Акцентуация характера в психологии: Акцентуация. Что такое «Акцентуация»? Понятие и определение термина «Акцентуация» – Глоссарий

Акцентуация характера | Мир Психологии

Войти Зарегистрироваться

Акцентуация характера

Акцентуация характера (англ. character accentuation) — высокая степень выраженности отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант нормы, граничащий с психопатией. Ср. Радикал.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Акцентуации характера — понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний (см. Синдром), представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. акцентуация характера отличаются от последних отсутствием одновременного проявления свойственной психопатиям триады признаков: стабильности характера во времени, тотальности его проявлений во всех ситуациях; социальной дезадаптации. Акцентуации характера свойственна уязвимость личности по отношениям не к любым (как при психопатиях), а лишь к определенного рода психотравмирующим воздействиям (см.

психогении), адресованным к так называемому «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера, при сохранении устойчивости к другим. В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) А. х., к-рые могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья.

Выделяются следующие основные типы Акцентуации характера:

  1. циклоидный — чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом;
  2. гипертимный — постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца; 
  3. лабильный — резкая смена настроения в зависимости от ситуации;
  4. астенический — быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии;
  5. сензитивный — повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности;
  6. психастенический — высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию обсессий и ритуальных действий;
  7. шизоидный — отгороженность, замкнутость, интроверсия (см. Экстраверсия — Интроверсия), эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания (см. Эмпатия), трудностях в установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции в процессе общения;
  8. эпилептоидный — склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность;
  9. застревающий (паранойяльный) — повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других и, как следствие, высокая конфликтность;
  10. демонстративный (истероидный) — выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризуемая авантюристичностью, тщеславием, «бегством в болезнь» (см. Ипохондрия) при неудовлетворенной потребности в признании;
  11. дистимный — преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни; 
  12. неустойчивый — склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;
  13. конформный (см. Конформность) — чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы А. х.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Акцентуация (лат. accentus — ударение) — усиление, заострение определенных психических свойств. K. Leonhard [1964, 1968] разработана концепция акцентуированных личностей. Выделяются отдельные черты личности (акцентуированные), которые сами по себе еще не являются патологическими, однако при определенных условиях могут претерпевать развитие в положительном или отрицательном направлении, достигая особой выраженности у психопатов и невротиков. Черты эти как бы являются заострением некоторых присущих каждому человеку неповторимых индивидуальных свойств.

Акцентуация личности — промежуточное явление между нормой и психопатией. Выделяют десять типов акцентуация характера и темперамента:

  • гипертимность, склонность к застреванию аффекта,
  • эмотивность,
  • педантичность,
  • тревожность,
  • циклотимность,
  • демонстративность,
  • возбудимость,
  • дистимичность (субдепрессивность),
  • склонность к аффективной экзальтации.

В патологии демонстративности соответствует истерическая Психопатия, педантичности — ананкастическая Психопатия, склонности к застреванию — паранойяльная Психопатия, возбудимости — эпилептоидная Психопатия.

Отмечены сочетанные А. различных личностных свойств, в том числе интро- и экстраверсии. А.Е. Личко [1977] рассматривает А. не в личностном плане, а соотносит ее с характером, так как, по его мнению, личность является широким понятием, включающим в себя помимо характера и темперамента интеллект, способности, мировоззрение и т.д. У подростков он различает следующие типы А. характера: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный, смешанные.

Диагностика Акцентуации личности, характера основывается на данных клинического обследования и результатах психологического исследования с помощью опросников Шмишека, Литтманна-Шмишека, ПДО.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Акцентуации характера — чрезмерное усиление определенных черт характера, что ведет к особенностям психического статуса, которые, однако, обычно не выходят за пределы психической нормы, но нередко затрудняют контакты с окружающими людьми.

Есть мнение (Александровский Ю.А., 2005) о том, что «акцентуированные личности занимают промежуточное положение между психически здоровыми и больными с психопатическими расстройствами». Наиболее частые типы акцентуаций: истероидный, гипертимный, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, эмоционально-лабильный.

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

  • Психология сознания, поведения и личности, дифференциальная психология

 

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!

  • Акцентуация характера

это что такое и его черты

Под акцентуацией понимают чрезмерно выраженную черту характера. В норме она не проявляется, но в ситуации, располагающей к этому, выражается бурно. Тип акцентуации определяется уязвимыми точками характера, и является важной составляющей личности. Он накладывает отпечаток на судьбу человека, и при неблагоприятном влиянии может разрушить структуру личности полностью. Акцентуация характера в психологии — обширный вопрос, помогающий глубже изучить предпосылки развития патологий и выработать способы их предотвращения.

Роль и степени выраженности

Характер представляет собой комплекс черт, определяющих поведение и отношение личности к себе и другим. Характер развивается на основе типа нервной деятельности, он относительно устойчив, но поддается изменению. Его развитие определяется внешней средой: изначально заложенные черты гиперболизируются и могут принимать опасные формы.

Акцентуация — направленность характера. В норме она малозаметна и не мешает человеку устанавливать нормальные отношения с людьми. Но акцентуация может принимать патологическую форму, подчиняя себе всю личность. Личко выделяет два варианта выраженности акцентуации:

  1. Скрытую — нормальную, не гиперболизированную форму. Черты проявляются после сильного эмоционального потрясения, но их можно контролировать и постепенно снизить проявление.
  2. Явную — крайнюю степень нормы, предшествующую патологии. Ключевая черта характера проявляется всю жизнь, ее невозможно компенсировать.

Характер включает все возможные черты личности, но активно проявиться могут только некоторые их них. Именно они определяют тип акцентуации, задавая способ развития, адаптации и психического здоровья личности.

Становление и развитие направления

Автор термина «акцентуация» — К. Леонгард, немецкий психиатр, изучающий индивидуальные черты личности. Он определил ее, как чрезмерное усиление отдельной черты, способной перейти в патологию. По Леонгарду, акцентуация — отклонение от нормы, но с помощью самоконтроля и благоприятного внешнего влияния ее влияние можно подавить.

Исследуя типы характера своих пациентов, Леонгард создал собственную классификацию патологических черт. На его представление о структуре характера значительно повлияла сфера деятельности.

Классификация Леонгарда стала основой для разработок А. Личко. Он полагал, что сводить личность к одной черте нельзя, она многограннее и изменяется в течение жизни, а значит, могут изменяться и акцентуации.

Современная психология рассматривает акцентуации как расстройства личности, ориентируясь на классификацию, представленную в МКБ. Психоаналитики свободны в форме трактовки, поскольку ни одна из классификаций не признана официальной.

Пограничный вариант между нормой и расстройством

Психика в нормальном состоянии не имеет выраженных черт. Появление акцентуации может перейти в патологию, поскольку процесс развития у них одинаков. Разница между пограничной нормой и отклонением — степень выраженности. Чтобы правильно классифицировать форму акцентуации, следует учитывать основные элементы психики конкретного человека.

Отличие патологии от акцентуации: комплекс характеристик личности, проявляющихся одновременно. К ним относятся:

  1. Специфическая реакция на психогенные воздействия. Расстройство вынуждает больного реагировать на любое внешнее воздействие, не различая источники раздражителя.
  2. Для акцентуации типично эпизодическое проявление. Особенно сильно она активизируется в подростковом возрасте. Отклонение, как правило, проявляется еще в дошкольном возрасте.
  3. Отдельные черты характера не приводят к социальной дезадаптации, а расстройство может стать непреодолимым препятствием.

Различая акцентуации и патологии, большинство психологов ориентируются на степень влияния черты характера на жизнь человека. Чем сильнее разрушительное воздействие, тем ближе находятся черты к патологическому проявлению.

Лечение назначается в ситуации, когда акцентуация подчиняет себе личность, лишая возможности адекватно оценивать свои поступки и вести себя агрессивно.

Развитие

В подростковом возрасте закладываются типичные модели поведения. Импульсивность и неспособность контролировать эмоции, обусловленная гормональным всплеском, приводят к активации ведущей черты характера.

Акцентуации активно проявляются почти у всех подростков: отсутствие выделенной черты для подростка является скорее отклонением, чем нормой.

К неблагоприятным условиям, приводящим к патологическому развитию черт, относятся:

  • отсутствие эмоциональной близости с родителями;
  • гиперопека, чрезмерный контроль;
  • жесткое отношение;
  • конфликты со сверстниками;
  • заболевания, чрезмерное внимание к собственному здоровью.

При правильном подходе особенности характера можно использовать для личностного и профессионального развития, добиться успеха в выбранной сфере.

Но чрезмерное проявление, не контролируемое подростком, приводит к конфликтам с семьей и сверстниками. В крайних ситуациях акцентуация становится причиной правонарушений.

Основные типологии

Классификации подлежат только явные акцентуации, поэтому ни одна из предложенных форм классификации не является полной. Наличие скрытых черт, способных стать потенциальными акцентуациями, не позволяет составить единый перечень психопатий.

Чтобы определить, к какому типу относится человек в соответствии с признанными классификациями, чаще всего используют опросник Шмишека.

Он включает 88 вопросов, ориентированных на выявление преобладающих сторон личности. С его помощью выявляют степень выраженности черт, силу проявления. Для диагностики подростков чаще используют классификацию Личко, для работы со взрослыми пациентами — базовую классификацию Леонгарда.

Типология Леонгарда

Классификация Леонгарда включает следующие типы акцентированных черт характера:

  1. Застревающий — отличается длительным переживанием эмоций, фиксации на обиде. Застревающий человек любит вынашивать планы мести, окружающие считают его злопамятным и избегают.
  2. Педантичный — стремиться к упорядочиванию всех сфер жизни. Боится перемен, нуждается в тщательном продумывании своих действий. Необходимость принимать решения вызывает панику.
  3. Демонстративный — отличается потребностью быть в центре внимания. Для этого используются все доступные средства: от одежды до асоциальных поступков. Человек постоянно приукрашивает действительность, вознося и прославляя себя.
  4. Возбудимый — подчиняется внутренним импульсам. Руководствуется не рациональным подходом, а сиюминутными желаниями.
  5. Тревожный — отличается повышенным беспокойством. Переживает сильный стресс, боится за свою безопасность. Робкий, покорный, психологически зависимый, избегает высказывать свое мнение.
  6. Эмотивный — испытывает сильные эмоции даже по незначительному поводу. Обладает повышенным уровнем эмпатии, добр и внимателен к окружающим.
  7.  Экзальтированный — бурно реагирует на все события, получая сильные впечатления от любого, даже незначительного, явления.
  8. Циклотимический — зависит от настроения. В приподнятом стремиться к активной деятельности, в подавленном — замирает, не способен сосредоточиться на работе.
  9. Дистимический — ориентирован на негативную сторону жизни, серьезен и постоянен в увлечениях, поведении, общении.
  10. Гипертимический — словоохотливый, доброжелательный, всегда находит позитивные моменты в жизни.
  11. Интровертированный — направлен внутрь себя, не зависит от окружающих. Сосредоточен на собственных мыслях, комфортно чувствует себя в одиночестве.
  12. Экстравертированный — ориентирован на окружающих, не может долго находится наедине с собой. Нуждается в новых впечатлениях, частом общении с разными людьми.

По Леонгарду, в характере одного человека может быть несколько активных акцентуаций одновременно, например, интровертированность часто сочетается с тревожностью, а экстравертированность с гипертимией.

Классификация Личко

Личко использовал 10 типов акцентуаций для описания характера подростков, находящихся в активной фазе становления личности:

  1. Лабильный — эмпатичный, зависимый от поддержки близких, доброжелательный.
  2. Гипертимный — самоуверенный, веселый, становится неформальным лидером компании.
  3. Циклоидный — психологически неустойчив, зависит от перепадов настроения, которые случаются раз в 1–2 месяца.
  4. Психастенический — интеллектуал, сосредоточен на рефлексии, склонен к тирании, подвержен навязчивым идеям.
  5. Астено-невротический — сосредоточен на своем здоровье, быстро утомляется.
  6. Шизоидный — сосредоточен на себе, равнодушен, замкнут.
  7. Сензитивный — спокойный, высокоморальный, тяжело переживает перемены.
  8. Неустойчивый — склонен к лени, избегает деятельности, связанной с трудом, подвержен зависимостям.
  9. Эпилептоидный — прирожденный лидер.
  10. Конформный — стремится подчинятся авторитету, боится отличаться от других.

Классификацию Личко можно применять и ко взрослым пациентам, но в подростковом возрасте акцентуации проявляются наиболее ярко и постановка диагноза значительно упрощается.

В каких случаях становится расстройством?

Расстройство личности является тяжелым нарушением поведенческих функций, полностью лишая больного возможности адаптироваться в обществе. Акцентуации, проявляясь только в определенных ситуациях, не влияют на жизнь так разрушительно. Предвестники развития патологии:

  • неспособность выстраивать продолжительные отношения с другими людьми;
  • частые приступы беспричинного страха;
  • время проявления акцентуации увеличивается.

Развитие патологии можно остановить. Но для этого требуется своевременная диагностика и помощь врача.

Индивидуальные причины развития

Формирование акцентуаций связывают с врожденным темпераментом: возбудимым или спокойным. В подростковом возрасте, под влиянием окружения, черты характера усиливаются и закрепляются, как постоянная линия поведения. На становление характера могут повлиять:

  • несформированное понятие норм поведения;
  • неадекватная самооценка;
  • профессиональная деформация;
  • наследственная предрасположенность;
  • отсутствие возможности удовлетворить базовые потребности.

Развитие личности — динамический процесс, на который влияют как внутренние, так и внешние факторы. Сочетание внешнего давления с внутренней предрасположенностью значительно повышает шансы на наследственную активацию ведущих черт.

Полезное видео

В видео подробно раскрыто понятие акцентуации характера.

Социально-психологическая поддержка подростков с акцентуациями характера и агрессивностью

Врезка статьи

Скачать

Основное содержание статьи

Реферат

Социально-психологическая поддержка — комплекс профилактических, воспитательных, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной социализации подростков; перспективы своего личностного роста. Процесс социально-психологического сопровождения объединяет основные институты социализации: семью и школу. В статье представлено исследование акцентуаций характера и агрессивного поведения в подростковом возрасте и представлены результаты эмпирического исследования.

Ключевые слова

акцентирование символов агрессия поведение негативизм подозрение словесная агрессия физическая агрессия

Детали изделия

Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.

При подаче рукописи в Международный журнал интегрированного образования (IJIE) авторы подтверждают, что:

  • Они уполномочены своими соавторами заключать эти договоренности.
  • Описываемая работа ранее официально не публиковалась, кроме как в виде реферата или как часть опубликованной лекции, рецензии, диссертации или оверлейного журнала.
  • То, что он не рассматривается для публикации в другом месте,
  • Публикация была одобрена автором (авторами) и ответственными органами — молчаливо или явно — институтов, в которых выполнялась работа.
  • Они обеспечивают право воспроизводить любые материалы, которые уже были опубликованы или защищены авторским правом в другом месте.
  • Они соглашаются со следующим лицензионным соглашением и соглашением об авторских правах.

Соглашение о лицензии и авторских правах

Авторы, которые публикуются в Международном журнале по интегрированному образованию (IJIE) , соглашаются со следующими условиями:

  • Авторы сохраняют за собой авторские права и предоставляют Международному журналу по интегрированному образованию (IJIE) право первой публикации одновременно с работой под лицензией Creative Commons Attribution License (CC BY 4.0) , которая позволяет другим делиться работой с указанием авторства работы и первоначальной публикации в этом журнале.
  • Авторы могут заключить отдельные дополнительные договорные отношения для неэксклюзивного распространения опубликованной версии Международного журнала по интегрированному образованию (IJIE) (например, разместить ее в институциональном репозитории или отредактировать в книге), со ссылкой на его первоначальную публикацию в этом журнале.
  • Авторам разрешается и рекомендуется размещать свои работы в Интернете (например, в институциональных репозиториях или на их веб-сайтах) до и во время процесса подачи, поскольку это может привести к продуктивному обмену мнениями, а также к более раннему и более широкому цитированию опубликованной работы.

Как цитировать

[1]

Махлиё Бахтиёровна Юлдашева и Зарнигор Эргашова 2021. Социально-психологическая поддержка подростков с акцентуациями характера и агрессивностью. Международный журнал интегрированного образования . 4, 2 (февраль 2021 г.), 363–366. DOI: https://doi.org/10.31149/ijie.v4i2.1269.

Каталожные номера
  1. Абдукадирова Л.Ю. Основные научно-теоретические подходы к обучению совладающему поведению студентов, находящихся в трудной жизненной ситуации. Международный журнал психосоциальной реабилитации. Февраль 2020. Том 24. — 543-550 с.
  2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева — М.: Неон, 2014. — 234 с.
  3. Гозман Л. Ю. Психология эмоциональных отношений. / Л. Я. Гозман. — М.: Неон, 2007. — 345 с.
  4. Елисеев, О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / О. П. Елисеев. — Псков: Восток, 2014. — 222 с.
  5. Клее, М. Психология подростка / М. Клее. — М., 2001-348 с.
  6. Леонхард К. Акцентуация лица. — Киев: Изд-во Логос, 2000. — 439 с.
  7. Петрова, О. О. Возрастная психология: конспект лекций /О. О. Петрова, Т. В. Умнова. — М., 2014. 256 с.
  8. Райс Ф. Психология подросткового возраста. Рис.- Москва: Арион, 2014. — 324 с.
  9. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк. Москва, 2006. – 245 с.
  10. Собчик Л. Н. Психология личности. Теория и практика психодиагностики / Л. Н. Собчик. — М., 2013. — 322 с.

АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ КАК ФАКТОР СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ У СТУДЕНТОВ (УКРАИНСКАЯ ВЫБОРКА)

Ключевые слова

студентка
акцентуированная черта личности
стиль управления конфликтом
конфликтное поведение
акцентуированная черта влияние

Как цитировать

Дуткевич Т. , Романова И. (2020). АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ КАК ФАКТОР СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ У СТУДЕНТОВ (НА ВЫБОРКЕ УКРАИНЫ). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ , 6 (1), 79–89. https://doi.org/10.31108/1.2020.6.1.8

Abstract

Цель статьи – представить и обсудить результаты эмпирического исследования частоты, структуры акцентуированных черт студенток и их влияния на Их стили управления конфликтами. Исследование проводилось с участием 104 студенток бакалавриата в возрасте 21-23 лет с марта 2019 года по май 2019 года. Использовались опросник Шмишека и инструмент конфликтного режима Томаса-Килмана. В статье представлены противоречивые факты, подтверждающие и в то же время опровергающие существенные различия акцентуированных черт, характерных для студенток в Украине и в Российской Федерации. Таким образом, подтверждается необходимость диагностики акцентуированных признаков для каждой новой выборки с определенными возрастными, гендерными, политическими, социально-экономическими, социально-психологическими и другими особенностями. Семь из десяти акцентуированных черт (гипертимия, ригидность, эмотивность, педантичность, тревожность, циклотимия, возбужденность) помимо прочих факторов в той или иной степени влияют на стили управления конфликтами студенток. Наиболее сильно влияют гипертимия, ригидность и эмоциональность. Умеренное влияние оказывают педантичность, тревожность, циклотимия, возбуждение. Демонстративность, дистимия, экзальтация существенно не влияют. Ригидность, эмоциональность, педантичность и тревожность поддерживают некоторые стили управления конфликтами. Гипертимия, циклотимия, возбуждение создают преграду для определенных стилей. Выявлено четыре типа связи между акцентуированными чертами студенток и их стилями управления конфликтами. Это сильное притяжение (ригидность и соперничество, эмотивность и приспособляемость) и сильная блокировка (возбуждение и приспосабливаемость, демонстративность и избегание), умеренная притягательность (тревожность и соперничество, педантизм и соперничество, дистимия и избегание) и умеренная блокировка (гипертимия и избегание, циклотимия). и любезный).

 

https://doi.org/10.31108/1.2020.6.1.8

ПДФ 79-89

использованная литература

Антониони, Д. (1998). Взаимосвязь между Большой пятеркой личностных факторов и стилями управления конфликтами (стр. 336-355). Международный журнал управления конфликтами. Т. 9. Вып.: 4.

Акискаль, Х. и Акискаль, К. (2005). Эпилог. Ренессанс древней концепции темперамента (с акцентом на аффективные темпераменты) (стр. 479-493). Май М., Акискал Х.С., Меззич Дж.Э., Окаша А., редакторы. Расстройства личности, Chichester, J. Wiley Sons.

Бадиев И.В. (2015). Типология акцентуаций характера у подростков (стр. 60-65). Вестник Бурятского государственного университета. № 5.

Бодткер А.М. и Джеймсон, Дж.К. (2001). Эмоции в формировании конфликта и его трансформации: приложение к управлению организационными конфликтами (стр. 259-275). Международный журнал управления конфликтами. 12 (3).

Брандес, М. и Бьенвеню, О.Дж. (2006). Расстройства личности и тревожные расстройства (стр. 263-269). Текущие отчеты психиатрии. Т. 8, вып. 4.

Кларк, Л.А., Уотсон, Д. и Минека, С. (1994). Темперамент, личность, настроение и тревожные расстройства (стр. 103-116). Журнал ненормальной психологии. Т. 103(1).

Десивиля Х.С. и Ягиль Д. (2005). Роль эмоций в управлении конфликтами: случай рабочих групп (стр. 55-69). Международный журнал управления конфликтами. 16 (1).

Дубчук Г.М. (2016). Акцентуации характера в контексте стрессоустойчивости личности. Технология развития интеллекта. Т.2. №2. Электронный ресурс: http://nbuv.gov.ua/UJRN/tri_2016_2_2_4 [на украинском языке].

Дудукало Н.А. (2014). Взаимосвязь акцентуаций личности и конфликтных стилей поведения у старшеклассников. Электронный ресурс: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/652126//. [на русском].

Филоненко М.М. (2008). Психология общения (стр. 210-213). Руководство по эксплуатации. Киев. Центр учебной литературы. [на украинском языке].

Hosier, S.G. & Cox, W. M. (2011). Личностно-мотивационные корреляты потребления алкоголя и проблем, связанных с алкоголем, среди студентов, злоупотребляющих алкоголем. Зависимое поведение, doi:10.1016/j.addbeh.2010.08.029.

Коваленко Е.А. (2007). Особенности коммуникативности при разных типах акцентуации характера: дис. кандидат наук. Москва. 181 [на русском языке].

Леонхард, К. (1989). Акцентированные личности. В.М.Блайхар, редактор. 2-е издание. Киев, Высшая школа, 375.

Лизеретти, Н.П., Коста, М.В. и Химено-Байон, А. (2014). Эмоциональный интеллект и личность при тревожных расстройствах. Успехи психиатрии. Идентификатор статьи 968359, 7 страниц, https://doi.org/10.1155/2014/968359.

МакГиган, Р.Дж. и Попп, Н. (2016). Интегральный конфликт: новая наука о конфликте. SUNY Press Государственный университет Нью-Йорка, Press Albany. 330.

Психодиагностический семинар (стр. 103-109). Музыка, О.О. и др. и др., составители (1999). Житомир. [на украинском языке].

Рада К. и Испас А.Т. (2016). Потребление алкоголя и акцентированные черты личности среди молодых людей в Румынии: перекрестное исследование. Лечение, профилактика и политика злоупотребления психоактивными веществами 11:36. DOI 10.1186/s13011-016-0080-3.

Рахим А.М., Магнер Н.Р. и Шапиро, Д.Л. (2000). Влияют ли представления о справедливости на стиль разрешения конфликтов с начальством? Какое именно восприятие справедливости? (стр. 9-31). Международный журнал управления конфликтами. № 11 (1).

Шембелева Х. (2002). О патопсихологических особенностях личности женщин, страдающих сифилисом (стр. 38-40). Дерматология и психосоматика. С. Каргер АГ. V. 3. N. 1.

Уведомление об авторских правах

Статьи в Psychological Journal находятся под лицензией Creative Commons Attribution License International CC-BY, которая позволяет другим делиться работой с признанием авторства работы и первоначальной публикации в этом журнале. Для получения более подробной информации перейдите по ссылке — https://creativecommons.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *