Акцентуации характера психастенический тип: 1. Психастенический тип

1. Психастенический тип

Акцентуации

Термин акцентуированные личности занял место между психопатией и нормой.

Психопатии — это аномалии характера, которые:

а) определяют весь психический облик человека;

б) не подвергаются значительным изменениям при его жизни;

в) мешают ему правильно адаптироваться в окружающей социальной среде.

По К.Леонгарду АКЦЕНТУАЦИИ – это индивидуальные человеческие черты, обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности этих черт они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Личности, обозначаемые Леонгардом как акцентуированные, не являются патологическими.

При ином толковании можно было бы прийти к выводу, что нормальным следует считать только среднего человека, а всякое отклонение от середины должны были бы признать патологией. Это вынудило бы вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчётливо выделяются на фоне среднего уровня.

Однако, в эту рубрику попала бы и та категория людей, о которых говорят «личность» в положительном смысле слова, подчёркивая, что они обладают ярко выраженным оригинальным психическим складом. Если у человека не наблюдается проявления тех свойств, которые в «больших дозах» дают паранойяльную, истерическую, ананкастическую, гипоманиакальную или субдепрессивную картины, то такой средний человек безоговорочно может считаться нормальным. Такого человека не ожидает неровный жизненный путь существа болезненного, со странностями, неудачника, однако маловероятно и то, что он отличится и в положительном отношении.

В акцентуированных же личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.[1]

Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим (А.

Е.Личко).

Акцентуации бывают скрытыми и явными. Скрытые акцентуации сбалансированы и они есть практически у всех людей, и выявляются при помощи тестов и методик, в том числе и описанных выше.

«Норма – это не отсутствие выраженных психологических характеристик, а их наличие, но наличие сбалансированное… Понятие нормальной личности – не безликое усреднение, статистически нормативная единица.

То, что представляет собой статистически усредненную норму, в конкретном случае выглядит как отсутствие индивидуальности, характер, который в быту называют «пирожок ни с чем». Это вполне приспособленные к жизни люди, ничем не интересующиеся и не имеющие никаких проблем. Они, как эхо, отражают наиболее расхожие социальные веяния и тенденции, всё делают, «как все», чрезвычайно комформны и не имеют собственного мнения»[7].

При обострении ситуации скрытая акцентуация проявляется – это крайние варианты нормы. Причем важную роль играет направленность заостренной черты в социально-полезное русло или наоборот.

На фоне акцентуации может наблюдаться девиантное (отклоняющееся от лат. deviatio – отклонение) поведение (неврозы, аффекты, неожиданные поступки, которые могут длиться часами, сутками).

Исследователю необходимо обращать особое внимание на акцентуированные черты характера, особенно на степень этой заостренности, так как за крайним вариантом нормы акцентуация переходит в психопатию.

В подростковом возрасте, как правило, акцентуации носят явный характер.

Возможны различные варианты развития акцентуации после прохождения личность границы подросткового возраста:

1) Явная акцентуация благополучно переходит в скрытую

2) Явная акцентуация переходит в психопатию

3) Личность не выходит за рамки акцентуации, психопатия не развивается, а акцентуация трансформируется, становится сложной.

Как уже говорилось выше, распознание типа акцентуации (особенно у подростка) – важная задача. Тип акцентуации указывает на слабые места характера и позволяет предвидеть факторы, способные вызвать способы декомпенсации или психогенные реакции, ведущие к дезадаптации личности. Тем самым, перед специалистом открываются перспективы для профилактической или в случае возникновения этих факторов, коррекционной или психотерапевтической работы.

 

Эти люди не очень общительны, застенчивы, характерны страхи. Им свойственна нерешительность, недоверие к себе, поиск помощи или совета у других. Желая что-то сделать, такой человек сомневается, правильно ли это. Решив что-то сделать, – делает немедленно, и нерешительность начинает сочетаться с нетерпеливостью. Начатое дело доводят до конца (хотя у них есть “граница вхождения”, до которой они еще могут повернуть назад). Когда дело закончено, снова начинает волноваться, насколько хорошо он справился.

С детства наблюдается робость, пугливость. Затем усиливается рассудительность, мнительность. Мышление обычно правильное, логическое. Могут быть моторно неловки. Склонны к мечтанию, самоанализу.

Часто хорошо развиты и начитаны, но из-за их нерешительности их могут обойти полные ничтожества.

В сложной экстремальной ситуации отличаются своеобразной реакцей – ко всеобщему удивлению они могут найти быстрое решение и проявить полное бесстрашие (чем резко отличаются от истероидов).

Такой тип часто развивается вследствии специфического воспитания (очень высокие требования и ожидания, накладываемые родителями — как правило авторитарными). Психастеник больше всего на свете боится не оправдать возложенных на него надежд. Обычно привязаны к родителям и способны на глубокие чувства. Боятся за близких, боятся смерти, аварий. Сензитивы (о них пойдет речь ниже) очень глубоко все переживают, а психастеники еще и реально смотрят на вещи и постоянно анализируют ситуацию. Такой человек может создавать проблему там, где обычно у других людей она не возникает. Характерны тревожные размышления (при анализе ситуаций).

Часто становятся педантичными, склонными к ритуалам. Не могут позволить себе опаздывать – чрезмерно пунктуальны. Если ритуалов много, они могут перейти в навязчивые состояния (неврозы). Для них характерно самокопание, недовольство собой, излишнее мудрствование. Никогда не решат проблему с помощью суицида. Для этого они слишком отвественны перед родными.

Никаких подростковых проблем. Из личностных проблем — возможна навязчивость, невротические реакции. Характер – утомительный.

Это тоже люди с низкой самооценкой и с очень повышенным уровнем тревожности.

Рекомендации:

— При работе моделируйте самые страшные ситуации, пусть психастеник их мысленно проиграет, примет их и начнет искать возможные решения.

— Научите психастеника конструктивному отношению к проблемам: «Это случилось. Что теперь делать?»

— Пусть нарушат какой-либо установленный порядок и удостоверятся, что ничего страшного не произошло.

— Порекомендуйте делать зарядку для лица. У психастеника всё время напряжен лоб, а рот изображает печаль. Пусть научаться расслаблять лоб, изображать разные позитивные эмоциональные состояния — радость, заинтересованность, уверенность, приятное удивление. Очень полезен тренинг актерского мастерства, примерка героических отважных ролей — Необходимо развивать реактивность и импульсивность. — Обязательно должна быть донесена мысль, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, и что без ошибок трудно накопить жизненый опыт.

— Психастеника надо подталкивать к выражению собственного мнения без оглядки на родительскую тень и их осуждающую оценку. Надо донести до такого человека его право на свободу мыслей и мнений.

Психастенический тип. Психология и психоанализ характера

Психастенический тип

Этот тип, так же как и астено-невротический, относится к области тесного соприкосновения психопатий и неврозов. Психастеническая личность особенно расположена к развитию обсессивного невроза («невроз навязчивых состояний»).

Психастенические проявления в детстве незначительны и ограничиваются робостью, пугливостью, моторной неловкостью, склонностью к рассуждательству и ранними «интеллектуальными интересами». Иногда уже в детском возрасте обнаруживаются навязчивые явления, особенно фобии — боязнь незнакомых людей и новых предметов, темноты, боязнь оказаться за запертой дверью и т.п. Реже можно наблюдать появление навязчивых действий, невротических тиков и т.п.

Критическим периодом, когда психастенический характер развертывается почти во всей своей полноте, являются первые классы школы. В эти годы безмятежное детство сменяется первыми требованиями к чувству ответственности. Подобные требования представляют один из самых чувствительных ударов для психастенического характера. Воспитание в условиях «повышенной ответственности», когда родители возлагают недетские заботы по надзору и уходу за младшими или беспомощными стариками, положение старшего среди детей в трудных материальных и бытовых условиях способствует становлению психастении. В прошлые годы, возможно, все это было важнейшими факторами. В наше время материального благополучия пришлось столкнуться с иной формой «повышенной ответственности». Родители лелеют слишком большие надежды на успехи ребенка, требуя только отличной учебы или заметных достижений в занятиях музыкой или языками, или отдавая дань какой-либо очередной моде, вроде фигурного катания на коньках. Склонный к психастении ребенок не остается безучастным к родительским надеждам, чутко воспринимает эти высокие экспектации и страшится их не оправдать, дабы не потерять всей полноты родительского внимания и любви.

По сравнению с другими типами психопатий резких обострений психастении в пубертатном периоде обычно не бывает. Психастенические черты в этот период могут даже несколько сглаживаться. Однако чаще все же выступает склонность к рассуждательству, мудрствованию, чрезмерному самоанализу, но все это обычно не приводит к социальной дизадаптации. Декомпенсации могут наступать опять же в моменты высоких требований к чувству ответственности, например во время экзаменов. Наибольшего расцвета психастения достигает в возрасте 20-40 лет, с началом инволюции ее проявления опять ослабевают.

Главными чертами психастенического типа в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость образования обсессий — навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений.

Тревожная мнительность психастенического подростка отличается от сходных черт астено-невротического и сенситивного типов. Если астено-невротическому типу присущи страх за свое здоровье (ипохондрическая направленность мнительности и тревоги), а для сенситивного типа свойственных беспокойство по поводу отношения, возможных насмешек, пересудов, неблагоприятного мнения о себе окружающих (релативная направленность мнительности и тревоги), то опасения психастеника целиком адресуются к возможному, даже к маловероятному в будущем (футуристическая направленность). Как бы чего не случилось ужасного и непоправимого, как бы не произошло какого-либо непредвиденного несчастья с ними самими, а еще страшнее с теми близкими, которым они обнаруживают патологическую привязанность. Опасности реальные и невзгоды уже случившиеся пугают куда меньше. У подростков особенно характерной бывает тревога за мать — как бы она не заболела и не умерла, хотя ее здоровье никому не внушает никаких опасений, как бы не попала в катастрофу, не погибла бы под транспортом. Если мать опаздывает с работы, где-то без предупреждения задержалась, психастенический подросток не находит себе места.

Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально выдуманные приметы и ритуалы. Если, на пример, шагая в школу, обходить все люки, не наступая на их крышки, то не провалишься на экзаменах, если не дотрагиваться до ручек двери, то не заразишься и не заболеешь, если при всякой вспышке страха за мать произносить про себя самим придуманное заклинание, то с ней ничего не случится и т.п. Другой защитой становится специально выработанный педантизм и формализм. Осознанно или подсознательно психастенический подросток исходит здесь из постулата, что если все заранее предусмотреть и поступать в точном соответствии с заранее намеченным решением, то ничего плохого не случится. Педантизм психастеника отличается от такового у эпилептоида. За педантизмом последнего всегда стоят себялюбие, заботы о собственных интересах и благополучии; педантизм психастеника более надуман и формалистичен.

Нерешительность и рассуждательство у психастенического подростка идут рука об руку. Такие подростки бывают сильны на словах, но не в действиях. Всякий самостоятельный выбор, как бы малозначим он не был — например, какой фильм пойти посмотреть в воскресенье — может стать предметом долгих и мучительных колебаний. Однако уже принятое решение должно быть немедленно исполнено. Ждать психастеники не умеют, проявляя удивительное нетерпение. У психастенических подростков нередко приходится видеть реакцию гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности и склонности к сомнениям. Эта реакция проявляется у них самоуверенными и безапелляционными суждениями, утрированной решительностью и скоропалительностью действий в моменты, когда требуется неторопливая осмотрительность и осторожность. Постигающие вследствие этого неудачи еще более усиливают нерешительность и сомнения.

Склонность к самоанализу более всего распространяется на размышления по поводу мотивов своих поступков и действий, проявляется в компании в своих ощущениях и переживаниях.

Физическое развитие психастеников обычно оставляет желать лучшего. Спорт, как и все ручные навыки, дается им плохо. Обычно у психастенических подростков особенно слабы и неловки руки при более сильных ногах. Поэтому привлечение к спорту лучше начинать с бега, прыжков, лыж и т.п., что такому подростку облегчает возможность утвердиться.

Специфически-подростковые поведенческие реакции у психастеников выражены слабо или своеобразно. Вместо реакции эмансипации нередко приходится видеть патологическую привязанность к кому-либо из членов семьи, у мальчиков — чаще к матери. Возможно эта привязанность питается несамостоятельностью и нерешительностью. Тяга к сверстникам проявляется в робких формах — места в подростковой группе им обычно не находится, если только не посчастливится попасть в компанию юных интеллектуалов. Психастенические увлечения, как правило, относятся к области интеллектуально-эстетических хобби. Даже коллекционирование более питается этими потребностями, чем страстью накопительства («Я собираю марки, чтобы изучать географию» — заявил 12-летний психастеник).

Сексуальное развитие обычно опережает общее физическое. Нередко наблюдается интенсивный онанизм, который становится источником самоугрызений и символических запретов. Может обнаруживаться также склонность к гомосексуализму.

Все описанные формы проявления подростковых нарушений поведения не свойственны психастеникам. Ни делинквентность, ни побеги из дому, ни алкоголь, ни наркотики, ни даже суицидальное поведение в трудных ситуациях нами не встречались. Их место, видимо, полностью вытеснили навязчивости, мудрствование и самоанализ.

Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда бывает правильной. Часто выступает тенденция находить у себя самые разнообразные черты характера, включая совершенно несвойственные (например, истероидные).

В зависимости от того, как выражены психастенические явления и насколько они нарушают социальную адаптацию подростка, следует говорить о психастенической психопатии или акцентуации характера.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

[Нейрофизиологические показатели невротических больных с различными типами индивидуального характера и их динамика при групповой психотерапии]

. 1992;92(5-12):77-81.

[Статья в Русский]

Александров А.А., Щукина Н.В.

  • PMID: 1338165

[Статья в русский]

А А Александров и др. Ж Невропатол Психиатр Им С С Корсакова. 1992.

. 1992;92(5-12):77-81.

Авторы

Александров А.А., Щукина Н.В.

  • PMID: 1338165

Абстрактный

На основе клинических и нейрофизиологических исследований проведен анализ прогностического значения акцентуаций характера как важнейшего фактора преморбидного состояния личности невротических больных. 107 больных с различными паттернами неврозов, которым проводилась групповая психотерапия (личностно-ориентированная (реконструктивная) разновидность). Анализ динамики нейрофизиологических характеристик, проведенный в ходе групповой психотерапии, подтвердил клинические данные о различной излечимости невротических больных с разными типами акцентуаций характера. Больные с акцентуациями характера по истероидному типу оказались более устойчивыми к психотерапии. У больных со стенической разновидностью истероидной акцентуации положительная динамика отмечена лишь в 30% случаев, при астенической разновидности истероидной акцентуации — в 48,6% случаев. Больные с заторможенными чертами характера оказались более податливыми к групповой терапии. При акцентуации сенситивного типа положительная динамика нейрофизиологических характеристик установлена ​​в 65%, тогда как при акцентуации психастенического типа — в 72% случаев. Выявлены также нейрофизиологические корреляции основных типов акцентуаций характера и их динамика при групповой психотерапии.

Похожие статьи

  • Значение социально-психологических и клинических факторов для назначения групповой психотерапии неврозам.

    Гринева И.М., Хохолева А.А., Обора В.В., Карагодина Е.Г., Лазаренко А.Н. Гринева И.М. и соавт. Врач Дело. 1989 ноябрь; (11): 92-4. Врач Дело. 1989. PMID: 2609597 Русский.

  • Акцентуации характера у подростков с детским церебральным параличом.

    Левченко И.И. Левченко ИЮ. Ж Невропатол Психиатр Им С С Корсакова. 1988;88(8):83-6. Ж Невропатол Психиатр Им С С Корсакова. 1988 год. PMID: 3195290 Русский.

  • Социально-психологические исследования групповой психотерапии при неврозах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *