Вытеснение | это… Что такое Вытеснение?
— в психоанализе — гипотетический психологический процесс, препятствующий: а) появлению в сознании травмирующих переживаний; б) устраняющий из сознания психотравмирующие переживания. Этот механизм психологической защиты, как и большинство других, действует бессознательно. При первичном вытеснении из области сознания сознания изгоняются неприемлемые побуждения или травматичные впечатления. При вторичном вытеснении в сознание не допускаются проявления психического, напоминающие о травмирующем переживании. Предполагается, что вытесненный психологический материал продолжает фукционировать, будучи при этом неконтролируемым сознанием индивида, например, он, по механизмам конверсии, может вызывать симптомы нервно-психического расстройства (например, истерическую слепоту, истерическую гемианестезию).
* * *
– процесс отстранения от сознания и удержания вне его психических содержаний, один из механизмов защиты человека от конфликтов, разыгрывающихся в глубинах его психики.
Основу психоанализа составляло несколько идей и концепций о природе и функционировании психики человека, в числе которых важное место занимало представление о вытеснении. По этому поводу З. Фрейд писал, что «теория вытеснения является как краеугольным камнем, на котором зиждется здание психоанализа, так и важнейшей частью последнего».
В работе «К истории психоаналитического движения» (1914) З. Фрейд подчеркивал, что к теории вытеснения пришел самостоятельно и долгие годы считал ее оригинальной, пока венский психоаналитик О. Ранк не обратил его внимание на труд немецкого философа А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (1819), в котором содержалась идея о сопротивлении восприятию болезненного состояния, что совпадало с психоаналитическим пониманием вытеснения. Не исключено, что знакомство З. Фрейда с трудом А. Шопенгауэра, на который он ссылался в своей работе «Толкование сновидений» (1900), послужило толчком к выдвижению им концепции вытеснения. Не исключено и то, что представление о вытеснении он мог почерпнуть также из учебника по эмпирической психологии Г.
Линдера, представлявшего собой обобщенное изложение основных идей И. Гербарта, который сформулировал положение, согласно которому многое из того, что находится в сознании, «вытесняется из него» (известно, что во время последнего года обучения в гимназии он пользовался учебником Г. Линдера).Представления З. Фрейда о вытеснении действительно легли в основу психоанализа. Так, в опубликованной совместно с Й. Брейером работе «Исследования истерии» (1895) он высказал мысль о том, что нерасположенная со стороны Я какая-то психическая сила первоначально «вытесняет патогенное представление из ассоциации», а впоследствии «препятствует его возвращению в воспоминание». В «Толковании сновидений» он развил эту мысль: основным условием вытеснения («оттеснения») является наличие детского комплекса; процесс вытеснения касается сексуальных желаний человека из периода детства; вытеснению легче подвергается воспоминание, а не восприятие; вначале вытеснение целесообразно, но в конце концов оно превращается «в пагубный отказ от психического господства».
У З. Фрейда не было однозначного определения вытеснения. Во всяком случае в различных своих работах под вытеснением он понимал: процесс, благодаря которому психический акт, способный быть осознанным, делается бессознательным; возвращение на более раннюю и глубинную ступень развития психического акта; патогенный процесс, проявляющийся в виде сопротивления; разновидность забывания, при котором память «просыпается» с большим трудом; одно из защитных приспособлений личности. Таким образом, в классическом психоанализе вытеснение обнаруживало сходство с такими явлениями, как регрессия, сопротивление, защитный механизм. Другое дело, что наряду с признанием сходства З. Фрейд в то же время отмечал и различия между ними.
В частности, в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) он подчеркивал, что хотя вытеснение подпадает под понятие «регрессия» (возвращение от более высокой ступени развития к более низкой), тем не менее вытеснение является топически-динамическим понятием, а регрессия – чисто описательным. В отличие от регрессии вытеснение имеет дело с пространственными отношениями, включающими в себя динамику психических процессов. Вытеснение – это тот процесс, который «прежде всего свойственен неврозу и лучше всего его характеризует». Без вытеснения регрессия либидо (сексуальной энергии) не приводит к неврозу, а выливается в перверсию (извращение).
При рассмотрении вытеснения З. Фрейд поставил вопрос о его силах, мотивах и условиях осуществления. Ответ на этот вопрос сводился к следующему: под воздействием внешних обстоятельств и внутренних побуждений у человека возникает желание, несовместимое с его этическими и эстетическими взглядами; столкновение желания с противостоящими ему нормами поведения приводит к внутрипсихическому конфликту; разрешение конфликта, прекращение борьбы осуществляются благодаря тому, что представление, которое возникло в сознании человека как носитель несовместимого желания, подвергается вытеснению в бессознательное; представление и относящееся к нему воспоминание устраняются из сознания и забываются.
Согласно З. Фрейду, вытесняющие силы служат этическим и эстетическим требованиям человека, возникающим у него в процессе воспитания. То неудовольствие, которое он испытывает при невозможности реализации несовместимого желания, устраняется путем вытеснения. Мотивом вытеснения является несовместимость соответствующего представления человека с его Я. Вытеснение выступает в качестве психического механизма защиты. В то же время оно порождает невротический симптом, который является заместителем того, чему помешало вытеснение. В конечном счете вытеснение оказывается предпосылкой образования невроза.
Для иллюстрации процесса вытеснения можно воспользоваться сравнением, использованным З. Фрейдом при чтении им лекций по психоанализу в университете Кларка (США) в 1909 году. В аудитории, где читается лекция, находится человек, который нарушает тишину и отвлекает внимание лектора своим смехом, болтовней, топотом ног. Лектор объявляет, что в таких условиях он не может продолжать чтение лекции. Несколько сильных мужчин из числа слушателей берут на себя функцию наведения порядка и после кратковременной борьбы выставляют нарушителя тишины за дверь. После того как нарушитель порядка оказался «вытеснен», лектор может продолжить свою работу. Для того, чтобы нарушение порядка не повторилось, если выставленный из аудитории попытается вновь проникнуть на лекцию, совершившие вытеснение мужчины садятся около двери и берут на себя роль охранников (сопротивление). Если использовать язык психологии и назвать место в аудитории сознанием, а за дверью – бессознательным, то это и будет изображением процесса вытеснения.
Исследование и лечение невротических расстройств привело З. Фрейда к убеждению, что невротикам не удается полное вытеснение представления, связанного с несовместимым желанием. Это представление устраняется из сознания и из памяти, но оно продолжает жить в бессознательном, при первой возможности активизируется и посылает от себя в сознание искаженного заместителя.
К замещающему представлению присоединяются неприятные чувства, от которых, казалось бы, человек избавился благодаря вытеснению. Таким замещающим представлением оказывается невротический симптом, в результате чего вместо предшествующего кратковременного конфликта наступает длительное страдание. Как замечал З. Фрейд в работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938), пробуждаемое под действием нового повода ранее вытесненное представление способствует интенсификации подавленного влечения человека, а поскольку «путь к нормальному удовлетворению для него закрыт тем, что можно назвать вытеснительным шрамом, то оно прокладывает себе где-то в слабом месте другой путь к так называемому эрзац-удовлетворению, дающему о себе знать теперь в качестве симптома, без согласия, но также и без понимания со стороны Я».Для выздоровления невротика необходимо, чтобы симптом был переведен в вытесненное представление по тем же самым путям, каким совершалось вытеснение из сознания в бессознательное.
Иллюстрацией аналитической работы может служить то же самое сравнение, которое было использовано З. Фрейдом при чтении лекций в университете Кларка. Так, несмотря на вытеснение, изгнание нарушителя тишины из аудитории и установление стража перед дверью не дает полной гарантии того, что все будет в порядке. Насильственно выставленный из аудитории и обиженный человек своими криками и стуками кулаками в дверь может производить в коридоре такой шум, что это будет в еще большей степени мешать чтению лекции, чем его предшествующее неприличное поведение.
Оказалось, что вытеснение не привело к ожидаемому результату. Тогда организатор лекции берет на себя роль посредника и восстанавливает порядок. Он ведет переговоры с нарушителем тишины и обращается к аудитории с предложением вновь допустить его на лекцию, причем дает слово, что последний будет вести себя подобающим образом. Полагаясь на авторитет организатора лекции, слушатели соглашаются прекратить вытеснение, нарушитель порядка возвращается в аудиторию, снова наступает мир и тишина, в результате чего создаются необходимые условия для нормальной лекторской работы. Подобное сравнение служит подходящим для той задачи, которая, по мнению З. Фрейда, «выпадает на долю врача при психоаналитической терапии неврозов». По мере становления и развития психоанализа З. Фрейд вносил различные уточнения в понимание вытеснения. На подступах к психоанализу он предпочитал говорить скорее о защите, нежели о вытеснении, что нашло свое отражение, в частности, в его статье «Защитные невропсихозы» (1894). В дальнейшем он сместил акцент исследования в плоскость выдвижения теории вытеснения, в соответствии с которой: вытесненное остается дееспособным; можно ожидать возвращение вытесненного, особенно в том случае, если к вытесненному впечатлению присоединяются эротические чувства человека; за первым актом вытеснения следует длительный процесс, когда борьба против влечения находит свое продолжение в борьбе с симптомом; при терапевтическом вмешательстве появляется сопротивление, действующее в защиту вытеснения. Так, в статье «Вытеснение» (1915) З. Фрейд выдвинул идею о «первичном вытеснении», «вытеснении в последействии» («проталкивание вслед», «послевытеснение») и «возвращении вытесненного» в форме невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий.
Позднее основатель психоанализа вновь возвратился к понятию «защита» с целью установления соотношений между защитными механизмами и вытеснением. В частности, в работе «Торможение, симптом и страх» (1926) он подчеркнул, что имеются все основания для того, чтобы снова воспользоваться старым понятием «защита» (в русскоязычных изданиях этой работы, переведенной под названием «Страх», вместо понятия «защита» использован термин «отражение») и включить в него вытеснение как «один специальный случай». Наряду с этим уточнением он выделил пять видов сопротивления (три, исходящих из Я, одно – из Оно, и одно – из Сверх-Я), среди которых «сопротивление вытеснения» относилось к одному из видов сопротивлений Я.
В последних своих работах, например в работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937), З. Фрейд еще раз обратил внимание на проблему вытеснения и отметил, что «все вытеснения происходят в раннем детстве», являя собой «примитивные защитные меры незрелого, слабого Я». В последующие периоды развития человека новые вытеснения не возникают, а сохраняются старые, к услугам которых и прибегает Я, стремящееся совладать со своими влечениями. Новые конфликты разрешаются посредством «послевытеснения». Подлинным же достижением аналитической терапии служит «последующая корректировка первоначального процесса вытеснения». Другое дело, что, как замечал З. Фрейд, терапевтическое намерение заменить предшествующие, приведшие к возникновению невроза вытеснения пациента, надежными силами Я «осуществляются не всегда в полном объеме».
Высказанное З. Фрейдом в работе «Торможение, симптом и страх» соображение о том, что вытеснение представляет собой один из видов защиты, послужило толчком к раскрытию механизмов защиты Я со стороны других психоаналитиков. Дочь основателя психоанализа А. Фрейд (1895–1982) опубликовала книгу «Психология Я и защитные механизмы» (1936), в которой наряду с вытеснением выделила еще девять механизмов защиты, включая регрессию, проекцию, интроекцию и другие. Последующие психоаналитики стали уделять особое внимание механизмам защиты. Что касается З. Фрейда, то в работе «Конечный и бесконечный анализ» он подчеркнул: у него никогда не было сомнений в том, что «вытеснение – не единственный метод, которым располагает Я в своих целях», но оно является чем-то «совершенно особенным, более резко отличающимся от остальных механизмов, чем те различаются между собой». Суть же аналитической терапии остается неизменной, так как терапевтический эффект, по словам З. Фрейда, связан с осознанием вытесненного в Оно (бессознательном), причем вытесненное понимается в самом широком смысле.
При рассмотрении психоаналитического понимания вытеснения необходимо иметь в виду, что трактовка его З. Фрейдом уточнялась по мере того, как происходило развитие психоанализа. Это касалось не только соотношения между защитой и вытеснением, но и движущих сил, приводящих в движение процесс вытеснения. После того, как основатель психоанализа осуществил структурное деление психики на Оно, Я и Сверх-Я, перед ним встал вопрос о том, с какой психической инстанцией следует соотносить вытеснение. Отвечая на этот вопрос, он пришел к выводу, что вытеснение является делом Сверх-Я, которое «проводит вытеснение или само, или по его заданию это делает послушное ему Я». Данный вывод был сделан им в «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933), в котором содержались различные дополнения к предшествующим его взглядам, включая понимание сновидений, страха, составных частей психики.
* * *
– форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит устранение неприемлемых влечений и переживаний из сознания.
* * *
Термин, применяемый при психоанализе. Означает защитный психологический механизм, обеспечивающий удаление из сознания неприемлемых инстинктивно обусловленных, спонтанно возникающих стремлений, представлений, мыслей.
* * *
процесс активного неосознанного устранения из сознания и перевода в сферу бессознательного неприемлемых для личности мыслей, воспоминаний, переживаний. После этого индивид по-прежнему может ощущать вызванную неприемлемой информацией тревогу, дискомфорт, беспокойство, неуверенность, психическое перенапряжение, не осознавая при этом причин его возникновения. Познание этих причин – одна из важнейших задач психоаналитика. В. является одним из механизмов психической защиты. Например, в процессе длительной опасности психика, защищая себя от перегрузки, возможных психопатических изменений может как бы «забыть» о последней. Термин введен З. Фрейдом.
* * *
один из психологических защитных механизмов личности, рассматриваемый в психоанализе. Проявляется в непроизвольном вытеснении из сознания и памяти неприятной для человека информации.
2. Механизм вытеснения. Методы исследования бессознательного.
У З.Фрейда не было однозначного определения вытеснения. Во всяком случае в различных своих работах под вытеснением он понимал: 1) процесс, благодаря которому психический акт, способный быть осознанным, делается бессознательным;2) возвращение на более раннюю и глубинную ступень развития психического акта; 3) патогенный процесс, проявляющийся в виде сопротивления; 4) разновидность забывания, при котором память «просыпается» с большим трудом; 5) одно из защитных приспособлений личности. Таким образом, в классическом психоанализе вытеснение обнаруживало сходство с такими явлениями, как регрессия, сопротивление, защитный механизм.
При рассмотрении вытеснения З. Фрейд поставил вопрос о его силах, мотивах иусловиях осуществления. Ответ на этот вопрос сводился к следующему. – Под воздействием внешних обстоятельств и внутренних побуждений у человека возникает желание, несовместимое с его этическими и эстетическими взглядами. Столкновение этого желания с противостоящими ему нормами поведения приводит к интрапсихическому конфликту. Разрешение конфликта и прекращение борьбы осуществляются благодаря тому, что представление, которое возникло в сознании человека как носитель несовместимого желания, подвергается вытеснению в бессознательное. Наконец, это представление и относящееся к нему воспоминание устраняются из сознания и забываются.
Согласно З. Фрейду, вытесняющие силы служат этическим и эстетическим требованиям человека, выработаным у него в процессе воспитания. То неудовольствие, которое он испытывает при невозможности реализации несовместимого желания, и устраняется путем вытеснения. Мотивом вытеснения является несовместимость соответствующего представления человека с его Я. Таким образом, вытеснение выступает в качестве механизма психологической защиты. В то же время оно порождает невротический симптом, который является заместителем того, чему помешало вытеснение. В конечном счете вытеснение оказывается предпосылкой образования невроза.
Для иллюстрации процесса вытеснения можно воспользоваться сравнением, использованным Фрейдом при чтении им лекций по психоанализу в университете Кларка (США) в 1909 году. В аудитории, где читается лекция, находится человек, который нарушает тишину и отвлекает внимание лектора своим смехом, болтовней, топотом ног. Лектор объявляет, что в таких условиях он не может продолжать чтение лекции. Несколько сильных мужчин из числа слушателей берут на себя функцию наведения порядка и после кратковременной борьбы выставляют нарушителя тишины за дверь. После того как нарушитель порядка оказался «вытеснен», лектор может продолжить свою работу. Для того, чтобы нарушение порядка не повторилось, если выставленный из аудитории попытается вновь проникнуть на лекцию, совершившие вытеснение мужчины садятся около двери и берут на себя роль охранников (сопротивление). Если использовать язык психологии и назвать место в аудитории сознанием, а место за дверью – бессознательным, то это и будет изображением процесса вытеснения.
Исследование и лечение невротических расстройств привело З. Фрейда к убеждению, что невротикам не удается полное вытеснение представления, связанного с несовместимым (с требованиями Я) желанием. Это представление устраняется из сознания и из памяти, но оно продолжает жить в бессознательном, а при первой возможности активизируется и посылает от себя в сознание искаженного заместителя. К замещающему представлению присоединяются неприятные чувства, от которых, казалось бы, человек избавился благодаря вытеснению. Таким замещающим представлением оказывается невротический симптом, в результате чего вместо предшествующего кратковременного конфликта наступает длительное страдание.
В статье «Вытеснение» Фрейд разграничивает вытеснение в широком смысле (включающем три этапа) и вытеснение в узком смысле (только второй этап). Первый этап— это «первичное вытеснение»: оноотносится не к влечению кактаковому, но лишь к представляющим его знакам, которые недоступны сознанию и служат опорой влечений. Так создается первое бессознательное ядро как полюс притяжения вытесненных элементов.
Второй этап —вытеснение в собственном смысле слова, или, иначе говоря, «вытеснение в последействии»,— это, таким образом, двусторонний процесс, в котором тяготение связано с отталкиванием, осуществляемым вышестоящей инстанцией.
Наконец, третья стадияэто«возврат вытесненного» в форме симптомов, снов, ошибочных действий и т.д.
Фрейд рассматривал психоанализ в качестве объективного способа научного познания, способного определить долю участия бессознательной проекции в формировании системы представлений об окружающей действительности. Развитие психического аппарата предполагало способность формировать со временем все более объективные представления о мире, однако бессознательные влечения продолжают предопределять психическую активность человека в любом возрасте. Психологические проблемы личности, психические нарушения и расстройства были проявлениями специфических нарушений равновесия в психическом аппарате. Исследование этих нарушений и выработка способов лечения и были главной задачей фрейдовского психоанализа.
Для выздоровления невротика необходимо, чтобы симптом был переведен в вытесненное представление по тем же самым путям, каким совершалось вытеснение из сознания в бессознательное. Если благодаря преодолению сопротивлений удается перевести вытесненное опять в сознание, то интрапсихический конфликт, который больной хотел избежать, под руководством аналитика может получить лучший выход, чем он получил ранее с помощью вытеснения. В этом отношении вытеснение рассматривалось З. Фрейдом в качестве попытки человека «к бегству в болезнь», а психоаналитическая терапия – как «хороший заместитель безуспешного вытеснения».
Иллюстрацией аналитической работы может служить то же самое сравнение, которое было использовано З. Фрейдом при чтении лекций в университете Кларка. Так, несмотря на вытеснение, изгнание нарушителя тишины из аудитории и установление стража перед дверью не дает полной гарантии того, что все будет в порядке. Насильственно выставленный из аудитории и обиженный человек своими криками и стуками кулаками в дверь может производить в коридоре такой шум, что это будет в еще большей степени мешать чтению лекции, чем его предшествующее неприличное поведение. Оказалось, что вытеснение не привело к ожидаемому результату. Тогда организатор лекции берет на себя роль посредника и восстанавливает порядок. Он ведет переговоры с нарушителем тишины и обращается к аудитории с предложением вновь допустить его на лекцию, причем дает слово, что последний будет вести себя подобающим образом. Полагаясь на авторитет организатора лекции, слушатели соглашаются прекратить вытеснение, нарушитель порядка возвращается в аудиторию, снова наступает мир и тишина, в результате чего создаются необходимые условия для нормальной лекторской работы. Подобное сравнение отвечает той задаче, которая, по мнению З. Фрейда, «выпадает на долю врача при психоаналитической терапии неврозов».
В своей практике З.Фрейд использовал два основных метода исследования бессознательного – это метод свободных ассоциацийиметод анализа сновидений. Свободные ассоциации это высказывания, основанные не на размышлении человека, а на самопроизвольном изложении всего того, что приходит ему в голову по поводу какого-то слова, числа, образа, сюжета, представления, сновидения и т. д.
Метод свободных ассоциаций лежит в основе классического психоанализа. По признанию З. Фрейда, отказ от гипноза и замена его новой техникой – методом свободных ассоциаций – послужили толчком к становлению и развитию психоанализа.
Фрейд исходил из того, что любая ассоциация по тому или иному поводу представляет интерес. Любое пришедшее на ум воспоминание является важным с точки зрения установления связей между протекающими в психике процессами и пониманием причин возникновения заболевания. Отсюда основное правило психоанализа: пациент должен свободно высказывать все свои мысли, исключая какую-либо сосредоточенность на них и предотвращая их критику. Говорить все, подчеркивал З. Фрейд, это значит действительно говорить все, ничего не замалчивая и не утаивая как от психоаналитика, так и от самого себя.
С точки зрения З. Фрейда, первая случайно пришедшая в голову пациента мысль содержит в себе если не все, то многое из того, что необходимо для раскрытия его бессознательной деятельности. Возникшая у него мысль не является случайной: она всегда есть результат внутреннего сосредоточения и подчинения определенному ходу мыслей
Анализ сновидений занимал в концепции З.Фрейда не менее важное место. Для Фрейда сновидение – это царская дорога к познанию бессознательного и лучший способ подготовки к исследованию неврозов.
Фрейд различал явное содержание сновидения и скрытые его мысли. Явное содержание сновидения – это то, что он видит во время сна, когда воспринимает в зрительных образах различные картины и сюжеты. Скрытые мысли сновидения – это то глубинное и исконное, что стоит за зрительными образами и требует своего обнаружения. Работа сновидения заключается в переводе скрытых мыслей в явное его содержание. Эта работа осуществляется с помощью механизмов сгущения, смещения, превращения мыслей в зрительные образы и вторичной обработки, то есть соединения разрозненных частей и элементов сновидения в единое, связное содержание. Благодаря этой работе сновидение может исказиться, выглядеть странным, абсурдным, непонятным. Искажению способствует цензура сновидения, которая, по мнению З. Фрейда, отвечает за различные пробелы и пропуски в сновидении, модификацию и перегруппировку его материала.
Толкование сновидения имеет противоположную направленность. Оно состоит в переводе явного содержания сновидения в скрытые его мысли. Такой перевод предполагает расшифровку символического языка бессознательного, так как, согласно З. Фрейду, элемент сновидения является символом его бессознательной мысли. Поскольку символы общезначимы для всех людей и имеют устоявшиеся переводы, то, например, в древнем мире они составляли идеальную основу для толкования сновидений. Однако если древние толкователи сновидений видели в них знаки будущего, то в классическом психоанализе смысл сновидения выводится из прошлого.
С точки зрения Фрейда, сновидение – это осуществление запретных, подавленных, вытесненных в бессознательное желаний, возвращение человека к его инфантильному состоянию. В сновидении отражаются наши собственные влечения и желания. В нем вновь оживают все характерные черты примитивной душевной жизни, включая различные формы проявления сексуальности. В этом отношении материал сновидения можно рассматривать, как считал З. Фрейд, в качестве части «архаического наследства, которое ребенок приносит с собой в мир и которое предшествует любому его личному опыту и является отпечатком опыта его предков».
В целом сновидение рассматривалось З. Фрейдом как компромиссное образование: с одной стороны, оно удовлетворяет потребность человека на время (во сне) прерывать свою связь с внешним миром, с другой стороны, оно дает человеку возможность удовлетворять вытесненные влечения в форме галлюцинаторного исполнения желания.
Вопросы и задания:
Подумайте, почему влечение, удовлетворение которого по определению должно приносить удовольствие, порождает неудовольствие, а вследствие этого — вытеснение? Приведите пример.
Как вам кажется, в чем заключается основная сложность использования методов исследования бессознательного, предложенных З.Фрейдом?
Что такое смещение в психологии?
Перемещение — это защитный механизм, при котором человек переносит негативные чувства с одного человека или вещи на другого. Например, человек, который злится на своего начальника, может «вымещать» свой гнев на члене семьи, крича на него.
Американская психологическая ассоциация (АПА) утверждает, что люди бессознательно используют защитные механизмы, чтобы предотвратить или высвободить негативные мысли и эмоции. Хотя этот процесс может быть полезен для эмоционального состояния человека, он может привести к проблемам в отношениях, если он происходит часто.
В этой статье обсуждается психоаналитическая теория смещения, рассматривается ее история, некоторые примеры и многое другое.
Согласно АПА, замещение — это перенос негативных чувств с одного человека или вещи на другого.
Теория состоит в том, что человек справляется с напряжением или тревогой, связанными с негативными чувствами, такими как страх или гнев, высвобождая их на не угрожающей цели.
Например, если человек испытывает отрицательные эмоции из-за крика начальника на него, он может передать эти эмоции кому-то или чему-то другому, например, члену семьи или предмету домашнего обихода.
Человеку может казаться, что он не может противостоять своему боссу из-за страха потерять работу. В результате они могут вымещать свой гнев на ком-то, кто менее опасен, например, на своем партнере или соседе по дому.
Поскольку смещение является бессознательным защитным механизмом, человек может не осознавать, что он это делает.
Зигмунд Фрейд был австрийским неврологом, разработавшим психоанализ в начале 20 века.
Согласно АРА, психоанализ представляет собой набор теорий об эмоциях и поведении, основанный на идее о том, что психические процессы бессознательны. АПА говорит, что термин «бессознательное» относится к процессам ума, о которых человек не подозревает.
На протяжении всей своей работы Фрейд обсуждал различные защитные механизмы. Эти бессознательные психологические процессы служат для защиты человека от нежелательных чувств или неприемлемых мыслей.
Его дочь Анна Фрейд позже определила механизмы более четко, создав 10 основных защитных механизмов и добавив больше деталей.
Дополнительные исследователи продолжали добавлять новые защитные механизмы на протяжении многих лет, включая перемещение.
Защитные механизмы, такие как смещение, по своей сути не так уж плохи. Например, смещение может позволить человеку выразить себя и снять стресс, даже если он направляет его не на ту цель.
Этот механизм позволяет человеку справляться со стрессом и беспокойством способами, которые менее опасны и более социально приемлемы, чем прямое столкновение с проблемой — например, крича в ответ на своего босса.
Хотя перемещение может выполнять положительную функцию для человека, оно также может привести к негативным последствиям, которые могут повлиять на жизнь и отношения человека.
Перемещение также может быть частью разрушительного и нездорового цикла.
Например, если у человека есть негативный опыт на работе, он может в ответ накричать на своего партнера из-за незначительной ошибки, когда вернется домой.
Такое поведение может разозлить и расстроить их партнера, и они могут высвободить эти эмоции, накричав на своего ребенка. Ребенок может отреагировать на гнев и бессилие, которые он испытывает, издеваясь над другими детьми в школе.
Воздействие перемещения
Перемещение может иметь различные последствия как на индивидуальном уровне, так и в глобальном масштабе. Вот примеры некоторых последствий, к которым может привести перемещение:
- Проблемы в отношениях: Человек, который всегда переносит свой гнев, связанный с работой, на других, может начать испытывать трудности в построении длительных отношений. Направляя свою агрессию и разочарование на своих друзей и семью, они могут оттолкнуть их.
- Проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами и зависимостью: В исследовании 2017 года люди, живущие с расстройством, связанным с употреблением алкоголя, показали более высокие баллы по шкале «незрелых защитных механизмов», таких как вытеснение, чем люди без этого состояния. Авторы отмечают, что устранение этих защитных механизмов у людей, живущих с расстройствами, связанными с употреблением алкоголя, может помочь в лечении.
- Предубеждение: Перемещение может заставить человека переносить гнев, вызванный чем-то одним, на определенную группу людей. Например, если человек изо всех сил пытается найти новую работу после увольнения, он может начать обвинять иммигрантов в отсутствии работы.
- Козлы отпущения: Как и в приведенном выше примере, перемещение может помочь объяснить, почему люди иногда обвиняют других в крупномасштабных экономических или социальных проблемах. Это также может произойти в небольших масштабах в повседневных ситуациях. Например, человеку может быть трудно добираться до работы, прежде чем он вернется в грязный дом. Затем они могут обвинить своего партнера или соседа по дому в беспорядке, даже если это произошло по вине кого-то или чего-то другого.
Обращение за помощью в лечении зависимости может показаться сложным или даже пугающим, но несколько организаций могут оказать поддержку. Если вы считаете, что вы или кто-то из ваших близких борется с зависимостью, вы можете обратиться за немедленной помощью и консультацией в следующие организации:
- Управление по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психическим здоровьем (SAMHSA): 800-662-4357 (TTY: 800). -487-4889)
- Национальная линия помощи по предотвращению самоубийств: 800-273-8255
Человеку может быть трудно идентифицировать перемещение в себе. Однако каждый, кто понимает, что эмоционально реагирует на кого-то или что-то, может начать с вопроса о том, пропорциональна ли его реакция событию, вызвавшему ее.
Например, если человек кричит на официанта за то, что он принес ему не то блюдо, он может вытеснять гнев с другого события. Если они проанализируют ситуацию, они могут понять, что их гнев был вызван чем-то, что произошло в другом месте ранее в тот же день.
Некоторые другие методы могут помочь предотвратить или свести к минимуму смещение. Человек может попробовать:
- Ведение дневника: Дневник может помочь человеку проанализировать свое поведение и эмоции и держаться на некотором расстоянии от ситуации. Это также может позволить им выразить любые негативные чувства в частном порядке.
- Медитация: Медитация и другие осознанные практики, такие как йога, могут помочь, позволяя человеку осознавать свои чувства и действия.
- Занятия спортом: Исследования показывают, что регулярные занятия спортом снижают стресс и повышают эмоциональную устойчивость.
После того, как Анна Фрейд определила защитные механизмы и подробно рассказала, что они из себя представляют, исследователи продолжали дополнять список типов на протяжении многих лет.
Хотя каждый тип отличается, все защитные механизмы позволяют человеку справляться с трудными эмоциями. Они могут помочь человеку избежать неприятных мыслей, таких как горе и чувство вины.
Можно испытать несколько защитных механизмов.
Механизм обороны | Определение | Пример |
---|---|---|
Избегание | Увольнение с некомфортными мыслями или чувствами, оставшиеся на месте, с того, что они остаются, по сравнению с ними. | Человек, попавший в автомобильную аварию с травмой, начинает избегать вождения. |
Отказ | Продолжение поведения, которое может нанести ущерб, игнорирование реальных последствий ситуации. | Кто-то продолжает покупать дорогую дизайнерскую одежду, несмотря на серьезные финансовые долги. |
Юмор | Уменьшение, сопротивление или сокрытие негативных эмоций, которые могут возникнуть в результате ситуации, посредством шуток над ней. | Человек рассказывает забавную историю о ком-то во время хвалебной речи. |
Выступ | Приписывание собственного поведения и недостатков кому-то другому. | Человек, который тайно изменяет своему супругу, обвиняет своего супруга в том же поведении. |
Регрессия | Возврат к поведению из более раннего этапа жизни. | Ребенок начинает мочиться в постель после травматического инцидента, хотя он уже вырос из этого поведения. |
Рационализация | Оправдание своего поведения путем попытки дать рациональное объяснение. | После кражи денег человек оправдывается тем, что они нужны ему больше, чем человеку, у которого они их украли. |
Человек может знать или не знать, что он использует эти защитные механизмы.
Узнайте больше о защитных механизмах в психологии.
Когда человек становится чрезмерно зависимым от перемещения — или любого другого защитного механизма — в борьбе со стрессом и эмоциями, это может стать для него проблематичным поведением.
Терапевт может помочь человеку распознать замещение в своем поведении и работать с ним, чтобы сформировать различные стратегии, чтобы справиться с трудными эмоциями.
Некоторые варианты лечения, которые может предоставить терапевт, включают:
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
КПТ — это метод краткосрочной терапии, который может помочь людям определить и переформулировать свои мыслительные модели. Во время когнитивно-поведенческой терапии терапевт будет работать с человеком, чтобы выявить негативные мысли и чувства, которые могут возникнуть в результате определенных событий. Цель когнитивно-поведенческой терапии — преобразовать негативные мысли и действия в более полезные способы мышления и поведения.
Узнайте больше о CBT.
Психодинамическая терапия
Эта более длительная форма разговорной терапии может помочь людям лучше понять свои мысли и чувства. Психодинамическая терапия уделяет особое внимание бессознательным мыслям и поведению. По этой причине это может быть очень полезно для изучения и понимания бессознательных защитных механизмов.
Узнайте больше о психодинамической терапии.
Лекарства
Защитные механизмы — нормальная реакция на тяжелые мысли и чувства. Однако, если человек имеет проблемы с психическим здоровьем, такие как депрессия, избежать нездоровых защитных механизмов может быть труднее.
Лекарства, такие как антидепрессанты, могут быть эффективны при лечении депрессии и других психических заболеваний.
Человеку следует поговорить с врачом, если он подозревает, что у него может быть психическое заболевание. Врач может работать с человеком, чтобы создать эффективный план лечения.
Узнайте больше о типах, преимуществах и побочных эффектах антидепрессантов.
Смещение — это защитный механизм, который некоторые люди бессознательно используют в ответ на стресс и другие негативные эмоции.
Хотя в некоторых случаях он может служить здоровой цели, чрезмерное доверие к нему может привести к неадекватному поведению, которое создаст проблемы в отношениях или работе человека.
Разговор с психологом или консультантом может помочь людям найти новые и лучшие способы справиться со стрессом и беспокойством.
Смещение — психологические защитные механизмы
Введение
В этом посте мы сосредоточимся на понимании того, что такое психологический защитный механизм смещения, почему мы его используем, как он может привести к определенным проблемам и шагам, которые должен предпринять терапевт. может использовать, чтобы помочь клиенту, который сталкивается с проблемами из-за перемещения.
Защитный механизм перемещения: тематическое исследование
Молодая девушка недавно обратилась за помощью к психотерапевту. Когда ее спросили, для чего это, она сказала: «Моя работа влияет на мою семейную жизнь, я выхожу из себя на работе из-за моего начальника, он кричит и оскорбляет меня, как идиота, и я вымещаю всю злость на своей младшей сестре дома. , и теперь это влияет на мои отношения с ней, пожалуйста, помогите!»
Разве мы не слышали подобных историй или даже не сталкивались с этим?
Ну, это классический пример защитного механизма Смещения.
Что такое смещение?
Во фрейдистской психологии смещение (нем. «сдвиг, перемещение») – это бессознательный защитный механизм , посредством которого разум заменяет либо новую цель, либо новый объект целями, которые в их первоначальной форме считались опасными или неприемлемыми.
Смещение включает в себя смещение ваших истинных чувств от первоначальных, вызывающих тревогу провоцирующих мыслей к цели, которая является менее вредной или не угрожающей (на основе индивидуального восприятия).
Что вызывает смещение?
Смещение происходит, когда мы смещаем наши эмоции и действия с действительно желаемой цели на замещающую цель:
- На основе индивидуального восприятия и убеждений об обстоятельствах или
- Из-за отсутствия навыков справляться с обстоятельствами
Подобно в приведенном выше примере девушка очень злится на своего босса, но она мало что может сделать, так как боится потерять работу, поэтому, по сути, гнев направлен на ее младшую сестру, которую она воспринимает как более безопасную цель.
Какова цель перемещения?
Цель этого бессознательного защитного механизма, как правило, состоит в том, чтобы высвободить сдерживаемые эмоции, направив их в другое место, тем самым нанося меньший вред, а во многих случаях вообще не причиняя вреда человеку, испытывающему эти эмоции.
Проблема с чрезмерной зависимостью от Смещения
Однако, если мы не осознаем этот смещенный гнев или даже если мы осознаем, и такое поведение часто повторяется, это может вызвать серьезные осложнения и проблемы в жизни человека. В приведенном выше случае это уже начало происходить, поскольку ее отношения с сестрой действительно ухудшались.
Как работает перемещение?
- В некоторых случаях, как в упомянутом выше случае, Смещение может включать сохранение действия и простое смещение цели этого действия. Итак, девушка хотела крикнуть в ответ своему боссу, но вместо этого переместила крик на свою сестру.
- Однако иногда этот способ перемещения может оказаться неосуществимым. Так что в этом случае человек может изменить действие вместе с целью. Например, если я не могу кричать на своего босса, я беру боксерскую грушу и буду бить ее, пока не почувствую себя лучше. Этот способ Смещений часто является вполне удовлетворительным и работоспособным механизмом для более безопасного высвобождения энергии.
- Даже сны можно интерпретировать как перемещение сохраненных напряжений в другие формы (сны часто очень метафоричны), например. мышь, бьющая дракона клюшкой. Где дракон — босс, а мышь — это вы.
Как и любой защитный механизм, смещение полезно в краткосрочной перспективе, однако оно может привести к серьезным осложнениям, если оно продолжится в долгосрочной перспективе. По этой причине очень важно направить его в правильное русло и найти альтернативные решения.
Если вы или кто-то из ваших знакомых использовали защитный механизм перемещения и ищет помощи, чтобы улучшить вашу текущую жизненную ситуацию в личной или профессиональной жизни, позвоните нам по телефону +91-8080-2084-73 или используйте контактную форму .
Ниша терапевтов: работа со смещением
Когда клиент использует защитный механизм смещения, есть две основные возможности:
- Клиент может не осознавать, что он/она вытесняет эмоции
- Клиент может осознавать, что он/она вытесняет эмоции
Рекомендуемые шаги и техники
- то же самое либо:
- С помощью структурированного интервью (ознакомьтесь с Метамоделью) или
- С помощью техники НЛП Перцептивной Позиции или
- Помогая клиенту стать более внимательным к своим эмоциям и своим реакциям
- Как только клиент осознает происходящее смещение, следующим шагом будет помочь клиенту понять первоначальный источник эмоции. Первоисточник должен включать человека, ситуацию и мысль/веру, которая вызывает эмоцию. Терапевт может использовать открытые вопросы (снова метамодель) в сочетании с моделью АВС из когнитивно-поведенческой терапии.
- Затем помогите клиенту реструктурировать мысль или основное убеждение, выявленное на предыдущем шаге. Для этого можно использовать утверждение «если-то», НЛП SWISH и процессы изменения убеждений.
- Затем помогите клиенту провести мозговой штурм и определить навыки, которые помогут ему более эффективно работать с первоисточником. Процесс коучинга SOFT SEA™ вместе с моделированием НЛП — это методы, которые можно использовать для одного и того же.
- Затем помогите клиенту высвободить текущую эмоцию (которая была вытеснена) и заменить ее более подходящей/находчивой эмоцией. Гипнодрама (драма в гипнотическом состоянии в сочетании с якорением), вероятно, лучший процесс для этой цели.
- В последнюю очередь выполните будущий темп, чтобы клиент мог мысленно отрепетировать применение новой стратегии и навыков в новом ресурсном состоянии. При необходимости внесите необходимые изменения в стратегию.
Все техники, упомянутые в этом посте, и многое другое — это то, что вы изучаете и практикуете в рамках программы Когнитивной гипнотической психотерапии™. Это первый и единственный курс, который плавно объединяет различные подходы к психотерапии (когнитивный, поведенческий, психодинамический и гуманистический) с методами гипноза, НЛП, метафоротерапии и осознанности.