Аксиология это учение: Аксиология – Гуманитарный портал

Аксиология – ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ. Часть I – Философия. Основные понятия о философии

Аксиология — это философская наука, исследующая и осмысливающая истоки мировоззренческого и методологического отношения людей к бытию вещей, предметов и явлений, необходимых для их полнокровной жизни и активной деятельности. Аксиология рассматривает изучаемые вещи, предметы и явления в их реальной целостности, а значит — выявляет их целевое назначение, которое в этой целостности обеспечивает и обусловливает отбор и взаимоотношения всех необходимых для нормального взаимодействия структур.

Феномен ценности представляет собой довольно многомерное и весьма сложное образование, которое не сводится к какой-либо стороне предмета, вещи, явления, к тому или иному конкретному их проявлению. Это многостороннее единство ценностей может быть смоделировано только философской аксиологией. Философский подход предполагает рассмотрение не самой ценности или собственно ценностной оценки, а целостного ценностного отношения, «полюсами» которого являются ценность и оценка. Подобное субъективное отношение образуется особой формой связи субъекта и объекта и потому не сводится ни к чистой объективности, ни к субъективности.

Ценностное отношение (как субъектно-объектное) есть сознательно оценивающее отношение субъекта к объекту. Иначе говоря, это особое (оценочное) отношение человека к тем вещам, предметам, явлениям, которые его окружают и по-разному воздействуют на его жизнь и деятельность. Ценностное отношение аксиологией рассматривается как философское осмысление субъектом оцениваемого объекта с последующим отнесением его к разряду ценностей. Так, природный ландшафт, превращенный человеком в культурный центр, обретает для него совершенно иной смысл, а значит, получает некую художественную, мемориальную, экономическую ценность. Это означает, что ценности не существуют для человека просто как факты, а порождаются его сознанием. Философский подход, при котором человек, его жизнь, деятельность и поведение рассматриваются в концептуальном пространстве субъективнообъективных отношений, обнаруживает смысл именно в пространстве ценностей. Речь идет о придании ценности, всему, что входит в пространство сознания человека из мира природы или из сферы культуры. Это идеалы, регулятивные идеи, образцы поведения и т.д., за которыми стоит опыт человечества, его устремления и потенции. К настоящему времени аксиология не только высветила важную роль ценностей в жизни и деятельности людей, но и показала их динамику и противоречия. Речь идет о противоречиях в природе ценностей. Они обусловлены особенностями культурно-исторического развития общества, типом цивилизации, религиозными традициями.

Философски осмысливая ценностную сферу, то есть рассматривая ее как форму субъектно-объектных отношений, необходимо исходить из отчетливого понимания содержания таких философских категорий, как субъект, объект, не подменяя при этом субъективный статус индивида в познании. Стоит отметить, что у человека отношение к истине и ценности всегда было двойственным. С одной стороны, традиционно лежащий в основе познания рационалистически-сциентистский тип мышления порождал высокомерно-пренебрежительное отношение ко всему, что выходило за границы точного знания (истины). А с другой стороны, особое отношение людей вызывало к себе все, что делало их жизнь человеческой — гуманной, красивой, добропорядочной. Только в конце XVII и начале XVIII веков возрос интерес к философскому осмыслению мира ценностей в культурном развитии современного мира.

В XIX веке философский релятивизм предопределил рождение теории ценностей. Философы предприняли попытку выйти за пределы традиционного онтологического и гносеологического конструирования мира. Рождение аксиологии становилось жизненной необходимостью. И в начале XX века аксиология утвердила свое место в философии как ее теоретическая дисциплина, кстати, самая молодая. Заметим, что она сразу же сравнялась по фактической роли и значению с теорией познания — гносеологией. Более того, сама теория познания уже требовала ценностного подхода для критического осмысления целого ряда научных открытий и технологических достижений, особенно в физике, химии, биологии и других естественных науках. Так, для работ А. Эйнштейна было характерно сочетание научных и ценностных подходов, более того, их синтез. Это органическое соединение истины и ценности в познании мира сделало ученого, обладающего великим умом и благородным сердцем, «совестью эпохи».

Еще более активно ценностный подход стал применяться в гуманитарных науках: психологии, этике, эстетике, культурологии, социологии, а также в медицине. Так, новое значение во всех этих дисциплинах приобрел феномен человеческой жизни. Ж.-П. Сартр (1905-1980) писал: «…Жизнь не имеет априорного смысла. Пока вы не живете своей жизнью, она ничего собой не представляет, вы сами должны придать ей смысл, а ценность есть не что иное, как выбранный вами смысл» [5]. Смысл человеческой жизни становится самоценностью. Только на пути интеллектуального и нравственного проникновения в свое внутреннее «Я», в мир научных знаний и ценностей стало возможно самосовершенствование личности, достижение «добродетели и благой жизни» (Сократ). Ключевое значение этой проблемы объясняется тем, что, как показала история философской мысли, ценности со временем становятся предметом изучения широкого круга естественных и гуманитарных наук. Ее естественным образом стремятся включить в свое предметное поле познания и представители медицины, философски размышляя о проблемах жизни человека, его здоровья, здорового образа жизни.

Мы уже говорили о том, что как самостоятельная философская дисциплина аксиология сформировалась лишь в конце XIX века, пройдя долгий и трудный путь становления и развития. Аксиология стремится разрешать особо сложные философские вопросы, возникающие в сфере формирования отношения к миру вещей, предметов, явлений, с которыми человек постоянно сталкивается. Суждение о ценности впервые высказал И. Кант, философски осмысливая нравственные проблемы жизни человека. Философ считал, что ценность не поддается научному исследованию, так как она не имеет собственного бытия. Действительно, сознанию даны только носители ценностей вместе с их мерой, которая и превращает их в желаемое. Поэтому ценности, по Канту, имея своих носителей (вещи, предметы, явления), становятся желанным человеку фактором в его жизни.

Ценность не столько постигается в интеллектуальном акте познания, сколько наделяется особым смыслом в эмоционально-чувственном восприятии. Она, кстати, как и истина, не будучи свойством материи, выражает отношение к материальной реальности. Основываясь на своем индивидуальном опыте, человек, как правило, осознает наличие связи между значимым для него объектом и собственными потребностями и интересами. Важно отметить, что ценности носят конкретно-исторический характер, то есть соответствуют тому или иному этапу развития общества. Кроме того, они отражаются в интересах и потребностях различных демографических групп — молодежи, старшего поколения, а также классовых, профессиональных, политических, религиозных и иных объединений. При этом они никоим образом не сводятся ни к фактам объективной реальности, ни, тем более, к области произвольных субъективных определений.

Отражая реальную связь человека с миром природных и социальных явлений, ценности не только выражают отношение к ним, но и придают им (если это возможно) положительную социальную значимость, отражают органическую связь действительных потребностей и интересов личности с ее внутренними целями и устремлениями, идеями и идеалами. Существенная особенность ценностей состоит в том, что именно они оказываются для человека тем побуждающим фактором, который стимулирует у него творческий порыв, желание созидать новые виды культуры через выражение своего внутреннего состояния, прежде всего — эмоционально-чувственного переживания различных жизненных ситуаций. Не случайно одни философы объединяют теорию ценностей с этикой, другие — с эстетикой, третьи — с социологией и т.д. Огромный мир ценностей представляет собой некую самобытную структуру личностного бытия — аксиосферу.

Аксиология | Понятия и категории

ЦЕННОСТЕЙ ТЕОРИЯ, аксиология, философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Проблема ценностей в предельно широком значении неизбежно возникала в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации идеологических устоев общества. Кризис афинской демократии заставил Сократа впервые поставить вопрос: «Что есть благо?». Это — основной вопрос общей ценностей теории. В античной и средневековой философии ценностные (этико-эстетические и религиозные) характеристики включались в само понятие реальности, истинного бытия. Вся традиция идеалистический рационализма от Платона до Гегеля и Кроче отличается нерасчленённостью онтологии и аксиологии, бытия и ценности…

Tags: 

Философия

АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia — ценность, logos — слово, учение) — теория ценности как особая отрасль философского знания, появилась в России в конце XIX века. Вместе с тем уже в течение предшествующего времени теоретически осмыслялись реально существующие ценностно-оценочные отношения. В XVII-XVIII века это осуществлялось через осознание субъективно-личностного начала ценностного мироотношения и анализ понятий, его определяющих, — «истина», «добро», «красота», «польза», «священное».

Tags: 

Философия

Этика

АКСИОЛОГИЯ, или философия ценностей (также теория ценностей), — философское направление, возникшее в последней трети 19 века в Европе. В период своего расцвета между 1900 и 1930 годами она получила широкое распространение, в т. ч. в англо-американской среде. Аксиология охватывает не только этику ценностей (ценность), составляющую значительную ее часть, но также такие области, как познание, искусство, хозяйство и религия. В вопросе о том, следует ли причислять аксиологию к теоретической или же к практической философии, нет единого мнения. Сторонники первой версии рассматривают ее в качестве чистого теоретико-аналитического учения о ценностях и возможностях их реализации (метанормативная теория ценностей). Сторонники второй версии понимают аксиологию как учение о желаемом благе в границах правильного образа жизни, а также о лежащих в основе этого ценностях (нормативная теория ценностей)…

Tags: 

Философия

АКСИОЛОГИЯ. ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (с 1930-х годов). Теоретическое значение современного этапа аксиологии в сравнении с классическим весьма скромно. Можно ограничиться тремя моментами современного «аксиологического движения»: вызовом, который аксиология вынуждена была принять со стороны некоторых ведущих философов 20 века; отдельными направлениями развития классических моделей фундаментальной аксиологии; популяризацией аксиологии в виде развития «прикладных» аксиологических исследований.

Tags: 

Философия

АКСИОЛОГИЯ. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (1890–1920-е гг.). Ценностная проблематика быстро стала едва ли не преобладающей в европейской мысли. Пользуясь некоторыми современными классификациями, классическую аксиологию правомерно рассматривать как единство аксиологии «формальной» – изучающей предельно общие законы, заключенные в ценностных отношениях, и аксиологии «материальной» — изучающей структуру и иерархию наличных, «эмпирических» ценностей. К этим двум можно было бы добавить и аксиологическую «онтологию» – вопрос о субъективности (объективности) ценностей, исследование их бытийной локализации и их соотношения с существованием, а также «гносеологию» – вопрос о соотношении ценностей и познания. Эти четыре области и составляют в сущности фундаментальную теорию ценностей…

Tags: 

Философия

Этика

АКСИОЛОГИЯ. ПРЕДКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (1860–80-е гг.). Своим широким внедрением в философию категория ценности была обязана Р. Г.Лотце. Как и большинство послекантовских философов, он считал «главным органом» ценностного мировосприятия некое «откровение», определяющее ощущение ценностей и взаимоотношения последних, которое не менее достоверно для познания ценностного мира, чем рассудочное исследование – для познания вещей. Без чувств субъекта ценности не существуют, т.к. не могут принадлежать вещам самим по себе, что, однако, не означает, будто ценности лишь субъективны.

Tags: 

Философия

АКСИОЛОГИЯ (от греч. ἀξία – ценность и λόγος – учение) – философская дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Аксиология включает и изучение ценностных аспектов других философских, а также отдельных научных дисциплин, а в более широком смысле – всего спектра социальной, художественной и религиозной практики, человеческой цивилизации и культуры в целом.

Tags: 

Философия

АКСИОЛОГИЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ — ориентация такого познания на выбор существенных фактов прошлого с точки зрения их значимости для современных эстетических, этических, правовых, идеологических, политических ценностей, а также — на ценностную оценку этих фактов (см.: ценностный подход в историческом исследовании). Как особая отрасль философского знания аксиология (учение о ценностях) возникает в начале XX века. Авторами самого термина «аксиология» считаются французский философ П. Лапи и немецкий философ Э. Гартман.

С. П. Рамазанов

Tags: 

История

АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia — ценность, logos — слово, понятие, учение) — учение о ценностях. Входит в качестве принципиально важной составляющей в структуру ряда философско-социологических концепций неокантиански-веберовской, феноменологически-интеракционистской и позитивистски-сциентистской ориентации. В социологию проблематику ценностей ввел М. Вебер. Анализируя действия индивидов, Вебер исходил из неокантианской предпосылки, согласно которой каждый человеческий акт предстает осмысленным лишь в соотнесении с ценностями, в свете которых определенные нормы поведения людей и их цели.

Tags: 

Философия

Социология

АКСИОЛОГИЯ (греч. axia — ценность, logos — слово, учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам. Выделение и конституирование предметной проблематики А. как самостоятельной области философской рефлексии было связано: 1) с пересмотром обоснования этики (в которой бытие отождествлялось с благом) Кантом, противопоставившим сферу нравственности, т.е. свободы, сфере природы, т.е. необходимости, что требовало четкого разграничения должного и сущего; 2) с расщеплением понятия бытия в послегегелевской философии, которое разделяется на «актуализированное реальное» и «желаемое и должное», рефлексией над теми теоретико-методическими и практически-деятельностными следствиями, которые следовали из тезиса о тождестве бытия и мышления.

..

Tags: 

Философия

Страницы

  • 1
  • 2
  • следующая ›
  • последняя »

Аксиология – HiSoUR История культуры

Философская аксиология – это общее учение о ценностях. Как философское направление она была создана только в 19 веке. Представители аксиологии – напр. Как Оскар Краус – находит свой вопрос уже в этике блага греческих философов, хотя один из самых влиятельных представителей философии ценности, Макс Шелер, развивал свою теорию в противовес этике блага. Как основоположник философии ценности Ю. а. Герман Лотце. В общем, понятие стоимости было захвачено широким влиянием интенсивных дискуссий на рубеже двадцатого века и рецепцией работ Фридриха Ницше, в которых этот термин часто встречается. Термин «аксиология» восходит к Эдуарду фон Гартману, который впервые использовал этот термин в 1887 году в своей «Философии прекрасного».

Аксиология изучает в основном два вида ценностей: этику и эстетику. Этика исследует понятия «правильно» и «хорошо» в индивидуальном и общественном поведении. Эстетика изучает понятия «красота» и «гармония». Примером формальной аксиологии, попытки изложить принципы ценности с математической строгостью, является наука о ценности Роберта С. Хартмана.

Контекст
Однако явное размышление о ценностях предшествует понятию аксиологии и восходит к Юму, который в основном занимается моральными и эстетическими ценностями и разрабатывает антиметафизическую и номиналистическую теорию ценностей. Однако теория Дэвида Юма определяет ценности как принципы моральных и эстетических суждений, точка зрения, которая будет подвергнута критике Фридрихом Ницше и его генеалогической концепцией ценностей, согласно которой не только эстетические и моральные суждения зависят от ценностей, но даже научные истины и повседневные наблюдения отвечают определенным ценностям и способам оценки (волюнтаристский иррационализм, близкий Артуру Шопенгауэру и противоречащий Просвещению, продвигаемому Иммануилом Кантом).

Перед ними в порядке важности была бы философия Иммануила Канта, который поместил бы возможность Этики в основу Субъекта и Субстанционального Разума (а не в простую инструментальную рациональность расчета в стиле утилитаризма Бентама). Для Канта этика может быть только в том случае, если перед навязанной Гетерономией есть Свобода, условие необходимой Автономии.

Таким образом, для Канта, в отличие от консервативного Юма, Мир Необходимости есть Мир Физики, то есть Мир Механики Ньютона (Кант был скорее физиком, чем профессором философии). Кант, критически читающий Юма, спасает физику Ньютона, но разрабатывает Субъектную Теорию как Высшее Основание своей философской системы («Gründ», по-немецки), идею, развитую позже Г. Фихте, а затем Г.Ф.В. Гегелем. Для целей Этики Канту нужна здесь не любимая им ньютоновская физика, а регулирующие идеи разума (субстанциального), использующего рассудок (категории инструментального разума для построения научного знания) и чувствительность (эмпирические, чувственный опыт). Таким образом, Кант примиряет научный и философский разум с возможностью практической эмансипации (политики и этики). Великие ценности Канта больше не будут окаменевать в старой метафизике религиозного вдохновения 9 .0003

С другой стороны и из другой дискурсивной матрицы, Маркс от «Критики к политической экономии» развивает критику стоимости, которая выходит за рамки критики к обычной мистификации между потребительной стоимостью и меновой стоимостью. Таким образом, Маркс развивает критику экономической концепции стоимости, чтобы в значительной степени поддержать свою критику и социально-экономический анализ. Конечно, цена не есть ценность, но прочтение этой социальной критики не религиозное, не моралистическое, не метафизическое, а с научно-социальными претензиями. Конечно, марксистская критика, хотя и опирается на философские элементы, выходит за их пределы, ибо исходит из тех общественно-исторических элементов, которые это позволяют. Маркс, а затем марксизм (в их различных дискурсивных развитиях) предлагают (n) Теорию и Праксис, ту часть его Теории Истории (обычно известную как Исторический Материализм, в его различных вариантах), а также из его социологической концепции, которая начинается с современной теории «классовой борьбы», чтобы объяснить различные гегемонии и формы господства, в различных конкретно-исторических формациях и в самых общих способах производства. (Например: рабовладельческий способ производства, феодальный способ производства, азиатский способ производства, деспотически-налоговый способ производства, капиталистический способ производства, бюрократический способ производства, социалистический способ производства и т. д. Основным дискурсивным вкладом Маркса был его критика современного отчуждения подавляющего большинства населения мира в рамках капиталистической мир-системы, таким образом, порождает «фетишизм товаров» 9 .0003

До и после человеческого экономического излишка существуют торговые отношения. Но именно при капитализме как господствующем способе производства и, прежде всего, при промышленном капитализме и, конечно, при нынешнем финансовом капитализме человеческие отношения в обобщенном виде обусловливаются товарной формой. Это означает, что подавляющее большинство нынешних социальных ценностей имеет меркантилистское происхождение. Таким образом, человек, чей труд есть общественное начало всякого богатства, отщепляется от этой генеалогии, от этого общественного генезиса и в конце концов оказывается менее ценным, чем его продукция, которая есть товар. Эти коллективные культурные операции иногда осуществляются очень тонко и с использованием элементов коллективного бессознательного (см. Фрейда и вклад психоанализа здесь), потому что человек обречен на воспроизведение своей непосредственной жизни посредством своей отчужденной работы, следовательно, он может не знает структурного происхождения своего коллективного отчуждения. Таким образом, решение было бы не только этическим и дискурсивным, но и теоретическим и политическим практическим, так что оно могло бы трансформировать свое нынешнее отчужденное социальное состояние.)

Теории
Исторически философия стоимости восходит к принятию концепции стоимости национальной экономики; у Иммануила Канта, например, разговор об «абсолютной ценности» доброй воли представляет собой такое метафорическое принятие концепции экономической ценности. Концепция ценности уже играет значительную роль в этике Якоба Фридриха Фрайса, но Лотце был точкой отсчета более поздних философий ценностей. распространено и играло большую роль в позднеморальном творчестве Джона Дьюи, поэтому для выражения value в англоязычных странах придавалось такое же повседневное употребление, как и в немецкоязычных районах.

Лотце принял объективную философию ценностей и приписал ценности собственному способу: «действительности». Субъективные ценностные теории, напротив, исходят из оценочного суждения как основы ценности: оценочный человек устанавливает отношение между своей шкалой и предметом, представляющим ценность вещи.

Если в основе меры стоимости лежит чувство удовольствия через удовлетворение потребностей, то возникает психологическая теория стоимости. Если ценностям придается только относительная важность и значимость, это приводит к ценностному релятивизму как особой форме релятивизма.

Наиболее выдающимися ценностными теориями 19-го и 20-го веков были:

неокантианство Badische Schule Генриха Риккерта и Вильгельма Виндельбанда, которые приписывают ценностям трансцендентный статус и приписывают им способ проверки, который следует отличать от способа (эмпирического) бытия. Ценности образуют свое собственное царство и имеют абсолютную значимость, существуют, но не в модусе бытия.
философия жизни Фридриха Ницше, которая определяет Weltanschauung как результат уважения как «физиологических требований для сохранения определенного вида жизни» и ценностей. Эта признательность выражается в воле к власти. Поэтому он требует переоценки всех ценностей.
австрийская философия ценности Франца Брентано и его учеников Кристиана фон Эренфельса, Эдмунда Гуссерля и Алексиуса Мейнонга
неовитализм Эдуарда фон Гартмана
британский интуиционизм Джорджа Эдварда Мура, Гастингса Рашдалла (1858-1924) и Уильяма Дэвида Росса
прагматизм Уильяма Джеймса, Джона Дьюи и Кларенса Ирвинга Льюиса
Wertphilosophie ценностной феноменологии Макса Шелера и Николая Хартмана, которая следует ранней феноменологии Гуссерля. Шелер обращается к чувству ценности: оно проявляется в интуитивной любви (как выражение ценного) или ненависти (как выражении недозволенного) к вещи до того, как ее значение было рационализировано. Сами ценности образуют независимую от бытия империю материальных качеств (Шелер).
, а также нейрореализм Ральфа Бартона Перри (1876-1957).
Виндельбанд объяснил философию ценности критической науке об общих ценностях. Этим она отличается от точных наук, которые исследуют и систематизируют законы природы и частные явления. Философия ценности образует подлинный центр философии.

Математически точная наука о стоимости стояла в центре работы Роберта С. Хартмана. Благодаря разработанной им аксиоме науки о ценностях стало возможным построить точную науку о ценностях независимо от различных этических моральных ценностей.

Теория стоимости как всеобъемлющий философский подход, как она была подготовлена ​​Лотце, Гартманом и юго-западным немецким неокантианством, u. а. подвергся резкой критике со стороны Мартина Хайдеггера. Сегодня она уже не представлена ​​как философская теория, хотя еще имеет сторонников в юриспруденции (например, во влиятельной школе Рудольфа Сменда) и даже анализ оценочного суждения является совершенно особой темой аналитической философии. Некоторыми представителями философии ценности была философия ценности XIX в.го и начала 20 века, однако, в качестве основы других философских дисциплин, поскольку они претендовали в качестве основы для других областей, таких как логика, этика, эпистемология, философия права, философия культуры, философия религии, социальная философия, политическая философия, экономика и эстетика на службе.

Формальная аксиология
Одной из областей, в которой исследования продолжаются больше всего, является так называемая формальная аксиология, которая состоит в попытке исследовать природу и основы ценности с математической строгостью.

Этот термин иногда также используется в экономической науке, для которой содержанием теории ценностей является понятие добра, определяемое гораздо более субъективным образом, чем этика или эстетика (которые имеют дело с добром «само по себе»), которые приводит различные дисциплины к совершенно разным утверждениям, часто противоречащим друг другу.

Например, сказать, что Людвиг ван Бетховен предпочитает Бон Джови (подтверждение того, что он предпочитает это), совсем другое дело, чем сказать, что Бетховен в музыкальном плане превосходит Бон Джови, независимо от вкуса слушателя (подтверждение внутренней ценности их музыки). музыка).

Ценности
Согласно традиционной концепции, ценности могут быть объективными или субъективными. Примеры объективных ценностей включают добро, истину или красоту, которые сами являются целями. Однако они считаются субъективными ценностями, когда представляют собой средство для достижения цели (в большинстве случаев характеризующееся личным желанием).

Кроме того, значения могут быть фиксированными (постоянными) или динамическими (изменяющимися). Ценности также могут быть дифференцированы в зависимости от их важности и могут быть концептуализированы в терминах иерархии, и в этом случае одни будут занимать более высокое положение, чем другие.

Фундаментальная проблема, которая развивается с самого начала аксиологии, к концу девятнадцатого века, это проблема объективности или субъективности совокупности ценностей. Макс Шелер займет первое из двух мест. Субъективизм с самого начала будет противостоять такому подходу. И он поймет — по-старому Протагору, — что собственно человеческое есть мера всех вещей, того, что стоит и чего нет, и того же масштаба ценностей, не имеющего поддержки во внешней действительности. Альфред Жюль Вчера в своей ранней работе «Язык, истина и логика» не ставит вопрос о оценочных суждениях, потому что они не соответствуют принципу эмпирической проверки. Таким образом, этическое и эстетическое являются не более чем «выражениями» духовной жизни субъекта. Не поддающийся проверке захват внешнего мира.

Однако, с точки зрения Ницше, нет существенной разницы между тем, что традиционная концепция называет «ценностными суждениями» и научными суждениями, поскольку и те, и другие основаны на исторически сложившихся оценках, которые сами по себе составляют специфические способы интерпретации и жизни. Кроме того, нет существенной разницы между суждением и действием, поскольку и то, и другое состоит в развертывании определенных сил, которые по определению являются ценными силами и движение которых также зависит от предыдущих оценок.

В философском мышлении есть центральный пункт: какими мы хотим стать в будущем, в лучшем состоянии. Для того, чтобы перейти от текущего состояния к лучшему, необходимо сначала понять, что для внесения улучшений мы должны найти их в определенных ключевых точках. В мыслях мы всегда называли их философской аксиологией или экзистенциальной аксиологией, то есть ценностями, основанными на действии, которое завтра может привести нас к лучшему состоянию; Это потому, что ценности придают смысл и согласованность нашим действиям.

Природа ценности вызывает споры среди ученых разных дисциплин. Это сложная проблема, требующая философской конкретизации. Аксиология – это наука, изучающая ценности, и они имеют философский оттенок. В статье кратко представлены предшественники аксиологии и представлены различные интерпретации понятия ценности, анализируя их с точки зрения марксистской философии. Выделен диалектико-материалистический ответ по отношению к стоимости, утверждающий, что это социальное явление, имеющее значение в контексте субъектно-объектных отношений и выражающее потребности и интересы человека или всей природы.

Аксиологическая нейтральность
Выражение аксиологическая нейтральность, употребляемое Максом Вебером в его лекциях (эссе и политике), вошло в обиход в смысле защиты точки зрения (в частном случае историка или социолога), которая утверждает максимум объективности, противостоящей каждому ценностному суждению и всякой критике того, что составляет предмет его исследования.

Книга Роберта М. Пирсига, очень известного в Италии, «Дзен и искусство обслуживания мотоциклов», изданная Adelphi, в наибольшей степени способствовала популяризации термина «аксиология», хотя и вне всякого технического контекста.

Термины
Если две ценности находятся в конфликте и не могут быть реализованы, не подвергая опасности друг друга, то аксиология говорит о ценностной антиномии. Сегодняшнее повседневное и нефилософское использование технического языка (юридического, социологического…) понятия ценности, которое не соответствует ни одной философски разработанной современной теории ценности, привело к многочисленным композициям: -Neumann), потеря стоимости (Руперт Лей) или результат синтеза стоимости (Helmut Klages) (см. также изменение стоимости). Ценностная слепота означает отсутствие чувства определенных ценностей.

Современная аксиология
Современная аксиология пытается обращаться не только к положительным ценностям, но и к отрицательным (или антиценностям), анализируя принципы, позволяющие считать что-либо ценным или неценным, и рассматривая основания таких суждение. Исследование теории ценностей нашло особое применение в этике и эстетике, областях, где понятие ценности имеет особое значение. Некоторые философы, такие как немцы Генрих Риккерт или Макс Шелер, вносили различные предложения по разработке соответствующей иерархии ценностей. В этом смысле можно говорить об «аксиологической этике», которую разрабатывали, главным образом, Шелер и сам Николай Гартман. С этической точки зрения аксиология является одним из двух основных оснований этики наряду с деонтологией.

Источник из Википедии

Аксиология – что это такое?

Главная > Индекс > Мировоззрение и апологетика > Этика > Аксиология

Если вы когда-нибудь ходили по художественному музею или галерее, вы могли посмотреть хотя бы на один экспонат и подумать: «Это всего лишь , а не произведений искусства». Или, возможно, у вас был жаркий разговор с другом или коллегой о чем-то, что вы считали аморальным. Например, может быть, кто-то из вас думал, что есть мясо аморально или что смертная казнь — это плохо.

Если вы когда-либо оказывались в подобных ситуациях, то вы думали о значение . Рассмотрение вопроса о том, является ли что-то искусством или почему действие неправильно, требует, чтобы мы в конечном итоге обратились или предположили ради аргумента фундаментальные вопросы о ценности. Даже не осознавая этого, большинство людей сделали хотя бы неформальный набег на аксиологию .

Аксиология – учение о ценности. Его цель — ответить на вопросы, связанные как с этикой, так и с эстетикой. Вопросы о том, что в конечном итоге является хорошим, плохим, правильным и неправильным, относятся к этике. Вопросы о том, что следует считать искусством, что красиво, и связанные с этим вопросы относятся к эстетике. Больше, чем просто констатация что является ценным или неценным, те, кто изучает эти области, пытаются объяснить , почему вещи имеют ценность или нет. Например, если смертная казнь неверна,

почему неверна? Не потому ли, что этот вид наказания несправедлив? Если да, то почему несправедливо? Если это потому, что человеческая жизнь имеет такую ​​ценность, что ее никогда не должен намеренно отбирать другой человек, то что (если вообще что-то) передает эту ценность? Придает ли общество или культура эту ценность? Или, скажем немного по-другому, есть ли способ основание (т. е. изложить непреложный принцип, лежащий в основе определенного обоснования) наши притязания на ценность? Существуют широко распространенные разногласия по многим аспектам аксиологии, но она остается актуальной и живой темой.

Несмотря на отсутствие единого мнения, аксиология ценна для изучения, потому что она помогает нам размышлять о самой ценности, о том, что мы считаем ценным и почему. Идеи имеют последствия, в чем мы легко можем убедиться из законов, которые мы создаем, а также из структуры и функций нашего общества. К сожалению, большинство разговоров о спорных ценностных вопросах быстро затухают из-за того, что позиции излагаются поверхностно. Кроме того, эмоции и разум не всегда находятся в надлежащем равновесии. Чтение и глубокое обдумывание позиции, которой вы придерживаетесь по определенному вопросу, сделает вас лучшим адвокатом. Например, если вы считаете, что некоторые виды музыки, содержащие язык для взрослых, должны быть исключены из эфира, то развитие вашей позиции на основе аксиологических установок было бы очень полезным.

Если бранные слова делают определенные виды музыки нехудожественными или если подвергать молодых слушателей такому языку в принципе неэтично, то можно привести более убедительные доводы в пользу его удаления из эфира, помимо фразы «мне это просто не нравится». В конечном счете, аксиология помогает нам отличать факты о мире от мнений.

Аксиология встречается во всей Библии. Сама ценность коренится в самой природе Бога, благодаря которому все вещи существуют (Исход 3:14; Евреям 1:3). В христианстве помимо объективного основания эстетической ценности есть объективное основание моральных ценностей и обязанностей. Эта основа добра и красоты известна всем (Псалом 19:1; Римлянам 1:18–20). Мы знаем, что люди обладают внутренней ценностью, потому что они созданы по образу Божьему (Бытие 1:26–27; 9:5–6). Ценность людей также проявляется в милосердной искупительной работе Бога по спасению людей от греха (Иоанна 3:16; 2 Коринфянам 5:21). Мы также знаем, что все остальные вещи в сотворенном порядке имеют ценность, потому что Бог сотворил их, сделал их по какой-то причине и дал человечеству управление ими (Бытие 1:28; 2:15). По самой Своей природе Бог всегда действует с определенной целью. Это значит, что даже то, что кажется нам незначительным, ценно для Бога; Он уважает их и заботится обо всех (Матфея 6:26–33). Бог создал вещи для нашего удовольствия, и все они указывают на Него. У нас есть принцип справедливости, потому что Бог справедлив. У нас есть эталон красоты и искусства из-за того, как Бог упорядочил творение.

В Послании к Филиппийцам 4:8 апостол Павел пишет: «Наконец, братья, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что похвально, что только есть добродетель, что есть есть что-нибудь достойное похвалы, подумайте об этом». Иакова 1:17 говорит нам: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены». В Библии есть много других стихов, которые говорят нам о ценности, достоинстве, добре и красоте. Рассмотрим поэтические сборники, такие как «Иов» (см. главы 38–39).), Псалтирь (Псалтирь 8:1-4; 89:5), или Песнь Соломона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *