — то они понятны ребенку. Никаких «Нет, потому что я так сказал(а)!», старайтесь объяснять подростку «Этого делать нельзя, потому, что приведет к определенным последствиям и т.д.»

Агрессия подростков может быть направлена в другое русло. Иногда спорт и/или творчество помогают очень хорошо справится с агрессией и осознать, как правильно себя вести в обществе. Кроме того, самовыражение через хобби, победы и достижения могут помочь ребенку избавиться от внутреннего дискомфорта, низкой самооценки, устранив таким образом первопричину агрессии.

И в завершении хочу подсказать, есть отличный и беспроигрышный способ — обычный спокойный разговор с вашим ребенком. После того, как «страсти» улягутся, эмоции после конфликта остынут, подойдите к ребенку и предложите спокойно поговорить и вместе найти причину, по которой он(а) агрессирует. Это поможет подростку понять, что:

  1. Вам не наплевать,
  2. Вы хотите помочь,
  3. Возможно реально поможете разобраться с данной проблемой.

Поверьте, ребенку самому совсем не комфортно постоянно находиться в состоянии агрессии. Берегите себя и своих детей!

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Лечение агрессии у детей в Москве

Вспышки агрессии у ребенка могут проявляться как вербально так и невербально, при этом вред может причиняться не только окружающим людям, животным и предметам, но также и самому себе. Такое поведение характерно для детей любого возраста и является способом выражения негатива. Проявляться может следующим образом:

  • Аутоагрессия – причинение вреда себе.
  • Гетероагрессия – агрессия ребенка к другим детям и взрослым, а также животным или предметам.
  • Физическая – акты насилия, которые могут включать удары, щипки, укусы и другие формы жестокости.
  • Экспрессивная проявляется через мимику или интонацию, жесты, позу. Доказать такие агрессивные проявления тяжело, также они могут не осознавать ребенком. Данный вариант может рассматриваться как скрытая агрессия – возникает, когда прямая конфронтация небезопасна или если в семье используется такая форма общения.
  • Вербальная – оскорбления, клевета, угрозы, отказ от общения.

Различают реактивную агрессию, которая возникает в ответ на внешние факторы (кто-то обидел, ударил, стало больно и т.д.) или спонтанную, которая мотивируется внутренними причинами.

Чем старше становится ребенок, тем осознаннее становятся его поступки, и он начинает замечать последствия своего агрессивного поведения, а также оценивать его эффективность в достижении желаемого. Таким образом, чем чаще после агрессивного акта ребенок получает то, что хотел, тем сильнее данный стереотип поведения закрепляется. С одной стороны, злость помогает защищать себя и отстаивать собственные границы, с другой, если агрессивное поведения используется для того, чтобы получить очередную игрушку или сладость, то формируется манипулирующая личность.

Если агрессия у ребенка проявляется часто, то необходима помощь психолога, поскольку иначе это может привести к формированию характерологических особенностей, развитию акцентуаций личности и психопатий, в которых преобладает агрессия. Такие личностные изменения приводят к социальной дезадаптации, правонарушениям, а также девиантному поведению. Если агрессия принимает аутоагрессивные формы, то встречаются частые попытки суицида, а также нанесение себе вреда (порезы, ожоги и т.д.).

Когда ребенок проявляет агрессию, что делать подскажет психолог или врач-психиатр в зависимости от причин проявления агрессивного поведения. Диагностика проводится с применением беседы, а также различных тестов и проективных методик. Коррекция может включать только психотерапевтические методы или же сопутствующую медикаментозную терапию, если агрессия является следствием других заболеваний.

Причины возникновения агрессии

Каждый ребенок проявляет агрессию в течение своей жизни, и определить распространенность и другие особенности невозможно, т.к. злость является базовое эмоцией. Однако есть данные о том, что мальчики проявляют агрессию открыто и раньше в отличие от девочек, которые демонстрируют такое поведение скрытыми формами.

Причины агрессии:

  • Агрессия детей в семье чаще всего связана с особенностями внутрисемейных отношений, т.е. дети копируют поведение взрослых. Если внутри семьи допускаются неуважение, насилие, жестокость, есть частые конфликты или безразличие родителей, то такое поведение будет закономерным. Это не говорит о каких-либо нарушениях у ребенка, т.к. он просто не умеет иначе выражать эмоции, получать внимание и взаимодействовать с другими.
  • Особенности личности включают неустойчивость эмоционального фона, снижение самооценки, высокий уровень внутреннего напряжения. В таких ситуациях агрессивное поведение становится способом компенсации своих слабых сторон или вариантом немного ослабить внутренне напряжение.
  • Особенности ЦНС. Дети с любыми нарушениями в работе нервной системы хуже переносят нагрузки как физические, так и психические. Если ребенок аутист, то агрессия может быть единственным вариантом взаимодействия с миром, когда какой-то из факторов становится чрезмерно сильным.
  • Социальные факторы и особенности воспитания. Агрессивность в старшем возрасте определяется гормональным фоном, но также есть и социальные факторы формирования агрессивного поведения, например, когда мальчикам с раннего возраста внушают то, что с помощью драки они смогут добиться престижа, безопасности и других благ.

Перед тем, как обращаться за помощью к специалисту не исключайте и ситуационные факторы, которые могут спровоцировать у ребенка агрессивную вспышку. Например, агрессию у детей дошкольного возраста могут вызвать физический дискомфорт, негативная оценка их умений, усталость и многое другое, в школьном возрасте это может быть связано с большой нагрузкой или нежеланием выполнять задания. Агрессия у детей раннего возраста чаще всего проявляется при физическом дискомфорте – усталость, голод, когда ребенок перегрелся или замерз.

Если дети часто проявляют истерику и агрессию, то необходимо исключить физиологическую основу повышенной агрессивности. Это может дисбаланс процессов возбуждения и торможения или незрелость отдельных мозговых структур, которые отвечают за контроль эмоций. Если с физиологией все в порядке, то необходимо работать с психологическими составляющими – стабилизировать самооценку, развитие способности к саморегуляции и навыков общения.

Первые агрессивные проявления есть даже у младенцев до года. В раннем возрасте наиболее частой причиной ее проявления являются конфликты из-за игрушек и присвоения чужих вещей – характерны крики, плевки, толчки, укусы и драки. Это практически инстинктивный уровень, поэтому наказания от взрослых только усугубляют ситуацию – необходимо предоставить ребенку другие варианты решение конфликта. В дошкольном возрасте физического компоненты агрессии должно становиться меньше, т.к. усиленно развивается речь – характерны обзывания, угрозы, дразнилки. В младшем школьном возрасте дети уже могут немного регулировать агрессию, если она связана с обидой или страхом, однако еще могут использовать для защиты своей точки зрения. На данном этапе развития уже есть особенности выражения агрессии – девочки склонны к язвительным замечаниям, молчанию, игнорированию, а мальчики все чаще применяют физическую силу. Важно отметить, что чем чаще ребенок в младшем школьном возрасте проявляет агрессию, тем более выражен депрессивный компонент и заниженная самооценка. Следующий всплеск агрессивного поведения приходится на подростковый возраст и связан с гормональной и личностной перестройкой. Из-за непонимания как взаимодействовать с миром с позиции взрослого, потребности в признании свей значимости и других моментов подросткового кризиса, агрессия может менять свое направление и превращаться в аутоагрессию, вплоть до суицида.

Диагностика особенностей детского агрессивного поведения

Прежде чем составлять план коррекции агрессивного поведения, необходимо провести диагностику, которую осуществляет психиатр или психолог. Показаниями для такого обращения могут быть слишком частые эпизоды агрессивного поведения, а также рекомендации педагогов и учителей. Процедура диагностики представляет собой клиническую беседу, в процессе которой врач выслушивает жалобы ребенка, родителей и педагогов, анализирует анамнез и характеристики из детских садов и других учебных заведений. После этого может быть проведено исследование с применением объективных доказательных психологических методик.

В зависимости от возраста, психолог использует следующие методы диагностики:

  • Анкеты, которые заполняют родители и педагоги об особенностях поведения ребенка. Они содержат ряд критериев, которые позволяют выявить не только форму агрессивного поведения, но также степень ее выраженности и причины. Подходят для дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Личностные опросники применяются при работе с подростками. Они выявляют особенности личности и наличие агрессивных компонентов в общей структуре, а также определяют механизмы компенсации.
  • Рисуночные тесты помогают определить, насколько сильно проявляются агрессивные переживания для ребенка, что является их причиной. Также этот тип проективных методик позволяет обнаружить неосознаваемые эмоции и процессы, которые запускают агрессивную реакцию.

Дополнительно могут использоваться интерпретационные тесты – тест фрустрационных реакций Розенцвейга, Hand-теста (теста руки). Данные методики используются, если установить контакт с ребенком сложно или он сам не осознает своих агрессивных реакций.

Лечение агрессивного поведения у детей

В зависимости от того, что показали данные обследования, психолог и психиатр подскажут, как реагировать на агрессию ребенка. Обычно рекомендации сводятся к психотерапевтическим методам, но если импульсивное проявление гнева со стороны ребенка являются симптомами психического заболевания, то назначается медикаментозная терапия для лечения основного заболевания. Проявляться агрессия может при психопатиях, аутизме, остром психозе и других психиатрических отклонениях. Отдельно агрессия в таких состояниях не лечится, а проходит автоматически после общей стабилизации состояния.

Важно понимать, что избавить от агрессивности любой степени невозможно навсегда, поскольку злость и гнев являются нормальными реакциями на определенные жизненные ситуации. Основная цель терапии будет в том, чтобы научить ребенка новым, экологичным способам взаимодействия, выражения собственных чувств. Много внимания уделяется разрешению конфликтных ситуаций, а также внутриличностными проблемам, которые ы итоге провоцируют чрезмерное внутреннее напряжение и агрессию. К эффективным вариантам, как справиться с агрессией у ребенка относятся следующие:

  • Игровые упражнения с водой или сыпучими материалами, мячом, а также «листами гнева». Используются для выплеска гнева, обиды или раздражения без вреда для окружающих. Они помогают снять внутреннее напряжение, получить варианты избавления от негативных эмоций социально приемлемым способом.
  • Коммуникационные тренинги, где отрабатываются эффективные стратегии общения, отстаивания своей позиции и решения конфликтных ситуаций. Благодаря специально построенному взаимодействию, дети могут получить обратную связь на свои действия и слова от участников и терапевта, а также в безопасной обстановке попробовать новые варианты общения, которые могут казаться опасными.
  • Релаксационные занятия направлены на работу с внутренними причинами агрессии. Они позволяют снизить тревожность и напряжение, восстановить эмоциональное равновесие. Такие занятия не требуют от ребенка обсуждения своих проблем – все происходит за счет дыхательных техник, мышечного расслабления и переключения внимания.

Если причиной агрессивности является тяжелая обстановка в семье или то, что агрессия и унижения там являются нормой, то показана семейная психотерапия для выстраивания новых моделей взаимодействия. Для подростков и детей среднего и старшего школьного возраста могут быть рекомендованы индивидуальные занятия с психологом для преодоления фобий и коррекции самооценки.

Лечение агрессии у детей в Москве проводят специалисты «Детского Центра Неврологии и Педиатрии». Команда специалистов, состоящая их психиатра и психолога, проведет диагностику психологического состояния ребенка, исключат или подтвердят наличие физиологических нарушений и разработают индивидуальную схему коррекции. Записаться на прием или получить предварительную консультацию вы можете по телефону или оставляйте заявку на сайте и администратор центра свяжется с вами в ближайшее время.

Каковы некоторые причины агрессии у детей?

Агрессивность у детей может быть симптомом множества различных основных проблем. Это очень полиморфная вещь, общая для любого количества различных психических состояний, медицинских проблем и жизненных обстоятельств. Итак, суть лечения агрессии заключается в том, чтобы сначала выяснить, что ею движет.

Вы можете разбить причины агрессии на несколько групп.

Расстройства настроения Во-первых, есть ли проблемы с настроением? Дети с биполярным расстройством в маниакальной стадии очень часто становятся агрессивными. Они теряют самообладание, становятся импульсивными. С другой стороны, когда они впадают в депрессию, хотя агрессия встречается реже, они могут стать раздражительными, а иногда эта раздражительность и сварливость заставляют детей набрасываться на них.

Психоз Психотические заболевания также могут проявляться агрессией.Например, дети с шизофренией часто реагируют на внутренние раздражители, которые могут вызывать беспокойство. Иногда дети, страдающие шизофренией, становятся недоверчивыми или подозрительными — или полностью параноиками — и заканчивают тем, что бастуют из-за собственного страха.

Разочарование Дети, у которых есть проблемы с познанием (то, что сейчас называется интеллектуальным нарушением) или общением (включая аутизм), также могут проявлять агрессию. Когда дети с такими состояниями становятся агрессивными, они часто делают это, потому что им трудно справиться со своим беспокойством или разочарованием и они не могут выразить свои чувства словами, как это делают другие. Агрессия также может быть формой импульсивности.

[donation_image link = ”https://childmind.org/our-care/telehealth/?utm_source=blog&utm_medium=banner&utm_campaign=telehealth&utm_content=imagelink” image = ”https://childmind.org/wp-content/uploads/telehealth/ banner-new.png ”]

Импульсивность А еще есть расстройства деструктивного поведения. У детей с СДВГ, наиболее распространенными из них, импульсивность и неправильное принятие решений могут привести к поведению, которое интерпретируется как агрессивное.Эти дети часто не думают о последствиях своих действий, которые могут показаться жестокими или злонамеренными, когда они на самом деле просто не думают.

Расстройство поведения При расстройстве поведения агрессивность является частью матрицы болезни, значительным компонентом того, чем она является. В отличие от ребенка, который просто не думает о последствиях своих действий, дети с CD намеренно злонамерены, а лечение и прогноз совершенно разные.

Травма А иногда бывают и органические причины агрессивных вспышек, когда у ребенка поражение лобной доли или определенные виды эпилепсии.В этих случаях может не быть понятной причины агрессивного эпизода, и эпизод может иметь взрывной компонент.

Травма Наконец, бывают случаи, когда агрессия у детей или подростков провоцируется стрессорами в их ситуации и не является основным эмоциональным заболеванием. Но важно понимать, что это довольно редко, и когда агрессия начинает проявляться все чаще, это может представлять собой назревающую эмоциональную проблему.


[donation_image link = ”# articledonate” image = ”https://childmind.org/wp-content/uploads/Donation-Article-Ask-vF-rev.png”]

Блог

CPI: Что стоит за агрессией?

Многие вещи могут повлиять на поведение человека и привести к агрессии. В обучении ИПЦ мы используем термин «провоцирующие факторы» для описания возможных причин агрессивного поведения — независимо от того, проявляется ли это «трудное» поведение словесно или физически.

CPI определяет провоцирующие факторы как «Внутренние или внешние причины поведения, над которыми персонал практически не может или не может их контролировать».

Примеры провоцирующих факторов

Причины агрессивного поведения могут включать (но не ограничиваются ими):
  • Страх, беспокойство, стресс
  • Неудовлетворенные физические потребности (голод, тишина) или эмоциональные потребности (признание, любовь)
  • Травматический опыт
  • Боль
  • Нарушение когнитивных способностей (e.g., в результате умственной отсталости, психического заболевания или слабоумия)
  • Нарушение коммуникативных навыков
  • Разочарование
  • Отсутствие или потеря выбора или личной власти
  • Отсутствие достоинства; не чувствую себя уважаемым
  • Механизмы преодоления (например, смещенный гнев, проекция, усвоенная беспомощность)
  • Отношение и поведение других (членов семьи, сверстников, сотрудников и т. Д.)
  • Физическая среда (пространство, чистота, шум, температура и т. Д.))
Причины агрессивного поведения возникают не на пустом месте, и они могут накапливаться. В своей работе вы можете обнаружить, что агрессивное поведение начинает проявляться, когда:
  • Дочь едва справляется с бессонницей, так как ей сказали, что у нее есть две недели, чтобы найти новое место, которое могло бы справиться с поведением ее отца, страдающим деменцией.
  • Пациент, который был госпитализирован по поводу обморока, холоден, одинок, неспособен сообщить, что теряет зрение, собирается выписаться, чтобы его не увидели офтальмологи, и осознает, что не может справиться самостоятельно.
  • Жена в панике из-за того, где находится ее муж — все, что она знает, это то, что ей позвонили, что его положили в вашу больницу.
  • Студенческий день начинается с драки с отчимом, затем он проваливает тест и слышит, как одна девушка говорит другой, что он бесполезен.
  • Невербальная женщина страдает болезненной ушной инфекцией, солнце освещает ее головоломку так ярко, что она не может видеть кусочки, а ее брат, который говорит о ней так, будто ее нет рядом, вытирает нос вместо того, чтобы протягивать ей салфетку.
  • Коллега, который просидел половину ночи с больным ребенком, подвергается проклятию со стороны клиента.
  • Новый мальчик побывал в пяти других учреждениях, получил травмы, связанные с удерживанием, и в настоящее время видит свою маму впервые за два года.
  • Недавно умер муж жительницы, ее перевели в незнакомую комнату, забрали собаку, и она не может найти подушку.
Хотя факторы, отталкивающие человека, могут показаться незначительными, они часто являются верхушкой айсберга, а основная причина лежит прямо под поверхностью.

Узнайте о факторах, лежащих в основе агрессивного поведения

Поведение — это общение. Независимо от того, имеете ли вы дело с словесно-агрессивным поведением (крики, ругательства, обзывания), враждебным языком тела (грязные взгляды, гневные жесты) или физически агрессивным поведением (бросание, удары, укусы, пинки), поведение — это попытка выразить то, что обычно коренится в страхе, разочаровании, боли или просто неспособности заявить о неудовлетворенных потребностях.

А реальность такова, что все мы были там.Может быть, вы знаете кого-то, кто на словах потерял это и несколько раз ударил ногой, пытаясь позаботиться о члене семьи, страдающем деменцией, или столкнувшись с ребенком после того, как его отстранили от школы.

Не только агрессивное поведение часто коренится в провоцирующих факторах; они также часто могут быть попытками справиться с ситуацией, особенно если человек пережил травму. Если ваш ответ не связан с травмой, это может вызвать у человека чувство тревоги, разобщенности или агрессии.

Снижение повышенной агрессии

Один из ключей к борьбе с повышенной агрессией — это рациональная непривязанность.Когда вы рационально отстранены, вы сохраняете контроль над своим поведением, не принимая негативные комментарии или действия лично.

Без этой способности вы можете защищаться, что только усугубит ситуацию. Обладая этим навыком, вы лучше сможете оказывать продуктивную поддержку, ослаблять агрессивное поведение и поощрять спокойное поведение.


Также важно помнить, что при любом поведении человек хочет того, чего все мы хотим: чтобы его понимали, к нему относились с уважением и чтобы его потребности удовлетворялись.

Также имейте в виду, что поведение человека на самом деле говорит вам, какое вмешательство с ним использовать. Это потому, что для каждого уровня поведения, которое демонстрирует человек, есть соответствующее вмешательство, которое поможет вам снизить эскалацию ситуации или даже предотвратить ее ускорение в первую очередь.

Когда вы поймете основные причины агрессивного поведения и дадите человеку возможность заменить проблемное поведение на позитивное, отвечающее тем же потребностям, вы сможете лучше направить его к конструктивному выражению себя.

агрессивное поведение | психология | Британника

Полная статья

агрессивное поведение , поведение животных, которое может причинить реальный или потенциальный вред другому животному. Биологи обычно различают два типа агрессивного поведения: хищная или антихищная агрессия, при которой животные охотятся на других животных разных видов или защищаются от них, и внутривидовая агрессия, при которой животные нападают на представителей своего собственного вида.Внутривидовая агрессия широко распространена в животном мире, проявляясь у таких разнообразных существ, как морские анемоны, тряпичные черви, пауки-волки, полевые сверчки, омары, лосось, древесные лягушки, ящерицы, певчие птицы, крысы и шимпанзе. Учитывая, что так много разных видов животных дерутся, агрессия принимает самые разные формы. Морские анемоны хлестают друг друга щупальцами, вооруженными жалящими клетками, тряпичные черви бьют друг друга хоботками, которые они используют для рытья нор, омары используют свои большие когти для ударов и хватания, древесные лягушки борются, малиновки клюют, благородные олени используют свои рога. толкать и бить друг друга, а один шимпанзе, прославившийся благодаря работам британской бихевиористки Джейн Гудолл, запугал соперников, столкнув две канистры с маслом.Обычно в драках участвуют всего два или несколько особей, но бывают случаи, когда участвуют большие группы животных. Яркими примерами являются смертельные бои, происходящие между соседними колониями муравьев весной, и убийственные налеты коалиций самцов шимпанзе против меньших соседних групп.

Эта статья следует обычной практике биологов, рассматривая только внутривидовые атаки под заголовком агрессивное поведение . Акцент здесь делается на биологическом контексте, то есть на корнях агрессии в соревновании за еду и партнеров; влияние нервной системы, гормонов, генетики и окружающей среды; и научные модели для анализа вероятного исхода агрессивных взаимодействий.

Характер агрессии животных

Агрессия иногда происходит, когда родители защищают своих детенышей от нападений представителей своего вида. Например, самки мышей защищают своих детенышей от враждебных соседей, а самцы колюшки защищают икру и мальков от нападения каннибалов. Однако чаще животные дерутся из-за ресурсов, таких как еда и убежище, например, стервятники дерутся из-за доступа к тушам, а раки-отшельники дерутся из-за пустых раковин. Еще один важный ресурс, из-за которого обычно происходят драки, — это потенциальные партнеры.В этом случае биология производства гамет влияет на агрессивное поведение: поскольку яйца самки больше, их меньше и для производства требуется больше энергии, чем сперматозоидов самцов, конкуренция между самцами за самок обычно более часта и интенсивна, чем у самок. конкуренция женщин над мужчинами. В результате самые зрелищные схватки среди животных, будь то сверчки, лосось, квакши, зяблики или олени, происходят между самцами и плодовитыми самками.

Агрессия может быть сосредоточена на определенной области, например, на защищаемой территории, с которой соперники решительно исключены.Ярким примером являются прыгуны, приливные рыбы, которые защищают небольшие территории, где они пасутся на микроскопических растениях. Рыбы строят стены из глины вокруг границ своих территорий, и во время отлива вода удерживается внутри стен (кстати, позволяя наблюдателю-человеку визуализировать мозаику территорий в колонии этих рыб). Территориальное поведение также демонстрируют тряпичные черви и крабы-скрипачи, когда они защищают свои норы, самцы стрекоз и колючек, защищающие места размножения, самцы квакш, шалфей и коб Уганды, защищающие высококачественные участки для ухаживания и спаривания, и пауки. , рифовые рыбы и гиены, когда они защищают районы нагула.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Общей чертой агрессии у большинства видов является то, что драки обычно начинаются с относительно безобидных проявлений или поз. Например, агрессивное взаимодействие между двумя оленями начинается с обмена глубоким ревом, за которым следует демонстрация «параллельной ходьбы», когда олени расхаживают бок о бок, оценивая свой относительный размер. Затем агрессия может перерасти в прямые атаки, во время которых олени атакуют друг друга, колют и борются рогами.Большинство столкновений разрешаются на ранней стадии во время показа, но многие другие продолжаются до уровня ожесточенных и опасных боев.

Вопреки предыдущим предположениям, травмы и смерть во время схваток с животными не редкость. Однако у видов, где животные живут в установленных группах, открытые схватки часто заменяются набором отношений, в которых подчиненная особь постоянно уступает место доминирующей. Например, стаи волков известны своими четкими иерархическими отношениями.Когда встречаются два члена группы, доминирующее животное принимает вертикальную стойку с поднятыми ушами и хвостом, в то время как подчиненный прижимает свое тело к земле, прижав уши к голове и опущенный хвостом, покорная поза, которая служит для защиты его от нападения. . У ряда видов птиц вариации оперения действуют как «знаки статуса», особенно в больших зимних стаях. Черная повязка на горле или нагрудник домашнего воробья и темная полоса на груди большой синицы — сигналы статуса; Доминирующие особи имеют более заметные нагрудники или полосы, чем подчиненные, и поэтому имеют преимущественный доступ к пище.

Агрессия


2

Агрессивное поведение вызывает эмоциональную боль садиста

19 декабря 2018 г. — Садисты получают удовольствие или удовольствие от боли другого человека, однако новое исследование показывает, что садистское поведение в конечном итоге лишает садистов …


Как травматический стресс приводит к агрессии

18 мая 2020 г. — Согласно новому исследованию, травматический стресс может вызвать агрессию за счет усиления двух мозговых путей, участвующих в эмоциях.Нацеливание на эти пути с помощью глубокой стимуляции мозга может остановить агрессию …


Большинство стоматологов испытали агрессию со стороны пациентов

26 октября 2020 г. — Примерно половина стоматологов в США испытали словесную или репутационную агрессию со стороны пациентов за последний год, и почти каждый четвертый пережил физическую агрессию, согласно новому …


Агрессия между родителями часто совпадает с агрессией по отношению к детям

Апр.4 февраля 2019 г. — По словам исследователей, родители в разгар психологически или физически агрессивного спора, как правило, также агрессивны со своими детьми. Команда обнаружила, что этот «побочный эффект» …


Нарциссизм, связанный с агрессией, обзор 437 исследований

25 мая 2021 г. — По словам исследователей, всесторонний анализ 437 исследований со всего мира дает лучшее на сегодняшний день доказательство того, что нарциссизм является важным фактором риска как агрессии, так и насилия.В …


Жестокие игры детей в видеоигры, связанные с повышенным физическим агрессивным поведением

1 октября 2018 г. — Жестокие игры подростков в видеоигры со временем связаны с увеличением физической агрессии, согласно новому …


Мальчики с социальными трудностями, наиболее восприимчивые к раннему употреблению психоактивных веществ

3 декабря 2018 г. — Мальчики, которые поступают в шестой класс с сопутствующими социальными навыками, тревогой, проблемами с обучением и поведением, подвергаются наибольшему риску развития агрессивного поведения и употребления табака, алкоголя и марихуаны…


Социальная незащищенность вызывает стресс у шимпанзе

5 апреля 2019 г. — Исследователи провели поведенческие наблюдения и собрали образцы мочи для анализа кортизола у самцов шимпанзе в Национальном парке Тай, Кот-д’Ивуар, в периоды интенсивной активности самцов и самцов …


Так мило, что ты можешь раздавить его?

4 декабря 2018 г. — До сих пор исследования, изучающие, как и почему возникает милая агрессия, были областью поведенческой психологии.Но недавно лицензированный клинический психолог с опытом работы в области нейробиологии …


Пандемия COVID-19 связана с ростом агрессии со стороны интимного партнера, исследование показывает

17 августа 2021 г. — Уровень физической и психологической агрессии среди пар значительно увеличился после введения ограничений на предоставление убежища в начале пандемии COVID-19, согласно …


Жестокое поведение детей и подростков

Насильственное поведение у детей и подростков

№55; Декабрь 2015

Большое беспокойство вызывают случаи насильственного поведения среди детей и подростков. Этот сложный и тревожный вопрос должен быть тщательно осознан родителями, учителями и другими взрослыми.

Дети дошкольного возраста могут проявлять агрессивное поведение. Родители и другие взрослые, которые наблюдают такое поведение, могут быть обеспокоены, однако они часто надеются, что маленький ребенок «вырастет из этого». К агрессивному поведению ребенка в любом возрасте всегда нужно относиться серьезно.Это не должно быть быстро сброшено со счетов, как «всего лишь фаза, через которую они проходят!»

Диапазон агрессивного поведения

Насильственное поведение у детей и подростков может включать широкий спектр форм поведения: вспышки гнева, физическая агрессия, драки, угрозы или попытки причинить вред другим (включая мысли о желании убить других), использование оружия, жестокость по отношению к животным, огонь установка, умышленное уничтожение имущества и вандализм.

Факторы, повышающие риск агрессивного поведения

Многочисленные исследования пришли к выводу, что сложное взаимодействие или сочетание факторов приводит к повышенному риску агрессивного поведения у детей и подростков.Эти факторы включают:

  • Предыдущее агрессивное или агрессивное поведение
  • Быть жертвой физического и / или сексуального насилия
  • Подверженность насилию дома и / или в обществе
  • Быть жертвой издевательств
  • Генетические (семейные) факторы
  • Подверженность насилию в средствах массовой информации (телевидение, фильмы и т. Д.)
  • Употребление наркотиков и / или алкоголя
  • Наличие в доме огнестрельного оружия
  • Сочетание стрессовых семейных социально-экономических факторов (бедность, тяжелые лишения, разрыв брака, одиночное родительство, безработица, потеря поддержки со стороны расширенной семьи)
  • Повреждение мозга при черепно-мозговой травме

Каковы «предупреждающие признаки» агрессивного поведения детей?

Дети с несколькими факторами риска и демонстрируют следующее поведение , которое следует тщательно оценить:

  • Сильный гнев
  • Частые выходы из себя или взрывы
  • Крайняя раздражительность
  • Чрезвычайная импульсивность
  • Легко разочароваться

Родители и учителя должны проявлять осторожность, чтобы не преуменьшать такое поведение у детей.

Что делать, если ребенок проявляет агрессивное поведение?

Когда речь идет о родителе или другом взрослом, они должны немедленно организовать всестороннюю оценку у квалифицированного специалиста по психическому здоровью. Часто может помочь раннее лечение у профессионала. Цели лечения обычно направлены на то, чтобы помочь ребенку: научиться контролировать свой гнев; выражать гнев и разочарование соответствующим образом; нести ответственность за свои действия; и прими последствия.Кроме того, необходимо решать семейные конфликты, школьные проблемы и общественные проблемы.

Может ли что-нибудь предотвратить агрессивное поведение детей?

Исследования показали, что многие виды агрессивного поведения можно уменьшить или даже предотвратить, если значительно уменьшить или устранить указанные выше факторы риска. Самое главное, усилия должны быть направлены на резкое снижение подверженности детей и подростков насилию дома, в обществе и через средства массовой информации.Ясно, что насилие ведет к насилию.

Кроме того, следующие стратегии могут уменьшить или предотвратить агрессивное поведение:

  • Профилактика жестокого обращения с детьми (использование таких программ, как обучение родителей, программы поддержки семьи и т. Д.)
  • Программы полового воспитания и воспитания подростков
  • Программы раннего выявления и вмешательства для подростков, склонных к насилию
  • Наблюдение за тем, как ребенок смотрит сцены насилия во время экранного времени, включая Интернет, планшеты, смартфоны, телевидение, видео и фильмы.

Жестокие видеоигры могут усилить агрессию

ВАШИНГТОН. Согласно двум исследованиям, опубликованным в апрельском выпуске Американской психологической ассоциации (APA), игра в жестокие видеоигры, такие как Doom, Wolfenstein 3D или Mortal Kombat, может усилить агрессивные мысли, чувства и поведение человека как в лабораторных условиях, так и в реальной жизни. Журнал личности и социальной психологии .Более того, жестокие видеоигры могут быть более вредными, чем жестокие телешоу и фильмы, потому что они интерактивны, очень увлекательны и требуют от игрока отождествления себя с агрессором, говорят исследователи.

«Одно исследование показывает, что молодые люди, которые обычно агрессивны, могут быть особенно уязвимы к усиливающим агрессию эффектам многократного воздействия жестоких игр», — говорят психологи Крейг А. Андерсон, доктор философии, и Карен Э. Дилл, доктор философии. Д. «Другое исследование показывает, что даже кратковременное знакомство с жестокими видеоиграми может временно усилить агрессивное поведение у всех типов участников.«

В первом исследовании приняли участие 227 студентов колледжа, которые выполнили оценку черты агрессивности и сообщили о своем фактическом агрессивном поведении (правонарушении) в недавнем прошлом. Они также сообщили о своих привычках играть в видеоигры. «Мы обнаружили, что учащиеся, которые сообщали, что в младших и старших классах школы играли в более жестокие видеоигры, вели более агрессивное поведение», — сказал ведущий автор Андерсон из Университета штата Айова. «Мы также обнаружили, что время, проведенное за видеоиграми в прошлом, было связано с более низкими академическими оценками в колледже.«

Во втором исследовании 210 студентов колледжа играли либо в жестокую (Wolfenstein 3D), либо в ненасильственную видеоигру (Myst). Спустя короткое время студенты, которые играли в жестокую видеоигру, наказывали оппонента (получали шум разной интенсивности) в течение более длительного периода времени, чем студенты, которые играли в ненасильственную видеоигру.

«Жестокие видеоигры предоставляют форум для обучения и практики агрессивных решений конфликтных ситуаций», — сказал д-р Андерсон.«В краткосрочной перспективе игра в жестокую видеоигру, по-видимому, влияет на агрессию, пробуждая агрессивные мысли. Более долгосрочные эффекты, вероятно, также будут более продолжительными, поскольку игрок изучает и применяет новые сценарии, связанные с агрессией, которые могут становиться все более и более доступны для использования при возникновении реальных конфликтных ситуаций ».

«Одна из основных проблем — это активный характер обучающей среды видеоигры», — говорят авторы. «Эта среда потенциально более опасна, чем просмотр жестоких фильмов на телевидении и в фильмах, которые, как известно, оказывают существенное влияние на агрессию и насилие.«

Статья: «Видеоигры и агрессивные мысли, чувства и поведение в лаборатории и в жизни», Крейг А. Андерсон, доктор философии, Университет науки и технологий штата Айова, и Карен Э. Дилл, доктор философии, Колледж Ленуар-Райн, Журнал личности и социальной психологии, Vol. 78, № 4.

Репортеры: Карен Э. Дилл, доктор философии, можно связаться по телефону (828) 328-7209

Американская психологическая ассоциация (APA) в Вашингтоне, округ Колумбия, является крупнейшей научной и профессиональной организацией, представляющей психологию в Соединенных Штатах, и крупнейшей в мире ассоциацией психологов.В APA входят более 159 000 исследователей, преподавателей, клиницистов, консультантов и студентов. Через свои подразделения в 53 областях психологии и связи с 59 ассоциациями штатов, территорий и канадских провинций, APA работает над продвижением психологии как науки, как профессии и как средства повышения благосостояния людей.

Инвалидность и безопасность: агрессивное поведение и насилие

Агрессивное поведение распространено среди молодежи, особенно среди детей раннего возраста.

Тем не менее, семей и медицинских работников могут предпринять шаги, чтобы помочь снизить уровень насилия и агрессии. Некоторые примеры: Сохраняйте спокойствие, поощряйте позитивное поведение и работайте с медицинским работником ребенка.

Примеры физической агрессии:

Примеров словесной агрессии:

  • Сказать «нет» правилам родителей или учителей
  • Кричать или кричать
  • Нецензурная лексика

Гнев или разочарование малышей обычно реактивный или импульсивный в ответ на что-то, что с ними случилось, например, когда у них уносят игрушку.По мере того, как дети растут и развивают более продвинутые языковые навыки, социальные навыки и способности к планированию, упреждающее или запланированное агрессивное поведение может стать более распространенным явлением.

Агрессивное поведение, которое причиняет вред объектам или людям или животным, считается насильственным поведением. Не всякое насилие является результатом физической агрессии; словесная агрессия также может причинить вред.

Дети с отклонениями в развитии

Большинство детей с отклонениями в развитии не более агрессивны или агрессивны, чем другие дети.Однако некоторые дети могут испытывать сильное разочарование, связанное с их отклонениями в развитии. Это разочарование иногда проявляется в агрессии или даже самоповреждении, например, в виде ударов головой или порезов кожи.

У других детей есть состояния, которые напрямую связаны с агрессивным поведением. Например, дети с оппозиционно-вызывающим расстройством часто раздражаются и злятся и спорят со взрослыми, чтобы получить контроль.

Есть много причин, по которым у детей с отклонениями в развитии могут быть проблемы с агрессией.Важно помнить, что у всех бывают моменты, когда они расстраиваются или злятся, и детей следует учить, что разочарование — это нормально. Лучше всего попытаться разобраться в причинах агрессии и насилия. Знание этого поможет родителям и медицинским работникам работать над уменьшением проблем; Обучение ребенка способам справляться с разочарованием должно быть частью этого плана.

Что мы можем сделать?

Родители

Не существует единого способа уменьшить агрессию и насилие у всех детей.Следует учитывать следующие факторы: возраст ребенка, его инвалидность и цели в семье. Вот несколько способов, которыми родители могут попытаться создать среду, в которой насилие и агрессия менее распространены.

  • Говорите иди! Не применяйте агрессию или насилие самостоятельно.
  • Сделайте все возможное, чтобы ваша семейная жизнь была спокойной, поддерживающей и уважительной.
  • Если ваш ребенок ведет себя агрессивно, поощряйте альтернативное или конкурирующее поведение. Например, возьмите под рукой блокнот для рисования или поиграйте в игру, требующую спокойного внимания вашего ребенка, например в «шпион».
  • Обязательно сразу и часто хвалите хорошее поведение.
  • Помогите ребенку выразить свои чувства. Разговор через свои эмоции помогает детям всех возрастов.
  • Работайте со своим ребенком, чтобы разработать стратегии, чтобы успокоить его или ее, когда он или она чувствует страх, злость или разочарование.
  • Некоторым детям лучше заранее объяснить последствия плохого поведения. Важно, чтобы ребенок осознавал последствия, прежде чем они будут применены.
  • Как только вы установили последствия, применяйте их! Если с плохим поведением не бороться регулярно, оно может продолжаться или даже ухудшаться.
  • Обратите внимание, когда и где ваш ребенок наиболее агрессивен или агрессивен, и постарайтесь избегать этих мест.
  • Сообщите лечащим врачам вашего ребенка как можно больше подробностей о его поведении. Он или она сможет дать советы и вместе с вами разработать план.
Медицинские работники

Медицинские работники помогают снизить или предотвратить агрессию и агрессивное поведение.В зависимости от ребенка, вот некоторые из наиболее распространенных способов:

  • Прямая терапия симптомов, которые вызывают наибольшие нарушения или наиболее затрудняющий диагноз (например, синдром дефицита внимания / гиперактивности, агрессия или компульсии).
  • Предлагайте альтернативные тренировки и другие программы, которые помогают лицам, осуществляющим уход, снизить агрессию в их повседневной жизни.

Ресурсы

Набор инструментов для проблемного поведения от Autism Speaks предоставляет стратегии и ресурсы для решения проблем, связанных со сложным поведением, а также для поддержки вас и вашего близкого человека с аутизмом в этих сложных ситуациях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *