Агрессия в психологии это определение: Агрессия. Что такое «Агрессия»? Понятие и определение термина «Агрессия» – Глоссарий

Содержание

Термин «агрессия» и подходы к его определению

20.08.2020

Термин «агрессия» является сложным вариативным понятием, распространенным во многих научных дисциплинах. Вопрос о существовании единого и общепринятого термина «агрессия» не получил однозначного решения среди ученых-исследователей, и определение его является крайне сложной задачей. В практической области дела обстоят похожим образом. Отметим: каждый человек использует слова «агрессия», «агрессивный», «агрессор», подразумевая различные значения. Достаточно вспомнить словосочетания «агрессивная реклама», «агрессивная среда», «агрессивный метод ведения торговли», «агрессивный руководитель» и другие примеры подобных словосочетаний, чтобы понять, каким широким и сложным является использование данного термина.

В психологии с понятием агрессии связан ряд терминологических сложностей. Как уже упоминалось, исследователи расходятся в подходах к определению агрессии.

Соответственно, возникает путаница с пониманием того, агрессивен ли тот или иной поступок. Например, совершает ли агрессию человек, замахивающийся на другого человека ножом. Естественно, нам хочется ответить утвердительно. Скорее всего, мы не изменим своей точки зрения даже в том случае, если наш герой не нанес сопернику физического урона, хотя здесь уже могут начаться разногласия — один из подходов предполагает прямую связь между агрессией и нанесенным другому человеку (только ли человеку?) вредом. Но и в этом подходе существуют разногласия: является ли агрессией нанесение только физического вреда, или психологический вред также может быть принят во внимание? С другой стороны, что если человек с ножом всего лишь защищался? Перестанет ли его поступок быть агрессивным, если он хотел спасти себя от нападения, реального или воображаемого? Важно ли желание нанести вред или только одни последствия? Множество вопросов, на которые трудно найти ответы.

Наиболее простым является путь определения агрессии через последствия агрессивного поведения.

Данную мысль высказал в своей работе Д. Зильманн, определивший агрессию как «нанесение другим телесных или физических повреждений» (см.: Бэрон Р., Ричардсон Д., 2000). Следуя этому определению, можно легко понять, является ли поведение человека агрессивным или нет. Однако данное определение не учитывает ситуации, когда жертва не получила физических повреждений. С этой точки зрения глумление, унижение и оскорбление не являются примерами агрессивного поведения, а вот стоматолог, вырывающий у больного воспаленный зуб, совершает акт агрессии.

В другом определении, сформулированном А. Бассом, агрессия понимается как «любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим» (см.: Бэрон Р., Ричардсон Д., 2000). Здесь ущерб не дифференцируется, и под ним можно понимать как физический, так и психологический вред, нанесенный жертве. Кроме того, это определение учитывает возможность угрозы нанесения ущерба и также классифицирует подобное поведение как агрессивное. К несчастью, многие врачи, согласно данному определению, по-прежнему остаются агрессивными типами.

Для того чтобы классифицировать все возможные способы нанесения ущерба жертве, Басс предлагает оценивать каждое агрессивное действие через три переменные: физическая агрессия или вербальная, активная или пассивная, прямая или непрямая. Используя эти параметры, А. Басс выделяет восемь категорий агрессивного поведения (табл. 11.1).


Определение агрессии, предложенное Бассом, напрямую подводит нас к интенционапьному подходу в понимании агрессии.

Сторонники данного подхода, такие как С. Фишбах и Л. Берковиц (Берковиц Л., 2001), определяли поведение как агрессивное лишь в том случае, когда оно включало в себя сознательное намерение действующего лица причинить физический или психологический вред. С одной стороны, такое понимание позволяет отличить агрессию от несчастного случая или стремления помочь человеку. С другой стороны, критики данного подхода справедливо отмечают, что определить наличие или отсутствие намерения причинить вред непросто, и это делает данный подход неудобным в практических областях социальной психологии и юриспруденции.

Несмотря на это, определение агрессии через намерение причинить вред остается на сегодняшний день одним из наиболее распространенных и широко используемых в современной психологической литературе.

Р. Бэрон и Д. Ричардсон (2000) в своей книге, посвященной агрессии, выделяют несколько критериев, при наличии которых предлагают считать поведение агрессивным. Во-первых, авторы утверждают, что об агрессии следует говорить только в том случае, когда можно соотнести ее с конкретным поведением. Наличие или отсутствие гнева определить достаточно сложно, по этой причине, согласно мнению авторов, невозможно говорить о том, что человек агрессивен, если он разгневан, но никак не проявляет свой гнев. Далее Бэрон и Ричардсон предлагают включить в общее определение агрессии наличие намерения нанести вред. Понимая, что это делает ее определение менее однозначным и усложняет определение наличия агрессии в каждом конкретном случае, они все же находят это необходимым, чтобы вынести из поля агрессии действия, направленные на помощь индивиду, но требующие агрессии, такие как действия хирурга или спортивного тренера.

Авторы также предлагают считать агрессией только поведение, приводящее к нанесению жертве какого-либо ущерба. На основе перечисленных критериев Бэрон и Ричардсон предлагают свое определение агрессии: «Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения
» (Бэрон Р., Ричардсон Д., 2000). Авторы подчеркивают, что это определение разработано для практической работы в области изучения агрессивного поведения, его причин и методов превенции.

Данные критерии действительно облегчают понимание того, является ли агрессивным то или иное конкретное действие, однако здесь мы напрямую подходим к более глубокому противоречию: какая сфера ответственна за причины агрессивного поведения человека — когнитивная, аффективная или поведенческая? Забегая вперед, необходимо отметить, что различные подходы соответственно по-разному отвечают на этот вопрос. Так, интенциональный подход утверждает, что в основе каждого агрессивного поступка лежит мотив, необязательно осознанный. Иными словами, совершая агрессивные действия, мы преследуем личную выгоду даже в том случае, если не осознаем истинные мотивы своих поступков. Предположение, что мысль является первичной в формировании агрессивного паттерна, подтверждает эксперимент, в ходе которого студентов попросили написать эссе в защиту наказания. При этом студенты из контрольной группы писали эссе о холодной погоде и снеге. На последующем этапе исследователи наблюдали более интенсивные агрессивные действия у представителей экспериментальной группы (Налчаджян А., 2007).

Теория фрустрации-агрессии, сформулированная Н. Миллером и Д. Доллардом, предполагает, что в основе агрессивных действий лежит естественная реакция психики на состояние нервно-психического напряжения. Наконец, А. Бандура на примере проведенных им экспериментов с куклой Бобо продемонстрировал, что агрессия начинается с поведенческого акта (Бандура А., 2000). Дети, не испытывавшие гнева, отвращения или презрения, наблюдали за агрессивным поведением и, когда им представилась возможность, сами его продемонстрировали.

Вероятно, в процессе совершения агрессивных действий у них возникало чувство гнева или ярости, но в данном случае оно не являлось первоисточником агрессии.

Ключевые слова: Агрессия

Источник: Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. — 748 с.

Материалы по теме

Определения и классификации агрессии

Визель Т.Г., Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты

Виды агрессивного поведения

Ильин Е.П., Психология агрессивного поведения

Конструктивная, деструктивная и дефицитарная виды агрессии

Ильин Е.П., Психология агрессивного поведения

Возрастные особенности агрессивного поведения

Ильин Е. П., Психология агрессивного поведения

Альтруизм и агрессия

Слотина Т.В., Психология общения

Агрессия как психологический феномен

Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера…

Как побороть гнев

Руслан Жуковец, Как укротить эмоции

Аутоагрессия

Психология совести: вина, стыд, раскаяние: Е.П.Ильин, 2017

это, определение слова, понятие. Что такое Агрессивность, значение, словарь, энциклопедия

Агрессивность [от лат. aggressio — нападать] — стабильная, устойчивая характеристика, свойство, отражающее осознаваемую или неосознаваемую предрасположенность личности к достаточно последовательному агрессивному поведению, целью которого является причинение объекту физического или психологического вреда. Подобный физический или психологический ущерб, который наносит или готова нанести агрессивная личность, может быть «-частичным»-, «-локальным»-, а порой и «-абсолютным»-, когда речь идет об уничтожении объекта агрессии, будь то личность или общность людей, либо какой-то неодушевленный объект агрессивного нападения. Агрессивность в ряде случаев может рассматриваться не только как устойчивая личностная черта, но и как конкретно-актуальное состояние, а поведение агрессивной направленности, им вызванное, как деяние, осуществленное в состоянии аффекта. В логике противоправного поступка в этом случае для его оценки требуется заключение судебно-психологической экспертизы. При этом необходимо понимать, что агрессивность на протяжении тысячелетий играла одну из решающих ролей в процессе выживания человека. Меняющиеся нормы реагирования на проявление агрессивности, содержание и степень жесткости суждений по поводу подобной поведенческой активности в существенной мере отражались в том, что традиционно рассматривается в психологической науке как процесс социализации. Понятно, что агрессивность как стабильная личностная черта проявляется в реальном контактном поведении. В то же время столь же очевидно, что развивающаяся человеческая особь такой характеристикой, как агрессивность, изначально не обладает. Именно в связи с этим проблематика агрессивности и агрессивного поведения наиболее полно разработана в рамках концепции социального научения (А. -Бандура и др.). В частности, в рамках этого подхода было однозначно показано, что модели агрессивного поведения усваиваются детьми практически с момента их рождения.

По сути дела, речь идет о том, что люди «-учатся»- вести себя агрессивно и что для понимания того, почему активность данной личности носит агрессивный характер, необходимо учитывать целый ряд факторов: каким образом были усвоены образцы подобных действий, что конкретно в каждом индивидуальном случае побудило и спровоцировало подобную активность и в связи с чем данный стиль поведения и конкретные действия получили подкрепление и, в конечном счете, «-закрепление»-. Не менее значимым моментом в этом плане является тот факт, что для того, чтобы реализовать агрессию на поведенческом уровне, необходимо владеть определенными навыками, обеспечивающими успешность, результативность агрессивного поведения, конкретного акта агрессии. Как показывают исследования самого А. -Бандуры и его последователей, решающее значение здесь имеют факторы социального научения и, прежде всего, внешнего поощрения и наказания (при этом не обязательно адресованные самому субъекту, а, например, просто им наблюдаемые). В современной обыденной лексике существует ряд широко употребляемых словосочетаний, в рамках которых смысловое значение агрессивности приобретает позитивное звучание, подчеркивающее силу, мощность, целеустремленность (например, агрессивная игра форварда в футболе или хоккее, агрессивный стиль вождения автомобиля и т. -д.).

В рамках классических экспериментов, направленных на изучение психологической природы агрессивности и агрессивного поведения и особенностей их формирования и складывания, в частности, в исследованиях А.  -Бандуры и его последователей, доказывающих, что содержание внешних стимулов, в частности телевизионных программ, значимо влияет на уровень агрессивности, испытуемые обычно «-…смотрели фрагмент программы либо с демонстрацией насилия, либо возбуждающей, но без показа насилия. Затем им давали возможность выразить агрессию по отношению к другому человеку, чаще при помощи регулируемого электрического разряда, который, как они знали, будет болезненным. Хотя были случайные исключения, исследователи обычно обнаруживали, что испытуемые, которые смотрели программу, показывающую насилие, действовали более агрессивно, чем те, кто видел программу без демонстрации насилия»-. Однако, по справедливому замечанию американских социальных психологов Л. -Хьелла и Д. -Зиглера, «-хотя такое исследование очень наглядно, у него есть некоторые серьезные ограничения. Воздействие сохраняется в течение краткого промежутка времени и действия, посредством которых экспериментатор предлагает нанести вред другому человеку (например, нажатие кнопки для электрического разряда), далеки от реальной жизни. Следовательно, уместно спросить, насколько существенна информация о влиянии телевидения и агрессивных фильмов, полученная при помощи этих исследований, для повседневной жизни»-11.

Эти сомнения относительно эвристичности подобных экспериментов выглядят тем более основательными в связи с тем, что в ряде других исследований агрессивности, построенных по схожему сценарию, не было получено однозначного подтверждения влияния просмотра сцен насилия на уровень личностной агрессивности.

Так, в рамках эксперимента, поставленного американским исследователем В. -Джозефсоном в 1987 году, группе мальчиков из начальной школы было объявлено о замене ожидавшегося мультфильма просмотром другой телепрограммы (в задачи эксперимента входило изучение влияния фрустрации на агрессивное поведение). При этом одной части испытуемых был показан фрагмент передачи, включающей сцены насилия, а другой — фрагмент передачи, в котором насилия не было. Сразу после просмотра обеим группам было предложено сыграть в хоккей на полу. Во время игры, экспериментаторы методом целенаправленного наблюдения фиксировали проявления агрессивности у испытуемых. Выяснилось, что «-программа, в которой показывалось насилие, привела к повышению насилия в группах, куда входили мальчики, которых ранее их учителя оценивали как агрессивных. Напротив, мальчики, которые считались малоагрессивными, реагировали на программу с насилием пониженной агрессией (по сравнению с контрольной программой без насилия), если только не оказывались в группах, где были высокоагрессивные мальчики. Эти результаты заставляют предположить, что фрустрация приводит к агрессии у некоторых мальчиков, но не у всех, и что просмотр сцен насилия способствует этой агрессии, но опять же лишь у некоторых мальчиков»-12.

В какой-то степени прояснить ситуацию позволяет лонгитюдное исследование, проводившееся на протяжении 30 лет в США группой психологов и социологов во главе с Л. -Ироном. Как сообщают Л. -Хьелл и Д. -Зиглер, «-в 1960 году они провели обследование среди школьников третьего года обучения (875 мальчиков и девочек) в полуаграрном городке северной части штата Нью-Йорк. Они изучили некоторые поведенческие и личностные характеристики этих детей, а также собрали данные об их родителях и домашнем окружении. Основным открытием этого начального исследования было то, что восьмилетние дети, предпочитавшие телевизионные программы, показывающие насилие, числились среди наиболее агрессивных в школе. Через десять лет ученые провели повторное обследование 427 из этих детей, чтобы изучить связь между количеством и содержанием телевизионных программ, которые они смотрели в возрасте восьми лет, и тем, насколько агрессивны они были теперь. Они обнаружили, что частое наблюдение насилия в восьмилетнем возрасте в какой-то степени предсказало агрессивность в возрасте 18 лет. Дети, отнесенные к агрессивным своими восьмилетними сверстниками, оценивались как агрессивные и подростками, знавшими их в 18-летнем возрасте, то есть наблюдалась стабильность в агрессивном поведении на протяжении 10 лет. Более поразительным, однако, было открытие, что дети, считавшиеся агрессивными в восьмилетнем возрасте, в три раза чаще привлекали внимание полиции в течение последующих 10 лет, чем те, кто был неагрессивен. Фактически наилучшим предсказателем мужской агрессивности в возрасте 18 лет, даже после контроля на враждебность по другим факторам, была степень насилия в телевизионных программах, которые они предпочитали смотреть в восьмилетнем возрасте.

Не так давно Л. -Ирон и его коллеги сообщили о втором исследовании свыше 400 индивидов из той же группы, которым к этому времени было приблизительно по 30 лет. Как и ранее, агрессивное поведение было стабильным на протяжении всего времени, прошедшего от предыдущего обследования, а наиболее агрессивные дети не только имели неприятности с законом, но также были более жестоки со своими женами и детьми 22 года спустя. Более того, исследователи обнаружили значительную связь между количеством программ, показывающих насилие, которые смотрели дети в восьмилетнем возрасте, и вероятностью того, что они будут обвинены в серьезном преступлении в возрасте 30 лет. Следовательно, тяжесть уголовных преступлений, совершенных в возрасте 30 лет, прямо зависит от количества телевизионных программ, демонстрирующих насилие, которые были просмотрены в восьмилетнем возрасте. Ирон признает, однако, что статистическая природа его исследования, построенная на вычислении корреляции, не позволяет говорить о каких-то определенных причинно-следственных отношениях»-13.

В целом результаты описанных экспериментов позволяют однозначно утверждать, что демонстрация насилия в большинстве случаев является своеобразным катализатором агрессивности. Вместе с тем, собственно агрессивность как стабильная личностная черта, а также количественные и качественные особенности ее проявлений в социальной среде, зависят от множества переменных, лишь одной из которых (хотя и бесспорно достаточно значимой) является социальное научение.

С точки зрения ортодоксального фрейдизма, агрессивность правомерно рассматривать как форму сублимации инстинкта смерти — т. -е. она носит врожденный характер. Эта идея получила частичное подтверждение в серии экспериментов, направленных на изучение влияния различных эмоций на агрессивное поведение: «-После того, как в одном из опытов экспериментатор предложил испытуемым записать свои мысли насчет умирания и тем самым заставил их осознать свою смертность, они повели себя более агрессивно по отношению к предполагаемому объекту, своему товарищу»-14. Знаменитая гипотеза фрустрации — агрессии, сформулированная Д. -Доллардом и Н. -Миллером также имеет в своей основе представления З. -Фрейда об инстинкте смерти (Танатосе).

По мнению Д. -Майерса, «-хотя склонность людей к агрессии может и не квалифицироваться как инстинкт, агрессия все-таки обусловлена биологически»-15.

В то же время, безусловно, на проявления агрессивности большое влияние оказывают условия среды и ситуационные переменные. Так, например, внешние воздействия, вызывающие боль (как физическую, так и психологическую) усиливают агрессивность: «-Леонард Берковиц и его сотрудники продемонстрировали это на студентах Висконсинского университета, которым предлагалось подержать одну руку либо в чуть теплой, либо в холодной до боли воде. Те, кто опускал руку в ледяную воду, сообщали о растущем раздражении и досаде, и о том, что готовы буквально осыпать проклятьями другого участника эксперимента, издававшего неприятные звуки. Полученные результаты позволили Берковицу сделать вывод о том, что скорее аверсивная стимуляция, чем фрустрация, является спусковым механизмом враждебной агрессии»-16. Помимо этого ряд наблюдений и экспериментов показывает, что на агрессивность влияют такие средовые факторы, как жара и теснота.

С точки зрения социальной психологии, наибольший интерес, представляет, естественно, влияние группы на агрессивность личности. Совершенно очевидно, что существует целый ряд специфических групп, в том числе и закрытого типа, в которых повышенная агрессивность является не просто одобряемым личностным качеством, позволяющим индивиду занять высокое статусное положение в неформальной структуре сообщества, но, по сути дела, необходимым условием физического выживания. Помимо этого, данная тенденция присуща не только корпоративным сообществам, находящимся в явном состоянии изоляции, например, криминальным группировкам. В той или иной степени проявляется практически в любых группах низкого социально-психологического уровня развития, в которых недостаточной степени опосредствованы задачами, целями и содержанием просоциальной совместной деятельности. Этому способствуют такие групповые эффекты, как поляризация, деперсонализация, «-размывание»- ответственности. Причем, как показал ряд исследований, увеличение размера группы способствует усилению агрессивности. Так, как пишет Д. -Майерс, «-когда Брайен Маллен анализировал сообщение о 60 судах Линча, имевших место в период с 1899 по 1946 год, он сделал интересное открытие: чем большая по численности толпа наблюдала за линчеванием, тем более ужасными были истязания и убийства»-17.

На сегодняшний день есть все основания утверждать, что при определенных условиях агрессивность может распространяться посредством социального заражения и приобретать характер массовидного явления. Это отчетливо видно на примерах асоциальных молодежных группировок — футбольных фанатов, скинхедов и т. -п. Достаточно вспомнить массовый погром, имевший место в Москве во время чемпионата мира по футболу 2002 года. На несколько часов центр города оказался фактически во власти беснующийся толпы, сметавшей все на своем пути. Крайняя социальная опасность подобной массовой агрессивности не требует доказательств. Однако и гораздо более локальные проявления агрессивности в групповом контексте чаще всего носят деструктивный характер. Даже в тех сферах деятельности, где, как уже отмечалось, агрессивность в целом оправдана и целесообразна, чрезмерные ее проявления разрушают групповое взаимодействие и препятствуют достижению общей цели.

Практический социальный психолог должен в рамках своей профессиональной деятельности не просто сам не стимулировать агрессивные проявления конкретных личностей в курируемой им общности и не только пресекать спонтанные проявления агрессивности на поведенческом уровне, но и целенаправленно выстраивать свое коррекционно-поддерживающее влияние таким образом, чтобы деструктивная межличностная активность не свела «-на нет»- ни благоприятный социально-психологический климат, ни действенную групповую эмоциональную идентификацию, ни способность адекватно атрибутировать ответственность за успехи и неудачи в групповой деятельности, ни все другие содержательные социально-психологические параметры процессов конструктивного просоциального группообразования и личностного развития в рамках той общности или организации, с которой работает социальный психолог-практик.


11Хьелл -Л., Зиглер -Д. Теории личности. СПб., 2004. С. 398.

12Клонингер -С. Теории личности: познание человека. СПб., 2003. С. 412.

13Хьелл -Л., Зиглер -Д. Теории личности. СПб., 2004. С. 398—399.

14Клонингер -С. Теории личности: познание человека. СПб., 2003. С. 411.

15Майерс -Д. Социальная психология. СПб., 2000. С. 487.

16 Там же. С. 505.

17 Там же. С. 526.

Агрессивность

Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева

Агрессивность [лат. aggressio — нападать] — относительно устойчивая личностная черта, проявляющаяся в готовности субъекта к агрессивному поведению, т.е. к последовательности действий, направленных на нанесение физического или психологического ущерба, вплоть до уничтожения…

Агрессивность

Философский словарь

— естественное человеческое качество, ведущее в конечном итоге к исчезновению его носителя. В нормальном человеческом обществе агрессивные индивидуумы обычно уничтожаются совместными усилиями более спокойной части. Подобная участь ждет и агрессивные народы, в конечном итоге…

Агрессивность

Философский словарь

склонность к нападению, атаке. Фрейд, первый, вычленивший это понятие и отразивший в нем одну из фундаментальных человеческих склонностей или «пульсаций», выделил в нем лишь негативныймомент насилия и разрушения; современные психологи учитывают и позитивный момент агрессивности…

Агрессивность

Психологическая энциклопедия

(Agressiveness). Человек агрессивен, когда он активно испытывает свои конструкты на практике. Агрессия, это прекрасный способ развития, пересмотра, и уточнения собственных конструктов.

Агрессивность

Психологическая энциклопедия

(лат. aggressio — нападение). Склонность некоторых психически больных к нападению на окружающих и нанесению им телесных повреждений, к разрушительным действиям. Объектом агрессии могут оказаться и неодушевленные предметы. Чаще всего возникает в результате галлюцинаторных и…

Агрессивность

Психологическая энциклопедия

(лат. aggredi — нападать) — поведениечеловека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

Агрессивность

Психологическая энциклопедия

1. Исходное значение – проявление агрессии. Склонность действовать враждебно, агрессивно. 2. Самоутверждение; склонность работать энергично и, возможно, безжалостно для достижения поставленных целей. 3. Стремление к социальному доминированию, контролю над действиями и…

Агрессивность, Агрессия (мкб 301.3; 301.7; 309.3; 310.0)

Психологическая энциклопедия

— как биологическая особенность организмов, более низких, чем человек, является компонентом поведения, реализуемым в определенных ситуациях для удовлетворения жизненных потребностей и устранения опасности, исходящей из окружающей среды, но не для достижения деструктивных целей,. ..

Поделиться:


Агрессия (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) iResearchNet

Определение агрессии

В спорте и в бизнесе часто используется термин «агрессивный», тогда как более точным был бы термин «напористый», «восторженный» или «уверенный». Например, агрессивный продавец — это тот, кто очень старается вам что-то продать. В психологии термин «агрессия» означает нечто иное. Большинство социальных психологов определяют человеческую агрессию как любое поведение, направленное на причинение вреда другому человеку, который хочет избежать вреда. Это определение включает в себя три важные особенности. Во-первых, агрессия — это поведение. Вы можете это увидеть. Например, вы можете увидеть, как человек стреляет, наносит удар, бьет, дает пощечину или проклинает кого-то. Агрессия — это не эмоция, возникающая внутри человека, например чувство гнева. Агрессия — это не мысль, возникающая в чьем-то мозгу, например, мысленная репетиция убийства, которое человек собирается совершить. Агрессия — это поведение, которое вы можете видеть. Во-вторых, агрессия носит преднамеренный характер. Агрессия не случайна, например, когда пьяный водитель случайно наезжает на ребенка на трехколесном велосипеде. Кроме того, не все преднамеренные действия, причиняющие боль другим, являются агрессивными. Например, дантист может намеренно сделать пациенту укол новокаина (и укол причиняет боль!), но его цель — помочь, а не навредить пациенту. В-третьих, жертва хочет избежать причинения вреда. Таким образом, опять же, стоматологический пациент исключается, потому что пациент не стремится избежать вреда (на самом деле, пациент, вероятно, записался на прием за несколько недель вперед и заплатил за это!). Самоубийство также будет исключено, потому что человек, совершающий самоубийство, не хочет избежать вреда. Садомазохизм также был бы исключен, потому что мазохисту нравится, когда садист причиняет ему вред.

Мотивы агрессии могут быть разными. Рассмотрим два примера. В первом примере муж застает свою жену и ее любовника вместе в постели. Он берет свое охотничье ружье из шкафа, стреляет и убивает обоих. Во втором примере «киллер» использует винтовку, чтобы убить другого человека за деньги. Мотивы в этих двух примерах совершенно разные. В первом примере кажется, что мужчиной движет гнев. Он приходит в ярость, когда обнаруживает, что его жена занимается любовью с другим мужчиной, поэтому стреляет в них обоих. Во втором примере наемный убийца, похоже, руководствуется деньгами. Наемный убийца, вероятно, не ненавидит свою жертву. Он может даже не знать свою жертву, но он все равно убивает этого человека за деньги. Чтобы охватить разные типы агрессии, основанные на разных мотивах, психологи провели различие между враждебной агрессией (также называемой аффективной, гневной, импульсивной, реактивной или ответной агрессией) и инструментальной агрессией (также называемой проактивной агрессией). Враждебная агрессия — это «горячее», импульсивное, гневное поведение, мотивированное желанием причинить кому-то вред. Инструментальная агрессия — это «холодное», преднамеренное, расчетливое поведение, мотивированное иной целью (например, получение денег, восстановление имиджа, восстановление справедливости).

Одной из трудностей, связанных с разграничением враждебной и инструментальной агрессии, является то, что мотивы агрессии часто смешиваются. Рассмотрим следующий пример. 20 апреля 1999 года, к 110-летию со дня рождения Адольфа Гитлера, Эрик Харрис и Дилан Клиболд вошли в свою среднюю школу в Литтлтоне, штат Колорадо (США), с оружием и боеприпасами. Они убили 13 студентов и ранили еще 23, прежде чем напали на себя. Харрис и Клеболд неоднократно злились и провоцировались спортсменами в их школе. Однако бойню они спланировали более чем за год, провели исследования оружия и взрывчатых веществ, сделали чертежи своих планов и провели репетиции. Был ли это акт враждебной или инструментальной агрессии? Трудно сказать. Вот почему некоторые социальные психологи утверждают, что пора избавиться от различия между враждебной и инструментальной агрессией.

Еще одно различие между смещенной и прямой агрессией. Смещенная агрессия (также называемая эффектом «пнуть собаку») предполагает подмену объекта агрессии: у человека возникает импульс напасть на одного человека, но вместо этого он нападает на кого-то другого. Прямая агрессия предполагает нападение на человека, который вас спровоцировал. Люди вытесняют агрессию по нескольким причинам. Прямая агрессия против источника провокации может быть неосуществимой, поскольку источник недоступен (например, провокатор покинул ситуацию) или потому, что источник является неосязаемым объектом (например, высокая температура, громкий шум, неприятный запах). Страх возмездия или наказания со стороны провокатора также может сдерживать прямую агрессию. Например, сотрудник, получивший выговор от своего начальника, может не захотеть принять ответные меры, потому что не хочет терять работу.

Насилие — это агрессия, целью которой является причинение крайнего физического вреда, такого как ранение или смерть. Например, намеренное сталкивание одним ребенком другого с трехколесного велосипеда является актом агрессии, но не актом насилия. Умышленное нанесение ударов, пинков, выстрелов или ножевых ранений одним человеком является актом насилия. Таким образом, все насильственные действия являются агрессивными действиями, но не все агрессивные действия являются насильственными; только крайние.

Агрессия врожденная или приобретенная?

В течение десятилетий психологи спорили о том, является ли агрессия врожденной или приобретённой. Теории инстинктов предполагают, что причины агрессии являются внутренними, тогда как теории научения предполагают, что причины агрессии являются внешними. Зигмунд Фрейд утверждал, что человеческие мотивационные силы, такие как секс и агрессия, основаны на инстинктах. В своих ранних работах Фрейд назвал первичным человеческим инстинктом стремление к чувственному и сексуальному удовлетворению, которое он назвал 9.0017 эрос . Однако, став свидетелем ужасов Первой мировой войны, Фрейд предположил, что у людей также есть деструктивный инстинкт смерти, который он назвал танатосом .

По словам Конрада Лоренца, ученого, лауреата Нобелевской премии, агрессивное поведение как у людей, так и у животных возникает из-за агрессивного инстинкта. Этот агрессивный инстинкт, вероятно, развился в ходе эволюции, поскольку способствовал выживанию человеческого вида. Поскольку бои тесно связаны со спариванием, агрессивный инстинкт помогал гарантировать, что только самые сильные особи передают свои гены будущим поколениям.

Другие психологи предполагают, что агрессия не является врожденным стремлением, подобно голоду, к поиску удовлетворения. Согласно теории социального научения Альберта Бандуры, люди учатся агрессивному поведению точно так же, как они учатся другому социальному поведению — на собственном опыте и наблюдая за другими. Когда люди наблюдают и копируют поведение других, это называется моделированием. Моделирование может ослабить или усилить агрессивное реагирование. Если модель вознаграждается за агрессивное поведение, у наблюдателей усиливается агрессивная реакция. Если модель наказывается за агрессивное поведение, у наблюдателей ослабевает агрессивная реакция.

Этот спор о природе и воспитании часто вызывал больше жары, чем света. Многие эксперты по агрессии придерживаются золотой середины в этом споре. Очевидно, что обучение играет определенную роль, и люди могут научиться вести себя агрессивно. Учитывая универсальность агрессии и некоторые ее особенности (например, молодые мужчины всегда проявляют наибольшую жестокость), а также недавние результаты исследований наследуемости, может существовать и врожденная основа для агрессии.

Некоторые факторы, связанные с агрессией

Разочарование и другие неприятные события

В 1939 году группа психологов из Йельского университета опубликовала книгу под названием «Разочарование и агрессия». В этой книге они предложили гипотезу фрустрации-агрессии, которую резюмировали на первой странице своей книги следующими двумя утверждениями: (1) «Возникновение агрессивного поведения всегда предполагает наличие фрустрации» и (2) «существование фрустрации всегда приводит к той или иной форме агрессии». Они определили фрустрацию как блокирование целенаправленного поведения, например, когда кто-то толпится перед вами, пока вы стоите в длинной очереди. Хотя они ошибались в использовании слова «всегда», нельзя отрицать основную истину, что агрессия усиливается фрустрацией.

Пятьдесят лет спустя Леонард Берковиц модифицировал гипотезу фрустрации-агрессии, предположив, что все неприятные события — а не только фрустрация — заслуживают признания в качестве причин агрессии. Другие примеры неприятных событий включают высокую температуру, тесноту, неприятные запахи, пассивное курение, загрязнение воздуха, громкие звуки, провокации и даже боль (например, удар молотком по пальцу).

Все эти неприятные факторы окружающей среды, вероятно, усиливают агрессию, потому что они заставляют людей чувствовать себя плохо и раздражительно. Но почему плохое настроение должно усиливать агрессию? Одно из возможных объяснений состоит в том, что разгневанные люди проявляют агрессию, потому что думают, что это заставит их чувствовать себя лучше. Поскольку многие люди считают, что излияние — это здоровый способ уменьшить гнев и агрессию, они могут выразить это, набрасываясь на других, чтобы улучшить свое настроение. Однако исследования неизменно показывают, что выражение гнева на самом деле усиливает гнев и агрессию.

Важно отметить, что, как и фрустрация, плохое настроение не является ни необходимым, ни достаточным условием для агрессии. Все люди в плохом настроении не ведут себя агрессивно, и все агрессивные люди не в плохом настроении.

Агрессивные сигналы

Оружие . Очевидно, что использование оружия может усилить агрессию и насилие, но может ли простое видение оружия усилить агрессию? Ответ положительный. Исследования показали, что простое наличие оружия увеличивает агрессию, эффект, называемый эффектом оружия.

Жестокие СМИ . Анализ контента показывает, что насилие является общей темой во многих типах средств массовой информации, включая телевизионные программы, фильмы и видеоигры. Дети становятся жертвами примерно 10 000 насильственных преступлений в средствах массовой информации в год. Результаты сотен исследований показали, что агрессивные СМИ усиливают агрессию. Величина воздействия агрессивных СМИ на агрессию также не является тривиальной. Корреляция между телевизионным насилием и агрессией лишь немного меньше, чем корреляция между курением и раком легких. Курение дает полезную аналогию для размышлений о последствиях насилия в СМИ. Не каждый, кто курит, заболевает раком легких, и не каждый, кто заболевает раком легких, является курильщиком. Курение — не единственный фактор, вызывающий рак легких, но важный фактор. Точно так же не каждый, кто потребляет насильственные медиа, становится агрессивным, и не каждый, кто агрессивен, потребляет насильственные медиа. Насилие в СМИ — не единственный фактор, вызывающий агрессию, но важный фактор. Как и первая сигарета, первый просмотренный фильм со сценами насилия может вызвать у человека тошноту. Однако после многократного воздействия человек жаждет все больше и больше. Последствия курения и просмотра насилия суммируются. Выкуривание одной сигареты, вероятно, не вызовет рак легких. Точно так же просмотр одного жестокого фильма, вероятно, не сделает человека более агрессивным. Но повторное воздействие как сигарет, так и насилия в СМИ может иметь пагубные долгосрочные последствия.

Воздействие химических веществ

Доказано, что многие химические вещества влияют на агрессию, включая тестостерон, кортизол, серотонин и алкоголь.

Тестостерон . Тестостерон – мужской половой гормон. Тестостерон есть как у мужчин, так и у женщин, но у мужчин его намного больше. Тестостерон был связан с агрессией. Роберт Сапольски, автор книги «Проблемы с тестостероном», писал: «Удалите источник тестостерона у видов после того, как виды и уровень агрессии обычно резко падают. После этого восстановите нормальный уровень тестостерона с помощью инъекций синтетического тестостерона, и агрессия вернется».

Кортизол . Второй гормон, который важен для агрессии, — это кортизол. Кортизол — человеческий гормон стресса. Агрессивные люди имеют низкий уровень кортизола, что говорит о том, что они испытывают низкий уровень стресса. Как это может объяснить агрессию? Люди с низким уровнем кортизола не боятся негативных последствий своего поведения, поэтому они могут быть более склонны к агрессивному поведению. Кроме того, людям с низким уровнем кортизола легко становится скучно, что может привести к поиску острых ощущений, например к агрессии.

Серотонин . Другое химическое влияние — серотонин. В мозге информация передается между нейронами (нервными клетками) путем движения химических веществ через небольшую щель, называемую синапсом. Химические мессенджеры называются нейротрансмиттерами. Серотонин является одним из таких нейротрансмиттеров. Его называют нейротрансмиттером «хорошего самочувствия». Низкий уровень серотонина был связан с агрессией как у животных, так и у людей. Например, у жестоких преступников дефицит серотонина.

Алкоголь . Алкоголь уже давно ассоциируется с жестоким и агрессивным поведением. Более половины насильственных преступлений совершается лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Значит ли все это, что агрессия каким-то образом содержится в алкоголе? Нет. Алкоголь усиливает, а не вызывает склонность к насилию или агрессии. Факторы, которые обычно усиливают агрессию, такие как провокация, фрустрация, агрессивные сигналы и жестокие средства массовой информации, гораздо сильнее воздействуют на пьяных людей, чем на трезвых.

Самость и культура

Нормы и ценности . Амок — одно из немногих индонезийских слов, используемых в английском языке. Термин восходит к 1665 году и описывает жестокое, неконтролируемое безумие. Бегство в неистовстве в грубом переводе означает «сходить с ума». Молодой малайец, потерявший лицо или иной несчастный случай, впадал в ярость, безрассудно совершая насильственные действия. Малайцы считали, что в таких обстоятельствах молодые люди не могут сдерживать свои дикие агрессивные действия. Однако, когда британская колониальная администрация не одобряла эту практику и начала возлагать на молодых людей ответственность за свои действия, в том числе наказывать их за причиненный вред, большинство малайцев перестали буйствовать.

Таким образом, история буйства раскрывает три важных аспекта агрессии. Во-первых, это показывает влияние культуры: насилие было принято в одной культуре и запрещено в других, а когда местная культура изменилась, практика вымерла. Во-вторых, это показывает, что культуры могут способствовать насилию, не придавая ему положительной ценности. Нет никаких признаков того, что малайцы одобряли буйство или считали это хорошей, социально желательной формой действия, но положительное значение не было необходимо. Все, что было нужно, — это чтобы культура поверила, что это нормально, когда люди теряют контроль при определенных обстоятельствах и в результате действуют насильственно. В-третьих, это показывает, что, когда люди считают, что их агрессия выходит из-под контроля, они часто ошибаются: предположительно неконтролируемая модель буйства исчезла, когда британцы подавили ее. Таким образом, влияние культуры опосредовалось самоконтролем.

Самоконтроль . В 1990 году два криминалиста опубликовали книгу под названием «Общая теория преступности». Такое яркое название должно было вызвать споры. Ведь преступлений много и причин много, и поэтому даже мысль выдвинуть единую теорию в качестве основного объяснения была довольно смелой. Что бы характеризовала их теория: Бедность? Разочарование? Генетика? Насилие в СМИ? Плохое воспитание? Как оказалось, их основная теория сводилась к плохому самоконтролю. Авторы предоставили множество данных, подтверждающих их теорию. Во-первых, преступники кажутся импульсивными личностями, которые просто не проявляют особого уважения к нормам, правилам и стандартам поведения. Если самоконтроль — это общая способность приводить свое поведение в соответствие с правилами и стандартами, то у преступников его нет. Еще одним признаком является то, что жизнь преступников демонстрирует низкий уровень самоконтроля даже в поведении, не противоречащем закону (например, курение сигарет).

Социальная психология нашла множество причин насилия, в том числе разочарование, гнев или оскорбление, алкогольное опьянение, насилие в СМИ и жару. Это поднимает вопрос, почему насилия не больше, чем есть. В конце концов, кто не испытывал разочарования, гнева, оскорблений, алкоголя, насилия в СМИ или жаркой погоды в прошлом году? Тем не менее, большинство людей никого не ранит и не убивает. Эти факторы могут порождать насильственные импульсы, но большинство людей сдерживает себя. Насилие начинается, когда прекращается самоконтроль.

Культура чести . Юг Соединенных Штатов уже давно ассоциируется с более высоким уровнем насильственных отношений и поведения, чем север Соединенных Штатов. По сравнению с северными штатами, южные штаты имеют больше убийств на душу населения, имеют меньше ограничений на владение оружием, позволяют людям стрелять в нападавших и грабителей, не отступая первыми, более терпимы к телесным наказаниям детей дома и в школах и более благосклонны. любых войн с участием войск США.

Социальный психолог Ричард Нисбетт выдвинул гипотезу о том, что эти региональные различия вызваны южной культурой чести, которая требует насильственного ответа на угрозы чьей-либо чести. Эта культура, по-видимому, восходит к европейцам, которые впервые пришли в Соединенные Штаты. Север Соединенных Штатов был заселен английскими и голландскими фермерами, тогда как юг Соединенных Штатов был заселен шотландскими и ирландскими скотоводами. Вор мог быстро разбогатеть, украв чужое стадо. Чего нельзя было сказать о сельскохозяйственных культурах на Севере. Трудно быстро украсть 50 акров кукурузы. Мужчины должны были быть готовы защищать свои стада яростным ответом. Подобная культура насилия существует на западе Соединенных Штатов или на так называемом Диком Западе, где ковбой также может быстро потерять свое состояние, если не защитит свое стадо. (Ковбои пасли коров, отсюда и название.) Эта жестокая культура не ограничивается южными и западными Соединенными Штатами; культурные антропологи заметили, что скотоводческие культуры во всем мире, как правило, более жестоки, чем сельскохозяйственные культуры.

Унижение кажется основной причиной насилия и агрессии в культурах чести. Унижение — это состояние позора или потери самоуважения (или уважения со стороны других). Оно тесно связано с понятием стыда. Исследования показывают, что чувство стыда часто приводит к жестокому и агрессивному поведению. В культурах чести нет ничего хуже, чем быть униженным, и адекватной реакцией на унижение является быстрое и интенсивное возмездие.

Возраст и агрессия

Исследования показали, что наиболее агрессивными людьми являются дети в возрасте от 1 до 3 лет. Исследователи, наблюдающие за малышами в детских садах, обнаружили, что около 25% взаимодействий связаны с какой-либо формой физической агрессии (например, один ребенок отталкивает другого ребенка и берет его игрушку). Высокий уровень агрессии у малышей, скорее всего, связан с тем, что им все еще не хватает средств для более конструктивного общения. Ни одна взрослая группа, даже жестокие молодежные банды или закоренелые преступники, не прибегают к физической агрессии в 25% случаев.

Маленькие дети не совершают много насильственных преступлений, особенно по сравнению с молодыми людьми. Скорее всего, это связано с тем, что маленькие дети не могут нанести большой физический урон, потому что они меньше и слабее.

Продольные исследования показывают, что серьезное агрессивное и насильственное поведение достигает пика сразу после периода полового созревания. После 19 лет агрессивное поведение начинает снижаться. Однако относительно небольшая подгруппа людей продолжает агрессивное поведение и после подросткового возраста. Эти «профессиональные преступники», как правило, начинали совершать насильственные преступления в молодости. Чем раньше начинается агрессивное или насильственное поведение, тем больше вероятность того, что оно продолжится в дальнейшей жизни.

Пол и агрессия

Во всех известных обществах молодые люди, достигшие половой зрелости, совершают большинство насильственных преступлений. Редко женщины. Редко пожилые мужчины. Редко маленькие дети. Исследования показывают, что мужчины более агрессивны физически, чем женщины, но эта разница стирается, когда людей провоцируют. Самцы также более вербально агрессивны, чем самки, хотя разница намного меньше. Самок часто учат быть менее прямыми в выражении агрессии, поэтому они часто прибегают к более косвенным формам агрессии. Например, когда дело доходит до реляционной агрессии, женщины более агрессивны, чем мужчины. Реляционная агрессия определяется как намеренное причинение вреда чьим-либо отношениям с другими людьми. Некоторые примеры реляционной агрессии включают высказывание плохих вещей о людях за их спиной, отказ от любви, чтобы получить то, что вы хотите, и исключение других из вашего круга друзей. Таким образом, вместо того, чтобы просто констатировать, что самцы более агрессивны, чем самки, правильнее будет сказать, что оба пола могут вести себя агрессивно, но они склонны к разным видам агрессии.

Агрессия и предвзятая обработка социальной информации

Люди не пассивно реагируют на то, что происходит вокруг них, но активно пытаются воспринять, понять и придать смысл этим событиям. Например, когда в местном супермаркете кто-то врезается тележкой в ​​ваше колено, вы, скорее всего, сделаете больше, чем просто почувствуете боль и возьмете с полки еще один пакет молока. Вместо этого вы попытаетесь разобраться в том, что с вами произошло (часто это происходит автоматически и так быстро, что вы даже не осознаете этого): почему этот человек ударил меня? Был ли это несчастный случай или это было преднамеренно?

Согласно модели обработки социальной информации, то, как люди обрабатывают информацию в той или иной ситуации, может иметь сильное влияние на их поведение. У агрессивных людей обработка социальной информации протекает иначе, чем у неагрессивных. Например, агрессивные люди склонны к враждебному восприятию. Они воспринимают социальные взаимодействия как более агрессивные, чем неагрессивные люди. Агрессивные люди уделяют слишком много внимания потенциально враждебной информации и склонны упускать из виду другую информацию. Они видят мир как враждебное место. Агрессивные люди склонны к враждебным ожиданиям. Они ожидают, что другие отреагируют на потенциальные конфликты агрессией. Кроме того, агрессивные люди склонны к враждебной атрибуции. Они предполагают, что другие имеют враждебные намерения. Когда люди воспринимают двусмысленное поведение как следствие враждебных намерений, они гораздо более склонны вести себя агрессивно, чем когда они воспринимают такое же поведение как следствие других намерений. Наконец, агрессивные люди чаще других считают, что «агрессия окупается». Оценивая последствия своего поведения, они чрезмерно сосредотачиваются на том, как получить желаемое, и мало внимания уделяют поддержанию хороших отношений с окружающими. Вот почему агрессивные люди часто выбирают агрессивные решения межличностных проблем и игнорируют другие решения.

Вмешательство с агрессией и насилием

Большинство людей очень обеспокоены уровнем агрессии в обществе. Скорее всего, это связано с тем, что агрессия напрямую мешает удовлетворению базовых потребностей людей в безопасности и защищенности. Соответственно, необходимо срочно найти способы снижения агрессии. Агрессия имеет множество причин. Неприятные события, предвзятая обработка социальной информации, насилие в СМИ и снижение самоконтроля — вот лишь некоторые из факторов, которые могут усилить агрессию. Тот факт, что не существует единой причины для агрессии, затрудняет разработку эффективных вмешательств. Лечение, которое работает для одного человека, может не работать для другого человека. Одна подгруппа крайне агрессивных и склонных к насилию людей, психопаты, даже считается неизлечимой. Действительно, многие люди начали принимать тот факт, что агрессия и насилие стали неизбежной, неотъемлемой частью общества.

При этом, безусловно, есть вещи, которые можно сделать, чтобы уменьшить агрессию и насилие. Хотя стратегии интервенции агрессии не будут подробно обсуждаться здесь, необходимо сделать два важных общих замечания. Во-первых, успешные вмешательства нацелены на максимально возможное количество причин агрессии и пытаются устранить их коллективно. Чаще всего эти вмешательства направлены на снижение факторов, способствующих агрессии, в непосредственном социальном окружении (семья, друзья), общих условиях жизни (жилье и соседство, здоровье, финансовые ресурсы), роде занятий (учеба, работа, свободное время). Общие вмешательства включают обучение социальной компетентности, семейную терапию, обучение родителей управлению (у детей и подростков) или их комбинацию. Вмешательства, узко сфокусированные на устранении единственной причины агрессии, как бы хорошо они ни проводились, обречены на провал.

Агрессия часто стабильна во времени, почти так же стабильна, как интеллект. Если маленькие дети проявляют чрезмерный уровень агрессии (часто в форме ударов, укусов или пинков), это подвергает их высокому риску стать агрессивными подростками и даже агрессивными взрослыми. Гораздо труднее изменить агрессивное поведение, когда оно является частью взрослой личности, чем когда оно еще находится в стадии развития. Таким образом, в качестве второго общего правила подчеркивается, что проблемы агрессивного поведения лучше всего лечить на раннем этапе развития, когда они еще податливы. Чем больше специалистов смогут выявлять и лечить ранние признаки агрессии, тем безопаснее будут наши сообщества.

Ссылки:

  1. Андерсон, К. А., и Бушман, Б.Дж. (2002). Человеческая агрессия. Ежегодный обзор психологии, 53, 27-51.
  2. Бушман, Б.Дж., и Андерсон, Калифорния (2001). Не пора ли перекрыть дихотомию враждебной и инструментальной агрессии? Психологический обзор, 108, 273-279.

Враждебная и инструментальная агрессия: причины и предотвращение

Давайте лучше поймем агрессию, рассмотрев ее значение и виды: враждебная агрессия и инструментальная агрессия.

По данным Американской академии педиатрии примерно от 3% до 7% детей и подростков проявляют признаки агрессии.

Слово агрессия нам знакомо. Мы говорим, что люди агрессивны, когда они кричат ​​или бьют других людей, когда их провоцируют эмоции. Одни могут проявлять враждебную агрессию, другие инструментальную агрессию.

Но вы называете агрессией действия, причиняющие вред игрокам во время дикой игры, или действия солдат, защищающихся путем убийства врагов?

Что такое агрессия?

Согласно социальным психологам, агрессия — это поведение, направленное на причинение вреда другому человеку, который не желает причинения вреда (Baron & Richardson, 1994).

Человеческую агрессию очень трудно определить, потому что она предполагает понимание того, что то, что выглядит как агрессия для одного человека, может не выглядеть так для другого. Часто вредоносные действия не рассматриваются как опасные в зависимости от их намерения.

Характеристики агрессивного ребенка

Каковы характеристики агрессивного ребенка? Знание этих вещей может помочь вам помочь вашему ребенку регулировать или устранять склонность к агрессии.

Становится страшно, когда твой ребенок становится жертвой другого агрессивного ребенка. Но еще более тревожно, когда это ваш ребенок причиняет вред другому.

Все дети время от времени толкают или толкают товарища по играм, который дразнит их или пинает стул, когда они недовольны родителями. Следовательно, согласно Дню здоровья, ребенок, у которого есть проблемы с контролем того, как реагировать на ситуации, обычно делает одну или несколько из следующих вещей:

  • Часто выходит из себя, сильно злится
  • Чрезвычайно раздражителен или импульсивен и не может сосредоточиться
  • Легко разочаровывается
  • Физически нападает и дерется с другими детьми или взрослыми
  • Часто раздражителен, склонен к спорам или угрюм
  • Плохо учится в школе или не может участвовать в занятиях или других организованных мероприятиях
  • Ему трудно участвовать в социальных ситуациях и заводить друзей
  • Спорит или постоянно ругается с членами семьи и не признает родительскую власть
  • Неизбежно бросает вызов власти и отказывается подчиняться правилам
  • Часто отрицает ответственность за свое плохое поведение и обвиняет других

Возможные причины агрессии у детей

Агрессия в основном является реакцией на определенные внешние факторы, такие как физический страх и разочарование. Развитие ребенка является важной частью. Однако есть и более сложные причины, которые могут вызывать разные формы агрессии, некоторые из них:

  • Семейные проблемы
  • Проблемы с обучением
  • Неврологические расстройства
  • Поведенческие расстройства
  • Эмоциональная травма
  • Влияние окружающей среды

Читайте по теме: Симптомы СДВГ у малышей: советы родителям и опекунам

Враждебная и инструментальная агрессия Дихотомия

Психологи классифицируют агрессию как враждебную или инструментальную. Эта дихотомия была полезна в раннем развитии теорий агрессии. Кроме того, по мнению этих психологов, дихотомия не рассматривает агрессивные действия с несколькими мотивами. Таким образом, они предполагают, что, возможно, пришло время выдернуть вилку из розетки и позволить дихотомии враждебной и инструментальной агрессии встретить свою смерть.

Понимание враждебной и инструментальной агрессии

Понимание враждебной и инструментальной агрессии помогает не только оценить проблему, но и найти решения. В какой-то момент развития ребенка семьи могут столкнуться с тем, что дети закатывают истерики, когда они маленькие, или бунтуют в подростковом возрасте. Такое поведение является нормальным, если оно происходит непостоянно. Другое дело, когда они со временем формируют узор.

Каждый родитель мечтает о счастливом, хорошо воспитанном, умном и любознательном ребенке. Ребенок, которого все в сообществе обожают. Но что, если ваш ребенок капризный, часто очень грустный или подавленный? Что делать, если ваш ребенок бьет, толкает, кусает или плюет на других детей? Что делать, если ваш ребенок проявляет признаки совершения враждебной и инструментальной агрессии?

Враждебная агрессия

Враждебная агрессия относится к насильственным отношениям или действиям, связанным с гневом и желанием доминировать над ситуацией или над другими. Он проявляется вербально, невербально и физически и имеет намерение причинить вред.

Более того, враждебная агрессия относится к действиям, мотивированным чувством гнева, целью которых является причинение боли. Эти действия обычно являются продуктами эмоционального взрыва, внезапной реакцией, а не запланированной деятельностью. Этот вид агрессии может быть реакцией на угрозу или оскорбление со стороны другого человека.

Человек, который чувствует угрозу со стороны кого-то или ему больно, агрессивно реагирует, чтобы отомстить тому, кто это причинил. Основная цель агрессора — причинить боль.

Враждебная агрессия также называется эмоциональной или импульсивной агрессией.

Пример враждебной агрессии

Драка с одноклассником, который сказал что-то оскорбительное, в результате чего были порезы и синяки.

В этом примере оскорбление привело к драке, порезам и синякам. Эмоция, вызванная оскорблением, является мотивом агрессии.

Инструментальная агрессия

С другой стороны, инструментальная агрессия — это когда человек преднамеренно действует агрессивно для достижения определенной цели. Этот тип отличается от враждебной агрессии тем, что в агрессии нет эмоционального побуждения, а есть цель. Это также относится к когнитивной агрессии.

Инструментальная агрессия не обязательно связана с намерением причинить вред и мотивирована только достижением определенной цели. Это происходит, когда дети дерутся за объекты, права или территории, и кто-то страдает. Оба ребенка думают, что они первыми берутся за какую-то игрушку в парке или книгу в школе. Цель нанесенного вреда – получить контроль над игрушкой или книгой.

Фото Виктории Бородиновой с сайта Pexels

Пример инструментальной агрессии

Пример — ребенок, который издевается над одноклассниками и намеренно получает их деньги. Ребенок становится агрессивным, чтобы получить деньги.

В этом примере вы увидите, что хулиган преднамеренно совершает действие, чтобы получить деньги слабой жертвы.

Разница между враждебной и инструментальной агрессией

Враждебная и инструментальная агрессия как формы агрессии различаются по своим целям. Во враждебной агрессии цель состоит в том, чтобы причинить вред кому-либо, вызванному эмоциональной реакцией. С другой стороны, инструментальная агрессия направлена ​​на достижение чего-то и вовсе не связана с эмоциональными реакциями.

Фото Cottonbro с сайта Pexels

Запугивание и агрессия

Запугивание — это современная форма агрессии. Он приобрел большую популярность, чем несколько лет назад, поскольку у людей появилось больше способов взаимодействовать друг с другом. Способность к общению изменила поведение людей в различных социальных сетях.

Цифровая эра заставила издевательства показать другое лицо, и это киберзапугивание. Киберзапугивание — это запугивание с использованием Интернета. Следовательно, он может навредить другому человеку больше, чем когда-либо, в Интернете в режиме реального времени.

Подробнее о травле

Что такое травля? Американская психологическая ассоциация определяет травлю как агрессивное поведение, при котором кто-то намеренно и неоднократно причиняет другому человеку вред или дискомфорт.

Запугивание может быть физическим контактом, словесными или более тонкими действиями. Обиженные люди — это жертвы, которые не могут защитить себя и не сделали ничего, чтобы вызвать агрессию. Хотя они могут не испытывать физической агрессии, эти жертвы издевательств в равной степени страдают от действия агрессора, который является хулиганом.

Запугивание имеет три стороны: хулиган, жертва и свидетели или прохожие. Жертвы издевательств испытывают проблемы с психическим здоровьем, а также тревогу и депрессию. Те, кто стал жертвой издевательств, плохо учатся в школе, а некоторые также склонны к самоубийству.

Над кем издеваются?

Те, кто легко расстраиваются, могут привлечь хулиганов, потому что хулиганы любят реакцию жертвы. Хулиганы, как правило, выбирают людей, которые часто эмоциональны и быстро реагируют на ситуации.

Они также любят причинять вред тем, кто кажется слабым, например, толстым, культурным или расовым отличиям, неразумным или слишком умным, или тем, кто слишком хорошо учится в школе.

Хулиганы также любят нападать на геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендерных подростков.

Иногда из-за последствий травли и обидчики, и жертвы становятся враждебными. Следовательно, враждебная агрессия также является продуктом травли. Поэтому его называют современной формой агрессии.

Киберзапугивание

Запугивание может принимать различные формы, и наиболее критической, имеющей быстрый и широкий охват и часто причиняющей огромный вред, является киберзапугивание.

Технологии принесли с собой киберзапугивание. Как и запугивание, киберзапугивание — это повторяющееся поведение, направленное на причинение психологического или эмоционального вреда другому человеку. Это намеренно, запланировано или нет. Поскольку хулиган обычно использует технологии, киберзапугивание часто скрыто, совершается наедине, и хулиган может оставаться неизвестным.

Факты и статистика

  • 90% учащихся 4-8 классов сообщают, что подвергались преследованиям или издевательствам.
  • 28% учащихся 6-12 классов подвергаются издевательствам. 2
  • 20% учащихся 9-12 классов подвергаются издевательствам. (stopbullying.gov)
  • В 6-12 классах 9% учеников подвергались киберзапугиванию. 2
  • Более 160 000 детей каждый день отказываются ходить в школу, опасаясь травли. (Национальная ассоциация образования)
  • 6% учащихся сообщают, что были свидетелями издевательств в своей школе, и более 71% говорят, что издевательства являются проблемой.
  • Более 10% учащихся бросают школу из-за неоднократных издевательств.
  • Каждый месяц 282 000 учащихся в средних школах США тем или иным образом подвергаются физическому насилию, и это число растет.
  • Статистические данные свидетельствуют о том, что месть [из-за издевательств] является мотивом номер один для стрельбы в школах в США
  • 86% опрошенных учащихся заявили, что «другие дети придираются к ним, высмеивают их или издеваются над ними» — это основная причина, по которой подростки прибегают к насилию со смертельным исходом в школе.
  • Почти 75% случаев стрельбы в школах были связаны с домогательствами и издевательствами.
  • 87% опрошенных учащихся сообщают, что издевательства являются основным мотивом стрельбы в школах.
  • 64% учащихся, подвергшихся издевательствам, не сообщают об этом. (Петросина, Гукенбург, Дево и Хэнсон, 2010 г.)

(взято из Образовательного уголка, Эпидемия травли: факты, статистика и предотвращение)

Как предотвратить враждебную агрессию и инструментальную агрессию?

Какие способы могут помочь предотвратить возникновение у детей склонности к враждебной агрессии? Более того, какие советы могли бы помочь в поиске более благоприятных для дома методов ограничения, если не прекращения инструментальной агрессии у детей?

Согласно исследованию под названием «Физическая агрессия в раннем детстве: траектории и предикторы», опубликованному The Journal в Национальной медицинской библиотеке США: у детей, подвергающихся наибольшему риску не научиться регулировать физическую агрессию в раннем детстве, матери с наличие в анамнезе асоциального поведения в школьные годы, матерей, рано начавших деторождение и курящих во время беременности, и малообеспеченных родителей, имеющих серьезные проблемы при совместном проживании. Профилактические вмешательства должны быть нацелены на семьи с профилями высокого риска по этим переменным.

Фото Rodnae Productions, сайт Pexels

 

7 советов по предотвращению агрессии у детей

  1. Вводите домашние правила как можно раньше

Дети быстро учатся, и они начинают учиться сразу после рождения. Не стоит недооценивать способность вашего ребенка запоминать то, чему вы его учите. Заранее ознакомьтесь с правилами дома.

  1. Используйте позитивную дисциплину

Покажите детям поведение, которое вы хотите, чтобы они продемонстрировали. Скажите им, когда они злятся, что они должны использовать свои слова, а не силу.

  1. Используйте здоровые отвлекающие факторы

Научите ребенка правильно реагировать; ищите способы помочь ему не сосредотачиваться на своих эмоциях.

  1. Демонстрация самоконтроля

Малыши еще не могут себя контролировать. Следовательно, вы должны показать им, что нельзя бить, кусать и пинать, когда они злятся. Научите их выражать свой гнев словами.

  1. Научите своего ребенка не причинять вред другим людям

Каждый день — это возможность для обучения. Когда мы что-то рассказываем нашим малышам, они запоминают, особенно если мы последовательны, независимо от того, как долго это длилось.

  1. Всегда хвалите

Как только вы заметите хотя бы небольшое улучшение состояния вашего малыша, обязательно похвалите его. Покажите, что вы счастливы, что вас слушают.

  1. Скажи и покажи любовь

Учить личным примером. Все, что вы хотите, чтобы ваш ребенок имел, вы должны показать в первую очередь. Говорите и показывайте свою любовь все время.

В Brightside Academy, Огайо, мы знаем, как сделать из ваших детей счастливых и миролюбивых личностей. Позвольте нам помочь вам создать для ваших детей безопасную и надежную среду, в которой они смогут расти и исследовать мир.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *