Академическая одаренность это: Сопровождение детей с признаками академической одаренности

Общая интел­лектуальная и академическая одаренность

Общая интеллектуальная одаренность была рассмотрена ранее. Главным явля­ется то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагаю­щими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко разви­тые способности переработки информации позволяют им пре­успевать во многих областях знании.

Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учеб­ным предметам н является более частной, избирательной.

89

Эти дети могут показывать высокие результаты но легкос­ти, глубине, быстроте продвижения — в математике или инос­транном языке, физике пли биологии и иногда иметь неваж­ную успеваемость по другим предметам, которые восприни­маются ими не так легко. Выраженная избирательность ус­тремлений в относительно узкой области создает свои про­блемы в школе и в семье. Родители и учителя бывают недо­вольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

Как пример академической одаренности можно назвать широко известную математическую одаренность.

Структура математических способностей

Психолог В.А.Крутецкий всесторонне изучал детей с этим видом одаренности и выявил структуру математических способностей. В нее вошли следующие компо­ненты.

1. Получение математической информации. Способность к формализованному восприятию математического материа­ла, схватыванию формальной структуры задачи.

2. Переработка математической информации. В нее вхо­ дят: а) способность к логическому мышлению в сфере ко­ личественных и пространственных отношений, числовой и знаковом символики; способность мыслить математичес­ кими символами; б) способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и дей­ ствий; в) способность к свертыванию процесса математи­ ческого рассуждения и системы соответствующих дейст­ вий; способность мыслить свернутыми структурами; г) гиб­ кость мыслительных процессов в математической деятель­ ности; д) стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности решении; с) способность к быстрой и сво­ бодной перестройке направленности мыслительного про­ цесса, переключение с прямого на обратный ход мысли (обратимость мыслительного процесса при математическом рассу жде нии).

3. Хранение математической информации. Математичес­кая намять — обобщенная память на математические отно­шения, типовые характеристики, схемы рассуждений и до­казательств, методы решения задач и принципы подхода к ним.

90

4. Общий синтетический компонент. Математическая направленность ума*.

Творческая одаренность

Особо был выделен такой вид одаренность как творческая (или творческое, продуктивное мышление), творческая одаренность, ее диагностика и развитие час­тично охарактеризованы в этой книге. Здесь есть необходи­мость остановиться лишь на некоторых моментах. Прежде всего, до сих пор продолжаются споры о самой необходимос­ ти выделения этого вида одаренности. Суть разногласий со­ стоит в следующем. Одни специалисты полагают, что твор­ чество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены от­ дельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин на­ стаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — твор­ ческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об ода­ ренности.

Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, са­ мостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что ода­ ренность порождается или способностью продуцировать, вы­ двигать новые идеи, изобретать или же способностью блестя­ ще исполнять, использовать то, что уже создано.

Вместе с тем исследования показывают, что дети с твор­ческой направленностью нередко обладают рядом поведен­ческих характеристик, которые их выделяют и которые — увы! — вызывают отнюдь не положительные эмоции в учите­лях и окружающих людях:

отсутствие внимания к условностям и авторитетам;

большая независимость в суждениях;

тонкое чувство юмора;

отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы;

яркий темперамент.

Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают маю возможностей для ее проявления и развития.

В настоящее время дифференциация но аспектам интел­лектуальной и творческой одаренности идет дальше. В связи

с этим следует упомянуть о взглядах Б.М.Теплова, который возражал против представлении о том, что высокая одарен­ность в одной области сопровождается снижением одарен­ности в других областях. Он подчеркивал, что «талант как таковой многосторонен», и считал, что не о сосуществовании разных одаренностей должна идти речь, а о широте самой одаренности. Он писал: «Возможность успешно действовать в различных областях объясняется прежде всего наличием некоторых общих моментов одаренности, имеющих значение для разных видов деятельности. В этом — центр научной про­блемы многосторонних дарований»*.

Общая интеллектуальная и академическая одарённость. — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Интеллектуальная одарённость определяется по тестам интеллекта. IQ таких людей составляет 160 — 200 баллов. Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию.

Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Академическая одарённость проявляется в успешности обучения по различным предметам и является более частной, избирательной. Такие дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения в математике, иностранном языке, физике и т.д. Как пример академической одарённости можно назвать мате­матическую одаренность. Психолог В. Крутецкий всесторонне изучал этот вид одарённости и выявил структуру математических способностей. В неё вошли следующие компоненты:

• Получение математической информации — способность к формализованному восприятию математического материала, схватыванию формальной структуры задачи.

• Переработка математической информации. Сюда входят:

a) способность к логическому математическому мышлению:

b) способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов;

c) способность к свертыванию процесса математического рассуждения;

d) гибкость мыслительных процессов в математической деятельности;
с) стремление к рациональности решений;

е) способность быстро перестроить мыслительный процесс.

• Хранение математической информации. Математическая память — обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним.

• Общий системный компонент. Математическая направленность ума.

Творческая одарённость. До сих пор продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность являются неотъемлемым компонентом всех видов одарённости. А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одарённости вообще. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одарённости как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова,

творчество — это одаренность или способность продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способность блестяще использовать то, что уже создано.

Музыкальная одарённость. Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, до семи лет. Наиболее часто музыкальные способности проявляются у детей между 3 и 5-ю годами. Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально одарённые дети характеризуются некоторыми общими чертами:

• С самого раннего возраста отличаются повышенным любопытством в отношении звуков.

• В 2 -3 года они хорошо различают все мелодии, которые слышат, часто к 2-м годам хорошо интонируют, некоторые дети начинают раньше петь, чем говорить, и выучиваются раньше писать ноты, чем буквы.

• Часто наблюдается абсолютный слух.

• Музыкально одарённые дети рано выделяются быстрым и точным запоминанием музыки. В зрелом возрасте эта память доходит до феноменальной.

• Для всех музыкально одарённых детей в возрасте около 5-ти лет характерно воспроизводить на инструменте всё слышимое.

• С 4 — 5 лет у таких детей наблюдается склонность (потребность) импровизировать, фантазировать за инструментом.

Важно то, что музыкальные проявления одаренных самопроизвольны и практически никак не связаны со специальным обучением в отличие от их сверстников, для которых обучение является своего рода толчком и условием для развития музыкальных способностей.

Социальная одарённость.

Попытки определить, выделить компоненты и измерить социальный интеллект (социальная и лидерская одарённость) предпринимали ещё в 19 веке Бине и Симон. Одно из определений социальной одарённости гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. В социальной одарённости выделяют социальную перцепцию, просоциальное поведение, нравственные убеждения, организаторские умения и другое. Социальная одарённость выступает как предпосылка успешности во многих областях. Она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими людьми, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, менеджером, социальным работником и т. д. Социальная одарённость отличается от интеллектуальной, хотя исследования показали, что она требует интеллектуального развития выше среднего.

Характерные черты, присущие людям, одарённым в социальном плане:

• они обычно обладают физической привлекательностью;

• их принимает большинство людей;

• они обычно вносят положительный вклад во все общественные мероприятия;

• их в группе воспринимают как арбитров;

• они относятся к сверстникам и к старшим как к равным, сопротивляясь неискренним отношениям;

• поведение носит открытый характер;

• не боятся выражать свои чувства, но делают это к месту:

• поддерживают длительные взаимоотношения между людьми и не меняют свои дружеские симпатии;

• стимулируют продуктивное поведение других;

• энергичны, могут справляться с трудными социальными ситуациями, причем делают это с тактом, юмором, искренно.

Иначе говоря, это как бы особый стиль жизни. Этих людей можно опознать по чрезвычайной эффективности социального поведения.

Лидерская одарённость рассматривается как одно из проявлений социальной одарённости, более ориентированной на деловые взаимоотношения. Главным здесь является то, что определённый набор умений лидера делает возможными для группы достичь поставленных перед ней целей при взаимном удовлетворении друг другом и чувством личной самореализации.

Проявления и черты лидерства можно заметить уже у дошкольников. Такие дети нуждаются в большом количестве общения с использованием различных средств – мимики, жестов, речи. Выявление и развитие лидерской одарённости имеет огромное значение для жизни во всех аспектах. Этот наиболее поздний (в плане признания) вид одаренности привлек внимание практиков. В 70-е годы в научной школе Л.И.Уманского был накоплен ценный опыт развития организаторских способностей, разработан ряд эффективных тренингов.

Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере различные виды деятельности. Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того, формируется и проявляется в практическом плане (на уровне моторных навыков и исполнительской техники), познавательном плане (на уровне интерпретации музыкального произведения), в коммуникативном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями), духовно-ценностном плане (на уровне придания смысла своей деятельности в качестве музыканта).

Классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности. Данный критерий является исходным, тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы.

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:
— актуальную одаренность;

— потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности.

Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Считается, что талантливый ребенок — это ребенок, достижения которого отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.

Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).

Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще несформировавшемся системном качестве, о дальнейшем развитии которого можно судить лишь на основе отдельных признаков. Интеграция компонентов, необходимая для высоких достижений, еще отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

По критерию «форма проявления» можно говорить о:

— явной одаренности;

— скрытой одаренности.

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или высоких возможностях ребенка.

Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов.

Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, и т.п. Скрытые формы одаренности — это сложные по своей природе психические явления.

В случаях скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности, понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно. Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, дают право предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей.

Выявление детей со скрытой одаренностью не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп дошкольников и школьников. Идентификация детей с таким типом одаренности — это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечении его в инновационные формы обучения и т.д.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить

— общую одаренность;

— специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция.

Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

В основе одаренности к разным видам искусства лежит особое, сопричастное отношение человека к явлениям жизни и стремление воплотить ценностное содержание своего жизненного опыта в выразительных художественных образах. Кроме того, специальные способности к музыке, живописи и другим видам искусства формируются под влиянием ярко выраженного своеобразия сенсорной сферы, воображения, эмоциональных переживаний и т.д. Еще одним примером специальных способностей является социальная одаренность — одаренность в сфере лидерства и социального взаимодействия (семья, политика, деловые отношения в рабочем коллективе).

Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта, лидерства и т.д.). В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих, психических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.

По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать

— раннюю одаренность;

— позднюю одаренность.

Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие и, соответственно, раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.

Примером ранней одаренности являются дети, которых называют «вундеркинды». Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок») — это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности — математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т.д.

Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2—3 лет, освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию (пятилетний мальчик пишет «книгу» о птицах с собственноручно изготовленными иллюстрациями, другой мальчик в этом же возрасте составляет собственную энциклопедию по истории и т. п.). Их отличает необыкновенно высокое развитие отдельных познавательных способностей (блестящая память, необычная сила абстрактного мышления и т.п.).

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс). Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей. Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для специалиста-практика это возможность и вместе с тем необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Определение академической успеваемости – Арабский чемпионат памяти

Определение академической успеваемости

Академическая успеваемость определяется как продемонстрированная способность человека выполнять, достигать и преуспевать в академической деятельности. Академическое превосходство не ограничивается только получением хороших оценок, академическое превосходство характеризуется способностью получать высокие оценки и способностью добиваться уникальных результатов среди сверстников.

Факторы академической успеваемости

Существует множество факторов, способствующих академической успеваемости, в том числе:

Принятие на себя ответственности Учащийся должен осознавать, что ответственность за его академические достижения лежит исключительно на нем, и что учитель является проводником и проводником, а помощь коллег является одним из способов достижения понимания, однако каждый человек несет ответственность за свой успех.

Самоконтроль Учащиеся должны готовиться к изучению или пониманию задач каждый день в течение не менее двух часов и учиться для достижения знаний и понимания, а не только для получения определенной степени.

Тайм-менеджмент Тайм-менеджмент очень важен, так как позволяет студенту посвятить время учебе и развлечениям, а также необходимо избегать пустой траты времени, что является одной из причин академической неуспеваемости.

Поддержание прогресса Желательно, чтобы учащийся продвинулся в своем классе и узнал больше, прочитав одну или несколько книг, кроме учебников. Уверенность в себе Учащийся должен делать все, что в его силах, чтобы помочь себе улучшить свою академическую успеваемость, используя различные методы, такие как увеличение времени обучения, создание учебных групп, занятия с партнером, а затем использование других средств, таких как уроки подкрепления или обращаясь к специалистам.

Посещаемость Поддержание посещаемости и недопущение прогулов или опозданий позволяет учащимся получать информацию из первых рук о комментариях учителей и ответах на вопросы и запросы.

Решительность и не сдаваться Любой личный кризис, проблема или разочарование, с которыми может столкнуться учащийся, не должны быть препятствием для него и для продолжения учебы, и в этом заключается роль родителей, учителей и координаторов консультирования в оказании помощи учащемуся. определить, как управлять или справляться с этими ситуациями.

Общение В случае, если по какой-то причине он не может присутствовать, учащийся должен связаться со своими учителями и сообщить им об этом, постараться принять меры для восполнения пропущенных заданий и пообщаться с коллегами для достижения большего понимания.

Стараться и усердно работать Учащийся должен сосредоточиться на достижении лучших оценок и прилагать усилия, соразмерные степени, которую он стремится получить, даже если он не может ее получить, и не лениться после середины семестра, так как он должен продолжать в том же темпе, в котором студент начал в начале семестра, и даже увеличивать усилия, затрачиваемые с течением времени.

Обращение в центры поддержки и поддержки Учащийся может обратиться в некоторые центры, предоставляющие академическую поддержку, такие как кредитные центры, службы поддержки студентов и академический консультационный офис.

Сохранение концентрации Вы должны сохранять концентрацию, избегать путаницы и максимально устранять негативные влияния, которые могут помешать достижению цели.

Преимущества академической успеваемости

Академическая успеваемость приносит множество преимуществ учащемуся и его окружению, в том числе:

Расширенный доступ к стипендиям Внесите значимый вклад в жизнь общества.

Получение членства в профессиональных и почетных обществах.

Увеличение шансов на поступление в аспирантуру или профессионально-техническое училище.

Подготовка студента к конкуренции на рынке труда. рецензент

Академическая успеваемость | Фонд Университета Рутгерса

php ?>

План Рутгерса стать национальной моделью инклюзивного доступа, выдающихся академических программ, социальной мобильности и справедливости в образовании

Главная &nbsp|&nbsp Узнать Причины &nbsp|&nbsp Успехи в учебе

Подарить сейчас

Изучите этот раздел

Мы неустанно стремимся к академическим успехам. Поэтому мы обязуемся повышать доступность, повышать социальную мобильность и повышать справедливость в сфере образования.

Словосочетание «академическое превосходство» может вызвать в воображении образ трудолюбивого и успевающего ученика. У нас их много в Рутгерсе. Но мы думаем, что это еще не все.

Академическое превосходство является одной из основных ценностей нашего университета с момента его основания. Конечно, это верно и для других университетов. Что отличает Rutgers, так это наша неустанная приверженность повышению доступности для наших студентов, повышению социальной мобильности и повышению справедливости в образовании. Мы стремимся к тому, чтобы студенты, способные достичь выдающихся результатов в Rutgers, могли учиться здесь, и, когда они здесь, мы поддерживаем их во всех сферах их жизни. Это наша грань превосходства.

Устраняя препятствия, мы повышаем достижения. Мы помогаем великим стать еще великими. При такой поддержке учащиеся могут реализовать свой потенциал так, как другие не могут или не захотят — в классе, в лаборатории, на местах и ​​в значимой и значимой карьере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *