Что такое акмеология в психологии
Долгое время в психологической науке большинство исследований, трактатов и теорий было посвящено детскому развитию. Об этом может свидетельствовать практически любая возрастная периодизация, где период от рождения до 18 лет достаточно подробно изучался и был детально проанализирован, тогда как молодости, а уж тем более зрелости и старости не уделялось должного внимания.Тем не менее в 20-х годах ХХ века Н.А. Рыбников ввел такое понятие, как «акмеология», назвав ее наукой о развитии взрослых, зрелых людей. В конце 60-х Б.Г. Ананьев, исследуя жизненные периоды человека, включил эту науку в один ряд с педиатрией и геронтологией (наукой о старости). Однако только в конце 90-х годов был образован первый институт акмеологии.
Чем же сегодня занимается акмеология? Итак, с древнегреческого «акме» переводится как «вершина». Таким образом, акмеология – это современная наука, изучающая механизмы того, как человек достигает наивысшей точки в собственном развитии (здесь имеется в виду и профессиональное, и личностное развитие).
Основные принципы, задачи и области применения
Акмеология как наука в основном изучает период зрелости. Что это значит? Данный период начинается условно с 30 лет и завершается в 50-55 – получается, что он приходится на то время, когда человек максимально активно работает и проявляет себя в обществе.И хотя сегодня многие начинают свой профессиональный путь гораздо раньше – в 20 и в 24 года, но, тем не менее, как утверждают психологи, наиболее активный период саморазвития человека начинается именно с 30 лет.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Как найти себя в жизни?
Рассматривать данную науку необходимо системно, как целостную структуру, которая объединяет в себе многие знания. Более того, важно понимать, что акмеология на данный момент изучает достаточно широкий спектр вопросов:
- Как реализуют свой творческий потенциал, свои творческие способности взрослые, зрелые люди, для того чтобы достичь высот в профессиональном мастерстве (нужно сказать, что больше половины зрелых людей сегодня недостаточно используют или вообще не используют свой творческий потенциал, который мог бы им помочь в достаточной мере реализовать себя).
- Что может препятствовать или, напротив, способствовать достижению высот в собственном профессиональном и личностном развитии.
- Каким образом и чему человек обучается, чтобы достичь высот в профессионализме (как учится, на что делает упор, чему уделяет наибольшее внимание, что ему важно знать и уметь, чтобы достичь высот).
- Как влияет на достижение акме способность человека к самообразованию, а также умение себя организовывать, быть дисциплинированным и целеустремленным.
- Как человек адаптируется под постоянные изменения внешней среды (развитие науки, культуры, искусства, развитие компании, в которой он работает), а также под изменения внутренних интересов, личностный рост и получение новых знаний.
Данная наука объединяет достаточно много разнообразных тем и вопросов, на которые до сих пор нет однозначных ответов. Это позволяет акмеологии постоянно развиваться и совершенствоваться, ведь вместе с развитием общества, людей, сменой поколений должна меняться и наука.
Основные задачи акмеологии на данный момент связаны со следующими аспектами:1. Комплексное, разностороннее исследование человека, находящегося на этапе взрослости. Здесь рассматриваются особенности развития, динамики и изменений в физическом, психологическом, личностном и профессиональном развитии. Также в задачи данной науки входит понимание того, как проходило развитие человека на предыдущих этапах (в детстве, молодости).
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Что такое акцентуация в психологии?
2. Понимание того, как должен развиваться человек на предыдущих этапах развития, чтобы достигнуть определенных вершин в зрелости. Изучение того, как влияют макросреда и микросреда (государство, семья, природа) на способность человека достигать профессиональных и личностных высот.
3. Исследование того, как человек овладевает профессией, как становится мастером в своем деле и достигает вершины в собственном профессиональном развитии. Какие факторы влияют на это положительно, а какие – тормозят данный процесс.4. Кроме того, создание таких методов и инструментов, которые позволят оценивать уровень профессионализма в разных сферах и у разных людей. На данный момент таких методов практически нет, так как сам термин «профессионализм» будет в каждой сфере и отрасли деятельности иметь свое значение.
Направления науки
Акмеология на данный момент включает в себя достаточное количество смежных наук, которые подробно исследуют те или иные особенности взрослой жизни, а также вопросы самореализации зрелых людей. Так, сегодня достаточно серьезно развивается педагогическая акмеология.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Специалист, изучающий данное направление, исследует профессионализм педагогов, особенности становления педагогов и то, как они достигают вершин в своей профессии, а также этапы, через которые проходит педагог на пути к акме.
В том же ключе развиваются такие направления акмеологии:
- Военная.
- Медицинская.
- Социальная.
В наши дни в связи с активным развитием коммерческих предприятий и появлением большого спроса на управленцев и топ-менеджеров стала развиваться управленческая акмеология. Она изучает специфику становления человека не просто как профессионала и мастера своего дела, но и как руководителя, способного направлять деятельность компании и коллектива.
Рекомендуем: Абстрактное мышление — это
Отдельно вопросами творчества, его развития и влияния на профессиональное становление человека занимается креативная акмеология. Она подробно исследует творческое мышление взрослого человека, а также методы его развития и активизации в рамках постоянно развивающегося мира.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
На данный момент самым молодым и активно развивающимся направлением является синергетическая акмеология. Она объединяет в себе и социологию, и самые передовые исследования, касающиеся зрелого возраста, творческих способностей и достижений в профессиональном плане.Нужно сказать, что науке приходится серьезно изменять свои подходы, методы и прочие аспекты вместе с изменяющимся миром и теми требованиями, которые предъявляются к современному работнику. Поэтому синергетическая акмеология старается обращать внимание именно на эти изменения в макросоциуме – на уровне государства, мировых тенденций и так далее.
Конечно, есть множество других направлений, которые тоже весьма активно развиваются на данный момент:
- Коррекционная – исследует проблемы, связанные с достижением «вершин» у людей с проблемами в развитии (физические, личностные, психические). Как и за счет чего они способны достичь своих личных высот.
- Этническая – исследует особенности профессионального становления зрелых людей в зависимости от принадлежности к тому или иному этносу. Как влияют национальные и культурные особенности на развитие человека.
- Акмеология образования – исследует то, какими должны быть образование и образовательные системы, чтобы человек мог эффективно достигать вершин.
Практически любая наука делает свой, весьма серьезный вклад в развитие человечества. На сегодняшний день акмеология позволяет лучше узнать взрослого, зрелого человека, его проблемы, и главное – достижения. Изучение данной науки позволяет значимо расширить свое представление о взрослости. Автор: Дария Потыкан
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
это что за наука? Профессиональная акмеология
Границы собранных человечеством знаний расширяются до невероятности. Появляются новые, молодые науки, помогающие понять смысл всего, что нас окружает, и улучшить качество жизни. Об одной из таких мы поговорим в нашей статье. Наука акмеология — отрасль знаний о достижении человеком вершин в разных сферах жизни. Чем еще занимаются исследователи-акмеологи и какую практическую пользу могут принести их разработки, мы попытаемся представить в интересном свете в нашей статье.
Акмеология — это что за наука?
Слово «акмеология» пришло из греческого языка и имеет в значении два слагаемых: akme — вершина, logos (эта частичка нам прекрасно известна) — учение. Сегодня термином «акмеология» называется наука о вершинных достижениях человека.
Новая наука считается составляющей психологии развития. Особое направление изучения акмеологии в том, что она исследует не просто достижения, коих добиваются люди в зрелом возрасте, но и факторы, способствующие этому. «Отец» акмеологии, которым принято считать Рыбникова Н. А., предлагал еще в 1929 году связывать термин именно с наукой о развитии зрелых людей.
Большое практическое значение результатов акмеологических умозаключений в том, что они в прямом смысле представляют информацию о том, какие условия привели человека к вершинам интеллектуальной, физической и духовной деятельности. Во многом это приближает к пониманию смысла жизни.
Аспекты изучения науки
Акмеология — это изучение многопланового развития человека. Она старается максимально осветить все аспекты, касающиеся развития человека во взрослый период его жизни. Эта наука охватывает такие моменты, как:
- Закономерности, выявляемые в реализации творческого потенциала взрослого человека при созидательной деятельности.
- Особенности обучения взрослого человека и процесса становления его как профессионала.
- Самоорганизация, самообразование зрелой личности, а также самоконтроль при этих процессах.
- Факторы различного порядка (объективные, субъективные), сопровождающие достижение вершин деятельности, как сопутствующие, так и препятствующие успеху.
- Особенности совершенствования взрослого человека, реакции на появление новых обстоятельств (требования профессии, изменения в научном, техническом, культурном прогрессе), самореорганизации, самокоррекции. Здесь же рассматриваются изменения внутренних, личных интересов человека (пересмотр достоинств и недостатков своей деятельности, осознание своих возможностей и способностей).
Таким образом, современная акмеология — это уникальная отрасль научного знания, призванная всесторонне исследовать успех человека и составляющие, приводящие к нему.
Начальный этап и развитие отрасли
Начало акмеологии как науке было положено в 1928 году Рыбниковым Н. А., предложившим сам термин как название науки о развитии человека на взрослом этапе жизни. Но тогда путь молодой науки только начинался.
Более-менее заметной отдельной отраслью знаний акмеология стала в середине 20 века. Тогда известный русский ученый Ананьев Б. Г. определил место нового направления, занимаемое им среди всех наук о человеке. Ближе всего акмеология стояла и стоит к психологии.
Высшую степень признания наука о развитии в зрелом возрасте обрела лишь в 90-е годы прошлого века. Внесли свой вклад в такую науку, как акмеология, Деркач А. А. и Бодалев А. А. Под их руководством была открыта первая кафедра акмеологии (полное название — кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности) в Российской академии государственной службы при Президенте РФ. В 1992 году в Санкт-Петербурге открылась и была официально зарегистрирована Академия акмеологических наук. Инициировали событие российские ученые-психологи Кузьмина Н. В., Деркач А. А., Зимичев А. М.
Сегодня акмеология очень близка по целям и предмету изучения к педагогике и психологии.
На начальных этапах новая наука была обращена к изучению факторов, позволяющих взрослым людям получать высокие достижения в любом виде деятельности (управление, медицина, юриспруденция, сюда же входит акмеология спорта). Постепенно исследователи пришли к выводу, что основа вершинных достижений человека во взрослом возрасте закладывается в детстве. В начале жизни активно развиваются новые навыки, накапливается опыт, формируется отношение к тому или иному виду деятельности и устойчивая мотивационная готовность. Все эти качества, если можно так выразиться, в зрелом возрасте выстраивают успех личности во всех сферах.
Институт акмеологии в Санкт-Петербурге
Акмеология не была признана самостоятельной наукой по всему миру. Так, зарубежные ученые отнесли ее к психологии. Российские же придали большое значение новому знанию, признав его на государственном уровне.
В 1995 году был открыт Институт психологии и акмеологии в Санкт-Петербурге (первоначальное название учреждения — Санкт-Петербургская акмеологическая академия). Это было первое заведение, ориентированное на глубокое изучение молодой отрасли знаний.
За время, что акмеология накапливала результаты своих исследований, выделился ряд направлений. О них скажем далее в нашей статье.
Направления акмеологии
Отдельно в границах рассматриваемого учения стоит профессиональная акмеология. В свою очередь, она имеет свои поднаправления:
— педагогическая акмеология;
— школьная;
— акмеология физической культуры;
— социальная;
— военная;
— медицинская.
Другие направления науки о развитии в зрелом возрасте — это синергетическая, креативная, этнологическая, коррекционная акмеология, а также акмеология управления и образования.
Зрелая личность с акмеологической точки зрения
Центром, вокруг которого сосредотачивает свое внимание акмеология, является зрелая личность с ее сформированными и только лишь образовывающимися характеристиками.
Наука дает признаки зрелой личности. Это и развитое чувство ответственности, стремление конструктивно решать сложные жизненные задачи, потребность заботиться о других, находиться в психологической близости с людьми, активно участвовать в общественной жизни, применяя свои навыки и способности, — все, что ведет к максимальной самореализации.
Показателем того, что индивид — зрелая личность, является признание в социальной группе его качеств и значимости. В зависимости от оценки индивида в обществе формируется его отношение к собственному успеху и неудачам на пути к нему. То есть появляется признание на личностном уровне. В случае если признание не достигнуто, человек испытывает психологический дискомфорт.
Если признание человек не получает ни в социальной среде, ни на личностном уровне, это грозит ему психологическим кризисом личности.
Кроме высказывания своего взгляда на зрелость человека, акмеология уверяет, что для общества крайне важно, чтобы у каждого индивида период акме был как можно дольше. К слову, акме — это наиболее продуктивный период в жизни человека.
Условия для формирования зрелой личности
Достижение вершин в разных сферах деятельности возможно при некоторых условиях. Акмеология это также изучает. И вот какие закономерности, необходимые условия, она выделила:
— правильная организация времени;
— формирование активной позиции при выборе жизненного пути;
— профессиональная и этническая культура;
— приведение в соответствие личностных свойств человека и условий этнопсихологической среды, влияние последней на становление личности;
— благоприятные условия для преодоления противоречий между окружающей средой и личностью;
— продуктивное решение проблем и задач взрослого человека;
— осознание своих возможностей, самосовершенствование и отношение к себе как к творцу своей жизни.
Выводы
Таким образом, в ходе нашей беседы мы выяснили, что такое акмеология и каково ее реальное значение в развитии человека. Также мы узнали, что в России эту молодую науку признали как самостоятельную отрасль знаний, и в 90-е годы был открыт Институт психологии и акмеологии в Санкт-Петербурге. Наука о развитии в зрелом возрасте способна помочь человеку осознать, что ему действительно необходимо для успеха. Пусть же и ваш акме начнется или продолжится на долгие десятилетия!
Заглавная страница
Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: Археология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Техника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Влияние общества на человека Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 27Следующая ⇒
Наука о наивысших достижениях в области профессионального мастерства получила название «акмеология«. Слово «акмеология» восходит к древнегреческому «akme», происходящему, в свою очередь, от слова «axis» («острие») и означающему: «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора»; «en akmy einai» (быть в акме) означает: «быть в полном цвете, на высшей степени развития»[1][1]. Древнегреческие доксографы, составляя жизнеописания прославившихся мудрецов и философов, указывали часто не даты начала и конца их жизни, а то время, когда они явили себя миру именно в качестве мудрецов и философов, т.е. время, на которое приходился высший пик их деятельности — время их «расцвета», акме. Так Диоген Лаэртский, представляя Гераклита, говорит, что «расцвет его приходился на 69-ю олимпиаду»[2][2]. Понятие «акмеология» впервые было введено Н. А.Рыбниковым в 1928 году для обозначения особого раздела возрастной психологии — психологии зрелости или взрослости. Б.Г.Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» указал место таким образом понимаемой акмеологии в системе наук о человеке, поместив ее в ряд: «педагогика — акмеология — геронтология». Б.Г.Ананьев поставил также задачу разработки систематической психологической теории взрослости и зрелости — акмеологии. Он обратил внимание на игнорирование того факта, что фундаментальные разделы психологии связаны преимущественно с измерением различных характеристик и свойств взрослого человека. Так, исследования психических процессов и деятельности взрослых людей составляют основу общей психологии, а изучение различных видов деятельности взрослых людей и определение оптимальных факторов управления той или иной деятельностью составляют содержание большинства дисциплин прикладной психологии. Психологическим характеристикам взрослых людей приписывается, таким образом, функция своеобразного эталона по отношению к характеристикам различных периодов созревания, формирования, роста и старения человека. При этом естественным образом предполагалось, что психологическая и психофизиологическая изменчивость не свойственны «эталонным» психологическим характеристикам взрослости и зрелости. Так, Ж.Пиаже пришел, например, к выводу, что в подростковый период формируется «логика взрослого», после чего, хотя и происходят многие количественные изменения, но последние являются лишь совершенствованием и завершением структуры «логики взрослого»[3][3]. В проведенных Б.Г.Ананьевым исследованиях, предметом которых была возрастная изменчивость интеллектуальных функций взрослых (в возрасте от 18 до 40 лет), было однако показано, что оптимумы многих психических функций приходятся на периоды ранней и средней взрослости. Так, именно в эти периоды зафиксированы наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимумы многих модальностей абсолютной и разностной чувствительности анализаторов внешней среды[4][4], наибольшая пластичность и переключаемость в образовании сложных психомоторных и других навыков. Именно в этот период отмечается наибольшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, а также решения вербально-логических задач. Б.Г.Ананьев указал на парадоксальность сложившейся в психологии ситуации, при которой «в центре психологического познания развития человека оказался ранний и поздний онтогенез, а на периферии — те фазы, когда человек живет наиболее продуктивной творческой и социально-активной жизнью»[5][5]. Он выдвинул тезис, согласно которому «единая научная теория индивидуально-психического развития не может быть построена без специальной разработки ее фундаментального отдела — возрастной психологии зрелости или взрослости»[6][6]. В настоящее время понимаемая как раздел возрастной психологии акмеология получает свое дальнейшее развитие. Так А.А.Бодалев определяет акмеологию, говоря о ее широком понимании, следующим образом: «Акмеология — всесторонне освещает особенности … важнейшей ступени, которую проходит человек в своем развитии — ступени зрелости. Она определяет сходное и различное в ней у разных людей и в таком же ключе проясняет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости»[7][7]. Однако, совершенно иной научный статус акмеология приобретает как только ее объектом становится не широкий спектр всевозможных характеристик зрелого человека как таковых, но прежде всего, — мастерство его профессиональной деятельности, его профессионализм, уже с точки зрения которого акмеологией привлекаются к рассмотрению и исследуются различные стороны жизни взрослого человека, характеристики его психики, условия его воспитания и образования, способы и развернутые технологии осуществления им своей профессиональной деятельности, способы овладения и уровень владения ими и т.д. — но теперь уже строго в перспективе выявления, изучения и дальнейшего практического использования различного рода факторов, способствующих повышению профессионального мастерства, достижению вершин профессионализма. Понимаемая таким образом акмеология уже не может рассматриваться только лишь как раздел возрастной психологии, но выходит за рамки чисто психологической науки, обращаясь к результатам научных исследований, полученных в других областях знания, например, в социологии и педагогике, а также при изучении теории и технологии конкретных производств и видов профессиональной деятельности и, интегрируя их на основе применения собственных понятий, реализации собственного методологического основания, нацеленного на достижение специфических теоретических и практических целей, не свойственных тем отдельно взятым наукам, данными которых пользуется акмеология. Профессиональная деятельность, являющаяся объектом изучения акмеологии, исследуется также другими науками, рассматривающими ее в своих специфических аспектах, преследуя собственные цели. Общая психология, например, исследует механизмы мотивации деятельности, особенности аффективного поведения, закономерности различных психических функций человека: мышления, восприятия, памяти и т. д. Отдельные направления психологии труда, развиваясь на основании положений общей психологии, выявляют особенности психических процессов, наблюдаемые у людей, занятых конкретными видами профессиональной деятельности, и формулируют рекомендации по оптимизации этих процессов, а также требования, предъявляемые к системе обучения будущих профессионалов, касающиеся степени развития различных психических способностей. Технологии и теории различных областей профессиональной деятельности, основываясь на данных конкретных наук, изучают и разрабатывают предметно-процессуальный аспект профессиональной деятельности. Их данные являются исходными для педагогики профессионального обучения, которая, будучи нацеленной на решение проблемы подготовки новых профессиональных кадров, передачи им знаний и умений, необходимых для осуществления определенного вида деятельности, занята разработкой способов и конкретных методик обучения при широком применении данных различных психологических наук. Социология труда, опирающаяся на базис общей социологической теории, исследует профессиональную деятельность в аспекте складывающихся в ее процессе социальных отношений, закономерностей их развития, способов диагносцирования и воздействия на процесс их протекания. Акмеология занимает в этом комплексе наук свое особое место. Выдвигая в качестве своей главной задачи изучение факторов, влияющих на повышение профессионального мастерства и их дальнейшее применение на практике, акмеология проводит собственные исследования и синтезирует данные всех перечисленных выше научных дисциплин на основе ключевого понятия «профессионализм». Так, например, если предметом психологии труда является профессиональное мышление, то акмеология рассматривает последнее с точки зрения уровня профессионального мастерства и выявления различного рода способов его повышения, основывающихся на использовании не только психологического, но также педагогического, социологического, медицинского и технологического знаний. С этой целью акмеологами анализируются различные технологии конкретных видов профессиональной деятельности, выявляются наиболее продуктивные из них, разрабатываются методологические основания и методики различных способов внедрения наиболее продуктивных технологий в различные сферы профессиональной деятельности людей, при этом широко используются данные психологии и педагогики. Таким образом, акмеология предоставляет практикам не просто рекомендации по наиболее желательным параметрам различных характеристик профессиональной деятельности, выявляемым самой акмеологией, а также в пределах тех наук, данными которых акмеология пользуется, но и собственно акмеологический продукт — способы достижения этих параметров, которые реализуются акмеологами-практиками, а также передаются в распоряжение обучаемых ими профессионалов для дальнейшего самостоятельного использования с целью повышения уровня своего профессионализма. Акмеология, таким образом, предлагает различные, готовые к применению способы превращения сначала в объективную методику, а затем — в реально существующие умения профессионалов — именно того, что ранее было уделом лишь наиболее одаренных людей: способности к творчеству, к переоценке и перестройке своего мышления и своих умений для достижения качественно более высокого уровня профессионализма, вершин профессиональной деятельности. Существуют глубокие причины логического и исторического порядка, вызывающие тесное переплетение с одной стороны акмеологических, а с другой — прежде всего педагогических и психологических исследований, что, к тому же, делает актуальной задачу выделения собственно акмеологических исследований и акмеологического знания и отличения их главным образом от педагогики и психологии. Так, мы указали уже на то, что даже сам термин «акмеология» исторически был введен для обозначения психологической науки — раздела возрастной психологии. Не потерял он этого значения и сегодня, так что имеет даже смысл (как это делает, например, А.А.Бодалев) говорить об акмеологии в разных значениях: как о психологии взрослости и как о науке, имеющей своим предметом факторы совершенствования профессионального мастерства. Как теория профессионализма акмеология не может более считаться психологической наукой взрослости еще и потому, что она выходит за возрастные рамки собственно взрослости, но, исследуя профессионализм, обращается к его условиям и факторам, находимым, выделяемым и анализируемым на различных этапах жизни человека, которые, сами будучи рассматриваемыми при этом через призму профессионализма, понимаются ею уже как этапы становления, развития и совершенствования профессионального мастерства и передачи его поколению будущих профессионалов. Однако, именно это обстоятельство и сближает акмеологию с другой психологической наукой — с психологией «жизненного пути», также стремящейся к целостному охвату всей человеческой жизни, однако (в отличие от акмеологии) испытывающей трудности с поиском основания для осмысления самой этой цельности. Еще более тесные связи существуют между акмеологией и теми психологическими науками, которые заняты исследованиями различных видов профессиональной деятельности, что возвращает нас к задаче отличения акмеологии от комплекса психологических наук. А.А.Деркач и Н.В.Кузьмина, отмечая сложность и многообразность связи акмеологии и психологии указывают, например, на следующие причины, по которым акмеология «не может быть включена в систему психологических наук»: «Психологические науки исследуют закономерности отражения объективной реальности в психике человека безотносительно к его профессии, профессионализму деятельности, уровню продуктивности и деятельности. В них нет понятий: профессионализм восприятия, мышления, деятельности, личности. Это акмеологические понятия. Выводы психологии акмеология учитывает, но использует их применительно к профессионализму. Психологические науки аналитические. В них расщепляются процессы отражения и исследуются части: ощущение, восприятие, представление, память и т. д. Акмеология же анализирует целостные профессиональные коллективы, группы, индивидуальности, сложно взаимодействующие в направлении получения общего профессионального результата (с учетом профессиональной роли и вклада в него каждого). В психологических науках, чтобы не получить искаженных данных, исследовательский аппарат от испытуемых скрывается. Акмеология же исходит из того, что вершин профессионализма человек достигает сам. Ее методы разделяются на научно-исследовательские и научно-практические. Последние передаются самим профессионалам, поскольку профессионализм достигается за счет преобразования научных методов в практические»[8][8]. С этими положениями можно согласиться лишь отчасти. Так как на практике отношения акмеологии и смежных с ней научных дисциплин много более разнообразны, нежели — как это может выглядеть с чисто логической точки зрения — простое исполнение акмеологией функции синтезирующей научной теории и организующих практическое применение проектов. Более того, до недавнего времени собственно акмеологические исследования чаще всего выступали лишь составной частью, лишь логически вычленяемым моментом исследований, проводимых в различных областях научной антропологии. С одной стороны, это вызвано существовавшей до самого недавнего времени ситуацией полной организационной неоформленности акмеологии, в результате чего акмеология развивалась в пределах психологических и педагогических проектов и научных институтов, с другой — тем обстоятельством, что все научные дисциплины, связанные с изучением профессиональной деятельности всякий раз, так или иначе, при выходе на практическое применение своих результатов фактически имеют дело с факторами повышения уровня профессионального мастерства. Существенное отличие акмеологии от этих наук состоит скорее в том, что акмеология целенаправленно выделяет профессионализм и воздействующие на него факторы в качестве предмета своего исследования и имеет своей задачей построение, разработку и совершенствование систем повышения профессионального мастерства, для которых ключевыми являются понятия продуктивности и уровня профессионализма. Такие системы могут быть специализированы, подготовлены для использования в рамках конкретных, традиционных видов деятельности (в настоящее время уже можно говорить как о сложившихся о педагогическом, инженерном, профессионально-техническом, медицинском направлениях акмеологии), но могут быть также и исполнены в обобщенном виде с тем, чтобы быть примененными ко всяким видам деятельности, т. е. даже и к тем, для которых не существует еще ни психологического, ни даже технологического описания. А.А.Деркач и Н.В.Кузьмина выделяют такие исследования в особую акмеологическую науку — акмеологию совершенствования и коррекции профессиональной деятельности[9][9]. При этом понятие профессионализма должно быть, конечно же, соответствующим образом специфицировано, применительно к данному виду деятельности. Здесь, по нашему мнению, скрывается существо тех различий, которые существуют между акмеологией и педагогикой, несмотря на всю их очевидную близость. Дело в том, что акмеология, по сути своей, всегда предполагает спецификацию своих методов для каждой конкретной профессии. Исследования самой профессии, ее технологий, — необходимая составная часть акмеологических исследований, без которой не могут быть созданы и прикладные акмеологические программы. Последние включают в себя общеразвивающие элементы как подчиненные, направленные на единственную цель — повышение уровня профессионализма в конкретной профессии, в конкретной области деятельности, при этом для акмеологии всякий раз встает так называемая «проблема переноса», т. е. проблема того, сколь необходима настоящему профессионалу в данной области компетентность в смежных областях и сколь свободно сможет пользоваться обученный по данной программе профессионал полученными знаниями и умениями для овладения смежными профессиями. Далее мы увидим, что данная проблема оказалась на определенном этапе истории акмеологии решающей и обусловившей направление дальнейшего развития этой науки. Но ведь такая проблема вообще может возникнуть лишь в том случае, если изначально стоит задача подготовки человека к некоему определенному виду деятельности. В то время как задача педагогики, возникшей как наука о детях, состоит скорее в воспитании всесторонне развитой личности, сообщении ей различного рода знаний, умений и ценностных установок для ее полноценного вхождения в общество и последующего сознательного выбора профессии. Педагогика, например, начальной школы имеет «на входе» ученика, не имеющего еще никаких психологических механизмов, позволявших бы ему целеустремленно двигаться к вершинам профессионального мастерства. Вот как описывает это психологическое состояние вчерашнего дошкольника А.К.Дусавицкий: » … Вот ребенок садится за парту, устремляя на учителя доверчивый взгляд … До этого он был просто мальчиком, теперь он — ученик. Он пришел учиться. Но чему? Сам он об этом ничего сказать не может. Просто учиться. Интереса к содержанию знаний, к способам познавательной деятельности у него, конечно, нет. Есть основанный на чужом и освоенный с помощью родителей опыт: пришло время и надо идти в школу, чтобы учиться»[10][10]. Для того, чтобы возбудить в этом ученике интерес к знаниям и умениям, помочь ему войти в сложный и беспрестанно меняющийся современный мир и попытаться занять в нем свое место, педагогика обладает весьма обширным инструментарием средств и методов, разрабатываемых самостоятельно и предложенных ей смежными науками, прежде всего психологией. Суть задачи, решаемой педагогикой, можно было бы определить как создание для молодого человека широкого арсенала возможностей, потенций. В известной степени переломным является момент сознательного выбора учеником своей будущей профессии и последующей целенаправленной специализации. Этому сложному психическому процессу на организационном уровне системы образования должна соответствовать система профессиональной ориентации. Проблема профориентации есть логически первая собственно акмеологическая проблема. Решение этой проблемы молодым человеком ставит перед ним множество новых проблем, группирующихся вокруг главной задачи — задачи овладения избранной профессией. Но для обучения этой профессии, для совершенствования в ней и, тем более, для достижения вершин профессионализма необходима уже существенно иная стратегия развития, направляемого на овладение совершенно конкретной деятельностью и оправдываемого исключительно достигнутым уровнем продуктивности в этой деятельности, уровнем профессионализма. (Кстати, именно с наличием у акмеологии такой строгой точки отсчета связан тот факт, что, как отмечают А.А.Деркач и Н.В. Кузьмина, педагогика в отличие от акмеологии «не нашла на сегодняшний день способов измерения эффективности учебно-воспитательного процесса»[11][11].) Таким образом, суть задачи, стоящей перед акмеологией и решаемой ею, в отличие от педагогики, состоит в создании у будущих профессионалов актуальных знаний и умений, т.е. непосредственно приложимых в условиях реально существующей ситуации конкретной профессиональной деятельности, что — уже по причине ограниченности времени, которое любой человек может посвятить своему образованию — всегда неминуемо связано с сужением круга возможностей индивида для выбора различных видов деятельности.
* * *
Итак, акмеология, имея своим объектом профессиональную деятельность, рассматривает и изучает ее с точки зрения проблемы повышения ее продуктивности, выявления закономерностей и факторов совершенствования и достижения вершин профессионального мастерства. Центральной категорией акмеологии, очерчивающей предметную область ее исследований, является категория профессионализма деятельности, раскрываемая через понятия продуктивности, эффективности деятельности и т. д., составляющими понятийный аппарат акмеологической науки. Будучи направленной на реализацию проектов, имеющих конкретную область своего практического приложения, акмеология разрабатывает новые подходы и методы совершенствования профессионального мастерства в различных областях профессиональной деятельности, исследует закономерности этого процесса, разрабатывает методы определения уровня эффективности систем совершенствования профессионального мастерства, направленных на достижение наивысшего уровня профессионализма. Таким образом, представление теоретического потенциала акмеологической науки и разработка в ее рамках конкретных теоретических проблем должны идти по пути раскрытия понятия профессионализма деятельности.
§ 2. ⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒ Читайте также: Техника нижней прямой подачи мяча Комплекс физических упражнений для развития мышц плечевого пояса Стандарт Порядок надевания противочумного костюма Общеразвивающие упражнения без предметов |
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia. su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 161.97.168.212 (0.008 с.) |
Психологическая наука и образование
Психологическая наука и образование публикует теоретические, экспериментальные и практические материалы по психологии и педагогике. Большинство из статьи освещают проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения. Журнал представляет большой научный и практический интерес для различных специалисты в сфере образования.
Журнал входит в Сеть науки Индекс цитирования новых источников (ESCI). |
Издательство: Московский государственный психолого-педагогический университет
Свидетельство о регистрации СМИ: №013168. Дата регистрации
26.11.1994.
ISSN (печатный): 1814-2052
ISSN (онлайн): 2311-7273
Подписной индекс «Роспечати»: 72623 (полугодовой) – для физических лиц
абонентов, 72166 (полугодовых) – для организаций.
Периодичность: 6 раз в год
Издается с 1996
Полнотекстовая электронная версия доступна по адресу https://psyjournals.ru
Плата не взимается любые сборы за подачу или публикацию.
Журнал открытого доступа
Это журнал открытого доступа. Весь контент доступен для некоммерческого
целях бесплатно для пользователя или его/ее учреждения. Пользователям разрешено
читать, скачивать, копировать, распространять, распечатывать, искать или ссылаться на полные тексты
статей или использовать их в любых других законных целях со ссылкой на источник.
Это соответствует определению открытого доступа BOAI.
Условия лицензии:
Все материалы
в этом журнале лицензируются в соответствии с условиями
Creative Commons Attribution-Non-Commercial 4.0 International
Лицензия: пользователи могут свободно копировать и распространять материал на любом носителе.
или форматировать, ремикшировать, преобразовывать и строить на материале, пока они дают
соответствующий кредит, предоставить ссылку на лицензию и указать, были ли изменения
сделанный. Пользователи не могут использовать материалы в коммерческих целях.
Психологическая наука и образование является зарегистрированным рецензируемым академическим учреждением. журнал.
В журнале публикуются оригинальные статьи, научные обзоры и комментарии.
Процесс проверки: Каждая представленная статья, соответствующая нашим общим требований проходит процедуру двойного слепого рецензирования. Все рецензенты являются признанными экспертами по тематике рецензируемых материалов. Отзывы о полученные материалы хранятся в издательстве 3 года. редакция направляет рецензии на представленные материалы авторам в электронную форму.
Веб-сайт журнала: Тезисы, ключевые слова и информация об авторах общедоступна на русском и английском языках для всех опубликованных материалы. Также доступны полные тексты всех докладов. Сайт также предоставляет информацию об Издателе (см. издатель), главный редактор редколлегии (см. Редакция Правление), Редакционный совет, Цели и область применения, а также контактную информацию как в на русском и на английском.
Официальный сайт журнала: https://psyjournals.ru/index.shtml
РИНЦ: Журнал зарегистрирован в РИНЦ (см. Публикация в РИНЦ) и регулярно предоставляет информацию о статьях, опубликованных в этом указателе. Двухлетний импакт-фактор публикации в РИНЦ – 2,109 (дата обращения: 01.10.2020).
Редколлегия/Совет: Редколлегия и Редакционный совет журнала включает 24 специалиста с различными учеными степенями (кандидат наук, доктор наук или эквивалентная квалификация) в исследованиях или преподавании в высших учебных заведениях. Список редакции и/или членов редакционного совета публикуется в каждом номере журнала и на своем официальном сайте на русском и английском языках, с указанием их академические степени.
Издательские стандарты: Все публикуемые материалы содержат информацию о авторов, их место работы и необходимые контактные данные. Ключевые слова и тезисы на английском и русском языках обязательны при публикации научные статьи на русском языке. Все публикуемые статьи должны содержать ссылку списки, составленные в соответствии с правилами публикации, на основании требования, указанные в действующих стандартах. Руководство по подаче, рецензирование и публикация рукописей доступны на официальном сайте Журнал.
Журнал рекомендован ВАК Министерство образования Российской Федерации за издание докторских результаты исследований.
Журнал также включен в различные российские и международные индексации базы данных:
Тематика журнала (по перечню научных филиалы) :
- Теория и практика профессионального образования (13.00.08)
- Педагогическая психология (19.00.07)
- Психология развития, акмеология (19.00.13)
Сайт Свидетельство о регистрации СМИ:
Должность: Психологическая наука и образование
Свидетельство о регистрации СМИ: №013168. Дата регистрации
26.11.1994
Редакция: , Россия, Москва, ул. Сретенка, 29 127051
Рубрики журнала: педагогическая психология, психология развития,
практическая психология, образование, инновационные модели в образовании, педагог
образование.
Форма распространения: периодическое издание, журнал
Языки: Русский
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель: Московская Государственная
Университет психологии и образования
Представление, рецензирование и публикация руководств
· Подчинение рекомендации
· Процесс обзора
Научное обозрение. Педагогическая наука — Научный журнал
С 2014 года издание журнала возобновлено Академией естественных наук.
Издание зарегистрировано в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ПИ ФС77-57475
Все номера журнала размещены в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU и индексируются в РИНЦ
Журнал «Научное обозрение. Педагогические науки» публикует научные статьи в следующие направления:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
- 13. 00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
- 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по направлениям и уровням образования)
- 13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофенопедагогика и логопедия)
- 13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
- 13.00.05 Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
- 13.00.08 Теория и методика профессионального образования
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
- 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии
- 19.00.02 Психофизиология
- 19.00.03 Психология труда, инженерная психология, эргономика
- 19.00.04 Медицинская психология
- 19.00.05 Социальная психология
- 19.00.06 Юридическая психология
- 19.00.07 Педагогическая психология
- 19.00. 10 Коррекционная психология
- 19.00.12 Политическая психология
- 19.00.13 Психология развития, акмеология
ЛИНГВИСТИКА
- 10.02.01 Русский язык
- 10.02.02 Языки народов Российской Федерации
- 10.02.03 Славянские языки
- 10.02.04 Немецкие языки
- 10.02.19 Теория языка
- 10.02.20 Сравнительное, историческое, типологическое и сравнительное языкознание
- 10.02.21 Прикладная и математическая лингвистика
- 10.02.22 Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии
Все публикации рецензируются. Доступ к журналу бесплатный.
ISSN: 2500-3402
Журнал сотрудничает с международными научными организациями International DOI Foundation IDF (International DOI Foundation) и Publishers International Linking Association PILA (Международная ассоциация издателей научной литературы), совместно с которыми участвует в разработке международный проект CrossRef.
Главный редактор — Стукова Н.Ю., к.м.н.
Редколлегия
ФИО | ученая степень, звание | место работы | позиция |
---|---|---|---|
Бесолова Елена Бутусовна | Доктор филол. наук | Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований имени В.И.Абаева — филиал ФГБУН ФНЦ «Владикавказский научный центр Российской академии наук» (Владикавказ) | Заведующая кафедрой осетинского языкознания |
Демир Бахар | Доктор филол. наук | Анкарский университет социальных наук ASBU | Заведующая кафедрой русского языка и литературы |
Синякова Марина Геннадьевна | Доктор психол. наук, канд. пед. наук | ФГБОУ ВО Уральский институт Государственный противопожарный институт МЧС России | Начальник отдела государственной службы и кадровой политики |
Суровцева Екатерина Владимировна | канд. филол. наук | Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова | Факультет филологии, Лаборатория общей и компьютерной лексикологии и лексикографии |
Клейберг Юрий Александрович | Доктор пед. наук, доктор психол. наук | Академия образования Великобритании, директор НОЦ медиационных технологий и ювенальной девиантологии; Тверской государственный университет | Профессор |
Апанасюк Лариса Ахунжановна | Доктор пед. наук | ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» | Профессор кафедры языковой подготовки неязыковых специальностей |
Кисляков Павел Александрович | Доктор психол. наук, канд. пед. наук | ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» | Заведующая кафедрой психологии труда и специальной психологии |
Вишневская Галина Михайловна | Доктор филол. наук | ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» | Ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра интеграции науки и образования |
Виниченко Мария Александровна | канд. психол. наук | ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» | Доцент кафедры русского языка, профессиональной речи и межкультурной коммуникации |
Солянкина Людмила Егоровна | Доктор психол. наук | «Институт мировых цивилизаций» | Профессор кафедры психологии |
Ветвицкая Светлана Михайлона | Доктор психол. наук | «Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации | Старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела профессионально-психологического отбора летного состава |
Дубовицкая Татьяна Дмитриевна | Доктор психол. наук | ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» | Профессор кафедры психологии и дефектологии |
Москвин Виктор Анатольевич | Доктор психол. наук | РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ ВОСПИТАНИЯ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА (ГКОЛИП) | Профессор кафедры психологии |
Резанович Ирина Викторовна | Доктор пед. наук | Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), | Заведующий кафедрой экономики труда и управления персоналом |
Базарбаева Зейнеп Муслимовна | Доктор филол. наук | Институт языкознания. А.Байтурсынова МОН РК | Главный научный сотрудник |
Куликов Леонид Васильевич | Доктор психол. наук | Санкт-Петербургский государственный университет | Профессор кафедры социальной психологии |
Чиршева Галина Николаевна | Доктор филол. наук | ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» | Заведующая кафедрой германской филологии и межкультурной коммуникации |
Федуленкова Татьяна Николаевна | Доктор филол. наук | Владимирский государственный университет имени А.Г. Столетова и Н.Г. Столетов | Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовы |
Нуриев Наиль Кашапович | Доктор пед. наук, канд. тех. наук | Казанский национальный исследовательский технологический университет | Заведующий кафедрой информатики и прикладной математики |
Пазухина Светлана Вячеславовна | Доктор психол. наук | ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет имени Льва Толстого» | Заведующая кафедрой психологии и педагогики |
Сулейбанова Маржан Умаровна | Доктор филол. наук | ФГБОУ «Чеченский государственный университет» | Профессор кафедры русского языка |
Наумкин Николай Иванович | Доктор пед. наук | ФГБОУ ВО Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарев» | Заведующий кафедрой основ конструирования механизмов и машин |
Контактная информация
Учредитель, редакция и издатель — НПЦ Академия естествознания
Телефон: +7 (499) 705-72-30
E-mail редакции:
E-mail редакции:0005
Адрес для корреспонденции: 101000, г. Москва, а/я 47, Академия естественных наук
Издательство Inderscience Publishing – связь научных кругов, бизнеса и промышленности посредством исследований
- Еще одна промышленная революция «Промышленная революция на первый взгляд кажется довольно причудливой. Но в исследовании International Journal of Technology, Policy and Management рассматривается вопрос о том, были ли технологические достижения последних лет достаточно заметными и значительными, чтобы представлять собой шаг вперед по сравнению с предыдущими промышленными парадигмами.
Доминик Нийссен и Роджер Бемельманс из Исследовательского центра анализа данных Зюйдского университета прикладных наук в Херлене и Харро ван Ленте из Департамента технологий и социальных исследований Маастрихтского университета в Маастрихте, Нидерланды, ссылаются на повторное использование фраза «четвертая промышленная революция» Клауса Шваба из Всемирного экономического форума еще в 2016 году. Исследователи рассмотрели эволюцию 33 перспективных технологий в период с 2000 по 2019 год.чтобы оценить, действителен ли термин для этого периода истории.
Принято считать, что первая промышленная революция началась в середине (около 1760 г.) переход от ручного производства к машинному производству и более широкое использование энергии воды и пара для стимулирования быстро развивающейся индустриальной сферы. Замедление произошло в середине девятнадцатого века, но последующий период экономического роста и технического прогресса произошел, когда мы научились управлять электричеством и разработали технологии дальней связи, такие как телеграф и телефон. Эта вторая промышленная революция длилась примерно с 1870 года до начала Первой мировой войны.0005
Только в период после Второй мировой войны, в 1947 году, мы говорим о третьей промышленной революции. Этот период был отмечен вытеснением аналоговой электроники, клапанов и реле предыдущей революции цифровыми устройствами и во многом продолжается до сих пор. Однако мы можем говорить о быстром развитии информационных и коммуникационных технологий, ставших результатом этой третьей революции, как о предвестнике информационной эры. Однако даже эта парадигма была, возможно, лишь местом для настоящей четвертой промышленной революции, быстрого развития взаимосвязанности огромной части растущего населения мира, появления интеллектуальных технологий, использующих машинное обучение, большие данные и алгоритмы, которые могут можно сказать, что у них есть искусственный интеллект. Эти сдвиги парадигмы в информационных и коммуникационных технологиях происходят параллельно с развитием робототехники, медицины, промышленности и даже искусства и развлечений и стимулируют их развитие. Граница между физическим миром, цифровой сферой и даже естественным миром биологических систем становится размытой в Индустрии 4.0.
Проведенный командой анализ предполагаемых технологических провидцев, продуктов и услуг, демонстрируемых такими людьми, реальных технологий, которые внедряются, и того, как все это сочетается с наукой и государственной политикой по всему миру, представляет собой сложную картину. Действительно, работа команды предполагает, что, возможно, нет согласованности, нет единого пути развития, скорее существует несколько запутанная сеть технологий, авторитетов, провидцев и людей. Однако, вероятно, именно так наблюдатели в разгар всех предыдущих промышленных революций воспринимали изменения, происходящие вокруг них в то время.
Тем не менее, существуют видения и происходящие изменения, которые вполне могут отражать сдвиг парадигмы, который ведет нас от старого мировоззрения к новому. В основе эволюции революции лежат искусственный интеллект, Интернет вещей, возобновляемые источники энергии, общая автономия и транспортные системы. Тем не менее, правительства и политики вполне могут пока не признавать эту пятерку лучших, если вообще когда-либо, и кажется, что этот список даже не находится на вершине повестки дня научных исследований. По сути, концепция четвертой промышленной революции является расплывчатой, и программы и инвестиции продвигаются и тянутся по-разному в зависимости от конкретного определения, выносимого на обсуждение в любой момент конкретным человеком или группой.
Однако мы можем быть почти полностью уверены в том, что мир изменится, какие бы термины мы ни использовали для описания изменений. Историки будущего почти наверняка не прислушаются к нашему мнению об этих изменениях и дадут нам ярлык, соответствующий их взглядам на прошлое.
Нийссен, Д., Бемельманс, Р. и ван Ленте, Х. (2022) «Распутывание четвертой промышленной революции: сравнительное исследование этикетки», Int. J. Технология, политика и управление, Vol. 22, № 4, стр. 288–305.
DOI: 10.1504/IJTPM.2022.10050817 - Распространение риска
Многие из нас, если бы их спросили, смогли бы перечислить несколько распространенных рисков компьютерной безопасности — вирусы, непреднамеренно загруженные с файлами из систем обмена, вредоносное ПО в электронных письмах, «фишинг». веб-сайты и вредоносные ссылки в приложениях для обмена сообщениями. Однако у создателей и пользователей вредоносных программ есть гораздо больше скрытых точек входа в компьютерную систему, которые могут быть не столь очевидными. Например, офисное программное обеспечение, такое как электронные таблицы, обычно использует сценарии для выполнения сложных вычислений, и эти сценарии или макросы могут быть использованы третьими лицами, имеющими доступ к электронной таблице.
Добросовестный отдел информационных технологий (ИТ) в компании или организации гарантирует, что его пользователи используют самые последние, наиболее безопасные версии любого программного обеспечения в системе, что антивирус, защита от вредоносных программ и брандмауэры на месте. Кроме того, они предотвратят загрузку и установку непроверенного программного обеспечения. Тем не менее, не все ИТ-отделы проявляют усердие все время, и пользователи, нуждающиеся в обходном пути для конкретной проблемы, вполне могут установить стороннее или более старое программное обеспечение на свой персональный компьютер и потенциально подвергнуть всю корпоративную компьютерную систему атаке со стороны злонамеренных третьих лиц.
В статье International Journal of Business Information Systems команда из Сербии описывает результаты структурированного опроса пользователей компьютеров, посвященного использованию электронных таблиц. Лазар Ракович, Мартон Сакал, Стоянка Дакич и Йовица Джуркович из Университета Нови-Сад в Суботице обнаружили, что большинство пользователей считают электронные таблицы важными для своей работы и функционирования организации. Однако мало кто из их корреспондентов, похоже, знал о рисках, связанных с использованием электронных таблиц. Эти риски не ограничиваются вредоносными сценариями, но включают ошибки электронных таблиц, достоверность, безопасность, неправомерное использование данных и плохой анализ.
Другие проблемы включают в себя отсутствие контроля версий, недостаточную квалификацию пользователей, отсутствие руководств по разработке электронных таблиц, потерю данных, нарушение правовых норм и несанкционированный доступ к данным — все это увеличивает предполагаемые риски, связанные с программным обеспечением для работы с электронными таблицами в организации. Это особенно беспокоит, если это программное обеспечение устанавливается и работает как «теневой ИТ», а не под контролем ИТ-отдела.
Очевидный ответ на коварные проблемы заключается в том, чтобы организации и компании имели четко определенную стратегию управления рисками в виде электронных таблиц, приняли соответствующие стандарты и правила и лучше информировали своих пользователей о рисках теневых ИТ.
Ракович, Л., Сакал, М., Дакич, С. и Журкович, Дж. (2022) «Электронные таблицы: риск из тени», Int. J. Системы деловой информации, Vol. 41, № 1, стр. 1–19.
DOI: 10.1504/IJBIS.2020.10033093 - Создание лучшего бюстгальтера
Исследование, опубликованное в Международном журнале человеческого фактора и эргономики , продемонстрировало, как можно использовать аналитический инструмент для оценки движения груди во время энергичных упражнений. Инструмент показывает, что различия в размере и структуре груди, а также тип бюстгальтера влияют на движение и, следовательно, на комфорт во время тренировки. Результаты более широкого исследования с использованием аналитического подхода могут быть использованы для разработки более эффективных и поддерживающих бюстгальтеров для упражнений для разных людей.
Джозеф Э. Лангендерфер из Инженерно-технологической школы Центрального Мичиганского университета в Маунт-Плезант, штат Мичиган, США, и Ксения И. Устинова из университетского факультета физиотерапии продемонстрировали, что повторный количественный анализ (RQA) может быть использован для оценить изменчивость движений груди, грудной клетки и плеча у людей с разным размером груди и поддержкой во время упражнений. В частности, команда попросила добровольцев выполнить обычное упражнение — звездные прыжки в экспериментальных условиях.
Команда обнаружила, что поддержка груди при ношении бюстгальтера во время упражнений приводит к менее предсказуемым движениям груди. Однако они обнаружили, что, хотя движения больших грудей происходили с большей амплитудой, как и можно было ожидать, во время упражнений, движения были на самом деле менее случайными и более сложными, чем движения маленьких грудей. И наоборот, команда также изучила, как размер груди и уровень поддержки влияют на выполнение упражнений, и обнаружила, что разница в том, как разные члены исследовательской группы выполняли упражнение «звездный прыжок», была небольшой.
«Эти результаты улучшают понимание структуры вариабельности движений груди и тела и того, как бюстгальтеры влияют на движения», — пишут ученые. «Такая информация может улучшить дизайн бюстгальтера с целью обеспечения более эффективной работы человека и физических упражнений». Учитывая, что биомеханика груди и бюстгальтера важна по крайней мере для половины населения, стоит использовать исследовательские инструменты, которые помогают улучшить наше понимание биомеханики с целью повышения комфорта упражнений для этой части населения.
Лангендерфер Дж.Э. и Устинова К.И. (2022) «Количественный анализ повторения для оценки структуры изменчивости движений груди при выполнении прыжковых упражнений», Int. J. Человеческий фактор и эргономика, Vol. 9, № 3, стр. 201–214.
DOI: 10.1504/IJHFE.2022.10046341 - Секс продает, но…
Распространенным приемом в маркетинге и рекламе является использование сексуальной привлекательности во многих ее проявлениях, чтобы показать, что продукт или услуга имеют некоторую связь с сексуальным удовольствием. Исследования в Journal of International Business and Entrepreneurship Development рассмотрел вторичные эффекты сексуальной привлекательности, используемые в рекламе, на подростков, подвергшихся воздействию таких маркетинговых материалов.
Карника Бейнс и Прем Пракаш Девани из Индийского института менеджмента в Лакхнау, штат Уттар-Прадеш, Индия, специально сосредоточились на предполагаемой связи между сексуализированной рекламой и развитием агрессии и сексуальной агрессии у подростков, подвергшихся воздействию такой рекламы. Их результаты показывают, что постоянное воздействие определенных видов сексуализированной рекламы снижает чувствительность подростков к нюансам сексуальности и в некоторой степени дегуманизирует сексуальность. Они также обнаружили, что унизительное изображение сексуальности в рекламе может способствовать ненадлежащему отношению и поведению.
В нынешних условиях многие рынки перенасыщены сексуализированными изображениями и намеками, многие из которых можно смело назвать возбуждающими, но многие из которых можно назвать порнографическими. Конечно, чем больше наглядных материалов, тем больше известности бренд получает от своей кампании. Особенно это актуально, если реклама спорная, шокирующая. Может показаться, что разногласия могут оказать негативное влияние на узнаваемость бренда, но это случается редко, и кампании продолжают раздвигать границы приличия. Распространенная позиция — «действуй сейчас, извиняйся позже», потому что «отсутствие рекламы — это плохая реклама».
Текущее исследование рассматривает социальные издержки сексуальной привлекательности в рекламе. Команда объясняет, как они обнаружили, что «культура играет многогранную роль в определении принятия, эффективности и последствий рекламы с использованием сексуальной привлекательности». Они добавляют, что большая часть эксплуатации сексуальной привлекательности в рекламе унизительна для женщин и во многих рекламных объявлениях находится на необоснованном уровне. Из своего обзора литературы они пришли к выводу, что «секс в рекламе наносит ущерб обществу». Они предполагают, что рекламной индустрии пора пересмотреть свои нормы саморегулирования.
Бейнс К. и Девани П.П. (2022) «Влияние сексуальной привлекательности в маркетинговых коммуникациях на агрессию и сексуальную агрессию: теоретическая перспектива и направления будущих исследований», J. International Business and Entrepreneurship Development, Vol. 14, № 2, стр. 164–187.
DOI: 10.1504/JIBED.2022.10050633 - COVID-19 и экологические, социальные и управленческие инвестиции
Исследование опубликовано в International Journal Sustainable Economy рассматривает влияние глобальной пандемии COVID-19 на экологические, социальные и управленческие (ESG) инвестиции в Индии.
Пиюш Бангур и Ручи Бангур из Женского института исследований в области управления, ориентированного на развитие (WISDOM) в Банастхали Видьяпитх в Банастхали, Раджастхан, Пратима Джайн из Престижного института управления и исследований в Индоре (МП) и Абхикрати Шукла из Шри Институт менеджмента Vaishnav также в Индоре (MP), Индия, изучил данные об инвестициях ESG за период с 2017 по 2021 год, уделив особое внимание моменту, когда новый коронавирус SARS-CoV-2 был впервые обнаружен в Китае в декабре. 2019 года.
Их анализ показывает серьезные последствия волатильности для инвестиций в ESG, очевидно, вызванные пандемией COVID-19. По сути, индикаторы показывают, что уверенность на рынках упала с приходом пандемии. Более того, текущие новости, казалось, оказывали гораздо более непосредственное влияние на стоимость и цены, чем в период до пандемии, что позволяет предположить, что рынки были более чувствительны к любым новостям, чем раньше. Действительно, волатильность сохраняется, и команда сообщает, что нервозность рынка означает, что уверенность инвесторов в области ESG в Индии упала по сравнению с тем уровнем, который был до пандемии.
Возможно, такие падения были неизбежны, особенно в чувствительных областях инвестиций. Действительно, экономики во всем мире пострадали во многих отношениях. Тем не менее, понимание закономерностей, которым следовали рынки, когда впервые появились новости о новом заболевании, и того, как они развивались с появлением новых новостей и окончательного осознания того, что мы находимся в условиях пандемии, может оказаться полезным, когда мы столкнемся со следующей пандемией. Таким образом, работа группы может иметь значение для инвесторов, руководителей корпораций, регуляторов финансовых рынков, ученых и государственных служащих.
«Это исследование может помочь в принятии более обоснованных решений относительно будущих последствий и поддержании доверия рынка», — пишет команда. «Последствия волатильности могут служить дорожной картой для инициирования первых политических действий в случае подобных инцидентов в будущем», — добавляют они.
Бангур, П., Бангур, Р., Джайн, П. и Шукла, А. (2022) «Уверенность в инвестициях в ESG в связи с COVID-19: данные из Индии», Int. J. Устойчивая экономика, Vol. 14, № 4, с.429–440.
DOI: 10.1504/IJSE.2022.10047045 - Наука с использованием времени простоя смартфона
Приложение для смартфона, которое может использовать время простоя устройства, может уменьшить вычислительную нагрузку и нагрузку на полосу пропускания для членов научно-исследовательской группы, которым нужно загрузить большие объемы проектных данных из облака . Акшай Тайвад и Р. Сасикала из Школы компьютерных наук и инженерии Университета VIT в Веллоре, Тамил Наду, Индия, предоставили подробности в International Journal of Internet Protocol Technology .
Вычислительная мощность, объем памяти для хранения данных и время автономной работы обычно являются ограничивающими характеристиками большинства смартфонов. Таким образом, системы облачных вычислений являются ключом к управлению многими научными данными и манипулированию ими. Однако бывают случаи, когда ученому неизбежно потребуется извлекать данные из указанного облака, и это может быстро израсходовать вычислительную мощность и пропускную способность, а также разрядить батареи. Если это сокращение данных противоречит другому критичному использованию смартфона, то оно становится ограничивающим. Команда разработала приложение с простым названием «Power Save», которое, по их мнению, делает именно это.
Энергосбережение работает для координации основных загрузок для любого члена научно-исследовательской группы, использующего смартфон, когда он бездействует. Приложение может найти применение в медицине, астрономии, геологии, физике и многих других областях научной деятельности. Команда отмечает, что при использовании соединения Wi-Fi энергопотребление может быть значительно снижено по сравнению с использованием сотовой связи 3G или 4G.
Taywade, A. и Sasikala, R. (2022) «Распределение мощности обработки с использованием гаджета Power Save для загрузки научно-исследовательских проектов», Int. J. Технология интернет-протокола, Vol. 15, №№ 3/4, стр. 182–188.
DOI: 10.1504/IJIPT.2022.10051092 - Дистанционное обучение в Центральноафриканской Республике
В большинстве сельских районов Центральноафриканской Республики существует значительный социальный, экономический и образовательный дисбаланс. Этот регион находится в разгаре 12-летней гражданской войны, которая на многие годы лишил его детей образования, а пандемия COVID-19 усугубила проблему. В новой работе, опубликованной в International Journal of Mobile Learning and Organization , рассматривается, как алгоритмы управления чат-ботами могут быть использованы для исправления этой ситуации, позволяя учащимся, живущим в сельских районах страны, наверстать потерянные годы обучения с помощью дистанционного обучения. .
Гислен Мервил Сен-Жюст Коссингу, Бессан Мелькиор Дегбоэ, Самуэль Оуйя и Жерве Менди из Дакарского университета Шейха Анта Диопа в Дакаре, Сенегал, объясняют, что дисбаланс, существующий в обществе ЦАР, наиболее очевиден между столица Банги. Учитывая, что многие молодые люди школьного и студенческого возраста потеряли много возможностей в сфере образования из-за военно-политического кризиса в своей стране, команда искала технологическое решение этой проблемы. Они смоделировали два алгоритма и разработали чат-бота, который может помочь с дистанционным обучением и самооценкой образования. Подход должен позволять дистанционно проводить обучение на разных уровнях и в различных областях.
Другие исследователи, конечно же, изучали использование чат-ботов в образовании, но, как предполагает команда, конкретные потребности учащихся в этой части мира во многом заметно отличаются. Их система ориентирована на эти конкретные потребности, но также достаточно гибка, чтобы адаптироваться к конкретной ситуации по запросу. По сути, этот инструмент позволяет учащимся, живущим в отдаленных сельских районах и, возможно, в соответствии с правилами социального дистанцирования, быть в значительной степени автономными в своем образовании, даже если они были вынуждены бросить учебу из-за военно-политических конфликтов. В конечном счете, команда надеется, что их подход устранит образовательный дисбаланс между сельской ЦАР и столицей и позволит нации расти в постконфликтном и постковидном мире.
Kossingou, G.M.S-J., Dégboé, B.M., Ouya, S. and Mendy, G. (2022) «Предложение алгоритмов для компенсации потерянных школьных и университетских лет в постконфликтных африканских странах перед лицом Covid-19: случай Центральноафриканской Республики», Int. J. Мобильное обучение и организация, Vol. 16, № 4, с. 507-525.
DOI: 10.1504/IJMLO.2022.10049581 - 2G или не 2G? Вот в чем вопрос!
В мире коммуникационных технологий существует острая необходимость подтолкнуть пользователей старых систем к современным. Однако уровень образования, финансы и осторожность, часто связанные с возрастом, часто препятствуют обновлению для многих пользователей. Например, нынешние смартфоны высокого класса используют сети пятого поколения, 5G, перейдя от простой голосовой и «текстовой» системы 2G к более быстрым функциональным телефонам и смартфонам на 3G и 4G. Во всем мире остаются миллионы пользователей, которые полагаются на свои простые, дешевые и эффективные телефоны 2G.
Проблема для отрасли заключается в том, что пропускная способность сети, используемая сетями 2G, может быть высвобождена для сетей более высокого уровня, если от нее не зависят активные пользователи 2G. Действительно, в некоторых частях мира сети 2G уже отключены поставщиками услуг, чтобы освободить электромагнитный спектр. Эта пропускная способность выпуска позволяет выполнять более богатые и информативные транзакции в современных системах. Более того, некоторые провайдеры намекают на отключение даже сетей 3G в своих регионах, что заставит практически всех пользователей телефонов в этих регионах перейти с бюджетных кнопочных телефонов на полноценные смартфоны.
Пожилые пользователи, не желающие менять свои простые и недорогие устройства на устройства более высокого класса, возможно, не получают должного внимания за свою сообразительность, но устройства более высокого уровня неизбежно стоят дороже и сопровождаются дорогостоящим контрактом на обслуживание, а также большей сложностью, чем пожилые пользователи могут не захотеть учиться использовать или просто не чувствовать, что им это нужно. Если учесть еще и бедняков, то потребность в старых сетях 2G остается.
Статья в International Journal of Mobile Communications команда из Южной Кореи изучила различные факторы, влияющие на пользователей, которых они называют «отстающими», и почему они остаются привязанными к системе 2G. Хотя наличие пользователей 2G может вызывать раздражение в отрасли, необходимо учитывать потребности этих отстающих. Кажется, что переход с 2G на более современную сеть для стольких пожилых, обедневших или просто неохотных людей дает мало ощутимых преимуществ. Более высокие затраты, значительно сокращенное время автономной работы и гораздо большая сложность должны быть компенсированы пользователями, которые не заинтересованы в функциях смартфона, таких как, например, веб-поиск, социальные сети, приложения и фотографии. Обратное, однако, заключается в том, что с улучшением образования, снижением стоимости и другими стимулами политики могут убедить отстающих в больших преимуществах использования смартфонов, признанных многими другими. Это может помочь в усилиях по сокращению цифрового разрыва между демографическими группами.
Промышленность и политики в конечном итоге объявят конец системе 2G, после чего отстающие будут либо полностью лишены гражданских прав, либо вынуждены обновляться, нравится им это или нет… при условии, что они могут себе это позволить, конечно.
Ким, Д. и Ким, С. (2022) «Почему они остаются с услугами мобильной связи 2G в эпоху 5G?», Int. J. Мобильная связь, Vol. 20, № 6, стр. 659–679.
DOI: 10. 1504/IJMC.2022.10039631 - Набор для дорожно-транспортных травм в интересах развивающихся стран
Инновационный подход к дизайну помог в разработке экономически жизнеспособного пакета помощи при травмах при дорожно-транспортных происшествиях в развивающихся странах. Подход «парашютной конструкции» был подтвержден принципом, продемонстрированным с помощью травматического пакета, разработанного специально для Намибии. Исследователи из Намибии, работающие с коллегами из Великобритании, предоставили подробную информацию о дизайне и разработке в Journal of Design Research .
По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый день на наших дорогах умирает около 3400 человек по всему миру. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы и увечья десятки миллионов человек. У ВОЗ есть цели по уменьшению этого опустошения, и такие страны, как Намибия, которую называют развивающейся страной с доходом выше среднего, являются идеальной средой для разработки пакетов быстрого реагирования, которые могут спасти жизни и уменьшить число пострадавших. в дорожно-транспортном происшествии.
Междисциплинарная команда из Школы искусств и дизайна Кардиффа при Метрополитен-университете Кардиффа и Медицинской школы Университета Кардиффа ранее работала над двумя пакетами травм в период с 2012 по 2016 год. Первый, недорогой пакет травм, был разработан для использования в сельская Замбия, а второй расширил функциональность этого пакета для Европы. Дизайн более нового комплекта травм, пакета Namibia, ориентирован на конкретные требования и доступные ресурсы Намибии для создания недорогой системы. По сути, используя подход, ориентированный на человека (HCD), который собирает отзывы во время разработки от потенциальных конечных пользователей и тех, кто будет производить упаковки, команда смогла наиболее эффективно решить то, что ВОЗ называет «Четыре А». – доступность, доступность, доступность и уместность.
Клара Уоткинс, Стив Гилл из Кардиффского столичного университета, Кардифф, Великобритания, Гарет Лаудон из Школы дизайна Королевского колледжа искусств в Лондоне, Джудит Холл из Университета Намибии, Мэтью Карвардин из университетской больницы Грейндж в Кумбране и Чен Вен Нгуа и Джон Джексон из Совета по здравоохранению Университета Кардиффа и Вейла надеялись добиться значительных успехов в снижении уровня смертности, связанной с дорожно-транспортными происшествиями в Намибии.
Команда делает важный вывод о такой работе и ее преимуществах: «Важно признать, что сотрудничество с Университетом Намибии, предварительное знание контекста, а также доступ и поддержка со стороны ключевых заинтересованных сторон сделали проект жизнеспособным». пишут исследователи.
Уоткинс, К., Гилл, С., Лаудон, Г., Холл, Дж., Карвардин, М., Нгуа, К.В. и Джексон, Дж. (2022) «Проблемы проектирования парашютов: разработка недорогой, подходящий по назначению травматический пакет для использования в Намибии», J. Design Research, Vol. 20, № 1, стр. 1–34.
DOI: 10.1504/JDR.2022.10050855 - Отчеты об атаках
Большинство вторжений на наши устройства и компьютеры с помощью вредоносных программ, сторонних атак и других нарушений, как правило, остаются незамеченными, если только вы не разбираетесь в мире информационной безопасности и не знаете процедуры необходимо донести сообщение до нужных людей. Исследование опубликовано в Международный журнал интернет-технологий и защищенных транзакций рассматривает, как можно использовать машинное обучение для автоматизации процесса сообщения о нарушениях политик в системе.
Альбара Аваджан, Мутаз Алазаб, Исса Киких и Мохаммад Ведьян из Университета прикладных программ Аль-Балка в Аль-Сальте, а также Салах Альхиари из JEPCO в Аммане, Иордания, отмечают, что пользователи компьютеров и мобильных устройств часто сталкиваются с инцидентами безопасности и нарушениями их системы и данные. Они отмечают, что единый подход к сообщениям о такой вредоносной деятельности мог бы в некоторой степени решить эту растущую проблему. Теперь они предложили автоматизированную систему клиент-серверной системы отчетности граждан, основанную на методах машинного обучения, которые могут помочь.
Система может классифицировать изображения, которые пользователь хочет использовать для сопровождения отчета, и может использоваться для сообщения о любых киберпреступлениях, таких как вторжение в банковский счет, мошенничество с кредитными картами, а также фишинговые и фарминговые атаки на их устройства. Тесты показали, что новый фреймворк быстр, удобен и эффективно работает с различными мобильными устройствами, использующими распространенную операционную систему Android.