Аксиологический принцип воспитания предполагает формирование: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД – ВЕДУЩИЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД – ВЕДУЩИЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

Аксиологический подход как методология данного исследования характеризуется своей конкретной направленностью на развитие ценностных ориентаций учащейся молодежи. Именно аксиологический определяет содержание художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования.

Аксиология (от греч. axios – ценность и logos – слово, понятие) – учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков. Понятие «ценности» отличается тем, что оно не функционирует автономно. Оно значимо и включается в процесс, когда к нему обращаются и только после этого оно становится ведущим системообразующим элементом процесса.

О феномене «ценности» создано много различных теорий. Поэтому этот феномен рассматривают с точки зрения теоретического познания  и нравственного практического действия. Философы рассматривают учение о значимых ценностях. Ученые, педагоги рассматривают ценности как содержание, нравственные нормы, которые образуют системность в воспитании личности. Ценность – это идеал в художественном воспитании учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования.

Идеал, избранный специалистами учреждений культуры и образования настолько используется как потенция, насколько они могут компетентно ее реализовать. Этот процесс в художественном воспитании учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования с позиций аксиологического подхода рассматривается автором диссертации как объективное содержание. И здесь значение, смысл, есть  методология, обеспечивающая логическое построение диссертационного исследования. Методология  определяет не только логику диссертационного исследования, но и теорию художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования. Ценность, значение, становится нормой, когда специалисты учреждений культуры и образования по содержанию и форме деятельности ориентируются на идеалы в художественном воспитании учащейся молодежи.

В этом смысле наиболее приоритетными в художественном воспитании учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования являются «познавательные ценности», которые неделимы от ценностей «прекрасного».

Потребность в творчестве приобретает все большее значение в условиях учреждений культуры и вузов.

Назначение вузов культуры и искусств состоит в подготовке будущих профессионалов, способных творчески, компетентно и ответственно относиться к своему делу, вносить в меняющуюся жизнь новое, передовое. Здесь связь профессионализма, творчества и социальной ответственности проявляется особенно отчетливо. Поэтому исследование художественного воспитания и образования в стране на основе хореографического искусства стало логичным благодаря акиологическому подходу к воспитанию.

В ходе опроса студентов Белгородского государственного института культуры и искусств и Московского государственного института культуры творчеством хотят заниматься 89% студентов и 73% магистрантов. В названных вузах культуры и искусств практически все направления специальности и профили имеют аксиологическую составляющую и творческую основу.

Поэтому современное образование в вузах культуры и искусств требует пересмотра содержания и обучающих технологий на базе новых наук, какими являются аксиология, акмеология и др. Аксиологический подход означает соединение таких аспектов как качество образования учебного заведения и художественное воспитание студента, его ценностного отношения к развитию профессионально-творческих способностей.

Вот почему «Аксиология – 1) филос. учение о ценностях и об оценках в этике (этика ценностей), которое исследует, в частности, смысл человеческой жизни; 2) пед. новое понятие, заимствованное из философии, – учение о природе человеческих ценностей: о смысле жизни, о конечной цели и оправдании человеческой деятельности; 3) лингв. Раздел социологии языка, изучающий систему оценок естественных языков и их элементов» [8; c. 15].

Как видим, в педагогических исследованиях аксиологический подход выступает и как метод исследования и как трансляции ценностей в учреждениях культуры. Аксиологическая составляющая личности в мировоззрении учащегося молодого человека опирается на когнитивные и эмоциональные компоненты, регулирующие потребности и мотивацию. По В.А.Сластенин считает, что «эта система включает ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде, ценности, удовлетворяющие потребности в общении, ценности, ориентирующие на саморазвитие  творческой индивидуальности, ценности позволяющие осуществить  самореализацию, удовлетворить прагматические потребности» [9; с. 138].

Поэтому художественное воспитание учащейся молодежи остро ставит вопрос о развитии  потребностей в творчестве, или иначе говоря творческих способностей. Это значит развитие у студентов самостоятельного мышления, умения обновлять и расширять свои знания, творческие потенции.

Аксиологический подход как методология исследования данной проблемы определяет и механизм художественного воспитания учащейся молодежи: восприятие творческих возможностей их использования в учебно-творческом процессе учреждений культуры и в учебно-воспитательном процессе вузов культуры и искусств. Этот симбиоз обусловлен изучением процесса восприятия совместимостью, с процессом общения, где развитие аксиологической составляющей, осознавалась не только в вузе культуры и искусств, и в учреждениях культуры.

Важным фактором художественного воспитания учащейся молодежи помимо эстетического восприятия, эстетических потребностей, идеалов, является культурно-досуговая среда учреждения культуры и образования. Частью культурно-досуговой среды является культурная индустрия.

Одним из ведущих профессиональных качеств, которыми необходимо обладать специалисту учреждения культуры является умение творчески мыслить, обладать креативным складом ума. Для этого необходимо обладать общей конструктивной деятельностью, в которой роль системообразующих ценностей играет внутренний мир личности молодого учащегося человека. Это свидетельствует о том, что творческий акт невозможен без смысла. Основу творческого мышления учащейся молодежи составляет активность личности молодого человека.

В ходе исследования осуществлялся поиск новых возможностей и ресурсов аксиологического подхода для решения проблем художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования. Особый акцент был сделан на аксиологическом подходе, связанном не только с созданием структуры диссертации, но и сферы, входящей в систему художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования. Решить задачи диссертационного исследования с помощью аксиологического подхода позволяет как методология, так и теория художественной деятельности, развития творческих способностей, творческого саморазвития личности в культурно-досуговом пространстве учреждений культуры и образования.

Рассматривая аксиологический подход к художественному воспитанию учащейся молодежи как категории «структурно конституирующих ценностей», необходимо выявить возможности его использования в  теории и практике деятельности учреждений культуры и обучения студентов вузов культуры и искусств.

          Художественная направленность личности учащегося молодого человека — одна из самых существенных характеристик, которая позволяет воспитать систему общественных отношений, в соответствии с идеалами и целями, выдвигаемыми жизнью.

          Аксиологическая составляющая художественной направленности означает, что интересы личности учащегося молодого человека определяются внутренними мотивами деятельности, жизненной позицией.           Отсюда важным структурным элементом, определяющим сущность художественной направленности личности молодого человека является мотив. «Мотивация связана со стимуляцией или побуждением человеческого поведения и заключает в себе комплекс представлений о потребностях, интересах, целях, побуждениях, имеющихся у студента вуза культуры и искусств, с одной стороны, и о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом – с другой. Следовательно, мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность». [6; с. 132]

          Значит, художественная активность – есть осознание значимости и необходимости обучения конкретному предмету деятельности как в учреждениях культуры, так и образования.

В данном исследовании аксиологический подход определяет  реальные причины конкретных действий и их побудителей мотивов. В интересах учащейся молодежи определенные взгляды, психологические установки порождаются не только существующими причинами, но и педагогическими условиями. Внимательное изучение педагогических условий художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования на основе аксиологического подхода и является целью данного исследования.

Интенсивность изменений и преобразований современной действительности требует аксиологического подхода к исследованию художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования. Социально-культурное пространство формирует личность, способную по новому подходить к условиям жизни молодого человека.

Искусство, в частности хореографическое, является мощным фактором развития личности, оно дает молодому человеку возможность самореализации. Процесс развития творческого потенциала учащейся молодежи становится целью художественного воспитания и является началом осмысления этой проблемы.

Способность к творчеству – это умение создать новое, оригинальное. Задачу развития художественно-творческих способностей через реализацию аксиологического подхода в обучении и воспитании учащейся молодежи современными образовательными и культурно-досуговыми технологиями наиболее эффективно решать в оптимальном социально-культурном пространстве.

Здесь необходимо преодоление противоречий внутри самого социально-культурного пространства. Иначе творческий процесс, не будет целостным, а искусство утрачивает художественную значимость и не способствует эффективному развитию учащейся молодежи (Нилов .С. 23).

В последнее время духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи, стало оторванным от реалий общественной жизни. Поэтому процесс социализации молодого поколения стал протекать сложно и противоречиво. Поэтому принятие государственной программы Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2000-2010 годы», Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года сделало еще более актуальным вопрос о ценностных ориентациях учащейся молодежи.

Развитию духовно-нравственных ценностей жизни учащейся молодежи способствуют многочисленные фестивальные движения самодеятельного и художественного творчества. Именно они помогают в художественном воспитании учащейся молодежи.

Широкий спектр проводимых в России фестивалей: «Дельфийские игры», «Роза ветров», «Юные таланты Московии», «Паруса надежды», «Студенческая весна» и другие способствует востребованности и перспективности развития фестивального движения.

Участие в фестивальном движении учащейся молодежи позволяет ей реализовать свой творческий потенциал, утвердиться, определить свои ценностные ориентации в различных видах искусства. Поэтому эффективность художественного воспитания во многом зависит от социального положения учащейся молодежи в обществе, и от конкретных технологий, которые могут быть использованы педагогами в учреждениях культуры и образования в процессе фестивального движения.

При всем многообразии подходов к развитию художественно-творческих способностей, необходимо на наш взгляд, опираться на аксиологический подход, который и был избран в качестве методологии исследования.

Аксиологический подход необходим во всех видах искусства: музыке, хореографии, изобразительном искусстве, театре и др. посредством определения смысловых акцентов. Проблема интеграции хореографического искусства в социально-культурное пространство заключается в том, чтобы не только выявить условия эффективного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования. И здесь очень актуальным становится влияние аксиологического подхода на культурно- досуговую среду. Это даст возможность поднять художественный уровень культурно- досуговой среды за счет содержания деятельности и объединения достижений разных коллективов сферы образования и культуры.

Влияние аксиологического подхода особенно видно на исследовании фестивального движения, которое проводилось диссертантом на базе Научно-методического центра социальной и воспитательной работы Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы. Данные, представленные информационно-аналитическим отделом Центра, позволяют сделать вывод о том, что необходима разработка «политической составляющей» (В. Нилов) работы с детьми и молодежью в социокультурном пространстве города. Иначе говоря, формирование личности, которая способна творчески подходить к новым условиям, духовно и нравственно преобразуя культурно- досуговое пространство вокруг себя. Для учащейся молодежи, участвующей в фестивальном движении, становится приоритетной задачей поддержать руководителей городов и районов. Этой цели служат фестивали, собирающие творческие коллективы, специализирующиеся в разных видах искусства, но  объединённые общей темой гражданского звучания.

В то же время со всей очевидностью стало ясно, что необходимо разработать концепцию художественного воспитания учащейся молодежи в культурно-досуговой среде по месту жительства, которая должна определить пути решения следующих задач:

– восстановить народно-сценическую хореографию, основанную на традиционном фольклоре народов Российской Федерации, показывая его эстетическую привлекательность (не меньшую, чем восточная, ирландская, американская и африканская хореография) и воспитывая национальную идентичность;

– поощрять руководство клубов и центров по формированию ансамблей народного танца (особенно русского народного танца) и активное внедрение их в проводимые массовые мероприятия и праздники;

— продолжить работу по повышению уровня профессиональной компетентности руководителей хореографических коллективов через теоретические и практические семинары, курсы повышения квалификации; активизировать работу по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи.

Решение данных задач, мы надеемся, поможет сформировать «политическую составляющую» в работе с детьми и молодежью. Приоритетом в этой культурной «политике» художественное воспитание  учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования.

Следовательно, аксиология определяет сущность человека как понимающего и реализующего «смысл». В жизнедеятельности молодежи важны не просто художественные произведения, но и их значимость, их смысл в удовлетворении витальной и информационной потребности. Поиск смысла, в сущности, есть поиск ценности художественного воспитания, что  для молодежи является главной задачей в современный период.

Ценность – сложное педагогическое явление. Для того, чтобы художественное произведение, созданное в учреждениях культуры и образования стало ценностью, необходимо обеспечить в нем присутствие таких категорий как значимость, цель, смысл, направленность.

Профессор А.Д. Жарков считает, что «В том случае, когда осознан смысл практической или духовной деятельности, когда чувства личности получают определенную направленность, тогда они способны сделать более активными его действия. И в этом случае волнение приобретает характер, которое может возникнуть от музыки, слова, движения, и тогда это итог всего предшествующего развития (в том числе и эстетического) данной личности.

Эмоционально-рассудочным отражением действительности, вызываемым успешными результатами практической деятельности либо положительными ассоциациями, является радость, которая характеризуется сценическим характером эмоций и оптимистическим настроем мысли. Радость – основа устойчивых положительных состояний личности, её настроения» [1; с. 256].

Формирование ценностей у молодого человека в учреждениях культуры и образования может происходить в процессе познания и творческого осмысления действительности. Сочетание слов (ценность и учение) побуждают к действию. Учение о природе ценностей и получило название «аксиология».

Аксиологический подход и является методологией нашего исследования именно потому, что он раскрывает глубинные смыслы, происходящие в художественном воспитании учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования.

В каждой творческой программе в учреждениях культуры и образования проявляются общие положения философии, педагогики и психологии. Выполняет заказ нашего общества на креативную, творческую личность учащегося молодого человека.

В этих условиях деятельность специалистов – профессионалов и участников коллективов художественной самодеятельности строится на стремлении не выделять обучение в особую самостоятельную форму, а передавать художественные традиции, знания, умения и навыки так, чтобы участник коллектива осваивал их непосредственно в процессе творчества. Так хореографические программы могут использоваться в концертах дивертисментах и тематических концертах, или ином характере синтеза искусств в театрализованной культурно-творческой программе.

В то же время, в ходе исследования недостаточно учитывается особенность выразительных средств, что совершенно необходимо при использовании соответствующих образовательных и воспитательных задач на основе аксиологического подхода.

Сейчас основная причина обращения руководителей хореографических коллективов к выразительным средствам других видов искусств состоит в ориентации на аудиторию, особенно молодежную.

Таким образом, аксиологический подход к художественному воспитанию учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования позволяет выделить общечеловеческие и отечественные ценности в данном процессе, что связано с развитием своих сущностных сил молодым человеком.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. – М., 2012, 480 с.
Жарков А.Д. Теоретико-методологические основы социально-культурной деятельности: Монография. – М.: МГУКИ, 2013. – 456 с.
Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры – фактор развития традиционных народных культур // Культура и образование.  2013. №1(10).  С.79-85.
Немов Р.С. Психология. Книга 1.Общие основы психологии. –М., 2003, 4-е изд. – 688 с.
Нилов В.Н. Формирование художественно-творческих способностей учащихся средствами хореографического искусства. Методическое пособие для хореографических коллективов общеобразовательных школ, клубов и центров.  – М.: ГУ НМЦ СВР, 2013. – 214 с.
Педагогика: Большая современная энциклопедия. Сост. Е.С. Ранацевич. Минск, 2005. 720 с.
Сластенин В.А. Педагогика, М., 1996, 576 с.

 

Аксиологический подход в современной педагогике

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

«Аксиология (от греч. axios — ценный) — философское учение о цен­ностях; диалектический подход, основанный на признании объективного и исторического характера ценностей образования» [2]. Аксиологиче­ские исследования направлены на обобщение представлений о самой цен­ности, о закономерностях ценностных проявлений во всех сферах жизни и в конкретных формах. Тем самым аксиология дает глубоко философские осмысления как ценности человеческого бытия, так и ценностям, служащим ориентирами в деятельности человека.

Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики Ценности сами по себе, по крайней мере, основные из них, остаются постоянными на различных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, красота, творчество и тому подобное, привлекали людей во все времена. Эти ценности, несущие в себе гуманистическое начало, выдержали проверку практики мировой истории.

В истории демократического российского общества речь должна идти не об изобретении каких-то новых ценностей, а, прежде всего об их переосмыслении переоценке. В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействую-щего мира. Она утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Рассматривать социальное развитие вне человека – значит, отделить мышление от его гуманистического фундамента. Именно в контексте такого мышления гуманизация представляет глобальную тенденцию современного общественного развития, а утверждение общечеловеческих ценностей составляет его содержание. Под влиянием общей аксиологии сложилось понимание ценностных характеристик педагогических явлений. В основе педагогической аксиологии лежит понимание и утверждение ценностей человеческой жизни, воспитание и обучение педагогической деятельности и образования в целом. Стремление обосновать особую ценность для человеческого бытия образовательных систем, по всей вероятности, имело место на всех этапах развития педагогического знания. Однако оно было следствием тех взаимоотношений, которые складывались между человеком и обществом. Именно они определяли ценностный статус образования.

В связи с этим аксиология может рассматриваться как методологическая основа образования и современной педагогики. В развитие педагогической аксиологии значительный вклад внесли труды Б.М. Бим-Бада, Б.С. Брушлинского, Б.И. Додонова, Б.Г. Кузнецова, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина, В.М. Розина, М.Н. Фишера, П.Г. Щедровицкого и др.

Выбор аксиологического подхода в качестве методологической основы современной педагогики позволяет рассмотреть образование как социально-педагогический феномен, который находит свое отражение в основных категориях понятиях этого подхода. В то же время аксиологический анализ преобразований, происходящих в России, показывает, что современный институт образования не в полной мере способствует гуманизации общественной жизни.

Для того чтобы задействовать конструктивно-аксиологический потенциал системы образования, необходимо преодолеть сложившийся в ней за предшествующий период механизм торможения. Создание материально организационной базы образования опережает формирование его субъективного фактора. Человеческие ресурсы оставались по-прежнему незадействованными, о чем свидетельствует консервация традиционного образовательного процесса, в котором ученик выступает лишь как объект воздействия, слабая ориентация взрослого населения на продолжение образования, низкая эффективность использования образовательного потенциала.

Идея гуманизации оказалась для современной отечественной науки и практики преждевременной, теоретически и операционально не проработанной. Существующая в мире система образования не соответствует гуманистической тенденции общественного развития и быстро меняющейся социальной действительности.

Следовательно, решающее значение в осуществлении гуманизации образования имеют социальные условия. Важной и сложной научной задачей педагогики является прогнозирование развития образования, решение которой предполагает взаимодействие специалистов разного профиля, активное международное сотрудничество. В то же время главное – качественная сторона педагогического прогнозирования, связанная с содержательной характеристикой образовательного процесса, рассматривается недостаточно глубоко, масштабно и доказательно.

Гуманистически ориентированная философия образования в этой связи – это стратегическая программа качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях. Ее разработка позволит установить критерии оценки деятельности учреждений, старых и новых концепций образования, педагогического опыта, ошибок и достижений. Идея гуманизации предполагает осуществление принципиально иной направленности образования, связанной не с подготовкой «обезличенных» молодых квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности. Идея гуманизации образования, являющаяся следствием применения аксиологического подхода в педагогике, имеет широкое философско-антропологическое, социально-политическое значении, так как от ее решения зависит стратегия общественного движения, которое может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему.

Современная система образования может внести свой вклад в становление сущностных сил человека, его социально-ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущем. Гуманистическая философия образования направлена на благо человека, на создание экологической и нравственной гармонии в мире, на то, человек имел все возможности для гармоничного развития и на протяжении всей жизни стремился к нему.

В современной научно-педагогической литературе аксиологический подход рассматривается как «совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразования действительности в рамках гуманистической парадигмы образования» [2, с. 44]. При этом идейными основами являются культуросообразность, природосообразность и антропологизм.

Таким образом, по мнению ряда авторов, аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку личность рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. По словам О.В. Ибрагимовой, «Гуманистическая ценностная ориентация является аксиологической «пружиной», которая придает активность всем остальным звеньям системы ценностей» [1].

Изучая генезис аксиологического подхода, Н.Г. Лесневская отмечает существование аксиологических принципов, позволяющих реализовывать антропологическую концепцию современного образования и ее гуманистические параметры. Это возможность использования различных философских взглядов при учете этнокультурного многообразия в рамках единой гуманистической системы ценностей; взаимопроникновение, взаимообогащение между традиционной и новаторскими школами, богатого опыта прошлого и перспективного будущего; открытость к диалогу и толе­рантному взаимодействию [3].

Предметом педагогической аксиологии являются ценности:

1. Научно педагогического исследования. Результаты исследования по их ценностному качеству характеризуются общенаучными критериями новизны, актуальности, теоретической и практической значимости. Конкретно-научные критерии зависят от типа исследования (дидактика, теория воспитания и т. д.). В зависимости от эффективности возможна оценка исследований с позиций научной, практической, социальной и экономической значимости.

2. Инновационной деятельности. Если этот результат приближается к цели, которую ставило образование, то его содержание и процесс как ценности обладают большой социально-педагогической значимостью. И здесь также можно говорить о новизне педагогических явлений, практической значимости и других критериях ценности. Невозможно усвоить теоретическое и практическое значения новых педагогических новшеств (аспектов содержания и процесса обучения и воспитания) без выяснения ценностной природы педагогических новшеств, без определения системы педагогических ценностей и критериев оценки педагогических явлений. А именно эти вопросы и должны войти в содержание педагогической аксиологии и определять специфику ее предмета в целом.

3. Педагогических явлений. Педагогическая аксиология обращена не только к новшествам, но и к тем явлениям и процессам в педагогике, которые давно включены в педагогическую действительность и воспроизводятся в ней как особые ценности в массовой практике. Педагогические явления образуют первую большую группу ценностей, которую должна исследовать педагогическая аксиология. Педагогические явления качественно отличаются друг от друга: их качество — это специфика явления по его содержанию, определенности. Именно это содержание детерминирует, в конечном счете, их оценку и ценность. При этом следует различать категорию «качество» в смысле определенности вещи, явления, отличия и в оценочном (аксиологическом) смысле. Это принципиальное положение для педагогической аксиологии. Следует иметь в виду и то, что всякое явление педагогической действительности может получить оценку, быть оценено, однако не всякое может выступать как ценность, поскольку некоторые педагогические явления могут носить деструктивный для развития личности характер или со временем терять ценность.

4. Конкретных ценностей необходимых для формирования у субъектов образовательного процесса.

Приоритетными задачами педагогической аксиологии В.А. Сластенин и Г.И. Чижакова считают следующие:

– анализ исторического развития педагогической теории и образовательной практики с позиции теории ценностей;

– определение ценностных оснований образования, отражающих его аксиологическую направленность;

– разработку ценностных подходов к определению стратегии развития и содержания отечественного образования;

– проблему критериев оценки и определения ценности педагогических и научно-педагогических явлений [4].

Список литературы:

  1. Ибрагимова О.В. Формирование ценностных ориентаций школьников 6-8 классов в процессе комплексного освоения различных видов искусства: дис…. канд. пед. наук. – М., 2002. – 198с.

  2. Краткий педагогический словарь: Учебное справочное пособие / Андреева Г.А., Вяликова Г.С., Тютькова И.А. – М.: В. Секачев, 2005. – 181 с.

  3. Лесневская Н.Г. Становление и развитие аксиологического подхода в истории образования России к. 90хгг XIX в до 1917г.: дис…. канд. пед. наук. – Н.Новгород, 2001. – 200 с.

  4. Сластенин В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования. – М.:МГПИ им. В.И. Ленина, 1982. – 220 с.

Что нужно знать педагогу: понимание четырех основных направлений философии

Распространяйте любовь

Кто-то может возразить, что философия является сущностью образования, и, не зная своей философии, как вы можете учиться, как вы можете учить, как ты можешь жить? В этой статье четыре основных направления философии будут обсуждаться в качестве обзора, чтобы помочь понять важность философии для учителя, воспитателя, родителя или ученика.

Слово философия происходит от двух греческих слов. Первое слово, фило, означает «любовь». Второй, sophy, означает «мудрость». Таким образом, буквально философия означает «любовь к мудрости». У каждого человека есть отношение к жизни, детям, политике, обучению и предыдущему личному опыту, которое информирует и формирует его набор убеждений. Хотя вы можете этого не осознавать, этот набор убеждений, или личная философия, влияет на то, как вы живете, работаете и взаимодействуете с другими. То, во что вы верите, напрямую отражается как на вашем обучении, так и на процессе обучения. В этой главе исследуются различные философские взгляды, влияющие на профессию учителя.

Хотя роль восточной философии в мировой истории и в образовании была значительной, в этой главе основное внимание уделяется роли западной философии в формировании образовательной философии, распространенной в Соединенных Штатах. Важно понимать, как взаимосвязаны философия и образование. Чтобы стать самым эффективным учителем, которым вы можете быть, вы должны понимать свои собственные убеждения и в то же время сопереживать другим. Разработка собственной образовательной философии является ключевой частью вашего пути к тому, чтобы стать учителем.

Чтобы понять основы философии образования, необходимо сначала изучить четыре основных направления философии. Понимание философии образования будет способствовать пониманию того, как эти основы привели к тому, что сегодня обычно практикуется и во что верят в классе. Четыре основных направления философии — это метафизика, эпистемология, аксиология и логика.

Метафизика

Метафизика — это раздел философии, который рассматривает физическую вселенную и природу высшей реальности. Он задает такие вопросы, как: что реально? Каково происхождение мира? Что находится за пределами звезд? Ваше рассмотрение реальности как внешнего творения или внутренней конструкции может повлиять на ваши метафизические убеждения и взгляды, а также на ваше учение. Независимо от вашего определения реальности, исследование и классификация физической вселенной составляют основу нескольких школьных предметов.

Эпистемология

Эпистемология — это раздел философии, изучающий, как люди узнают то, что они знают.
Произведенное от греческого слова episteme, означающего знание или понимание, эпистемология относится к природе и происхождению знания и истины. Эпистемология предполагает, что существует четыре основных основы знания: божественное откровение, опыт, логика и разум и интуиция. Они влияют на то, как преподавание, обучение и понимание происходят в классе.

Аксиология

Аксиология – это раздел философии, изучающий принципы и ценности. Эти ценности делятся на два основных вида: этические и эстетические. Этика – это вопрос о морали и личных ценностях. Эстетика — это исследование того, что красиво, приятно или со вкусом. В аксиологическом образовании речь идет не только о знаниях, но и о качестве жизни.

Логика

Логика — это раздел философии, занимающийся организацией рассуждений. Изучающие логику учатся структурно мыслить. Логика имеет два типа: дедуктивное и индуктивное рассуждение. Дедуктивное рассуждение включает в себя рассмотрение общего случая, вывод общего набора правил или принципов, а затем применение этих правил к конкретным случаям. Индуктивное рассуждение включает в себя взятие конкретных примеров и рассмотрение общих принципов, правил или случаев, которые их вызвали.

Какова ваша философия? Включены ли все четыре направления в ваши ценности в области образования?

Аксиология иноязычного образования

Реферат

В статье представлены исследования, проведенные российскими педагогическими и техническими вузами, а также ведущими зарубежными методистами по определению нового понятия «Аксиология иноязычного образования». Обращение ценностных ориентаций к образованию диктуется современными условиями мировой глобализации и интернационализации, когда образование приобретает полиэтнический, поликультурный, полиязычный характер, в котором ведущую роль занимает иноязычное образование. Цель исследования – представить становление и развитие аксиологии иноязычного образования через анализ словарных определений таких ключевых понятий, как «аксиология», «ценности», «ценностные ориентации»; исследование современной специфики современного равноправного межкультурного общения с учетом культурных ценностей страны изучаемого языка и первой культуры для формирования межкультурной компетенции студента — социально ответственного гражданина своей Родины.

Обоснованы аксиологические ориентиры профессиональной межкультурной коммуникации в рамках профессиональной лингводидактики, направленной на формирование профессиональной компетентности специалиста средствами иностранного языка. В исследовании используются как теоретические методы сравнительного анализа целевых понятий, представленных в научных проблемах, их синтеза, так и научное прогнозирование внедрения нового педагогического направления — «аксиологии иноязычного образования». Таким образом, новизна исследования заключается в содержании новой концепции – «аксиологии иноязычного образования», трансформировавшейся в инновационную педагогическую практику ценностно-целевого иноязычного образования.

Ключевые слова: Аксиологиякультурные ценностиценностные ориентацииаксиология иноязычного образованиякультура страны изучаемого языкапрофессиональная лингводидактика

Введение

Система ценностей, формирующаяся сегодня у обучающихся всех уровней образования, выступает в качестве основы социальной регуляции, определяющей содержание иноязычного образования, направленного на формирование социально ответственного гражданина своей Родины.

Значение знания иностранных языков возросло в связи с происходящими в нашем обществе изменениями, связанными с процессами интернационализации и глобализации. По Н.В. Бордовской его можно определить как «процесс формирования и гармонизации многомерного мира во всех формах проявления» (цит. по: Жаркова, Сороковых, 2017, с. 10).

Поскольку изменения, происходящие в социальной, экономической и духовной сферах нашего общества, утрата ранее значимых ценностей и появление новых, как в зеркале отразились на развитии образования, в том числе иноязычного. Для достижения успеха различных реформ и преобразований в сфере образования необходимо обосновать ценностно-целевые приоритеты образовательной деятельности

Постановка проблемы

Мы действительно ответственны за будущее поколение. Любые изменения в обществе как социально-политические, так и экологические отражаются на системе ценностей, что, несомненно, вызывает ее изменения. Начало нового тысячелетия, когда произошли коренные изменения ценностной иерархии, ознаменовалось девальвацией нравственных и духовных ценностей человека и общества. Кризис, охвативший все сферы жизни общества (науку, культуру, религию), не мог не сказаться и на образовании. Образование должно вернуть людям утраченные представления о нравственных ценностях. Образование, в том числе иноязычное, должно способствовать предотвращению опасности духовной деградации человека и человечества в целом.

В философских, психолого-педагогических словарях и энциклопедиях «аксиология» рассматривается как учение о ценностях, но при этом само смысловое содержание ценностных представлений различно в разных культурах и потому определяется в зависимости от культурно-исторических контекст, время, эпоха. Ценности во французском словаре «Le Robert pour tous» определяются как «valeur — (лат. ‘valoir’) ce qui est vrai, beau, bien dans une société: les valeurs моральные, социальные, эстетические» («Ценности есть то, что истинно , красивое, хорошее в обществе: нравственные, социальные, эстетические ценности» — Перевод наш — А. К., Т. Ж., К. И.) (Ле Робер…, 2001, с. 1157).

В немецком словаре «Langenscheid Grosswörterbuch» термин «Wert» означает: «Nützlichkeit und Qualitӓt von etw.; der erzieherische, geistige, praktische Werte von etw. («Ценности воспитательные, духовные, практические» – Перевод наш – А. К., Т. Ж., К. И.) (Haensch & Wellmann, 2010, с. 1250).

Из приведенных определений видно, что очень важно для французского общества — борьба за демократию, свободу, правдивость/правду. Но для французов-эстетов самой главной ценностью является любовь к красоте и уюту, как в обществе, так и дома. По определению немецкого словаря мы видим, что для представителей немецкого общества очень важны практические ценности, ценности, определяющие порядок («Ordnung») повсюду. Но духовные ценности все же превалируют над практическими. Для представителей русской культуры всегда были, есть и будут духовно-нравственные ценности. Первостепенная задача нашего российского образования — воспитать высоконравственную, духовно богатую личность учащегося, личность нравственно устойчивую во всех отношениях, научить отличать истинные ценности от ложных.

Личность является носителем ценностей, мотивирующих и определяющих ее жизнедеятельность/поведение/поступки.

В основе аксиологии лежат разнообразные классификации ценностей, среди которых особое значение для нас имеют социальные, личностные, жизненные ценности и т.п. Познавая мир, человек оценивает его с точки зрения значимости для достижения своих идеалов и удовлетворения потребностей. Итак, для выявления понятия «аксиология» на основе вышеприведенных определений рассмотрим учение о ценностях, а именно ценностях нравственных, культурных, воспитательных, имеющих особое значение для духовного роста и развития личности учащегося в любое общество.

Исследовательские вопросы

Аксиология иноязычного образования: ценности межкультурного профессионального общения

Научный поиск специального рассмотрения понятий «иностранное образование» и «ценностные ориентации», которые были предметом исследования с конца прошлого века, сегодня становится объектом пристального внимания. Почти 10 лет назад представители научно-профессионального сообщества Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (АПК и ППРО, Москва), а также ряда педагогических и технических вузов России, ближнего и дальнего зарубежья начали целенаправленное исследование этой философско-педагогической концепции и изучение путей превращения научных решений в инновационную практику через призму научно-практических конференций, проводимых на базе вышеуказанной Академии. Научные результаты регулярно представлялись в рамках опубликованных монографий и научных статей (Крупченко, 2017; Крупченко и Кузнецов, 2017; Крупченко, 2018; Крупченко, 2019).; Крупченко, 2020). В настоящее время в связи со сменой парадигмы образования, а также со смещением акцентов в сторону гуманизации в центре внимания оказывается личность учащегося с его самобытностью, багажом знаний. Профессор Гальскова (2013) отмечает, что «личность учащегося становится именно ценностным объектом иноязычного образования.

В контексте аксиологического подхода речь идет о человеке, способном и готовом к межличностному и межкультурному общению на изучаемом иностранном языке, к познавательной деятельности на иностранном языке и к самосовершенствованию и самореализации стать человек высоконравственный, ответственный перед обществом, терпимый и чуткий» (с. 7-15). Поскольку молодое поколение с конца прошлого века «смотрело» на Запад, ориентируясь на свои ценности, перед преподавателем вуза, да и перед преподавателем иностранного языка, сегодня стоит огромная задача отучить нормы и правила поведения, присущие русскому языку. менталитет, ценность образования, трудолюбие, способность самостоятельно приобретать знания по парадигме «Long Life Learning».

В коллективной монографии «Аксиология иноязычного образования» (Крупченко, 2017) динамика ценностных смыслов обращена как к содержательным основаниям иноязычного образования, требующим инновационного методического обеспечения, так и к ценностным теоретическим доминантам системы высшего образования.

значение профессионально ориентированного обучения иностранным языкам. Это привело к научному обоснованию методики междисциплинарного иноязычного образования — Профессиональной лингводидактики (Крупченко, 2018). Дальнейшее исследование, уже рассмотренное в коллективной монографии (Крупченко, 2017), выявило аксиологические аспекты того, как эти аспекты эволюционировали в аксиологические стратегии научной школы «Профессиональная лингводидактика», трансформирующие научные идеи, отражающие ключевые логически структурированные концепты образования. совершенствование процесса профессионального образования по иностранному языку в систему научных взглядов, разделяемых целевым профессиональным сообществом. Практическая значимость профессиональной лингводидактики выражается в необходимости развития профессиональной компетентности специалиста (Иноземцева, 2017). В настоящее время применительно к рыночной экономике одним из факторов социальной защиты будущего специалиста в области финансов, менеджмента и маркетинга, предпринимательства и бизнеса является высокий уровень владения иностранным языком профессиональной компетентности для решения профессиональных задач, которые напрямую зависят на успешность деловых контактов с зарубежными партнерами, а также на личный карьерный рост специалиста (Иноземцева, 2017).
Созданная в 2017 году серия «Профессиональная лингводидактика» продолжает представлять результаты исследований по целевым темам. Так, издания монографий «Аксиология иноязычного образования» (2017 г.) и «Аксиология иноязычного педагогического образования» (Крупченко, 2020 г.) выявили ценностно-целевые идеи современной языковой политики, ориентирующейся на многоязычие и поликультурность. , на задачу актуализации содержания межкультурной коммуникации, ориентированной на равенство. Исследования аксиологии в иноязычном образовании были обращены не только к многообразным аспектам содержания (интеркультурализм и профессионализация), но и к их многоуровневому характеру. По мнению Кузнецова, Крупченко, Щавелевой (2017), профессиональная лингводидактика отражает все уровни междисциплинарной профессиональной компетентности студентов и конкретизирует уровневые и ценностно-целевые аспекты среднего профессионального (педагогического) образования, акцентуация которых возникла в результате выявленных недостатки в научно-методическом обеспечении педагогического корпуса.
Анзина, Крупченко, Кузнецов (2018) видят решение этой актуальной проблемы в учете федеральных образовательных и профессиональных стандартов, предъявляющих требования к профессиональной компетентности и профессиональной деятельности педагога.

В настоящее время завершается ретроспективный анализ разработки стратегий аксиологии иноязычного образования в исследовании, проведенном в декабре 2019 года в формате форума «Аксиология иноязычного образования в контексте подготовки учителя будущего». Форум был реализован в соответствии с целями национального проекта «Образование» (2019-2024 гг.) и рассматривал одно из его направлений «Учитель будущего» как новую амбициозную задачу, поставленную государством по выявлению перспективных аксиологических стратегий, характеризующих учитель будущего. Имеется в виду учитель/преподаватель иностранного языка в контексте реализации задач новой культурно-просветительской доктрины Российской Федерации, связанных с укреплением гражданской идентичности, с формированием традиционных для российской культуры ценностей и моделей поведения. . Масштаб задач, которые рассматривались как общегосударственный вызов научному и профессионально-педагогическому сообществу, побуждал к новаторскому поиску прорывных решений, устремленных в будущее (Крупченко, 2019).). В рамках Форума был проведен анализ состояния сформированности ценностно-ориентированных компетенций учителя иностранного языка, проведенный в ходе подготовки Форума. Консолидация научных идей, мнений, подходов в процессе Форума послужила основой для выявления концептуальных положений аксиологии иноязычного педагогического образования, которые представлены в материалах форума (Крупченко, 2020). В процессе подготовки к Форуму через призму трех исследований был реализован целый комплекс исследовательских задач. Так, анализ конкурса эссе «Учитель иностранного языка будущего», в котором приняли участие 150 студентов бакалавриата и магистратуры — будущих учителей иностранного языка, продемонстрировал важность и влияние компьютерных технологий на образовательный процесс, при этом авторы эссе утверждали, что ни машина, ни робот не могут заменить личность учителя с его индивидуальным подходом к каждому ученику, человеческим теплом, пониманием и поддержкой. Конкурс оценивали как преподаватели, так и студенты, обучающиеся по программе «Творческие конкурсы на уроках иностранного языка», что позволило учесть мнения авторов двустороннего образовательного процесса. Второй и третий виды исследований включали в себя опрос будущих учителей/преподавателей иностранных языков (140 студентов МПГУ – на уровне магистратуры и бакалавриата) и представителей профессионального сообщества, зарегистрированных на Форуме (98 профилей), а также проведение интервью с учеными в области преподавания иностранных языков с привлечением широкого профессионального сообщества для консолидации научных идей ученых из вузов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Практика внедрения аксиологически ориентированных технологий в иноязычное образование

Значимость аксиологических аспектов иноязычного образования в ходе исследования определила необходимость разработки целевых учебно-методических средств подготовки, например, молодых специалистов в области экономики и финансов, менеджмента и маркетинга, предпринимательства и бизнеса , которым в будущем придется иметь дело с зарубежными партнерами. В этой ситуации специалисты должны обладать профессиональной компетентностью в области своей специализации, ориентируясь на ценностно-значимые достижения в своей стране и в стране делового партнера. Они должны учитывать культурные ценности чужой страны для успешных деловых контактов. Преподаватели должны знакомить учащихся с ценностями иноязычного общества, используя различные средства обучения, представляющие литературу, искусство, материальное производство и др.), национальные особенности (порядок и пунктуальность в немецком лингвосоциуме, любовь к шуткам и чувство юмора — в французский): в котором на примере предложенных текстов рассматривается важность формирования таких общечеловеческих ценностей, как ответственность и гражданственность, милосердие, сострадание, страсть и др. Немцы и французы высоко ценят образование («Bildung», «наставление»), подразумевая не только образованность, но и общий альтруизм/эрудицию.

Необходимо изучать ценности иноязычной культуры в сравнении с ценностями своей культуры, а также с этническими ценностями своего народа, к которым также относятся черты национального характера, нравы и обычаи, особенности речевого этикета.

На сопоставительное, контрастное преподавание иностранного языка указывали также немецкие ученые-методологи Герхард Нойнер и Г. Хунфельд: «…Es ist die Möglichkeit, Einblick in eine fremde Welt zu bekommen und sie mit der eigenen Welt zu vergleichen.. («При изучении иностранного языка возможно составить представление о чужом мире и сопоставить его со своим». Перевод наш — А.К., Т.Ж., К.И.) (Нейнер, 2007, с. 111) . Встреча с чужим миром происходит на фоне собственного культурного жизненного опыта учащегося или его отрывочных знаний о нем. Их влияние на его самооценку может варьироваться от восхищения чужим и обесценивания собственного мира до жесткого неприятия «чужого» (культурный шок!). Поэтому учителю нужно быть очень осторожным с выбором тем. Далее методисты подчеркивают, что сопоставление чужой культуры с культурой своей страны должно способствовать размышлениям и рассуждениям о том, что интересно и привлекательно в чужом мире, а что непонятно, чуждо и даже опасно/устрашающе (Нойнер, 2007, с. 111). Студенты уже понимают, что для того, чтобы поддерживать акт общения с иностранцами и быть интересными собеседниками, необходимо знать родную культуру, культуру своей Родины, а также культуру многонационального народа своего региона. Сегодня научная школа «Профессиональная лингводидактика» продвигает методику равноправного межкультурного общения, позволяющую развивать у студентов межкультурную компетентность на основе равноправия, взаимного уважения и признания ценностей каждой страны для успешного межкультурного профессионального общения. Теория напрямую связана с практикой мультидисциплинарного обучения иностранным языкам (Иноземцева, Труфанова, Крупченко, 2019).), доказали необходимость использования ценностно-ориентированных технологий (Прилипко, Иноземцева, 2018), отраженных в учебнике «Английский язык для учителей. Академический английский» (Крупченко, Кузнецов, Прилипко, 2019), в которой преподавателям предстоит познакомиться, изучить и освоить технологии и приемы разработки интерактивных профессионально-ориентированных заданий (Анзина, Крупченко, Кузнецов, 2018).

Цель исследования

Цель исследования заключается в:

  • Обоснование становления и развития аксиологии иноязычного образования, ее ключевые понятия, анализ роли аксиологии в условиях мультикультурализма и полиязычия в современном мире.

  • Обновление содержания межкультурного общения, ориентированного на равноправный диалог с представителями разных культур.

  • Выявление аксиологических установок Профессиональной лингводидактики, направленных на формирование профессиональной компетентности специалиста средствами иностранного языка.

  • Оказание методической поддержки молодым учителям иностранного языка путем издания методических пособий, коллективных монографий, организации конференций и форумов по изучаемым вопросам.

Методы исследования

В исследовании использованы общенаучные методы теоретического исследования (сопоставление и анализ основных понятий, терминов и их характеристик; описание; объяснение; обобщение и систематизация, сравнение и ретроспективный анализ).

Теоретический анализ научной литературы по теме исследования (аксиология иноязычного образования).

Эмпирические методы (педагогическое наблюдение, обобщение, педагогический/методический/лингводидактический опыт, обработка персональных данных, рефератов, создание видеоролика, подготовка и проведение Форума, издание сборника материалов).

Находки

Современный мир вовлечен в глобальные процессы, затронувшие практически все сферы жизни. Подрастающему поколению предстоит жить в новом открытом мире, на стыке чужой и родной культур. Это обусловило актуальность обращения к ценностным ориентациям образования, а именно к обоснованию новой педагогической методики «Аксиология иноязычного образования».

Ценностно-целевая направленность образования, учитывая его полиэтнический, поликультурный, полиязычный и социально-неоднородный характер, и требующая обновления содержания в условиях формирования межкультурной компетенции, становится равностатусной межкультурной коммуникацией, сочетающей в себе сохранение национальное самосознание и взаимоуважение в диалоге культур.

Обращение к аксиологическим установкам, закрепленным в ключевых положениях научной школы «Профессиональная лингводидактика», обосновывающих важность развития иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности специалиста.

Представленные издания учебных пособий, коллективных монографий, материалы по организации конференций и форумов по проблеме «Аксиология иноязычного образования» служат методической поддержкой молодым учителям иностранного языка при проведении научных исследований, разработке учебных пособий, в том числе для тех, кто стать специалистами в области экономики и финансов, менеджмента и маркетинга, предпринимательства и бизнеса, обеспечить успешные внешнеэкономические контакты с представителями других культур.

Заключение

В заключение отметим, что:

В связи со сменой ценностных ориентаций в центре нашего пристального внимания остается личность учащегося, личность развитая, гуманная, толерантная, высокообразованная и высоконравственная, личность, способная жить, творить в постоянно меняющихся условиях. мир. Изучение иностранного языка и культуры способствует развитию поликультурной личности студента;

  • Знание своей и иноязычной культуры, а также отличное владение иностранным языком для делового и профессионального общения, умение поддерживать контакт/межкультурное взаимодействие с представителями различных языковых сообществ является прочной основой для ознакомления студентов с глобальные ценности цивилизации;

Для решения этих и других проблем в исследовании выдвинута идея о том, что основой обучения иностранным языкам может стать обновленная методика иноязычного образования, то есть аксиология иноязычного образования, ориентирующая на равноправный диалог представителей разных культур для успешной реализации задач в сфере образования, науки, бизнеса и производства. Нравственный идеал равноправия, взаимоуважения, преданности своему народу и ответственности перед судьбами человечества — все это лежит в содержании аксиологии, которое предлагается реализовать в процессе иноязычного образования.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-013-20192).

Ссылки

  • Анзина Т., Крупченко А. и Кузнецов А. (2018). Развитие прагматической компетентности преподавателей иностранных языков для преодоления учебных барьеров в экономическом вузе. Материалы Edulearn18, 921–926. https://doi.org/10.21125/edulearn.2018.0314
  • Гальскова Н. Д. (2013). Аксиология иноязычного образования. Москва: АПК и ППРО.
  • Хэнш, Г., и Веллманн, Х. (2010). Большой словарь Лангеншайда. Берлин: Langenscheid KG.
  • Иноземцева К.М., Труфанова Н.О., Крупченко А.К. (2019). Модель повышения квалификации преподавателей иностранного языка технического вуза. Высшее образование в России, 28(1), 147-158. (на рус., реферат на англ.). https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-147-158
  • Иноземцева К. М. (2017). Анализ современных требований к владению иностранным языком специалистами инженерно-технических профилей. Образование и наука, 19(6), 71–90. (на рус., реферат на англ.). https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-6-71-90
  • Крупченко А.К. (2017). Аксиологические ориентиры концепции повышения квалификации преподавателей иностранных языков для системы СПО. В А. Крупченко, А. Кузнецов (ред.), Аксиология иноязычного образования (стр. 95-106). (на рус.). Москва: АПК и ППРО.
  • Крупченко, А. К., и Кузнецов, А. Н. (2017). Профессиональная лингводидактика как передовой передовой подход к преподаванию иностранных языков в ТПОП: ESP против CLIL, INTED2017 Proceedings, 2863-2868. https://doi.org/10.21125/inted.2017.0077
  • Крупченко А.К. (2018). Научная школа «Профессиональная лингводидактика»: международный контекст. Педагогическая наука и практика, 19(1), 7-11. (на рус., реферат на англ.).
  • Крупченко А.К. (2019). Аксиологические стратегии иноязычного профессионального педагогического образования. Преподаватель XXI век, 4, 44-55.
  • Крупченко А.К. , Кузнецов А.Н., Прилипко Е.В. (2019). Английский язык для педагогов: Academic English (B1-B2). Москва: Юрайт.
  • Крупченко, А. К. (2020). Аксиологические стратегии профессиональной лингводидактики: преподаватель иностранного языка для профессиональных целей. В статье А. Крупченко, С.В. Чернышов (ред.), Аксиология иноязычного педагогического образования (с. 323-337). Москва: МПГУ. (на рус.)
  • Кузнецов А., Крупченко А. и Щавелева Е. (2017). Потенциал учебного предмета в формировании профессиональных компетенций: кейс требований стейкхолдеров к обучению иностранному языку в рамках инженерного образования. Материалы INTED2017, 2801-2807. https://doi.org/10.21125/inted.2017.0076
  • Le Robert por tous (2001). Париж: Dictionnares Le Robert.
  • Нойнер Г. и Хунфельд Н. (2007). Методика обучения немецкому языку на иностранном языке. Введение. Берлин: типография Langenscheidt.
  • Прилипко, Е., Иноземцева, К. (2018). Образовательные ценности в оценивании: курс повышения квалификации для преподавателей английского языка вузов в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *