Свойства и виды эмоций
Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности, влияния на деятельность.
В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается то, как относится человек к соответствующему явлению. В зависимости от того, насколько значима отражаемая в эмоциях и чувствах действительность, различаются глубокие и неглубокие эмоции и чувства.
В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические (от греч. sthénos – сила) и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Так, чувства радости или вдохновения стимулируют человека к энергичной деятельности. Астенические эмоции расслабляют человека, парализуют его силы.
В структуре деятельности можно выделить базовые эмоции, определяющие цели деятельности, ее стратегические направления, и производные от них операциональные эмоции.
Базовые эмоции определяют направленность жизнедеятельности индивида, а операциональные – его отношение к различным условиям деятельности, реальным достижениям. То, что содействует достижению цели, вызывает положительные эмоции, то, что препятствует, – отрицательные.
Классификация базовых эмоций совпадает с классификацией основных потребностей индивида. Производные же эмоции не поддаются классификации – они так же многообразны, как многообразны условия жизнедеятельности людей. Производные эмоции определяют наиболее эффективные направления в достижении поставленной цели, наиболее значимые для этого средства и условия.
Ведущий эмоционально-регуляционный механизм – эмоция успеха–неуспеха. Эмоция успеха усиливает исходное побуждение к цели, эмоция неуспеха тормозит, а иногда и дезорганизует деятельность. Все возможные проявления радости, восторга, удовольствия, с одной стороны, огорчения, расстройства, стресса и аффекта – с другой, представляют собой модификации базовой эмоции успеха–неуспеха.
Таким образом, все эмоции выстраиваются по вектору биологической или социально обусловленной значимости различных явлений для данного индивида.
По содержательному своеобразию эмоции подразделяются на следующие виды:
- эмоциональный тон ощущения;
- эмоциональный отклик;
- настроение;
- конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация;
- высшие эмоции – чувства.
Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т. д) являются для нас приятными, нейтральными или неприятными. Эмоциональный тон ощущения – это наше отношение к качеству ощущения, психическое отражение потребностных свойств объекта. Нам приятен запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба при закате солнца, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов. К отдельным раздражителям возникает даже органическое болезненное отвращение – идиосинкразия (например, к звукам, издаваемым скрежещущим по стеклу металлическим предметом).
Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействиям передается по наследству. Это позволяет уже при первой встрече организма с вредоносным объектом отреагировать на него. Эмоциональный тон различных воздействий, закрепляясь в памяти, включается затем в различные восприятия и представления.
Эмоциональная память, эмоциональный опыт человека играют существенную роль в тех случаях, когда надо действовать в условиях дефицита понятийной информации
Эмоциональный отклик – оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде. (Вы увидели красивый пейзаж – возникает эмоциональный отклик.) Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом. Одним из видов эмоционального отклика является синтония – сопереживание эмоционального состояния других людей – важнейшее социальное качество человека.
Способность к эмоциональному созвучию зависит от условий воспитания. Люди, воспитывавшиеся в условиях недостаточного эмоционального контакта либо пресыщения эмоциональными контактами, становятся малоспособными к эмоциональному сопереживанию.
Настроение – это ситуативно обусловленное устойчивое эмоциональное состояние, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность. Настроение – эмоциональная интеграция жизнеощущений человека, определяющая общий тонус (строй) его жизнедеятельности. Оно вызывается теми влияниями, которые затрагивают личностные стороны индивида, его основные жизнеощущения, успехом или неудачей в работе, комфортной или дискомфортной обстановкой, уровнем культуры в отношениях между людьми, самочувствием и т. д. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается.
В настроении проявляется стимулирующая функция эмоций и чувств, их влияние на деятельность человека. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным или отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.
Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства называется воодушевлением, наиболее низкий – апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями, есть состояние расстроенности.
Необходимо уметь блокировать плохое настроение и всегда помнить, что после «черной полосы» неизбежно наступление радости жизни и подъема творческих сил. Нередко пониженное настроение может быть вызвано простейшими биохимическими процессами в нашем организме, атмосферными обстоятельствами или эмоциональными циклами данного индивида.
Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных воздействиях выражается в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью (от лат. tolerantia – терпение).
В зависимости от преобладания в опыте человека соответствующее настроение становится устойчивым, характерным для него. Необходимо дорожить хорошим настроением, культивировать его. Оно стимулирует к активной плодотворной деятельности, улучшает отношения между людьми. Человек может в известной мере регулировать свое настроение, сосредоточивая сознание на положительных сторонах жизни, перспективах ее улучшения.
50. Свойства эмоций и чувств.
Эмоции
(от фр. emotion — волнение, возбуждение) —
субъективные состояния человека и
животных, связанные с оценкой значимости
для индивида действующих на него внешних
или внутренних раздражителей и
выражающиеся, прежде всего, в форме
непосредственных переживаний (удовольствия
или неудовольствия, радости, страха,
гнева и т. д.). Эмоции и чувства — личностные
образования. Могут быть, например, эмоция
радости и чувство радости.
Чувства, в отличие от эмоций, развиваются, воспитываются, совершенствуются. Они образуют ряд уровней, начиная с непосредственных практических чувств (чувство собственности, чувство удовлетворения от конкретной деятельности и т. п.) вплоть до высших чувств, относящихся к духовным ценностям и идеалам.
В
практической деятельности сформировались
практические чувства человека (чувства,
связанные с непосредственной
деятельностью), теоретическая деятельность
сформировала интеллектуальные чувства
(чувства, связанные с познавательной
деятельностью — чувство заинтересованности,
чувство любопытства и т.
Выделяют нравственные (моральные) чувства (чувство долга, совесть, чувство солидарности, чувство справедливости и т. п.). Если происходит что-то, нарушающее эти чувства, то это может вызвать чувство возмущения, негодования, ненависти и т. п.). Моральные чувства отражают переживание человеком его отношения к другим людям.
Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к какому-то виду деятельности, к чему-либо или к кому-либо, появившееся на базе недостаточно удовлетворяемой той или иной органической потребности называется страстью. Страсть — это встречающееся только у человека эмоциональное состояние. Оно плохо поддается волевому контролю. Не все могут справиться со своей страстью при необходимости.
Все эмоциональные состояния (собственно
эмоции и чувства) различаются в зависимости
от их качества (положительные и
отрицательные), глубины, интенсивности
и продолжительности влияния на
деятельность.
1. В зависимости от того, насколько значима отражаемая в эмоциях и чувствах действительность различают глубокие и неглубокие эмоции и чувства. Возможность переноса, обобщенность. Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс подобных объектов.
2. Притупляемость. Под влияние длительно действующих раздражителей чувства перестают быть яркими (любая песня надоедает, если ее постоянно слышишь, часто повторяемая шутка уже не вызывает смех). Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку отрицательные чувства сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая человека к изменениям.
3. Взаимодействие. Различные чувства,
возникающие при воздействии разнообразных
раздражителей, влияют друг на друга.
Например, чувство досады от неэтичного
поступка одного лица усиливается, если
оно противопоставляется благородному
поступку другого лица в той же ситуации. Происходит контраст чувств.
4. Суммирование. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммирования, может укрепляться любовь, уважение к человеку или, наоборот, ненависть, которая может привести к аффекту.
5. Замещение. Неудача в одной сфере может компенсироваться успехом в другой.
6. Переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты.
Эмоции и чувства — Библиография
- Журналы
- Войти
- Создать учетную запись
- Синтаксис
- Расширенный поиск
Философия разума > Психические состояния и процессы > Эмоции > Разновидности эмоций > Эмоции и чувства
Под редакцией Демиана Уайтинга (Университет Халла) В этой категории описываются работы, исследующие чувственные компоненты эмоций. Вопросы, которые задают такие работы, включают: Являются ли эмоции чувствами (но см. также подкатегорию «Соматические и чувственные теории эмоций»)? Имеют ли эмоции чувства в качестве компонентов? Какова природа чувств, характеризующих эмоции? Например, являются ли эмоциональные чувства телесными или «психическими»? Имеют ли эмоциональные чувства интенциональные свойства, могут ли они относиться к вещам в мире? Можно ли испытывать эмоции и ничего не чувствовать?
Показать все артикулы
Братья и сестры:
- Классифицирующие эмоции ( 92 )
- Moods ( 53 )
- Эстетика и эмоции ( 614 )
- ЭМОТИИ И ОПЕРЖАНИЯ ( 68 )
- ЭМОТИИ И ОПЕРЖАНИЕ ( 68 )
- . )
- Философия любви ( 1,358 | 701)
- Ревность ( 85 )
- Счастье ( 1,105 ) Гнев ( 040 206 )
- Отвращение ( 95 )
- Разнообразие эмоций, разности ( 109 )
Рабочие
Lightning Scholar
Sacred Heart Seminary & School of Theology
Ассистент или адъюнкт-профессор философии
Jobs from PhilJobs
| Доступ за пределами кампуса Используете PhilPapers из дома? Создайте учетную запись, чтобы обеспечить доступ за пределами кампуса через прокси-сервер вашего учреждения. Контролировать эту страницу Будьте в курсе всех новых элементов, появляющихся на этой странице. Выберите, как вы хотите его контролировать:
Редакция Общие редакторы: Area Editors: Другие редакторы |
ЭМОЦИЯ — Ричардс на мозгу
Актерские эксперименты : эксперимент по чтению. Каждый актер рассказал трагическую историю группе слушателей. Когда лицо первого актера выражало соответствующую грусть, у слушателей активировались «миндалевидное тело» и связанные с ним контуры (пути) печали. Когда лицо второго актера улыбалось, у слушателей происходила активация в области мозга, специализирующейся на бдительности в отношении социальных угроз или противоречивой информации. В этом случае слушатели не любили человека, рассказывающего историю. (Гоулман, 22) Актеры, которые могут заставить вас смеяться или плакать, очень хорошо считывают ощущения собственного тела и передают эти чувства через «зеркальную» системную коммуникацию. (Блейксли, 166)
Апатия : отсутствие эмоций или эмоционального выражения; расстройство мотивации, которое сохраняется с течением времени. (MeSH)
Скука : психологическое состояние, возникающее в результате любой деятельности без мотивации или вынужденного продолжения неинтересной ситуации. (MeSH)
Смешанные эмоции : две или более «основных эмоций», испытываемых одновременно. Например, Мелинда чувствует страх и злость, когда ее дочери нет дома после комендантского часа. (Маккорнак, 122)
Деактивация : предотвращение нежелательных эмоций путем систематической десенсибилизации к эмоциональным переживаниям. Например, Джош изолирует себя оцепенением после смерти жены. (McCornack, 131)
Оценка эмоций : оценка личного значения стимула или ситуации. (Кун, 421)
Заражение эмоциями : быстрое распространение эмоций от человека к человеку, например, гнев, пронизывающий толпу. (МакКорнак, 118)
Эмоциональная поддержка : выражение беспокойства, сочувствия и положительного отношения. (Хоккенбери, 495)
Эмоции Wildfire : (эмоции) выходят из-под контроля, приобретая собственный импульс, не утихая со временем, как обычно, а усиливаясь. Человек действует, чтобы усилить любую испытываемую эмоцию, превращая страх в ужас, гнев в ярость, отвращение в отвращение, страдание в страдание. Поглощает все, с чем сталкивается — предметы, незнакомцев, любимых, самого себя — пока не истощится. (Экман, 172)
Чувства : эмоциональные ощущения. (NCIt) Кратковременные эмоциональные реакции на события, вызывающие лишь ограниченное возбуждение, например мимолетная ностальгия, которую вы испытываете, слушая знакомую песню. (МакКорнак, 119) Те… состояния, которые можно испытать и которые обладают возбуждающими и мотивационными свойствами. (MeSH) Можно сказать, что чувства бывают разных категорий. Существуют «сенсорные» ощущения, такие как вкус и холод. Есть телесные ощущения — гомеостатические чувства — такие как голод и жажда. И тогда величайшая загадка — это внутренние ощущения мозга, которые представляют собой эмоциональные чувства гнева, страха, одиночества. Эти эмоциональные чувства не имеют четкого пути от тела или периферии — внешних органов чувств. Они могут модулировать его и запускать события, но фактическое эмоциональное состояние каким-то образом встроено в мозг. (Панксепп, BSP65)
Измотанный : нервное состояние, при котором эмоциональные всплески мешают работе исполнительного центра. (Гоулман, 267)
Настроение : низкоинтенсивное, продолжительное эмоциональное состояние. (Кун, 411) Эмоциональное состояние человека обычно преходяще и возникает в ответ на определенный раздражитель в окружающей среде. Когда конкретное эмоциональное состояние фиксируется и растягивается во времени, мы называем это настроением. (Kandel4, 56) Психические состояния низкой интенсивности, которые не вызваны конкретными событиями и обычно длятся дольше, чем эмоции. Например: скука, довольство, ворчливость, безмятежность. (Маккорнак, 119) Хотя обычно мы знаем, что вызвало прямую эмоцию, мы часто оказываемся в определенном настроении, не зная об этом. Когда вы «чувствуете грусть», вы с большей вероятностью вспомните негативные или неприятные воспоминания. (Големан, 18 лет). Также называется «аффект». Примечание автора — см.