Активное слушание примеры диалогов: Метод активного слушания в психологии: что такое, приемы и техники

Содержание

Метод активного слушания в психологии: что такое, приемы и техники

Содержание

  • 1 Определение
  • 2 Техника
  • 3 Психологические приемы
    • 3.1 Поддакивание
    • 3.2 Пауза
    • 3.3 Особенности постановки вопросов
    • 3.4 Перефразирование
    • 3.5 Резюмирование
  • 4 Раппорт
    • 4.1 Интонация
    • 4.2 Темп
    • 4.3 Дыхание
  • 5 Эффективная техника в активном слушании «Отражение чувств»: её приемы
  • 6 Способы понимания
  • 7 Пример приема: что является наиболее эффективным в активном слушании
  • 8 Упражнение
  • 9 Как понять, помог ли метод в работе
  • 10 Типы активного слушания
  • 11 Вывод

Нечасто встречаются люди, которые умеют по-настоящему слушать. Гораздо чаще мы не понимаем, не слышим или недопонимаем собеседника, стремимся высказаться, а не выслушать. Но такой способ общения не помогает разрешить проблему или конфликтную ситуацию. Чтобы вопросы решались единовременно, а обиды не накапливались, важно учиться методу активного слушания: примеры применения этой техники и ее роль в психологии я кратко обозначу в этой статье.

Определение

Это способ восприятие речи говорящего, благодаря которому налаживается прямая и непрямая коммуникация между участниками разговора. Действительно, слушающий человек полностью включен в беседу, он осознает и анализирует суть слов собеседника, а также показывает ему свое понимание.

Казалось бы, как можно говорить с кем-либо и не слышать его. На самом деле именно таким поверхностным и односторонним образом складывается взаимодействие большинства людей. Это происходит из-за того, что пока один высказывается, другой прокручивает в голове собственные мысли, формулирует ответ, берет во внимание свои ощущения. Как правило, когда мы слышим какую-то неприятную фразу, обращенную к нам, все, озвученное после него, остается неуслышанным. Зацепившись за то, что вызвало эмоциональную реакцию, мы переключаемся с рационального уровня на чувственный, обдумываем ответ и можем даже потерять нить диалога.

При пассивном выслушивании крайне сложно верно уловить суть высказывания. О таком неэффективном способе взаимодействия говорит отсутствие мимической или физической реакции, эмоционального отклика. Кажется, что слушающий думает о своем и не включен в дискуссию. Это может обидеть и уничтожить любое желание налаживать коммуникацию. Методика активного слушания предполагает, что собеседники не зацикливаются на своих переживаниях, а стремятся услышать и понять оппонента. Этот подход позволяет:

  • вывести разговор к выгодному для обеих сторон итогу;
  • сформулировать правильные, эффективные вопросы и получить на них ответы;
  • понять истинный смысл сказанного;
  • улучшить контакт и получить важную информацию.

Техника

Если вы хотите устанавливать результативные отношения с окружающими, придется научиться убедительно говорить и слушать. Заметьте, когда вы искренне интересуетесь темой дискуссии, вы без труда в нее погружаетесь. На физическом уровне это тоже заметно: вы поворачиваетесь к собеседнику и наклоняетесь к нему, показывая, что настроены принимать участие в беседе.

В активное слушание входят следующие составляющие:

  • Абсолютное принятие говорящего, отсутствие оценочных высказываний в его сторону.
  • Использование вопросов как эффективного инструмента для включения в разговор.
  • Избегание тем, которые человеку непонятны.

Теперь поговорим о конкретных техниках:

  • «Эхо». Это повторение последних фраз оппонента с вопросительной интонацией.
  • Перефразирование. Обобщение сказанного и краткая передача смысла: «Правильно ли я понимаю, ты имеешь в виду, что…?».
  • Интерпретация. Высказывание предположения об истинных намерениях беседующего.

Способы активного слушания помогают человеку выказать сопереживание, а также прояснить для себя услышанное, расставить акценты и уточнить информацию.

Немаловажную роль играет зрительный контакт:

  • Смотреть в глаза, значит – выражать интерес к говорящему и тому, что он говорит.
  • Обсмотр рассказчика предполагает заинтересованность в личности оппонента, а не в той информации, которой он делится.
  • Отстраненный взгляд, рассматривание окружающего пространства означает либо отсутствие интереса, либо желание как можно скорее закончить диалог, либо чувство дискомфорта.

Явные примеры и жесты активного слушания:в знак согласия кивки головой, которые подтверждают понимание («Конечно», «Я понимаю, о чем ты»). А вот завершать за человека его высказывание и прерывать не рекомендуется, даже если вы знаете, в какую сторону он поведет мысль. Необходимо дать ему лично сформулировать ту идею, которую он хочет до вас донести. При всем этом нельзя забывать об эмоциях говорящего. Проявляйте эмпатию, обращая внимание на то, что чувствует оппонент, говорите об этом.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Психологические приемы

НазваниеЦельОписание
ПоддакиваниеУбедить рассказчика в вашей заинтересованности.«Да», «угу», кивание.
ПерефразированиеДоказать, что вы прислушиваетесь и полностью понимаете весь диалог.«То есть, ты имеешь в виду…».
Открытые вопросыПолучить полный объем информации.«Что», «почему», «как», «когда», «какой».
ПаузаПозволить говорящему упорядочить мысли.Своевременное молчание.
РезюмированиеВыделить основную мысль без подключения эмоциональной реакции«Таким образом…».
Закрытые вопросыСогласится с высказыванием или опровергнуть.Вопрошание, предполагающее ответ формата «да» или «нет».

Поддакивание

Часто этот прием мы применяем в разговоре неосознанно: иногда наклоняем голову, говорим «угу», «так», «ага», что позволяет оппоненту понять, что вы полностью настроены на диалог. Проще всего наблюдать пример проявления этого метода можно в телефонной беседе: озвучивание согласия показывает человеку на другой линии, что вы его слушаете, но продолжительное молчание заставляет сомневаться в вашей включенности.

Пауза

Однако тишина не менее важна при выстраивании контакта. Она помогает говорящему собраться и сформулировать мысли, а слушающему – представить историю и проникнуться ей. Искусству расставлять такие «молчаливые» акценты тоже необходимо учиться: замолчать важно вовремя.

Особенности постановки вопросов

Есть две разновидности: закрытые и открытые.

Первые предполагают краткий ответ, подтверждающий или опровергающий какое-либо утверждение. Примеры фраз активного слушания в диалоге: «Ты злишься?», «Ты хочешь, чтобы я была более заботливой?», «Проблема в том, что мы мало времени проводим вместе?», «Не думала ли ты прийти с этой проблемой на консультацию Дарьи Милай?».

Вторые влекут за собой более развернутую ответную реплику, требуют объяснения ситуации. Они позволяют выразить вашу заинтересованность в беседе: «Как думаешь, почему так происходит?», «Чем я могла бы помочь в решении этой задачи?», «Что тебя останавливает?».

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

Перефразирование

Предполагает озвучивание высказанной ранее мысли, но иными словами. Этот метод дает собеседнику уверенность, что его поняли корректно, или прояснить свою позицию, если она была интерпретирована неверно. Перефразируя, опирайтесь на суть и содержание высказывания, а не на сопровождающие его эмоции:

  • «Если я правильно тебя услышала, то…».
  • «Ты хочешь сказать, что…».

Но использовать эту технику можно лишь тогда, когда оппонент логически завершил свой монолог или реплику. Перебивать его не нужно.

Резюмирование

С его помощью можно подвести итог всему сказанному ранее. Резюме – это идеи и чувства собеседника, в сжатом виде:

  • «Твоя основная мысль заключается в том, что…».
  • «Если подытожить, то…».

Раппорт

Эта методика представляет собой «присоединение» к оппоненту по различным «каналам»: интонационному, речевому, дыхательному.

Интонация

Одни и те же фразы, сказанные с разным тоном, могут передавать разнообразные смыслы. С использованием этого приема люди выражают определенные эмоции и состояния, поэтому важно отслеживать не только то, что вы высказываете, но и как это делаете. При налаживании контакта с человеком такой способ отождествления с ним, дает невероятный результат. При грамотном интонировании можно добиться впечатления полного понимания, схожести, что, конечно, располагает к дальнейшему взаимодействию.

Темп

Представляет собой скорость говорения, а также продолжительность пауз и заминок.  Если вы говорите слишком быстро, это свидетельствует о внутреннем напряжении, а также волнении. Если же ваши реплики, наоборот, медленные, вялые, это отражает некоторую апатичность. Однако эта быстрота или медлительность зависит также от типа темперамента личности. В любом случае, чтобы уменьшить нервозность, которую вы чувствуете сами или от того, с кем ведете диалог, попробуйте снизить торопливость высказывания.

Дыхание

Дыхательное отзеркаливание позволяет оказаться с собеседником в одной «плоскости», а затем наладить его на нужную вам эмоциональную волну. Например, если ваш знакомый раздражен и часто дышит, вы можете сначала наладить контакт, прочувствовав частоту смены вдохов-выдохов и подстроившись под нее. И уже после того, как взаимодействие произойдет, попробуйте перестроить его на иные эмоции, постепенно начав дышать спокойнее.

Эффективная техника в активном слушании «Отражение чувств»: её приемы

Эмпатия предполагает умение сопереживать, ставить себя на место друга на эмоциональном уровне, понять его истинные мотивы и идеи. Достичь такого способа эффективного взаимодействия можно с помощью:

  • Повторения переживаний оппонента. Помогая говорящему обозначить и осознать его ощущения, вы добиваетесь эффекта «родства душ», повышаете степень доверия и выводите общение на качественно новую ступень.
  • Выражение своего настроения. Говоря о том, что вы чувствуете в концепции протекающего диалога, вы снижаете силу их воздействия на разум, помогаете беседе стать более открытой, позволяете собеседнику тоже искренне озвучивать свои переживания и чувства.

Обращайте внимание на голос высказывающегося, чтобы понять его настрой:

  • возникновение голосовых спазмов свидетельствует о внутреннем напряжении;
  • покашливание – говорит о лжи и неуверенности в сказанном;
  • внезапный смех, не соответствующий ситуации, указывает на отсутствие контроля над собой.

Учитывайте все эти нюансы в диалоге, но не забывайте и об индивидуальных особенностях человека: его речи в обычном режиме общения, а также существующих физических предпосылках для той или иной реакции (кашель, например, может быть вызван болезнью).

Способы понимания

Очень важно интересоваться методами активного слушания и изучать, что же это такое и как это причастно к психологии. Освоив такой способ ведения беседы, вы сможете не только слышать говорящего, но и понимать больше, чем просто смысл слов, прочувствовать его чувства, осознать идеи и мотивы. Это понимание проявляется на трех уровнях:

  • Сопереживание –  ощущение тех же эмоций, переживаний, что и оппонент.
  • Сочувствие – предложение искренне помочь.
  • Симпатия – позитивное отношение к тому, кто говорит.

Предполагается, что слушая, вы фокусируетесь не на своих переживаниях и желаниях, а на эмоциональном состоянии, интересах и словах собеседника. Отстранившись, вы не высказываете свою позицию или оценку, а ставите своей целью поддержку и погружение во внутренний мир другого человека. Эмпатическими приемами также являются:

Задайте вопрос

  • Сообщение о восприятии – «Я понимаю, что тебе сейчас неприятно. Хочется убежать и спрятаться ото всех».
  • Развитие мысли  – способность подхватить идею и продолжить ее.
  • Информирование о впечатлениях – «То, о чем ты говоришь, для меня очень ценно».
  • Замечания о развитии диалога – «Кажется, мы достигли взаимопонимания».

Пример приема: что является наиболее эффективным в активном слушании

Ярким проявлением этой техники считается сфера продаж. Хороший продавец сначала внимательно слушает клиента, понимает, что именно ему нужно. Затем он предлагает варианты удовлетворения потребности покупателя. Налаживая контакт, он устанавливает истинные мотивы, побудившие посетителя прийти в магазин, которые, возможно, даже не были озвучены.

Эффективна эта методика и в общении с детьми. Чтобы установить результативное взаимодействие с ребенком, важно понять его переживания, обнаружить проблемы, которые у него возникли. Слушать грамотно, значит – побудить чадо к конкретным действиям, помочь ему решить возникший вопрос, а также настроить на доверительное сотрудничество со взрослыми.

Упражнение

Развить в себе или других этот навык помогут следующие методики:

  • Если эту тему предстоит прорабатывать с группой, поделите участников на пары.
  • Сообщите им, что в течение некоторого времени один из двойки будет играть роль того, кто слушает, а другой – того, кто говорит.
  • На протяжении 5 мин. говорящий будет сообщать оппоненту о своей проблеме, заостряя внимание на причинах появления этих трудностей. Слушающий применяет описанные выше методы.
  • По окончании установленной временной границы напарникам дается 1 минута, чтобы обсудить: что помогало, а что мешало высказываться или выслушивать.
  • Поняв свои ошибки, собеседники могут их исправить, так как следующие 5 мин говорящему предстоит поведать о качествах, которые помогают ему налаживать контакты с окружающими. Слушатель продолжает применять приемы на практике, учитывая допущенные ранее огрехи.
  • После этого тот, кто слушал, пересказывает все, что ему удалось понять из рассказов напарника, а тот, в свою очередь, молча кивает или выказывает несогласие. Получив отрицательную реакцию, тот, кто говорит, должен исправиться, пока не получит положительный ответ.
  • Затем оппоненты меняются местами и проходят заново через все этапы.

Завершив упражнение, необходимо его обсудить:

  • Какая роль показалась участникам наиболее сложной?
  • Какие ошибки они допускали?
  • Что стоило сделать иначе?
  • Для чего проводилась эта «игра»?

Как понять, помог ли метод в работе

Есть показатели, позволяющие определить результативность применения методики в диалоге:

  • Насколько люди продвинулись в решении обсуждаемой проблемы?
  • Заметно ли снижение силы негативных переживаний?

Типы активного слушания

  • Нерефлексивное – поддержание контакта посредством коротких возгласов: «да», «хм», «ага» и так далее.
  • Рефлексивное – отражение содержания высказывания и осознание чувств говорящего.

Вывод

Люди взаимодействуют между собой с помощью общения. Уметь сначала слушать, а потом сказать, значит – открыть для себя дорогу к эффективному выстраиванию диалога и оперативному решению проблем. Современное общество склонно больше говорить, чем пытаться услышать окружающих, что приводит к тотальному недопониманию, разрушению отношений, неправильным решениям, обидам. Сколько фатальных последствий можно было бы избежать, научившись приемам активного слушания, результативность которых доказана в психологии множеством примеров? Наладить грамотный контакт с собой, пространством и другими людьми вы можете, записавшись на мою персональную консультацию.

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию

Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Skype, Viber.

Записаться на консультацию

Приемы активного слушания для учителя и родителя

Категории: Родительское собрание,Статьи

Тэги: воспитание,психология,ребенок,родители,Учитель,школьники

Приемы активного слушания для учителя и родителя


 
Понятие «Активное слушание» ввела в обиход психолог Юлия Гиппенрейтер. Она посвятила этому вопросу книгу, которая называется «Чудеса активного слушания». Книга написана легким языком с большим количеством примеров и «домашними заданиями»; адресована она в основном родителям, но будет интересна и педагогам. Что же такое активное слушание и как использовать его приемы в работе учителем?

Что такое активное слушание

Под активным слушанием Ю. Гиппенрейтер понимает различные приемы, которые помогают взрослым лучше понимать ребенка и показывать ему свою заинтересованность.
Активное слушание предполагает восприятие в полном объеме информации, которую хочет передать собеседник.

С автором не поспоришь. Недопонимание — это и в самом деле проблема, ведь нередко мы слышим совсем не то, что имел в виду наш собеседник, и это может приводить к печальным последствиям: недоразумениям, обидам, а в перспективе — к серьезным конфликтам, отчужденности.
Классическим примером такого недопонимания служит «эффект невидимки». Впервые он описан английским прозаиком Г. Честертоном в рассказе «Невидимка». Несколько человек, наблюдавших за домом по просьбе детектива, сказали, что туда никто не входил. Однако же внутри обнаружен труп человека, который только перед этим был жив. Все в недоумении: кто же совершил преступление? Главный герой догадывается, что все наблюдатели, отвечая на вопрос, не входил ли кто-нибудь в дом, на самом деле имели в виду вопрос: «Не входил ли кто-нибудь подозрительный?». В действительности в здание вошел почтальон, но о нем никто не упомянул, так как наблюдатели неточно поняли вопрос.
Нечто подобное мы можем часто наблюдать в своей жизни. Мы имеем в виду что-то одно, а наш собеседник понимает что-то другое. Ведь все мы воспринимаем информацию в объеме собственного жизненного опыта, а нередко еще и собственных ожиданий, иногда предвзятых. В связи с этим техника активного слушания, помогающая безошибочно понимать собеседника, приобретает особое значение как в жизни любого человека, так и — особенно! — в работе учителя и в жизни родителя.
 
Приемы и техники активного слушания
 
Прием «Эхо»
Первая из них — это прием «Эхо». Суть его в том, что взрослый повторяет за ребенком часть его высказывания. Можно несколько перефразировать, подобрать синонимы. Например, ребенок говорит: «Не буду я делать вашу дурацкую контрольную!». Учитель повторяет: «Ты не хочешь делать эту контрольную». При том, что это выглядит несколько похожим на передразнивание, такое «эхо» не только не приводит к обиде, но, наоборот, вызывает желание прояснить свою фразу, продолжив диалог в более или менее рациональном русле.
 
Перефразирование
Другая техника — перефразирование; учитель как бы пересказывает то, что уже услышал, стремясь уточнить, правильно ли он понял собеседника. Часто это и в самом деле необходимо, потому что не всегда мы говорим достаточно понятно для всех, ведь речь каждого человека содержит множество умолчаний, намеков. Все это понятно для говорящего, но не всегда очевидно для слушающего.
 
Интерпретация
Наконец, третья техника — интерпретация. Это вывод, «выжимки» из всего сказанного. Более подробно приемы активного слушания ребенка можно поделить на следующие группы.
 
1. Пауза. Суть этого приема в следующем: если мы видим, что собеседник еще не до конца высказался, надо дать ему возможность высказаться полностью, выдержать паузу. Не надо стараться договаривать за него, даже если кажется, что нам уже все понятно. Пауза часто необходима ребенку для того, чтобы обдумать, что он сам думает на эту тему, сформулировать свое отношение, свое мнение. Это его время, и он должен потратить его сам.
2. Уточнение. Надо попросить собеседника уточнить, правильно ли мы поняли, что он имеет в виду. Это часто необходимо, поскольку, возможно, вы неправильно понимаете мысль ребенка и усматриваете в ней что-то нехорошее или просто не соответствующее его замыслу.
В связи с этим полезно вспомнить притчу про два яблока. Мама вошла в комнату и увидела у маленькой дочки в руках два яблока. «Какие красивые яблоки! — сказала мама. — Дай мне, пожалуйста, одно!». Девочка несколько секунд смотрела на маму, а потом быстро откусила от обоих яблок. Мама очень огорчилась: неужели дочке жалко для нее яблочка? Но она не успела расстроиться как следует, потому что кроха тут же протянула ей одно из яблок и сказала: «Вот, мамочка, возьми это: оно слаще!» Эта притча напоминает о том, как легко неправильно понять человека, превратно истолковать его действия или слова.
3. Пересказ. Этот прием активного слушания предполагает пересказывание своими словами того, что мы услышали от собеседника. Цель его в том, чтобы показать свою заинтересованность, а также в том, чтобы собеседник мог поправить нас, если мы что-то поняли неправильно. Кроме того, пересказ позволяет сделать некий промежуточный вывод из беседы.
4. Развитие мысли. Это ответ на то, что было сказано собеседником, но с некоторой перспективой; взрослый как бы продолжает мысль ребенка, высказывает предположение, к чему могут привести эти события или поступки, каковы могли бы быть их причины и тому подобное.
5. Сообщение о восприятии. Этот прием заключается в том, что взрослый сообщает ребенку, что он его понял. Речь идет о конкретном вербальном сообщении, но желательно показывать это и невербально: смотреть в лицо собеседнику, кивать, поддакивать. Недопустимо беседовать, стоя спиной или глядя в сторону.
6. Сообщение о восприятии самого себя. Это сообщение о своем эмоциональном состоянии в связи с разговором. Например, так: я расстроен, меня огорчили твои слова; или: я рад это слышать. Это типичное «я-сообщение», но в связи с разговором оно показывает наличие эмоционального контакта.
7. Замечания по ходу беседы.
Это небольшие выводы по поводу хода разговора, желательные при использовании техники активного слушания. Примеры: «Мне кажется, мы обсудили этот вопрос», «По-моему, мы пришли к общему выводу» и тому подобное.
 
Как научиться активному слушанию

При кажущейся легкости навыки активного слушания даются не так просто. Существуют специальные курсы, на которых можно этому научиться; психологи проводят тренинг «Активное слушание», который может быть очень полезен всем, кому приходится иметь дело с детьми: родителям и учителям. Методы активного слушания можно применять, разумеется, и в беседе со взрослыми собеседниками. Однако в работе с детьми и подростками эти навыки приобретают особенное значение.
Как использовать активное слушание? Примеры из жизни могут быть самые разные. Допустим, классный руководитель проводит беседу с учеником, успеваемость которого по нескольким предметам резко снизилась.

 
Ученик: Я не хочу учить химию, она мне не нужна в жизни.
Учитель: Ты считаешь, что химия тебе не понадобится в жизни?
Ученик: Да, я не собираюсь учиться на врача или химика, а больше этот предмет никому не нужен.
Учитель: Ты считаешь, что должен учить только те предметы, которые потребуются тебе в дальнейшем в твоей будущей профессии?
Ученик: Да, конечно. Зачем тратить время на то, что никогда не потребуется.
Учитель: Ты твердо выбрал себе будущую профессию и точно знаешь, какие знания тебе потребуются в ней, а какие — нет?
Ученик: Думаю, что да. Я давно хочу быть журналистом и занимаюсь в основном теми предметами, которые мне нужны: русским, иностранным, литературой…
Учитель:
Ты считаешь, что журналисту надо знать только русский, иностранный, литературу?
Ученик: Конечно, нет. Журналист обязан быть эрудированным… Ну, ладно, я понял, подучу немного…

Разумеется, после этой беседы школьник не обязательно начнет более серьезно относиться к уроку химии, но, во всяком случае, учитель заставил его задуматься. Может быть, стоит подытожить эту беседу каким-либо я-сообщением: «Меня очень огорчит, если ты поймешь, что предмет тебе все-таки необходим, но будет слишком поздно» — или что-нибудь в этом духе.

Сравнивая активное и пассивное слушание, надо обязательно иметь в виду, что молчаливое слушание вовсе не обязательно является пассивным. Если вы показываете заинтересованность в беседе, смотрите на своего собеседника, сопереживаете ему, всячески это демонстрируя, — то вы слушаете активно, даже если вы молчите при этом. Нередко бывают случаи, когда ребенку надо именно выговориться. В этом случае ему нужен слушатель, а не собеседник, но настоящий, активный слушатель — тот, кто действительно ему сочувствует, сопереживает, понимает его эмоциональное состояние. Достаточно будет, если ребенок будет видеть сопереживание у вас на лице. В этом случае вклиниваться в его монолог не очень разумно: можно просто сбить ребенка, и он уйдет, не выговорившись.

Методы активного слушания могут быть очень полезны классному руководителю. Но и на уроке использовать их вполне возможно, особенно если речь идет о гуманитарном предмете, когда школьники нередко высказывают свое мнение по поводу каких-то событий или прочитанного произведения. При этом надо помнить несколько правил.

  • Никогда не подменять слова ребенка собственными рассуждениями.
  • Не договаривать за ребенка, даже если уверены, что уже его поняли.
  • Не приписывать ему чувства и мысли, о которых он не рассказывал.
  • Необходимо отрешиться от собственных мнений и собственных размышлений, постараться все интеллектуальные и эмоциональные силы кинуть на то, чтобы понять другого человека, подстроиться под него.
  • Надо демонстрировать свою заинтересованность всеми способами: вербально (я тебя понимаю; я с тобой согласен) и невербально (смотреть на собеседника, стремясь к тому, чтобы взгляд был примерно на одном уровне: если ребенок сидит, то лучше учителю тоже сидеть; если стоит, то стоять, если ребенок маленького роста, то можно присесть на корточки; сохранять на лице выражение заинтересованного внимания; стараться, чтобы лицо выражало те же эмоции, которые испытывает собеседник — в этом случае ребенку будет легче высказать то, что он думает.

Иногда это приводит к удивительным последствиям: школьнику удается взглянуть на проблему иначе, внезапно осознать те мысли и чувства, которые раньше он не осознавал, но они зрели в глубине его сознания.
В результате активного слушания подросток сам осознает то, что прежде было от него почти скрыто, на что он не обращал внимания, а теперь, когда начал говорить внимательному собеседнику, вдруг сам заметил и понял. Ну и, конечно, результатом активного слушания будет то, что учитель будет лучше понимать учеников, а значит, ему проще будет с ними работать.

P.S. Кстати, приемы активного слушания хорошо работают и с женщинами, потому что они хотят, чтобы их выслушали — и ничего более. Но это уже другая тема…

Елена Сафонова
Источник: pedsovet.su

Активное слушание | Практика | Великое добро в действии

Скачать PDF Практика печати

  • Как это сделать
  • Зачем пробовать
  • Контрольный опрос
  • Подкаст

Необходимое время

Не менее 10 минут. Старайтесь находить время для этой практики хотя бы раз в неделю.

Как это сделать

Найдите тихое место, где вы сможете поговорить с собеседником, не прерывая и не отвлекая вас. Пригласите этого человека поделиться тем, что у него на уме. Когда они это сделают, попробуйте выполнить следующие шаги. Вам не нужно описывать каждый шаг, но чем больше вы охватите, тем эффективнее будет эта практика.

  1. Парафраз.  После того, как другой человек закончил высказывать мысль, попытайтесь перефразировать то, что он сказал, чтобы убедиться, что вы все поняли, и показать, что вы внимательны. Полезные способы перефразирования включают «Я слышу, что вы говорите…», «Похоже на…» и «Если я вас правильно понимаю…».
  2. Задавайте вопросы. Когда это уместно, задавайте вопросы, чтобы побудить другого человека рассказать о своих мыслях и чувствах. Старайтесь не делать поспешных выводов о том, что имеет в виду другой человек. Вместо этого задавайте вопросы, чтобы уточнить их значение, например: «Когда вы говорите _____, вы имеете в виду _____?»
  3. Выражайте сочувствие.  Если другой человек выражает негативные чувства, постарайтесь подтвердить эти чувства, а не задавать вопросы или защищаться от них. Например, если говорящий выражает разочарование, попытайтесь понять, почему он так думает, независимо от того, считаете ли вы это чувство оправданным или вы бы сами так себя чувствовали на месте этого человека. Вы можете ответить: «Я чувствую, что вы расстроены», и даже «Я понимаю, как эта ситуация может вызвать разочарование».
  4. Используйте вовлеченный язык тела.  Вы можете показать, что вы вовлечены и заинтересованы, установив зрительный контакт, кивнув, повернувшись лицом к другому человеку и сохраняя открытое и расслабленное положение тела. Старайтесь не отвлекаться на отвлекающие факторы в вашем окружении и не проверять телефон. Следите за своим выражением лица: избегайте выражений, которые могут выражать неодобрение или отвращение.
  5. Избегайте осуждения.  Ваша цель — понять точку зрения другого человека и принять ее такой, какая она есть, даже если вы с ней не согласны. Старайтесь не перебивать контраргументами и не готовить мысленно опровержение, пока собеседник говорит.
  6. Не давать советов.  Решение проблем, вероятно, будет более эффективным, если оба собеседника поймут точку зрения друг друга и почувствуют себя услышанными. Слишком быстрый переход к совету может быть контрпродуктивным.
  7. По очереди. После того, как у другого человека была возможность высказаться, а вы выполнили действия по активному слушанию, описанные выше, спросите, можете ли вы поделиться своей точкой зрения. Делясь своей точкой зрения, выражайте себя как можно яснее, используя «я»-утверждения (например, «Я чувствую себя подавленным, когда ты не помогаешь по дому»). Также может быть полезно, когда это уместно, выражать сочувствие к точке зрения другого человека (например, «Я знаю, что ты был очень занят в последнее время и не собираешься оставлять меня без работы»).

Почему стоит попробовать

Часто мы слушаем собеседника, но не слышим его. При этом мы упускаем возможность установить контакт с этим человеком и даже рискуем заставить его почувствовать себя заброшенным, неуважительным и обиженным.

Это упражнение поможет вам проявить активный интерес к тому, что говорит другой человек, и дать ему почувствовать, что его услышали, — способ развить эмпатию и связь. Эта техника особенно хорошо подходит для трудных разговоров (например, споров с романтическим партнером) и для выражения поддержки. Это также может способствовать конструктивному обсуждению политических, культурных и других различий; однако исследования показали, что, когда существует дисбаланс власти между людьми из разных групп, для человека с меньшей социальной властью важнее излагает свою точку зрения, в то время как человек с большей социальной властью слушает и пытается принять их точку зрения. Исследования показывают, что использование этой техники может помочь другим почувствовать себя более понятыми и повысить удовлетворенность отношениями.

Почему это работает

Активное слушание помогает слушателям лучше понять точки зрения других и помогает говорящим чувствовать себя более понятыми и менее опасными. Этот метод может предотвратить недопонимание и избавить обе стороны от обиды. Улучшая общение и предотвращая эскалацию споров, активное слушание может сделать отношения более продолжительными и удовлетворительными. Практика активного слушания с кем-то из близких также может помочь вам лучше слушать при общении с другими людьми в вашей жизни, такими как друзья или коллеги.

Доказательства того, что это работает

Вегер Х., Касл Белл Г., Миней Э. М. и Робинсон М. К. (2014). Относительная эффективность активного слушания в начальных взаимодействиях. International Journal of Listening , 28 (1), 13–31.

Группа, состоявшая в основном из молодых, белых студенток колледжа, провела короткие беседы (об их самом большом разочаровании в университете) с кем-то, кто обучен активному слушанию, кто-то, кто дал им совет, или кто-то, кто просто признал их точку зрения Посмотреть. Люди, принимавшие участие в программе «Активное слушание», сообщали, что к концу разговора они чувствовали себя более понятыми.

Брюно, Э. Г., и Сакс, Р. (2012). Сила быть услышанным: преимущества «представления точки зрения» в контексте межгруппового конфликта. Журнал экспериментальной социальной психологии, 48 (4), 855-866.

В одном исследовании мексиканские иммигранты сочетались с белыми американцами, а в другом — израильтяне с палестинцами. В обоих исследованиях каждого члена пары попросили поделиться своими взглядами на трудности жизни в их обществе и принять точку зрения другого человека, когда они делились своими взглядами. Этот диалог значительно улучшил отношение участников к другой группе — например, они стали больше сочувствовать своим страданиям, больше доверяли своим намерениям и более тепло относились к группе в целом. Однако у членов пары с меньшей социальной властью (мексиканские иммигранты и палестинцы) отношение к другой группе улучшилось больше после того, как они высказали свою точку зрения, чем после того, как они приняли точку зрения другого человека.

Кто пробовал эту практику?

В дополнительных исследованиях приняли участие члены других групп:

  • Гетеросексуальные пары в Швейцарии, которые практиковали активное слушание в течение 16 минут, чувствовали себя более удовлетворенными своими отношениями и использовали более здоровые способы преодоления трудностей во время разговоров.
  • Японские офисные работники с супервайзерами, которые использовали активное слушание, чувствовали меньше стресса, больше поддержки и больше контроля на работе, чем сотрудники с супервайзерами, которые не использовали эту практику так часто. Однако активное слушание принесло больше пользы молодым мужчинам, чем их старшим коллегам или женщинам.
  • Заключенные подростки в Сан-Франциско, которые практиковали активное слушание в рамках 10-недельной программы осознанности, чувствовали себя менее напряженными и лучше контролировали свои эмоции.

Необходимы дополнительные исследования, чтобы выяснить, распространяется ли и каким образом влияние этой практики на другие группы и культуры.

Имейте в виду

Для людей с меньшей социальной властью иногда важнее и выгоднее поделиться своей точкой зрения, чем слушать людей с большей властью. В исследовании, в котором изучались дискуссии между парами представителей этнических меньшинств и белых людей, белые партнеры извлекли больше пользы из эмпатического слушания, чем их коллеги из меньшинств. Независимо от этнической принадлежности их партнеров, белые партнеры улучшили свою способность сосредоточиться, в то время как цветные партнеры ухудшили свою способность сосредоточиться, а чернокожие партнеры сообщали о чувстве беспомощности при прослушивании.

Источники

Инструкции взяты из: Markman, H., Stanley, S., & Blumberg, S.L. (1994). Борьба за свой брак . Сан-Франциско: Издательство Джосси-Басс.

Ссылки

Химельштейн, С., Гастингс, А., Шапиро, С., и Хири, М. (2012). Обучение внимательности для саморегуляции и стресса с молодежью, находящейся в заключении: экспериментальное исследование. Probation Journal, 59 (2), 151–165.

Кун, Р., Брэдбери, Т. Н., Нуссбек, Ф. В., и Боденманн, Г. (2018). Сила слушания: прислушиваться к партнеру во время диадических разговоров о преодолении трудностей. Журнал семейной психологии, 32 (6), 762–772.

Минеяма, С., Цуцуми, А., Такао, С., Нисиучи, К., и Каваками, Н. (2007). Отношение и навыки руководителя к активному слушанию в отношении условий труда и психологических стрессовых реакций подчиненных работников. Журнал гигиены труда, 49 (2), 81–87.

Ворауэр, Дж. Д., и Кенель, М. С. (2018). Эмпатия доминирующих членов группы по сравнению с членами меньшинства в межгрупповом взаимодействии: всегда ли члены доминирующей группы выходят на первое место? Групповые процессы и межгрупповые отношения, 21 (4), 549–567.

Активное слушание предполагает подход к разговору с искренним желанием понять чувства и точку зрения другого человека, без осуждения или защиты. Когда вы занимаетесь активным слушанием, вы настраиваетесь на то, что ваш собеседник говорит с помощью его слов и языка тела. Насколько хорошо вы чувствуете и понимаете, что чувствуют другие? Пройдите тест на эмпатию, чтобы узнать.

Путь к счастью

Что такое активное слушание? Важные навыки и приемы, которые необходимо знать

Общение важнее, чем когда-либо, но хорошее общение включает в себя больше, чем просто слова, которые вы говорите. Одним из важнейших навыков хорошего коммуникатора является умение быть активным слушателем.

Активное слушание помогает строить отношения, решать проблемы, повышать точность, разрешать конфликты и обеспечивать понимание.

Это ваш шанс узнать больше об активном слушании и о том, как улучшить свои методы активного слушания.

Что такое активное слушание?

Активное слушание — это искреннее слушание для понимания. Цель активного слушания не в том, чтобы давать советы, спорить или творить. Вместо этого активные слушатели намеренно тратят время, пытаясь в полной мере оценить идею, точку зрения, аргумент или сообщение другого человека.

Преимущества активного слушания

Активное слушание — основа любого успешного разговора. Вот лишь некоторые из преимуществ, которые активное слушание может принести в разговор.

Обход недоразумений

Непонимание сказанного может привести к путанице, спорам и недоразумениям. Вместо того, чтобы тратить время на непонятые смыслы и сообщения, активное слушание помогает всем участвовать в разговоре.

Завоевать доверие

Активное слушание расширяет возможности говорящего и позволяет ему чувствовать себя услышанным. Они быстро обнаружат, что могут говорить столько или меньше, сколько им хочется, без каких-либо перебиваний, осуждений или междометий. Эта свобода говорить и быть услышанным повышает вероятность того, что другие будут доверять вам и доверять вам.

Расширьте свои знания

Активное слушание помогает запоминать новую информацию, поскольку вы активно участвуете в разговоре. Поскольку вы активно сообщаете докладчику о том, что узнали, и задаете уточняющие вопросы, говорящий уверен, что вы изучаете новые идеи.

Налаживайте связи

Когда вы активно слушаете, выступающие чувствуют себя комфортно, делясь информацией, и больше заинтересованы в регулярном общении с вами. Регулярная последовательная коммуникация поможет открыть возможности для сотрудничества, быстрого разрешения конфликтов и более эффективной работы.

Не пропускайте важную информацию

Активные слушатели — это активные участники разговора. Неотъемлемой частью активного слушания является петля обратной связи между говорящим и слушателем, которая гарантирует, что сказанное будет точно понято и запомнено.

Выявление и решение проблем

Поскольку активное слушание направлено на прозрачность и честность, становится естественным выявлять проблемы, с которыми сталкиваются другие. Помните, когда вы активно слушаете, может быть легко увидеть проблему, но главная цель — сочувствие и понимание. Не переходите в режим решения проблем по каждому вопросу, возникающему в разговоре. Сначала постарайтесь понять всю картину и все проблемы, а затем вместе со спикером найдите решение.

Навыки активного слушания

Активное слушание включает в себя как вербальные, так и невербальные навыки. Ниже приведены несколько примеров каждого навыка.

Навыки вербального активного слушания

Навыки вербального активного слушания показывают, что вы слушаете по тому, что говорите. Эти навыки демонстрируют, что вы внимательно слушаете разговор.

Вот несколько словесных навыков, а также примеры активного слушания и упражнений на активное слушание, которые помогут их улучшить.

Парафраз

Обобщите говорящему основные моменты услышанного, чтобы показать, что вы понимаете сказанное. Этот навык дает говорящему возможность исправить любую информацию, которая была неправильно воспринята или расплывчата.

Примеры 

  • «Я слышу, что вы говорите. . ».
  • «Если я вас правильно понимаю, вы верите. . . ?»
  • «Значит, ты имеешь в виду, что . . . ?»
  • «Понял ли я вас, когда вы сказали . . . ?»

Упражнение

Перефразирование происходит через повторение. Потренируйтесь с друзьями или семьей, перефразируя только что сказанное.

Используйте краткие словесные утверждения

Короткие позитивные утверждения, вводимые на протяжении всего разговора, помогают говорящему чувствовать себя более комфортно и показывают, что вы внимательно слушаете его. Ключом к этим утверждениям является мотивация говорящего продолжать делиться информацией, не прерывая и не нарушая своего сообщения.

Примеры

  • «Я согласен».
  • «Да, в этом есть смысл».
  • «Понятно».
  • «Я понимаю».

Упражнение 

Простой способ попрактиковаться в этом навыке — слушать радио. Всякий раз, когда ди-джей или ведущий начинает говорить, произносите короткие словесные утверждения. Начните с музыкальной станции, на которой ди-джей делает короткие перерывы, а затем переходите к прослушиванию разговорных радиопрограмм или любимых подкастов.

Задавайте конкретные вопросы

Чтобы активное слушание работало лучше всего, вы хотите, чтобы говорящий предоставил более подробную информацию по теме, а не просто болтал о том, что он хочет. Один из лучших способов получить больше информации — задать наводящие вопросы. Эти вопросы помогут говорящему предоставить более подробную информацию и помогут выразить доверие и понимание.

Лучший способ задавать наводящие вопросы — избегать вопросов, требующих простого ответа «да» или «нет». Вместо этого попробуйте использовать открытые вопросы, начинающиеся со слов «кто», «что», «когда», «где», «почему» и «как». Эти вопросы могут вызвать обсуждение и привести к обмену дополнительной информацией.

Примеры

  • Как вы пришли к такому выводу?
  • Когда вы в последний раз сталкивались с этой проблемой?
  • Как вы думаете, почему это произошло?

Упражнение 

Сосредоточьтесь на создании открытых вопросов, лучше узнавая людей. Когда вы впервые знакомитесь с кем-то, вполне нормально задавать много вопросов о нем, и это прекрасное время для практики ваших навыков активного слушания.

Показать эмпатию

Эмпатия — это способность распознавать и разделять чувства другого человека. Это поможет вам установить контакт с говорящим и установить чувство доверия.

Эмпатия не означает, что вы согласны с их чувствами, это означает лишь то, что вы понимаете их чувства. Поэтому сосредоточьтесь только на сочувствии, а не на решении проблем или разрешении чувств.

Примеры  

  • «Я понимаю, как вы себя чувствуете. . ».
  • «Если бы я столкнулся с такой же проблемой, я бы почувствовал . . ».

Упражнение

Эмпатию можно практиковать на любом человеке, даже на вымышленном персонаже. В следующий раз, когда вы будете смотреть фильм или читать книгу, время от времени делайте паузу и старайтесь сопереживать каждому персонажу сцены. Подумайте об их прошлом, о том, что они могут чувствовать, почему они это чувствуют и как бы вы отреагировали в подобной ситуации.

Вспомнить ранее предоставленную информацию

Способность вспомнить ключевые концепции, идеи или другие важные моменты, которыми вы делились с вами в прошлом, показывает, что вы не только цените то, что они говорят , но также и то, что в настоящее время говорит .

Примеры

  • «На прошлой неделе вы упомянули . . ».
  • «Я хочу продолжить то, что вы сказали в прошлый раз. Правда ли, что. . . ?»

Упражнение

Вы можете укрепить этот навык, играя в игру с близкими родственниками и друзьями. Выберите случайный объект для следующего разговора (например, банан, газонокосилка, заколка для волос, сноуборд, гамбургер). Человек, который сможет вспомнить предмет в следующий раз, когда вы будете разговаривать друг с другом, побеждает и получает возможность выбрать новый предмет.

Навыки невербального активного слушания

Навыки невербального активного слушания помогают улучшить язык тела и показать, что вы вовлечены в разговор с помощью своих манер. Вот несколько невербальных навыков, которые вы можете использовать, чтобы улучшить свое активное слушание: 

Поддерживайте зрительный контакт

Всегда следите за тем, кто говорит. Постоянный зрительный контакт в некоторых ситуациях может быть немного неловким, поэтому держите взгляд естественным, чтобы показать, что вы внимательно слушаете собеседника.

Кивнуть

Несколько простых кивков показывают, что вы понимаете, о чем говорит говорящий. Некоторые люди не любят кивать, потому что считают, что это означает, что вы согласны с тем, что им говорят. Это неправда. Это только означает, что вы обрабатываете и понимаете их сообщение.

Не отвлекайтесь

Вы не можете активно слушать, если в это же время делаете что-то еще. Не проверяйте телефон и не смотрите, сколько времени прошло. Поставь телефон на беззвучный режим. Если вы работаете над проектом, когда начинается разговор, прекратите работу и полностью сосредоточьтесь на говорящем. Ваше полное внимание показывает другому человеку, что то, что он говорит, имеет смысл.

Делайте заметки

Записывайте то, что вы считаете важным или полезным, когда слушаете, и вы покажете другому человеку, что вы цените то, что он говорит. Он также может служить для отслеживания важных задач или деталей, возникающих в ходе разговора.

Некоторые люди предпочитают делать короткие заметки во время прослушивания, чтобы собраться с мыслями и не перебивать. Но помните, большая часть ваших усилий должна быть сосредоточена на том, чтобы понять, что активно говорит человек, а не игнорировать его, чтобы вы могли подготовить свой контраргумент.

Успокойте свой внутренний диалог

Даже если это имеет отношение к разговору, все, о чем вы думаете, не так важно, как сам разговор. Так что не мечтайте и не отвлекайте себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *