Эссе философия и смысл жизни кратко: Философия и смысл жизни

Анализ философского эссе «Миф о Сизифе» Камю А.

ID: 2018-01-4451-A-16286

Оригинальная статья (свободная структура)

Романцева Е.В.

Студентка 2 курса

Резюме

В своем философском эссе Камю А. поднимает один из самых актуальных вопросов философии «Стоит ли жизнь труда быть прожитой?» ответ на который автор дает в заключительной главе эссе, в честь которой собственно оно и было названо.В данной работе разобраны основные вопросы и актулаьность эссе.

Ключевые слова

Камю А., абсурд, смысл жизни, самоубийство

Статья

Анализ философского эссе «Миф о Сизифе» Камю А.

Романцева Е.

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель – доцент А.А. Живайкина

В своем философском эссе Камю А. поднимает один из самых актуальных вопросов философии «Стоит ли жизнь труда быть прожитой?» ответ на который автор дает в заключительной главе эссе, в честь которой собственно оно и было названо.

Итак, вопрос, который задает автор, волновал, безусловно, каждого философа, вопрос о смысле жизни человека. И в первой же главе, автор предлагает нам ответ и решение этого вопроса. А. Камю ставит нас перед фактом – о том , в какой именно мере самоубийство есть решение задачи, задаваемой абсурдом: никакого смысла в жизни нет и говорить о нем нечего. Стоит принять решение, стоит ли жить эту бессмысленную жизнь или нет. Но жизнь не столько бессмысленна, сколько абсурдна. Чувство абсурда, которое возникает в «недрах сердца» ложится в основу философии А. Камю. «Предметом настоящего эссе как раз является это отношение между абсурдом и самоубийством, вопрос о том, в какой именно мере самоубийство есть решение задачи, задаваемой абсурдом».

Для начала стоит разобраться в самом термине – «абсурд». «Абсурд»- неуловимое чувство, зарождающееся в глубине самой души достаточно спонтанно. По своей глубине чувство это схоже с сердечными переживаниями, внешне которые могут вовсе и не проявляться, но интенсивно изнурять человека изнутри.

Человек абсурда приходит к тому, что все в мире иллюзорно и отчасти даже смехотворно, как, например, театр, которым сам А. Камю как ни странно, увлекался, он писал пьесы и даже сам участвовал в них – «актер царит в мире приходящего». Он принимает множество ликов и проживает сотни историй чужих жизней, а ,следовательно, все легче с ними расстается, тем самым выполняя закон абсурда – не важно качество действий для создания опыта, важно их количество. «Абсурд – это разлад». Он рождается не только в самом человеке, он рождается в сочетанном взаимодействии человека и мира. Абсурд не предполагается никакой надежды на хороший исход, но от него не надо бежать, как советуют экзистенциалисты. Его стоит принять и изжить его в максимальной степени. Следовательно, самоубийство никак не может решить проблему абсурда, обрывая его не на пике своей возможности. Именно к этому выводу приходить писатель.

Камю считал, что смысл жизни не дан, а задан. Смысл жизни должен быть внутри нас, а не вовне. Искание смысла жизни есть борьба против тьмы бессмыслия, это внутреннее преображение, внутреннее творчество человеком самого себя. Он рассказывает нам о Сизифе, чья история известна каждому человеку. Жизнь героя кажется именно абсурдной, каждый день безнадежно вкатывать камень на скалу, а затем бежать за падающим камнем вниз. Но Сизиф, по — мнению, Камю А., счастлив, он изживает абсурд максимально, наслаждаясь своим бесконечным трудом. Чувство абсурда возникает в результате трудов разума, позволяющих переоценить свое предназначение. Автор создает новое прочтение для греческой легенды, связав ее с идей рутинности работы современного человека.

Литература

Список литературы:

1. Камю А. «Миф о Сизифе»

2. Камю А. «Посторонний»

3. Камю А. «Изнанка и лицо»

Интернет-ресурсы: 1. http://www.bibliotekar.ru/pisateli/99.htm 2. https://ru.wikipedia.org/ 3. http://goldlit.ru/camus/172-mif-o-sizife-analiz

4. http://mirznanii.com/a/232295/alber-kamyu-mif-o-sizife-esse-ob-absurde

Файл

2018-01-4451-A-16286. pdf

Эссе на тему Смысл жизни в разных эпохах



ЭССЕ
Смысл жизни в разных эпохах
В различные исторические эпохи в философии выдвигались разные концепции смысла жизни и предназначения человека.
В античной философии Аристотель, Платон и всем известный Сократ, предлагали понимание смысла жизни как источник поиска знаний и постоянного просвещения. Так в притчи о Пещере Платона, жизнь человека сравнивалась с состоянием нахождением в пещере, а сам человек видел и познавал жизнь лишь по отбелкам теней, видимых им из темной пещеры.

И лишь те из смертных, которые ищут знания, а в эпоху античности знания давала философия, могут достичь состояния выхода «из пещеры», то есть тьмы невежества и абсурда.
В эпоху Просвещения, средневековая философия догм христианства отходит на второй план, так философы эпохи дают новое понимание смысла жизни и предназначения человека –человек свободный по своему рождению, он избавлен от оков, люди могут получать знания и строить свое новое правовое общество, то есть эпохи Просвещения открывает эпоху гуманизма в истории философии.
Известный французский философ эпохи Просвещения Ж. Руссо впервые выдвигает мысль-человек не зависим от своего происхождения, все люди свободны и равны по рождению.
Такое выдвижение мыслей философии французского просвещения создаёт целый ряд предпосылок: понятие прав человека и мысли создание идеального общесва.
Так Ж. Руссо пишет что человек не должен зависеть от сословия, и масса невежества и отсталости бедных и низших слоев населения обусловлена несправедливым государственно-политическим устройством.
В эпоху того времени считалось, что основная масса населения, которые не принадлежали к высшим слоям общесва: феодалам и аристократам, понятие «человека», «гражданина», подданного не распространялась.
Ремесленники и крестьяне составляли «чернь» и полагалась что «чернь» по своей природе невежественна, темна и не способна к образованию, просвещению, и люди низших сословий имеют лишь одну цель-служить своему феодалу.
Сам Ж. Руссо видел в государственном устройстве «причину безнравственности» и в общем государство по концепции Руссо это насилие над личностью человека.
То есть смысл жизни переосмысляется философами в историческом развитии-в эпоху Просвещения поиск смысла жизни переноситься на собственно человека, его свободу и права, общественное устройство, предлагаются идеи преобразования государства.
Если взять современный мир, то можно привести аргументы из социальной жизни.
Если рассматривать ценностные и жизненные ориентиры современной молодежи и молодежи военного времени, то можно выделить характерную черту. Так смысл жизни и вообще ценности жизни в молодежной, подростковой среде формируются под психологическим влиянием идеологической системы.
В СССР в эпоху строительства коммунизма везде существовало советская пропаганда, которая определяла все духовные, нравственные и моральные ценности в обществе.
Так в советское время в эпоху СССР было чётко определённо, что должен знать и уметь «советский человек».
А главное к чему «должно стремиться». Смыслом жизни и высшим благом, высшей духовной ценностью советского человека, согласно идеологии, было служению обществу, а высшей целью всех людей-построение коммунизма.

А что в реальности в трудный период послевоенного времени, считали своими главными ценностями и смыслом жизни подростки в СССР?
Ответ очень прост. Ведь несмотря на советскую пропаганду о красивой и благородной нравственности, каждый из людей имеет свои базовые потребности, это еда, жилье, образование, стремление к самореализации.
В послевоенное время в стране царила нищета и разруха, а многие из молодежи были лишены возможности продолжить образование, так как не выдавали паспорта в колхозах. Так советские подростки больше всего стремились к образованию, получению престижной для того времени профессии, созданию семьи и обеспечения достойной жизни для своих детей. Главной мотивацией были личные потребности, но везде в анкетах совеский подросток писал «хочу служить Родине».
На благо СССР и всех трудящихся. Отличительной ценностной чертой молодежи послевоенного времени, в отличии от современной молодежи-было тот факт, что ценили саму жизнь.
После войны и миллионов жертв, несмотря на всеобщую разруху в экономике страны, подростки послевоенного времени ценили и любили жизнь.
У них можно выделить стремление к учебе и работе, оптимизм, жизнерадостность, любовь к чтению, ведь хорошие книги было трудно достать. В целом можно заметить, что повальных депрессий, наркомании и игромании, алкогольной и никотиновой зависимости было не то что меньше, оно практически отсутствовало.
Таким образом, смысл жизни в разные эпохи это отражение не только философских знаний и различных философских концепций, но и социально-исторических особенностей конкретного времени, хотя философия есть способ познания мира и человека, сам человек и его жизнь не могут рассматриваться как статистический объект-меняется время, ценности, нормы морали в обществе и также изменялось представление и смысле жизни в различные исторические эпохи.
Список источников
1. Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения. — М.: Просвещение, 2017.228с. 2. Всемирная история. Средние века. Возрождение и реформация. Эпоха просвещения.М,2013-871 3. Вульф, Ларри. Изобретая Восточную Европу: Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения / Ларри Вульф. — М.: Новое литературное обозрение, 2014.560с.
4. Гриненко, Г.В. История философии в 2-х частях. Часть 1. От Древнего мира до эпохи Просвещения. Учебник для академического бакалавриата / Г.В. Гриненко. — М.: Юрайт, 2016. — 336 c.
5. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения / В.Д. Алташина и др. — М.: Академия, 2010. — 240 c


Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

1 000 +

Новых работ ежедневно

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

111252
рейтинг

2728
работ сдано

1244
отзывов

105090
рейтинг

5320
работ сдано

2395
отзывов

75062
рейтинг

1868
работ сдано

1182
отзывов

62710
рейтинг

1046
работ сдано

598
отзывов

Тип работыВыберите тип работыКонтрольнаяРешение задачКурсоваяРефератОнлайн-помощьТест дистанционноЛабораторнаяЧертежЭссеОтветы на билетыПеревод с ин. языкаДокладСтатьяБизнес-планПодбор литературыШпаргалкаПоиск информацииРецензияДругое

Арина

РАНХиГС

Все выполнено прекрасно, все замечания быстро исправлялись. Обращаюсь не первый раз и всем…

Никита

ИММИФ

Все супер, отзывчивая. Взялась за очень специфическую работу и выполнила ее отлично и без …

Мария

Финансовый университет при правительстве РФ

Галина ответственный исполнитель! Выполнила в срок желаемое эссе по философии. Тема очень …

Все выполнено прекрасно, все замечания быстро исправлялись. Обращаюсь не первый раз и всем советую!


Арина

РАНХиГС

Все супер, отзывчивая. Взялась за очень специфическую работу и выполнила ее отлично и без замечаний. А главное, вовремя!


Никита

ИММИФ

Галина ответственный исполнитель! Выполнила в срок желаемое эссе по философии. Тема очень распространённая, антиплагиат выдержан.


Мария

Финансовый университет при правительстве РФ

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

только что

только что

1 минуту назад

2 минуты назад

2 минуты назад

2 минуты назад

2 минуты назад

2 минуты назад

2 минуты назад

3 минуты назад

4 минуты назад

5 минут назад

6 минут назад

7 минут назад

7 минут назад

8 минут назад

8 минут назад

8 минут назад

Смысл жизни: что делает нашу жизнь значимой? – 1000-Word Philosophy: An Introductory Anthology

Автор: Мэтью Пианальто
Категория: Этика, Феноменология и экзистенциализм, Философия религии
Количество слов: 997

Представьте, что вам настолько надоела ваша работа и домашняя жизнь, что вы решили дать все это вверх. Теперь вы проводите свои дни, бездельничая на пляже.

Однажды ваш друг Алекс находит вас на пляже и спрашивает о вашем новом образе жизни: «Ты тратишь свою жизнь впустую!» говорит Алекс. Вы говорите Алексу, что были несчастны, и объясняете, что теперь вы намного счастливее.

Однако Алекс отвечает: «В жизни есть нечто большее, чем счастье. Ты не делаешь ничего значимого со своей жизнью!» [1]

Но что такое осмысленная жизнь?

Здесь мы рассмотрим некоторые важные ответы на этот вопрос.

Группа людей, занимающихся йогой на пляже, на закате.

1. Космический пессимизм против повседневного смысла

Пессимисты могут сказать, что жизнь не имеет окончательного или космического смысла и, таким образом, жизнь пляжного бездельника не более и не менее значима — по большому счету — чем жизнь Бетховена. , Мартин Лютер Кинг-младший или Мария Кюри. [2]

Однако многие философы утверждают, что даже если нет конечного смысла жизни, смысл в жизни может быть. Наша жизнь может иметь смысл обычными способами, которые не требуют, чтобы мы играли особую роль в каком-то грандиозном космическом повествовании. Назовите это каждый день, что означает . [3] Что может придать нашей жизни такой смысл?

2. Субъективизм

Субъективисты говорят, что чья-то жизнь имеет смысл, если она приносит глубокое удовлетворение, увлекательность или удовлетворение. [4] И разные люди находят разные вещи значимыми; трудная карьера может быть увлекательной и приносящей удовлетворение другим, но скучной и неудовлетворительной для вас: жизнь на пляже может показаться вам гораздо более насыщенной.

Некоторые субъективисты проводят различие между суждением о том, что одно выполнено, и действительно как исполнившимся. Удовлетворенность приятна, но кажется возможным ошибиться в том, удовлетворены ли мы. Возможно, когда вы отдыхаете на пляже, вы путаете себя с тем, что вам всего 9 лет.0011 содержание с выполнением. [5] Если бы вы пробовали другие вещи, такие как сочинение стихов, волонтерство или открытие бизнеса, они могли бы оказаться более полезными и, следовательно, более значимыми для вас. [6]

Однако субъективизм имеет противоречивые последствия. Предположим, кто-то нашел удовлетворение провести все своего времени, глядя на песок. Это может показаться слишком причудливым, бесцельным или тривиальным, чтобы считать его значимым. А что, если бы кто-то нашел смысл в чудовищных с этической точки зрения действиях, таких как пытки младенцев или щенков? Подобные злобные проекты, похоже, не прибавляют положительный смысл в чьей-то жизни. [7]

Кто-то должен быть довольно нетипичным человеческим существом, чтобы по-настоящему удовлетвориться созерцанием песка или пыткой щенка. Могут ли такие странные жизни считаться значимыми? Субъективисты могут сказать «да», но многие отвергнут этот ответ и придут к выводу, что субъективизм ложен.

3. Цель Значение

Цель отчеты утверждают, что значимая жизнь включает в себя проекты положительной ценности, такие как улучшение нашего характера, развитие нашего творчества и улучшение мира путем поиска и продвижения истины, справедливости и красоты. [8]

Быть пляжным бродягой на самом деле не делает мир хуже , но и не вносит большого положительного вклада. Ваш друг Алекс обеспокоен тем, что вы растрачиваете свой потенциал и тем самым не можете сделать что-то значимое в своей жизни.

Однако ваше решение стать пляжным бездельником может быть способом восстания против «крысиных бегов» трудоголиков и чрезмерно конкурентного общества. Возможно, вы предпочитаете культивировать жизнь осознанности и эстетического созерцания природной красоты в знак протеста против поверхностных или душераздирающих социальных норм. Таким образом, кажется, что ваша жизнь связана с важными, непреходящими, цель значения.

Однако объективные объяснения смысла должны объяснять, почему одни виды деятельности объективно более значимы, чем другие.

Трудность в том, что то, что кажется легкомысленным или бессмысленным с одной точки зрения, может показаться ценным и стоящим с другой. Для некоторых восхождение на Эверест может считаться замечательным упражнением физической и умственной выносливости, вдохновляющим достижением. Другие могут подумать, что глупо взбираться на большие скалы, рискуя погибнуть и растратив ресурсы, которые можно было бы направить на другие, более ценные цели.

Но, возможно, такие люди просто ограничены. Осмысленность того, чтобы быть пляжным бездельником, альпинистом или кем-то еще, может зависеть от наших мотивов или вариантов, а не только от того, что включает в себя эта деятельность. [9]

4. Гибридная теория

Гибридная теория смысла жизни сочетает в себе идеи субъективизма и объективных оценок: осмысленная жизнь обеспечивает удовлетворение , а делает это благодаря преданности объективно ценным проектам. [10]

Гибридная теория отличается от объективных оценок, поскольку она настаивает на том, что осмысленная жизнь должна приносить удовлетворение и тому, кто ее живет. Нам доступно много таких проектов, поскольку существует множество способов, с учетом наших отличительных особенностей и способностей, которыми мы можем заниматься с такими ценностями, как истина, справедливость и красота.

Однако так же, как субъективно приносящая удовлетворение жизнь может показаться тривиальной или презренной, возможно, осмысленная жизнь не всегда приносит удовлетворение. [11]

Вспомним Джорджа Бейли в классическом фильме «Эта прекрасная жизнь» . [12] Джордж думает, что его жизнь прошла впустую, и жалеет, что никогда не рождался. К счастью, его ангел-хранитель Кларенс спасает Джорджа от попытки самоубийства и помогает Джорджу понять, насколько значимым был его жизненный выбор. Гибридная теория подразумевает, что жизнь Джорджа сейчас становится значимой, потому что он, наконец, удовлетворен всеми своими добрыми делами, но объективные свидетельства предполагают, что жизнь Джорджа была значимой все время , хотя он этого не осознавал! [13]

Вспомните начальный сценарий: вы бросили осмысленную (но иногда разочаровывающую) жизнь ради пляжа?

5. Заключение

Психиатр и переживший Холокост Виктор Франкл считал, что поиск смысла является основным человеческим стремлением. [14] Он утверждал, что чувство смысла жизни дает людям силы выстоять и даже процветать, несмотря на невзгоды и несправедливость, с которыми нам иногда приходится сталкиваться. [15]

Вопросы о смысле жизни часто возникают, когда мы подозреваем, что в нашей жизни чего-то не хватает. Несмотря на свои различия, рассмотренные выше теории, кажется, согласны с тем, что мы можем сделать — или попробовать — много вещей, которые будут иметь смысл. Поговорить об этом со своим другом Алексом может быть хорошим началом. [16] Почему? Потому что хорошие отношения часто считаются важными источниками смысла: возможно, смысл часто создается — или обнаруживается — вместе.

Notes

[1] Эмили Эсфахани Смит (2017) использует это различие между счастьем и смыслом жизни в своем обзоре психологических исследований смысла жизни. См. также ее выступление на TED Talk «В жизни есть нечто большее, чем быть счастливым».

[2] См. , например, Benatar (2017) и Weinberg (2021) для защиты пессимистического прогноза. По крайней мере, один теист согласен с пессимистами в том, что если жизнь не имеет божественного смысла или цели, то ничто из того, что мы делаем или кем становимся, не имеет прочного значения и что все наши жизни одинаково абсурдны: см. Craig (2013).

[3] Многие философы, предлагающие теории смысла жизни, либо агностичны, либо скептически относятся к идее о том, что жизнь в целом имеет некий божественный смысл или цель. См., например, Wolf (2010). Конечно, если кто-то действительно думает, что жизнь в целом имеет божественный смысл или цель, то, имея смысл в , жизнь вполне может подразумевать жизнь в соответствии со сверхъестественной точкой существования. Некоторые описания смысла жизни согласуются с религиозными представлениями о смысле жизни; Я оставляю читателю в качестве упражнения выяснить, какие взгляды будут или не будут согласовываться с их собственными религиозными убеждениями.

[4] Эта идея развивается в последней главе Тейлора (2000).

[5] Джон Стюарт Милль делает аналогичное предостережение против смешения счастья и удовлетворенности в Утилитаризм , Глава 2.

[6] Этот тезис развивается в более изощренных субъективистских описаниях смысла жизни. См., например. Калхун (2015 г.) и Пармер (2021 г.).

[7] См. Campbell and Nyholm (2015) или их вклад в Landau (2022) для обсуждения «анти-смысла»: действий, проектов и жизней, которые имеют негативное и разрушительное значение.

[8] См. Metz (2013) для обсуждения нескольких различных счетов такого рода; Мец защищает свою версию в последней главе. О творчестве см. Taylor (1987) и Matheson (2018).

[9] Такие примеры, как пляжный бездельник, часто недостаточно описаны, в том числе и в этом эссе! Стоит взять такие примеры и рассмотреть варианты намерений, мотивов, обстоятельств и т. д. , чтобы рассмотреть, как изменения в этих различных элементах могут изменить нашу оценку осмысленности жизни или деятельности. Целая жизнь обычно, если не всегда, сложнее, чем эти краткие примеры. Философы, поддерживающие нарративные теории смысла жизни предполагают, что сосредоточение внимания на конкретных действиях и ролях не учитывает, что осмысленная жизнь может также иметь целостный смысл как осмысленная история. См. Кауппинен (2012).

[10] Термин «проект» здесь включает не только завершаемые действия, такие как рисование картины, но и неограниченные действия, такие как поддержание крепких отношений с друзьями и семьей. Этот подход разработан Сьюзан Вольф в Смысл жизни и почему это важно , а также в трех эссе, собранных в Wolf (2014): см. эссе в части II: «Смыслы жизни», «Счастье и смысл: два аспекта хорошей жизни» и « Счастье и нравственность». Текст «Смысл жизни и почему это важно » доступен на веб-сайте Tanner Lectures. См. в печатном издании отличные комментарии к позиции Вольфа и ответ Вольфа. Похожую точку зрения развивает Питер Сингер в книге How Are We to Live? (1993), Глава 10.

[11] Еще одна потенциальная проблема заключается в том, что, хотя гибридная теория стремится использовать привлекательные черты субъективной реализации и объективных оценок смысла жизни, она наследует возможные проблем с обоими взглядами. , тоже. Кроме того, если субъективные и объективные оценки противоречат друг другу, гибридная теория может оказаться непоследовательной.

[12] Этот пункт разработан на примере Джорджа Бейли в Smuts (2013).

[13] Аналогичное исследование жизни, которая снаружи кажется очень значимой (успешная карьера, процветание и счастливая семья), но внутри страдает от несчастья, экзистенциального страха и моральной вины, см. Лев Толстого Моя исповедь (2005). Кризис смысла у Толстого часто обсуждается в литературе, посвященной смыслу жизни, как из-за захватывающей манеры, в которой он описывает свой страх смерти и чувство бессмысленности жизни, так и из-за его обсуждения решения проблемы, которую можно найти в жизни. религиозная вера.

[14] Франкл (2006).

[15] Конечно, это не оправдывает действий тех, кто поставил других в презренное положение. Для Франкла речь идет о мотивации, а не об оправдании. Восстание против угнетателей, например, может быть очень значимым проектом для тех, кто угнетен. См. также Камю (2018).

[16] Об отношениях и других источниках смысла жизни см. Smith (2017). Рекомендуемая литература: Ландау (2017 г.), Ландау (2022 г.) и Зингер (2009 г.).). Обсуждение того, как обычные «народные» представления о смысле соотносятся с различными философскими теориями смысла жизни, см. у Fuhrer and Cova (2022).

Ссылки

Бенатар, Дэвид (2017). Затруднительное положение человека . Издательство Оксфордского университета.

Калхун, Чешир (2015 г.). «Географии осмысленной жизни», Journal of Applied Philosophy 32(1): 15-34.

Кэмпбелл, Стивен М. и Свен Нихольм (2015). «Анти-смысл и почему это важно», Журнал Американской философской ассоциации 1(4): 694-711.

Камю, Альбер (2018). Миф о Сизифе и другие очерки . Транс. Джастин О’Брайен. Винтаж.

Крейг, Уильям Лейн (2013). «Абсурд жизни без Бога». В: Джейсон Сикрис, изд. Изучение смысла жизни . Уайли-Блэквелл: 153–172.

Франкл, Виктор Э. (2006). Человек в поисках смысла . Маяк Пресс. Первоначально опубликовано в 1946 году.

Фюрер, Джоффри и Флориан Кова (2022). «Что делает жизнь значимой? Народные интуиции о содержании и форме осмысленных жизней», Философская психология.

Кауппинен, Антти (2012). «Значимость и время», Philosophy and Phenomenological Research 84(2): 345-377.

Ландау, Иддо (2017). Поиск смысла в несовершенном мире . Издательство Оксфордского университета.

Ландау, Иддо (2022). Оксфордский справочник смысла жизни . Издательство Оксфордского университета.

Мец, Фаддей (2013). Смысл жизни . Oxford University Press

Милль, Джон Стюарт (1863 г. ). Утилитаризм .

Пармер, В. Джаред (2021). «Смысл жизни и обретение большего удовлетворения», Journal of Ethics and Social Philosophy 20(1): 1-29.

Певица, Ирвинг (2009). Смысл жизни, Том. 1: Создание ценности . Массачусетский технологический институт Пресс.

Певец Питер (1993). Как нам жить? Этика в эпоху личных интересов . Прометей.

Смит, Эмили Э. (2017). Сила смысла . Корона.

Смит, Эмили Э. (2017). «В жизни есть нечто большее, чем быть счастливым». TED.com.

Смэтс, Аарон (2013). «Доброе дело о смысле жизни», The Southern Journal of Philosophy 41(4): 536-562.

Тейлор, Ричард (2000). Добро и Зло . Прометей. Первоначально опубликовано в 1970 году.

Тейлор, Ричард (1987). «Время и смысл жизни», Обзор метафизики 40(4): 675-686.

Толстой, Лев (2005). Моя исповедь . Перевод Эйлмера Мод. Первоначально опубликовано на русском языке в 1882 году.

Вайнберг, Ривка (2021). «Окончательный смысл: у нас его нет, мы не можем его получить, и нам должно быть очень, очень грустно», Journal of Controversial Ideas 1(1), 4.

Вольф, Сьюзан (2010). Смысл жизни и почему это важно . Издательство Принстонского университета. (Лекция Вольфа также доступна на веб-сайте Tanner Lecture Series).

— (2014). Разнообразие значений . Издательство Оксфордского университета.

Похожие статьи

Счастье: что значит быть счастливым? Кики Берк

Философия юмора: что делает что-то смешным? Крис А. Крамер

Экзистенциализм Аддисон Эллис

Камю об абсурде: миф о Сизифе Эрик Ван Акен

Джон Стюарт Милль о хорошей жизни: высококачественные удовольствия Дейл Э. Миллер

Что это такое любить кого-то? Фелипе Перейра

Этический эгоизм: мораль эгоизма: Натан Нобис

Этика и абсолютная бедность: Питер Сингер и эффективный альтруизм, Брэндон Бош

Желательна ли бессмертная жизнь? Фелипе Перейра

Надежда Майкл Милона и Кэти Стокдейл

Ницше и смерть Бога Джастин Ремхоф

Переводы

Турецкий, турецкий

Скачать PDF

Скачать это эссе в формате PDF.

Об авторе

Мэтью Пьяналто — профессор философии Университета Восточного Кентукки. Он является автором книги «О терпении » (2016 г.), а также многочисленных статей и глав в книгах по этике. philosophy.eku.edu/pianalto

Подпишитесь на 1000-Word Philosophy на Facebook и Twitter и подпишитесь на уведомления о новых эссе по электронной почте 9001com 1000WordPhilosPhilos.com

Нравится:

Нравится Загрузка…

Именно игра, а не работа придает жизни смысл

В одном из своих писем к Коринфянам святой Павел занимает твердую позицию относительно того, что значит быть взрослым: «Когда я был ребенком, я говорил как ребенок, я понял как ребенок, я думал как ребенок. Но когда я стал мужчиной, я оставил детские вещи». В последнее время я все больше и больше задаюсь вопросом, был ли он прав, поскольку события приняли для меня несколько иной оборот. Мое второе детство любезно подарили мне мои дети. Это, подозреваю, не случайно. Дети знают то, что забыли взрослые, — то, что взрослые должны забыть, когда начинают играть в великую игру взросления и становления кем-то.

Все началось с запуска. Я бегал большую часть своей взрослой жизни, но когда я стал отцом, эта деятельность приобрела новую регулярность, интенсивность и, возможно, отчаянную свирепость. Это, я полагаю, не было совершенно неожиданным. По сравнению с тем, чтобы провести три часа с двумя мальчиками, обоим младше пяти лет — что, не поймите меня неправильно, я люблю делать — пробежать 20 миль — это расслабляющий отдых. Но бег был только началом.

Над моим старшим сыном, которому тогда было четыре года, в школе издевались. Советы его родителей разошлись. Один из нас сказал ему не бить хулигана в ответ, а сказать об этом учителю. Другой (менее просвещенный) сказал ему дать отпор обидчику, но ничего не говорить учителю. Бедный мальчик взял на себя худшее из обоих миров, сообщив своему учителю: «Я ударил его кулаком — точно так, как показал мне мой папа!» Поразмыслив, я решил, что более трезвый и систематический подход к его самообороне мог бы быть обязательный. Мы пошли в местный учебный центр боевых искусств, додзё. В этот момент мой сын выпадает из истории, по крайней мере, до конца абзаца. Ему нравилось карате, но я был просто очарован. Боевые искусства в различных формах были чем-то, чем я занимался в детстве и юношестве. Но сейчас, глядя в дуло 50-ки, я просто не удержался от нового погружения. На дороге, естественно, были неровности. Через несколько недель я порвал ахиллово сухожилие — частичный разрыв. Это была, как и большинство вещей, моя вина. Мой спарринг против 24-летнего обладателя черного пояса прошел так, как и можно было надеяться. В тисках опрометчивого изобилия я решил вставить в процесс «перетасовку Али». Снап: На меня напала гравитация, которая, кажется, уже не любит меня так сильно, как когда-то. И даже тогда я не мог оставаться в стороне, ковыляя по классу, пока мое ахиллово сухожилие медленно заживало.

Всякий раз, когда мы делаем что-то только ради чего-то другого, мы работаем — даже если мы не получаем финансового вознаграждения

Во время выздоровления я ловил себя на том, что с тоской смотрю на теннисные корты в парке через улицу. Теннис тоже был игрой моего детства, и люди, играющие, казалось, получали огромное удовольствие. Как я мог сопротивляться? Я сделал то, что сделал бы любой отец, переживающий второе детство: я отвел своих сыновей — на этот раз обоих — в ближайшую теннисную школу и настоял на том, чтобы у них были уроки, хотели они того или нет. Они достаточно любили теннис. Но я был… ну, вы видите закономерность.

Итак, моя неделя превратилась в лоскутное одеяло из спортивных занятий. Я бегаю большую часть дня и стараюсь выдержать марафон, когда могу. Я хожу в додзё три дня в неделю (и я купил тяжелую сумку, чтобы заниматься в выходные дни). Я играю в теннис так часто, как могу. Несколько лет назад я был закоренелым домоседом. Но теперь моя жизнь приняла общие очертания жизни моего детства — жизни, которая, как мне казалось, исчезла вместе со снегами минувших лет. Что стоит за всем этим?

Современный мир — глубоко утилитарный, где все должно иметь применение или быть «на что-то годным». В нашей жизни преобладает работа, и, если только нам не везет, мы работаем не потому, что нам это особенно нравится, а для того, чтобы получить оплату — оплату, которая поддерживает нас и наших близких на какое-то время в живых и, если что-то остается, позволяет нам заняться чем-то более интересным, чем работа. Наша жизнь в основном тратится на то, чтобы делать что-то одно ради чего-то другого, что, в свою очередь, делается для чего-то еще.

Это своего рода инструментальное мышление. Что-то имеет инструментальную ценность, если его ценность заключается не в нем самом, а в чем-то еще, что оно может вам дать. Деньги или лекарства являются хорошими примерами. Их ценность не в них самих, а в том, что они могут купить или восстановить здоровье. Деньги и медицина — это не действия, а вещи. Однако деятельность может иметь и инструментальную ценность. Работа — классический пример. Мы работаем, потому что хотим, чтобы нам платили или вознаграждали статусом. Как сказал немецкий философ и физик Мориц Шлик, всякий раз, когда мы делаем что-то только ради чего-то другого, мы, по сути, работаем — даже если не получаем никакого финансового вознаграждения. Большая часть нашей взрослой жизни посвящена работе в этом широком смысле.

Естественно, заманчиво объяснить ценность деятельности второго детства с точки зрения этого общего шаблона их полезности, их вклада в достижение других наших целей. Бег делает вас здоровыми, счастливыми или даже живыми. Теннис то же самое — и не забывайте о многочисленных социальных возможностях, которые предоставляют оба. Боевые искусства часто изображают хорошими — и полезными — потому что они порождают дисциплину, уверенность и другие подобные добродетели. Не то чтобы эти утверждения были ложными. Отнюдь не. Они не только иногда верны, но и могут быть весьма полезными — например, для убеждения скептически настроенного партнера: «Только подумай, что это делает с моим сердцем». когда я разыгрываю карту «полезно для сердца».

Но это рационализация. На самом деле я занимаюсь бегом не из-за его благотворного влияния на мое сердце, здоровье или счастье: на самом деле нет. Я также не занимаюсь карате, потому что слишком забочусь о достоинствах дисциплины или уверенности в себе.

Мысль о том, что мы можем объяснить ценность деятельности второго детства только с точки зрения ее полезности, состоит в предположении, что ее ценность является инструментальной. То есть мы оправдываем их выполнение тем, что получаем: здоровьем, счастьем, уверенностью и дисциплиной. Невольно эти аргументы в пользу спорта и физических упражнений относят эти виды деятельности к широкой категории работы. И это совершенно неправильное понимание второго детства.

Мрачная альтернатива состоит в том, что удовлетворение всегда откладывается, всегда не за горами.

Возможно, большую часть того, что мы делаем в жизни, мы делаем ради чего-то другого. Но есть еще вещи, которые мы делаем просто для того, чтобы делать их — ради них самих, а не ради чего-то еще. Если первая категория — работа, то вторая — игра. Работа – это деятельность, направленная на внешнюю цель. Игра есть деятельность, цель которой является внутренней или присущей ей. В чистом виде игра не имеет внешней цели или вознаграждения. Мы играем просто для того, чтобы играть. Когда удары моих сыновей станут достаточно последовательными и точными, их тренер по теннису спровоцирует игру. Он кричит: «Корзина с фруктами!» и быстро подбрасывает в воздух несколько мячей. Им приходится бросать ракетки, бегать и ловить мячи, прежде чем они перестанут прыгать. Это происходит под их хохот и визг восторга с их стороны — как будто остальная часть их урока была работой, направленной на развязывание этого приступа игры. Мне нравится смотреть это, потому что я не могу представить себе более чистую форму игры. Нет никакой внешней цели или намерения. Мои сыновья делают это просто потому, что именно в этот момент времени — и визги восторга тому подтверждение — нет ничего на свете, чем бы они хотели заниматься. Играть — значит весело посвятить себя делу, а не какой-то внешней цели; к самой деятельности, а не к результату.

Нам лучше надеяться, что в нашей жизни есть хоть что-то похожее на это. Жизнь, посвященная работе и ничему другому, — это жизнь, в которой все делается ради чего-то другого. Ценность никогда не находится здесь и сейчас. Вещи, которые имеют ценность, всегда лежат чуть дальше по дороге. Такая жизнь напоминала бы наказание Тантала: приговоренный стоять в луже воды под ветвями фруктов. Всякий раз, когда он наклонялся, чтобы напиться, вода отступала. Всякий раз, когда он пытался сорвать плод, ветки отрывались от него.

Аристотель первым определил проблему. Предположим, что ваша жизнь состоит из вещей, которые вы делаете ради чего-то другого: вы делаете А, чтобы получить Б, делаете Б только для того, чтобы получить С, и так далее. Следовательно, А не имеет ценности само по себе; его ценность заключается в В. Но В не имеет ценности сама по себе: эта ценность заключается в С. Возможно, в конце концов мы столкнемся с чем-то — назовем это Z — что ценно тем, что оно есть само по себе, а не чем-то еще. Мрачная альтернатива состоит в том, что мы не сталкиваемся с подобными вещами, а удовлетворение всегда откладывается, всегда не за горами (действительно, многие утверждают, что это беговая дорожка потребительства). Если наша жизнь должна что-то значить, должно быть что-то ценное тем, чем оно является само по себе, а не чем-то еще, что может вам дать. Это, на языке философов, называется внутренней ценностью. Совершенно очевидно, что мы должны уметь находить внутреннюю ценность в других людях в нашей жизни. Если мы сосредоточимся только на нашей деятельности — на том, что мы делаем, — то ясно, что это будет не в работе (в моем вышеприведенном смысле — в том, что мы делаем для чего-то еще), а только в игре. Именно игра, а не работа придает ценность нашей жизни.

Любой, кто бегал, занимался боевыми искусствами или теннисом — любой, кто играл — с определенным уровнем яростной приверженности, знает, что это не «развлечение» в прямом смысле этого слова. Удовольствие, веселье и наслаждение не являются целью этих занятий. Иногда они есть, иногда их нет: в лучшем случае они завершают деятельность, как однажды выразился Аристотель. Значение такого рода серьезной игры состоит в том, что она приводит к известным моментам, когда все пункты и цели — все внешние цели — жизни на короткое время заканчиваются. Во время длительного бега наступает момент, возможно, на пределе моей выносливости, когда я больше не бегу ни по какой причине, кроме как для того, чтобы бежать. В карате наступает момент — возможно, когда я нахожусь в середине ката, и каждое движение бездумно и плавно перетекает в следующее — когда я больше не действую по причинам, а действую без них. В теннисе есть момент, когда я отбрасываю как ненужные все мысли о очках, играх и сетах и ​​вместо этого погружаюсь в чистое и дикое удовольствие от ударов по движущейся мишени. Все это моменты, когда бесконечный круг совершения одного ради другого подходит к концу — пусть и ненадолго. В такие моменты я знаком с тем, что стоит делать ради самого дела. В такие моменты я ощущаю внутреннюю ценность своей жизни.

Идея внутренней ценности является современным выражением гораздо более старой идеи. Платон разработал всестороннее описание реальности, и на вершине этого описания лежало то, что он назвал формой добра. Форма добра — это само добро — добро для того, чем оно является само по себе, а не для чего-то еще, что оно могло бы дать. По Платону, форма добра есть самое важное и реальное, но она лежит за пределами физического мира, в идеальном мире форм. Платон думал, что мы можем понять добро, но наш доступ к нему был в высшей степени интеллектуальным. Математику и философию нужно было изучать много лет — желательно вместе с ним. Я предлагаю взять идею Платона о форме добра, но лишить ее этих метафизических атрибутов. Внутренняя ценность не принадлежит другому миру нефизических форм, она принадлежит этому миру. Это часть ткани вещей. И в некоторых формах игры мы можем переживать это напрямую, а не просто теоретизировать об этом. Он скорее ощущается, чем мозговой. Игра в чистом виде есть воплощенное постижение внутренней ценности — формы добра, — как оно дает о себе знать в жизни человека.

Дети знают, что важно в жизни: они знают это инстинктивно и без усилий. Для взрослых это тяжелая работа

Идея второго детства часто изображается как время упадка. «Он вернулся во второе детство», — можно было бы сказать, имея в виду, что его интеллектуальные способности идут на спад — может быть, он становится немного дряхлым. Как также указывал Шлик, мы, естественно, думаем о детстве как о времени незрелости, времени подготовки к важной части жизни, которая придет позже. Мы часто воображаем, что, если мы будем думать достаточно усердно и будем достаточно искусны в своем мышлении, смысл жизни однажды откроется нам, в нашей зрелости. Как и Шлик, я подозреваю, что это неправильно. Дети знают, что важно в жизни: они знают инстинктивно и без усилий. Для взрослых это тяжелая работа. Мы должны заново открыть для себя все это заново. Дети понимают, что действительно важные вещи в жизни — это те, которые стоит делать ради них самих. И все те другие вещи: они просто несчастны — неудобства, навязанные нам непримиримым миром. Мы все знали это когда-то, но забыли, потому что решили играть в требовательную игру — великую игру взросления. Хорошая игра, одна из лучших. Но она также ревнива и лицемерит: лицемерит, потому что отказывается признать, что это игра, и ревнива, потому что не допускает других игр. «Возвращение во второе детство» — это способ заново открыть для себя то, что мы когда-то знали, но должны были забыть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *