ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Психопатии и акцентуации характера у подростков››
Форма обратной связи
Вопрос по работе сайтаВопрос специалистуВопрос в администацию клиники
Адрес email
Имя
Текст сообщения
Личко А.Е. ‹‹Психопатии и акцентуации характера у подростков››
- Главная
- Библиотека
- Психопатии и акцентуации характера у подростков
В книге описаны основные типы психопатий и акцентуаций характера, основные виды психопатических нарушений поведения — делинквентность, побеги из дому, ранняя алкоголизация и др., а также подростковые личностные реакции, лежащие в основе этих нарушении: реакции эмансипации, группирования со сверстниками и т д. Второе издание дополнено главой о психопатоподобных нарушениях при шизофрении у подростков, разделами о смешанных типах психопатий и акцентуаций, о видах неправильного воспитания, способствующего психопатическим развитиям.
- Предисловие ко второму изданию
- Глава I. Разграничение психопатий, психопатоподобных расстройств и акцентуаций характера в подростковом возрасте.
- Разграничение психопатий по тяжести и акцентуации по выраженности
- Разграничение психопатий и психопатоподобных расстройств по причине возникновения
- Особенности динамики психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте
- Глава II. Биологические и психологические основы нарушений поведения у подростков.
- Биологические основы
- Акселерация и инфантилизм
- Социопсихологические особенности подросткового возраста как причины нарушений поведения
- Реакция эмансипации
- Реакция группирования со сверстниками
- Реакция увлечения — «хобби-реакция»
- Реакции, обусловленные сексуальным влечением
- Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте
- Особенности патологических реакций
- Глава III. Формы проявления нарушений поведения. Делинквентное поведение.
- Побеги из дому и бродяжничество
- Ранняя алкоголизация как форма токсикоманического поведения
- Девиации сексуального поведения
- Суицидальное поведение
- Глава IV. Типы конституциональных психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте.
- Клиническая и психологическая диагностика типов психопатий и акцентуаций характера
- Гипертимный тип
- Циклоидный тип
- Лабильный тип
- Астеноневротический тип
- Сенситивный тип
- Психастенический тип
- Шизоидный тип
- Эпилептоидный тип
- Истероидный тип
- Неустойчивый тип
- Конформный тип
- Смешанные типы
- Глава V. Психопатические развития и виды неправильного воспитания. Основные критерии диагностики психопатических развитий.
- Гипопротекция
- Доминирующая гиперпротекция
- Потворствующая гиперпротекция
- Эмоциональное отвержение
- Условия жестоких взаимоотношений
- Повышенная моральная ответственность
- Другие типы неправильного воспитания
- Глава VI. Органические психопатии. Общие сведения и критерии диагностики.
- Неустойчивый тип
- Эпилептоидный тип
- Истероидный тип
- Шизоидный тип
- Глава VII. Психопатоподобные нарушения при шизофрении у подростков. Общие сведения
- Психопатоподобная форма вялотекущей шизофрении
- Психопатоподобные дебюты прогредиентной шизофрении
- Психопатоподобный тип ремиссии
- Заключение
Акцентуации характера по Личко: методика, типы, классификация
Содержание
- 1 Краткая предыстория
- 2 Понятие глазами ученого
- 3 Виды
- 3.1 Гипертимный
- 3.2 Циклоидный
- 3.3 Сенситивный
- 3.4 Шизоидный
- 3.5 Конформный
- 3.6 Психастенический
- 3.7 Паранойяльный
- 3.8 Истероидный
- 3.9 Неустойчивый
- 3.10 Эмоционально-лабильный
- 3.11 Эпилептоидный
- 4 Где используется методика Личко «Акцентуации характера»
- 4. 1 Кому подойдёт тест
- 4.2 Для чего сформирована типология акцентуаций характера по Личко
- 5 Опросник
Каждый человек обладает индивидуальными особенностями, специфической, свойственной только ему, манерой поведения, мимикой, речью. Все по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию, не одинаково заводят знакомства и принимают новые обстоятельства. Все эти черты можно объединить в общее понятие – характер. Это тот параметр делает нас непохожими друг на друга. Некоторые его черты носят не совсем положительную интерпретацию и могут даже существенно мешать своему владельцу в процессе жизнедеятельности. Такие особенности врожденные и в жизни могут сглаживаться, притупляться или вовсе исчезать, быть незаметными в ежедневной привычной обстановке. Однако в моменты стресса – возвращаться ярко и заметно. Акцентуация – это сильная выраженность показателей, которые влияют на саму личность, ее поступки и отношение окружающих. В статье я расскажу о типах акцентуации, об особенностях и тонкостях характера по А. Е. Личко и представлю сводную таблицу по каждому из них.
Краткая предыстория
Научное обоснование акцентуированных личностей Леонгарда практически сразу доказало свою правдивость. Однако распространялась она только на зрелых испытуемых. Младшие возрастные группы, не обладая соответствующей базой знаний, не могли отвечать на предложенные вопросы. Соответственно, установить их особенности и тонкости натуры не представлялось возможным.
Поиском решений занялся советский доктор психиатрических наук – А.Е. Личко. Он видоизменил тестирование Леогранда для возможности использования в детской возрастной категории, переработал предложенные типы характера, изменил названия, добавил новые виды. Он счел, что рациональнее всего исследовать яркие особенности юношей и девушек, так как в этот период проявляется личность и ее наклонности. Именно за счет изучения поведенческих проявлений во время взросления и сформировались новые виды, которые не наблюдаются в более зрелом возрасте.
Понятие глазами ученого
Именно Личко был первым, кто предложил ввести термин «акцентуация характера», объясняя свое решение тем, что личность – более обширное определение, включающее манеры, уровень образованности, реакцию на происходящие вокруг события. Тогда как характерные составляющие – это отражение работы центральной нервной системы и узкая характеристика всех поведенческих факторов определенного индивидуума.
Акцентуация личности по Личко – это особенности, которые могут появляться и исчезать в ходе формирования сознания и мышления детей. При этом часть из присущих качеств могут перерастать в психопатии и оставаться навсегда. Путь акцентуационного развития во многом определяет степень выраженности и окружающий социум.
По мнению специалиста, акцентуация – это как называемая деформация характера, в результате которой особо заметными становятся отдельные черты. Подобная проблема может привести к ухудшению адаптации в окружающей обстановке, но в целом способность личности существовать в обществе остается на достаточном уровне.
Свои работы ученый рассматривал как усредненное понятие между тем, что считается нормой и начальной стадией психопатии.
Виды
Классификация акцентуаций характера по Личко носит следующую градацию по типам.
Гипертимный
Личности с таким психотипом – отлично выбирают тактику, но плохо определяют стратегию. Это находчивые, подвижные, быстро адаптирующиеся к новшествам дети, которые способны в кратчайшие сроки завоевать положительные отзывы. Однако из-за неспособности продумывать последствия авантюр и спонтанных решений они часто связываются с плохими компаниями и идут на неоправданные риски. Эти личности не дисциплинированы, поэтому учатся неважно, часто конфликтуют со взрослыми, стремятся выделиться из толпы и могут перехвалить себя, перетягивая чьи-то заслуги. Часто склонны к расточительству, злоупотреблению спиртными напитками и даже мелким кражам.
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием
Однако им присущ оптимизм и кратковременные вспышки ярости. Человека с этой группы можно описать как активного, энергичного, постоянно находящегося в центре внимания. Он легко переносит стрессы и психоэмоциональные нагрузки
Циклоидный
Таких персон распознать сложно ввиду периодической смены их настроения. Недели радости, активности и неустанного общения сменяются днями угнетенности и неудовлетворенности. Это ребята, которые быстро раздражаются, вспыхивают как спичка от малейшего укора, склонны к одиночеству и апатичности. В большинстве случаев они предпочитают компьютерные игры живому общению со сверстниками. При взрослении все подобные особенности сглаживаются, но у некоторых наблюдается их закореневшее состояние, при котором преобладает угнетенно-меланхоличное настроение, чаще связанное с временами года.
Частая смена психоэмоционального состояния напрямую влияет на общение с окружающими и достижение жизненных целей. В периоды подъема человек:
- жизнерадостен;
- целеустремлен;
- воодушевлен;
- готов вести за собой людей;
- добиваться поставленных целей.
Но когда наблюдается спад – происходит все в точности наоборот. При затяжных депрессиях возможны суицидальные мысли.
Сенситивный
Чувствительные дети, которые чересчур эмоционально относятся как к страшным событиям, так и к веселым, радостным новостям. Такие подростки избегают активные игры, шумные компании, экстремальное веселье. О них складывается мнение как о замкнутых заучках. Чтобы поднять самооценку они стараются общаться с лицами намного старше, перенимая опыт, и гораздо младше – чтобы показать свою значимость. Это послушные, стыдливые и в меру боязливые натуры.
Со временем у людей и таким типом характера могут быть проблемы с коммуникацией и развиться комплекс неполноценности. К собеседникам они предъявляют высокие требования, сами настойчивые, усидчивы, старательны и ответственны. Это совершенно неконфликтные личности, однако в критические моменты могут проявить храбрость и мужество. В основном это пессимисты, верные и исполнительные.
Шизоидный
Молодые люди предпочитают оставаться наедине с самим собой либо общаться с лицами старшего возраста. Они замкнуты и совершенно равнодушны, лишены сострадания, с презрением относятся к чужим переживаниям и никому не показывают свои. В основном сверстники стараются избегать таких товарищей.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Узнать подробнее
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Узнать подробнее
Люди из этой группы отличаются холодностью, скрытностью, однако спокойно адаптируются практически в любом коллективе. У таких индивидов невероятно развита фантазия, воображения. Они наделены творческими способностями, как правило, обладают нестандартными увлечениями и экстраординарными интересами. Отмечены случаи склонности к эксгибиционизму.
Конформный
Главный принцип этих детей «быть как все». У них нет собственного чёткого мнения, инициативы или критичности. Чаще всего они крутятся и проводят досуг у группки местных авторитетов. Чтобы защитить свои интересы, они готовы на любые, даже не самые лицеприятные поступки, на которые в свою очередь находят, по их мнению, вполне вменяемые объяснения. Это консервативные личности, однако стремящиеся следовать модным тенденциям и общепринятым устоям. Отмечена патологическая неприязнь к людям других национальностей. Способны добиваться успехов, и наоборот, при отрицательном окружении склонны к употреблению наркотических средств, алкоголя и совершения мелких преступлений.
Психастенический
Для личностей подобного типа характерны долгие размышления, проведение скрупулезного самоанализа, оценивание окружающих. Как правило, такие подростки интеллектуально развиты, их умственные способности на порядок выше, чем у сверстников. Присущая им робость контрастно сочетается с трезвым суждением, твердым характером и беспристрастными взглядами, граничащими с дерзкой самоуверенностью. В случаях когда внимательность и осторожность должны преобладать – у них на первом месте импульсивные порывы. Возраст мало влияет на внутреннее изменение личности. У людей такого склада отмечаются обсессии, которые помогают заглушить чувство тревоги. Алкоголь и наркотические средства – достаточно частое явление в их жизни. Человек слепо верит суевериям и соблюдает ритуалы, которые чаще всего вызывают только отрицательные эмоции. В отношениях с родными и близкими ведут себя мелочно и порой деспотично, что мешает строить нормальный диалог.
Паранойяльный
Данный вариант по причине позднего развития не всегда включен в перечень акцентуаций характера. Главные признаки этого типа проявляются лишь в зрелом – 30-летнем возрасте. Основной чертой, характеризующей таких людей, является ненормальная мания своей исключительности. У особ завышенная самооценка, нестандартные идеи, преобладает чувство страха и постоянного недовольства собой. Человек состоит сразу из двух личностей – одна из них практически Бог, а вторая никчемная и никому не нужная. Таким образом, стремительными шагами развивается внутренняя конфронтация.
Персоны подобного психотипа везде видят только ненависть, заговоры, зависть и злость. Они эгоисты, направляют свой негатив на других, как правило, чрезмерно контролируют родных. Из положительных качеств у них отмечены – нестандартное мышление, решительность, ум и логика, целеустремленность. У них прекрасно развито понимание моды и стиля.
Истероидный
Демонстративные и артистичные индивиды, эгоисты, которые хотят приковать к себе взоры окружающих. Не переносят, когда в их обществе уделяют время для разговора кому-то другому. Такие подростки стараются занять главенствующее положение в кругу одногодок, влиять на окружающих. Зачастую они заводилы любого торжества. Однако, организовать движение они не способны. Чувства таких людей поверхностны, воли нет, в поступках прослеживается неестественность, ложь, наигранность, позерство. Склонны к демонстративным суицидальным действиям.
Повышенная эмоциональность, часто становится препятствием для достижения жизненных целей. Такие люди остро реагируют даже на малейшую критику, не предрасположены к кропотливой работе. При возникновении трудностей могут бросить начатое, не доведя до конца.
Неустойчивый
Огромная тяга развлекаться, гулять и страдать бездельем. Напрочь отсутствует хобби. Нет жизненных целей и переживаний за будущее. Такие члены общества просто плывут за течением. Они оптимисты, беззаботны, постоянно ищут заряд адреналина. Бывает, что начинают принимать наркотические средства или злоупотреблять алкоголем. Обожают высокие скорости и азартные игры.
Эмоционально-лабильный
Подростки абсолютно непредсказуемы с достаточно частой сменой настроения. Последнее может меняться даже из-за косвенных и неприветливых высказываний в их адрес. В подавленном состоянии нуждаются в поддержке родных и близких. Очень тонко чувствуют отношение к себе. У таких людей от настроения зависит работоспособность и самочувствие. Особы очень плохо переносят стрессы. Искренность, забота и позитив – это их главные черты.
Задайте вопрос
Эпилептоидный
В глубоком детстве личности очень много плачут, в старшем, наоборот, издеваются над меньшими сверстниками, изводят животных и тех, кто не способен защититься. Они жестоки, властны и самовлюбленные. Гуляя с компанией, они стремятся взять все под свой контроль, стать не просто вожаком, а властелином. В небольших группах, где они руководят, действуют жесткие и строгие порядки. Такие люди умеют расположить к себе и полностью добровольно подчинить других детей. Во взрослой жизни подобный человек знает и умеет угождать начальству, нередко сам занимает высокий пост. Это скептики, которые мало кому доверяют.
Индивиды из этой группы с помощью различных манипуляций пытаются как можно больше привлекать к себе внимания, вызывая мнимое доверие окружающих. Часто сознание таких людей концентрируется на негативе, они его накапливают, в результате чего вспыхивают небывалые скандалы и разногласия. Подобные особы способны хамить, проявлять неуважение и даже физическое насилие, без каких-либо угрызений совести.
Акцентуация | Проявление |
Гипертимный | Повышенный настрой и тонус, постоянная активность и желание беспрерывного общения. |
Циклоидный | Быстрая смена подавленности весельем. |
Лабильный | Чувствительны к признакам внимания. |
Астено-невротический | Быстрая утомляемость и раздражительность. |
Сенситивный | Обладают чувством собственной неполноценности. |
Психастенический | Занимается самоанализом и рефлексией. |
Шизоидный | Замкнутый, держит все в себе. |
Эпилептоидный | Обладает желанием вызывать авторитет и уважение у окружающих. |
Истероидный | Эгоистичный, душа компании. |
Неустойчивый | Медлительный, ленивый. |
Конформный | Не признает окружающие изменения, думает, как другие. |
Где используется методика Личко «Акцентуации характера»
Тестирование содержит 143 вопроса. Все они в большей мере ориентированы на детскую возрастную группу. Применяется оно для определения ярко выраженных деформаций психоэмоционального состояния и позволяет оперативно начать коррекцию негативных мыслей для предупреждения более серьезных психологических проблем. Советский психолог убежден, что важно и нужно изучать акцентуации уже в подростковый период, когда они ярко выражены и полностью не сформированы до начала переходного возраста.
Кому подойдёт тест
Опросник позволяет выявить тип и степень выраженности у взрослых и детей. Исследования более эффективны для последних, так как в силу возрастных изменений, колебаний физических и моральных устоев, акцентуационные психотипы проявляются намного чаще и более ярко видны.
Для чего сформирована типология акцентуаций характера по Личко
Сильно выраженные черты могут перерастать в более серьезные проблемы – психопатию или хронические неврозы, вызывать алкоголизм, неправомерное поведение, антисоциальные поступки. Зная эти негативные особенности вашего ребенка, вы сможете вовремя предпринять меры по их устранению или хотя бы не допустить их дальнейшего развития и прогрессирования. Для этого нужно лишь сменить среду обитания – товарищей, учебное заведение. Я расскажу, как взаимодействовать с людьми, обладающими отрицательными психотипами и чертами характера – просто запишитесь на личную консультацию.
Не все акцентуации негативны. Некоторые из них могут оказаться вашим талантом и сильной стороной. Важно вовремя их заметить и направить в правильное русло. Такие данные вы сможете применить в профессиональной и личной деятельности для быстрого достижения целей, успеха и адаптации в обществе.
В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.
Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.
Записаться на консультацию
Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.
Skype, Viber.
Записаться на консультацию
[Личность, акцентуированные черты и расстройства личности. Вклад в размерную диагностику расстройств личности]
. 2002 март; 73(3):247-54.
doi: 10.1007/s001150101113.
[Статья в Немецкий]
R Пукроп 1 , Э. М. Штайнмейер, М. Вошник, А. Черник, Х. Маттис, Х. Сасс, Дж. Клостеркоттер
Принадлежности
принадлежность
- 1 Klinik für Psychiatrie und Psychotherapie, Universität zu Köln, Joseph-Stelzmann-Strasse 9, 50924 Köln. [email protected]
- PMID: 11963260
- DOI: 10.1007/s001150101113
[Статья в немецкий]
R Pukrop et al. Нервенарцт. 2002 март
. 2002 март; 73(3):247-54.
doi: 10.1007/s001150101113.
Авторы
Р Пукроп 1 , Э. М. Штайнмейер, М. Вошник, А. Черник, Х. Маттис, Х. Засс, Дж. Клостеркоттер
принадлежность
- 1 Klinik für Psychiatrie und Psychotherapie, Universität zu Köln, Joseph-Stelzmann-Strasse 9, 50924 Köln. [email protected]
- PMID: 11963260
- DOI: 10.1007/s001150101113
Абстрактный
Дименсиональная система диагностики расстройств личности (РЛ) постулирует непрерывный переход от нормальных личностей к расстройствам личности (гипотеза непрерывности) и универсальную достоверность основных параметров личности (универсальная гипотеза). В настоящем исследовании исследуется обоснованность концепции ослабленных личностей Леонхарда, которая определяет концептуальную связь между нормальными личностными параметрами и БП.
Похожие статьи
[Личность и расстройства личности I. Универсальность и чувствительность многомерных моделей личности как систем диагностики расстройств личности].
Штайнмейер Э.М., Клостеркеттер Дж., Мёллер Х.Дж., Засс Х., Херперц С., Черник А., Марсеа Дж.Т., Матакас Ф., Мене Дж., Боттлендер Х., Гессе В., Штайнбринг И., Пукроп Р. Штайнмейер Э.М. и соавт. Fortschr Neurol Psychiatr. 2002 декабрь; 70 (12): 630-40. doi: 10.1055/s-2002-35853. Fortschr Neurol Psychiatr. 2002. PMID: 12459944 Обзор. Немецкий.
[Предварительное сравнительное исследование инструмента DIP для оценки расстройства личности с полуструктурированным интервью SCID-II].
Массубре С., Боннефон Х., Гросслен А., Нелва А., Пелле Дж., Ланг Ф. Массубре С. и др. Энцефал. 2009 г., декабрь 35(6):544-53. doi: 10.1016/j.encep.2008.09.007. Энцефал. 2009. PMID: 20004285 Французский.
Диагностическая валидность личностных параметров МКБ-10: многокомпонентный мультиметодный анализ двух анкет самоотчетов и структурированного интервью.
Шредер К., Андресен Б., Набер Д., Хубер К.Г. Шредер К. и др. Психопатология. 2010;43(2):110-20. дои: 10.1159/000277000. Epub 2010 23 января. Психопатология. 2010. PMID: 20110763
- [Перекрестная проверка трех вопросников для структурной диагностики: BPI, IPO и OPD-SQ].
Кениг К., Дальбендер Р.В., Хольцингер А., Топиц А., Деринг С. Кениг К. и др. Z Psychosom Med Psychother. 2016;62(2):177-89. doi: 10.13109/zptm.2016.62.2.177. Z Psychosom Med Psychother. 2016. PMID: 27439554 Немецкий. Аннотация недоступна.
Клинические диагнозы и кодовые типы MCMI.
Крейг Р.Дж. Крейг Р.Дж. J Clin Psychol. 1995 г., май; 51 (3): 352–60. doi: 10.1002/1097-4679(199505)51:33. 0.co;2-f. J Clin Psychol. 1995. PMID: 7560135 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Психологические и биологические маркеры суицидального поведения при послеродовом депрессивном расстройстве.
Бондок Э.Н., Маринеску И., Маринеску Д. Bondoc EN и др. Curr Health Sci J. 2019апрель-июнь;45(2):210-217. doi: 10.12865/ЧСЖ.45.02.13. Epub 2019 30 июня. Curr Health Sci J. 2019. PMID: 31624650 Бесплатная статья ЧВК.
Депрессивные и агрессивные реакции на фрустрацию: разработка опросника и его проверка на выборке мужчин-алкоголиков.
Баарс М.Ю., Мюллер М.Ю., Галлхофер Б., Неттер П. Баарс М.Ю. и соавт. Депрессия Res Лечить. 2011;2011:352048. дои: 10.1155/2011/352048. Epub 2011 17 марта. Депрессия Res Лечить. 2011. PMID: 21461367 Бесплатная статья ЧВК.
[Насильственные преступники с антисоциальным расстройством личности или без него. Сравнение].
de Tribolet-Hardy F, Vohs K, Domes G, Regli D, Habermeyer E. де Триболе-Харди Ф. и др. Нервенарцт. 2011 Январь;82(1):43-9. doi: 10.1007/s00115-010-3125-2. Нервенарцт. 2011. PMID: 21207003 Немецкий.
Типы публикаций
термины MeSH
ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ НА НАРКОМАННОСТЬ СТУДЕНТОВ | Американский журнал фармакологии и токсикологии
Исследовательская статья Открытый доступ
Чеверикина Елена Александровна 1 , Лейфа Андрей Васильевич 2 , Кора Наталия Алексеевна 3 , Юлия Валеревна Бадалян 3 , Елена Анатоливна Бурдуковская 3 и Экатерина Викторовна Павлова 3
- 1 Институт педагии и психологии. Благовещенский государственный педагогический университет, Россия
- 3 Амурский государственный университет, Россия
Реферат
Выявление акцентуаций характера у склонных к аддикции студентов позволит скорректировать процесс их социализации в период обучения с целью повышения его результативности, а также будет способствовать созданию эффективных психообразовательных программ, направленных на снижение уровень их зависимости от наркотиков. Цель: выявить влияние экспериментальной акцентуации характера на склонность к наркомании у студентов. В основу исследования положена концепция акцентированных личностей К. Леонгарда и типология акцентированных личностей А. Е. Личко. Психологическое тестирование выступало в качестве эмпирического метода исследования. Обработку данных проводили с помощью пакета Statistical Package for Social Sciences (SPSS) v.17. Выявлено, что у студентов высшей школы по сравнению со студентами среднего профессионального образования выявлена склонность к наркомании, связанная с меньшей акцентуацией характера. Это можно объяснить тем, что те, кто едет учиться в вузы, более социально адаптированы, обладают более высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины, способны в силу возраста и воспитания контролировать всплески эмоций и поведения. . Выводы данных исследования позволят скорректировать психолого-педагогические программы, направленные на снижение склонности к аддикции у студентов с учетом выявленных акцентуаций характера у студентов высших и средних специальных учебных заведений.
Американский журнал фармакологии и токсикологии
Том 9 № 2, 2014 г., 168-173
DOI: https://doi.org/10.3844/ajptsp.2014.168.173
Подано: 15 мая 2014 г. Опубликовано: 27 июня 2014 г.
Образец цитирования: Чеверикина Е. А., Лейфа А. В., Кора Н. А., Бадалян Ю. В., Бурдуковская Е. А., Павлова Е. В. (2014). ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ НА НАРКОМАННОСТЬ СТУДЕНТОВ. Американский журнал фармакологии и токсикологии , 9 (2), 168-173.