Аксиология это наука о – Аксиология — Википедия

аксиология — это… Что такое аксиология?

        АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia — ценность и logos — учение, понятие, слово) — философское учение о природе ценностей, их обосновании и происхождении, о сущности, функциях, типах и иерархии различных ценностей (предметы, события, произведения, а также традиции, нормы и идеалы, имеющие историческое, социальное, культурное значение для человека). Конституирование этой области знания в специальное учение, или философскую дисциплину, связано с пониманием смыслообразующего значения ценностей как условия познания истинного и ложного в сфере теории познания добра и зла в этике, прекрасного и безобразного в эстетике, как условия подтверждения ценности истины, добра и красоты. А. ставит вопрос о соотношении ценности и оценки. Это — центральная проблема теории познания, этики и эстетики. Признание ценности истины, доброй воли и красоты не приводит к отождествлению ценности с благами, а оценки — с ценностями. Между трансцендентной ценностью и оценкой как смыслом деятельности человека нет полного совпадения. Ценности придают смысл человеческим действиям. Коренным противоречием А. является признание в одних концепциях универсализма ценностей, наличия трансцендентных ценностей и отрицание этого в концепциях, придерживающихся эмпирической и плюралистической трактовки ценностей.

        Появление термина А. в конце 19 — начале 20 вв. связывают с именами Р. Г. Лотце, П. Лапи, Э. Гартмана. Он стал применяться как синоним философии ценностей (термин Г. Мюнстерберга) и теории ценностей, которые формировались в работах философов различных школ

        и направлений. Для предшественника неокантианцев Лотце категории значимости и ценности — это формы деятельности, обладающие «непосредственно ясною и абсолютною ценностью», «безусловно ценная цель», «принцип удовольствия», «нравственное достоинство», «само в себе благо», «ценности/неценности», «верное измерение интереса» и др. Глава марбургской школы неокантианства Г.

Коген в результате переосмысления кантовской доктрины практического разума разработал учение о трансцендентальном культурном сознании как создателе новых ценностей — не только этических и эстетических в науках о духе, но и в науках о природе: точности, объективности, систематизированности и др. У представителей баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккёрт) ценность — это идеальное бытие, бытие нормы, соотносящееся не с эмпирическим, а с трансцендентальным сознанием. Будучи трансцендентальными, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний и соотносятся с идеальным бытием. Их заслугой стало выявление новых продуктивных направлений исследования ценностей в познании: логическое различие суждений факта и суждений оценки; постановка вопроса о существовании ценностных норм (идеалов) и понимание оценки как соотнесения эмпирического сознания с этими нормами; догадка об особой — мировоззренческой (ценностно-оценивающей) и методологической — роли философии, перевод аксиологической проблематики в сферу научного познания и методологии. М. Вебер в своей «понимающей социологии» применил неокантианскую А. к интерпретации социального действия и социального знания в истории и социологии. В его работах обсуждаются понятие ценности и связанные с ним методы и процедуры, такие как «отнесение к ценностям», установление ценностных значений, обеспечение свободы познания отценностныхсуждений,научнаякритикаценностей, ценностный анализ и пр. Правомерно считать, что связь категории идеального типа с принципом «отнесения к ценности» — это главная позиция веберовской методологии гуманитарного познания (П.П. Гайденко).

        М. Шелер развивает А. в контексте философской антропологии, представленной в «Положении человека в космосе» (1928), «Феноменологии и теории познания» (1914), а также в работах по этике — «Формализм в этике и материальная этика ценностей» (1916), «Ресентимент в структуре моралей» (1912). Он определяет теорию познания как учение о постижении и мыслительной обработке объективных содержаний бытия вообще, включая учение о постижении ценностей и ценностных суждений, т. е. теорию восприятия ценностей и оценивания. Ценности включаются в феноменологически понимаемое определение теории познания, вводятся понятия «этическое априори», «эмоциональное априори» — ценностных установок, определяющих нравственное познание и тип научного мировоззрения. Познание
истины,
чисто духовной ценности, признается как ценность более высокая, чем всякая власть, в том числе власть научного и технического знания. В рамках теономной антропологии Шелера поставлен вопрос: как возможна ценность в общей структуре бытия и каково ее отношение к «фактам» реальности? Реальность ценностного мира, согласно Шелеру, гарантирована вневременной аксиологической иерархией ценностей, совокупность которых и есть Бог как абсолютный масштаб оценки. В работе «Ресентимент в структуре моралей» Шелер по-своему реализует требование Ф. Ницше о необходимости критики моральных ценностей, о том, что сама ценность этих ценностей должна быть однажды поставлена под вопрос. Развивая идеи Ницше о том, что ресентимент «сам становится творческим и порождает ценности», он обосновывает влияние социальных факторов и предпосылок на становление и характер ценностей.

        Вопрос о соотношении истинности и ценности, познавательного и этического действия тоже был переосмыслен Ницше, который предложил философию познания, согласно которой описание мира определяется точкой зрения человека, его системой ценностей. Он ввел ценностное понятие «радостной науки», которая оказывается «истинной», если ведет к росту и процветанию жизни. Взгляды Шелера и многие его идеи были приняты Н. Гартманом, но разрабатывались далее в атеистическом ключе. Для него эпистемология ценностной проблематики в таких областях философского знания, как этика, эстетика, философия истории, науки о личности и обществе в целом, своей предпосылкой имеет общую теорию ценностей, или А., которая становится необходимым основанием конкретизации ценностей. В «Этике» (1926) Н. Гартмана представлены как результаты рассмотрения ценностей вообще, так и фундаментальное исследование собственно этических ценностей; излагаются конкретные формы и способы познания ценностей, напр., теоретический и этический априоризм, знание о добре и зле, о пути открытия ценности и другие, значимые для А., эпистемологии ценностей. Существенное значение для А. имеет исследование ценностей как принципов, которое Гартман реализует, рассматривая отношение ценностей-принципов к действительности, специфику их существования в идеально-этической, актуально-этической и реально-этической сферах.

        В 20 в. все более значимой в А., как и в философии науки и эпистемологии, становится проблема соотношения научного знания и ценностей. В работе Л. Витгенштейна «Культура и ценность» исследуется различие научных и ценностных высказываний: первые проверяются соответствием объективным событиям, а вторые — идеалам, с точки зрения которых реальность всегда несовершенна.

        М.М. Бахтин также отмечал принципиальное расхождение познавательной и ценностной установок и предложил в качестве универсальной эстетическую позицию: художник, придавая смысл поступку, преодолевает объективизм ученого и нигилизм моралиста. В современной философии продолжена также традиция утилитаризма, настаивающего на «полезности», или «инструментальности», ценностей, на сведении их к биосоциальным потребностям человека, на отождествлении их с фактами. В частности, в теории Т. Парсонса ценности связаны с функционированием социальных институтов. К-О. Апель и Ю. Хабермас, считая ценностные суждения перформативными, вводят такие коммуникативные действия, как понимание и оценка, в структуру социальной реальности. Распространение концепции аксиологического плюрализма в постмодернистской философии означает, по сути, отход от общей теории ценностей. Вместе с тем отказ от абсолютизации той или иной ценностной системы, часто насаждаемой и поддерживаемой силовыми методами, способствует росту толерантности в обществе. Признание равноправия различных описаний мира и систем ценностей сблизили А. и

эпистемологию. Взаимодействие между ними проявляется в обосновании ценностей (эпистемология моральных, социальных, религиозных ценностей) и в оценке науки на основе общечеловеческих ценностей этика науки, биоэтика, прикладная этика). Особую роль аксиологический подход имеет в культурологии, поскольку культура рассматривается как система ценностей, составляющих программу человеческой деятельности. Культурология, соответственно, представляет собой конкретно-научную систему знаний о ценностях и механизмах их образования и действия. Культурологическое знание по преимуществу является аксиологическим. Другой пример: в немецкой философски ориентированной эстетике и литературоведении 20 в. сформировалась ценностная проблематика, разрабатываемая В. Кайзером, В. Эмрихом, В. Миллер-Зайделем и др.

        Лит.: Проблема ценности в философии: Сб. ст. М.— Л., 1966; Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М., 1967; Философия и ценностные формы сознания. М., 1978; Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Избранные произведения. М, 1990; Ценности культуры и современная эпоха. М., 1990; Шелер М. Избранные произведения. М., 1994; Витгенштейн Л. Культура и ценность // Философские работы. Ч. 1. М., 1994; Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994; Культурология. XX век: Антология. Аксиология, или Философское исследование природы ценностей. М., 1996; Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4; Лейси X. Свободна ли наука от ценностей? Ценностное и научное понимание. М., 2001;

Гартман Н. Этика. М., 2002; Mumterberg H. Philosophie der Werte. Leipzig, 1921; Wissenschaft und Ethik. S-Petersburg — Geidelberg, 2005.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.

epistemology_of_science.academic.ru

АКСИОЛОГИЯ — это… Что такое АКСИОЛОГИЯ?

  • аксиология — аксиология …   Орфографический словарь-справочник

  • АКСИОЛОГИЯ — (от греч. axia ценность и logos учение) филос. дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений …   Философская энциклопедия

  • АКСИОЛОГИЯ —         (от греч. ценность) учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах. В традиц. понимании раздел филос. знания, ориентированный на решение проблемы обоснования общезначимости и теор. знания, и практич. нравств.… …   Энциклопедия культурологии

  • АКСИОЛОГИЯ — [Словарь иностранных слов русского языка

  • Аксиология — (гр. аxios – құндылық, құн және logos – ілім) – адамдардың қажеттіліктерін, мүдделерін және тілектерін орындауға қабілетті нәрселердің, құбылыстардың, үдерістердің (процестердің) сапалары мен қасиеттерін анықтайтын және зерттейтін құндылықтар… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • аксиология —         АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia ценность и logos учение, понятие, слово) философское учение о природе ценностей, их обосновании и происхождении, о сущности, функциях, типах и иерархии различных ценностей (предметы, события, произведения, а… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Аксиология —  Аксиология  ♦ Axiologie    Учение о ценностях и изучение ценностей. Аксиология может быть объективной (если рассматривает ценности как факты) или нормативной (если признает их в качестве ценностей). Вторая вытекает из первой, но первая имеет… …   Философский словарь Спонвиля

  • АКСИОЛОГИЯ — (от греческого axia ценность и…логия), учение о ценностях …   Современная энциклопедия

  • аксиология — сущ., кол во синонимов: 2 • теория ценности (1) • философия (40) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • АКСИОЛОГИЯ — (от греч. ахга ценность и Zogos слово, учение) англ. axiology; нем. Axiologie. Учение о ценностях, исследование содержания, типов, критериев ценностей. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • dic.academic.ru

    Аксиология — это… Что такое Аксиология?

    Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность) — теория ценностей, раздел философии.

    Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

    Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность[источник?]. То есть ценность и польза две стороны одной и той же медали.

    В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля и Кроче.

    Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.

    Аксиологические теории

    Натуралистический психологизм

    Представлен такими именами, как Мейнонг, Перри, Дьюи, Льюис. Данная теория сводится к тому, что источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых фактов.

    Трансцендентализм

    Разрабатывался в Баденской школе неокантианства (Виндельбанд, Риккерт) и связан с представлением о ценности как об идеальном бытии, соотносящимся не с эмпирическим, но с «чистым», или трансцендентальным, сознанием. Будучи идеальными, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний. Тем не менее, ценности должны каким-то образом коррелировать с реальностью. Поэтому мы должны либо идеализировать эмпирическое сознание, приписав ему нормативность, либо развить идею «логоса», некоторой сверхчеловеческой сущности, на которую опираются ценности.

    Персоналистический онтологизм

    Персоналистический онтологизм развивает последнюю из двух вышеназванных возможностей, связанную с идеей «логоса» (Шелер). Реальность ценности обусловлена, согласно Шелеру, «вневременной аксиологической серией в Боге», несовершенным отражением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая образует и онтологическую основу личности. Николай Гартман в этом контексте поставил вопрос о необходимости автономизации ценностей и освобождении аксиологии от религиозных предпосылок.

    Культурно-исторический релятивизм

    Эта теория связана с именем Дильтея, утверждавшего идею аксиологического плюрализма, т. е. множественность равноправных ценностных систем, зависящих от культурно-исторического контекста, и познаваемых в рамках познания таких контекстов.

    Социологизм

    Вебер развил представление неокантианцев о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта и применил его к интерпретации социального действия. В дальнейшем в школе структурно-функционального анализа (Толкотт Парсонс) понятие ценности приобретает обобщённый методологический смысл как средство выявления и описания социальных отношений и институтов: социальная система любого масштаба предлагает наличие некоторых разделяемых всеми его членами ценностей.

    Проблема ценностей в особенно острой форме возникает в обществе, в котором обесценивается культурная традиция и идеологические установки которого дискредитируются.

    Литература

    • Ильин В. В. Аксиология. — М.: Изд-во МГУ, 2005. — 216 с. — 2000 экз. — ISBN 5-211-05011-8
    • Ивин А. А. Аксиология. — ISBN 5-06-005308-3
    • Розов Н. С.. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. — Новосибирск: НГУ, 1998.
    • Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление / Редкол.: Графский В. Г., Мамут Л. С., Нерсесянц В. С. (Отв. ред.) — М.: Изд-во ИГиП РАН, 1996. — 89 c.
    • Политико-правовые ценности: история и современность / Графский В. Г., Дождев Д. В., Ефремова Н. Н., Козлова Н. Ю., и др.; Под ред.: Нерсесянц В. С.; Редкол.: Графский В. Г., Лаптева Л. Е., Мамут Л. С. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 256 c.
    • Сунь Вайпин. Современное состояние и тенденции изучения аксиологии в Китае //Вестник Российского философского общества. 4(44), 2007.- С.89-95

    Ссылки

    См. также

    dic.academic.ru

    5. Аксиология науки

      1. Ценность науки и ценности в науке

        1. Понятие аксиологии

    Аксиология — эго раздел философии, изучающий природу, онто-логический статус, происхождение, структуру ценностного мира. Тер-мин аксиология (от греческих слов axia — ценность и logos — слово, поня-тие, учение) введен в философию только в начале 20-го века, хотя ценно-стная проблематика присутствует в философии изначально. Чаще всего ис-торию аксиологии начинают с разработок немецкого философа Р. Г. Лот-це (1817-1881), который отчетливо различил сферу ценностей от сферыфактов и сферы интеллектуального постижения фактов (истин). Все пред-шествующие попытки постижения и описания ценностей (от Платона доКанта) принято относить к предыстории аксиологии. Существенный вкладв становление аксиологии внесли сочинения Ф. Ницше, а также труды нео-кантианцев (Г. Когена, В. Виндельбанда, Г. Риккерта).

    Особенно интенсивно аксиология развивалась в конце 19-го — первойтрети 20-го века. В это время сформировались основные подходы, раскры-вающие природу ценностей: субъективистский, субъективистско-

    объективистский, объективистский. Согласно первому подходу, ценностине существуют сами по себе (до и независимо от человека), они локализу-ются в оценивающем субъекте. Источником ценностей здесь являются це-ли, чувства, воля человека. В качестве ценностей сторонники данного под-хода рассматривают все, что имеет значение для человека. Представителивторого подхода критиковали «субъективистов» на том основании, что ненаши эмоциональные состояния и интеллект обусловливают ценность не-которых предметов, а наоборот: особые свойства этих предметов делаютих значимыми, ценными для нас. В рамках этого подхода подчеркиваласьтакже социокультурная природа ценностей, В качестве ценностей здесьистолковываются в первую очередь нормы, правила, идеалы, сформиро-вавшиеся в лоне определенной культуры. Создатели третьего подхода ут-верждают онтологическую независимость мира ценностей от восприни-мающего их субъекта. В рамках этого подхода ценности образуют особоецарство. Нечто становится ценным постольку, поскольку оно «причастно»это царству.

    Среди многих авторов, внесших значительный вклад в развитие ак-сиологии, упомянем немецкого философа М. Шелера. Он выстраивает, вчастности, иерархию ценностей, включающую в себя последовательностьчетырех рядов. А. Ценностный ряд, в основе которого лежит оппозиция«приятного» и «неприятного». Б. Ценностный ряд, основанный на оппози-

    241

    ции «благородного» и «низкого», а также включающий в себя ценности изсектора «благополучия» и «благосостояния». В. Ряд духовных ценностей;этические ценности, эстетические ценности, ценности познания. Г. ВЫС-ШИЙ ценностный ряд, построенный на оппозиции «святого» и «несвдхо_го»1.

    Как уже отмечалось, наша эпоха характеризуется глубочайшим Цен-ностно-смысловым кризисом, поэтому потребность в глубоких и целс)СХ_ных аксиологических разработках, которые помогли бы современному че-ловеку более отчетливо определить СВОИ жизненные устремления И созна-тельно избрать стратегию деятельности, становится все более острой.

    Значительное место в современной аксиологии занимает проблема-тика аксиологии науки.

        1. Основные проблемы аксиологии науки

    Говоря о науке как предмете аксиологии, следует иметь в виду дваотносительно самостоятельных круга проблем.

    Первый ИЗ НИХ концентрируется вокруг вопроса О ценности (значе-нии, роли) науки в социокультурной жизни. Другими словами, — это воцр0со благотворности или вредоносности для человека и общества науки Каксоциокультурного феномена. Мы уже неоднократно касались этого вопро-са (см. разделы 1.3.5, 1.5.3, 2.2.3, 2.3.2, 3.3.6, 3.5.1). Как известно, сущ^сх-вует целый веер разнообразных ответов на этот вопрос. В частности, Диа-метрально противоположные ответы на него дают представители сциен-тизма и антисциентизма.

    Сциентизм (от латинского слова зшепйа — знание, наука) оцениваетнауку как высшее достижение человечества. Сциентисты (представителисциентизма) убеждены в том, что именно развитие науки ведет человече-ство по пути безграничного прогресса, по пути овладения силами прирС)дЫ?по пути совершенствования человека и общества. Именно наука, с тцЧкизрения сциентистов, дарует человеку истину и все более мощные средствапреобразования мира. Идеи сциентизма достаточно отчетливо сформули-рованы уже в эпоху Просвещения. В последовательной форме эти Цдеипредставлены в позитивистской философии на всех этапах ее развихия.Как сциентистские могут быть охарактеризованы марксистские оце»нкинауки. Весьма близки к сциентизму также такие направления философиикак прагматизм, аналитическая философия и структурализм. Очевидно, Чтосциентизм порожден и поддерживается стремительным развитием нау^ииее колоссальными достижениями в самых различных областях.

    1 Об иерархии ценностей, обосновываемой М. Шелером, см. также его работу «Фо,рма-лизм в этике и материальная этика ценностей» // Шелер М. Избранные произвед&нияМ., 1994.

    242

    Антисциентизм — это позиция, противостоящая сциентизму. Для ан-тисциентистов отнюдь не наука является высшим достижением человече-ства. Высшие достижения человечества для них находятся в сфере рели-гии, морали, искусства. Наука, с их точки зрения, — это источник самыхсерьезных проблем, с которыми столкнулось современное человечество.Так, например, по их мнению, развитие науки привело к созданию различ-ных видов оружия массового уничтожения. Развитие науки, полагают они,является конечной причиной нынешнего экологического кризиса и уча-стившихся техногенных катастроф. Представители антисциентизма указы-вают также на то, что от лица науки выступали тоталитарные режимы,осуществлявшие антигуманные («научно обоснованные») стратегии пре-образования общества и т.д. Различные варианты антисциентизма разраба-тываются представителями многих религиозных конфессий, а также сто-ронниками ряда философских направлений (философии жизни, экзистен-циализма, персонализма).

    Резюмируя сказанное выше, можно сказать, если что для сциентизмахарактерно культовое отношение к науке, по сути, — обожествление науки,то антисциентизм склоняется к своего рода демонизации науки. Несо-мненно, и тот и другой весьма далеки от адекватной оценки роли и местанауки в современном обществе. По всей видимости, более адекватнаяоценка науки может быть достигнута только на пути преодоления упро-щенных и радикальных позиций, свойственных сциентизму и антисциен-тизму. Это преодоление, в свою очередь, возможно только на пути пости-жения науки как важной составляющей социокультурной целостности, на-ходящейся в сложных и противоречивых отношениях с другими ее состав-ляющими. Это преодоление возможно только на пути признания, с однойстороны, необходимости и незаменимости науки для жизни и развития со-временного общества и, с другой стороны, признания самоценности и не-обходимости других составляющих культуры (в том числе обычно проти-вопоставляемых науке, искусства, религии). Такое преодоление предпола-гает, в частности, признание необходимости правового и нравственногорегулирования функционирования и развития науки и признание обратно-го — рационализирующего — влияния науки на право и нравственность (см.об этом в разделе 5.4).

    Второй круг вопросов аксиологии науки концентрируется вокруг во-проса о роли ценностей в самой науке. При этом необходимо различать двасектора этого круга. Первый из них рассматривает роль вненаучных цен-ностей (нравственных, правовых, эстетических, религиозных и т.д.) в нау-ке. Вопросы этого сектора обсуждаются, в частности в этике науки (см.раздел 5.4) и эстетике науки. Второй сектор обсуждает значение для нау-ки собственно научных ценностей (истинность, доказательность, логиче-ская последовательность, прогностические возможности теории, «объяс-няющая сила» теории и т.д.).

    243

    Характер проблематики первого из этих секторов удобно пояснить,обратившись к идее «науки, свободной от ценностей». Истоки этой идеиможно обнаружить в трудах мыслителей весьма отдаленных от нас эпох.Так, например, Д. Юм (1711-1776) в «Трактате о человеческой природе»показал, что с помощью логики невозможно перейти от суждений о фактахк суждениям долга, тем самым, по сути, он продемонстрировал автоном-ность науки и этики. При этом мы должны понимать, что этика, несомнен-но, является ценностной сферой. В начале прошлого века автономностьэтики и науки подчеркивал знаменитый французский математик и фило-соф А. Пуанкаре. Во введении к своей книге «Ценность науки» он утвер-ждал: «У морали и науки свои собственные области, которые соприкаса-ются друг с другом, но не проникают друг в друга. Первая показывает нам,какую цель мы должны преследовать; вторая — при данной цели — откры-вает нам средства к достижению ее. Следовательно, они никогда не могутоказаться в противоречии друг с другом, так как они не могут сталкивать-ся. Не может быть аморальной науки, точно так же, как не может быть на-учной морали» (Пуанкаре А. О науке. М., 1990. С. 200-201). О науке, сво-бодной от ценностей, писал также М. Вебер, отстаивавший независимостьнаучной мысли от «этико-политико-религиозных вторжений». В соответ-ствии с убеждениями Р. Карнапа, наука вправе говорить только о том, чтоесть, но не о том, что должно быть. Наука, утверждал он, не должна со-держать оценок и ценностей…

    Однако категорическое отрицание значения вненаучных ценностейдля научного познания трудно согласовать с историей науки и еще труднее- с повседневной жизнью современной науки. В частности, для современ-ной философии науки совершенно очевидна огромная роль вненаучныхценностей в процессе формирования, функционирования и развития науч-ного сообщества (см. об этом в разделах 3.5.1 и 3.5.2). Поэтому современ-ная философия науки не просто признает значимость влияния ценностнойсферы на науку, но стремится к дифференцированному и детальному ана-лизу различных форм проникновения ценностных факторов в реальнуюпрактику науки. Такой анализ дан, например, в книге известного Амери-канского философа Хью Лэйси «Свободна ли наука от ценностей? Ценно-сти и научное понимание». М., 2001. К этой книге мы и отсылаем читате-ля, желающего более детально познакомиться с этим блоком вопросов ак-сиологии науки.

    Что касается того сектора проблем аксиологии науки, в котором об-суждается значение для научного познания внутринаучных ценностей, тоздесь также сложилось множество позиций и точек зрения. С одной сторо-ны, в философии науки признано, что ценности этого рода, выступая в ви-де идеалов и норм науки (см. об этом в разделе 1.4.2.1), играют принципи-ально важную роль в осуществлении научно-исследовательской деятель-ности, в профессиональной жизни научного сообщества. Действительно,

    244

    эти идеалы и нормы выступают как своего рода императивы профессио-нальной деятельности ученых. С другой стороны, природа и сущность ка-ждой из внутринаучных ценностей (например, обоснованность, систем-ность, рациональность, практическая значимость) вызывает оживленныеспоры между исследователями. Больше всего споров в науке и в филосо-фии науки, несомненно, ведется в связи с такой фундаментальной внутри-научной ценностью как истинность научного знания. Обратимся к болееподробному рассмотрению природы и роли этой ценности.

      1. Проблема истины в научном познании

        1. Проблема истины в истории философии и науки

          1. Многоликостъ истины

    Истина — это высочайшая ценность культуры и одновременно — еевеличайшая проблема. Споры о сущности истины не смолкают на протя-жении всей истории культуры. И в наши дни, как во времена Платона иАристотеля, проблема истины находится в центре внимания философов ипредставителей других секторов духовной культуры.

    Начиная разговор об истине, следует, прежде всего, иметь в виду еемноголикость. Действительно, мыслители говорят об истинах факта и ис-тинах разума, об истинах науки, истинах философии и истинах религии, обабсолютной истине и истине относительной. Они говорят об истинном бы-тии, об истинной демократии, об истинном искусстве, об истинной теории,об истинном высказывании и т.д. и т.п. Скрывается ли за этим многообра-зием единство, возможно ли установление некой единой сущности исти-ны? Или, может быть, один и тот же термин «истина» применяется людьмидля обозначения принципиально различных сущностей?

    Ответить на поставленные вопросы могло бы помочь историко-философское и историко-научное исследование генезиса и развития кате-гории истины. Такое исследование показало бы, в частности, что на этапеформирования философии и науки эта категория характеризовала, в пер-вую очередь, не знания, не суждения, не умозаключения и т.п., а само бы-тие.

          1. Парменид: истинное бытие

    Так, один из создателей философии Парменид Элейский пишет обистине, прежде всего, как об истинном бытии. Именно такое бытие поис*тине есть. Оно не возникает, не исчезает. Оно вечно, всегда существует,Только такое бытие, считает древний философ, и может быть помысленоБолее того, по Пармениду, «одно и то же — мышление и то, о чем мысль»,

    245

    Истина, истинное бытие противостоит здесь не-истине, иллюзорному, чув-ственно воспринимаемому миру, о котором существует множество «мне-ний». Таким образом, у Парменида мы находим утверждение единства(тождества) бытия (истинного бытия) и мышления (истинного мышления).Это единство (тождество), конечно, может по-разному интерпретировать-ся. Возможна, например, такая интерпретация единства (тождества) бытияи мышления: (истинное) бытие должно подчиняться законам (истинного)мышления, то есть законам логики, закону тождества, в частности. Приэтом, впрочем, следует помнить, что во времена Парменида сами эти зако-ны логики еще не были сформулированы. Поэтому рассуждения Пармени-да об истинном бытии можно рассматривать как своеобразные подступы кформулировке закона тождества.

    Итак, всмотримся в рассуждения Парменида. При этом мы будемопираться на анализ парменидовских рассуждений, данный Аристотелем впроизведении «О возникновении и уничтожении». Примем исходный тезисПарменида: «Бытие есть, небытия нет». В таком случае, по Пармениду,бытие (сущее) должно быть единым и неподвижным. — Почему? — Потомучто пустота есть не-сущее (небытие). А если пустоты нет (ее нет, посколь-ку, согласно исходному тезису, небытия нет), то движение невозможно.Куда же будет сущее двигаться, если нет пустоты? Аналогично, без суще-ствования пустоты сущее не может быть и множественным, ибо именнопустота расчленяла бы сущее на фрагменты, отделяла бы фрагменты другот друга, порождая множественность. «Исходя из таких доводов, — пишетАристотель о Пармениде и его единомышленниках, — они, не обращая вни-мания на (показания) чувств, пренебрегая ими и полагая, что надо следо-вать (только) разуму, объявили Вселенную единой, неподвижной и беско-нечной. Ведь (всякая) граница соприкасалась бы с пустотой. Вот так и потаким причинам некоторые высказывались об истине» (Указ. соч., 325а).Очень любопытно продолжение приведенного фрагмента. Аристотель пи-шет далее: «В рассуждениях это (воззрение на истину-бытие — В.Ф.), по-видимому, выходит складно, однако, на деле подобные взгляды близки кбезумию». Иначе говоря, Парменид и его сторонники рассуждают вполнелогично, и в этом плане они безупречны, истинны. Однако их рассуждениясовершенно не согласуются с «действительностью», то есть с чувственновоспринимаемым миром, и в этом плане «близки к безумию». Можно вы-разиться и так: парменидово понимание истины-бытия характеризуется, содной стороны, «внутренним (концептуальным) совершенством», с другойстороны, оно абсолютно не имеет «внешнего оправдания», поскольку пол-ностью противоречит данным чувственного опыта.

    Стоит обратить внимание на то, что рассуждения элеатов о сущем (обытии, о Вселенной) Аристотель характеризует как высказывания об исти-не. Таким образом, еще раз подчеркнем, в рамках рассматриваемого под-хода, истина — это, прежде всего, бытие. Однако, это не какое угодно бы-

    246

    тие, а бытие истинное. Другими словами, — это бытие, удовлетворяющеетребованиям логики. Можно сказать, — это бытие самой логики, это бытиерассудка. Недаром истинное бытие характеризуется Парменидом как умо-постигаемый мир.

    В итоге мы видим у Парменида двуединое понимание истины, яв-ляющееся истоком, по сути, всех развитых позднее концепций истины: а)бытие истинно, если оно подчиняется требованиям истинного мышления;б) мышление истинно, если оно укоренено в (истинном) бытии, если оноадекватно этому бытию. Или, выражаясь еще короче: бытие — это истина, аистина — это бытие. В связи с этим М. Хайдеггер в «Бытии и времени» со-вершенно справедливо констатирует: «Философия издавна ставила истинурядом с бытием» (с. 212).

          1. Платон: истина-это «непотаенностъ» и правильность

    Следующий, после Парменида, шаг в развитии представлений об ис-тине совершил великий Платон (427-347 гг. до н.э.). Влияние учения Пар-менида об истинном бытии на становление воззрений Платона сомненийне вызывает. Платон, в полном согласии с рассмотренным учением Парме-нида, считает, что только истинное бытие (у Платона — это мир совершен-ных и вечных идей) может быть предметом мышления. Иначе говоря, ис-тинное бытие (мир вечных и совершенных идей) — это необходимое усло-вие осуществления истинного мышления. Если, пишет в связи с этим Пла-тон, кто откажется «допустить, что существуют идеи вещей, и не станетопределять идеи каждой вещи в отдельности, не допуская постоянно тож-дественной себе идеи каждой из существующих вещей, он не найдет, куданаправить свою мысль и тем самым уничтожит всякую возможность рас-суждения» (Парменид, 135с). Это истинное бытие, как уже сказано, пред-ставляет собой, по Платону, умопостигаемый мир идей. Все становящеесяи преходящее, то есть чувственно воспринимаемый мир, причастно бытию(и истине) в той мере, в какой оно причастно этому миру идей. «К чему мыне примешиваем истину, — указывает Платон, — то никогда не может на са-мом деле возникнуть, а, возникнув, существовать» (Филеб, 64в). Другимисловами, идея, эйдос вещи и есть эта вещь поистине. Если в чувственновоспринимаемом мире «все течет, все изменяется», то мир идей вечен инеизменен, поэтому о нем и возможно истинное знание.

    Все-гаки Платон, в отличие от высоко ценимого им Парменида, ужене мыслит истинное бытие лишенным всякого различия и всякой множест-венности. Более того, истинно сущее обладает, считает Платон, движени-ем, жизнью, душой и разумом. Неясно, правда, как согласовать это с неиз-менностью идей. По Платону, идеи, образующие мир истинного бытия,находятся в определенных отношениях между собой и образуют упорядо-ченное целое. Над всеми идеями возвышается и упорядочивает их идея

    Блага. Именно она, в конечном счете, дарует сущему его бытие, а познающему — способность постичь истину, способность приобщиться к истине’Истинное бытие, таким образом, уже не есть некий «хорошо закругленныйшар», как представлял его Парменид, но иерархически организованноецарство Блага. Для Платона истинно в полном смысле только единоетолько целое: все это царство идей, пронизанное и упорядоченное идеейБлага. В частном, даже в части этого царства идей, нет полной истины (иблага). Тем более, не достижима полнота истины (и блага) в мире, где «всетечет и изменяется». Душа человека и его мышление в частности, с помо-щью которых человек приобщается к истине — это, в некотором смысле,гости в чувственно воспринимаемом мире. Душа человека (высшая еечасть), по сути, однородна с душой мирового целого. В свою очередь, этамировая душа соединяет (см. Тимей, 34а) мир идей и чувственно воспри-нимаемый мир. Когда-то душа человека созерцала идеи, о которых онвспоминает, глядя на чувственные воплощения этих идей. Таким образом,те элементы истины, которыми может располагать человек, обусловленыего причастностью посредством его и мировой души к миру истинного бы-тия.

    Иными словами, истина у Платона — это, как и у Парменида, в пер-вую очередь (истинное) бытие, и быть истинным, значит, быть причаст-ным этому истинному бытию. Впрочем, в воззрениях Платона на истинуможно усмотреть определенную двойственность. М. Хайдеггер, детальнопроанализировав знаменитый миф Платона о пещере, обнаруживает, какон пишет, «двусмысленность» в платоновском определении существа ис-тины. С одной стороны, указывает Хайдеггер, Платон вынужден (вслед заПарменидом и другими древними философами) еще сохранить истину какчерту сущего. Эту черту Хайдеггер обозначает словом «непотаенность».По-гречески это слово звучит как «алетея». Это слово обычно переводитсяна современные языки как истина, но буквально означает именно «непота-енность». «Непотаенность», по Хайдеггеру, — это, видимо, сущностное,определяющее присутствие во всяком фрагменте чувственно восприни-маемого мира соответствующей идеи, а через нее — присутствие в каждомфрагменте чувственно воспринимаемого мира верховной идей Блага, при-сутствие, о котором говорилось выше. Иначе говоря, истина — это истин-ное бытие. Истина как непотаенность, разъясняет Хайдеггер, это основнаячерта самого бытия. С другой стороны, Хайдеггер обнаруживает у Платонапонимание истины как правильности «взгляда», как правильного видениячеловеком вещи; истолкование истинности как согласованности познаниявещи с самой вещью. Двусмысленность платоновского понимания истиныХайдеггер резюмирует следующим образом: «Ведущая мысль та, что выс-шая идея запрягает в единую упряжку познание и его познаваемое. Их со-отношение, однако, формулируется двояко. Сначала и потому определяю-щее Платон говорит: … «идея добра» есть «причина всего правильного,

    248

    равно как и всего прекрасного» (т.е. основание возможности их существа).Цо далее говорится, что идея добра есть… «госпожа, обеспечивающая не-дотаенность, но также и восприятие» … Обе фразы говорят о первом местеидеи добра как обеспечения правильности познания и непотаенности по-знаваемого. Истина здесь есть еще одновременно «непотаенность и пра-вильность…» (Учение Платона об истине // Время и бытие. М., 1993. С.357-358).

          1. Аристотель об истине

    Подобная двусмысленность, по мнению Хайдеггера, может бытьпрослежена также и у Аристотеля. Действительно, иногда Аристотель по-нимает истину как истинное бытие. Так, в «Метафизике» мы читаем;«Наиболее истинно то, что для последующего есть причина его истинно-сти. Поэтому и начала вечно существующего всегда должны быть наибо-лее истинными: они ведь истинны не временами и причина их бытия не вчем-то другом, а, наоборот, они сами причина бытия всего остального; такчто в какой мере каждая вещь причастна бытию, в такой и истине» (Мета-физика, 993в). Показательно также предшествующее высказывание Ари-стотеля: «…Философия называется знанием об истине». Как видим, издесь истина есть не характеристика знания, а нечто бытийствующее, не-что, являющееся объектом знания. Но чаще Аристотель характеризует какистинное уже не бытие как таковое, но знания (утверждения, высказыва-ния). Не случайно именно его считают основоположником классическойконцепции истины, согласно которой истина есть соответствие знания ве-щам. Приведем здесь в качестве подтверждения только что сказанного двафрагмента из той же «Метафизики». В первом из них Аристотель пишет:«Истинно утверждение относительно того, что на деле связано, и отрица-ние относительно того, что на деле разъединено; а ложно то, что противо-речит этому разграничению… Ведь ложное и истинное не находятся в ве-щах, так чтобы благо, например, было истинным, зло непременно ложным,а имеются в (рассуждающей) мысли…» (Метафизика, 1027в). И об этомже: «Истину говорит тот, кто считает разъединенное разъединенным и свя-занное — связанным, а ложное — тот, кто думает обратно тому, как дело об-стоит с вещами… Не потому ты бледен, что мы правильно считаем тебябледным, а наоборот, именно потому, что ты бледен, мы, утверждающиеэто, говорим правду» (Метафизика 1051в). Именно с этих пор, полагает М.Хайдеггер, понимание истины как «правильности высказывающего пред-ставления» становится господствующим в западной философии. МнениеХайдеггера во многом справедливо: в послеаристотелевской философиидействительно наблюдается преобладание гносеологического пониманияистины (понимания истины как соответствия высказывания вещи, о кото-рой высказываются). Однако нельзя сказать, что онтологическое истолко-

    249

    studfiles.net

    Аксиология Википедия

    Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία «ценность» + λόγος «слово, учение») — теория ценностей, раздел философии.

    Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

    Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность[источник не указан 2483 дня]. То есть, ценность и польза — две стороны одной и той же медали.

    В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля и Кроче.

    Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.

    Аксиологические теории

    Натуралистический психологизм

    Представлен такими именами, как Мейнонг, Перри, Дьюи, Льюис, Тугаринов. Данная теория сводится к тому, что источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых фактов.

    Трансцендентализм

    Разрабатывался в Баденской школе неокантианства (Виндельбанд, Риккерт) и связан с представлением о ценности как об идеальном бытии, соотносящимся не с эмпирическим, но с «чистым», или трансцендентальным, сознанием. Будучи идеальными, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний. Тем не менее, ценности должны каким-то образом коррелировать с реальностью. Поэтому мы должны либо идеализировать эмпирическое сознание, приписав ему нормативность, либо развить идею «логоса», некоторой сверхчеловеческой сущности, на которую опираются ценности.

    Персоналистический онтологизм

    Персоналистический онтологизм развивает последнюю из двух вышеназванных возможностей, связанную с идеей «логоса» (Шелер). Реальность ценности обусловлена, согласно Шелеру, «вневременной аксиологической серией в Боге», несовершенным отражением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая образует и онтологическую основу личности. Николай Гартман в этом контексте поставил вопрос о необходимости автономизации ценностей и освобождении аксиологии от религиозных предпосылок.

    Культурно-исторический релятивизм

    Эта теория связана с именем Дильтея, утверждавшего идею аксиологического плюрализма, то есть множественность равноправных ценностных систем, зависящих от культурно-исторического контекста, и познаваемых в рамках познания таких контекстов.

    Социологизм

    Вебер развил представление неокантианцев о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта, и применил его к интерпретации социального действия. В дальнейшем в школе структурно-функционального анализа (Толкотт Парсонс) понятие ценности приобретает обобщённый методологический смысл как средство выявления и описания социальных отношений и институтов: социальная система любого масштаба предлагает наличие некоторых разделяемых всеми её членами ценностей.

    Проблема ценностей в особенно острой форме возникает в обществе, в котором обесценивается культурная традиция и идеологические установки которого дискредитируются.

    См. также

    Литература

    • Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. — Л., 1968.
    • Ильин В. В. Аксиология. — М.: Изд-во МГУ, 2005. — 216 с. — 2000 экз. — ISBN 5-211-05011-8.
    • Ивин А.А. Аксиология. — М.: Высш.шк., 2006. — 390 с. — ISBN 5-06-005308-3.
    • Макейчик А.А. Аксиология. — СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 2004. — 128 с. — ISBN 5-8064-0775-6.
    • Розов Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. — Новосибирск: НГУ, 1998.
    • Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление / редкол.: В. Г. Графский, Л. С. Мамут, В. С. Нерсеянц (отв. ред.) — М.: Изд-во ИГиП РАН, 1996. — 89 c.
    • Политико-правовые ценности: история и современность / В. Г. Графский, Д. В. Дождев, Н. Н. Ефремова, Н. Ю. Козлова и др.; под ред. В. С. Нерсесянц; редкол.: В. Г. Графский, Л. Е. Лаптева, Л. С. Мамут. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 256 c.
    • Вайпин, Сунь. Современное состояние и тенденции изучения аксиологии в Китае // Вестник Российского философского общества. — 2007. — № 4(44). — С. 89-95.
    • Ценностей теория // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

    Ссылки

    wikiredia.ru

    Аксиология — Википедия

    Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность; др.-греч. λόγος — слово, учение) — теория ценностей, раздел философии.

    Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

    Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность[источник не указан 2442 дня]. То есть ценность и польза — две стороны одной и той же медали.

    В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля и Кроче.

    Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.

    Аксиологические теории[править]

    Натуралистический психологизм[править]

    Представлен такими именами, как Мейнонг, Перри, Дьюи, Льюис, Тугаринов. Данная теория сводится к тому, что источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых фактов.

    Трансцендентализм[править]

    Разрабатывался в Баденской школе неокантианства (Виндельбанд, Риккерт) и связан с представлением о ценности как об идеальном бытии, соотносящимся не с эмпирическим, но с «чистым», или трансцендентальным, сознанием. Будучи идеальными, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний. Тем не менее, ценности должны каким-то образом коррелировать с реальностью. Поэтому мы должны либо идеализировать эмпирическое сознание, приписав ему нормативность, либо развить идею «логоса», некоторой сверхчеловеческой сущности, на которую опираются ценности.

    Персоналистический онтологизм[править]

    Персоналистический онтологизм развивает последнюю из двух вышеназванных возможностей, связанную с идеей «логоса» (Шелер). Реальность ценности обусловлена, согласно Шелеру, «вневременной аксиологической серией в Боге», несовершенным отражением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая образует и онтологическую основу личности. Николай Гартман в этом контексте поставил вопрос о необходимости автономизации ценностей и освобождении аксиологии от религиозных предпосылок.

    Культурно-исторический релятивизм[править]

    Эта теория связана с именем Дильтея, утверждавшего идею аксиологического плюрализма, то есть множественность равноправных ценностных систем, зависящих от культурно-исторического контекста, и познаваемых в рамках познания таких контекстов.

    Социологизм[править]

    Вебер развил представление неокантианцев о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта и применил его к интерпретации социального действия. В дальнейшем в школе структурно-функционального анализа (Толкотт Парсонс) понятие ценности приобретает обобщённый методологический смысл как средство выявления и описания социальных отношений и институтов: социальная система любого масштаба предлагает наличие некоторых разделяемых всеми его членами ценностей.

    Проблема ценностей в особенно острой форме возникает в обществе, в котором обесценивается культурная традиция и идеологические установки которого дискредитируются.

    • Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. — Л., 1968.
    • Ильин В. В. Аксиология. — М.: Изд-во МГУ, 2005. — 216 с. — 2000 экз. — ISBN 5-211-05011-8.
    • Ивин А. А. Аксиология. — ISBN 5-06-005308-3.
    • Розов Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. — Новосибирск: НГУ, 1998.
    • Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление / редкол.: В. Г. Графский, Л. С. Мамут, В. С. Нерсеянц (отв. ред.) — М.: Изд-во ИГиП РАН, 1996. — 89 c.
    • Политико-правовые ценности: история и современность / В. Г. Графский, Д. В. Дождев, Н. Н. Ефремова, Н. Ю. Козлова и др.; под ред. В. С. Нерсесянц; редкол.: В. Г. Графский, Л. Е. Лаптева, Л. С. Мамут. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 256 c.
    • Вайпин, Сунь. Современное состояние и тенденции изучения аксиологии в Китае // Вестник Российского философского общества. — 2007. — № 4(44). — С. 89-95.
    • Аксиология — статья из Большой советской энциклопедии.

    www.wiki-wiki.ru

    АКСИОЛОГИЯ — это… Что такое АКСИОЛОГИЯ?

  • аксиология — аксиология …   Орфографический словарь-справочник

  • АКСИОЛОГИЯ — (от греч. axia ценность и logos учение) филос. дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений …   Философская энциклопедия

  • АКСИОЛОГИЯ —         (от греч. ценность) учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах. В традиц. понимании раздел филос. знания, ориентированный на решение проблемы обоснования общезначимости и теор. знания, и практич. нравств.… …   Энциклопедия культурологии

  • Аксиология — (гр. аxios – құндылық, құн және logos – ілім) – адамдардың қажеттіліктерін, мүдделерін және тілектерін орындауға қабілетті нәрселердің, құбылыстардың, үдерістердің (процестердің) сапалары мен қасиеттерін анықтайтын және зерттейтін құндылықтар… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • аксиология —         АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia ценность и logos учение, понятие, слово) философское учение о природе ценностей, их обосновании и происхождении, о сущности, функциях, типах и иерархии различных ценностей (предметы, события, произведения, а… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Аксиология —  Аксиология  ♦ Axiologie    Учение о ценностях и изучение ценностей. Аксиология может быть объективной (если рассматривает ценности как факты) или нормативной (если признает их в качестве ценностей). Вторая вытекает из первой, но первая имеет… …   Философский словарь Спонвиля

  • АКСИОЛОГИЯ — (от греческого axia ценность и…логия), учение о ценностях …   Современная энциклопедия

  • АКСИОЛОГИЯ — (греч. axia ценность, logos слово, учение) философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным… …   Новейший философский словарь

  • аксиология — сущ., кол во синонимов: 2 • теория ценности (1) • философия (40) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • АКСИОЛОГИЯ — (от греч. ахга ценность и Zogos слово, учение) англ. axiology; нем. Axiologie. Учение о ценностях, исследование содержания, типов, критериев ценностей. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *